На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


аттестационная работа Адаптация детей младшего дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: аттестационная работа. Добавлен: 30.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
аттестационная  работа по теме
«адаптация детей младшего дошкольного возраста» 
 
 

                    Выполнил: воспитатель ДОУ д/с №8 Тархова  Зоя Владимировна  
                     
                     
                     
                     

    г. Вилючинск 2009

СОДЕРЖАНИЕ

 
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......................................  3
    адаптация и ее виды…………………………………………………………………………….. 5
    адаптация детей младшего дошкольного возраста………………….  7
      взаимодействие с родителями…………………………………………………………. 10
      Работа с воспитателями…………………………………………………………………….. 12
      Работа с воспитанниками………………………………………………………………….. 13
      Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе……….. 15
      Формирование чувства уверенности в окружающем………………………. 16
    игра, как основное расслабляющее средство……………………………… 18
      Преимущество игры перед другими средствами расслабления……… 18
      Требования к играм, проводимым в адаптационный период…………. 18
      Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем………………………………………………………………………………………. 20
      Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком…..  26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………................................... …..28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………………..........30
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...................................... 32 

 


ВВЕДЕНИЕ 

    Лучше учить, лучше воспитывать — настоятельное  требование времени. Эффективность  педагогического труда во многом зависит от того, насколько каждый учитель осознает свои возможности  в совершенствовании учебного процесса, найти пути и средства повышения  качества обучения. Активность, инициатива и творческий поиск педагогов, которым  общество доверило воспитание и обучение детей, - необходимое условие успешного  решения сложных задач, которые  стоят перед ДОУ.
    Но  прежде, чем приступать к обучению и воспитанию ребенка, необходимо убедиться  в том, что он готов воспринимать какую – либо информацию. Ведь вновь  поступившим детям сложно воспринимать информацию, если он еще не привык, не приспособился к новым условиям. Для начала ему необходимо адаптироваться к изменившимся условиям жизни. Помимо этого в детские сады дети обычно поступают постепенно в течение всего учебного года, и пока они адаптируются необходимо продолжать учебный и воспитательный процессы с другими детьми, пришедших в ДОУ намного раньше. И эти процессы необходимо организовать таким образом, чтобы облегчить адаптационный период у вновь поступивших  детей, а также продолжать запланированную работу с остальными детьми.
    Именно  это послужило основанием для  выбора темы исследования: «Адаптация детей младшего дошкольного возраста».
    Объектом данного исследования являются приемы и методы облегчения адаптационного периода, а предметом – процесс адаптации детей в дошкольном учреждении.
    Таким образом, целью данной работы является изучение процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста.
    В соответствии с поставленной целью  выделяют следующие задачи:
      Рассмотрение основных этапов адаптационного процесса;
      Изучение методической литературы по облегчению адаптации детей;
      Разработка рекомендаций по работе с родителями, педагогами и воспитанниками в период адаптации;
      Разработка пяти занятий с детьми младшего дошкольного возраста.
    В процессе работы над аттестационной работой были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ специальной литературы, журналов, электронной информации; частично-поисковый метод; наблюдение за воспитанниками.
    Теоретическая значимость выполненной работы состоит:
      в проведении теоретического исследования адаптации детей младшего дошкольного возраста;
      в обосновании выбора методов для достижения цели;
      в исследовании целесообразности применения данных методов на практике.
    Практическая  значимость исследования состоит:
      в возможности использования данных на практике, при проведении занятий с младшими дошкольниками;
      в возможности использования материалов как методического пособия.
    Исследования  проводились на базе дошкольного общеобразовательного учреждения «детский сад №8». 
 

 


Адаптация и ее виды 

    Адаптация (от лат. приспособлять) – приспособление организма, личности, их систем  характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни. Понятие возникло в веке и использовалось вначале главным образом в биологии. Затем это понятие стали применять не только к различным сторонам жизнедеятельности организмов, но и к личности человека и даже коллективному поведению. Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Благодаря адаптации создаются возможности ускорения оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке. Если адаптация не наступает, возникают дополнительные затруднения в освоении предмета деятельности, вплоть до нарушения ее регуляции.
    Адаптация связана с перестройкой функционирования тех или иных органов, свойств, механизмов, с выработкой новых навыков, привычек, качеств, что приводит в соответствие организм, личность со средой. Регуляторами адаптации человека выступают мотивы, мышление, воля, способности, знания, опыт. В процессе адаптации не столько  приобретаются новые свойства, качества, сколько перестраиваются уже  имеющиеся, а сохранение эффективности  деятельности происходит главным образом  благодаря готовности, привыканию к  новым условиям и их освоению. Адаптация  выражается не только в приспособлении организма к новым условиям, но главным образом в выработке  фиксированных способов поведения, позволяющих справляться с трудностями.
    В зависимости от того, в каких условиях и на основе каких механизмов осуществляется приспособление человека к среде, выделяют  различные виды адаптации:
    Физиологическая (взаимодействие различных систем организма);
    Биологическая (изменение в обмене веществ и функциях органонов соответственно жизненному значению воздействий);
    Психологическая (приспособление человека к условиям, задачам на уровне психических процессов, свойств, состояний);
    Социально – психологическая (приспособление к взаимоотношениям в новом коллективе).
    Эти виды адаптации могу взаимодействовать и проявляться одновременно.
    Процесс адаптации к новой обстановке ускоряется, если человек предварительно ознакомлен с возможными ситуациями предстоящей деятельности, получил  знания и сведения, необходимые для  правильной ориентировки. Для успешной адаптации необходимо учиться управлять  своим поведением, уметь вырабатывать готовность к целесообразным действиям  в новых обстоятельствах жизни.
 


Адаптация детей  младшего дошкольного возраста 

    С поступлением ребенка 3-4 летнего возраста в дошкольное учреждение в его  жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей  в течении 9 и более часов, новые  требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль  общения.
    Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психические регрессии т.д.
    Сложность приспособления организма к новым  условиям и новой деятельности и  высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета  всех факторов, способствующих адаптации  ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющие её, мешающих адекватно приспособиться.
    Адаптация неизбежна в тех случаях, когда  возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды. Выделяют три стиля, с помощью  которых человек может адаптироваться к среде:
    Творческий  стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая её к себе, и таким образом приспосабливается сам;
    Конформный  стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;
    Избегающий  стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.
    Наиболее  оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным – избегающий.
    К сожалению, попытки рассматривать  проблему адаптации остаются на уровне только теоретических исследований и сводятся к рекомендациям перед  приходом ребенка в сад максимально  приблизить домашний режим дня к  режиму дошкольного учреждения. В  ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса.
    Острая  фаза – сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длиться в среднем один месяц.
    Подострая фаза – характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами; фаза длиться 3-5 месяцев.
    Фаза  компенсации – характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку в развитии.
    При этом различают три степени тяжести  прохождения острой фазы адаптационного периода:
    Легкая  адаптация – поведение нормализуется в течении 10-15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течении первого месяца посещения дошкольного учреждения;
    Адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
    Тяжелая адаптация длиться от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
    Период  адаптации настолько серьезен в  жизни дошкольников, что требует  решительных действий со стороны  взрослых для его облегчения. Решение  этой задачи ложится в первую очередь  на педагогов. Именно они должны так организовать жизнь ребенка в дошкольном учреждении, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспособился к новым условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками.
    Однако  работа с одними лишь воспитанниками в период их адаптации к ДОУ  не дает должного результата. Необходимо, во-первых, сотрудничать с родителями по этому вопросу. Во-вторых, старший  воспитатель и психологическая  служба детского сада должны контролировать знания и действия самих педагогов, готовящихся принять группу вновь  прибывших дошкольников. Поэтому  необходимо проводить работу по трем направлениям:
      С родителями,
      Педагогами,
      Воспитанниками.
    Для этого целесообразно разработать  соответствующие пакеты документов:
    Для родителей:
      Папка-передвижка «Готовим малыша в детский сад. Как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям»;
      Информационные листы-памятки с кратким материалом «Адаптация. Что это такое?» и рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду»;
    Для педагогов:
      Анкеты, которые заполняются родителями, а затем анализируются педагогами;
      План работы по адаптации детей в ДОУ.
      Взаимодействие  с родителями
    Взаимодействие  с родителями проходит в несколько  этапов, которые сходны с этапами  подготовки родителей во многих ДОУ:
    1-й  этап – сбор информации о  потенциальных воспитанниках дошкольного  учреждения путем взаимодействия  с районной поликлиникой;
    2-й  этап – социально-гигиенический  скрининг семьи, составление адаптационного  маршрута и маршрута психолого-педагогического  сопровождения ребенка в детском  саду (начинает действовать по  окончании адаптационного периода);
    3-й  этап – максимальное сближение  режима дня ребенка в семье  с режимом ДОУ.
    Построенная таким образом работа позволяет:
      Сформировать у будущих воспитанников положительные ассоциации, связанные с дошкольным учреждением;
      Показать родителям возможности детей при воспитании их в организованном детском коллективе.
    На  всех этапах ведется активная просветительная  работа с родителями по вопросам адаптации.
    Во-первых, в коридорах и группах ДОУ  находятся стенды, на которых расположены  документы из уже упоминавшегося пакета для родителей.
    Во-вторых, родители вместе с детьми приглашаются на индивидуальную консультацию к педагогу-психологу  ДОУ, цели которой:
      Сбор информации о семье;
      Выявления отношения родителей к поступлению ребенка в детский сад;
      Установление партнерских, доброжелательных отношений.
    Кроме того, на консультации собирается информация о ребенке. Для этого педагог  психолог предлагает родителям заполнить  анкету. С этой же целью им предлагается написать сочинение на тему «Мой ребенок. Какой он?».
    На  основании этих данных определяется степень субъективной готовности ребенка  к поступлению в детский сад, после чего мамам и папам даются соответствующие рекомендации по подготовке малыша к приходу в детский  коллектив.
    Еще одна важная цель встречи – формирование у будущего воспитанника положительных  ассоциаций, связанных с детским  садом и педагогами. Например, пока один педагог – психолог беседует с мамой, второй играет с ребенком яркими игрушками. Если малыш пожелает, его можно отвести в сенсорную  комнату. Кроме того, педагог –  психолог наблюдает за ребенком, как  тот вступает в контакт, а также  проводит, по согласованию с родителями, диагностику его нервно-психического развития.
    После консультации педагог-психолог проводит экскурсию для родителей и  малыша, показывает основные помещения  детского сада и группу, которую  будет посещать малыш. Такая демонстрация помогает и тем и другим удовлетворить  свое любопытство и почувствовать  себя более уверенно.
    Наконец, заведующий проводит групповое собрание, на котором еще раз объясняется  родителям, что ребенку проще привыкать ко всему постепенно, поэтому рекомендуется:
      Заранее, до поступления в ДОУ прийти на территорию детского сада и свой участок, чтобы предварительно ознакомиться с местом будущего пребывания;
      Договориться о времени, когда можно будет посетить группу, чтобы там не было других детей: воспитатель смог бы познакомиться с малышом, а ребенок – изучить нового для него взрослого человека;
      Совершить вечернюю экскурсию в детский сад и показать ребенку, что всех детей вечером мамы и папы забирают домой, никто в детском саду не остается. Это поможет дошкольнику избежать чувства, что «его бросили», когда он первое время начнет  оставаться в саду без мамы.
 
    Работа  с воспитателями
    Очень важная часть подготовки детей к  детскому саду – работа с воспитателями, которая осуществляется совместно  старшим воспитателем и педагогом-психологом.
    В первую очередь составляются планы  работы по адаптации, с учетом возраста детей, на основании которых строится работа в до – адаптационный и  адаптационный периоды.
    Кроме того, между педагогами проводится диспут по вопросам адаптации. Его цели:
      Выявление имеющихся у педагогов знаний по организации адаптационного периода с детьми второго и третьего года жизни;
      Пропаганда лучшего опыта и новых подходов к адаптации малышей.
    Еще одной немаловажной составляющей работы с воспитателями является осмотр групп, их оформления. Он проводится старшим воспитателем, педагогом-психологом и воспитателями групп.
    В первую очередь внимание уделяется  раздевалке. Там для детей готовятся:
      «полочка для любимых игрушек», где по желанию ребенка располагаются вещи, принесенные из дома;
      Веселые детские панно;
      Мини – игровая зона, куда выставляются яркие, красивые игрушки, чтобы малышу хотелось остаться, потрогать и рассмотреть их;
      Подвески, которые помогают зрительно «снизить» потолок и почувствовать себя более комфортно и спокойно.
    В групповом помещении также переоборудуются  все зоны. Основная цель – сделать  его более уютным, домашним и привлекательным  для детей.  Продумывается место  для уединения ребенка, если ему  захочется отдохнуть от коллектива и побыть одному.
    Наконец, воспитатели готовят фонотеку со спокойной музыкой и веселыми детскими песенками, картотеки художественного  слова на все режимные моменты  для того, чтобы создать бодрое, радостное настроение у детей  в течение всего дня, избежать обыденности обстановки.
    За  день до прихода ребенка с детский  сад педагог-психолог передает воспитателям всю информацию, которая была получена из беседы с родителями, это помогает построить работу с вновь пришедшим  воспитанником с учетом его личностных особенностей, опыта и привычек. 

    Работа  с воспитанниками
    Главное же направление адаптации детей  к ДОУ – работа с ними.
    Адаптация ребенка контролируется с помощью  «Листа адаптации», где отмечаются в контрольные дни (1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 8-й, 16-й, 32-й и при необходимости 64-й (по методике К. Печоры)) эмоциональное  состояние дошкольника, аппетит, сон, взаимоотношения со взрослыми и  сверстниками, вид наиболее предпочитаемой деятельности.
    Первоначально для каждого воспитанника устанавливается  индивидуальный режим. Время пребывания малыша в ДОУ увеличивается постепенно в зависимости от его привыкания. Данный вопрос решается совместно врачом, воспитателями и педагогом-психологом.
    В первые дни рекомендуется мамам  присутствовать в детском саду совместно  с ребенком. Это помогает ему чувствовать себя более уверенно и снижает тревожность самой мамы по поводу пребывания ее малыша в дошкольном учреждении.
    Приводить ребенка лучше не к завтраку, а  к прогулке. И оставлять его  без мамы рекомендуется именно на прогулке, поскольку дети на улице  чувствуют себя более комфортно, есть много возможностей, чтобы отвлечь  их.
    Кроме того, облегчить дошкольнику привыкание помогут некоторые несложные  приемы. Например, можно приносить  с собой из дома любимую игрушку, которую малыш, если загрустит, сможет прижать к себе и почувствовать себя более спокойно.
    Небольшие фотоальбомы с семейными фотографиями также поднимут настроение загрустившему  ребенку.
    Известно, что в стрессовой ситуации дети нередко  засовывают себе пальцы в рот. Такое  переключение на древнюю пищеварительную  реакцию затормаживает ранее  возникшие отрицательные эмоции. Чтобы предотвратить возникновение  вредное привычки, но при этом помочь малышу снять эмоциональное напряжение рекомендуется ставить на видное место воду и с сухариками, сушками и печением. Однако, если привычка сосать палец (соску) устойчива, ни в коем случае нельзя отучать от нее в адаптационный период
    На  основании вышеизложенного выделяют следующие цели, которые в своей  работе должны реализовать работники  дошкольных учреждений во время адаптационного периода у детей:
      Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе,
      Формирование чувства уверенности в окружающем.
    Рассмотрим  подробнее условия достижения этих целей.
 


    Создание  эмоционально благоприятной  атмосферы в группе.
    Для успешной адаптации младшего дошкольника к условиям дошкольного учреждения необходимо прежде всего создать у него положительную установку, положительное впечатление о детском саде, чтобы он ходил туда с желанием. А это зависит в первую очередь от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается задолго до 1 сентября, а именно с профессионального отбора воспитателей, их психологического просвещения с помощью традиционных и активных методов обучения.
    Ещё одним важным моментом при создании благоприятной атмосферы в группе является проведение 1 сентября Праздника  Знакомства, то есть первый день пребывания в детском саду для ребенка становится праздником. В этот день детей и их родителей встречают оба воспитателя, их помощник. Они знакомят детей и родителей с группой (показывают шкафчики, игрушки, кроватки и пр.), проводят игры, направленные на знакомство детей между собой и родителей; игры в которых участвуют и дети, и родители, и, конечно же, воспитатели. Праздник завершается чаепитием, подготовленным с помощью родителей. Желательно, чтобы детей в первый день забрали сразу после обеда, чтобы родители все время пребывания ребенка в детском саду в этот день были рядом с ним.
    Первое  знакомство с воспитателями и  детьми в благоприятной, насыщенной положительными эмоциями обстановке приводит к положительному настрою детей на посещение детского сада, знакомству родителей между собой, что в дальнейшем упрощает работу воспитателей с ними (например, организация группового праздника).
    Опыт  работы показывает, что проведение Праздника Знакомства необходимо, причем его эффект проявляется, даже если его  провести в середине сентября в виде своеобразного родительского собрания или утренника, который проводится после ужина: дети с большим удовольствием  начинают ходить в детский сад. Родители больше доверяют воспитателям, интересуются их работой, предлагают свою помощь и т.д.
    Формирование  чувства уверенности  в окружающем.
    Ребенок, впервые пришедший в детский  сад, видит, что его окружают множество  незнакомых людей, среди которых  есть и просто гиганты. Гиганты проявляют  к нему особый интерес, но их намерения  пока не ясны – добрые или не очень (поэтому на всякий случай надо быть с ним настороже!). А в квартире, в которой вам предстоит жить, живут еще 15-20 человек. Их так много, все о чем-то говорят, бегают, иногда плачут, и нет такого места, где можно было бы от всего этого кошмара спрятаться, и нет ни одного знакомого, близкого человека, который бы объяснил, что это за люди, который бы помог, поддержал.
    Конечно, картина не из приятных. Но ведь это  не что иное, как видение ситуации своего прихода в детский сад  трехлетним малышом: действительно, все  дети там хоть на год, но старше него; его окружают незнакомые взрослые –  воспитатели, помощник воспитателя, медсестра, и не просто окружают, но и разговаривают с ним, что-то спрашивают, о чем-то просят, что-то требуют. И ходить по детскому саду боязно – что там, за поворотом? – не заблудиться бы.
    Безусловно, со временем малыш освоится в новой  обстановке, познакомится с детьми, с воспитателями, будет ориентироваться  в саду. Кто-то с первого дня  почувствует себя «как дома», а у  кого-то неумение освоиться в новой  ситуации приведет к нежеланию ходить в детский сад, к конфликтам с  детьми, воспитателями. Именно поэтому  одна из задач адаптационного периода  – помочь ребенку как можно  быстрее и безболезненнее освоиться  в новой ситуации, почувствовать  себя увереннее, хозяином ситуации. А  уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет  и т.д. решению этой задачи, начиная  с первого дня пребывания в  саду, посвящается все первое полугодие (до января). Для формирования чувства  уверенности в окружающем необходимо:
      Знакомство, сближение детей между собой;
      Знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми;
      Знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты);
      Знакомство с детским садом (кухня, медкабинет и др.);
      Знакомство с педагогами и персоналом детского сада;
      Знакомство и дружба с детьми подготовительной к школе группы.
    Знакомство  с окружающим (помещением детского сада, персоналом, детьми из других групп) организуется в форме развивающих  игр.  

 


    Игра, как основное расслабляющее  средство. 

    Главным расслабляющим средством для  дошкольника является игра. Её основная задача в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у ребенка положительное отношение к детскому саду. Хороший эффект дают разнообразные игры с песком и водой, сухой бассейн. Отрицательные эмоции затормаживаются монотонными движениями рук или сжиманием кистей, поэтому для детей готовятся такие игры, как нанизывание шариков на шнурок, резиновые игрушки-пищалки, крупные детали конструктора «Лего» и др. подбираются игрушки-забавы, куклы бибабо.
    Преимущество  игры перед другими  средствами расслабления
      Позволяет маленькому ребенку ощутить себя всемогущим;
      Помогает не испытывать разочарования от того, что он мал и беспомощен, что должен исполнять чужие распоряжения;
      Помогает познать окружающий мир, развить самовыражение, достигать успеха в собственных глазах;
      Развивает искусство общения;
      Помогает управлять своими чувствами;
      Дает возможность пережить массу эмоций.
    Требования  к играм, проводимым в адаптационный  период
      Они должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;
      Не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по несколько раз в день, но понемногу);
      Должны использоваться копии реальных предметов, а не из заменители;
      Всем детям предлагаются одинаковые предметы;
      Инициатором игры выступает взрослый.
    Проведение игр требует от взрослого знания и четкого выполнения определенных правил.
    Правило 1
    Первое, и самое важное, правило – добровольное участие в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять  участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызвать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие дети, увлекшись, ребенок сам включается в игру. Для того, чтобы игра действительно увлекала детей и лично затронула каждого из них, необходимо выполнят и другие правила.
    Правило 2
    Взрослый  должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным  общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делая  ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой  игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило заключается в  том, что взрослый совмещает две  роли – участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.
    Правило 3
    Многократное  повторение игр, которое является необходимым  условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе  принимают и усваивают новое. Систематическое участие в той  или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта. А чтобы  при повторении игра не надоела, необходимо выполнять следующее правило.
    Правило 4
    Наглядный материал (определенные игрушки, различные  предметы и т.д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный. Во-первых, он дольше сохраняется, а во-вторых, этот материал долго  остается для детей необычным.
    Правило 5
    Взрослый  не должен оценивать действия ребенка: слова типа «Неверно, не так» или «Молодец правильно» в данном случае не используется. Даете ребенку возможность проявить, выразить себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это!
    Эти основные принципы организации и  проведения игр-занятий определились в ходе практической работы и показали свою обоснованность выполнения. 

    Игры, направленные на сближение  детей друг с другом и воспитателем
    Давайте познакомимся!
    Дети  с воспитателем становятся в круг. Ведущий держит мяч (для этой игры лучше использовать надувной мяч, так  как, во-первых, он легкий и неприятности при его ловли исключаются, а во-вторых, он обычно яркий, красочный, что, безусловно, привлекает малышей. Можно также использовать и раскрашенный воздушный шар, но здесь могут возникнуть сложности в его пересылке не дальние расстояния), называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок ловит мяч, называет свое имя и имя следующего участника игры. Здесь важно участие воспитателя, так как дети быстрее запоминают его полное имя, и он может называть по имени тех детей, которых группа еще не запомнила.
    Обычно  малыши с удовольствием играют в  эту игру, но ее можно и разнообразить: например, вместо мяча передавать игрушку (самую красивую!) или предложить детям поприветствовать друг друга  по имени.
    Раздувайся, пузырь!
    Дети  с воспитателем делают тесный кружок – это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под  другим, как в дудочку. При каждом «вдувании» делают шаг назад, будто  пузырь немного увеличивается. Затем  все беруться за руки, идут по кругу  со словами:
         Раздувайся , пузырь, раздувайся большой,
         Оставайся такой, да не лопайся!
    Получается  большой, растянутый круг. Затем ведущий (сначала это воспитатель, затем  – кто-то из детей) говорит: «Хлоп!» - пузырь лопнул. Все должны расцепиться и сбежаться к центру круга (сдулся) или разбежались по комнате (разлетелись пузырьки).
    Лови-лови!
    Для проведения этой игры необходима палочка  длиной 0.5-0.75 м. с прикрепленной к  ней лентой, оканчивающаяся легким мячиком (его можно сшить из кусочка  яркой ткани, набив ватой или  лоскутками).
    Все становятся в круг, ведущий с палочкой – в центре (сначала это воспитатель, затем – кто-то из детей). «Лови-лови!» - говорит ведущий, подходя то к  одному, то к другому ребенку. Задача участников игры – схватить мяч, который  почему-то все время подлетает  вверх, заставляя детей тянуться, подпрыгивать. Можно ловить мяч нескольким участникам одновременно.
    Воспитателю необходимо учитывать, что игра очень  возбуждает детей, может вызвать  излишний шум в группе. Ее можно  проводить на прогулке или после  дневного сна, нельзя лишь запрещать  детям веселиться от души, превращать игру в постоянные одергивания.
    Чей голос?
    Дети  садятся полукругом, ведущий  - впереди  всех спиной к играющим. Кто-нибудь из детей окликает ведущего по имени. Ведущий, не оборачиваясь, должен назвать  того, чей голос он услышал. Можно  ввести какой – либо персонаж и  условные слова. Как всегда, воспитатель  на ровне с детьми участвует в  игре. Сначала дети окликают ведущего обычным голосом, со временем, когда  они хорошо узнают друг друга, можно  специально изменять интонацию, высоту голоса для затруднения узнавания.
    «Солнышко»
    Эта игра позволяет получить от других «психологические поглаживания», столь  необходимые каждому человеку для  того, чтобы ощущать себя любимым, нужным, успешным. Проводить ее нужно в обстановке доброжелательности. Идеально, если родители тоже смогут принять участие.
    Игра  начинается с того, что педагог  переключает детское внимание на малыша словами: «Посмотрите, что-то наш (имя) совсем замерз. Давайте поиграем в игру «Солнышко» и согреем его  все вместе!».
    Все дети усаживаются в круг, а в  центре ставится названный ребенок. Все получают по одному цветному карандашу  – лучику солнца. Его дарят «ощябшему» с добрыми словами о том, что  каждому нравится в нем. Тот, кого «согревают», должны не забыть сказать  «спасибо». Во время игры «согреваемый»  ребенок обязательно должен смотреть на говорящего.
    Расскажи  стихи руками
    В эту игру можно играть бесконечно – ведь стихов, которые можно  «проиграть», «рассказать руками» (почему только руками? – всем телом!), великое  множество. Эта игра позволяет детям  раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствует налаживанию  доверительных отношений с воспитателем – «человеку, который придумывает такие интересные игры и играет вместе со мной, можно доверять!».
    Сначала воспитатель читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движение, потом воспитатель  еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с детьми. Когда дети поймут принцип игры, они сами начнут выдумывать движения – это необходимо поощрять. Следующие стихотворения, прочитав один раз, можно предложить изобразить самим детям, что обычно вызывает бурю эмоций, восторга и море фантазии.
    Внимание!!! Воспитателям в эту игру играть обязательно  вместе с детьми! 

    Примерный перечень стихов, которые  могут быть использованы для игры «расскажи  руками» 

         Зайка
         Заинька-зайка,
    (дети  прыгают, поджав руки)
         Маленький зайка,
    (садятся  на корточки)
         Длинные ушки,
    (Дети приставляют ладоши к голове – «ушки».)
         Быстрые ножки.
    (Побежали.)
         Заинька-зайка,
         Маленький зайка,
    (Движения  повторяются.)
         Деток боится,
         Зайка-трусишка.
    (Детки  обхватывают себя руками, изображая  страх, «дрожат».) 
 

    По  ровненькой дорожке 
         По ровненькой дорожке 
         Ходили наши ножки,
         Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
    (выполняют  маленькие шажки.)
         По ровненькой дороге
         Прошли большие ноги.
         Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
    (дети  выполняют широкие шаги.) 

    Курочка и цыплята
         Вышла курочка гулять,
         Свежей травки пощипать.
         А за ней ребятки – 
         Желтые цыплятки.
    (Дети  ходят по кругу за педагогом.)
         Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
         Не ходите далеко.
         Лапками гребите,
         Зернышки ищите!
    (Дети  грозят пальчиком.)
         Съели толстого жука,
         Дождевого червяка.
    (Дети  поглаживают животы.)
         Выпили водицы
         Целое корытце.
    (Дети  разводят руки в стороны.) 

    Цыплята
              Цыплята по двору гуляли,
              Цыплята зернышки искали.
    (Прыжки  на двух ногах с продвижением  вперед)
              Клю-клю-клю, клюю-клю-клю  – 
              Так я зернышки клюю.
    (Приседают,  стучат пальцами по полу)
              А как выйдет Васька-кот,
              Лапкой мордочку утрет.
              Разбегайся кто куда,
              А то птичек ждет беда!
    (Дети  убегают к маме-курочке.) 

    Рыбки
              Рыбки плавали, ныряли,
    (Плавное переворачивание кистей рук вверх-вниз.)
              И плескались на воде
    (Резкое  движение рук вверх-вниз.)
              То сойдутся, разойдутся,
    (Движение  рук навстречу и от себя.)
              То зароются в песке.
    (Круговые  вращательные движения руками  перед грудью.)
      В этой игре могут быть использованы  и другие стихотворения, движения  придумываются воспитателем совместно  с детьми. 

 


    Игры, направленные на освоение окружающей среды  ребенком
    Под окружающей средой в данном случае подразумевается помещение группы (игровая, спальная, умывальная и др. комнаты), помещение детского сада (медицинский  кабинет, кухня, музыкальный зал, спортивный зал и прочее), взрослые, работающие в детском саду и дети, посещающие другие группы.
    Начинать  надо, естественно с группы. Показав  детям все уголки группы, рассказав об их назначении, правилах поведения в различных помещениях группы, можно и поиграть. 

    Найди игрушку
    Ведущий прячет небольшую игрушку в группе , в одном из ее помещений, после  чего предлагает остальным найти  ее. Сначала ее найти не так сложно, например:
    «Игрушка  лежит на подоконнике в раздевалке». Затем сложнее: «Игрушка лежит в  спальной комнате, под подушкой на Надиной  кровати».
    После того, как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала (собиралась на прогулку, спала и т.д.).
    Можно загадывать место расположение игрушки  иначе: через функцию помещения («Моем  посуду»), через действия («Лежит тихо, закрыв глаза») и т.д.
    Освоив  группу, можно переходить к более  тесному знакомству с детским  садом и его работниками. Начинать лучше с экскурсии по детскому саду (целесообразно организовать тематические экскурсии: на кухню, в медицинский  кабинет, в кабинет заведующей и  т.д.), знакомиться с людьми, работающими  там.
    Чьи вещи?
    Цель: закрепить имена работников детского сада.
    Для этого необходимо заготовить атрибуты различных профессий (градусник  – медсестра, половник – повар, стиральный порошок – прачка, гармошка –  музыкальный работник и т.д.). воспитатель  говорит, что к нам в группу приходили разные люди и все они  забыли какую-нибудь свою вещь. И просит ребят помочь разобраться – сам  он не помнит, где чье.
    Дети  должны не просто назвать профессию, но и назвать имя хозяина этой вещи. Например: «Этот градусник  оставила Ольга Витальевна, наша медсестра».
    Когда все вещи будут опознаны, можно  их раздать детям (или вещь берет тот, кто правильно назвал ее хозяина), которые должны сыграть раль: медсестра измерит детям температуру, прачка постирает кукольную одежду, повар сварит и угостит всех вкусной кашей и т.д.
      Как пройти?
    Цель: помочь детям ориентироваться в  детском саду, правильно находить то или иное помещение.
    Воспитатель говорит, что у зайчика заболели ушки. Что ему нужно делать? –  Пойти к врачу. Но Степашка не знает, где находится медицинский кабинет, надо ему помочь. Сначала дети должны описать путь до кабинета; выйти из группы, пройти в холл, выйти из холла, пройти прямо, затем свернуть направо, затем налево, первая дверь направо – медицинский кабинет (возможно дети не сразу усвоят понятия «налево – направо», хотя, безусловно, этому их надо учить; тогда можно ориентироваться на какие-то предметные признаки: картины, рисунки на дверях, фотографии) и обратно. После этого детям предлагается проводить Степашку к врачу (Естественно, медработники предупреждены о предстоящем визите «делегации»). Вылеченный Степашка благодарит детей за помощь.
      Примерно так же можно постирать  платьице для куклы Кати, взять  интересную книжку у методиста  и т.д.
 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Изменения, происходящие в жизни ребенка с поступлением его в ДОУ, обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психические регрессии т.д.
    Сложность приспособления организма к новым  условиям и новой деятельности и  высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета  всех факторов, способствующих адаптации  ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющие её, мешающих адекватно приспособиться.
    Именно  это послужило основанием для  темы исследования «Адаптация детей младшего дошкольного возраста».
    Таким образом, целью данной работы являлось изучение процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста.
    В процессе выполнения аттестационной работы изучены теоретические вопросы адаптации детей дошкольного возраста. В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи:
      Рассмотрены основные  этапы адаптационного процесса;
      Изучена методическая литература по облегчению адаптации детей;
      Разработаны рекомендации по работе с родителями, педагогами и воспитанниками в период адаптации;
      Выполнена разработка пяти занятий с детьми младшего дошкольного возраста.
    В процессе работы над проектом использовались следующие методы исследования: теоретический анализ специальной литературы, журналов, электронной информации; частично-поисковый метод; наблюдение за воспитанниками.
    Исследования  проводились на базе дошкольного общеобразовательного учреждения «детский сад №8». 

 


СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ
    Алаторцева, Н.А. Влияние детско-родительских отношений на формирования личности ребенка// Дошкольная педагогика. 2009г.  -  № 4(53) – С. 58-59.
    Алексеева, Е.Е. Как помочь ребенку преодолеть последствия психической травмы // Дошкольная педагогика. 2009г. - № 4(53) – С. 47-49.
    Афонькина, Ю.А. Некоторые психолого-педагогические проблема раннего возраста // Дошкольная педагогика. 2009г. - № 1(50) – С. 6-11.
    Борисенко, М.Г. Дидактическая игра «Четвертый лишний» для детей раннего возраста // Дошкольная педагогика. 2002г. - № 4(8) – С. 34-36.
    Васильева, Т.А. Конспекты физкультурных интегрированных занятий // Дошкольная педагогика. 2008г. - № 1(42) – С. 36-39.
    Вышегородская, М.В. Логопедические игры-занятия с детьми первой младшей группы с использованием нетрадиционных методов работы // Дошкольная педагогика. 2009г. - № 3(52) – С. 34-37.
    Гаврилина, А.А. Организация и структура занятий с детьми раннего возраста// Дошкольная педагогика. 2009г. - № 2(51) – С. 27-31.
    Двойнова, А.Ф. Система работы с педагогами, воспитанниками и их родителями в адаптационный период // Справочник старшего воспитателя ДОУ. 2009г. - № 9 – С. 61-67.
    Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь. – Мн.: «Хэлтон», 1998. – 399с.
    Жукова, О.Г. Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей ранено возраста. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 96с., 8л. вкл.
    Зайкова, Е.А. Детский сад как дом. Малыши ложатся спать // Дошкольное образование. 2008г. - № 20(236) – С. 2-3.
    Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников// Дошкольная педагогика. 2008г. - № 2(43) – С. 19-26.
    Калинина, Р.Р. Адаптация дошкольников к условиям детского сада / Р.Р. Калинина. – С.- Петербург , изд-во «Речь», 2002г.
    Кирсанова, Т.В. условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ// Дошкольная педагогика. 2009г. - № 4(53) – С. 11-15.
    Кутлинская, И.А. Рисование с детьми раннего и младшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2009г. - № 5 – С. 93-97.
    Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст.- М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. – 144с., 16 л. вкл.
    Мунгалова, Н.В. Детский сад – родной дом малыша // Воспитатель ДОУ. 2009г. - № 6 – С. 113-114.
    Немов, Р.С. психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Кн. 2: Психология образования. – 608с.
    Николаева, С.Н. экологическое воспитание младших дошкольников / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 96 с.
    Петрова, В.Н. Встречаем малышей в «Сказке» // Воспитатель ДОУ. 2009г. - № 6 – С. 110-112.
    Попкова, Т.Г. Консультация для воспитателей «Наглядные формы работы с родителями» // Дошкольная педагогика. 2009г. - № 4(53) – С. 52-54.
    Рахмановская, О.А. Театрализованные игры  и упражнения для младших дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2009г. - № 4 – С. 41-48.
    Симанович, А.Л. Первое посещение детского сада // Дошкольное образование. 2009г. - № 17(257) – С. 5.
    Смирнова, Т.М. Новые приемы игротерапии // Дошкольное образование. 2009г. - № 15(255) – С. 2-4.
    Шапиро, Е.И. Разный темперамент – разная эмоциональность // Дошкольная педагогика. 2009г. - № 3(52) – С. 69-71.
    Янукович, В.В. Развитие речи у детей. – 1996г. – 60с.
 
 
 
 
 
 
          

Приложение 1

    Очевидно, где-то в подсознании у нас  укоренилось: раз ребенку стукнуло три года - значит, ему пора идти в  детский сад. Там он лучше будет  развиваться, у него появятся друзья…  Да и мама должна выйти на работу. Словом, детский сад необходимость. Словом, без него не обойтись. Он –  одна из всех ступенек детства, по которой  надо подниматься в срок.
    В срок, так в срок… И вы, как  все, в три года отвели ребенка  в детский сад. Вот он ходит  день, второй, неделю… Только почему-то вы не рады, а скорее озабочены всем этим. Ваш малыш почти неузнаваем, словно подменили малыша. С ним  все время что-то происходит. Только не понятно, что же, что…?
    Стал  вести себя неузнаваемо. Почти разучился  говорить. По любому поводу истерики, причем несколько часов подряд. Снова  стали мокрыми штанишки. Ничего не ест и плохо спит. Да еще пуглив, как никогда. Он боится даже своей  тени. И… не хочет ходит в детский  сад. Каждый день имеет отговорки. Упирается, когда насильно тащишь. Расстается с плачем, причитая, что его уже  никто не любит, что он обещает  быть хорошим, лишь бы рядом была его  мама. Причем так, что щемит сердце. Да еще хватается за юбку и, моля, заглядывает вам в глаза. Ваш  малыш, который еще так недавно  мучил вас своими бесконечными «я сам», вмешиваясь во все взрослые дела и не давая вам совсем покоя, позабыв  про это, вновь мечтает об опеке  и, «моля» о ней, все время просит вас о помощи. Да, да… О помощи…  Вы не ошиблись. Только для чего она  ему? Ведь другие дети тоже ходит в  садик. Многие пришли раньше его. Вот  они играют друг с другом и смеются  лишь над вашим малышом.
    Ну  а он? Он до сих пор ни с кем  не дружит, да и не желает подружиться. Целый день сидит один, не разговаривая даже с воспитателями, весь нахохленный, как будто воробей, впившись взглядом во входную дверь. Только скрипнет дверь, и он уже к ней мчится с такой скоростью, как будто кто-то гонится за ним. Постоит, увидит, что пришла не мама, и опять садится, снова ждет. В первый день хоть как-то можно было отвлечь новыми игрушками, но теперь не действует и это. Он швыряет их, как будто они ему не нужны.
    Да, с ребенком что-то происходит, словно он «развивается назад». У него регресс  во всем достигнутом: в речи, навыках, умениях, игре. И все это только за неделю. Что же будет, если он еще  походит в садик: превратится  вновь в новорожденного? А дальше? Сколько можно «развиваться вспять»?
    Всем  понятно то, что это не реально. Может быть, он просто заболел? Подхватил  какую-то инфекцию, повлиявшую так сильно на него? У него и в самом деле насморк. А вчера была температура… Почему ему так не мил детский  сад? Он же сам твердил, что ему  скучно, он же сам хотел играть с  детьми. Значит, он лишь только претворялся. Ведь в конце концов не подменили  же малыша!
    «Подменили»…  «Подменили» жизнь и обстоятельства. Он такой, каким он должен быть. Не волнуйтесь, это все естественно. И конечно, в скором времени пройдет. Ваш  ребенок просто адаптируется (приспосабливается) к саду. У него период адаптации  к нему.
    Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском  организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только вам обычно видна лишь надводная  часть айсберга, а это поведение  ребенка. Но и поведение приводит вас в смятение. А если бы вы знали, что творится в организме и  душе ребенка, когда он впервые идет в детский сад, то навряд ли отдали б его когда-то в этот новый  детский коллектив. В нем он постоянно  как под током сильного нервно-психического напряжения, не прекращающегося ни на минуту. Он на грани стресса или  в полной мере ощущает стресс.
    В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса.
    Острая  фаза – сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длиться в среднем один месяц.
    При этом различают три степени тяжести  прохождения острой фазы адаптационного периода:
    Легкая  адаптация – поведение нормализуется в течении 10-15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течении первого месяца посещения дошкольного учреждения;
    Адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
    Тяжелая адаптация длиться от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
    Подострая фаза – характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами; фаза длиться 3-5 месяцев.
    Фаза  компенсации – характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку в развитии.
    Именно  поэтому необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника  в дошкольном учреждении, которая  приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребенка  к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение  к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
    Для помощи воспитателям в смягчении  адаптационного периода ребенка, родителям  необходимо соблюдать следующие  требования:
      Максимально сблизить режим дня ребенка в семье с режимом ДОУ;
      Постепенно увеличивать время пребывания ребенка в ДОУ;
      Соблюдать режимные моменты;
      Выполнять требования и рекомендации воспитателей.
 

    
Приложение  2
Занятие: Лепка рельефная из пластилина
Тема: «Падают, падают листья…»
    Задачи: - Учить детей создавать рельефные изображения из пластилина – отщипывать кусочки пластилина, прикладывать к фону и прикреплять (прижимать, примазывать) пальчиками.
    - Вызвать интерес к созданию  длинной «дорожки» из отдельных  пластилиновых «картинок».
    - Развивать чувство цвета, тактильные  ощущения.
    - Укреплять пальчики и кисти  руки.
    Предварительная работа: Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Любование листопадом. Игры с осенними листочками. Составление букетов из осенних листочков. Дидактические игры с осенними листьями «Сложи узор», «Найди такой же листок». 
    Материалы, инструменты, оборудование: Небольшие листы или полоски бумаги коричневого, серого и темно-зеленого цвета (для дорожки);
    - Пластилин желтого, оранжевого и красного цвета;
    - Салфетки бумажные и матерчатые;
    - Игрушка – мишка;
    - Осенние листья для создания  игровой ситуации.
    Ход занятия.
    Под песню «Встаньте дети, встаньте в  круг…» дети встают в круг и выполняют  дыхательную гимнастику: Вдох носом, выдох ртом
    Ветер дует нам в лицо,
    Закачалось  деревцо,
    Ветер тиши, тиши, тиши,
    Деревцо все ниже, ниже.
    Затем воспитатель подходит к столу  и вводит детей в творческую ситуацию: слегка подбрасывает осенние листочки так, чтобы они опустились на стол, показывает игрушку – медвежонка, ставит его на осенние листья и  начинает передвигаться, будто мишка  бредет по осенним листьям. В это  время читает стихотворение Г. Лагздынь «Мишка»:
    Бродит  мишка у берлоги,
    В желтых листьях вязнут ноги.
    - Ты чего вздыхаешь, мишка?
    Прошуршала  тихо мышка.
    Отвечает  косолапый,
    Промокнув глазенки лапой:
    - Матушка-медведица
    На  меня все сердится;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.