На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Ответы по экономике общественного сектора

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 30.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


6. ФУНКЦИИ ГОС-ВА В СМЕШАННОЙ ЭК-КЕ 

Эк. роль гос-ва в современном  мире возрастает в связи с ростом
масштабов и усложнением структуры рын.  эк-ки. Повышается уро-
вень осуществляемой пол-ки. 

Ранее : 

-устойчивый зк. Рост. 

-стабилизация цен 

-макс. занятость
Теперь + : 

-соблюдение внешнеэк. равновесия 

-охрана окружающей среды 

-обеспечение соц . стабильности (В Т.ч.  достижение соци-
ально справедливой дифференциации доходов ). 

Гос-во может с помощью правовых и админ-х и эк. методов,  с
1 стор. , содействовать развитию рыночного конкурентного мех-ма и
предприним-ва. А  с др.  cтор.,  корректировать несовершенство
рынка в связи с усилением дифференциации уровней доходов насе-
ления, расхождением м/у общественно необходимыми и инд. пред-
почтениями людей, особенно в дл/ср периоде, неполнотой эк. ин-
формации и  наличием  высокого уровня риска в некоторых сферах
coц-эк. жизни. 

Гос-во должно  создавать  нормальные рамочные условия для
функ-ния рын. эк-ки. 

Во-1, важнейшей задачей гос-ва  является  установление  и
поддержание правогого режима, предусматривающего право на сво-
бодное развитие личности и гарантии равенства всех перед  зако-
ном, гарантии частной собственности, свобод (слова и тд.); 

во-2, гос-во делает все возможное для поддержания и  раз-
вития эффективной конкуренции; 

в-З,  Г       устраняет недостатки рынка,  проводит стабилизаци-
онную и структурную пол-ку ; 

В-4, обеспечивает соц. защиту; пытается выравнивать дохо-
ды трудящихся. 

3. РЫНОК И ГОС-ВО В СМЕШАННОЙ ЭК-КЕ 

Даже в рамках наиболее абстрактного представления о рынке
фактически предполагается  наличие гос-ва как гаранта выполне-
ния взаимных обязательств, которые берут на себя свободно вза-
имодействующие индивиды, гаранта правового порядка. 

Расширение понимания роли гос-ва  -  изучение  макроэкон.
процессов. Здесь  гос-во - "надэкономический регулятор",  а не
производитель услуг ; в стороне  остается  проблема  ресурсного
обеспечения самого гос-ва и рац . исп-ния его собств . рес-сов, 

Особенность зк-ки ОС - гос-во есть один из субъектов  эк.
деят-ти, хотя и обладающий одним отличием: гос-во и его органы
обладают правом принуждения в рамках и на основе законов , при-
нуждения , оправданного с  т. зрения  эк.   эффективности  и соц .
справедливости.
Предполагается, что: 

гос-во, подобно предпр-ям и некомм .  орг-циям  функ-ет  в
рын. cреде,  а потребность в его участии в эк. жизни возникает
тогда и только тогда,  когда свободное действие рын.   сил  не
обеспечивает оптимального размешения и исполь-ния рес-сов; 

цели гос.  органов и способы их достижения, а также стра-
тегии предприятий и некомм. орг-ций в конечном итоге определя-
ются интересами индивидов и формируются в ходе их  взаимодейс-
твия; 

гос-во исполь-ет прежде всего фин. инструменты реализации
своих целей (налоги, обш. расходы). 

При признании многими эк-ми необходимости сочетания рынка
и государства  существуют серьезные разногласия по поводу про-
порций и соотношений этого сочетания,  низших и верхних границ
роли гос-ва в эк-ке, форм гос. контроля. 

2 полярные точки зрения на это: 

- неолибералы ( минимум гос-ва ) 

- радикалы и государственники (ведущая роль гос. cектора,
прямой контроль через гос. собственность) 

Многие эк-ты полагают,  что для развития совр. об-ва дол-
жен быть такой объем функций гос-ва, который, обеспечивая мак-
роэкономическую стабильность ,   одновременно  содействовал  бы
микроэкон. конкуренции.  Кроме того, достигалось бы соблюдение
принципов соц.  cправедливости, уважения чел. личности и улуч-
шения кач-ва жизни людей. 

4. МАСШТАБЫ И ДИНАМИКА ОС 

Реc-cы, c помощью которых гос-во участ-ет в обществ. жиз-
ни, - это,  с одной стороны, все то, владельцем чего оно явля-
ется, а с др.  стороны  -  доходы  и  расходы  бюджета;  запас
рес-сов и их поток- другими словами. Особенность гос-ва состо-
ит в том, что, пользуясь законным правом принуждения, оно сис-
тематически осуществляет перераспределение,  поэтому доля ОС в
нац. Доходе, как правило, существенно отличается от его доли в
совокупном капитале. Удельный вес ОС в доходах и расходах об-ва
в больш-ве случаев превосходит его удельный вес как в совокуп-
ной капитале- так и в пр-ве реализуемых на рынке товаров и ус-
луг. Именно уд. вес гос. доходов и расходов в нац. доходе , в ВНП
или в  ВВП  наиболее  концентрировано выражает роль и масштабы
этого сектора. 

Насколько можно судить - уд. вес этого сектора в экономике
развив. стран,  как правило, значительно ниже, чем в 3. Европе,
США и Японии. 

Для последней группы стран хар-но,  что в ОС  вовлекается
от 30 до 60% рес-сов эк-ки, вел-на опред-ся традициями, струк-
турой и проч.  В 70-х годах тенденция повышения  доли  данного
сектора в  ВВП,   позже - стабилизация доли,  ныне в некоторых
странах (Швеция) сокрашение. 

И все  же  в  высокоразвитой рын.  эк-ке ОС сопоставим по
масштабам с частным, при другом уровне кто-то может превалиро-
вать. По мере становления пром.  кап-ма доля гос-ва в нац. до-
ходе уменьшалась -  но с усложнением струк-ры хоз-ва и увеличе-
нием расходов на науку,  обр-ние,  оборону и тд эта доля-  как
правило- увеличивалась. 

В переходной эк-ке уд. вес ОС должен сокращаться, но не за
счет сокращения масштабов,  а за  счет  опережающего  развития
частного сектора, повышения его эффективности. 

1. ОС: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА. 

Общественный сектор  представляет  собой совокупность ре-
сурсов эконоикки, находящихся в распоряжении государства. 

Ресурсы, которыми  распоряжается  государство  -  это  не
только организации,  находящиеся в в его собст-ти, но и доходы
и расходы  бюджета.  Соотв-но ОС не тождественен совок-ти гос-
предприятий и учреждений.  Он функ-ет также в формах налогооб-
ложения и программ обшеств.  расходов. В совр. смешанной эк-ке
именно эти ФОРМЫ более всего определяют лицо ОС.
Собственно О-ный,   или добровольно-обшественный,  сектор
занимает промежуточное положение м/у гос.  и част.  секторами-
По своему соц.-экон.  поведению обшеств.  орг-ции представляют
собой, с одной стороны,  самоуправляющиеся структуры, не конт-
ролируемые и не финансируемые государством, и в этом отношении
они близки к частным структурам,  функционирующим  в  условиях
коммерч. режима саморегулирования и самоорг-ции.  Обш. орг-ции
совместно с частными струк-ми образуют негос. сектор. С другой
стороны, гос.   учреждения и обш.  орг-ции сближает одинаковая
направленность их  деятельности  -  удовлетворение  совместных
потребностей людей . 

ОС представляет собой такую область эк-ки или такую часть
эк- простр-ва, где: 

- рынок не действует или только  частично,   а  след-но,
преобладает нерын.  способ координации эк. деят-ти, нерын. тип
орг-ции обмена деят-тью, 

- произв-ся, распред-ся и потребляются не частные, а об-
ществ. блага , 

- эк. равновесие м/у спросом и предложением общест,(кол-
лективного) блага осущ-ся гос-вом,  органами мест. самоупр-ния
и добровольно-общ. орг-циями с помощью соответст-ших соц. инс-
титутов и в 1 очередь с помощью бюд.-фин. пол-ки. 

ОС имеет дело с благами,  которые ,  в основном, не могут
быть предметом купли-продажи; ежели по ходу ненароком извлека-
ется прибыль, то рассматривается не как самоцель. Поэтому орг-
ции ОС наз-ют некоммер. 

Т-к- в ОС доминирует деят-ть гос-ва, его часто наз-ют го-
сударственным; это допустимо. 

В случае,  когда ОСом наз-ся область, где рынок "в проле-
те", допустимо отождествить его с нерын. сектором (c известны-
ми, по-видииому, одному Жильцову, оговорками ).
Струк-ра ОС неоднородна, вкл-ет 3 подсектора:
- гос;     - добр.-общ-;      смешанный. 

С 1 стор., смеш. сектор лежит м/у рын. и обш. секторами-
С др.   Стор.,  сущ-ет смежн.  зона внутри ОС м/у гос-  и
добр. -обш.  подсекторами. 

В эк. лит-ре классиф-ция ОС опред-cя функцион. направлен-
ностью производимых эк. благ . 

В совр.   cтат.  практике Росии принято выделять струк-ры
эк. деят-ти: - гос; - обществ; - смеш;  - частная- 

В СНС инcтитуц.  струк-ры по их эк.  поведению классиф-ют
на эти сектора, в том числе выделяют сектора: 

- обшегосударств.  управление 

- негос. некомм. (обществ.) орг-ции 

Первый вкл-ет гос.  учр.  и орг-ции на бюд.  фин-нии,  которые
предоставляют нерын. услуги для колл. потребления и осущ-ют ф-
ции перераспред-ния нац. бог-ва и дохода; 

-фонды соц. обесп-ния, страхования: 

-гос. Фин. учр-ния; и т.д. 

ДОХОД образ-ся за счет обязат. платежей из других секторов. 

Второй объединяет орг-ции, оказывающей нерын. услуги личн. хар
-ра (в сфере  обр-ния,   культуры  и  тд),   а  также  услуги,
удовл-щие колл. потребности - полит. партии, профсоюзы и тд.
ДОХОД -  добров.   взносы и пожертвования населения + доход от
собственности . 

Отнесение инотитуц.   струк-р к Гос С или ОС - по принципу
фин-ния (в случае смеш. фин-ния - по преобладанию ). 

2. РЕСУРСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА 

Общественный сектор  представляет  собой совокупность ре-
сурсов экононики, находяшихся в распоряжении государства. 

Ресурсы, которыми  распоряжается  государство  -  это  не
только организации,  находяшиеся в  его собст-ти, но и доходы
и расходы  бюджета,  Соотв-но ОС не тождественен совок-ти гос.
предприятий и учреждений.  Он функ-ет также в формах налогооб-
ложения и программ обшеств.  расходов. В совр. смешанной эк-ке
именно эти формы более всего определяют лицо ОС- в данной свя-
зи эк-ка ОС уделяет преимушественное внимание бюдж. проблемам. 

Наиболее сложные и своеобразные проблемы, связ-ые с учас-
тием государства в эк- жизни, далеко не всегда непосредственно
относятся к управлению гос. предпр-ми и орг-ми. Это естествен-
но, поскольку создание орг-ции, в т-ч- предпр-тия - лишь конк-
ретная форма, целесообразный способ использования ресурсов. 

Первичной для  эк-та  является  наиболее общая постановка
вопроса о рац.  размещении ( аллокации )  ресурсов,  в  т.ч.   и
гос-ва. Создавать ли для решения задачи новое гос.  предпр-тие
или некомм. орг-цию, профин-ть то, что есть либо заключить до-
говор с частником или незав. некомм. орг-цией. проблема конк-
ретной пол-ки расходования общественных средств. Эк-ка общест-
венного сектора    призвана    обосновать    общие    принципы
аккумулирования этих средств,  не ограничивая изначально сферу
исследования отдельными,  пусть и важными,  организационно-хо-
зяйственными формами. 

4. МОДЕЛИ СМЕШАННОЙ ЭК-КИ 

Современная зк-ка - зк-ка смеш. типа. Ее смеш. хар-тер оп-
ред-ся наличием  разных  форм собственности и способов хозяйс-
твования, сочетанием рыночных и государственных,  обшествеиных
мех-нов регулирования,  возможностями согласования эк.  и соц.
начал. 

Неолиберальная модель - болыпая роль гос-ва считается не-
оправданной, решение соц.  задач передается  благотворительным
орг-м. 

Радикально-государственная модель - ведщим  должен  быть
госсектор, доминирующей  формой контроля - прямой контроль че-
рез гос. собственность. 

Особый тип - модель социальной рын.  эк-ки; активная роль
гос-ва не только в регулировании эк. процессов, но и в решении
соц. проблем. 

Появление - конец 40-х гг,  вызов либеральному  кап-му  и
планово-командной эк-ке. 

Для модели характерна постоянная направленность на дости-
жение оптимального сочетания эк. эффективности с соц. гаранти-
ями и справедливостью,  гос-ву отведена важная роль,   но  оно
должно оптимизировать свое вмешательствов эк.  процессы рынка.
Гос-во должно  создавать  нормальные  рамочные   условия   для
Функ-ния рын. эк-ки. 

Во-1* важнейшей задачей гос-ва  является  установление  и
поддержание правогого режима, предусматривающего право на сво-
бодное развитие личности и гарантии равенства всех перед  зако-
ном, гарантии частной собственности, свобод (слова и тд); 

во-2* гос-во делает все возможное для поддержания и  раз-
вития эффективной конкуренции; 

в-З* Г устраняет недостатки рынка,  проводит стабилизаии-
онную и структурную пол-ку; 

В-4* обеспечивает соц. защиту, пытается выравнивать дохо-
ды трудящихся. 
 
 

7. Факторы развития общест. сектора.
Сущ-ет несколько разнонаправл. факторов, влияющих на объем и структуру общ. расходов и определяющих динамику их движения. Эти ф-ры отражают изменяющуюся роль основных ф-ций и задач гос-ва в соврем. общ-ве:
    возрастающее значение творч. потенциала чел-ка. Это выр-ся в росте расходов на развитие ч-ка. Расх. на обр-е и здравоохранение явл-ся инвестициями в чел. капитал, улучшают кач-во трудовых ресурсов, ­пр-ть труда, ?безработицу.
    актуальна гос. фин. политика в сфере техн. прогресса и научн. исследов., т.к. это опред-ет лидирующее положение страны в мировой эк-ке.
    перспективно ­ гос. расходов на инфраструктуру (стр-во дорог, мостов, коммуникаций), т.к. улучш-ся условия деят-ти предприятий, а также на охрану окр. среды
    проблема выравнивания ур-ня д-дов разл. слоев насел-я, необход. решить проблему такого типа пособий по безраб-це, кот. подрыв. стимулы к предложению труда.
    Постарение нас-я ? вопрос о размере пенсии и ­ расходов на пенс.  мед. услуги.
    Динамика гос. расх. явл-ся также рез-том действия ф-ров, сокращающих расходы бюджета:
?воен. расх.
?расх. на управленч. аппарат
- проведение продуманной политики приватизации
?налогов и гос. расх. на соц. нужды (пример: Швеция, Великобритания)
? комбинация разнонаправленных ф-ров влияет на развитие и динамику общ. сектора.
---------------------------------------- 

В условиях эффективно функционирующего рынка производитель не может использовать ресурсы , не неся издержек в размере их альтернативной стоимости , а потребитель вынужден полностью оплачивать альтернативную стоимость . Только тогда обеспечивается оптимальная аллокация ресурсов , цены соответствуют предельным полезностям , а доход адекватно выражает вклад производителя в развитие экономики . Если кто-то эксплуатирует ограниченные ресурсы , не возмещая их полной стоимости , издержки ложатся на остальных участников хозяйственной жизни . В этом случае происходит негативный внешний эффект ( пример -загрязнение природы ) . Существует и позитивные переливы внешнего эффекта ( пример - кто-то построил дорогу для себя , но пользуются ей и остальные . )
      Предприятие , деятельность которого порождает негативные внешние эффекты , перекладывает часть издержек на других , а те , кто создают позитивные внешние эффекты , берут на себя часть издержек по реализации чужих интересов . В основе переливов всегда лежит явное или скрытое использование ( присвоение ) какого - либо ресурса без принятия на себя издержек  в размере его альтернативной стоимости . Там , где имеет место негативные внешние эффекты , возникает тенденция к относительному перепроизводству  при расточительном расходовании ресурсов . Позитивные внешние эффекты оборачиваются недопроизводством , поскольку для тех , кто обусловливает их своей деятельностью , результаты оказываются неадекватными затратам .
      Проблемы , связанные с внешними эффектами , могут решаться на основе адекватного установления прав и ответственности участников экономической деятельности . На практике это обычно достигается с помощью законотворческой и  контролирующей деятельности государства . Однако во многих случаях целесообразнее затрачивать ресурсы государства не на создание громоздких механизмов контроля , а на непосредственное выполнение функций , порождающих позитивные экстерналии , или на формирование налоговых регуляторовдеятельности , сопровождающейся негативными внешними эффектами .
      Государство , как правило , не может оставаться индифферентным , сталкиваясь с существенными экстерналиями . Но выбор оптимальной формы вмешательства не осуществляется по шаблону . Он определяется спецификой конкретной ситуации и практической целесообразностью . В общественном секторе , как и на частном предприятии , приходится часто сопоставлять разные варианты решения задачи , стремясь достичь результата с наименьшими издержками .
Вопрос №10
      Существование естественных монополий является изъяном рынка .
      В основе естественной монополии лежит экономия , обусловленная масштабом производства . Если предельные издержки быстро снижаются с увеличением масштабов производства , его концентрация  экономически эффективна . Если экономически оптимальный уровень концентрации близок к предельной емкости рынка или превышает его , искусственоо поддерживать конкуренцию можно лишь за счет снижения эффективности производства .
      Не имея возможности преодолеть естественную монополию без потери эффективности , государству приходится выбирать один из двух основных подходов : использовать меры регулирования не для устранения монополии , а для прямого воздействия на отдельные аспекты деятельности монополиста либо заполнять зоны естественной монополии предприятиями , организациями и программами общественного сектора . Регулирование может выражаться , в частности , в установлении предельных уровней цен или возложении на поставщиков разного рода дополнительных обязательств . Предоставление государственными и муниципальными органами различного рода услуг в ситуациях естественной монополии - обычная практика в большинстве стран мира . Это касается многих видов коммунальных услуг , метрополитенов , почтовой службы и др. Естественная монополия может разрушаться за счет технологических сдвигов .
Вопрос №12
      Результаты функционирования общественного сектора воплощаются главным образом  в общественных благах . Общественные блага - реальные экономические блага ,  поскольку , с одной стороны, они обладают полезностью для потребителей , а с другой , - их создание требует затрат ресурсов , которые могли бы быть использованы для производства других благ .
      Для общественного блага характерны два свойства :
1.  Несоперничество в потреблении - т.е.  увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижения полезности ,, доставляемой каждому из них
2.  Неисключаемость  - ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно .
Несоперничество  - это , по сути , предельный случай положительного внешнего эффекта , т.е. предельные издержки предоставления общественного блага индивидуальному потребителю равны нулю , а появление дополнительного потребителя представляет собой Парето - улучшение .
Неисключаемость означает , что производитель не имеет реального выбора , предоставлять ли благо только тем , кто за него платит , или всем желающим . Поставщик общественного блага не в состоянии обособить свои взаимоотношения с каждым из потребителей в отдельности .
Вопрос №13
      Чистое общественное благо - благо , в высокой степени обладающее свойствами несоперничества и неисключаемости .
      Смешанное общественное благо - благо , у которого хотя бы одно из этих свойств выражено в умеренной степени Смешанное благо в отличие от чистого блага является исключаемым общественным благом , благом совместного потребления с избирательностью , альтернативностью его использования , с убыванием его потребления . Смешанное благо может быть объектом купли - продажи , т.е. быть платным .
      Перегружаемое общественное благо (разновидность смешанного) . Оно является неисключаемым до некоторого порогового уровня , за которым наступает нехватка  этого блага для  всех , т.е. его перегрузка . Использование блага за пороговым уровнем одним человеком  исключает другого из потребления , или уменьшает возможность потребления такого блага другим .
      Благо совместного потребления с ограниченным доступом = клубное благо . Здесь принцип исключаемости применяется не к отдельному человеку , а к группе людей . Доступ к потреблению такого рода смешанных благ ограничен уставными требованиями и размерами членских взносов . Здесь объектом исключаемости является не отдельный член общества , не индивидуальный потребитель , а сообщества людей и группа потребителей .
      Деление благ по внешним эффектам :
Чистое общественное благо , внешний эффект воздействия которого имеет национальное и мировое значение
      Чистые общественные блага с региональным и локальным эффектом воздействия
      Внешний эффект может сочетаться  с исключаемым благом и в связи с этим выделяются :
      Социально значимое благо ( образование , здравоохранение ) . Это благо обладает свойствами частного исключаемого блага и свойствами общественного блага благодаря положительному эффекту . Это благо обязательно для всех , его потребление навязывается членам общества .
      Блага , создаваемые в отраслях естественной монополии , представляют собой исключаемые блага совместного потребления , их принято называть квазиобщественными благами . В этих благах больше свойств частного блага и меньше характерных свойств общественного блага  .
Вопрос №14
Классификация общественных благ по свойствам , характерным для общественного блага :
Чистое общественное благо (благо , в высокой степени обладающее свойствами несоперничества и неисключаемости )
Смешанное общественное благо ( благо , у которого хотя бы одно из этих двух свойств выражено в умеренной степени )
Классификация общественных благ по внешнему эффекту :
      Общественное благо , доступное одновременно целой нации , миру
      Общественное благо с региональным и локальным эффектом воздействия
Клубное благо .
Классификация общественных благ по внешнему эффекту и исключаемости
      Социально значимое благо ( благо , обязательное для потребления всем гражданам )
      Блага , создаваемые в отраслях естественной монополии  ( исключаемые блага совместного потребления )
Вопрос №15
      У каждого потребителя существует спрос на общественные блага ( он готов заплатить за благо в соответствии с собственной потребностью в данном благе ) . Для получения общественного блага требуются коллективные действия , которые складываются из действий индивидов , будь то вложения труда , его продуктов или денежных сумм . Наличие у потенциального пользователя потребности в результатах таких действий  не гарантирует его участия в них . Ведь ожидаемый формируется на основе коллективного действия в целом и может быть достигнут при разных вариантах распределения затрат . Максимизируя собственную функцию полезности , каждый из индивидов стремится свести свою долю затрат к минимуму .
Проблема безбилетника - заинтересованность в общественных благах совместима с уклонением от участия в коллективных действиях , необходимых для получения таких благ .
      При некоторых упрощениях возникает альтернатива - либо , положившись на добровольность , убедиться , что все предпочитают быть безбилетниками , а благо не производится вообще , либо возложить его поставку на располагающее силой принуждения государство . В действительности , все не так просто , потому что издержки на принуждение людей очень велики и неэффективны .Вместо проблемы безбилетника можно попытаться решить проблему неисключаемости . При осуществлении данного блага необходимо учитывать и потребности разных людей в  благах и различную готовность платить за это благо , необходимо в идеале соответствие индивидуальных вкладов в дело ценам Линдаля и эффективное вовлечение индивидов в коллективные действия должно проходить в таком соответствии . Необходимо и рассмотрение вопроса о возможностях и границах осуществления коллективных действий добровольно , т.е. при каких условиях рациональное поведение индивидов , преследующих собственные интересы , включает в себя добровольное   участие в создании общественных благ . Существуют два подхода к изучению этого вопроса :
      Подход с использованием понятия избирательного стимула привлекает внимание к способности сообщества избирательно вознаграждать своих членов частными благами . Избирательными стимулами являются частные блага , получение которых увязывается с участием в коллективных действиях .
      Подход с использованием понятия взаимности акцентирует значение взаимной лояльности для решения проблемы безбилетника .Рациональное поведение предполагает , что , принимая решение об участии в коллективном действии или уклонении от него , индивид стремится прежде всего оценить вероятность сотрудничества или уклонения своих потенциальных партнеров . В результате сотрудничества возникает доверие , обладание которым существенно повышает  эффективность функционирования сообщества .
      С позиций обоих подходов важно , чтобы вклад каждого индивида в коллективные действия был ясно различим для других членов сообщества и они могли , не прибегая к принуждению , согласованно и оперативно реагировать на изменения данного вклада .Выполнить эти условия в сравнительно небольшой группе гораздо легче , чем в сообществах национального или регионального масштаба . Есть , следовательно предполагать , что добровольное участие в создании коллективного блага для небольшой группы вероятнее, при прочих равных , чем в создании чистого общественного блага .

Проблема переполнения и теория клубов

Полезность совместно потребляемого блага для каждого из его пользователей зависит от их численности. Когда пройдена граница несоперничества, неудобства, которые потребители невольно причиняют друг другу, нарастают постепенно. Одно дело ехать в автобусе, в котором заняты лучшие места, другое - если вообще нет свободных сидений, третье - когда в автобусе практически негде встать.
Для смешанных общественных благ характерна изображенная на рис. 2-1 зависимость между численностью потребителей и выгодой (полезностью), которую типичный потребитель получа ет от этого блага. Пользование благом я одиночку (как частным) приносит индивиду полезность, эквивалентную денежной сумме В1, и обходится ему в сумму С1. Некоторый рост численности потребителей до значения N* может иногда увеличивать выгоды для каждого из них. Например, автомобилиста чаще всего устраивает, когда дорогой пользуется не только он один, если, конечно, она не слишком перегружена (есть к кому обратиться за помощью в случае поломки): при потреблении некоторых благ желательно общение. При численности потребителей в диапазоне от N* до N** полезность остается постоянной, так что на этом участке линия В на рисунке горизонтальная. Существует, разумеется, немало смешанных общественных благ, при пользовании которыми положительная зависимость индивидуальной выгоды от численности потребителей вообще не наблюдается, так что линия могла бы быть горизонтальной и от начальной точки.  

----------------------------------------
17. Теория общ. выбора.

 
17.Теория общественного выбора (нормативн. и позитивн. ).

  В современной трактовке общественного выбора центральное место занимают идея П. Самуэльсона о применении принципа затрат-выгод в общественном секторе и определение
оптимального объема общественных благ путем соотношения предельных затрат и предельных социальных выгод.
  Такой нормативный подход к общественному выбору ориентирован на согласование равновесия в обществен-ном секторе с общим рыночным равновесием. Впервые основы этого подхода были изложены в 1919 г. шведским экономистом Э. Лин- далем в работе "Справедливость налогообложения-позитивное решение". Он предложил распространить принцип экот- валентности на сферу общественной экономики и применить оптимум Парето к производству общественных благ. При этом было предложено рассматривать налоги как специфический вид цен, уплачиваемый каждым индивидуумом за конкретное общественное благо. Предельная общественная выгода (общественная полезность) представляет собой сумму предельных выгод (полезностей) для всех потребителей, ибо каждая дополнительная единица общественного блага приносит выгоды не одному, а всем потребителям. Указанная модель общественного выбора может найти применение при единодушии избирателей и правдивости информации каждого избирателя о своих истинных выгодах (полезностях). Очевидно, такой подход возможен при предложении коллективных (клубных) благ, когда приходится иметь дело с малыми группами, небольшими ассоциациями и организациями местного самоуправления, действующими на принципах добровольной кооперации финансовых средств.
Существуют две концепции по поводу государственности. Первая (традиционная) отражает нормативный подход к государственной службе и к требованиям работников этих служб. В соответствии с традиционной концепцией люди, занятые в государственных структурах, руководствуются в первую очередь общественными интересами, они подчиняют свои личные интересы служению государственному делу, общественному благу. Их деятельность направлена на соблюдение законности, на решение социальных задач современного общества. Все это требует от них высоких нравственных качеств, неподкупности, честности и справедливости, высокой профессиональной этики и культуры административного управления. Госу- .дарственная деятельность, будучи по своей природе общественной, некоммерческой, создает благоприятную атмосферу для реализации социальных качеств людей, таких, как коммуникабельность, коллективизм, солидарность и т. п. Человеческий фактор играет значительную роль в государственном управлении. От уровня культуры, профессионализма и личностных качеств управленческих кадров во многом зависит эффективность (функционирования государственной машины, что в свою очередь определяет морально-политическую обстановку в обществе. Поэтому требование к профессиональному отбору людей к государственной деятельности выше, чем к какому-либо иному виду занятости.
  Еще в конце XIX в. представители немецкой и русской школ государствен пасти рассматривали государство и благотворительную деятельность как противовес и амортизатор эгоистической природе рынка. Вместе с тем ими была выявлена внутренняя закономерность развития государственного аппарата, относительная самостоятельность особого социального слоя- бюрократии. Она обладала как положительными, так и отрицательными качествами. Чем больше увеличивалась численность бюрократии, тем сильнее становились отрицательные качества ее работы: формализм, волокита, бездушие, кастовость и корпоративность, казнокрадство и пренебрежение общественными интересами в угоду личным мотивам и т. п.*.
  Все это давало основание некоторым теоретикам (анархистам), социалистам) рассматривать государство как зло. Они связывали дальнейший прогресс общества со сломом государственного аппарата и переходом к общественному самоуправлению.
  Другие теоретики видели недостатки современной парламентской формы государственности и делали ставку на авторитарные типы государственного управления, в том числе на монархический строй.
  В современных условиях традиционная концепция получила свое развитие в широкой трактовке общественного выбора в условиях парламентской демократии. Традиционная концепция до сих пор служит основой для разграничения нерыночной государственной деятельности и рыночной, для противодействия проникновению рыночных отношений в сферу государственного управления. Эта концепция имеет важное значение для противостояния тенденции поставить государственный аппарат в зависимость от экономической власти коммерческих структур и не допустить использование государственной власти как средства зарабатывания денег. Эта концепция представляет собой теоретическое обоснование активной политики борьбы с коррупцией в госаппарате. Но она вынуждена считаться со сложными реалиями современной жизни. Она не может полностью игнорировать участие частного интереса в общественном выборе. Разумеется, допущение действия частного интереса в общественном выборе нельзя абсолютизировать. Сведение поведения людей в политике только к мотивам личной выгоды означало бы отрицание нерыночной природы государственной деятельности и циничное оправдание коррупции чиновничьего аппарата.
  В преодолении отчуждения населения от государственной власти велика роль общественно-добровольных организаций,
низовой демократии. Здесь отсутствует, как правило, анонимность и потребители хорошо знают друг друга. Исключается возможность недобросовестных сообщений об истинности индивидуальных предпочтений и предельных выгод от общественных благ. Примером тому может служить найм охранников (сторожей) для защиты своего имущества и своей безопасности владельцами квартир жилого дома. В этом случае обеспечение безопасности и охраны имущества являются чистыми общественными благами для небольшой группы потребителей. Подробное определение эффективного выпуска такого рода чистого общественного блага излагается Д. И. Хайманом.
  Что касается больших сообществ, характеризующихся разнообразием альтернативных интересов и их конкуренцией, то практически невозможно достигнуть единодушия всех избирателей и добиться правдивой информации об их индивидуальных предпочтениях и предельных выгодах. Следовательно, идеи Э. Линдаля и П. Самуэльсона о нормативном подходе к общественному выбору с позиции определения равновесного объема общественных благ и эффективного объема государственного финансирования представляют собой сугубо теоретический интерес и имеют ограниченную сферу практического применения.
--------------------------------------
19. Мех-м голосования избирателей и принцип принятия решения большинством
Мех-м голосования зависит от веса каждого голоса, порядка самого голосования и способа подведения итогов. Цель любого механизма голосования: 1) выявить предпочтения голосующих групп; 2) найти возм-сть согласовать эти предпочтения.
Механизм голосования помогает определить совокупный спрос на ОБ.
Особенности общественного или коллективного голосования:
1. универсальность - практически всегда обеспечивается результативный выбор при любом сочетании индивидуальных предпочтений. + это обществ., т.е. широкий выбор.
2. при обществ. выборе ( результате голос-я интересы конкрет. потребителя не рассм-ся, т.к. учитыв-ся медианный потребитель
3. ошибки обществ. выбора как рез-ты гол-я м.б. непредсказуем., неисправимыми.
Голос-е больш-вом м.б. абсолютн. или относит.
    основной принцип: 1 человек- 1 голос
    соблю-ся (в большинстве случаев) принцип Парето-оптимальности для общества
    чем больше доля голосов, необход. для принятия решения , тем менее вероятны кординальные изменения в общ. секторе
    особенность: полнота процедуры голосования, т.е. способность сравнения предпочтений и выбор наилучшего из них
----------------------------------------
Рациональный коллективный выбор Парадокс голосования.
   Ситуация, в которой устойчивый коллективный выбор неосуществим, описывается, в частности, известным парадоксом голосования. Допустим, что есть три равные по величине группы избирателей или фракции парламента (1. 11 и 111*, которым предстоит сделать выбор из трех альтернатив, одна из которых - это, например, снижение налогов (.H, другая - увеличение расходов на оборону (О), а третья - расширение программы охраны здоровья (3). В табл. 4.1 представлены два из возможных профилей предпочтений. Профилем предпочтений называется описание того порядка, в котором участники выбора ранжируют имеющиеся альтернативы.  

1) 1: Н. О, 3 11: 0. Н, 3 111: Н, 3, 0
2) 1: И, О, .3 11: 0. 3, Н 111: 3, Н. О
В первом варианте группа 1 более всего предпочитает снижение налогов, менее высоко ценит усиление обороны и еще ниже - развитие здравоохранения; для группы 11 оборона стоит на первом месте, снижение налогов на втором, а здравоохранение на третьем, для группы III важнее всего снижение налогов, потом здравоохранение, а оборона наименее привлекательна. В каком бы порядке ни ставились на голосование альтернативы Н, О, 3. поддержку получит Н. Например, если сначала сравниваются О и З, то голосами 1 и 11 поддержку получает О. а затем при сравнении О и Н победа достанется Н за счет голосов 1 и III. Тот же результат будет достигнут, если сначала сопоставляются О и Н либо Н иЗ . Альтернатива Н будет выбрана и если решение принимается каким-либо иным способом (но с сохранением принципа большинства, например, если сначала отсекается наименее популярная альтернатива (ею в данном случае окажется 3), а потом сопоставляются две оставшиеся.
Однако если профиль предпочтений соответствует второму варианту, возникает циклическое голосование, которое и составляет содержание парадокса. Если во втором варианте сравниваются Ли и, голосами 1 и III предпочтение отдается Н. На следующем шаге при сравнении Н и 3 поддержку получает 3 за счет голосов 11 и III. Однако если сравнить 3 и О, то преимущество достанется отвергнутой в самом начале альтернативе О, после чего новый Ним сравнений приведет все к тем же неустойчивым результатам.
В данном случае предпочтения не являются транзитивными- сначала альтернатива Н признается лучшей, чем О, затем 3 - лучшей, чем Л; транзитивность предполагала бы, что З лучше О, но это не так. При нетранзитивных предпочтениях процесс выбора может продолжаться бесконечно, не обеспечивая устойчивого исхода.
Если же процедура предусматривает остановку, например, после первого цикла, то возможны два случая. Либо порядок, в котором сравниваются альтернативы, выбирается случайным образом, и тогда результат выбора произволен, иными словами, он может оказаться разным при одном и том же распределении мнений и ни один из вариантов не будет иметь преимуществ перед другими. Либо порядок сравнений (в более общем случае - повестка дня) контролируется одним из участников (или одной из коалиций), и тогда этот участник в состоянии добиться результата, который он предпочитает, то есть результат поддается манипулированию. В обоих случаях процедуру трудно признать рациональной.
Рациональным  принято называть выбор, для которого характерны одновременно полнота ч транзитивность. Индивидуальный потребительский выбор, вообще говоря, рационален: по отношению к любым двум товарам индивид способен либо предпочесть один   другому, либо признать их равноценными, а если из трех товаров первый обладает большей индивидуальной полезностью, чем второй, а второй - большей, чем третий, то полезность первого для индивида не ниже, чем третьего. Именно в силу рациональности потребительского выбора покупатель способен, посещая магазин, принимать устойчивые решения, а спрос на частные блага поддается упорядочению.
Парадокс голосования показывает, что общепринятый подход к осуществлению коллективного выбора, базирующийся на принципе большинства, не обеспечивает рациональности, во всяком случае при некоторых профилях предпочтений. Иными словами, требование рациональности несовместимо для него с требованием универсальности.
Тем не менее рациональный коллективный выбор возможен, если рассматриваемые альтернативы удается упорядочить таким образом, что у каждого из участников имеется наиболее желательная альтернатива, до достижения которой индивидуальные оценки данного участника не убывают, а после достижения - не возрастают. Иными словами, индивидуальные оценки располагаются по линии, имеющей не более одной вершины (рис. 4-1)
Рациональный коллективный выбор Парадокс голосования.
   Ситуация, в которой устойчивый коллективный выбор неосуществим, описывается, в частности, известным парадоксом голосования. Допустим, что есть три равные по величине группы избирателей или фракции парламента (1. 11 и 111*, которым предстоит сделать выбор из трех альтернатив, одна из которых - это, например, снижение налогов (.H, другая - увеличение расходов на оборону (О), а третья - расширение программы охраны здоровья (3). В табл. 4.1 представлены два из возможных профилей предпочтений. Профилем предпочтений называется описание того порядка, в котором участники выбора ранжируют имеющиеся альтернативы.  

1) 1: Н. О, 3 11: 0. Н, 3 111: Н, 3, 0
2) 1: И, О, .3 11: 0. 3, Н 111: 3, Н. О
В первом варианте группа 1 более всего предпочитает снижение налогов, менее высоко ценит усиление обороны и еще ниже - развитие здравоохранения; для группы 11 оборона стоит на первом месте, снижение налогов на втором, а здравоохранение на третьем, для группы III важнее всего снижение налогов, потом здравоохранение, а оборона наименее привлекательна. В каком бы порядке ни ставились на голосование альтернативы Н, О, 3. поддержку получит Н. Например, если сначала сравниваются О и З, то голосами 1 и 11 поддержку получает О. а затем при сравнении О и Н победа достанется Н за счет голосов 1 и III. Тот же результат будет достигнут, если сначала сопоставляются О и Н либо Н иЗ . Альтернатива Н будет выбрана и если решение принимается каким-либо иным способом (но с сохранением принципа большинства, например, если сначала отсекается наименее популярная альтернатива (ею в данном случае окажется 3), а потом сопоставляются две оставшиеся.
Однако если профиль предпочтений соответствует второму варианту, возникает циклическое голосование, которое и составляет содержание парадокса. Если во втором варианте сравниваются Ли и, голосами 1 и III предпочтение отдается Н. На следующем шаге при сравнении Н и 3 поддержку получает 3 за счет голосов 11 и III. Однако если сравнить 3 и О, то преимущество достанется отвергнутой в самом начале альтернативе О, после чего новый Ним сравнений приведет все к тем же неустойчивым результатам.
В данном случае предпочтения не являются транзитивными- сначала альтернатива Н признается лучшей, чем О, затем 3 - лучшей, чем Л; транзитивность предполагала бы, что З лучше О, но это не так. При нетранзитивных предпочтениях процесс выбора может продолжаться бесконечно, не обеспечивая устойчивого исхода.
Если же процедура предусматривает остановку, например, после первого цикла, то возможны два случая. Либо порядок, в котором сравниваются альтернативы, выбирается случайным образом, и тогда результат выбора произволен, иными словами, он может оказаться разным при одном и том же распределении мнений и ни один из вариантов не будет иметь преимуществ перед другими. Либо порядок сравнений (в более общем случае - повестка дня) контролируется одним из участников (или одной из коалиций), и тогда этот участник в состоянии добиться результата, который он предпочитает, то есть результат поддается манипулированию. В обоих случаях процедуру трудно признать рациональной.
Рациональным  принято называть выбор, для которого характерны одновременно полнота ч транзитивность. Индивидуальный потребительский выбор, вообще говоря, рационален: по отношению к любым двум товарам индивид способен либо предпочесть один   другому, либо признать их равноценными, а если из трех товаров первый обладает большей индивидуальной полезностью, чем второй, а второй - большей, чем третий, то полезность первого для индивида не ниже, чем третьего. Именно в силу рациональности потребительского выбора покупатель способен, посещая магазин, принимать устойчивые решения, а спрос на частные блага поддается упорядочению.
Парадокс голосования показывает, что общепринятый подход к осуществлению коллективного выбора, базирующийся на принципе большинства, не обеспечивает рациональности, во всяком случае при некоторых профилях предпочтений. Иными словами, требование рациональности несовместимо для него с требованием универсальности.
Тем не менее рациональный коллективный выбор возможен, если рассматриваемые альтернативы удается упорядочить таким образом, что у каждого из участников имеется наиболее желательная альтернатива, до достижения которой индивидуальные оценки данного участника не убывают, а после достижения - не возрастают. Иными словами, индивидуальные оценки располагаются по линии, имеющей не более одной вершины (рис. 4-1) 

23. Рациональное неведение избирателей
Рац. поведение избирателей хар-ся след. св-вами:
1. полнота
2. транзитивность    A>B , B>C ? A>C
Индивид. выбор избирателя всегда рационален.
При коллективном выборе по принципу большинства не может обеспечить рациональность при некоторых профилях предпочтений - это и показывает порадокс голосования.
Требование коллект. рациональности выбора несовместимо с требованием универсальности, особенно в обществе с неустойчивыми и неоднородными интересами.
Т.е. довольно часто возникают ситуации, когда конкретному индивиду не выгодно (нерационально) принимать существенные усилия для получения информации, которая, возможно, способствовала бы более обоснованному общест. выбору. В этом и состоит феномен рац. неведения избирателей. При проч. равных условиях, оно проявл. тем сильнее, чем больше число участников выбора.
Причина рационального неведения: выгоды от уточнения решения рассредотачиваются в обществе ? индивидум, который берет на себя издержки, связанные с получ. и распростр. информации, достается лишь небольш. часть выигрыша.
Если гос-во не снабжает избирателей достаточно полной информацией, то каждый из них в отдельности вряд ли станет восполнять пробелы.
При определенных условиях избиратель способен не только демонстрировать рацион. неведение, но и сознательно скрывать свои предпочтения.
Непосредственное участие рядовых налогоплательщиков в повседневном решении проблем, голосовании в частности, возможно только в малых локальных обществах (античные полисы и Новгородская респ-ка).
------------------------------------------
27. Формы проявл. несостоят-ти госсектора.
Изъяны государства - это неэффективность гос. политики в определенных сферах экономики (с т. зр-я распределения и справедливости).
Факторы, характеризующие изъяны государства:
1. Ограниченность доступной информации - неспособность государства преодолеть информационную ассиметрию, возникающую в условиях рынка;
2. несовершенство полит. процесса; государство не в состоянии всегда контролировать интересы различных групп;
3. неспособность государства всегда контролировать реакцию различных субъектов на его действия (например, 2 эффекта с введением пособий по безработице);
4. ограниченность контроля над гос. аппаратом, т.е. проблема бюрократии.
При изъянах государства нет равновесия Линдаля.
------------------------------------------
28.Методы преодоления изъянов государства:
    многовариационные решения,
    передача решений с общенационального на локальный уровень,
    возможно подключение действий рыночных сил, но существует опасность, что в этой сфере существует и изъян рынка.
При выборе метода (нет однозначного ответа по наилучшему методу) следует учитывать проблемы, связанные с контролем.
------------------------------------------
30.Специфика формир. спроса на ОБ.
Спрос на ОБ отличается от спроса на частные блага:
Чистое частное благо
Общественное благо
см. г р а ф и к
1. Частный спрос формируется горизонтальным суммирование индивидуального кр. спроса. Общественный спрос формируется вертикальным суммированием, т.к. О.Б. облад. свойством неисключительности, ?
2. Спрос на ОБ не может быть выявлен прямо (через цену), он выявляется косвенно с помощью механизма общественного выбора избирателей-налогоплательщиков, общ. опросов, коллективн. договоренности потребит., а также метода аналогии с рын. ценами.
3. Равновесный объем спроса для потреб. достиг-ся на пересеч-и предельной полезности ОБ и предельных затрат на них
------------------------------------------
31. Цены Линдаля и равновесие Линдаля
Индивид. потреб-лю нет надобности целиком брать на себя цену, по кот. благо поставл-ся общ-ву, ему достаточно внести вклад соответственно готовности платить за данное благо, причем оптимум достиг-ся только тогда, когда сумма таких вкладов равна альтернативной стоимости ресурсов, необход. для получения единицы ОБ.
Дифференц-я оплаты потреб-лями блага желат., т.к. если оплата едина для всех, то некоторые индивиды получат благо за меньш. цену, чем готовы были за него заплатить, а некот. - за большую. Т.о. некоторые повысят свой ур-нь благосост-я за счет сниж-я ур-ня благосост-я др. индивидов.
? индивид. цены ОБ не только могут, но и должны дифференцироваться, причем не произвольным образом, а в соответствии с дифференциальными нормами замещения (т.е. в соответствии с желаниями потреб-лей платить за единицу ОБ).
Если полезность блага для потреб-ля отрицательна, то оптимум по Парето предполагает ему выплачивать компенсацию. Возможны случаи, когда эта компенсация > готовности платить других потребителей. В этом случае благо явл-ся мнимым, и его увеличение неэффективно. 
Цены ОБ для разл. потребителей, точно отражающие дифференциацию норм замещения могут служить основой распределения налогового бремени. Состояние, кот. при этом достиг-ся, наз-ся равновесием Линдаля, а цены - ценами Линдаля.
--------------------------------------
32. Особенности предложения обществ. благ
1. Отличие предл-я ОБ от предл-я част. благ: при любом объеме предложения ОБ он равен объему потребления этих благ
2. Предл-е ОБ, как правило, осущ-ся на коллективной основе (гос., муницип., обществ. орг-ции)
34. Факторы роста обществ. расходов.
Сущест. объективн. причины преимущ. роста обществ. расходов по сравнен. с частными.
а) с ростом обществ. благосост-я и увелич-м семейных доходов возрастает объем расходов на обществ. нужды (эластичн. спроса от дохода на обществ. блага выше, чем на частные.)
б) преимуществ. рост общ. расходов по сравн. с частными объясняется как количеств., так и качеств. изменениями народонасел-я. Изменения в плотности и сдвиги в территор. расселении людей, переход от экстенсивн. типа демографич. воспроизв-ва к качествен. интенсивному с ориентацией на интеллект. потенциал - все это влияет на рост объема и улучшает структуру общ. расходов.
в) рост общ. расходов вызыв-ся объективн. требованиями взаимного дополнен. частнопредприним. и совместнокоординац. видов деят-ти. Общ-во не может обойтись без развития производ. информации и т.д.
г) рост общ. расходов обусловлен закономерностью отставания произв-ти труда работников сферы услуг от матер. пр-ва (болезнь Баумоля). НТП и замена живого труда кап-лом идет в сфере услуг медленнее, чем в сфере пр-ва мат. благ.
д) существ. влияние на общ. расходы оказывают соц. полит. факторы, связ. с ростом могущества бюрократ. аппарата, заинтересованностью его в своем расшир. воспроизв-ве ? стремление к увелич-ю госрасходов.
------------------------------------------
35. Принципы построения бюджетной с-мы.
Формирование гос. бюджета осущ. в соответствии со следующими принципами:
- гласность и открытость, т.е. составл., рассмотр. и утвержд. госбюджета д.б. достоянием гласности и открытости. Проект госбюджета следует широко освещать ср-вами масс. информации. Одобрен. парл-том госбюджет д.б. опубликован.
- ежегодность, предусматр. ежегодн. утвержд. госбюджета на след. год и составл. бюджета с учетом календарного и бюджетного года.
- включение бюдж. процесса в среднесрочн. финанс. планир-е. Взаимосвязь текущ. финанс. плана с реш-ем перспективн. фин. задач. Этому соответ. и практика сохранен. переходящ. остатка ден. средств на послед. годы для выполнения долгосрочн. фин. полномочий.
- полнота бюджетного процесса означает, что все доходы и расходы д.б. включ. в общий бюджет. Не допустимо иметь скрытые бюджеты, т.к. это м. создать ситуацию фин. злоупотреблений исполнит. властью. Бюджетная с-ма представл. собой совокупность федер. бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных органов власти. В связи с различием способов финансир-я общий госбюджет состоит по существу из двух разнородн. по своей природе бюджетов. Первый бюджет называется административным, т.к. он утверждается парламентом и предполаг. покрытие общими доходами бюджета (общими налогами) общих расходов. В рамках этого бюджета у исполнит. администрации есть возм-ть маневрировать расходами разных статей бюджета в соответствии с принятой шкалой госприоритетов. Второй бюджет -- это бюджет, базирующ-ся на самофинансир-и в соответствии с принципом непосредств. целевой увязки конкретных доходов с конкретными расходами.
- единство бюджетной с-мы обеспеч-ся единой правовой базой, бюджетной классификацией, формами бюджетной документации и финотчетности, согласованностью бюджетов разного уровня, единством ден. системы.
- самостоятельность бюджетов всех уровней обеспеч-ся наличием собствен. источников доходов и правом определять направления их использования.
- сбалансир-ть бюджетов всех уровней явл-ся необходимым условием бюджетно-финансовой политики. В целях сбалансированности бюджета могут устанавливаться предельные размеры дефицита бюджета.
    - обязательность и эффективность исполнения бюджета
    Реальность бюджета: правдивость бюджетных показателей
    превентивность и временная преемственность: ГБ утверждают заблаговременно до начала бюджетного года, чтобы парламент имел дост времени на анализ исполнениябюджета текущего года и выработку предложений по проекту нового бюджета. Бюджет включает, как финансовые расходы текущего года, так и обязательства на ближайшие годы: бюджет текущих расходов и бюджет развития
------------------------------------
36. Структура бюджетов с позиции ф-ций О.С.
Значит. долю доходной части бюджета составл. налог. поступления. Оставш. доля доходн. части бюджета падает на другие доходы (доходы от госпредпринимательства, поступления от фискальн. сборов и пошлин, % от предоставления госкредитов и госзаймы. В некотор. критических случаях доходная часть бюджета пополняется с помощью госполитики эмиссии денег.
В формирование расходной части госбюджета большой вклад вносят расходы на оборону и госбезопасность, содержание госаппарата, научн. исслед., некотор. соц.-культурные нужды общ-ва в целом, соц. трансферты, субсидии ряду отраслей н/х и обслуживание госдолга. В связи с различием способов финансир-я общий госбюджет состоит по существу из двух разнородн. по своей природе бюджетов. Первый бюджет называется административным, т.к. он утверждается парламентом и предполаг. покрытие общими доходами бюджета (общими налогами) общих расходов. В рамках этого бюджета у исполнит. администрации есть возм-ть маневрировать расходами разных статей бюджета в соответствии с принятой шкалой госприоритетов. Второй бюджет -- это бюджет, базирующ-ся на самофинансир-и в соответствии с принципом непосредств. целевой увязки конкретн. доходов с конкретн. расходами.
37. Проблемы обслуживания гос. долга.
Госдолг - это общая накопл. сумма всех положит. сальдо бюджетов фед.правит-ва за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране.
Обслуживание долга - выплата % и амортизация основной суммы долга.
Причины долга:
1) катаклизмы (напр. война)
2) Экономические спады (напр. Великая Депрессия)
3) Пол-ка гос-ва: ?налогов при сохран. госрасх-в.
Финансирование (обслуживание) долга:
1) дефицитное финансирование, т.е. правительство рефинансирует свой долг путем продажи новых облигаций и использования выручки для выплаты держателям погашаемых облигаций.
2) повышенное налогообложение ? опасность банкротства хозяйств
3) создание денег (печатание) ? инфляция
Госдолг явл-ся одновременно и обществ. активом.
Выполнение госдолга гарантируется в первую очередь наличием основн. производств. фондов гос-ва. Если госзаймы ­ в большей пропорции, чем объем госинвестиций, то уровень гарантий госдолга за счет основных фондов гос-ва падает.
Проблема в том, что долговые финансовые обязат-ва гос-ва перед населением ложатся с налогоплательщиков текущего периода  на налогоплательщиков будущего периода. Чем больше растет госдолг, тем значительнее расходы на оплату % по нему. Принцип справедливости в бюджетно-финансовых отношениях между поколениями будет соблюден в том случае, если объем госзаймов соответствует объему госкапвложений, т.е. внукам не придется расплач-ся за "грехи" отцов и дедов.
    Россия: внутр. долг - 12% всех расх. в бюджете идет на обслуж.
      - Составл. ГКО, ОФЗ, ОГСЗ, задолж. ЦБ,
      -1998г. ­ до 630трлн.
    внешн.долг: - основа - внешн.долг СССР
      в 1997г. - СССР 103млрд. долл.
             - Россия -21,1 млрд. долл.
Для облегч. налог. бремени происх. реструктуриз. гос. долга
38. Концепции сбалансир-ти бюджета.
Бюджет м.б. сбаланс-н в течении года или эк. цикла. Циклич. сбаланс-ть означ., что дефицит, возникш. в период спада, д.б. устранен путем сдержив. финанс. политики (рестрикц. фискальн. политики) в период подъема. При таком подходе расходн. часть бюджета устанавл. в завис. от его доходн. части.
39. Методы защиты статей расх. на соц. цели.
Для преодоления остаточн. финанс-я соц.-культурного фонда возможны:
- создание целевых (дорожный фонд) или внебюджет. (ФОМС) трастовских фондов. При таком порядке финанс-я (спец. налог из доходов и прибылей) любая смена приоритетов не влияет на расходы в данной сфере и обеспеч. защищенность этой статьи расх. части от полит. мотивов.
- установка мин. доли расходов (на образование и культуру) в нац. доходе
40. Внебюдж. соц. фонды и источн. их формир.
Важнейшей тенденцией соврем. фин. политики явл-ся возрастание роли внебюдж. самофинанс. фондов, в основу их организации положен принцип фискальн. эквивалентности. Особое место занимают внебюдж. фонды: пенсионный, ФМС, ФСоц.С, ФС по безработице. Аккумуляция ср-в на их счетах производ-ся за счет соц. взносов, кот. проводятся регулярно и имеют принудит. хар-р. Порядок уплаты закрепл. в законодат. форме. Фонды становятся трастовскими структурами, кот. осущ. владение, распоряж., использов. ср-в в строгом соответствии с их уставн. целями и задачами. Во многих странах на трасты возложена обязанность не только простой аккумуляции фин. ресурсов, но и их умножения путем размещ. опред. % ср-в спец. фондов на депозитн. счета банков и приобрет-я акций и др. ценных бумаг.
Госуд. трастовские спец. структуры в отличие от частных организаций имеют свои бюджеты, кот. рассматр. как дополнение к госбюджету, как спец. счет казначейства. Отнош. м/у госбюджетом и трастовскими фондами строятся на фин.-контрактных отношениях.
41. Теории обществ. благосостояния.
Классическая:
    исслед-е общ. бог-ва с позиции его пр-ва
    максимизация индивид. благосост-я ведет к максимизации эк. благосост-я всего общ-ва. Оно достиг-ся благодаря действиям свободного конкурентного рынка
    общ. бог-во сводится к вещественному; исслед-ся теория производительного труда, затраченного на мат. пр-во.
Пример классич. теории - теория ф-ров пр-ва.
    труд, капитал, земля - триединая формула общ. бог-ва
    справедливость достиг-ся при распределении бог-ва между собственниками ф-ров пр-ва
    эффективность определ-ся путем превышения стоимости производства продукта над затратами использования ф-ров
    все ф-ры пр-ва эк-ки равнозначны и взаимозаменяемы, ур-нь з/п опред-ся "железным законом", но "эк. законы пр-ва отлич-ся от законов распредел-я бог-ва"(Дж. Милль)
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.