На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Банкротство как крайнее проявление кризиса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Антикризисное управление: Банкротство как крайнее  проявление кризиса и его последствия. (курсовая) Эту тему надо раскрыть по плану: введение, 1.Теоретич. основы планирования,1.1.Виды планирования,1.2.Особенности планирования в условиях кризиса,2.Описание объекта иследования,характеристика и анализ предприятия,2.2. анализ основных показателей деятельности предприятия,3.Сформулированы или обоснованы предложения по решению проблемы, Заключение (проблема планирования). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                Содержание  
 

Введение…………………………………………………………………………3
  1. Теоретические   основы предотвращения банкротства
      предприятия…………………………………………………………………6

  1.1 Основные параметры диагностирования…………………………………6

  1.2 Диагностика банкротства предприятия…………………………..………13

  1.3 Понятие и признаки банкротства………………………………………….21

  1.4 Причины и виды банкротства…………………………………………..…24

  1.5 Процедуры банкротства…………………………………………….……..28

2. Анализ  вероятности банкротства ОАО  “Феникc”…………………………30
  2.1 Организационно-экономическая характеристика
    ОАО “Феникс”………………………………………………………………30
   2.2 Прогнозирование банкротства на ОАО “Феникс”…………………..…..34
3 Предложения  по улучшению финансового состояния 
    предприятия……………………………………..…………………………..37
Заключение  …………………………………………………………………...39
Список  литературы …………………………………………………………..41
 
 
                                                  Введение 

             Согласно действующему Российскому законодательству: несостоятельность (банкротство) - это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 26 октября 2002 г..
               Каждый менеджер знает: худшее, что может случиться с предприятием, - это банкротство. Поэтому, принимая любое решение, руководитель, прежде всего, старается его избежать, а потом только соизмеряет возможные прибыли и убытки.
           Однако, рано или поздно, по вине ли плохой конъюнктуры рынка, кризиса ли ресурсов, неэффективного ли управления, банкротство может случиться с любым предприятием. По российской статистике в 90% случаев в банкротстве предприятий виноваты некомпетентные менеджеры.
             На нынешнем этапе развития российской экономики выявление неблагоприятных тенденций развития предприятия, предсказание банкротства приобретают первостепенное значение. В настоящее время актуален вопрос выбора методов и методик, позволяющих прогнозировать наступление банкротства предприятия в близком будущем. Вместе с тем, методик, позволяющих с достаточной степенью достоверности прогнозировать неблагоприятный исход, практически нет. Более того, нет единого источника, который бы описывал большинство известных методик. Собственно, прогнозирование банкротства или кризисов в развитии предприятия, приводящих к банкротству, призвано заблаговременно предупреждать о том, что предприятию грозит несостоятельность (банкротство).
        Общепринятым является мнение, что банкротство и кризис на предприятии - понятия синонимичные; банкротство рассматривается как крайнее проявление кризиса. В действительности же дело обстоит иначе: предприятие подвержено различным видам кризисов (экономическим, финансовым, управленческим) и банкротство - лишь один из них.
               Антикризисное финансовое управление - это процесс предотвращения и (или) преодоления финансовой несостоятельности организации в условиях потенциального или развивающегося кризиса. Основная цель антикризисного управления состоит в разработке и реализации мер, направленных на недопущение и (или) быстрое возобновление платежеспособности и восстановление финансовой устойчивости, обеспечивающие выход из кризисного состояния организации.
              Актуальность проблемы исследования данной работы связана с необходимостью на каждом предприятии прогнозирования банкротства и с необходимостью выхода из кризисных ситуаций, а, следовательно, с необходимостью разработки и реализации антикризисных программ.
           Объектом исследования является открытое акционерное общество «Феникс»
          Цель исследования: изучить возможные методы и методики прогнозирования банкротства, инструменты и механизмы антикризисного управления в современных экономических условиях хозяйствования, а также дать рекомендации по улучшению эффективности методов прогнозирования и разработки антикризисной программы.
            Задачи исследования:
- рассмотреть  понятие и сущность банкротства предприятий;
- изучить  зарубежные и отечественные методы  прогнозирования банкротства;
- выявить  недостатки и достоинства методов  прогнозирования;
- дать  рекомендации по их усовершенствованию;
- рассмотреть  существующие способы реструктуризации и финансового оздоровления предприятий;
- провести финансовый анализ ОАО «Феникс»;
- применить  к данному обществу несколько  методов прогнозирования банкротства;
- выдвинуть  предложения по профилактике  кризисной ситуации в ОАО «Феникс»;
- дать  рекомендации по улучшению финансового состояния данного общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1. Теоретические  основы предотвращения банкротства предприятия

      1.1 Основные параметры диагностирования

           Употребляя слово «диагноз» (от греч. diagnostikos – способный распознавать; учение о методах и принципах распознавания болезней и постановки диагноза; процесс постановки диагноза), мы имеем в виду, во-первых, констатацию результатов исследования кого-то или чего-то, во-вторых, заключение по этим результатам на основании показателей, нормативов, характеристик и т. д.
           Формы диагноза всегда конкретны. Это могут быть относительные или абсолютные коэффициенты. Они, как правило, фиксированы по времени и имеют адресную привязку. Возможность установить диагноз нам позволяет такая исследовательская категория, как диагностика – определение состояния объекта, предмета, явления или процесса (управленческого, производственного, технологического и т. п.) посредством реализации комплекса исследовательских процедур, выявление в них слабых звеньев и «узких мест». Диагностика – представляет собой одноразовый акт, а процесс, который осуществляется во времени и в пространстве.
         Процесс диагностики – это исследовательский, поисковый, познавательный процесс, т. е. диагностика – это определенные способы, методы, приемы, с помощью которых она реализуется как исследовательский процесс. Наиболее полезно применение диагностики для определения реального состояния процессов управления. Прежде чем подробнее рассмотреть процесс диагностики, необходимо определить объект, цели и задачи диагноза, базовые параметры и другие сопутствующие понятия.
       Объектом диагностики может быть как сложная, высокоорганизованная динамическая система (вся экономика страны, отдельная отрасль, конкретная фирма или организация любой формы собственности), так и любой элемент этих систем (внутренняя среда организации, конкретные виды ресурсов, производственные функции, организационная структура, себестоимость и др.).
          Основу управления объектом диагноза составляют конкретные управленческие процедуры.
        Цель диагностики – установить диагноз объекта исследования и дать заключение о его состоянии на дату завершения этого исследования и на перспективу, после чего можно откорректировать эффективную экономическую (политическую, социальную) политику, стратегию и тактику.
        Задачи диагностики – определение мер, направленных на координацию работы всех составляющих элементов системы. Профессиональное управление на любом уровне невозможно без четкого представления о состоянии управляемого объекта. Задачи диагностики тесно переплетаются с задачами прогноза и анализа.
             Исследование процесса развития объекта помогает лучше уяснить его существующее состояние. В экономической диагностике очень часто прогноз позволяет уточнить диагноз. Делая вывод, что прогноз является неутешительным, мы имеем в виду, что дела в организации идут не так, как нам хотелось бы и, таким образом, выходим на постановку ее диагноза. И наоборот, определив диагноз, можем сделать прогноз. В то же время диагностика является исходным пунктом прогноза, так как без четкой и достоверной констатации сложившегося положения нельзя оценить возможности развития объекта. Отсюда можно сделать вывод, что проведение диагностических исследований необходимо во всех структурах и на всех уровнях управления. Поскольку диагностирование является исследовательским процессом, на него автоматически переносятся все основные требования, предъявляемые к научному исследованию:
1) аутентичность, т. е. основанность на первоисточниках (на первичной достоверной информации любого вида и любой формы представления);
2) объективность: перед началом диагностирования его участникам необходимо выработать процедуру оценки и составить программу исследования объекта. Данная процедура должна учитывать три обязательных условия: кто проводит исследование; где оно проводится; четкое определение базовых параметров, по которым проводится исследование. Это позволит минимизировать влияние фактора субъективизма при постановке диагноза;
3) точность – необходимое требование к правильности диагноза.
             Существует и такое требование, как воспроизводимость исследования, но это, скорее, желаемое его качество, так как если это не хронометраж, не фотография рабочего дня или кинопленка, воспроизвести «один к одному» проведенное исследование невозможно – хотя бы в силу того, что с течением времени обязательно изменятся один, два или все три обязательных условия процедуры и оценки исследования.
            Цель, задачи и соответствие требованиям, предъявляемым к процессу диагностирования, осуществимы, если все исследование планируется, организуется и контролируется согласно логике диагноза.
           Базовые параметры – это система критериев, способных адекватно отразить специфику конкретного объекта с учетом влияющих на него в тот или иной период времени факторов (система показателей, качественных характеристик, шкал и т. д.). Для того чтобы правильно оценить состояние объекта диагноза, необходима система критериев. Это, прежде всего, создание системы показателей для оценки состояния объектов, разработка качественных характеристик и количественных показателей, шкал для измерения определенных значений и т. п.
           Диагностика также предусматривает классификацию возможных отклонений основных параметров исследуемых явлений, объектов, их проявлений, процедуры сбора и обработки диагностической информации. В общем виде проведение диагностических исследований обычно предполагает сравнение состояния выбранного объекта с нормой или эталоном с целью выявить наличие отклонений и определить их характер – положительный или отрицательный. Этот первый тип определяется как диагноз, устанавливающий отклонение от нормы или деформацию развития. Он применим в тех случаях, когда необходимо получить заключение о соответствии технико-экономических и других параметров диагностируемого объекта имеющимся отечественным аналогам.
            Второй тип диагноза дает возможность определить принадлежность исследуемого объекта к конкретному классу, конкретной группе или совокупности. Применение этого типа диагноза позволяет упорядочить и систематизировать изменения, происходящие в результате проведения конкретных исследований. Пример – деление результатов на принципиально новые и модифицирующие. Проведение диагностических исследований предполагает получение выводов о положительном или отрицательном состоянии объекта.
         Третий тип диагноза позволяет оценить избранный объект как уникальное сочетание признаков. Он используется в ситуациях, когда невозможно провести сравнительные оценки и сопоставление из-за отсутствия базовых параметров. Его отличительной чертой является отсутствие необходимости в статистической или иной информации для доказательства предпочтительности объекта диагноза. Исследуя состояние объекта как уникальное сочетание признаков, достаточно убедиться в их наличии и дать им подробную характеристику. Итогом любого исследования является результат – диагноз состояния объекта.
             Результат – это соответствие диагностируемого объекта какому-то уровню, требованию, эталону, норме, характеристике или отклонение от базы сравнения. Результаты представляются в виде статистических таблиц или диаграмм и позволяют определить прогноз состояния объекта на основе динамики изменения данных об объекте во времени. Постановка диагноза – необходимое условие успешного функционирования и развития отдельных систем и общества в целом, а в случае необходимости учет его результатов может предотвратить кризисную ситуацию в той или иной сфере.
            Особое место в деятельности менеджера занимает проблема управления кризисными ситуациями, решение которой позволяет избежать непредвиденных тенденций и минимизировать негативные последствия. В условиях рынка при развитии конкуренции и возникновении непредсказуемых ситуаций любые виды деятельности предприятия сопряжены с проблемами. Одна из основных целей менеджмента – минимизировать их количество путем выбора соответствующих форм, методов и средств управления, которые позволят получать определенные гарантии от вероятных ошибок и просчетов. При диагностике кризиса объектом может быть вся экономика страны, ее отдельная отрасль или сложная проблема. Диагностика проблемы – первый шаг на пути ее решения или локализации. Диагноз проблемы в ряде случаев становится процедурой состоящей из нескольких этапов, предусматривающих принятие промежуточных решений. Диагностирование напрямую связано с такими понятиями, как «прибыль», «анализ», «прогнозирование» и «принятие решения».
             Диагностированию предшествует формулировка проблемы, которую фиксирует функция контроля. После этого начинается анализ проблемы, цель которого – установить диагноз, т. е. выявить реальные расхождения (снижение, повышение, деформации) между оптимальным и фактическим состоянием параметров жизненно значимых в конкретной ситуации. После постановки диагноза принимается управленческое решение относительно устранения проблемы, следствием чего является предотвращение кризиса в организации. Исследовательский процесс диагностирования представлен на рис. 1.
  

         Рис 1- Алгоритм процесса диагностирования
          Как видно из рисунка, контроль может зафиксировать несколько проблем негативного свойства. Задача аналитиков – проанализировать все проблемы, чтобы выявить ту из них, которая наиболее отрицательно воздействует на деятельность организации. После этого и начинается исследовательский процесс в форме диагностирования.
              При постановке диагноза следует четко различать содержание функции контроля и исследовательской функции. Анализ проводится в организациях каждой функциональной службой – планово-экономическим отделом, финансовым отделом, отделами сбыта и маркетинга, производственным отделом и другими службами с помощью методов и приемов статистики. Иными словами, происходит фиксация выполнения или невыполнения плана по тому или иному технико-экономическому показателю за анализируемый период. Например, рост объема производства за год составил 103,6 % (факт соотносим с планом). На этом работа аналитической функции заканчивается – она только констатирует перевыполнение плана на 3,6 %. Задача же исследовательской функции в виде диагностирования – это глубинный научный процесс, который в данном примере она позволяет определить, за счет каких факторов достигнуто это превышение – за счет роста производительности труда (интенсивный фактор, т. е. положительный, так как рост объема производства произошел за счет роста производительности труда) или роста численности (экстенсивный, а значит, отрицательный фактор, и предприятию не стоит обольщаться по поводу роста производства).
           Центральный вопрос в диагностировании сложной проблемы – осознание и установление симптомов затруднений или имеющегося потенциала. Выявление симптомов помогает определить проблему в общем виде и способствует сокращению числа факторов, которые следует учитывать применительно к управлению. Нецелесообразно немедленно предпринимать действия по устранению симптома. Для выявления причин возникновения проблемы необходимо проанализировать внешнюю и внутреннюю информацию исследуемого объекта. Такую информацию можно собирать неформально или на основе формальных методов анализа рынка, анализа финансовых отчетов, интервьюирования, приглашения консультантов по управлению или опроса работников. В ходе наблюдений важно различать релевантную (уместную) и неуместную информацию.
              Релевантная информация это данные, касающиеся конкретной проблемы, человека, цели и периода времени.
                Для оперативного управления кризисами необходимо располагать их четкой классификацией, критериями которой могут стать тип или вид кризиса; сфера влияния или возникновения кризиса; метод определения кризиса; степень развития кризиса; распределение кризиса во времени; характер учета кризиса; возможность регулирования кризиса.

  1.2 Диагностика банкротства предприятия

               С точки зрения менеджмента возможное наступление банкротства является кризисным состоянием предприятия. Неплатежеспособности предприятия соответствует неудовлетворительная структура его баланса.
            Нормативно-методическими материалами о несостоятельности (банкротстве) предприятий определена система коэффициентов для установления неудовлетворительной (или удовлетворительной) структуры баланса неплатежеспособных предприятий:
- коэффициент текущей ликвидности Ктл, или К1, – норма коэффициента не менее 2;
- коэффициент обеспеченности собственными средствами Косс, или К2, – норма коэффициента не менее 0,1;
- коэффициент восстановления платежеспособности предприятия Квп, или К3, – этот коэффициент рассчитывается в случае, если хотя бы один из коэффициентов К1, К2 принимает значение меньше критериального; норма коэффициента не менее 0,1;
- коэффициент утраты платежеспособности предприятия Куп, или К4, – рассчитывается в случае, если оба коэффициента К1, К2 принимают значения не менее критериальных.
          Ктл характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными и денежными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения его срочных обязательств. Коэффициент определяется как соотношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов (сумма II и III разделов активов баланса) к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных займов и различных кредиторских задолженностей (итог II раздела пассива баланса за вычетом строк 500, 510, 730, 735, 740):
                           (1)  

         Косс характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости. Коэффициент определяется как отношение разности между объемами источников собственных средств (итог I раздела пассива баланса) и фактической стоимостью основных средств и прочих внеоборотных активов (итог I раздела актива баланса) к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов (сумма итогов II и III разделов актива баланса):
                                                             (2)  

           Структура баланса предприятия неудовлетворительна, а предприятие неплатежеспособно, если Ктл < 2, Косс < 0,1.
            Квп характеризует наличие реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность в течение определенного периода и определяется как отношение расчетного Ктл к его установленному значению. Расчетный Ктл определяется как сумма фактического значения Ктл на конец отчетного периода и изменения значения этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на период восстановления платежеспособности, установленный равным 6 месяцам.
                                                (3)  

где: Ктл – фактическое значение (в конце отчетного периода) коэффициента текущей ликвидности;
Ктлн —зачение коэффициента текущей ликвидности в начале отчетного периода;
2—нормативное  значение коэффициента текущей  ликвидности;
6—период  восстановления платежеспособности;
Т–  отчетный период (3, 6, 9 или 12 месяцев).
                Если Квп > 1, у предприятия есть реальная возможность восстановить свою платежеспособность; если Квп < 1, такой возможности нет.
          При значении Квп < 1 определяется коэффициент утраты платежеспособности (Куп):
                                                     (4)  

где 3 –  период утраты платежеспособности предприятием (мес.).
                 Если Куп > 1, у предприятия существует реальная возможность сохранить свою платежеспособность в течение ближайших трех месяцев; если Куп < 1, такой возможности нет. Диагностика позволяет выявить наличие признаков несостоятельности предприятия, но формально это подтверждается решением арбитражного суда.
              Решение о признании структуры баланса неудовлетворительной по перечисленным основаниям может быть отложено на срок, определяемый федеральным органом по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, если установлено наличие реальной возможности восстановления платежеспособности предприятия.
                 Преодоление кризисного состояния требует разработки специальных методов управления предприятием. Рыночная экономика сформировала систему методов предварительной диагностики и возможной защиты предприятия от банкротства. Реализацией этой системы на практике занимаются менеджеры по антикризисному управлению. Задача системы и этих менеджеров – диагностика предполагаемого банкротства на ранних стадиях его возникновения. Это позволяет своевременно отреагировать на проблему и воспользоваться механизмом защиты или обосновать необходимость применения последовательных процедур по реорганизации предприятия. Если эти меры не выводят предприятие из кризиса и не способствуют его финансовому оздоровлению, то оно в добровольном или принудительном порядке прекращает свою деятельность и начинает ликвидационные процедуры.
                Цель антикризисного управления в этом случае – возобновление платежеспособности и восстановление достаточного уровня финансовой устойчивости предприятия. Сообразно цели разрабатывается специальная политика антикризисного управления предприятия при угрозе банкротства – она представляет собой часть общей стратегии предприятия и заключается в разработке и использовании системы методов предварительной диагностики грозящего банкротства и механизмов оздоровления предприятия, обеспечивающих защиту от банкротства. Данная политика предусматривает реализацию следующих этапов исследования:
1) периодическое исследование финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения признаков его кризисного развития, вызывающих угрозу банкротства;
2) определение масштабов кризисного состояния предприятия;
3) изучение основных факторов, обусловивших (и обусловливающих в предстоящем периоде) кризисное развитие предприятия;
4) формирование целей и выбор основных механизмов антикризисного финансового управления предприятием при угрозе банкротства;
5) внедрение внутренних механизмов финансовой стабилизации предприятия;
6) выбор эффективных форм санации предприятия;
7) финансовое обеспечение ликвидационных процедур при банкротстве предприятия. Эти функции менеджмента возлагаются на ликвидационную комиссию.
           Диагностика банкротства – это, прежде всего выявлении, объекта исследования. В первую очередь, это показатели текущего и перспективного потоков платежей и показатели формирования чистого денежного потока по производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Не всегда отклонение от формально предписанных значений коэффициентов свидетельствует о необходимости объявления предприятия банкротом. Нередко ликвидация должника-банкрота невыгодна ни кредиторам, ни государству. Поэтому законом предусмотрена процедура восстановления платежеспособности предприятия.
             Уровень текущей угрозы банкротства определяется с помощью коэффициента текущей платежеспособности и коэффициента автономии, рассматриваемых в динамике. Устойчивая тенденция к снижению этих коэффициентов свидетельствует об «отложенной угрозе банкротства» (чем ниже абсолютные значения этих коэффициентов, тем более вероятна угроза банкротства). Оптимальное значение коэффициента платежеспособности составляет 0,7, а коэффициента автономии – 0,5, но в зависимости от специфики и масштабов организаций эти величины колеблются.
              Возможность нейтрализовать угрозу банкротства за счет внутреннего потенциала предприятия диагностируется с помощью двух показателей:
- коэффициента рентабельности собственного капитала (КР):
                                                                                    (5)  

где ЧП – сумма чистой прибыли от реализации продукции
СК –  средняя сумма собственного капитала; коэффициента оборачиваемости активов (КОа):
                                                                                     (6)  

где Ор – сумма общего оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде;
А–  средний остаток активов в  рассматриваемом периоде.
               Первый коэффициент дает представление о том, в какой мере предприятие способно формировать дополнительные денежные потоки для удовлетворения возрастающих платежных обязательств; второй коэффициент демонстрирует степень скорости формирования этих дополнительных денежных потоков.
               Методы интегральной оценки угрозы банкротства основаны на комплексном рассмотрении приведенных показателей. Одним из наиболее распространенных методов интегральной оценки является пятифакторная модель Альтмана; ее факторами являются показатели диагностики угрозы банкротства:
1) отношение рабочего капитала к сумме всех активов предприятия (он показывает степень ликвидности активов);
2) уровень рентабельности активов или всего используемого капитала, представляющий собой отношение чистой прибыли к средней сумме используемых активов или всего капитала (он показывает уровень генерирования прибыли);
3) уровень доходности активов (или всего используемого капитала), представляющий собой отношение чистого дохода (валового дохода за вычетом налоговых платежей, входящих в цену продукции) к средней сумме используемых активов или всего капитала (он показывает, в какой степени доходы предприятия достаточны для возмещения текущих затрат и формирования прибыли);
4) оборачиваемость активов или капитала, представляющая собой отношение объема продажи продукции к средней стоимости активов или всего используемого капитала;
5) коэффициент отношения суммы собственного капитала к заемному.
             На основе этого обследования предприятий-банкротов автор модели рассчитал коэффициенты значимости и отдельных факторов в интегральной оценке вероятности банкротства.
              Существуют и другие методы интегральной оценки, например расчет коэффициента финансирования трудноликвидных активов. Ни один из этих методов диагностирования нельзя считать совершенным, но они дают возможность оценить степень вероятности банкротства: очень высокая, высокая, возможная, очень низкая. С учетом полученного результата переходят ко второму этапу диагностики – определению масштабов кризисного состояния организации: легкий кризис, тяжелый кризис, катастрофа. В зависимости от масштабов кризисного состояния организации разрабатывается антикризисный механизм.
               Заключительный этап диагностики банкротства – изучение основных факторов, обусловливающих кризисное развитие предприятия. В общем виде их делят на внешние и внутренние. Исследуются только те факторы, входящие в их состав, которые оказывают негативное воздействие на деятельность организации. Степень этого воздействия может быть определена посредством одно– или многофакторных корреляционных моделей. Завершается этап составлением прогноза наиболее колеблющихся и чувствительных негативных факторов, способных в перспективе вызвать банкротство предприятия. По итогам факторного анализа разрабатывается антикризисный механизм банкротства.
              Задача менеджмента – своевременно обеспечить принятие таких управленческих решений, которые будут способствовать снижению влияния негативных процессов на состояние объекта и которые если не предотвратят кризис, то хотя бы частично локализуют наиболее существенные его проявления. Содержание и результаты диагностических исследований позволят сделать вывод, что они являются одним из наиболее универсальных средств получения достоверной информации о состоянии и отклонениях в развитии исследуемого объекта. Они особенно важны в менеджменте социально-экономических систем, поскольку могут заранее, до момента проявления отрицательных тенденций в каких-либо внутренних или внешних процессах, охватывающих их деятельность, выявить моменты, порождающие подобные тенденции и принять соответствующие меры по их ликвидации или снижению степени негативных воздействий. Наибольший эффект от проведения диагностических исследований достигается в том случае, если они носят комплексный поступательный характер.

1.3 Понятие и признаки  банкротства

              Определение банкротства дается в ст.2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 года: несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее -- банкротство).

                   Законодательство о банкротстве состоит из множества законов и различного рода подзаконных актов. Основным из них является Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ(ред. от 18.07.2006) "О несостоятельности (банкротстве)". В современной России это уже 3ий закон о банкротстве. Предыдущие датированы соответственно 1992 и 1998 годами. Как мы видим, законодательство о банкротстве очень динамично, оно пытается успеть за быстро развивающимися экономическими отношениями. Поэтому в своей деятельности важно отслеживать изменения законодательства.

          Закон "О несостоятельности (банкротстве)" в ст.3, 6 и 7 выделяет обстоятельства, достаточные для инициирования процесса о банкротстве:

1. Наличие  признаков банкротства: юридическое  лицо считается неспособным удовлетворить  требования кредиторов по денежным  обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

2. Размер  требований: дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей.

3. Обязательное  обращение к должнику в обычном  порядке и неудачное проведение  исполнительного производства:

            Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам по истечении тридцати дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику.

             Некоторые ученые справедливо отмечают, что основным предметом правового регулирования института банкротства являются именно отношения между кредиторами должника. Объяснить это можно тем, что при вероятной неспособности должника рассчитаться со всеми требованиями интересы кредиторов пересекаются - то есть, проще говоря, если один кредитор получит больше, то другой получит меньше.

           В соответствие со ст.2 закона о банкротстве кредиторы - лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.

      Принято классифицировать кредиторов по следующим основаниям:

- в  зависимости от характера требований (денежные и неденежные кредиторы);

- в  зависимости от субъекта, инициирующего  конкурс (заявители и не являющиеся  заявителями кредиторы);

- в  зависимости от статуса в процессе (конкурсные и неконкурсные кредиторы);

- в  зависимости от суммы требований (крупные и мелкие кредиторы);

- в  зависимости от определенности  требований (установленные и неустановленные  кредиторы);

- в  зависимости от наступления срока  исполнения требования кредитора  (действительные и недействительные  кредиторы);

- в  зависимости от порядка удовлетворения  требований (очередные и внеочередные  кредиторы).

мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий.

       В п.2 ст.4 Закон «О несостоятельности(банкротстве)» говорится о том, то для определения признаков банкротства должника учитываются размер денежных обязательств и обязательных платежей.

             В соответствие со ст.2 под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации основанию. То есть речь идет именно об обязательстве частного характера.

          В соответствие со ст.2 под обязательными платежами понимаются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.

             В соответствие с ч.2 ст.4 Закона «О несостоятельности(банкротстве)» подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника.

То  есть учитываются обязательства «в чистом виде», не обросшие новыми долгами, связанными с их неисполнением.

1.4 Причины и виды банкротства

Виды  банкротства

Банкротство предопределено самой сущностью рыночных отношений, которые сопряжены с неопределенностью достижения конечных результатов и риском потерь.

          Можно выделить следующие виды несостоятельности хозяйствующего субъекта:

- «несчастная», т.е. не по собственной вине, а вследствие непредвиденных обстоятельств (стихийные бедствия, военные действия, политическая нестабильность общества, кризис в стране, общий спад производства, банкротство должников и другие внешние факторы). В этом случае государство должно оказывать помощь предприятиям по выходу из кризисной ситуации;

- «ложная» (корыстная) в результате умышленного сокрытия собственного имущества с целью избежания уплаты долгов кредиторам. Злоумышленное банкротство уголовно наказуемо;

- «неосторожная» вследствие неэффективной работы, осуществления рискованных операций. «Неосторожное» банкротство наступает, как правило, постепенно. Для того чтобы вовремя предугадать и предотвратить его, необходимо систематически проводить анализ финансового состояния, который позволит обнаружить его «болевые» точки и принять конкретные меры по финансовому оздоровлению экономики предприятия.

Причины банкротства предприятия.

       Можно выделить следующие основные причины возникновения кризисных ситуаций на предприятиях:

- влияние внешних факторов макросреды, которые не зависят от предприятия или на которые предприятие может повлиять в незначительной степени. Внешние факторы можно разделить на:

- экономические: кризисное состояние экономики страны, общий спад производства, инфляция, нестабильность финансовой системы, рост цен на ресурсы, изменение конъюнктуры рынка, неплатежеспособность и банкротство партнеров. Одной из причин несостоятельности субъектов хозяйствования может быть неправильная фискальная политика государства. Высокий уровень налогообложения может оказаться непосильным для предприятия.

- политические: политическая нестабильность общества, внешнеэкономическая политика государства, разрыв экономических связей, потеря рынков сбыта, изменение условий экспорта и импорта, несовершенство законодательства в области хозяйственного права, антимонопольной политики, предпринимательской деятельности и прочих проявлений регулирующей функции государства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.