Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Оценка рентабельности продукции ГП «Полоцкий винодельческий завод» и пути её повышения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 УО  «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 

Кафедра экономики промышленных предприятий 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине: Экономика предприятия отрасли
на тему: Оценка рентабельности продукции ГП «Полоцкий винодельческий завод» и пути её повышения 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студент
ФМ, 4 курс, ДКП-1                          (подпись
                                                              (дата) 
 

Руководитель                                 (подпись) (оценка
                                                            (дата) 
 
 
 
 
 

МИНСК 2009
 


РЕФЕРАТ 

Курсовая  работа: 35 с.,  2 рис., 8 табл., 19 источников, 2 приложения. 

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ, ПРОДУКЦИЯ, ПРИБЫЛЬ, СЕБЕСТОИМОСТЬ, МАРЖИНАЛЬНЫЙ ДОХОД, АНАЛИЗ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, РОСТ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ, МОДЕРНИЗАЦИЯ. 

Объект  исследования – рентабельность продукции ГП «Полоцкий винодельческий завод»
Цель  работы – проанализировать рентабельность продукции предприятия и найти пути повышения данного показателя.
Методы  исследования – сравнительный анализ, метод группировок, экономико-математические, дедукции и индукции, графический анализ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения  и концепции сопровождаются ссылками на их автора. 

    
     (подпись студента)
СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение …………………………………………………………………..    4
1 Методологические основы анализа и расчета рентабельности
 продукции …………………………………………………………………   6

1.1Рентабельность как один из важнейших

показателей эффективности хозяйственной деятельности

предприятия………………………………………………………………….6

1.2Методология  расчёта рентабельности продукции, 

прибыль и себестоимость как важнейшие  элементы рентабельности…9

2  Aнализ рентабельности продукции ГП «Полоцкий винодельческий
 завод»………………………………………………………………………..14
2.1 Характеристика  предприятия ГП «» Полоцкий  винодельческий 
завод»………………………………………………………………………...14
2.2.1 Анализ  рентабельности продукции «Полоцкого
 винодельческого  завода» за 2008 год……………………………………16
2.2.2 Анализ  рентабельности продукции за 2007-2008 года,
 динамика  рентабельности…………………………………………………19
2.2.3 Рентабельность  отдельных видов продукции……………………….20
2.2.4 Анализ  рентабельности маржинальным методом………………...22

3 Пути  повышения рентабельности на  ГП «Полоцкий винодельческий 

завод»  ………………………………………………………………………..24

3.1. Общие  факторы роста рентабельности……………………………...24

3.2 Пути повышения  рентабельности на ГП «Полоцкий  винодельческий завод» ……………………………………………………………………...…26
Заключение …………………………………………………………………..31
Список использованных источников ………………………………………32
Приложение А  Основные финансовые показатели предприятия…...……34
Приложение Б  Паспорт Предприятия …………………………………...…35 

    Введение
 
    Рыночная  экономика в Республике Беларусь  набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция  как основной механизм регулирования  хозяйственного процесса. Рыночная экономика по своей сущности является средством, стимулирующим рост производительности труда и всемерное повышение эффективности производства.
    В рыночной экономике предприятия  выступают, как самостоятельные  и равноправные субъекты экономической  деятельности и зависят, только от результатов  своей экономической деятельности.
    То, как предприятие будет действовать  на рынке и каковы будут результаты его деятельности, зависит не только от технических условий производства, но и от того, кто принимает решение, какую ответственность несет  и какие цели преследует.
    Рыночная  экономика требует от предприятия  повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции  и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных  форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации  предпринимательства, инициативы и  т.д.   
    Важная  роль в реализации этой задачи отводится  анализу финансово-хозяйственной  деятельности предприятий. С его  помощью вырабатываются стратегия  и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения  эффективности производства, оцениваются  результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.
       Обобщающим результативным показателем  производственно-финансовой деятельности  промышленного предприятия и  источником финансовых накоплений  является прибыль. В экономической  литературе приводится много  убедительных доказательств важной  роли прибыли как показателя, который выражает долгосрочные  цели развития хозяйственной  деятельности промышленного предприятия,  достигнутый эффект выступает  стимулом к повышению результативности  работы, основой расширенного производства.
    Однако  для оценки эффективности работы промышленного предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли. Необходимо сопоставлять прибыль и  производственные фонды, с помощью  которых она создана. Таким показателям  является рентабельность. Показатель рентабельности взаимосвязан со всеми  показателями эффективности производства, в частности, с себестоимостью продукции, фондоемкостью продукции и скоростью  оборачиваемости капитала. Поэтому  рентабельность можно назвать инструментом управления эффективностью предприятия.
    Исходя  из вышеизложенного,  актуальность выбранной темы курсовой работы «Анализ  рентабельности продукции предприятия  и пути её повышения» обусловлена необходимостью развития предприятия в условиях рыночной экономики и важностью данной проблемы для страны в целом.
       Цель данной работы – выявить  значение такой экономической  категории как рентабельность, проанализировать  показатель рентабельности продукции  для выбранного предприятия и  предложить путь повышения данного  показателя.
    Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:
      - Рассмотреть теоретические и  методологические вопросы рентабельности  продукции.
      - Проанализировать хозяйственную  деятельность ГП «Полоцкий винодельческий  завод», сделать выводы на основание  данного анализа
      - Предложить пути повышения рентабельности  продукции для предприятия, проанализировать  их возможное влияние на общие  показатели.
    В работе будет использована учебная  литература белорусских и российских авторов, периодические издания  Республики Беларусь, а так же аналитические  интернет-издания. В работе будут  использованы труда таких авторов  как Базылев, Савицкая, Юденко, Черкасова  и др.

    1 Методологические основы анализа и расчета рентабельности продукции

    1.1 Рентабельность как один из важнейших показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия

       Проблема  эффективности занимает одно из центральных  мест среди совокупности проблем, стоящих  перед обществом. Она волнует  экономическую науку и хозяйственную  практику на протяжении многих столетий. Особенно актуальной эта проблема становится на современном этапе развития экономики в связи с ростом дефицита сырьевых ресурсов, ужесточением конкуренции, глобализацией бизнеса, увеличением предпринимательских рисков.
            В "рыночной экономике" выживают  и успешно функционируют только  те предприятия, которые соизмеряют  свои доходы с затратами и  величиной вложенного капитала, которые производят конкурентоспособную  продукцию и не производят  больше, чем можно продать. Ориентация  деятельности только на "вал", на выполнение намеченных программ  любой ценой - это заведомый  путь к банкротству. Для успешного  функционирования каждый хозяйствующий  субъект должен стремиться к  повышению эффективности своей  деятельности на основе рационального  использования ресурсного потенциала, увеличения прибыльности производства, улучшения качества реализуемой  продукции. 
         В связи с этим изменяется  подход к оценке эффективности  функционирования предприятия. 
            В "командной экономике", ориентированной  на увеличение объемов валового  производства, основное внимание  уделялось таким показателям  эффективности, как производительность  труда и фондоотдача. В рыночной  экономике, где целевой функцией  хозяйствующего субъекта является  максимизация прибыли, на первое  место выходит финансовый блок  показателей эффективности, в  основе которых лежит прибыль.
       Получение прибыли является результатом вложения капитала в активы, использование которых принесло экономическую выгоду. Абсолютная сумма прибыли, полученная предприятием, характеризует финансовую результативность его деятельности, но не позволяет проанализировать достаточность полученного эффекта. Для собственников, менеджмента предприятия, его персонала, государства, инвесторов, кредиторов, иначе говоря, для всех возможных участников распределения и использования полученной прибыли важна не только ее величина, но и уровень доходности деятельности предприятия. При прочих равных условиях вложение средств или работа на более доходном предприятии даст, в конечном итоге, возможность получить более высокие дивиденды, премии, снизить риск невозврата кредитных ресурсов, а фискальная система страны получит больше налогов.
       Отсюда, изучая конечные финансовые результаты деятельности предприятия, важно анализировать не только динамику, структуру, факторы и резервы роста прибыли, но и соотношение эффекта (прибыли) с имеющимися или использованными ресурсами, а также с доходами предприятия от его обычной и прочей хозяйственной деятельности. Необходимость данного сравнения можно также объяснить тем, что многие предприятия, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют различные объёмы товарооборота, разные издержки ресурсы.
       Любая целесообразная деятельность человека связана с проблемой эффективности. В любом случае эффективность определяется рачительностью, экономичностью хозяйствования и измеряется результатами, полученными от каждой единицы использованного ресурса (фактора) производства.
       Эффективность производства характеризует его  результативность, которая находит свое выражение в росте благосостояния населения страны. Следовательно, эффективность производства можно определить как оптимальное использование ресурсов в сопоставлении с общественными потребностями [1].
       Для выяснения сущности экономической  эффективности производства, определения ее критерия и показателей необходимо различать содержание понятий «эффективность» и «эффект».
      Эффект  – абсолютная величина, обозначающая достигаемый результат какого-либо процесса. Экономический эффект – это результат человеческого труда, создающего материальные блага. Безусловно, результат сам по себе очень важен, но не менее важно знать, какими затратами он достигнут. Поэтому соизмеримость эффекта и затрат на его достижение является основой экономической эффективности. Помимо абсолютной величины эффекта необходимо знать и его относительную величину, исчисляемую посредством деления общего результата (эффекта) на затраты ресурсов, обусловивши получение прибыли [2, с.114].
       Следовательно, эффективность выражает степень  эффекта и в самом общем виде выражается формулой: 

,                                                           (1.1)
где  Р – результаты производства;
     З – затраты на получение данного результата.
       [3, c.15]
       Для оценки уровня эффективности функционирования предприятия чаще всего используют относительные показатели — показатели рентабельности (доходности, прибыльности).
       Рентабельность  — это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.), выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют для оценки эффективности деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании [4, с. 5-11].
       Соотношение прибыли с авансированной стоимостью или текущими издержками выражает рентабельность. В наиболее широком понятии рентабельность означает прибыльность или доходность:
       • производства и реализации отдельных видов и всей совокупности продукции (работ, услуг);
       • предприятий, организаций как субъектов хозяйственной деятельности;
       • отраслей экономики.
       Рентабельность  непосредственно связана с величиной  прибыли. Однако ее нельзя отождествлять с абсолютной суммой полученной прибыли. Рентабельность — это относительный показатель, отражающий уровень доходности и измеряемый как коэффициент или в процентах [5].
         Рентабельность – это степень доходности, выгодности, прибыльности. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т. д.), выгодность производства отдельных видов продукции (работ, услуг). Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Многообразность вариантов решений, принимаемых при определении прибыли, текущих издержек, авансированной стоимости для расчета рентабельности обусловливают наличие значительного количества ее показателей. [1]
         Резюмируя всё вышесказанное, рентабельность можно определить как показатель эффективности предприятия, выражающий относительную величину прибыли и характеризующий степень отдачи средств, используемых в производстве.
       Роль  и значение показателя рентабельности заключатся в следующем:
    этот показатель является одним из основных критериев оценки эффективности работы предприятия;
    повышение рентабельности характеризует цель предприятия любой отрасли в рыночной экономике;
    рентабельность – результативный, качественный показатель деятельности предприятия;
    рост рентабельности способствует повышению финансовой устойчивости предприятия;
    увеличение рентабельности обеспечивает победу предприятия в конкурентной борьбе и способствует выживанию предприятия в рыночной экономике;
    рентабельность имеет важное значение для собственников (акционеров и учредителей), так как при её увеличении возрастает интерес к данному предприятию, растёт цена акции;
    кредиторов и заёмщиков денежных средств уровень рентабельности интересует с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, снижения риска невозврата заёмных средств, платёжеспособности предприятия;
    динамика рентабельности предприятия изучается налоговыми службами, фондовыми биржами, министерствами;
    для предпринимателей показатель рентабельности характеризует привлекательность бизнеса в данной сфере.

1.2 Методология расчёта рентабельности продукции, прибыль и себестоимость как важнейшие элементы рентабельности

     Важнейшими  показателями конечных результатов  и совокупной эффективности производства в условиях рыночной экономики являются прибыль и рентабельность (прибыльность). Управление рентабельностью (планирование, обоснование и анализ-контроль) находятся  в центре экономической деятельности предприятий, работающих на рынок. Уровень  рентабельности зависит прежде всего  от величины прибыли и размера  затрат и применяемых ресурсов. Прибыль в условиях рынка - это конечная цель и движущий мотив производства на предприятии. Оптимальным дополнением к показателю  прибыли явилось бы выделение, в том числе удельного веса увеличения прибыли, полученной за счет снижения себестоимости. Следует также отметить, что по мере формирования цивилизованных рыночных отношений у предприятия останется лишь один путь увеличения прибыли - увеличение объема выпуска продукции, снижение затрат на ее производство.
     Прибыль – это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредственно получают предприятия. Только после продажи  продукции чистый доход принимает  форму прибыли.
     При оценке величины прибыли различают  валовую (балансовую) прибыль, прибыль  от реализации продукции, чистую (расчетную) прибыль. Прежде чем приступить к  рассмотрению вопросов анализа рентабельности следует дать понятия основных  терминов и определений.
     Валовой объем реализации (валовой доход) это стоимость отгруженной продукции и выполненных работ, включая налоги и прочие платежи.
     Чистый  объем реализации это валовой объем реализации за вычетом косвенных налогов и сборов, включенных в продажную цену товара . Чистый объем реализации называют иначе выручкой от реализации или чистым доходом.
      Валовая (балансовая) прибыль это разность между чистым объемом реализации и себестоимостью реализованной продукции, включая коммерческие и управленческие расходы. Иными словами, валовая (балансовая) прибыль определяется по результатам всей производственно- хозяйственной деятельности на основе баланса доходов и расходов как алгебраическая сумма прибыли от реализации продукции основной деятельности; прибыли (убытков) от прочей реализации товаров и услуг, продукции подсобного сельского хозяйства, реализации излишних товарно-материальных ценностей, а также реализации работ и услуг непромышленного характера (автотранспорта, лесозаготовок, реализации на сторону электроэнергии и др); прибыли (убытков) от внереализационных операций - штрафы, пени, неустойки, убытки от списания безнадежных долгов, стихийных бедствий и т. п.; доходы от реализации ценных бумаг (акций, облигаций).
     Прибыль от реализации продукции рассчитывается как разность между величиной  реализованной продукции в действующих  оптовых ценах и затратами  на ее производство и реализацию, включаемыми  в себестоимость.
     Чистая  прибыль это разность между валовой балансовой прибылью и налогом на прибыль. Более точное значение чистой прибыли получается, если из балансовой прибыли вычесть не только сумму налога на прибыль, но и другие платежи в бюджет за счет чистой прибыли (выделение таких платежей в формах финансовой отчетности не предусмотрено, поэтому эту информацию следует получать из оборотно-сальдового баланса предприятия при условии, что такие платежи собираются на отдельном субсчете)[6, с15-25].
     Для оценки эффективности работы промышленного  предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли.
       В экономической литературе приводится большое количество показателей  рентабельности. Каждый их них играет определённую роль в оценке эффективности  деятельности предприятия. На практике следует использовать систему показателей  рентабельности.
       Для расчета уровня доходности предприятия  все показатели рентабельности могут  быть объединены в следующие группы:
       1.показатели, базирующиеся на затратном подходе (рентабельность продукции, рентабельность операционной деятельности, рентабельность инвестиционной деятельности и отдельных инвестиционных проектов, рентабельность обычной деятельности);
       2. Показатели, характеризующие прибыльность продаж (валовая рентабельность продаж и чистая рентабельность продаж);
       3. показатели, в основе которых  лежит ресурсный подход (рентабельность  совокупных активов или общая  рентабельность, рентабельность операционного  характера, рентабельность основного  капитала, рентабельность оборотного  капитала, рентабельность собственного  капитала и др.).
       Наиболее  распространенными показателями в  практике отечественных предприятий являются:
       • рентабельность продукции - определяется как отношение прибыли предприятия (прибыли от реализации продукции или чистой прибыли) к себестоимости продукции (изготовленной, товарной или реализованной);
             • рентабельность изделия - определяется как отношение прибыли, закладываемой в цену изделия, к себестоимости изделия[7, с.29]. 

    Рентабельность  продукции (Rпр) характеризует отдачу затрат и используется при контроле за прибыльностью (убыточностью) производства продукции:
    ,                               (1.2)
Где С- себестоимость продукции. 

    Рентабельность  отдельных видов продукции (Rnj) характеризуется прибыльность различных видов продукции:
 
    ,                               (1.3)
Где Ппнj – прибыль по изделию j;
Сj – себестоимость по изделию j.
[8, с.81]
          Важнейшей экономической категорией, влияющей как на прибыль так  и на рентабельность продукции,  является себестоимость. 
    Себестоимость - это финансовые затраты предприятия, направленные на обслуживание текущих  расходов по производству и реализации товаров и услуг. Себестоимость  включает в себя издержки на материалы, накладные расходы, энергию, заработную плату, амортизацию и т.п. Согласно действующему законодательству РБ, себестоимость  учитывается при определении  налогооблагаемого дохода.
Себестоимость
    Себестоимость продукции формируется непосредственно  на предприятии. Она отражает индивидуальные затраты и условия производства, конкретные результаты хозяйствования данного производственного коллектива. Поэтому себестоимость одного и  того же вида продукции на разных предприятиях неодинакова. При ценообразовании  в качестве базы берётся, как правило, среднеотраслевая себестоимость, представляющая собой средневзвешенную величину затрат на производство данного вида продукции  в масштабах отрасли.
      Важное место в хозяйственной  деятельности предприятия играет  планирование себестоимости. Основной целью планирования себестоимости является выявление и использование имеющихся резервов снижения издержек производства и увеличение внутрихозяйственных накоплений для того чтобы увеличить рентабельность предприятия. Снижая издержки производства в результате сбережения прошлого и живого труда, промышленность добивается наряду с ростом накоплений увеличения объема выпуска продукции. Планы по себестоимости должны исходить из прогрессивных норм затрат труда, использования оборудования, расхода сырья, материалов, топлива и энергии с учетом передового опыта других предприятий. Только при научно организованном нормировании затрат можно выявить и использовать резервы дальнейшего снижения себестоимости продукции.
    Плановая  себестоимость определяется путем  технико-экономических расчетов величины затрат на производство и реализацию всей товарной продукции и каждого  вида изделий. В зависимости от характера  производства применяется ряд показателей, характеризующих себестоимость  продукции.
    При выпуске одного вида продукции себестоимость  единицы этой продукции является показателем уровня и динамики затрат на ее производство. Для характеристики себестоимости разнородной продукции  в планах и отчетах используются показатели снижения себестоимости  сравнимой товарной продукции и  затрат на 1 руб. товарной продукции. План предприятия содержит также сводную  смету затрат на производство и плановые калькуляции себестоимости отдельных  изделий.
    Показатель  затрат на 1 руб товарной продукции  определяется исходя из уровня затрат на производство товарной продукции  по отношению к стоимости продукции  в оптовых ценах предприятия.
           (1.4)
      Показатель затрат на 1 руб. товарной  продукции не только характеризует  планируемый уровень снижения  себестоимости, но и определяет  также уровень рентабельности  товарной продукции. Его величина  зависит как от снижения себестоимости  продукции, так и от изменения  оптовых цен, ассортимента и  качества продукции. План по  себестоимости промышленной продукции  составляется по единым для  всех прдприятий правилам, установленным  в инструкциях по планированию, учету и калькулированию себестоимости промышленной продукции. В этих инструкциях содержится перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции, и определяются способы калькулирования себестоимости.
    Каждое  предприятие должно стремиться к  снижению себестоимости.
    Решающим  условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная  механизация и автоматизация  производственных процессов, совершенствование  технологии, внедрение прогрессивных  видов материалов позволяют значительно  снизить себестоимость продукции.
    Серьезным резервом снижения себестоимости продукции  является расширение специализации  и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством  себестоимость продукции значительно  ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших  количествах. Развитие специализации  требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.
    Снижение  себестоимости продукции обеспечивается прежде всего за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаютя затраты труда  в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и  удельный вес заработной платы в структуре себестоимости [9]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 Aнализ рентабельности продукции ГП «Полоцкий винодельческий завод» 

    2.1 Характеристика предприятия ГП «» Полоцкий винодельческий завод» 

       Государственное предприятие «Полоцкий винодельческий завод», полное название коммунальное унитарное производственное предприятие «Полоцкий винодельческий завод»
    Основной  вид деятельности – производство алкогольных напитков.
    Основной  целью предприятия является - снижение затрат на производство продукции, получение  прибыли, освоение новых видов продукции  для удовлетворения покупательского  спроса населения.
    Проектная мощность Государственного предприятия "Полоцкий винодельческий завод"
          Линия розлива № 1 и № 2    -  6000 бут\час
          Участок переработки  плодов и ягод   - 5,4 тонн
          К объектам основного  производственного назначения относятся:
          - участок переработки  с\х сырья и обработки сброженно-спиртованных  соков, фильтрации и обработки  и приготовления виноматериалов;
          - участок розлива  № 1;
          - участок розлива  № 2.
          Объекты подсобного производственного и обслуживающего назначения:
          - материальный склад;
          - склад готовой  продукции № 1;
          - склад готовой  продукции № 2;
          - транспортный  участок;
          - тарный участок;
          - ремонтно-механический  участок;
          - энергетический  участок;
          - ремонтно-строительный  участок;
          - производственная  лаборатория. 
              Водой предприятие обеспечивается предприятием «Водоканал». Объем водопотребления определяется по приборам учета.
            Снабжение электроэнергией производится от электроснабжающей организации «Витебскэнерго».
    Снабжение паром и горячей водой производится филиалом РУП «Витебскэнерго» Полоцкая ТЭЦ.
    В соответствии с решением облисполкома № 744 от 04.11.2005 с декабря 2005 к заводу на правах филиала был присоединен  «Полоцкий консервный завод».
    Фактическое состояние основных производственных фондов предприятия характеризуется таблицей 2.1 
 

    Таблица 2.1 - Состав и степень  износа основных средств  предприятия по основному  виду деятельности за 2008г 

№№ пп
Вид основных     средств
Восстанов. стоимость
млн.руб.
Уд.вес     %
Остаточная стоимость
млн.руб.
% износа
    1.     Здания     6873     38,9     3075     55,3
    2.     Сооружения     516     2,9     231     55,2
    3.     Передаточные  устройства     293     1,7     69     76,5
    4.     Машины  и оборудование     8707     49,3     2818     67,6
          в т.ч.     рабочие машины и оборудование
    8234     94,6     2635     68,0
          Силовые машины и оборудование     253     2,9     115     54,5
          Измерительные приборы     220     2,5     68     69,1
    5.     Транспортные  средства     1208     6,8     234     80,6
    6.     Прочие  виды основных средств     76     0,4     6     92,1
          Всего:     17673     100     6433     63,6
    Примечание  – Источник: Бизнес-план предприятия  [10, с.13]
    Как видно из таблицы, износ рабочих  машин и оборудования составляет 67,6%, т.е. он превышает критический  уровень изношенности активной части  основных производственных фондов, считающейся  критическим для промышленных предприятий. Коэффициент изношенности оборудования составляет 63,6%.
          Как видно из таблицы  «Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия за предшествующий периодПРИЛОЖЕНИЕ А в 2006-2008 годах имеет место увеличение объема производства в натуральном выражении по основным номенклатурным группам.
          В стоимостном выражении  наблюдается рост объемов производства по отношению к предыдущем годам, также выросла выручка от реализации продукции.
          В 2008 году удельный вес  денежных поступлений в общей  сумме выручки достиг показателя равного 75,1%, что на 14,1% выше, чем в 2007 году.
          Финансовое состояние  предприятия характеризуется следующими коэффициентами:
    Коэффициент текущей ликвидности, характеризующий  общую обеспеченность предприятия  собственными оборотными средствами для  ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств организации по состоянию на 01.01.2009 г. почти достиг уровня нормативного значения, что говорит об обеспеченности завода собственными оборотными средствами и своевременности погашения срочных обязательств завода.
    Коэффициент обеспеченности собственными оборотными  средствами, характеризующими наличие  у предприятия собственных оборотных  средств, необходимых для обеспечения  его финансовой устойчивости, по состоянию  на 01.01.2009 г. достиг нормативного значения, что говорит о финансовой устойчивости предприятия.
    На  основании вышеперечисленных коэффициентов  можно сказать, что структура  бухгалтерского баланса Государственного предприятия "Полоцкий винодельческий завод" на 01.01.2009 г. считается удовлетворительной, а предприятие платежеспособным [10, с.3-9].Более подробную информацию можно рассмотреть в ПРИЛОЖЕНИЕ Б. 

    2.2.1 Анализ рентабельности продукции «Полоцкого винодельческого завода» за 2008 год 

           В данной главе будет проведён  анализ рентабельности продукции  предприятия, так же будет рассмотрена  рентабельность 1 вида продукции,  кроме того будет рассмотрен способ расчёта рентабельности продукции пропорционально маржинальному доходу.
    Применение  такого показателя как рентабельность продукции наиболее рационально  при внутрихозяйственных аналитических  расчетах, при контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых  видов продукции и снятии с  производства неэффективных изделий.
            Во всех расчетах будем использовать  классическую формулу (1.2) для определения рентабельности продукции:
    ,        (1.2)
    Где Ппн – прибыль после налогооблажения,
    С-себестоимость  реализованной продукции.
        В начале рассмотрим динамику  изменения рентабельности прибыли  по месяцам года, на примере  2008г., данный представлены в таблице  2.2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 2.2  - Рентабельность продукции  за 2008 г по месяцам
Месяц Товарная  в действ. ценах млн. руб. Себестоимость Прибыль Рентабельность, %
Млн. руб. Млн.руб
По  статистике За минусом  скидок   По статистике За минусом  скидок По  статистике За минусом  скидок
Январь 1426,00 1351,00 1102,00 324,00 249,00 29,40 22,60
Февраль 1286,00 1220,00 1060,00 226,00 160,00 21,32 15,09
Март 1506,00 1433,00 1158,00 348,00 275,00 30,05 23,75
Апрель 1577,00 1493,00 1219,00 358,00 274,00 29,37 22,48
Май 1695,00 1603,00 1330,00 365,00 273,00 27,44 20,53
июнь 1704,00 1616,00 1356,00 348,00 260,00 25,66 19,17
Июль 1456,00 1367,00 1172,00 284,00 195,00 24,23 16,64
Август 1493,00 1409,00 1005,00 488,00 404,00 48,56 40,20
Сентябрь 1517,00 1416,00 1060,00 457,00 356,00 43,11 33,58
Октябрь 1373,00 1290,00 1089,00 284,00 201,00 26,08 18,46
Ноябрь 1450,00 1364,00 1276,00 174,00 88,00 13,64 6,90
Декабрь 1226,00 1151,00 1156,00 70,00 -5,00 6,06 -0,43
Итого за год 17709,00 16713,00 13983,00 3726,00 2730,00 26,65 19,52
    Примечание  – Источник: финансовая отчётность предприятия
    В таблице введена графа «за  минусом скидок» так как при  заключение договоров оптовым организациям следует обратить внимание на п.2.5 постановления  Минэкономики РБ от 22.04.1999 №43, согласно которому организации производители  и импортёры при реализации произведённой  продукции (товаров, работ, услуг) имеют  право предоставлять покупателю скидки, в данном случае предприятие-изготовитель при предоставление организациям торговли скидок с сформированной отпускной  цены [11, с.73]. В 2008 г Полоцкий винзавод предоставлял скидки в размере 5.3% и 5.4%. Поэтому в работе будут рассматриваться именно показатели за минусом скидок (это позволяет более объективно оценивать рентабельность продукции, однако занижает такие показатели как прибыль и рентабельность)
        Из таблицы видно что на  протяжение года рентабельность  продукции существенно колеблется, от 40.2% до -0.43%, это можно объяснить  прежде всего сезонностью производства  и заготовки виноматериалов, а  так же с изменением себестоимости  на протяжении года, особенно  цены на материалы, так в  августе цены на виноматериал  наименьшие(используются остатки  прошлого сезона), что позволяет  достичь рентабельности в 40.2%, это подтверждает таблица2.3: 

Таблица 2.3  - Доля себестоимости  в выручке
месяц Выручка от реализации, млн. руб Себестоимость продукции, млн. руб Доля себестоимости  в выручке, %
январь     1351     1102 81,56921
февраль     1220     1060 86,88525
март     1433     1158 80,80949
апрель     1493     1219 81,64769
май     1603     1330 82,96943
июнь     1616     1356 83,91089
июль     1367     1172 85,73519
август     1409     1005 71,32718
сентябрь     1416     1060 74,85876
октярь     1290     1089 84,4186
ноябрь     1364     1276 93,54839
декабрь     1151     1156 100,4344
 
       

    Диаграмма 2.1 – Уровень рентабельности за 2008 год.
    Примечание  – Источник: собственная разработка на основании таблицы .
    Из  диаграммы 2.1 отчётливо видно, что  на протяжении большей части года, рентабельность находится в пределах от 18% до 23%, здесь незначительную роль играет изменение себестоимости, так  как используется заготовленное  сырьё, однако начина сентября месяца рентабельность уменьшается, так как  сырьё прошлого года уже использовано, а сырьё текущего года ещё не приготовлено, для дальнейшего использования  в связи с этим себестоимость  резко возрастает, так же играет важную роль то, что в декабре  месяце наблюдается резкая загруженность  складов, связанная с новогодними праздниками, так как напитки производимые заводами относятся к категории дешёвых вин. 

    2.2.2 Анализ рентабельности  продукции за 2007-2008 года, динамика рентабельности 

        Теперь проанализируем изменение  рентабельности за 2007г. , 2008г. и  1-2 квартал 2009г., при помощи таблицы  2.4
Таблица 2.4 – Динамика изменения  рентабельности за 2007-2009 гг   
      2007 г. 2008г. 1-2 квартал 2009 г. Темп роста 2007-2008 г %
Выручка от реализации, млн.руб 13621 16713 8822 122,7002
Себестоимость продукции, млн.руб 10477 13983 7410 133,4638
Прибыль, млн. руб 3144 2730 1412 86,83206
Рентабильность, % 30,01 19,52 19,06 65,04499
    Примечание  – источник: финансовая отчётность предприятия.
    Как видно из таблицы2.4 выручка от реализации в 2008 году возросла по сравнению с 2007 годом на 22.7% это можно объяснить  частично с тем, что были введены  новые производственные мощности (20тыс  дал), так же после 2007 года остался  значительный остаток виноматериалов, который позволил частично  работать предприятию в 2008 году на сырье прошлого года, одновременно с тем себестоимость  продукции тоже возросла, однако не в пропорциональном размере. В 2007 года доля себестоимости в выручке  бы 10477/13621=0,769, а в 2008 этот показатель возрос и стал 13983/16713=0,837, что является негативным явлением в развитии предприятия, так как увеличение доли себестоимости влечёт за собой снижение прибыли предприятия, и соответственно снижение рентабельности, из таблицы видно, что прибыль снизилась на 13.17%, а рентабельность снизилась на 34,96% по сравнению с 2007 годом.
        За первые два квартала 2009года  показатели очень похожи на  первые 2 квартала 2008 года, соответственно  можно сделать вывод, что если  предприятие не произведёт какие-либо  изменения в процессе производства  и реализации продукции, то  годовые показатели будут на  уровне 2009 года.
        Проведём факторный анализ изменения  рентабельности за 2008-2009 год.
    Так как формула расчета рентабельности выглядит следующим образом    (1.2)
    Значит будет проводиться анализ двухфакторной модели, методом цепных подстановок,
    Rбаз=Ппн(баз)/Себестоимость(баз)*100%= 3144/10477*100%=30.1%
 
 
    R(усл)=Ппн(отч)/Себестоимость(баз)*100%=2730/10477*100%=26,06%
 
 
    R(отч)=Ппн(отч)/Себестоимость(отч)*100%=2730/13983*100%=19,52%
 
 
    ?R=R(отч)-R(баз)= 19.52% - 30.1%= - 10,58% (2.4)
 
         Уменьшение рентабельности, исчисленной  по прибыли после налогообложения  к себестоимости реализованной  продукции произошло за счёт:
        -уменьшения  прибыли от реализации:
        ?Rпр=R(усл) – R(баз)=26.06%-30.1%= -4.04%     (2.5) 

        - изменения себестоимости реализованной  продукции:
        ?Rс=R(отч)-R(усл)= 19,52%-26,06%= -6,54%       (2.6)
        [12, с.100] 

    2.2.3 Рентабельность отдельных  видов продукции 

       Немаловажное место в оценке  эффективности деятельности предприятия  занимает оценка рентабельности  отдельно взятого вида продукции,  так как это позволяет руководству  предприятия представить более  подробно ситуацию с реализацией,  определить какой вид продукции  нуждается в снятие с производства, какой в доработке, какой продукт  следует производить в больших  количествах, так как он пользуется  спросом у населения.
        Я проведу анализ двух видов  продукции, с высокой рентабельностью  и с низкой рентабельностью.
         В начале я рассмотрю рентабельность  плодово-ягодного вина «Водар  Мяты» ёмкостью 0.7л, основные данные  для расчёт приведены в таблице  2.5
Таблица 2.5 – показатели производства и реализации вина «Водар мяты»
    показатель     2007г     2008г
выручка от реализации тыс руб 179201,2 187246,2
объём выпуска, бут. 68923,54 74898,48
Цена, тыс руб     2,6     2,5
Себестоимость, тыс руб 143417,7 148417,7
Себестоимость 1 быт, тыс руб 2,080824 1,981585
Прибыль, тыс руб 35783,48 38828,48
Рентабельность, % 24,95053 26,16162
    Для того чтобы сделать факторный  анализ, надо внести изменения в  имеющуюся формулу (1.2), так как будем рассматривать рентабельность 1 вида продукции, то целесообразно формулу преобразовать в формулу ,(2.7)
    где Цб- цена бутылки,
    Сб  – себестоимость 1 бутылки;
    данная  формула нам позволит посмотреть как влияет на рентабельность изменение  цены продукции и изменение себестоимости  продукции.
    R(баз)=(Цб-Сб)/Сб*100%=(2,6-2,08)/2,08*100%=25%
 
    
    R(усл)=(Цотч-Сб)/Сб*100%=(2.5-2,08)/2,08*100%=20,19%
 
    
    R(отч)=(Цотч-Сотч)/Сотч*100%=(2,5-1,98)/1,98*100%=26,26%
    Получаем, что рентабельность в целом увеличилась  на 26.16%-25%=1,26%, в том числе за счёт снижения  цен уровень рентабельности уменьшился на 4,81% , однако за счёт снижения себестоимости 1 единицы продукции, рентабельность возросла на 26,26%-20,19%=6.07%.
        Аналогично рассмотрим и проанализируем  рентабельность вина плодово-ягодного  ёмкостью 0.5л., данные в таблице  2.6
Таблица 2.6 - показатели производства и реализации вина «Вишнёвый сад»
    
    Показатель     2007 год     2008 год
Выручка от реализации, тыс руб     145632,8     147551,6
Объём выпуска, бут.     79148,26     79456,97
Цена, тыс руб     1,84     1,857
Себестоимость, тыс руб     143248,2     152043,8
Себестоимость 1 бут. Тыс руб     1,809872     1,913536
Прибыль, тыс руб     2384,6     -4492,2
Рентабельность, %     1,664663     -2,95454
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Примечание  – Источник: финансовая отчётность предприятия
    Рассчитаем  влияние факторов на рентабельность данного вида продукции, аналогично первому примеру:
    R(баз)=(1,84—1,81)/1,81*100%=1,66%
    R(усл)=(1,86-1,81)/1,81*100%=2,76%
    R(отч)=(1,857-1,91)/1,91*100%=-2,95%
       Получаем, что рентабельность снизилась  на -2,95%-1,66%= -4.61%, в том числе за  счёт увеличения цен, рентабельность  увеличилась на 1.1%, однако рентабельность  снизилась за счёт увеличение  себестоимости единицы продукции  на 5.71%  (-2,95%-2,76%) [13, с. 163].
       Таким образом видим, что рентабельность  первого продукта увеличилась,  даже не смотря на снижение  цены, однако себестоимость продукта  снизилась, что позволило рентабельности  возрасти на 1.26%, это можно объяснить тем, что вино «Водар мяты» производится из яблок, и благодаря большому урожаю данного растения, себестоимость была существенно снижена. Поэтому не трудно понять, что выпуск данного продукта целесообразно увеличить.
       В противоположность первому  примеру второй, видно что в  2007 году рентабельность продукции  ещё была положительная, хотя  и незначительно, однако из-за  увеличения себестоимость, производство  данного вида продукта стало  убыточным, соответственно целесообразно  убрать данный напиток из ассортимента. Так же стоит отметить что  виноматериал из вишни, заметно  дороже чем яблочный виноматериал, соответственно предприятию стоит  выпускать данный вид продукции,  только когда наблюдается высокий  урожая вишни, и её закупочная  цена – наименьшая. 

    2.2.4 Анализ рентабельности  маржинальным методом 

    В последнее время большое внимание уделяется вопросам распределения  косвенных расходов. Правильное отнесение  их на конкретные виды продукции позволяет  определить достоверную себестоимость  каждого изделия, что имеет исключительно  важное значение для выявления конкурентоспособности  продукции, ценообразования и принятия обоснованных управленческих решений.
        Косвенные  - расходы, которые  нельзя прямо отнести на конкретный  вид продукции, они распределяются  между видами продукции пропорционально  какой-то базе.
      Так Министерство промышленности  РБ, позволило отдельным стабильно  работающим предприятиям, рентабельность  реализованной продукции которых  по итогам каждого месяца на  протяжении года, предшествующего  планируемому, не опускалась ниже 5%) распределение общецеховых и  других косвенных расходов, осуществлять  пропорционально маржинальному  доходу на единицу продукции [14, с. 43-44], [15, c. 45].
      Рассмотрим порядок проведения  маржинального анализа рентабельности  за 2008г., в таблице 2.7 приведены  необходимые данные
Таблица 2.7 – Маржинальный анализ прибыли и рентабельности
    Показатель     Ед. изм     Значение  показателя
    производство     реализация
    Объём продукции, VP     Дл     64796,5     68989,02
Цена  реализации(за минусом косвенных  налогов) Цп Руб     24488,71     24488,71
Цена  реализации (за минусом косвенных  налогов и скидок) Цф
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.