На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Тренинг личностного роста как условие формирования адекватной самооценки младших подростков

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  общего и профессионального образования Свердловской области Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования  «Камышловский педагогический колледж» 
 
 
 
 

Курсовой  проект
Тренинг личностного роста как условие
формирования адекватной
самооценки  младших подростков
     050711 – Социальная педагогика 
 
 

                                                Исполнитель:
                  Уфимцева  Е.,
                  студентка 41 сп группы
                  Руководитель:
                  Пичка Е. Б.,
                  преподаватель психолого-педагогических дисциплин 
                   
                   
                   

Камышлов, 2008
Оглавление
Пояснительная записка                                                                                          3
Технология  проектирования сборника тренинговых  упражнений, направленных на формирование адекватной самооценки подростков            30
Сборник тренинговых упражнений, направленных на формирование адекватной самооценки подростков                                                                     43
Список  литературы                                                                                                65
Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пояснительная записка
      Основной  задачей педагогической деятельности в настоящее время является не только передача знаний, умений и навыков, но и формирование личности учащегося. Об этом говорится в различных нормативных документах, таких как закон «Об образовании РФ», «Закон об образовании в Свердловской области», «Концепция модернизации  образования до 2010 года». В этих документах рассматриваются основные принципы государственной политики в области образования главным, из которых является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности». Также в основных требованиях к содержанию образования помимо «формирования у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира» большое внимание уделено «интеграции личности в национальную и мировую культуру формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества».
      В «Региональном (национально региональном) компоненте государственного образовательного стандарта школьного, начального общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области» говорится о том, что главной функцией образования «… на основной ступени является формирование личности, способной к самореализации и самоопределению на основе полученных  знаний и навыков, готовой брать на себя ответственность за свои решения и поступки во всех сферах повседневной деятельности».
       Все это указывает на то, что создание педагогических условий, обеспечивающих формирование личности и различных ее компонентов, является приоритетной задачей для современной школы. Только сформировавшаяся личность способна быть успешной в современном обществе.
     Центральным личностным новообразованием является самооценка, поэтому именно ее успешное формирование в целом определяет развитие всех остальных сфер личности. Подростковый период, особенно младший подростковый, это тот возраст, когда формирование самооценки становится наиболее эффективным и когда происходит ее окончательное становление. Учащимся данного возраста характерно строить общение в различных коллективах  с учетом принятых норм взаимоотношений, рефлексией собственного поведения в них, умение оценить свои личные возможности. Увеличивается потребность в самостоятельном определении своего поведения во всех сферах жизни.
   Подросток начинает осознавать изменения своего организма и своей психологической  организации.  Он уже пережил многие изменения и главной задачей для него становится утверждение своего Я в глазах окружающих его людей, а, следовательно, и своих собственных.
   Самооценка  подростка очень зависит от оценок окружающих, сверстников и значимых для него взрослых. Он видит себя глазами окружения, что рождает такие явления, как подражание (не всегда лучшим, с точки зрения родителей) образцам поведения друзей, неподчинение требованиям учителей и родителей, своевольность поведения, повышенная агрессивность. Ребенок становится вдруг не просто неуправляемым, но в значительной степени и агрессивным, он грубит, не выполняет своих обязанностей, нарушает правила, плохо учится, пробует запрещенные формы поведения. Ребенок активно экспериментирует, тем самым, находя свое место в социуме и утверждаясь в своих глазах.
   Для родителей данный возраст их ребенка  может стать чрезвычайно сложным, но, только пройдя через эти испытания, ребенок может найти самого себя и сформировать устойчивое представление  о самом себе.
   Таким образом, адекватная самооценка как центральное личностное образование является одним из основных компонентов, позволяющих человеку адекватно оценивать себя, других, ставить перед собой реальные цели, добиваться их и, следовательно, развиваться дальше.
     Методическими разработками проблемы формирования адекватной самооценки  занимались многие психологи. Например, Липкина А. И Рассматривала самооценку со стороны учебно-воспитательного процесса, то есть в ее представлении самооценка – это система собственных оценок возникших в определенных педагогических условиях. То есть основным фактором, влияющим на формирование самооценки школьника является сам педагогический процесс и то как организует этот процесс преподаватель, какие виды оценивания он применяет. Также этой проблемой, но со стороны оценочных способностей вообще занималась Мнацканян Л. И.. Она говорила, что самооценка формируется в тот период развития личности, когда происходит формирования оценочных особенностей вообще, то есть в подростковом возрасте. Исследование этой проблемы занимался Спиркин А. Г., который рассматривал самооценку как фактор формирования различных черт характера, влияние ее адекватного и неадекватного проявлений. Еще он рассматривал самооценку как социальное явление, то есть ее зависимость от различных общественных условий, коллектива.
     Во  всех нормативно-правовых документах связанных с образованием имеются  положения связанные с необходимостью личностного роста учащегося, во многих научных работах также  затрагивается этот вопрос как один из самых важных, но в практике чаще всего эта задача не выполняются. Так как в практике на сегодняшний день существует ряд противоречий:
    между необходимостью формирования оценочных умений у подростков и доминированием внешней оценки и отказом от взаимо- и самооценки;
    между необходимостью применения различных техник и сохранением традиционных подходов при формировании самооценки школьников;
    между необходимостью системной и систематичной деятельности разных субъектов образовательного процесса (педагогов, психолога, родителей) при формировании адекватной самооценки ребенка и фактическим отсутствием специально организованного сотрудничества;
    между необходимостью организации тренинговых занятий, внеклассных воспитательных мероприятий, и фактическим отсутствием специализированных сборников упражнений, направленных на формирование и укрепление адекватной самооценки подростков.
      В соответствии с темой можно выделить объект: тренинг личностного роста как условие формирования адекватной самооценки в младшем подростковом возрасте. Формой проектирования является сборник тренинговых упражнений.
      Цель: проектирование сборника упражнений, направленных на формирование адекватной самооценки младших подростков в  рамках тренинга личностного роста.
      Задачи:
    на основе анализа авторских позиций выявить сущность самооценки и ее видов, определить закономерности развития самооценки в младшем подростковом возрасте;
    проанализировать педагогические условия, обеспечивающие формированию адекватной самооценки и определить возможности формирования адекватной самооценки младших подростков посредством тренинга личностного роста;
    отобрать и систематизировать упражнения направленные на формирование адекватной самооценки в сборник;
    подобрать диагностический инструментарий, позволяющий выявлять индивидуальные особенности самооценки школьников. 
      При подборе тренинговых упражнений и их систематизации учитывались  концептуальные положения, определяющие особенности формирования самооценки, оценочных умений в подростковом возрасте.  Центральным личностным образованием младшего подросткового возраста является самооценка личности. В современной литературе, как отечественной, так и зарубежной рассматриваются основные  особенности ее формирования и виды.
      Определение самооценки дается разными авторами. Например, Шапарь Б. В. в психологическом словаре определяет его так: Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, она – важный регулятор поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности.
      Давыдов В. В. определяет самооценку как компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков.
      Приведенные выше определения принадлежат  отечественным  авторам, поэтому они относительно схожи. Вот еще одно определение  самооценки, принадлежащее зарубежному автору Кордуэли М.: Самооценка – это наше мнение о себе, высокое или низкое, оценка своих способностей зависят от собственного успеха и оценок окружающих людей.
      Спиркин А. Г. считал, что человек как личность самооценивающее существо. Без самооценки трудно или даже не возможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критичное отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и ее результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки вдумчиво взвешивать доводы за и против, отказываться от не оправдавшихся гипотез и версий.
      Верная  самооценка поддерживает достоинство  человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармонии духа, либо к постоянному конфликту. Максимально адекватное отношение к себе – высший уровень самооценки.
      Самооценка  аккумулирует в себе весь жизненный  опыт личности, хотя его порой недостает, чтобы верно оценить себя. Тут должен действовать как бы тройной контроль: самооценка, ожидаемая оценка и общественное мнение.
      Общественное  мнение играет огромную роль в формировании самосознания и самооценки. Человек начинает верно относиться к самому себе после того, как научится правильно относиться к другим людям и прислушиваться к тому, как они оценивают его самого. Человек смотрит на себя глазами общества. Сначала человек смотрит на себя через других, а потом на других - через себя. Многие поступки людей социальны не только потому, что они вызывают ответные действия других людей или имеют какое-то значение для общества, но также потому, что ожидаемые реакции со стороны других людей как бы включены в действенную организацию поведения личности. В конечном счете, самоконтроль – это социальный контроль. Сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видим в других людях.
      Самооценка, как и самопознание в целом, начинается с внешности. Одним из источников самооценки и видов самонаблюдения является видение своего отражения, что человечество осуществляет с незапамятных времен, а дети – с очень раннего возраста. Зеркало в жизни человека играет большую психологическую роль. Это зрительное усвоение личности служащее одним из средств самопознания идентификации человека с самим собой. С помощь зеркала человек делает тонкие наблюдения, уточнения, анализ характера своего лица.
      Липкина А. И. говорила, что самосознание и самооценка не всегда бывают адекватными.
      Если  человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он в действительности есть, то у него заниженная самооценка. В тех же случаях, когда он переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, внешность, характерной для него является завышенная самооценка.
      Как завышенная, так и заниженная самооценка очень затрудняют жизнь человека. Нелегко жить неуверенным в себе, робким; трудно жить и высокомерным. Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих, тех людей, которые в разных ситуациях общаются с ними. Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, его неуживчивость очень часто является следствием его неправильной самооценки.
      Активность, бодрость, находчивость, чувство юмора, общительность присущи людям с оптимистичной, адекватной самооценкой, высоко ценятся уже детьми. И наоборот пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость, замкнутость присущие детям с заниженной самооценкой, а также высокомерие, снобизм, бестактность характерны для детей с повышенной самооценкой, отрицательно воспринимаются этими же учениками.
      Знать самооценку человека очень важно  для установлений отношений с  ним, для нормального общения, в  которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем она еще только формируется и потому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию и изменению.
      В самооценке отражается представление ребенка как о уже достигнутом, так и о том, к чему он стремится. Также проект его будущего - еще не совершенный, но играющий огромную роль в саморегуляции его поведения в целом и учебной деятельности в частности.
      Самооценка  – сложное личностное образование. В ней отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.
      Спиркин А. Г еще замечал то, что оценки, даваемые людьми своими поступками, далеко не всегда заслуживают доверие: даже когда люди искренни, они склонны оправдывать себя, нередко очень снисходительны сами к себе. То, что человек думает и говорит, часто не совпадает с тем, что он реально собой представляет. Суждение человека о самом себе, выраженные в форме речи, являются показателем уровня самосознания, но не всегда действительных качеств личности. Многое из того, что люди думают о себе – это иллюзии, которыми человек живет, потому что они помогают ему переносить трудности реальной жизни.
      Самооценка имеет важное отличие от интроспекции. Она тесно связана с уровнем притязаний человека – степенью трудностей умений, который он себе ставит. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что человек начинает неправильно себя оценивать, в результате его поведение становится неадекватным.
      Самооценка  внешне отражается в том, как человек  оценивает возможности и результаты деятельности других людей (например, принижает их при заниженной самооценке).
      Неадекватное  представление о себе является нередко источником выбора ложных путей к самоутверждению, непомерных претензий и, в конечном счете, серьезных срывов болезней и т. д.
      Фридман Л. М. и Кулагина И. Ю. утверждали, что  наши самооценки – это своеобразные когнитивные схемы, которые обобщают прошлый опыт личности и организуют новую информацию относительно данного аспекта «Я». Вместе с тем самооценка выражает определенный уровень притязаний и может быть средством самоутверждения, создания у окружающих благоприятного впечатления о себе.
      Есть  три момента, существенных для понимания  самооценки. Во-первых, важную роль в  ее формировании играет сопоставление  образа реального «Я» с образом  идеального «Я», т. е.с представлением о том, каким человек хотел  бы быть. Второй фактор важный для формирования самооценки связан с интериоризацией социальных реакций на данного человека, например то как, по его мнению, его оценивают другие; а третий связан с оценкой успешности своих действий через призму своей идентичности,  удовлетворение оттого, что он просто делает хорошо именно то дело, которое выбрал сам.
      Самооценка (эмоционально окрашенная оценка «образа Я»), «Образ Я» (представление индивида о самом себе) и потенциальная поведенческая реакция (действия, которые могут быть вызваны «образом Я» и самооценкой) в совокупности представляю «Я-концепцию». «Я-концепция» играет, по существу троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию приобретенного опыта и является источником ожиданий  относительно самого себя. Выделяют две формы «Я-концепции» - реальную и идеальную. Расхождение между ними имеют как негативные, так и позитивные следствия. Эти различия могут стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны – источником саморазвития и самосовершенствования личности. По сравнению с самооценкой «Я-концепция» представляет набор скорее описательных, чем оценочных представлений о себе.
       «Я-концепция» в свою очередь является компонентом самосознания – совокупности психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве  субъекта деятельности. Самосознание - осознание и оценка человеком самого себя как личности — своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения. Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Но в то же время самосознание является одной из главных составляющих личности, позволяющих осознавать и оценивать себя.
      Таким образом, самооценка является ядром личности, отношением человека к себе сформировавшимся под влиянием мнений других людей, но следует подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.
      Процесс развития человеческой личности не прекращается в течение всей жизни. Чем больше опыта общения у человека с другими, тем больше информации о самом себе как о личности он получает, тем чаще ему на практике приходится соотносить свои суждения о самом себе с мнениями других людей и тем быстрее и активнее развивается у него способность правильно воспринимать и оценивать свое поведение, поступки, а также личностные качества других людей.
      Процесс самопознания человека, в котором формируется самооценка и развивается способность к оцениванию вообще, чрезвычайно сложен. Иногда, прожив целую жизнь, человек не в состоянии разобраться в самом себе, не говоря уже о понимании окружающих. Тем более сложна эта задача для него в то время, когда он, как личность еще проходит процесс своего становления.(Мнацканян Л. И.)
      Подростковый  возраст интересен тем, что он находится на границе между эпохой детства и эпохой взрослости. По сути, самой важной психологической характеристикой подростка является то, что он одновременно еще ребенок, но уже «становящийся» взрослый. Подросток впервые становится, соизмерим по множеству психологических характеристик с взрослым.
      По  мнению Мухиной подростковый возраст – это возраст напряженной внутренней жизни человека. Когда ребенок вступает в подростковый возраст, в развитии его самосознания происходит очень качественный сдвиг. Связан он  с возникшим чувством взрослости. Подросток осознает себя личностью, которая обладает, подобно взрослым людям, правом на уважение, доверие, самостоятельность. Он усваивает из мира взрослых различные ценности, делая их своими. И войдя в сознание подростка, они превращаются в требования, которые он может предъявить к поведению других людей и к своему собственному поведению, в мерки оценки и самооценки. В этом возрасте в процессе физического, психического и социального развития вместе с позитивными достижениями закономерно возникает негативные образования и специфические психологические трудности. Развивающееся самосознание именно в отрочестве делает человека особенно тревожным и неуверенным в себе.
      Благодаря рефлексии на себя и других подросток продвигается в направлении самопознании. Он стремится понять себя самого, «Кто Я?» основной вопрос возраста. Подросток стремится осмыслить свое притязание на признание; оценить себя как будущего юношу или девушку; определить себя, свое прошлое, значение личного настоящего, заглянуть в личное будущее, определиться в социальном пространстве – осмыслить свои права и обязанности. Подросток заинтересованно рефлексирует на себя и других, соотнося присущие себе особенности с проявлением сверстников и взрослых.
      Самосознание  подростка уже включает в себя компоненты взрослой личности.
      Развивающееся самосознание в отрочестве определяет духовную работу в отношении определения «внутренней позиции», в основе которой лежит стремление быть ответственным за себя, за свои личностные качества, за свое мировоззрение и за способность самостоятельно отстаивать свои убеждения. Подросток сензитивен к своему духовному развитию, поэтому он начинает активно продвигаться в развитии всех звеньев самосознания.
      Притязание  на признание в отрочестве направлено на реализацию себя в сфере физического, умственного и личностного развития. Завышенные максималистические притязания и возможности  их реализации находятся по большей части в противоречии, что приводит к кризису идентичности. Подросток испытывает неуверенность в себе, которая борется с чувством собственной уникальности.
      Особенность самосознания и самооценки в отрочестве непосредственно отражается на поведении. Еще очень незрелые попытки анализа своих возможностей сопровождаются то взлетами самоуверенности, то, напротив, сомнениями в себе и колебаниями. При заниженной самооценке подросток недооценивает свои возможности, стремится к выполнению только самых простых задач, что мешает его развитию. Такого рода неуверенность в себе часто приводит подростков к ложным формам самоутверждения – бравированию, развязности, нарушению дисциплины исключительно с целью показать свою независимость. При завышенной самооценке он переоценивает себя, старается выполнять то, с чем не в состоянии справится, что также негативно сказывается на развитии его личности.
      Решающей ролью для развития подростка Божович Л. И определяла оценку со стороны окружающих, особенно взрослых. Их оценка очень важна для того, чтобы у подростка сложилось верное представление о себе, своих качествах. Только наличие положительной оценки создает у него переживание эмоционального благополучия, что является необходимым условием для нормального формирования личности. Вместе с тем на основании этой оценки, а также на основании учета результатов собственной деятельности, у подростков формируется самооценка, которая постепенно к концу подросткового возраста начинает приобретать для них не меньшее, а подчас даже большее значение, чем оценка окружающих.
      Исходя  из данных, характеризующих психологических особенности подростка, а именно – возникновение в этом возрасте относительно устойчивых идеалов, стремление разобраться в себе самом и стремление к самовоспитанию, можно сделать вывод о том, что именно в это возрасте развитие самооценки должно происходить особенно интенсивно, а ее роль в формировании личности младшего подростка усилится.
      Невозможность ответить своим притязаниям приводит подростков к очень острым аффективным переживаниям. Для того чтобы оно возникло, должно быть расхождение между возможностями и уровнем притязаний подростка. С одной стороны имеет место стремление ребенка к определенному уровню достижений, с другой стороны  факт неуспеха требует от него снижения самооценки. Но подростки в порядке самозащиты отвергают постигший их неуспех. Так создаются неадекватные переживания, неадекватное поведение.
      Многие  авторы замечали, что часто самооценка у младшего подростка оказывается внутренне противоречивой: сознательно она воспринимает себя как личность значительную, даже исключительную, верит в себя, свои способности, ставит себя выше других людей. Вместе с тем его одолевают сомнения, которые он старается не допустить в свое сознание, но подсознательная неуверенность дает о себе знать в переживании, подавленности, плохом настроении, упадку активности. Причину этих состояний подросток сам не понимает, но они находят свое выражение в его обидчивости (ранимости), грубости, частых конфликтах с окружающими взрослыми.
      Но  в то же время младший подросток  переоценивает свои возможности  соотнесенные с будущим. Будущее представляется ему дорогой сплошных побед; возможности, соотнесенные с ним, кажутся неисчерпаемыми  и многообещающими.  Недоразумения потому и происходят, что учителя и одноклассники составляют свое мнение о том или ином ученике, исходя из его реальных достижений в настоящем, в то время как сам этот ученик в суждении своем о себе базируются на результатах, которые он лишь собирается достигнуть в будущем.
      Дубровина выделяла еще одну важную составляющую самооценки - самооценка внешности, которая также очень важна в подростковом возрасте, особенно в младшем подростковом, когда биологическое созревание организма ведет к резким изменениям внешности подростка. Поскольку он еще не овладел своей новой внешностью, она занимает значительное место в его самосознании, он постоянно оценивает ее, причем чаще всего недоволен ею. Но поскольку внешность, чрезвычайно значимая часть «Я», открытая для оценки со стороны окружающих, то подросток постоянно ждет такой же отрицательной оценки, причем не только внешности, но и всей личности в целом. Отсюда – специфическая подростковая застенчивость.
      Внешность, качества собственного тела оцениваются  как с точки зрения привлекательности, так и эффективности его использования для активного действия, причем у девушек преобладает первое, а у мальчиков другое.
        Возникающая диспластичность, избыточный вес, функциональная слабость и функциональные нарушения (в частности, связанные с бурным ростом)  ведут к значительным переживаниям, связанным с образом тела, физическим «Я». Это проявляется, в частности, в отношении к занятиям физкультурой, особенно у девочек. Даже в тех случаях, когда занятия ведутся раздельно, уроки физкультуры нередко оказываются источником отрицательных переживаний. Ведь сравнение себя с другими – основной механизм развития самооценки подростка, и в этот период он особенно значим и силен. Во время занятий физической культурой сравнение собственного физического облика других становится особенно наглядным.
      Внешность сверстников, собственная внешность  в глазах подростка имеют очень  большое значение. Это характерно для всех категорий подростков, самых  различных подростковых групп. При  этом важно соответствие внешности некоторым нормам, эталонам, принятым в той или иной группе, а чаще в подростковой субкультуре в целом. Особое значение в новом, формирующемся представлении о своей внешности, физическим «Я», приобретает время появления вторичных половых признаков и развитие тела по мужскому и женскому типу. Слишком быстрое или слишком медленное развитие, резкое отличие от сверстников, а главное – несовпадение с неформулируемыми прямо, но вполне очевидными для подростковой группы эталонами имеет громадное значение для самоотношения, самооценки подростков. Оно особо значимо еще и потому, что является очень важным аспектом приобретения популярности у сверстников.
        Значение  и роль самооценки в том, что она решающим образом влияет на формирование характера. 

      Появление устойчивой самооценки которая является центральным личностным новообразованием, в которой воплощаются притязания школьника в отношении моральной сферы и качеств своей личности становится важнейшими факторами их развития к середине подросткового возраста. Это значит, что в указанный период начинают приобретать все большее значение внутренние факторы развития, определяющие собой новый тип взаимоотношений со средой: подросток уже становится способен к самостоятельному развитию через самовоспитание и самосовершенствование. Установление этого типа развития подготавливает переход младшего подростка к новой возрастной ступени.
      Самооценка  школьника динамична. Большое влияние  на особенности ее формирования и  динамику развития оказывают внешние  факторы.
      Липкина А.И. отмечала, что воспитательное воздействие обучения на личность ребенка определяется не только содержанием учебных предметов и используемыми методами обучения, но и всей системой отношений складывающихся в процессе  обучения между учениками и учителем, а также между самими учащимися. Среди этих отношений особое место занимает те, которые связаны с оценкой учителем знаний ученика, степени успешности его учения, его возможностей и необходимых для учебной деятельности личностных качеств.
      Среди факторов, определяющих успешность учебной деятельности, одно из основных мест принадлежит самооценке.
      Проблемы, связанные  с педагогическим воздействием на учебную деятельность ребенка, могут  быть успешно решены только с учетом особенностей его самооценки.
      При неправильно сложившейся самооценке, когда ребенок непреднамеренно преуменьшает или преувеличивает уровень своих достижений, его личность претерпевает большие изменения. Он становится неуверенным в себе, повышенно тревожным или непроницаемым для критики, нечувствительным к своим ошибкам.
      В связи со сказанным существенное значение приобретает вопрос о способах формирования самооценки у школьника, а в случаях, когда она искажена, о приемах ее преобразования.
      В основу этих приемов  был положен  принцип включенности ученика не только в деятельность, но и в оценку ее результатов.
      Включение ученика в оценку достигаемого им результата играет важнейшую роль как  в усвоении требований, которые должны удовлетворять выполняемые учебные  задания, так и в формировании у него критического отношения к полученному результату, верного представления своих учебных достижений.
      Важным  показателем правильной самооценки является готовность сквозь призму требований, предъявляемой к работе, выполненной другими, критически пересматривать собственную работу.
      Также взаимное рецензирование показывает, что воспитание критического отношения к результатам своей деятельности предполагает выход за пределы отношений между одним учащимся и учителем, определенную организацию межличностных отношений, взаимодействие между членами детского коллектива. В ходе взаимного и совместного обсуждений результатов решения задачи и вырабатывается такой важный способ отношения к своей деятельности, как критичность и требовательность к себе. Возникновение этого отношения определяет новый уровень в развитии самооценки младших подростков.
      В процессе обучения и воспитания в  школе складываются условия, стимулирующие  постоянное сравнение одного ребенка  с другим. В процессе этого сравнения  достижения и неудачи каждого  становятся известны всем остальным. Постоянное подчеркивание недостатков одних детей и достоинств других неблагоприятно сказывается на личностном развитии детей.  У тех, которых учитель всегда демонстрирует как образец, возникает чувство превосходства над другими. У тех детей, на которых чаще ссылаются как на пример того, «как не надо», - теряется вера в себя.
      Отношение педагога к детям влияет на их отношение  друг к другу. Иногда педагог своими непродуманными замечаниями и оценками невольно вызывает недоброжелательность к тому или иному ребенку. Отрицательно влияет на положение ученика неумеренное захваливание. Особенно если это захваливание сопровождается противопоставлением.
      Сравнение детей не должно носить случайного, стихийного характера. Его следует  применять как важнейший способ воздействия на учебную деятельность и личностное развитие детей, со строгим учетом их индивидуальных особенностей, в частности, способностей и отношения к учению. Сравнивать детей надо так, чтобы не возвышать и не принижать других, а стимулировать детей к достижению лучших результатов и совершенствовании своей личности.
      Самооценка  младшего подростка  напрямую зависит  от оценок окружающих: родителей, сверстников  и педагогов. В процессе оценивания человека должны соблюдаться правила  оценочной безопасности, особенно педагогом, оценка которого непосредственно влияет на оценку коллектива к определенному человеку и, следовательно, на его самооценку.
      Критерием здоровых, безопасных оценочных взаимоотношений является соблюдение следующих правил:
    Не скупится на похвалу (не обязательно словесную; часто достаточно улыбки, одобрительного кивка головой и т. д.);
    Хвалить исполнителя, критиковать только исполнение;
    Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепится на нем;
    Ставить перед ребенком только конкретные цели;
    Не надо ставить перед учеником несколько задач;
    Формула «Опять ты НЕ…» - верный способ вырастить НЕудачника;
    Начинать практику оценочной безопасности учителю необходимо с собственной самооценки.
      Таким образом, внешний контроль и оценка необходимы. Вопрос состоит в том, в какой форме они должны осуществляться. Основной традиционной формой оценивания остается отметка, вносящая много отрицательных моментов в учебно-воспитательный процесс. Но чаще серьезные негативные последствия имеют проявления устной оценки учителя учащихся: недоброжелательная ирония в адрес ученика и сравнение успеваемости и способностей учеников.
      Но  самооценка формируется и за рамками  педагогического процесса. Одним из действенных механизмов, позволяющих формировать адекватную самооценку и другие личностные новообразования, является тренинг личностного роста. Особенности его организации позволяют подростку формировать адекватное представления о себе, опираясь на оценочные суждения других участников тренинга. В ходе тренинга подросток обучается полноценной рефлексии себя и своих поступков, учится адекватно и гармонично реализовывать себя во взаимоотношениях со сверстниками
Значимость реакции группирования, мнения и суждений других людей, их роль в формировании и развитии личности подчеркивается в работах многих психологов.
      К. Рудестам отмечал, что уже на самых ранних этапах развития человеческого общества люди собирались в группы, чтобы обеспечить свое выживание и развитие. В первобытных племенах совместными ритуалами, действиями и плясками отмечали важные события и сопровождались культовые обряды; многие древнегреческие мыслители, в том числе и великий Сократ, прибегали к групповой форме философствования; средневековые монахи объединялись в религиозные ордена. Эти ранние формы объединения уже содержали в себе зачатки наблюдающихся в современной психологии тенденции к работе с группами. Однако при всем том, что тяготение к различного рода группам было свойственно людям на протяжении всей истории человечества, связь древних подходов с современными методами сознательного использования групп, имеющими задачей целенаправленное воздействие на личность, лишь недавно стала предметом научно-психологического исследования.
      Поведение индивидов в группах и влияние  групп на людей стали предметом систематических исследований только в XIX и XX веках. Это было предопределено спецификой исторической ситуации. В США первые попытки применения групповых методов воздействия получили название «подавляюще-вдохновляющей терапии».
      Одним из первых практических психологов стал применять групповые методы Джозеф Пратт. Сначала он рассматривал работу в группе лишь как более экономичную форму, спустя несколько лет практики его мнение кардинально изменилось: основой групповой работы является благотворное воздействие одного человека на другого.
      В последующем психологию групповой  терапии рассматривали представители  психоанализа: З. Фрейд исследовал психологию масс и склонность членов группы идентифицировать себя с сильной личностью, играющей роль лидера; А. Адлер пробовал адаптировать методы индивидуальной терапии для работы с группами.
      Группа  – это социально психологическое  понятие, обозначающее определенное количество лиц, включенных в типичные для них  виды деятельности и регулируемых общение  ценностями и нормами. Группа отличается от случайного скопления людей и имеет основные признаки:
    Осознание участников своей принадлежности к группе;
    Установление определенных отношений между ними;
    Внутренняя организация (распределение обязанностей, социометрическая структура);
    Действие «группового давления», побуждающее действовать в соответствии с принятыми в группе нормами;
    Наличие изменений во взглядах и поведении отдельных участников обусловленных их принадлежностью к группе.
Преимущество  групповой работы (по К. Рудестаму):
    Групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем, человек не замыкается в себе, обнаруживает то, что его проблемы не уникальны и другие переживают сходные чувства;
    Группа отражает общество в миниатюре, показывает скрытые факторы: давление партнеров, социальное влияние и конформизм; в группе моделируется система взаимоотношений характерная для реальной группы;
    Имеется возможность получения обратной связи и поддержки от людей со схожими проблемами в реальной жизни;
    в группе человек обучается новым умениям, экспериментирует с различными ситуациями, отношениями «примеряет» новые модели поведения, обучается по новому относится к себе и к людям;
    В группе участники могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого человека для лучшего понимания себя и других;
    Взаимодействие в группе создает напряжение, которое проясняет психологические проблемы каждого;
    Группа облегчает процесс самораскрытия, самоисследования и самопознания.
      Тренинг – это метод преднамеренных изменений человека, направленный на его личностное и профессиональное развитие через приобретение, анализ и переоценку им собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия (Евтихов О. В.).
      Основными чертами тренинга являются:
    Соблюдение принципов групповой работы;
    Нацеленность на психологическую помощь участником группы в саморазвитии;
    Наличие постоянной группы;
    Наличие встреч постоянных или систематических;
    Определенная пространственная организация;
    Акцент на взаимоотношениях между участниками группы;
    Применение активных методов групповой работы;
    Объективизация субъективных чувств и эмоций, их вербализация и рефлексия;
    Атмосфера раскованности и свободы общения, климат психологической безопасности.
      Требования, предъявляемые к помещению, в котором проводится тренинг:
    Помещение должно быть достаточно просторным для проведения подвижных игр, но не слишком большим, т.к. это нарушает ощущение безопасности.  
    В помещении не должно быть ничего лишнего - предметов, плакатов и т.д.
    Не должно быть острых и опасных углов.
    Помещение всегда должно быть одним и тем же, иначе нарушается ощущение безопасности.
    Помещение должно быть не проходным и не просматриваемым для посторонних.
    Стулья должны быть легко перемещаемыми и не скрепленными друг с другом,  иногда их приходится отодвигать к стенкам.
    В помещении должно быть достаточно светло.
    Помещение должно достаточно звукоизолированно – в процессе проведения тренинга часто бывает шумно.
    В помещение не должны проникать посторонние звуки.
    Дверь должна быть закрыта на время занятий.
    Оптимально, если есть возможность сидеть и лежать на полу.
    Должна быть возможность крепить ватман к стенам.
    Помещение должно быть проветриваемо.
      Тренинги  проводятся в психокоррекционных группах, которые являются искусственно созданными малыми группами, объединенных целями межличностного исследования, личностного научения и самораскрытия. Это неструктурированное взаимодействие по принципу здесь и теперь, при котором участники изучают происходящие с ним процессы.
        У психокоррекционных групп есть несколько преимуществ. Во-первых, они позволяют удовлетворять потребность вступать в контакт с другими людьми, актуальную для любого человека – социального существа. Опыт, приобретенный в специальной среде, переносится на внешний мир. Во-вторых, дает возможность получить обратную связь и поддержку других членов группы, имеющих схожие проблемы, следовательно, получает помощь. Осознается ценность других и потребность в них. В-третьих, можно быть не только участником событий, но и зрителем. Наблюдая можно идентифицировать себя с участниками и использовать результаты этих наблюдений при оценке себя. В-четвертых, группа побуждает личность к самоисследованию, интроспекции. Самораскрытие и самоизменение человека одобряется со стороны других.
      Одним из основных видов тренинга является тренинг личностного роста.
      Тренинг личностного роста – это область  практической психологии, ориентированна на использование активах методов  групповой психологической работы с целью принятия себя, таким как есть (Головин С. Ю.).
      Базовыми  методами тренинга являются групповая  дискуссия и ролевая игра в  различных модификациях. Тренинг  проводится в группе 7 – 12 человек, особый акцент делается на создание климата доверия, позволяющего реализовывать большую по сравнению с повседневным общением интенсивность обратной связи. В результате участники получают возможность реально увидеть себя со стороны и сориентироваться в собственном сложившемся опыте общения, что является необходимой предпосылкой и составляющей развитие компетентности в общении. 
      Создание  климата доверия существенно  определяется особой формой проведения занятий, когда ведущий не является преподавателем в традиционном смысле. Его ролевая позиция направлена  не на противопоставление себя группе, а на интеграцию в ней: он выступает одним из участников работы в группе, хотя и задает на первых этапах групповые нормы и модели поведения.
      В группе тренинга особый акцент делается на создание климата доверия, позволяющего реализовывать большую по сравнению  с повседневным общением интенсивность открытой обратной связи. В результате участники получают возможность реально увидеть себя со стороны и сориентироваться в собственном сложившемся опыте общения, что является необходимой предпосылкой и составляющей развития компетентности в общении.
      Основной  целью тренинга личностного роста  является развитие и совершенствование  способности человека воспринимать и понимать самого себя и других людей в контексте группового взаимодействия, иными словами повышение  чувствительности  к групповым процессам, собственной личности и других людей.
      К группе тренингов, стимулирующих личностный рост, относятся тренинговые занятия, имеющие различные теоретические  основы и направленные преимущественно на развитие отдельных сторон личности: самопознание, навыков социальной перцепции, осознание смыслов, развитие личности и стратегии личностного развития и т. д.
      Понятие личностного роста нельзя определить однозначно из-за значительных различий концепции личности. Тренинги личностного роста – это собирательное понятие, обозначающее развитие личности с точки зрения разных концепций.
Конкретные  задачи тренинга охватывают несколько  основных сфер:
    Групповые процессы (формирование межличностных отношений, повышение чувствительности к групповым процессам, развитие умений успешно вмешиваться в внутригрупповые ситуации);
    Другие люди (расширение межличностного сознания, то есть знания о других людях, развитие и совершенствование способности наблюдать принимать своеобразие других людей);
    Я сам (познание себя и совершенствование самопознания, расширение сферы самопознания, усиление чувства самоидентичности, развитие личности, совершенствование навыков саморегуляции).
      Совершенствование самопознания, расширение сферы самосознания, в частности самооценки, осознание собственных «слепых пятен», развитие личности являются одними из главных задач тренинга личностного роста.
      Одной из главных составляющих тренинга личностного  роста являются специальные упражнения. Их назначение – создать психологически защищенную ситуацию для личностного самораскрытия участников тренинга, разговора о личностных качествах и личностных проблемах. В тренинге  множество ситуаций помогают  начать разговор о личности того или иного участника. Любая обратная связь от группы о том, как кто-то справился с тем или иным упражнением, чревата личностными оценками. Любое сравнение двух подростков, любой повтор выполнение упражнения, когда первый прогон его уже посмотрен и обсужден с группой, подразумевает внимательность к личности. Проективные упражнения позволяют делать это более тонко, ненавязчиво, что в меньшей степени позволяет отрицательно влиять на самооценку подростка.
      Основной  смысл этих упражнений в том, что  человек непроизвольно, в свободной  или подсказной форме, но всегда более  или менее символично, делится представлениями и переживаниями о себе, своей жизни.
      В процессе работы участники группы часто  погружаются в позицию другого  человека - ребенка, подростка, родителя, учителя  и на собственном опыте проживают, чувства и проблемы других людей. В ходе тренинга тренер актуализирует возможности участников в понимании себя и окружающих, мотивирует их на личностный рост и продолжение дальнейшей работы над собой и поддержку окружающих.
      Повышение восприимчивости к групповым  процессам, собственной внутренней жизни и внутренней жизни других людей, к своим и чужим ролям, позициям, установкам, развитию открытости, искренности и спонтанности осуществляется в рамках тренинга за счет использования межличностного взаимодействия и межличностных взаимоотношений, анализа групповых процессов и основных его стадий.
      Рост  самосознания и формирование адекватной самооценки в ходе тренинга личностного  роста напрямую связан с получением сведений о том, как другие воспринимают поведение каждого в особых условиях созданных участниками тренинга. Расширение практики применения тренинга личностного роста, как технологии, позволяющей формировать адекватную самооценку подростков, позволит предупредить или преодолеть закрепление неадекватной самооценки школьников. Тренинговые занятия предполагают последовательное применение специально подобранных упражнений, направленных на формирование и укрепление адекватной самооценки подростков. Однако, анализ существующих авторских сборников игр и упражнений позволяет обозначить проблему фактического отсутствия специализированных сборников упражнений, направленных на формирование адекватной самооценки. Это значительно затрудняет деятельность педагогов – психологов, школьных учителей, классных руководителей, социальных педагогов, разрабатывающих программы   тренингов и внеклассных мероприятий, целью которых является укрепление оценочных, рефлексивных умений детей.
      До  и после цикла занятий проводится тестирование с целью определения  эффективности программы и необходимых  изменений, которые могут быть в  нее внесены в дальнейшем. Обязательно исследуется отношение участников к программе. Очень важно, чтобы оно было позитивным. Если участники рассматривают программу, как обычные уроки, из этого следует, что ее ведущие используют не верные ролевые позиции и нуждаются в дополнительном инструктировании и обучении. Характер и стиль проведения программы для детей и подростков должен соответствовать их возрасту, быть привлекательным, а само участие в программе значимым для участников.
      На  основании анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод о том, что самооценка является центральным личностным новообразованием младшего подростка ядром личности, отношением человека к себе сформировавшимся под влиянием мнений других людей. Но следует учитывать то, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, всегда носит субъективный характер. Появление этой устойчивой самооценки, в которой воплощаются притязания школьника в отношении моральной сферы и качеств своей личности становится важнейшими факторами их развития к середине подросткового возраста. Это значит, что в указанный период начинают приобретать все большее значение внутренние факторы развития, определяющие собой новый тип взаимоотношений со средой: подросток уже становится способен к самостоятельному развитию через самовоспитание и самосовершенствование. Но в это же время как бы ни была сильна независимость подростка от внешних оценок, все равно важнейшими факторами, влияющими на формирование самооценки, является система внешних оценок: родителей, сверстников, ну и конечно учителей.   Таким образом, внешний контроль и оценка в педагогическом процессе необходимы. Вопрос состоит в том, в какой форме они должны осуществляться. Основной традиционной формой оценивания остается отметка, вносящая много отрицательных моментов в учебно-воспитательный процесс. Но чаще серьезные негативные последствия имеют проявления устной оценки учителя учащихся: недоброжелательная ирония в адрес ученика и сравнение успеваемости и способностей учеников.
      Одним из действенных механизмов, позволяющих  формировать адекватную самооценку и другие личностные новообразования, является тренинг личностного роста. Рост самосознания и формирование адекватной самооценки в ходе тренинга личностного роста напрямую связан с получением сведений о том, как другие воспринимают поведение каждого в особых условиях созданных участниками тренинга. Расширение практики применения тренинга личностного роста, как технологии, позволяющей формировать адекватную самооценку подростков, позволит предупредить или преодолеть закрепление неадекватной самооценки школьников. В связи с этим возникает необходимость в создании сборника тренинговых упражнений, направленных на формирование адекватной самооценки, применение которого значительно облегчит процесс проектирования тренинга или системы внеклассных занятий.
      Информация, обобщенная в курсовом проекте, может представлять интерес для студентов педагогических учебных заведений или для студентов изучающих психологию, психологов, педагогов, интересующихся проблемой формирования адекватной самооценки, навыков самостоятельной оценочной деятельности подростков. 
 
 

      Технология  проектирования сборника тренинговых упражнений, направленных на формирование адекватной самооценки подростков.
      Основы  педагогического проектирования сборника тренинговых упражнений.
     Педагогическое  проектирование – обязательный этап деятельности любого педагога, который предполагает предварительную разработку основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.
     Педагогическое  проектирование является функцией любого педагога, не мене значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов  и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная.
     Педагогическое  проектирование состоит в том, чтобы  создавать предположительные результаты предстоящей деятельности и прогнозировать её результат. Главное внимание педагога при этом приковывается к механизму  рождение и протекания тех или  иных действий, процессов, систем.
     Объекты проектирования – это педагогический процесс. В свою очередь он не прост  и одномерен. Он как бы делится  на педагогические ситуации, возникающие  внутри его. Это его составные  части. Они характеризуют переход  из одного состояния в другое. Сам педпроцесс в целом есть часть более сложного образования – педагогической системы. Здесь «мелкие» ситуации входят в процесс, процесс – в систему. В этой триаде самым важным является педпроцесс. Это он внутри себя порождает ситуации, это он требует для своей успешности создания определённых систем.
     Педагогический  процесс есть главный для педагога объект проектирования. Педпроцессы создаются в рамках систем. Собственно, педсистемы и формируются для создания благоприятных условий для педпроцессов.
     Педагогический  процесс есть объединение в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии. Объектом проектирования является процесс формирования адекватной самооценки подростков посредством тренинга личностного роста, основанного на применении специальных упражнений.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.