На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Бухгалтерская отчётность организации: состав, содержание и анализ

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 29.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ 

Все организации  любой организационно-правовой формы  собственности обязаны
составлять на основе данных синтетического  и  аналитического учета
бухгалтерскую отчетность, являющуюся завершающим  этапом учетного процесса.
Бухгалтерская отчетность в установленных формах содержит систему сопоставимых
и достоверных  сведений о реализованной продукции, работах и услугах, затратах
на их производство, об имущественном  и финансовом положении  организации и
результатах  ее хозяйственной деятельности. В  настоящее время организации
представляют  в обязательном порядке квартальную  и годовую бухгалтерскую
отчетность.
Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки
эффективности деятельности организации, а также  внутренними пользователями
для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем, отчетность
необходима для  оперативного руководства хозяйственной  деятельностью и служит
исходной базой  в для последующего планирования. Отчетность должна быть
достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость
отчетных показателей  с данными за прошлые периоды.
Организации составляют отчеты по формам и инструкциям, утвержденным Минфином
и Госкомстатом Российской Федерации. Единая система  показателей отчетности
организации позволяет  составлять отчетные сводки по отдельным отраслям,
экономическим районам, республикам и по всему  народному хозяйству в целом.
Отчетность организаций  классифицируют по видам, периодичности  составления,
степени обобщенности данных.
Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты
хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность
включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского,
статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной
работы
По видам отчетность подразделяется на бухгалтерскую, статистическую и
оперативную.
Бухгалтерская отчетность содержит сведения об имуществе, обязательствах и
финансовых результатах  по стоимостным показателям. Составляют ее по данным
бухгалтерского  учета.
Статистическая отчетность составляется по данным статистического
бухгалтерского  и оперативного учета и отражает сведения по отдельным
показателям хозяйственной  деятельности организации, как в  натуральном, так и
в стоимостном  выражении.
Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета  и
содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени –
сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца. Эти  данные используются
для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и
реализации продукции.
По периодичности  составления различают внутригодовую  и годовую отчетность.
Внутригодовая отчетность включает отчеты за день , пятидневку, декаду,
половину месяца, месяц, квартал и полугодие.
Внутригодовую статистическую отчетность обычно называют текущей
статистической  отчетностью, а внутригодовую бухгалтерскую  – периодической
бухгалтерской отчетностью. Годовая  отчетность –  это отчеты за год.
По степени  обобщения отчетных данных различают  отчеты первичные, составляемые
организациями, и сводные (консолидированные), которые  составляют вышестоящие
или материнские  организации на основании первичных  отчетов.
Объектом данной работы является отчетность организаций. Цель данной дипломной
работы –  рассмотрение бухгалтерского отчета и анализ его основных
показателей.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать  круг задач, которые
необходимо разрешить  в процессе рассмотрения данной темы::
-  порядок  составления бухгалтерского отчета;
-         порядок оформления отчетности;
-         анализ основных показателей  баланса.
С моей точки  зрения данная тема является на сегодняшний  момент актуальной
так как:
-         составление годового отчета  является одной из наиболее   сложных
задач для бухгалтерской  службы организации;
-         бухгалтерская отчетность является  важнейшим показателем,
характеризующим финансовое положение организации, и в этом качестве
представляет  интерес для большого числа различных  пользователей подобной
информации;
-         бухгалтерская отчетность является информационной базой финансового
анализа.
Анализ бухгалтерской  отчетности – это процесс, при  помощи которого мы
оцениваем прошлое  и текущее финансовое положение  и результаты деятельности
организации. Однако, при этом главной целью является оценка финансово-
хозяйственной деятельности нашей организации  относительно будущих условий
хозяйствования.
Финансовый анализ решает следующие задачи:
-         во-первых, выявляет степень сбалансированности  между движением
материальных  и финансовых ресурсов, оценивает потоки собственного и заемного
капитала в  процессе экономического кругооборота, нацеленного на извлечение
максимальной  или оптимальной прибыли, повышение  финансовой устойчивости и
т.п.
-         во-вторых, позволяет оценить правильное  использование денежных
средств  для  поддержания эффективной структуры  капитала;
-         в-третьих, в результате финансового  анализа можно проконтролировать
правильность  составления финансовых потоков  организации, соблюдение норм и
нормативов расходования финансовых и материальных ресурсов, целесообразность
осуществления затрат.
В сегодняшних  условиях для большинства предприятий  характерна «реактивная»
форма управления деятельностью, т.е. принятие управленческих решений как
реакции на текущие  проблемы.           Такая форма управления порождает ряд
противоречий  между:
-         интересами  предприятия и фискальными  интересами государства;
-         ценой денег и рентабельностью  производства;
-         рентабельностью собственного капитала  и рентабельностью финансовых
рынков;
-         интересами производства и финансовой  службы и т.д.
Основной задачей  развития любой организации является обеспечить эффективное
управление  предприятием, так как только подобное управление позволит
добиться финансовой устойчивости предприятия. Что сделает предприятие
привлекательным объектом для инвестиций со стороны  заинтересованных лиц и
предоставит возможности.
Значение экономического анализа и, в частности финансового  анализа
организации здесь  трудно переоценить , поскольку именно он является той
базой, на которой  строится разработка экономической  стратегии предприятия.
Анализ опирается  на показатели квартальной и годовой  бухгалтерской
отчетности.
Порядок составления  отчетности регламентируют            следующие
нормативные акты:
-         Приказ Минфина России от 25 ноября 1998 года №56н «Об утверждении
положения по бухгалтерскому учету « События после отчетной даты» (ПБУ 7/98)».
В данном документе  установлен порядок отражения в  бухгалтерской отчетности
коммерческих  организаций событий после отчетной даты, то есть фактов
хозяйственной деятельности, которые оказали или  могут оказать влияние на
финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности
организации, которые  имели место в период между  отчетной датой  и датой
подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год.
-         Приказ Минфина России от 25 ноября 1998 года №57н «Об утверждении
Положения по бухгалтерскому учету  «Условные факты хозяйственной
деятельности» (ПБУ 8/98)». Этим документом раскрыты понятие  и порядок
отражения в  бухгалтерской отчетности условных фактов хозяйственной
деятельности  организаций, то есть имеющих место  по состоянию на отчетную дату
фактов хозяйственной  деятельности, в отношении последствий  которых и
вероятности их возникновения в будущем существует неопределенность.
-         Приказ Минфина России от 12 мая  1999 года № 36н «О внесении
изменений и  дополнений в Методические рекомендации по составлению и
представлению сводной  бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом
Минфина РФ от 30 декабря №112». Документом установлено , что организация
может не составлять сводную бухгалтерскую отчетность по правилам ,
предусмотренным нормативными актами  и методическими  указаниями по
бухгалтерскому  учету Минфина России , если сводная  бухгалтерская отчетность
составлена на основе Международных стандартов финансовой отчетности;
-         Приказ Минфина России от 10 июня 1999года №39н «О форме 4-двс
«Отчет о движении внебюджетных средств». В целях обеспечения  мониторинга
объемов и направлений  использования внебюджетных средств организации ,
состоящих на федеральном  бюджете,  документом утверждены форма  «Отчет о
движении внебюджетных средств» и порядок ее заполнения».
-         Приказ Минфина России от 11 августа  1999 года № 53н «Об утверждении
Указаний по отражению в бухгалтерском учете и отчетности операций при
исполнении соглашений о разделе продукции» .Установлены  правила составления
бухгалтерской отчетности при осуществлении соглашения о разделе продукции для
организаций  -участников соглашения;
-         Приказ Минсельхозпрода России  от 24 сентября 1999года № 666 «О
специализированных  формах годового  бухгалтерского отчета для
сельскохозяйственных  организаций за 1999 год». Документом утверждены формы
годовой бухгалтерской  отчетности за 1999год для сельскохозяйственных
организаций.
-         Положение по ведению бухгалтерского  учета и бухгалтерской
отчетности в  Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29
июля 1998 года №34н.
-         ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утвержденное приказом
Минфина России от 9 декабря 1998 года № 60н;
-         ПБУ 5/98 «Учет материально-производственных  запасов», утвержденное
приказом Минфина  России от 15 июня 1998 года № 25н;
-         ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденное  приказом Минфина России
от 6 мая 1999года № 32н;
-         ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденное  приказом Минфина
России от 6 мая 1999 года №33н;
-         ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность  организации», утвержденное
приказом Минфина  РФ от 06.07.99г. № 43н.
Кроме того, ежегодно издается приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской
отчетности организаций».
В качестве практического  примера я использовала данные отчетности за 2003,
2004 г.г. ООО  «МегаполиС».
    
БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ 

1.1.      Порядок составления и предоставления бухгалтерской отчетности.
Отчетность –  единая система данных об имущественном  и финансовом положении
организации  и о результатах её хозяйственной  деятельности, составляется на
основе данных бухгалтерского учета по установленным  формам. Отчетность
является одним  из методов бухгалтерского учета.
В настоящее  время организации представляют в обязательном порядке
промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность.
Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:
-         ф.№1 «Бухгалтерский баланс»;
-         ф. № 2 «Отчет о прибылях  и убытках».
Кроме указанных  форм в составе промежуточной  бухгалтерской отчетности
организации могут  представлять иные отчетные формы (отчет  о движении денежных
средств и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой
отчетности.
В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» и ПБУ 4/99 годовая
отчетность организаций (кроме бюджетных) состоит из:
-         Бухгалтерский баланс (форма №  1);
-         Отчет о прибылях и убытках  (форма №2);
-         Отчет об изменениях капитала (форма №3);
-          Отчет о движении денежных  средств (форма №4);
-         Приложение к бухгалтерскому  балансу ( форма №5);
-         Пояснительную записку;
-         Отчет о целевом использовании  полученных средств (форма №6) – для
общественных  организаций и объединений;
-         Специализированные формы бухгалтерской  отчетности, утвержденные для
организаций министерствами и ведомствами по согласованию с  Минфином России;
-          Итоговую часть аудиторского  заключения, выданного по результатам
обязательного по законодательству Российской Федерации  аудита бухгалтерской
отчетности.
Организации (предприятия), имеющие филиалы, представительства  и иные
подразделения, при заполнении форм бухгалтерской  отчетности должны включать
во все формы  отчетности показатели деятельности филиалов(представительств,
иных подразделений). То есть такие организации составляют единый отчет,
который включает в себя как показатели собственной  деятельности, так и
показатели деятельности филиалов и представительств.
В целях обеспечения  достоверности данных бухгалтерского учета   и отчетности
перед составлением годовой отчетности организации  обязаны проводить
инвентаризацию (анализ движения и сальдо) всех счетов бухгалтерского учета, в
том числе имущества и денежных обязательств.
В формах бухгалтерской  отчетности приводятся все предусмотренные  в них
показатели. В  случае не заполнения той или иной статьи (строки, графы)
типовой формы  бухгалтерской отчетности ввиду  отсутствия у организации
соответствующих активов, пассивов, операций эта статья (строка, графа)
прочеркивается.
Если при составлении  типовых форм бухгалтерской отчетности организацией
выявляется недостаточность  данных для формирования полного  представления об
имущественном и финансовом положении организации, а также финансовых
результатах её деятельности, то в бухгалтерскую   отчетность организации
включаются соответствующие  дополнительные показатели.
При этом организация  имеет право представлять формы  бухгалтерской отчетности
на бланках, изготовленных самостоятельно. В этом случае организация должна
соблюдать требования, предусмотренные Положением по бухгалтерскому учету
«Бухгалтерская  отчетность организации» (ПБУ 4/96), утвержденным приказом
Министерства  финансов Российской Федерации от 8 февраля 1996 года № 10.
Начиная с бухгалтерской  отчетности 2000 года был введен в  действие Приказ
Минфина РФ от 6 июля 1999г. №43н «Об утверждении  Положения по бухгалтерскому
учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99. В представляемых
формах бухгалтерской отчетности организации могут не приводиться статьи ввиду
отсутствия у  организации соответствующих активов, пассивов, хозяйственных
операций, для  раскрытия информации могут включаться дополнительные
показатели. При  этом должны быть сохранены коды строк по показателям,
предусмотренным в типовых формах и сохраняемым  организацией при заполнении ,
а также итоговые показатели и коды строк разделов и групп статей
бухгалтерского  баланса.
Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке.
Бухгалтерская отчетность должна быть составлена в  валюте Российской Федерации.
Данные вступительного баланса должны соответствовать  данным утвержденного
заключительного баланса за период, предшествующий отчетному. В случае
изменения вступительного баланса на начало отчетного периода причины следует
объяснить. Изменения  в бухгалтерской отчетности относящиеся  как к текущему
периоду, так  и к прошлому, уже утвержденному, производятся в отчетности того
периода, в котором  были обнаружены искажения ее данных. Исправления в
бухгалтерской отчетности подтверждаются подписью лиц, подписавших ее с
указанием даты исправления.
Отчетным годом  для всех организаций является календарный  год - с 1 января по
31 декабря включительно. Для вновь созданных организаций  первым отчетным
годом считается  период с даты их государственной  регистрации по 31 декабря
соответствующего  года, а для созданных после 1 октября  – по 31 декабря
следующего года.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету  организации, за
исключением бюджетных, обязаны представлять бухгалтерскую отчетность в
течение 90 дней и не ранее 60 дней по окончании отчетного  года.
Следует отметить, что все организации, за исключением  бюджетных,
представляют  годовую бухгалтерскую отчетность учредителям, участникам
организации или собственникам её имущества, а также территориальным органам
государственной статистики по месту её регистрации.
В соответствии с законодательством РФ, бухгалтерская  отчетность может
представляться  другим органам исполнительной власти, банкам и иным
заинтересованным  пользователям. В частности, необходимость  представления
бухгалтерской отчетности в налоговый орган  по месту учета налогоплательщика
обусловлена содержанием  статьи 23 первой  части Налогового кодекса РФ.
Бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных
пользователей, которые могут с ней ознакомиться  и получать ее копии.
В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета представляемая
годовая бухгалтерская  отчетность должна быть утверждена в  порядке,
установленном учредительными документами организации. Так, например, в
соответствии  с Федеральными законами от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ  «Об  обществах
с ограниченной  ответственностью» и от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ  « Об
акционерных обществах» утверждение бухгалтерского баланса общества входит в
компетенцию общего собрания участников (акционеров).
Публичность бухгалтерской  отчетности осуществляется организациями, перечень
которых регламентирован  действующим законодательством  РФ. К ним относятся
ОАО, кредитные  и страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды,
созданные за счет частных, общественных, и государственных  источников.
Публичность  предполагает публикацию годовой бухгалтерской  отчетности в
средствах массовой информации, достигших ее пользователям.
Публикации должна предшествовать аудиторская проверка с обязательным
утверждением  годового отчета общего собрания акционеров. Из общего перечня
форм годовой  отчетности обязательной публикации подлежат ф.№ 1 и ф. №2. Такой
подход принят в международной практике. Бухгалтерский баланс может быть
опубликован по сокращенной форме, содержание которой  определяет предприятие в
соответствии  с ПБУ4/99.
Основанием представления  баланса к публикации служат:
-         валюта на конец года не  должна превышать 500000 кратного размера
МРОТ по законодательству;
Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем  и главным бухгалтером
(бухгалтером)  организации. В организациях, где  бухгалтерский учет ведется на
договорных началах  специализированной организацией (централизованной
бухгалтерией) или  специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается
руководителем организации, руководителем специализированной организации
(централизованной  бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет.
                  1.2Бухгалтерский баланс (форма №  1).                 
Потребности должны уравновешиваться наличными возможностями.  Такая
обусловленность называется сбалансированностью. Использование  её  является
содержанием балансового  метода.
Термин «баланс» латинского происхождения, означает двухчашие весов, как
символ  равновесия.
Бухгалтерский баланс является способом группировки  и обобщенного отражения в
денежном выражении  хозяйственных средств предприятия  по составу и размещению,
а также по источникам их образования на определенную дату. Графически
бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, которая делится по вертикали
на две части  для раздельного отражения видов  средств и их источников. В левой
части таблицы  показывают средства по составу  и  размещению, а в правой – по
источникам их образования. Левая часть называется актив, правая – пассив.
Каждый отдельный  вид средств в активе и их источников в пассиве называется «
статьей баланса». Итоги сумм статей актива и пассива  баланса всегда равны
между собой, так  как в них отражаются одни и те же средства.
Правила оценки статей баланса установлены положением по бухгалтерскому учету,
бухгалтерской отчетности и инструкциями (указаниями) по составлению
бухгалтерской отчетности.
В соответствии с Положением основные средства и  нематериальные активы
отражают  в  балансе по остаточной стоимости; сырье, основные и
вспомогательные материалы , покупные полуфабрикаты  и комплектующие изделия,
топливо, тару, запасные части и другие материальные ресурсы - по фактической
себестоимости; готовую и отгруженную продукцию в зависимости от порядка
списания  общехозяйственных  расходов и использования счета 40 «выпуск
продукции, работ, услуг» - по полной  или неполной фактической себестоимости
и по полной или  неполной нормативной (плановой) себестоимости продукции.
Товары в организациях, занятых торговой деятельностью, отражаются в балансе
по стоимости  их приобретения.
Незавершенное производство в массовом и серийном производстве может
отражаться в  балансе по нормативной плановой )производственной себестоимости
или по прямым статьям  расходов, а также по стоимости  сырья, материалов и
полуфабрикатов. При единичном производстве продукции  незавершенное
производство  отражаю по фактическим производственным затратам.
Материальные  ценности, на которые цена в течение года снизилась, либо которые
морально устарели и частично потеряли свое первоначальное качество, отражают
в бухгалтерском  балансе на конец отчетного периода  по цене возможной
реализации, когда  они ниже первоначальной стоимости  приобретения, с
отнесением разницы в ценах на финансовые результаты хозяйственной
деятельности.
Остатки средств  организации по валютным счетам, другие денежные средства
(включая денежные  документы), ценные бумаги, дебиторскую  и кредиторскую
задолженности в иностранной валюте, отражают в отчетности в иностранной
валюте, действующей  на территории Российской Федерации, в  суммах,
определяемых  путем пересчета иностранных  валют по курсу ЦБ РФ, действующему
на последнее  число периода.
Расчеты с дебиторами и кредиторами каждая сторона отражает в своей отчетности
в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными.
При разногласии  заинтересованная сторона обязана  в установленные сроки
передать необходимые  материалы на рассмотрение органам, уполномоченным
разрешать соответствующие споры.
Дебиторскую задолженность, по которой истек срок исковой  давности, другие
долги, нереальные для  взыскания, списывают по решению  руководителя
предприятия  за счет резерва сомнительных долгов, либо на финансовые
результаты хозяйственной деятельности коммерческой организации и увеличение
расходов у  некоммерческой организации.
Списание долга  в убыток вследствие неплатежеспособности   не является
аннулированием  задолженности. Она отражается за балансом в течение пяти лет с
момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания с должника в
случае изменения  его имущественного положения.
Суммы кредиторской и депонентской задолженности,
по которым  истек срок исковой давности, списывают  на финансовые результаты
хозяйственной деятельности коммерческой организации или увеличение доходов у
некоммерческой  организации.
Отражаемые в  отчетности суммы по расчетам с финансовыми, налоговыми органами,
учреждениями  банков, должны быть согласованы с  ними  и тождественны.
Оставление на балансе не отрегулированных сумм по этим расчетам не
допускаются.
Штрафы, пени и  неустойки   признанные должником  или по которым получено
решение суда, арбитража  об их взыскании, относят на финансовые результаты у
коммерческой  организации или увеличение доходов (уменьшение расходов) у
некоммерческой  организации и до их получения  или уплаты отражают в отчетности
получателя и  плательщика соответственно статьям  дебиторов и кредиторов.
В случае продажи  и прочего выбытия имущества  организации (основных средств,
производственных запасов, ценных бумаг и др.) убыток или доход по этим
операциям относят  на финансовые результаты у коммерческой организации или
увеличение расходов (доходов) у некоммерческой организации.
Не возмещенные  потери от стихийных бедствий списывают  по решению руководителя
организации на финансовые результаты отчетного года организации (в дебет
счета 99 «Прибыли и убытки»).
                1.3. Отчет о прибылях и убытках  (форма №2)               
Отчет о прибылях и убытках(форма №2) содержит в  своих разделах сведения за
отчетный и  предыдущий периоды:
1.                                         о прибыли ( убытках) от продажи
товаров, продукции, работ услуг (из выручки нетто  вычитают себестоимость
проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие расходы и
управленческие  расходы, если они по учетной политике выделяются из
производственной  себестоимости и списываются  на счет реализации);
2.                                         об операционных доходах и  расходах
с выделением процентов  к получению   и уплате(сумм процентов по ценным
бумагам и сумм, причитающихся от банков за пользование  ими остатками средств
на счетах организации), доходов от участия в других организациях и прочих
операционных  доходов и расходов);
3.                                        о внереализационных доходах и
расходах и  чистой         (нераспределенной)    прибыли (убытках) отчетного
периода , которую  получают прибавлением к прибыли  от обычной деятельности
чрезвычайных  доходов и вычитанием из полученной суммы чрезвычайных расходов.
Справочно в отчете  приводятся данные за отчетный и предшествующий периоды о
дивидендах, приходящихся на одну привилегированную и обычную  акцию.
В расшифровке  отдельных прибылей и убытков  приводятся данные за отчетный и
предшествующий  периоды об отдельных видах прибылей  и убытков (штрафах, пени,
неустойках; прибыли (убытках прошлых лет; курсовых  разницах по операциям в
иностранной валюте и др.).
Отчет о прибылях и убытках составляется в основном по данным счетов 90
«Продажи» и 91 «Прочие  доходы и расходы».
            1.2.      Отчет об изменениях  капитала (форма №3)           
Отчет об изменениях капитала состоит из четырех разделов и справки.
В разделе I «Капитал»  показывают остаток на начало года , поступления,
расход(использование) и остаток на конец года составных частей собственного
капитала (уставного  и добавочного капитала , резервного фонда,
нераспределенной  прибыли прошлых лет, фондов накопления  и социальной сферы,
целевых финансирования и поступлений        ).
В разделе II «  Резервы предстоящих расходов»  и в разделе III « Оценочные
резервы» показывают остатки на начало и конец отчетного  периода и движение
имеющихся в  организации резервов предстоящих  расходов и  оценочных резервов.
В разделе IV «Изменение капитала» содержаться сведения за отчетный  и
предшествующие  периоды о величине капитала на начало периода, его увеличении
(по направлениям), уменьшении и величине капитала  на конец отчетного периода.
В «Справке»  указываются данные о чистых активах  на начало конец отчетного
года и о  полученных из бюджета и внебюджетных фондов средствах не расходы по
обычным видам  деятельности и на расходы по капитальным  вложениям во
внеоборотные  активы (по направлениям расходов за отчетный и предыдущие годы).
             1.5.Отчет о движении денежных  средств (форма №4)            
С 1996 года организации  составляют отчет о движении денежных средств (ф.№4
годового отчета).
Отчет состоит  из четырех разделов.
I.                   Остаток денежных средств на  начало года.
II.                Поступило денежных средств – всего и в том числе по видам
поступлений( выручки  от реализации имущества, авансы полученные ,кредиты,
займы и др.)
III.             Направлено денежных средств  – всего и в том числе  по
направлениям  расходов ( на оплату труда,  приобретенных  товаров  и др.)
IV.            Остаток денежных средств на  конец отчетного периода.
Сведения о  движении денежных средств представляются в валюте РФ рублях – по
данным счетов 50»Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный  счет», 55
«Специальные  счета в банках».
Движение денежных средств показывается по видам деятельности – текущей,
инвестиционной, финансовой.
Под текущей  деятельностью понимается деятельность организации по производству
продукции, торговле, общественному питанию и т.п.
Инвестиционная  деятельность связана с капитальными вложениями и долгосрочными
финансовыми вложениями, а финансовая деятельность  - с  осуществлением
краткосрочных финансовых вложений.
Отчет о движении денежных средств имеет важное значение для контроля за
финансовой деятельностью  организации. Справочные сведения отчета по наличному
расчету, из них  с применением контрольно-кассовых аппаратов, позволяют
контролировать  наличный поток  денежных средств.
В соответствии с ПБУ 3/2000 начиная с отчетности за 2000 год в составе
бухгалтерской отчетности раскрывается следующая информация о курсовых
разницах:
-         о величине курсовых разниц, отнесенных  за счет финансовых
результатов организации;
-          о величине курсовых разниц, отнесенных  на другие счета
бухгалтерского  учета;
-         об официальном курсе ЦБ РФ на дату составления бухгалтерской
отчетности.
                 1.6. Приложение к бухгалтерскому  балансу                
                                (форма №5)                               
Приложение к  бухгалтерскому балансу (форма №5) состоит из семи разделов.
В разделе 1 «Движение  заемных средств» показывают остатки  на начало  и конец
отчетного периода, полученные и погашенные долги, краткосрочные  займы и
кредиты с выделением не погашенных в срок.
В разделе 2 «Дебиторская  и кредиторская задолженность» содержатся данные об
остатках и  движении за год по краткосрочной  и долгосрочной дебиторской
задолженности с выделением просроченной  и  отдельно длительностью свыше трех
месяцев, а также  данные о полученных и выданных обеспечениях. В справке к
разделу 2  содержаться  сведения на начало  и конец отчетного  года о движении
векселей выданных и полученных, с выделением просроченных, и дебиторской
задолженности по поставленной продукции (работам, услугам) по фактической
себестоимости. В конце раздела указываются организации, имеющие наибольшую
дебиторскую и  кредиторскую задолженность на конец  года, в том числе
длительностью свыше трех месяцев.
В разделе 3 «Амортизируемое  имущество» отражены остатки на начало отчетного
года и данные о поступлении и выбытии по каждому виду нематериальных активов
и основных средств  и имуществу для передачи в  лизинг и представляемому по
договору проката.
В справке к  разделу 3 содержаться данные на начало и конец отчетного года об
имуществе, переданном в аренду и переведенном на консервацию, а также о
начисленной сумме  амортизации по нематериальным активам, основным средствам и
доходным  вложениям  в материальные ценности. В конце  справки
Приведен результат  по индексации в связи с переоценкой  основных средств( по
первоначальной стоимости и амортизации), сведения об имуществе, находящимся в
залоге, и стоимости  имущества, по которому амортизация  не начисляется (с
выделением нематериальных активов и основных средств).
В разделе 4 «Движение  средств финансирования долгосрочных инвестиций и
финансовых вложений содержаться сведения о собственных  средствах  организации
и привлеченных средствах по их видам (остатки на начало и конец отчетного
года, начислено, использовано). В конце раздела  справочно приводятся данные о
незавершенном строительстве и инвестиции в дочерние и зависимые общества.
В разделе 5 «Финансовые  вложения» указаны суммы остатков на начало  и конец
отчетного года по каждому виду долгосрочных и краткосрочных  финансовых
вложений.
В разделе 6 «Расходы по обычным видам  деятельности»
отражены затраты  по элементам за отчетный и предыдущий годы и данные об
изменении остатков незавершенного производства, расходов будущих периодов и
резервов предстоящих  расходов.
В разделе 7 «Социальные  показатели»приводятся данные об отчислениях в
государственные внебюджетные фонды ( по каждому их виду) и отчисления в
негосударственные пенсионные фонды( по показателям: причитаются  по расчету,
израсходовано, перечислено в фонды). Кроме того , в разделе содержаться
сведениям  о  причитающихся по расчету страховых взносах по договорам
добровольного страхования, о среднесписочной  численности работников, денежных
выплатах и  поощрениях, не связанных с производством  продукции, выполнением
работ и оказанием  услуг, и о доходах по акциям и  вкладам в имущество
организаций.
     1.7. Отчет о целевом использовании  полученных
средств
                                 (форма №6)                                
Отчет о целевом  использовании полученных
средств (форма  №6) содержит данные за отчетный и предыдущий годы об остатке
средств на начало года, поступлении средств по их видам( вступительные,
членские, добровольные взносы, доходы от предпринимательской  деятельности,
прочие), использование  средств по из видам (расходы на целевые  мероприятия –
социальная и благотворительная помощь, проведение конференций, семинаров и
иные мероприятия, расходы на содержание аппарата управления - на оплату
труда, на командировки и деловые поездки и т.п., на приобретение основных
средств, инвентаря  и иного имущества; прочие расходы) и об остатке средств на
конец года.
     1.8.Пояснительная  записка к годовой
                          бухгалтерской отчетности.                         
Пояснительная записка к годовой  бухгалтерской  отчетности должна содержать
существенную  информацию об организации, её финансовом положении,
сопоставимости  данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и
существенных  статьях бухгалтерской отчетности.
В пояснительной  записке должно сообщаться о фактах неприменения правил
бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить
имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с
соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил
бухгалтерского  учета рассматривается как уклонение  от их выполнения и
признается нарушением законодательства Российской Федерации  о бухгалтерском
учете.
В пояснительной  записке к бухгалтерской отчетности  организация указывает
изменения  в  своей учетной политике на следующий  отчетный год.
В акционерных  обществах в пояснительной записке  целесообразно указывать
состав (фамилии  и должности) членов совета директоров (наблюдательного
совета), членов исполнительного органа, общую сумму выплаченного им
вознаграждения (заработная плата, премии, комиссионные и иные имущественные
предоставления- льготы и привилегии).
Кроме того, в  пояснительной записке может  быть приведена оценка деловой
активности организации, критериями которой являются широта  рынков сбыта
продукции, включая  наличие поставок на экспорт, репутация  организации,
выражающаяся, в  частности, в известности у клиентов, пользующихся услугами
организации, и  др.; степень выполнения плана, обеспечение заданных темпов
роста, уровень  эффективности использования ресурсов организации.
Целесообразно включение в пояснительную записку  данных о динамике важнейших
экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет,
описаний будущих  капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятиях
и другой информации, интересующей возможных пользователей  годовой
бухгалтерской отчетности.
         2.АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ  БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ.        
          3.1.          Анализ  формы  №1 «Бухгалтерский баланс».         
Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
начинается с  оценки финансового состояния  по данным бухгалтерского баланса
(форма №1).
Согласно действующим  нормативным  документам баланс в  настоящее время
составляется  по оценке нетто. Итог баланса дает ориентировочную оценку суммы
средств, находящихся  в распоряжении предприятия. Эта  оценка является учетной
и не отражает реальной суммы денежных средств, которую  можно выручить за
имущество, например, в случае ликвидации предприятия. Текущая  «цена» активов
определяется  рыночной конъюнктурой  и может  отклоняться в любую сторону  от
учетной,  особенно в период инфляции.
Анализ проводится по балансу  (ф. №1) с помощью одного из следующих способов:
-         анализ непосредственно по балансу без предварительного изменения
состава балансовых статей;
-         строится уплотненный сравнительный  аналитический баланс путем
агрегирования  некоторых однородных по составу  элементов балансовых статей;
-         производится  дополнительная корректировка баланса на индекс
инфляции с  последующим агрегированием статей в необходимых аналитических
разрезах.
Анализ непосредственно  по балансу – дело довольно трудоемкое и неэффективное,
т.к. слишком  большое количество расчетных показателей не позволяет выделить
главные тенденции  в финансовом  состоянии организации.
Один из создателей балансоведения  Н.А. Блатов рекомендовал исследовать
структуру и  динамику финансового состояния  предприятия при помощи
сравнительного  аналитического баланса. Сравнительный  аналитический баланс
можно получить из исходного баланса путем уплотнения отдельных статей  и
дополнения его  показателями структуры: динамики и  структурной динамики.
Аналитический баланс, на наш взгляд, полезен тем, что сводит воедино и
систематизирует те расчеты, которые обычно осуществляет аналитик при
ознакомлении  с балансом. Схемой аналитического баланса таблица № 1  охвачено
много важных показателей, характеризующих статику и динамику финансового
состояния организации. Этот баланс фактически включает  показатели как
горизонтального, так и вертикального  анализа.
                             Таблица 1                            
              Схема построения аналитического  баланса             
     Наименование  статей 
Абсолю 

 тные величины Относительные величины Изменения
На начало года На конец года На начало года На конец года 
В абсолютных 

 величинах В структуре 
В % 

 к величине  на 

 начало года 
В % 

 к изменению 

 итога баланса 





5 6=3-2 7=5-4 8=6/2х100 
9
АКТИВ        
А        

А1 
А2 
А1/Б1*100% 
А2/Б2*100% 
А2-А1=DА D(Аi/Б*100) DАi/А*100% DАi/DБ*100% 

Аi         

Аn        
БАЛАНС (Б) Б1 Б2 100 100 DБ=Б2-Б1 0 DБ/Б1*100% 100 

ПАССИВ 

П 

. 

Пi 

Пm П1 П2 П1/Б1*100% П2/Б2*100% П2-П1=DП D(Пi/Б*100) DПi/П1*100% DПi/DБ*100%
БАЛАНС (Б) Б1 Б2 100 100 DБ=Б2-Б1 0 DБ/Б1*100% 100 
 

Рассмотрим на конкретном примере аналитический баланс  таблица  № 2.
Непосредственно из аналитического баланса можно  получить ряд важнейших
характеристик финансового состояния организации. В число исследуемых
показателей  обязательно нужно включать  следующие:
1. Общая стоимость  имущества организации, равная  итогу баланса ( строка ).
2. Стоимость  иммобилизованных (т.е. внеоборотных) средств (активов) или
недвижимого имущества, равная итогу раздела I баланса (строка 190)
4.      Стоимость мобильных(оборотных)  средств, равная итогу раздела  II
баланса (строка 290) .
5.      Стоимость материальных оборотных  средств (строка 210).
6.      Величина собственного капитала  организации , равная итогу раздела  III
баланса (строка 490).
7.      Величина заемного капитала, равная  сумме итогов разделов IV  и   V
баланса (строка 590+ 690).
8.      Величина собственных средств  в обороте, равная разнице итогов
разделов  III и I баланса ( строка  490-строка 190)
9.      Рабочий капитал, равный разнице  между оборотными активами и  текущими
обязательствами( итог раздела II, строка 290 – итог раздела V строка 690).
Анализируя сравнительный  баланс, необходимо обратить  внимание на изменение
удельного веса величины собственного оборотного капитала в стоимости
имущества, на соотношение  темпов роста собственного и заемного капитала, а
также на соотношение  темпов роста дебиторской и кредиторской задолженности.
При стабильной финансовой устойчивости  у организации  должна увеличиваться
в динамике доля собственного оборотного капитала, темп роста собственного
капитала должен быть выше темпа заемного капитала, а темпы роста дебиторской
и кредиторской задолженности  должны уравновешивать друг друга.
Как мы видим  из данных таблицы 2 Приложения   , за отчетный период имущество
организации возросло на 3950 руб., или на 1.2 %, том  числе за счет
увеличения объема основного капитала – на 2690 тыс., или на 68,1%. Иначе
говоря, за отчетный период в оборотные средства  было вложено более чем в два
раза средств, чем в основной капитал. При этом материальные оборотные
средства увеличились  на 2890 руб., а денежные средства и краткосрочные
финансовые вложения наоборот, уменьшились на 2022 руб.  Данные колонки 10
таблицы 2 Приложения     показывают, за счет каких средств  и в какой мере
изменилась стоимость  имущества организации.
В целом следует  отметить, что структура совокупных активов характеризуется
значительным  превышением в их составе доли оборотных средств, которые
составили почти 60%, их доля незначительно (0,1%) уменьшилась  в течение года.
Состав оборотных  средств необходимо более детализировать, т.е. более углубить
анализ. Необходимо более подробно рассмотреть материальные оборотные
средства, за счет чего  произошло их увеличение на 0,4%. Можно составить
аналогичные таблицы, но только по каждому отдельному виду оборотных средств
(см. баланс).
Пассивная часть  баланса характеризуется преобладающим  удельным весом
собственных источников средств, причем их доля в общем объеме увеличилась в
течение года на 0.1%. Доля собственных средств в  обороте возросла на 0,3%,
что также положительно характеризует деятельность организации.
Структура заемных  средств в течение отчетного  периода претерпела ряд
изменений. Так, доля кредиторской задолженности поставщикам  и др. увеличилась
на 6.5% , и если мы исследуем баланс по статьям, то рост задолженности
наблюдался по всем позициям кредиторских расчетов. Но, обратив свое внимание
на актив баланса, где произошло увеличение по статьям  «готовая продукция» и
«товары», можно  предположить, что рост кредиторской задолженности поставщикам
объясняется этим фактом, и нужно убедиться, что это не просроченная
кредиторская  задолженность.
Следующей аналитической  процедурой является вертикальный анализ –
представление финансового отчета в виде относительных  показателей. Такое
представление позволяет увидеть удельный вес  каждой статьи баланса в его
общем итоге. Обязательным элементом анализа являются динамические ряды этих
величин, посредством  которых можно отслеживать и  прогнозировать  структурные
изменения в  составе активов и их источников покрытия.
Таким образом, можно выделить две основные черты вертикального анализа:
-         переход к относительным показателям  позволяет проводить
сравнительный анализ предприятий с учетом отраслевой специфики и других
характеристик;
-         относительные показатели сглаживают  негативное влияние инфляционных
процессов, которые  существенно искажают абсолютные показатели финансовой
отчетности и  тем самым затрудняют их сопоставление  в динамике.
Вертикальный  анализ  позволяет сделать следующее  заключение: доля
собственного  капитала увеличилась на 0,1% пункта и составляет свыше 60% к
балансу. На заемный  капитал организации приходится 37,4% к концу года, и это
на 0,1 % пункта меньше, чем в начале года. Доля заемного  капитала
снизилась, в  основном, за счет сокращения доли долгосрочных и краткосрочных
кредитов. В целом  же капитал организации в отчетном году сформировался на
73,6% за счет  собственных источников и на 26,4%  - за счет заемных.
Горизонтальный  анализ баланса заключается в  построении одной или нескольких
аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели  дополняются
относительными  темпами роста(снижения). Степень  агрегирования показателей
определяет аналитик. Как  правило, берут базисные темпы  роста за ряд
лет(смежных  периодов), что позволяет анализировать  изменение отдельных
балансовых статей, а также прогнозировать их значения.
Один из вариантов  горизонтального анализа баланса  представлен в таблице 3
Приложения          .
Горизонтальный  и вертикальный анализы взаимодополняют  один другой. Поэтому на
практике можно  построить аналитические таблицы, характеризующие как структуру
отчетной бухгалтерской  формы, так и динамику отдельных  ее показателей.
Трендовый анализ – часть перспективного анализа, необходим в управлении для
финансового менеджмента. Строится график возможного развития организации.
Определяется  среднегодовой темп прироста и рассчитывается прогнозное значение
показателя. Это  самый простой способ финансового  прогнозирования. Сейчас на
уровне отдельной  организации расчетным периодом времени является месяц или
квартал.
Анализ динамики валюты баланса , структуры активов  и пассивов организации
позволяет сделать  ряд важных  выводов, необходимых  как для осуществления
текущей финансово-хозяйственной  деятельности, так и для принятия
управленческих  решений  на перспективу.
Например, уменьшение (в абсолютном выражении) валюты  баланса  за отчетный
период свидетельствует  о сокращении организацией хозяйственного оборота, что
могло повлечь  ее неплатежеспособность. Установление акта  сворачивания
хозяйственной деятельности требует проведения тщательного анализа его причин:
-         сокращение платежеспособного спроса  на товары, работы, услуги
данной организации;
-         ограничение доступа на рынки  необходимого сырья, материалов,
полуфабрикатов;
-          постепенное включение  в активный хозяйственный оборот филиалов
(дочерних предприятий)  за счет основной организации   и т.д.
Анализируя увеличение валюты баланса за отчетный период, необходимо учитывать
влияние переоценки основных фондов, когда увеличение их стоимости не связано
с развитием  производственной деятельности. Наиболее сложно    учесть влияние
инфляционных  процессов, однако без  этого затруднительно сделать определенный
вывод о том,  является ли увеличение баланса следствием только лишь
удорожания готовой  продукции под воздействием  инфляции сырья, материалов,
либо оно показывает и на расширение финансово-хозяйственной  деятельности.
Исследование  структуры  пассива баланса позволяет  установить одну из
возможных причин финансовой  неустойчивости(устойчивости) организации. Так,
например, увеличение доли собственных средств за счет любого из источников
способствует  усилению финансовой устойчивости организации. При этом наличие
нераспределенной  прибыли может рассматриваться  как источник пополнения
оборотных средств  и снижения уровня краткосрочной  кредиторской задолженности.
Исследование  изменения структуры активов  организации позволяет получить новую
важную информацию. Так, например, увеличение доли оборотных  средств в
имуществе может  свидетельствовать об :
-формировании  более мобильной структуры активов,  способствующей ускорению
оборачиваемости средств организации;
-         отвлечении части текущих активов  на кредитование потребителей
готовой продукции, товаров, работ и услуг организации, дочерних предприятий и
прочих дебиторов, что свидетельствует о фактической  иммобилизации этой части
оборотных средств  из производственного процесса;
-         сворачивании производственной  базы;
-         искажения реальной оценки основных  фондов вследствие существующего
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.