На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Общая характеристика прав и обязанностей граждан в области охраны окружающей среды

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 02.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 
 
 

Федеральное государственное образовательное  учреждение
высшего профессионального  образования
«Чувашский  государственный университет  им. И.Н.Ульянова» 

Юридический факультет
Кафедра  
 
 
 
 
 

Контрольная работа
по дисциплине: «Экологическое  право»
на тему:
Общая характеристика прав и обязанностей граждан в  области охраны окружающей среды 
 
 

                                                              
 

                                                             
                                                              Выполнил:
                                                          студент 2 курса заочного обучения
                           группы ЗЮ-2-09
                                                  Петрова Марина Алексеевна
                  Проверил: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Чебоксары-2010 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение.
1.    Экологические права и обязанности граждан Российской Федерации.
1.1 Понятие и характеристика экологических прав граждан.
1.2  Экологические обязанности граждан.
2. Правовое регулирование экологических прав человека по российскому   
    законодательству.
3. Защита экологических  прав граждан в судебном и  административном    
    порядке.
3.1. Защита экологических прав в сфере деятельности органов исполнительной   
       власти.
3.2. Защита экологических  прав граждан в  Конституционном Суде РФ.
3.3. Защита экологических  прав Уполномоченным по  правам человека в  
       Российской Федерации.
3.4. Защита экологических  прав и Европейский суд по  правам человека.
4.     Роль общественных объединений в защите  экологических прав  граждан.
Заключение.
Список использованных источников.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
          Для выживания  человечества  нет большей  опасности, чем  уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. Сохранение окружающей среды   осознано  мировым сообществом   и является одной из глобальных проблем современности.  Конституция РФ  гласит: «  Каждый обязан  сохранять  природу  и окружающую   среду, бережно  относиться  к природным богатствам». ( ст. 58)
      Конституционная обязанность  конкретизирована  в ряде законодательных актов. Так, в Законе об охране  окружающей природной среды  закреплена обязанность граждан   соблюдать требования   природоохранного законодательства  и установленные нормативы   качества окружающей среды.  Обязанность по охране лесов зафиксирована  в Лесном кодексе Российской Федерации от 29  января 1997г.
      24  апреля  1995г.  вступил в силу   Федеральный закон «О животном мире». Действуют и иные   природоохранные акты.
     За нарушение  природоохранного   законодательства  установлена имущественная, административная  и уголовная ответственность.
    Данная работа предполагает рассмотрение  экологических прав и обязанностей   граждан Российской Федерации. 

    Экологические права и обязанности граждан  Российской Федерации.
      Понятие и общая характеристика экологических прав граждан.
     По мнению большинства специалистов в данной области, вопрос об экологических правах гражданина является одним из ключевых в современном экологическом праве, поскольку согласно ст. 2 Конституции РФ «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».
     Впервые в российском законодательстве экологические права человека были закреплены в Законе РСФСР от 19.12.1991 г. «Об охране окружающей природной среды», затем - в Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12.12.1993 г. и Федеральном законе от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
М.М. Бринчук  под экологическими правами человека понимает признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой.
     По мнению О.Л. Дубовик, экологические права граждан - это совокупность закрепленных в международных актах, Конституции РФ, специальном экологическом и смежном с ним законодательстве прав индивида, т.е. человека и гражданина, реализуемых в процессе взаимодействия с окружающей средой и обеспечивающих удовлетворение его основных потребностей в этой сфере.
Экологические права человека относятся к группе фундаментальных естественных (неотчуждаемых) прав человека, возникающих с рождением  и прекращающихся со смертью индивида, наряду с такими основополагающими правами, как право на жизнь, свободу слова и вероисповедания, личную неприкосновенность, свободу передвижения, выбор места жительства и др.
      Необходимо отметить, что проблему экологических прав человека в мире стали активно обсуждать с середины 60-х годов нашего столетия, когда многие индустриально развитые страны Запада стали ощущать последствия экологического кризиса, вызванной чрезмерным воздействием на окружающую среду и потреблением природных ресурсов.
     Политическая сторона экологических прав человека отражена в нормах между родного права, которые нашли выражение в различных декларациях прав человека.
    Первые документы ООН, в частности Всеобщая декларация прав человека и гражданина  1948 г., Устав ООН, Международный пакт об экономических, социальных культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. не выделяли права человека на благоприятную окружающую среду непосредственно. В то же время оно выражено опосредованно в ст. 3 Всеобщей декларация прав человека и гражданина 1948 г., закрепившей право человека на жизнь. Кроме того, в ст. Декларации указывается нам такой «жизненный уровень», который необходим человеку для поддержания его здоровья и благосостояния.
     Важнейшей вехой в становлении и развитии экологических прав гражданина стала Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде в 1972 году, где впервые была обсуждена как самостоятельная проблема права человека на благоприятную окружающую среду. В частности, принцип 1 Стокгольмской декларации провозгласил, что человек имеет право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. Высказывается мнение, что после Стокгольмской конференции 1972 г. начался неизвестный ранее в международном праве процесс его постепенной экологизации. Это проявилось в упоминании о необходимости защиты окружающей среды в узкоспециализированных документах в области прав человека (например, во Всеобщей декларации о ликвидации голода и недоедания 1974 г.), которые напрямую природоохранные действия не предполагают.
     На Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проведенной в Рио-де-Жанейро (Бразилия) в июне 1992 года, было заявлено, что единственный путь обеспечения долгосрочного экономического прогресса - это его увязка с охраной окружающей среды. Принцип 1 Декларации Рио провозгласил: «Люди имеют право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой».
В связи  с вступлением России в Совет  Европы необходимо учитывать международные документы о правах человека этой организации. В частности, в рамках Совета Европы действует ряд документов, регулирующих в той или иной степени отношения в данной сфере. Основными из них являются Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (вступила в силу 3 сентября 1953 г.) и Европейская социальная хартия (вступила в силу 26 февраля 1965 г.). В этих документах не только закрепляются права граждан, но и предусматривается международный правовой механизм их защиты. Положения этих документов юридически обязательны для России как члена Совета Европы.
     Выделяют основные (или конституционные) и иные экологические права граждан.
      К основным (конституционным) правам относятся, прежде всего, содержащиеся в ст. 42 Конституции РФ:
- право  каждого на благоприятную окружающую  среду;
- право  на достоверную информацию о  состоянии окружающей среды;
- право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу гражданина экологическим правонарушением.
Кроме того, к этой группе отнесены следующие  конституционные права:
-  право  граждан и их объединений иметь  в частной собственности землю  (ст.36 Конституции РФ);
- право  каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности  и гигиены (ст. 37 Конституции РФ);
- право  каждого на охрану здоровья  и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции  РФ). Для успешной реализации и  надежной защиты вышеперечисленных экологических прав важны не имеющие прямого отношения к экологии такие конституционные права, как: право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29); право на объединение для защиты своих интересов (ст. 30); (право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31); право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в госорганы и органы местного самоуправления (ст. 33); право каждого на судебную защиту его прав и свобод (ст. 46) и др.
      К группе иных экологических прав относятся права, содержащиеся в других, помимо Конституции, нормативных правовых актах РФ и субъектов РФ, и, прежде всего – в Федеральном законе от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который не только закрепил право каждого на благоприятную окружающую среду и на ее защиту   от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, но и предусмотрел ряд важных полномочий граждан, способствующих обеспечению его защиты.        
В частности, согласно ст. 12 Закона, граждане имеют  право:                                 
- создавать  общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;                    
- направлять  обращения в органы государственной  власти Российской Федерации  органы государственной власти  субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
- принимать  участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;      
- выдвигать  предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
-  оказывать  содействие органам государственной  власти Российской Федерации,  органам государственной власти  субъектов Российской Федерации,  органам местного cамоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
- обращаться  в органы государственной власти  Российской Федерации, органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации, органы  местного самоуправления и иные  организации с жалобами, заявлениями  и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
- предъявлять  в суд иски о возмещении  вреда окружающей среде;
- осуществлять  другие предусмотренные законодательством права.
      Важные права граждан в области охраны окружающей среды установлены Федеральным законом от 30,03.99 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно ст. 8 которого граждане имеют право:
- на  благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного в действия на человека;
-  получать  в соответствии с законодательством  Российской Федерации в органах  государственной власти, органах  местного самоуправления, органах  и учреждениях государственной  санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среде обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначен, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;
- осуществлять  общественный контроль за выполнением  санитарных правил;
- на  возмещение в полном объеме  вреда, причиненного их здоровью  или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
      Федеральный закон от 09.01.96г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» установил ряд прав граждан, имеющих непосредственное отношение к данной области.
     Прежде всего, согласно ст. 22 этого Закона, граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на радиационную безопасность. Кроме того, граждане и общественные объединения имеют также право на получение объективной информации от организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ими функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности (ст. 23). Наконец, ст. 26 указанного Закона предоставляет гражданам право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх установленных данным Федеральным законом основных пределов доз, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     Градостроительный кодекс РФ от 07.05.98 г. № 73-ФЗ, в ст. 7 устанавливает право каждого гражданина на благоприятную среду жизнедеятельности. Это право, в частности, обеспечивается: участием граждан и общественных объединений в осуществлении градостроительной деятельности; государственным нормированием градостроительной деятельности; лицензированием отдельных видов градостроительной деятельности; сертификацией отдельных видов строительных материалов и услуг в области строительства; государственным и общественным контролем за осуществлением градостроительной деятельности и соблюдением законодательства РФ о градостроительстве; компенсацией в административном порядке вреда, причиненного гражданам в результате нарушения законодательства РФ о градостроительстве и повлекшего за собой ухудшение среды жизнедеятельности; возмещением вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства РФ о градостроительстве и рядом других мер и мероприятий.
      В соответствии с Федеральным законом от 21.12.94 г. № 68-ФЗ «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ст. 18) граждане РФ, в частности, имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций и др.
      В.В. Бринчук к экологическим правам граждан относит также право на общее природопользование, т.е. право на использование природных ресурсов для удовлетворения разнообразных личных потребностей человека - оздоровительных, рекреационных, эстетических, научных, культурных, бытовых. Права граждан на общее природопользование регулируются, в основном, природоресурсным законодательством - Земельным, Водным, Лесным кодексами, законами «О недрах», «О животном мире» и др.
О.Л. Дубовик  по субъектам права разделяет  экологические права на две группы:
- закрепленные  за общим субъектом, т.е. всеми  индивидами;
- закрепленные  за специальными категориями  субъектов, выделенными по профессиональному или иным признакам, или за гражданами, проживающими на отдельных территориях.
     В первую группу входят конституционные экологические права (ст. 42 Конституции РФ и др.), ко второй группе относятся, например, права граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий, на безопасные условия проживания и труда, коллективную и индивидуальную защиту жизни и здоровья в случае возникновения чрезвычайных ситуаций при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия и ряд других прав, закрепленных в законодательных актах.
О.И. Крассов  считает разновидностью экологических  прав право на защиту исконной среды обитания коренных малочисленных народов, закрепленное в ст. 8 Федерального закона от 30.04.99 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». 

      Экологические обязанности граждан.
     Осуществление экологических прав граждан всегда связано с выполнением ими определенных ответных обязанностей перед обществом и государством. Субъективное право и обязанность неразрывно связаны. Нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой не соответствовало бы право.
      Для сохранения и улучшения экологической обстановки граждане должны выполнять обязанности по охране и рациональному использованию природной среды, по восстановлению нарушенных экологических систем, по предупреждению экологических правонарушений и иные обязанности, предусмотренные законодательством РФ.
      В ст. 58 Конституции РФ установлена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам. По своему содержанию экологические обязанности граждан подразделяются на общие, относящиеся ко всем или большинству гражданам (природопользователей), и специальные, касающиеся использования и охраны отдельных видов природных ресурсов, либо связанные с охраной окружающей среды при осуществлении определенных видов деятельности.
     Основной перечень общих экологических обязанностей закреплен прежде всего в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (ст. 11), Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 10) и ряде других нормативных правовых актов.
Так, согласно ст. 11 Закона «Об охране окружающей среды» граждане обязаны:
- сохранять  природу и окружающую среду;
- бережно  относиться к природе и природным  богатствам;
- соблюдать  иные требования законодательства.
      В соответствии со ст. 10 Закона» О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны:
-  выполнять  требования санитарного законодательства, а также постановлении, предписаний  и санитарно-эпидемиологических  заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
- не  осуществлять действий, влекущих за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
     Специальные экологические обязанности представляют собой широкий круг закрепленных в законодательстве экологических требований, предъявляемых к определенным категориям граждан - природопользователей. Они содержатся как в природоохранном, так и природоресурсном законодательстве. Так, граждане, использующие химические вещества в сельском хозяйстве, обязаны выполнять правила, хранения, транспортировки и применения таких веществ, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидации вредных последствий такой деятельности (ст. 49 Закона «Об охране окружающей среды»).
      Кроме того, ст. 73 Закона «Об охране окружающей среды» устанавливает экологическую обязанность работников - иметь профессиональную экологическую подготовку. В соответствии с указанной статьей, руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
     Различают два основных вида экологических обязанностей - позитивные и запретительные. Позитивные обязанности предписывают совершать определенные действия. Примерами их являются обязанности рационально использовать природные объекты в соответствии с их целевым назначением; применять экологически совместимые технологии; своевременно производить плату за пользование природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды и т.д. Запретительные обязанности состоят в запретах осуществлять определенные действия. Примерами их могут быть запрещение ухудшения состояния окружающей среды в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности, запрет нарушать права и законные интересы третьих лиц и др. 

2.  Правовое регулирование экологических прав человека по российскому
законодательству.
     Признание и регулирование экологических прав граждан – одна из наиболее существенных новаций развивающегося российского законодательства. Поэтому особенно важно то, что эта разновидность прав признана Конституцией России (ст.ст. 36, 37, 41, 42),
     К решению вопросов в сфере взаимодействия общества и природы вполне могут быть применимы также некоторые другие конституционные права – свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29), на объединение для защиты своих интересов (ст. 30), собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Гарантируя государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в России, Конституция предусматривает в то же время, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).
     Конституция РФ развивает и конкретизирует экологические права граждан, закрепленные в международных документах в области охраны окружающей среды. Конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду – одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. Лишь немногие, преимущественно новые конституции зарубежных государств в разных формах закрепляют право своих граждан на благоприятную окружающую среду.
     Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» не только закрепил право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, но и предусмотрел ряд важных полномочий граждан, способствующих обеспечению его защиты. В частности, он предоставил гражданам право:
а) создавать  общественные объединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
б) направлять обращения в органы государственной  власти РФ, органы государственной  власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и  должностным лицам о получении  своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
в) принимать  участие в собраниях, пикетированиях, демонстрациях, шествиях и митингах, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды  и иных не противоречащих законодательству РФ акциях;
г) выдвигать  предложения о проведении экологической  экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
д) оказывать  содействие органам государственной  власти РФ в решении вопросов охраны окружающей среды;
е) обращаться в органы государственной власти с жалобами, заявлениями и предложениями  по вопросам, касающимся охраны окружающей среды;
ж) предъявлять  в суд иски о возмещении вреда  окружающей среде;
з) осуществлять другие предусмотренные законом права .
     Ряд существенных прав граждан в области охраны окружающей среды установлен иными законодательными актами России. Так, по Федеральному Закону РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право:
- на благоприятную среду обитания (включая окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемую или используемую продукцию народного хозяйства), факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на организм человека настоящего и будущих поколений;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.