На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Психологический аспект жестокого обращения с детьми

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

Введение  ……………………………………………………………………...…..3
Глава 1. Теоретические основы жестокого  обращения с детьми в психолого-педагогических исследованиях………………………………………………......6
1.1 Сущность  понятия «жестокое обращение  с детьми»…………………….....6
1.2 Исторические аспекты проблемы жестокого обращения с детьми …….17
Глава 2. Психологические аспекты проблемы жестокого обращения с детьми…………………………………………………………………………….23
2.1 Причины  жестокого обращения с детьми в семье ….…………………….23
2.2.Влияние жестокого обращения с детьми в семье на развитие личности...36
2.3. Психологические  факторы жестокого отношения  с детьми в школьной среде………………………………………………………………………………41
Заключение ……………………………………………………………………...46
Список  литературы……………………………………………………………....48
Приложения  …………………………………………………………………..…51 

 

Введение 

     Жестокое  обращение с детьми встречается  во всех культурах. Но в последнее время проблема жестокого обращения к детям стали актуальной, потому, что она затрагивает не просто отдельную семью, отдельного ребенка, но и состояние всего общества.
     Жестокое  обращение с детьми - общий термин, относящийся к четырем основным видам воздействия: физическому, сексуальному и эмоциональному насилию, а также к отсутствию родительской заботы. Жестокое обращение с детьми может принимать разнообразные формы, в том числе включать действия, которые испытывают на себе большинство детей, например телесное наказание, агрессивное отношение со стороны братьев, сестер и сверстников и реже физическое насилие.
     Жестокое  обращение с детьми оказывают  разрушительное воздействие на формирующуюся личность. А жестокое отношение к детям в семье имеют большое психологическое значение, потому что создают в семье неблагоприятную атмосферу, которая сохраняется в течение длительного времени. Эта атмосфера создается теми людьми, которые должны защищать ребенка, поддерживать и заботиться о нем. Самое страшное состоит в том, что в будущем модель поведения родителей, станет стандартом поведения ребенка.
     Жестокое  обращение над детьми со стороны родителей, к сожалению, в последнее время стало неотъемлемой чертой современной семьи. И это не обязательно неблагополучная семья, например, где родители злоупотребляют спиртными напитками. Часто это семья с хорошим материальным достатком, благоустроенным жильем, но в семье происходит жестокое обращение в отношении ребенка.
     Жестокое  обращение с детьми со стороны  близких им людей становятся широко распространенным явлением в нашей  стране (И.А. Алексеева, И.Г. Новосельский, Н.В. Гайдаренко, Н.Д. Ярославцева и др.). Именно жестокое обращение, по мнению И.А. Алексеевой, И.Г. Новосельского, Е.С. Меньшиковой и др. является причиной многих психологических проблем, которые в дальнейшем могут оказывать влияние на различные сферы жизни человека, на формирование его личности. Проблему жестокости в детско-родительских отношениях рассматривает Н.Ю. Синягин; проблеме насилия над детьми и пути их преодоления посвящены работы Е.Н. Волковой, Т.Н. Дороновой, А.Е. Жичкиной, Л.Г. Голубевой и др. Проблему насилия в школьной среде раскрывают исследования А.Алексеевой, Т. Мерцаловой и др.
     Несмотря  на обращение в последние десять лет к этой теме, в отечественных психологических исследованиях четкого обозначения понятия жестокости нет. Это понятие чаще используют юристы, медицинские работники, философы, социологи, педагоги. В психологии же употребляется синонимы: агрессия и деспотизм.
     Проблема  жестокого обращения с детьми на сегодняшний день рассматривается  исходя из двух направлений: первое —  изучение открытого и явного насилия  против детей и возможности реабилитации, второе — анализ форм и причин насилия, его последствий для развития детей и формирования негативных явлений в социуме: преступности, девиантности, агрессии и жестокости.
     Недостаток: в теоретических исследованиях  не раскрывается понятие психологической сущности жестокого отношения с детьми: насилия над потребностями, намерениями, чувствами, установками человека, особенно ребенка, унижение его или принуждение к действию, противоречащим его устремлениям.
     Проблема: следует раскрыть психологические  аспекты жестокого обращения с детьми.
     Противоречия: с одной стороны проблема жестокого  обращения с детьми является явной  как ненадлежащее отношение взрослых к детям, с другой стороны существуют некие психологические причины, которые устанавливают жестокие отношения в семье или в детской среде, знания, которых, дадут возможность предотвратить, или избежать этого.
     Исходя  из актуальности, проблемы и противоречия была выбрана тема курсовой работы  «Психологический аспект проблемы жестокого обращения с детьми», как самый малоизученный.
     Цель  исследования: выявить психологический  аспект проблемы жестокого обращения  с детьми.
     Объект  исследования: жестокое обращение с  детьми.
     Предмет исследования: психологический аспект проблемы жестокого обращения с  детьми.
     Задачи:
    Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
    Выявить виды жестокого отношения с детьми.
    Определить психологический аспект жестокого отношения с детьми.
    Методы  исследования: анализ литературы. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Глава 1. Теоретические основы жестокого обращения с детьми в психолого-педагогических исследованиях
     1.1 Сущность понятия «жестокое обращение с детьми» 

     Прежде  чем говорить о психологических аспектах жестокого обращения с детьми рассмотрим, что понимается под этим термином.
     Детство приходится на первые 16 лет человека, к которому относится и подростковый этап (14-18 лет). Ребенок, подвергшийся жестокому обращению, – это ребенок до 18-летнего возраста.
     Следует различать понятия «жестокость» и «насилие», которые «более узкие и входят в понятие агрессия». [25,c.48]
     Агрессию  можно определить как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования  людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и  неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. [10,c.16]
     Насилие – это нарушение чужого поведения.
     Термин  «жестокий» в словаре И.С. Ожегова  рассматривается как крайне суровый, безжалостный, беспощадный. [20,c.157] В то же время жестокость – это свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению.
     Жестокое обращение, по мнению А.А. Реан, это умышленное нанесение физического или психологического насилия в виде избиения, издевательств, лишения пищи или одежды, оскорбления, унижения человеческого достоинства, посягательства на сексуальную неприкосновенность, убийства, доведение до самоубийства [23,c.189].
     Жестокое обращение, по мнению О.А. Никитина, это все формы физического или психического насилия, причинение побоев или нанесение оскорблений, невнимательное, небрежное или жестокое обращение, эксплуатация, включая сексуальные посягательства на ребенка; намеренное нанесение детям психологических или физических травм [19,c.56].
     Таким образом, жестокое обращение — это любые умышленные, повторяющиеся действия или бездействие по отношению к ребенку со стороны родителей, лиц, их заменяющих, в результате чего нарушается его здоровье и благополучие или создаются условия, мешающие оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.
     К жестокому отношению с детьми могут относиться не только умышленное, но и неосторожное обращение или действия со стороны взрослых, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают его правам и благополучию. [22,c.5]
     В приведенных определениях жестокого  обращения указываются описания действий, которые взрослые совершают по отношению к ребенку, и определение вреда, наносимого этими действиями.
     Первая  часть указывает как на характер действий, которые совершаются по отношению к ребенку, так и на их активность. Например, когда взрослые преднамеренно наносят физические травмы, оскорбляют и растлевают ребенка — это активные действия. Если же они ничего не делают, чтобы обеспечить ребенку безопасное окружение, медицинскую помощь, образование — это бездействие, которое в такой же степени наносит вред, как и побои.
     Вторая  часть определения жестокого  обращения с детьми отражает вред, который наносят здоровью и развитию детей те или иные преднамеренные действия взрослых или их бездействие. [25,c.51]
     Различают 4 основные формы жестокого обращения  с детьми и пренебрежения их интересами: физическое, сексуальное (развращение), психическое (эмоциональное) насилие, пренебрежение основными нуждами ребёнка (моральная жестокость).
     Физическим  насилием считается умышленное нанесение  ребенку телесных повреждений, а  также иное использование физической силы (причинение боли, лишение свободы, понуждение к употреблению психоактивных  веществ и др.), в результате чего причиняется вред его физическому или психическому здоровью, нарушается нормальное развитие или создается реальный риск для жизни. К физическому насилию относится и бездействие, когда ребенок умышленно оставляется в опасной или неблагоприятной обстановке. В настоящее время к физическому насилию относится также вовлечение детей в употребление алкоголя, наркотиков.
     Сексуальное насилие или развращение –  это вовлечение ребенка взрослым в совершение действий сексуального характера с помощью насилия, угроз или злоупотребления доверием (с использованием беспомощного состояния), причинившее вред его физическому или психическому здоровью либо нарушившее его психосексуальное развитие.  К сексуальному насилию относится и вовлечение детей в занятия проституцией детской, в том числе используя порнографическую литературу, фотографии, кинофильмы и т.п. с целью извлечения прибыли. Сексуальным насилием или развращением являются так же случаи сексуальных действий, если разница в возрасте насильника и жертвы составляет не менее трёх-четырёх лет. Согласие ребёнка на сексуальный контакт не даёт оснований считать его ненасильственным, поскольку ребёнок не обладает свободой, находясь в зависимости от взрослого, и не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия сексуальных действий.
     Психическое (эмоциональное) насилие – это  периодические или постоянные оскорбления  и унижения ребенка, высказывание в  его адрес угроз, демонстрация негативного  отношения к нему или отвержение, которые приводят к возникновению устойчивых эмоциональных или поведенческих нарушений. Психическим насилием считается однократное воздействие тяжелой психической травмы, приведшее к возникновению посттравматического стрессового расстройства; а также случаи повторного воздействия менее тяжелых психических травм, в результате чего возникает расстройство адаптации. Психологическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей или других взрослых, ответственных за воспитание ребёнка, приводящее к возникновению у него патологических черт характера или же тормозящее норму его личности. К этой форме насилия относятся:
    открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;
    угрозы в адрес ребёнка, проявляющиеся в словесной форме, без физического насилия;
    оскорбления и унижение достоинства ребёнка;
    преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка;
    предъявление ребёнку требований, не соответствующих возрасту и возможностям;
    ложь и невыполнение взрослым обещаний;
    однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребёнка психическую травму и др.
     Пренебрежение нуждами ребёнка (моральная жестокость) – постоянное или периодическое  неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей по удовлетворению потребностей ребенка в развитии и заботе, пище и крове, медицинской помощи и безопасности, приводящее к ухудшению состояния здоровья ребенка, нарушению его развития или травме. К пренебрежению нуждами ребёнка (моральная жестокость) – относится так же такое состояние в семье, когда ребенка вынуждают попрошайничать, торговля детьми. Формы моральной жестокости:
     • недостаточность питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения;
     • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего возможны несчастные случаи;
     • вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также совершение преступления. [28,c.52]
     Рассматривая жестокое отношение с детьми, мы везде сталкивались с понятием «насилие».
     Насилие над ребенком – это физическое, психологическое, социальное воздействие на ребенка со стороны другого человека (ребенка или взрослого), семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающее его физическому или психологическому здоровью и целостности.
     Насилие над детьми может быть двух типов  явное и скрытое (косвенное). По времени  насилие делится на происходящее в настоящем и случившееся  в прошлом. По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома – со стороны родственников, в школе – со стороны педагогов или детей, на улице – со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых.
     Выделяют  четыре основные формы насилия в  отношении детей: психологическое, пренебрежение основными потребностями ребенка, физическое, сексуальное.
     Психологическое (эмоциональное) насилие – это однократное или хроническое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации.
     Выделяют  следующие формы психологического насилия: отвержение, терроризирование, изоляция, игнорирование, эксплуатация/развращение.
     Отвержение  неприятие ребенка, принижение его  достоинства:
     • враждебное отношение к ребенку, унижение, в том числе публичное;
     • высмеивание ребенка за проявление естественных эмоций (любви, горя и т.п.);
     • превращение ребенка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес.
     Терроризирование  – угроза убить ребенка, причинить  ему физический вред, поместить в опасное или страшное место:
     • угроза оставить ребенка в опасной ситуации, поместить в страшное место (например, ребенок боится темноты, а родители запирают его в темной комнате, надеясь, что таким образом они помогают избавиться ребенку от этого страха);
     • угроза совершить насилие над самим ребенком («Не будешь слушаться – накажу»);
     • угроза совершить насилие над тем, кого ребенок любит, чаще всего, над домашними животными («Будешь плохо себя вести, я твоего щенка/котенка выгоню на улицу/отдам соседям»).
     Изоляция  – лишение ребенка возможности  встречаться и общаться со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его. У ребенка в этом случае возникает ощущение полного одиночества, изоляции от других людей.
     Развращение – побуждение ребенка к антисоциальному поведению: занятию проституцией, порнографией; преступной деятельностью; употреблению наркотиков; жестокости по отношению к другим.
     Игнорирование – отсутствие эмоционального отклика  на нужды ребенка и его попытки  к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции:
     • нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком;
     • взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости;
     • отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы.
     Психологическое насилие в отношении детей происходит повсеместно, в первую очередь в семье и в образовательных учреждениях.
     Поведенческие признаки психологического (эмоционального) насилия
     • 0-1 год: нарушение сна и аппетита, плаксивость, отсутствие реакций на окружающих либо небезопасная привязанность;
     • 1-3 года: недостаточность активного внимания (не задерживается внимание на объектах), агрессивность, задержка речевого развития, неразборчивая привязанность к малознакомым взрослым, отсутствие навыков самообслуживания;
     • 3-6 лет: трудности взаимоотношений со сверстниками, стремление привлечь внимание взрослых любыми средствами, не сформированность социальных навыков, прилипчивость;
     • 6-12 лет: школьная неуспеваемость, прогулы школы, отвержение сверстниками, чрезмерная привязанность к взрослому, который уделяет внимание ребенку, уходы из дома, агрессивное поведение;
     • подростки (неспецифические признаки): депрессия, низкая самооценка, суицидальное поведение, психосоматические заболевания (аллергия, заболевания кожи, боли в брюшной полости и пр.).
     Психологическое насилие, значение которого недооценивалось  в течение долгого времени, является наиболее деструктивной формой жестокого обращения, затрагивающей все сферы развития ребенка.
     Особенно  опасно психологическое насилие  для маленьких детей: отсутствие эмоциональной стимуляции и поддержки ребенка, враждебное поведение родителей нарушают эмоциональное и физическое функционирование ребенка, приводят к задержке физического и умственного развития.
     Пренебрежение основными нуждами ребенка заключается в нежелании или неспособности родителей или лиц, их заменяющих, удовлетворять основные нужды ребенка, необходимые для развития физических, эмоциональных и интеллектуальных способностей.
     Формы пренебрежения нуждами ребенка: оставление ребенка без присмотра; не предоставление ребенку медицинской помощи; отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность); отсутствие получения адекватного образования.
     Признаки  пренебрежения основными нуждами  ребенка: недостаточный возрасту вес и рост; санитарно-гигиеническая запущенность; попрошайничество; воровство пищи; непосещение школы, плохая успеваемость; повышенная утомляемость, апатичность; задержка в развитии: моторного, речевого, интеллектуального, социального, поведенческого компонентов; беспокойство, сниженный эмоциональный фон, слезливость, молчаливость, склонность к одиночеству.
     Наиболее  часто пренебрежение основными  нуждами ребенка наблюдается  в семьях, ведущих асоциальный образ жизни (пьянство или наркомания родителей). Нередко в таких дисфункциональных семьях роль родителей по отношению к маленьким членам семьи берут на себя дети постарше. Игнорирование безопасного окружения ребенка может оказаться  смертельным для него.
     Пренебрежение основными потребностями ребенка  приводит к тому, что детство из периода радостного, беззаботного, полного любви и внимания со стороны взрослых, превращается в безрадостное существование, когда ребенок страдает от холода, недоедания, болезней. Пренебрежение основными нуждами ребенка часто сочетается с физическим и психическим насилием. Дети, лишенные любви и заботы родителей, готовы полюбить и довериться любому взрослому, который проявит к ним хоть немного внимания. Поэтому они имеют высокий риск оказаться объектом сексуального посягательства со стороны педофилов, которые могут завоевать их привязанность, делая небольшие подарки.
     Физическое  насилие – это преднамеренное нанесение ребенку побоев, травм, повреждений, вследствие чего страдают его физическое и психическое здоровье и развитие, в особо тяжких случаях наступает летальный исход.
     Признаки  физического насилия: синяки; царапины и рубцы; ожоги; ссадины; различного рода травмы.
     Особенности поведения детей, подвергшихся физическому  насилию:
     1. Для детей до 3 лет: малоподвижность (при отсутствии биологических обстоятельств), боязнь родителей или взрослых, плаксивость, печальный внешний вид ребенка, редкая улыбка, агрессивность.
     2. Дошкольный возраст (3-6 лет): пассивность, уступчивость, заискивающее поведение; псевдовзрослое поведение, агрессивность, в том числе по отношению к животным, лживость.
     3. Младший школьный возраст: стремление скрыть травму (не переодевание на физкультуру), нежелание возвращаться домой после школы, замкнутость и отсутствие друзей, уходы из дома, плохая школьная успеваемость.
     4. Подростковый возраст: любые формы злоупотребления алкоголем и другими психотропными веществами, депрессивные состояния, суицидальные попытки.
     Заподозрить физическое насилие в отношении  ребенка можно, если наблюдаются:
    Неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями у детей (исключение – гиперактивные дети).
    Несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам родителей.
    Немотивированный отказ родителей от обращения за медицинской помощью для ребенка.
    Наличие у ребенка особенностей поведения, которые могут провоцировать жестокое обращение (соматические или психологические заболевания, неусидчивость, родились недоношенными).
    Предъявление со стороны родителей требований к ребенку, которые не соответствуют его физическому или интеллектуальному развитию.
     Некоторые дети являются более устойчивыми  к физическому насилию. С этим связан миф о «пользе» физического наказания. Но, несмотря, ни на что, ни при каких обстоятельствах применение физических наказаний по отношению к детям недопустимо.
     Сексуальное насилие – вовлечение ребенка  с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера с взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий; демонстрация порнографических и эротических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов; подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур.
     Классификация сексуального насилия:
     1. Сексуальная эксплуатация – взрослый злоупотребляет беспомощностью, либо силой для удовлетворения собственного сексуального влечения.
     2. Эротизация ребенка – стимуляция сексуального развития в ущерб другим сторонам развития.
     3. Подавление детской сексуальности – формирование негативного отношения к любым проявлениям сексуальности и сексуальных интересов.
     Сексуальное насилие в отношении детей  очень скрытое, но далеко не редкое явление. Жертвами сексуального насилия могут стать дети любого  возраста. Сексуальное насилие в отношении ребенка зачастую совершается в семье. Сексуальное насилие в семье (инцест) – это серьезное нарушение внутрисемейных отношений, которому всегда предшествует более или менее выраженное эмоциональное пренебрежение или плохое обращение. Это намерение отца (отчима) удовлетворить свои сексуальные потребности, пренебрегая своими родительскими обязанностями.
     Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус), оральный и анальный секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, а так же подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд.
     Признаки  перенесенного сексуального насилия: повреждения генитальной, анальной областей в виде синяков, ссадин, припухлостей, разрывов, кровоизлияний или нарушения целостности девственной плевы; заболевания, передающиеся половым путем; инфекции мочевыводящих путей; энурез и/или энкопрез; нервно-психические расстройства; психосоматические болезни (необъяснимые хронические боли внизу живота, дерматиты и др.). 

     Таким образом, можно сделать выводы, что жестокое обращение с детьми делиться на физическое и психологическое насилие.
     Формами жестокого обращения с детьми являются физическое, сексуальное (развращение), психическое (эмоциональное) насилие, пренебрежение основными нуждами ребёнка (моральная жестокость).
     Психологическое насилие, значение которого недооценивалось  в течение долгого времени, является наиболее деструктивной формой жестокого обращения, затрагивающей все сферы развития ребенка.
     Перечисленные виды жестокого обращения и насилия  редко встречаются по отдельности. Часто ребенок испытывает на себе 2-3 вида жестокого обращения, что усугубляет негативные последствия насилия на развитие его личности. 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Исторические аспекты проблемы жестокого обращения с детьми  

     Если  еще недавно подзатыльники, шлепки, угроза побить ремнем была приемлемой формой воспитания не только в семье, но в настоящее время к недопустимым мерам воспитательного воздействия относятся и обидные слова, сказанные в адрес ребенка. Это хорошая тенденция, но нужно понимать, что насилие стало определяющей характеристикой общественной реальности в России. Это и постоянные «горячие точки», где гибнут люди, тема насилия становится центральной для средств массовой информации, для обыденного общения и обращения с детьми. Оно незаметно поселилось в наших семьях, проявляясь в самых разных формах (от угрожающих интонаций до бесконтрольных действий), оно прокралось в школы и детские сады, заполнило улицы.
     Однако  было бы несправедливо полагать, что  жестокое обращение с детьми — современная проблема, характерная только для нашей страны. К сожалению, жестокое отношение к детям пронизывает всю историю развития человечества, а тенденция роста насильственных действий в отношении детей отмечается сегодня во всем мире.
     Американский  историк Ллойд Демоз в своей работе «Психоистория» приводит примеры того, что «история детства — это кошмар, от которого мы только теперь стали пробуждаться. Чем глубже в историю — тем больше у ребенка вероятность быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным и сексуально оскорбленным». Дети, если им удавалось вырасти, воспроизводили механизмы взаимоотношений взрослых и детей, повторяя ужасы собственного детства.
     Вплоть  до IV века н. э. детоубийство не считалось  нарушением правовых и моральных  норм. Первобытные родители приносили собственных детей в жертву, сами съедали их. Главнейшим «методом» воспитания была жестокость. За непослушание детей в античности швыряли в реку, в помойную яму, сажали в кувшин, чтобы уморить голодом, оставляли на обочине дороги. Ребенка, который не был безупречен по форме или размерам своего тела, который слишком много или слишком мало кричал или просто был не нужен, как правило, убивали. Детей приносили в жертву, замуровывали в стены домов и городов.
     Считается, что христианство принесло в историю человечества новое мировоззрение и новое отношение к детям. Умерщвление детей стало рассматриваться европейским законом как убийство в 374 году н. э. Церковь противодействовала детоубийству, считая недопустимой встречу их души с душами родителей — их убийц. Однако в христианской Европе в течение длительного времени сохранялось жестокое и пренебрежительное отношение к детям. Ребенка рассматривали как нежелательный результат половых связей: бремя греха и вины лежало на младенце. Детей избивали за малейшую провинность, чтобы изгнать дьявола, называя их «одержимыми». Заброшенность, телесные наказания детей и продажа их в рабство или крепостную зависимость известны в истории.
     В XVI веке сохранялась торговля детьми, использование их в качестве залога исполнения политических или долговых обязательств. В России жестокое обращение с ребенком считалось вполне допустимым. М. В. Ломоносов описал процедуру домашнего крещения, на которой он присутствовал: «...большой каменный зал дома, где должно было произойти крещение, не отапливался сутки, а воду взяли прямо из колодца ... ребенок кричал как резаный, из всех сил, прерываясь только в короткие промежутки, когда переводил дух после полного погружения... Он впал в бессознательное состояние, развились судороги и лихорадка...». Во время крещения в проруби священники, бывало, роняли детей в воду. Матери при этом должны были ликовать, так как считалось, что при этом младенец попадал прямо на небеса [32,с.112].
     Чтобы держать детей под контролем, чтобы «сделать их менее опрометчивыми и непослушными», часто прибегали к запугиванию. Перед детьми держали изображения ночных демонов и ведьм, всегда готовых их украсть, съесть и разорвать на куски.
     Обычной практикой вплоть до XX века считалось  воспитание и развитие ребенка не собственными родителями, а в семьях кормилицы или воспитателей. Известное воспитательное и, как считалось, прогрессивное учреждение для детей в XIX веке в России — Царскосельский Лицей — представляло собой закрытый интернат, где воспитывались мальчики с 6 лет, практически лишенные контактов с матерью и отцом. Насколько эмоционально тяжело было находиться в Лицее, можно только догадываться по ряду косвенных данных, таких, например, как попытки воспитанников к самоубийству.
     В XVIII-XIX веках в Европе бедных детей отдавали в зависимость в работные дома. В романах Чарльза Диккенса описываются ужасные условия, в которых работали дети. Дети должны были работать наравне со взрослыми: 5-6-летние дети работали нередко по 14-16 часов в день. Хозяин использовал длинные, острые колья, чтобы маленькие полусонные работники не заснули.
     Мнение, что младенцы и дети — всего  лишь нечувствительная «движимость», которая не может реагировать  на что-либо или помнить, сохранялась до начала XX века.
     Попытки противостоять жестокому обращению с детьми были приняты еще в IV в. до н.э. Платоном, который выражал протест против того, чтобы учителя избивали детей. И больше всего в этом направлении сделала литература. Судьба детей, описанных В.Гюго, А.П.Чеховым, А.М.Горьким и многими другими, вызывала сочувствие и сострадание не одного поколения. А герой Ч. Диккенса - Оливер Твист заставил современников другими глазами посмотреть на то, как дети переживают насилие.
     Считается, что в XX веке возникло иное отношение  к детям, которые достойны лучших условий существования, заботы и всесторонней защиты со стороны каждого государства.
     Однако  действительность не оправдала этих надежд. Первая и Вторая мировые  войны, гражданская война в России, социальные потрясения, голод, разруха  — таковы главные вехи XX века, повлекшие за собой: огромное количество детей-сирот; массовую беспризорность и безнадзорность; еще более жестокое обращение с детьми.
     Именно  в начале XX века во многих странах  стали предприниматься попытки  к созданию действенной системы  защиты детей от насилия и жестокого обращения. Основными предпосылками создания такой системы явились организационные и правовые меры мирового сообщества, направленные на защиту права ребенка на полноценную жизнь.
     В 1924 году Лига Наций принимает Женевскую  декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать для ребенка условия для его нормального духовного и физического развития.
     В 1945 году Генеральная Ассамблея ООН  создает Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи со стороны общества и государства и что дети имеют право на особую заботу и помощь. В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН принимает Декларацию прав ребенка, где предусматриваются наиболее важные принципы:
    ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения;
    равенство прав всех без исключения детей, без различия, или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи;
    ребенок имеет права гражданские (право на имя, гражданство, обязательное и бесплатное образование), а также на первоочередную помощь и защиту — особенно от небрежного отношения, жестокости и эксплуатации;
    ребенок «...для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и, во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности». Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью;
    на обществе и органах публичной власти должна лежать обязанность осуществления особой заботы о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию [12,с.10].
     В 1989 году принята Конвенция ООН «О правах ребенка», ратифицированная Съездом народных депутатов СССР в 1990 году. [12,c.11] Конвенция занимает особое место в силу ряда причин: во - первых, ее основные положения касаются общечеловеческих проблем. Не случайно ее называют «Великой хартией вольности для детей» или «Мировой Конституцией прав ребенка»; во-вторых, она имеет особое значение для России - позволяет возродить понимание семьи как непреходящей ценности, а также изменить сложившееся веками патриархальное представление о подчиненном положении несовершеннолетнего в семье; в-третьих, принципиальные положения Конвенции явились основой для разработки норм Семейного, Уголовного и Гражданского кодексов некоторых государств — членов ООН, в частности — России; в-четвертых, юридическая техника составления норм Конвенции настолько гибка, что позволяет государству любого уровня развития, учитывая свои особенности и возможности, обеспечивать права каждого ребенка. [5,c.24] 

     Таким образом, жестокое обращение с детьми имеют далекие исторические корни, как и создание системы защиты детей. Жестокое отношение к детям пронизывает всю историю развития человечества, а тенденция роста насильственных действий в отношении детей отмечается сегодня во всем мире.
     Выводы  по первой главе 

     Таким образом, можно сделать выводы, что дети самая незащищенная, уязвимая социальная группа. Жестокость предполагает нанесение одним человеком другому человеку или иному живому существу страданий, вреда, ущерба, выражающееся в действии или бездействии, в словах, в психологическом воздействии и т. п. Жестокое обращение с детьми – сложная проблема, которая часто укореняется в предыдущих поколениях. Она охватывает проблемы самоуважения, близости, отчуждения, реальности в ожиданиях, в успехе, напряженности и другие проблемы.
     Формами жестокого обращения с детьми являются физическое, сексуальное (развращение), психическое (эмоциональное) насилие, пренебрежение основными нуждами ребёнка (моральная жестокость).
     Перечисленные виды жестокого обращения и насилия  редко встречаются по отдельности. Часто ребенок испытывает на себе 2-3 вида жестокого обращения, что усугубляет негативные последствия насилия на развитие его личности.
     Жестокое отношение к детям пронизывает всю историю развития человечества, а тенденция роста насильственных действий в отношении детей отмечается сегодня во всем мире. Так, до принятия христианства детоубийство не считалось преступлением. Но еще долго ребенок рассматривали как нежелательный результат половых связей: бремя греха и вины лежало на младенце. Детей избивали за малейшую провинность, чтобы изгнать дьявола, называя их «одержимыми». Существовала практика воспитания детей чужими людьми, воспитательной мерой являлось запугивание детей и т.д. Начиная с 1924 года, общество задумалось о праве ребенка на нормальное развитие.
     Поэтому сейчас мы можем говорить об этой проблеме и искать психологические аспекты  этого явления.
     Глава 2. Психологические  аспекты проблемы жестокого обращения с детьми
     2.1 Причины жестокого обращения с детьми в семье 

     Причинами жесткого обращения с детьми является общий агрессивный фон общества, обычно определяемый как массовые враждебные действия, направленные на причинение страдания, физического или психологического вреда или ущерба либо даже на уничтожение данной массой (толпой) других людей или общностей.
     Психологически  за агрессией всегда стоит внутренняя агрессивность – эмоциональное  состояние, возникающее как реакция  на переживание непреодолимости  каких-то барьеров или недоступность  чего-то желанного. Именно высоким эмоциональным накалом стихийная агрессия, а именно она является основной причиной жесткого обращения с детьми отличается от агрессии организованной, например солдаты, вполне могут не испытывать сильных эмоций к своим противникам, даже убивая их. На практике стихийная агрессия всегда сопровождается еще и дополнительными сильными эмоциями негативного комплекса типа гнева, ненависти и т.п.
     В психологии существует несколько десятков различного рода теорий, объясняющих  те или иные аспекты агрессивности, – от врожденных биологических инстинктов до специальных форм социального научения, необходимых для успешной социальной адаптации в нашем сложном мире.
     Проявление  агрессивности как причины жесткого обращения с детьми кроется в  том, что согласно принятым воззрениям каждый человек должен иметь право на самоутверждение, а лишенный его – на самозащиту, чтобы восстановить чувство своей значимости, необходимое для нормального существования. Д.В. Ольшанский пишет, что блокирование права на самозащиту ведет к агрессивности, например при навязывании решения. В результате агрессии человек вторгается в сферу власти или престижа, или на территорию другого человека и частично захватывает то, что удается. Если же агрессия блокирована, спираль ее принимает еще более крутую форму, взрыв насилия происходит по психологическим причинам, приобретая экстатический характер, и становится для его участников самоцелью. [21,c.29]
     Проблеме  наказания посвящено немало отечественных  исследований, которые обращают внимание на недостаточную эффективность  наказания как метода воспитания. Многие данные говорят о том, что при определенных обстоятельствах применение наказания может способствовать обучению агрессии, которую взрослый пытается подавить с помощью наказания.
     Влияние наказания на человеческое поведение чрезвычайно неоднозначно и зависит от ряда факторов. Например, было обнаружено, что наказание приводит к снижению агрессии у тех мальчиков, которые почти полностью идентифицируют себя со своими отцами. При отсутствии такой идентификации наказание, напротив, стойко ассоциируется с агрессией.
     Выявлена  тесная связь между родительским воздействием и проявлениями детской  враждебности. Наказание способствует проявлению агрессивных побуждений за пределами той ситуации, где  оно имело место, а сдерживающий эффект наказания проявляется в границах узкого круга обстоятельств.
     В настоящее время, подавляющее большинство  исследователей признает, что применяемое  по отношению к детям наказание (особенно физическое) выступает как  модель агрессивного поведения. Во многих случаях агрессия в виде наказания не осуждается окружающими. В результате оно способствует не столько преодолению агрессии, сколько вызывает ее трансформацию и побуждает ребенка к поиску приемлемых оправданий совершенных агрессивных действий.
     Агрессивность и жестокость в воспитании детей формирует людей малообразованных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями, гражданами своей страны, ведет к воспроизводству насилия и жестокости в обществе. Применение физического наказания в воспитании имеет абсолютно противоположный результат относительно преследуемой цели.
     До  недавних пор считалось, что в  нашем обществе, которое оберегает  детей, случаи жестокого обращения с детьми встречаются редко и связаны с психическим заболеванием или алкоголизмом родителей, их нравственной неразвитостью или моральной дефектностью. Отдельные случаи жестокого обращения с детьми рассматривались в том случае, когда уже ребенку наносился непоправимый вред, обычно физический. Эта проблема была закрыта для обсуждения по разным причинам. Сейчас мы начинаем пожинать плоды такого подхода и осознавать масштабы и серьезность этой проблемы.
     Уже ни для кого не секрет, что ребенок  может столкнуться с жестоким обращением в любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте. Даже семья, которая должна обеспечивать безопасность ребенку для нормального его развития, не является здесь исключением.
     Семейные  взаимоотношения - самые первые и  самые прочные социальные взаимоотношения, которые в значительной мере влияют на самооценку ребенка, его способности к адаптации и ощущение благополучия. Для большинства из нас семейные влияния позитивны и благотворны и являются основным источником воспитания, в процессе которого формируются принципы социального взаимодействия, сохраняющиеся затем в течение всей жизни. На других, однако, семейные события и переживания оказывают негативное воздействие. Неблагоприятная атмосфера в семье создает почву для самых жестоких форм насилия в обществе
     Говоря  о жестоком отношении с детьми в семье, следует вначале определить, чем характеризуется нормальная обстановка в семье и как она воздействует на развитие ребенка.
     Для нормального развития детям нужна  атмосфера заботы и внимания, в  которой в равной мере удовлетворяются  два типа потребностей: контроля и привязанности. Здоровые взаимоотношения между родителями и ребенком, распределение семейных ролей, основанные на этих двух главных потребностях, включают:
     - Адекватное понимание детского  развития и ожиданий, в том  числе знание о нормальном  детском сексуальном развитии и экспериментировании.
     - Адекватные навыки борьбы со  стрессами, возникающими в процессе  воспитания маленьких детей; возможность  уделять ребенку необходимое  внимание и усовершенствование  методов воспитания с помощью  соответствующей стимуляции.
     - Возможности установления нормальной  привязанности между родителями  и ребенком и формирование  коммуникативных паттернов в  раннем возрасте.
     - Умение вести домашнее хозяйство,  в том числе и умение осуществлять  разумное планирование расходов  на жилье и на еду.
     - Возможности и желание родителей  разделить между собой обязанности  и заботы о детях, когда это  необходимо.
     - Возможность получения необходимых  социальных и медицинских услуг.
     Перечисленные условия, необходимые для создания и поддержания в семье нормальной атмосферы, связаны не только со знаниями родителей и их умением находить адекватные методы воспитания, но также зависят от семейных и социальных обстоятельств (как взаимоотношения родителей и характер ребенка, его темперамент, здоровье или нарушения развития, образованность родителей и возможность получения ими социальной поддержки и необходимой информации о правильном воспитании ребенка).
     Маленьким детям необходима родительская забота; кроме того, они должны иметь возможность  усваивать культурные нормы и навыки социального взаимодействия. Для детей постарше необходимы контакты с членами семьи и сверстниками, они должны иметь возможность изучения окружающей социальной среды и приобретения навыков взаимодействия с нею. Среда, необходимая для нормального развития, называется ожидаемая окружающая среда. В процессе воспитания родительский контроль должен постепенно ослабевать, уступая место усиливающемуся самоконтролю и социальному контролю. Редко этот переход имеет плавный характер, но в семье, где преобладает спокойная доверительная атмосфера, родители постепенно ослабляют контроль, сменяя его частичным контролем и усиливающимся самоконтролем ребенка, что, в конце концов, формирует независимость взрослого человека.
     Итак, в тех случаях, когда ребенок и его личность занимают центральное положение, родители используют приемлемые и нормальные формы воспитания, способствующие его развитию. Компетентные родители по-разному стимулируют развитие ребенка, они предъявляют свои требования к ребенку в зависимости от его потребностей и способностей. Разумеется, родители часто ругают, критикуют ребенка и даже демонстрируют нечуткость к его потребностям; в действительности, чтобы вырастить дисциплинированного ребенка, иногда нужен строгий контроль, требовательность и эмоциональная экспрессивность.
     Однако  при пограничном стиле воспитания родители ведут себя более безответственно, и ребенку наносится значительный вред. Таким родителям зачастую самим  нужна помощь и наставление, которые позволили бы им овладеть эффективными методами воспитания.
     Наконец, родители, не удовлетворяющие потребности  ребенка, пользуются его зависимостью и совершают физическое, сексуальное  или эмоциональное насилие. Они  ведут себя неприемлемо и жестоко  по отношению к детям. Итак, самый явный признак отсутствия родительской заботы - неспособность родителей чутко реагировать на потребности ребенка.
     Психологическую сущность жестокости составляют насилие  над потребностями, намерениями, чувствами, установками человека, особенно ребенка, унижение его или принуждение к действиям, противоречащим его устремлениям.
     В основе динамики семьи, как основного  фактора жестокого обращения  с детьми, необходимо выделить два  взаимосвязанных типа воздействия  на ребенка: семейные отношения (вербальные отношения) и семейное воспитание (невербальные отношения).
     Для здоровой семьи характерна:
    сильная родительская позиция с четкими семейными правилами;
    гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи с определенными «образцами» отношений и поведения;
    сохранные, эмоционально теплые связи между поколениями, которые составляют основу «семейной памяти».
     Опору семьи создают взаимно солидарные и поддерживающие друг друга родители. Они же обеспечивают и чувство  безопасности для детей.
     Для конфликтной семьи типичны «запутанные  отношения» – это семья:
    с отцом (отчимом), который находится на периферии семейного поля;
    семья с разъединенными, конфликтно существующими родителями;
    семья с хронической неприязнью между отдельными членами семьи, родственниками по материнской и отцовской линиям.
     В таких семьях часто наблюдаются  проблемы с алкоголем. Постоянно, особенно у женщин, встречаются психосоматические, т.е. связанные с психогенными причинами  нарушения со стороны здоровья, поэтому могут наблюдаться «хронические, трудно излечимые заболевания». Характерные черты поведения и вербальных отношений взрослых и детей в такой семье:
    общение между ними находится на низком уровне, в нем отсутствуют забота, юмор, радость от общения;
    в межличностных отношениях доминируют разъединение, неприязнь, взаимное перекладывание вины;
    активное нежелание членов семьи обсуждать внутрисемейные проблемы с кем-либо из окружающих, поэтому семья активно избегает поддержки со стороны школы, служб социальной защиты, просто соседей;
    по отношению к семейным проблемам легко возникают состояния тревоги и паники;
    часто наблюдается тенденция разрешать возникающие проблемы на эмоциональном уровне;
    постоянно проявляется несоответствие между словами и действиями;
    между одними посланиями со стороны родителей типа: «Я тебя люблю» и другими – отталкивающими: «Уйди, надоел, не мешайся», что вызывает противоречивость чувств и реакций со стороны ребенка. [26,c.78]
     Во  многом это определяет и невербальную сторону семейных отношений. В таких семьях дети переживают тревогу перед неопределенностью будущего, они могут тяготиться домом, стремятся больше проводить время на улице. У детей отмечается заниженная самооценка, так как они часто проецируют причину ссор на себя. С началом наркотизации при углублении семейного кризиса наркотизирующийся ребенок может начинать выступать с одним из родителей против другого.
     Для распавшейся семьи характерно соединение неприязненных отношений с застывшими, уходящими в прошлое конфликтами. Такая ситуация утяжеляется в тех случаях, если поведение ребенка, связанное с употреблением алкоголя или наркотиков, помогает сохранить замкнутый, конфликтный круг отношений, т.к. за этим может стоять неосознаваемое ребенком желание восстановить распавшиеся отношения. В подобных случаях дети и подростки могут прибегать к использованию наркотиков для своеобразного «шантажа» и демонстрации своих ожиданий от взрослых.
     Для асоциальной семьи с наркологическими проблемами и противоправным поведением членов семьи характерны:
    сочетание затяжных, конфликтных внутрисемейных отношений с криминологической и наркологической отягощенностью;
    нарастающая социальная изоляция с выключением семьи из доверительных или поддерживающих отношений с другими семьями в доме, микрорайоне.
     Дети, проживающие в такой семье, испытывают различные формы психологического давления:
    разъединенность и эмоциональное отвержение со стороны родителей;
    заброшенность и насилие;
    чувство вины и стыда за поведение членов семьи.
     Они вынуждены соизмерять свое поведение с «двойным стандартом правил» – аморальным как нормой поведения внутри своей семьи и моральными требованиями, правилами поведения вне семьи – в школе, в общении с другими. В такой ситуации дети стремятся перенести стиль внутрисемейных «образцов поведения» на свои взаимоотношения с окружающими, навязать его, если не встречают отпора.
     Формирующаяся под воздействием тоталитарного  сознания взрослых двойная идентификация  ребенка (когда есть разделение «я для  себя» и «я для семьи») оказывается  мощной основой для внутреннего отчуждения ребенка от семьи. И даже при сохранении высокой эмоциональной привязанности ребенка к родителям, им крайне трудно транслировать свои ценности (особенно нравственные и духовные) следующим поколениям. По существу, речь идет о трансляции внутриличностного конфликта и агрессивных побуждений из поколения в поколение в условиях тоталитарного воспитания, о деформациях психики ребенка.
     Проявления  жестокости могут быть намеренными  или импульсивными, сознательными  или неосознанными. Согласно исследованиям, родительская жестокость имеет место в 45-49 % семей. Однако если учитывать подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и т.д., то практически каждый ребенок сталкивается с проявлениями родительского насилия.
     Основная  причина недовольства родителей своими детьми - неудовлетворенность их учебной деятельностью - 59 %. Хвалят детей за выполнение домашнего задания - 38,5 % родителей, а ругают и даже избивают - 30,8 %.
     Среди мотивов жестокости родителей по отношению к детям 50 % отмечают «стремление воспитать», 30 % - месть за то, что ребенок приносит огорчения, что-то просит, требует внимания. В более чем 10 % случаев жестокость родителей становится самоцелью - крик ради крика, избиение ради избиения.
     Наиболее  типичные причины жестокости в семье - это, во-первых, традиции патриархального воспитания. Долгие годы ремень да порка считались лучшим воспитательным средством не только в семье, но и в школе. Вспомните: «Больше тумаков - меньше дураков». Н.Ю. Синягина приводит данные, свидетельствующие, что 98%  мужчин, проявляющие жестокость, сами были свидетелями или объектами насилия в детстве. Жестокость может порождаться жестокостью. Установлено так же, что жестокие дети чаще подвергаются наказанию, чем дети, не склонные к жестокости [28,с.51].
     Во-вторых, культ жестокости, пропагандируемый в обществе. Резкие социально-экономические изменения, происходящие в обществе, быстрая переоценка ценностей приводят к тому, что родители часто, оказываясь в стрессовом состоянии, переживают взрыв ненависти к более слабым и беззащитным - детям. «Разрядка от стрессов» зачастую тоже происходит на детях, особенно часто на дошкольниках и младших школьниках, которые не понимают, почему родители на них сердятся.
     В-третьих, низкий уровень общественной и правовой культуры нашего общества. Ребенок в таком обществе выступает, как правило, не субъектом взаимодействия, а объектом воздействия. Именно поэтому некоторые родители добиваются своих воспитательных целей именно жестокостью, а не иными средствами.
     Подобные  методы воспитания и отношения со стороны взрослых усугубляют проблемы интеллектуального развития, ведут к формированию у ребенка трусливости, лживости, возникновению у него комплексов вины, страха, появлению немотивированной агрессии, неадекватной самооценки. Родительская жестокость по отношению к детям порождает в них представление о своей социальной незащищенности, ненужности, искажает представления ребенка о том, что такое хорошо и что такое плохо. Ребенок начинает бояться общения со взрослыми, самостоятельно не может найти выход из сложившейся ситуации. Самым крайним, самым отчаянным ответом ребенка на жестокость окружающих его близких людей может стать то, что уже никогда и ничем не исправить - суицид.
     Самый тяжелый труд - воспитание человека, и ни один родитель не избежал на этом пути ошибок и трудностей. Бывают случаи, когда поступки детей ставят нас в тупик и кажется, что крик - это вполне адекватная реакция на случившееся.
     Насилие в семье может иметь различные  формы – от эмоционального и морального шантажа до применения физической силы, и именно последнее практикуется наиболее часто.
     Виды наказания, которые применяют родители в последнее время следующие: битье ремнем; шлепки по попе; подзатыльник; стояние в углу; оставить одного: в комнате или в темной комнате; посадить на долгое время на стул, диван; привязать к стулу, кровати; лишение сладостей; лишение пищи и питья; лишение прогулки; принуждение к продолжительным неудобным позам (стояние на одной ноге, сидение на корточках, с завязанными за спиной руками); стояние на коленях на полу на рассыпанной крупе; жестокие по отношению к психике ребенка: запугивание - «спущу в унитаз», «вырою яму и закопаю», «отдам в другую семью», «выгоню из дома», «отрежу ухо» или другие части тела, «зашью рот», «приколю язык» и др.; размещение в клетке; угроза лишить своей любви; лишение возможности просмотра телепередач; лишение общения, т.е. не разговаривать с ребенком длительное время; заклеивание рта пластырем, липкой лентой; изгнание из дома.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.