На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Развитие рациональной риторики в 18 веке

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 29.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию.
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования.
«Читинский  государственный университет»
Заочное отделение. 

Контрольная работа
По  дисциплине « РИТОРИКА»
Тема  «Развитие рациональной риторики в 18 веке» 
 
 
 
 
 
 

                                              Выполнил(а) ст.гр.:ЮРз 10-4
                                                    ФИО:Зорькина Елена Сергеевна
Проверил :Дубровский Сергей Александрович 
 
 
 
 
 
 

Чита 2010 год.
План: 1) Введение.
           2) Развитие рациональной риторики  в 18 веке.
           3) Заключение.
           4) Список используемой литературы. 

1) Введение
Толковые словари  определяют риторику как науку и  искусство красноречия, убеждения  словом. В наши дни она расширила  сферу влияния, охватив разнообразные области общения -от публичного, официального, научного и делового до бытового, обиходного, как устного, так и письменного. В XX в. в теории и практике речи усилились тенденции культуры речи, стилистическая дифференциация, требования языковой нормы, чему способствовало возникновение и интенсивное развитие новых научных направлений: теории речи, общения, массовой коммуникации, социолингвистики, функциональной стилистики, грамматики и др.
Красноречие понимают неоднозначно: это и дар слова - речи актуальной, эмоциональной, логичной, ясной, доходчивой, свободно льющейся, безусловно, правильной, в которой используются все богатства и тонкости языка и опыт, накопленный веками в поэтике, стилистике, ораторстве, и «языковой вкус эпохи» (по В. Г. Костомарову), разумеется.
Любое высказывание определяется ситуацией, потребностями  жизни; они порождают мотивы и  цели; затем говорящий формирует  содержание речи, выбирает форму: монолог  или диалог, грамматическую структуру, лексику, интонации, прогнозирует понимание  слушателем и его реакцию.
Выбор средств  определяет пространство культуры речи на всех этапах внутренней, мысленной, подготовки: мотивации, структурирования содержания, выбора слов и их последовательности, грамматического маркирования, кодового перехода на акустическую, звучащую, речь. Культура речевого общения содержит и этический компонент. Риторика требует осмысленного отношения к речи. Сознательное отношение к слову поможет сделать человека здравомыслящим, способным ладить и договариваться с другими людьми. Как отмечал Б. Шоу, государство - сообщество разумных индивидов, наделенных «божественным даром членораздельной речи», и управляться оно должно с помощью разумных методов, которые основаны не на «команде», приказе, а на убеждении словом. Всякое руководство на любом участке в значительной мере вершится через общение, через контакты с людьми. С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова. Врожденный ли это дар или результат длительного, кропотливого обучения и самообразования? Ответ на многие вопросы дает особая наука - риторика.
2) Развитие рациональной  риторики в 18 веке.
Риторические  учения возникали в периоды расцвета цивилизаций: Египет, Индия, Китай, Древняя  Греция, Рим. Но в основе всех риторических учений мы видим и философские  понятия (например, понимание риторического  идеала, поиск истины), и эстетические (пафос, артистизм, изобразительные  средства), и филологические (мастерство языка, логика, стили, фигуры, метафора и т.д.), и прагматические (образование, ораторство, деловой мир, политика).
До начала XVII в. искусство красноречия представлено в России многими яркими именами, но оно носит характерный для  средних веков неконфронтационный характер, воплощается преимущественно в гомилетике и по этой причине вряд ли может рассматриваться как главный объект изучения для общей риторики, если понимать эту науку в точном смысле как учение о языковых средствах переубеждения.  
 Сам термин "риторика" впервые появляется в переводе греческой рукописи "Об образах" в 1073 г., но вплоть до начала XVII в. отсутствуют какие-либо учебники на русском языке. Обучение искусству говорить ведется на основе подражания образцам торжественного и учительного красноречия, практические же наставления разбросаны по различным памятникам .По-видимому, первой оригинальной русской риторикой был учебник, написанный митрополитом Макарием (1617). Примечательно, что этот учебник состоял только из двух книг (разделов) - "Об изобретении дел" и "Об украшении". Тем самым как бы подчеркивается особая роль слова, которая "делам придает и прибавляет силы". В самом конце XVIII в. (в 1699 г.) эта риторика была переработана и дополнена Михаилом Усачевым.  
К началу XVIII в. искусство красноречия, сохраняющего в основном свой неконфронтационный характер, начинает все больше переориентироваться с гомилетики на художественные жанры, и, прежде всего, поэтику. В 1705 г. появляется курс лекций Феофана Прокоповича (1681-1736) "De arte poetica" ("О поэтическом искусстве"), а в 1706 г. - также написанный на латинском языке "De arte rhetorica" ("О риторическом искусстве").  
Первой научной русской риторикой, продолжающей путь мирового развития этой науки, было "Краткое руководство к красноречию" (1747), написанное М. В. Ломоносовым (1711-1765). Как ни стремилось в течение XVII в. общество к созданию академии и заведению “школ”, настоящий перелом в содержании риторики смог произойти только с началом петровских преобразований. Создание основных рукописных риторик, читавшихся и переписывавшихся на протяжении всего XVIII в., удивительным образом сконцентрировано в период с конца XVII в. по 1710 г. В это время написаны много книг “О риторической силе” Софрония Лихуда (пер. Козмы Афоноиверского) (1698 г.), Риторика Михаила Усачева (1699 г.), “Риторическая рука” Стефана Яворского (1698 г., пер. Федора Поликарпова -- 1705 г.), несколько риторик Андрея Белобоцкого (до середины первого десятилетия XVII в.), Риторика Козмы Афоноиверского (1710 г.), Старообрядческая Риторика в 5-ти беседах (1706 - 1712 гг.). Каждое из этих сочинений имеет свои задачи и содержательно-стилистические особенности. Так, сочинение Софрония Лихуда “О риторической силе” вместе с богословскими толкованиями происхождения “слова” при необыкновенной стилевой выразительности охватывает все ситуации политической и семейной речи, ясно указывая, как надо развивать те или иные темы. Риторика Михаила Усачева тяжеловесна в толковании отдельных разделов, но оригинальна в объяснении вопросов обучения ритора: в “науке” человек сначала “удивляется”, а затем “в разум” принимает учение. Исключительно популярны были риторики Андрея Белобоцкого - прежде всего потому, что стремились к универсальной полноте в охвате описываемых предметов: люллианские сочинения претендовали на универсальное знание о любой вещи. В “Науке проповедей” Белобоцкого были изложены все компоненты содержания различных тем церковной речи, а в “Краткой риторике” объяснены основные богословские понятия (Бог, Богородица, пророки, ангелы, святые и т.д.). “Риторическая рука” Стефана Яворского оригинальна краткостью и выразительностью примеров, а в посвящении, адресованном И.А. Мусину-Пушкину, прославляются “учение”, Москва -“жилище муз” и, конечно, “московский орел” Петр Великий, насаждающий науки в своем отечестве. Вершиной риторической украшенности стала Риторика Козмы Афоноиверского, грека, изучившего славяно-российский язык настолько, что во множестве его “прикладов» - примеров воплотились современные и исторические реалии русской жизни, были предложены ясные определения риторической терминологии. Наконец, обучение проповеднической речи ставила целью Риторика в 5-ти беседах, созданная в Выголексинском старообрядческом общежительстве - старообрядцы не только переработали терминологию современных им риторик, но и снабдили описание собственными идеологическими примерами.

Ломоносовский период (II пол.XVIII в. - нач.XIX в.) "Устройством родного языка" Ломоносов занимался всю свою жизнь. Начав с разработки теории русского стихосложения в "Письме о правилах российского стихотворца" в 1739 году, он уже в 1743 году создал первый рукописный вариант русского учебника по риторике, который носил название "Краткое руководство к риторике".
В 1747 году учебник  под названием "Краткое руководство  к красноречию" был напечатан, но тираж издания пострадал во время пожара 4 декабря 1747 года. И  лишь в июне следующего, 1748 года, это  произведение Ломоносова было опубликовано впервые.
До Ломоносова авторами руководств и ученых пособий  по красноречию, как правило, выступали  представители духовенства. Печатались и преподавались руководства  на старославянском или латинском  языках. Ломоносов впервые отступил от этой традиции и написал руководство  к красноречию на русском языке. Это была первая риторика на русском  языке.
У М.В. Ломоносова, оформившего научную классификацию "словесных наук", ясно различены  термины риторика и красноречие. "Риторика есть наука о всякой предложенной материи говорить и  писать…" (1743), а "красноречие есть искусство о всякой данной материи  красно говорить и тем других преклонять к своему об оной мнению" (1747).
Таким образом, риторика - это наука, учение, правила, а красноречие - искусство, способность, умение говорить и писать.
Составленная  на основании классических авторов  и западноевропейских руководств и  дающая в подтверждение общих  положений ряд примеров на русском  языке, книга представляет большой  интерес для логиков, поскольку  искусство красноречия Ломоносов  рассматривает, прежде всего, в связи  с законами мысли, т. е. с законами и правилами логики. "Прежде, нежели покажем мы правила к изобретению  доводов, - пишет он, - должно истолковать  части и сложение из логики".
Для красноречия, по Ломоносову, необходимы, прежде всего, душевные и телесные дарования. К первым относились острый ум и память, а ко вторым - громкий голос, "долгое" дыхание, приятная внешность и осанка. Одним из важнейших требований теории красноречия является знание элементов и структуры публичной речи. Ломоносов предлагает строить речь из четырех частей: вступление, пояснение, утверждение, заключение. Много внимания уделено им логической значимости аргументов, а также средствам усиления эмоциональности речи. Оратор должен влиять и на разум, и на чувства слушателей. Для этого необходимы образность речи, выразительность стиля и убежденность оратора. Чтобы разбудить чувства, нужно глубоко знать "нравы человеческие", учитывать состояние, возраст и пол слушателей.
В книге помещено множество отрывков и даже целых произведений в стихах и прозе, оригинальных и переводных. Выбор этих образцов и примеров был сделан Ломоносовым с замечательным литературным вкусом, что свидетельствует о широком образовании и громадной начитанности автора.
Ломоносов приводит много метких и полезных наблюдений, советов оратору, предвосхитив целый  ряд закономерностей, которые спустя многие десятилетия будут сформулированы филологами. "Краткое руководство  к красноречию" предназначалась  для нужд просвещения. Оно связывало  риторическую систему со стилями  речи. М.В. Ломоносов ратовал за научное  содержание речей, за их богатство и глубину, за то, что придает смысл "сладкоречию".
У данного произведения столько достоинств, что становится понятным восторг современников  и потомков, а, также, то значение, которое  оно приобрело в нашей литературе. Язык, которым была написана книга, настолько стоял выше ему современного, что и сейчас "Риторика" Ломоносова продолжает вызывать восхищение. В  библиографии зафиксировано четыре издания "Риторики", датированных 1748 г., но вышедших в свет в 1765, 1776 и  не ранее 1784 года.
Во-первых, на определение  риторики как искусства убеждать и даже переубеждать. "Красноречие  есть искусство о всякой данной материи  красно говорить и тем преклонить других к своему ". При этом следует отметить, что Ломоносов понимал эффект красноречия как более действенный, чем тот, который "от насильства единого происходит".  
Во-вторых, на пристальное внимание не только к логической аргументации (силлогизмам), но и к психологии доводов, выявлению причин, "...от каких представлений каждая страсть возбуждается ...".  
В-третьих, на ориентацию не только на произнесенное (а потом записанное), но и на письменные образцы публичной речи.  
В-четвертых, на ориентацию формирования национального языка во всем его стилистическом многообразии, прежде всего через художественную речь.  
И наконец, в-пятых, на целый ряд хотя и отдельных, но очень важных наблюдений, касающихся связи между содержанием убеждающей речи (например, силлогизмами) и наиболее эффективной формой ее языковой реализации (например, выбором союза).  
 
Конец XVIII - начало XIX в. характеризуются симптомами приближающегося кризиса общественной феодально-крепостнической системы, первыми попытками социальных реформ. Инициатива их проведения обычно связывается с именем Михаила Михайловича Сперанского (1772-1839). Характерная черта этого времени - нарастающий интерес к конфронтационному красноречию в сферах академической, педагогической, деловой речи. Жизнь властно предъявляет к теоретическому аппарату риторики свои практические требования.

Термин «риторика» в русском языке впервые появляется в переводе греческой рукописи «Об  образех» в 1073 году. А самое раннее из русских руководств, «Риторика  Макария", появилось в начале XVII столетия.
Ломоносов дает следующее определение риторики: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и  тем преклонять других к своему об ней мнению. Предложенная по сему искусству  материя называется речь или слово». Следовательно, по Ломоносову, риторика есть искусство убеждения.
Риторика М.В. Ломоносова состоит из трех частей:
· «О изобретении»,
· «О украшении»,
· «О расположении».
Вот как он обосновывает построение своей книги:
«Риторика есть учение о красноречии». В сей науке предлагаются правила трех родов. Первые показывают, как изобретать, что о предложенной материи говорить должно; другие учат, как изобретение украшать; третьи наставляют, как располагать надлежит, и посему разделяется Риторика на три части - на изобретение, украшение и расположение».
Основные теоретические  положения риторики в книге М.В. Ломоносова сопровождаются цитатами из сочинений знаменитых писателей  Древней Греции и Древнего Рима, Средневековья, эпохи Возрождения  и Нового времени, данными в авторском  переводе. Много в учебнике примеров, написанных самим Ломоносовым, в  том числе стихотворных.
В «Кратком руководстве» Ломоносов дает следующее определение  риторики:
«Красноречие  есть искусство о всякой данной материи  красно говорить и тем преклонять других к своему об иной мнению».
Следовательно, по Ломоносову, риторика есть искусство  убеждения.
Именно М.В.Ломоносов  утвердил в употреблении термин «красноречие», выбрав его из длинного ряда синонимов.
Интересно, что  М.В. Ломоносов различал термины:
· риторика - «наука», «учение», «правила»,
· красноречие - «искусство», умение «красно говорить», а также тексты словесности.
«Краткое руководство  к красноречию» издавалось при жизни  Ломоносова не менее трех раз. Все  позднейшие русские риторики основывались на этом труде М.В. Ломоносова. Многие высказывания Ломоносова современны и  сегодня.
Так, например, для  красноречия, по Ломоносову, необходимы, прежде всего, дарования
· душевные (острый ум и память),
· телесные (громкий  голос, «долгое» дыхание, приятная внешность  и осанка).
Однако одних  природных качеств недостаточно, чтобы стать оратором. Одним из важнейших требований теории красноречия  является знание элементов и структуры  публичной речи. В «Риторике» Ломоносова (так для краткости принято  называть эту книгу) предлагается строить  речь из четырех частей:
· вступление,
· пояснение,
· утверждение,
· заключение.
Указаны задачи каждой части, даны советы, как каждую из них произносить.
Много внимания уделено логической значимости аргументов, а также средствам усиления эмоциональности  речи. Оратор должен влиять и на разум, и на чувства слушателей. А чтобы  разбудить чувства, нужно глубоко  знать «нравы человеческие», учитывать  состояние, возраст, пол слушателей. Наиболее содействуют «возбуждению страстей»
· образность речи,
· выразительность  стиля,
· убежденность оратора.
В своём учебнике Ломоносов приводит очень много  метких и полезных наблюдений, советов  оратору, предвосхитив целый ряд  закономерностей, которые спустя многие десятилетия будут сформулированы социальной психологией, теорией управления и другими науками. В наши дни  «Риторика» Ломоносова не может служить  практически учебным руководством. Однако и сейчас она имеет огромное историческое значение. По ней можно  составить полное представление  о законах, которым в середине XVIII века подчинялась русская литературная речь.
В этой книге  М. В. Ломоносов предостерегал от слепого подражания образцам древних  риторов. Опираясь на богатый опыт народного  красноречия, Ломоносов создал теоретические  основы русского гражданского ораторского мастерства, лишив тем самым церковно-богословскую риторику монопольного положения, которое она занимала в России в течение многих столетий. В отличие от прежних курсов, написанных на труднопонимаемом церковно-славянском языке или еще менее доступном русскому читателю латинском, «Риторика» Ломоносова была изложена простым образным русским языком и предназначалась для широкого круга читателей.
По определению  Ломоносова, риторика — это наука  о слове как могущественном средстве общения, просвещения и убеждения  людей. Нужно не только красиво говорить о «предложенной материи», но и  убедить слушателей в справедливости своих высказываний. «Кто в сей  науке искусен, — писал Ломоносов, — тот называется ритором.»
Самым важным моментом для публичного выступления Ломоносов  считал выбор темы. Особенно важно  доказать значимость предложенной темы. Для этого необходимо, чтобы слово  лектора убеждало, увлекало и воспламеняло. Слово, обращенное к слушателям, должно воздействовать не только на их разум, но и на чувства. «Что пособит ритору, хотя он свое мнение и основательно докажет, ежели не употребит способов к возбуждению страстей на свою сторону  или не утолит противных?»
Ломоносовская «Риторика» была высоко оценена наиболее просвещенными людьми того времени. Историк и государственный деятель  В. Н. Татищев назвал ее «особливо  изрядно, хвалы достойной». Она положила начало борьбе за очищение русского литературного  языка от старых, вышедших из употребления церковно-славянских слов, смысл которых  для народа был уже непонятен. В «Риторике» Ломоносов четко  сформулировал свое отношение к  русскому языку. Он считал, что совершенство ораторского произведения достигается  чистотой стиля, который «зависит от основательного знания языка, от частого  чтения хороших книг и от обхождения с людьми, которые говорят чисто». Советуя прилежно изучать грамматические правила, выбирать из достойных книг изречения и пословицы и заботиться «о чистом выговоре при людях, которые  красоту языка знают», он подчеркивал: «Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна  история, сомнительна юриспруденция  без грамматики». Вдохновенные строки посвящает Ломоносов могучей  силе русского языка, его великому будущему. Этот язык «имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому  европейскому языку не уступает. И  для того нет сомнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся»
Ломоносов утверждал, что русский язык, закрепивший  громадный практический опыт народа, способен передавать самые сложные  научные построения, если только эти  построения отвечают действительности.
Деятельность  Ломоносова в области совершенствования  русского языка тесно связана  с его трудами, направленными  на создание отечественной научной  и технической терминологии, основанной на особенностях русского языка и  закономерностях его развития.
Создавая науку  об искусстве словесного воздействия, Ломоносов отбросил схоластические определения, вроде того, что «речь  — хитрость добре глаголати». В  противоположность этому он выдвигает  свое понимание речи: «Слово дано для  того человеку, чтобы свои понятия  сообщать другому».
В ораторских произведениях  Ломоносова, особенно в его «похвальных  словах», можно проследить сочетание  двух противоположных стилей. С одной  стороны, яркий и живой язык образов, искреннее выражение чувств; с  другой — пышность, витиеватость, изобилующая  метафорами, гиперболами, риторическими  фигурами. Когда Ломоносов говорит  о близких и волнующих его  темах, например, о развитии науки  и просвещения, о расцвете Родины, он употребляет простые, убедительные образы, слова звучат доходчиво и  непринужденно. Вот как он рассказывает слушателям о пользе географической науки: «Что полезное есть человеческому  роду к взаимному сообщению своих  избытков, что безопаснее плавающим  в море, что путешествующим по разным государствам нужнее, как знать положение  мест, течение рек, расстояние градов, величину, 

В 90-е годы XVIII в. появляются еще три работы, которые  мы условно относим к ломоносовскому периоду:
1. 1792 г. - А.С.Никольский  «Основания российской словесности»,
2. 1792 г. - М.М.Сперанский  «Правила высшего красноречия»
3. 1796 г. - И.С.Рижский  «Опыт риторики»
Опыт А.С.Никольского  по логике, риторике, а затем и  словесности были наиболее влиятельны благодаря оригинальному стилю. В этой работе детально рассмотрены  вопросы:
· Структуры  публичного выступления,
· Аргументации,
· Композиции,
· Выразительности  речи.
Сперанский считал, что «основание красноречия суть страсти», т.е. сила чувств и живого воображения. Два главных предмета красноречия, по Сперанскому - это «склонить  ум, тронуть сердце». М.М. Сперанский исходил из триединой задачи оратора:
· Изобретение,
· Расположение,
· Изложение  речи.
Очень важным является тот этап, когда оратор, уже зная содержание будущей речи, пытается привести ее в такой порядок, который  наилучшим образом выявил бы силу и истинность содержания. Для этого  расположение мыслей в речи должно подчиняться двум правилам:
· Все мысли  должны быть связаны между собой  так, чтобы одна вытекала из другой; это позволит сосредоточить внимание слушателей, а также легко переходить от одного предмета к другому,
· Все мысли  должны быть подчинены одной, доминирующей.
Наиболее разработанный  курс риторики был написан профессором  И.С.Рижским.
И.С. Рижский (1759-1811) - первый ректор Харьковского университета, открывшегося в 1805 г. Это было время  наиболее значительной и плодотворной деятельности Рижского. Но до этого 10 лет (1786-1796) он преподавал риторику и логику в Санкт-Петербургском горном училище.
«Опыт риторики», изданный в 1796 г., трижды переиздавался (1805, 1809, 1822). По этой книге учились  несколько поколений русских  учащихся. Учебник состоял из 4-х  частей. Первая часть была посвящена  чистоте русской речи. Основное качество речи, по мнению Рижского, - её чистота. «Говорить и писать исправно, т.е. чистым российским языком, есть долг всякого  благовоспитанного россиянина,» - писал  он.
Работы этих авторов (Никольского, Сперанского, Рижского) наряду с «Риторикой» Ломоносова подготовили следующий этап в  развитии русской риторики.
Риторика и ее практическая сторона -искусство красноречия не только упорядочивают мыслительную способность человека, пробуждают искры таланта, но и формируют многогранность личности, универсализм в творчестве.
Применение риторического  учения в жизни, так же как и  литература, требует мастерства в  создании и выборе средств выражения, мастерства элокуции в самых разнообразных условиях -от бытового общения до ораторского выступления.
Взлет интереса к риторике в России конца XVIII - первой половины XIX в. имеет, однако, те же закономерные последствия, что и на Западе. С 60-х  гг. в названиях учебных пособий, риторику вытесняет словесность. При  этом вслед за революционно-демократической  критикой крупнейшие филологи - А. А. Потебня  и А. Н. Веселовский - провозглашают  основным видом словесности художественную литературу. Престиж риторики сильно падает. И это понятно. В ее научном  аппарате нет механизма создания и усиления изобразительности, направленного  на раскрытие психологических компонентов  убеждающей речи. Престиж риторики продолжает падать, несмотря на расцвет  конфронтационного по своей сути судебного красноречия, когда в  золотой фонд русского ораторского  искусства входят речи известнейших юристов: Петра Акимовича Александрова (1838-1893), Сергея Аркадьевича Андреевского (1847-1918), Анатолия Федоровича Кони (1844-1927), Федора Никифоровича Плевако (1842- 1908), Владимира  Даниловича Спасовича (1829-1906),
Николая Иосифовича Холева (1858-1899). Он падает, несмотря на расцвет  академического красноречия, представленного  именами виднейших ученых: И. С. Сеченова, Д. И. Менделеева, В. О. Ключевского, К. А. Тимирязева, С. П. Боткина, И. В. Склифосовского. Падает до нуля, несмотря на рост так  называемого "парламентского" красноречия  в России начала XX в. Престиж старой риторики не возрождается даже в судьбоносное октябрьское время, когда ораторы  увлекают под свои знамена неисчислимые массы людей. Правда, уже в 1918 г. в  Петрограде усилиями С. М. Бонди, В. Э. Мейерхольда, А. В. Луначарского, Л. В. Щербы, Н. А. Энгельгардта, Л. П. Якубовского открывается первый в мире Институт живого слова, и преподаватели  этого института предлагают программы  курсов лекций по теории красноречия  и теории спора. Затем вплоть до начала 30-х гг. появляются и соответствующие  исследования. Например, "Программа  курса лекций по истории красноречия/риторики", предложенная Энгельгардтом.
Тем не менее в последующие годы создается целый ряд исследований общего воспитательно-учебного и теоретического направления, которые ставят целью помочь политинформаторам, лекторам, агитаторам овладеть основами ораторского искусства. Это книги Г. З. Апресяна, Е. А. Ножина, А. Е. Михневича, Н. Н. Кохтева, В. П. Чихачева, Д. С. Беникова и др. Продолжаются, хотя и далеко не беспристрастные, попытки оценивать социальную природу риторики. Завершая описание этого периода, особенно важно отметить, что уже в 1930 г., анализируя причины исчезновения риторики, к ее возрождению призывал академик В. В. Виноградов (1895-1969). В русской литературе XVIII века главенствующее положение занимала поэзия. Ораторская проза до 60-х годов XVIII века была единственным развивающимся в русской литературе того времени видом прозы. С XIX века проза выдвинулась на первый план в составе словесного искусства.
В эпоху эллинизма  «литературное» направление укрепилось и вытеснило «логическое» на периферию  дидактической и научной риторики. Это произошло, в частности, в  связи со снижением роли политического  красноречия и повышением роли церемониального, торжественного красноречия после  падения демократических форм правления  в Греции и в Риме. В Средневековье  такое соотношение продолжало сохраняться. Риторика стала замыкаться в сфере  школьного и университетского образования, превращаться в литературную риторику. Она находилась в сложных взаимоотношениях с гомилетикой - учением о христианском церковном проповедничестве. Представители  гомилетики то обращались к риторике, чтобы мобилизовать ее инструментарий для составления церковных проповедей, то вновь отгораживались от нее как  от «языческой» науки. Преобладание «декоративно-эстетического» представления  о собственном предмете углубляло  отрыв риторики от речевой практики. На определенном этапе сторонники «литературной» риторики вообще перестали заботиться о том, годятся ли их речи для эффективного убеждения кого-либо. Развитие риторической парадигмы в данном направлении  завершилось кризисом риторики в  середине 18 в. Заметный вклад в развитие риторики внесли европейские писатели и мыслители Нового времени - Блез Паскаль, Мишель Монтень, Френсис Бэкон и другие. В их произведениях мы находим много глубоких и точных рекомендаций. Вновь на первый план, как в античности, выдвигается действенность речи, способность оратора увлечь аудиторию, мобилизовать ее на конкретное действие. Красноречие проникается светскими мотивами, приобретая социально-политическую направленность. Целая программа действий оратора содержится в высказывании французского философа и физика Б.Паскаля (1623-1662), высоко ценившего гармонию содержания и формы публичной речи: «Красноречие - это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием и чтобы захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, они захотели в нее вникнуть. Стало быть, оно состоит в умении установить связь между умами и сердцами наших слушателей и нашими собственными мыслями и словами, а это значит, что, прежде всего мы должны хорошо изучить человеческое сердце, знать все его пружины, - только тогда наша речь дойдет до него и его убедит».
Вновь уделяется  серьезное внимание технике речи, манерам оратора, жестикуляции, мимике. Формируется светская риторика: риторика беседы, эпистолярная риторика, риторика портрета, риторика загадки и т.д. Из искусства речи риторика превращается в целый жизненный кодекс.
3) Заключение.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.