Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Концепция национальной безопасности Украины

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Содержание
    Введение……………………………………………………………….…………3
    1. Теоретические основы национальной  безопасности Украины…………….4
    1.1. Общие положения и принципы…………………………………………….4
    1.2. Национальные интересы Украины………………………………………...6
    1.3. Главные угрозы национальной безопасности Украины………………….7
    2. Основные приоритеты внешней политики и политики безопасности Украины……………………………………………………………………………....10
    2.1. Приоритетные направления внешней политики Украины……………...10
    2.2. Национальной безопасность Украины………………...............................15
    Заключение……………………………………………………………………...19
    Список  используемой литературы…………………………………………….21
 

     Введение
    Актуальность  темы исследования. Масштабные перемены, произошедшие в международной системе  безопасности, возрастание угроз  для глобальной и региональной безопасности со стороны международной преступности и терроризма, выдвинули на первый план проблемы становления системы  безопасности в Украине.
    Нестабильность  государственной системы безопасности, связанной с расхождением во мнениях  руководства страны и населения  касательно направления политического  курса.
    Отсутствие  надежных механизмов защиты, национальной безопасности не смотря на то, что Украина  является членом ООН, ОБСЕ, Совета Европы, поддерживает партнерские отношения  с НАТО и ЕС.
    Сотрудничество  с соседними странами также неразрывно связано с началом становления  системы безопасности Украины.
    В настоящее время, как независимое  государство, Украина очень заинтересована в активном, плодотворном экономическом  взаимодействии с экономически развитыми  государствами.
    Важнейшими  функциями любого государства являются обеспечение экономической и  физической безопасности своего народа. В мировой практике этот опыт нашел  подтверждение в реальном создании межгосударственных объединений, как  разностороннего направления (Европейский  Союз), так и более узконаправленных (НАТО, Всемирная торговая организация).
    Основной  целью написания работы является исследование проблем становления системы безопасности Украины и ее развития в рамках международной системы безопасности; изучение внешней политики государства и его взаимоотношений с соседними государствами, и международными организациями. 
 
 

 

    
    1. Теоретические основы  национальной безопасности  Украины
    1.1. Общие положения и принципы
    Существование, самосохранение и прогрессивное  развитие Украины как суверенного  государства зависят от осуществления  целенаправленной политики относительно защиты ее национальных интересов. Основы такой политики и определяет Концепция  национальной безопасности Украины.
    Концепция национальной безопасности Украины  должна обеспечить:
    единство принципов формирования и проведения государственной политики национальной безопасности;
    объединение подходов к формированию соответствующей законодательной базы, подготовки доктрин, стратегий, концепций, государственных и ведомственных программ в различных сферах национальной безопасности.
    Национальная  безопасность Украины как состояние  защищенности жизненно важных интересов  личности, общества и государства  от внутренних и внешних угроз  является необходимым условием сохранения и приумножения духовных и материальных ценностей.
    Главными  объектами национальной безопасности являются: гражданин – его права и свободы; общество – его духовные и материальные ценности; государство – его конституционный порядок, суверенитет, территориальная целостность и неприкосновенность границ.
    Основные принципы обеспечения национальной безопасности:
    приоритет прав человека;
    верховенство права;
    приоритет договорных (мирных) способов разрешения конфликтов;
    адекватность мероприятий защиты национальных интересов реальным и потенциальным угрозам;
    демократический гражданский контроль за военной сферой, а также иными структурами в системе обеспечения национальной безопасности;
    соблюдение баланса интересов личности, общества и государства, их взаимная ответственность;
    четкое размежевание полномочий органов государственной власти.
    Национальная  безопасность Украины достигается  путем проведения взвешенной государственной  политики в соответствии с принятыми  доктринами, стратегиями, концепциями  и программами в таких сферах, как политическая, экономическая, социальная, военная, экологическая, научно-технологическая, информационная и тому подобное.
    Конкретные  способы и пути обеспечения национальной безопасности Украины обусловливаются  приоритетностью национальных интересов, необходимостью своевременного принятия мер, адекватных характеру и масштабам  угроз этим интересам, и основываются на основах правового демократического государства.
 

    
    1.2. Национальные интересы Украины
    Национальные  интересы Украины отображают фундаментальные  ценности и стремления Украинского  народа, его потребности в достойных  условиях жизнедеятельности, а также  цивилизованные пути их создания и  способы удовлетворения.
    Национальные  интересы Украины и их приоритетность обусловливаются конкретной ситуацией, складывающейся в стране и за ее пределами.
    Приоритетными национальными интересами Украины  являются:
    создание гражданского общества, повышение эффективности органов государственной власти и местного самоуправления, развитие демократических институтов для обеспечения прав и свобод человека;
    достижение национального согласия, политической и социальной стабильности, гарантирование прав украинской нации и национальных меньшинств Украины;
    обеспечение государственного суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ;
    создание самодовлеющей социально ориентированной рыночной экономики;
    обеспечение экологически и технологически безопасных условий жизнедеятельности общества;
    сохранение и повышение научно-технологического потенциала;
    укрепление генофонда Украинского народа, его физического и морального здоровья и интеллектуального потенциала;
    развитие украинской нации, исторического сознания и национального достоинства украинцев; развитие этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности граждан всех национальностей, которые составляют Украинский народ;
    налаживание равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми государствами, интеграция в европейское и мировое сообщества.
 

    
    1.3. Главные угрозы национальной безопасности Украины
    Основными видами возможных угроз национальной безопасности Украины в наиболее важных сферах жизнедеятельности являются угрозы в политической, экономической, социальной, военной, экологической, научно-технологической и информационной сферах. Рассмотрим более подробно.
    в политической сфере:
    посягательства на конституционный порядок и государственный суверенитет Украины;
    вмешательство во внутренние дела Украины со стороны других государств;
    наличие сепаратистских тенденций в отдельных регионах и у определенных политических сил в Украине;
    массовые нарушения прав граждан в Украине и за ее пределами;
    обострение межэтнических и межконфессионных отношений;
    нарушение принципа разделения властей;
    невыполнение или ненадлежащее выполнение законных решений органов государственной власти и местного самоуправления;
    отсутствие эффективных механизмов обеспечения законности, право-порядока, борьбы с преступностью, в особенности ее организованными формами, и терроризмом;
    в экономической сфере:
    неэффективность системы государственного регулирования экономических отношений;
    наличие структурных диспропорций, монополизма производителей, препятствий установлению рыночных отношений;
    нерешенность проблемы ресурсной, финансовой и технологической зависимости национальной экономики от иных стран;
    экономическая изоляция Украины от мировой экономической системы;
    неконтролируемая утечка за пределы Украины интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов;
    криминализация общества, деятельность теневых структур;
    в социальной сфере:
    низкий уровень жизни и социальной защищенности значительных слоев населения, наличие большого количества граждан трудоспособного века, не занятых в общественно полезной деятельности;
    общественно-политическое противостояние отдельных социальных слоев населения и регионов Украины;
    падение уровня здоровья населения, неудовлетворительное состояние системы его охраны;
    тенденции моральной и духовной деградации в обществе;
    неконтролируемые миграционные процессы в стране;
    в военной сфере:
    посягательство на государственный суверенитет Украины и ее территориальную целостность;
    наращивание вблизи границ Украины группировок войск и вооружений, которые нарушают соотношение сил, которое сложилось;
    военно-политическая нестабильность и конфликты в соседних странах;
    возможность применения ядерного оружия и прочих видов оружия массового уничтожения против Украины;
    снижение уровня боеспособности Военной организации государства;
    политизация силовых структур государства;
    создание и функционирование незаконных вооруженных формирований;
    в экологической сфере:
    значительное антропогенное нарушение и техногенная перегруженность территории Украины, отрицательные экологические последствия Чернобыльской катастрофы;
    неэффективное использование природных ресурсов, широкомасштабное применение экологически вредных и несовершенных технологий;
    неконтролируемый ввоз в Украину экологически опасных технологий, веществ и материалов;
    отрицательные экологические последствия оборонительной и военной деятельности;
    в научно-технологической сфере:
    неопределенность государственной научно-технологической политики;
    утечка интеллектуального и научного потенциала за пределы Украины;
    научно-технологическое отставание Украины от развитых стран;
    снижение уровня подготовки высококвалифицированных научных и инженерно-технических кадров;
    в информационной сфере:
    отсутствие взвешенной государственной политики и отсутствие необходимой инфраструктуры в информационной сфере;
    медленное вхождения Украины в мировой информационное пространство, недостаток у международного сообщества объективного представления об Украине;
    информационная экспансия со стороны других государств;
    утечка информации, которая представляет государственную и другую, предусмотренную законом, тайну, а также конфиденциальной информации, которая является собственностью государства;
    внедрение цензуры.
 

     2. Основные приоритеты  внешней политики  и политики безопасности  Украины
    2.1. Приоритетные направления внешней политики Украины
    Республика  Украина является субъектом международного права, строящего свои отношения с другими государствами, руководствуясь международными правовыми нормами и принципами.
    Базовым документом внешней политики являются Основные направления внешней политики Украины. Становление Украины как  независимого демократического государства  происходит в период кардинальных политических и экономических изменений в  украинском обществе и исторических изменений в системе международных  отношений, которые характеризуются  возникновением новых независимых  государств, появлением новых региональных центров силы в международных  отношениях, переходом от эры конфронтации к эре открытости и сотрудничества, исчезновением военно-политического  и идеологического противостояния в Европе. Процесс создания государства  и построения свободного гражданского общества в Украине совпадает  с ее вхождением в мировое содружество  и поисками ею своего места в современном  сложном, разнообразном и противоречивом мире.
    Учитывая  свое геополитическое положение, исторический опыт, культурные традиции, богатые  природные ресурсы, мощный экономический, научно-технический и интеллектуальный потенциал, Украина может и должна стать влиятельным мировым государством, способным выполнять значительную роль в обеспе6чении политико-экономической  стабильности в Европе.
    Внешнюю политику Украины можно считать  активной:
    Украина имеет свою позицию по всем основным вопросам мировой политики;
    Украина имеет собственную политику по поводу соседей;
    Украина имеет свою позицию во время любого мирового военно-политического кризиса и умеет добиваться реализации своей позиции;
    другие страны знают о позиции Украины в любом конфликте, в любой ситуации и вынуждены ее учитывать;
    ни одно международное соглашение, ни один блок государств, входящих сферу интересов Украины, не может обойтись не только без участия Украины, но происходит при непосредственном влиянии на весь процесс;
    у Украины есть объективные экономические интересы, обусловленные ее нынешним экономическим состоянием.
    Особенность внешней политики Украины – "многовекторность", стремление поддержать партнерские отношения, как с Россией, так и с Западом.
    Во  внешней политике Украины можно  выделить несколько векторов:
    1. Украина и НАТО.
    Сотрудничеству  с НАТО Украина уделяет особое внимание. Количество ежегодных мероприятий, проводимых Украиной в рамках натовской  программы "Партнерство ради мира" или двустороннего военного сотрудничества с членами блока, планомерно возрастает (от 50 в 1995 г. до 119 в 1999-м). Кроме того, в стране реализуется рассчитанная Государственная программа сотрудничества Украина – НАТО, которая была подписана в ноябре 1998 года. В апреле 1999 года в Киеве открылась миссия НАТО. Следует также отметить, что довольно часто проходят встречи государственных деятелей Украины и представителей альянса. В 2000 году Киев посетили генсек НАТО Дж. Робертсон (дважды) и главнокомандующий силами НАТО в Европе У. Кларк. Более того, впервые в истории альянса ежегодная встреча главного политического органа НАТО, Североатлантического совета, прошла за пределами стран-участниц НАТО, в Киеве. В связи с этим можно предположить, что сотрудничество Украины с НАТО, по-видимому, будет развиваться достаточно активно, тем более, что оно является политизированным и практически не зависит от объективных реальностей экономической ситуации. Однако маловероятно, что Украина в обозримой перспективе может рассчитывать на интеграцию и членство в альянсе.
    2. Украина и ЕС.
    Европейское направление является стратегическим во внешней политике Украины. Ориентация республики на интеграцию в Европу в целом поддерживается ЕС, потому что Украина имеет особое геополитическое  значение. В связи с наметившимися  противоречиями между США и ЕС Украина в своей внешней политике, видимо, намерена использовать тактику  балансирования между двумя этими  силами.
    3. Отношения со странами Восточной  и Центральной Европы Развитие  внешней политики в данном  направлении украинские лидеры  рассматривают как дополнительный  инструмент для интеграции республики  в ЕС и фактор ослабления  РФ. В то же время следует  отметить, что восточноевропейские  соседи не сразу проявили интерес  к Украине. В результате в  1992-1993 годах Киев находился в  дипломатической изоляции, несмотря  на то, что договоры о дружбе  и сотрудничестве были заключены  в 1992 году с Польшей, а в  1993-м - с Венгрией и Словакией.  С 1997 году положение стало несколько  изменяться. Так, например, заметно  возросли масштабы сотрудничества  Украины с Польшей. В мае  1997 года был образован Балто-Черноморский  альянс (Украина, Польша, Латвия, Эстония,  Литва). Начались регулярные совместные  заседания советов национальной  безопасности Украины и Польши, стали укрепляться экономические связи, возник, в частности, ряд совместных проектов, начало развиваться военное сотрудничество, завершилось формирование польско-украинского миротворческого батальона. Отношения Украины с другими восточноевропейскими странами также активизировались, регулярно проводятся встречи президентов Польши, Венгрии, Чехии, Украины, Литвы, Латвии, Эстонии и Румынии.
    4. Украина и Россия.
    Данное  направление внешней политики Украины  обосновывается как ее геополитическим  положением, так и исторической взаимосвязью двух государств. Россия объективно является важнейшим стратегическим партнером  Украины, прежде всего в основополагающем – экономическом аспекте; на протяжении всех лет независимости она прочно удерживает первое место в числе основных внешнеэкономических партнеров Украины: на нее приходится около 40% украинского внешнеторгового оборота. В связи с этим как на уровне общественного мнения, так и на уровне властных институтов украинско-российские отношения выделяются в качестве особо значимых, о чем свидетельствует создание Указом президента Украины от 23.06.1997 г. Национального института украинско-российских отношений при СНБО Украины.
    С приходом к власти на Украине в начале 2005 года президента В. Ющенко разработка и осуществление внешней политики Украины были поручены политикам прозападной ориентации. Основным направлением внешней политики Украины была объявлена евроинтеграция – сближение с НАТО и Евросоюзом и, в дальнейшем, вступление в эти организации, вопреки желанию населения стать постоянно нейтральным государством. Одновременно происходил постепенный отход от идеи экономической интеграции в рамках постсоветского пространства, сопровождавшийся обострением разногласий в экономической и политической сфере с Россией.
    Поворот во внешней политике Украины наметился  в августе-сентябре 2006 года после того, как на очередных парламентских выборах наибольшее число голосов получила Партия регионов, и после длительного парламентского кризиса правительство возглавил политический соперник В. Ющенко – В.Янукович. К концу 2006 года в правительстве не осталось ни одного представителя пропрезидентского блока "Наша Украина". Внешнеполитические заявления В. Януковича противоречат курсу Ющенко.
    Уже в сентябре 2006 Янукович сделал программные  заявления о неготовности Украины  к вступлению в НАТО и о намерении "стремиться к вступлению в Евросоюз". Одновременно правительства Украины и России договорились разморозить работу межгосударственной комиссии по сотрудничеству. Позднее, однако, в связи с развитием внутриполитического кризиса, налаживание отношений с Россией застопорилось, а в 2008 год Украина вступила с новым кабинетом министров, который возглавила Ю. Тимошенко.
    В правительстве Ю. Тимошенко внешнюю политику определяли, в первую очередь: вице-премьер Украины по вопросам европейской интеграции О.Рыбачук (в сентябре 2005, после отставки Тимошенко, назначен госсекретарём Украины – начальником Секретариата президента Украины), министр иностранных дел Украины Б. Тарасюк (сохранил свой пост при смене кабинетов в сентябре 2005 и августе 2006). В августе 2006, после очередной смены Кабинета министров, Б. Тарасюк заявил, что если кабинет министров В. Януковича совершит "кардинальный поворот во внешней политике" и, в частности, откажется от идеи вступления Украины в НАТО, то он подаст в отставку. В конце 2006 В. Янукович сам отправил Б. Тарасюка в отставку.
    Поворот во внешней политике Украины наметился  в августе-сентябре 2006 года после того, как правительство возглавил политический соперник В. Ющенко В. Янукович. К концу 2006 года в правительстве не осталось ни одного представителя пропрезидентского блока "Наша Украина". Внешнеполитические заявления В. Януковича противоречат курсу Ющенко.
    Уже в сентябре 2006 Янукович сделал программные  заявления о неготовности Украины  к вступлению в НАТО и о намерении "стремиться к вступлению в Евросоюз". Одновременно правительства Украины и России договорились разморозить работу межгосударственной комиссии по сотрудничеству. Кроме того, правительству В. Януковича удалось обеспечить для Украины сравнительно низкую цену на российский газ – по мнению некоторых наблюдателей, в обмен на определённые уступки в политической области.
    Политический  кризис на Украине 2008 года является логическим продолжением политического кризиса 2007 года и общей политической ситуации на Украине, сложившейся после Оранжевой революции. Поводом к обострению послужило обсуждение в Верховной Раде Украины вооружённого столкновения между Россией и Грузией в августе 2008 года.
    Указ  Президента Украины от 9 октября 2008 года № 911/2008 "О досрочном прекращении  полномочий Верховной Рады Украины VI созыва и назначении внеочередных выборов" опубликован 10 октября, внеочередные выборы назначены на 7 декабря 2008 года.
    10 октября, после опубликования  и вступления в силу указа, БЮТ опротестовал его в суде. Окружной административный суд Киева приостановил действие указа. Действие указа было остановлено указом № 952.
    Кризис  послужил поводом для приостановления  процесса интеграции Украины в ЕС и НАТО до улучшения внутригосударственной  ситуации.
    Газовый конфликт между Россией и Украиной 2008-2009 года – коммерческий спор о долгах, ценах и поставках природного газа из России на Украину, а также транзите газа через территорию Украины в 2009 году. В результате конфликта с 1 января прекратилась подача газа для Украины, с 5 января уменьшилась подача для европейских потребителей. С 7 января транзит российского газа через территорию Украины был прекращён полностью. После достижения договорённостей о ценах и подписания 19 января в Москве соответствующих контрактов, 20 января поставки газа для Украины и транзит в Европу возобновились. Данному конфликту предшествовал газовый конфликт между Россией и Украиной 2005-2006 годов. Итогом конфликта можно считать переход России и Украины на прозрачные принципы в торговле газом и устранение посредников.
    Таким образом, важную роль в определении  положения Украины в мире играют ее двухсторонние отношения с  США и Россией. Не менее значим и российско-американский контекст украинской внешней политики. В 2009-м  его воздействие на все происходящее вокруг Украины может стать еще  более заметным и действенным. Киев сегодня заинтересован в установлении хотя бы относительного баланса влияния  со стороны Вашингтона и Москвы с  учетом своих национальных интересов.
    Также следует выделить, что большое  влияние на направление внешней  политики оказывает внутренняя ситуация и правящие круги государства.
    Внешнюю политику вырабатывают Государство  в лице МВС, государственная элита, бизнесмены и политики, политические партии.
 


    2.2. Национальная безопасность Украины
    Анализ  безопасности должен исходить прежде всего из адекватной оценки и прогноза основных тенденций развития обстановки в мире, вызовов и угроз.
    По  этим оценкам, система международных  отношений кардинально меняется в направлении формирования многополярного мира. При этом происходит:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.