На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Содержание и техника составления бухгалтерского баланса в ООО «Айкай»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ» 

ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

Кафедра бухгалтерского учета и аудита 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине: «Бухгалтерская (финансовая) отчетность»
на тему: «Содержание и техника составления  бухгалтерского баланса 
в ООО  «Айкай» 
 
 
 

                                               
                                                           Проверила: И. П. Селезнева 

Выполнил: студентка 4 курса О. В.Лагунова
                                                    (специальность 080109 – «Бухгалтерский
учет, анализ и аудит», гр. 97, шифр 0805081) 
 
 
 
 

 
Ижевск 2011
Содержание 

Введение………………………………………………………………………….3
1. Экономическое  содержание бухгалтерского баланса………………………5
1.1. Сущность, значение и функции бухгалтерского  баланса………………..5
1.2. Виды  балансов и их классификация………………………………………8
1.3. Строение и структура бухгалтерского баланса…………………………..13
2. Организационно-экономическая  и правовая характеристика ООО «Айкай»…………………………………………………………………………25
2.1. Местоположение  и правовой статус организации……………………….25
2.2. Организационное  устройство, размер и специализация…………………27
2.3. Основные  экономические показатели…………………………………….31
2.4. Организация  общей системы бухгалтерского  учета и формирования бухгалтерской  отчетности………………………………………………………39
3. Техника  составления бухгалтерского баланса  в ООО «Айкай»…………..44
3.1. Организация  подготовительной работы составления  бухгалтерского баланса……………………………………………………………………………44
3.2. Трансформация  показателей бухгалтерского учета  с целью составления бухгалтерского  баланса………………………………………………………….49
3.3. Рационализация формы бухгалтерского баланса и техники его составления………………………………………………………………………57
Заключение…………………………………………………………....................60
Список  литературы………………………………………………………………63
Приложения……………………………………………………………………...65 
 
 
 
 
 

Введение 

     В современных экономических условиях существенно возрастает значение финансовой информации, достоверность, оперативность и объективность которой позволяют всем участникам хозяйственного оборота представить и понять финансовой состояние и финансовые результаты деятельности конкретной компании.
     В бухгалтерском балансе хозяйственные  средства представлены, с одной стороны, по их видам, составу и функциональной роли в процессе воспроизводства  совокупного общественного продукта, а с другой - по источникам их формирования и целевому назначению. Состояние хозяйственных средств и их источников показывается на определенный момент, как правило, на первое число отчетного периода в стоимостном выражении. Принимая во внимание, что их группировка и обобщение в бухгалтерском балансе приводится и на начало года, можно утверждать, что состояние показателей приведено не только в статике, но и в динамике.
     Это значительно расширяет границы  познания сущности бухгалтерского баланса, его места в определении финансовой устойчивости экономического субъекта на рынке товаров, работ, и услуг.
     Сущность  бухгалтерского баланса проявляется  в его назначении. С одной стороны, он является частью метода бухгалтерского учёта. С другой стороны, бухгалтерский  баланс - одна из форм периодической  и годовой отчетности.
     Среди других слагаемых метода бухгалтерского учёта двойственное назначение характерно только для бухгалтерского баланса.
     В этой двойственности не только суть закона единства противоположностей, но и  основа для оценки финансового положения  фирмы. С целью большей доступности понимания экономической сущности объектов, отражаемых в составе отдельных статей, в балансе дана их группировка. Потенциальные инвесторы и кредиторы изучают и оценивают содержание и отношения между отдельными группами и подгруппами актива и пассива баланса, их взаимосвязь между собой.
     Бухгалтерский баланс является наиболее информативной  формой, которая позволяет принимать  обоснованные управленческие решения.
     Умение  читать баланс - знание содержания каждой его статьи, способа ее оценки, роли в деятельности предприятия, связи с другими статьями, характеристики этих изменений для экономики предприятия.
     Все это доказывает актуальность выбранной  темы исследования.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение и раскрытие методики составления бухгалтерского баланса в теории и на практике.
Задачами  курсовой работы являются:
- рассмотреть  роль и назначение бухгалтерских  балансов;
- охарактеризовать  классификацию бухгалтерских балансов;
- раскрыть  структуру и строение бухгалтерских  балансов;
- описать  практику заполнения годового  бухгалтерского баланса организации ООО «Айкай»;
- представить  выводы и предложения по проделанной  работе.
     Нужно так же отметить, что в работе широко использована литература самых  различных направлений. Но основными являются Положение по бухгалтерскому учету, законодательные акты, законы и постановления. Большой материал был использован из журналов: Российский налоговый курьер, МБУ и Бухгалтерский учет. 
 
 
 
 
 
 
 

1. Экономическое  содержание бухгалтерского баланса 

1.1. Сущность, значение и функции бухгалтерского  баланса 

     Термин  «баланс» широко известен специалистам в области учета, анализа, планирования и употребляется в значении равновесия (от фр. balance - весы). В экономике применяются  различные виды балансов: бухгалтерский; баланс доходов и расходов предприятия; баланс основных фондов; баланс денежных доходов и расходов населения; материальный баланс; баланс трудовых ресурсов; баланс платежный; межотраслевой баланс и др.
     Общая идея применения балансового метода состоит в выравнивании суммарного значения показателей, записанных в левой и правой сторонах уравнения.
     Первый  опыт построения балансов принадлежит  бухгалтерскому учету. Балансовое обобщение  информации позволяет выявить финансово-имущественное  положение экономического субъекта. Это достигается за счет двойственной группировки объектов бухгалтерского наблюдения:
- по  их функциональной роли в процессе  производственно-хозяйственной и  финансовой деятельности (экономическое  содержание балансового уравнения);
- по источникам образования имущества хозяйственной единицы (юридический подход).
     Бухгалтерские балансы предназначены для отражения  финансового положения экономического субъекта на конкретные моменты времени: на дату создания организации (регистрации  Устава); начало и конец отчетного периода (финансового года); даты составления промежуточных финансовых отчетов (за месяц, квартал, полугодие, девять месяцев); в случаях санации, банкротства, ликвидации, реорганизации или др.
     Основу  информационной бухгалтерской системы любого отчетного или промежуточного периода составляет входящий бухгалтерский баланс. Последующие факты хозяйственной жизни меняют показатели бухгалтерского баланса. Бухгалтерия идентифицирует, оценивает, классифицирует и регистрирует эти хозяйственные операции согласно общепринятым принципам, отражает и накапливает их в учетных системах, сводит воедино для составления новых бухгалтерских балансов (допустим, в конце квартала или года).
     Бухгалтерский баланс можно сравнить с моментальным снимком финансового состояния предприятия, на котором нашли отражение два равновеликих изображения:
- чем  располагает предприятие (имущество,  классифицированное по функциональному  признаку);
- за  счет каких источников появилось  данное имущество (капитал собственника  и привлечённый капитал).
     При построении бухгалтерских балансов должны быть учтены требования следующих  принципов:
1. Денежного  выражения - показатели приведены  в едином денежном измерителе, обобщающем объекты бухгалтерского  наблюдения в однородную информационную модель.
2. Обособленного  предприятия - бухгалтерский баланс  относится к предприятию, а  не к лицам, связанным с ним  (собственникам, кредиторам, дебиторам  и т.д.); в активе учитывается  имущество, принадлежащее предприятию  на праве собственности или  находящееся под полным контролем (в американском учете - контролируемое имущество).
3. Действующего  предприятия - период времени,  в течение которого будет существовать  предприятие, неизвестен, его ликвидация  не намечается (имущество, показанное  в балансе, оценивается по учетной стоимости, в случае ликвидации предприятия делается особая отметка и вступают в силу специальные правила оценки показателей баланса).
4. Учета  по себестоимости - активы отражаются  в балансе по суммам, оплаченным  за их приобретение (первоначальная стоимость), а не по текущим рыночным ценам (в условиях гиперинфляции допускаются переоценки активов посредством государственного регулирования).
5. Двойственности - концепция двойственности очевидна  из того факта, что активы  на левой стороне бухгалтерского баланса равны общей сумме собственного и привлеченного (кредиторская задолженность) капитала на правой его стороне.
     При рассмотрении бухгалтерских балансов в первую очередь следует классифицировать их на статические и динамические. Статические балансы формируются на основе моментальных показателей, рассчитанных на определенную дату. Статические балансы подробно изучаются в следующем параграфе. Динамические балансы отражают данные об имуществе экономического субъекта и источниках его образования не только по моментальным показателям, но и в движении - в виде интервальных показателей (оборотов за отчетный период). Примерами динамического баланса могут служить шахматный оборотный баланс и оборотная ведомость.
     Бухгалтерский баланс как элемент метода бухгалтерского учета венчает процедуру обработки бухгалтерских данных, обобщая их в информационную модель финансового состояния экономического субъекта. Информация этой модели, представленная в виде отчетных показателей балансовых строк основной формы финансовой отчетности, выступает несравнимым источником при оценке (анализе) функционирования хозяйственной единицы, ее производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, направленной на совершенствование или развитие всей системы управления предприятием. На основе данных, представленных в балансе, заинтересованные пользователи имеют возможность изучать наличие, размещение и использование ресурсов, платежеспособность и финансовую устойчивость организаций и удовлетворять, таким образом, свои информационные потребности. 

1.2. Виды  балансов и их классификация 

     В бухгалтерском учете существует множество видов бухгалтерских  балансов, которые отличаются в зависимости  от цели их составления. В работе предлагается классифицировать бухгалтерские балансы  по следующим признакам [7, С. 15]:
1) время  составления; 
2) источник  составления; 
3) объем  информации;
4) характер  деятельности;
5) объект  отражения; 
6) способ  очистки.
     Воспользуемся предложенной схемой классификации  для выработки более четкого  представления о видах балансов. Первая классификация (по времени составления) представляется основополагающей. Рассмотрим 6 разновидностей баланса, выделенных по этому признаку.
     Вступительные балансы составляют в момент организации  предприятий (регистрация Устава). Со вступительного баланса начинается ведение бухгалтерского учета данного хозяйствующего субъекта. Различают вступительные балансы вновь создаваемых предприятий и хозяйствующих единиц, образованных на условиях правопреемственности ранее действовавших. В первом случае во вступительном балансе отражается уставный капитал, зарегистрированный в Уставе предприятия, и инвентарные перечни реально внесенного имущества и имущественных (в основном денежных) обязательств учредителей по взносам в уставный капитал. Во втором случае (создаваемое предприятие организовано на базе ранее действовавшего) вступительный баланс может соответствовать заключительному ликвидационному балансу предприятия, правопреемником которого создаваемое предприятие выступает, правда, с уточнением оценки отдельных статей ликвидационного баланса. И наконец, когда вступительный баланс составляется для предприятия, приобретенного на аукционе по * цене, превышающей (занижающей) чистую стоимость идентифицированных материальных и неосязаемых активов, необходимо ввести во вступительный баланс положительный или отрицательный гудвилл (цену фирмы или стоимость ее репутации).
     Текущие балансы. В отличие от вступительных  балансов, которые составляются только один раз (в момент организации предприятия), текущие балансы разрабатываются в соответствии с принципом учетного периода периодически в течение всего времени функционирования предприятия и подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие).
     Начальные и заключительные балансы разрабатываются в начале и конце финансового года. При этом следует помнить, что исходящие данные на конец отчетного периода (года) служат начальными (входными) данными на начало следующего финансового года. Коллация (тождественность) преемственных данных обязательна.
     Промежуточные балансы составляются за периоды, находящиеся  между началом и концом отчетного  периода. В России промежуточные  балансы заполняются итоговыми  показателями за первый квартал (за три  месяца), за полугодие (за шесть месяцев) и по окончании третьего квартала, т.е. нарастающими данными за девять месяцев.
     Промежуточные балансы отличаются от заключительных, с одной стороны, набором прилагаемых  отчетных форм, раскрывающих отдельные  балансовые статьи; с другой - источниками  составления баланса (промежуточные балансы строятся по данным текущего (книжного) учета, а заключительные балансы, кроме того, подтверждаются данными полной инвентаризации всех статей баланса - основных средств и нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств при расчетах предприятия). Показатели заключительных балансов наиболее адекватно отражают объекты бухгалтерского наблюдения.
     Санируемые  балансы. Потребность в такой  разновидности балансов возникает  только в исключительных случаях, когда  предприятие находится на пороге банкротства (несостоятельности выплачивать долги) и необходимо определиться: принять решение о ликвидации (прекращении деловой активности) путем объявления о банкротстве или испытать последний шанс - убедить кредиторов в целесообразности отсрочки платежей. Для составления санируемого баланса привлекаются независимые аудиторы, которые еще до срока составления заключительного баланса (т.е. до окончания финансового года) должны выдать заключение о реальном состоянии дел на предприятии, величине понесенного убытка, путях и реальности его покрытия в будущем, возможных сроках реализации мероприятий, направленных на оздоровление финансового состояния предприятия. Подобный баланс, как правило, существенно отличается от отчетных балансов, составленных бухгалтерским аппаратом предприятия, так как аудиторы зачастую подвергают значительной уценке статьи баланса, не соответствующие реальности.
     Ликвидационные  балансы. Эти балансы составляются при ликвидации предприятия и  разрабатываются неоднократно:
- на  начало периода ликвидации (вступительный ликвидационный баланс);
- в ходе  периода ликвидации предприятия  (промежуточные ликвидационные балансы;  их количество зависит от длительности  ликвидационного процесса, информационных  потребностей владельцев и кредиторов);
- на  конец периода ликвидации (заключительный  ликвидационный баланс).
     В соответствии с принципом действующего предприятия при его ликвидации вступают в силу особые правила оценки имущества хозяйствующего субъекта: в ликвидационном балансе они  отражаются не по учетной (исторической или восстановительной) стоимости, а по цене возможной реализации каждого актива в отдельности на момент ликвидации.
     Разделительные  балансы составляются в момент разделения крупного предприятия на несколько  более мелких предприятий (структурных единиц) или при передаче одной или нескольких структурных единиц данного предприятия другому предприятию (в последнем случае баланс называется передаточным).
     Объединительные балансы разрабатываются при  объединении (слиянии) нескольких предприятий в одно предприятие или при присоединении одной или нескольких структурных единиц к данному предприятию.
     Рассмотренные характеристики относятся к классификации  бухгалтерских балансов по времени  их составления. Рассмотрим классификацию  балансов по пяти остальным признакам.
     Классификация по источникам составления. При изучении текущих балансов упоминались балансы, составленные по данным текущего бухгалтерского учета и по результатам, зафиксированным  в инвентарях (описях). По признаку источника  составления выделяются инвентарные, книжные и генеральные балансы.
     Инвентарные балансы составляются только на основании  инвентарей имущества, средств в  расчетах, обязательств. Примером инвентарного баланса считается вступительный  или организационный баланс. Инвентари разрабатывают также в тех случаях, когда необходимо рассчитать балансирующие показатели вступительного баланса индивидуального частного предприятия или государственного (муниципального) предприятия, какими признаются Капитал собственника или Уставный фонд, а также при возникновении нового предприятия на существующей ранее имущественной основе или при изменении хозяйством своей формы (например, превращение его из государственного в акционерное).
     Книжный баланс строится по данным текущего бухгалтерского учета без предварительной проверки книжных записей путем инвентаризации.
     Генеральный баланс считается самым реальным, так как в его основу положены текущие учетные (книжные) записи и  результаты инвентаризации, предшествующие формированию балансовых статей.
     Единичные балансы характеризуют деятельность только одного предприятия.
     Сводные (или консолидированные) балансы. Различают  два вида сводных балансов в зависимости  от объекта и способа их составления.
     Во-первых, сводные балансы разрабатывают  министерства и ведомства, рассчитывая агрегированные данные в целом по отрасли или по подведомственным единичным предприятиям путем простого суммирования одноименных показателей и исключения остатков по взаимным расчетам между предприятиями внутри отрасли.
     Во-вторых, сводные (или консолидированные) балансы составляет Группа (холдинг, концерн), представленная материнской и ее дочерними компаниями. Сводный баланс формирует информацию о Группе как о едином предприятии и показывает, каким был бы собственный баланс материнской компании, если бы она закрыла все дочерние и сама осуществляла непосредственное управление их деятельностью. Данный баланс составляется не просто суммированием одноименных показателей, а осуществлением следующих корректировок:
- исключением  инвестиций материнской компании в уставные капиталы дочерних предприятий и исключением соответствующих долей материнской компании в уставных капиталах дочерних предприятий;
- исключением  остатков по взаимным расчетам  внутри группы;
- исключением  дивидендов, выплаченных внутри группы, а также прочих взаимных расходов и доходов.
     По  характеру деятельности балансы  подразделяются на основной и неосновной деятельности. К основной относится  деятельность, соответствующая профилю  предприятия и зарегистрированная в его Уставе. Все прочие виды деятельности считаются неосновными. В последнее время данному признаку классификации не уделяется должного внимания и, как правило, все виды деятельности (основные и неосновные) отражаются в одном балансе (основной деятельности).
     По  объекту отражения балансы делятся на самостоятельные и отдельные. Самостоятельный баланс имеют только хозяйствующие субъекты, наделенные правами юридического лица. Отдельные балансы составляют подразделения предприятий (филиалы, отделы, цехи, представительства и т.д.).
     По  способу очистки могут быть балансы-брутто и балансы-нетто.
Баланс-брутто - это баланс, включающий в себя регулирующие статьи.
Баланс-нетто - это баланс, из которого регулирующие статьи исключены. Исключение из баланса  регулирующих статей называют его очисткой. Например, если торговая надбавка, износ основных средств и т.д. показываются в активе со знаком минус, то это означает баланс-нетто, если в пассиве, то речь идёт о балансе-брутто. 

1.3. Строение  и структура бухгалтерского баланса 

      Бухгалтерский баланс представляет собой способ экономической группировки имущества по его составу и размещению и источникам его формирования на первое число, месяца, квартала, года. Следовательно, в бухгалтерском балансе имущество предприятия рассматривается с двух позиций: по составу и размещению (актив баланса) и по источникам образования (пассив баланса).
      По  внешнему виду бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, левой  частью которой является актив, а  правой - пассив. В бухгалтерском  балансе всегда соблюдается равенство сумм левой и правой сторон. Основным элементом баланса является балансовая статья. Под статьей понимается показатель (строка) актива и пассива баланса, характеризующий отдельные виды имущества, источников его формирования, обязательств предприятия.
      По  составу активы, входящие в имущество, подразделяются на внеоборотные и оборотные.
      Внеоборотные (долгосрочные) активы - активы, полезные свойства которых ожидается использовать в течение нескольких лет. К ним  относятся основные средства, капитальные и другие финансовые вложения, нематериальные активы.
      Основные  средства - это часть средств производства, целиком и полностью участвующие  в хозяйственной деятельности предприятий  в течение длительного времени, не меняющие своей натуральной формы  и переносящие свою стоимость на продукт постепенно, по мере износа. Практически к основным средствам относя средства со сроком полезного использования больше 12 месяцев. К основным средствам относятся здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения и прочее. Согласно Положению по бухгалтерскому учёту «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), в составе основных средств должны учитываться находящиеся в собственности предприятия земельные участки и объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы). Эти средства обладают материальной субстанцией и относятся к осязаемым активам.
      Между тем в учёте отражаются и так  называемые неосязаемые активы.
Нематериальные  активы - вид внеоборотных активов, которые не имеют физической основы, но представляют ценность, базирующуюся на правах и привилегиях собственников (объекты интеллектуальной собственности). Стоимость нематериальных активов устанавливается индивидуально в момент их приобретения.
      К нематериальным активам относятся  цена фирменной марки, стоимость  патентов, авторских прав, прав на «ноу-хау». «Ноу-хау» - это специальные технические и экономические знания, которые за вознаграждение могут быть предоставлены и другим предприятиям.
Правила формирования в бухгалтерском учёте  информации о нематериальных активах  изложены в ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов». Кроме того, к нематериальным активам относятся организационные расходы (расходы, связанные с образованием предприятия) и «гуд вилл» (деловая репутация предприятия).
     Капитальные вложения - затраты, связанные со строительством, приобретением основных средств, а также приобретением нематериальных активов. Эти активы учитываются как капитальные вложения до момента ввода в эксплуатацию.
      Доходные  вложения в материальные ценности - вложения предприятий в финансовую аренду, представляющую собой новые объекты основных средств исключительно для сдачи их в аренду заранее известному арендатору с рассрочкой в оплате по договорным промежуточным платежам. При капитальной финансовой аренде договор на неё может предусматривать передачу прав собственности на имущество арендатору по окончании договора аренды и полном завершении расчётов.
      Финансовые  вложения - инвестиции предприятия, связанные  с приобретением акций и других ценных бумаг с вложением в  уставные капиталы других предприятий, с целью получения доходов на срок более года.
      Оборотные средства (активы) - вложения финансовых ресурсов в объекты, использования  которых осуществляется в рамках одного воспроизводственного цикла  либо в течение относительно короткого  календарного времени (как правило, не более одного года). В работе большинства предприятий оборотные средства имеют решающее значение, именно они формируют конечные результаты их деятельности.
      В составе оборотных средств можно  выделить:
1. Товарно-материальные  ценности (запасы), методологические основы формирования которых установлены ПБУ 5/98 «Учет материально-производственных запасов». В ПБУ выделяются:
- материально-производственные  запасы - сырьё, материалы, топливо,  и т.д. Они полностью потребляются  в процессе оного производственного цикла, поэтому вся их стоимость сразу переносится на себестоимость изготовляемой продукции.
- готовая  продукция на складе или отгруженная  потребителю учитывается по фактической  себестоимости, которая включает  в себя затраты материальных  и трудовых ресурсов, начисления к фонду оплаты труда на социальные нужды (пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.), затраты на топливо и электроэнергию, расходы на организацию производства (общепроизводственные расходы) и управления предприятием (общехозяйственные расходы), амортизацию оборудования.
- товары - на складе, в пути, в торговом  зале. Товары, приобретённые для  перепродажи, закупаются с целью  последующей реализации по более  высоким ценам, без дополнительной  обработки.
2. Денежные  и прочие средства;
- денежные  средства - финансовые ресурсы предприятия  в банке, на расчётном и прочих  счетах и наличные деньги в  кассе и в пути.
- краткосрочные  финансовые вложения - акции, облигации,  векселя, чеки, находящиеся в распоряжении  предприятия, финансирование деятельности сторонни предприятий, а также о выдаче краткосрочных займов на коммерческой основе.
- дебиторская  задолженность - задолженность юридических  и физических лиц перед предприятием, например задолженность покупателей  за отгруженные, но ещё неоплаченные товары, авансовые перечисления. При этом предприятия и лица, которые должны предприятию, называются дебиторами, а сама задолженность - дебиторской.
Оборотные средства подразделяются на нормируемые  и ненормируемые.
По нормируемым  оборотным средствам устанавливаются нормативы запасов, например, норматив материальных запасов, незавершённого производства, товары на складе или в торговом зале, денежные средства в кассе. Ненормируемые - средства, размер которых неограничен (денежные средства на расчётном счёте в банке, товары в пути).
Отвлеченные средства - это средства временно изъятые  из оборота, участвующие в нём. Это  начисленные налоги, платежи из прибыли, убытки.
Основным  принципом группировки хозяйственных  средств по источникам образования  и целевому назначению является степень закрепления их за данным предприятием. Исходя из этого хозяйственные средства делятся на следующие:
- собственные  (закреплённые);
- заёмные  (привлечённые).
      Собственные средства - фонды, целевое финансирование, резервы и прибыль.
      Для осуществления хозяйственной деятельности необходимо иметь соответствующий  источник, или, как это принято  называть в мировой экономике, капитал. Капитал - это не совокупность товарно-материальных ценностей, а сумма стоимости  этих товарно-материальных ценностей, т.е. величин отношений, определяемых общественным характером мирового хозяйства.
      Сами  товарно-материальные ценности, вырванные  из сложившейся структуры общественного  производства, стоимости не имеют  и поэтому капитала не составляют. Например, кассовый аппарат на пустынном острове не имеет никакой стоимости, и владение им не делает человека собственником в общественном понимании этого слова. Товарно-материальные ценности становятся суммой стоимостей только при соответствии их уровню общественного производства. Но и это ещё не капитал. Капиталом данная сумма стоимостей становится лишь тогда, когда она используется с целью получения дохода. Швейная машина, стоящая у нас дома, конечно, имеет стоимость, но не является капиталом до тех пор, пока её не начинают использовать для пошива одежды с целью её дальнейшей реализации.
      Так как капитал должен приносить  доход, то требуется вести учёт вложения источника (капитала) в средства (товарно-материальные ценности).
Основной  собственный источник хозяйственных  средств предприятия - уставный капитал. Его первоначальная величина фиксируется в уставе предприятия (без фиксирования в уставе документ фактически не имеет смысла). Уставный капитал может быть размещён в любых средствах - как в товарно-материальных, так и в денежных. Направления и величина уставного капитала определяются собственником предприятия.
      Уставный  капитал представляет собой зарегистрированную в учредительных документах (уставе предприятия) величину собственного капитала, внесённого учредителями в виде денежных средств или другого имущества при организации предприятия:
- в обществах  с ограниченной ответственностью - в сумме долей учредителей,  определённых учредительными документами;
- в хозяйственных  товариществах - в сумме долей  учредителей в уставный капитал;
- в акционерных  обществах - в совокупной номинальной  стоимости акций всех видов;
- в производственных  кооперативах - в сумме паевых  взносов в виде денежных средств  и другого имущества, объединённого  членами кооператива для совместного  ведения предпринимательской деятельности;
- на  государственных и муниципальных  унитарных предприятиях, основанных  на правах хозяйственного ведения  или оперативного управления, - в  сумме имущества, закреплённого  собственником этого имущества  за предприятием.
      В условиях рыночной экономики у предприятий и организаций может происходить текущее изменение капитала, в принципе не определяющее необходимость перерегистрации уставного капитала. В результате появилось понятие добавочного капитала.
Добавочный  капитал включает в себя:
- суммы  до оценки внеоборотных активов  предприятий, проводимой в установленном  порядке;
- эмиссионный  доход, который возникает при  формировании уставного капитала  путём дополнительной эмиссии  акций или изменения номинальной  стоимости акций).
      В условиях рыночной экономики важное значение представляет создание и правильное использование резервных фондов и платежей. Резервирование прибыли осуществляется для пополнения уставного капитала и выплаты дивидендов при отсутствии или недостаточности прибыли отчётного года для этих целей или для покрытия возможных в будущем непредвиденных убытков и потерь резервирование предстоящих платежей путём заблаговременного включения в издержки обращения части расходов, до того как они фактически произведены. Благодаря образованным резервным капиталам у предприятий появляется возможность в отдельные отчетные периоды, несмотря на низкую прибыль всё же выдавать дивиденды в установленных пределах.
      Резервный капитал - это страховой капитал  предприятия, предназначенный для  возмещения убытков от хозяйственной деятельности, а также для выплаты доходов инвесторам или кредиторам, если на эти цели не хватает прибыли. Средства резервного капитала выступают гарантией бесперебойной работы предприятия и соблюдения интересов третьих лиц. Резервный капитал создаётся в соответствии с законодательством и учредительными документами предприятия на покрытие возможных в будущем непредвиденных убытков и потерь. Образуется он за счёт отчислений от прибыли в размерах, предусмотренных уставом или учредительными документами предприятия. АО зачисляют в этот фонд эмиссионный доход. Резервный капитал может также создавать в обществах с ограниченной ответственностью. Другие предприятия создают резервный фонд за счёт прибыли, оставшейся в их распоряжении.
      Образование резервного капитала может носить обязательный и добровольный характер. В первом случае он создаётся в соответствии с законодательством РФ, во втором - в соответствии с порядком, установленным в учредительных документах предприятия. В настоящее время создание резервного капитала обязательно только для акционерных обществ и совместных предприятий. Учет образования резервного капитала должен обеспечивать получение информации, необходимой для контроля соблюдения его верхней и нижней границ. Во всех случаях предельная величина резервного капитала не должна превышать той суммы, которая определена собственниками и зафиксирована в учредительных документах предприятия.
      Сумма резервного капитала в АО не может  быть меньше 10% суммы уставного капитала. В совместных предприятиях сумма резервного капитала не меньше 25% уставного капитала.
      Закон об АО предусматривает следующие  направления использования средств  резервного капитала:
- покрытие  убытков;
- погашение  облигаций общества;
- выплата  дивидендов акционерам в случае отсутствия или недостаточности прибыли;
- выкуп  акций общества в случае отсутствия  иных средств.
      Фондами специального назначения называется совокупность средств, формируемых из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, или  образуемых за счёт безвозмездных взносов  учредителей для использования  в определённых, заранее установленных  целях. По экономическому содержанию и назначению большинство фондов предприятия относится к фондам потребления или накопления.
      Фонды накопления - это часть чистой прибыли, предназначенная для технического перевооружения, реконструкции, расширения, освоения производства новых видов продукции, строительства и обновления основных производственных фондов. Часть средств этих фондов используется в качестве взносов в создание инвестиционных фордов, совместных предприятий, акционерных обществ. Этот фонд аккумулирует средства заранее распределённой и зарезервированной части чистой прибыли в соответствии с учредительными документами или по решению участников предприятия.
      За  счет средств фондов накопления финансируют  в основном капитальные вложения на производственное развитие предприятия. При этом осуществление капитальных вложений за счёт собственной прибыли предприятия не уменьшает величину фонда накопления, а происходит преобразование финансовых средств в имущественные ценности. Фонд накопления уменьшается только при использовании его средств на погашение убытков отчетного года, распределении суммы прибыли между учредителями, а также в результате списания за счёт фондов расходов, не включенных в первоначальную стоимость вводимых в эксплуатацию объектов основных средств.
      Фонды потребления образуются для финансирования социального развития предприятия, материального поощрения работников и социальной защиты персонала. Средства фонда расходуются на приобретение путёвок в санатории, детские учреждения, на жилищное строительство, дотации на питание, приобретение проездных билетов, материальную помощь. Создается фонд за счёт прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, в размере нормативов, установленных учредительными документами. Отличительная особенность фондов потребления в том, что мероприятия и расходы, финансированные из них, не приводят к образованию нового имущества предприятия. Сами фонды создаются за счёт прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Фонды социальной сферы образуются за счёт нераспределённой прибыли, направленной, согласно учредительным документам, в качестве финансового обеспечения развития (капитальных вложений) социальной сферы. В состав фонда входит также разница от переоценки внеоборотных активов непроизводственного назначения и стоимость безвозмездно полученного имущества непроизводственного назначения.
      Целевое финансирование - безвозмездно выделенные другими предприятиями или бюджетом средства, которые становятся собственностью предприятия и используются им на какие-либо цели, оговоренные при передаче либо по своему усмотрению. К целевым финансированию и поступлениям относят средства, получаемые предприятием на строго определённые цели:
- содержание  детских учреждений;
- подготовку  кадров;
- научно-исследовательские работы и прочее.
      Финансирование  осуществляется за счёт ассигнований из государственного бюджета, взносов  родителей, платы за обучение, средств  фондов специального назначения, полученных от других предприятий, и др. Обычно из целевых источников частично финансируются соответствующие мероприятия.
      Средства  целевого финансирования и целевых  поступлений расходуются в строгом  соответствии с утверждёнными сметами. Запрещается использование целевых  средств не по назначению и направление  других средств на нужды, финансирование которых должно осуществляться за счёт только целевых источников.
      Резервы - источники средств, предназначенные  для покрытия в будущем целевых  расходов (оплата отпусков, текущий  ремонт и т.д.).
      Прибыль - основной источник хозяйственных средств любого предприятия, это результат его хозяйственно-финансовой деятельности, которая складывается как разница между его доходами и расходами. Прибыль направляется на пополнение основных и оборотных средств, освоение и развитие новых производств, материальное поощрение работников, выплату дивидендов, расчёты с учредителями и другие цели.
Заемные средства - кредиты банков, обязательства  по распределению, кредиторская задолженность.
      Кредиты банков. В ходе производственной деятельности предприятие может испытывать нехватку средств, особенно для осуществления каких-то крупных мероприятий. Временную нехватку средств предприятие покрывает за счёт банковских кредитов, которые банк предоставляет за определённый процент, зависящий от характера ссуды, её срочности и коммерческой надёжности заёмщика. В настоящее время кредиты банков имеют большое значение в обеспечении хозяйственной деятельности предприятий, так как именно они способствуют увеличению продукции предприятий, росту объёма реализации и услуг.
      Банковский кредит выдаётся банками в виде денежных ссуд, которые используются для расширения производства и как источник платёжных средств для текущей деятельности на условиях срочности, платности, возвратности, обеспеченности.
       Кредиторская  задолженность (временно привлечённые средства) - долги предприятия другим предприятиям и отдельным лицам, например поставщикам за полученные, но неоплаченные товары. При этом предприятие и лица, которым предприятие должно, называются кредиторами, а сама задолженность - кредиторской.
       Обязательства по распределению - задолженность по начисленной, но ещё не выплаченной  заработной плате; задолженность по начисленным, но не перечисленным в  бюджет налогам, удерживаемым с рабочих  и служащих.
Заработная  плата включается в текущие издержки того периода, в котором затраты, связанные с использованием трудовых ресурсов, направленные на получение дохода, фактически имели место, а не тогда, когда она выплачивается персоналу. До момента погашения задолженности персоналу предприятие использует эти средства как временно привлечённые.
      Задолженность перед бюджетом как краткосрочный  источник заёмных средств возникает  в связи с тем, что с момента  возникновения обязательств до момента  перечисления денежных средств финансовым органам предприятие имеет возможность использовать их в хозяйственном обороте. Предприятия несут ответственность перед бюджетом за сбор и своевременное перечисление в бюджет налогов.
       Начисления  на заработную плату включаются в  расходы того периода, в котором  начислена заработная плата, и до момента перечисления их третьим лицам предприятие имеет краткосрочное обязательство перед ними. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2. Организационно-экономическая и  правовая характеристика 
       ООО «Айкай» 

2.1. Местоположение  и правовой статус организации 

    Общество с ограниченной ответственностью ООО «Айкай» зарегистрировано под №1041804301318 от 10.08.2004г.
      Общество имеет самостоятельный  баланс, расчетный и другие счета  в банках, круглую печать, штамп  со своим наименованием и иными  реквизитами юридического лица. Юридический адрес Общества: Россия Пермский край, г. Чайковский, ул. Шлюзовая, д.1. Фактический адрес Общества: УР, г. Ижевск, ул. Клубная, 46.
    ООО «Айкай» создано на основе добровольного  объединения нескольких лиц, объединивших свои средства для совместной деятельности, имеющей целью удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. Основная цель – это получение прибыли. Но при создании предприятия Учредители ставили перед собой следующие задачи:  
    - обеспечение населения продовольственными товарами в большом ассортименте при низких ценах;
    - повышение качества обслуживания  в магазинах;
    - организация конкурентоспособных  точек общественного питания;
    - создание дополнительных рабочих  мест;
    - повышение благосостояния населения  и т.д.
    Обслуживание населения производится в 4х форматах самообслуживания:
    - это жесткий дискаунтер - рассчитанный для покупателей с невысоким достатком и выкладкой на полках товарного минимума, состоящего из лидеров продаж  и ассортиментом 800 наименований.
    - формат эконом класса – магазины «Айкай» - с ассортиментом до 9 тыс. наименований;
    - формат премиум-класса – магазины «Лукоморье» с ассортиментом товаров свыше 15 тысяч наименований. На базе данных магазинов работают производственные цеха, выпускающие мясные и рыбные полуфабрикаты, салаты, кондитерскую продукцию. Действует дополнительная, бесплатная система услуг для покупателей: это предварительная заявка на товары, возможность сделать предварительный заказ на товары, которых нет на прилавках, чистка рыбы, упаковка купленного товара, доставка покупки до автомобиля, помощь врача-диетолога в составлении индивидуальной диеты.
    - и оптово-розничные магазины  «Лукошко», где действуют самые низкие цены по городу.
          Организация  торговой  деятельности  ООО  "Айкай"  состоит  из  следующих  операций  (см. рис. 1):
    поиск товара  (изучение  поставщиков,  заключение  договоров);
    закуп и доставка  товара
    оплата
    поставка  в розничную сеть
    Суть  такой  системы  заключается  в  том,  чтобы  под  эгидой  одной  компании  объединить  достаточное  количество  магазинов  и  закупить  для  них  товары  более  крупными  партиями  непосредственно  у  оптовиков,  сокращая тем  самым  торговые  издержки  и  снижая  розничные  цены.
    Тип  организации,  применяемый  в  системе  ООО  "Айкай" имеет существенную  особенность,  которая значительно повышает  конкурентоспособность – это объединенное  руководство всеми торговыми объектами.
 
 
 
 
                                    наличные деньги
            оплата        оплата
                                          цены   
                                      информация
            поиск               т
                                                               о
                        цены             в
                                                                   а
                                          товар          р
            товар               ы 

                                          возврат
                                          товара   товар 
 
 
 
 

             закуп товара 
         

Рис. 1. Схема  организации торговой деятельности
 
 
 

    Магазины  ООО «Айкай»   представляют  собой  корпоративную  сеть.   Корпоративная  сеть –  это  несколько  торговых  предприятий,  имеющих одного   владельца.  Каждый  магазин,  входящий  в  корпоративную  сеть,  экономически  не  самостоятелен,  но  в  правовом  отношении  он  может  быть  и самостоятельным.  

2.2. Организационное  устройство, размер и специализация 

    Общество  с ограниченной ответственностью –  это организационно-правовая форма  предприятия, при которой уставный капитал образуется только за счет вкладов учредителей, участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанный с деятельностью общества, в пределах стоимости своих вкладов.
    Общая структура управления в ООО «Айкай»  подобна стандартной структуре  любого общества с ограниченной ответственностью: общим собранием учредителей выбирается совет директоров, которому в свою очередь подчиняется президент общества.
    Управление  ООО «Айкай» осуществляют: Общее  собрание учредителей, Совет директоров Общества, Президент Общества.
    Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется Президентом Общества. Президент осуществляет функции единоличного исполнительного органа Общества.
    Структура подразделений ООО «Айкай» утверждена 10.08.2004г. Президентом. Оперативное руководство  осуществляет Председатель Правления Балобанов И.А.
    Нам наиболее интересна система исполнительной власти, которая в данном случае представлена хорошо  организованной, разветвленной структурой органов (см. приложение).
    Все существующие службы и подразделения  на предприятии отчитываются перед генеральным директором, а именно следующие руководители подразделений: зам. коммерческого директора, финансовый директор, директор по персоналу, начальник отдела АСУ, директор по продажам, начальник отдела логистики, начальник юридического отдела.
    Многие  подразделения ООО «Айкай» имеют  свое структурное деление. Например, торговый отдел состоит из шести  отделов. В каждый ТОРГ входят несколько  магазинов. Торгом руководит директор по торговле, а магазином – директор магазина.
      В свою очередь директорам магазина подчиняется персонал магазина. Директора магазинов отвечают за работу персонала и работу в целом магазина. Директора магазинов следят за порядком, должны уметь работать с коллективом.
    Финансовый  отдел имеет три  подразделения: бухгалтерия, контрольно-ревизионный отдел и планово-экономический отдел
    Бухгалтерия ООО «Айкай» делится на две  группы: бухгалтерия магазинов и  бухгалтерия офиса. Бухгалтерия  офиса делится на  следующие  группы: группа учета материалов, группа учета заработной платы, группа расчетов с поставщиками, финансовая группа и т.д. В каждой группе есть руководитель, который отвечает за работу в группе. Руководители групп подчиняются главному бухгалтеру, который контролирует работу в офисе. Заместителю главного бухгалтера подчиняются все бухгалтера магазинов. Главный бухгалтер занимается подбором кадров, а также составлением сводного баланса, поквартальной и годовой отчетностью по всему предприятию, расчетом налогов и сборов, ведением главной книги. В его обязанности входит разрешение спорных вопросов и т.д.
    Контрольно-ревизионный  отдел является контролирующим органом  деятельности магазинов. Контрольно-ревизионный  отдел делится на две группы. Его  сотрудники разделены на ревизоров  – инвентаризаторов и документальных ревизоров. Первые занимаются проверкой реального остатка товаров и тары в магазинах по сравнению с бухгалтерскими данными. Вторые проверяют правильность ведения бухгалтерии в магазине, достоверность документов. Таким образом, на предприятии существует качественный и всесторонний контроль деятельности в первичных подразделениях, приносящих основной доход – магазинах розничной торговли.
    Коммерческое  управление состоит из  отделов: отдел снабжения, отдел логистики, отдел маркетинга.
    Отдел логистики состоит из 15 складов. На сегодняшний день он является одним из самых технологичных распределительных центров в республике. Грузоподъемники «Тойота», финское стеллажное оборудование, компьютерные терминалы и холодильные установки с автоматической поддержкой микроклимата - дают возможность быстро и качественно принять, сохранить и распределить на складе весь поступающий товар.
      Директор по персоналу отвечает  за работу отдела кадров. Отдел  кадров занимается подбором персонала  для всех структурных подразделений  общества. Также в его функции входит оформление заявлений по увольнению работников, перевод их из одного отдела в другой, отслеживание графика очередных отпусков, притока и оттока работниц по причине беременности и родов. В отделе кадров находятся личные дела всех работников, в которых хранятся все приказы о переводах, выговорах, поощрениях, административных взысканиях и т.д.
    Представленная  структура управления организацией легко позволяет присоединять новые  элементы без потери управляемости  и гибкости. Внутри отделов взаимозависимость работников линейная: начальник отдела – заместитель начальника – руководитель подразделения – старший специалист – специалист. В целом данное построение организации отвечает решаемым задачам и реалиям сегодняшнего дня.
    Главная проблема в структуре управления предприятием – это излишняя его централизация. Выражается это в сосредоточении ресурсов в одних руках, недостаток полномочий для принятия решения сотрудниками среднего звена, зависимости в определении задач и способах их выполнения. Идет постоянное оглядывание на реакцию начальства. Многие работники малоинициативные, работа ведется по принципу решения проблемы, а не ее предвидения. Решение проблемных вопросов лежит в плоскости децентрализации, выделения автономных подразделений с самостоятельным балансом. В перспективе положительным явление будет перевод подразделений от управления по функциям к управлению по целям, когда каждому подразделению определяются планы работы и выделяемые ресурсы. В идеале система должна работать как хорошо отлаженный механизм, когда руководителя нет, а она работает. Сейчас работа ООО «Айкай» в большей степени зависит от решений директора и его заместителей.
    Особенностью  таких достаточно крупных организаций, как ООО «Айкай», является то, что  на руководителей подразделений ложится большая ответственность. Они во многом  самостоятельны в оперативном управлении, подборе и расстановке кадров. К тому же, вследствие удаленности высшего руководства от рядовых сотрудников, руководители подразделений являются проводниками политики предприятия. Резко возрастает важность каналов информации. Качество информации, своевременность ее поступления, подготовка, вид предоставляемой информации влияют на взаимодействие между руководителями всех уровней и подчиненными и, что более важно, на качество принимаемых решений.
    Деятельность  работников регламентируется должностными инструкциями, где очерчены задачи, права, обязанности и полномочия конкретных работников. По каждому  отделу имеется положение, в котором  описаны цели создания отдела, стоящие перед ним задачи, его место в структуре управления, иерархические взаимоотношения.
    Структура управления ООО «Айкай» претерпевает периодические изменения, реагируя на постоянно меняющиеся условия  хозяйствования. 

2.3.Основные  экономические показатели 

    Показателем, характеризующим объёмы и качество розничной торговли, является товарооборот. Розничный товарооборот – объём  реализации товаров в денежном выражении.
     На структуру розничного товарооборота влияют социально-демографические, экономические факторы, климатические условия, национальные особенности региона.
      Рассмотрим динамику и структуру объема товарооборота на данных, взятых из годовых балансов ООО «Айкай» за период 2008, 2009, 2010 годы.       
             
    Товарооборот ООО «Айкай» включает в себя такие статьи, как розничная торговля, оптовая торговля и продажа работ и услуг предприятия. Основную часть занимает, конечно, розничная торговля. Оптовые продажи организация производит только в том случае, когда происходит затоваривание на складах. Эта часть дохода также очень незначительна. В качестве услуг, продаваемых организацией, выступают услуги хозяйственной базы, которая может починить транспорт, изготовить и установить железные двери, решетки, различные металлические и деревянные конструкции и т. д. Но такие услуги предоставляются также нечасто, работа ведется только с юридическими лицами, чаще всего с партнерами по бизнесу (поставщиками, кредиторами и т. д.). Чаще такие услуги производятся в обмен на какие-либо другие услуги, не освоенные самой организацией. Приведем структуру товарооборота в таблице 1:
                                                                                                              Таблица 1 

    Структура товарооборота ООО «Айкай» за 2008 – 2010 год

 
Показатель Значение за 2008 год Удельный вес, в % Значение за 2009 год Удельный вес, в % Значение за 2010 год Удельный вес, в %
Розничная торговля 229 508 84,7 328 334 86,3 566243 95,3
Оптовая торговля 17 115 6,3 23 523 6,2 13270 2,2
 
Реализация  работ и услуг 24 227 9,0 28 819 7,5 14965 2,5
Итого 270 850 100 380 676 100 594478 100
           По результатам табл. 1 мы еще  раз убеждаемся, что розничная торговля является ключевым звеном в организационной структуре. Товарооборот розничной торговли за 2009 год увеличился на 98 826 тысяч рублей или на 1,6%. Остальные структурные статьи так же претерпели изменения. Хотя  и произошло увеличение оптового товарооборота и реализации работ и услуг в абсолютных величинах в 2009 году по сравнению с 2008 годом, но они претерпели изменения в меньшую сторону в относительном измерении. Так, оптовая торговля сдала свои позиции на 0,1%, а реализация работ и услуг – на 1,5%.
           А если рассматривать показатели 2009 и 2010 годов, то видно что общий рост товарооборота произошел только за счет роста розничного товарооборота т.к. оптовый товарооборот и оборот по реализации работ и услуг, как в абсолютных, так и в относительных показателях уменьшился. На цифрах это выглядит следующим образом: розничный товарооборот увеличился на 237909 тысяч рублей или на 9.0 %. На 10 253 тысячи рублей – снизился оптовый оборот и на 13 854 тысячи рублей – оборот по реализации услуг. В относительных показателях произошло снижение на 4,0 % и 5.0 %  соответственно.
     Объем розничного товарооборота за 2010 год составил 566243 тысячи рублей. Данный показатель подвержен изменению под воздействием множества факторов, которые можно подразделить на следующие группы:
    Группа факторов, связанных с товарными фондами;
    Группа факторов, связанных с численностью работников, организацией и производительностью труда;
    Группа факторов, связанных с использованием основных средств.
    В настоящее время стали выделять и четвертую группу факторов- социальные. К ним относят многие из факторов, связанных с рациональным использованием трудовых ресурсов, производительностью и качеством труда, с обеспечением необходимых социальных условий. В качестве социального фактора в известном смысле можно рассматривать и сезонные колебания потребительского спроса. 

Таблица 2. Анализ динамики состава и изменение структуры источников
формирования  капитала предприятия.
Источники средств На начало периода На конец периода Изменение (+; -)
  тыс.руб.  в % тыс.руб. в % тыс.руб. в %
1. Собственные средства (ф.1 стр. 490) 502734 38.20 484710 34.76 -18024 -3.44
1.1. Уставный  капитал (ф.1 стр. 410) 80035 6.08 80035 5.74 0 -0.34
1.2. Добавочный капитал (ф.1 стр. 420) 0    0 0 0 0 0
1.3. Резервный капитал (ф.1 стр. 430) 0 0 0 0 0 0
1.4. Целевые финансирования и поступления (ф.1 стр. 450) 0 0 0 0 0 0
1.5. Другие  источники собственных средств  (ф.1 стр. 460+470) 422699 32.12 404675 29.02 -18024 -3.1
2. Заемные средства                                (ф.1 стр.590 + 610 + 620) 813368 61.80 909514 65.24 +96146 +3.44
2.1. Долгосрочные кредиты и займы       (ф.1 стр. 590) 9092 0.69 12634 0.91 +3542 +0.22
2.2. Краткосрочные  кредиты и займы     (ф.1 стр. 610) 134007 10.18 115396 8.28 -18611 -1.9
2.3. Кредиторская  задолженность           (ф.1 стр. 620) 670269 50.93 781484 56.05 +111215 +5.12
3. Другие источники (ф.1 стр. 630 + 640 + 650 + 660)
0 0 0 0 0 0
Валюта  баланса (ф.1 стр. 700) 1316102 100 1394224 100 +78122 0
Коэффициент автономии (собственные  средства/валюта  баланса)
0.382   0.348   0.034  
 
     На  основании данных таблицы 2. можно  сказать, что на анализируемом предприятии  за отчетный год уменьшилась сумма  собственных средств на 18024 тыс.руб. и увеличилась сумма заемных  на 96146 тыс.руб.  Произошло уменьшение значения коэффициента автономии с 0,382 до 0,348, что свидетельствует о повышении степени финансовой независимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов.
      Изменения в размере и структуре собственного капитала (-3.44%) произошло из-за значительного уменьшения доли нераспределенной прибыли отчетного года и прошлых лет (-3.1%), и снижения удельного веса уставного (-0.34%).
    Увеличение  доли заемных средств (+3.44%) произошло в основном за счет повышения кредиторской задолженности (+5.12%), а также увеличения долгосрочных кредитов и займов (+0.22%).
     Предприятие использует кредиторскую задолженность  для вкладывания их в долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения.      При расчете показателей ликвидности, платежеспособности, рентабельности отмечено очень низкие коэффициенты.     За 2010г. ситуация изменилась в лучшую сторону, так как предприятие изыскало способы уменьшения себестоимости продукции и коммерческих расходов. Перед ООО «Айкай» стоит задача по увеличению прибыли от основного вида деятельности и улучшения имиджа. 
Таблица 3
Анализ  ликвидности баланса.
Актив На начало На конец Пассив На начало На конец Платежный излишек (+)
  Года года   года Года или недостаток (-)
            На начало На конец
            года Года
А1 (ф.1 стр.260+250) 175577 141290 П1 (ф.1 стр. 620) 670269 781484 494692 640194
А2 (ф.1 стр. 240)       . 548409 518787 П2 (ф.1 стр.610+630+ 660)
134007 115396 414402 403391
А3 (ф.1 стр. 290-А12 + стр.140) 389520 363639 П3(ф.1 стр. 590)          . 9092 12634 380428 371005
А4 (ф.1 стр. 110 + 120 + 130) 202596 350508 П4 (ф.1 стр. 490+640+650+244) 502734 484710 300138 134202
Баланс 1316102 1394224 Баланс 1316102 1394224    
 
     Из  таблицы 3 видно, что
на начало года:   А1 < П1, А2 > П2,  А3 > П3,  А4 < П4 – баланс не ликвиден.
на конец  года:    А1 < П1, А2 > П2,  А3 > П3,  А4 > П4 – баланс не ликвиден.
 
Таблица 4
Вертикальный  и горизонтальный анализ бухгалтерского баланса. 
                                                                                                       
Актив На начало На конец Удельный вес в % Изменения в % к в % к
  года года на начало на конец в абсолютной в удельных началу Изменению
      года года величине весах года Баланса
А1 175577 141290 13.34 10.13 -34287 -3.21 -19.53 -43.89
А2 548409 518787 41.67 37.21 -29622 -4.46 -5.40 -37.92
А3 389520 363639 29.59 27.52 -5881 -2.07 -1.51 -7.53
А4 202596 350508 15.40 25.14 +147912 +9.74 +73.01 +189.34
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.