На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы стабилизации государственных и муниципальных финансов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание. 

Введение……………………………………………………………………2
    Понятие и роль государственных и муниципальных финансов
      Сущность и функции финансов……………………………..4
      Характеристика и содержание государственных и муниципальных финансов…………………………………..6
      Муниципальный бюджет и внебюджетные фонды………..10
    Анализ бюджета Самарской области
      Структура доходов бюджета………………………………...15
      Анализ межбюджетных трансфертов……………………….17
      Основные направления расходования бюджетных средств.20
    Проблемы стабилизации государственных и  муниципальных финансов
      Проблемы и перспективы развития государственных и муниципальных финансов в РФ……………………………..23
      Пути повышения качества управления государственными и муниципальными финансами………………………………..28
    Заключение…………………………………………………………..36
    Список  литературы………………………………………………….39  
 


Введение. 

     Финансы – объективная экономическая  категория, связанная с закономерностями развития материального производства. Финансы – исторически сложившаяся  экономическая категория.
        Термин «финансы» (от латинского слова finantia – платеж) первоначально означал завершение расчета (платежа) в денежных отношениях между населением и государством. По мере развития общества термин «финансы» начинает употребляться применительно к совокупности денежных отношений, связанных с системой государственных доходов и расходов.
       Зарождение, становление и развитие бюджетных отношений органически связано с возникновением государства и историческими этапами его развития. Любое государство, независимо от его политической системы, не располагая собственными финансовыми ресурсами, стоит перед необходимостью вмешиваться в распределительный процесс, чтобы получить в свое распоряжение денежные средства и использовать их для осуществления своих целей и функций.
      В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
       В данной работе мы рассмотрим понятие, сущность и роль финансов, особенности их распределения в системе муниципальных бюджетов.
     В первой главе подробно рассмотрим финансы, как экономическую категорию, факторы, оказывающие влияние на организацию финансов на муниципальном и государственном уровне.
     Во второй главе представлен анализ доходов бюджета Самарской области в 2008-2010 годах, анализ межбюджетных трансфертов на региональном уровне.
    В третьей главе подробно представлены  проблемы, встающие на стадии  развития бюджетной системы и  возможные пути их решения.
   Актуальность установления эффективных методов решения проблем региональных бюджетов, их взаимодействия с Федеральным центром, необходимость системного исследования теоретических и практических вопросов, обусловили выбор темы, цель и задачи курсовой работы.  

        Понятие и роль государственных и муниципальных финансов
      1.1 Сущность и функции финансов. 

     Финансы – это экономическая категория, а любая экономическая категория выражает определенные экономические отношения. Финансовые отношения имеют целый ряд особенностей по сравнению с другими экономическими отношениями:
    денежные отношения;
    распределительные отношения;
    связаны с формированием и использованием фондов денежных средств государства и хозяйствующих субъектов.
     Эти особенности и дали возможность  выделить финансовые отношения из общей  массы экономических отношений.
     Денежные  фонды формируются на макро- и  микроуровнях. На макроуровне к ним  относятся государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды, государственные фонды страхования, которые представляют собой систему денежных отношений между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами - с другой. На микроуровне - это фонды собственных, заемных и привлеченных средств. В свою очередь в состав собственных средств предприятий входят уставный, добавочный и резервный капиталы; фонды накопления, потребления и социальной сферы; нераспределенная прибыль. К заемным средствам относятся кредиты и займы, к привлеченным - кредиторская задолженность. Денежные отношения на микроуровне включают в себя отношения между поставщиком и потребителем, между предприятием и его структурными подразделениями, между администрацией предприятия и его работниками, между предприятиями и финансово-кредитной системой и т. д.
     Финансы – это совокупность экономических отношений, отражающих формирование и использование фондов денежных средств в процессе их кругооборота. Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную.
       Распределительная функция финансов означает участие финансов в распределении и перераспределении ВВП и национального дохода. Через бюджет перераспределяется более половины национального дохода. Перераспределение денежных средств осуществляется между сферой материального и нематериального производства, между отраслями, регионами и т.д.
     Контрольная функция финансов означает участие финансов в контроле за эффективным использованием всех видов экономических ресурсов. Контрольные функции выполняют многие финансовые органы: Счетная палата РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, контрольноревизионное управление и Федеральное казначейство Министерства финансов РФ; Государственный таможенный комитет РФ; Министерство Российской Федерации по налогам и сборам; Федеральная служба налоговой полиции РФ; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ; контрольно-ревизионные управления отраслевых министерств и ведомств; финансовые управления и финансовые отделы фирм; ревизионные комиссии в акционерных, кооперативных и общественных организациях; независимые аудиторские фирмы и т. д. 

 


     1.2 Характеристика и содержание государственных и муниципальных финансов. 

     Особое  положение в финансовой системе принадлежит государственным и муниципальным (местным)1 финансам, что обусловлено их специфическим назначением — обеспечить органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами, необходимыми для выполнения возложенных на них функций.
     Государственные и муниципальные  финансы это денежные отношения, возникающие в распределительном процессе в связи с формированием денежных средств у органов государственной власти и местного самоуправления и их использованием на удовлетворение социальных потребностей граждан, регулирование экономики, финансирование национальной обороны и правоохранительной деятельности, управления и других расходов государства и муниципальных образований.
     С помощью государственных и муниципальных финансов органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют регулирование социальных процессов, оказывают влияние на развитие приоритетных отраслей экономики, сглаживают различия в уровне социально-экономического развития отдельных территорий страны и др.
     На  организацию государственных и  муниципальных финансов оказывает влияние ряд факторов.
     Во-первых, форма государственного устройства. Для унитарных государств в целом характерна более высокая степень концентрации финансовых ресурсов в распоряжении центральных органов государственной власти по сравнению с федеративными государствами. Основу финансовых ресурсов органов власти административно-территориальных единиц унитарных государств составляют отчисления от регулирующих доходов и средства финансовой помощи центральных органов государственной власти. В условиях федеративной формы государственного устройства, построенной на принципе разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти федерации и субъектов федерации, собственные доходы становятся преобладающими в структуре финансовых ресурсов субъектов федерации. При этом масштабность межбюджетного перераспределения средств сокращается.
     Во-вторых, особенности административно-территориального устройства государства, что проявляется в функционировании одних субъектов федерации в составе других субъектов федерации либо в формировании муниципальных образований различного территориального уровня.
     Согласно  Конституции РФ равноправными субъектами РФ являются края (области) и входящие в их состав автономные округа. Соответственно формирование финансовых ресурсов таких краев (областей) и автономных округов осуществляется в условиях разграничения полномочий не только с федеральным центром, но и между самими субъектами РФ. При этом перечень доходов и пропорции их зачисления в бюджеты указанных субъектов РФ могут регулироваться федеральными законами и договорами (соглашениями) между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти края или области.
     Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вводимый в действие с 1 января 2006 г., сохраняет право на осуществление местного самоуправления одновременно на территории двух муниципальных образований — муниципальных районов и находящихся на их территории поселений. Полномочия органов местного самоуправления по мобилизации и использованию собственных финансовых ресурсов реализуются в условиях межмуниципального разграничения вопросов местного значения и источников их финансового обеспечения. Федеральное законодательство фиксирует состав и уровень доходов, закрепляемых за бюджетами каждого из видов муниципальных образований.
     В-третьих, особый статус отдельных территориальных образований. Придание территориальному образованию особого статуса является эффективным механизмом учета геополитических, этнографических, демографических и иных характеристик такого образования, выработанным международной практикой.
     Принцип равноправия субъектов РФ, закрепленный в ст. 5 Конституции РФ, не предусматривает  различий в объеме и составе полномочий, возлагаемых на органы государственной власти республик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения. В соответствии с федеральным законодательством для всех субъектов РФ устанавливаются единые нормативы отчислений от федеральных налогов и сборов в их бюджеты и единая методика расчета финансовой помощи.
     В свою очередь, для муниципальных  образований законодательство РФ предусматривает возможность установления особого режима функционирования. Наделение муниципального образования особым статусом обусловлено; концентрацией в границах муниципального образования объектов государственной безопасности, для которых установлен особый режим функционирования и охраны государственной тайны (статус закрытого административно-территориального образования — далее по тексту ЗАТО); специализацией градообразующих организаций муниципального образования на научной, научно-технической и инновационной деятельности в рамках научно-производственного комплекса (статус наукограда). Особый статус предусматривает больший объем полномочий органов местного самоуправления и соответственно дополнительные источники их финансового обеспечения. В частности, обязательства, возлагаемые на органы местного самоуправления ЗАТО в связи со специальными условиями проживания граждан (например, переселение на новое место жительства граждан, утративших служебную связь с отдельными организациями ЗАТО; организация пропускного режима на территорию ЗАТО и др.), предполагают расширение полномочий органов местного самоуправления по мобилизации финансовых ресурсов. Федеральным законодательством это достигается путем увеличения доли налоговых доходов» зачисляемых в бюджеты ЗАТО2, установления права органов местного самоуправления, ЗАТО на обеспечение сбалансированности своих бюджетов за счет финансовой помощи федеральных органов государственной власти.
     Формирование  и использование финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется в форме различных фондов денежных средств: бюджетов разных уровней бюджетной системы страны и внебюджетных фондов. 
     Бюджеты формируются органами государственной  власти разного уровня и органами местного самоуправления для финансового обеспечения всех возложенных на них задач и функций. С помощью средств бюджетов осуществляется регулирование экономических и социальных процессов, развитие научно-технического прогресса, формирование инвестиционного потенциала и др. Таким образом, бюджет выступает формой образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, направляемых ими на удовлетворение разнообразных потребностей общества.
 


     1.3 Муниципальный бюджет и внебюджетные фонды. 

     Формирование  внебюджетных фондов связано с появлением потребности у органов государственной  власти и местного самоуправления в значительных объемах финансовых ресурсов для проведения ряда важных социально-экономических мероприятий. Внебюджетные фонды позволяют осуществить финансирование таких мероприятий за счет специальных источников, используемых по целевому назначению. За счет средств внебюджетных фондов обеспечиваются социальные выплаты (пенсии, пособия и др.), финансируются различные природоохранные мероприятия, реализуются научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и т. п. Таким образом, внебюджетные фонды выступают формой образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, предусматривающей целевое направление средств на финансирование отдельных социальных, экономических, экологических потребностей общества.
     Образуемые  в форме бюджетов и внебюджетных фондов финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления это доходы, поступления и денежные накопления, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и предназначенные для решения органами государственной власти и местного самоуправления вопросов, отнесенных к их компетенции.
     Формирование  основного объема финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется посредством мобилизации государственных и муниципальных доходов.
     Государственные доходы представляют собой денежные средства, зачисляемые в соответствии с действующим законодательством в бюджеты органов государственной власти разных уровней, а также в государственные внебюджетные фонды.
     При этом денежные средства, зачисляемые  в бюджеты органов государственной власти соответствующих уровней, представляют собой доходы бюджетов; денежные средства; поступающие в государственные внебюджетные фонды, являются доходами этих фондов. Таким образом, государственные доходы состоят из доходов бюджетов органов государственной власти разных уровней и доходов государственных внебюджетных фондов, причем доходы бюджетов занимают основное место в составе государственных доходов.
     Муниципальные доходы — денежные средства, зачисляемые  в соответствии с  законодательством  органов государственной  власти и решениями органов местного самоуправления в бюджеты муниципальных образований.
     Мобилизация доходов в бюджеты и государственные  внебюджетные фонды осуществляется в форме налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных перечислений. В условиях рыночной экономики с помощью налогов обеспечивается мобилизация преобладающей части государственных и муниципальных финансовых ресурсов.
     Финансирование  расходов бюджетов в части превышения их объема над величиной доходов  осуществляется за счет поступлений из источников финансирования дефицита бюджетов, Финансирование дефицита бюджетов органов государственной власти обеспечивается посредством привлечения денежных средств в формах займов, осуществляемых путем размещения государственных ценных бумаг, и кредитов, полученных от кредитных организаций; получения бюджетных ссуд3 и бюджетных кредитов из бюджетов других уровней; поступления средств от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, и др. При этом органы государственной власти РФ имеют право на привлечение как внутренних, так и внешних источников финансирования дефицита бюджета, а органы государственной власти субъектов РФ — только внутренних источников (ст. 94, 95 БК РФ). В соответствии с действующим законодательством РФ финансирование дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов обеспечивается только за счет изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджетов соответствующих внебюджетных фондов.
     С целью сбалансированности местных  бюджетов органы местного самоуправления осуществляют привлечение средств  на внутреннем финансовом рынке (в формах размещения муниципальных ценных бумаг, бюджетных ссуд4 и бюджетных кредитов из бюджетов других уровней, кредитов кредитных организаций) и возмездное отчуждение муниципального имущества (путем его продажи). Право органов местного самоуправления на внешние заимствования Бюджетным кодексом РФ не предусматривается (ст. 96 БК РФ).
     Денежные  накопления органов государственной власти и местного самоуправления образуются за счет доходов и поступлений текущего финансового года, не использованных в ходе исполнения соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда и предназначенных для финансирования расходов в последующие периоды. Денежные накопления органов государственной власти и местного самоуправления проявляются в форме остатков средств на счетах бюджетов или государственных внебюджетных фондов на начало финансового года, учитываемых после завершения операций по принятым денежным обязательствам прошедшего года. Остатки средств изъятию не подлежат и могут использоваться органами государственной власти и местного самоуправления на покрытие внутригодовых кассовых разрывов в течение последующего года, направляться на финансирование дефицита бюджета или государственного внебюджетного фонда в очередном финансовом году, размещаться в долговые обязательства.
     Источниками формирования государственных финансовых ресурсов являются валовой внутренний продукт, поступления от внешнеэкономической деятельности, часть национального богатства (например, поступления от продажи земли, доходы от продажи нематериальных активов, доходы от реализации конфискованного или бесхозного имущества и т. п.). В случае наступления чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, вооруженных конфликтов и военных действий и т. п.), в период экономической нестабильности часть национального богатства может выступать в качестве источника государственных финансовых ресурсов при продаже золотого запаса, валютных резервов и др. В свою очередь, источниками финансовых ресурсов органов местного самоуправления являются валовой региональный продукт, а также часть национального богатства, находящегося или обращенного в муниципальную собственность.
     Использование финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется в виде государственных и муниципальных расходов.
     Государственные расходы — это  денежные средства, направляемые органами государственной власти из бюджетов соответствующих уровней и государственных внебюджетных фондов на финансовое обеспечение возложенных на них задач и функций.
     Денежные  средства, направляемые из бюджетов органов государственной власти соответствующих уровней, представляют собой расходы бюджетов; денежные средства, перечисляемые из государственных внебюджетных фондов, являются расходами этих фондов. Таким образом, государственные расходы состоят из расходов бюджетов органов государственной власти разных уровней и расходов государственных внебюджетных фондов, при этом основной объем государственных расходов осуществляется за счет средств бюджетов разных уровней.
     Муниципальные расходы — это  денежные средства, направляемые органами местного самоуправления из бюджетов муниципальных образований на решение вопросов местного значения.
     Государственные расходы предназначены для удовлетворения потребностей общества в области  развития экономики и социальной сферы, управления государством, укрепления его обороноспособности и национальной безопасности и др. При этом конкретные направления государственных расходов определяются различными функциями (экономической, социальной, управленческой, оборонной, политической), выполняемыми государством. На разных этапах развития государства стоящие перед ним задачи не остаются неизменными, соответственно меняются объем и структура государственных расходов по конкретным направлениям.
     В свою очередь, необходимость в муниципальных  расходах обусловлена удовлетворением  потребностей граждан, связанных с  местом непосредственного проживания (содержание муниципального жилищного фонда, транспортное обслуживание населения, благоустройство территорий, охрана общественного порядка, управление муниципальным образованием и др.). Многообразие видов муниципальных расходов зависит от функций органов местного самоуправления; уровня социально-экономического развития муниципального образования; задач, решаемых органами местного самоуправления на том или ином этапе развития.
 

        Анализ бюджета Самарской области.
 
2.1 Структура доходов бюджета
Структура доходов бюджета  г.Самара в 2008, 2009, 2010 годах5
Статья  доходов 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Сумма тыс.руб. Доля, % Сумма тыс.руб. Доля, % Сумма тыс.руб. Доля, %
1. Налоговые  доходы, в т.ч. 202400 54 225600 60 244600 60
Налоги  на прибыль, доход 130500 35 145000 39 170000 42
Налоги  на товары и услуги, лицензионные и  регистрационные сборы 5200 1,4 2300 0,6 2600 0,6
Налоги  на имущество 45000 12 52000 14 48000 12
Платежи за пользование природными ресурсами 1700 0,5 1800 0,5 1600 0,4
Налоги  на совокупный доход  14800 4 17300 5 19600 5
Прочие  налоги, сборы, пошлины 5200 1,4 7200 2 2800 0,7
2. Неналоговые  доходы, в т.ч. 56700 15 44800 12 53400 13
Доходы  от имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности  или от деятельности государственных  и мун. организаций  35000 9 6700 2 4700 1
Административные  платежи и сборы - - - - - -
Штрафные  санкции, возмещение ущерба 1300 0,34 1100 0,3 700 0,1
Прочие  неналоговые доходы - - - - - -
Доходы  от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход и пл. услуги 20400 5,5 37000 10 48000 12
3. Межбюджетные  трансферты, в т.ч. 115000 30,7 104000 28 111000 27
Дотации 65000 17,4 64000 17 46000 11
Субвенции 40000 10,7 32000 9 48000 12
Субсидии 10000 2,7 8000 2 17000 4
Всего доходы: 374100 100 374400 100 409000 100
 
     С помощью табл. 1 можно рассматривать  основные группы доходов. Налог на прибыль, доход в общей сумме за рассматриваемые  периоды колеблются в пределах 30% – 50%. Доля налогов на товары и услуги имеет тенденцию к снижению за 2008-2010 гг. от 1,4% до 0,6%. Налог на имущество в общей сумме доходов 2008 года составил 12%, но за последующие годы он вырос до 14%, а в 2010 году снизился до 12%. Платежи за пользование природными ресурсами остались прежними и составил 0,5% в 2009 году, но уменьшился до 0,4% в 2010г. Налоги на совокупный доход возросли с 4% в 2008 году и до 5% в 2010 г.
     Прочие  налоги, сборы, пошлины также имеют  тенденцию к увеличению. В 2008 -2010 гг. данная группа составляла в общей сумме доходов 1,4%, а в 2010 уменьшилась до 0,7%.
     Доля  неналоговых доходов в 2008 – 2009 годах уменьшилась примерно с 15% - до 12%, но в 2010 г. повысилась до 13%.
     Если  рассматривать структуру межбюджетных трансфертов, то она наиболее контрастна. В 2008 году процент межбюджетных трансфертов в общей сумме составил -30%. Однако 2009 году он снизился до 28%, а уже в 2010 году процент еще снизился до 27%.
      Далее определим источники (налоговые и неналоговые) формирования доходов местного бюджета за 2008 – 2010гг.
     Для анализа структуры доходов местного бюджета рассчитаем коэффициент  налоговых доходов
       где
     Н – налоговые доходы бюджета,
     Д – все доходы бюджета
     
     
     
     Коэффициент налоговых доходов в местных  бюджетах за 2008, 2009,2010 годы не превышает 0,6, что обусловлено значительностью неналоговых источников доходов.
     Коэффициент налоговых доходов за 2008 год составляет 0,54; за 2009 год – 0,6, за 2010 год – 0,59. Это обусловлено большим ростом неналоговых источников доходов. Инструментом структурного анализа доходов бюджета является определение доли прямых и косвенных налогов. И прямые, и косвенные налоги вносят свой вклад в местный бюджет.
     На  основании анализа, приведенного в  данном подразделе можно сделать  следующие выводы. Доходы бюджета  г. Самара представлены в виде налоговых, неналоговых доходов, а также межбюджетных трансфертов.
     Среди налоговых доходов наибольший вес  занимает налог на прибыль, доход (2008 – 35%; 2009 – 39%; 2010 – 42%), в меньшей степени представлены платежи за пользование природными ресурсами (2008 – 0,5%; 2009 – 0,5%; 2010 – 0,4%). 

2.2 Анализ межбюджетных трансфертов. 

     Рассмотрим  влияние межбюджетных отношений  на региональном уровне на формирование местных бюджетов, а именно подробнее  разберем предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации.
     Рассматривая  основные виды межбюджетных трансфертов  предоставляемые МО следует выделить:
     - дотации;
     - субвенции;
     - субсидии;
     - бюджетные кредиты.
     Законодательное регулирование межбюджетных отношений  на региональном уровне осуществляется соответствующими законодательными актами.
     Учитывая, что в РФ наблюдается высокий  уровень централизации бюджетных  доходов, межбюджетные трансферты являются важным для муниципального образования  доходным источником, без которого невозможно финансирование социальных расходов муниципального образования.
     При оценке зависимости бюджета муниципального образования от вышестоящих бюджетов рекомендуется в соответствии с  Приказом Минфина РФ от 2 августа  2004 г. №223 «О мониторинге финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований » рассчитывать показатель
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.