На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Перестройка СССР: истоки, этапы и итоги

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 02.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Чувашский государственный  педагогический университет
Имени И.Я. Яковлева 

Исторический  факультет 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине:
Новейшая  история России 

На тему: 
 

Перестройка СССР: истоки, этапы  и итоги
                                                                                      

                                                                                    Выполнила:
      Студентка 3 курса
      Заочного  отделения
      Сатушкина Н.Н.
      Проверила:
                                                                                    Антипова Е.А. 
 
 
 
 

 Чебоксары 2008
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Истоки и причины перестройки
      Положение в стране в начале 80-х годов…………………………………5
      Конец Брежневской эпохи…………………………………………………8
      Курс на «обновление общества»……………………………..………….11
Глава 2. Изменение  в государственном строе и  в общественно-политической жизни  в период перестройки
2.1. Изменение  государственного строя……………………………………….13
2.2. Перестройка  в общественно-политической жизни……………………….18
Глава 3. Итоги  перестройки…………………………………………………….28
Заключение………………………………………………………………………31
Список использованной литературы…………………………………………..33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
    Вторая  половина 60-х – середина 80-х годов  были для СССР периодом нарастания негативных явлений во всех сферах жизни общества. Они проявлялись в стагнации экономики, росте оппозиционных настроений населения, падении авторитета Союза на международной арене. Принимаемые руководством страны меры по «совершенствованию» социализма не могли остановить надвигающегося кризиса административно-командной системы.
    В середине 80-х руководство КПСС провозгласило  курс на перестройку. По масштабу вызванных  ею перемен в Европе, да и во всем мире ее справедливо сопоставляют с  такими историческими событиями, как Великая французская революция или Октябрь 1917 года в России. Итак, термин “перестройка” появился в нашей политической лексике в 1985 году.
    Что такое перестройка, каков был  ее замысел, и каким было ее действительное содержание? Представители различных социальных групп и политических направлений в обществе дают на эти вопросы далеко не одинаковые ответы. Есть три основных подхода к толкованию понятия «перестройка». Первый подход — под перестройкой понимается «революция сверху»: слом тоталитарной политической системы, изменение общественного и государственного строя в СССР. Второй подход: перестройка есть предательство социализма, антисоциалистические манипуляции. Сторонники третьего подхода употребляют слово «перестройка» для обозначения того периода, который был связан с действительностью М.С. Горбачева на высших партийных и государственных постах, избравшего путь реформирования социализма.
    Началось  обновление экономических основ, политического  устройства и духовной жизни общества.
    Актуальность данной темы заключается в том, что в период перестройки в СССР была окончательно разрушена система тоталитарного режима. Общество стало открытым внешнему миру, а значит, наступил новый, очередной этап, преобразования нашего государства, что непосредственным образом сказалось на жизни современного общества.
    При написании данной темы я использовала различную учебную литературу, источники, а также журнальные статьи. Но особенно хотелось бы выделить следующие источники, которые в полной мере раскрывают тему моей контрольной работы:
    1. Материалы апрельского Пленума ЦК КПСС. М., Политиздат, 1985 г.
    2. Постановление ЦК КПСС и Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом», М., 1985 г.
    3.Материалы январского Пленума ЦК КПСС. М., Политиздат, 1987 г.
    4. Материалы XIX Всесоюзной конференции КПСС 28 июня – 1 июля 1988 года М. 1988 г.
5. Закон СССР «О кооперативах», М., 1986 г.
    Эти источники очень помогли мне  при написании контрольной работы.
    Цель  контрольной работы – раскрыть вопрос, касающийся перестройки СССР, ее истоков, этапов и итогов.
    Задачи  мои следующие: 1) Выяснить, какими были истоки и причины перестройки. 2) Выявить изменения в государственном  строе и общественно-политической жизни в период перестройки. 3) Рассказать об итогах перестройки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Истоки и причины  перестройки.
      Положение в стране в начале 80-х годов.
    К началу 80-х годов советская система  хозяйствования исчерпала возможности  к развитию, вышла за границы своего  исторического времени. Осуществив индустриализацию и урбанизацию, командная экономика не смогла далее провести модернизацию, т. е. глубокие преобразования, охватывающие все стороны жизни общества. Прежде всего она оказалась неспособной в кардинально изменившихся условиях обеспечить должное развитие производительных сил, защитить права человека, поддерживать международный авторитет страны. СССР с его гигантскими запасами сырья, трудолюбивым и самоотверженным населением все больше отставал от Запада. Советской экономике оказались не по плечу возрастающие требования к разнообразию и качеству потребительских товаров. Промышленные предприятия, не заинтересованные в научно-техническом прогрессе, отвергали до 80% новых технических решений и изобретений. Растущая неэффективность экономики отрицательно сказывалась на обороноспособности страны. В начале 80-х годов СССР начал утрачивать конкурентоспособность в единственной отрасли, в которой он успешно соперничал с Западом, в сфере военных технологий.
    Экономическая база страны перестала соответствовать  положению великой мировой державы и нуждалась в срочном обновлении.
    Одновременно  громадный рост образованности и  информированности народа за послевоенный период, появление поколения, не знающего голода и репрессий, сформировали более  высокий уровень материальных и  духовных потребностей людей, поставили под сомнение сами принципы, положенные в основу советской тоталитарной системы. Потерпела крах сама идея плановой экономики. Все чаще государственные планы не выполнялись и непрерывно перекраивались, пропорции в отраслях народного хозяйства нарушались. Достижения в области здравоохранения, образования, культуры утрачивались.
    Стихийное перерождение системы изменило весь жизненный уклад советского общества: перераспределились права руководителей  и предприятий, усилилась ведомственность, социальное неравенство.
    Изменился характер производственных отношений  внутри предприятий, начала падать трудовая дисциплина, массовыми стали апатия и безразличие, воровство, неуважение к честному труду, зависть к тем, кто больше зарабатывает.  В то же время в стране сохранялось внеэкономическое принуждение к труду. Советский человек, отчужденный от распределения произведенного продукта, превратился в исполнителя, работающего не по совести, а по принуждению. Выработанная в послереволюционные годы идейная мотивация труда слабела вместе с верой в близкое торжество коммунистических идеалов
    В начале 80-х годов все без  исключения слои советского общества испытывали психологический дискомфорт. В общественном сознании зрело понимание необходимости  глубоких перемен, но заинтересованность в них была различной. Числено выросшей и более информированной советской интеллигенции все труднее было мириться с подавлением свободного развития культуры, изолированностью страны от внешнего цивилизованного мира. Она остро ощущала на себе пагубность ядерной конфронтации с Западом и последствия афганской войны.
    Интеллигенция хотела подлинной демократии и индивидуальной свободы.
    Большинство рабочих и служащих необходимость  перемен связывали с лучшей организацией и оплатой труда, более справедливым распределением общественного богатства. Часть крестьянства рассчитывала стать подлинными хозяевами своей земли и своего труда.
    Однако  в конечном счете совсем другие силы определили направление и характер реформирования советской системы. Их предопределили экономические интересы номенклатуры советского правящего класса. Его эволюция к началу 80-х годов завершается. Номенклатура тяготится коммунистическими условностями, зависимостью личного благополучия от служебного положения. Чтобы обезопасить себя, узаконить свое господство, она стремится изменить общественный строй в своих интересах. Чтобы стать независимой от власти, стать настоящим собственником, номенклатуре необходимо было уничтожить общественную социалистическую  собственность и соответствующую ей государственную надстройку, которые в течение десятилетий являлись основой ее господства и благополучия. Этот шаг расколол единый правящий класс. По одну сторону “баррикад” оказались так называемые «партократы», привыкшие рассматривать государственные должности всего лишь как кормушку и ни за что не отвечать. В узкоэгоистических интересах «партократы» стремились во что бы то ни стало сохранить отжившую систему. Другая, большая часть правящего класса, объективно действуя в интересах всего общества, неосознанно поддерживала радикально-оппозиционные силы, требовавшие обновления и реформ.
    Таким образом, к началу 80-х годов советская  тоталитарная система фактически лишается поддержки значительной части обществе.
    В условиях монопольного господства в обществе одной партии - КПСС, наличия мощного репрессивного аппарата перемены могли начаться только “сверху”. Высшие руководители страны отчетливо сознавали, что экономика нуждается в реформировании, но никто из консервативного большинства Политбюро ЦК КПСС не хотел брать на себя ответственность за осуществление этих перемен.
    Своевременно  не решались даже самые назревшие  проблемы. Вместо принятия каких - либо мер по оздоровлению экономики в  качестве панацеи предлагались все  новые трудовые почины, новые формы “социалистического соревнования”. Громадные средства отвлекались на многочисленные “стройки века”, подобные Байкало-Амурской магистрали. С каждым днем становилось очевидным: для перемен необходимо обновление руководства страны.
      Конец Брежневской эпохи.
    Смерть  в ноябре 1982 г. Л. И. Брежнева и приход к власти более здравомыслящего  политика Ю. В. Андропова пробудили  в обществе надежды на возможное  изменение жизни к лучшему.
    Ю. В. Андропов, много лет возглавлявший  КГБ, яснее других видел катастрофическое состояние советской экономики, коррупцию и разложение в обществе. От многих политических деятелей своего поколения он отличался более высоким уровнем культуры, политическим реализмом. Андропов стремился видеть общество в реальной динамике со всеми его возможностями и нуждами. Новый советский руководитель поставил целью подъем страны, преодоление экономических трудностей, укрепление дисциплины на производстве, в партийном и государственном аппарате. Плохое состояние здоровья не позволило Андропову выполнить все задуманное, в том числе в области национальной политики. Но в течение тех 15 месяцев, которые он находился у власти, привычные победные реляции стали уступать место критическим оценкам состояния советского общества. Началом самокритики стал призыв к обществоведам и политикам лучше узнать советское общество, “трезво представлять, где мы находимся”.  Были сделаны первые шаги к анализу противоречий в обществе, к пониманию необходимости совершенствования хозяйственного механизма. Основную ставку новое руководство сделало на не всегда законные меры по наведению порядка и дисциплины на производстве, включая “отлов” опоздавших на проходных, прогульщиков в магазинах и даже в банях.
    Лозунгом  дня стало наведение элементарного  порядка. Были сняты с работы некоторые высокопоставленные взяточники и казнокрады, включая министра внутренних дел Щелокова и первого секретаря Краснодарского крайкома Медунова. В ряде районов страны начали работать группы следователей. Кампания против коррупции нашла широкую поддержку в народе, но была быстро свернута.
    Далеко  идущие последствия имела кадровая политика нового руководства. В короткое время было смещено 18 союзных министров, 37 первых секретарей обкомов. Андроповская “команда” собиралась им заново из самых разных мест: Н. И. Рыжков - с Урала, Е. К. Лигачев - из Сибири, В. И. Воротников - из Воронежа, М. С. Горбачев - из Ставрополя. Эти люди, разные по жизненному опыту, взглядам на обновление экономики, принесли с собой в Москву реальные знания местных экономических и социальных проблем. В высшем эшелоне руководства страны стало складываться новое соотношение сил, которое в конечном итоге открыло путь М. С. Горбачеву к политическому руководству страной.
    Меры  по укреплению дисциплины и порядка  дали лишь краткосрочный результат  в виде незначительного повышения производительности труда в промышленности. В целом же в народном хозяйстве мало что изменилось. Продолжалась непопулярная война в Афганистане, а с ней непомерно росли военные расходы. Все изощреннее становились методы борьбы с инакомыслием. Диссидентов незаконно помещали в психиатрические больницы, высылали за рубеж, лишали советского гражданства. По этой причине практически прекратились гражданские выступления. Открыто действовала лишь небольшая группа “За доверие между Востоком и Западом”, продолжали борьбу за выезд из СССР отказники евреи. Политические заключенные оставались в тюрьмах. Не содержала принципиально новых подходов и внешняя политика Ю. В. Андропова. Ей недоставало гибкости и рациональности. Напряженность между Востоком и Западом достигла в этот период своего апогея. К этому были причастны обе стороны. Президент США Р. Рейган, объявив о начале работ над программой Стратегической оборонной инициативы (СОИ), известной под названием “звездных войн”, втянул СССР в новый разорительный виток гонки вооружений. В свою очередь Ю. Андропов, пытаясь обновить коммунистические идеалы в стране и поднять ее авторитет на международной арене, вступил в решительную схватку с идеологическим противником. Противостояние двух блоков обострилось в связи с трагедией     1 сентября 1983 г., когда советским истребителем был сбит южнокорейский пассажирский лайнер Боинг-747, нарушивший Государственную границу СССР. США использовали этот инцидент, чтобы представить в глазах мировой общественности Советский Союз “империей зла”. После этого были прекращены все ведущиеся советско-американские переговоры о сокращении вооружений. В феврале 1984 г. Ю. В. Андропов скончался. Его попытки придать эффективность бюрократической системе без структурных изменений, усиление требовательности и контроля, борьба с отдельными пороками не вывели страну из кризисного состояния, лишь на время укрепив тоталитарную систему.
    В короткий период с февраля 1984 г. по март 1985 г. правоконсервативные силы в  руководстве страны, приведшие к власти престарелого К. К Черненко, попытались вернуть страну к прежним брежневским порядкам. Предложенная от имени нового Генерального секретаря ЦК КПСС программа действий была лишена каких-либо новых подходов. Были свернуты немногочисленные начинания Ю. В. Андропова по оживлению экономической жизни, обновлению руководящих кадров. Шаг за шагом углублялся социально-политический кризис. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Курс  на «обновление общества».
    Избранием в марте 1985 г. М. С. Горбачева на пост Генерального секретаря ЦК КПСС была наконец прервана порочная традиция последних лет. Общество хотело, чтобы во главе партии и страны встал, наконец, молодой, энергичный человек. М. С. Горбачев был избран потому, что правящая элита не могла не считаться с общественным мнением, не признаваемым официально, но реально существующим. Перемен ждал мощный слой партийно-государственных чиновников, военных, обеспокоенных развалом государства.
    По  своему в реформировании советской  системы были заинтересованы технократы, интеллигенция. Совпадение во времени внутренних и внешних факторов требовало коренным образом изменить условия производства и методы управления.
    Родившийся  в 1931 г., М. С. Горбачев принадлежал к  поколению, которое называло себя “детьми  ХХ съезда”. Образованный человек и опытный партийный работник, Горбачев продолжил начатый Андроповым анализ состояния страны и поиск путей выхода из создавшейся ситуации. Идеи глубоких реформ родились не на пустом месте. Из-за закрытости советского общества, статистических подтасовок для большинства советских людей кризисные явления были малозаметны. Однако у экономистов, политологов, хозяйственников большое беспокойство вызывало увеличивающееся технологическое отставание Советского Союза. На единицу конечного продукта в СССР тратилось почти вдвое больше природных ресурсов, энергии, человеческого труда, чем в передовых странах. СССР являлся крупнейшим в мире производителем стали, станков, обуви, но большинство товаров было неконкурентоспособно на международных рынках. Страна резко отставала от современных требований в области компьютеризации народного хозяйства, по внедрению других достижений НТР. К  середине 80-х годов и для такой огромной и богатой  ресурсами страны возможности экстенсивного развития были исчерпаны. В 1984 г. впервые за послевоенное время упала годовая добыча нефти, долгие годы бывшая главной статьей экспорта, а следовательно,  важнейшей опорой советской экономики.
    Различные варианты реформы обсуждались и  в научных кругах, и в недрах партийного аппарата. Однако целостной  концепции перестройки экономики к 1985 г. еще не сложилось. Большинство ученых  и политиков искали выход в рамках сложившейся  системы: в переводе народного хозяйства на путь интенсификации, создании условий для внедрения достижений НТР. Этой точки зрения придерживался в  то время и М. С. Горбачев. Для укрепления позиций  страны на международной арене, улучшения условий жизни населения страна действительно нуждалась в интенсивной высокоразвитой экономике.
    Уже первые выступления нового Генерального  секретаря ЦК КПСС показали его решимость приступить к обновлению страны.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Изменение в  государственном  строе и в общественно-политической жизни в период перестройки.
2.1. Изменение государственного  строя.
    Важнейшим направлением реформирования социализма в СССР была объявлена его демократизация.
    Малая эффективность преобразований 1986-1988 гг. подвела реформаторское руководство партии и государства к мысли о необходимости глубинных изменений общественно-экономического уклада. С этой целью на XIX партийной конференции принимается решение о новой структуре государственной власти в СССР. Соответствующие изменения в Конституцию были внесены Верховным Советом СССР 1 декабря 1988 г. Вводилась двухуровневая система высших представительных органов власти в лице Съездов народных депутатов и Верховного Совета.1
    Съезд народных депутатов  СССР становится высшим органом государственной власти в стране.
    Верховный Совет СССР. В соответствии с изменениями в Конституции Верховный Совет СССР потерял роль органа, олицетворяющего полновластие Советов. Теперь он становится постоянно действующим высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти в стране.
    14 марта 1990 г. Съезд народных  депутатов учреждает пост Президента СССР. Президент — это высшее должностное лицо — глава государства. Первый президент М.С. Горбачев избирался на Съезде народных депутатов 15 марта 1990 г., однако впоследствии предусматривалось избирать президента всенародным голосованием. При нем создается Президентский совет, который нацеливался на выработку политической линии взамен бывших партийно-государственных структур. Учреждается новый орган - Совет Федерации.
    Исполнительно-распорядительная власть осуществляется Советом Министров, а после его преобразования и переименования — Кабинетом министров.
    В связи с рыночными преобразованиями появляются и новые органы управления. В частности, Указом Президента СССР от 9 августа 1990 г. учреждается Фонд государственного имущества СССР, которому поручена разработка и реализация программы преобразования государственных предприятий в акционерные общества и предприятия.
    После известных августовских событий 1991 г. устанавливается контроль российских министерств и ведомств над всеми  предприятиями и учреждениями Союза  ССР, находящимися на территории России.
    Создавался  новый орган власти — Государственный  совет СССР, в состав которого входили  Президент СССР и высшие должностные  лица республик СССР.
    Исполнительно-распорядительная власть переходит к Межгосударственному экономическому комитету. Начинается ликвидация союзных структур управления, которые не вписывались в схему нового Союза.
    Изменениями в Конституции СССР от 1 декабря 1988 г. начинается реформа судебной системы. Появляется структура, похожая на конституционный суд, — Комитет конституционного надзора.
    Реформируется арбитраж. На основе изменений в  Конституции СССР от 26 декабря 1996 г., 17 мая 1991 г. принимаются законы «О Высшем Арбитражном Суде СССР» и «О порядке  разрешения хозяйственных споров Высшим Арбитражным Судом СССР».
    Изменения государственного и  общественного строя  Российской Федерации.
    Реформирование  государственного механизма Российской Федерации начинается с принятия 27 октября 1989 г. Верховным Советом РСФСР Закона об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР и Закона о выборах. Эти акты во многом отражали перемены, произошедшие в Союзе ССР. Изменения Конституции предусматривают введение двухуровневой системы представительных органов власти в центре, учитывающих федеративное построение Российской; Федерации, - Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР.
    Съезд становится высшим органом государственной власти РСФСР; Верховный Совет РСФСР— постоянно действующим законодательным, распорядительным и контрольным органом, впервые ; в истории республики получившим двухпалатную структуру.
    Должность президента РСФСР  была введена на основе итогов. референдума 17 марта 1991 г., который проводился одновременно с референдумом СССР. 24 апреля 1991 г. Верховный Совет РСФСР принимает закон «О Президенте РСФСР». В соответствии с этим законом президент - высшее должностное лицо, глава исполнительной власти.
    Учреждается должность вице-президента. Начинается отход от принципа единства и полновластия Советов. Местная администрация перестает быть органом соответствующего Совета. Глава администрации сам назначает руководителей структурных подразделений.
    Существенные  изменения, направленные на укрепление суверенитета России, происходят в системе правоохранительных органов. 15 декабря 1990 г. учреждается должность Генерального прокурора РСФСР, назначаемого Верхрвным Советом и утверждаемого Съездом. Прокуратура России отделялась от Прокуратуры СССР.
    В Российской Федерации учреждается  Конституционный суд, Закон о  котором принимается в мае 1991 г.
    16 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР принимает новую редакцию ст. 6 Конституции России, исключающую положение о руководящей роли КПСС, а 20 июня 1990 г. принимает постановление «О механизме народовластия в РСФСР», где говорилось о том, что «в РСФСР не допускается совмещение должности руководителя государственного органа власти и управления с любой другой должностью, в том числе в политических или общественно-политических организациях». Добившись устранения Коммунистической партии из конституционного поля, большинство Съезда народных депутатов, наконец, позволило открыто выразить и свои пожелания в отношении общественного устройства страны. 15 декабря 1990 г. Съезд народных депутатов РСФСР внес изменения в преамбулу Конституции, где теперь стало говориться не о социалистическом, а о демократическом, правовом государстве. С этих пор стало очевидным, что конечной целью реформаторов является реставрация капитализма в нашей стране.2
    Перестройка формы государственного единства.
    События в республиках вышли за рамки, очерченные в центре, и стали развиваться под воздействием общественно-политической ситуации, складывающейся в них. Руководство СССР утратило инициативу в осуществлении национальной политики. Ослабление государственного единства, уменьшение роли центра в регулировании межнациональных отношений и решении местных вопросов, реакция на процессы, происходящие и республиках, с опозданием привели к возникновению целого ряда межнациональных конфликтов. Первым был конфликт в Карабахе, затем - между Азербайджаном и Арменией.
    К власти в республиках приходят сильные (нередко националистически настроенные) лидеры, не желающие подчиняться власти центра.
    Пытаясь остановить распад государства, руководство  страны пытается создать новую правовую основу существования СССР. Принимается концепция о необходимости заключения нового Союзного договора.
    20 июня 1990 г. состоялась первая рабочая  встреча представителей республик по подготовке предложений к новому Союзному договору. Позиция союзных реформаторов во многом была представлена в выступлении Р.Н. Нишанова, который от имени Совета Федерации высказался за многовариантность форм федеративного устройства, предполагающую многообразие отношений между советскими республиками, а также между каждой из них и Союзом. В этом выступлении была высказана идея о том, что формы межреспубликанских связей могут варьироваться от договорно-федеративных до конфедеративных. Такая позиция представителей СССР, по сути, способствовала дальнейшему распаду СССР в силу того, что этим признавалась ненужность СССР как федеративного государства. Что и произошло после роспуска СССР и создания СНГ.
    
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.