На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Рассмотрение сущности, целей и основных принципов приватизации. Выделение задач, требований, предложений и трудностей процесса преобразования форм собственности в Беларуси как метода повышения эффективности производства и создания конкурентной среды.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 23.02.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Министерство образования Республики Беларусь

УО "ВГТУ"

Кафедра экономики

Курсовая работа по макроэкономике

на тему: Разгосударствление и приватизация: мировой и отечественный опыт

Витебск 2009

Содержание

Введение

1. Сущность, цели и основные принципы приватизации

2. Преобразование форм собственности в Республике Беларусь

3. Проблемы, препятствующие проведению разгосударствлению предприятий Республики Беларусь

4. Основные требования и предложения относительно проведения приватизации в Республике Беларусь

5. Проекция опыта приватизации предприятий зарубежных стран на экономику Республики Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Введение

Экономическая реформа в Беларуси (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходило быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.

Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием "карты" приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.

В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблем как методологического, так и прикладного характера. Более того, в условиях перехода Беларуси к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.

Следует иметь в виду, что до сих пор по-разному трактуется даже само понятие "приватизация", его соотношение с категориями "частная собственность", "разгосударствление". Особенно остры дискуссии о месте приватизации в экономической реформе; об очередности или одновременности приватизации, либерализации цен и структурной перестройки; о целях приватизации; наконец, о сочетании экономической эффективности и социальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях приватизации. Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способа приватизации, определение ее темпов приоритетов.

Завершение начального этапа приватизации в Беларуси (так называемой "чековой приватизации") требует оценки его итогов и выявления особенностей. Переход к новому "инвестиционно-денежному" этапу приватизации нуждается в прогнозе постприватизационного развития предприятий.

Целью курсовой работы является изучение теоретического материала касаемого процесса приватизации и разгосударствления, анализ процесса разгосударствления в Республике Беларусь, рассмотрение проблем приватизации в Республике Беларусь.

1. Сущность, цели и основные принципы приватизации

Эффективность функционирования хозяйствующих субъектов во многом зависит от степени их хозяйственной самостоятельности, которая обеспечивается в процессе разгосударствления экономики.

Разгосударствление представляет собой передачу государством функций непосредственного руководства производственно-коммерческой деятельностью самим хозяйствующим субъектам (физическим или юридическим лицам). При этом государство сохраняет за собой функции регулирования.

Разгосударствление осуществляется в двух направлениях: путем расширения самостоятельности хозяйствующих субъектов без изменения отношений собственности и путем разгосударствления собственности (рис. 1.1).

Сущность первого направления состоит в передаче органами государственного управления основных управленческих функций хозяйствующим субъектам, в результате чего расширяется их самостоятельность. Это обеспечивается путем предоставления предприятиям широких экономических прав и полномочий по оплате труда, ценообразованию, оптимизации государственного заказа, развитию горизонтальных связей, становлению арендных отношений, управлению имуществом и т.д. При всей важности этого направления разгосударствления экономики оно недостаточно эффективно, так как не меняет основу экономических отношений - отношения собственности. Сохранение монополии государственной собственности предопределяет не полную, а относительную, ограниченную хозяйственную самостоятельность. Поэтому радикальным направлением разгосударствления экономики является разгосударствление собственности.

Разгосударствление собственности -- это разрушение монополии государства, осуществляемое как путем создания новых предприятий, основанных на негосударственных формах собственности, так и путем реформирования государственных унитарных предприятий. В результате разгосударствления и приватизации государственная собственность не ликвидируется полностью, уменьшается лишь ее доля в национальной экономике, что позволяет включить в экономические отношения негосударственные предприятия и создать экономическую систему, основанную на многообразии форм собственности.

Рис. 1.1 - Основные направления разгосударствления экономики

Рациональным направлением разгосударствления является создание новых предприятий негосударственных форм собственности. В этом случае государственная собственность сохраняется, не затрагиваются интересы широких слоев населения. Новые предприятия создаются, как правило, на основе индивидуальных частных капиталов, что предопределяет их небольшие размеры. Возникая и действуя на многих важнейших направлениях научно-технологического прогресса, малый бизнес нередко закладывает фундамент новых производств и даже отраслей экономики.

Для создания новых предприятий негосударственных форм собственности (частных, кооперативных, акционерных) необходимо первоначальное накопление капитала у отдельных граждан или возможность получить необходимые средства в кредит. Кроме того, требуется реальная возможность приобретения на рынке средств производства (сырья, материалов, топлива, оборудования, зданий, сооружений и т. п.). Кризисные проявления в переходной экономике, неразвитость рынков ценных бумаг и средств производства затрудняют и сдерживают этот процесс. Поэтому не случайно вновь создаваемые предприятия негосударственных форм собственности занимаются не производственной, а посреднической и торговой деятельностью.

В связи с этим в странах с административно-командной экономикой осуществляется реформирование государственной собственности путем разгосударствления предприятий и приватизации.

Разгосударствление предприятий -- процесс преобразования унитарных государственных предприятий в открытые акционерные общества.

Приватизация - это процесс приобретения физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству. В результате оно полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы - право непосредственного управления ею. Приватизированные предприятия становятся частными.

Все направления разгосударствления экономики тесно взаимосвязаны. Расширение самостоятельности хозяйствующих субъектов создает предпосылки для развития предпринимательства, появления предприятий различных форм собственности. И наоборот, разгосударствление собственности сопровождается ослаблением влияния государства в хозяйственной сфере;

Процесс разгосударствления и приватизации базируется на следующих принципах:

Сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации - одна часть государственного имущества, подлежащего приватизации, передается в собственность граждан бесплатно, а другая продается физическим и юридическим лицам, основанным на негосударственной форме собственности.

Право каждого гражданина на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности вытекает из общенародного характера государственной собственности и практически реализуется путем выдачи приватизационных чеков.

3. Дифференциация методов, форм и процедур приватизации, использование различных способов, методов и процедур при приватизации конкретных предприятий. Необходимость его соблюдения вытекает из отраслевых, территориальных и других особенностей каждого предприятия. Приватизируемые объекты различаются размерами производства, значимостью и конкурентоспособностью продукции, уровнем технической оснащенности, финансовым положением и т.д. Эти факторы предопределяют специфику приватизации каждого из них. Так, небольшие предприятия могут быть проданы на аукционе, крупные преобразованы в акционерные общества, которые различаются составом акционеров, и т.д. Данный принцип практически реализуется путем разработки индивидуальных проектов приватизации каждого предприятия. Дифференцированный подход позволяет осуществить приватизацию государственных предприятий наиболее эффективным способом и создать для покупателей самые благоприятные условия при одновременном соблюдении интересов продавца (государства).

Разграничение компетенции по осуществлению приватизации между органами государственной власти и управления различных уровней предопределяется масштабами процесса приватизации. Реформирование государственной собственности требует слаженной работы всех участников этого процесса на основе разграничения их компетенций.

Предоставление определенных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий - защита прав и интересов наемных работников при смене собственника в результате приватизации.

Контроль за осуществлением приватизации со стороны государства - вся работа по приватизации осуществляется под контролем со стороны государства. Уполномоченные государством органы устанавливают предприятия, подлежащие приватизации; проводят оценку стоимости приватизируемых объектов, определяют способы приватизации и т.д. Контроль за осуществлением приватизации позволяет предотвратить нарушение законодательных актов и защитить интересы трудящихся.

7. Обеспечение широкой гласности процесса приватизации - освещение средствами массовой информации условий и хода приватизации; регулярное ознакомление граждан с перечнем приватизируемых объектов; создание комиссии по преобразованию предприятия с участием членов трудового коллектива; предоставление возможности всем заинтересованным лицам в случае ущемления их прав при приватизации обращаться в суд, арбитраж и другие органы. Соблюдение принципа гласности не только позволяет привлечь для участия в приватизации широкие слои населения, но и обеспечить контроль за ее ходом.

8. Постепенность и поэтапность - реформирование государственной собственности осуществляется не разово, а в течение определенного периода времени. Необходимость соблюдения этого принципа обусловлена сложностью процесса приватизации, охватом большого количества предприятий и их многообразием, экономической ситуацией в стране.

9. Соблюдение законности в правовом государстве является обязательным при решении любых задач. Особое значение оно приобретает в процессе приватизации, которая затрагивает имущественные интересы всех граждан и государства в целом.

2. Преобразование форм собственности в Республике Беларусь

Переход к рыночной экономике в обязательном порядке предполагает формирование субъектов рыночных отношений - независимых, самостоятельных экономически ответственных товаропроизводителей. Для этого почти при абсолютном преобладании государственной собственности в экономике Беларуси этого периода требовалось осуществить разгосударствление и приватизацию предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства.

Разгосударствление -- это передача имущества из государственной собственности в иную -- акционерную, коллективную, кооперативную, частную, смешанную.

Уставный фонд акционерного общества с одним учредителем - государством формируется за счет имущества государственного предприятия.

При этом уставный фонд определяется на основе имущественного метода и равен, как и оценочная стоимость, чистым активам предприятия. Принципиальное отличие состоит в том, что из стоимости государственного имущества исключается стоимость интеллектуальной собственности, которая в соответствии с действующим законодательством не может использоваться в качестве вклада в уставный фонд.

С учетом этого уставный фонд ОАО определяется по формуле

(3.1)

где УФ - уставный фонд акционерного общества, создаваемого в процессе приватизации, тыс. руб.; А - активы по балансу с учетом переоценки, тыс. руб.; СИН - стоимость имущества, не включенного в уставный фонд, тыс. руб.; СИС - стоимость интеллектуальной собственности, тыс. руб.; Пискл - пассивы, исключаемые при определении величины уставного фонда, тыс. руб.

При создании акционерного общества по первой модели оно становится преемником долгов государственного предприятия и вынуждено погашать их из своей чистой прибыли, что осложняет его финансовое положение. Оно не имеет средств для расширения, обновления и развития производства, так как средства, вырученные от продажи акций, перечисляются в государственный бюджет. Кроме того, создание акционерных обществ только на базе государственной собственности предопределяет длительный период их приватизации.

Уставный фонд акционерного общества с участием кредиторов формируется за счет государственного имущества и вкладов кредиторов предприятий, которые дали согласие на включение сумм выданных ими кредитов в уставные фонды создаваемых акционерных обществ. Такое акционерное общество начинает свою деятельность без долгов, что значительно улучшает его финансовое положение и создает предпосылки для расширения и обновления производства. Кроме того, участие кредиторов в учреждении акционерного общества предопределяет сокращение периода приватизации, так как определенная часть акций принадлежит не государству, а другому собственнику.

Кроме кредиторов в качестве учредителей могут выступать инвесторы, которые внесли денежные вклады в уставный фонд акционерного общества. В этом случае, даже если кредиторы не принимают участия в учреждении акционерного общества, оно имеет реальные финансовые возможности для расширения и обновления производства, так как вклады инвесторов остаются в распоряжении акционерного общества и могут использоваться им на эти цели.

Наиболее предпочтительным в нынешних экономических условиях является вариант участия в учреждении акционерного общества и государства, и кредиторов, и других инвесторов. В этом случае акционерное общество начинает деятельность без долгов, имеет реальные финансовые возможности для расширения и обновления производства. Кроме того, существенно сокращается период приватизации, так как доля акций, принадлежащих государству, незначительна.

При преобразовании арендного предприятия в акционерное общество наряду с государством учредителями являются все члены трудового коллектива, которые вносят в уставный фонд принадлежащие им вклады в имуществе арендатора, созданном за период аренды за счет чистой прибыли, направляемой на накопление.

Этап учреждения акционерного общества завершается его регистрацией и регистрацией в установленном порядке его акций, после чего начинается этап продажи акций, принадлежащих государству.

Приватизация -- это передача государственной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность.

Формы собственности в нашей стране определяются Конституцией Республики Беларусь 1994 г. (с изм. и доп. от 24 ноября 1996 г.) и Гражданским кодексом Республики Беларусь. В соответствии с этими основополагающими документами в нашей стране существуют две формы собственности -- государственная и частная.

Государственная собственность выступает в виде республиканской и коммунальной (собственность административно-территориальных единиц).

Исключительную собственность государства составляют недра, вода, леса. В собственности государства находятся также земли сельскохозяйственного назначения.

Реформирование государственной собственности в Беларуси началось в 1991г. в соответствии с Основными положениями Программы перехода Белорусской ССР к рыночной экономике и было напрямую связано с необходимостью повышения эффективности всего хозяйственного комплекса страны.

К началу рыночного реформирования общая численность объектов государственной собственности, подлежащих разгосударствлению и приватизации, составила 8,7 тыс., в том числе 3,4 тыс. (39,2 %) -- республиканской и 5,3 тыс. (60,8 %) -- коммунальной собственности. В общей численности объектов промышленные предприятия составили 14,7 %, строительства -- 11,2, транспорта -- 4,5, торговли и общественного питания -- 23,3, бытового обслуживания -- 3,8, прочих отраслей народного хозяйства -- 42,5 % . За период после начала рыночных реформ (1991--2003 гг.) реформировано 3909 предприятий, из них преобразовано в акционерные общества 1801 государственное предприятие, выкуплено арендным предприятием 724, продано на аукционе (по конкурсу) 1384. Численность работающих на предприятиях и в организациях частной формы собственности в 2003 г. составила 46,1 % всех занятых в экономике страны

Главными задачами разгосударствления и приватизация являются:

· в формирование необходимой для рыночной экономики среды, обеспечивающей конкуренцию, развитие предпринимательства, многообразие форм собственности, видов хозяйствующих субъектов;

· усиление хозяйственных и трудовых мотиваций, повышение эффективности использования созданного в стране экономического потенциала и стимулирование его приумножения;

· создание возможности самовыражения гражданам, задействование их энергии, предприимчивости, инициативы;

· увеличение поступлений средств в бюджет за счет продажи государственного имущества, связывание средств предприятий, отвлечение части денег с потребительского рынка и таким образом способствование его стабилизации.

В преобразовании форм собственности в Беларуси выделяются три этапа.

На первом этапе (1991 --1992 гг.) осуществлялась приватизация только за денежные средства, в основном по инициативе "снизу". Заинтересованные в приватизации трудовые коллективы предприятий обращались в органы приватизации со своими предложениями о выкупе государственного имущества.

Такие предприятия после приватизации преобразовались в коллективные (народные) предприятия, а впоследствии -- в акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью. До 1993 г. приватизация проходила на основе отдельных временных нормативных актов и в целом не имела законодательной базы.

Второй этап приватизации начался с принятием в 1993 г. законов "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь", "Об именных приватизационных чеках", Государственной программы приватизации, других законодательных и нормативно-правовых актов. При приватизации каждого объекта 50 % стоимости оплачивалось деньгами и 50 % -- чеками "Имущество". Средние и крупные предприятия промышленности, строительства, транспорта могли преобразоваться в открытые акционерные общества. На конкурсы и аукционы выставлялись малые предприятия коммунальной собственности, а также объекты незавершенного строительства. Принятая в 1994 г. Программа неотложных мер по выходу экономики Республики Беларусь из кризиса предусматривала наряду с преодолением спада производства осуществление разгосударствления и приватизации, развитие малого и среднего бизнеса. Это позволило значительно активизировать процесс приватизации. Если в 1991--1992 гг. негосударственными стали 251 предприятие республиканской и коммунальной собственности, то в 1993--1994 гг. -- 876 предприятий. В числе преобразованных в акционерные общества более 50 крупных предприятий: Мозырский нефтеперерабатывающий завод, Брестский и Новогрудский заводы газовой аппаратуры, Пин-ский деревообрабатывающий комбинат, Витебский чулочно-трикотажньй комбинат, Минский часовой завод, завод холодильников "Атлант" и др.

Третий этап -- этап совершенствования стратегии и тактики преобразований отношений собственности. Его основные направления определяются указами Президента Республики Беларусь "О мерах по совершенствованию реформирования государственной собственности (март 1995 г,), "Об упорядочении распоряжения государственным имуществом", "Об особом праве ("золотой акции") государства на участие в управлении акционерными обществами" (ноябрь 1997 г.).

С 1998 г. принят Декрет Президента Республики Беларусь "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь", который позволил обеспечить единую государственную политику по реформированию государственной собственности, усилить социальную направленность этого процесса, создать благоприятные условия для привлечения отечественных и иностранных инвесторов. В 2000 г, разработана и одобрена Постановлением Совета Министров Концепция управления государственным имуществом в Республике Беларусь на 2001--2005 годы.

За годы приватизации (с 1991 по 2003 г.) в Беларуси сменили форму собственности 3909 госпредприятий, или около 27 % общего числа зарегистрированных в стране (рис. 2.1).

Рис. 2.1 - Динамика разгосударствления и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь

Численность работающих на разгосударствленных и (или) приватизированных предприятиях составляет около 860 тыс., или чуть более 19 % числа занятых в народном хозяйстве страны.

Из общего количества разгосударствленных предприятий 26,2 % относились к республиканской собственности. Среди них наибольший удельный вес занимают предприятия промышленности, строительства, перерабатывающие предприятия АПК. В промышленности наиболее динамично приватизировались предприятия легкой и деревообрабатывающей отраслей, производства строительных материалов.

Из 2844 реформированных объектов коммунальной формы собственности 115-3 (40,5 %) относятся к торговле, 558 (19,6 %) -- перерабатывающие и обслуживающие предприятия АПК, 411 (14,5 %) -- объекты бытового обслуживания, 244 (8,6 %) -- предприятия общественного питания.

В Республике Беларусь, согласно законодательству, используются следующие методы приватизации:

· преобразование государственных организаций в акционерные общества (ОАО);

· выкуп арендованного имущества арендной организацией;

· продажа на аукционе и по конкурсу.

Наиболее распространенным методом разгосударствления являлось преобразование предприятий в акционерные общества. Такой метод использовался для 46,1. % реформированных, за 1991 -- 2003 гг. государственных организаций (объектов), в том числе для 78,8 % объектов республиканской и 33,3 % объектов коммунальной формы собственности.

Следует отметить, что с преобразованием предприятий в акционерные общества в большинстве из них сохранится большая доля акций, принадлежащих государству. Кроме того, государство может использовать "золотую акцию" как особое право управления акционированным предприятием. В Республике Беларусь 2/3 ОАО имеют в уставном фонде долю государства более 25 % . В них и без введения "золотой акции" государство контролирует принятие собранием акционеров наиболее важных решений, утверждаемых как не менее чем тремя четвертями, так и простым большинством голосов.

В результате осуществления разгосударствления и приватизации в Беларуси существенно расширился негосударственный сектор экономики. Доля работающих на негосударственных предприятиях в 2003 г. составила 47,1 % общей численности занятых в экономике, в том числе в промышленности -- 58, строительстве -- 65, торговле и общественном питании -- 76 %.

В последние годы в Республике Беларусь преобладает "точечное" реформирование объектов государственной собственности исходя из оценки экономической эффективности, возможности внедрения новых технологий, освоения выпуска новых видов продукции.

Главной целью разгосударствления и приватизации остается повышение эффективности производства и создание конкурентной среды, активизация инвестиционной и инновационной деятельности, привлечение иностранных инвестиций. При этом учитываются социальные и экологические последствия приватизации.

3. Проблемы, препятствующие проведению разгосударствлению предприятий Республики Беларусь

Резкое изменение условий хозяйствования в результате трансформации экономической и политической системы в начале 90-х годов обусловило значительную рецессию белорусской экономики. За 1992-1994 гг. ВВП снизился на 27%, производство промышленной продукции -- на 22,4, сельского хозяйства -- на 18,8; инвестиции в основной капитал упали на 46,3%. Сокращение объемов производства было вызвано снижением объемов внешнего и внутреннего спроса и медленной адаптацией производителей к новым ценовым пропорциям.

Данный период можно охарактеризовать как время пассивной структурной перестройки. Экономическая ситуация складывалась под воздействием, с одной стороны, пассивных факторов, обуславливающих, инерционное развитие экономики (сложившаяся структура диспропорций народного хозяйства, высокое ресурсопотребление, нерациональные расходы госбюджета), а с другой -- активных, вызванных началом рыночных преобразований. Это был период хаотичных дискретных изменений, связанных с непоследовательными частичными реформами. Он характеризуется кризисными процессами -- спадом производства, ростом инфляции, увеличением безработицы и падением уровня жизни. Структурные изменения стихийны: свертывание производства, понижение интенсивности хозяйственной деятельности из-за потери рынков сбыта, нерентабельности производства вследствие изменения ценовых пропорций, конкуренции со стороны иностранных производителей. К 1994-1995 гг. выпуск ряда видов продукции сократился до 10-20% к уровню 1990 г. Наибольший спад произошел в топливной промышленности, зависящей от импортируемой нефти, уменьшился объем производства в электроэнергетике, текстильной, легкой, пищевой промышленности, машиностроении.

Предприятия медленно приспосабливались к измененным "правилам игры", ориентируясь по-прежнему на рост объемов производства, увеличение запасов сырья и материалов, обращая мало внимания на анализ уровня и структуры спроса, возможности продажи своей продукции. Такая неадекватность поведения товаропроизводителей изменившимся условиям хозяйствования и ценовой ситуации явилась одной из причин нарастающих взаимных неплатежей и развития кризисной ситуации в финансово-кредитной сфере. Другой причиной явилось проведение политики мягких бюджетных ограничений, отсутствие приватизации и институциональных реформ.

Однако структурная перестройка экономики носит однонаправленный характер.

Во-первых, она происходит без развития серьезного частного сектора. По имеющимся оценкам, доля частного сектора в ВВП не превышает 9-12%. На долю предпринимательства в Беларуси приходиться около 5% объема промышленной продукции, 30% -- розничного товарооборота, 4% -- инвестиций.

Данные национальных опросов показывают, что лишь 20-21% населения принимает участие в частной предпринимательской деятельности. Более половины (57,4%) всех частных предприятий находится в столице. В структуре малых предприятий наибольший удельный вес занимают фирмы, занятые в торговле и общественном питании (51%), промышленности (17%), строительстве (11,4%). Около 80% произведенной продукции реализуется на внутреннем рынке, 14% - на рынках СНГ.

Официальная государственная политика носит ярко выраженный антипредпринимательский характер. Сегодня в Беларуси действует более 30 000 нормативных документов, регламентирующих хозяйственную деятельность предприятий, из них 4 500 - в области налогообложения. Количество новых частных предприятий сокращается, в то время как до 1994 г. число зарегистрированных частных предприятий возрастало ежегодно на 75%-85%.

В Беларуси новый частный сектор вынужден приспосабливаться к условиям "рыночного социализма" и "учиться" у бывших социалистических предприятий новым стратегиям, которые позволяют приспосабливаться к новым условиям. Частные фирмы, которые не смогли адаптироваться к сложившимся институциональным условиям, вынуждены либо вывести свой бизнес за пределы страны, либо уйти с рынка так, как уходили бывшие социалистические предприятия в Восточной Европе.

Реальный вклад частного сектора в формирование ВВП может оказаться значительно выше, если учесть размеры теневого оборота в частном секторе, который, по данным опроса предпринимателей, составляет 45-50% (в частной торговле - до 80%).

Во-вторых, несмотря на существование достаточно прогрессивного законодательства, в экономике реально не задействован механизм банкротства. Опыт стран Центральной и Восточной Европы показывает, что во многих случаях именно перемещение ресурсов в ходе банкротства бывших социалистических предприятий, когда на рынок капитала выбрасывается большое количество дешевых основных фондов, является одним из условий быстрого развития нового частного сектора.

В-третьих, в Беларуси отсутствует реальная приватизация. Всего за годы трансформации было реформировано 4054 предприятий республиканской и коммунальной собственности. Если исходить из того, что пакет акций менее 25% не дает государству реальных полномочий по управлению, то в результате приватизационного процесса в Беларуси частными предприятиями стали 3136 предприятий, большинство из которых - объекты малой приватизации.

Реструктуризация отношений собственности имеет ключевое значение в процессе становления социально ориентированных рыночных отношений в стране. Формирование социально ориентированной рыночной экономики предполагает многообразие форм собственности и требует от ее участников эффективной работы в новых условиях.

Согласно Концепции и программе развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 гг., успех дальнейшего проведения реформ связан с активной структурной перестройкой, в основе которой находится реструктуризация отношений собственности промышленных предприятий. Масштабность проблемы заключается не только в объективной сложности осуществления структурных преобразований отраслей народного хозяйства, но и, главное, в смене парадигмы общественного развития, нацеленной на обеспечение непрерывного роста экономики посредством формирования инновационного типа производства, характерного для индустриально развитых стран. Для этого необходимы качественные преобразования структуры экономических отношений, существующих форм распределения и принципов присвоения элементов материального богатства общества различными субъектами экономической деятельности, изменение и установление адекватной структуры отношений собственности посредством преобразования социальной персонификации (принадлежности) функций владения, распоряжения, что "представляет собой изменение самой собственности, какие бы юридические формы она не имела".

Взаимодействие субъектов в связи с присвоением материальных благ и функций собственности в отношении конкретного имущества (имущественного комплекса) является основанием, чтобы рассматривать отношения собственности как имущественные отношения, а преобразование структуры отношений собственности - как имущественную реструктуризацию.

Мнение экономистов говорит о том, что структура собственности имеет макро- и микроуровни и реструктуризация также может рассматриваться в разрезе двух плоскостей. Реструктуризация отношений собственности - процесс преобразования имущественных взаимодействий субъектов в диапазоне макроуровня, который представляет собой процесс качественных изменений в обществе и включает множество имущественных отношений субъектов, в результате чего формируется институт частной собственности в разнообразии форм его проявления.

Нередко понятие реструктуризации сводят к изменениям организационной и производственной структур в р и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.