На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Вооруженное противостояние между израильской армией и палестинцами в конце 90-х. Напряженность между Каиром и Тель-Авивом, причины, последствия. Оснащение армии, развитие военной промышленности Израиля. Подписание египетско-израильского мирного договора.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 03.03.2011. Сдан: 2011. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Региональный аспект международных отношений Египта и Израиля в 90 гг. XX - начале XXI вв.

Вооруженное противостояние между израильской армией и палестинцами в конце 90-х не только не уменьшилось, но даже усилилось. Новая волна насилия на Ближнем Востоке на рубеже XX и XXI веков стала причиной охлаждения отношений между Египтом и Израилем. Жесткие меры израильского правительства по отношению к палестинцам приводят к усилению антиизраильских и антиамериканских настроений в регионе. После начала второй интифады во многих арабских странах проходят митинги с антиамериканскими и антиизраильскими лозунгами и сжиганием национальных флагов этих стран. Почти во всех мечетях Египта во время пятничных проповедей имамы мечетей крайне отрицательно высказываются о евреях и об Израиле. Многие специалисты приходят к выводу, что в эскалации напряженности на Ближнем Востоке виноват пресловутый конфликт цивилизаций. По-прежнему лицам, имеющим в своем паспорте израильскую визу, крайне трудно попасть в арабские страны. Между тем, выступая в вашингтонском институте по ближневосточной политике, председатель ЛАГ Амр Мусса подчеркивал, что такое неприятие Израиля - это не позиция официального руководства, а реакция египетского народа на израильскую политику.
Пик напряженности между Каиром и Тель-Авивом достиг такой точки, что египетский министр иностранных дел Ахмед Махер в октябре 2001 г. назвал израильское правительство «бандой убийц», обвиняя его в том, что применяемые израильтянами методы сравнимы с практикой террористических организаций. По мнению одного из арабских политических обозревателей СалахаИссы, таких жестких заявлений высшее руководство Египта не делало с 1976 г. Но несмотря на это, на саммите в Аммане в марте 2001 г. Хосни Мубарак заявил, что Ариелю Шарону нужно дать шанс, и арабским странам не следует уклоняться от переговорного процесса. На этой встрече лидеры арабских государств продемонстрировали, что они не собираются идти в русле американской политики, если это не отвечает национальным интересам их стран, хотя и умеренные настроения, проявившиеся на саммите, показали, что арабские государства не намерены входить в конфронтацию с США и, тем более, воевать с Израилем. В начале апреля 2002 г. Ахмед Махер отверг предложение сирийского президента Башира Асада о полном бойкотировании Израиля. По его словам, «египетско-израильские отношения важны для Египта и всего Ближнего Востока, для палестинцев и сирийцев». Подтверждением такой позиции стала встреча в конце мая 2002 г. в Тель-Авиве советника по политическим вопросам Мубарака Усамы аль-База с Шароном, на которой обсуждалась сложившаяся на Ближнем Востоке ситуация. Вместе с тем позднее египетский президент заявил, что никакое урегулирование палестино-израильского конфликта невозможно до тех пор, пока Шарон остается премьер-министром Израиля.
Двусторонние отношения Египта с Израилем при Мубараке претерпели значительные изменения. Отказавшись от доктринального антиизраильского догматизма во внешней политике, Каир стремился воспрепятствовать его проявлению и другими арабскими странами. Египетское руководство всячески доказывало правильность политики поисков путей мирного урегулирования с Израилем. Именно с такой линией поведения Египет связывал существенные сдвиги как в арабо-израильских отношениях в целом, так и в распутывании палестинского узла противоречий. Занятие таких позиций обеспечило Египту возвращение всех потерянных в 1967 г. территорий. И способствовало тому, что и другие арабские страны попытались наладить диалог с Тель-Авивом. Как выразился серый кардинал политической власти Египта Усама аль-Баз, «Египту важно сохранить связи с Израилем, особенно в кризисные периоды ближневосточного мирного процесса».
В то же время X. Мубарак вынужден был учитывать возможность использования против Египта рычагов финансово-экономического воздействия со стороны США, не скрывающих своей заинтересованности в урегулировании ближневосточной проблемы в большей степени в пользу Израиля и сохранении мирных отношений между Египтом и Израилем. Вместе с тем на египетского президента постоянно оказывали давление внутренняя оппозиция и египетское общественное мнение, требовавшие проводить курс, отвечающий национальным интересам Египта и всех арабских стран.
В результате этого до сих пор так и осталось нереализованным положение египетско-израильского договора о нормализации отношений, предусматривающее широкий торговый, культурный и туристический обмен. Выполнение этого пункта натолкнулось на сильное сопротивление египтян. Туристическим фирмам не удается привлечь сколько-нибудь значительного числа желающих посетить Израиль. Израильские товары подвергаются бойкоту. Многие египетские бизнесмены отказываются закупать израильское оборудование из-за опасения, что рабочие не согласятся на нем работать. В Египте запрещены книги израильских авторов, и в египетском прокате невозможно найти ни одного израильского фильма. «Мы не против мира, - заявляет Хамди Гейт, президент синдиката актеров Египта, - но отношения между двумя странами нормализуются только тогда, когда Израиль уйдет со всех оккупированных арабских территорий». Показателен в этой связи опрос, проведенный газетой «Аль-Ахрам» в январе 1995 г. Более 71% опрошенных сказали, что они ни в коем случае не будут покупать израильские товары, и более половины опрошенных заявили, что не желают, чтобы израильские граждане посещали Египет. С другой стороны, по мнению директора Израильского академического центра (Израел академик сентр ин Кайро) Эммануэля Маркса, «это проблема стереотипов. Египтяне думают, что мы - общество варваров. Мы не создаем литературу, не имеем культуры и моральных ценностей, и поэтому нам нельзя доверять». А видный египетский социолог Сейид Ясин, бывший одно время директором Центра политических и стратегических исследований при газете «Аль-Ахрам», специально изучил работы израильских антропологов, посвященные арабскому национальному характеру, и пришел к выводу: «Они полностью игнорируют взгляды египтян на положительные стороны египетского национального характера, чтобы дать целиком негативную оценку. Из-под их пера выходит образ египтянина как воплощение закостенелости, неизменности в течение веков, неспособности к прогрессу, к организациям и переменам нашего века. Они пытаются доказать господство негативных черт в национальном характере египтян и утверждают, что эти их черты - врожденные. Глубочайшие и быстрые изменения в национальном характере они замечать не хотят…». Из всего вышесказанного следует, что «холодный» мир между двумя странами так и не потеплел, несмотря на непрекращающиеся попытки Вашингтона укрепить связи между Египтом и Израилем.
Следует отметить, что немаловажную роль во взаимоотношениях Каира с Тель-Авивом играет египетская интеллигенция. Она активно участвует в политической жизни страны, притом не только путем воздействия политических партий, но и силами различных ассоциаций, формально неполитического характера. Наиболее крупные из них - синдикаты адвокатов, журналистов, врачей и инженеров. Особенно популярным среди них является синдикат адвокатов, зарекомендовавший себя ярым противником мира с Израилем еще при Садате. При нынешнем президенте эта организация продолжает активную антиизраильскую пропаганду. Неоднократно на собраниях были зафиксированы случаи сжигания американского и израильского флагов. Как отмечал израильский профессор Ш. Шамир, работавший послом в Египте в конце 1980-х годов, «профессиональные синдикаты в АРЕ иногда заставляют правительство снижать уровень взаимодействия с Вашингтоном. В плане отношения с Израилем они уже вызвали частичный бойкот израильского присутствия в Египте, который иногда выходит за рамки намерений правительства».
В этой связи можно упомянуть одно из последних событий, внесших очередную ноту напряженности между Каиром и Тель-Авивом. С наступлением месяца Рамадан, 6 октября 2002 г. египетское телевидение начало трансляцию телесериала «Всадник без лошади», являющегося экранизацией провокационной антиеврейской книги «Протоколы сионских мудрецов». Телесериал вызвал ряд возмущенных отзывов в мире, однако все претензии к египетскому правительству были отвергнуты министром пропаганды Савфатомаш-Шарифом. Телесериал транслировался по египетскому государственному телевидению, египетскому телеканалу Dream, государственному телевидению Ирака и по каналу «Аль-Манар», принадлежащему организации «Хизбаллах». Вместе с тем, как сообщила газета «Аш-Шарк аль-Аусат», 6 арабских государств решили отменить показ телесериала, чтобы избежать напряженности в отношениях с Америкой.
Египетская комиссия по цензуре утвердила сериал к показу. Комиссия египетского комитета по радио и телевидению отметила, что «сериал является большим событием в истории арабской драмы». А министр пропаганды Египта заявил, что «позиция, выраженная в сериале, не является антисемитской». По сведениям газеты «Аш-Шарк аль-Аусат», министр пропаганды принял решение о показе сериала только после того, как лично просмотрел все отрывки, связанные с «Протоколами». Израильские и американские заявления в связи с показом сериала вызвали гневную реакцию в египетской и арабской прессе. Большинство авторов поддерживает трансляцию сериала, тогда как немногие критикуют антисемитское содержание некоторых сериалов и книг, издающихся в Египте.
Очень выразительно, на наш взгляд, о своем отношении к показу этого телесериала написал лондонский журналист Ибрагим аль-Араби: «Неужели наш народ настолько ослеп благодаря системе образования и СМИ, что он не понимает, что наша главная битва - это битва с невежеством, недостатком демократии, разбазариванием народных ресурсов и, конечно же, сложная палестинская проблема? Те, кто не понимают этого, будут смотреть этот сериал с детским восторгом, так как они уверены, что то, что раздражает евреев, уже является победой арабов». Но были и противоположные взгляды. Так, главный редактор крупнейшей египетской газеты «Аль-Ахбар» Галаль Давидар писал, что «веря в демократию, основанную на ценностях свободы слова, мы обязаны защитить египетское искусство от варварской атаки, которой оно подверглось». А создатель телесериала и ведущий актер в нем Мухаммад Субхи стал популярным гостем в арабских газетах и на телеканалах. В интервью египетскому оппозиционному еженедельнику «Аль-Усбуа» Субхи заявил, что «Америка вмешивается в наши внутренние дела, она хочет сменить Саддама Хусейна и Ясира Арафата, а теперь она запрещает нам показывать комический сериал. Тот, кто утверждает, что этот сериал приведет к кризису в отношениях между Египтом и Израилем, ничего не понимает».
Одновременно с этим для лучшей оценки состояния египетско-израильских отношений в наступившем веке и настроений, царящих в египетской интеллектуальной среде, на наш взгляд, следует упомянуть историю египетского драматурга Али Салема. Известный писатель в 1994 г. совершил поездку в Израиль. По его словам, сделал он это «не из любви к Израилю, а из-за желания избавиться от ненависти к нему». По возвращении Али Салем написал книгу «Поездка в Израиль», в которой поделился своими впечатлениями. Реакция на выход книги была более чем жесткой. Коллеги драматурга перестали с ним здороваться, и в 2001 г. после нескольких предупреждений его исключили из союза писателей Египта с формулировкой «пособничество сионизму». Но, что примечательно, Али Салем не смирился с подобным развитием событий. Он подал в суд и добился восстановления его членства в союзе писателей. Более того, Али Салем принял активное участие в налаживании культурных связей с Израилем, многократно еще совершал поездки в Тель-Авив, давая там интервью и читая лекции в израильских университетах.
Но главным фактором, вызывающим охлаждение египетско-израильских отношений, был и остается палестинский вопрос. Египетская пресса крайне негативно относится к действиям Израиля на оккупированных территориях. Египетские газеты оправдывают террористические акты, совершаемые шахидами. Как пишет газета «Аль-Ахбар», «Израиль боится только этого законного палестинского оружия - тел шахидов, которые смогут пробить израильскую гордость и тупость израильских лидеров». А главный редактор другой египетской газеты «Аль-Джумхурия» Самир Рагаб пишет: «Израильтяне продолжат называть храбрых палестинцев террористами, если те продолжат проводить акции возмездия в ответ на израильские преступления. Израильтяне не добьются ни безопасности, ни мира, пока они продолжат разрушать дома и проливать кровь невинных». А более умеренная газета «Аль-Ахрам» в своей передовице под заголовком «Когда же израильские лидеры начнут учиться на своих ошибках?» пишет: «Насилие порождает ответное насилие, а самые строгие меры безопасности не смогут предотвратить пролитие крови в результате акций шахидов. Единственное решение - это вернуться за стол переговоров и прийти к общему знаменателю». Вместе с тем оправдывают террористические действия палестинцев и египетские духовные лидеры. В частности, верховный муфтий Египта Ахмад Ат-Тиб заявил, что «поскольку Израиль является агрессором, а американская администрация поддерживает израильскую политику насилия, у палестинцев есть полное право взрывать все, что они пожелают». В свою очередь, израильское правительство обвиняет Египет в том, что Каир снабжает палестинцев оружием, несмотря на то, что египетский президент неоднократно отвергал это обвинение.
В целом Египет можно считать образцом прагматичного подхода к Израилю. На это указывает и израильская газета «Иерусалим пост», отметив следующие принципы внешнеполитической стратегии Египта:
1. Египет стремится к гегемонии в арабском мире и на Ближнем Востоке.
2. Никакая другая страна не имеет права ограничивать влияние Египта в регионе.
3. Любой сильный региональный союз должен быть во главе с Египтом. Если возникнет альтернативный союз (наподобие Израиля и Турции), то это вызовет протест в Каире.
4. Положение Египта требует, чтобы он имел дружественные отношения со всеми странами региона.
5. Египет хочет быть арбитром в палестино-израильском конфликте, претендует на роль покровителя сирийско-израильских переговоров и спонсора возвращения Ирака в арабский мир. Египет претендует на роль главного арабского союзника США.
6. Египет заинтересован в стабилизации положения в регионе.
7. Египет придерживается умеренного национализма и не питает никаких иллюзий относительно идей арабского единства.
8. Египет не заинтересован в конфликте с Израилем. Последствия конфликта могут тяжело отразиться на его экономическом положении.
Существующее недоверие между двумя странами, взаимная подозрительность относительно намерений друг друга накладывают весьма негативный отпечаток на египетско-израильские отношения и не позволяют им реально стать добрососедскими. Данное обстоятельство в значительной мере объясняет наращивание обоими государствами своих военных потенциалов. В Египте не забыли слова, сказанные в свое время премьер-министром М. Бегином президенту X. Мубараку о том, «что для израильских танковых соединений достаточно одних суток, чтобы преодолеть синайские пески и выйти в случае необходимости на Суэцкий канал». В связи с избранием А. Шарона главой правительства Израиля египетский маршал X. Тантави заявил, что хотя Египет и «стремится к миру, однако при этом ему не следует забывать готовиться к войне».
В Каире главную стратегическую угрозу по-прежнему видят со стороны Израиля. При этом особую озабоченность у египтян вызывает наличие у него ядерного оружия, что не подвергается сомнению (по египетским оценкам, у Израиля до 200 ядерных боеголовок). Египет обвиняет Израиль в гонке вооружений, отказе подписать Договор о нераспространении ядерного оружия - ДНЯО и провести международную инспекцию ядерных объектов. Египетские дипломаты неоднократно заявляли, что ядерное оружие в руках одного Израиля неумолимо должно привести к его появлению и распространению в других странах региона. Как пишет один из ведущих египетских аналитиков Мохаммед Сид-Ахмед, «Вашингтон считает, что Израиль имеет «моральное право» на наличие ядерного оружия, видя в нем гарантию своей безопасности».
Сам же Египет выступает за превращение Ближнего Востока в зону, свободную от ОМП (Оружие массового поражения) и не имеет ядерных амбиций. Страна является участником ДНЯО. Вместе с тем Мубарак заявил, что Египет может стать его обладателем, если будет необходимо ответить на израильскую ядерную угрозу. Следует отметить, что египетские программы ядерных вооружений закончились неудачей и в течение длительного времени не развиваются. В середине 90-х годов египетское руководство пыталось оказать давление на Израиль, требуя, чтобы Тель-Авив присоединился к ДНЯО, но так и не достигло своих целей. В ответ на такую реакцию израильтян египетское руководство в конце 1997 г. возобновило свою ядерную программу. В частности, с помощью Аргентины было возобновлено строительство ядерного реактора в Аншасе.


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.