На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Теория власти и властных отношений

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      ТЕМА  № 6. ТЕОРИЯ ВЛАСТИ И ВЛАСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 
 

      СОДКРЖАНИЕ: 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………. 2
1. ПОНЯТИЕ,  СТРУКТУРА И АГЕНТЫ ВЛАСТИ………………... 3
      1.1 Субъект и объект власти…………………………………... 3
      1.2 Природа подчинения………………………………………. 6
2. РЕСУРСЫ,  ПРОЦЕССЫ И ВИДЫ ВЛАСТИ……………………. 8
3. ПОНЯТИЕ  ПОЛИТИЧЕСКОГО ГОСПОДСТВА……………….. 11
4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ  ЛИГИТИМНОСТЬ…………………………... 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….. 15
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………. 16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      ВВЕДЕНИЕ 

      Власть  как явление давно занимала умы человечества. И почти всегда ей придавался сакральный смысл, потому что возможность влиять на других людей, заставлять их делать что-то, даже вопреки собственным желаниям вызывала неподдельный интерес, а чаще всего просто трепет перед сильными мира сего.
      Власть  оказывается наиболее таинственным явлением в политике, природу которого выявить непросто. Что заставляет человека, общество подчинятся кому-либо или чему-либо: боязнь насилия или  желание повиноваться? Во всяком случае, власть практически никого не оставляла равнодушным к себе.
      Власть  всегда присутствует в обществе. А  как объект изучения уже давно  находится в ведомстве разных наук об обществе: истории, психологии, юриспруденции, политологии, социологии, философии и т.д.
      Попробуем разобраться, что же такое власть и властные отношения, какова ее структура, функции и, что выделяет собственно политическую власть среди других видов власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ПОНЯТИЕ,  СТРУКТУРА И АГЕНТЫ ВЛАСТИ 

      Различны  и взгляды исследователей на феномен  власти. Одни полагают, что власть обладает своими атрибутами и не сводится к влиянию, господству, контролю, принуждению и т.д. Другие считают, что все названные явления всего лишь разные стороны и проявления власти. Более того, некоторые специалисты в области теорий обмена, коммуникаций и др. полагают, что общение людей есть на практике обмен властными ресурсами.
      Нам необходимо выяснить содержание понятия  власти, потому что в политике категория  власти является одной из центральных  и сущностных.
      Власть  всегда отражает некоторое отношение между субъектом и объектом. Это отношение в самом широком смысле может быть определено как способность субъекта оказывать определенное воздействие на объект. Иными словами, власть - это возможность влияния на некоторые социальные объекты.
      В узком смысле власть – это возможность и способность субъекта отдавать приказы в ситуации, когда тот, кому приказывают, обязан повиноваться. Владимир Даль определял власть как «право, сила и воля над чем-то; свобода действий и распоряжений; начальствование, управление».1
      В структуру власти входят следующие  компоненты: субъект, объект, ресурсы, процесс и социальные нормы, санкционирующие  отношения властвования.  

1.1 Субъект и объект власти 

      Субъект и объект - непосредственные носители, агенты власти.
      Субъект (актор) воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например народ, или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.
      Для возникновения властных отношений  необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всего, это желание властвовать, водя к власти, проявляющаяся в распоряжениях или приказах. Большинство людей не испытывает психологического удовольствия от обладания властью. Сама по себе власть не является для них ценностью. Многие вообще предпочли бы уклониться от руководящих должностей и связанной с ними ответственности, если бы власть не открывала широкие возможности для получения различного рода благ: высокого дохода, престижа, выгодных связей, привилегий и т.д. Для них стремление к власти имеет инструментальный характер, т.е. служит средством достижения других целей.
      Помимо  желания руководить и готовности брать на себя ответственность субъект  власти должен быть компетентным, знать  суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом. Для политической власти важнейшее значение имеет организованность субъекта. Конечно, реальные носители власти в разной степени наделены всеми этими качествами.
      Субъекты  политической власти имеют сложный, многоуровневый характер. Ее первичными акторами являются индивиды и социальные группы, вторичными - политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные группы и организации, - политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от собственных партий.
      Субъект определяет содержание властного взаимодействия через распоряжение (приказ, команду), в котором предписывается поведение объекта власти, указываются или подразумеваются поощрение и наказание за выполнение или невыполнение команды. От характера содержащихся в приказе требований во многом зависит отношение к нему исполнителей, объекта - второго важнейшего элемента власти.
      Власть никогда  не является свойством или отношением лишь одного действующего лица (органа), конечно, если не иметь в виду власть человека над самим собой, предполагающую подчинение его поведения доводам  разума, как бы раздвоение личности. Но это уже психологический, а не социальный феномен.
      Власть  всегда двустороннее, асимметричное, с  доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счете, у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор - погибнуть, но не подчиниться. Осознание зависимости власти от покорности населения нашло практическое политическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко используемых в современном мире как средство ненасильственной борьбы.
      Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение (в этом случае власть отсутствует) до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. В принципе подчинение так же естественно присуще человеческому обществу, как и руководство. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов:
    от собственных качеств объекта властвования;
    от характера предъявляемых к нему требований;
    от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект;
    от восприятия руководителя исполнителями, наличия или отсутствия у него авторитета.
      Качества  объекта политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения. Преобладание в обществе людей, привыкших лишь беспрекословно повиноваться, жаждущих «твердой руки», является благоприятной питательной средой деспотических режимов.
1.2 Природа подчинения 

      Мотивация подчинения достаточно сложна. Она  может основываться:
    на страхе перед санкциями;
    на долголетней привычке к повиновению;
    на заинтересованности в выполнении распоряжений;
    на убежденности в необходимости подчинения;
    на авторитете, вызываемом руководителем у подчиненных;
    на идентификации объекта с субъектом власти.
      Все эти мотивы существенно влияют на силу власти, т.е. способность ее субъекта влиять на объект. Высокая сила воздействия  и вероятность подчинения отличают власть от влияния - более широкой, чем власть, категории, характеризующей как властное, так и более слабое и менее эффективное воздействие субъекта на объект.
      Сила  власти, основанная на страхе, вызываемом угрозой санкций, прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избежать его в случае непослушания. Такая власть имеет тенденцию к ослаблению вследствие естественного стремления людей избавиться от этого неприятного эмоционального состояния.
      Сравнительно безболезненно воспринимается людьми власть, базирующаяся на привычке, обычае повиноваться. Привычка была одним из ведущих мотивов подчинения государству в традиционных обществах. Она - надежный фактор стабильности власти до тех пор, пока не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни. Если же это происходит, то власть, основанная лишь на привычке к повиновению, быстро разрушается, как только люди замечают, что «король-то – голый», что власть изжила себя и недостойна повиновения.
      Наиболее стабильной является власть, построенная на интересе. Личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Она способствует развитию у людей других типов позитивной мотивации подчинения - повиновения на основе убежденности, авторитета и идентификации.
      Подчинение  по убеждению связано с мотивационным  воздействием достаточно глубоких слоев  сознания: менталитета, ценностных ориентации и установок, составляющих «вторую природу» личности. Готовность подчиняться государству или другому носителю власти ради каких-либо более, высоких, чем непосредственные индивидуальные интересы, целей (патриотических, нравственных, религиозных и т.п.) - важный источник силы власти.
      Одной из наиболее благоприятных для власти мотиваций подчинения является авторитет. Он формируется на базе общей заинтересованности объекта и субъекта власти и убежденности подчиненных в особых способностях руководителя. Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которыми подчиненные наделяют руководителя и которые детерминируют их повиновение без убеждения или угрозы санкций. Он основывается на согласии и означает уважение к руководящей личности или институту, доверие к ним. В зависимости от лежащих в его основе качеств авторитет бывает:
    научным (качество учености);
    деловым (компетентность, навыки, опыт);
    моральным (высокие нравственные качества);
    религиозным (святость);
    статусным (уважение к должности) и т.п.
      Власть, основанная на интересах, убежденности и авторитете, часто перерастает в идентификацию подчиненного с руководителем. В этом случае достигается максимальная сила власти, и субъект воспринимается объектом как свой представитель и защитник.  
 

2. РЕСУРСЫ,  ПРОЦЕССЫ И ВИДЫ ВЛАСТИ 

      Ресурсы власти – это совокупность всех тех средств, использование которых обеспечивает воздействие субъекта на объект власти. Ресурсы могут применяться для поощрения, наказания и убеждения.
      Согласно  некоторым теориям, в основе власти лежит неравномерное распределение дефицитных ресурсов. Люди, не имеющие ресурсов, получают их в обмен на исполнение распоряжений их владельцев. В результате одни попадают в зависимость от других, подчиняются им.
      Наиболее  распространенной классификацией ресурсов власти является их деление на:
    материальные;
    социальные;
    информационно-культурные;
    административно-силовые;
    демографические.
      Процесс властвования возникает тогда, когда все компоненты власти приводятся в движение. Процесс властвования характеризуется, прежде всего, способами, механизмами властвования. Существует два основных способа властвования:
    политическая мобилизация – побуждение объекта к угодным субъекту действиям;
    политическая демобилизация – обеспечение бездействия подвластных, нейтрализация, блокирование нежелательных для власти видов их поведения.2
      Возможны  различные классификации власти:
        в зависимости от ресурсов, на которых она основывается (экономическая, социальная, информационная, силовая и т.д.);
        по сферам проявления власть делится на государственную, партийную, церковную, армейскую и т.д.
        по широте распространения (власть международных организаций, центральная государственная, региональная, местная и т.д.);
        в зависимости от функций властных органов (законодательная, исполнительная, судебная);
        по способам взаимодействия субъекта и объекта (демократическая, авторитарная и т.д.);
        по способам подчинения (принуждение, убеждение и др.).
      Различные общественные власти находятся в  сложном взаимодействии. Здесь уместно  задать вопрос: обладая изначальным  властным ресурсом, не стремится ли политика подчинить себе остальные ресурсы, вобрать в себя иные виды власти? Безусловно, в политике всегда есть великий соблазн сосредоточить в своих руках как можно большие ресурсы, в первую очередь, экономические, информационные, идеологические, что приводит в различных вариантах к огосударствлению экономики, подавлению независимых СМИ и т.д. Это свидетельствует о способности власти накапливаться, сливаться, расширяться, стремиться к абсолюту (абсолютные монархии, тоталитарные государства, диктатуры, тирании, олигархии и т.д.). Кроме того, существует опасность обмена политического ресурса (в виде, например, решения принятого в пользу какой-либо группы или отдельных лиц, карьерного продвижения каких-либо фигур и т.д.) на ресурс экономический, информационный и др.
      В рыночном обществе, где огромную роль играют деньги, концентрация экономической  власти у крупных собственников  может привести к усиливающемуся накоплению власти, например, к установлению плутократии, то есть прямого правления небольшой группы богатых людей.
      Во  всяком случае, во взаимодействии различных  властей возникает так называемый кумулятивный эффект, в котором проявляется  закон накопления власти. Богатство  повышает шансы человека на вхождение  в политическую элиту и доступ к СМИ и образованию; в свою очередь, высокая политическая должность способствует накоплению богатства, расширению доступа к информации, что опять-таки улучшает возможности для занятия лидирующих политических позиций и повышения дохода.
      Для того чтобы избежать накопления, концентрации власти в одних руках, демократическое  общество обладает определенными механизмами  противодействия. Это:
    конкуренция между собственниками;
    наличие политически влиятельного среднего класса;
    демократическое устройство государства, и в первую очередь, разделение властей;
    институт выборов и сменяемости власти;
    политическая оппозиция;
    институты гражданского контроля (партии, неправительственные организации и независимые и многочисленные СМИ.)
      В условиях авторитарных и тоталитарных государств наблюдается слияние политической, экономической и информационной власти при командной роли политики. Демократия предполагает разделение, как самих этих властей, так и каждой из них:
    в экономике – наличие множества конкурирующих центров влияния;
    в политике – разделение властей между государством, партиями и группами интересов, а также разделение самой государственной власти по горизонтали (на законодательную, исполнительную и судебную) и вертикали (на центральную и местную);
    в информационной сфере – плюрализм СМИ.
 
      3. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ГОСПОДСТВА 

      Любая власть для осуществления своих  функций нуждается в стабильности. К основным условиям стабильности власти относятся:
    политическое господство;
    легитимность власти;
    эффективность власти.
      Политическое  господство представляет собой форму организации власти в обществе, это, по определению М.Вебера, высокая вероятность того, что приказы встретят безусловное повиновение со стороны большинства управляемых.
      Политическое  господство предполагает:
    институализацию властных отношений, то есть создание устойчивых властных институтов, когда в организации устанавливаются позиции, позволяющие одним принимать решения, отдавать приказы, запрещать или разрешать, и обязывающие других повиноваться. В результате происходит организационное и законодательное оформление факта разделения общества на тех, кто господствует и тех, кто подчиняется;
    структуризацию власти, то есть четкое распределение полномочий и компетенций между различными институтами власти;
    консолидацию власти, то есть отсутствие между институтами власти серьезных противоречий и конфликтов, взаимодействие между ними на принципах партнерства и сотрудничества.
      Всякая  власть стремится к установлению своего господства. Без господства власть не может долго продержаться и выполнять свои функции в обществе.  
 
 

      4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛИГИТИМНОСТЬ 

      Общество  не является лишь пассивным объектом влияния со стороны власти. Власть может по-разному оцениваться  гражданами. Ценностное отношение к  власти, то есть отношение с позиций господствующей политической культуры, норм нравственности, менталитета населения, отражается в понятии «легитимность власти».
      Термин  легитимность в переводе с латинского языка означает «законность» или  «узаконенность». Однако легитимность – явление политическое, а не юридическое. Это понятие отображает поведенческие, социологические характеристики власти (господства). Легитимность власти – это признание и принятие той или иной формы власти законной, то есть правильной, надлежащей, справедливой со стороны большинства управляемых. Именно согласие большинства с властью дает ей возможность править и управлять людьми.
      Таким образом, власть может быть законной, но нелегитимной и наоборот, легитимной, но незаконной. Любой, даже самый антинародный, режим является легитимным, если он признается народом.
      Всякая  власть стремится к своей легитимации. Не будучи легитимной, власть не сможет обрести поддержку в обществе. Легитимация – это процедура  общественного признания какого-либо действия, события или факта, действующего лица. Она призвана обеспечить повиновение, согласие, политическое участие без принуждения. А если без принуждения этого не достигается, то легитимация оправдывает принуждение, использование силы.
      Показателями  легитимности власти выступают:
    результаты выборов;
    уровень принуждения в обществе;
    наличие попыток свержения правительства или лидера;
    степень проявления гражданского неповиновения;
    массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции) и т.д.
      Легитимация сочетается с противоположным ей процессом делегитимации – утраты властью общественного кредита доверия, лишения ее поддержки.
      В зависимости от мотивации подчинения М.Вебер выделил три основных типа легитимности:
    традиционный;
    харизматический;
    рационально-легальный.
      Традиционная  легитимность характерна для власти, основанной на силе традиции, например, наследственно-династический принцип  передачи трона или отчасти обретший черты традиционной советской легитимности номенклатурно-пожизненный принцип  занятия должности генерального секретаря ЦК КПСС.
      Харизматическая легитимность основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, то есть харизму  лидера, его святость, величие, всемогущество, непогрешимость. Она характерна для  переходных обществ, когда новая власть для признания населением не может опереться на авторитет традиций или демократически выраженную волю большинства.
      Наконец, рационально-легальная легитимность предполагает осознанный выбор обществом  представителей власти (рациональность), осуществляемый в соответствии с общепризнанными демократическими процедурами (легальность). В таком государстве управляемые являются не подданными, а свободными гражданами, которые подчиняются только закону. В свою очередь, управляющие являются не правителями, а лишь вышестоящими исполнителями действующих законов. Рационально-правовая легитимность характерна для демократических государств.
      В зависимости от объекта легитимации  различают:
    структурную легитимность, основанную на доверии граждан к устройству государства, политической системы;
    персональную легитимность, основанную на доверии граждан к конкретному лидеру, главе государства и т.д.
      Существуют  и другие источники, и, соответственно, другие типы легитимности. Например, идеологическая легитимность, когда оправдание власти происходит с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Или: религиозная легитимность, которую можно наблюдать в тех странах, где власть считается осененной богом.
      Наконец, различают негативную и позитивную, внутреннюю и внешнюю легитимность. Негативная легитимность основывается на критике политики предшествующей власти и на обещаниях, отвечающих запросам и ожиданиям общества. Позитивная легитимность опирается или на традиции повиновения, или на харизму лидера, или на рациональность и легальность выбора властвующей элиты и на эффективную социально-экономическую политику.
      Внутренняя  легитимность – это признание  власти законной со стороны большинства  граждан данного государства, а  внешняя предполагает такое признание  со стороны международного сообщества.
      Свою  легитимность власть стремится зафиксировать  с помощью законов, т.е. оформить юридически. Юридическое оформление власти обозначается термином легальность  власти, т.е. закрепление в правовых актах происхождения власти, ее полномочий и методов действий.  
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Власть  существует везде, где есть совместная деятельность; это необходимый атрибут  общественных отношений, суть которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил  в совместное действие.
      Различные виды власти, существующие в обществе - государственная политическая, негосударственная политическая, неполитическая - при всей взаимообусловленности и сходстве все же сохраняют свою специфику. Связано это, в первую очередь, с сохранением государства, права, политики, гражданского общества как относительно самостоятельных и устойчивых сфер общественной жизни и социальных институтов. Отсюда следует сохранение насилия, принуждения, авторитета и подчинения в формах, соответствующих сложности современного общества, неоднозначной и неисчерпаемой природе человека, живущего в нем.
      Политическая  власть, охватывая все сферы жизни  и моделируя человеческие отношения, предает им статус политических, является источником и основой этой политики, т.е. власть - первооснова политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ: 

      
    Белов Г.А. Политология. Учебное пособие. - М.: ЧеРо. 1999. - 304 с.
    Даль В. И. Толковый Словарь / под ред. Горбылева К. В. М.: Вече. 2010 – 2750 с.
    Ильин В.В. Философия власти. - М.: Изд-во Моск. ун-та. 2003. – 271 с.
    Савченко И.С. Политическая власть: механизмы профессиональной парламентской деятельности / И.С. Савченко. - М.: Интеграция, 2006. - 313 с.
    Теплов Э.П. Политическая власть / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.: Образование, 2003. - 94 с.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.