На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Формирование мотивации учебной деятельности

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 29.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Кафедра социально-гуманитарных и
естественно-научных дисциплин 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по  курсу: ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА 

на  тему:
Формирование  мотивации учебной деятельности 
 
 
 

  Выполнила: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     План  контрольной работы: 

 Введение
 Формирование  мотивации учебной деятельности.
    1. Мотивация учебной деятельности.
    2. Виды мотивации учения.
    3. Формирование мотивации учения
 Заключение
 Список  использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Проблема  мотивации является актуальной как  в отечественной, так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это  происходит потому,  что необходимость  внедрения в практику психологических  исследований, выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня реального познания закономерностей человека и, особенно в отношение и их реализации. С другой стороны назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций человека к действию с социальной детерминации его психики.
     Мотивация выполняет важные функции в обучении: побуждает поведение, направляет и  организует его, придает ему личностный смысл и значимость
     Прежде, чем перейти к рассмотрению понятия  «учебная мотивация», раскроем само содержание термина «мотивация».
     Значимость  мотивации для разработки современной  психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных  сил его деятельности, поведения. В самом общем смысле «мотив –  это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность» [1, с. 217].
     Мотив понимается как источник активности и одновременно как система побудителей  любой деятельности. Мотивация изучается в самых разных аспектах, в силу чего она трактуется авторами по-разному. Исследователи определяют ее как один конкретный мотив, и как единую систему мотивов, и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии. Необходимо подчеркнуть, что понятие «мотив» уже понятия «мотивация», которое выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности.  Мотивация представляет собой сложное объединение, «сплав» движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность. Далее будет рассмотрено понятие «учебной мотивация» и описано формирование мотивации учебной деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Формирование  мотивации учебной деятельности 

     1. Мотивация учебной деятельности 

     Мотив – направленность активности на предмет, внутренне психическое состояние человека, прямо связано с объективными характеристиками предмета, на который направлена активность. Если потребность характеризует готовность к деятельности, то наличие мотива придает активности новый, более действенный характер. В обучении мотивом является направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса. Фактически сюда входит направленность ученика и на овладение знаниями, и на получение хорошей отметки, и на похвалу родителей, и на установление желаемых отношений со сверстниками. Иными словами, учебное поведение побуждается всегда несколькими мотивами.
         Мотивация выполняет несколько  функций: побуждает поведение,  направляет и организует его, придает  ему  личностный  смысл  и  значимость.  Названные функции   мотивации    реализуются    многими    побуждениями.    Фактически мотивационная сфера всегда состоит из ряда  побуждений:  идеалов  ценностных ориентации, потребностей, мотивов, целей, интересов и т. д.
           Как и любой другой вид мотивации, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, - она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.); в-четвертых, - субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета.
     Учебная мотивация характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Она побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующим могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью человека занять определенную позицию в системе общественных отношений. При этом с возрастом происходит развитие взаимодействующих потребностей и мотивов, изменение ведущих, доминирующих потребностей и их иерархизация. При анализе мотивации учебной деятельности необходимо не только определить доминирующий побудитель (мотив), но и учесть всю структуру мотивационной сферы человека. Так, строение мотивационной сферы можно определить следующим образом: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес. 

     2. Виды мотивации учения 

         К видам мотивов можно отнести  познавательные и социальные  мотивы.  Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание  учебного предмета, то  можно  говорить  о  наличии  познавательных  мотивов.  Если  у ученика выражена направленность  на  другого  человека  в  ходе  учения,  то говорят о социальных мотивах. И познавательные  и  социальные  мотивы  могут иметь разные уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на  овладение новыми знаниями, фактами,  закономерностями),  учебно-познавательные  мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов  самостоятельного приобретения знаний), мотивы  самообразования  (ориентация  на  приобретение дополнительных  знаний  и  затем   на   построение   специальной   программы самосовершенствования).
         Социальные мотивы могут  иметь   следующие  уровни:  широкие  социальные мотивы  (долг,  ответственность,   понимание   значимости   учения),   узкие социальные  (стремление  занять  определенную   позицию   в   отношениях   с окружающими, получить их одобрение).
         Различные мотивы имеют  неодинаковые  проявления  в  учебном  процессе. Например широкие познавательные проявляются  в  принятии  решения  задач,  в обращениях к учителю за дополнительными сведения; учебно-познавательные -  в самостоятельных действиях по поиску разных способов решения,  в  вопросах  к учителю  о  сравнении  разных  способов   работы;   мотивы   самообразования обнаруживаются в обращениях к учителю  по  поводу  рациональной  организации учебного    труда.    Социальные    мотивы    проявляются    в    поступках, свидетельствующих  о  понимании  учеником  долга  и  ответственности;  узкие социальные - в  стремлении  к  контактам  со  сверстниками  и  получении  их оценок, в помощи товарищам.
         Мотивы  даже  самые  положительные   и   разнообразные   создают   лишь потенциальную возможность  развития  ученика,  поскольку реализации  мотивов зависит от процессов целеполагания, т.е. умений школьников  ставить  цели  и достигать их в обучении.
         Видами целей в учении могут   быть  конечные  цели  (например,  получить правильный результат решения) и промежуточные  (например,  различить  способ работы и результат,  найти несколько способов решения и др.).  Уровни  целей связанны с уровнями мотивов: широкие  познавательные,  учебно-познавательные цели, цели самообразования и социальные цели.
         Проявления  целей:  доведение   работы  до  конца  или   постоянное   ее откладывание,  стремление  к   завершенности   учебных   действий   или   их незавершенность,  преодоление   препятствий   или   срыв   работы   при   их возникновении, отсутствие отвлечений или постоянная отвлекаемость.
         Эмоции  тесно  связаны  с   мотивами  учащихся  и  выражают  возможность реализации учащимися имеющихся у них  мотивов  и  поставленных  целей.  Виды эмоций: положительные (радость, удовлетворенность, уверенность, гордость)  и отрицательные (страх, обида, досада, скука,  унижение). Проявление  эмоций  в учении: общее поведение, особенности речи, мимика, пантомимика, моторика. 

     3. Формирование мотивации учения 

     В вопрос о мотивации учебной деятельности занимает одно из центральных мест. Разнообразные  исследования  учебной деятельности человека подчеркивают необходимость сформированности её мотивационного  компонента. Учебные мотивы формируются в самой учебной деятельности, а не привносятся извне « в готовом виде». Их становление зависит от структуры той деятельности, в которую включен ученик. Следовательно, можно влиять на мотивацию, изменяя формы и содержания этой деятельности, обеспечивая определенные условия обучения. При этом мотив учения определяется психологами как направленность ученика на различные стороны учебной деятельности, а учебная мотивация - как  одно из новообразований психического развития школьников, возникающее в ходе осуществления учащимися активной учебной деятельности.
         Общий  смысл  формирования  состоит  в  том,  что  учителя   желательно переводить учащихся с уровней отрицательного  и  безразличного  отношения  к учению к зрелым формам положительного  отношения  к  учению  -  действенному осознанному и  ответственному.  Воспитанию  положительной мотивации учения способствуют  общая  атмосфера  в   учебном заведении,   классе;   участие   ученика   в коллективистических формах организации разных видов деятельности;  отношения сотрудничества учителя  и  учащегося,  помощь  учителя  не  в  виде  прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов;  привлечение  учителем школьников   к  оценочной  деятельности  и  формирование  у  них  адекватной самооценки. Кроме того, формирование  мотивации  способствуют  занимательное изложение, необычная форма преподавания материала,  вызывающая  удивление  у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуация  спора и  дискуссии;  анализ  жизненных  ситуаций;   умелое   применение   учителем поощрения и порицания. Особое значение  здесь  приобретает  укрепление  всех сторон умения учиться, обеспечивающее усвоение всех  видов  знаний и их применение в новых  условиях,  самостоятельное  выполнение  им  учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от  одного  этапа учебной работы к другой, включение учащихся  в совместную учебную деятельность.
         Работа  учителя,  прямо   направленная   на   упрочнение   и   развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий:
     1. актуализация уже сложившейся у обучающегося ранее мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать;
     2. создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов,  целей)  и  появление  у  них   новых   качеств   (устойчивости,  осознанности, действенности и др.);
     3. коррекция дефектных мотивационных установок;
     7. изменение внутреннего отношения  человека  как к наличному уровню  своих возможностей, так и к перспективе их развития.
         Формирование включает несколько  блоков –  работу  с  мотивами,  целями, эмоциями, учебно-познавательной деятельностью. Внутри каждого из блоков проводится  работа  по  актуализации  и  коррекции  прежних  мотивов, стимуляция новых мотивов и появлению у них новых качеств.
     Рассмотрим  пути и методы формирования положительной  устойчивой мотивации к учебной  деятельности.
     1. Важную роль в мотивации учения играет содержание учебного материала.
     Мотивационное влияние может оказывать не всякий учебный материал, а лишь такой, информационное содержание которого соответствует наличным и вновь возникающим потребностям ученика.
     При разработке тематических планов, планов отдельных уроков, при подборе  учебного и иллюстративного материала  учитель должен всегда учитывать характер потребностей своих учащихся, знать наличный уровень этих потребностей и их возможное развитие, с тем чтобы содержание учебного материала удовлетворяло наличным потребностям учеников и в наибольшей степени способствовало возникновению и развитию нужных для дальнейшей учебной деятельности новых потребностей.
     Для этого содержание учебного материала  должно быть вполне доступно учащимся, должно исходить из имеющихся у них  знаний и опираться на них и  на их жизненный опыт, но в то же время материал должен быть достаточно трудным и сложным. Если содержание учебного материала не требует от учащихся работы по его осмыслению и усвоению, то такой учебный материал не будет удовлетворять, в частности, потребности учащихся в постоянном развитии психических функций (памяти, мышления, воображения), не будет развивать у учащихся ярких эмоций (положительных и отрицательных) и, следовательно, не будет удовлетворять потребности в эмоциональном насыщении, поэтому легкий, малосодержательный учебный материал не будет способствовать возникновению и развитию новых потребностей.
     Информационно бедный материал также не обладает мотивационным эффектом, он не вызывает и не формирует положительных  устойчивых мотивов учебной деятельности.
     Учебный материал по содержанию обязательно опирается на прошлые знания учащихся, их жизненный опыт. Но в то же время он обязательно должен нести новую информацию, в свете которой могут быть осмыслены прошлые знания и опыт. Новое в знаниях должно показывать ограниченность прошлого знания и жизненного опыта, показывать знакомые объекты с новой стороны, с новой точки зрения, показать, что одних жизненных наблюдений совершенно не достаточно для установления подлинной сущности явления.
     2. Организация учебной деятельности – один из путей формирования мотивации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.