Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Методы и приёмы коррекционной работы с тревожными детьми

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      СОДЕРЖАНИЕ.
       ВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 

1. Психолого-педагогическая характеристика страха и тревожности………........................................................................................6
     1.1. Определение понятия «страх».  Динамический ряд страха…………….6
     1.2.  Понятие «тревожность ». Классификация видов тревожности……...14
     1.3. Причины страха………………………………………………………….25 
2. Появление страхов у детей младшего школьного возраста. …………………………………………………………………….30
     2.1. Социально-культурные и психологические предпосылки……….. …30
     2.2. Преодоление страха и тревожности у детей………………………. …36 
3.  Методы и приёмы коррекционной работы с тревожными детьми………………………………………………………………………….39
     3.1.Значение игр для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников……………………………………….…………………………...39
      Методика выявления страхов у детей с помощью специального теста тревожности………………..…………………………………………….56                ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….…………………………………………………………61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..…………….……………..65 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ 

      В настоящее время увеличилось  число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.
     Типовое положение о деятельности ДОУ (ст. 12 Федерального закона «Об образовании» от 12 июня 1995 г.) главной задачей определяет следующее: всемирное общество в уходе за детьми, их гармоничном развитии и воспитании, с учётом национальных и региональных особенностей. Гармоничное развитие личности ребёнка возможно при наличии здоровья, определяемого Всемирной Организацией Здравоохранения как состоянии физического, психического и социального благополучия ребёнка.
     Для современного положения детей в  нашем обществе характерно социальная деприкация, т.е. лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, необходимых для выживания и развития каждого ребёнка.
     На  июльском заседании (1996 г.) коллегии Министерства Образования РФ отмечалось, что увеличилось  число детей «группы риска», у  каждого третьего школьника есть отклонения в нервно – психической системе.
     Психологическое самоощущение детей, поступающих в  школу, характеризуется нехваткой  любви, теплых надёжных отношений в  семье, эмоциональной привязанности.
      Проявляются признаки неблагополучия, напряженности  в контактах, страхи, тревога, регрессивные тенденции. Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти “возрастные пики тревожности” являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей.
        Понимание тревожности было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние.
      Основатель  психоанализа З.Фрейд утверждал, что  человек имеет несколько врожденных влечений – инстинктов, которые являются движущей силой поведения человека, определяют его настроение. З.Фрейд считал, что столкновение биологических влечений с социальными запретами порождает неврозы и тревожность. Изначальные инстинкты по мере взросления человека получают новые формы проявления. Однако в новых формах они наталкиваются на запреты цивилизации, и человек вынужден маскировать и подавлять свои влечения. Драма психической жизни индивида начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Естественный выход из этого положения Фрейд видит в сублимировании  “либидиозной энергии”, то есть в направлении энергии на другие жизненные цели: производственные и творческие. Удачная сублимация освобождает человека от тревожности.
       В последние годы по сравнению  с предшествующим периодом количество  детей с устойчивой тревожностью  и постоянными интенсивными страхами, существенно увеличилось в нашей  стране.
     Страх является наиболее опасной  из всех эмоций. Обширные образы  исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции.  Литературы по данной проблеме разработано немного. Хотя проблема страхов у учащихся младших классов достаточно  актуальна   в  настоящее   время. Проблема страхов мало используется и в практике школы. Ведь, именно с поступлением в школу связанно возникновение страхов у детей. Поэтому, будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.
       Проблемой страхов младшего школьного возраста занимались многие учёные. Боулби, в своих трудах, широко раскрыл причины детских страхов.
    Много времени посвятил проблеме страхов  Рэчмен. Согласно его «концепции травматического обуславливания» события или ситуации, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли. Черясворт, предложил перечень индикаторов страха. Он говорил, что страх может сопровождаться или за ним может следовать осторожное исследование или даже улыбка. Много методов и приёмов для снятия тревожности младших школьников разработано у А.М.Прихожан. Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д. р.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека.
    Выделяют  такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. По классификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные  и производные. К фундаментальным  относят:
    1) интерес-волнение, 2) радость, 3) удивление, 4) горе-страдание, 5) гнев, 6) отвращение, 7) презрение, 8) страх, 9) стыд, 10) вину[9,с.57].
    Остальные – производные. Из соединения фундаментальных  эмоций возникает такое комплексное  эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение  [9, стр. 66].
    Исходя из актуальности проблемы, была определена цель курсовой работы   распознавание страхов у детей младшего школьного возраста. Конкретными задачами исследования является:
1) Изучение  психолого-педагогической и методической  литературы. 
2) Выявление  страхов и тревожности  у  детей.  
3)  Определение  уровня тревожности у ребёнка  перед школой.
4) Изучение  приёмов  и методов  коррекционной работы.
                     
        1. Психолого-педагогическая характеристика страха и тревожности.
      1.1. Определение понятия «страх».  Динамический ряд страха. 

      Страх рассматривается в современной  психологической науке в контексте  одного из ее перспективных направлений -  психологии эмоций.
        В "Философском энциклопедическом словаре" утверждается, что "страх в психологии - отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым его ценностям (идеалам, целям, принципам и т.д.)".
      В "Кратком психологическом словаре" страх трактуется как "эмоция, возникшая в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или мнимой опасности". H.И.Рейнвальд считает, что "потребность в самосохранении может, в зависимости от обстоятельств, выразиться в пассивно-обоpонительной эмоции - страхе"[2, с.56].
      Таким образом, страх можно рассматривать  и как своеобразный защитный механизм внутреннего "Я" личности. В коммуникативном аспекте исследования проблемы страха целесообразно выделить его дезоpганизующую функцию. Она проявляется прежде всего на уровне разрушения коммуникативных отношений и коммуникативных умений субъекта общения  страх - явление динамичное. Модусы стpаха можно классифицировать по степени выраженности, имея в виду экспpессивный хаpактеp стpаха. Это дает возможность построить такой динамический ряд стpаха:
      1.Тревога.  Первичный модус страха. Основная  функция страха в этом состоянии  - оценочная. Модели общения дезинтегpиpуются в силу большой концентрации внимания не на его содеpжательной стоpоне, а на оценке возможной угрозы.
       2. Испуг как состояние осознания  опасности и неподготовленности  к ее отражению. 
      3. Собственно страх как состояние  полной дезорганизации психологической структуры личности (или ее гипеpсентогpация).
      4. Состояние ужаса обусловлено  вмешательством дезорганизующей  функции. На этом этапе возможны: - деструкция отражательного механизма, - деградация личности, - разрушение  организма. Пребывание личности как субъекта общения в том или ином модусе стpаха не дает ему возможности перейти на адекватный целям уровень общения[2, с.58].
      ФОБИЯ (PHOBIA)представляется как:
    Симптом, сутью которого является переживание ненужной или излишней тревоги в определенных ситуациях или в присутствии какого-то определенного объекта.
    АГОРАФОБИЯ - страх открытых пространств. КЛАУСТРОФОБИЯ - страх замкнутых пространств.
    НЕВРОЗ, при котором фобия в значении 1 является ведущим симптомом. В этом смысле рассматривается как синоним фобической болезни и истерии тревоги. Отсюда:
      Страхи (фобии) делятся на 3 типа: простые, социальные и агорафобии. Люди с простыми фобиями  испытывают смертельный страх перед  определенным предметом, местом или  ситуацией. Социальные фобии — это когда люди избегают ситуаций, где много народу, например, вечеринок, потому что они боятся что-либо сделать, чтобы себя не скомпрометировать. А страдающие агорафобией являются жертвой сложного феномена, основанного на страхе перед незнакомыми местами.
      Социальная  фобия - крайне мучительное состояние, поражающее каждого десятого. Она  вызывает тяжелый, часто парализующий страх оказаться в ситуации, когда  окружающие наблюдают за Вами или  оценивают Вас. Этот страх гораздо  сильнее обычного чувства робости  или нервозности на публике. Страдающие социальной фобией могут перестроить всю свою жизнь, дабы избежать с ситуацией, где вероятность подвергнуться проверке всего. Это крайне отрицательно влияет на личную жизнь, образование и профессиональный рост. Чтобы противостоять страхам, многие страдающие социальной фобией прибегают к медикаментам, алкоголю, наркотикам.
      В ответ на чувство страха  человек  еще в детстве осваивает стратегии, называемые механизмами защиты. Согласно теоретикам психоанализа – это обходной путь для того, чтобы снизить тревогу. К 5-6 годам дети выучиваются пользоваться защитными механизмами, чтобы скрывать или маскировать свои чувства, и продолжают поступать, так став взрослыми людьми.
      Вот перечень самых распространенных защитных механизмов, усваиваемых детьми.
        - Уход. Наиболее распространенный у маленьких детей механизм. Уход – это самая прямая из всех возможных защита. Если ситуация кажется слишком трудной, человек просто уходит от нее, физически или мысленно.
        - Идентификация. Представляет собой процесс инкорпорирования ценностей, установок и взглядов других людей , дети перенимают установки таких могущественных в их глазах людей, как их родители, чтобы стать более похожими на них, то есть более привлекательными, сильными и признанными. это помогает ослабить тревогу, испытываемую детьми из-за свей относительной беспомощности.
          - Проекция. Защитный механизм, при использовании которого человек приписывает свои собственные непозволительные действия или мысли кому-то другому и тем самым искажает действительность.
           - Смещение. Подмена реального источника страха менее опасной фигурой или объектом.
            - Отрицание. Отказ признать, что тревожащая  ситуация действительно существует или что вызывающее тревогу событие произошло на самом деле. Например, при смерти близкого человек может делать вид, что умерший все еще жив и живет вместе с ним[3, с.50].
         - Вытеснение. Как крайняя форма отрицания, представляет собой бессознательный акт пугающего события или обстоятельства в той области памяти, к которой у человека есть сознательный доступ.
          - Регрессия – это совладение с тревожащей ситуацией путем возвращения к более ранним, не соответствующим возрасту формам поведения.
         - Реактивное поведение. Защитный механизм, с помощью которого человек бессознательно маскирует свою тревогу по поводу непозволительных мыслей или желаний, прибегая к поведению прямо противоположного типа.
      Такие механизмы защиты, конечно, помогают нервной системе справиться с возникшим эмоциональным напряжением, но они не дают решение проблемы. Так как человек не воспринимает свой страх, то он не может с ним справиться[3, с.54].
      Так как же можно сознательно бороться  со своими страхами?
      Для решения этого вопроса разработано  не мало методик, вот  некоторые способы побороть в себе страх, предлагаемые доктором Зейном.
      Переключайте  отрицательные мысли на положительные. "В состоянии фобии у человека появляются неприятные мысли и страшные картины в воображении, которые в свою очередь запускают физические симптомы, - объясняет д-р Мануэл Д.Зейн, основатель и директор клиники для лечения фобий в Медицинском центре больницы в Нью-Йорке, а также доцент клинической психиатрии в Нью-Йоркском медицинском колледже. - Вы должны допустить, чтобы вам стало страшно, но попытайтесь перейти от отрицательных мыслей, типа: "Эта собака меня укусит" на что-нибудь реально положительное, типа: "Эта собака крепко привязана и не может сорваться".
      Встречайтесь  со страхом лицом к лицу. "Избегать того, чего вы боитесь, — значит не превозмогать свой страх, — говорит д-р Зейн. — Вместо этого можно достичь желаемого контроля с помощью процедуры, называемой "лечение экспозицией", при которой вы мало-помалу подвергаетесь действию объекта вашего страха и убеждаетесь в том, что того, что вы воображали и ожидали, в действительности не случается. Такая дозированная экспозиция может помочь вам привыкнуть, Например, предположим, что ваша фобия — пауки. Во время лечения экспозицией вы сначала можете посмотреть в лицо своему страху, обычно в присутствии другого человека, например на картинку, с изображением пауков. Когда вы научитесь с этим справляться, вы можете перейти к тому, чтобы глядеть на дохлого паука, затем на живого и даже подержать одного в руке. Каждый раз вы все еще можете чувствовать некоторый страх, но при такой экспозиции вы научитесь тому, что ужасные вещи, которые вы воображали, на самом деле не происходят".
      Как бороться с приступом паники.
      "Я  чувствовала себя так, будто  стою в середине шести полосного скоростного шоссе, и автомобили едут на меня со всех сторон" — вот так чувствовала себя 26-летняя Танис каждый раз, когда пыталась выйти из дома. Танис страдала агорафобией, наиболее частой из всех фобий, — страхом быть вдали от безопасного места или человека.
      Только мысль о том, чтобы выйти из дома, приводила ее в состояние парализующего панического страха. 'Только что вы прекрасно себя чувствовали, затем в следующий момент как будто вот-вот умрете, — вспоминает она. — Физически мое сердце начинало биться быстрее, подступала тошнота, меня била дрожь и я почти падала в обморок". Это признаки фобии в полном расцвете. Однако Танис удалось покинуть свой дом для лечения, и оно помогло. Сейчас она спокойно выходит из дома. Вот некоторые из приемов, — она обучалась им во время лечения, которое помогло ей стать свободной[4, с.46].
      Распознавайте приступ заранее. "Если наступает приступ паники, распознавайте его заранее, — советует она. — У вас они были раньше, поэтому вы знаете, что не умрете. Вы справлялись с ним раньше и сможете сделать это снова. Внушение — вот ключ".
      Будьте  снисходительны к себе. "Как правило, страдающие фобией обычно строги сами к себе, но вы не должны быть таким, — отмечает Танис. — Когда вы собираетесь пройти через лечение экспозицией (встретить поэтапно лицом к лицу свой страх), будьте снисходительны к себе. Похвалите себя, потому что вы сделали это, даже если это привело к приступу".
      Продвигайтесь медленно. "Начинайте медленно, но проводите лечение экспозицией понемногу каждый день. Разработайте план, поставьте перед собой цели на 8 недель и на 16 недель. Если вы справитесь со своей фобией один раз и другой, она и в самом деле станет условной и вы сможете все сделать снова, как обычный человек".
      Поверьте  Танис. Когда мы позвонили ей домой  в первый раз, чтобы взять интервью, нам сказали, что Танис нет дома.
      Отвлекитесь. "Когда вы чувствуете, что вас охватывает страх, займитесь тем, с чем можете справиться; например, считайте обратно от 1000 по 3, читайте книгу, громко разговаривайте или делайте глубокие вдохи на счет, — советует д-р Зейн. — Когда вы отвлекаетесь, занимаете свои мысли чем-то другим, вы снижаете свою вовлеченность в мысли и образы, вызывающие страх, тело успокаивается, и вы сохраняете контроль над собой".
      Измеряйте  свой страх. "Проведите оценку силы своего страха по шкале от 0 до 10, — предлагает д-р Зейн. — Вы найдете, что острота вашего страха непостоянна, что она идет то вверх, то вниз. Опишите мысли или действия, которые заставляют его увеличиваться или снижаться. Знание этих точек, увеличивающих и уменьшающих страх, может вам помочь научиться их контролировать"[4, с.48].
      Глядите сквозь розовые очки. "Используйте мысли, фантазии, действия, от которых вы себя хорошо чувствуете, чтобы отвратить себя от пугающих мыслей, — советует д-р Зейн. — Например, больше думать о высокой вероятности безопасного полета и удовольствии лежать на Гавайском берегу, чем зацикливаться и реагировать только на маловероятные опасности полета".
      Подбодрите  себя. "Успешно действовать на уровне страха — это большое достижение, — отмечает д-р Зейн. — Успешно с ним справляться таким путем гораздо реалистичнее, чем пытаться полностью изгнать свой страх. Каждое столкновение, которое вы преодолеваете при лечении экспозицией, должно оцениваться вами как личная победа и укреплять уверенность в себе и в своей способности контролировать ситуацию".
      Избегайте кофеина. "Люди, у которых бывают повторные приступы страха, могут быть чувствительны к кофеину, — предупреждает доктор философии Давид Х.Барлоу, директор клиники по лечению фобий и расстройств, профессор физиологии в Университете штата Нью-Йорк. — Кофеин повторно вызывает некоторые из симптомов, появляющихся во время приступа страха. Людям, склонным к приступам фобии, лучше исключить кофеин из своей диеты".
      Как только стюардесса, идя по проходу, подходит к вам с картой напитков, вспомните, что кофеин содержится не только в кофе. Он также есть в чае, некоторых безалкогольных напитках, таких, как кока, и в шоколаде.
      Сожгите этот адреналин. "При приступах страха у вас в организме появляется избыток адреналина, а когда вы двигаетесь, вы его сжигаете, — говорит доктор философии Кристофер Мак-Каллоу, директор Центра по лечению фобий в Сан-Франциско, Калифорния. — Пытаться сидеть спокойно и расслабиться — ошибка. Вам нужно двигаться, чтобы сжечь адреналин, поэтому походите или делайте физические упражнения во время приступа"[4, с.50].
      Поиграйте мускулами. "Если нет возможности подвигаться, самое лучшее, что вы можете сделать, — это начать сжимать и разжимать мышцы своего тела. Напрягите большую мышцу бедра, затем быстро отпустите, — предлагает д-р Мак-Каллоу. — Этот вид ритмического напряжения и ослабления также сожжет адреналин".
      Кроме этих методов можно еще воспользоваться  самовнушением, разобраться в причинах своего страха. Это может выглядеть таким образом:
    Представьте, что Вы сидите в центре кинотеатра, и вверху на экране вы можете увидеть черно-белый фотоснимок, на котором видите себя в ситуации как раз перед тем, как у Вас появляется фобическая реакция.
    Выйдите из своего тела наверх, в проекционную будку, откуда вы можете наблюдать за собой, наблюдающим\наблюдающей за собой. С этой позиции Вы будете способны увидеть себя, сидещего\сидящую посреди кинотеатра, а также себя на неподвижной картинке вверху, на экране.
    Превратите снимок на экране в черно-белый фильм и просмотрите его от начала до момента сразу после завершения этого неприятного переживания. Когда дойдете до конца, остановите фильм – как слайд, – а затем впрыгните внутрь изображения и прокрутите фильм назад. Люди будут ходить задом наперед, и все остальное будет происходить наоборот – точно, как при перемотке фильма, за исключением того, что Вы будете внутри фильма. Прокрутите его обратно в цвете и потратьте на это только одну-две секунды.
    Теперь подумайте о том, с чем была связана ваша фобия. Увидьте то, что вы увидели бы, если бы на самом деле были там.
      Так как каждый человек подвержен  тем или иным страхам или фобиям, то эти методики приемлемы для  всех. Следует однако отметить специфику  борьбы со страхами у детей, здесь  не обойтись без помощи взрослых. Родители и учителя должны попытаться достичь следующих целей[5, с.39].
    Научиться распознавать и интерпретировать стрессовые реакции у детей.
    Обеспечить детям теплое, надежное пристанище, чтобы вернуть им уверенность.
    Дать детям возможность рассказать о том, что они чувствуют, так как с разделенной беседой становится  легче.
    Не препятствовать регрессивному или не соответствующему возрасту поведению, такому, как желание пососать палец, закутаться в одеяло,  приставать по пустякам или посидеть на коленях.
    Помочь детям понять смысл событий или обстоятельств, давая им все необходимые объяснения.
 
      1.2.  Понятие  «тревожность». Классификация видов тревожности.  

      В психологической литературе можно  встретить разные определения этого  понятия, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.  
      Так А. М. Прихожан указывает, что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента[ 4, c.39].
      По  определению Р.С. Немова, «тревожность – постоянно или  ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в  специфических социальных ситуациях»[5, c.601].
      Е. Савина, доцент кафедры  психологии Орловского государственного педагогического Университета, считает, что  тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих [6, c. 11].
      По  определению С. С. Степанова «тревожность- переживание  эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи»[7, c.138].
      Таким образом понятием «тревожность»  психологи обозначают состояние  человека, которое характеризуется  повышенной склонностью  к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.
      Над проблемой «тревожности» у детей, работали многие психологи.
      Так, например, Рогов Евгений Иванович, разработал  коррекционную работу  с учащимися, испытывающими, так называемую, открытую тревогу, Рогов Е.И. предлагает ряд приемов, например «приятное воспоминание», где школьнику предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление и как можно ярче, стараясь  вспомнить все ощущения или прием «Улыбка», где даются упражнения  для расслабления мышц лица.
      Раиса Викторовна Овчарова выделила способы  преодоления тревожности у детей, где  работа педагога по снятию тревожности  и страхов может проводиться  непосредственно  в ходе учебных  занятий, когда используются отдельные методы и приемы.
      А. М. Прихожан  разработал методы и  приемы  психокоррекционной работы с тревожностью, описал работу  по психологическому просвещению родителей  и учителей. Им были разработаны  коррекционные программы
      - Программа для детей, поступающих  в школу.
      - Программа для учащихся при  переходе из начальной школы  в среднюю.
      - Программа по развитию  уверенности  в себя и способности к самопознанию  и  др.
      Е. Савина и Н. Шанина разработали рекомендации воспитателю детского сада, следование которым позволяет уменьшить или предотвратить детскую тревожность.
      Маргарита Ивановна Чистякова в своей книжке « Психогимнастика» разработала  упражнения на релаксацию   как  отдельных мышц, так и всего  тела, которые будут весьма полезны  для тревожных детей[7, с.467].
      Доктор  психологии Мэри Аворд (США) представила  комплекс упражнений для мышечной  релаксации. Техника работы с детьми включает  в себя как  физическое напряжение, так и визуализации                             (некоторые представления).
      Психологи Р. Тэммла, М. Дорне, В. Амена разработали тест тревожности, цель которого-исследование тревожности ребенка по отношению  к ряду типичных для него  жизненных ситуациях общения с другими людьми. В своей работе я использовала следующие методики: диагностическое  задание психологов Р. Тэммла, М. Дорли «Тест ситуативной тревожности, упражнения на  релаксацию мышц М. И. Чистяковой и Мэри Аворд соблюдала рекомендации Е. Савиным и Н. Шаниной при работе с тревожными детьми. Так как именно эти методы и приемы по снижению тревожности рекомендованы психологами для детей дошкольного возраста[7, с.470].
        Классификация видов тревожности.
      Выделяют  два основных вида тревожности. Первым из них – это так называемая ситуативная тревожность, т.е. порожденная  некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.
      Другой  вид – так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться  как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.
      У детей дошкольного возраста доминирует ситуативная тревожность.
       Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха.  Беспокойство,  тревога, страх – такие  же   эмоциональные неотъемлемые  проявления   нашей   психической   жизни,   как   и радость,    восхищение,   гнев,   удивление,   печаль.  Но   при    чрезмерной    податливости   к    страхам, зависимости  от  них  меняется  поведение человека вплоть  до  « эмоционального паралича ». Устойчивые  страхи  –  это  страхи,  с  которыми  не может    справиться    ни    ребёнок,   ни    взрослый,  которые   приводят  к   появлению   нежелательных  черт   характера.  Детские    страхи,   если    к    ним   правильно     относиться,    понимать  причины   их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное  время, то это служит  признаком неблагополу-  чия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка,     неправильном    поведении     родителей, конфликтных  отношений в  семье.  Для того, чтобы воздействовать  на  ребёнка,  помочь избавиться ему от страхов, родителям необходимо  также знать,  что такое  страх,   какую   функцию   он  выполняет,  как возникает и развивается,  чего больше всего боятся дети и почему[5, с.49].
     Известный  физиолог И. П.  Павлов  считал  страх проявлением    естественного   рефлекса,   пассивно-оборонительной   реакцией  с  лёгким  торможением коры    больших   полушарий.     Страх   основан   на  инстинкте      самосохранения,      имеет     защитный   характер      и     сопровождается      определёнными изменениями      высшей     нервной     деятельности, отражается      на    частоте    пульса     и     дыхания, показателях    артериального  давления,   выделении желудочного   сока.   В   самом  общем  виде эмоция страха    возникает  в  ответ   на  действие  угрожающего   стимула.   Существует   2   угрозы,  имеющие универсальный и одновременно фатальный в своём исходе   характер.  Это   смерть  и крах  жизненных ценностей,   противостоящие  таким понятиям,  как жизнь,     здоровье,    самоутверждение,     личное   и социальное   благополучие.  Но  и помимо крайних выражений страх всегда  подразумевает  переживание  какой-либо реальной и воображаемой опасности.
      Гораздо более распространены  внушённые детские страхи.    Их    источник  -  взрослые,    окружающие ребёнка  (родители,  бабушки,  воспитатели  детских  учреждений),   которые     непроизвольно   заражают ребёнка   страхом,   тем,   что   излишне настойчиво, подчеркнуто   эмоционально   указывают на наличие опасности[4, с.50].
             В результате   ребёнок воспринимает  только вторую часть  фраз  типа:  «Не  ходи – упадёшь», «Не бери – обожжёшься»,   «Не гладь – укусит».   Ребёнку  пока ещё  не  ясно,  чем  ему  всё  это  грозит,  но  он  уже распознаёт  сигнал   тревоги,  и  естественно,  у  него возникает   реакция    страха.   Страх   закрепился   и распространился на исходные ситуации. К  числу  внешних можно отнести   также страхи, которые    возникают у   излишне    тревожных родителей.   Разговоры   при   ребёнке   о   смерти, болезнях,   пожарах,   убийствах отражаются на его психике,    калечат   её.   Всё   это   даёт   основание говорить   об   условно -  рефлекторном   характере страха,   даже,  если  ребёнок пугается (вздрагивает) при   внезапном   стуке или   шуме,  т.к.  последний когда-то     сопровождался     крайне    неприятным переживанием. Подобное сочетание запечатлелось в памяти в виде определённого эмоционального следа и   теперь   непроизвольно   ассоциируется с любым внезапным звуковым воздействием. Тревожность, как устойчивое состояние, препятствует ясности мысли эффективности общения, предприимчивости, создает трудности при знакомстве с новыми людьми. В целом, тревожность является субъективным показателем неблагополучия личности. Но чтобы она сформировалась, человек должен накопить багаж неудачных, неадекватных способов преодоления состояния тревоги. Именно, поэтому для профилактики тревожно-невротического типа развития личности, необходимо помогать детям находить эффективные способы, с помощью которых они могли бы научиться справляться с волнением, неуверенностью и другими проявлениями эмоциональной неустойчивости[4, с.52].
      Для каждого периода развития характерны свои преобладающие источники беспокойства. Так, для двухлетнего ребенка  источником тревоги является разлука  с матерью, у шестилетних детей  – отсутствие адекватных образцов идентификации с родителями. В подростковом возрасте – боязнь быть отвергнутым сверстниками. Тревога толкает ребенка на такое поведение, которое может избавить его от неприятностей и страха. Для того, чтобы освободить ребенка от беспокойства, тревоги и страхов, нужно, прежде всего, фиксировать внимание не на специфических симптомах беспокойства, а на заложенных в их основе причинах – обстоятельствах и условиях, так это состояние у ребенка часто возникает от чувства неуверенности, от требований, которые оказываются выше его сил, от угроз, жестоких наказаний, неустойчивой дисциплины.
      Однако, для плодотворной работы, для гармоничной  полноценной жизни определенный уровень тревоги просто необходим. Тот уровень, который не изматывает человека, а создает тонус его  деятельности. Такая тревога не парализует человека, а, наоборот, мобилизует его на преодоление препятствий и решение задач. Поэтому ее называют конструктивной. Именно она выполняет адаптивную функцию жизнедеятельности организма. Важнейшее качество, определяющее тревогу, как конструктивную, - это умение реализовать тревожную ситуацию, спокойно, без паники разбирать в ней. С этим тесно связано умение анализировать и планировать собственные поступки.
      Что касается педагогического процесса, то чувство тревоги неизбежно сопровождает учебную деятельность ребенка в любой, даже самой идеальной школе. Более того, вообще никакая активная познавательная деятельность человека не может сопровождаться тревогой. По закону Иеркса-Додсона оптимальный уровень тревожности повышает продуктивность деятельности. Сама ситуация познания чего либо нового, неизвестного, ситуация решения задачи, когда нужно приложить усилия, чтобы непонятное стало понятным, всегда таит в себе неопределенность, противоречивость, а следовательно, и повод для тревоги.
      Полностью снять состояние тревоги, можно  лишь устранив все трудности познания, что нереально, да и не нужно[4, с.54].
      Однако, в значительной части случаев  мы имеем дело с деструктивным  проявлением тревоги. Дифференцировать же конструктивную тревогу от деструктивной достаточно сложно, и нельзя тут ориентироваться только на формальные результаты учебной деятельности. Если тревога заставляет ребенка лучше учиться, это вовсе не гарантия конструктивности его эмоциональных переживаний. Вполне возможно, что зависимый от “значимых” взрослых и очень привязанный к ним, ребенок способен отказаться от самостоятельности поступков ради сохранения близости с этими людьми. Боязнь одиночества порождает тревогу, которая просто подхлестывает школьника, заставляя его напрягать все свои силы, чтобы оправдать ожидания взрослых и поддержать свой престиж в их глазах. Однако, работа в состоянии значительного перенапряжения душевных сил способна принести лишь кратковременный эффект, который,  в дальнейшем, обернется эмоциональным срывом, развитием школьного невроза и другими нежелательными последствиями. На смену эмоциональной неустойчивости в младших классах, средних 6-8 классах приходят вялость и безразличие. Внимательный педагог легко может понять, на сколько конструктивна тревога ребенка, понаблюдав за ним в ситуации, требующей максимальной активности всех его наличных возможностей. Важно, чтобы задача была нестандартная, но, в принципе, допустимой для ребенка. Если он впадает в панику, уныние, начинает отказываться, даже не вникнув в задачу, значит, уровень тревожности высок, тревога деструктивна. Если по началу попытается решить задачу привычными для него способами, а потом откажется с равнодушным видом, скорее всего, его уровень тревоги недостаточен. Если же внимательно вникнет  в ситуацию, начинает перебирать возможные варианты решения, в том числе, и неожиданные, увлечется заданием, будет думать о нем, даже если не сможет его решить, значит, он обнаруживает именно тот уровень тревоги, который необходим.
      Итак, конструктивная тревога придает оригинальность решению, уникальность замыслу, она способствует мобилизации эмоциональных, волевых и интеллектуальных ресурсов личности.
      Деструктивная же тревога вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться  в своих способностях и силах. Но тревога дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Конечно, не только тревога служит причиной нарушений в поведении. Существуют и другие механизмы отклонения в развития личности ребенка. Однако, психологи-консультанты утверждают, что, большая часть проблем, по поводу которых родители к ним обращаются, большая часть явных нарушений, препятствующих нормальному ходу обучения и воспитанию  в своей основе связано с тревожностью ребенка.
      Б. Кочубей, Е. Новикова рассматривают тревожность в связи с половозрастными особенностями[6, с.78].
      Считают, что в дошкольном и младшем школьном возрастах, мальчики более тревожны, чем девочки. У них чаще встречаются тики, заикания, энурез. В этом возрасте они более чувствительны к действию неблагоприятных психологических факторов, что облегчает почву для формирования различных типов неврозов.
      В 9-11 лет интенсивность переживаний  у обоих полов выравнивается, а после 12 лет общий уровень  тревожности у девочек в целом возрастает, а у мальчиков несколько снижается.
      Оказалось, что по содержанию тревога девочек  отличается от тревоги мальчиков, причем, чем старше дети, чем значительнее эта разница. Тревога девочек  чаще бывает связана с другими  людьми; их беспокоит отношение окружающих, возможность ссоры или разлуки с ними. Основной причиной тревоги девочек 15-16 лет становится страх за родных и близких, опасения доставить им неприятности, переживания за их здоровье, душевное состояние[6, с.79].
      В 11-12 лет девочки часто опасаются всяких фантастических страшилищ, мертвецов, а также испытывают беспокойство в ситуациях, традиционно тревожных для людей. Эти ситуации получили название архаические, потому что они пугали еще наших далеких предков, древних людей: темнота, гроза, пожар, высота. В 15-16 лет острота подобных переживаний значительно снижается.
      То, что больше всего тревожит мальчиков, можно назвать одним словом: насилие. Мальчики боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, источником которых являются родители или авторитеты вне семьи: учителя, директор школы.
      Возраст человека отражает не только уровень  его физиологической зрелости, но и характер связи с окружающей реальностью, особенности внутреннего  уровня, специфику переживания. Школьная пора – важнейший этап в жизни человека, в течении которого принципиально меняется его психологический облик. Меняется характер тревожных переживаний. Интенсивность тревоги от первого к десятому классу возрастает больше чем в два раза. По мнению многих психологов, уровень тревожности начинает резко повышаться после 11 лет, достигая апогея к 20 годам, а к 30 постепенно снижается.
      Чем старше становится ребенок, тем конкретнее, реалистичнее его тревоги. Если маленьких  детей беспокоят сверхъестественные чудовища, прорывающиеся к ним через порог подсознания, то подростков беспокоит ситуация, связанная с насилием, ожиданием, насмешками.
      Причиной  возникновения тревоги всегда является внутренний конфликт ребенка, его несогласование с самим собой, противоречивость его стремлений, когда одно его сильное желание противоречит другому, одна потребность мешает другой. Противоречивые внутренние состояния души ребенка могут быть вызваны:
    противоречивыми требованиями к нему, исходящими из разных источников (или даже из одного источника: бывает, что родители противоречат сами себе - то, позволяя то, грубо запрещая одно и тоже);
    неадекватными требованиями, несоответствующими возможностям и стремлениям ребенка;
    негативными требованиями, которые ставят ребенка в униженное зависимое положение.
Во всех трех случаях возникают чувства  “потери опоры”, утрата прочных  ориентиров в жизни, неуверенность  в окружающем мире.
      Тревога далеко не всегда выступает в явной  форме, поскольку является довольно тягостным состоянием. И как только она возникает, в душе ребенка включается целый набор механизмов, которые “перерабатывают” это состояние во что-то другое, пусть тоже неприятное, но не столь невыносимое. Это может неузнаваемо изменить всю внешнюю и внутреннюю картину тревоги.
      Самый простой из психологических механизмов срабатывает практически мгновенно: лучше бояться чего, чем неизвестно чего-то. Так, возникают детские страхи. Страх – “первая производная” тревоги. Его преимущество – в его определенности, в том, что он всегда оставляет какое свободное пространство. Если, например, я боюсь собак, я могу гулять там, где собак нет, и чувствовать себя в безопасности. В случаях ярко выраженного страха его объект может не иметь ничего общего с истинной причиной тревоги, породившей этот страх. Ребенок может панически бояться школы, но в основе этого лежит семейный конфликт, глубоко им переживаемый. Хотя страх по сравнению с тревогой дает несколько большее чувство безопасности, все же и это состояние, жить в котором очень трудно. Поэтому, как правило, переработка тревожных переживаний на стадии страха не заканчивается. Чем старше дети, тем реже проявление страха, и тем чаще – другие, скрытые формы проявления тревоги[6, с.82].
      У некоторых детей это достигается  с помощью определенных ритуальных действий, которые “защищают” их от возможной опасности. Примером может служить ребенок, старающийся не наступить на стыки бетонных плит и трещины в асфальте. Таким путем он избавляется от страха получить двойку и считает себя в безопасности, если ему это удалось.
Страх и  тревога.
       В  страхе  и  в  тревоге  есть  общий  эмоциональный  компонент в  виде чувства  волнения и беспокойства, т.е.   в   обоих   понятиях     отображено   восприятие угрозы   или   отсутствие   чувства   безопасности.
      Страх - эффективное   (эмоционально   заострённое) отражение  в   сознании  человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия; тревога – эмоционально    заострённое    ощущение   предстоящей   угрозы. Тревога в отличие от страха  не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, т.к. она возможна и в виде радостного    волнения,     волнующего      ожидания. Эмоционально    неблагополучный    ребёнок   в зависимости от  психической    структуры   личности, жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками   может   испытывать  как тревогу, так и страх. Объединяющим  началом  для  страха и тревоги является чувство беспокойства.   Оно   проявляется   в том,  что  ребёнок  теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим    голосом    и   часто   замолкает   совсем.
     Внутри   всё  холодеет,  тело  «наливается свинцом»,  ладони  становятся  влажными. Он может  совершать много лишних   движений, или наоборот, становится неподвижным[7, с.122].
      В   свою   очередь,  страх   можно  рассматривать как выражение тревоги в конкретной, объективизированной форме,  если   чувства   не  пропорциональны опасности,  и  тревога  принимает  затяжное  течение. Если   ребёнок   начинает    бояться    самого    факта возникновения   страха,  то  здесь   налицо   высокий, нередко запредельный уровень тревоги, поскольку он боится. .           
1.3. Причины  страха.
   
      Причинами страха могут быть  события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности.  Как указывает Боулби, причиной  страха может быть либо присутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или обьект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются, как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. Причины страха могут быть разделены на 4 класса:
      Внешние процессы и события.
Этот  раздел будет посвящен главным классам  событий, вызывающих страх или включающих нейронные процессы, активизирующие эту эмоцию.
     1. Врожденные детерминанты.
      Грэй разделил все причины  страха на 4 категории: интенсивность,  новизна, эволюционно-выработанные  сигналы опасности, причины, возникающие  в социальном воздействии.
      Боль и громкий звук являются примерами слишком интенсивных стимулов, а незнакомые лица или предметы иногда вызывают страх из- за своей новизны. Грей рассматривал недостаток стимуляции или отсутствия стимула в ожидаемом месте и во времени как определённый вид нового стимула. Любые ситуации, угрожающие значительной части членов вида в течение длительного времени, являются эволюционно-выработанными сигналами опасности[9, с.123].
       Боулби выделил врожденные детерминанты  страха, которые он называет «природными  стимулами и их производными». Производные стимулы, по-видимому, скорее подвержены видоизменениям в опыте, чем природные. Природными стимулами страха являются: одиночество, незнакомость, внезапное приближение, внезапное изменение стимула, высота и боль. Стимулы страха включают: темноту, животных, незнакомые предметы и незнакомых людей. Как Боулби, так и другие авторы показали, что природные стимулы страха связанны с возрастом, т.е. зависят от процессов развития и созревания.  Например, ряд исследователей показали, что страх перед незнакомыми людьми не может возникать в первые месяцы жизни потому, что у ребёнка ещё не развилась способность отличать знакомые лица от незнакомых. Эта способность возникает где-то между 6-и 9-месячным возрастом и именно в этом возрастном периоде отмечается максимальный страх перед чужими.[9, с.126].
      Боулби считал одиночество наиболее  глубокой и важной причиной  страха. Он также показал другие  природные стимулы страха, например, незнакомость и внезапные изменения  стимуляции пугают значительно сильнее, если они появляются на фоне одиночества.                   Культурные детерминанты страха.
       Культурные детерминанты страха  почти исключительно являются  результатом научения. Так, даже  негромкий сигнал воздушной тревоги  может вызвать страх. Боулби считает, что многие культурные детерминанты страха могут при ближайшем рассмотрении оказаться связанными с природными детерминантами, замаскированными различными формами неправильного истолкования, рационализации или проекции. Боязнь воров, например, или приведений, может быть рационализацией страха темноты, страх перед попадением молнии - рационализацией страха грома[9, с.59].
        Рэчмен даёт прекрасное описание  процессов научения культурным  детерминантам страха. Традиционной  в объяснении этого процесса является концепция травматического обусловливания, согласно которой событие или ситуация, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли. 
Проблема  дифференциации  страха от других эмоций.
      Более тщательный анализ проблемы можно найти у Боулби. Он перечисляет ряд наблюдаемых экспрессивных и моторных актов, которые, по его мнению, можно рассматривать, как индикаторы страха. «Они включают осторожное всматривание в сочетании с подавлением движений, испуганное выражение лица, а также поиском контакта с кем-либо». Боулби предложил 4 основания для объединения различных форм поведения в поведенческий синдром страха:
 а)  многие, если не все, проявления страха имеют тенденцию возникать одновременно или последовательно, б) события, которые вызывают одну из них, обычно вызывают и другие, в) большинство из них, если не все, выполняют единую биологическую функцию защиты, г) при самоотчёте испытуемые указывают на них, как на проявление страха.
      Черясворт также предложил перечень индикаторов страха. Он добавил, что страх может сопровождаться или за ним может следовать осторожное исследование или даже улыбка, смех.
       Работа Кагана, посвящённая развитию  негативного аффекта у детей,  даёт более дифференцированный анализ аффектов. Он утверждает, что существует 4      «состояния страдания», которые называются страхом. По Кагану причинами «состояния страдания» являются: а) неассимилированное расхождение, б) предвидение нежелаемого события, в) непредсказуемость, г) признание несоответствия между взглядами и поведения, д) признание диссонанса между взглядами.
Влечения  и гомеостатические процессы как  причины страха.
      Влечение и сохранение гомеостазиса  составляют менее важный класс  причин страха. Влечение становится важным, когда оно возрастает до такой степени, что начинает свидетельствовать об определённом дефиците и вызывает эмоцию. В некоторых из таких случаев вызванной эмоцией является страх.
Как указывалось  выше, боль, вне зависимости от её причин, может вызвать страх. Страх может усиливать боль, но он может также активизировать реакции, свя –занные с избавлением от дальнейшей боли[10, с.67].
Другие эмоции как причины страха.
    В принципе любая эмоция может  вызвать страх. Сходство нейрофизиологических  механизмов с эмоцией страха приводит к тому, что они часто являются активаторами. Как утверждает Томкинс, «внезапное освобождение от длительного и сильного страха, если оно полное, приводит к радости, если неполное к возбуждению». Подтверждение связи между страхом и возбуждением можно найти у Балл в её работе, посвящённой гипнотически- внушённому страху. Она показала, что испытуемые, переживающие страх, оказались в конфликте между желанием исследовать и желанием спастись. Она рассматривает это как доказательство двойственной природы страха. Теория дифференциальных эмоций интерпритирует конфликтное поведение как результат поведения между страхом и интересом.
Когнитивные процессы.
    Представляют собой наиболее  общий вид причин страха. Например, страх какого- либо определённого объекта может быть вызван мысленным воспроизведением в памяти или антиципацией. Воспоминание или предвидение страха само по себе является достаточным для того, чтобы вызвать страх.     
 
 

2.   Появление страхов у детей младшего школьного возраста.
2.1. Социально  – культурные и психологические  предпосылки.
        
Страх, как тень,  преследовал   человека  ещё  с незапамятных  времён.  Был  он   и   у  первобытного человека,  постоянно   подвергавшегося   опасностям.  Но его страх имел инстинктивную природу, возникал  в непосредственной опасности для жизни, как самого человека, так   и его ближайшего окружения.       Страх – неотъемлемое звено в эволюции человеческого рода,  т.к. он  предотвращал слишком опасные для жизни безрассудные и импульсивные действия.
     Ребёнок первых лет жизни боится   всего нового и неизвестного,   одушевляет   предметы  и   сказочные персонажи, опасается  незнакомых животных и верит,       что его родители  будут   жить  вечно.    У  маленьких  детей    всё реально, следовательно, их страхи носят реальный  характер.  Баба  Яга – это живое существо, обитающее где-то рядом. Только постепенно у детей складывается     объективизированный характер представлений,   когда   они   учатся    различать свои ощущения,    справляться   со    своими   чувствами   и мыслить абстрактно - логически. Во многих цивилизациях дети в своём развитии испытывают ряд  страхов[11, с.49].
Страхи  бывают возрастные и невротические.
     Возрастные страхи  отмечаются  у  эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей их психического и личностного развития.  Возникают они,   как    правило, под   действием    следующих    факторов : наличие   страхов   у родителей; тревожность   в отношениях с ребёнком ; избыточное предохранение его   от    опасностей   и    изоляция   от   общения   со сверстниками,   большое    количество    запретов   со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителем другого пола, а так же многочисленные нереализуемые  угрозы всех взрослых в семье; отсутствие   возможности  для ролевой  идентификации  с  родителем того  же пола, преимущественно у мальчиков; психические травмы типа испуга; постоянно   испытываемые   матерью нервно-психические   перегрузки   вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей. Мальчики и девочки боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца.  Очень  чувствительны дети  младшего  школьного   возраста  к  конфликтным отношениям родителей.   Если они видят, что родители часто ссорятся,  ругаются, то число этих страхов выше, чем когда отношения хорошие.   Как мальчики, так и девочки   в возрасте   6 – 7   лет чаще всего реагируют появлением страхов на конфликт родителей.                         Эмоциональная чувствительность  детей  к конфликту родителей     имеет    тенденцию      увеличиваться   с возрастом.      В  7  лет  у  мальчиков  и  девочек  число страхов    значительно   выше  в  неполных семьях, что подчёркивает особую чувствительность этого возраста к  разрыву  отношений между родителями.  Наиболее подвержены  страху  единственные  дети  в семье, которые становятся эпицентром родительских забот и тревог. Как правило, единственный ребёнок находится в более тесном, эмоциональном контакте с родителями и   перенимают  их   беспокойство,   если   оно     есть. Родители,   часто  охваченные  тревогой  что-либо  не успеть  сделать   для  воспитания  ребёнка,  стремятся интеллектуализировать его развитие, опасаясь, что он не будет соответствовать их ожиданиям. В результате у   детей   возникает   страх   не   соответствовать требованиям    родителей.   Возраст  родителей  также имеет   немаловажное   значение   для  возникновения беспокойства   детей.   У   молодых    жизнерадостных родителей,    дети    менее    склонны   к   проявлениям беспокойства и тревоги. У «пожилых» родителей (30 –35 лет) дети более   беспокойны.   Впитывая,   как губка,   тревогу   родителей,   они  рано обнаруживают признаки беспокойства, приводящего их иной раз к неуверенности в себе[11, с.53]. 
 Биологические предпосылки.
    Способствуют возникновению страха  некоторые типологические    свойства   высшей   нервной  деятельности. Это эмоциональная  чувствительность и связанная   с   ней     впечатлительность.   Повышенная впечатлительность   таких   людей   выражается   в   их эмоциональной ранимости и уязвимости,  когда они    « всё близко принимают к сердцу и легко расстраиваются », будучи неспособными к агрессивным ответам. Подверженные страхам дети не склонны к внешнему, открытому выражению своих чувств и переживаний – они « всё держат в себе ».
     Большинство детей проходят в  своём психическом развитии   ряд   возрастных   периодов   повышенной чувствительности   к   страхам.  Все  эти страхи  носят переходящий  характер,  но  они  способны  оживлять аналогичные   страхи,   сохраняющиеся   в   памяти тревожных родителей. Страхи взрослых передаются детям   в семье.   Это наиболее   типичный  психологический    путь    передачи    страхов.   Вероятность появления страхов у детей всегда  выше  при наличии их   у    родителей,   особенно,    если   на   лицо общие  свойства   высшей   нервной   деятельности , а  так же, когда   родители   пользуются  у  детей  авторитетом и когда между ними существует тесный эмоциональный контакт.     Большинство   страхов   передаются  детям неосознанно, но некоторые страхи, точнее опасения, могут внушаться детям   навязываемой   или   системе целостных ориентаций. Таким образом, наследуется не сами страхи, а некоторые общие свойства реагирования[11, с.67].
Невротические страхи.
Характеризуются большей эмоциональной интенсивностью и напряжённостью; длительным течением или постоянством; неблагоприятным  влиянием на формирование характера  и личности; избеганием объекта страха, а так же всего нового и неизвестного; относительной трудностью устранения страхов.
    Невротические страхи могут быть  результатом длительных и неразрешимых  переживаний. Чаще  всего боятся  подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения  в отношениях с родителями  дети, чьё представление о себе искажено эмоциональными переживаниями в семье или конфликтами. Эти дети не могут полагаться на взрослых как источник безопасности, авторитета и любви.  С 6 –7 лет ребёнок идёт в школу. Социальная позиция школьника налагает на него чувство ответственности, долга, обязанности, и это является одной из сил, формирующих нравственные стороны  личности. К моменту   поступления  в школу  у  детей наблюдается уменьшение количества страхов, что как раз и обусловлено новой социальной позицией школьника, которая уменьшает эгоцентрическую направленность личности,  а так же и инстинктивно опосредованные формы страха. Младший школьный возраст–это возраст когда перекрещиваются инстинктивные и социально опосредованные страхи.   Инстинктивные, преимущественно эмоциональные, формы страха – это собственно страх как воспринимаемая угроза для жизни, в то время, как социальные формы страха являются его интеллектуальной переработкой. Ведущий страх в данном возрасте – это страх « быть не тем », о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Конкретными формами страха « быть не тем » являются страхи сделать не то, не так, быть осуждённым и наказанным. Эти страхи говорят о нарастающей социальной активности, об упрочении чувства ответственности, долга, обязанности, т.е. обо всём том, что объединено в понятие « совесть », которое является центральным психологическим образованием данного возраста.
И, так, первый раз в 1 класс.
      Сколько тревог, волнений хлопот, разговоров. И вот, наконец, долгожданный  день наступил – ребёнок в  классе, среди сверстников, перед ними учитель. Новая, очень значимая фигура в его жизни. Поступление в школу – серьёзное испытание для детей. Новое окружение, новые требования, а сколько всего нужно уметь делать – внимательно слушать учителя, концентрировать внимание, уметь отвечать на вопросы   преподавателя. Зато желание побегать, поиграть, повеселиться подавлять. Если со всем этим ребёнок справляется, и всё у него идёт хорошо – он радостен,  увлечён, он верит в свои силы. Если же нет – интерес к учёбе быстро проходит, успехов нет и нечему радоваться как ребёнку, так и родителям[12, с.69].
     Первоклассники, которые по разным  причинам не могут справляться  с учебной нагрузкой, со временем  попадают в разряд неуспевающих, что в свою очередь, приводит  как к неврозам, так и к школобоязни. Контрольные работы, домашние задания. Отметки. Давление родителей. Давление ровесников. Давление учителей. Проблемы в обучении. Школа может стать источником значительных страхов, что повлияет на его учёбу и здоровье. Очень часто дети испытывают страх, когда чувствуют, что ситуация выходит из-под контроля. Учитель несправедлив. Контрольная слишком сложная. Второй попытки не будет и т.д. Ещё одна школьная беда- волнение детей из-за возможных ошибок («Вдруг будет неправильно»), а иногда из-за боязни критики или насмешек со стороны учителей, родителей, ровесников. Волнение держит школьников в состоянии напряжения или гиперактивности, которое мешает нормально учиться, потому что учёба требует восприимчивости и сосредоточенности. Таким образом, в школе дети могут оказаться в ловушке страха.  
Контрольная работа.
Контрольные работы являются источником давления. Они кажутся детям очень важными  и даже очень хорошие ученики  понимают, что им могут задать вопрос, на который они не ответят. Волнение перед контрольной работой может плохо повлиять на способность ребёнка ответить на вопрос, который он точно знает, а лимит времени, отведённого на выполнение работы, иногда заставляет детей делать глупые ошибки. Контрольные – это типичный случай запугивания себя, когда в голове постоянно крутятся мысли типа: « Я недостаточно занимался, я не знаю правильного ответа, я по лучу плохую отметку». Волнение от этого усиливается, и очень скоро ребёнок попадает в ловушку запугивания, с трудом сосредотачиваясь на задании[12, с.71].
Упражнение.
    Как избавиться от страха перед  контрольной работой. (Возраст: 8 –10 лет)
1. Глубоко вдохни и выдохни.
2. Скажи  себе: «Я постараюсь сделать это  как можно лучше».
3. Если ты чувствуешь, что волнуешься во время контрольной, или начинаешь запугивать себя, ещё раз хорошо вдохни и выдохни напряжение.
    Учитель не может гарантировать,  что ученик получить самую  высокую отметку, но получит  прекрасную возможность показать, на что он способен.
     Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со сверстниками, неуверенные в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают трудности адаптации в школьном коллективе и страх перед учительницей. Некоторые дети панически боятся сделать ошибку, когда готовя уроки. Это происходит в тех случаях, когда родители педантично их проверяют и при этом очень драматично относятся к ошибкам. Даже, если родители не наказывают ребёнка, психологическое наказание всё равно присутствует. В младшем школьном возрасте отметка - не просто оценка конкретного результата деятельности. Она субъективно воспринимается ребёнком как оценка всей его личности.
    «Ты плохой, потому что ты плохо  учишься», - говорят ребёнку. Он  соглашается, и возникает неразрешимый  внутренний конфликт. Он сопровождается чувством неопределённости, неуверенности в себе и различными страхами. В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтом со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Чаще всего подобные страхи с возрастом меняют свой характер, иногда исчезают совсем. Но, принимая длительный характер, они вызывают у ребёнка чувство бессилия, неспособность справиться со своими чувствами, контролировать их.
      Итак, большая часть страхов младших  школьников лежит в области  учебной деятельности : «боязнь быть не тем», страх сделать ошибку, боязнь получить пло- хую отметку, боязнь конфликта со сверстниками. Школьные страхи не только лишают ребёнка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов[12, с.76]. 
  
 
 
 
 
 

2.2.    Преодоление страха и тревожности у детей.
    Психологи выделяют два способа  преодоления тревожности у детей. 
    1. Выработка конструктивных способов  поведения в трудных для ребёнка  ситуациях, а также овладение  приёмами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой.
     2.  Укрепление уверенности в себе, развитие самооценки и представления о себе, забота о «личностном росте» человека.
    Для преодоления школьной тревожности  у учащихся 1 класса, необходимо:
1.Смягчить, снизить силу потребностей, связанных с внутренней позицией школьника.
2. Развить и обогатить оперативные навыки поведения, деятельности, общения с тем, чтобы новые навыки, более высокого уровня, позволили детям отказаться от неправильно сложившихся способов реализации мотива, чтобы дети могли свободно выбрать продуктивные формы.
3.   Вести работу по снятию излишнего напряжения в школьных ситуациях.
Для снятия тревожности у младших школьников существуют целые комплексы приёмов, упражнений. Однако центральную роль играют 2 метода.
       1. Метод последовательной десенсибилизации. Суть его состоит в том, что ребёнка помещают в ситуации, связанные с областью, вызывающей у него тревогу и страх, начиная с тех, которые могут лишь немного его волновать, и кончая теми, которые вызывают сильную тревогу, возможно, даже испуг. Для снятия напряжения ребёнку предлагают сосать конфету.
        2. Метод «отреагирования» страха, тревоги, напряжения. Осуществляется с помощью игры- драматизации «в очень страшную, страшилищную школу», где сначала с помощью кукол- петрушек, в форме театральных этюдов дети изображают пугающие их ситуации школьной жизни, причём все «пугающие» моменты должны быть доведены до крайней степени («так чтобы зрителям было очень страшно»). Кроме того, можно применять приёмы «рисование страхов», «рассказы о страхах», причём акцентироваться должна школьная тематика. В ходе этой работы поощряются попытки юмористического, карикатурного изображения ситуации[13, с.129].
    Работая с тревожными детьми, используются специальные оценки: максимально развёртываются критерии той или иной оценки, похвалы, замечания и одновременно предельно сужается и конкретизируется сфера действия оценочного суждения (оценивается не вся деятельность сразу, а её отдельные элементы, особенно успешные.) При этом большое внимание уделяется поддержанию в классе атмосферы принятия, безопасности, чтобы ребёнок чувствовал что его ценят вне зависимости от его успехов. Важным является формирование такого отношения не только к оценке, но к успеху, неуспеху, выигрышу, проигрышу – к любому результату, когда он воспринимается ребёнком, прежде всего, как ориентир на пути овладения знаниями, умениями. Именно это позволяет детей не ориентироваться на результат, сделать детей свободными к собственным успехам и неудачам. Для этого можно использовать и шуточные соревнования, в которых победа или поражение достаточно относительны, не требуют значительных усилий, легко переходят от одного ребёнка к другому. Повышенная значимость  требований школы ведущая к дезорганизации деятельности детей, сильной напряжённости, снимается посредством приёма «Школа клоунов». Детям читают отрывки из книги Э.Успенского, рассказывают о каких-нибудь правилах это школы, придумывают уроки, отметки. Каждый ребёнок обязательно должен что-нибудь рассказывать или показывать. Класс предварительно договаривается, какое правило для «Школы клоунов» будет выполнятся, и оно включается в ход «учебных» игровых занятий, что способствует развитию произвольности. Задача такой работы - игры, с одной стороны, показать относительность рамок «хорошо-плохо», а с другой – помочь детям осознать, для чего эти правила нужны. Дети начинают понимать, что требования, правила относительны и необходимы. Таким образом, создаются условия для преодоления стремления всегда и во всём действовать по правилам.    Важным направлением этой работы является развитие у детей мотива компетентности, стремления быть не хуже других, не мириться с собственной «неполноценностью».
       Для развития указанных мотивов  следует использовать ряд специальных приёмов. Один из них «Я не могу, я могу, я сумею». Суть его состоит в следующем. Если ребёнок отказывается выполнять задание, говоря, что он с ним не справится, учитель просит его выполнить другого ребёнка, который знает меньше и не может справиться с заданием, и изобразить такого ребёнка. Затем просит изобразить ребёнка, который сумеет справиться с заданием. При этом дети убеждаются, что они далеко продвинулись от полного неумения и могут, если попробуют продвинуться ещё дальше. Дети произносят «волшебное заклинание»: «Я не могу…» - и каждый по очереди говорит, чем ему трудно это задание;  «Я могу…» – дети по очереди говорят, что они могут сделать; «Я сумею…» - каждый старается сказать, насколько он может выполнить задание. При этом правильность или неправильность реплик детей не комментируется, подчёркивается только, что каждый чего- то не умеет, чего-то не может, и каждый сумеет, если захочет, добиться продвижения вперёд и быть не хуже других[13, с.134].
    Особо следует сказать о приёмах,  помогающих детям снять повышенную напряжённость. С ней часто бывают связаны двигательные беспокойства, агрессив- ность. Здесь можно использовать щит, который держит взрослый и в который можно стучать игрушечным мячом, бить кулаком и т.п. Этот приём можно     применять в зависимости от условий.
    Работа учителя по снятию школьной  тревожности и страхов может  проводиться непосредственно в  ходе учебных занятий, когда  используются отдельные методы  и приёмы, описанные выше, а также  в специальной группе. Эта работа будет иметь эффект только при создании благоприятных условий семье и школе, где хорошие отношения будут поддерживать ребёнка.
           
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Методы и приёмы  коррекционной работы  с тревожными детьми.
      3.1. Значение игр для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников. 

        Большие возможности по коррекции  эмоционального состояния, личностных  качеств, представляют игры дошкольников.
      Важное  значение в плане коррекции негативных эмоциональных состояний имеет  данные исследования К. Левина и его сотрудников о роли воображаемой ситуации в преодолении барьеров. Часто замещение одного предмета другим невозможно вне игровой ситуации, это означает, что динамика эмоциональных состояний в реальной действительности и условиях игры различна. Стойкие аффективные барьеры, возникающие в жизни ребенка, преодолеваются им гораздо легче в игре. На это свойство игровой, «мнимой» ситуации указывал и Л. С. Выготский, говоря о том, что именно в условиях «мнимой» ситуации ребенку легче принять на себя роль другого[15, с.220].
      Игровая деятельность представляет особые возможности  для изучения и перестройки эмоциональной  сферы детей с трудностями  в развитии. Прежде всего, игра является деятельностью привлекательной  и близкой дошкольникам, поскольку  исходит из их непосредственных интересов и потребностей, из их контактов с миром, опосредованных всеми человеческими отношениями, в которые дети включены с самого начала. Как ведущая деятельность, определяющая психическое развитие ребенка дошкольного возраста, игра является и наиболее адекватным средством для коррекции различных нарушений не только в развитии эмоциональной сферы, но и в психическом развитии личности в целом.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.