На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Армия белорусского народа надежный гарант обеспечения военной безопасности государства

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 30.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   
Армия белорусского народа — надежный гарант обеспечения военной  безопасности государства
Дата 23 февраля для нас всегда была и остается одной из самых  ярких дат отечественной истории. Именно с ней у белорусского народа ассоциируется героизм Рабоче–Крестьянской  Красной Армии, великие победы и  спасение человечества от фашизма, мощь Советской Армии, обеспечившей стратегический паритет на планете. 
 
Мир за последние десятилетия необратимо изменился. Появились принципиально новые угрозы национальной безопасности, поэтому было необходимо как можно раньше понять масштабы и характер этих изменений, чтобы адекватно ответить на новые цивилизационные вызовы ХХI века. 
 
Следует подчеркнуть, что разработке концептуальных положений, определяющих развитие Вооруженных Сил Республики Беларусь в ХХI веке, предшествовали серьезная аналитическая научная работа, проведение серии экспериментов, научно–практических конференций и масштабных войсковых учений. 
 
Здесь есть несколько принципиальных моментов. 
 
Во–первых, Республика Беларусь проводит многовекторную внешнюю политику, органически сочетающую в себе конструктивную работу на всех направлениях, разумеется, с учетом исторически сложившихся приоритетов. Проводя политику добрососедства со всеми странами, Беларусь является надежным звеном современной архитектуры европейской безопасности, равноправным участником процесса поддержания мира и стабильности в регионе. 
 
Беларусь реализует самостоятельную военную политику в соответствии с национальными интересами, обеспечивает собственную военную безопасность путем строительства и развития Вооруженных Сил, участия в развитии региональной системы обеспечения безопасности на основе военно–политического сотрудничества в рамках Союзного государства и Организации Договора о коллективной безопасности. 
 
Большое значение придается развитию стабильных отношений с Организацией Североатлантического договора, продвигается практическое сотрудничество с НАТО в рамках Совета евроатлантического партнерства и программы «Партнерство ради мира». 
 
Активно развивается сотрудничество в области обороны и военного строительства с государствами – участниками СНГ на двусторонней и многосторонней основе, сотрудничество по вопросам обеспечения региональной безопасности и стабильности с сопредельными государствами. 
 
Во–вторых, Военная доктрина Республики Беларусь носит сугубо оборонительный характер, и наша страна исходит из того, что ни одно из государств в настоящее время не является для нас потенциальным противником. Свою военную безопасность мы рассматриваем как состояние защищенности национальных интересов в условиях возможной трансформации военной опасности в военные угрозы государству. 
 
Военная опасность существует для всех государств при наличии в мире вооруженной силы, ядерного и других видов оружия. Всегда можно только говорить о снижении ее уровня, или наоборот — увеличении, в зависимости от количественных и качественных показателей вооруженных сил. 
 
Соответственно, обеспечить военную безопасность — значит не допустить перерастания военной опасности в военную угрозу. 
 
В–третьих, современная война — качественно новое явление, анализ которого потребовал переработки сложившихся концепций развития общества, систем обеспечения национальной безопасности и, конечно, уточнения понятийного аппарата. Тем более что здесь основная новизна заключается не только в средствах и способах вооруженной борьбы, но и в совокупности используемых направлений, технологий невооруженной и вооруженной агрессии, в диалектике их взаимосвязи и философии применения в той или иной военно–политической ситуации. 
 
Современную войну следует определять как социально–политическое явление, представляющее собой форму разрешения противоречий между государствами, народами, нациями и социальными группами средствами вооруженной, экономической, информационной, психологической борьбы и иными видами насилия, которые могут иметь самостоятельное значение. То есть война — есть продолжение политики насильственными средствами, в которых вооруженная борьба не является единственным и основным. 
 
Изменение сущности войны означает, что сегодня как никогда национальная безопасность государства зависит от всех ее составляющих (экономических, политических, экологических, информационных, гуманитарных и, конечно, собственно военных), а защита Отечества обретает действительно всенародный характер, далеко выходя за рамки классической военной проблематики. 
 
В четвертых, в конце ХХ века произошли особенно значимые трансформации и в вооруженной борьбе. 
 
Приоритеты в современной вооруженной борьбе отдаются неконтактным действиям, когда удары наносятся без входа носителей в зону поражения, а также действиям сил специальных операций, иррегулярных войск, террористическим акциям. Важнейшим признаком неконтактных действий стало широкое применение высокоточного оружия. 
 
Важнейшей особенностью трансформации содержания вооруженной борьбы в современных условиях является широкое применение террористических методов борьбы. 
 
В пятых, и это самое главное — обеспечение военной безопасности нашего государства сегодня осуществляется в принципиально новых геополитических, политических и экономических условиях. 
 
В условиях независимого суверенного государства — Республики Беларусь. То есть в условиях, когда только мы сами отвечаем за судьбу своего Отечества. В условиях, когда важнейшим фактором обеспечения безопасности нашей Родины является моральный дух народа. Чем он монолитнее и сплоченнее, тем меньше шансов разговаривать с нами с позиции силы. 
 
Стержнем морального духа народа Беларуси является патриотизм, который начинается именно с понимания населением, всеми гражданами суверенитета и независимости своей страны. Речь идет о всенародном характере защиты Отечества. 
 
Сегодня формируется и принципиально новое понимание роли армии в системе обеспечения безопасности страны. 
 
Принципиально важно, что в современных условиях боеготовые и боеспособные Вооруженные Силы нашей страны являются, прежде всего, не инструментом ведения войны, а важнейшим средством ее предотвращения. 
 
Но для того, чтобы армия была важнейшим фактором сдерживания, она должна быть адекватной изменившейся сущности войны и вооруженной борьбы. Для этого и проведено ее глубокое реформирование в 2001 – 2005 годах. 
 
В 2005 году было завершено реформирование Вооруженных Сил Республики Беларусь. В этом же году утверждены План их строительства и развития на 2006 — 2010 годы и Государственная программа вооружения на 2006 — 2015 годы. 
 
Главный итог, суть реформы в том, что созданы Вооруженные Силы независимого суверенного государства. Созданы все системы, необходимые для функционирования Вооруженных Сил и выполнения ими задач по обеспечению военной безопасности государства. 
 
Приведу некоторые результаты реформирования, дальнейшего строительства и развития Вооруженных Сил. 
 
Создана новая система управления Вооруженными Силами. Знаменательно, что практически все имеющиеся сегодня органы управления оперативного и оперативно–тактического звеньев созданы после 2001 года. 
 
Значительно оптимизирована организационная структура Вооруженных Сил. Наряду с переходом на двухвидовую структуру (Военно–воздушные силы и войска ПВО и Сухопутные войска) большие изменения претерпела структура видов Вооруженных Сил. 
 
Учитывая возросшие роль и значение сил специальных операций в решении задач обеспечения военной безопасности государства, опыт зарубежных стран по созданию системы специальных действий, в 2007 году создано командование нового рода войск Вооруженных Сил — сил специальных операций. 
 
Новая система управления и оптимальная структура Вооруженных Сил проверена всем ходом их подготовки, а также в ходе серии учений. 
 
В стране создана собственная система военного образования. Сегодня подготовка военных кадров осуществляется в учреждении образования «Военная академия Республики Беларусь», на семи военных факультетах и четырех военных кафедрах гражданских учреждений образования. 
 
При Военной академии открыты высшие академические курсы, создан факультет Генерального штаба Вооруженных Сил. Именно с открытием в 2006 году факультета Генерального штаба завершено создание белорусской национальной военной школы. 
 
История убедительно подтверждает незыблемую аксиому, что армии выигрывают или проигрывают сражения, а войны выигрываются народами. Именно это важнейшее методологическое положение стало основой строительства наших Вооруженных Сил, что отразилось на создании всех систем, обеспечивающих их функционирование и развитие. В том числе и системы комплектования Вооруженных Сил, которая позволяет реализовать право каждого гражданина на выполнение долга и священной обязанности по защите Отечества. 
 
В Беларуси не отказались от срочной военной службы, так как ее предназначение — подготовка военно–обученного резерва, получение гражданами военно–учетной специальности. Убежден, что государство должно иметь школу мужества и патриотизма для молодежи. 
 
Военно–учетную специальность наши граждане получают также в ходе обучения на военных факультетах и военных кафедрах гражданских вузов, и при прохождении нового вида воинской службы — службы в резерве, впервые введенной в стране в соответствии с Законом «О воинской обязанности и воинской службе» в 2004 году. Подготовка резервистов организована более чем по ста специальностям, путем прохождения нескольких сборов без отрыва от основной деятельности. 
 
Учитывая, что убежденным защитником Отечества является каждый гражданин страны, большое внимание уделяется созданию современной системы подготовки военнослужащих запаса. 
 
С 2007 года приступил к работе Гродненский территориальный центр подготовки военнослужащих, резервистов, военнообязанных, младших командиров (специалистов) и офицеров запаса с использованием учебно–материальной базы ряда соединений и воинских частей Гродненского гарнизона и военного факультета Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. 
 
Таким образом, в нашей стране создана и функционирует оптимальная модель комплектования Вооруженных Сил. 
 
Важнейшей задачей является развитие вооружения и военной техники. С 2002 года по настоящее время в белорусской армии приняты на вооружение около 50 образцов вооружения и военной техники, и этот процесс постоянно наращивается. 
 
В настоящее время в боевом строю белорусской истребительной авиации находятся модернизированные на 558–м авиационном ремонтном заводе истребители Су–27УБМ и МиГ–29БМ. 
 
Подчеркну, что в 2006 году Министерством обороны начата реализация Государственной программы вооружения на 2006 — 2015 годы. Создана и устойчиво действует система организации закупок вооружения и техники. 
 
Осуществлена закупка комплексов средств автоматизации, в том числе автоматизированных систем управления войсками. В 2006 году осуществлено перевооружение 115–й зенитной ракетной бригады с комплексов С–125 на комплексы С–300. 
 
В Беларуси создана система подготовки летчиков — ранее такой системы не было. Второй год подряд на авиационном факультете Военной академии офицеры–выпускники получают квалификацию военных летчиков 3–го класса. Примечательно, что даже во времена Советского Союза, где существовала мощнейшая система военного образования, летчиков с классностью из военных училищ не выпускали: они должны были еще минимум год прослужить в войсках. 
 
Показателем качества подготовки летчиков является отработка столь сложных вопросов, как использование участков автомобильных дорог в качестве запасных аэродромов. Большой общественный резонанс вызвал день 4 августа 2007 года, когда в соответствии с замыслом летно–тактического учения с 61–й истребительной авиационной базой состоялись полеты самолетов МиГ–29УБ и Су–27УБ с использованием аэродромных участков дорог. 
 
В современных условиях вопросы обеспечения обороноспособности государства далеко вышли за рамки традиционного понимания войны и вооруженной борьбы и связаны, прежде всего, с человеческим фактором. Поэтому в ходе военного строительства большое внимание уделяется патриотическому воспитанию населения. 
 
Одним из перспективных направлений повышения престижа воинской службы является развитие военно–патриотических классов, главным предназначением которых стало не столько подготовка молодежи к поступлению в военные учебные заведения, сколько формирование у них позиций гражданственности и патриотизма. 
 
Важнейшим направлением работы Министерства обороны с молодежью является организация на базе соединений и воинских частей Вооруженных Сил спортивно–патриотических лагерей для подростков. С 2004 года через спортивно–патриотические лагеря прошло более 50 тысяч подростков. 
 
Совершенствование Вооруженных Сил — непрерывный процесс, и в настоящее время осуществляется их дальнейшее развитие. Приоритетным в строительстве и развитии Вооруженных Сил является улучшение качественных параметров технического оснащения и организационно–структурного содержания войск (сил) разведки и радиоэлектронной борьбы, связи, противовоздушной обороны, составляющих основу систем стратегического сдерживания, управления. 
 
*** 
 
В нашей стране создана надежная система национальной безопасности, осуществляется дальнейшее строительство и развитие Вооруженных Сил, что и впредь будет надежно обеспечивать мир, стабильность и безопасность нашего Отечества, надежно гарантировать мирную жизнь и созидательный труд наших граждан. 
 
Генерал–полковник Леонид Мальцев, Министр обороны Республики Беларусь

Белорусская армия: сильные и  слабые стороны   


Gro?ansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Фото из архива
По  оценкам экспертов, белорусская армия  на сегодняшний день остается одной из самых боеспособных в Восточной Европе. Что собой представляют Вооруженные силы страны, каковы их достоинства  и недостатки?  

Военные эксперты называют белорусские вооруженные  силы одними из наиболее подготовленных в Восточной Европе. День защитника Отечества, который в Беларуси по-прежнему 23 февраля, – хороший повод поговорить о сильных и слабых сторонах белорусской армии.  

Советское наследство  

В 2006 году было объявлено, что реформа вооруженных сил  страны завершена, и начинается боевое строительство. Сегодня белорусская  армия - это 65 тысяч человек, из которых 50 тысяч – непосредственно военнослужащие. К распаду же Советского союза  на территории Белорусского военного округа находилось четверть миллиона военных.  

Одно из главных  достижений военной реформы, утверждают эксперты, это сокращение армии, прошедшее  без особых социальных потрясений. Правда, от СССР Беларуси достались  не только тысячи офицеров, но разнообразное  вооружение и мощная материальная база. К примеру, военные городки, построенные  за немецкие деньги для советских  войск, выходивших из Германии.  

Собственные успехи  

Обозреватель  еженедельника "Белорусы и рынок" Александр Алесин отмечает, что Беларуси удалось перейти на более передовую  структуру армии. Сейчас основной ее тактической единицей является бригада. Бригады объединены в корпуса, подчиненные  территориальным оперативно-тактическим  командованиям.  

Bildunterschrift: Gro?ansicht des Bildes mit der Bildunterschrift:  Священник освящает солдат после принятия присягиКроме того, сегодня в белорусской армии существует смешанный принцип комплектования. Около 10 тысяч человек служат по контракту. Причем, в отличие от России, служат на должностях, требующих высокой квалификации. Не исключено, что поэтому в белорусской армии неуставные отношения распространены не столь широко.   

Как полагает Александр  Алесин, создание стройной системы  призыва и небольшая численность  армии дали возможность выбирать из призывного контингента наиболее здоровых и психологически устойчивых молодых людей, которые позитивно  настроены по отношению к армейской  службе.  

Недостатки  идеологические  

Правда, бывают и исключение, по указанию президента Лукашенко в армию стали активно  призывать лидеров оппозиционно настроенной молодежи. Даже тех, у  кого со здоровьем не все в порядке. Майор запаса, секретарь ЦК Партии коммунистов Белорусской Сергей Возняк в целом одобряет проведенные  военные реформы, замечая, что армию  активно впутывают в политику.   

Советские политорганы сейчас заменили на систему офицеров-воспитателей. Однако, по мнению Возняка, они не ограничиваются только воспитательными функциями, а занимаются политическими. Особенно во время выборов, референдумов, обеспечивая нужный результат властям итог голосования. И это, подчеркивает секретарь ЦК ПКБ, не дает оснований говорить, что белорусская армия вне политики.  

Bildunterschrift: Gro?ansicht des Bildes mit der Bildunterschrift:  Военная техника готовится к парадуСергей Возняк, сам бывший политработник танковых войск, считает, что нынешним идеологам приходится нелегко, поскольку внятная идеология не сформулирована. Поэтому идеологи в погонах, по выражению майора запаса, из всего политического винегрета усвоили один простой тезис – "надо любить верховного главнокомандующего и отдавать ему честь даже тогда, когда он в нарушение воинского устава напяливает форму на своего четырехлетнего сына и возит его с собой на учения".  

…и технические  

Еще одним слабым местом белорусской армии эксперты называют устаревший парк боевой техники. И хотя в стране есть замечательные  собственные разработки, и модернизация вооружений проводится постоянно, по сравнению  с армиями стран НАТО техническое  отставание не сокращается.  

Причина проста – нехватка денег. Большие надежды  здесь возлагаются на главного военного союзника Беларуси - Россию. Президент  Лукашенко уверяет, что Беларусь остается верной курсу на строительство  Союзного государства с Россией. По словам президента, важнейшей задачей  является дальнейшее развитие региональной группировки войск двух стран.  

В начале февраля  было подписано соглашение о создании единой белорусско-российской системы  ПВО. Утверждают, что по соглашению россияне обязались переоснастить  белорусскую армию новыми образцами  вооружений по российским ценам. По словам Александра Алесина, Bildunterschrift: Gro?ansicht des Bildes mit der Bildunterschrift:  Министр обороны Беларуси генерал Мальцевпрежде всего речь идет о военно-воздушных силах и войсках ПВО, которые рассчитывают на зенитно-ракетные комплексы С-400 и истребители СУ-30. При этом эксперт отмечает, что этим планам может помешать финансовый кризис.   

Трудовые  и военные резервы  

В настоящее  время в Беларуси срочная военная  служба для лиц без высшего  образования длится полтора года. Для тех, у кого есть университетский  диплом, - год, а для окончивших военные  кафедры, но не получивших офицерского  звания - шесть месяцев. Сокращать  эти сроки пока не планируется.  

Проект закона об альтернативной службе пылится в  парламенте уже около 8 лет, однако когда  его рассмотрят, никто не знает. Для  тех же молодых белорусов, кто  отказывается взять в руки оружие из-за своих убеждений, существуют железнодорожные  войска. Юношей, которые прямо заявляют о своей нетрадиционной сексуальной  ориентации, а также ранее судимых  молодых людей в армию не берут, хотя прямого законодательного запрета  такого рода нет.  

А с 2004 года в  Беларуси функционирует уникальный вид военной службы – в резерве. На нее, как правило, призывают тех  юношей, которые добились важных для  государства успехов в сфере  науки, культуры, искусства, спорта, а  также просто высококвалифицированных  специалистов. В течение трех лет  такие резервисты три-четыре раза на полтора месяца призываются на сборы. Ну и, кроме всего прочего, армия  в Беларуси каждый год по-прежнему активно помогает уборке урожая
Одна  из сильнейших армий  в Европе     
Белоруссия  является одним из наиболее преуспевших  в строительстве  национальных армий  постсоветских государств. Вооруженные силы ее, по общему мнению, обладают хорошей  боеспособностью.
Создание  белорусской армии     
Сразу же после  распада Советского Союза Белоруссия, как и другие бывшие советские  республики, оказалась перед дилеммой: либо строить собственную армию, либо поддержать активно пропагандировавшуюся тогда Россией идею о сохранении единых вооруженных сил на территории СНГ. Поначалу общественное мнение и руководство республики склонялись ко второму варианту, однако идея Объединенных вооруженных сил Содружества умерла, так и не воплотившись в реальные очертания. Поэтому в январе 1992 года Верховный Совет Белоруссии, в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете, переподчинил себе расположенные на территории республики вооруженные силы, оснащенные техникой неядерного типа. А весной 1992 г. был принят и закон об образовании собственных вооруженных сил. 
     Строительство армии в Белоруссии, в отличие от России, началось с создания правовой базы: в течение осени и зимы 1992 г. Верховным Советом были приняты законы "Об обороне", "О всеобщей воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих" и ряд других. Помимо этого была разработана военная доктрина государства. Белорусские вооруженные силы базировались на мощной войсковой группировке, состоящей из полутора тысяч воинских формирований Белорусского военного округа общей численностью более 250 тыс. чел. Столь огромная армия была не нужна молодому суверенному государству, да и содержание такого количества войск являлось слишком тяжелым бременем для бюджета страны. 
     Поэтому главной задачей военного строительства Беларуси на первом этапе стало сокращение и реформирование существующих военных структур. За период с 1992 г. по 1998 г. вооруженные силы Белоруссии сократились более чем в 2 раза. При этом был осуществлен переход на организационно-штатную структуру "бригада-корпус", создан новый род войск - мобильные силы, изменился принцип комплектования войск и система их подготовки.

Белорусская армия сегодня     
Вооруженные силы Белоруссии являются одной из крупнейших армий на постсоветском пространстве, да и вообще в Европе. Их численность  составляет сегодня около 80 тыс. военнослужащих. В своем составе они имеют сухопутные войска, военно-воздушные силы и войска ПВО, которые оснащены самыми современными системами вооружения (танки Т-80, бронетранспортеры БТР-80, самоходные гаубицы "Мста-С", реактивные системы залпового огня "Град", "Ураган" и "Смерч", самолеты МиГ-29, Су-27, зенитно-ракетные системы С-200 и С-300 и др.). 
     Наибольшей реорганизации за период с 1992 г. подверглись сухопутные войска (около 45 тыс. чел.), которые ныне состоят из трех бригад, объединенных в армейский корпус. На их вооружении - 1800 танков, 2500 боевых бронированных машин, 1600 артиллерийских систем, 96 оперативно-тактических и тактических ракет. 
     В составе ВВС республики - 276 боевых самолетов, что вполне достаточно для обеспечения защиты с воздуха и поддержки наземных войск. Войска ПВО имеют на вооружении 175 комплексов дальнего и среднего радиуса действия, охраняющих территорию республики и западные границы СНГ от воздушного нападения.

Система комплектования     
Как и в России, комплектование вооруженных сил  Белоруссии происходит по смешанному принципу и сочетает всеобщую воинскую обязанность с добровольным поступлением на службу. Причем отличительной особенностью является то, что белорусские призывники служат вблизи постоянного места  жительства. По мнению армейского руководства, это дает ряд преимуществ. Во-первых, экономятся средства на перевозку призывников к местам прохождения службы. Во-вторых, командование воинских частей имеет больше возможностей наблюдать за допризывной подготовкой своих будущих солдат и соответственно влиять на патриотическое воспитание юношей. В-третьих, благодаря этому улучшился морально-психологический климат в частях и подразделениях, поскольку военнослужащие могут в праздники и выходные дни побывать дома, а родители - осуществлять контроль за тем, как у их сыновей проходит служба. Все это не дает повода развитию так называемых неуставных отношений в частях, или, попросту говоря, дедовщины. 
     На военную службу призываются мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, а срок службы по призыву составляет 18 месяцев.

Офицерские  кадры     
На базе двух военных училищ в Минске создана  Военная академия. Она является основным военно-учебным заведением вооруженных  сил, в которой на семи факультетах  осуществляется подготовка офицеров высшей военной или военно-специальной  квалификации по 54 специальностям. Обучение в академии ведется по двум направлениям: подготовка юношей после общеобразовательной  школы в течение 5 лет с получением ими по окончании академии первичного офицерского звания и 2,5-годичная подготовка офицеров оперативно-тактического уровня. Ежегодно в войска направляются свыше 600 выпускников Военной академии. 
     Однако высококвалифицированные кадры по дефицитным специальностям приходится готовить в России. Согласно межправительственному соглашению в российских военных вузах в нынешнем году проходили обучение 64 офицера и 61 курсант из Беларуси. 
     В целом ситуация с офицерским составом удовлетворительная. По данным управления кадров МО Республики Беларусь, укомплектованность национальных вооруженных сил офицерами составляет 83 процента. Средний возраст офицера в белорусской армии - 33,4 года. 14,5 процента командного состава имеют высшее военное образование, свыше 71 - высшее военное специальное. 23 человека окончили Военную академию Генерального штаба.

Боевая  подготовка     
Оперативная и  боевая подготовка белорусских вооруженных  сил ведется в достаточно напряженном  графике. Главная ее цель - подготовка к отражению внешней агрессии любого характера и масштаба. Президент  Лукашенко лично контролирует боевую подготовку белорусских военных, регулярно  посещая учения соединений и частей. 
     Вместе с тем на уровне боевой подготовки сказывается отсутствие достаточных средств для ее финансирования. Так, в 1997 г. среднегодовой налет летчиков-истребителей снизился до 20 часов (при норме в 100). Тем не менее армейскому руководству удается проводить учения частей и соединений различных видов вооруженных сил, сохраняя боевую выучку вооруженных сил на достаточно приемлемом уровне.

Морально-психологическая  обстановка     
Большое значение для морального состояния военнослужащих имеет уровень решенности их социальных проблем. Несмотря на недостаточность финансирования, руководство государства стремится создать в армии нормальные условия для службы. Так, белорусские военные не знают, что такое задержка в выплате денежного довольствия. 
     Немаловажную роль для армии играет то, как относится к ней население страны. В Белоруссии с этим все в порядке. Любой офицер Советской Армии, служивший на белорусской земле, запомнил необыкновенно теплое отношение к военным, царившее в этой республике. К своей армии белорусский народ и сегодня относится с той же теплотой и вниманием, что показывают и данные социологических опросов. По уровню доверия со стороны населения страны вооруженные силы опережают другие институты государства, включая Правительство и парламент.

Сотрудничество  между армиями  Белоруссии и России     
Как и положено государствам, состоящим в Союзе, сотрудничество вооруженных сил  России и Беларуси носит интенсивный  характер. Оно проводится как в  рамках Ташкентского договора о коллективной безопасности, так и на двусторонней основе в рамках Договора о Союзе  России и Беларуси. Высшей формой этого  сотрудничества являются совместные учения. Так, в этом году в командно-штабном  учении на базе Московского военного округа принял участие руководящий  состав двух министерств обороны. 
     Планом совместных действий двух министерств предусматривается также создание единой региональной системы ПВО Российской Федерации и Республики Беларусь в рамках объединенной системы ПВО государств - участников СНГ. 
     В течение трех последних лет белорусские войска ПВО участвуют и в тактических учениях с боевыми стрельбами на российских полигонах совместно с другими государствами СНГ. 
     Еще одним направлением двустороннего сотрудничества является сотрудничество в военно-технической области. Министерства обороны двух стран совместно со специалистами Исполнительного комитета Союза России и Белоруссии разработали программу Единого оборонного заказа, который предусматривает объединение усилий предприятий военно-промышленного комплекса двух государств, создается Объединенная система технического обеспечения, прорабатываются другие конкретные программы

Основание Красной армии
После прихода  к власти в октябре 1917 года, большевики видели будущую армию, как создаваемую строго на добровольных основах, без мобилизаций, с выборностью командиров снизу и обсуждением солдатами отдаваемых им приказов. Однако, когда Гражданская война в России стала реальностью, большевики осознали необходимость замены временной Красной гвардии постоянными силами. Совет Народных Комиссаров основал Красную армию декретом от 28 января 1918 года на базе красногвардейцев. В феврале 1918 года Совнарком издаёт декрет «Об обязательном обучении военному искусству»; в соответствии с тезисом Карла Маркса о замене армии всеобщим вооружением народа основан Всевобуч — всеобщее военное обучение трудящихся.
Официальный день Красной армии 23 февраля 1918 стал днём первого массового набора в Красную  армию в Петрограде и Москве, и днём первого сражения с оккупационными войсками кайзеровской Германии. В советский период день 23 февраля подавался как «день первой победы Красной Армии, одержанной над немецкими войсками под Нарвой», в настоящее время этот миф развенчан.
Основателем Красной  армии часто называют Льва Троцкого, народного комиссара военных и военно-морских дел 1918—1924. Ему удалось создать дисциплинированную военную силу из разношёрстных добровольцев раннего периода. Троцкий провёл решение о мобилизации в РККА бывших царских офицеров, преодолев сопротивление по этому вопросу фракции «левых коммунистов» во главе с Бухариным.
Большевики образовали специальную комиссию во главе со Львом Глезаровым, и за период вплоть до середины августа 1920 года призвали в РККА 48 тыс. бывших царских офицеров, 10 300 человек административного персонала, и 214 тыс. бывших унтер-офицеров, получивших должности «военных специалистов». На такие должности были также привлечены ряд бывших царских генералов.
Для координации  военных усилий 6 сентября 1918 года был образован Революционный военный совет, Председателем которого стал Л. Д. Троцкий. Его непосредственным подчинённым стал бывший царский полковник, латыш Иоаким Вацетис, получивший должность первого советского главнокомандующего.
Попытки основать РККА на добровольных началах под  лозунгом «Социалистическое Отечество  в опасности!» оказались безуспешными. Результатом стал быстрый переход  к мобилизациям. В Красную армию  мобилизовались члены партии и красногвардейцы, запрещается роспуск немногих сохранивших  боеспособность частей бывшей царской  армии, например, гвардейских Преображенского и Семёновского полков. 29 мая 1918 года на основании Постановления ВЦИК «О принудительном наборе в рабоче-крестьянскую армию» начат призыв в армию.
Нетрудовые элементы призывались в состав тылового ополчения.
Важными шагами большевиков стала борьба с «военным анархизмом» первых месяцев существования  РККА. Потребность в эффективной  военной силе заставила их пойти  на введение в армии обязательности исполнения приказов командиров, восстановление расстрелов за дезертирство, и проведение массовых мобилизаций, с тем, чтобы обеспечить требуемую численность войск. Для контроля над лояльностью «военспецов» были учреждены должности комиссаров. Летом 1918 отменяется выборность командиров.
  История армии 
Военная система  России, как Московской, так и  Императорской во все времена  резко отличалась от Заподноевропейской. 
 
На западе основным принципом всей военной системы, был принцип вербовки. Служба, в первую очередь, была источником доходов и лишь потом делом защиты родины. Заподноевропейский солдат оставался наемником вплоть до конца 18 века. 
 
В основе же русской армии лежал принцип обязательности - долга защиты Русской земли - принцип повинности. Так было всегда. 
 
Первое регулярное войско -стрельцы- было образованно при Иване Грозном. Большая же часть армии состояла из земского ополчения(дворяне и даточные люди (крестьяне)), созываемого по принципу обязательной повинности лишь в военное время, что придавало вооруженной силе Московского государства милиционный характер. 
 
Войска иноземного строя стали у нас заводиться при царе Михаиле Федоровиче. Первые из сохранившихся патентов выданы полковнику драгунскогополка Ван Даму в 1632 году и полковнику солдатского полка Шарлю Эберсу в 1639 году. Признавался желательный состав этих войск на одну треть из иноземцев и на две трети из русских (те и другие - профессионалы). На самом деле они состояли почти сплошь из русских. 
 
В 1642 году сформировано два выборных полка из московских слобожан и стрелецких детей - Первомосковский и Бутырский. Полкам этим суждено было явиться связующим звеном старой московской и новой петровской армий - символом единства и нераздельности Русской армии. 
 
Однообразных штатов не существовало. Иноземные полки делились на роты, стрелецкиеимели сотенную организацию. Те и другие именовались по полковникам. Число полков колебалось: солдатских (т.е. пехотных иноземного строя) было от 25 до 35, рейтарскихи драгунских- до 25, стрелецких- 4-45 (в одной Москве 18). По росписи 1689 года считалось: "стройных" войск 110000, "нестройных" 55000, "городовых" до 25000. Всего на бумаге тысяч до 200, но плохо организованных, еще хуже дисциплинированных, в общем, слабой боеспособности. 
 
Службу регулярных войск Московского государства в последние десятилетия 17 века, скорее всего можно сравнить с нынешним отбыванием лагерных сборов. Солдаты, поселенные в слободах, мало-помалу омещанивались, утрачивали воинский дух и воинский вид. Большинство обзаводились семьями и занимались ремеслами и промыслами, ничего общего с военной службой не имевшими. 
 
Единственно полноценными в то время могли считаться лишь 4 полка: Преображенский и Семеновский "потешные" (учреждены в 1683 году, полковую организацию получили в 1691 году) и оба "выборных" - Первомосковский Лефорта и Бутырский Гордона. 
 
В 1694 году молодой царь произвел первые большие маневры Русской Армии, так называемый Кожуховский поход. Маневры эти были точным подобием войны (вплоть до того, что около 70 человек было убито и ранено), и в них участвовало 30000 войск, как старой организации, так и нового строя, причем все преимущества оказались на стороне последних. 
 
Азовские походы окончательно убедили Петра в малой пригодности войск старой организации. Компания 1695 года закончилась плачевно - беспорядочное отступление от Азова походило на бегство. В 1696 году 70-тысячная армия при поддержке флота, лишь после двухмесячной осады смогла овладеть крепостью, которую защищало менее 5000 турок. 
 
Все это подало Петру мысль целиком обновить состав армии, распустив всех солдат, рейтар, стрельцови вновь набрать профессионалов, на этот раз подневольных, из среды дворян и даточных. 
 
Реформа эта произведена в 1698 году. Все старые полки были распущены и расформированы, за исключением четырех, упомянутых выше. В эти 4 полка были сведены все кого Петр считал надежным и пригодным для дальнейшей службы - всего 28000 человек (стрельцовпосле бунта этого года не брали совсем). В основу новой своей армии Петр положил, таким образом, принцип отбора. 
 
В 1699 году был объявлен призыв 32000 даточных - первый в России рекрутский набор. Одновременно на службу с большими преимуществами (главным образом в плане окладов) принято много иностранцев, которым отведено большинство командных должностей в новой армии. 
 
Весной и в начале лета 1700 года из сверхкомплекта 4 старых полков и новопризванных даточных сформировано 29 пехотных полков, составивших 3 сильные дивизии и 3 драгунских. Большинство этих полков (вначале названных по полковникам) существует и сейчас. 
 
Таким образом, возникновением регулярной, дисциплинированной и профессиональной армии в России можно считать период реформ Петра 1

История
Из  округа - в армию суверенного государства
 
    Серьезное влияние на судьбу Беларуси и ее Вооруженных Сил оказал распад СССР 
   27 июля 1990 года Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете республики, а 25 августа 1991 года, сразу после августовских событий в Москве, - Закон "О придании статуса конституционного Закона Декларации Верховного Совета Белорусской ССР о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики". На основании Закона от 19 сентября 1991 года БССР стала именоваться как "Республика Беларусь". 
   8 декабря 1991 года президенты России, Украины и Председатель Верховного Совета Республики Беларусь, главы правительств этих республик подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). На повестку дня в республике встал вопрос о создании собственных Вооруженных Сил. 
   20 марта 1992 года было принято постановление правительства "О создании Вооруженных Сил Республики Беларусь". В этот же день парламент нашей республики принял Закон "О Вооруженных Силах Республики Беларусь", на основании которого и началось их формирование.  
   В ноябре 1992 года Верховным Советом были приняты Законы "Об обороне", "О всеобщей воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих". 
   А 6 декабря 1992 года на 10-й сессии двенадцатого созыва парламентарии нашей республики приняли Военную доктрину. Среди государств СНГ Беларусь была первой, принявшей данный документ. Таким образом, впервые в республике была принята система основополагающих взглядов на предотвращение войны, сохранение мира, оборонное строительство, подготовку страны и ее Вооруженных Сил к отражению агрессии, на способы ведения вооруженной борьбы по защите ее суверенитета и территориальной целостности. 
   В соответствии с принятыми законодательными актами бывшие войска БВО были реформированы в Вооруженные Силы Беларуси в два этапа. На первом (1992 г.) они были сокращены почти на 30.000 человек, было определено их оперативное предназначение, разработаны основные руководящие документы. На втором этапе (1993-1994 гг.) сокращение армии в основном было завершено, были осуществлены ее структурные преобразования, реформирована система управления войсками. 
   До 1992 года Краснознаменный Белорусский военный округ имел в своем составе 5-ю гвардейскую танковую армию, 7-ю танковую армию, 28-ю армию, 120-ю гвардейскую мотострелковую дивизию, 51-ю гвардейскую авиадивизию, 72-й гвардейский Объединенный учебный центр, а также соединения и части боевого, тылового и технического обеспечения. На территории республики, кроме войск округа, дислоцировались части так называемого центрального подчинения: 
   103-я гвардейская воздушно-десантная дивизия, 38-я гвардейская воздушно-десантная бригада, 11-й корпус 2-й отдельной армии ПВО, 28-я воздушная армия, а также соединения и части РВСН, дальней авиации, Военно-морского Флота и специальных войск, подчинявшихся в то время непосредственно Министерству обороны СССР и главкомам видов Вооруженных Сил. Общая численность этой группировки войск составляла более 280 тысяч военнослужащих, рабочих и служащих. 
   На вооружении соединений и частей КБВО находились танки Т-72Б, БМП-2, БТР-80, самолеты МиГ-29, Су-25, Су-27, боевые вертолеты Ми-24 и другое оружие. 
   Концентрация воинских частей и соединений в республике была самой высокой на Европейском континенте. Один военнослужащий у нас приходился на 43 человека гражданского населения. (Для сравнения: в Украине - на 98, в Казахстане - на 118, в России - на 634 человека). Для республики с десятимиллионным населением такие непомерно большие Вооруженные Силы были не нужны, затраты на их содержание и оснащение - неприемлемыми. К тому же их общая численность в соответствии с итоговым актом Хельсинкского соглашения от 10.07.92 г. не должна была превышать 100.000 военнослужащих. В связи с этим в 1992-1996 годах прекратили свое существование или были серьезно реформированы свыше 250 воинских формирований, отошедших под юрисдикцию Беларуси, а численность военнослужащих уменьшилась втрое и в 1997 году стабилизировалась на отметке в 83 тысячи человек. 
   Одновременно с этим был существенно сокращен арсенал военной техники и вооружений. 
   На 17 июля 1992 года наша армия располагала 3457 танками, 3824 боевыми бронированными машинами, 1562 артиллерийскими системами, 390 боевыми самолетами, 79 ударными вертолетами. В соответствии с Договором об обычных вооруженных силах в Европе и принятыми в его развитие правопреемниками СССР 15 мая 1992 года в Ташкенте "Соглашением о принципах и порядке выполнения Договора об обычных вооруженных силах в Европе", "Протоколом о максимальных уровнях для наличия обычных вооружений и техники Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова, Российской Федерации, Украины и Республики Грузия в связи с Договором об обычных вооруженных силах в Европе", мы согласились иметь 1800 танков, 2600 боевых бронированных машин, 1615 артиллерийских систем, 260 боевых самолетов, 80 ударных вертолетов. 
   Иными словами, республике предстояло избавиться от 1773 боевых танков, 1441 боевой бронированной машины, 130 боевых самолетов. Это сокращение было осуществлено к началу 1996 года. 
   К этому же времени в основном завершился процесс структурного реформирования армии: общевойсковые и танковые армии были преобразованы в армейские корпуса, мотострелковые и танковые дивизии - в отдельные механизированные бригады, а часть их-в базы хранения вооружения и техники, воздушно-десантная дивизия и отдельная воздушно-десантная бригада - в Мобильные силы, состоящие из трех мобильных бригад, авиационные дивизии и полки - в авиационные базы. 
   Коренные изменения в мире, происшедшие с окончанием "холодной войны" и устранившие угрозу термоядерного конфликта, не привели к уменьшению опасности для многих государств и не сделали мир более стабильным.  
   Новой реальностью стало увеличение угрозы региональных и локальных военных конфликтов различного масштаба, которые в обозримой перспективе будут и в дальнейшем оставаться наиболее вероятной формой разрешения этнических, религиозных, экономических, территориальных и других межгосударственных споров.  
   Немалую угрозу безопасности мировому сообществу несут разрастающиеся метастазы международного терроризма, принявшего в последнее время угрожающий размах. 
   В связи с этим руководством страны в начале нынешнего года было принято решение о завершении реформирования белорусских Вооруженных Сил. Нормативной базой намеченных преобразований стали новые редакции Концепции национальной безопасности и Военной доктрины Республики Беларусь, а также принятые в их развитие и утвержденные Указами Президента Республики Беларусь в ноябре нынешнего года Концепция строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь до 2010 года, Программа завершения реформирования Вооруженных Сил на 2001 - 2005 годы и План строительства Вооруженных Сил до 2006 года. 
   Первым шагом заключительного этапа реформирования Вооруженных Сил явилось разграничение полномочий Министерства обороны и Генерального штаба.  
   На Министерство обороны, как орган государственного управления, возложена функция претворения в жизнь государственной политики по вопросам обороны. Осуществляя общее руководство Вооруженными Силами, Министерство обороны несет всю полноту ответственности за их строительство и развитие, а также подготовку к выполнению задач вооруженной защиты суверенитета и территориальной целостности государства. 
   Генеральный штаб, как центральный орган военного управления, будет осуществлять оперативное управление Вооруженными Силами. Кроме того, в его компетенции находятся вопросы организации взаимодействия и координации деятельности Вооруженных Сил с другими воинскими формированиями в сфере обеспечения обороны государства.  
   С декабря 2001 года осуществлен переход Вооруженных Сил на двухвидовую структуру - Сухопутные войска и Военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны. Указом Президента Республики Беларусь командующим Сухопутными войсками назначен генерал-майор Юрий Портнов, а командующим Военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны - генерал-майор Олег Паферов.  
   На командование Сухопутных войск помимо задач поддержания на необходимом уровне боеготовности и боеспособности, подчиненных ему соединений и частей, возложена также функция руководства подготовкой и ведением территориальной обороны. Местом дислокации командования Сухопутных войск стал город Бобруйск.  
   На базе 28-го и 65-го армейских корпусов созданы Западное и Северо-Западное оперативные командования. Начата работа по реорганизации 120-й гвардейской мотострелковой дивизии в отдельную механизированную бригаду и базу хранения вооружения и техники. Практически завершен процесс расформирования 350-й гвардейской отдельной мобильной бригады. Это позволило полностью укомплектовать офицерским составом 38-ю и 317-ю гвардейские отдельные мобильные бригады. К 2005 году общая численность Вооруженных Сил должна составить 65 тысяч человек ( 50 тысяч военнослужащих и 15 тысяч лиц гражданского персонала). 
   Несмотря на имеющиеся трудности, с 2001 года 140-й ремонтный завод Министерства обороны совместно со словацкими партнерами приступил к модернизации морально устаревших образов военной техники. Так на базе БТР и БМП-1 им созданы новые боевые машины "Кобра-К" и "Кобра-С", которые в ближайшее время поступят на вооружение Сухопутных войск. Кроме того, будет осуществляться дальнейший перевод автомобильной техники российского производства с карбюраторными двигателями на дизельные отечественных производителей.  
   Хорошо зарекомендовала себя в ходе полевых испытаний реактивная система залпового огня БМ-21 "Град", смонтированная на базе автомобиля Минского автозавода. С 2002 года "БелГрадами" будет оснащен один из дивизионов ракетных войск и артиллерии белорусских Вооруженных Сил. 
   В настоящее время комплектование Вооруженных Сил сержантами и солдатами срочной службы проводится в основном по территориальному принципу. 
   В 1995 году в нашей армии появился новый вид службы на должностях рядового и сержантского состава - служба по контракту, и с каждым годом количество военнослужащих, проходящих службу по контракту, увеличивается.  
   Сегодня с полной уверенностью можно говорить и о том, что в белорусской армии решена проблема подготовки военных кадров. Созданная в 1995 году в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь на базе Минского высшего инженерного зенитного ракетного и Минского высшего военного командного училищ Военная академия готовит офицеров практически для всех видов Вооруженных Сил и родов войск. Основу главного военного вуза страны составляют 10 факультетов.  
   Наряду с этим белорусские офицеры и курсанты имеют возможность получать образование и в высших военных учебных заведениях Российской Федерации. В основном там проходят обучение военнослужащие дефицитных специальностей, подготовка которых в Беларуси не ведется. 
   Для пополнения соединений и частей специалистами и командирами низового звена в Вооруженных Силах имеется широкая сеть учебных частей. В этом году на базе одного из полков 72-го объединенного учебного центра была сформирована 114-я гвардейская школа по подготовке прапорщиков. А 2 декабря 2001 года состоялся их первый выпуск. 247 новоиспеченных прапорщиков убыли в войска.  
   Статус государственного среднего специализированного учебного заведения с военно-профессиональным направлением обучения и воспитания юношей получило в 1995 году Минское суворовское военное училище. Этому учебному заведению возвращено его первоначальное предназначение - в первую очередь в нем обучаются дети погибших военнослужащих, сироты, ребята из многодетных и малоимущих семей. Право поступления в училище имеют подростки, окончившие 5 и 6 классов средней школы. 
   С целью демократизации воинской службы и поиска новых методов работы в августе 1995 года был создан Консультативный совет при министре обороны Республики Беларусь. В его состав вошли 49 офицеров в должностях от командира взвода до командира соединения, в воинских званиях от лейтенанта до полковника. Он наделен уникальными полномочиями, в его компетенцию входят изучение, прогнозирование и своевременное определение мер по важнейшим вопросам жизнедеятельности войск; анализ, изучение и разработка предложений по вопросам социально-бытового обеспечения военнослужащих и членов их семей, подготовка предложений министру обороны для внесения их на рассмотрение Президента, Совета безопасности, Совета Министров Республики Беларусь. Время показало, что деятельность Консультативного совета весьма полезна, поскольку он аккумулирует мнения всех категорий военнослужащих и армейской общественности по широкому спектру вопросов жизни и деятельности Вооруженных Сил. 
   Повысить эффективность работы офицерской общественности, сделать так, чтобы люди в погонах вновь почувствовали себя единой, сплоченной, монолитной семьей, где бы обрели свое изначально чистое и высокое значение понятия долга, офицерской чести, призваны возрожденные ныне в войсках Офицерские собрания во главе с созданным в том же 1995 году Координационным советом Офицерских собраний Вооруженных Сил.  
   21 мая 1997 года в Минске, в Центральном Доме офицеров состоялось I Всеармейское Офицерское собрание Вооруженных Сил Республики Беларусь - первое в армиях стран СНГ. В его работе приняли участие Президент Республики Беларусь - Главнокомандующий I Вооруженными Силами Александр Лукашенко, 558 лучших представителей белорусского офицерского корпуса, а также представители правительства, Национального собрания, Пограничных и Внутренних войск, МВД, КГБ, ветераны войны, труда и Вооруженных Сил, представители общественных организаций. На всеармейском форуме были утверждены "Положение об Офицерском собрании в Вооруженных Силах Республики Беларусь", "Положение о товарищеском суде чести офицеров в Вооруженных Силах Республики Беларусь", "Положение о Координационном совете Офицерских собраний Вооруженных Сил Республики Беларусь". 
   Здесь же, на первом в истории нашей армии Всеармейском Офицерском собрании, были вручены и первые медали нашей республики "За отвагу". Из рук Президента их получили саперы подполковник Л.Лосенко, майор С.Рудаков, капитаны В.Гордиевич, И.Косинский, Н.Полуянов, старшие лейтенанты Ю.Золотопуд, С.Четвериков, Г.Шифман. 
   Судьбоносным для белорусской армии стало, состоявшееся в августе нынешнего года, второе Офицерское собрание. На нем был одобрен курс, намеченный Президентом Республики Беларусь, на создание мобильных, высокопрофессиональных, управляемых и обеспеченных современной военной техникой Вооруженных Сил.  
   Вооруженные Силы гордятся и тем, что первым высокого звания "Герой Беларуси" в республике был удостоен представитель Вооруженных Сил - летчик подполковник Владимир Николаевич Карват 23 мая 1996 года ценой жизни спасший жителей деревни Малое Гатище. 
   В 2001 году серьезным испытанием на профессиональную зрелость стало для Вооруженных Сил комплексное оперативно-тактическое учение "Неман - 2001", которое проходило в период с 26 августа по 3 сентября. По динамике, сложности и многообразию решаемых задач его смело можно назвать уникальным. 
   Для участия в нем привлекались около девяти тысяч военнослужащих, свыше 1200 единиц автомобильной и специальной техники, 60 танков, около 200 боевых бронемашин, 64 реактивных артиллерийских систем, 48 самолетов и вертолетов, а также 132 зенитно-ракетные системы ПВО.  
   Совместно с соединениями и частями белорусской армии в учении участвовали подразделения Государственного комитета Пограничных войск, Министерства внутренних дел, Министерства по чрезвычайным ситуациям, части железнодорожных войск. Руководил учением министр обороны Республики Беларусь генерал-полковник Леонид Мальцев. Штаб учения возглавил начальник Главного штаба Вооруженных Сил Республики Беларусь - первый заместитель Министра обороны генерал-майор Сергей Гурулев. 
   Грандиозное военное действо происходило на территории Гожско-Поречского, Обуз-Лесновского, Дретуньского, Домановского, Ружанского и Полесского полигонов. Замысел учения был максимально приближен к реалиям современных локальных военных конфликтов. Кроме того, учение носило и исследовательские цели. На нем были апробированы теоретические выкладки Военной доктрины.  
   В полевых условиях прошли испытания новые образцы вооружения и техники отечественного производства: реактивная система залпового огня "БелГрад", бортовой автомобиль МАЗ-531605, автомобиль ЗИЛ-131 с дизельным двигателем, прицелы и приборы ночного видения, разработанные на ГП "БелОМО", опорно-пусковая установка с двумя ПЗРК "Игла" и автоматизированной системой управления "Шлем". На ЦКП Войск противовоздушной обороны успешно прошла испытание новая АСУ, разработанная НПО "Агат". 
   В ходе "Неман - 2001" впервые за последние 12 лет осуществлен призыв из запаса военнослужащих приписного состава. Наблюдать за ходом учения прибыли представители из 12 стран. Освещали военные игры более 60 журналистов. 
   В "спарке" с "Неман-2001" проходило коалиционное учение "Боевое содружество-2001" на российском полигоне Ашулук. В нем участвовали подразделения и части Войск противовоздушной обороны и Военно-воздушных сил Беларуси. 
   Подводя итоги комплексного оперативно-тактического учения глава государства Александр Лукашенко отметил: что цель его - практически отработать вопросы совместного планирования и применения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований по разрешению вооруженного конфликта, проверить положения новой Военной доктрины на завершающем этапе реформирования Вооруженных Сил, подтвердить их готовность и способность выполнить свои задачи в соответствии с предназначением - достигнута. 
   Непростая международная обстановка потребовала в конце ХХ века создания достаточно эффективной системы безопасности, основанной на политическом, экономическом и военном союзе с Российской Федерацией. 
   За последние годы заложена прочная основа для реализации важнейших направлений обеспечения военной безопасности Союзного государства, таких как:  
   - разработка Военной доктрины Союзного государства и совместной Программы вооружения государств на 2001-2005 годы и совместного оборонного заказа; 
   - обеспечение высокоэффективного функционирования региональной группировки войск армий Беларуси и России и проведение инвентаризации объектов военной инфраструктуры в ее интересах; 
   - разработка предложений по унификации законодательства Беларуси и России в области обороны и социальной защиты военнослужащих.  
  В Вооруженных Силах Беларуси последовательно и целенаправленно осуществляется комплексная система мер направленных на улучшение воинского воспитания, укрепления авторитета командиров, уставного порядка и организованности во всех сферах жизни и деятельности войск. 
   В белорусской армии в числе первых из стран СНГ была создана социально-психологическая структура и начата подготовка специалистов первичного звена - войсковых психологов батальонов. С 1995 года состоялось три выпуска офицеров с квалификацией педагог-психолог. С прошлого года в Вооруженных Силах появились специалисты с квалификацией социальный педагог, педагог - психолог. В 2002 году командно-штабной факультет Военной академии выпустит первых офицеров с высшим военным образованием на должности заместителей командиров полков, бригад по воспитательной работе. 
   Результатом целенаправленной воспитательной работы стало двукратное сокращение преступности среди военнослужащих. В 2,5 раза по сравнению с 1995 годом уменьшено число суицидальных происшествий. Возросло количество воинских соединений и частей, где уровень уставного порядка, организации службы, повседневной деятельности и боевой подготовки исключают предпосылки к преступлениям и происшествиям. 
   Провозгласив сугубо оборонительный характер Военной доктрины, Республика Беларусь исходит из того, что ни одно из государств в настоящее время не является для нее потенциальным противником. Вместе с тем, учитывая существующие угрозы военной безопасности, она и впредь будет заботиться о поддержании боевого потенциала Вооруженных Сил на уровне, обеспечивающем гарантированную защиту мирного труда белорусского народа
 
 
Современная армия – какая она?
Армия – как  много в этом слове… У кого-то при этом слове на лице возникает ностальгическая улыбка, других пробирает дрожь, а некоторые делают презрительно-недовольное лицо. Так что же это за таинственная загадка такая: современная армия?
Многие дембельские  альбомы содержат такое выражение: «Кто не был – тот будет, кто  был – не забудет!» Этому афоризму очень много лет и он успел  морально устареть. Прошли те времена, когда срочная военная служба действительно считалась «почетной  обязанностью». Всё больше желающих «откосить» от неё, всё меньше достойных  молодых людей, видящих своё призвание  в copyright-by-праздник http://www.prazdnik.byвоенной службе Родине в роли будущих офицеров. Многие нынче узнают об армии не из «первых рук», так сказать, а из сериалов, фильмов и, собственно, интернета, реже - от знакомых. Так вот и получается, что те, «кто не был», тот не факт, что будет! Им эта статья будет интересна, как общепознавательный материал, а тем, кто служил – тем более интересно будет: «что там на этот раз понаписывают?»
Вот ещё один древний афоризм, бытующий и ныне: «Кто в армии был, тот в цирке  не смеется». Глубокий философский  смысл сокрыт в этих словах! Цирковое представление ассоциируется с  юмором, экзотикой, необычностью, удивительностью! А чем удивишь человека, прошедшего армию?! Силач гири подбрасывает –  «ха, тоже мне трюк» - скажет такой человек, - «парочка молодых, под присмотром старослужащих товарищей могут самостоятельно закатить незаводящийся БТР в бокс»! Клоуны дурачатся – «ха, а вы видели когда-нибудь, как молодой солдат надевает нательное белье на четыре размера меньше, тем более не зная с какой стороны в него влезать?»
А попади мой  комбат в зрительный зал цирка, не только он не смеялся бы, но не до смеху  было бы и всем окружающим. От одного его взгляда плачут дети и седеют хомячки! Старшина показал бы цирковому  фокуснику истинную магию: фокус  с исчезновением хозинвентаря, дематериализация пятидесяти килограммов овса, телепортация горючего и многое другое! А что касается дрессуры, наш старшина, после многолетнего оттачивания своего мастерства на дежурных сержантах, может, наверно, силой одной лишь мысли, заставить крокодила засунуть голову в пасть льва, стоящего на задних лапах.
А вообще армия  – очень веселое место: здесь  даже постоянно поют (на утренней зарядке  и во время спортивно-массовых занятий  – речёвку, во время следования на каждый приём пищи и обратно, а также на вечерней прогулке - песни)!
Самая символичная  вещь в армии, которая поистине может  стать эмблемой вооруженных сил  это не автомат, вообще не оружие и  не боевая техника! Это – портянка! Автоматы и самолеты вы можете встретить  где угодно, а вот портянку –  только в армии! Весь армейский уклад  – как портянка: с точки зрения обычной жизни – полный бред и  несуразица, но стоит только сменить  угол обзора, и всё сразу становится простым, логичным и закономерным! Как  портянка! Вообще, портянки – это  тема для отдельной диссертации!
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.