На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Неценовая конкуренция

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание.
Введение………………………………………………………………………с.4
1.Формы экономической  конкуренции…………………………………......с.6
1.1. Общее понятие классификаций экономической конкуренции……….с.6
1.2.  Совершенная и несовершенная конкуренция………………………....с.8
2. Методы конкуренции……………………………………………...............с.10
2.1. Ценовая конкуренция…………………………………………………....с.10
2.2. Неценовая конкуренция………………………………………………....с.13
2.2.1. Сущность неценовой конкуренции…………………………………..с.13
2.2.2 Формы проявления неценовой конкуренции…...…………………………………………………………….с.16
3. Экономическая ситуация в текстильном производстве
на сегодняшний день……………………………………………………...…с.21
Заключение…………………………………………………………………...с.34
Список литературы.…… …………………………………………………....с.36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
Тема  данной работы – «Виды конкуренции в текстильном производстве».
Актуальность  выбранной темы состоит в том, что рынок с помощью трех механизмов — конкуренции, спроса и предложения, ценообразования — приводит систему хозяйства в движение и дает ей стимулы для дальнейшего развития. Рынок вынуждает хозяйствующих субъектов вступать в конкурентные отношения и постоянно поддерживает конкуренцию между ними. Россия относится к странам с рыночной экономикой, поэтому замечаем мы это или нет, но конкуренция всегда присутствует в нашей жизни. И чтобы понять как правильно повести себя в определённой ситуации, надо иметь представление о самой конкуренции, её видах и методах.
Через механизм ценообразования рынок  непрерывно снабжает предпринимателей информацией об изменениях на рынке, о возникновении новых условий и т.п. Он оказывает влияние на всех участников рынка, вытесняя слабых предпринимателей и награждая сильнейших, используя при этом различные методы конкуренции. Конкуренция представляет собой эффективно действующий механизм соревнования на рынке. Она действует как принудительная сила, заставляя предпринимателей бороться за увеличение прибыли на капитал путем поиска новых форм и методов производства, использования новейших технологий, новых способов организации и управления.
Цель  исследования – изучить виды конкуренции, более подробно остановившись на ценовой и неценовой конкуренции, а также рассмотреть классификацию текстильного и швейного производства. Привести примеры ценовой и неценовой конкуренции на рынке текстильной продукции.
Задачи работы:
1.Рассмотреть виды конкуренции.
2.Изучить действия механизмов ценовой и неценовой конкуренции. Их формы, виды и методы.
3.Изучить методы конкуренции на примере текстильного производства.
Предмет работы – конкуренция как важнейшее  явление рыночной экономики.
Объект  работы – методы конкуренции, действие механизмов ценовой и неценовой  конкуренции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Формы экономической конкуренции.
1.1. Общее понятие классификаций экономической конкуренции.
Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях  обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.
Конкуренция - это та самая «невидимая рука»  рынка, которая координирует деятельность его участников.
Понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.
Следствием  конкуренции является, с одной  стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой  - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.
Существует  множество критериев и подходов к классификации конкуренции.
Исходя  из степени дифференциации товара конкуренция  подразделяется на однородную, гомогенную (без дифференциации), и разнородную, гетерогенную (с дифференциацией).
    Конкуренция подразделяется на открытую,  закрытую и полузакрытую, если учитывать степень свободного проникновения в отрасль.
    Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор фирмой того или иного рынка, на котором она будет пытаться работать, можно выделить конкуренцию трех видов:
- Функциональная конкуренция возникает потому, что любую потребность, вообще говоря, можно удовлетворить совершенно различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами: находящиеся в магазине спортивных принадлежностей изделия, например, именно таковы. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.
- Видовая конкуренция – следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром. Таковы, например, легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями.
- Предметная конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной, что в некоторых случаях верно, однако, следует иметь в виду, что межфирменными обычно являются и два других вида конкуренции.
    В зависимости от степени антагонизма выделяют конкуренцию без крайностей и с нарушением норм действующего законодательства.
    И, наконец, самая популярная классификация: по состоянию рынка и по способам соперничества (Рис. 1.1).

Рисунок 1.1
Таким образом, мы дали определение конкуренции, раскрыли некоторые ее функции и  выделили несколько критериев и  подходов к классификации конкуренции. Последняя схема, показывающая классификацию  конкуренции по способам соперничества и состоянию рынка, будет взята нами за основу при рассмотрении видов конкуренции в последующих главах.
1.2.  Совершенная и несовершенная конкуренция.
Конкуренция может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:
    количество продавцов и покупателей;
    характер продукции;
    условия входа/выхода на рынок;
    информация и мобильность.
Вышеизложенные  характеристики рыночных структур можно записать кратко в следующей таблице:
Таблица 1.1. Характеристики рыночных структур.
Структура рынка Количество продавцов и покупателей
Характер продукции
Условия входа/ выхода  на рынок
Информация и мобильность
1. Совершенная конкуренция
Множество мелких продавцов и покупателей
Однородная Просто. Никаких затруднений
Равный доступ ко всем видам
информации
Несовершенная конкуренция:
2. Монополия
Одна фирма-продавец и множество покупателей Однородная Барьеры на входе Полная информация и мобильность
3. Монополистическая конкуренция
Множество покупателей; большое, но ограничен. число продавцов Разнородная Отдельные препятствия на входе
Полная информация и мобильность
4.Олигополия Ограничен. число  продавцов и множество покупателей Разнородная и  однородная Возможны отдельные  препятствия на входе Некоторые ограничения по поводу
информации  и мобильности
 
Огромное  число обособленных потребителей и  малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить  значительную долю общего спроса. Такая структура называется олигополией, и порождает, так называемую, несовершенную конкуренцию. Предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоит единственный  производитель, способный удовлетворить общий спрос  всех потребителей, является монополия. В случае, когда рынок  представлен относительно большим числом производителей, предлагающих  гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции .
Единственный  потребитель товара и множество самостоятельных производителей. При этом единый потребитель приобретает весь объем предложения товара, который поставляется всем множеством производителей. Данная структура порождает особый тип несовершенной конкуренции, называемый монопсонией (монополия спроса).
Структура взаимосвязей, где единому потребителю  противопоставляется единственный производитель (двусторонняя монополия), вообще не является конкурентной, но также не является и рыночной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Методы конкуренции.
Конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса. Именно ограниченность спроса заставляет фирмы конкурировать друг с другом. Ведь если спрос удовлетворен товаром и/или услугой одной фирмы, то все остальные автоматически лишаются возможности продавать свою продукцию. А в тех редких случаях, когда спрос практически неограничен, отношения между фирмами, предлагающими однотипную продукцию, часто бывает больше похож на сотрудничество, чем на конкуренцию. Такое положение, например, наблюдалось в самом начале реформ в России, когда небольшое количество начавших поступать с Запада товаров сталкивалось с практически ненасытным внутренним спросом.
В экономической  литературе принято разделять конкуренцию  на:
-ценовую  (конкуренцию на основе цены);
-неценовую  (конкуренцию на основе качества потребительной стоимости).
2.1. Ценовая конкуренция.
Одной из традиционных форм конкурентной борьбы есть манипулирование ценами - так  называемая "война цен". Она  осуществляется многими: уценкой, локальными изменениями цен, сезонными распродажами, предоставлением большего объема услуг по существующей цене, удлинением сроков потребительского кредита и тому подобное. По большей части ценовая конкуренция применяется для выталкивания из рынка более слабых соперников или проникновения на уже усвоенный рынок.
Ценовая конкуренция восходит к тем далеким  временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным  ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал внимание к нему и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.
Когда рынки монополизированы, разделены  между собой незначительным числом крупных фирм, захватившим ключевые позиции, производители стремятся  возможно дольше удержать цены постоянными, чтобы, целенаправленно снижая себестоимость и расходы на маркетинг, обеспечить возрастание прибыли (максимизацию). На монополизированных рынках цены теряют эластичность. Это не значит, конечно, что на современном рынке не ведется «война цен» - она существует, но не всегда в явной форме. «Война цен» в открытой форме возможна лишь до того момента, пока фирма не исчерпывает резервы снижения себестоимости товара, вытекающие из расширения масштаба массового производства («Тексас инструментс» установила в 1972 году цену на портативный калькулятор 149,95 долларов, а в 1977 году снизила ее до 6-7 долларов) и соответствующего повышения массы прибыли.
Когда же установилось равновесие, новая  попытка снизить цену приводит к  тому, что конкуренты реагируют точно также: позиции фирм на рынке не претерпевают изменений, однако норма прибыли падает, финансовое состояние фирм в большинстве случаев ухудшается, а это ведет к снижению инвестиций в обновление и расширение основных фондов, в итоге спад производства усиливается, вместо ожидаемых побед и вытеснения конкурентов наступают неожиданные разорения и банкротства.
Ценовая конкуренция применяется главным  образом фирмами – аутсайдерами в борьбе с монополиями, для соперничества  с которыми у аутсайдеров нет сил и возможности в сфере неценовой конкуренции. Кроме того, ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами (этим не пренебрегают и монополии там, где они не обладают абсолютным преимуществом), а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары: например, в 1982 году «Дейта Дженерал» снизила цену на одно из запоминающих устройств на 68%, «Перкин -Элмерс» - на 61%, «Хьюлетт - Паккард» на 37,5%, в результате чего средний уровень цен упал с 20 долларов (начало 1981г.) до 5 долларов (середина 1982 г.).
     При скрытой ценовой конкуренции  фирмы вводят новый товар с  существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало: так, «Крейт Ресерч» выпустила в 1976 году компьютер производительностью 1 млн. операций/сек. и ценой 8,5 млн. долларов, а в 1982 году – компьютер, производительность которого в три раза выше, а цена повысилась только на 15%.
Основное  условие ведения успешной конкурентной борьбы с помощью цен – постоянное совершенствование производства и  снижение себестоимости. Выигрывает только тот предприниматель, который располагает  реальными шансами снижения издержек производства.
Механизм  ценовой конкуренции действует  следующим образом. Фирма-производитель  устанавливает на свою продукцию  цены ниже рыночных. Конкуренты, не имеющие  возможности последовать этой инициативе, не могут удержаться на рынке и  уходят с него или разоряются. Однако всегда находится конкурент, который выведет фирму из трудного положения, переживет “войну цен” и дождется нового повышения цен на продукцию. Так что на выигрыш может рассчитывать только та фирма, которая имеет действительно сильное положение на рынке по сравнению с конкурентами. Если же конкурирующие фирмы находятся в примерно равных условиях, то “ценовая война” не просто расточительна, но и бессмысленна.
При ценовой  конкуренции продавцы двигаются  по кривой спроса, повышая или понижая свою цену (см. рисунок 2.1.). Это гибкий инструмент маркетинга, поскольку цены можно быстро и легко изменить, учитывая факторы спроса, издержек или конкуренции. Однако из всех контролируемых переменных маркетинга конкурентами легче всего дублировать именно эту, что может привести к стратегии копирования или даже ценовой войне. Более того, правительство следит за ценовыми стратегиями. 


Рисунок 2.1. Ценовая конкуренция.
Компания, действующая при значениях P1 Q1, может увеличить сбыт, снизив свою цену до P2. Это увеличит спрос до Q2. Фирма, базирующаяся на ценовой конкуренции, должна снижать цены для увеличения сбыта.
2.2. Неценовая конкуренция.
2.2.1. Сущность неценовой  конкуренции.
Неценовая конкуренция проводится, главным  образом, посредством совершенствования качества продукции и условий ее продажи, «сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое- совершенствование технических характеристик товара; второе - улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителя. Неценовая конкуренция посредством совершенствования качества продукции получила название конкуренции по продукту.
Этот  вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от старой модели, либо представляют ее модернизированный вариант. Конкуренция, основанная на совершенствовании качества, носит противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой – «качество»- это субъективная оценка, которая открывает возможности фальсификации качества путем рекламы и красивой упаковки.
Неценовая конкуренция путем совершенствования  сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя.
При неценовой  конкуренции на первый план выступают уникальные свойства товара, его техническая надежность и высокое качество. Именно это, а не снижение цены, позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара. Основная цель неценовой конкуренции – постоянное совершенствование продукции, поиски путей повышения ее качества, технической надежности, улучшения внешнего вида, упаковки. Таким образом, неценовая конкуренция, в отличие от ценовой конкуренции, имеет не разрушительную, а созидательную направленность.
Неценовая конкуренция ведется за счет снижения издержек, повышения качества продукции и услуг, надежности, улучшения условий оплаты, гарантийного и послегарантийного обслуживания, совершенствования методов сбыта.
Неценовая конкуренция минимизирует цену как  фактор потребительского спроса, выделяя товары и услуги посредством продвижения, упаковки, поставки, сервиса, доступности и других маркетинговых факторов.
Захват  рынка с помощью проникновения на него на основе разработки нового фирменного товара или вытеснения конкурентов, предлагающих аналогичные товары, также происходит при неценовой конкуренции. В мире успех неценовой конкуренции определяется техническим уровнем, качеством и надежностью товара, подтвержденным сертификацией в общепринятых центрах, уровнем сервиса и послепродажного обслуживания, а не низкими ценами.
Неценовая конкуренция порождает целый  спектр важнейших проблем рынка. Среди них межотраслевой механизм прибылей в форме проблемы входа- выхода, избыточных мощностей, влияния на объем сбыта неценовых факторов, предпочтения и выбора, конкурентоспособности, издержек потребления.
Неценовая конкуренция - метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое  превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства, с большей надежностью, более длительными сроками службы и другими более совершенными потребительскими свойствами.
Существенную  роль в неценовой конкуренции  играют: оформление, упаковка, последующее  техническое обслуживание, реклама.
Неценовая конкуренция минимизирует цену как фактор потребительского спроса, выделяя товары или услуги посредством продвижения, упаковки, поставки, сервиса, доступности и других маркетинговых факторов.
Важнейшим элементом неценовой конкуренции  является реклама. Реклама может помочь фирме увеличить долю рынка, привлечь потребителей. При неценовой конкуренции продавцы перемещают кривые спроса потребителей, делая упор на отличительных особенностях своей продукции. Это позволяет фирме увеличить сбыт при данной цене или продавать первоначальное количество по более высокой. Риск при этом связан с тем, что потребители могут не рассматривать предложения продавца как лучшие, чем у конкурентов. В этом случае они будут приобретать более дешевые товары, которые, по их мнению, аналогичны более дорогим. Фирма, базирующаяся на ценовой конкуренции, должна снижать цены для увеличения сбыта.

Р

Р1

Р2

 
 
 
Q1 Q2           Q
Рисунок2.2. Неценовая конкуренция.
Через неценовую конкуренцию фирма  переводит потребительский спрос  вправо, успешно выделяя сваю продукцию (услуги среди конкурирующих). Это позволяет фирме (Рис.2.2):

а)увеличить  спрос с Q1 до Q2 при цене P1;

б) увеличить  цену с P1 до P2 при сохранении спроса на уровне Q1.

2.2.2 Формы проявления  неценовой конкуренции.

По мнению зарубежных ученых, продукция от производителя к потребителю совершает путь, который можно представить в виде следующей формулы:
Продукт + распределение + научно- исследовательская  работа +Торговые агенты + перемещение + реклама = сбыт
Таким образом, мы видим, что реклама завершает процесс сбыта товара.
Ведущую роль в формировании потребительского спроса играет рекламирование любой продукции.
Реклама в различном виде, и в первую очередь на упаковке товара, помогает достичь основной цели путем убеждения потребителей продолжать пользоваться продуктом и испытать продукт в новом применении, а также побуждения тех, кто не пользуется продуктом, купить его.
Когда фирма произвела новый продукт, дополнительный или модифицированный старый, реклама помогает фирме в поисках и привлечении новых потребителей. Одновременно она пытается повлиять на существующих клиентов, чтобы они продолжали покупать продукты фирмы. Реклама должна быть направлена и на привлечение покупателей с тем, чтобы заменить тех, кого фирма потеряла в результате конкуренции.
Реклама вызывает активность клиентов тремя  путями: она может побудить их к прямому действию (покупателя просят немедленно прийти и купить, прислать заказ и т.д.); косвенному действию (постоянно напоминая торговую марку и побуждая покупать только этот продукт); комбинацию двух указанных видов, прося покупателя сделать шаг в направлении покупки, но не требуя делать это немедленно.
В рекламе  применяют несколько основных средств: телевидение, радио, газеты, журналы, а  также наружные средства рекламы: вывески, стенды, витрины, неоновая реклама. Особую роль играет реклама в виде упаковки, поэтому основную рекламную нагрузку несет, конечно упаковка.
Цель  рекламы фирмы, действующей в  условиях монополистической конкуренции, в том, что фирма надеется увеличить свою рыночную долю и усилить лояльность потребителей по отношению именно к ее дифференцированному продукту. В переводе на специальные термины это означает, что фирма надеется, что реклама передвинет кривую ее спроса направо и одновременно уменьшит ее ценовую эластичность.
Утверждается, что реклама способствует росту  монополии. С одной стороны, обширная реклама создает финансовые барьеры для вступления и тем самым усиливает рыночную власть, которой фирмы уже обладают. Более того, вырабатывая приверженность к определенным фабричным маркам, потребители становятся менее чувствительными к понижению цены их конкурентами, тем самым усиливая монопольную власть, которой обладает фирма, рекламирующая свой продукт.
Реклама - один из основных элементов рыночной экономики и неценовой конкуренции. Она выполняет следующие задачи:
а) информирует  потребителя о наличии товара, причем затраты на нее экономически выгодны рекламодателю;
б) повышает спрос на товар и побуждает  увеличивать его производство, что в свою очередь регулирует цены. Характерны ситуации, когда производитель, довольствуясь минимальной прибылью, с помощью рекламы значительно увеличивает объем реализуемой продукции, тем самым ускоряя оборачиваемость своего капитала и получая большую прибыль;
в) стимулирует конкуренцию, так как устанавливает стандарты по характеристикам товара, которые более всего привлекают потребителя
г) помогает средствам массовой информации оставаться независимыми, принося им определенный доход
Все это  свидетельствует о том, что реклама - неотъемлемая часть рыночного процесса.
Прежде  чем заниматься планированием рекламы, следует выявить запросы потребителя и его отношение к данному товару, оценить уровень конкуренции на рынке, то есть провести маркетинговые исследования. Современный маркетинг рекомендует комплексно использовать различные виды и средства рекламы. Комплексность должна обеспечить максимально полный охват выбранного сегмента рынка. Каждого потенциального потребителя нужно снабдить необходимыми сведениями о покупаемом товаре. Полученная эффективность от реализации товара указывает на оптимальную насыщенность рекламы. Насыщенность рекламы - объем всех рекламных мероприятий в заданный период времени на выбранном секторе рынка. Величина этого объема оценивается затратами на рекламные мероприятия. Эффективность определяется отношением объема реализации продукции (общий объем запросов на продукцию к насыщенности рекламных мероприятий за рассматриваемый период).
Каждый  вид товара на конкретном рынке имеет  свою оптимальную насыщенность, то есть эффективность рекламы обладает особыми закономерностями. Изменение объема реализации продукции (эффективность рекламы) находится в прямой зависимости от насыщенности и применяемых рекламных средств. При недостаточной насыщенности рекламы расходы на нее растут быстрее, чем эффективность. Средства, вкладываемые в рекламную деятельность, используются наиболее эффективно, когда насыщенность рекламы достигает оптимального уровня.
Дальнейшее  увеличение затрат не приводит к желаемым результатам: эффект от продаж остается на оптимальном уровне, увеличение затрат на рекламу снижает ожидаемую прибыль. При слишком ограниченных затратах на рекламу продукция реализуется медленно, предприятие несет убытки, возникает эффект «антирекламы».
Реклама сокращает связанные со сбытом издержки по двум причинам: во-первых, реклама заставляет товары оборачиваться быстро, так что они могут быть поданы прибыльно с меньшими наценками; и во- вторых, реклама придает продукту отличительную индивидуальность, что позволяет публики в условиях дифференциации продуктов сравнивать цены в разных магазинах и, таким образом, ограничивать свободу розничного торговца в установлении наценки. Продукты, которые и сильно рекламируются, и быстро продаются, пройдут через каналы распределения с наименьшими наценками.
Анализ  позволяет предприятиям разработать  рекомендации по выбору наиболее выгодных видов рекламных мероприятий  и стимулировать рекламу в  соответствии с определенным видом  товара и конкретным рынком на данный период времени.
Многие  специалисты считают, что упаковка может и должна многое сказать о товаре.
Хорошая упаковка облегчает продажу. Упаковка продукта- это «молчаливый продавец». Торговля по методу самообслуживания и открытый показ товаров требуют, чтобы сама упаковка способствовала продаже больше, чем продавец и торговый агент, убеждала розничного торговца в истине этого предложения. Упаковка должна привлекать внимание, стимулировать интерес, создавать желание и побуждать клиентов покупать. Она должна «продавать» не только потребителю, но и торговцу, чтобы товары были привлекательны, могли быть красиво размещены на полках, имели место для указания цены, хорошо выдерживали транспортировку, хранение и длительное пользование.
Хорошая упаковка информирует. Она - основное средство передачи информации, чтобы удовлетворить потребителя и вызвать с его стороны повторную покупку. Она должна давать клиенту, по крайней мере ту информацию, которая нужна ему для правильного пользования продуктом. Например, если продукт- одежда, то она должна иметь этикетку, содержащую инструкции по стирке, чистке и глажению, а также включать описание волокна или материалы, сообщать о том, линяет ли материал, и давать общие предложения по уходу за одеждой.
     В некоторых отраслях с сильной  конкуренцией упаковка делается специально для того, чтобы привлекать внимание покупателей сильнее, чем сам продукт. В пищевой промышленности, например, фабриканты часто используют упаковку двойного назначения. Они помещают свои товары в сосуды, которые употребляются длительное время после использования содержимого. Например, домашняя хозяйка покупает мед определенного сорта не только из-за содержимого, но из-за привлекательного стакана, в котором он продается.
Таким образом, упаковка движет сбытом товаров, является рекламой, привлекающей к себе покупателей.
Далее мы рассмотрим экономическую ситуацию в текстильном производстве на данный момент. Изучив её, а также имея знания о конкуренции, её видах и методах предпринимателям, управляющим фирмами, экономистам и д. р. Будет намного легче выстроить конкурентную политику своих предприятий и добиться наибольшей прибыли. 
 
 
 

Глава 3. Экономическая ситуация в текстильном производстве на сегодняшний день.
В настоящее  время в легкой промышленности России работают 14 тыс. предприятий, расположенных  в 72 регионах страны. На них трудятся 487 тыс. человек, из которых 75% – женщины. Около 70% предприятий легкой промышленности являются градообразующими для малых городов. При этом техническую, ассортиментную и инвестиционную политику в отрасли диктуют сравнительно небольшое количество крупных предприятий. В хлопчатобумажной отрасли 19 предприятий выпускают 82% объема готовых тканей, около 70% производства обеспечивают 6 предприятий в шелковой промышленности, 10 – в шерстяной, 7 – в льняной; в трикотажной – 12 предприятий выпускают 50% трикотажных и чулочно-носочных изделий, в обувной – на 22 предприятия приходится 56% всей выпускаемой обуви. В структуре промышленности наибольший удельный вес занимают текстильная, швейная и меховая отрасли – 75% общего производства (доля текстильной продукции – 45%, кожи и обуви – около 25%). Продукция легкой промышленности имеет устойчивый спрос, она востребована практически во всех сферах жизни человека, без нее невозможна работа многих отраслей экономики. Ткани и товары для дома, изделия медицинского назначения, одежда и обувь, технический текстиль и обмундирование для вооруженных сил, отделка автомобилей и самолетов – трудно представить себе какую-либо сферу жизни и экономики, где бы не применялась продукция легкой промышленности. 
Казалось бы, значимость легкой промышленности для человека и государства в целом неоспорима. Однако цифры говорят о другом: в последние десятилетия эта отрасль в России «усыхает», ее вес в общем промышленном пироге неуклонно падает. Так, доля «легкой» продукции в общем объеме промышленного производства страны составила в 2007 г. всего лишь 1,1% (в 1991 г. – 11,9%, что соответствовало ситуации в таких странах как США, Германия и Италия, которые на протяжении многих лет сохраняют этот показатель на уровне 8–12%).  
Стоимостные показатели, правда, показывают иную динамику. Оборот розничной торговли одеждой, обувью, тканями в 2007 г. составил на внутреннем рынке 1,52 трлн руб., внешнеторговый оборот – почти 335 млрд руб., что по сравнению с 2006 г. больше соответственно на 8,6% и на 11,7%. Это лукавство цифр, однако, лишь маскирует бедственное положение отрасли. 
Действующие отечественные производства обеспечивает менее четверти платежеспособного спроса населения, а мобилизационные потребности страны всего лишь на 17–36%. Впору говорить об угрозе национальной безопасности. Ведь по Закону о безопасности государства в общем объеме продукции стратегического назначения доля отечественной должна составлять не менее 51%.  
Неспособность российских властей и российского бизнеса (заметим, что все предприятия легпрома приватизированы) наклониться и взять деньги, которые лежат под ногами, просто поражает. Ведь сшить фуфайку – не танк построить. Особенностью легкой промышленности является быстрая отдача вложенных средств. Большой удельный вес конечной продукции, реализуемой в розничной сети, обеспечивает быстрый возврат денежных средств. Ее технологические возможности позволяют часто менять ассортимент продукции, не уменьшая общего объема производства. Все это прекрасно понимают турецкие, китайские, греческие, да и все остальные текстильщики и обувщики, снявшие сливки с необозримого потребительского рынка России, где неудовлетворенный в течение многих лет спрос на одежду и обувь наложился на резкий рост платежеспособности населения.  
Чего же не хватает российским предприятиям для того, чтобы вытеснить с полок импортную продукцию и, наконец, одеть и обуть население страны в сколько-нибудь пристойные изделия. Ответ неоригинален: денег, денег и еще раз денег. Да еще запретить импорт и вернуть всех во времена всеобщего дефицита: носите, что дают.  
А ведь в конце 80-х–начале 90-х годов государство вложило в техническое перевооружение предприятий около 2 млрд долл. Несмотря на финансовые вливания, производство снижалось, новые прогрессивные технологии не осваивались, а имеющееся, в том числе импортное, технологическое оборудование перепродавалось в Турцию и Китай, где, напротив, начинался бум в развитии текстильной и легкой промышленности. Не удивительно, что в этих условиях сложился непрозрачный и нецивилизованный рынок, где хозяевами стали челноки и карго-перевозчики. Сегодня текстильщики и обувщики вновь заговорили о необходимости государственной поддержки и государственных инвестиций. 
 
После кризиса 1998 г. в течение двух лет отрасль демонстрировала рост за счет эффекта импортозамещения и девальвации рубля, но закрепить успеха опять не смогла. Так, уже в 2004 г. темп роста был отрицательным – 95,6%. В 2007 г. было произведено 2,7 млрд кв. м тканей, что на 2,4% меньше, чем в предыдущем году. В I полугодии 2008 г. сальдированная прибыль предприятий отрасли по сравнению с тем же периодом 2007 г. снизилась на 8,3%. Убыток же, напротив, увеличился до 2 млрд руб. Об ухудшении положения в отрасли свидетельствует и повышение доли убыточных предприятий. Из приведенных цифр в таблице 2 следует одно: легкая промышленность давно и тяжело больна, и помочь могут лишь кардинальные меры.  
 
Таблица 2.Финансовое состояние легкой промышленности.

Финансово-экономические показатели 2005 2006 2007 2008 1 п/г
Сальдированный  финансовый результат, млн руб. 1152 2838 3255 1100
Прибыль, млн руб. 4948 5980 6454 3100
Убытки, млн руб. 3796 3142 3199 2000
Рентабельность, %: 1,3 1,6 1,5 1,5
в т. ч. текстильное и швейное производство 1,1 1,4 1,3 1,3
производство кожи, изделий из кожи и обуви 2,3 3,0 2,8 2,8
 
Общие инвестиции в легкую промышленность по-прежнему незначительны. В 2007 г. они  составили всего 6 млрд руб., т.е. 0,75% от общих инвестиций, вложенных в  обрабатывающие производства. При этом иностранцы крайне неохотно идут в эту отрасль: в 2007 г. их капиталовложения составили всего лишь 60 млн долл., или 0,2% от их поступлений в обрабатывающие производства. Сократилось и количество предприятий с участием иностранного капитала: с 94 в 2006 г. до 73 в 2008 г. 
Вместе с тем, для проведения масштабного технического перевооружения отрасли, по оценке экспертов, необходимы вложения не менее 300 млрд руб. (порядка 10 млрд долл.) в течение ближайших 5–6 лет.  
Мировой рынок продукции легкой промышленности развивается чрезвычайно динамично. За последние 15 лет товарооборот увеличился более чем в 2 раза. Потребление тканей, одежды и обуви выросло в странах ЕС на 90,5%, в США – на 99,3%, в Японии – более чем в 2 раза. Но на долю России приходится всего 1,9% мирового товарооборота.  
Емкий и динамично растущий внутренний спрос мог бы стать фактором роста производства и насыщения рынка российскими товарами. Однако вместо этого опережающими темпами растет импорт. В 2007 г. экспорт снизился на 14,3%, а импорт вырос в 3,3 раза. При этом в экспорте (премущественно в государства СНГ и Балтии) доминирует малообработанная продукция. Совсем незначителен экспорт трикотажных и швейных изделий, готовых тканей.  
 
Таблица 3. Российский рынок товаров легкой промышленности (млрд руб).

 
Показатели
 
2005 доля, % 2006 доля, % 2007 доля, %
Розничный товарооборот 1250 100 1400 100 1520 100
Товары  российского производства* 242,1 19,4 311,5 22,3 352,6 23,2
Официальный импорт ** 142,5 11,4 257,7 18,4 411,9 27,1
«Теневое» производство и «теневой» импорт *** 865,4 69,2 830,8 59,3 755,5 49,7
 
* В розничных ценах. 
** По данным ФТС. 
*** Оценка. 
 
 
Из таблицы 3 видно, что в 2007 г. в продажах товаров легкой промышленности доля продукции отечественных производителей составила лишь 23,2%, в том числе швейных изделий – 44,7%, обуви – 31%, трикотажных и чулочно-носочных изделий – 18%. При этом доля официального импорта в объеме продаж товаров легкой промышленности составила в 2007 г. всего 27,1%. Возникает естественный вопрос: а где остальное? Цифры говорят о том, что на российском рынке правит бал теневой импорт и подпольное производство. По расчетам экспертов, почти половина – 49,7% – общих продаж товаров легкой промышленности приходится на долю товаров «теневого» происхождения. Как полагают профессионалы отрасли, главной проблемой при формировании внутреннего рынка России стали карго-перевозки, т.е. широкомасштабная сеть поставок продукции, не облагаемой налогами и пошлинами. Сердятся наши производители и на крупные торговые центры, так как туда отечественному производителю попасть трудно и дорого (впрочем, вещевые рынки их также не устраивают, так как там торгуют беспошлинным товаром). Жалуются производители и на рекламу: мол, рекламируется преимущественно импортный товар. При этом, они не отвечают на вопрос: а кто, собственно, кроме самих предприятий, должен рекламировать свой товар? Не из государственной же казны, то есть из денег налогоплательщика, финансировать рекламу? По мнению предпринимателей, решение всех проблем лежит в государственном кармане. Помечтаем... По прогнозу ВНИИ потребительского рынка и мониторинга, емкость российского рынка товаров легкой промышленности в ближайшие годы будет прирастать не менее чем на 10–12% ежегодно и к 2020 г. розничный товарооборот может достичь 4,5–5,0 трлн руб. Это хорошая основа для развития отрасли.  
Совершенно понятно, что никакими ограничительными мерами (запретить рекламу, ввести заградительные пошлины, остановить импорт и т. д.) ситуацию не исправить. Необходимо решить системную проблему, которая заключается в том, что в настоящее время легкая промышленность не способна ни количественно, ни качественно удовлетворить растущий спрос. Приостановить падение доли отечественных товаров на внутреннем рынке до критической черты и предотвратить возникшую угрозу национальной безопасности могут только системные же меры. Это означает формирование цивилизованного, конкурентного рынка, стимулирование развития современных товаропроводящих сетей, ужесточение таможенного контроля. Это модернизация производства и повышение конкурентоспособности российских товаров по параметрам «цена - качество - дизайн».  
Изменить сложившуюся ситуацию призвана принятая в конце 2008 г. Стратегия развития легкой промышленности до 2020 г. Предполагается, что к означенному году удастся повысить долю отечественной продукции на российском рынке до 50%, а экспорт увеличить в 2–2,5 раза. К 2020 г., мечтают составители стратегии, произойдут коренные изменения в структуре производства легкой промышленности, увеличится в общем объеме доля продукции высоких переделов. Рост инвестиций будет соответствовать масштабам «очищения» рынка от контрафактной и контрабандной продукции, снижению доли теневого оборота с 49,7% в 2007 г. до 12% в 2020 г. 
Разработчики стратегии, однако, отдают себе отчет в том, что основной риск при реализации этих радужных планов связан с малой вероятностью привлечения необходимых инвестиций и бюджетных средств.  
 
И тем не менее, вся стратегия строится именно на требованиях к государству. «Предприятия отрасли самостоятельно не в состоянии в достаточной мере проводить крайне необходимую модернизацию и техническое перевооружение производств. Кроме того, вследствие высокого износа основных фондов и отсутствия залоговой стоимости предприятия не имеют возможности получить полноценный кредит под техническое перевооружение и модернизацию производства. В первую очередь необходимо изменить инвестиционную политику государства по отношению к легкой промышленности в сторону доведения объемов инвестиций в основной капитал из федерального бюджета до уровня среднего по обрабатывающим производствам», – говорится в Стратегии.

По данным Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности, снижение производства в 2008 г. по отдельным категориям составило от 10 до 25%. Предприятия швейного, обувного, кожевенного, мехового и других секторов оказались в очень тяжелом положении. Меры по возмещению части затрат на уплату процентов по кредитам (Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. с изменениями от 10 февраля 2009 г. «О порядке предоставления в 2008– 2010 гг. субсидий организациям легкой и текстильной промышленности») не дали видимых результатов, как и снижение налоговой нагрузки на 4%. Традиционная для легкой промышленности нехватка финансирования и низкая конкурентоспособность сыграли злую шутку как с небольшими коммерческими организациями, ориентированными на рынок и активно занимающимися модернизацией производства, так и с градообразующими предприятиями, обеспечивающими государственный оборонный заказ. «Самое печальное и парадоксальное следствие кризиса заключается в том, что больше всего пострадали компании, которые являются лидерами отрасли. Эти компании, активно развиваясь и внедряя новые технологии, неизбежно были вынуждены брать кредиты, вкладывать в инновации значительные средства», – сетует генеральный директор текстильной компании «Нордтекс» Юрий Яблоков. Государство же с начала года не может расплатиться даже с собственными заказами. «В настоящее время наша ассоциация столкнулась с проблемой неплатежей со стороны стратегических объединений и крупных бюджетных организаций, – рассказывает Игорь Рогожин, директор Ассоциации СИЗ (средств индивидуальной защиты). – По данным некоторых наших членов, сумма неплатежей уже составляет сотни миллионов рублей». Единственное, что может сегодня спасти производство – объединение усилий для преодоления сложившейся экономической ситуации». 
Такую политику попытались выработать в рамках отраслевого совещания «О текущей ситуации в текстильной и легкой промышленности и мерах по преодолению кризисных явлений в экономике отрасли», состоявшегося в феврале текущего года в дни работы ф
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.