На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Совершенствования налогообложения в республике РБ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………………..3
    Сущность, элементы и способы взимания налога
      Экономическая сущность налогов и их функции…………….……..5
      Элементы налога и налоговая терминология…………………….....11
      Способы взимания налогов……………………………………....…..20
    Анализ налоговой системы в Республике Беларусь
      Общая характеристика налоговой системы в РБ. Класси-     фикация налогов РБ………………………………………….………...23
        Налоговое законодательство и налоговая служба РБ. Действу-   ющая налоговая система в РБ……………………................................27
      Анализ налоговой нагрузки в РБ за 2005-2006гг…………………32
    Направления совершенствования налогообложения в республике РБ
      Способы совершенствования прямых налогов РБ в 2007г………...41
        Способы совершенствования косвенных налогов РБ в 2007г ……..47
        Упрощенная система налогообложения (УСН)…………….…….….51
Заключение…………………………………………………………….…..….54
Список  использованных источников……………………………………..…56
Приложения…………………………………………………………………...59 
 
 
 
 
 
 

     
 
ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  налогообложения, по мнению автора, в наше время очень велика, так как налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
     Налоги  известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями. Первое упоминание можно найти в философских трактах античных мыслителей. На заре человеческой цивилизации философы трактовали налог как общественно необходимое и мощное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношение и др. По мере общественного развития налоговые формы постепенно изменялись, приближаясь к их современному содержанию. Неизменным оставался глубинный смысл понятия «налог» - опосредствовать процесс обобщения необходимой для общества части индивидуальных доходов (богатств). Среди  авторов,  занимавшихся  исследованием налоговой системы, следует выделить А. Смита, Д. Рикардо, Ф. Кенэ, Н.И. Тургенев, Д.  Т.  Черника, И.Х. Озерова   и др.
       Еще Оливер Уэнделл Холмс-старший говорил, что «налоги – это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе». Поэтому целью курсового проекта является налогообложение и налоговая система в Республике Беларусь. Автором будет проанализирована экономическая сущность налогов и их функции, элементы налога и налоговая терминология, способы взимания налогов в Республике Беларусь, анализ налоговой системы в Республике Беларусь, ее общая характеристика, налоговое законодательство и налоговая служба, классификация налогов, анализ налоговой нагрузки., а также соответствует ли налоговая система общей программе реформирования налогообложения. Будут рассмотрены основные направления совершенствования общей системы налогообложения (на примере УСН и др.) в целях усиления ее влияния на стимулирование экономической активности субъектов хозяйствования, эффективность уровня налоговой нагрузки на экономику, путем использования не только теоретического материала,  но  и определенных  законов,  имеющих  практическое  значение. В конце проекта автором будут подведены итоги проведённого исследования, выделив и охарактеризовав основные этапы курсовой работы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 СУЩНОСТЬ, ЭЛЕМЕНТЫ И СПОСОБЫ ВЗИМАНИЯ НАЛОГА 

     1.1 Экономическая сущность налогов и их функции 

     Необходимость налогов вытекает из классических функций  государства, которое выполняет  разнообразную деятельность (политическую, экономическую, внешнеэкономическую, оборонную, социальную и др.), требующую средств. Кроме налогов у государства, по существу, нет иных источников средств для финансирования своих нужд. Оно может использовать для покрытия своих расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство прибегает к выпуску денег в обращение. Однако это связано с тяжелыми экономическими последствиями для страны – инфляцией. В результате для государства налоги являются основной статьей доходов бюджета. В настоящее время во всех развитых странах на долю налогов приходится 80-90% [4, с.14] всех бюджетных поступлений.
     Экономическая сущность налогов вытекает из сущности финансов. Началом и исходным историческим условием возникновения финансовых отношений является созданный в сфере производства прибавочный продукт. Одна часть прибавочного продукта в результате первичного распределения направляется на расширенное воспроизводство израсходованной части средств производства и рабочей силы, другая его часть направляется в доход государства.  
     Таким образом, прибавочный продукт выражает сущностные черты, свойства, природу  и функции финансов в широком смысле как исходного звена финансовой системы; налог определяет сущностные черты государственных финансов и его основной категории – государственного бюджета. Налоги в качестве перераспределительной категории являются средством и источником образования централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Именно с появлением государства возникает такая финансовая категория как налоги. По мере развития государства и товарно-денежных отношений сформировалась группа более сложных  категорий - государственные  доходы и расходы, а  на их основе-категории государственного бюджета. Финансовые отношения в этих звеньях  финансовой системы носят характер перераспределения, созданного в сфере производства прибавочного продукта, и являются производными и зависимыми по отношению к финансам сферы материального производства.
     Налоги, подобно государственному кредиту, расходам государства и т.д., являются одним из элементов системы финансовых отношений и находятся в взаимосвязи  и взаимозависимости и другими финансовыми категориями. Они выражают общие свойства, присущие другим финансовым категориям и дают ключ к пониманию финансовой системы в целом. В то же время налоги имеют отличительные признаки, которые выделяют их из всей совокупности финансовых категорий.
     Принимая  участие в перераспределительном  процессе, налоги или налоговые отношения  предполагают наличие двух субъектов: налогоплательщика и государства, между которыми возникают движение стоимости.
     Именно  прямое безвозмездное движение стоимости в денежной форме являются объектом налоговых отношений. Их особенностью является и то, что налоговые отношения носят односторонний характер: от налогоплательщика государству, при этом отсутствует эквивалентность, т.е. плательщик конкретно за свой платеж ничего не получает. Налоги в этом качестве обладают специфической формой производственных отношений.
     Используемые  и регламентируемые государством налоги, функционируя в фазе распределения  через разнообразные способы  налогового изъятия оказывают решающее влияние на другие фазы движения совокупного общественного продукта: на производство, обмен и потребление, ускоряя процессы общественного производства или замедляя их.  
     Налог как специфическая форма производственных отношений оказывает влияние  на основные факторы общественного производства и различные социальные группы. Работники наемного труда, получив заработную плату, расходуют ее преимущественно на потребление товаров и услуг, уплату налогов. В связи с этим  налоги воздействуют на  экономику в зависимости  от уровня  оплаты труда. Во-первых, размер налога определяет   уровень  оплаты труда, которая включает налоговые  платежи. Во-вторых, они влияют  на уровень и структуру совокупного спроса, а через механизм  рынка содействуют развитию производства или тормозят  его. Обусловлено это тем, что преобладающая часть доходов лиц наемного  труда предназначена для потребления в данный момент или в перспективе. Поэтому изменение величины налогообложения сразу отражается на их спросе и в целом  на платежеспособности страны. В–третьих, налоги определяют соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг. Влияние  налогов распространяется и на владельцев капитала, хотя оно своеобразно: налоги  нейтральный к личному потреблению предпринимателя, поскольку его потребностей. В то же время налоги воздействует на собственника капитала через другие рычаги.
     Мобилизация  части прибавочного продукта в денежной форме осуществляется государством принудительно в форме налоговых  платежей,  взимаемых как с  хозяйствующих субъектов, так и с населения страны. Отчужденная и присвоенная принудительно часть новой  стоимости превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов  государства. Весь процесс, связанный с образованием государственного денежного фонда, выступает как содержание финансов.
     Таким  образом, исследуя сущность налогов  с учётом специфических черт, можно  дать следующее определение налогов. Налоги – это обязательные платежи  юридических и физических лиц  в бюджет, устанавливаемые и принудительно  изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей.
     Финансовые  отношения между государством и  хозяйствующими субъектами и населением по формированию централизованного  денежного фонда называются налоговыми отношениями.
     Сущность  любой экономической категории  раскрывается посредством её функций. Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.
     В числе налоговых функций обычно выделяются: фиксальная, стимулирующая, распределительная, регулирующая, контрольная.
     Фискальная функция проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах развития. В последние десятилетия в мировой практике характеризуются резким увеличением налоговых поступлений в бюджет государства, что связано с ростом объектов производства, развития научно-технического прогресса, которые обеспечили реальные условия для увеличения национального дохода и, соответственно, повлекли рост финансовых ресурсов государства в основном за счет налоговых поступлений.
     Рост  налогов в ряде стран мира привел к увеличению издержек производства, росту цен и удорожанию товаров. Следствием этого стало снижение темпов экономического роста. Чрезмерное налогообложение населения отрицательно отразилось на материальном положении отдельных социальных групп. По этим причинам в середине 80-х годов XX в. заметно снижение налоговых поступлений. Однако, не смотря на некоторые снижения налоговых поступлений, их доля в национальном доходе остается высокой.
     Фискальная  функция налогов отражает форму  принудительного лишения принадлежащей  юридическому или физическому лицу собственности в форме капитала или заработка, рассматривается  как своеобразный вид эксплуатации со стороны государства.
     Для этой функции характерно лишь одно свойство: максимальная мобилизация  финансовых ресурсов в доходы государственного бюджета, что позволяет бесперебойно обеспечивать его доходную часть. В  фискальной функции заложены и экономические стимулы, так как сформированные преимущественно налоговым методом бюджетные ресурсы предназначены для развития непроизводственной сферы, обеспечение потребностей науки, здравоохранения, культуры и других общественных потребностей. Разумное целевое использование бюджетных ресурсов стимулирует общественный прогресс. Но такое стимулирование производства осуществляется опосредовано и проявляется подчас через многие годы. В производстве создаются финансовые ресурсы для развития всех сфер деятельности, а поэтому производство – главный объект налогового стимулирования.
     Стимулирующая функция реализуется через систему  льгот, исключений, предпочтений, увязываемых  с льготообразующими признаками объекта налогообложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др. Существует следующие виды льгот: необлагаемый минимум объекта; изъятие из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижении налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты в форме отсрочки взимания налогов и прочие налоговые льготы. Вместе с этим стимулирующая функция налогов реализуется через стимулирование более эффективного использования природных ресурсов, земли, минерально-сырьевых ресурсов. С другой стороны, по средствам этих налогов одновременно происходит воспроизводство природных ресурсов и земли: налоги, взимаемые в дорожные фонды и др. В этом своем качестве налоги могут выполнять воспроизводственную функцию. Эти налоги имеют четко выраженную отраслевую принадлежность.
     Для стимулирующей функции в отличие  от фискальной функции характерны две  основные черты: во-первых, стимулирование социально-экономической деятельности приоритетных для государства направлений  через различные виды льгот по налогам и преференции. В этом особенность и отличие стимулирующей функции от других функций налогов. Стимулирующая функция обладает следующими свойствами: мобилизация и аккумуляция финансовых ресурсов в централизованном фонде финансовых ресурсов государства.
     Распределительная функция обеспечивает процесс перераспределения  части совокупного общественного  продукта, главным образом чистого  дохода, и направление одной его  части на расширенное воспроизводство  израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), другой его части – в бюджет государства в форме налогов. В этой функции реализуется общественное назначение налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений.
     Регулирующая  функция осуществляется через налоговый механизм. Налоги, активно участвуя в перераспределительном процессе, оказывают серьёзное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платёжеспособный спрос населения. Необходимость регулирования экономических процессов порождена функциями государства по регулированию экономики. Экономические функции государства усложняются и получают развитие в рыночных условиях, предполагающих свободу хозяйствующих субъектов, расширение их прав, рост самостоятельности и, одновременно, ответственности за результаты производства. 

     1.2 Элементы налога и налоговая терминология 

     Элементы  налога – это родовые признаки, отражающие социально-экономическую  сущность налога. Характеристика элементов налога (налоговая терминология) отражается в законодательных актах и нормативных документах государства, определяющих условия организации, порядок исчисления и взимания налогов.
     В практике налогообложения распространены следующие общепризнанные в большинстве стран мира элементы налогов и налоговая терминология.
     Налогообложение – процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами.
     Субъект налога (плательщик) – юридическое  или физическое лицо, которое по закону государства обязано платить налог. Субъект может быть формальным, если он переносит налог на другое лицо, становящееся носителем налога или фактическим (конечным) плательщиком.
     Носитель  налога – фактический (конечный) плательщик налога, который уплачивает его из своих доходов. Например, при поземельном  или подомовом налоге облагается владелец земли или дома, а уплачивают этот налог арендаторы.
     Переложение налога – полное или частичное перенесение налога его плательщиком на другое лицо, с которым оно вступает в различные экономические отношения и которое становится носителем налога. Проблема переложения – одна из самых важных и сложных в финансовой науке. Механизмы переложения налогов весьма разнообразны. В частности, различают переложение налогов прямое и обратное. Прямое переложение налогов совершается посредством включения налога в цену. Так происходит с налогами на потребление, когда фигурирующий в качестве налогоплательщика производитель или торговец перекладывает налог на потребителя в повышенной цене. Обратное переложение налогов выражается в понижении цены. Оно имеет место, например, при продаже земли, домов, акций, облигаций, когда налог переносится на продавца посредством вычета из продажной цены капитализированной суммы налога.
     Если  налогоплательщик монополист, ему труднее  переложить налог, так как его  цена устанавливается на максимальном уровне безотносительно к налогу. При попытке переложить налог (повысить цену) монополист сталкивается с риском уменьшения спроса. Сравнительно легко перелагаются налоги на товары первой необходимости и предметы роскоши.
     Объект  налога (объект налогообложения) –  предмет, действие или явление (доход, имущество, товар, добавленная стоимость, отдельные виды деятельности, передача или продажа имущества и другие), которые в соответствии с законом подлежат обложению налогом. Часто название налога вытекает из объекта (подоходный налог и другие).
     Источник  налога – доход субъекта (зарплата, прибыль, проценты), из которых оплачивается налог. Он не всегда тождествен объекту налогообложения.
     Налоговая база (основа налогообложения) – часть объекта обложения, образующаяся в результате учета всех полагающихся льгот и изъятий и служащая предметом непосредственного применения налоговой ставки.
     Налоговый оклад – время, за которое производится начисление налога или сбора и  в течение которого налогоплательщик имеет обязанности по их уплате. В Беларуси налоговым периодом является, как правило, месяц, квартал, календарный год. Для отдельных категорий плательщиков подоходного налога и физических лиц и налога на добавленную стоимость – месяц. Взимание налоговых платежей и некоторых способов не связано с каким-либо налоговым периодом (регистрационный сбор, государственная пошлина и др.).
     Налоговая система – совокупность установленных  и взимаемых налогов в той  или иной стране форм и методов  налогообложения, взимания и использования  налогов, а также налоговых органов.
     Налоговый иммунитет – освобождение лиц, занимающих особое привилегированное положение, от обязанности платить налоги.
     Налоговый кадастр – опись объектов, подлежащих налоговому обложению. На их основе определяются нормы средней доходности данной категории облагаемого объекта. Разновидность налогового кадастра – земельный кадастр.
     Налоговая ставка – величина налога в расчете  на единицу налогообложения. Она  устанавливается либо в процентах, либо в твердых суммах. В теории и практике налогов важное значение имеют методы построения налоговых ставок. Различают четыре метода: твердые или равные ставки; пропорциональные ставки; прогрессивные ставки; регрессивные ставки.
     Твердые ставки определяются в абсолютной сумме (например, ставка с 1л. с. с мощности двигателя).
     Пропорциональные  ставки устанавливаются в процентах к облагаемому доходу, обороту либо стоимости имущества (например, ставки по налогу на недвижимость, налог на прибыль).
     Прогрессивные ставки – это ставки, увеличивающие  с ростом объекта обложения облагаемого  дохода по действующей шкале. Подоходный налог с физических лиц взимается по прогрессивным ставкам, колеблющимся от 9 до 30 % дохода плательщика [5, с.20]. Прогрессия бывает двух видов – простая и сложная. При простой прогрессии ставка налога растет и распространяется на всю сумму облагаемого налога; при сложной прогрессии объект обложения делится на части, каждая из которых облагается своей ставкой, т.е. повышение ставки применяются не по всему объекту, а к части, превышающей предыдущую ступень. Сложная прогрессия более выгодна плательщику, поскольку обеспечивает ему более низкое обложение, чем при простой прогрессии, когда весь доход подлежит обложению высокой ставкой.
     Регрессивные  ставки понижаются по мере роста объекта  налога. Регрессивные ставки устанавливаются  обычно не в процентах, а в твердых суммах.
     Налоговые льготы – полное или частичное  освобождение от налогов определенных плательщиков, исключение из облагаемого  оборота некоторых доходов и  расходов, применение пониженных ставок налога, отсрочка в уплате налогов и др.
     Налоговая декларация – официальное документальное заявление налогоплательщика о полученных им подлежащих налогообложению доходах за определенный период времени и о распространяющихся на них налоговых скидках и льготах. Наибольшее распространение налоговая декларация получила в налогообложении индивидуальных доходов.
     Налоговое бремя – обобщенная характеристика действия налогов, указывающая на долю изъятий в совокупном доходе государства, а также в доходах отдельных категорий плательщиков. Наиболее распространенным показателем налогового бремени является доля налогов в ВВП. В развитых странах доля налогов в ВВП колеблется от 30% (США, Япония) до 55 % (Скандинавские страны) [4, с. 23].
     Тяжесть налогового бремени измеряется величиной налоговых изъятий, отнесённых к валовому внутреннему продукту. На неё оказывают влияние следующие условия: величина полученных доходов,  традиции, сложившиеся в стране,  фазы промышленного цикла.
     Чем выше доходы, тем больше доля налоговых отчислений. Развитие экономики умножает доходы. Это ведет к увеличению доли налоговых изъятий. Причиной указанной зависимости является использование прогрессивной шкалы налогообложения.
     История XX в. четко прослеживает тенденцию  роста налоговых изъятий в  странах рыночной экономики. Так, до первой мировой войны налоговые отчисления составляли в среднем 10 % ВВП. В середине века эта планка поднялась до 20 %. В 90-х гг. в развитых государствах с уровнем ВВП на душу населения в 15-28 тыс. дол. доля налоговых изъятий и тяжесть налогового бремени колеблется от 30 до 50 % ВВП. В Республике Беларусь этот уровень колеблется от 30-35 % от ВВП.
    Традиции  экономической политики оказывают  существенное влияние на уровень  налогового бремени. В странах социально  ориентированной экономики (шведская модель) этот уровень составляет около 50% ВВП. В странах, развивающихся на монетарных принципах, - около 30 % ВВП.  Более высокий уровень налогов стал платой за социальную стабильность общества. Поскольку налоги перекладываются на покупателя (включаются в отпускные цены), то в этих странах отмечается и более высокий уровень цен.
    Тяжесть налогообложения зависит от циклических  колебаний. Она может быть ниже во время кризиса и выше при более благоприятной конъюнктуре.
    Зависимость налоговых поступлений от величины налоговой ставки была описана А. Лаффером. Графическое изображение указанной зависимости, изображенной на рисунке 1.1 [3, с. 46, рисунок 2.4]  получило название кривой А. Лаффера.  

            Рисунок 1.1 - Кривая А. Лаффера  

     Согласно  кривой А. Лаффера, увеличение налоговых ставок приводит к росту налоговых поступлений лишь до определенных пределов (точка М). Дальнейшее увеличение налоговой ставки приведет к чрезмерности налогового бремени. Оно ведет к уходу многих производителей с рынка из-за банкротств и к уклонению от налогов. Результатом указанных действий становится нежелательное уменьшение налоговых поступлений в казну.
     Республика  Беларусь сегодня налоговым поступлениям находится в оптимальной позиции, не превышающей точку М. Согласно статистическим данным Министерства по налогам и сборам РБ [22],   показатель налоговой нагрузки с учетом регистрационных и лицензионных сборов, государственных пошлин, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности, отчислений в ФСЗН в 2006 году составил 45,7 процента, без учета ФСЗН – 34,0 процента. В 2007 году налоговая нагрузка снизилась на 8,9% и составила 31 процент без учета ФСЗН.
     Кривая  Лаффера показывает, что при определенных условиях снижение налоговых ставок может создать стимулы для  бизнеса, способствовать образованию дополнительных сбережений и тем самым содействовать инвестиционному процессу. Уменьшение банкротств должно способствовать расширению налогооблагаемой базы, так как количество налогоплательщиков при этом должно возрасти.
     Однако  не следует думать, что снижение ставки налогов должно сразу же дать эффект роста валового национального продукта. Последний происходит только при расширении инвестиционного процесса, особенно, когда появляется спрос на основной капитал. Спрос же на него варьируется в течение цикла, а в стадии депрессии может вовсе исчезнуть. Это значит, что результаты снижения ставок налогов в депрессивной ситуации могут проявиться лишь через годы.
     Налоговое обязательство – экономическое  отношение, в силу которого налогоплательщик обязан выплатить все необходимые требования по исчислению и уплате налога, а государство в лице уполномоченных органов вправе требовать от налогоплательщика исполнения этого обязательства. Как определенное экономическое отношение налоговое обязательство существует при наличии обстоятельств, установленных налоговым законодательством страны.
     Налоговая квота – налоговая ставка, выраженная в процентах к доходу налогоплательщика.
     Налоговая оговорка – условие во внешнеторговых контрактах, договорах об оказании услуг, кредитных соглашениях, устанавливающее, что каждая из договаривающихся сторон обязуется уплатить за свой счет все налоги и сборы, полагающиеся по данной сделке на территории своей страны. Налоговая оговорка регулирует отношения между экспортерами и импортерами по поводу уплаты налогов.
     Налоговые каникулы – установленный законом  срок, в течение которого определенная группа предприятий, фирм, организаций  освобождается от уплаты того или  иного налога.
     Инвестиционный  налоговый кредит – скидка с налога на прибыль корпорации, предоставляемая при приобретении новых средств производства.
     Налогообложение двойное – неоднократное обложение одного и того же объекта налога. Налогообложение двойное широко распространяется во всех странах, например, при обложении доходов предприятия с последующим обложением образующихся из них индивидуальных доходов. Налогообложение двойное может иметь место также при взимании налогов разными государствами, если отсутствуют межгосударственные налоговые соглашения, при обложении государственными и местными налогами и в некоторых других случаях.
     Налогоплательщики – юридические и физические лица, которые в соответствие с законом, обязаны уплачивать налоги. Юридическое лицо – организация, учреждение, предприятие, фирма, выступающие в качестве единого, самостоятельного носителя прав и обязанностей, имеющие следующие признаки юридического лица:
     - независимость существования от  входящих в его состав отдельных  лиц;
     - наличие имущества, обособленного  от имущества участников;
     - право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью;
     - право осуществлять от своего  имени экономические операции;
     - право выступать от своего  имени в суде в качестве  истца или ответчика;
     - самостоятельная имущественная  ответственность.
     Юридическое лицо имеет своё фирменное наименование, устав (юридический адрес), а также печать и расчётный счёт в банке. Юридическое лицо проходит государственную регистрацию и заносится в Государственный реестр.
     Физическое  лицо – гражданин, человек, участвующий  в экономической деятельности, выступающий в качестве полноправного субъекта этой деятельности. К физическим лицам относят граждан, лиц без гражданства, которые действуют в экономике в качестве самостоятельных фигур, обладают правом лично проводить определённые хозяйственные операции, регулировать экономические отношения с другими лицами и организациями, вступать в отношения с юридическими лицами. Физическое лицо действует от собственного имени, не нуждается в создании и регистрации фирмы, предприятия, что необходимо юридическим лицам.
     Налоговый агент – лицо, на которое в силу принятых актов налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налога или сбора.
     Таможенная  пошлина – вид налога, взимаемого государственными органами, таможенными службами с провозимых через государственную границу товаров по ставкам таможенного тарифа.
     Таможенный  тариф – свод ставок таможенных пошлин с указанием ставок таможенного  налога на единицу данного товара.
     Таможенные  льготы – преимущество в виде снижения или отмены таможенных пошлин и ограничений, предоставляемые отдельным юридическим  и физическим лицам.
     Резидент  – юридическое или физическое лицо, постоянно зарегистрированное или постоянно проживающее в данной стране. Резиденты обязаны в своих экономических действиях придерживаться законов данной страны, платить налоги в соответствии с законами и нормами этой страны.
     Нерезидент  – юридическое лицо, действующее  в данной стране, но зарегистрированное как субъект хозяйствования в другой; физическое лицо, действующее в одной стране, но постоянно проживающее в другой. Для нерезидентов могут быть установлены особые правила налогообложения. 

     1.3 Способы взимания налогов 

     В налогообложении действует три  способа взимания налогов, исходя из учёта и оценки объекта налога: кадастровый, декларационный, административный – изъятый у источника образования  объекта обложения.
     Кадастровый способ предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов), которые используются при исчислении соответствующего налога. Так, для поземельного налога в зарубежных странах действует земельный кадастр, при составлении которого типичные участки земли группируются в зависимости от качества, месторасположения, использования. Для каждой группы устанавливается средняя доходность на единицу площади за ряд лет, остальные земельные участки приравниваются к той или иной категории, для которой установлена ставка налога с единицы площади. Земельные кадастры устанавливаются государственными органами.
     На  таких же принципах построен и  используется для исчисления налога на землю земельный кадастр в Беларуси. В нём представлен систематизированный свод, перечень сведений, данных о земле как средство производства, о земельных угодьях, а также приводится описание земельных угодий, участков, указывается их площадь и месторасположения, конфигурация, качество, оценка стоимости. Однако такой подход к составлению земельного кадастра имеет определённые недостатки. Во-первых, его составление требует длительного времени, во-вторых, данные кадастровых оценок быстро устаревают вследствие изменения ценности земли и инфляции. В прошлом кадастры широко использовались для переписи лиц при обложении подушным налогом.
     Декларационный  способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления-декларации [ПРИЛОЖЕНИЕ А] о величине объекта обложения, в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления оклада налога. Этот способ учитывает недостатки предыдущего, но создаёт условия для уклонения от уплаты налога, поскольку контроль финансовых органов за субъектом ослабевает.
     Административный  способ предполагает исчисление и изъятие  налога у источника образования  объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который выплачивает налог. Таким путём взимаются подоходный налог, налог с доходов по ценным бумагам и др. В данном случае налог удерживается бухгалтерией до выплаты дохода, что исключает возможность от его уклонения. Сумма изъятого налога переводится сборщиком-предприятием сразу в бюджет. В современных условиях этот способ часто сопровождается последующей подачей декларации в налоговые органы.
     Применяются следующие методы уплаты налога:
     - наличный платёж, когда плательщик  вносит в казну государства  определённую сумму денег в наличной форме;
     - безналичный платёж, когда происходит  перечисление через банк со  счёта клиента на счёт бюджета;
     - гербовыми марками, т.е. с помощью  покупки плательщиком специальных  марок и наклеивания их на  официальный документ, после чего  документ имеет законную силу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ 

     2.1 Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь. Классификация налогов Республики Беларусь 

     Под налоговой системой государства  понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания. С развитием национальных экономик меняется и система их налогообложения, все больше приближаясь к классическим принципам. Вместе с тем, национальные системы их налогообложения не теряют совей индивидуальности. Определяемые наукой в настоящее время принципы налогообложения можно разделить на две группы:
     - всеобщий или функциональный принцип, который используется в налоговых системах стран мира. Сегодня эти принципы считаются основой межнациональных принципов построения системы взаимоотношений налогоплательщиков и государства.
     - экономический или организационно-правовой принцип включает в себя построения налоговой системы в конкретных условиях общественно-политического и социально-экономического развития страны. Данная совокупность принципиальных требований относится к подсистеме внутринациональных принципов, на основании которых принимается закон о налоговой системе конкретной страны на определенный период времени. Эта система демонстрирует, какие фундаментальные принципы налогообложения в полной мере применимы в стране, какие применимы лишь частично, а какие вовсе не вписываются в систему налоговых отношений налогоплательщиков с государством. Примером построения подсистемы на национальных принципах может служить Германия: налоги по возможности минимальны; минимально необходимы и затраты на их взимание; налоги не могут препятствовать конкуренции, изменять чьи-либо шансы; налоги соответствуют структурной политике; налоги нацелены на более справедливое распределение доходов; максимальное уважение к частной жизни человека; налоговый работник не имеет права давать кому-либо сведения о налогоплательщике; величина налогов соответствует размеру государственных услуг, включая защиту человека и все, что гражданин может получить от государства. Одним из важнейших принципов построения налоговой системы государства является эффективность налогообложения. Реализация этого принципа состоит в соблюдении следующих требований:
     - налоги должны оказывать влияние на принятие экономических решений;
     - налоговая структура должна содействовать проведению политики стабилизации и развития экономики страны;
     - налоговая система не должна допускать произвольного толкования, должна быть понятной налогоплательщикам и принята большей частью общества;
     - административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.
     Что касается Республики Беларусь, то и  в ней имеются особенности  налогообложения, характерные для экономики республики внутринациональные принципы, отвечающие мировым стандартам и получившие свое развитие в свете сложившихся социально-экономических отношений в государстве. В частности, не допускается: установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство и единую налоговую систему государства; установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство и единую налоговую систему государства; установление налогов, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах республики капитала, товаров, денежных средств или ограничивают законную деятельность налогоплательщиков.
     Налоговое устройство в любом государстве предполагает сохранения принципа единства налоговой системы в качестве определяющего при его изначальной организации и в процессе дальнейшего ее реформирования. Этот принцип предполагает выработку единой стратегии налогообложения, унификацию национальных подходов организации налоговых отношений, их соответствия требованиям, широко применяемым за рубежом.
     Для организации рационального управления налогообложением классификация налогов  имеет большое значение. Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия  - на прямые и косвенные.
     Состав  налогов налоговой системы Беларуси можно классифицировать определенным образом, объединив группы налогов  по классификационным признакам: объект обложения, особенности ставки, полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм и др. Классификацию налогов Беларуси по основным классификационным признакам можно представить следующим образом (рисунок  2.1., 2.2) [1, с.27, рисунок 1.1, 1.2].
     Классификация налогов по определенным признакам является значительным вкладом в систематизацию учета налогов и налоговых групп и на этой основе введения для налогоплательщиков классификационных кодификаторов и идентификационных номеров.
     Классификационные кодификаторы позволяют получать оперативную информацию о состоянии налоговых процессов, выявлять негативные стороны налоговой техники и исправлять их.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.1.2 Налоговое законодательство и налоговая служба Республики Беларусь. Действующая налоговая система в Республике Беларусь
     Налоговое законодательство государства, как  и любая другая отрасль законодательства, представляет собой совокупность нормативных  правовых актов, принятых или изданных уполномоченными на то органами и  применяемых при регулировании налоговых отношений.
       Налоговое законодательство РБ  включает в себя:
     - Налоговый кодекс государства  и принятые в соответствии  с ним законы, регулирующие вопросы  налогообложения;
     - Декрету, Указы и распоряжения  Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;
     - Постановления Правительства Республики  Беларусь, содержащие вопросы налогообложения  и применяемые на основании  и во исполнении Налогового  Кодекса, налоговых законов и  актов Президента Республики  Беларусь;
     - Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления , органов местного управления, самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения, согласно законодательным актам РБ.
     Налоговый Кодекс – это основной документ, регламентирующий в комплексе все направления налоговых отношений в государстве. Принят Палатой представителей и одобрен Советом Республики Национального собрания РБ в декабре 2002г. Налоговый кодекс упорядочивает все законодательные акты, действующие в налоговой сфере. Он устанавливает систему налогов, сборов, пошлин, взимаемых в бюджет РБ, основные принципы налогообложения. Регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налоговых платежей и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, а также определяет права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством. Налоговый Кодекс Республики Беларусь состоит из четырех разделов [11]. Каждый из разделов регламентирует отдельную сферу налоговых отношений. Содержание этих сфер непосредственно отражается в названии разделов:
     Раздел 1. «Общие положения», где дается общая  юридическая характеристика налоговым отношениям, принципам налогообложения, видам налогов и сборов, порядок введения, изменения и прекращения действия республиканского и местных налогов.
     Раздел  2. «Налоговое обязательство», здесь дается юридическое определение всех возможных плательщиков налогов, сборов, пошлин, а также способы обеспечения исполнения налогового обязательства.
     Раздел 3. «Налоговый учет и налоговый контроль», здесь дается четкое изложение целей  и предназначения налогового учета  и контроля. 
     Раздел 4. «Налоговые и таможенные органы», приводится структура налоговых и таможенных органов, формируются их функции, права и обязанности и т.п.
     Нормативные правовые акты республиканских органов  государственного управления, органов  местного управления и самоуправления являются по своей сути инструкциями по расчету и взиманию налогов. Инструкции разработаны по каждому налогу, сбору, пошлине и четко определяют объект налогообложения, сроки их уплаты и процедуру взимания.
     Декреты и Указы Президента Республики Беларусь по вопросам налогообложения регламентируют механизм взимания отдельных налогов и сборов, отличающихся, как правило, особым режимом их взимания. По своей юридической силе Декреты и Указы Президента приравнены к Законам государства.
     Постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения, призваны обеспечить исполнение законов, декретов, указов. Они содержат разъяснительный материал, который детализирует механизм практической реализации того или иного направления налоговых отношений.
     Кроме налогового законодательства вторым активным элементам налоговой системы  любого государства является налоговая  служба.
     Налоговая служба Республики Беларусь – это  совокупность специальных государственных  органов, которые в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в налоговой сфере. Организационная система управления налогами республики Беларусь является двухуровневой и состоит из  общего управления налогами и оперативного управления процессом налогообложения в Республике Беларусь.
     Общее управление налогами Республики Беларусь возложено на высшие органы государственной  власти – парламент, аппарат Президента, правительство. Они определяют основные принципы налогообложения, разрабатывают налоговую политику.
     Оперативное управление процессом налогообложения  в Республике Беларусь возложено  на Министерство финансов и его органы на местах, Министерство по налогам  и сборам и его территориальные  инспекции, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет, который действует в пределах своей компетенции и в соответствии с действующим законодательством. С помощью органов оперативного управления государство руководит налогообложением во всех структурных подразделениях экономики.    

     На  территории Республики Беларусь установлены  и действуют две группы налогов, сборов (пошлин) – республиканские и местные. Такая структура налогов позволяет говорить об установлении в Республике Беларусь двухуровневой налоговой системы, соответствующей бюджетному устройству государства.
     Республиканскими  признаются налоги, сборы (пошлины), установленные  законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории республики Беларусь. Республиканские налоги, сборы (пошлины) могут выступать  в качестве регулирующих доходных источников бюджета, т.е. часть таких налоговых поступлений может передаваться на местный уровень. В соответствии с имеющейся практикой нормативы отчислений (в процентах) республиканских налогов в местные бюджеты на каждый очередной бюджетный (финансовый) год устанавливаются Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь» [5, с. 36].
     В отдельных случаях суммы республиканских  налогов могут полностью направляться в доход местных бюджетов: в  полном объеме зачисляются в местные бюджеты суммы поступлений подоходного налога с физических лиц, налога на недвижимость, земельного налога, налога на игорный бизнес и ряда других республиканских налоговых платежей.
     Местные органы власти изначально не могут  вносить какие-либо коррективы в республиканские регулирующие налоговые платежи. В частности, они не вправе предоставлять налоговые льготы по этим налогам, даже в части сумм, поступающих в их бюджеты.
       Местными признаются налоги и  сборы, устанавливаемые нормативными  правовыми актами местных Советов депутатов и обязательные к уплате на соответствующих территориях.
       По аналогии с республиканскими  налоговыми платежами уровни  бюджета, в которые передаются  поступления местных налогов  и сборов, не являются определяющими.  Местные налоги и сборы могут полностью зачисляться в доход областного бюджета, определяться в качестве регулирующих либо полностью направляться в нижестоящие бюджеты. Правовое урегулирование этих вопросов может быть обеспечено путем принятие соответствующего решения в рамках бюджетного процесса.
     К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:
     - налог на добавленную стоимость;
     - акцизы;
     - налог на прибыль;
     - налоги на доходы;
     - подоходный налог с физических  лиц, экологический налог, налоги  с пользователей природных ресурсов, налоги на имущество, земельный налог, дорожные налоги и сборы, таможенная пошлина и таможенные сборы, гербовый сбор, консульский сбор, государственная пошлина, регистрационные и лицензионные сборы, патентные пошлины.
     К местным – налог с розничных продаж, налог за услуги, сборы с пользователей, инфроструктура и пр.
       В настоящее время порядок  применения таких налоговых платежей  ежегодно устанавливается законом  «О бюджете Республики Беларусь»  на соответствующий бюджетный  (финансовый год). При этом определяется их состав (конкретные виды платежей) и отдельные условия применения.
     Зачастую  перечень видов местных налогов  и сборов остается открытым, т.е. предусматривает  позицию «и другие», а определяемые элементы налогообложения, такие как  плательщики, объекты налогообложения, налоговая база и ставки, не имеют конкретики и ограничиваются лишь общими, рамочными нормами. Вопросы применения налоговых платежей решают местные органы власти самостоятельно, исходя из интересов местного бюджета и налогового потенциала подведомственных территорий. В итоге на каждой из административных территорий Республики Беларусь может действовать свой перечень местных налогов и сборов с отдельно установленными ставками, объектами обложения, порядком исчисления и уплаты.
     Такая ситуация вызывает обоснованные нарекания со стороны субъектов хозяйствования, являясь особенно острой для организаций, имеющих свои обособленные структурные подразделения во всех регионах республики и строящих свою деятельность на принципах единого баланса.
      
       2.3 Анализ налоговой нагрузки РБ за 2005-2006гг. 

     Одним из основополагающих элементов налоговой  системы любого государства являются плательщики налогов, на которых действующим законодательством возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, иные обязательные платежи.
     По  данным Министерства по налогам и сборам , на учете в налоговых органах Республики Беларусь состоит свыше трех миллионов плательщиков [22] - физических и юридических лиц. Среди них выделяется особая категория плательщиков – крупные бюджетообразующие организации, участвующие в формировании значительной части доходов бюджета и в совокупности являющиеся гарантом финансовой стабильности национальной экономики.
     В целях отслеживания тенденций изменения  налогового потенциала, категории крупных плательщиков проанализирована динамика основных показателей финансово-хозяйственной деятельности и налоговых платежей 164 бюджетообразующих организаций, суммарно обеспечивших 43 процента всех контролируемых налоговой службой поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь [21].
     Отраслевая  структура бюджетообразующих организаций  в 2006 году классифицируется следующим  образом: нефтеперерабатывающая промышленность. В 2006 году организации отрасли обеспечили 11,7 процента поступлений в бюджет, контролируемых налоговыми органами;
     производство  и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды (5,6 процента);
     торговля  нефтепродуктами (5,5 процента);
     производство  спирта и алкогольных напитков (4,1 процента);
     добывающая  промышленность (3,2 процента);
     машиностроение и металлообработка (2,6 процента);
     трубопроводный  транспорт (2,5 процента);
     химическая  и нефтехимическая промышленность (1,5 процента);
     связь (1,5 процента);
     прочие  отрасли народнохозяйственного  комплекса (4,8 процента).
     В анализируемом периоде наполняемость бюджета характеризовалась нарастанием концентрации налоговых платежей от организаций нефтеперерабатывающей отрасли, электроэнергетики, а также крупнейших импортеров нефти из Российской Федерации.
     Так по сравнению с 2005 годом доля организаций нефтеперерабатывающей промышленности в формировании консолидированного бюджета возросла на 3,3 процентных пункта, организаций электроэнергетики – на 1,1 процентных пункта, крупнейших импортеров нефти из Российской Федерации – на 0,4 процентных пункта. Такая динамика обусловлена законодательным повышением ставок акцизов на автомобильное топливо, увеличением предельного норматива отчислений в инновационные фонды, а также ростом импорта сырой нефти из Российской Федерации.
     В 2006 году сохранилась позитивная тенденция поступательного роста экономического потенциала, преобладающей части крупных организаций Республики Беларусь, что подтверждается положительной динамикой основных показателей их финансово-хозяйственной деятельности. Так, доходы от реализации увеличились у 81,1 процента предприятий в среднем на 18,1 процента, фонд оплаты труда возрос у 92,1 процента организаций в среднем на 24,8 процента, обеспечили рост прибыли 64,6 процента проанализированных плательщиков в среднем на 10,4 процента. Как следствие улучшения результатов финансово-хозяйственной деятельности бюджетообразующих организаций - их налоговые поступления возросли в целом на 14,5 процента, что выше среднереспубликанского уровня на 4,6 процентных пункта.
     Объективным фактором, определяющим уровень налоговой нагрузки бюджетообразующих плательщиков, является действующее налоговое законодательство и наличие мер государственной поддержки.
     По  итогам 2006 [21] года показатель налоговой нагрузки, рассчитанный с учетом отчислений в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, по промышленным организациям республики в среднем составил 17,1 процента и в сравнении с 2005 годом вырос на 0,2 процентных пункта. Диапазон колебаний рассматриваемого показателя по отраслям промышленности составил от 10,1 до 31,5 процента (рисунок 2.3) [21, рисунок 1].
     Средний уровень налоговой нагрузки нефтеперерабатывающих  организаций составил 31,5 процента и  по сравнению с 2005 годом возрос на 4,4 процентных пункта. В основе такой динамики лежат изменения в налоговом законодательстве.
     Так, в целях упрощения налогообложения  и  оптимизации структуры налогов в 2006 году были объединены в единый платеж налоги, исчисляемые с аналогичной налоговой базы (акцизы на автомобильное топливо, налог на приобретение бензина и дизельного топлива, налог с продаж автомобильного топлива), в связи с чем совокупная ставка акцизов на автомобильное топливо увеличилась в 2,5 раза.  
 

     
     Рисунок 2.3 – Динамика налоговой нагрузки бюджетообразующих отраслей промышленности РБ за 2005-2006гг. (%) 

     Налоговая нагрузка организаций, занимающихся торговлей  нефтепродуктами, сложилась следующим  образом:
     по  организациям, импортирующим нефть  и перерабатывающим ее на базе мощностей отечественных нефтеперерабатывающих заводов, налоговая нагрузка снизилась на 1,2 процентных пункта и составила 15,8 процента;
     по  плательщикам, осуществляющим розничную  торговлю нефтепродуктами, величина рассматриваемого показателя снизилась на 17,8 процентных пункта и составила в среднем 3,2 процента.
     В структуре налоговой нагрузки организаций-импортеров лидирующие позиции занимает НДС, уплаченный при импорте товаров из Российской Федерации, за исключением организаций, осуществляющих ввоз на территорию Республики Беларусь дизельного топлива и являющихся плательщиками акцизов на автомобильное топливо импортированное. Минимизируют текущие налоговые обязательства рассматриваемой категории плательщиков обороты по реализации нефтепродуктов за пределы Республики Беларусь с применением ставки налога в размере «0» процентов.
     Существенное  снижение налоговой нагрузки по организациям, осуществляющим розничную торговлю нефтепродуктами, связано с отменой  в 2006 году налога с продаж автомобильного топлива, удельный вес которого в налоговых платежах данных организаций ранее составлял более 70 процентов.
     Налоговая нагрузка по организациям тепло- и электроэнергетической  отрасли в 2006 году сложилась на уровне 19,3 процента и по сравнению с 2005 годом  выросла на 1,4 процентных пункта, что обусловлено изменением норматива отчислений в инновационные фонды для организаций, подведомственных Министерству энергетики Республики Беларусь. Так если в 2005 году для них был установлен максимальный норматив отчислений в размере 12,5 процента, то в 2006 году в соответствии с Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» и приказом концерна «Белэнерго» организации производили отчисления в инновационный фонд по предельному нормативу 19 процентов. При этом доля этих отчислений составила более 40 процентов от общего объема налоговых платежей организаций.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.