На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развитие фоторепортажного искусства в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


               Содержание:
  Введение…………………………………………………………….. 3
1  
История рождения фотографии………………………………….
7
2 Развитие  фоторепортажного искусства  в России…………….. 13
2.1 Репортаж  и путешествия………………………………………... 13
2.2 Репортаж  и этнография………………………………………….. 14
2.3 В ногу со временем…………………………………………………. 15
2.4 Первый  русский фоторепортер…………………………………... 16
2.5 Первые фотоателье……………………………………………….. 18
3 История фотоаппарата в России……………………………….. 23
3.1 Развитие фотоаппаратостроения в России до 1917 года........... 24
3.2 Этапы развития советского фотоаппаратостроения после 1917года……………………………………………………………. 34
  Заключение………………………………………………………….. 42
  Хронология  событий из истории  фотографии …………………. 47
  Список  использованной литературы……………………………... 48
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение: 

    Желание сохранить красоту быстротечной жизни создало удивительный вид искусства – фотографию. Ее историю многие сравнивают с увлекательным романом, действие которого разворачивается в декорациях различных исторических эпох и национальных культур. В своем стремлении к созданию точных изображений всего того, что нас окружает, человечество прошло долгий путь от примитивных наскальных рисунков до современной цифровой фотографии.
    История русской фотографии насчитывает  более 160 лет. Русские фотографы, ученые и изобретатели своими открытиями внесли неоценимый вклад в развитие как отечественной, так и мировой фотоиндустрии.
    В данной работе невозможно назвать все  имена и события, столь значимые для истории отечественной фотографии. Можно лишь с помощью отдельных штрихов указать путь, по которому шло ее развитие.
    Но  перед этим, наверное, стоит упомянуть  о нескольких фактах, без которых  фотографии не было бы вообще.
    Основой для изобретения фотографии послужило  наблюдение знаменитого греческого ученого Аристотеля. В IV веке до н.э. он описал любопытное явление: свет, проходящий сквозь маленькое отверстие в оконной ставне, рисует на стене тот пейзаж, который виден за окном.
    Изображение получается перевернутым и очень  тусклым, но воспроизводит натуру без искажений. В конце X века н.э. в работах арабских ученых появились первые упоминания о camera obscura (с лат. «темная комната») – приспособлении для точного срисовывания пейзажей и натюрмортов.
    Ее  конструкция менялась и совершенствовалась, но основой оставался ящик с маленькой дырочкой в передней стенке. Впоследствии камеру снабдили собирающей линзой, а ящик сделали из двух половинок, которые можно было двигать, чтобы сфокусировать картинку.
    Изображения стали гораздо ярче, поэтому устройство иногда называли camera lucina (с лат. «светлая комната»). Благодаря именно этому нехитрому устройству мы знаем, например, как выглядел Архангельск в середине XVII века: его точную перспективу сняли в те времена с помощью camera obscura. Техника позволяла получать изображение, оставалось лишь зафиксировать его без участия рисовальщика1.
    Знакомство  России с искусством фотографии состоялось в 1839 году. Член-корреспондент Академии наук России И. Гамель отправился в  Англию для изучения метода калотипии ( с греч. «калос» – красивый, «типос» – отпечаток.). Оттуда он выслал в Академию наук подробное описание метода и несколько фотоснимков.
    В России благодаря непрерывной работе ученых и изобретателей искусство  фотографии развивалось стремительно. На рубеже XIX – XX вв. русские фотографы полноправно участвовали в международных выставках и салонах, состояли членами международных фотографических обществ. При этом их работы получали самые престижные премии и награды.
    Первым  русским мастером, овладевшим методами калотипии и дагерротипии, стал московский гравер и изобретатель Алексей Греков. В июне 1840 года он открыл первый в России «художественный кабинет» для портретной фотосъемки, применив кресло с особыми подушечками для поддержки головы человека. Это позволяло получать резкие фотографии, в то время как другие фотографы терпели неудачу — выдержка при фотосъемке на солнце длилась 23 мин, а в пасмурную погоду достигала 45 мин. В апреле 1841 года Греков выпустил в свет брошюру «Живописец без кисти и без красок, снимающий всякие изображения, портреты, ландшафты и проч. в настоящем их цвете и со всеми оттенками в несколько минут».
    Следующим человеком, внесшим большой вклад  в развитие русской фотосъемки, стал Сергей Левицкий. Первые фотографии были сделаны им на Кавказе. Его дагерротипы с изображениями Пятигорска и Кисловодска были отправлены на международную выставку в Париж, где получили золотую медаль.
    Еще одним ярким мастером фотографии, стоящим наравне с Левицким, в 1850-е гг. был Андрей Деньер, выпускник  Академии художеств, открывший в 1851 году в Петербурге «Дагерротипное заведение художника Деньера». Он первым создал альбом, в который вошли фотопортреты известных деятелей русской культуры: путешественников, ученых, врачей, артистов, писателей.
    Говоря  о технических достижениях в области фотографии в России до 1917 года, можно назвать десятки имен русских изобретателей, получивших патенты на оригинальные фотографические приборы и материалы. Например, в 1854 году И. Александровский изобрел стереофотоаппарат. Подполковник российской армии И. Филипенко в 1885 году сконструировал фотоаппарат и устройство для проявления фотопластин на свету, которые помещались в небольшом чемодане. В 1894 году фотограф Н. Яновский изобрел фотографический аппарат, позволяющий представить движущийся объект в виде серии моментальных фотографий, отражающих отдельные фазы движения.2
    Многие  русские фотографы-изобретатели стремились расширить возможности фотографии как вида искусства.
    Среди фотографов-художников начала XX века выделялся  своими жанровыми снимками на темы крестьянской жизни Сергей Лобовиков. Будучи участником многочисленных международных выставок, он удостоился наград на Всемирной выставке в Париже, первой Международной выставке фотографии в Петербурге, Дрезденской выставке (1909), в Будапеште (1910), на Гамбургской фотовыставке. Фотомастер был членом-корреспондентом Дрезденского общества развития фотографии, а в 1910 году стал почетным членом Лондонского фотографического салона.
    В первом десятилетии прошлого века большой  вклад в русскую портретную и жанровую фотографию внесли многие известные и талантливые фотографы: К. Даутендей, В. Каррик, К. Бергамаско, К. Шапиро, М. Панов, Д. Никитин, А. Бунте, М. Ревенский, И. Хмелевский, Н. Чарушкин, А. Карелин, С. Соловьев, Н. Барщевский, А. Трапани, С. Лобинов, К. Булла, Н. Свищов-Паола, М. Наппельбаум и др.
    В конце 1930-х гг. российская фотография оказалась в том же плачевном  положении, что и вся российская культура. Железный занавес наглухо  изолировал ее от международной художественной жизни, а внутри страны социально поощряем был лишь соцреалистический фоторепортаж, призванный обслуживать тоталитарную государственную систему. Расцвет «искусства» ретуши фотографии совпал с уходом со сцены всех основных направлений русской художественной фотографии3.
    Современная российская фотография — понятие  непростое. Если фотография советского периода 1970–1980-х гг. еще поддается  систематизированному анализу (чаще всего  в тесной связи с социальной атмосферой в стране тех лет), то фотография сегодняшних дней до сих пор практически никак не позиционировалась. Между тем, вторая половина 1990-х гг. является очень важным периодом фотографической ситуации в России.
    На  это время в жизни страны приходятся перемены, напрямую на ней сказавшиеся: прорыв в отечественное культурное пространство «либеральных ценностей» через современное западное искусство, кинематограф, телевидение, глянцевые журналы. Появилась возможность сравнивать, выбирать и делать выводы. 

    История рождения фотографии
    Фотография  была открыта не сразу и не одним человеком. В это изобретение вложен труд ученых многих поколений разных стран мира. В процессе работы я выяснил, что еще в 1826 году Жозеф Нисефор Небс с помощью камеры обскуры получил на металлической пластинке, покрытое тонким слоем асфальта, вид из окна своей мастерской. Экспозиция длилась восемь часов, изображение было низкого качества, но именно с него и началась эпоха фотографии. В 1835 году Вильям Фокс Генри Тальбот тоже зафиксировал солнечный луч. Он применил бумагу, пропитанную хлористым серебром. Именно он получил первый в мире негатив. В 1841 году в Великобритании, У.Г. Тальбот запатентовал этот способ фотографирования называемый калотипией. В калотипии изготовлялся негатив, который позволял получать любое число отпечатков, и этим она близка современной фотографии. В 1838 году Л. Ж. М. Дегар сообщил Парижской академии о способе фотографирования, названном им в свою честь дегеротипией. В дегеротипии сразу получалось позитивное изображение, но делало невозможным получение копии4.
    В России впервые фотографические изображения были получены выдающимся русским химиком, академиком Юлием Федоровичем Фрицше (1802-1872). Это были фотографии листьев растений. Первая фотографическая камера, благодаря венгерскому оптику Пейцвале, в 1840 году получила специальный съемочный объектив. На мену пластиночным камерам, очень неудобным в использовании из-за громоздких размеров, пришли малогабаритные пленочные камеры, открывшие доступ к занятиям фотографией многим любителям.
    В 1867-69 гг. впервые было получено цветное фото французом Дюко дю Ароном, это была настоящая революция в искусстве «писать светом», так как активно вытеснило из нашей жизни черно-белое, воссоздавая мир во всей его красоте.
    Нужно сказать, что первыми фотографами  были художники. Именно они выполняли работу по удостоверению личности человека через портретную живопись, именно их руками созданы наброски морских и сухопутных сражений. Тысячи художников состояли на военной и гражданской службе. Были и такие талантливые люди и на ижевском оружейном и сталеделательном заводах. Многие из них делали технические эскизы, модели продукции, рекламные материалы. С появлением фотографии именно они стали фотографами-художниками-ретушерами, именно они донесли до нас фотографии на плотном картоне, запечатлевшие счастливые моменты творчества мастера.
    Огромное  уважение вызывают те люди, которые  стояли в начале пути «писания светом», и те, кто сегодня продолжает начатое. О них и пойдет рассказ.
    Первая  частная фотография была открыта  в г. Ижевске в специально построенном здании  по адресу: Базарная, 82 в 1868 году. До сегодняшнего дня салон не сохранился, первая ижевская фотография была снесена в 1969 году. Организатором и первым фотографом этого заведения был Дмитрий Яковлевич Наймушин. Это был еще достаточно молодой человек, о чем можно судить по единственному фотопортрету, где он снят в черкеске с газырями и папахе. Вероятно, портрет был сделан в собственной фотографии. Нужно отметить, что фотографий мастеров сохранилось очень мало, возможно их просто некому было снимать, а возможно, здесь играло роль определенное суеверие. В салоне Дмитрия Яковлевича можно было сняться на фоне любой из декораций, которых было множество: сабли и кони, нильские крокодилы и львы в знойной пустыне, пейзажи и архитектурные постройки. Можно было выбрать любую надпись в фотографии или заказать самому клиенту. Из дурнушек мастера ретуши делали настоящих красавиц, не уступали женщинам в этом и мужчины, хороши были дети, котята с бантиками, сидящие в корзине. Вскоре такие фотографии стали открытками, а сам салон пользоваться заслуженной репутацией.
    Новое направление в творчестве Наймушина  дал владелец аптекарского магазина, известный в ижевском поселке  человек Феликс Антонович Генц, который  решил предложить своим клиентам в купе к рекламным препаратам и почтовые карточки с видами Ижевска. Немецкая фирма «Шерер и Набгольц» дала согласие на сотрудничество. Компаньоном аптекаря и выступил Д.Я Наймушин.
    Вторая  фотография была открыта в 1873 году. Владельцем салона был Глеб Пономарев. Салон назывался «Люкс», и единственный в городе имел фирменный паспорту. Будучи увлеченным человеком,  он не только работал в своем салоне непосредственно, но и дал согласие в 1899 году участвовать в экспедиции ученых-этнографов, чтобы запечатлеть на фотографиях жизнь и быт простого народа. Он фотографировал национальные костюмы и обряды. Его рукам принадлежат замечательные зарисовки национального татарского праздника в деревне Кузебаево. В 1913 году к нему обратились с просьбой сделать снимки для литературного журнала – «И снова в путь», но состояние его здоровья оказалось критическим, он ослеп. Свое дело мастер передал сыну Николаю Глебовичу, который был известным фотопортретистом в Ижевске. Доказательством этому служат его многочисленные женские и детские портреты, сценки из жизни, А также фотоальбомы. До нашего времени дошел единственный фотоальбом, изготовленный в 1912-13 гг., посвященный женской гимназии, одного из самых крупных учебных заведений в поселке Ижевский завод начала XX века. Сама гимназия находилась на Береговой улице, возле плотины, и размещалась в трех корпусах. В ней учились преимущественно дети рабочих. В 1907 году в одном из классов из 30 человек 22 были дочерьми рабочих, 3 – дворян и чиновников, 1– духовного звания, 4 – других сословий. После получения аттестата зрелости они имели право работать учителями. Такие альбомы предназначались для вручения преподавателям и выпускницам в честь окончания гимназии. Каждая страница разрисована и украшена стилизованными рисунками и на их фоне расположены портреты и фотографии с видами Ижевска. На первых страницах помещены портреты членов попечительского совета, комитета по устройству гимназии, здесь же портреты фабрикантов и заводчиков, дававших деньги на развитие гимназии. Среди них портрет Ситникова И.Н., художника-самоучки, автора памятника А.Ф. Дерябину. На каждом листе заставки с видами гимназии, здание арсенала, Александро-Невского собора. Этот альбом является историческим памятником огромной ценности и был найден научным сотрудником Республиканского краеведческого музея Ольгой Евгеньевной Широковой.
    Когда и у Николая Глебовича отказали глаза, он просил многих взять богатейшую коллекцию негативов, но желающих не нашлось. После смерти Н.Г. Пономарева, его аппаратура перешла к дочери Марии, а в качестве подарка один из фотоаппаратов был передан А. Хасамутдинову, а портрет и второй фотоаппарат Пономарева – в Национальный музей. Позднее Мария, ретушер-художница, в 1932 году пришла в бывшую наймушинскую фотографию, где её мастерство не было перенято.
    Третья  фотография была открыта в 1888 году Гирфаном Сагитовым, и находилась на углу пересечения нынешних улиц К.Либкнехта и Пушкинской.
    Смотришь  на фотографии прошедшей эпохи и  удивляешься нашему народу. Чем только не занимались наши прадеды, добывая  средства к существованию. На базаре нанимались стекольщиками, нося с собой длинные аршины, замазку и стекла. Здесь же можно было увидеть пильщиков, которые ходили по домам, неся на спинах «козы» с дровами. Продавцы горячего сбитея носили ароматный напиток в медном баке под толстым одеялом, а в лубяной корзине лежала теплая выпечка. За торговыми ядами или на телегах люди сидели в глубоком молчании, непременно с трубкой в зубах. Даже старухи дымели самодельными трубками. Сбывали на ижевском базаре изделия из лыка, бересты, зерно, крупы, муку, торговали лаптями. В альбоме В.В. Толстой был найден снимок 115-летнего деда Семена из деревни Чумайтло, который на глазах у покупателей сам делал лапти и тут же продавал. До нашего времени дошли фотографии о развитии в Ижевске транспорта, архитектуры, портреты участников зрелищ и т.д. Об этом обо всем мне рассказала книга И. Кобзева «Ижевские картинки», которая, на мой взгляд, является одной из лучших книг по истории города и его жителях.
    Прошел  XX век. Какими мы пришли в новое тысячелетие, сумели ли сохранить то, что дали прошедшие поколения, в том числе и в сфере искусства фотографии. Все, что когда-то было новым, непривычным, со временем приобретает контуры реального, повседневного явления. Можно много говорить о достоинствах и возможностях фотографии, но все-таки «бытовая» фотография по праву может быть названа доброй и близкой знакомой каждого из нас. Благодаря её памяти, мы имеет возможность сохранить на снимках моменты собственной жизни, познакомиться с людьми, оставшимися в далеком прошлом, смотреть на любимые лица, отдаленные расстоянием и временем. Сегодня в нашем городе десятки фотоателье. Но есть среди них одно, которое является мастерской фотографа – профессионала, чье имя Ахат Хисамутдинов. Внутри салона тепло и уютно, клиенты чувствуют себя легко и свободно, попав в это мир удивительного творчества. А вот и сам мастер. Невысокого роста, с добрыми внимательными глазами, уверенными движениями. Более 30 лет он занимается профессионально фотографией. Кроме того, это увлеченный коллекционер, собирающий фотоаппараты, книги о фотографиях и фотографах, имеющих огромную историко-краеведческую ценность. Именно этому человеку принадлежала идея создания в Ижевске Союза фотографов, который с огромными трудностями завоевал себе право считаться творческим союзом. Всех членов этого Союза объединяет одно – любовь к искусству фотографии и беспокойство за судьбу многочисленных работ, имеющих огромную художественную ценность, за судьбу оставшихся после смерти фотографа фотоархивов. Фотография действительно нуждается в создании своего центра, с выставочным залом, с архивом, со своим музеем.
    Еще одним известным в городе фотографом является Алексей Помосов. Его первая профессия – врач-дерматолог. 13 лет  он проработал в поликлинике Автозавода. Как фотограф умеет делать все, но из того, что умеет, предпочитает психологический портрет. Его профессиональным кредом является заповедь: «Снимай не все, что увидел, печатай не все, что снял, показывай не все, что напечатал». Впервые дебютировал в 1983 году в Тарту на выставке «Женщина в фотоискусстве». Часть работ была отправлена в Москву к 150-летию фотографии. На выставке в Челябинске «Театральная фотография» получил третью премию. Здесь же произошел неприятный инцидент, а именно – из пяти представленных работ, четыре было украдено, видимо воры по достоинству оценили талант нашего мастера. Его портреты просты и изысканы, излучают душевную красоту5.
    Трудно  переоценить значение фотографии сегодня. Она стала незаменимой в этнографии, географии, археологии, астрономии, металлографии, биологии, истории и других науках. Она стала всемогущим средством познания. Она стала неотъемлемой частью нашей прошлой и настоящей жизни, с нашими горестями и радостями, со всем, что присуще человеку, независимо от его пола и социального положения в обществе. Всем фотографам ушедших времен и ныне творящим слова глубокой благодарности за то, что они смогла остановить «прекрасное мгновенье» бытия. 
 

    Развитие  фоторепортажного искусства  в России
    Фоторепортаж  появился как жанр в конце XIX столетия, вместе с появлением моментальной фотографии, но истоки его следует искать ранее. Бытует неправильное мнение, что фотография начиналась с портретов. Однако первые снимки были сделаны с видов улиц и натюрмортов. Очень скоро светопись стала использоваться путешественниками для изображения экзотики и диковинных мест. Лишь через несколько лет после многих усовершенствований и распространения петцвалевских светосильных объективов фотография овладела и завладела портретной съемкой.
      Репортаж и путешествия.
    В 1840 году известный путешественник Григорий Силыч Карелин (однофамилец знаменитого нижегородского фотографа) сделал попытку применения фотографии для создания альбома «Типов и видов». Ранее, еще в 1836 году, он совершил большое путешествие на Каспий и к отчету представил альбом акварелей с видами Каспийского края. Четыре года спустя он отправляется в Восточный Казахстан и на Алтай. Перед отъездом из Москвы, узнав об успехах дагерротипии, заказывает первому московскому дагерротиписту А. Грекову фотоаппарат и все необходимое для съемки. Пока не удалось отыскать достоверных известий о применении в экспедиции Карелина дагерротипии, но сам факт попытки таких действий красноречив и интересен.
    Одним из первых в России фотографов-путешественников следует признать патриарха русской фотографии С. Левицкого. Молодой Левицкий увлекался химией и служил по особым поручениям в Министерстве внутренних дел. В 1843 году его назначили секретарем и переводчиком в экспедицию на Кавказ, которую возглавлял академик-химик Ю. Фрицше. Под руководством академика Левицкий быстро овладел процессами дагерротипии, и Фрицше доверил ему съемочный аппарат. Вернувшись в Петербург, Левицкий через оптика Шредера переслал в Париж несколько удачных дагерротипов Кавказских гор. Так начиналась карьера впоследствии единственного в мире Фотографа их императорских величеств Франции и России.
    Вероятнее всего, первым русским изданием фотографов-путешественников стал альбом «Фотографические виды Иерусалима и его окрестностей. Издание Яныша. С.-Петербург. 1859» — из десяти фотографий, отснятых Г. Янышем в составе экспедиции П. Севастьянова по святым местам. Всего из экспедиции было привезено до 3500 снимков с изображениями православных местностей и текстов старинных православных рукописей. Полностью, страница за страницей, была сфотографирована Птолемеева география6.
      Репортаж и этнография.
    К концу 1850-х годов повсеместно  распространился мокроколлодионный  фотопроцесс. Повысились светочувствительность  материалов и светосила объективов. Были сделаны первые попытки съемки движущихся объектов и заготовка светочувствительных материалов впрок. Усилился интерес к фоторепортажу. Повсеместно создавались этнографические фотоальбомы. Однако способы полиграфического размножения фотографий (полутоновых рисунков) еще только разрабатывались, поэтому альбомы издавались ограниченными тиражами. 
В эти же годы, не без влияния фотографии, усилился интерес к этнографии — изучению народов и племен, населяющих Россию. Золотой медалью Русского географического общества был награжден Н. Второв за альбом под названием «Материалы для этнографии Воронежской
губернии, собранные К. Александровым-Дольником и Н. Второвым».
    В одном из журналов сообщалось, что  Второву пришла счастливая мысль  применить к этим исследованиям  фотографию и он успешно ею воспользовался. К представленным в 1857 году в Географическое общество исследованиям о составе населения Воронежской губернии Второв присоединил не только этнографическую карту, но еще целый альбом типов и костюмов этого края.
    Альбом  фотографий путешествия в Хиву и Бухару представил через год А. Муренко. Известный русский путешественник по Северу России И. Лопатин в экспедицию включил в качестве фотографа своего брата П. Лопатина. Многие из снимков П. Лопатина в перерисовке были приложены к отчету об экспедиции. П. Пятницкий фотографировал в экспедиции А. Гильфердинга по Боснии, Герцеговине и Сербии. Фотограф М. Настюков в конце 1860-х годов составил великолепный альбом монастырей и храмов вдоль «Главной улицы России» — реки Волги. Альбом снимков, форматом 24x30 см, назывался «От Твери до Казани» и прекрасно сохранился до наших дней. Особое внимание уделял фотографии академик П. Семенов-Тян-Шанский. В изданном под его редакцией многотомном описании, под названиями «Россия» и «Живописная Россия», помещено значительное количество фотографий различных местностей, народностей, занятий россиян, отснятых учеными и фотографами-профессионалами7.
      В ногу со временем.
    К 1880-м годам броможелатин и оптическая сенсибилизация в тысячу раз увеличили  светочувствительность фотоматериалов. Механики изобрели затворы, отсекающие выдержку в доли секунды, оптики произвели объективы-анастигматы огромной светосилы. Моментальная фотография окончательно утвердила жанр и метод фоторепортажа. Полиграфия пополнилась средствами фотомеханики — размножения полутоновых, а затем и цветных фотоиллюстраций: фототипия, фотолитография, фотогравюра и автотипия (цинкография), которые с многочисленными усовершенствованиями употреблялись до нашего времени. 
Начались и теоретические споры о фотоискусстве. Один из «духовных
отцов» пикториализма, Н.А. Петров, презрительно отзываясь о фоторепортерах, называл их «предметниками» или «прикладниками». Но быстро развивавшаяся, умножающаяся периодическая печать требовала от фотографов экзотики и сенсаций. Добыть такого рода снимки мог только фоторепортер.8
      Первый русский фоторепортер.
    Вполне  справедливо первым русским фоторепортером называют Максима Петровича Дмитриева, владевшего фотоателье в конце девятнадцатого и первой половине двадцатого века в Нижнем Новгороде. Дмитриев, сын дворовой женщины тамбовского помещика, был отдан богатому крестьянину в воспитанники, но с 14 лет подростку пришлось помогать разорившемуся приемному отцу. Через знакомых его устроили к мастеровым в Москву. Вскоре он оказался в учениках фотографа-путешественника М. Настюкова, затем попал к нижегородцу А. Карелину. Но что-то тянуло его в дорогу. Он вновь оказался в Москве, поочередно переходя из одного фотозаведения в другое: Дьяговченко, Конарский, Трунов на время становились его хозяевами и учителями. В 1886 году он вновь возвращается в Нижний Новгород, чтобы обосноваться там навсегда.  
В Нижнем Новгороде проявились все грани Дмитриевского таланта. Несмотря на большую конкуренцию среди фотографов, фотоателье Дмитриева приносило хорошую прибыль. Но напряженная работа над портретами не давала фотографу полного удовлетворения. Социальное неравенство общества звало фотографа на улицу. Кроме того, стоило лишь пройти по крутому спуску к пристаням, чтобы увидеть широкий плес Волги, жизнь на которой в те времена кипела и днем и ночью. 
Прежде всего «атаке» Дмитриева подверглись окрестности реки, ближайшие к городу. Встав пораньше, он впрягался в специально построенную тележку с фотоаппаратом, запасом пластинок и химикатов. Всего набиралось несколько пудов, которые приходилось катить на много верст. Но усталость исчезала, когда уже в ателье среди проявленных негативов попадались особо ценные, познавательные и художественные.

    Возникла  идея отснять великую Волгу на всем ее протяжении через каждые три  версты. В течение многих лет М. Дмитриев осуществлял свой замысел, отсняв несколько тысяч снимков видов реки, ее берегов и притоков. Часть этих фотографий была высоко оценена в 1889 году на Всероссийской выставке в Москве. Один из рецензентов сообщал: «Фотограф Дмитриев из Нижнего Новгорода выставил прекрасные виды окрестностей Нижнего Новгорода и довольно большие живописные виды Волги. При взгляде на последние мы не видим пред собой картины, а просто любуемся как бы настоящею водой с ее плещущими волнами...».
      Снимки форматом 50x60 см, отпечатанные контактным способом, экспонировались на многих выставках в России и за ее пределами и были в большом количестве размещены в одном из изданий под редакцией П. Семенова-Тян-Шанского. За этот труд Дмитриеву присвоили звание Действительного члена Географического общества. Но не только красоты реки волновали русского мастера. В 1891 году на Поволжье свирепствовала засуха — хлеб сгорел на корню. На борьбу с голодом объединялись все лучшие люди России. Лев Толстой открыл столовые в Тульской губернии, по его примеру столовые для голодных открывались и в Поволжье.  
Дмитриев пожертвовал деньги для голодающих и, погрузив фотокамеры и материалы в телегу, отправился по поволжским деревням и селам. Его снимки появились в журналах, но задачей фотографа было создание большого альбома. В 1893 году такой альбом — «Неурожайный 1891–92 год в Нижегородской губернии. Фотографии с натуры М. Дмитриева» — был отпечатан в собственной фототипической мастерской автора. Альбом был быстро раскуплен и высоко оценен общественностью. Экземпляр альбома был послан Л.Н. Толстому. Сохранилась пометка писателя: «отблагодарить автора». Действительно, было, за что благодарить фотографа. Впервые в России появился не «альбом видов и типов», а взволнованный фоторепортаж о несчастье, постигшем русский народ. Этот было первое фотоиздание, показывающее страдающих людей. Своим репортажем Дмитриев призывал помочь людям, попавшим в беду.

    На  рубеже XIX — XX веков фоторепортаж стал ведущим жанром в периодической  печати. Фотография глазами репортеров помогала людям познавать самих себя, разглядывать удивительные и занимательные явления жизни, узнавать новости с фронтов войны. Впрочем, о развитии военного фоторепортажа следует рассказывать особо…9
      Первые фотоателье.
     Французское слово «ателье» признано всеми европейскими языками и вполне соответствует русскому «мастерская». Ателье мод, ателье живописца, косметическое ателье… Все эти понятия пришли из Средневековья, когда ремесленники делились по цехам, согласно виду мастерства. Средневековые живописцы трудились в собственных домах или в помещениях, специально для них отведенных феодалами-заказчиками. Фотография при своем зарождении старалась во всем следовать живописи и графике, как в творческом плане, так и в организационном. Так по примеру живописных в 1840-1850 годах появились первые французские, английские и немецкие фотоателье.
    Известный искусствовед профессор А.А. Сидоров  утверждал, что со второй половины XIX века задачу портретирования взяла  на себя фотография — прежде всего потому, что она была несравнимо дешевле нарисованных портретов. За примерами ходить недалеко: А.С. Пушкин заказал В.А. Тропинину свой портрет за 350 руб. Акварельные портреты П. Соколова, без которых в первой половине XIX века, по словам очевидца, была немыслима женитьба, оценивались от 50 руб. и выше. Но уже в конце сороковых годов за фотопортрет в ателье Петербурга следовало заплатить от 5 до 15 руб. Впрочем, первые дагерротипы, привезенные в северную столицу, продавались по 100 руб.
    Технологии.
    Но  прежде чем доказать способность к портретированию современников, следовало улучшить фототехнику. Изобретатели фотографии: французы Нисефор Ньепс, его компаньон Манде Дагер и англичанин Фокс Талбот — преследовали различные цели. Ньепс прежде всего решил заменить дорогостоящий способ гравировки книжных иллюстраций быстрым и достаточно дешевым методом пересъемки и размножения гравюр. Несколько позже он обратил внимание и на возможность закрепления изображения в камере обскуре. Художник Дагер с самого начала был заинтересован в пересъемке местностей и видов с помощью камеры обскуры, которой он часто пользовался как рисовальщик.
    Фокс  Талбот, как ученый, заинтересовался  самим процессом закрепления  оптической информации, будь то портрет  или вид на местности. 
Публикуя методы дагерротипии в августе 1839 года, Франсуа Арго предвидел «снятие портретов» в далекой перспективе. Дело в том, что первоначальные дагерротипы изготовлялись на основе йодистого серебра, наименее чувствительного по сравнению с бромистым и хлористым. Но очень скоро появилась в продаже «Годеновская жидкость», которая превращала галоидное серебро в бромо-йодистое и сильно увеличивала светочувствительность. Выдержка у первых дагерротипов на солнце составляла около 30 минут. О портрете думать еще было рано.

    Между тем Талбот, разрабатывая «каллотипию», применил хлоро-бромистое серебро  и снизил выдержку в десяток раз.
    В 1840 году венский ученый Петцваль рассчитал  портретный фотообъектив со светосилой 3,6, иначе говоря, со светосилой, превосходящей  применяемую в наши дни в вариообъективах.
    Венский оптик Фохтлендер выпустил в том  же году цилиндрический дагерротипный  аппарат с пецвалевским объективом, дающим полную резкость в центре и  некоторую размытость по краям. Выдержка сократилась до десятка секунд, что  и положило начало портретной съемке. Правда, размер дагерротипов был невелик, приблизительно4х5 см, но модная недорогая новинка сделала такое портретирование популярным.
    Конструкции фотоателье.
     Для съемки портрета «кабинетного» размера, примерно в 10х15 см, приходилось обращаться к особым мастерам во вновь открытые фотоателье. Основная идея конструкции первых фотоателье была заимствована у живописцев. Южная стена строения или основной залы в 50-60 кв. м была сплошной, чтобы оградить снимающихся от резких солнечных контрастов. Потолок делался стеклянным, как в оранжереях, но перекрывался раздвижными шторами, которые регулировали верхнее освещение. Основной, ровный свет проникал через стеклянные стены северной стороны, где, как известно, солнца не бывает.
    Оборудование фотоателье.
    Немногие  посетители с легкостью выдерживали  выдержку в десяток секунд. Чтобы  облегчить напряжение (как говорили «позу»), в оборудование ателье обязательно  входил «подголовник» — тяжелый  штатив, с подковообразным, передвижным  кронштейном, которым и подпиралась с задней стороны голова клиента. «Аппараты» Клари, по-простому говоря штативы — похожие на «подголовники», но с подвижным и светоотражающими экранами, — были также необходимым оборудованием. Подвижные экраны могли состоять из станиоля, или, просто, из белого полотна. Ими подсвечивались затемненные части моделей. Уже к середине 1850 годов фототехника ушла далеко вперед, но дагерротипы все еще оставались в моде.
    Дело  в том, что фотографам было выгодно  применять более дорогой способ фотографирования, а посетители хотели видеть свой портрет не «на какой-то бумажке», а на посеребренной пластинке.
    Для уменьшения выдержки при съемке посетителей  приглашали в фотоателье в однотонных, светлых платьях и костюмах. Кроме  того, в 1860-х годах многие персоны прихватывали с собой любимое кресло и иные предметы обихода, которые желали запечатлеть на снимке.
    Ко  второй половине XIX века оборудование фотоателье сильно разрослось.
    Наконец в 1860-х годах появилась типовая  мебель для фотоателье. На многих снимках различных фотографов видны ширмочки, тумбы, столы и балюстрады одинаковых размеров и форм. В те же самые годы появились и различного рода рисованные задники. На холстах огромного размера, как в театре, были изображены парковые дорожки, охотничьи угодья, старинные замки, бесконечные руины, озера и даже целые моря. Чтобы не отпугнуть клиентуру, надо было иметь в запасе хотя бы десяток таких фонов.
    Развитие  фотодела.
    Фотоателье  разрасталось, ширился и штат его  сотрудников. У Бланкара-Эврара в  Лионе насчитывалось до 60 работников, но вышеуказанный деятель был не только фотографом, но и издателем фотоальбомов.
    Большинство его сотрудников состояло из печатниц, которые выдавали до 500 снимков большого формата за день.
      В фотоателье знаменитого петербургского  фотографа А.И. Александровского в 1860-х годах одновременно с хозяином работали И.Н. Крамской, М.Б. Тулинов и М.М. Панов. Впоследствии Крамской стал живописцем, одним из основателей «передвижничества». М.Б. Тулинов отличился при работе над этнографическим альбомом ученого Н.И. Второва и стал известным московским фотографом. М.М. Панов — крупнейший московский фотограф и деятель культуры конца XIX столетия. Ретушер Крамской в фотостудии Александровского получал ежемесячно от 100 до 300 рублей зарплаты, что позволило ему накопить порядочно денег для обучения в Академии Художеств.
    Известно, что фотоателье патриарха русской  фотографии С.Л. Левицкого приносило  до 25 тысяч рублей годового дохода.
    Для сравнения: годовое содержание высших чиновников составляло от 6 до 12 тысяч рублей, к тому же проживали они в казенном доме с бесплатным отоплением, дворником-охранником и некоторыми иными удобствами. Но С.Л. Левицкий, достаточно успешный предприниматель, не стремился к наивысшему обогащению. Он непрерывно занимался общественной работой, участвовал в многочисленных жюри и комиссиях, делился последними новинками после поездок в Европу. А из 25000 дохода около половины надо было вычесть на содержание ателье, оплату работников и покупку новейшей техники, пластинок и химикатов.
    Поскольку С.Л. Левицкий был «фотографом императоров  России и Франции» — единственным в мире получившим такое звание, петербургская знать фотографировалась  у него, что и позволяло ему  удерживать высокие цены на производство снимков.
    Чтобы открыть новое фотоателье в Петербурге или Москве, надо было обойти уйму чиновников, вплоть до пожарных и наблюдающих за «благочинностью» городов. Количество фотоателье в крупных городах России быстро увеличивалось. Так, в Петербурге 1869 года один фотограф приходился на 2842 жителей, а в 1890 году лишь на 2154 горожан.10  

    История фотоаппарата в России
     Первые фотографические  камеры в России стали изготавливаться  в конце 30-х годов XIX века, т.е. фактически сразу же после изобретения фотографии. Сейчас, в начале XXI столетия, в век интернета и всемирной связи всех со всеми, нам трудно себе представить, как и какими путями, информация о научных открытиях и изобретениях в начале XIX столетия распространялась по миру, и, в частности, проникала в Россию.
    Думается, что не последнюю роль в этом играло то, что Россия тогда была достаточно открытой и свободной страной, без ограничений на передвижения и поездки за границу. Ну, и, конечно, талантливость россиян не могла не сказаться в том, что России принадлежит немалое число изобретений в области фотографии и фотографической техники. Общепризнано, что в СССР за период от Октябрьской революции до распада СССР было выпущено более 200 моделей фотокамер, включая их модификации, имеющие значение в первую очередь для коллекционеров. Сегодня, по прошествии стольких лет, мы можем только гадать, что именно в каждый конкретный период могло служить движущим мотивом в создании новых моделей камер - изобретения и открытия, сделанные в смежных областях науки? Неутомимое желание конструктора изобретать все новые варианты и доводить до ума уже изобретенное? Чужая идея, услышанная или подслушанная где - то? Достижения мировой (а в особенности германской) фотоинженерной мысли? Или жесткий контроль вышестоящих органов, осуществляемый тоталитарной системой (известный принцип "догнать и перегнать" наверняка играл здесь не последнюю роль)? Что, в конце концов, послужило основанием и толчком сначала постепенному, а затем и более бурному, особенно в послевоенные годы, развитию отечественной фотопромышленности? 

      Развитие фотоаппаратостроения в России до 1917 года
    Официальная точка зрения на развитие фотографической  промышленности в России в дореволюционный период была примерно такой: "В нашей стране до Великой Октябрьской социалистической революции не было фотографической промышленности.
    Фотографические изделия выпускались лишь несколькими  полукустарными фабриками.
    Хотя  нашим соотечественникам принадлежало немало решающих изобретений в фотографии…, правящие круги самодержавия тормозили  развитие отечественной фототехники.
    Фотоаппараты, пластинки бумага преимущественно  ввозилась из-за рубежа" ("Спутник  фотолюбителя", А.Гусев, 1952). Давайте посмотрим, как же на самом деле развивалась (да и развивалась ли?) фотоиндустрия в России до1917 года.11
    Благодаря тому, что Российская (Петербургская) Академия наук постоянно следила  за развитием науки и техники  в европейских странах, в России с фотографией познакомились в год ее изобретения. В числе членов Российской Академии наук был И.Х.Гамель (ординарный академик по кафедре технологии и химии, "приспособленной к искусствам и ремеслам"), обязанностью которого были регулярные поездки за границу с целью получения из первых рук сведений о последних научных открытиях.
    Когда в 1839 году Гамель отправился в очередное  путешествие, академия наук поручила ему  ознакомиться с новыми открытиями светописи, весть о которых уже дошла  до Петербурга.
      В Лондоне Гамель лично от  Тальбота в подробностях узнал  о его изобретении и приобрел  некоторые принадлежности для  калотипии. К письмам в Российскую  академию наук (май-июнь 1839 года) Гамель  приложил полное описание метода  Тальбота и несколько снимков.
    О способе Дагерра Гамель сообщил из Парижа в августе 1839 года, приложив подробное описание дагерротипии.
    Известно, что самые первые фотокамеры (дагерротипный  прибор) в России в 1840 году (т.е. на следующий  год, после изобретения фотографии!) начал производить еще Алексей Греков (ок. 1800 - ок. 1855), который не только изготавливал дагерротипные аппараты, но и первым предложил сервисные и консультационные услуги: "Желая вполне передать моим соотечественникам процесс дагерротипа, я вновь прошу каждого купившего и желающего купить снаряд мой отнестись ко мне в случае каких-либо недоразумений: за удовольствие почту несколько раз повторить для него действие снарядом...". Кроме того, А.Ф.Греков усовершенствовал процесс дагерротипии, сократив время обработки и съемки (ему удалось сократить время выдержки на солнце до 2,5 мин., а в пасмурную погоду - до 4-5 минут), добившись устранения зеркального блеска на дагерротипах и найдя способ получения прочного изображения не только на серебряных, но и на медных и латунных пластинках - он предложил серебрить медные или латунные пластины с помощью гальванопластики, недавно открытой Б.С.Якоби.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.