На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Совершенствование управления РТО предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    РЕФЕРАТ 

    Курсовая работа: 74 с., 14 табл., 32 источника, 9 прил.  

    ТОВАРООБОРОТ, АНАЛИЗ ТОВАРООБОРОТА, ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ВЫРУЧКА, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ  ТОВАРООБОРОТА, УВЕЛИЧЕНИЕ ТОВАРООБОРОТА, ПРИБЫЛЬ, РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ, ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. 

    Объектом  исследования является ОАО «Торговый дом «Палессе».
    Предметом исследования является анализ розничного товарооборот  
ОАО «Торговый дом «Палессе».

    Целью работы является выявление резервов роста розничного товарооборота  на примере ОАО «Торговый дом «Палессе».
    При проведении исследования настоящей темы использовались методы анализа и синтеза, логический, сравнительный, системно-структурный.
    В процессе работы проведено исследование сущности товарооборота в розничной  торговле, проанализированы факторы, влияющие на розничный товарооборот, рассмотрены методы управлениярозничным товарооборотом, дана организационно- экономическая характеристика ОАО «Торговый дом «Палессе», проанализирован розничный товарооборот данного предприятия, дана оценка факторов, влияющих на розничный товарооборот ОАО «Торговый дом «Палессе», а также разработаны предложения по выявлению резервов роста розничного товарооборота ОАО «Торговый дом «Палессе».
    Элементами  научной новизны полученных результатов  являются применение системного подхода  к воздействию на факторы, определяющие уровень товарооборота розничной организации.
    Областью  возможного практического применения являются организации розничной  торговли.
    Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………..5
1. Понятие и экономическая сущность розничного товарооборота…………..8
1.1. Сущность  и состав розничного товарооборота……………………………8
1.2. Факторы, влияющие  на развитие розничного товарооборота……….…..12
1.3. Тенденции  развития розничного товарооборота  в РБ……………………22
2. Анализ розничного товарооборота предприятия……………………………39
2.1. Организационно-экономическая  характеристика предприятия………….39
2.2. Расчет и  оценка влияния факторов на  РТО предприятия………………...49
3. Совершенствование  управления РТО предприятия…………………………57
3.1.Пути увеличения РТО предприятия…………………………………….…..57
3.2. Прогнозирование  РТО предприятия……………………………………….60
Заключение……………………………………………………………………….66
Список использованных источников……………………………………………70
Приложения………………………………………………………………………..77
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Рыночная экономика, многообразию форм собственности, развитие маркетинга и менеджмента требует от руководителей и менеджеров предприятий, фирм и ассоциаций повышения эффективности использования экономического потенциала, оптимальных форм хозяйствования, достижения наилучших результатов при наименьших затратах труда и средств. Следовательно, необходимо развитие теории и практики анализа хозяйственной деятельности, как одного из основных методов научного управления экономикой. В условиях рыночного механизма хозяйствования анализ должен не только давать объективную оценку выполнения планов и динамике производственно-торговой, финансово-хозяйственной и другой деятельности предприятий, но и выявлять, изучать и мобилизовывать резервы экономического и социального развития, помогать разрабатывать оптимальные тактические и стратегические управленческие решения.
    В настоящие время главной целью  торговых предприятий должно быть получение  максимальной прибыли, при этом товарооборот выступает как важнейшее и  необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения расходов на реализацию и расходов на оплату труда. В сфере розничной торговли показатель товарооборота является важнейшей характеристикой деятельности предприятия.
    Розничный товарооборот – это важнейший показатель торгового предприятия. Он характеризует объем деятельности предприятия, от него зависит объем валового дохода и прибыли. И в тоже время розничный товарооборот отражает уровень жизни населения и существенно влияет на денежное обращение в стране и устойчивость валюты, поскольку обращение наличных денег связано главным образом с обслуживанием розничного товарооборота.
    Анализ  розничного товарооборота позволяет  предприятиям определить, в какой степени выполнен план товарооборота и удовлетворен ли спрос покупателей, какие изменения произошли в товарообороте за отчетный период и чем они обоснованы, вскрыть новые явления, а также имеющиеся резервы в развитии товарооборота. Выводы и обобщения имеют важное значение для разработки прогноза продажи товаров.
    Все хозяйствующие субъекты самостоятельно планируют свою деятельность. В рыночной экономике предприятия заинтересованы в составлении обоснованных планов, нацеленных на максимальное использование всех резервов развития розничного товарооборота. Такой подход позволяет им вести успешную борьбу с конкурентами, повышать рентабельность торговой деятельности.
    В рыночных условиях хозяйствования экономическое  значение показателя розничного товарооборота  вытекает из тех задач, для решения  которых он вычисляется. Розничный товарооборот может выступать как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия.
    Розничный товарооборот может быть использован  для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является показателем, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с величиной затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) даст представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.
    Планирование  розничного товарооборота должно быть тесно увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда. При этом оптимальным считается такое соотношение в развитии этих показателей, которое представлено в моделях стратегического прогнозирования товарооборота.
    Розничный товарооборот выступает как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как  по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия. Розничный  товарооборот характеризует эффективность использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является экономическим понятием, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с объемом затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) дает представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.
    Развитие  розничного товарооборота должно быть тесно увязано с таким экономическим показателем, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда.
    Вышесказанным, по мнению автора, и обусловлена  актуальность настоящего дипломного исследования.
    Среди всех факторов роста товарооборота  самыми динамичными и доступными являются факторы внутреннего характера  ? совершенствование маркетинга на предприятии, выработка оптимальной  ценовой политики, обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников.
    Как видно из всего сказанного, розничный  товарооборот является одним из основных экономических показателей хозяйственной  деятельности торгового предприятия. Он характеризует процесс движения товаров посредством актов купли-продажи. Его можно рассматривать как результат деятельности предприятия торговли, как его экономический эффект, а в социально-экономическом аспекте – как показатель товарного обеспечения населения, характеризующий уровень жизни. Поэтому вполне очевидна актуальность  изучения и исследования товарооборота и резервов его роста.
    Все это говорит об актуальности данной темы исследования.
    Объектом  исследования является ОАО «Торговый дом «Палессе».
    Предметом исследования является анализ розничного товарооборот  
ОАО «Торговый дом «Палессе».

    Целью работы является выявление резервов роста розничного товарооборота  на примере ОАО «Торговый дом «Палессе».
    Для выполнения данной цели необходимо решить следующие задачи:
     - рассмотреть теоретические аспекты  совершенствования структуры товарооборота как важнейшего условия роста прибыли предприятия;
      - рассмотреть показатели, характеризующие структуру товарооборота;
     - рассмотреть факторы, влияющие  на розничный товарооборот;
     - проанализировать методы управления розничным товарооборотом;
    - дать характеристику исследуемого  предприятия;
     - рассчитать финансово- экономические  показатели деятельности  
ОАО «Торговый дом «Палессе»;

     - проанализировать динамику, состав и структуру розничного товарооборота ОАО «Торговый дом «Палессе»;
     - дать оценку влияния факторов на динамику розничного товарооборота ОАО «Торговый дом «Палессе»;
    - выявить резервы совершенствования  структуры товарооборота ОАО «Торговый дом «Палессе»;
     - на базе проведенного анализа  выявить пути повышения товарооборота исследуемого предприятия;
     - рассчитать экономический эффект  от внесенных предложений.
    Исходными данными для написания явились: первичные и сводные документы, годовые отчеты (2009-2010 гг.) организации ОАО «Торговый дом «Палессе», монографии отечественных и зарубежных авторов, литературные и справочные источники, статьи и комментарии белорусских экономистов, опубликованные в периодической печати.
 

    1 Понятие и экономическая  сущность розничного  товарооборота
    1.1 Сущность и состав  розничного товарооборота 

    Главная цель торговли потребительскими товарами – удовлетворение потребностей населения  в товарах и услугах. Достижение этой цели характеризуется общим  объемом реализации товаров населению. При реализации товаров потребителю  произведенный продукт находит свое выражение в общественном признании. Товарооборот характеризует объем потребления материальных благ, выражен экономическими отношениями, возникающими в процессе движения товаров из сферы производства и обращения в сферу личного потребления. Сущность товарооборота проявляется в экономических отношениях, связанных с обменом товаров и услуг на рынке в процессе купли-продажи.
    Товарооборот  характеризует процессы, развивающиеся  в сфере товарного обращения, и факторы, воздействующие на формирование спроса и предложения, и отражает экономические отношения между производителями и потребителями.
    Товарооборот  позволяет определить условия, при  которых развивается соотношение  между спросом и предложением на рынке. Это позволяет установить, как реализуются на конкретном рынке отношения между производителями и потребителями товаров, какие условия определяют тенденции формирования и развития спроса и предложения в последующий период и на перспективу [22, c. 79].
    Товарооборот  является макроэкономическим показателем. Государство ведет сбор и обработку данных о товарообороте на разных уровнях управления с целью выявления общих закономерностей и тенденций, выявления места отдельных субрынков, анализирует межрегиональный обмен и социальные и региональные различия душевого уровня товарооборота [8, c. 124].
    Розничным товарооборотом является продажа, продовольственных  и непродовольственных товаров  населению через специально организованную торговую сеть, рынки, а также непосредственно  на предприятиях, в организациях, учреждениях. В розничный товарооборот включается продажа продовольственных товаров по безналичному расчету организациям социального назначения: детским, лечебным, лечебно-оздоровительным учреждениям, интернатам для престарелых, домам инвалидов, учебным заведениям, оздоровительным детским лагерям. [5, c.82]
    Продажа по безналичному расчету непродовольственных  товаров юридическим лицам и  их обособленным подразделениям, включая  организации социального назначения в объеме розничного товарооборота  не учитывается и входит в состав общего объема оборота предприятия торговли.
    В розничном товарообороте учитывается  продажа потребительских товаров:
    - юридическими лицами, их обособленными  подразделениями, осуществляющими  розничную торговлю и общественное  питание, для которых торговая деятельность является основной;
    - юридическими лицами, их обособленными  подразделениями, осуществляющими  торговлю, но для которых торговая  деятельность не является основной;
    - физическими лицами, осуществляющими  продажу товаров на продовольственных,  вещевых и смешанных рынках. [5, c.97]
    Обособленными подразделениями юридических лиц  являются представительства и филиалы  юридического лица, которые расположены  вне места его нахождения, наделены имуществом и выделены в самостоятельный  участок учета.
    Юридические лица, их обособленные подразделения данные об объеме розничного товарооборота представляют в органы статистики по месту нахождения предприятия торговли.
    Объем продажи населению физическими  лицами товаров на продовольственных  рынках определяется на основании данных учета дирекций рынков и специально организованного статистического наблюдения, на вещевых и смешанные рынках - используются данные выборочного квартального обследования домашних хозяйств в соответствии с Методическими указаниями по расчету общего объема розничного товарооборота через все каналы реализации.
    В розничный товарооборот включается продажа товаров и питания  в ценах фактической реализации по моменту отпуска товаров и  питания покупателям независимо от времени уплаты денег и сдачи  торговой выручки в банк. Объем розничного товарооборота определяется строго за отчетный период.
    Розничный товарооборот представляет собой заключительную стадию движения потребительских товаров  из сферы обращения в личное потребление  путём их обмена на денежные доходы.
    В состав розничного товарооборота торговой сети включается:
    1.1. Продажа товаров населению:
    а) за наличный расчет, по кредитным, пластиковым  карточкам банков, электронным картам, расчетным чекам сберегательных банков, по перечислениям со счетов вкладчиков банков по их поручениям, включая ссуды молодым семьям на приобретение товаров за иностранную валюту, в том числе по перечислениям с валютных счетов населения; продажа товаров на борту самолетов, в пассажирских поездах, с аукционов, через комиссионные магазины, реализация товаров непосредственно производителями, с оплатой через кассу предприятия;
    б) в кредит с рассрочкой платежа, при  этом в объем товарооборота включается полная стоимость товаров по ценам  фактической реализации по моменту  получения товара покупателем;
    в) по безналичному расчету организациями, фирмами, выполняющими заказы населения  на покупку товаров по почте (по времени  сдачи ими посылок в отделения  связи);
    г) в порядке встречной торговли между производственными предприятиями  и населением при закупках сельскохозяйственной продукции (концентрированных кормов и других товаров из магазинов, сахара с сахарных заводов, масла с маслозаводов и масложирокомбинатов и т.п.).
    1.2. Продажа через торговую сеть  юридическим лицам и их обособленным  подразделениям:
    а) продовольственных товаров по безналичному расчету для питания обслуживаемых  ими контингентов населения, а именно: детским, лечебным, лечебно-оздоровительным  учреждениям, интернатам для престарелых, домам инвалидов, учебным заведениям, оздоровительным детским лагерям; судам речного флота для организации питания экипажей судов, геологопоисковым партиям для организации питания работников экспедиций; производственным предприятиям лечебно-профилактического питания для рабочих и служащих, занятых в цехах с вредными условиями труда;
    б) продовольственных и непродовольственных товаров за наличный расчет;
    в) продовольственных и непродовольственных  товаров по безналичному расчету  исправительно-трудовым учреждениям  для отпуска спецконтингентам за счет их личных денежных средств,
    1.3. Порядок отражения отдельных  продаж в объеме розничного  товарооборота торговой сети:
    а) по кредитным, пластиковым карточкам, электронным картам, расчетным чекам  сберегательных банков, по перечислениям  со счетов вкладчиков по их поручениям, включая ссуды молодым семьям на приобретение товаров отражается, как продажа за наличный расчет:
    б) за иностранную валюту - в пересчете  на национальную валюту исходя из среднемесячного  курса валют, установленного Национальным банком республики;
    в) на борту самолетов, в пассажирских поездах - в розничном товарообороте  магазина-склада по моменту сдачи  ему выручки бортпроводниками и  проводниками;
    г) на аукционах, через комиссионные магазины - по ценам фактической реализации;
    д) товаров длительного пользования по образцам (мебели, холодильников, легковых автомобилей и т.п.) - по времени фактической доставки их покупателю, независимо от времени уплаты денег;
    е) печатных изданий (книг, газет, журналов), изданий видео и грамзаписей  по подписке - по времени фактической выдачи подписных изданий;
    ж) некоторых товаров (лекарств, топлива, транспортных средств, инвалидных колясок  и т.п.) отдельным категориям населения  со скидкой - в размере оплачиваемой населением стоимости;
    з) форменной одежды рабочим и служащим со складов материально-технического снабжения предприятий, организаций, учреждений - по времени ее выдачи в размере оплачиваемой стоимости;
    и) выдача товаров по всем видам выигрышей (денежно-вещевым лотереям, при проведении спортивных и других мероприятий), при погашении товарами облигаций государственных целевых беспроцентных займов - по их фактической стоимости по времени отпуска населению.
    1.4. В розничный товарооборот включается  стоимость стеклянной посуды, проданной  населению с товаром, за вычетом  стоимости возвращенной населением порожней стеклянной посуды, а также стоимости стеклопосуды, принятой от населения в обмен на товар.
    1.5. В объем торговой выручки предприятий,  колхозов, совхозов, организаций, учреждений, подсобных хозяйств, подведомственных юридическим лицам и их обособленным подразделениям включается реализация населению продукции собственного производства, в том числе живой скот и птица, отходы производства, потребительские товары, полученные по бартеру, в порядке самостоятельных закупок.
    1.6. Стоимость расфасованных в предприятиях  торговли продовольственных товаров  учитывается в розничном товарообороте,  включая стоимость упаковки.
    2. В состав розничного товарооборота  торговой сети не включается;
    2.1. Продажа по безналичному расчету  непродовольственных товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям, включая организации социального назначения; продовольственных товаров - юридическим лицам, их обособленным подразделениям, не относящимся к организациям социального назначения.
    2.2. Выдача рабочим и служащим товаров в погашение заработной платы.
    2.3. Стоимость возвращенных покупателями  товаров, а также стоимость  порожней стеклянной посуды, возвращенной  в торговую сеть, или принятой  в обмен на товар.
    2.4. Отпуск товаров в счет взаиморасчетов или в порядке товарообмена между магазинами и другими организациями (кроме организаций социального назначения).
    2.5. Стоимость товаров, числящихся  на балансе предприятия торговли  и использованных на его внутрихозяйственные  нужды.
    2.6. Продажа в предприятиях торговли проездных билетов, талонов на все виды транспорта, лотерейных билетов, телефонных карточек.
    2.7. Продажа населению почтовых марок,  конвертов и почтовых открыток  с марками, телефонных карточек  отделениями связи.
    2.8. Стоимость входных билетов на рынки, ярмарки, аукционы, выставки-продажи и т.п.
    Таким образом, роль и значение товарооборота  как экономического показателя заключаются  в следующем:
     - товарооборот является объёмным  показателем, характеризующим масштабы  деятельности предприятия;
     - по удельному весу товарооборота  предприятия в товарообороте  региона отрасли можно судить  о доли предприятия на рынке;
     - товарооборот в расчёте на  душу населения характеризует  один из аспектов жизненного  уровня населения;
     - по доле товарооборота предприятия, в товарообороте региона определяется предприятие-монополист (оно считается таковым, если удельный вес товарооборота предприятия в товарообороте региона превышает 30%);
     - по отношению к товарообороту  учитываются, анализируются и  планируются показатели, оценивающие эффективность деятельности предприятия (товарооборачиваемость, рентабельность, уровень издержек и др.).]
    Розничный товарооборот является конечной стадией  движения товаров от производства до потребителя. Розничная торговля завершает  процесс обращения товаров: товар из сферы обращения переходит в сферу потребления. Розничный товарооборот – это количественный показатель, характеризующий объем продаж [24, с. 44].
    Таким образом, розничный товарооборот характеризует объем продажи товаров населению для личного, семейного, домашнего использования; он означает завершение процесса обращения товаров на потребительском рынке и переход товаров в личное или коллективное пользование. Его величина учитывается в розничных ценах, т.е. в ценах фактической реализации, включая все налоги, входящие в состав розничной цены. Экономическая сущность розничного товарооборота проявляется в обмене денежных доходов потребителей на товары и услуги в процессе купли-продажи и в экономических отношениях, связанных с этим обменом. 
 

    1.2 Факторы, влияющие  на развитие розничного  товарооборота 

    Анализ  розничного товарооборота осуществляется с целью выявления несоответствия сложившихся представлений в  торговом предприятии о рынке  с реальной ситуацией, чтобы произвести необходимые изменения, которые позволят увеличить объем продаж и прибыль. В ходе анализа определяется правильность оценки предприятием своих возможностей и возможностей конкурентов, а также правильность подходов к требованиям рынка.
    Анализ  розничного товарооборота производится в фактических и сопоставимых ценах в следующей последовательности:
     - изучается объем товарооборота, динамика, состав, структура, по методам продажи;
     - строится индексная цепочка взаимосвязи показателей;
     - делается факторный анализ;
     - выявляются резервы роста;
     - определяются возможности учета неиспользованных резервов при планировании объема реализации на будущий период.
    Развитие  розничного товарооборота оценивается  с применением следующих видов  анализа:
     - анализа по временным рядам;
     - оперативного;
     - сравнительного;
     - стратегического.

    Анализ  по временным рядам.

    Динамика  розничного товарооборота характеризуется  временными рядами, построенными за ряд  истекших периодов с учетом изменения  цен.
    Индекс товарооборота в фактических ценах или в ценах соответствующих лет отражает изменение в анализируемом периоде объема реализации и цен на проданные товары.
    Обязательным  условием достоверности построенных  временных рядов является выражение  товарооборота в одинаковых ценах, т.е. расчет индекса физического объема товарооборота, если предприятие ведет количественный и стоимостной учет.

    Оперативный анализ.

    Значимость  оперативного анализа в современных  нестабильных условиях переходного  периода с ориентацией целей на прибыль, обеспечение конкурентоспособность значительно возросла. Оперативный анализ позволяет сделать своевременную корректировку управленческих решений, что дает возможность достичь запланированных целей развития.
    Оперативный анализ осуществляется по данным ежедневного поименного учета продаж в стоимостном выражении в целом по предприятию, его подразделениям. Количества покупок за этот же период определяется по чекам. На основании ежедневного учета производится накопительный по пятидневкам, декадам от поставки до поставки, в сравнении с планово-расчетными показателями, с нормативом, с однотипными предприятиями.
    Оперативный учет и накопительный анализ ведутся  в журналах в производительном виде. В ходе его необходимо отразить цели анализа и его задачи. Ежедневный учет возможно определить:
     - улучшается или ухудшается продажа  из месяца в месяц;
     - какие изделия (услуги) продаются  хорошо, какие плохо;
     - в какой части города (местожительства)  те или иные изделия имеют  наибольший спрос;
     - наблюдаются ли в продаже за последний год существенные взлеты и падения;
     - сколько заказов на покупку  какого-то товара вы получили  от покупателя за последние  12 месяцев;
     - известно ли общее количество  продаж и заказов не только  в стоимостном, но и натуральном  исчислении;
      - какую прибыль или убыток приносит реализация конкретного ассортимента;
     - какие товары выходят из моды;
     - какое время года способствует  продаже, какое - нет;
     - изделия каких поставщиков, с  каким оформлением и каких  моделей предпочитают покупатели  в первую очередь;
     - как идут дела в подведомственных  подразделениях;
     - как реализуются новые товары, не теряют ли рынок сбыта  старые. [11, c.82]
    Подобный  учет продаж позволяет не только оценить  состояние продаж, но и выявить  причины их уменьшения, что даст возможность принять правильные управленческие решения по устранению негативных моментов, ускорению оборачиваемости товаров и снижению издержкоемкости торгового процесса, а тем самым и повышению конкурентноспособности фирмы.
    Основными причинами снижения объема продаж могут быть действия конкурентов; устаревший ассортимент; ассортимент, не соответствующий спросу покупателей; узость ассортимента (артикулы не отличаются друг от друга); неудовлетворительное обслуживание; неэффективная работа коммерческих служб, некачественное и неполное исполнение коммерческих функций; товар поступает с опозданием и не в таких объемах, как это необходимо для развития товарооборота.
    В зарубежной практике накопительный  анализ органичен недельным циклом. В предпринимательстве этот цикл считается наиболее удачным, и он связан со сроками выплаты заработной платы. В торговле и сфере обслуживания неделя – еще более естественный отрезок времени. Каждый день недели по объему проданных товаров имеет ярко выраженный характер, что отражает множество факторов. В понедельник накопившаяся за выходные дни усталость сопровождается снижением покупательских намерений, по пятницам – спешка и сборы, поездки за город.
    Качественный  оперативный учет в разрезе ассортиментной структуры розничного товарооборота возможен при помощи ЭВМ и многосчетчиковых кассовых машин, агрегированных со специальными приставками.
    Важным  условием обеспечения управляемости  процессом развития розничного товарооборота  служит ритмичность реализации товаров  за тот или иной промежуток времени. Требования к ритмичности обусловливаются не только непрерывностью потребления и производства, но и необходимостью обеспечения поступательного выполнения планового задания, что обеспечит своевременность поступления денег на расчетный и оплаты счетов за поставку товаров, ускорение товарооборачиваемости, а тем самым прибыльность и конкурентноспособность. Нормально работающие предприятия имеют относительно постоянную величину товарооборота по дням недели с учетом специфики продажи товаров каждого дня.
    Коэффициент ритмичности выражается числами  от 0 до 1. Приближение показателя к 0 свидетельствует о неритмичности  реализации, а к 1 – о более  ритмичной работе розничного торгового  предприятия.
    Сравнительный анализ розничного товарооборота проводится в целях оценки позиций предприятия на рынке и выявления резервов роста объема продаж в сравнении с другими предприятиями, нормативами, с достижениями наиболее удачливых конкурентов. Сравнивают обычно следующие показатели: общий объем розничного товарооборота, темп роста сопоставимого товарооборота, удельный вес в товарообороте основных товарных групп, средний оборот на одного продавца и на одного работающего, удельный вес мелкооптовой продажи, среднюю стоимость покупок, формы продажи, режим работы. [13, c.104]
    При проведении сравнительно анализа чаще всего используются методы группировок, ранжирование. Группировка предприятий производится в зависимости от товарного профиля магазина, степени их специализации, форм продажи, торговой площади, форм собственности.
    Стратегический анализ.
    В основе современного анализа работы предприятий лежит анализ стратегий. Известно несколько подходов к проведению такого анализа: анализ стратегий по Минцбергу и анализ конкуренции  по Портеру.
    По  Минцбергу различают три различных  типа развития стратегии: плановая модель, модель предпринимательского типа, модель обучения на опыте.
    По  плановой модели определение стратегии  – это обдуманный, осознанный и  контролируемый процесс. Эта модель рассматривает стратегию как  процесс планирования и предполагает, что за определением стратегии последует ее реализации.
    По  модели предпринимательского типа формулировка стратегии – это полуосознанный процесс, который происходит в уме  лидера – предпринимателя.
    Модель  обучения на опыте основана на следующих  моментах: определение стратегии развивающихся и одновременно повторяющихся процессов требует взаимной отдачи и восприимчивости; стратегия представляет собой модель, чутко реагирующую на воздействие внешних факторов.
    Осмысление  вышепредложенных моделей показало, что успех организации зависит от умелого сочетания всех трех моделей.
    Анализ  конкуренции по Портеру содержит ответы на следующие вопросы:
      Каковы шансы ваших конкурентов на успех.
      Как данный конкурент скорее всего отреагирует на возможные стратегические ходы других конкурентов.
      Как отреагировали бы конкуренты на возможные многочисленные изменения в отрасли и внешнем окружении.
      С кем в отрасли вы хотели бы соперничать и какими средствами.
    На  развитие розничного товарооборота  оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы.
    Факторы, влияющие на развитие розничного товарооборота, представлены на рисунке 1.1.
    
Рисунок 1.1 - Классификация  факторов, влияющих на розничный товарооборот.
    Примечание - Источник: [6, с.106].
    Анализ  внешней среды предприятия предполагает исследование ее составляющих и непосредственного окружения. Это позволяет оценить стратегические условия, созданные внешней средой, возможности и угрозы.
    Как известно, степень воздействия отдельных  компонент макроокружения на различные предприятия зависит от размера предприятия, его отраслевой принадлежности, территориального расположения, выбранных целей, исторических и прочих особенностей. Считается, что крупные предприятия испытывают большую зависимость от макроокружения, чем мелкие. Розничная торговля представлена в основном крупными и средними по количеству работников предприятиями.
    По  результатам опросов специалистов розничной торговли сегодня на деятельность предприятий розничной торговли значительное влияние оказывают факторы научно-технического и экономического характера (62,7 и 43,3%) соответственно, которые могут быть с одной стороны потенциальными носителями угроз для них, а с другой - могут открывать новые возможности для предприятия. В свою очередь, социально-демографические и политические факторы оказывают среднюю степень влияния на коммерческую деятельность розничных торговых предприятий (38,9 и 47,3%). Основными факторами экономического характера, оказывающими по мнению опрошенных, высокую степень влияния на коммерческую деятельность розничных торговых предприятий, являются: уровень доходов населения, процентная ставка банковского кредита, инфляционные процессы, уровень развития конкурентных отношений; нормы налогообложения, уровень безработицы и т.д. Наиболее значимый фактор политического характера - отношение правительства к отраслям экономики и регионам государства. Из социально-демографических факторов для предприятий розничной торговли важным является динамика численности населения страны, региона, из научно-технических высокую значимость получил фактор состояния и перспектив развития технологии.
    Изучая  различные компоненты макроокружения, важно иметь ввиду, что все  они сильно влияют друг на друга. Изменения  в одной из компонент обязательно  приводят к изменению в других. Поэтому их изучение и анализ должны вестись системно, с отслеживанием не только собственно изменений в отдельном компоненте, но и с уяснением того, как эти изменения скажутся на других компонентах макроокружения. Изучение непосредственного окружения предприятия направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми оно находится в непосредственной взаимосвязи. Предприятие может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия и тем самым активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении угроз его дальнейшему существованию.
    По  мнению большинства исследователей, степень взаимодействия предприятия  с элементами внешней среды и  с непосредственным окружением различна. С непосредственным окружением оно взаимодействует через прямые и обратные связи, а факторы внешней среды предприятие может только изучать и учитывать при планировании своей деятельности [20, с.28-29].
    Данные  факторы, подлежат изучению и анализу, но вместе с тем, необходимо отметить, что оказать какое-либо влияние на них, торговая организация фактически не может, соответственно принимает их к сведению, подстраиваясь под существующие реалии.
    При анализе розничного товарооборота  исследуются закономерности его развития на душу населения. Сравнивают фактический объем среднедушевой реализации с физиологическими нормами потребления по продовольственным товарам и рациональными нормами потребления по непродовольственным товарам, позволяющим оценить степень удовлетворения населения в конкретных материальных благах. [6, с.292].
    В частности к факторам, связанным  с численностью обслуживаемого населения  и его покупательными фондами, относятся: численность населения, обслуживаемого организацией, его покупательные  фонды и охват покупательных фондов товарооборотом.
    Внутренние  факторы, влияющие на развитие розничного товарооборота, можно подразделить на факторы, связанные:
     - с обеспечением товарными ресурсами;
     - эффективностью использования трудовых ресурсов;
     - эффективностью использования основных средств.
    Указанные факторы в большей мере поддаются  влиянию торговой организации, в  данной связи заслуживают отдельного внимания и соответствующего анализа.
    Факторы, связанные с обеспечением товарными  ресурсами, влияют на объем розничного товарооборота через изменение величин запасов товаров на начало периода, поступления товаров, прочего выбытия и запасов на конец отчетного периода.
    Положительное влияние на сумму товарооборота  оказывает увеличение объема поступления  товаров, уменьшение прочего выбытия товаров и их остатка на конец периода.
    Влияние данных факторов на товарооборот определяют как разность между фактическими данными и плановыми.
    К факторам, связанным с обеспечением и использованием трудовых ресурсов, относятся: численность работников, организация и производительность их труда.
    Численность торговых работников во многом зависит  от количества торговых организаций. Численность  торговых работников, их качественный состав влияют на уровень обслуживания населения и на выполнение плана розничного товарооборота. Работники розничных торговых организаций, непосредственно общаясь с населением в процессе продажи товаров, определяют объем и характер потребительского спроса, воздействуют на формирование ассортиментной политики. Повышение эффективности использования трудовых ресурсов зависит от организации труда, его производительности [20, с.51].
    Производительность  труда в торговле определяется суммой товарооборота на одного торгового  работника.
    К факторам, связанным с использованием основных фондов, относятся: количество магазинов, средняя торговая площадь одного магазина, товарооборот на 1 кв. м. торговой площади, фондоотдача, среднегодовая стоимость основных фондов.
    Все факторы, под влиянием которых развивается  товарооборот, следует разделить на две группы - экстенсивные и интенсивные.
    Такие экстенсивные факторы, как покупательные  фонды населения, товарные ресурсы, численность обслуживаемого населения, не зависят от деятельности торговых организаций и складываются под  влиянием развития экономики страны в целом. Интенсивные факторы зависят в большой степени от эффективности деятельности торговых организаций.
    Таким образом, на розничный товарооборот оказывает влияние множество  факторов. Объём продажи товаров  зависит от экономической и политической ситуации в стране и регионе, уровня инфляции, доходов населения и т.д.
    Внешние факторы можно подразделить на факторы, оказывающие влияние на спрос  и предложение товаров. Инфляция оказывает влияние на увеличение товарооборота в стоимостном  выражении и на снижение физического объема продажи товаров. Кроме того, в результате инфляции ухудшается структура розничного товарооборота, т.е. снижается доля высококачественных товаров. Практически такое же влияние на объём розничного товарооборота оказывает снижение денежных доходов населения. Рост денежных доходов населения приводит к устойчивому росту объёма продаж, улучшению структуры товарооборота: увеличению удельного веса в объёме, продаж мясных, рыбных, овощных продуктов, фруктов и т.д.
    К макроэкономическим факторам относятся: падение (рост) производства, ухудшение структуры производства продукции, банкротство организаций, рост неплатежей, снижение производства сельскохозяйственной продукции и т.д.
    Социальные  факторы оказывают непосредственное влияние на объём розничной продажи товаров и в свою очередь зависят от политической ситуации в стане и её экономического развития. Снижение жизненного уровня населения, рост безработицы, понижение доходов населения приводят к сокращению размера продаж и ухудшению их структуры.
    Неправильная  денежно-кредитная политика (изъятие  излишних или предоставление дополнительных денежных средств – политика воздействия  на предложение денежной массы: управление как денежными, так и кредитными операциями) наряду с другими негативными процессами может привести к инфляции и социальной напряжённости в обществе, что, в конечном итоге, окажет влияние на товарооборот.
    Дестабилизация  национальной валюты, её девальвация  приводят к сокращению импорта, росту  экспорта и производства продукции, что не может не сказаться на объёме и структуре продаж.
    Внутренние  факторы, влияющие на товарооборот, непосредственно  связаны с работой конкретной торговой организации. Их можно подразделить на три основные группы, связанные  с:
    товарным  обеспечением;
    численностью  работников, организаций и производительностью  труда;
    состоянием  и использованием внеоборотных активов.
    На  товарооборот влияют и многие другие условия: месторасположение предприятия, интенсивность покупательских потоков, организация товароснабжения, качество товаров, широта и глубина ассортимента, реклама, квалификация персонала, культура обслуживания, внедрение новых технологий.
    Общие условия деятельности торговых предприятий, стратегия поведения на рынке, товарная и ценовая политика, организационная структура, финансовое состояние, наличие ресурсов и эффективность их использования определяют внутренние факторы, влияющие на товарооборот.
    Соотношение различных факторов постоянно меняется. Торговое предприятие должно знать  общее состояние рынка, величину существующего спроса, темпы его изменения, уровень рыночных цен, влияние конкуренции и т.п., на какие виды и сегменты ему следует ориентироваться при планировании объема и структуры товарооборота [22, c. 91].
    Основной  фактор успешного развития товарооборота – обеспеченность торгового предприятия товарными ресурсами и их рациональное использование. Объем розничного товарооборота зависит от периодичности поступления и выбытия товаров, состояния товарных запасов. Эта зависимость может быть выражена формулой: 

                                          Т = Зн + П – В – 3к     (1.6) 

    где Т – объем розничного товарооборота;
    3н  – запасы товаров на начало  периода;
    П – поступление товаров;
    В – выбытие товаров;
    3к  – запасы товаров на конец  периода.
    Используя способ разниц, или способ цепной подстановки, можно определить влияние каждого и отмеченных показателей на объем розничного товарооборота торгового предприятия. Значительное влияние на объем розничного товарооборота оказывает обеспеченность торгового предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования. Эта зависимость выражается формулой: 

                                                Т = П * Ч,                                                   (1.7) 

    где Т – объем розничного товарооборота, руб.;
    Ч – среднесписочная численность  работников, чел.;
    П – производительность труда одного работника, руб.
    Используя интегральный способ анализа, можно  определить влияние данных показателей  на изменение объема товарооборота: 

                          ? Тч = Пп * ? Ч + (? Ч * ? П) / 2,                                  (1.8) 

    где ?Тч – изменение объема товарооборота  за счет изменения среднесписочной  численности работников, руб.;
    ?Ч  – изменение среднесписочной  численности работников в отчетном году по сравнению с предыдущим годом, чел.;
    Пп  – производительность труда одного работника с предшествующим годом, руб.;
    ? П – изменение производительности труда одного работника в отчетном году по сравнению с предшествующим годом, руб.
    Изменение объема товарооборота за счет изменения  производительности труда одного работника: 

                                     ? Тп = Чп * ? П + (? Ч * ? П) / 2,……………… (1.9) 

    Ч – среднесписочная численность  работников в предшествующем году, чел.
    Большое влияние на динамику розничного товарооборота  оказывают состояние, развитие и  эффективность использования основных фондов торгового предприятия, а также режим его работы. Объем розничного товарооборота торгового предприятия может быть определен по следующей формуле: 

                                             Т = S * Ксм * Д * Bs                                      (1.10) 

    где Т – объем розничного товарооборота, руб.;
    S – площадь торгового зала предприятия, м2;
    Кcм  – коэффициент сменности работы предприятия;
    Д – количество дней работы предприятия;
    Вs – товарооборот на 1 м2 площади торгового зала в смену, руб.
    Последовательно заменяя в приведенной формуле  показатели предшествующего года на данные отчетного года и вычитая  из полученного результата предыдущий, можно определить влияние на объем  товарооборота изменения факторов, связанных с эффективностью использования материально-технической базы торгового предприятия и режимом его работы. Этот способ расчета называется методом цепной подстановки.
    Аналитическая работа завершается составлением плана мероприятий по использованию выявленных резервов увеличения объема розничного товарооборота торгового предприятия. Анализ розничного товарооборота помогает руководителям предприятия вовремя выявить недостатки в структуре товарооборота по группам, зависимость товарооборота от движения и наличия запасов, численности работников и их производительности, изменения цен, учесть все это в своей работе и прогнозировать деятельность предприятия в ближайшем будущем.
    Таким образом, на розничный товарооборот оказывает влияние множество  факторов. Объём продажи товаров  зависит от экономической и политической ситуации в стране и регионе, уровня инфляции, доходов населения и т.д. Все факторы подразделяются на внешние и внутренние. Анализ внешних факторов осуществляется путём изучения макроэкономических показателей страны. При этом учитываются состояние и перспективы развития экономики страны в целом, денежно-кредитная, внешняя и внутренняя политика и возможные изменения в результате государственного регулирования.  Внутренние факторы, влияющие на товарооборот, непосредственно связаны с работой конкретной торговой организации. Их можно подразделить на три основные группы, связанные с: товарным обеспечением,численностью работников, организаций и производительностью труда, состоянием и использованием внеоборотных активов.
    Анализ  розничного товарооборота включает в себя: анализ объема товарооборота, динамики, состава, структуры, построение индексной цепочки взаимосвязи показателей, факторный анализ, выявление резервов роста, определение возможности учета неиспользованных резервов при планировании объема реализации на будущий период. 
 

    1.3 Тенденции развития  розничного товарооборота  в РБ 

    Приведем  статистические данные Республики Беларусь по розничному товарообороту (Согласно ститистическому сборнику, имеются полные данные за январь - ноябрь 2010 года) :
    За январь - ноябрь 2010 года объем розничного товарооборота, учитывая все каналы реализации, составил 62,4 трлн. руб. и увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 17,1 %.
    Снизился  в целом по республике на 0,7 процентных пункта, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, удельный вес товарооборота вещевых, смешанных и продовольственных рынков. За январь-ноябрь 2010 года он составил 26,4%. Наиболее высокий удельный вес в Витебской (29,7%), Брестской и Гродненской (28,7%) областях.
    В текущем периоде отмечается общее  увеличение объемов продаж по торговой сети отдельных министерств и  ведомств (112,8%), удельный вес которых  составляет 17% в товарообороте торговых организаций.
    Розничный товарооборот торговых организаций, включая общественное питание, за январь–ноябрь 2010 г. составил 45,9 трлн. руб. и увеличился по сравнению с январем–ноябрем 2010 г. в сопоставимых ценах на 18,1%.
    Доля  товарооборота по торговым организациям государственной формы собственности составила 16,8%, что на 0,8 процентных пункта ниже уровня предыдущего года, объем товарооборота этих организаций увеличился на 13%; по частной, включая иностранную собственность (без учета потребительской кооперации) – рост на 21,3%. Темп роста товарооборота торговых организаций потребительской кооперации – 108,7% (доля товарооборота предприятий потребкооперации – 12,6%).
    По  организациям общественного питания  обеспечен темп роста товарооборота  к уровню предыдущего года на 10,6%. Удельный вес продукции собственного производства составил  99,1%.
    За  январь–ноябрь 2010 г. через все каналы реализации увеличилась продажа  продовольственных товаров –  на 15,1%, непродовольственных на 19,1%. В общем объеме розничного товарооборота  удельный вес продовольственных  товаров составил 50%, непродовольственных – 50%.
    Доля  продажи товаров отечественного производства магазинами в объеме розничного товарооборота торговой сети в январе–ноябре 2010 г. составила 77,1%, в том числе  по продовольственным товарам 85,4%, непродовольственным – 66,1%.
    Товарные  запасы по состоянию на 1 декабря 2010 г. снизились на 4 дня по сравнению  с аналогичным периодом предыдущего  года и остались на уровне начала года, обеспечивая 43 дня торговли.
    Основным  методом управления розничным товарооборотом организации является его планирование и прогнозирование. Также неваловажными являются методы управления запасами, управление ассортиментной политикой, маркетинговая политика предприятия.
    Прогноз продаж включает как субъективный так  и объективный элементы. Процессы планирования – определение ключевых факторов экономической ситуации, подбор исходной информации, анализ развития товарооборота в прошлом периоде.
    В практической деятельности сочетаются долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный  прогнозы.
    Долгосрочный и среднесрочный прогноз касается стратегических решений: выхода на новый рынок, инвестирования, планов денежных потоков и др.
    Краткосрочный прогноз – тактика фирмы. Она  касается плана товарооборота, финансов, объема закупки товаров.
    План  розничного товарооборота торгового предприятия состоит из следующих разделов: реализация (продажа) товаров по общему объему и отдельным товарным группам (структура товарооборота); товарные запасы и товарооборачиваемость; поступление товаров (товарное обеспечение).
    Объем и структура розничного товарооборота  должны обеспечить, с одной стороны, удовлетворение потребностей населения  в товарах в соответствии с  его спросом, а с другой – необходимый  для дальнейшего развития предприятия  размер прибыли.
    Прогнозы  бывают двух видов: «от общего к частному» (от объема к структуре) и « от частному к общему». Подход « от частного к общему» более эффективен для небольших и средних предприятий.
    Методы  прогнозирования могут быть разделены  на три группы: количественные, качественные и комбинации из этих двух методов.
    Выбор метода зависит от периода, на который  необходимо составить прогноз, возможности  получить соответствующие исходные данные, требований к точности прогноза, опыта и рекомендаций экспертов, наличия компьютерной техники, необходимых затрат.
    Для планирования розничного товарооборота  могут быть применены следующие  методы его расчета: с учетом получения  необходимых доходов, место расположения торгового предприятия, исходя из предполагаемых ресурсов, включая товарные, изменения в зоне обслуживания, нормативов, на основе платежеспособного спроса.
    Метод планирования товарооборота с учетом потребности в прибыли. Данная методика построена на идее достижения такого объема розничного товарооборота, который  обеспечит необходимый для самофинансирования размер прибыли, остающейся у предприятия после возмещения всех расходов, связанных с его функционированием, уплаты налогов и осуществления других обязательных платежей.
    Метод технико–экономических расчетов (нормативный  метод). При практическом применении нормативного метода необходимо учитывать  особенности работы торгового предприятия, специфику торгово – технологического процесса и обслуживаемого контингента  населения, интенсивность покупательского потока, конъюнктурные колебания, свойственные району деятельности данного магазина. [13, c.76]
    Коэффициент на среднюю стоимость покупки  рассчитывается как отношение фактической  средней стоимости покупки по магазину данной специализации к средней стоимости покупки, принятой при расчете норматива: 

                                                   Ксп = Сф / Сн.                                        (1.12) 

    Планирование  структуры товарооборота осуществляется с учетом проектов планов торговых предприятий, сложившейся структуры  товаров за предшествующие годы, состояние товарных запасов, возможностей закупить товары у поставщиков, изменение численности покупателей, динамики покупательных фондов обслуживаемого населения, среднедушевого потребления по товарным группам.
    По  товарам, по которым полностью удовлетворяется спрос, объем продаж определяется как произведение достигнутого уровня реализации в расчете на душу населения, на численность обслуживаемых потребителей с учетом предполагаемых изменений в ней.
    Если  же ресурсы товаров ограничены, тогда  для планирования объема продаж используется метод, учитывающий ресурсную обеспеченность, состояние товарных запасов, возможностей закупок товаров за счет нетрадиционных источников поступления, объем неудовлетворенного спроса, возможность переключения спроса на другие взаимозаменяемые товары.
    План  розничного товарооборота является основным, ведущим разделом торгово-финансового плана предприятия торговли. Объем и структура товарооборота оказывают влияние на все остальные разделы торгово-финансового плана – труд, издержки обращения, прибыль и др.
    План  розничного товарооборота состоит  из следующих разделов: реализация (продажа) товаров по общему объему и по отдельным товарным группам (структура товарооборота); товарные запасы и товарооборачиваемость; поступление товаров (товарное обеспечение).
    А.М. Фридман верно отмечает, что все  разделы плана розничного товарооборота взаимосвязаны, между ними существует балансовая связь. Так показатели на начало (З1) + поступление (П) = реализация (Р) + запасы на конец (З2). Исходя из этого баланса, можно рассчитать и спрогнозировать любой показатель товарооборота.
    Первая  стадия планирования  розничного товарооборота.(особенно нового предприятия) – определение  минимального объема товарооборота (критического), который обеспечит ему безубыточную работу. Все расчеты по определению этого объема сводятся к определению точки безубыточности.
    Расчет  минимально необходимого объема товарооборота  можно выполнить, разложив товарооборот на составляющие его элементы. Розничный товарооборот представляет собой сумму розничных цен проданных или запланированных к продаже товаров. В свою очередь, розничная цена состоит из покупной для торгового предприятия цены товара и торговой надбавки. Сумма покупных цен представляет собой товарооборот торгового предприятия  по покупным ценам. Торговые надбавки предназначены для покрытия издержек обращения и получения торговым предприятием прибыли.
    Таким образом, имеем:  

                                                  Т р.ц. = Тп.ц. + ТН,                                    (1.13) 
 

    где Т р.ц. – объем товарооборота  по розничным ценам, руб.;
    Т п.ц. – объем товарооборота по покупным ценам, руб.;
    ТН  – сумма торговых надбавок, руб.
    В свою очередь: 

                                                         ТН = ИО + П                                       (1.14) 

    где П сумма прибыли, руб.;
    ИО  – сумма затрат, руб. 

                                                ИО = ИОпер +ИО пост                              (1.15) 

    где И опер – сумма переменных затрат, руб.;
    И опост – сумма постоянных затрат;
    Тогда: 

                                           Т р.ц = Тп.ц. + И Опер  +ИОпост +П.           (1.16) 

    Но  поскольку минимально необходимый  объем розничного товарооборота позволяет покрыть только затраты и не обеспечивает получение прибыли, то формула определения критического объема товарооборота будет иметь вид: 

                                     Ткр. = Тп.ц. +ИОпер+ ИО пост                          (1.17) 

    где Ткр – критический объем товарооборота  по розничным ценам, руб.
    Товарооборот  по покупным ценам представляет собой объем закупленных товаров в стоимостном выражении или затраты торгового предприятия на покупку товаров. Величина этих затрат носит переменный характер, поэтому объем критического товарооборота можно представить следующим образом: 

                                                Ткр =Зпер +ИОпост,                              (1.18) 

    Где Зпер – переменные затраты. 

    Разделив  полученное равенство на объем критического товарооборота, получаем: 

                                  Ткр/Ткр =Зпер/Ткр +ИОпост/Ткр                        (1.19) 

    Обозначив: Зпер/Ткр = Д – для переменных затрат в розничном товарообороте, принимаемом за 1, получаем: 

                                           1 =Д+ИО пост /Ткр                                       (1.20) 

    отсюда:                           Ткр =ИО пост /(1-д).                                    (1.21)
    Вторая  стадия - прогноз общего объема товарооборота.
    Анализ  товарооборота начинают с определения  его объема за исследуемый год. Полученные данные (отчетные) сравнивают с плановыми показателями и с показателями (базисными) соответствующих предшествующих временных интервалов. Подобные сопоставления позволяют оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии развития.
    На  основе запланированного объема продажи устанавливают необходимые размеры товарных запасов и поступления товаров.  Товарные запасы должны быть запланированы в размерах, обеспечивающих бесперебойную продажу товаров в широком ассортименте. Объем  розничного товарооборота и его структура должны обеспечить удовлетворение потребностей населения в разнообразных товарах в соответствии с его спросом. Поступление товаров предусматривают в таком размере, чтобы вместе с запасом товаров на начало планируемого периода оно обеспечивало бесперебойную торговлю, выполнение плана продажи и создание нормального запаса товаров на конец планируемого периода.
    Прогноз общего объема товарооборота магазина рассчитывается как сумма реализации отдельных товарных групп, учитывая влияние следующих факторов:
     - численность и состав обслуживаемого  населения;
     - сложившийся уровень потребления  и реализации товаров в зависимости  от покупательских фондов населения;
     - соотношение товарного и нетоварного  потребления;
     - развитие жилищного строительства (например, при улучшении жилищно-бытовых условий обслуживаемого населения высокими темпами увеличивается спрос на обои, лаки, мебель и т.д.
    Третья  стадия - рассчитав общий объем  товарооборота на планируемый период, его распределяют по кварталам и  месяцам. Экономически обоснованные прогнозы товарооборота по кварталам (периодам года) играют важную роль для ритмичного удовлетворения покупательского спроса, стабильного денежного обращения и т.д. Данные о динамике денежных доходов по кварталам и месяцам, темпы их роста на прогнозируемый период позволяют повысить обоснованность плана товарооборота в пределах года.
    После определения годового товарооборота  с разбивкой по кварталам приступают к прогнозированию его по отдельным товарным группам и товарам с учетом сезонности спроса населения и сложившегося уровня продажи товаров. Так, в летний период происходит некоторое сокращение потребления мяса и мясных продуктов за счет увеличения потребления молока, овощей, фруктов.
    Важной  исходной предпосылкой планирования является анализ выполнения плана розничного товарооборота за предплановый период. Сложившиеся  пропорции в прошлых периодах нельзя механически переносить в план товарооборота при его прогнозировании. Необходимо подвергнуть критическому анализу результаты и определить, под влиянием каких факторов сложились сезонные колебания и какова степень влияния этих факторов в прогнозируемом периоде.
    Внутригодичное  колебание  и изменение товарооборота  происходит под влиянием объемов  и состояния покупательной способности  населения, особенностей спроса и в зависимости от равномерности завоза товаров  по периодам года. Поэтому при прогнозировании предусматриваются меры по обеспечению равномерности завоза и поступлению товаров в соответствии с особенностями покупательского спроса в отдельные периоды года. Важным в экономическом обосновании плана розничного товарооборота является учет тенденций его развития за ряд лет, выявленных в результате анализа.
    Четвертая стадия -  планирование структуры  товарооборота торгового предприятия, т.е. объема реализации отдельных товарных групп. В условиях, когда торговые предприятия самостоятельно устанавливают размеры торговых надбавок на товары при различной издержкоемоксти их реализации, регулирование товарооборота по отдельным товарным группам позволяет регулировать и сумму получаемой прибыли. [16, c.93]
    В связи с тем, что к составлению  планов на будущий год приступают, когда еще нет данных о фактическом товарообороте за весь текущий год, определяют ожидаемые товарные запасы (стадия 5) и ожидаемое поступление товаров (стадия 6), которые являются исходной базой планирования показателей на предстоящий год.
    Ожидаемым выполнением плана розничного товарооборота  называют реально выполнимую величину товарооборота до конца текущего года. Определение ожидаемого выполнения плана за текущий год является важной частью работы по составлению плана.  Ожидаемое выполнение плана определяется как по всему товарообороту, так и по отдельным товарным группам. По тем товарам, по которым не предполагается значительного перевыполнения плана, ожидаемый товарооборот определяют на основе фактического товарооборота за первое полугодие и плана второго полугодия или фактического товарооборота за 9 месяцев текущего года и плана на 4 квартал этого же года.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.