На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Многообразие субъектов государственного регулирования экономики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
     Актуальность  темы курсовой работы объясняется тем, что государственное регулирование экономики в тех или иных масштабах присуще любой экономической системе. В экономике, основанной на рыночной конкуренции и макроэкономическом регулировании, государству отводится весьма значительная роль. Вмешательство государства в экономические процессы осуществляется с целью обеспечения прогрессивных сдвигов в пропорциях воспроизводства, условий для добросовестной конкуренции, предотвращения негативных социальных и экономических последствий.
     На  сегодняшний момент острой проблемой  нашего государства является его роль в экономической системе. Также стоит серьёзная проблема – развитие своего рынка и расширение экономики. Так как у нас не развита собственная промышленность, следовательно, я думаю, что стоит более глубоко изучить этот вопрос.
     Во  всех  экономических системах государство  регулирует экономику. Такое регулирование  в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика.
     В экономике России большой упор делается на централизованное планирование. Наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции государства играют в ней очень существенную роль.
     Количественно выразить экономическую роль государства  нелегко. Весьма грубым показателем  удельного веса рынка и государства в экономике служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под эгидой государства. Но помимо финансирования производства государство осуществляет ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение дохода в частном секторе экономики. Статистика показывает, что налоги и общий объём государственных расходов – на покупку товаров и услуг и на социальные программы – составляют приблизительно 1/3 национального продукта. Наконец, множество трудно поддающихся количественному изменению регулирующих мер, предназначенных, для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определённых отраслях, вовлекает государство практически во все сферы экономической деятельности. Экономическая роль государства, несомненно, велика и всеобъемлюща. В отличие от модели чистого капитализма нашу экономику лучше характеризовать как смешанный капитализм. Функционирование частного сектора на основе рыночной системы модифицируется самыми разными способами государственным сектором.
     Проблема  государственного регулирования экономики затрагивалась различными исследователями: Дж. Кейнсом, М. Фридманом, Андреановым В., Ионовым М., Кирюховым Э.П., Логуновым В.Н., Maкeeвой T. , Нестеровой А. Д. , Орешиным В. П. , Ревенковым А. , Супян В. и другими. Однако, на наш взгляд, на сегодняшний момент настала необходимость обобщить и систематизировать имеющиеся сведения с учетом современной действительности.
     Предмет исследования – взаимодействие государства  и экономики страны.
     Объект  исследования – субъекты государственного регулирования экономики.
       Цель курсовой работы – исследовать субъекты государственного регулирования экономики.
     Задачи:
     - изучить литературу по теме  курсовой работы;
     - охарактеризовать понятие государственного  регулирования экономики;
     - обосновать понятие6 субъектов государственного регулирования экономики;
     -  рассмотреть виды субъектов государственного регулирования экономики.
     В ходе исследования были использованы следующие методы: изучение и анализ научной литературы по теме курсовой работы; изучение и обобщение отечественной и зарубежной практик; сравнение и анализ.
       Теоретическая значимость работы  заключается в попытке обобщения  и систематизации имеющихся сведений  по данной теме.
       Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования результатов исследования практике государственного регулирования экономики.
     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 1  Теоретическое обоснование выделения субъектов государственного регулирования экономики

      1.1 Сущность государственного  регулирования экономики

 
     Государственное регулирование экономики — это  процесс воздействия государства  на хозяйствующие субъекты, деятельность этих субъектов и конъюнктуру  рынка для создания нормальных условий функционирования рынка1. Государственное регулирование экономики является сложным процессом, который включает в себя разработку экономической политики, ее положений и выбора методов ее проведения.
     Государственное регулирование экономики воздействует на три взаимосвязанных части воспроизводственного процесса: регулирование ресурсов, производства и финансов.
     Содержание  государственного регулирования экономики  определено целями, стоящими перед  государством, а также средствами и инструментами, которые имеет государство в экономической политике. Государственное регулирование экономики в себя включает:
     -информационная поддержка участников рынка, в т.ч. информирование о состоянии государственной экономики и ее перспективах развития;
     -обоснование важнейших моментов экономической политики, проводимой государственными органами власти;
     -выполнение мероприятий развития государственного сектора экономики — важнейшего инструмента воздействия государства на экономику страны .
     Для понимания роли государственного регулирования экономики в первую очередь следует определить такие понятия, как экономика, циркуляция денежных средств, общественное воспроизводство.
     Экономика — это система рационального  и эффективного использования ресурсов в целях удовлетворения потребностей населения государства. Экономика — это сфера постоянно возобновляемой деятельности людей по созданию материальных и нематериальных благ, необходимых для удовлетворения их потребностей.
     Экономика является последовательным движением, воспроизводством общественного богатства по цепочке производство — распределение - обмен — потребление. С точки зрения производства экономика отражает систему экономических связей в обществе, и основе этой связи лежит господствующий тип собственности.
     Государственное регулирование экономики — это  набор типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего  характера, осуществляемых государственными органами для воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения условий для нормального функционирования рыночного механизма и решения социальных проблем2.
     В руках государства обычно сосредоточиваются  военная промышленность, атомная  промышленность, комплексные предприятия, организации и учреждения, связанные с развитием фундаментальной науки, исследованиями космоса и т. д. Нередко в руки государства переходят сырьевые отрасли: угольная, металлургия и инфраструктура, транспорт, связь.
     С помощью государства происходит межотраслевой перелив капитала в размерах, немыслимых при свободных рыночных отношениях.
     Рост  государственного участия вплоть до национализации отдельных отраслей отнюдь не является самоцелью. Это лишь средство, инструмент проведения экономической  политики на конкретном историческом этапе. В странах с рыночно ориентированной экономикой неоднократно проводилась приватизация, т.е. передача государственных предприятий частным компаниям.
     Регулирование экономики осуществляется и путем  роста государственного потребления. Оно включает в себя прямые государственные заказы и заказы государственных предприятий, осуществляемые путем обычных предпринимательских сделок. В Швеции крупнейшими клиентами промышленности являются правительственные управления: железнодорожное, телеграфное, гидроресурсов, строительства дорог и гидросооружений. Их заказы доходят до 85% от общего объема заказов металлообрабатывающей промышленности. Государственные заказы обеспечивают надежный, доходный, имеющий тенденцию к увеличению рынок, поскольку это крупные концентрированные закупки, не зависящие от колебаний конъюнктуры, так как государство берет на себя производственный и торговый риски.
     Государственное регулирование экономики привело  к подавлению циклического развития, прежде всего модификации кризисов перепроизводства.
     По  мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась потребность значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимые для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.
     Теоретически  понятие государственной экономической политики шире понятия государственного регулирования экономики, т. к. первая может основываться и на принципе невмешательства государства в хозяйственную жизнь. В современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо. Уже давно споры идут не о необходимости государственного регулирования экономики, а о его масштабах, формах и интенсивности. Поэтому термины «государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика» в наше время идентичны.
     Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определённого уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.
     В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например, стимулирование экономического роста, регулирования, занятости, поощрения в прогрессивных сдвигах в отраслевой и региональных структурах, поддержки экспорта.
     Итак, для современных государств характерно расширяющееся вмешательство в различные сферы экономической жизни. Разница лишь в степени этого вмешательства. В США оно меньше, в Швеции больше. Германия и Япония находятся в этом отношении где-то посередине. О США, где государственное регулирование экономики ощущается слабее, чем в европейских странах, авторы книги "США: государство и рынок" пишут: Государственное регулирование уже давно стало неотъемлемой составной частью американского хозяйственного механизма" 3 
 
 

      1.2 Понятие субъектов государственного регулирования экономики

 
     Субъектами  экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных  интересов.
     Носители  хозяйственных интересов - это социальные группы, отличающиеся друг от друга  по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам4. Это наемные рабочие и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, государственные служащие и т.п. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности.
     Представители этих групп индивидуально выражают свои интересы в средствах массовой информации, на митингах и обращаясь с просьбами, протестами, пожеланиями в государственные учреждения, ответственные за экономическую и социальную политику. Это первая линия связи хозяйственных интересов с государственным аппаратом, регулирующим хозяйство.
     Носители  экономических интересов объединены в развитых странах рыночного  хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы  предпринимателей, фермеров, различных  торговцев, студентов, маклеров и т.п. Некоторые из этих союзов насчитывают миллионы членов (профсоюзы, например), другие играют огромную роль в экономике страны из-за представляемых ими капиталов (союзы предпринимателей, банковских учреждений, торговые палаты). Есть и совсем малозначащие объединения, например, ассоциация физических и юридических лиц, заинтересованных в приватизации конкретного земельного участка, принадлежащего муниципалитету. Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов.
     Самые могущественные выразители хозяйственных интересов - это союзы предпринимателей и профсоюзы. Они осуществляют собственные концепции социально-экономической политики, стремясь оказать максимальное воздействие на государственную экономическую политику. У выразителей хозяйственных интересов есть печатные издания, значительные финансовые ресурсы, центры подготовки кадров и связей с общественностью. Союзы предпринимателей и профсоюзы построены по отраслевому и территориальному признаку, все местные и отраслевые союзы иерархически подчинены общенациональным центрам, которые, в свою очередь, входят в международные, региональные и мировые объединения.
     Рекомендации, советы, консультации, меморандумы, различные  каналы влияния этих выразителей  хозяйственных интересов на органы государственного экономического регулирования - это вторая линия связи хозяйственных интересов с государственной экономической политикой.
     Выразителями  социально-экономических, политических, религиозных, культурных, экологических, специфических региональных интересов  являются политические партии, которые часто действуют под знаменем общенациональных интересов.
     Проводить в жизнь программу государственной  экономической политики будут субъекты государственного экономического регулирования - исполнители хозяйственных интересов. Это главная, третья линия трансформации частных экономических интересов в государственной экономической политике.
     Исполнителями хозяйственных интересов - субъектами государственного регулирования экономики - являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк5. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов государственного экономического регулирования, все более независимыми становятся исполнительные органы.
     Интересным  с точки зрения изучения механизма государственного регулирования экономики является слияние субъектов государственной и частной экономической политики и возникновение в результате этого новых регулирующих органов, не вписывающихся теоретически в классическую схему парламентской или президентской республики. Например, создается орган из представителей союзов предпринимателей, профсоюзов и исполнительной власти для регулирования тарифных соглашений между предпринимателями и трудящимися. Организуются комитеты, советы по поддержанию или развитию отдельных отраслей из представителей министерства экономики и отраслевых союзов предпринимателей. Аналогичные советы создаются для осуществления государственных региональных программ. Основная часть таких органов формально осуществляет консультативную деятельность, но в действительности решающим образом воздействует на государственную экономическую политику. К таким органам относятся различные советы экспертов при правительстве, министерствах экономики, финансов, социального обеспечения, отдельных их управлениях, центральном банке, правлениях государственных железных дорог, почт и телеграфа и др.
     Другая  группа государственно-частных органов  хозяйственного регулирования - это  советы по сферам деятельности, например, научно-технический, военно-промышленный, по региональной политике, по внутренним водным путям сообщений, по профессиональному образованию. В отличие от отраслевых советов в них входят наряду с сотрудниками правительственных органов и экспертами представители самых разных отраслей, банков, различных фондов, объединений инженеров, профсоюзов, общественных движений. Их рекомендации относятся к принципиальной ориентации государственной экономической политики, к направлениям расходования средств из бюджета и различных фондов.
     Это четвертая линия связи между  носителями экономических интересов  и государственным регулированием экономики: носители (в данном случае заинтересованные фирмы) - выразители (союзы предпринимателей) - советы при  государственных регулирующих органах. По этой линии происходит корректировка интересов частного хозяйства с интересами других социальных, профессиональных, общественных (например, экологических) групп.
     Существуют  многочисленные возможности воздействия  носителей и выразителей хозяйственных  интересов на государственную экономическую политику: через органы массовой информации, демонстрации и манифестации, сбор подписей, обращения в суды - от местных до международных, кампания гражданского неповиновения и т.д.
     Обратная  связь между государственным регулированием экономики и носителями хозяйственных интересов довольно жесткая.
     Во-первых, успех государственного регулирования  экономики проявляется в темпах роста, улучшения структуры хозяйства, росте занятости, здоровом платежном  балансе, снижении темпов инфляции, повышении жизненного уровня.
     Во-вторых, успехи государственного регулирования  экономики отражаются в показателях, не всегда поддающихся точному количественному  измерению: в уровне социальной напряженности (забастовки, демонстрации, различные выступления), оценки государственного регулирования экономики средствами массовой информации, состояние окружающей среды, качество жизни в городах.
     В-третьих, носители хозяйственных интересов  прямо и через свои объединения  поддерживают или не поддерживают правительство. Потеря доверия избирателей и объединений хозяйственных интересов к правящей партии или партиям - это главная линия обратной связи между государственной экономической политикой и носителями хозяйственных интересов.
     Органы  государственного регулирования экономики не могут позволить себе выяснить реакцию носителей хозяйственных интересов на общую направленность и конкретные меры государственной экономической политики во время выборов, дожидаться, когда недовольство экономической ситуацией примет крайние формы (забастовки, бегство капитала). Правительственным органам нужна оперативная информация, по возможности достоверный прогноз поведения хозяйственных субъектов в случае осуществления той или иной меры государственного регулирования экономики. Для этого существует отработанный механизм в виде анкетных опросов. При помощи анкетного метода исследуется эффективность инструментария бюджетного, монетаристского регулирования, воздействия государственных закупок и заказов, инвестиций в государственный сектор. Этот метод превратился в рабочий инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий обратную связь между регулирующими органами и носителями экономических интересов.
     Субъектами  государственного регулирования экономики  являются законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти . В Российской Федерации к ним относятся:
     - Президент РФ;
     - Федеральное Собрание – парламент;
     - Правительство РФ;
     - Конституционный Суд РФ;
     - Региональные органы власти.
     Субъектами  государственного регулирования экономики являются так же надгосударственные политические и международные организации , такие как Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и др.
     Важным  наднациональным субъектом государственного регулирования экономики выступают сейчас группы стран с общими целями регулирования национальных экономик и применяющие общие механизмы регулирования . Например, в рамках такой мощной интеграционной системы, как Европе6йский союз (ЕС), некоторые государства перешли на общую валюту.
     В России с начала  рыночных преобразований к национальным и региональным субъектам  государственного регулирования присоединились международные организации , часто  определяя условия предоставления и использования кредитов. Это, прежде всего Международный валютный фонд (МВФ), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)  другие.
     В субъектах государственного регулирования  экономики следует выделять носителей, выразителей и исполнителей хозяйственных  интересов.
     Выводы  по первой главе:
     В отечественной экономической литературе под понятием субъекта государственного регулирования экономикой обычно понимается само государство. Такой подход является упрощенным, т.к. субъектов экономической политики несколько.
     К субъектам относятся:
     1) государство, региональные и местные институционные образования;
     2) негосударственные союзы и объединения  (картели, союзы предпринимателей, профсоюзы и т.д.)
     В государстве наиболее активными  субъектами ГРЭ являются:
     - министерство финансов,
     - экономисты,
     - ЦБ,
     -политические группы. 
 
 

      Глава 2 Многообразие субъектов  государственного регулирования  экономики

      2.1 Международные экономические организации как субъекты государственного регулирования экономикой

 
       Международные экономические организации преследуют следующие цели:
       - объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики:
       - осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование:
       - совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.
       Степень участия и влияния отдельных  стран в международных финансовых институтах определяется величиной  их взноса в капитал, так как обычно применяется система «взвешенных  голосов»6. Изменение соотношения сил во всемирном хозяйстве, в частности возникновение в 60-х годах трех центров (США, Западная Европа, Япония) в противовес послевоенному американоцентризму. отражается в деятельности международных финансовых институтов. Так, страны ЕС добились права вето по принципиальным вопросам, усилив свое влияние в МВФ. В деятельности этих институтов проявляются две тенденции взаимоотношений трех центров — разногласия и партнерство по глобальным проблемам международных финансов промышленно развитых государств, развивающихся стран, России, СНГ, стран Восточной Европы.
       Цели  и задачи МФО могут формулироваться  в их уставах по-разному, — от общих лозунгов до прямой помощи корпорациям и инвесторам стран-учредителей (большинство двухсторонних финансовых организаций, каждая из которых находится в собственности и под контролем только одной страны — они именуются двухсторонними, потому что основными для них являются отношения между двумя сторонами: страной-учредителем и собственно МФО). Однако методы у всех МФО примерно одни и те же: кредитование государственных и частных компаний для осуществления программ и проектов экономического развития, а также страхование таких проектов. В последнем случае МФО перекладывает на себя риск, которому подвергаются инвесторы в неблагополучных странах из-за финансовой или политической нестабильности. Инвесторы, таким образом, получают гарантию, что вложенные ими деньги не пропадут раз и бесследно из-за очередного зигзага местной политики, а МФО — доход от страховых взносов, примерно как и любая обычная страховая компания.
       Большинство двухсторонних МФО из-за своих  достаточно узко определенных интересов  не предлагают экологических программ или требований по соблюдению прав человека. Но практически все многосторонние, то есть основанные несколькими странами, МФО, а они, как правило, более значительны и по размеру и по своей политической значимости, обладают хорошо разработанными программами охраны окружающей среды. Это не мешает им зачастую поддерживать предприятия и проекты, наносящие природе и человеку ущерб, иной раз весьма значительный. Зато это предоставляет общественности удобный рычаг воздействия на МФО, так как если удается убедительно показать, что тот или иной их шаг откровенно противоречит заявленным целям организации, да еще и предать это гласности, то вполне реальна возможность, что правление МФО этот шаг подкоррректирует, а то и вовсе отменит.
       Чтобы успешно осуществлять воздействие  на МФО, следует также помнить, что  организации эти, по сути своей, государственные, несмотря на то, что могут принадлежать не одному, а разным государствам. Поэтому на их служащих могут подействовать те же стимулы, что и на государственных чиновников западных стран: дурной имидж, который легко может пристать к человеку, осуществлявшему экологически разрушительный проект, не сулит ничего хорошего для карьеры. Политические соображения в таком случае легко могут возобладать над финансовыми.
       Деятельность  мировых экономических организаций, от времени их создания до настоящего времени, постоянно подвержена изменениям в связи со множеством объективных причин, наиболее весомой из которых является состояние на мировом финансовом рынке. И в настоящее время  внесение коррективов в основные направления своей деятельности обосновано формированием новой мировой финансовой системы. Уже сейчас определяются контуры будущей финансовой системы XXI в.
       Во-первых, революционные преобразования, вызванные  внедрением современных технологий и развитием средств связи, обостряют конкурентную борьбу на финансовом рынке. Ее инструментами выступают:
       - снижение операционных издержек и стоимости финансовых услуг;
       - повышение качества и диверсификация оказываемых услуг;
       - развитие и совершенствование систем управления финансовыми рисками.
       Либерализация финансовых рынков придает конкурентной борьбе международный размах. Растут объемы международных операций.
       Мировой финансовый рынок все больше обретает очертания двухуровневой системы. Верхний (наднациональный, или глобальный) уровень представлен обращением ценных бумаг ведущих международных  корпораций, чья деятельность носит глобальный характер. На нижнем уровне обращаются ценные бумаги национальных компаний. Их обращение обеспечивается инфраструктурой локальных финансовых рынков. Границы между двумя уровнями стираются, и в настоящее время их в основном определяют сами компании, чьи ценные бумаги обращаются на финансовом рынке.
       Как формирующуюся модель будущего глобального  финансового рынка можно рассматривать  происходящие изменения на фондовом рынке Западной Европы в связи  с введением евро. Консолидация и интеграция национальных фондовых рынков создает условия для формирования здесь общего финансового пространства, в пределах которого будет вестись торговля ценными бумагами примерно 300 крупнейших предприятий. Национальные рынки сохраняют свое значение, но приобретают характер локальных или региональных по отношению к общему.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.