На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Характеристика незаконного предпринимательства по действующему законодательству РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение……………………………………………………………………..…2

1. Понятие  предпринимательской деятельности…………………..………...4

      1.1. История предпринимательской деятельности. Понятие и функции предпринимательства  и свободы предпринимательской деятельности…………………………………………………………………...4

            История предпринимательской  деятельности…………………..7
      1.2. Правовая характеристика предпринимательской  деятельности согласно законодательству РФ……………………………………………...11
      1.3. Правовая характеристика предпринимательской деятельности по законодательству зарубежных государств……………..…………………...16
     1.4. Индивидуальный предприниматель. Его права и обязанности…………………………………………………………………...23
      1.5. Правовые основы деятельности юридических лиц в современном российском праве…………………………………………………………….37
         Создание и реорганизация юридического лица……………….37
            Правосубъектость  юридического лица………………………...47
            Ликвидация юридических  лиц……………………………….....52

2. Характеристика незаконного предпринимательства по действующему законодательству РФ…………………………………..…………………..…54

      2.1. Признаки состава преступления  «незаконное предпринимательство»……………...………………………………...……..54

      2.2. Объект и объективная сторона  незаконного предпринимательства…………...……………………………………………60 
 

Заключение………...……………………………………………………...….74
      Нормативные акты………………………….………………………….76
      Научная литература……………………………………………………78 

Приложение…………………………..………………………………………79

Введение

 
      Актуальность  исследования. В условиях развития рыночной экономики в Российской Федерации происходят фундаментальные  изменения в политической, социально-экономической и духовной жизни общества. Они выражаются и в развитии рыночного законодательства, направленного на стимулирование предпринимательской активности граждан и их объединений. Однако качество названного законодательства по-прежнему оставляет желать лучшего. Оно все еще во многом остается пробельным, противоречивым, складывается стихийно, не имеет под собой стройной концептуальной основы, страдает некритичными заимствованиями зарубежного опыта. Все это делает насущным соотнесение рыночного законодательства, в частности, законодательства о предпринимательской деятельности, практики его осуществления с конституционной моделью экономических, предпринимательских отношений. В рамках указанной работы важна проверка законотворческой активности, правоприменительной практики через призму исходных конституционных ценностей, идей, целей. В свою очередь названная задача предполагает серьезный анализ конституционных норм, регулирующих экономическую, в том числе предпринимательскую деятельность. Научное осмысление свободы предпринимательства как конституционной категории имеет и практическое значение. Без теоретической проработки перечисленных вопросов невозможно выстраивание стройной концепции законодательного регулирования предпринимательской деятельности. В.И. Крусс защитил кандидатскую диссертацию на тему "Конституционное право личности на предпринимательскую деятельность в Российской Федерации". М., 1997. К его же работам принадлежит докторская диссертация на тему "Концепция конституционного правопользования (право на предпринимательскую деятельность)". М., 2004. Значительный интерес представляет кандидатская диссертация И.Н. Плотниковой "Конституционное право человека и гражданина на предпринимательскую деятельность в России". Саратов, 2002, в которой автор исследует правовые возможности индивидов в сфере предпринимательской активности. В то же время следует отметить, что перечисленные работы при всех их несомненных достоинствах раскрывают отдельные аспекты свободы предпринимательства.
      Объект  и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при конституционно-правовом регулировании свободы предпринимательства, реализации конституционных норм о свободе предпринимательства, осуществлении судебной защиты конституционных прав и свобод субъектов предпринимательской деятельности. Предметом исследования выступает конституционно-правовая природа свободы предпринимательства, а также конституционно-правовое регулирование отношений в сфере предпринимательства. Цели и задачи исследования. Основной целью работы является анализ формально-юридической и содержательной сторон свободы предпринимательства, конкретизация конституционно-правовых норм о свободе предпринимательства, а также роли государства в создании условий для развития и обеспечения предпринимательских отношений. В соответствии с поставленными целями решались следующие задачи: раскрыть и пояснить определение предпринимательской деятельности, проанализировать характеристики предпринимательской деятельности; проанализировать основные формы и способы защиты свободы предпринимательства.  

1. Понятие предпринимательской  деятельности

1.1. История предпринимательской  деятельности. Понятие  и функции предпринимательства и свободы предпринимательской деятельности.

 
       Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшим к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещенную законом. Предпринимательство есть способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике развитых стран.
      Термин "свобода предпринимательства" прямо в Конституции Российской Федерации не содержится. Однако он из нее выводим. Во-первых, если ст. 8 Конституции РФ говорит о свободе экономической деятельности, а предпринимательство в статье 34 оценивается как вид экономической деятельности, то свобода предпринимательства оказывается проявлением свободы экономической деятельности. Свобода экономической деятельности по смыслу ст. 8 Конституции РФ означает и свободу предпринимательства. Во-вторых, ст. 34 Конституции РФ содержится в главе 2, закрепляющей права и свободы человека и гражданина. Поэтому формулу "каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности" логично понимать как выражающую именно свободу предпринимательства. Свобода предпринимательства является в своем исходном значении одной из основ конституционного строя Российской Федерации, входит в названные основы в качестве базового конституционного принципа. В сфере конституционно-правового регулирования свобода предпринимательства имеет также значение конституционной идеи, ценности, цели, режима, гарантии, института, индивидуального и коллективного правомочия. Аргументируется тезис о том, что особое значение в плане конституционно-правового регулирования предпринимательства принадлежит таким категориям, как принцип свободы предпринимательской деятельности и право-притязание (права индивидов и коллективных образований).
      Свобода предпринимательской  деятельности - это универсальный (интегрированный) принцип конституционного права, объединяющий в своем составе несколько самостоятельных принципов правового регулирования отношений в сфере предпринимательской деятельности (принцип свободы договора, дозволительный принцип, принцип свободы конкуренции и др.).
      Раскрыто  содержание принципа свободы предпринимательской  деятельности. Под ним понимается нашедшая конституционно-правовое закрепление идея, позволяющая и гарантирующая физическим лицам и их объединениям свободно принимать решение об использовании имущества, капитала или средств производства в целях создания собственного бизнеса, а также свободного осуществления и организации предпринимательской деятельности. Показано соотношение названного принципа с иными принципами основ конституционного строя, в частности определяющими для него (высшая ценность человека, его прав и свобод).
      В Конституции РФ для закрепления правопритязаний (правомочий) в сфере предпринимательской деятельности использована, на наш взгляд, неудачная конструкция "права на свободу", точнее "права на свободное использование своих способностей и имущества". Представляется, что более корректно говорить не о праве, а о свободе предпринимательства. Категория свободы позволяет нам показать, что предпринимательская деятельность - не то, что дозволено, разрешено, а то, что принадлежит людям по естественному ходу вещей. Тогда правовое регулирование не учреждает свободу предпринимательства, а лишь дает ей необходимое оформление. Выявлены и обобщены разные точки зрения на содержание свободы предпринимательства как правопритязания (правомочия) индивидов и коллективных субъектов. 7. Реализация норм о свободе предпринимательства - это социальное поведение граждан (физических лиц) и (или) их объединений по осуществлению ими конституционных прав, выполнению конституционных обязанностей, вытекающих из конституционного принципа свободы предпринимательской деятельности и обеспеченных необходимыми гарантиями.
      Выделены  и детально проанализированы следующие  основные конституционные обязанности  индивидов и их объединений в  сфере предпринимательской деятельности: соблюдение Конституции РФ и законов; уплата законно установленных налогов и сборов; сохранение природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам.
      Конституционные ограничения свободы предпринимательской  деятельности – это установленные  в Конституции РФ нормы, действие которых направлено на ограничение экономических прав и свободы предпринимательства осуществляющих предпринимательскую деятельность физических и юридических лиц, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, с учетом требований справедливости, соразмерности (пропорциональности) и необходимости такого ограничения.
       Обоснованно положение о том, что государственное  регулирование предпринимательской  деятельности нельзя рассматривать в качестве произвольного вмешательства в частные дела, если такое регулирование основано 12 на федеральном законе и соответствует целям, установленным ст. 55, частью 3 Конституции РФ, ст. 1, п.1 Гражданского кодекса Российской Федерации. 

История предпринимательской  деятельности  

       Предпринимательство развивалось сложно, сопровождалось и сопровождается бесконечным процессом  возникновения и разрешения многочисленных противоречий. Его ростки начали пробиваться  вместе со становлением рыночных отношений. Однако, возникновение предпринимательства как оформившегося устойчивого явления относят к XYII в. Постепенно в науке стала «отпочковываться» особая отрасль познания - теория предпринимательства. Выработанная   учеными периодизация этой теории отражает динамику реального предпринимательства.
       Начальный этап охватывает XVIII - конец Х1Хв. Он отмечен отсутствием целостной  самостоятельной системы взглядов на предпринимательство. Р.Кантильон  был первым, кто обратил внимание на новое явление и ввел в оборот само понятие «предпринимательство». Позднее в работах А. Смита, Д. Рикардо, К.Маркса предприниматель определяется как функционирующий в процессе воспроизводства капиталист. Его роль заключается в присвоении прибыли, созданной рабочей силой.
       Первым российским автором, исследовавшим предпринимательство, можно считать И.Т. Посошкова, издавшего в 1724 году свой знаменитый, предназначавшийся императору труд - «Книгу о скудности и богатстве» (переиздана в Москве в 1937г.). В этой работе И.Т.Посошков рассматривает предпринимательство в качестве решающего условия социально-экономического развития России, повышения благосостояния государства и его граждан, как главный элемент гражданского возрождения России и источник сильной государственной власти.
       Рост реального российского предпринимательства в те годы проходил под определяющим влиянием трех факторов: введения в 1653 году первого Торгового устава, преобразованного во время царствования Петра I, отмены крепостного права в 1861 году. После отмены крепостного права особенно заметное позитивное влияние на предпринимательство оказали две правовые акции.
       Во-первых, меры по дальнейшему преодолению  неравенства сословий в правах на занятие предпринимательской деятельностью. Согласно Положению «О пошлинах на право торговли и других промыслов» от 08 января 1863 года остались только две купеческие гильдии. Классификация промышленных предприятий стала проводиться по экономическим признакам: техническому оборудованию и числу рабочих.
       Во-вторых, меры по инициированию процесса становления и развития банковской системы. Данный процесс сопровождался строгим правительственным контролем над банковским делом. Это нашло выражение, прежде всего, в том, что правительством утверждались уставы банков, где определялись виды деятельности, которой мог заниматься банк, порядок ведения учета и отчетности.
       Характерно, что банки функционировали на основе принципа гласности. В частности, они были обязаны периодически публиковать  информацию о состоянии своих  счетов и об итогах работы за год. В середине 80-х годов были определены процедуры закрытия банков в случае потери ими всех или части своих капиталов.
       Второй  этап - от начала до середины XX в. - характеризуется  появлением целостных концепций  предпринимательства. Первым сделал попытку  определения предпринимательства как основного фактора экономического развития, основанного на нововведениях, И.Шумпетер, рассматривавший предпринимательство в качестве инновационной деятельности. Право собственности на имущество не является для него признаком предпринимателя. И.Шумпетер подчеркивал, что массовое появление предпринимателей служит единственной причиной подъема экономики. Подобной точки зрения придерживались и некоторые другие авторы. В частности, И.Тюнен определяет предпринимателя как претендента на рискованный и непредсказуемый доход. Ф.Найт, развивая концепцию И.Тюнена, определил предпринимательскую прибыль как доход за несение бремени неопределенности.
       В нашей стране после Октябрьской  революции  1917 года проблемы предпринимательства  находят свое отражение в работах В.И.Ленина, И.В.Сталина, Н.И.Бухарина, где оно рассматривалось как угроза социалистическому строю. Одновременно допускалось развитие социалистической предприимчивости и  социалистического соревнования как факторов успешного хозяйствования.
       Третий  этап начинается с 60-х годов XX в. и  продолжается по настоящее время. Он характеризуется всесторонней разработкой  концепции предпринимательства  как основного фактора рыночных процессов. В исследованиях Л.Мизеса, Ф.Хайена, И.Киринера и других предпринимательство объясняется как реакция предпринимателя на потенциальные источники выгоды. Сущность предпринимательства рассматривается с разных позиций -экономической, социальной, управленческой, личностной.
       В экономической литературе выделяют три основные функции предпринимательства. Первая функция - ресурсная. Для любой хозяйственной деятельности необходимы экономические ресурсы - факторы производства. К ним относятся, как отмечалось, прежде всего, естественные ресурсы - земля, полезные ископаемые, леса и воды. Важными являются инвестиционные ресурсы - машины, оборудование, инструменты, транспорт, другие средства, используемые для производства товаров и услуг и доставки их потребителю, а также, собственно, финансовые ресурсы.
       Третий  вид ресурсов - это человеческие трудовые ресурсы. Они определяются качественным и количественным составом рабочей силы,  ее квалификацией, специализацией, уровнем занятости и т.п.
       За  последнее время в теории и  на практике все чаще акцент делается на значимость еще одного ресурса - предпринимательской способности. Предприниматель, берущий на себя инициативу новаторского, нетрадиционного соединения факторов производства -земли, капитала, труда, - способствует росту производства товаров и услуг, повышению эффективности экономики. Добивается он этого, осуществляя вторую функцию предпринимательства - организаторскую. Предприниматель использует свои способности, чтобы обеспечить такое соединение и комбинирование факторов производства, которое наилучшим образом приведет к достижению цели - получению высокого дохода.
       Третья  функция предпринимательства - творческая, связанная с новаторством. Ее значение особенно возрастает в условиях современного научно-технического прогресса. В связи  с усилением функции, связанной  с инновациями, создается новый экономический климат для предпринимательства. Растет рынок научно-технических разработок, или венчурного предпринимательства, занятого внедрением новинок техники и технологии. Развивается информационная инфраструктура предпринимательства, расширяется доступ к полезной информации, укрепляются патентно-лицензионные службы, сеть банковских информационных данных, накапливаемых с помощью электронно-вычислительной техники.

1.2. Правовая характеристика  предпринимательской  деятельности согласно  законодательству РФ

 
       Легальный отчет истории нынешнего российского  предпринимательства начинается с 1 января 1991 года, когда вступил в  силу Закон РСФСР от 25 декабря 1990 года «О предприятиях и предпринимательской  деятельности». Ранее, в советский  период, вопросы теории и практики предпринимательства не изучались. Оно официально расценивалось только критически, относилось к чуждым социализму пережиткам прошлого, к формам эксплуатации человека человеком.
Предпринимательская правосубъектность - это мера возможного правообладания в сфере предпринимательской деятельности, т.е. мера свободы действий предпринимателя в рамках действующего законодательства.
      Право гражданина заниматься предпринимательской  и любой иной, не запрещенной законом  деятельностью составляет содержание гражданской правоспособности. Для того чтобы реализовать это право, гражданин должен обладать так называемой предпринимательской дееспособностью, т.е. способностью самостоятельно, инициативно и профессионально осуществлять предпринимательскую деятельность и исполнять все обязанности, возникающие в связи с ее осуществлением.
      Предпринимательская дееспособность гражданина возникает  по достижении им 18-летнего возраста, т.е. с момента, когда он становится полностью дееспособным. Таким образом, гражданин, достигший 18-летнего возраста, а в случаях и в порядке, установленных законом, и до 18 лет, вправе заниматься предпринимательской деятельностью. 

      Хотелось  бы отметить, что в ст. 23 ГКРФ (ч.1) гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица при следующих пунктах:
    Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
    Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица (статья 257), признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
    К предпринимательской деятельности гражданин, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
    Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушение пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
 
      На  территории России предпринимательской  деятельностью могут заниматься как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства. Для отдельных категорий граждан законами Российской Федерации установлен запрет на занятие самостоятельной предпринимательской деятельностью. При этом в одних случаях закон исходит из несовместимости предпринимательства с общественным положением лица. В частности, Закон Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещает должностным лицам органов государственной власти и государственного управления заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью.
      В Федеральном Законе Российской Федерации  от 31 июля 1995 года "Об основах государственной  службы Российской Федерации" сказано, что "государственные служащие не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через посредников". В Законе Российской Федерации "О милиции" записано, что сотрудникам милиции запрещается заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях, но данный запрет не распространяется на творческую, научную и преподавательскую деятельность. Аналогичный запрет содержится в Законе Российской Федерации "О военнослужащих".
      Самостоятельной предпринимательской деятельностью  не вправе заниматься судьи, работники прокуратуры, сотрудники органов федеральной безопасности, налоговой полиции, нотариусы. В других случаях запрет на занятие предпринимательской деятельностью является результатом наказания. Например, в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации незаконное предпринимательство в сфере торговли наказывается наряду с лишением свободы или штрафом еще и лишением права заниматься предпринимательской деятельностью в торговле на срок до пяти лет. Помимо достижения определенного возраста занятие предпринимательской   деятельностью   требует наличия определенных профессиональных навыков и профессиональной  подготовки. Некоторые законы и иные правовые акты,  регламентирующие порядок осуществления той или иной  деятельности,  содержат квалификационные  требования, предъявляемые к гражданам,  желающим заниматься такой деятельностью. Например, в соответствии с Законом Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", частным детективом признается гражданин Российской Федерации, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность.
       Частная предпринимательская деятельность и коммерческое посредничество, входящие теперь в число основных рычагов  рыночной экономики, находились под запретом, за них была установлена уголовная ответственность в виде длительного срока лишения свободы.
       За  прошедшие сравнительно немногие годы реформирования России юридическое  понимание предпринимательства  претерпело  существенные изменения. Данное обстоятельство следует учитывать при ознакомлении с законом и иными нормативно-правовыми актами, а также с научной и учебной литературой разных лет. В самом начале предпринимательство представлялось как самостоятельная инициативная деятельность, направленная на получение прибыли. Поскольку всякая экономическая (хозяйственная) деятельность так или иначе имеет дело с получением прибыли, приведенное определение практической значимости не имело и вскоре встал вопрос о его изменении, уточнении. По действующему сейчас законодательству предпринимательской является самостоятельная,
осуществляемая  на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли  от пользования имуществом, продажи  товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
    Аналогичные или весьма близкие по смыслу дефиниции  приводятся в законодательстве стран - членов СНГ.
       Рассмотрим  содержащиеся в законе конкретные правовые характеристики предпринимательства  несколько подробнее. Сделать это необходимо, по крайней мере, по двум причинам.
       Во-первых, предложенная законодателем формулировка предпринимательства не отличается достаточной определенностью, допускает  различные толкования и, поэтому, нуждается  в уяснении ее смысла.
       Во-вторых, предпринятые в научной и учебной  литературе трактовки законоположений  о предпринимательстве при всей их нечеткости подчас еще и отступают  от текста закона, не вносят ясности  в сомнительные вопросы, что способствует созданию превратных представлений о предпринимательстве, может повлечь нарушение прав граждан и иных участников социального общения. Например, утверждается, что «под предпринимательством понимается... получение прибыли» независимо от систематичности ее получения, что к признакам предпринимательской деятельности относится «извлечение прибыли как цели хозяйственной деятельности», что цель предпринимательства не получение прибыли вообще, а получение сверхприбыли, предпринимательского дохода, что предпринимательство - «это создание фирм за счет собственных или заемных средств для производства и реализации товаров и услуг получение на этой основе дохода».
       Исходным  и самым существенным в понимании  предпринимательства является норма  ч.2 ст.34 Конституции РФ, гласящая, что  предпринимательская деятельность - есть разновидность деятельности экономической.
       Данное  обстоятельство почему-то не получило отражения в приведенном выше легальном определении предпринимательской  деятельности.
       Это и позволяет в отрыве от конституционной  нормы весьма произвольно понимать предпринимательскую деятельность, наполнять ее неодинаковым содержанием в зависимости от субъективного усмотрения лица, производящего толкование легальной дефиниции.  

1.3. Правовая характеристика предпринимательской деятельности по законодательству зарубежных государств 

      Современная хозяйственная практика свидетельствует  о том, что лишь правовая сбалансированность частных и публичных интересов  является залогом успешного экономического развития общества. Поэтому, государство, как основной гарант этих интересов, в целях регулирования экономики использует целый комплекс средств гражданского, административного, трудового, экономического и других отраслей права. Ведущими отраслями, регулирующими экономическую среду, в большинстве зарубежных стран являются:
    - гражданское  право, охватывающее частноправовые  отношения и строящееся на  началах равенства;
    - торговое  и (или) хозяйственное право,  регулирующее специальную торговую  деятельность (а в некоторых случаях  любую деятельность, имеющую целью  - получение прибыли);
    - административное  право, предметом регламентации  которого являются отношения,  возникающие в связи с управлением  в сфере экономики.
      Однако  в некоторых зарубежных странах  произошло обособление норм, регулирующих предпринимательскую деятельность, в отдельную отрасль права. Вопрос лишь в том, как достаточно точно ее обозначить? Насколько широки ее границы? Как отделить ее от уже существующих отраслей права? В каждой стране эти вопросы решаются по-разному. По этому поводу сложилось несколько точек зрения. Согласно первой, хозяйственное право не признается отраслью права, вторая отстаивает идею об отделении его от других отраслей права. Признавая необходимость обособления хозяйственного права, его рассматривают как отрасль публичного права, регламентирующую, главным образом, государственное управление экономикой - например, во Франции в современный период формируется так называемое публичное экономическое право (droit public eccnjmigue). Отметим, что развитие французской правовой экономики характеризуется исследованием и выделением новых отраслей права. Это подтверждается предыдущим примером, а также появлением такого понятия, как «право маркетинга» (droit du marketing).
       В Германии же сложилось понятие хозяйственного права, объединяющего в себе хозяйственное публичное и хозяйственное частное право. Обычно в странах романо-германской правовой системы отраслью хозяйственного права (Wirschaftsrecht) охватывается весь спектр отношений, связанных как с осуществлением предпринимательской деятельности, так и с ее регулированием со стороны государства. И тогда в него включаются нормы,   ограничивающие   недобросовестную   конкуренцию,   свободу   некоторых предпринимательских действий, главным образом, создание монопольного положения на рынке.
       Выделяется  и торговое право (Handelsrecht), хотя при этом и нарушается четкое соответствие понятия «торговое   право» действительному его содержанию. Другими словами, торговое право регулирует не только торговую, но и любую иную предпринимательскую деятельность.
       В странах англо-саксонской правовой системы регулирование всей торгово-промышленной деятельности происходит по-разному. В США, Канаде существуют понятия «права бизнеса» (business law). Оно включает в себя нормы частного права, относящиеся к праву собственности, в том числе к обороту недвижимости, договорному, охватывающему куплю-продажу, страхования, и деликатному праву, а также нормы публичного права,  касающиеся защиты прав потребителя, антимонопольного регулирования, инвестиций и организационно-правовых форм бизнеса, трудовых соглашений. Тем не менее, исходят из того, что бизнес-отношения охватывают все отношения между участниками рыночной экономики и включают отношения предпринимателей между собой, с потребителями, государственными структурами, а также с наемными работника. Право бизнеса лишь с некоторыми оговорками можно приравнять к предпринимательскому (хозяйственному) праву в Российском понимании.
       В Великобритании отсутствует деление  на отрасли права. А поэтому, речь может идти лишь об отдельных институтах, которые регламентируются в законодательном порядке либо нормами прецедентного права с усложнением экономических отношений, развитием делового оборота появилась растущая потребность в систематизации и упрощении английского права. В связи с этим многие институты получили законодательное закрепление. Так складывалось статутное право, которое объединяет законы и подзаконные акты, относящиеся к сфере предпринимательства, среди которых наиболее значительными являются законы о продаже товаров в 1893 и 1980 годах, о векселях 1882 года, о собственности 1925 года, о компаниях 1985 года. Почти все институты торгового права урегулированы в законодательном порядке. Таким образом, круг отношений, регулируемых законодательством в современный период, расширяется. Некоторые нормы прецедентного права также включаются в статусы.
       Следовательно, признается это или не признается, правовая система любого зарубежного  государства содержит блок правовых норм, регулирующих отношения, связанные  с осуществлением деятельности с  целью получения прибыли путем производства и продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг. Но называют эту деятельность не всегда однозначно - экономической, коммерческой, торговой, предпринимательской. Найти терминологическое соответствие в Российском праве всем указанным терминам - задача довольно трудная. В этот блок входят также нормы, регулирующие деятельность, связанную с управлением в этой сфере. Тем более, что в современных условиях отмечается общая для всех правовых систем зарубежных стран тенденция увеличения властного регулирования государством экономической сферы. Данное обстоятельство соответствующим образом влияет на создание новых сегментов этих правовых систем. Условно объединим указанные группы норм под понятием предпринимательское (хозяйственное) право.
       Под источником хозяйственного права зарубежных стран понимается способ выражения, закрепления и осуществления  правовых правил. Практически различают  следующие источники права: нормативный  акт, прецедент и правовой обычай.
       Кратко  рассмотрим основные источники, регулирующие предпринимательскую деятельность в некоторых странах. В зависимости от того, к какой правовой системе принадлежит государство, определенный вид источников играет наиболее значимую роль в регулировании экономической сферы. В странах романо-германской правовой системы определяющее значение имеют законы, в первую очередь, торговые кодексы, в странах англо-американской системы права - судебные прецеденты.
       Главными  источниками хозяйственного права  Германии в современный период являются Вексельный устав 1847 года, Германский торговый кодекс 1897 года. Закон о товариществе с ограниченной ответственностью 1892 года. Акционерный закон 1965 года, Конкурсный устав 1877 года. Закон о мировых сделках 1935 года. Закон о картелях 1957 года и другие.
       С принятием во Франции Конституции 1958 года характерным для правового  регулирования экономической сферы  является особая роль актов исполнительной власти, принимаемых во исполнение законов. Кроме того, усилилась роль делегированного законодательства, приравненного по силе к закону. Иными словами, нормы, относящиеся к предпринимательскому (хозяйственному) праву, в значительной степени определяются исполнительной властью. Так, например, после принятия в 1966 году Закона о торговых товариществах, в 1967 году издается декрет о торговых товариществах, развивающий ряд положений Закона; принятие Ордонанса от 1 декабря 1986 года (о свободе цен и конкуренции) сопровождалось Декретом от 29 декабря 1986 года, устанавливающим условие применения этого Ордонанса; Декрет от 23 сентября 1967 года установил статус групп, созданных по экономическим интересам.
       Особенностью  правовой системы Великобритании является определяющая роль судебных решений (прецедентов) и второстепенная роль кодифицированных актов. Например, здесь нет гражданского и торгового кодексов. В связи  с этим объем именно законодательных  актов очень не большой по сравнению с имеющимися в других развитых европейских странах. Однако, что касается правового регулирования экономической сферы, то здесь немаловажную роль играют законодательные акты.
       Специфическое место в английском праве занимает законодательство о компаниях. Закон о компаниях 1985 года является основным актом, регулирующим отношения в экономической сфере. Впоследствии в пего были внесены коррективы Законом о несостоятельности 1986 года. Законом о финансовых службах 1986 года. Но наиболее существенные изменения он претерпел в 1989 году. Кроме того, важное значение имеют: Закон о предпринимательских наименованиях 1985 года, который предусматривает правило составления фирменных наименований компании, учрежденных в Великобритании; Закон о ценных бумагах 1985 года, запрещающий сделки с паями, с использованием конфиденциальной информации. Наряду с Законом о несостоятельности 1986 года был принят Закон о дисквалификации директоров компании. Он устанавливает, что лица, которым передано руководство компанией, подвергшихся добровольной ликвидации, администрированию или процедуре управления имуществом должника, обязаны предоставить доклад министру торговли и промышленности о некомпетентных действиях бывших директоров компаний, а затем уже решается вопрос о целесообразности судебной процедуры. Британское законодательство исходит из того, что вину за сложившееся положение несет директор (владелец) компании, оказавшейся несостоятельной.
       Закон о векселях 1881 года и Закон и  потребительском кредите 1974 года разрешает многие вопросы кредитования, продажи товаров в рассрочку и, одновременно, направлены на защиту прав потребителей. Закон о промышленном развитии 1968 года предусматривает оказание финансовой поддержки отдельным, наиболее эффективным отраслям производства и содействие развитию районов, в которых складывается неблагоприятная экономическая конъюнктура.
       Английское  право оказало огромное влияние  на правовые системы других государств, прежде всего США. Однако при анализе  американского права отмечается стремление к унификации и кодификации штатного и федерального законодательства.
       Центральное место в сфере законодательства занял Единый торговый кодекс (ЕТК), первый официальный текст которого появился в 1952 году (ныне действует  официальный текст 1990г.). Это - собрание норм по отдельным, наиболее важным для хозяйственной деятельности института без общих положений, ныне федеральный закон США. Законодательство, регулирующее деятельность коммерческих организаций, является преимущественно прерогативой штатов. В самостоятельную отрасль правового регулирования, осуществляемого, главным образом, федеральными законами, превратилась в так называемое антитрестовское законодательство. Первым федеральным актом в этой области стал Закон Шермана 1890 года, который был дополнен в 1914 году Законом Клейтона и Законом о федеральной торговой комиссии. Что касается статусного права отдельных штатов, то помимо принятых в каждом штате соответствующих редакций ЕТК, важное значение имеет штатное законодательство о предпринимательских корпорациях (например, Закон о предпринимательских корпорациях штата Нью-Йорк 1963 года).
       Таким образом, несмотря на своеобразие правовых систем общая характеристика источников предпринимательского (хозяйственного) права зарубежных стран позволяет  сделать вывод о том, что правовое регулирование экономической сферы основывается, главным образом, на нормативно-правовых актах. 

1.4. Индивидуальный предприниматель. Его права и обязанности. 

      Регистрация граждан, желающих заниматься предпринимательской  деятельностью без образования юридического лица, осуществляется в порядке, предусмотренном Законом РСФСР "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" от 7 декабря 1991 года, а также Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации. Регистрация гражданина, желающего заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, осуществляется по месту его жительства.
      В соответствии с установленным порядком, для регистрации необходимо представить (или направить по почте) следующие документы: заявление по установленной форме и документ об уплате регистрационного сбора. Предельная ставка этого сбора не должна превышать установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Государственная регистрация предпринимателей осуществляется регистрирующим органом в день представления документов либо в 3-дневный срок с момента получения документов по почте. Документом, удостоверяющим статус гражданина-предпринимателя, является бессрочное свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя. Свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя оформляется в трех экземплярах: один   выдается   гражданину-предпринимателю, второй остается у регистрирующего органа, а третий направляется  налоговому органу по месту регистрации предпринимателя для постановки его на учет. Таким образом, с момента государственной регистрации гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, приобретает статус индивидуального предпринимателя и подпадает под юрисдикцию коммерческого законодательства.
      К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования  юридического лица, применяются правила  Гражданского кодекса Российской Федерации, которые регулируют деятельность коммерческих юридических лиц. Это означает, что индивидуальный предприниматель вправе заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, не запрещенными законом. Вместе с тем отдельными видами деятельности, перечень которых должен быть определен законом, он может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Индивидуальный предприниматель, как и коммерческое юридическое лицо, действует от своего имени и совершает любые, не запрещенные законом торговые сделки, т.е. те сделки, которые связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, совершаются систематически или постоянно и направлены на получение прибыли.
      Индивидуальный  предприниматель отвечает по своим  обязательствам всем принадлежащим  ему имуществом, за исключением того имущества, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством не может быть обращено взыскание. Более того, индивидуальный предприниматель, не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший обязательство, связанное с осуществлением предпринимательской деятельности, несет ответственность независимо от вины. Он освобождается от ответственности только в том случае, если докажет, что надлежащее исполнение обязательства оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы. При этом к таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Нарушенные имущественные права и интересы индивидуального предпринимателя защищаются в особом арбитражно-процессуальном порядке.
      Таким образом, правовой статус индивидуального  предпринимателя совпадает с  правовым статусом коммерческого юридического лица. Это общее правило, из которого есть исключение. Оно состоит в том, что правила Гражданского кодекса Российской Федерации, которые регулируют деятельность коммерческих юридических лиц, не применяются к предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя, если законы, иные правовые акты предусматривают иное регулирование деятельности индивидуального предпринимателя, или иное регулирование вытекает из существа правоотношений.
      Для индивидуальных предпринимателей открытие расчетного счета не является обязанностью, как для коммерческих юридических лиц. Они не должны становиться на учет в органы государственной статистики. Отчетность индивидуальных предпринимателей намного проще, чем отчетность коммерческих юридических лиц. Индивидуальный предприниматель свободнее в выборе форм и способов расчетов со своими контрагентами.
      Как и   коммерческие  юридические   лица, индивидуальные предприниматели  являются субъектом   налогообложения. Но если коммерческие юридические лица  уплачивают  налог  в  соответствии  с Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий", то порядок уплаты налога с доходов (прибыли) индивидуального предпринимателя определяется Законом Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц". Существуют особенности и в порядке внесения индивидуальными предпринимателями платежей во внебюджетные фонды (пенсионный, обязательного медицинского страхования, социального страхования, фонд занятости).
      Индивидуальный  предприниматель вправе применять  наемный труд. Ранее действовавший  российский Закон "О предприятиях и предпринимательской деятельности" прямо запрещал применение наемного труда гражданином-предпринимателем. Гражданский кодекс Российской Федерации 1994 года такого прямого запрета не содержит. Поэтому исходя из частноправового принципа "разрешено все, что прямо не запрещено законом", следует признать, что индивидуальный предприниматель может привлекать наемных работников. Подтверждением этому, кроме того, служит и то обстоятельство, что в случае признания индивидуального предпринимателя банкротом, требованиями второй очереди являются расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе и по контракту, т.е. с наемными работниками.
      Модернизация  экономической  модели, закрепленной  в Конституции РСФСР 1978 года в  качестве "единого народнохозяйственного комплекса, охватывающего все  звенья общественного производства, распределения и обмена на территории РСФСР", началась три года назад. Это определение экономики  РСФСР,  содержавшееся в ст. 16  Конституции  РСФСР, было исключено  на V Съезде народных депутатов РСФСР. Тем самым государство объявило об  отказе  от  огосударствления  всех  сфер  производства, распределения, обмена. Симптоматично, что в соответствии со ст. 16 Конституции РСФСР 1978  года  распределение  предшествовало обмену, то есть обмениваться можно  было  только  тем,  что  уже  распределено  в  централизованном порядке. Отказ  от  этого  положения  явился  началом  перехода к рыночной модели экономики.
      Конституционные  положения  в  силу  их повышенной стабильности и жесткости  не  подходят  для регулирования рыночных отношений. Их роль состоит в другом -  гарантировать устойчивость и предсказуемость законодательства о предпринимательстве, основывающегося  на  ст. 34 Конституции РФ. Самое важное изменение концептуального подхода к предпринимательству - это помещение ст.34 в главе 2 Конституции, посвященной правам и свободам человека и гражданина. Трактовка   предпринимательства   через   призму   прав  человека позволяет  утверждать,  что  отношения  государства и предпринимателей являются отношениями равных партнеров и у них имеются взаимные права и обязанности. Если раньше в сфере экономики существовала монополия государства, то теперь предпринимательство рассматривается в Конституции как сфера, в которой   приоритетом обладает частный интерес. Поскольку предпринимательство - это сфера частного интереса и  инициативы, Конституция РФ не допускает монополии государства на внешнюю торговлю. Имущественная  независимость  граждан  закреплена  в  ст. 35 и 36 Конституции РФ.  Она,  как важнейшее условие создания рыночной Среды, означает также равенство,   свободу договора, возмещение  ущерба участников торгового оборота. Новый для российского законодательства концептуальный подход к предпринимательству как, прежде   всего  сфере  господства  частных интересов, трактовка  прав  предпринимателей  как  разновидности прав граждан   означают, что конституционный статус  предпринимателей, независимо от того, государственное это  предпринимательство  или частное, а также на территории  какой области или республики осуществляется предпринимательская деятельность, должен быть единым.
      Единству  статуса предпринимателей служат нормы   ст. 71 Конституции, относящие к ведению Российской Федерации установление правовых основ единого рынка, гражданское   законодательство, процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности. 
      Единство  статуса  предпринимателей вытекает и из ст.19  Конституции, закрепляющей важнейший принцип равенства  всех перед законом и судом. Правила деятельности для государственного предпринимательства не могут отныне основываться на льготах и привилегиях.
      Все нормы текущего законодательства о   государственном предпринимательстве  должны создаваться  применительно  к правилам о частном  предпринимательстве,  исходя из того, что это основная форма деятельности.  Поэтому  указы Президента РФ, предусматривающие реформу государственных предприятий, отмену нетарифного   регулирования экспорта, были направлены главным образом на то, чтобы конституционные положения о предпринимательстве претворялись в жизнь. В соответствии со ст.18 Конституции РФ конституционное право на предпринимательство является непосредственно действующим. Прежде всего, непосредственное действие этого права проявляется в том,  что оно определяет  смысл,  содержание  и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти. Содержание  права на предпринимательскую деятельность может быть выявлено только при системном анализе всех конституционных положений.
      Конституция  как  свод  важнейших  юридических  норм, регулирующих отношения между  государством и личностью, не может  не регламентировать отношения в  сфере экономики. Конституционные  гарантии предпринимательства  настолько  многочисленны, что в научном обиходе появилось  условное  понятие "экономическая конституция", обозначающее проникнутую внутренним единством совокупность конституционных норм, устанавливающих основные гарантии предпринимательства. Содержащиеся   в  ст.8  Конституции РФ  положения о единстве экономического  пространства,  свободном перемещении товаров, услуг и финансовых  средств,  о поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности, о равенстве разных форм собственности позволяют уяснить сущность конституционного права на предпринимательскую деятельность. Конституционные  гарантии  предпринимательства содержатся во всех главах   Конституции,   хотя   нередко  они  формулируются  в  нормах, определяющих полномочия органов власти.
      Важной  составной  частью  права на предпринимательство является право предпринимателей  иметь имущество в собственности,  владеть, пользоваться  и распоряжаться им  как единолично, так и совместно с другими лицами (п. 2 ст. 35 Конституции РФ). Изъятие имущества предпринимателей  только  по  решению суда - важнейшая  конституционная  гарантия их имущественной независимости от государства.  Содержащееся  в  п.3  ст.  35  Конституции положение о том, что принудительное  отчуждение  имущества  для  государственных нужд может быть  произведено только  при условии предварительного и равноценного возмещения, исчерпывающе определяет цели и условия изъятия имущества у предпринимателей.
      Праву  предпринимателей  на  коммерческую  тайну  как  элемент их конституционно-правового  статуса  коррелирует  право каждого свободно получать  информацию  (ст.  29  Конституции  РФ). Каждый член общества вправе претендовать на получение объективной информации о деятельности предпринимательских    структур,   с   тем   чтобы   они   с   помощью недобросовестной    рекламы    не   злоупотребляли   своими   правами.
      Осуществление    предпринимательских    прав   подпадает   под   общий конституционный  режим  -  осуществление  прав  и  свобод  человека  и гражданина  не  должно  нарушать  права  и  свободы других лиц (ст. 17 Конституции). Обогащает  содержание права на предпринимательство содержащееся в ст. 30 Конституции право каждого на объединение. Это  право  применительно  к  лицам,  намеревающимся осуществлять предпринимательскую  деятельность, означает свободу создания различных организационно-правовых   форм  (акционерные  общества,  товарищества, кооперативы  и  т.  д.). Регистрация объединения означает не получение разрешения  от  государства, а юридический факт, с которым связывается возникновение правоспособности юридического лица.
      Конституция  РФ  закрепляет очень высокое  положение международных договоров  Российской Федерации в иерархии нормативных актов. Согласно ст.   15   положения   международного  договора  даже  выше  положений конституционных   законов,   поскольку если  международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Общепризнанные   принципы  и нормы международного  права также занимают очень важное место в правовой системе Российской Федерации. В соответствии со ст. 17 Конституции в Российской Федерации признаются и гарантируются   права   и   свободы человека  и гражданина  согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Таким    образом,    содержание    конституционного    права   на предпринимательство  обогащается  и  дополнительно гарантируется через подключение    к    внутреннему   конституционному   праву   положений международного права. При  этом  иностранные  предприниматели  пользуются  в Российской Федерации  правами  и  несут  обязанности наравне с гражданами России, кроме  случаев,  установленных  федеральным  законом или международным договором Российской Федерации.
      C  1  января  1995  года  признан   утратившим силу Закон РСФСР "О предприятиях  и  предпринимательской  деятельности",  ст.  20 которого предусматривала гарантии предпринимательской деятельности. В  новом  Гражданском  кодексе  аналогичной  статьи  нет.  В этой ситуации   важное   значение   приобретают   конституционные  гарантии предпринимательской  деятельности. Существенным новшеством Конституции 1993  года  является  признание прямого действия конституционных норм. Институт предпринимательской деятельности как разрешенного и поощряемого государством занятия - достаточно новое явление в российском праве последних десятилетий. В бывшем СССР предпринимательство рассматривалось как антиобщественная деятельность, а его субъекты привлекались к уголовной ответственности (ст.153 УК РСФСР).
      Любопытно отметить, что те признаки предпринимательства, которые учитывались при оценке состава преступления (деятельность по производству товаров, услуг в целях извлечения прибыли (наживы), осуществляемая с привлечением рабочей силы в формах предприятий и организаций), вошли в определение предпринимательства как вполне легального занятия, которое регламентируется и защищается силой государства. И это неудивительно страна перешла от тоталитаризма к экономическим формам демократии, практически отказалась от внешнеэкономического принуждения личности, что позволяет раскрыть ее деловые и творческие созидательные способности. Существующие реалии не могли не найти своего отражения в законодательстве Российской Федерации.
      В Законе РСФСР "О предприятиях и  предпринимательской деятельности" впервые было дано определение понятия "предпринимательство", его основных признаков. Предпринимательством признана инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли, которая осуществляется ее субъектами на свой риск и под имущественную ответственность в тех пределах, которые очерчены организационно-правовой формой предпринимательства.
      Принятие  части первой Гражданского кодекса 1994 года, несомненно, стало серьезным  этапом развития нормативной базы о предпринимательской деятельности. Законодатель разрешил ряд проблем, устранил некоторые неточности и необоснованные ограничения предпринимательской деятельности, существовавшие в ранее действовавшем законодательстве. Однако полуторогодовая правоприменительная практика и углубленный анализ принятых норм показали, что они также несовершенны и нуждаются в дальнейшем уточнении и дополнении. Кодекс определяет предпринимательство как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Возникает необходимость раскрыть и проанализировать это понятие через его составляющие.
      Ряд признаков предпринимательства  занял стабильное, бесспорное место  в нормативном определении.  

      Первым  из них является осуществление деятельности с целью получения прибыли (коммерческий характер). Каждый собственник имущества вправе свободно им распоряжаться по своему усмотрению себе во благо, что выражается, как правило, в плодах и доходах от имущества (ст.3 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР", ст.209 ГК). С учетом этого стала явной недостаточность определения, данного Законом о предприятиях и предпринимательской деятельности, исходя из которого некоммерческое распоряжение имуществом во власти собственника, а любая прибыль (и даже цель ее получения) требовала соблюдения предварительной процедуры регистрации субъекта в качестве предпринимателя, что сопряжено с известными трудностями в виде повышенной ответственности, дополнительного учета, отчетности и расходами, не всегда соотносимыми с возможным доходом.
      Попыткой  исправить такое положение стал введенный Гражданским кодексом признак систематичности получения прибыли. Но, к сожалению, и он не разрешает имеющейся проблемы полностью. Основным препятствием выступает отсутствие легального определения или устоявшегося обычая в понимании систематичности. Одновременно существуют два крайних подхода к этому понятию. Лингвисты утверждают, что "систематический - постоянно повторяющийся, непрекращающийся", а законодатель применительно к трудовому праву полагает систематическими нарушения трудовой дисциплины, если за них ранее хотя бы один раз применялись взыскания (то есть в соответствии с п.3 ст.33 КЗоТ РФ в понятие "систематичности" укладывается событие, произошедшее хотя бы два раза).
      Вполне  естественно, что в условиях подобной неопределенности толкование этого  признака и вытекающих последствий будет различаться у гражданина и заинтересованных государственных органов. Практические последствия малейшей нормативной неопределенности в подобных случаях сказываются немедленно - происходит затруднение реализации прав собственника на уровне ведомственных интересов. Органы, осуществляющие государственное регулирование, ставят собственника-непредпринимателя в худшее положение по сравнению с зарегистрированным лицом.
      Государственная регистрация индивидуального предпринимателя  и предприятия неодинаковы по своему значению. До государственной регистрации предприятие юридически не существует, не имеет прав и обязанностей. Но правоспособность гражданина возникает с момента рождения (ст.17 ГК); регистрация факта рождения носит учетный, вторичный характер, лишь подтверждающий юридическое событие рождения. В содержание гражданской правоспособности гражданина входят наряду с другими и правовые возможности собственника легально приобретенного имущества. Какую же нагрузку несет регистрация гражданина как предпринимателя, без которой его сделки, направленные на получение прибыли, будут недействительными? Здесь имеют значение два аспекта. С одной стороны, если субъект постоянно занимается профессиональной деятельностью по производству товаров и услуг, общество вправе ожидать от него известной надежности и безопасности в вопросах качества, а также имущественной ответственности при недобросовестности в коммерческой деятельности. Государство в данном случае должно употреблять специфические меры регулирования предпринимательской деятельности, начиная с регистрации при выполнении ряда условий (например, наличие знаний и материальной базы для производства определенных товаров или услуг) до надзора за соответствием стандартам качества и безопасности, правилам торговли, разрешения споров по хозяйственной деятельности в особых судах и по особой процедуре. С другой стороны, если гражданин получает прибыль от собственного имущества и деятельности нерегулярно либо в небольших объемах, общество не имеет к нему существенного интереса и не может понести от такой деятельности больших потерь. Для общества и каждого конкретного потребителя более важна ясность, - с каким субъектом они в данный момент имеют дело. При отсутствии четкого правового разделения постоянно хозяйствующего субъекта и гражданина, осуществляющего свою правосубъектность в рамках общего регулирования, четкое понимание прав и обязанностей контрагента, реализующего имущество, товар или услугу, затруднено.
      Следующий бесспорный признак - осуществление предпринимательской деятельности на свой риск, то есть под собственную имущественную ответственность. Такой риск включает принятие на себя предпринимателем как собственником имущества не только могущих произойти неблагоприятных последствий, но и дополнительного (специфического предпринимательского) риска в обязательственных отношениях. Ответственность предпринимателя является повышенной, на него возлагаются неблагоприятные последствия, возникшие не только по его вине, но и в иных случаях, кроме непреодолимой силы. До введения в действие ГК РФ 1994 года из этого правила для гражданина-предпринимателя по сравнению с предприятием было сделано исключение: он нес ответственность только при наличии вины (постановление Верховного Совета РФ от 3 марта 1993 года "О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации"). Такой подход представляется не совсем верным. Потребитель (контрагент) вправе ожидать одинаковой ответственности от продавца товара (услуги) независимо от того, кто осуществляет предпринимательскую деятельность - гражданин или предприятие. Как представитель общества потребителей государство обязано вырабатывать одинаковый подход к ответственности любого хозяйствующего субъекта. Это никоим образом не затрагивает принцип дифференциации регулирования предпринимательской деятельности разномасштабных субъектов в целях стимулирования их развития, так как упрощать предпринимательство вопреки интересам других субъектов прав недопустимо. Поэтому вполне обоснованными являются нормы п.3 ст.23, п.3 ст.401 ГК, в соответствии, с которыми уравнены в правовом режиме коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, в том числе и в вопросах ответственности.
            В качестве последнего признака предпринимательской деятельности законодатель в ст.2 ГК выделяет осуществление предпринимательской деятельности лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.