На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организация обязательного социального страхования: финансово-правовой аспект

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования РФ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Саратовская  государственная академия права» 
 
 
 
 
 

Кафедра финансового, банковского и таможенного  права
Учебная дисциплина – Финансовое право Российской Федерации 
 
 
 
 
 
 

«Организация  обязательного социального  страхования: финансово-правовой аспект»
(курсовая  работа) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:
студентка 3 курса 335 группы
Старовойт Е.А. 
 

Проверил: 
 

Саратов 2009
 

Содержание: 

Введение
    Обязательное социальное страхование: понятие, функции, структура, основы правового регулирования
    Источники, формы и основы механизма государственного страхования
    Российская система обязательного и добровольного социального страхования работающих граждан
Заключение
      Список используемой литературы
 

Введение 

     Социальная  политика в развитых странах с  рыночной и социально ориентированной  экономикой в качестве важнейшего своего атрибута включает систему обязательного  социального страхования. Ее роль и значение для социальной защиты населения являются ключевыми. Экономические, медицинские и социальные функции социального страхования позволяют справедливо и эффективно распределять финансовые ресурсы для работающих и членов их семей, оказывать медицинскую и социальную помощь в случаях наступления для них социальных рисков.
      Более чем столетний опыт функционирования систем социального страхования  в странах Западной Европы свидетельствует  о том, что если они построены  на сбалансированных, учитывающих интересы работников, работодателей и государства принципах, то они выступают эффективными механизмами демократизации общества на основе равновесного укрепления общественной солидарности и индивидуальной ответственности.
      Социальное  страхование не только обеспечивает социальную защиту трудящихся, но служит одновременно механизмом социальных инвестиций. "Доходы" от этих инвестиций возвращаются в форме обеспечения качества жизни населения, стабильности в обществе, формирования побудительных мотивов к труду, повышения образования и квалификации работников.
      Социальное  страхование входит в число основных прав человека и является одним из важнейших средств достижения социального  согласия в обществе, содействуя тем  самым социальному миру и участию  в жизни общества всех социальных групп населения. Оно составляет неотъемлемую часть социальной политики правительств на индустриальных и постиндустриальных этапах развития и играет существенную роль в недопущении и снижении бедности.
      На  основе профессиональной и общенациональной солидарности и справедливо организованной социальной защиты, социальное страхование способствует укреплению человеческого достоинства, равенства и социальной справедливости. Оно имеет также большое значение для политической интеграции, повышения индивидуального статуса и развития личности.
 

    Обязательное  социальное страхование: понятие, функции, структура, основы правового регулирования. 

      Государственное социальное страхование - объективная  необходимость. На определенном этапе  развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.
Обоснованная  система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения  социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.
      К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.
      Учитывая  особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает  системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность  значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны.
      Переход к рыночной экономике сопровождался  модернизацией всей финансовой системы  Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к её центральному звену – бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды1.
      В России государственное обязательное социальное страхование представлено четырьмя фондами:
• пенсионным;
• обязательного  медицинского страхования;
• социального  страхования;
• занятости (до 2001 г.).
В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам  формирования и использования страховых  фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.
      Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов2.
Специфика внебюджетных социальных фондов –  четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое  использование их средств.
Согласно  Бюджетному Кодексу Российской Федерации: государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации  и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевой назначение.
Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления.
Расходы и доходы (бюджет) государственных  внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме  закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в порядке, установленном федеральным законом, в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов и сами внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными.
Ранее (до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации), внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь самостоятельным элементом российской финансовой системы (общегосударственные финансы). С принятием БК РФ федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы, фонды субъектов Федерации - во второй. В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.
      Однако  нельзя не отметить, что наряду с  обязательным государственным социальным страхованием возникают и постепенно развиваются негосударственные пенсионные фонды; некоторые страховые компании заключают договоры медицинского страхования.
В своей  теме я раскрываю сущность государственной  системы социальной защиты населения, как и каким образом, государство  берет под свою опеку лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.
Государственное обязательное социальное страхование  — часть государственной системы  социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
Обязательное  социальное страхование образует систему  создаваемых государством правовых, экономических и организационных  мер, направленных на компенсацию или  минимизацию последствий изменения материального и социального положение работающих, граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, - других категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания3, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию4.
К основным принципам обязательного социального  страхования относятся:
      устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
      всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность  для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;
      государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых, рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
      государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
      паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
      обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
      ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
      обеспечение надзора и общественного контроля;
      автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
      Субъектами  обязательного социального страхования  являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица.
Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые  должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного  социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными  платежами. Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы.
Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые  для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступление страховых случаев.
Застрахованные  лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.
Различают следующие виды социальных страховых  рисков:
      необходимость получения медицинской помощи;
      временная нетрудоспособность;
      трудовое увечье и профессиональное заболевание:
      материнство;
      инвалидность;
      наступление старости;
      потеряю кормильца;
      признание безработным;
      смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.
      Отношения по обязательному социальному страхованию  возникают:
      у страхователя-работодателя — по всем ведам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у других страхователей с момента их регистрации страховщиком;
      у страховщика — с момента регистрации страхователя;
      у застрахованных лиц — по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем;
      у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан — с момента уплаты ими или за них страховых взносов.
16 июля 1999 года Государственной Думой  был принят федеральный закон  № 165-ФЗ об основах обязательного  страхования.
Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Федерального закона
Обязательное  социальное страхование - часть государственной  системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное  социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных  мер, направленных на компенсацию или  минимизацию последствий изменения  материального и (или) социального  положения работающих граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, и т.д.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации  об обязательном социальном страховании
Законодательство  Российской Федерации об обязательном социальном страховании состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 6. Субъекты обязательного социального страхования
1. Субъекты  обязательного социального страхования  - участники отношений по обязательному  социальному страхованию.
2. Субъектами  обязательного социального страхования  являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.
Застрахованные  лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
3. Посредническая  деятельность в системе обязательного социального страхования не допускается.
Статья 7. Виды социальных страховых рисков. Страховые случаи
1. Видами  социальных страховых рисков  являются:
1) необходимость  получения медицинской помощи; 2) временная нетрудоспособность; 3) трудовое увечье и профессиональное заболевание; 4) материнство и др.
2. При  наступлении одновременно нескольких  страховых случаев порядок выплаты  страхового обеспечения по каждому  страховому случаю определяется  в соответствии с федеральными  законами о конкретных видах обязательного социального страхования. 
 

 

    Источники, формы и основы механизма государственного страхования 

   Рассмотрим  процесс управления системой обязательного  социального страхования.
   Обязательное  социальное страхование проводит страховщики, создаваемые Правительством РФ, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования.
      Схема правоотношений по обязательному социальному страхованию представляет собой замкнутый треугольник, в углах которого находятся: работник (который выступает одновременно и застрахованным, и страхователем), работодатель (страхователь) и страховщик (страховая организация). При этом страховые платежи носят возвратный характер в пользу застрахованных, так как при наступлении страховых случаев (утрата трудоспособности, старость) они возвращаются к застрахованным.
      Сильная сторона института социального страхования заключена в увязке индивидуального вклада страхуемого и его страхователя (работодателя) с размером пенсий исходя из величины страховых тарифов, размера заработной платы и периода внесения страховых взносов. Хотя в социальном страховании есть и нестраховое перераспределение, но оно приближается к разумным пределам, с которыми, как правило, страхуемые и их работодатели согласны. И, напротив, в налоговых системах, для которых характерно полное отсутствие взаимосвязи по схеме взнос-выплата, интересы плательщиков по уплате взносов невелики, что объясняет стремление к уклонению от налогов.
      Профсоюзы и другие социальные партнеры имеют  право на паритетное представительство  в органах, управления фондов конкретных видов обязательного социального страхования, бюджеты которых формируются за счет страховых взносов.
Бюджеты фондов конкретных видов обязательного  социального страхования на очередной  финансовый год утверждаются федеральными законами. Они не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.
Источники поступлений денежных средств в  бюджеты обязательного социального страхования:
      страховые взносы:
      дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства других бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
      штрафные санкции и пени;
      денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;
      доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;
      другие поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
      Расчетной базой для начисления Страховых  взносов являются выплаты заработной платы. Страхователи начисляют страховые  взносы на оплату труда, начисленную  по всем основаниям, и на другие источники  доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Страховые взносы работников, размер заработной платы которых ниже величины прожиточного минимума, не взимаются и вносятся за них страхователем-работодателем5. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ.
Суммы страховых взносов, уплачиваемые работниками, удерживаются страхователями-работодателями при выплате заработной платы  и перечисляются страховщику  одновременно со страховыми взносами страхователя-работодателя.
     Основанием  для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально  подтвержденного страхового случая.
     Государственной гарантией устойчивости обязательного  социального страхования является система дотаций из федерального бюджета. В частности, при нехватке денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и других расходов предусматриваются дотации из федерального бюджета в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.
Вложение  временно свободных денежных средств  обязательного социального страхования  осуществляется только под обязательства Правительства РФ.
     В настоящее время экономическая  политика государства направлена на создание условии, обеспечивающих увеличение объемов производства продукции  и оказания услуг. Вместе с тем  невозможно добиться экономического роста  без проведения комплекса мероприятий, позволяющих увеличить платежеспособный спрос населения, одновременно повышая личный уровень доходов граждан.
     Одним из направлений мобилизации средств, предназначенных для финансирования мероприятий по государственному социальному страхованию, является совершенствование работы по учету и контролю за поступлением страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, о чем свидетельствует часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), принятая Федеральным законом от 05.08.2000 № 117-ФЗ (далее — Федеральный закон № 117-ФЗ), в соответствии с которой с 1 января 2001 года вводится единый социальный налог.
     Идея  единого социального налога возникла не на пустом месте. Еще в 1998 году МНС  России предположило ввести для всех фондов единую налогооблагаемую базу и передать функции учета и контроля одному ведомству, сохраняя существующий механизм сбора страховых взносов. Однако эти предложения в то время остались невостребованными, но проблемы остались, которые и будут решены с введением единого социального налога.
     Введенный Федеральным законом № 117-ФЗ единый социальный налог — альтернатива существующему порядку обложения  предприятий взносами в различные  внебюджетные социальные фонды.
     До 2001 года для всех этих фондов была установлена одна и та же база — выплаты, начисленные в пользу работников, но ставки различаются: Пенсионный фонд Российской Федерации (далее — ПФР) — 28 %, фонды обязательного медицинского страхования (далее — ФОМС) — 3,6 %, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (далее — ГФЗН) — 1,5%, Фонд социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС) —5,4 %—и в совокупности составляют 38,5%.
     Рассмотрим  этот вопрос с позиции налогоплательщика.
В настоящее  время плательщик страховых взносов:
- представляет  отдельные формы отчетов в  каждый фонд в установленные  сроки;
      производит уплату страховых взносов в сроки, установленные каждым фондом.
      При этом фонды:
- предоставляют  отсрочки по просроченным платежам  на различных условиях;
- каждый  фонд проводит отдельные проверки  предприятий, работая с одними  и теми же документами на  выплату заработной платы;
- каждый  фонд имеет свое мнение, как  облагать любую выплату из  существующего множества видов  различных выплат работникам  предприятия, и вводит различные условия их обложения.
     На  данный момент действуют свыше тысячи писем, указаний, разъяснений фондов, и малейшая ошибка бухгалтера может  привести предприятие на грань банкротства  из-за финансовых санкций.
     Единый  социальный налог снимает вышеназванные проблемы. С введением единого социального налога государственные внебюджетные социальные фонды (кроме ГФЗН) не ликвидируются. Устанавливается единая налогооблагаемая база, снижаются начисления на заработную плату (тариф страховых взносов уменьшается с 38,5 % до ставки единого социального налога 35,6 °/а от налоговой базы (Приложение № 1) с введением регрессивной шкалы налогообложения), сокращается отчетность, вводится единый порядок применения финансовых санкций и сокращается количество проверок плательщиков.
Следует отметить, что единый социальный налог  не предполагает уплату его части  в ГФЗН. Но не стоит опасаться, что  с ликвидацией этого фонда  трудящиеся лишатся пособий, выплачиваемых  за счет его средств. С введением  единого социального налога обеспечение такими пособиями будет осуществляться из федерального бюджета.
     Что касается совершенствования механизма  налогового администрирования в  части платежей в государственные  социальные внебюджетные фонды, то ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (далее — Федеральный закон № 118-ФЗ) предусмотрено, что с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС и ФОМС), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
     Кроме того, Федеральный закон № 118-ФЗ установил, что в отношении налогоплательщиков единого социального налога налоговые  органы:
- проводят  все предусмотренные ПК РФ  мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм  недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды;
- осуществляют  зачет (возврат) излишне уплаченных  сумм единого социального налога (взноса) в порядке, установленном  НК РФ;
- взыскивают  суммы недоимки, пеней и штрафов  по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС, ГФЗН, ФОМС), образовавшиеся на 1 января 2001 года, в порядке, установленном НК РФ.
     Кроме того Федеральный закон № 118-ФЗ предусмотрел нормы, касающиеся порядка погашения  задолженности или возврата излишне уплаченных сумм по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, в соответствии с которыми:
- налогоплательщик, в случае излишне уплаченных  страховых взносов в государственные  социальные внебюджетные фонды  по состоянию на 1 января 2001 года, имеет право произвести зачет этих сумм в счет уплаты единого социального налога или произвести возврат в порядке, установленном НК РФ;
- недоимка (задолженность по уплате налогов  и взносов в ПФР, ФСС, ГФЗН  и ФОМС) и соответствующие пени  должны уплачиваться в порядке, действующем до введения в действие части второй НК РФ, при этом недоимка, пени и штрафы по взносам в ГФЗН уплачиваются в федеральный бюджет;
- порядок  и условия проведения реструктуризации  задолженности по взносам в  государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2000 года определяются Правительством РФ;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.