На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Переходный период: сущность, особенности для России

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 29.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации

НОУ ВПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ «ВТУ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ

  «ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ТЕОРИИ»

«ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД: СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ  ДЛЯ РОССИИ» 
 
 
 
 
 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оренбург  2009

 

    Содержание 
 

 

Введение 

    «Переходная экономика» - термин, возникший в  экономической теории сравнительно недавно. Его возникновение обусловлено  тем, что на рубеже 80-х – 90-х гг. двадцатого столетия большинство социалистических стран, в том числе и Россия, сменили политический строй, в результате чего произошли и коренные изменения в экономической жизни. Эти изменения имеют отличительные черты, которые формируют новый тип экономической системы, которую в экономике называют переходным периодом.
    Целью работы является изучение переходной экономики как типа экономической  системы. Для этого необходимо решить ряд важных задач, используя методы экономической теории. Первоочередная задача – раскрыть содержание переходной экономики, то есть определить, что собой представляет переходный период. Необходимо познать его сущность, проследить общие закономерности и выявить специфические черты, отличающие этот тип экономической системы от других типов. Кроме того, нужно обосновать основные принципы и изучить способы проведения экономической политики в переходном периоде.
    Теоретические аспекты рассматриваются на примере  российской экономики. Ставится задача выяснения причин, обусловивших переход  от старой экономической системы к новой, изучения методов и способов преобразования экономики.
    Необходимость перехода нужно рассмотреть с  разных сторон, выявить основные моменты  переходного периода. Также важно  обосновать роль государства в переходной экономике, охарактеризовать основные реформы, проводимые государством, изучить его функции.
    Неотъемлемой  частью работы является рассмотрение результатов преобразований, определение  дальнейших перспектив развития экономики  России. Необходимо дать четкую характеристику современного состояния российской экономики, выявить главные проблемы ее трансформации. Ставится задача детального изучения экономики России, изменяющейся в переходный период.
    После рассмотрения переходной экономики  с точки зрения экономической  теории, изучения ее особенностей в российской системе, необходимо сделать заключение  о том, какая же экономическая система формируется в России.
    Актуальность  поставленной проблемы на сегодняшний  день не оспорима. Она вызывается не только выше упомянутыми причинами, но и тем, что Россия еще не преодолела барьер перехода. Российская экономическая система далека от идеальной, в ней существует множество противоречий, множество несовершенств, которые препятствуют ее дальнейшему развитию. Поэтому необходимо теоретически  изучить поставленную задачу, разработать возможные пути решения сложившихся проблем, а также перспективные методы и способы.
    На  основе проведенного анализа необходимо сделать соответствующие выводы и попытаться дать четкое представление  о современном типе экономической  системы, сложившейся в России.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Содержание переходной экономики 

    1.1 Понятие и сущность  переходного периода 
 

    На  рубеже 1980-х и 1990-х годов большинство  социалистических стран сменили  политический строй. Перед новым правительством, пришедшим к власти, встала задача проведения реформ, направленных на преобразование социалистических стран в демократические государства с рыночной экономикой.
    Время от начала преобразований политико –  экономической системы бывших социалистических стран до формирования устойчивых и эффективных институтов демократического общества и рыночной экономики называют переходным периодом.
    Переходный  период в экономике – это исторически  непродолжительный отрезок времени, в течение которого завершается демонтаж административно – командной системы и формируется система основных рыночных институтов. Этот отрезок времени часто называют периодом постсоциалистической, или посткоммунистической, трансформацией. Экономическая трансформация является частью глубоких, принципиальных изменений в обществе – в политическом и                 государственно - административном устройстве, в социальной сфере, в идеологии, во внутренней и внешней политике.
    Теоретическими  вопросами реформ занимается транзитология – наука о переходном периоде. Это сравнительно новая область социальных наук. Она возникла в 70-е годы двадцатого века как наука о переходе от тоталитарного или авторитарного режима к демократии и рынку. Сегодня в центре внимания транзитологов – проблемы преобразований в постсоциалистических странах.
    Реально проблема переходного периода возникает  в экономической науке неоднократно. Впервые – в связи с переходом  от аграрного общества к индустриальному ( от феодализма к капитализму ). Далее  – как трактовка проблем переходного периода от капитализма к социализму в марксистском учении. Наконец, - в современных условиях в связи с «постиндустриальными тенденциями» в развитых капиталистических странах и переходными процессами в бывших социалистических странах, вставших на путь формирования рыночной экономики.
    Начало  переходного периода чаще всего  связано с утратой государственной  власти прежними коммунистическими  партиями, прекращение функционирования прежних законодательных и исполнительных органов и приходом к власти новых, некоммунистических политических сил. Новые силы – новые организации – партии, правительства, парламенты, - хотя в них может быть представлено немало деятелей старого режима. Таким образом, началом переходного периода является смена политического строя, которая служит необходимым условием для осуществления принципиально – рыночных преобразований в экономике.
    Содержанием переходной экономики является преобразование всей системы экономических отношений, а не реформирование ее отдельных  элементов или корректировку экономической политики.
    В процессе перехода от административно  – командной к рыночной экономике  сформировалось примерно три группы стран.
    Первая  группа включает страны, где темпы  продвижения к рыночной экономике  наиболее значительны (Польша, Венгрия, Словакия, Словения, страны Балтии). Сравнительно быстрое и успешное продвижение к рыночной экономике обусловлено рядом факторов: существование основ рыночной экономики до поворота к административно – командной системе, тесными экономическими и историческими связями с Западной Европой, относительной сбалансированностью структуры народного хозяйства или небольшим объемом диспропорций, консенсусом всех слоев населения в отношении необходимости перехода к рыночной системе.
    Вторая  группа включает страны, где переход к рыночной экономике оказался сопряженным с немалыми трудностями и осуществляется гораздо медленнее, чем в странах первой группы (Россия, другие страны – члены СНГ, Болгария, Румыния, Югославия, Албания, Монголия). Здесь не было устойчивой традиции рыночной экономики, а формирование административно – командной системы нередко происходило на базе традиционной системы. Затрудняют продвижение к рынку и такие факторы, как наличие глубоких диспропорций в структуре экономики, наличие сильных уравнительных тенденций и отсутствие в обществе консенсуса по вопросу о характере преобразований, относительная изолированность от развитых стран, а нередко и военные конфликты на их территории.
    Третья  группу составляют страны Восточной  Азии (Китай и Вьетнам), где господство административно – командной системы было кратковременным и переход к рыночной экономике начался на основе традиционной патриархальной системы при крайне слаборазвитой промышленности и, следовательно, отсутствии серьезных диспропорций, а также при сохранении авторитарной политической власти, в условиях благоприятного для развития рыночных отношений хозяйственного менталитета населения.  
     
    1.2 Черты и закономерности  переходного периода 

    Особенности, отличающие переходную экономику от других типов экономических систем, связаны прежде всего с преобразованиями в экономической сфере. Происходит изменение основы экономической системы, ее замена качественно иной (рыночной). Такого рода трансформацию называют системными реформами.
    Во-первых, это либерализация экономики – система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. Она имеет повсеместное распространение и включает: отмену государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности, прекращение централизованного распределения ресурсов, переход к формированию цен в соответствии со спросом и предложением, снижение государственного контроля над транзакционными операциями на внутреннем и внешнем рынках.
    Во-вторых, демонополизация экономики и  создание конкурентной среды, предполагающие создание равных возможностей и условий  для деловой активности всех экономических  агентов, обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль, регулирование ценовой и сбытовой политики естественных монополий.
    В-третьих, это институциональные преобразования, включающие изменение отношений  собственности, формирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционного фонда и т. д.), создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства.
    В-четвертых, структурные преобразования, направленные в первую очередь на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. Главная цель перестройки структуры экономики – развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.
    Также чертой переходной экономики является макроэкономическая стабилизация (в  основном финансовая). Длительное сохранение инфляции препятствует нормальному  становлению рыночных отношений, поэтому ее подавление жизненно важно для переходной экономики. В систему мер макроэкономической стабилизации входят ограничение денежной эмиссии, минимизация дефицита госбюджета, обеспечение положительной процентной ставки и т. д.
    Еще одним изменением в переходный период является формирование адекватной рыночному хозяйству системы социальной защиты населения. Эта система мер направлена на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения.
    Некоторые изменения носят необходимый, неизбежный характер и поэтому могут рассматриваться как закономерности.
    Главная закономерность переходного периода  – утрата государством функций единоличного распоряжения ресурсами. В период командно-административной системы государство было единственным собственником и всесильным распорядителем всех материальных богатств общества. Теперь значительная часть имущества переходит в частную собственность, и государство теряет монопольную власть на принятие экономических решений.
    Вторая  закономерность переходного периода – бюджетный кризис. Он тесно связан с изменение положения государства в экономике. После начала реформ потребность в их финансировании со стороны государства сохраняется на очень высоком уровне. Но доходная часть бюджета резко сокращается за счет спада производства, утечки капиталов за границу. Возникает дефицит государственного бюджета, который приводит к кризису в экономической сфере.
    Третья  закономерность переходного периода  – трансформационный спад. В переходный период экономика переживает глубокий кризис, вызванный отсутствием координации между экономическими агентами. Это связано с тем, что прежние, плановые механизмы координации хозяйственной деятельности уже разрушены, а новые, рыночные механизмы координации еще слабы или отсутствуют. 

    1.3 Концепции переходной экономики 

    В теории и практике проведения рыночных реформ сложились две противостоящие друг другу концепции. Одна из них  называется «градуализм» (от английского  слова «gradual» - постепенный ),а вторая – «шоковая терапия». Выражение «шоковая терапия»заимствовано из медицины и не является строгим научным термином для обозначения экономических процессов, однако оно удачно описывает характерные особенности радикальных рыночных преобразований.
    Градуализм  – это экономическая концепция, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству главную роль в формировании рынка.
    Государство на основе долгосрочной стратегии последовательно  заменяет механизмы административно-командной  системы рыночными отношениями.
    Начало  реформ связывается с установлением  динамического равновесия на потребительском  рынке, причем не только с помощью  более гибкой системы цен, но и  прежде всего благодаря быстрому развертыванию в частном секторе  производства потребительских товаров  и оказания услуг и насыщению ими рынка.
    Рыночные  отношения первоначально охватывают сферу производства и сбыта потребительских  товаров и лишь затем распространяются на инвестиционные отрасли.
    Либерализация цен проводится на последующих этапах реформы, причем нередко с сохранением государственного контроля над ценами в отраслях с сильными монополистическими тенденциями, с целью избежать резкого снижения жизненного уровня населения.
    Проводится  жесткая финансовая политика в целях  недопущения высокой инфляции.
    Активно формируется рыночная инфраструктура, поощряющая частное предпринимательство, главным образом в мелком производстве и сфере услуг.
    Импульс, данный развитию сельского хозяйства  и связанных с ним отраслей по производству потребительских товаров, становится своеобразным мотором дальнейшего распространения рыночных механизмов и одновременно приводя к насыщению потребительского рынка, создает благоприятный социальный фон для дальнейшего углубления реформ.
    «Шоковая  терапия» - это экономическая концепция, которая считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета.
    Выбор «шокового» варианта обычно является вынужденной мерой. Он связан в большинстве случаев с необходимостью преодоления крайне тяжелого финансового положения, а также острого товарного дефицита, вызванного накопившимися структурными диспропорциями.
    Стратегия «шоковой терапии» основана на неолиберальной теории. Согласно неолиберализму рыночная экономика является саморегулирующейся системой. Поэтому главная задача преобразований заключается в сведении к минимуму экономической роли государства. За ним сохраняется важнейшая функция – поддержание устойчивости финансовой системы, а для этого необходимо решительное подавление инфляции, которая препятствует регулирующей роли рынка.
    В числе важнейших институциональных  преобразований стратегия радикального перехода предполагает:
    - одномоментную либерализацию цен  на основную массу товаров  и услуг и переход от государственного материально-технического снабжения к свободной торговле средствами производства и предметами потребления. Эта мера приводит к устранению товарного дефицита и запускает механизмы рыночного саморегулирования;
    - скорейшее разрушение прежней системы централизованного планирования и  замена административных способов государственного регулирования экономическими, среди которых главными являются ужесточение условий предоставления кредита, ограничение денежной эмиссии;
    -  ускоренную приватизацию государственной собственности, переход к частной собственности на землю;
    -  либерализацию внешнеэкономической  деятельности, что приводит к  широкому открытию внутреннего  рынка и экономики в целом  для иностранных товаров и  капитала.
    Недостатки  стратегии радикального перехода к рыночной экономике сводятся к следующему: во-первых, в условиях унаследованных от прежней системы огромных диспропорций переход к свободному ценообразованию приводит к тому, что наиболее прибыльной сферой вложения капитала становится перераспределительная деятельность в финансовом секторе при оттоке ресурсов из реального сектора; во-вторых, стремительный переход к ценообразованию на основе спроса и предложения в условиях доставшегося от планового хозяйства товарного дефицита и монопольного положения производителей на первых порах вызывает высокую инфляцию; в-третьих, стратегия радикального перехода, сопровождаемая высокой инфляцией, влечет за собой падение жизненного уровня преобладающей части населения и усиление социальной дифференциации. 

 

     2 Реформы  переходной экономики  в России 

    2.1 Кризис административно  – командной системы  

    За  десятилетие экономика России сократилась  примерно в два раза. Это произошло  за счет сокращения производства в  промышленности, строительстве, транспортном обслуживании, сельском хозяйстве.
    Кризис, начавшийся в начале 90-х годов  – это кризис предыдущей экономической  системы – социалистической экономики. Некоторые признаки его приближения  наблюдались задолго до его начала. Резкое сокращение темпов роста даже по данным официальной советской статистики стало наблюдаться в Советском Союзе с начала 70-х годов, о чем свидетельствуют данные «Таблицы 2.1»:  

    Таблица 2.1 Среднегодовые темпы прироста основных показателей экономического и социального развития СССР по пятилеткам (в %) 

  1961-1965 1966-1970 1971-1975 1976-1980 1981-1985
Валовой общественный продукт 6,5 7,4 6,3 4,2 3,6
Национальный  доход(НД) 6,5 7,8 5,7 4,3 3,6
НД, использованный на потребление и накопление 5,7 7,2 5,1 3,8 3,1
Продукция промышленности 8,6 8,5 7,4 4,4 3,7
Валовая с\х  продукция  2,3 3,9 2,5 1,7 1,1
Капитальные вложения 5,4 7,3 6,7 3,7 3,7
Производительность  общественного труда 6,1 6,8 4,5 3,3 3,1
Реальные  доходы на душу населения 3,6 5,9 4,4 3,4 2,1
 
    Это был еще не кризис, но тенденция нарастания негативных процессов обозначилась достаточно зримо. Начало политики «перестройки» и было реакцией власти на неминуемо приближающийся кризис. Начало перестроечных преобразований было попыткой предотвратить надвигающуюся экономическую катастрофу. Но изменить сложившуюся тенденцию не удалось. С начала 90-х годов началось сокращение производства, кризис приобрел открытые формы.
    Продолжительный и глубокий спад производства, деформацию нарождавшейся рыночной экономики  вызвали пережитки старого строя.
    Советский Союз к 80-м годам занимал второе место в мире по объему ВВП после  США. Но огромную его часть составляло производство военной техники: танки, в производстве которых СССР занимал  первое место в мире, самолеты, орудия и т. п. по различным оценкам, военное производство составляло до 70% промышленного производства. При переходе к рыночным отношениям все эти объемы производства не могли быть признаны рынком, оплачены государственным бюджетом. Как следствие, объемы военного производства и соответственно объемы ВВП начали резко и быстро сокращаться.
    Кроме чрезмерно раздутого военного производства в СССР производилось много гражданской  продукции в объемах, излишних с  позиций рыночной потребности страны. В плановой экономике оценка производственной деятельности осуществлялась исходя из роста объемных показателей, что стимулировало «производство ради производства». В условиях рынка сокращение производства в этих отраслях было неизбежно. Уменьшались масштабы прямой растраты сырьевых, энергетических, трудовых ресурсов. 
    Когда процесс перераспределения высвобождающихся из военного и излишнего гражданского производства ресурсов закончился, ресурсы  перешли в востребованные рынком отрасли, начался экономический  рост. Но этот рост не может быть устойчивым и долговременным, так как не имеет в своей основе новых капиталовложений и обновленной материально – технической базы.
    В отсталом состоянии последней, унаследованной от социализма, кроется еще одна причина глубокого экономического кризиса 90-х годов.
    Россия начала вступать в рыночную экономику со значительно устаревшим производственным аппаратом. Промышленность и сельское хозяйство в начале 90-х годов по большей части не соответствовали мировому уровню и в силу этого были неконкурентоспособны в сравнении с развитыми странами. Это подтверждает «Таблица 2.2» : 

    Таблица 2.2 Возрастная структура производственного  оборудования в промышленности в 1975-1991 гг.(в %) 

Годы Всего оборудования Из него в возрасте (лет)
До 5 6-10 11-15 16-20 Более 20 Средний возраст
1975 100 37,5 29,7 14,8 9,0 9,0 8,34
1985 100 33,1 28,2 16,0 9,8 12,9 10,11
1990 100 29,4 28,3 16,5 10,8 15,0 10,80
1991 100 26,6 28,9 17,1 11,3 16,1 11,30
 
    Проблема  состоит не только в устаревании  производственных фондов, но ив их технологической  отсталости. С 50-х годов и до середины 70-х в СССР успешно развивался технологический комплекс. Но потом положение стало резко меняться. В развитых капиталистических странах влияние потребительского рынка привело к выходу производства за рамки военного. Сложилась самовоспроизводящаяся расширяющаяся система производства.
    В планово – централизованной экономике  СССР такой обратной связи не было в силу отсутствия самого рынка.
    В силу такого отставания экономика СССР являлась более фондо- и материалоемкой, требовала больших затрат энергии и труда на производство. Все это в конечном итоге привело к разложению существующей экономической системы, последствиями которого стали коренные изменения в экономической сфере и в жизни всей страны в целом. 

    2.2 «Шоковая терапия»  и ее следствия 

      В России радикальную экономическую  реформу начало в 1992 году либеральное  правительство, исповедовавшее идеи  монетаризма и «шоковой терапии». Но подлинной «шоковой терапии»  в нашей стране никогда не  было. «Шоковая терапия» предполагает бездефицитный бюджет, тогда как на протяжении 1992 – 1998 годов бюджет ежегодно сводился с дефицитом 5 – 10 % ВВП. Кроме того, правительство не ограничивало заработную плату, что привело к возникновению классической инфляционной спирали «цены – заработная плата».
    За  годы реформ российская экономика претерпела принципиальные изменения.
    Во-первых, это институциональные преобразования, выражающиеся в возникновении и  укреплении рыночных институтов экономической  деятельности.
    Во-вторых, вещественно – структурные изменения, нашедшие выражение в падении валового продукта более чем в два раза по сравнению с началом 1990-х годов, резком сокращении доли обрабатывающих отраслей в структуре промышленного производства и росте доли услуг в ВВП.
    Среди институциональных реформ ведущее место занимает приватизация. Приватизация – это платная или бесплатная передача государственного имущества частным владельцам.
    Как процесс изменения отношений  собственности, приватизации привела  к изменению самой природы  российской экономики. Она перестала быть государственной, плановой экономикой, и превратилась в рыночную экономику, опирающуюся на деятельность независимых экономических субъектов.
    Приватизация  началась в 1993 году. До середины 1994 года она осуществлялась путем обмена государственной собственности на ваучеры, бесплатно раздаваемые всем гражданам.
    В результате ваучерной приватизации к середине 1994 года примерно 60% бывших государственных предприятий перешли  в собственность трудовых коллективов, новосозданных акционерных обществ, инвестиционных фондов, других негосударственных организаций, а также граждан.
    В процессе приватизации благодаря обращению  акций и других ценных бумаг стал формироваться фондовый рынок –  один из важнейших элементов рыночной системы.
    К числу серьезных недостатков российской схемы приватизации относится отсутствие притока инвестиций на приватизированные предприятия и доходов – в госбюджет. Высокие темпы приватизации и несовершенство ее правовой базы обусловили запутанность и противоречивость отношений собственности на предприятиях – сосуществование нескольких владельцев крупных пакетов акций, каждый из которых имеет свои собственные интересы.
    В 1995 году правительство объявило о  начале «денежного» этапа приватизации, предусматривающего продажу собственности  отечественным и иностранным инвесторам. Но в связи с явным недостатком желающих купить государственную собственность в 1995 – 1996 годах приватизация осуществлялась главным образом в форме залоговых аукционов.
    Укрепление  финансовых возможностей негосударственного сектора позволило правительству в 1997 году отказаться от залоговых аукционов и перейти непосредственно к продаже предприятий. При этом в целях увеличения поступлений от приватизации борьбы с коррупцией правительство попыталось обеспечить подлинную конкурсность продаж, но добилось в этом частичного успеха. Тем не менее, доходы бюджета существенно увеличились благодаря высокой стоимости и инвестиционной привлекательности объектов, выставляемых на торги.
    Приватизация  привела к глубоким изменениям в  структуре собственности. Если раньше все материальные богатства принадлежали государству, то теперь основой стала частная собственность. Возникли и новые формы собственности. Это муниципальная собственность, то есть имущество, принадлежащее городским и сельским поселениям, собственность общественных организаций, смешанная, иностранная и другие.
    В 1997 году предприятия распределились по формам собственности следующим  образом: государственные – 9%, муниципальные  – 7%, в собственности общественных организаций – 5%, в смешанной и иностранной собственности – 10%, частные – 68%. Хотя частная собственность в России еще очень молода и зачастую недостаточно четко отделена от государственной, такая высокая доля частных предприятий свидетельствует о необратимых изменениях в структуре собственности в нашей стране.
    Вплоть  до середины 1998 года другим бесспорным успехом считалась финансовая стабилизация. Это нашло выражение прежде всего  в преодолении гиперинфляции 1992-1993 годов и снижении индекса потребительских  цен до 11% в 1997 году. Обуздание инфляции сопровождалось стабилизацией валютного курса и снижением ставки процента за банковский кредит.
    Антиинфляционная  политика осуществлялась как за счет сжатия денежной массы, так и за счет привязки рубля к доллару в  рамках «валютного коридора». Важным шагом в борьбе с инфляцией стало принятие в 1994 году закона о Центральном банке России (ЦБР). Центральный банк обязан обеспечивать стабильность рубля, что на практике достигалось ограничением количества денег в обращении. Только в первой половине 1997 года, когда рост цен снизился до уровня менее 20% в годовом исчислении, Центральный банк стал постепенно смягчать денежную политику, увеличивая выпуск денег в обращение, что сыграло заметную роль в оживлении производства.
    Финансовый  кризис в Юго-Восточной Азии и падение мировых цен на нефть привели к бегству спекулятивных иностранных капиталов из России и падению валютной выручки. В конце весны 1998 года правительство было вынуждено резко поднять ставку рефинансирования, чтобы помешать бегству капитала. Это решение означало конец достигнутой с огромным трудом финансовой стабилизации, а последующий дефолт произвел к всплеску инфляции на 30% в сентябре 1998 года и разрушению всей денежно – финансовой системы.
    Самый неблагоприятный ход реформ – в сфере реального производства. Но при этом необходимо отметить быстрый рост сектора услуг, в том числе финансовых, как одного из немногих позитивных сдвигов в российской экономике.
    За  годы реформ больше всего пострадали машиностроение и другие отрасли  обрабатывающей промышленности, меньше – отрасли топливно – энергетического комплекса и сырьевой промышленности, которые имеют возможность поставлять продукцию на мировой рынок. Снижение доли обрабатывающей промышленности и повышение доли добывающей промышленности называют «утяжелением» экономической структуры.
    Ресурсы топливно – энергетического баланса  достигли 2465,2 миллионов тонн. Электроэнергии производилось 1544,2 миллиардов кВт.ч. До 1989 года шел процесс стагнации. В 1996 году Россия производила электроэнергии уже только 847 миллиардов кВт.ч., или 78% к 1990 году; нефти – соответственно 293 миллионов тонн (57%); угля – 255 миллионов тонн (65%); газа – 575 миллиардов кубических метров (90%); стали – 49,2 миллионов тонн (55%). К 1997 году наметилась определенная стагнационная стабилизация. Но в эти тенденции вмешался спровоцированный финансово – фондовой элитой локальный по своей сути финансовый кризис 1998 года.
    Темпы падения капиталовложений и обновления фондов превышают темпы сокращения промышленного производства. Инвестиции в 1997 году упали примерно до уровня 10-15% по сравнению с показателями начала 1990-хгодов. Это делает преодоление кризиса особенно трудным, потому что увеличение выпуска продукции требует капиталовложений для модернизации производственных фондов.
    Кризис 1998 года подвел черту под начальным  периодом постсоциалистического реформирования в России и требует реализации более продуманной и взвешенной стратегии преобразований.
    Реформы, таким образом, привели к прогрессу  с точки зрения институциональной трансформации и глубокому кризису с точки зрения объема и структуры экономики. 

    2.3 Функции государства  в переходной экономике 

    Система государственного регулирования в  переходной экономике характеризуется  двумя определяющими тенденциями. Во-первых, происходит либерализация экономики, которая сводится к отказу государства от монополии на ведение тех или иных видов хозяйственной деятельности. Во-вторых, совершается переход от преимущественно административных методов государственного регулирования (путем предписаний, запретов, ограничений), к экономическим (через денежно – кредитную и бюджетно – налоговую системы).
    В переходной экономике роль государственного регулирования в целом выше, чем  в развитом рыночном хозяйстве. Это  обусловлено следующими причинами. Прежде всего, переход от административно – командной системы к рыночной не происходит автоматически, особенно в странах, находящихся на этапе индустриального общества. Государство должно активно участвовать в формировании рыночных институтов, особенно в выработке правил хозяйственной деятельности и контролировать их выполнение. Далее, в переходной экономике рынок не сразу становится главным регулятором хозяйственной деятельности, поэтому государству приходится активно вмешиваться в экономические процессы.
    В переходной экономике преобладают  две группы  регулирующих функций  государства.
    Первая  группа включает функции, которые обычно выполняет государство в современной  рыночной системе:
     - обеспечение институционально  – правовой основы деятельности экономических агентов;
    - ликвидация или компенсация негативных  эффектов рыночного поведения  (государство занимается вопросами  охраны окружающей среды, в  ряде случаев организацией фундаментальных  научных исследований, государственной  системы образования и медицинского обслуживания и т.д.);
    - поддержка нормального функционирования  национальной экономики (обеспечение  условий долгосрочного экономического  роста, сглаживание циклических  колебаний, структурная перестройка  и т.д.).
      Вторая группа включает функции, связанные с формированием рыночных отношений:
    - разработка хозяйственного законодательства, адекватного условиям рыночной  экономики;
    - демонополизация и поощрение  конкуренции;
    - приватизация государственной собственности  и поощрение частного сектора.
    Регулирующие функции государства осуществляются посредством административных и экономических средств. В начале переходного периода происходит разрушение или трансформация системы административно – командных средств управления: отменяются или сокращаются поставки по централизованным планам; предприятиям предоставляется свобода в установлении цен, выборе поставщиков и покупателей; ликвидируется государственная монополия внешней торговли.
    По  мере усиления рыночных механизмов возрастает значение денежно – кредитной  и бюджетно – налоговой политики и присущих им методов регулирования экономики.
    В переходной экономике происходит трансформация  институтов государственного регулирования. Государство отходит от непосредственного  вмешательства в хозяйственную  деятельность предприятий, что влечет за собой ограничение функций и постепенную ликвидацию отраслевых органов управления – министерств и ведомств. Директивное планирование трансформируется в социально – экономическое прогнозирование. Бюджетное и налоговое регулирование становится прерогативой парламента. Центральный банк осуществляет денежно – кредитное регулирование. Возникают специфические для переходного периода институты – ведомства по приватизации и антимонопольному регулированию.
    В переходный период широкое значение принимает стабилизационная политика. Она направлена на восстановление и поддержание макроэкономического равновесия на уровне, близком к полному использованию факторов производства в условиях стабильного уровня цен.
    В зависимости от применяемого набора инструментов можно выделить два основных сценария макроэкономической стабилизации: ортодоксальный и гетеродоксный.
    Ортодоксальный  сценарий представляют собой совокупность макроэкономических мероприятий, включающую: устранение или сведение к минимуму дефицита государственного бюджета; жесткий контроль за объемом денежного предложения и повышения учетной ставки сверх уровня инфляции; установление «монетарного якоря».
    Гетеродоксный сценарий предполагает проведение жесткой  денежно – кредитной и бюджетно - налоговой политики в сочетании  с регулированием цен и доходов.
    На  практике ортодоксальная программа  стабилизации дополняется использованием «якоря» путем фиксации уровня номинальной  заработной платы. Важным условием реализации гетеродоксного сценария является социальное партнерство между правительством, трудом и капиталом в области контроля над ценами и заработной платой.
    В ходе макроэкономической стабилизации происходит переход от системы с  мягкими бюджетными ограничениями  к системе жестких бюджетных  ограничений.
 

     3 Результаты  и перспективы преобразований                      

    3.1 Результаты реформ  в современном  состоянии экономики 

    Начиная с 1999 года в России наблюдается экономический  рост. 

    Таблица 3.1 Темпы прироста ВВП в России (в %)