На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Повышение конкурентоспособности ОАО «Брянконфи» за счет внедрения новой технологии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  Брянская  государственная инженерно-технологическая  академия 
 

Кафедра “Экономика и управление в строительстве”
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине            «ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
на  тему: «Повышение  конкурентоспособности ОАО «Брянконфи» за счет внедрения новой технологии»
 
 
 
             
            Шифр:

            КР 

            –2068029.080507–   07 – 2.063
                   
             
             
            Выполнил: студентка гр.
            МО - 301
            Зятикова  О.О.
            (Ф.И.О.)
             
            Проверил: Лямцева И.Н.
            “К  защите”  
               
            Оценка:  
            Дата:  
            Подпись:  
             
            Члены комиссии:
             
             

Брянск 2010

 
АННОТАЦИЯ
      Курсовая  работа «Повышение конкурентоспособности  ОАО «Брянконфи» за счет внедрения новой технологии»  содержит следующие разделы: введение, заключение, три главы, список литературы, приложения. Каждая из глав включает соответствующие подразделы.
     Во  введении отражена актуальность рассматриваемой темы, дано определение конкурентоспособности предприятия, сформулирована цель и основные задачи, решаемые в данной курсовой работе, а также предмет, объект и методы исследования.
      В первой главе рассмотрены теоретические основы конкурентоспособности предприятия: понятие, сущность и типы конкуренции, конкурентоспособность объектов рынка, конкурентная борьба на рынке промышленной собственности. Также в данной главе определена методика оценки конкурентоспособности предприятия.
      Во второй главе курсовой работы проведена оценка конкурентной среды ОАО «Брянконфи». Для этого была определена организационно-экономическая характеристика предприятия, сделан анализ внешней среды предприятия и его финансово-хозяйственной деятельности, оценена конкурентоспособность ОАО «Брянконфи».
      В третьей главе рассмотрено повышение конкурентоспособности ОАО «Брянконфи» за счет внедрения инноваций: охарактеризованы основные направления повышения конкурентоспособности предприятия, предложены мероприятия по внедрению инноваций на ОАО «Брянконфи» и проведена оценка эффективности мероприятий по повышению конкурентоспособности.
      В заключении сделаны основные выводы, подведены итоги по каждой главе  курсовой работы.
      Объем курсовой работы – 51 страница.
      Содержание  курсовой работы иллюстрируют 9 рисунков, 19 таблиц.
 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы КОнкурентоспособности предприятия…………………………………………………………………..5
   1.1 Понятие, сущность и типы конкуренции………………………………...5
   1.2 Конкурентоспособность объектов рынка………………………………10
  1.3 Конкурентная борьба на рынке промышленной собственности: определение тактических приемов обхода конкурентов……………………..13
  1.4 Методика оценки конкурентоспособности предприятия……………...15
2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ОАО «БРЯНКОНФИ»…………….20
    2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия………20
    2.2 Анализ внешней среды предприятия…………………………………...22
    2.3 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия……….32
    2.4 Оценка конкурентоспособности ОАО «Брянконфи»………………….37
3. ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «БРЯНКОНФИ» ЗА СЧЕТ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ……………………………………….39
   3.1 Основные  направления повышения конкурентоспособности  предприятия……………………………………………………………………...39
   3.2 Мероприятия  по внедрению инноваций на предприятии……………..41
   3.3 Оценка  эффективности мероприятий по  повышению конкурентоспособности  на ОАО «Брянконфи»……………………………….43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….50
ПРИЛОЖЕНИЯ 
 

  
 
 

ВВЕДЕНИЕ
      На  современном этапе экономического развития проблема конкурентоспособности занимает центральное место. Создание конкурентных преимуществ перед соперниками становится стратегическим направлением деятельности любого предприятия.
      Конкурентоспособность предприятия - его способность конкурировать со своими соперниками, поставляющими аналогичные товары на те же рынки или стремящиеся проникнуть на рынки.
      Повышение уровня конкурентоспособности предприятий, оптимизация их функционирования и  элементарное выживание в рыночной среде - фундаментальная проблема современной экономики. От ее решения во многом зависит качество воспроизводственных процессов, доходность предприятий, их адаптация к рыночным условиям и последующий экономический рост.
      Конкуренция и конкурентная борьба в настоящее время являются главным содержанием функционирования экономической системы. Именно конкуренция заставляет предприятия надлежащим образом удовлетворять пожелания потребителей. Однако этим не ограничивается положительное воздействие конкуренции на экономику предприятия и ее результативность.
      Конкуренция заставляет предприятия наиболее полно  воспринимать научно-технические достижения, применять эффективные технику  и технологию, современные методы организации производства и повышать качество выпускаемой продукции. Поэтому для успеха в конкурентной борьбе, повышения конкурентоспособности большое значение приобретают новые технологии.
      В этом и заключается актуальность рассматриваемой в данной курсовой работе темы.
      Цель  курсовой работы - повысить конкурентоспособность предприятия ОАО «Брянконфи» за счет внедрения новой технологии.
      Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    изучить теоретические основы конкурентоспособности предприятия;
    сделать оценку конкурентной среды ОАО «Брянконфи»;
    рассмотреть повышение конкурентоспособности ОАО «Брянконфи» за счет внедрения инноваций;
    определить эффект от внедрения новой технологии на предприятии.
      Предметом исследования являются механизмы повышения  конкурентоспособности предприятия.
      Объект  изучения - предприятие ОАО «Брянконфи».
      Для выполнения курсовой работы применялись  различные методы -математические и статистические, анализ, синтез, индукция, дедукция, методы графического и табличного представления данных.
      Также в данной курсовой работе использовалась бухгалтерская отчетность предприятия, труды российских и зарубежных авторов по проблематике данного исследования. 
 
 
 
 

 

1. Теоретические основы  КОнкурентоспособности предприятия
1.1 Понятие, сущность  и типы конкуренции
      Основу  рыночной экономики составляет понятие конкуренции, как главной движущей силы эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках [8].
      Конкуренция - важнейший элемент рыночного механизма, борьба рыночных субъектов за наиболее выгодные условия приложения капитала [6].
      Рассматривая  конкуренцию, необходимо показать как  ее положительные стороны, так и  отрицательные.
      Положительные стороны конкуренции:
    конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;
    конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;
    конкуренция стимулирует повышение качества товара;
    конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);
    конкуренция требует от продавцов снижать цены на предлагаемый товар;
    конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;
    конкуренция повышает качество продукции;
    конкуренция вводит новые формы управления.
      Отрицательные стороны конкуренции:
    при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;
    многочисленность банкротств и безработицы [3].
      Конкуренция имеет ряд функций:
    Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе нужно предлагать изделия, которые предпочитает потребитель. Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
    Функция мотивации. Конкуренция означает шанс и риск одновременно: предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс. Предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).
    Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом.
    Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена [10].
      Конкуренция на рынке выступает в различных  формах. Она может быть внутриотраслевой и межотраслевой.
      Внутриотраслевая  конкуренция - соперничество между предпринимателями одной отрасли хозяйства за более выгодные условия выпуска и сбыта товаров. Это происходит потому, что предприятия отрасли существенно различаются между собой по качеству используемых средств производства, технической оснащенности и квалифицированной рабочей силы, вследствие чего возникают различия по величине стоимости выпускаемых изделий и размеру прибыли в расчете на единицу продукции. Несмотря на эти различия, внутриотраслевая конкуренция приводит к уравниванию цен и прибылей.
      Межотраслевая конкуренция - вид конкуренции между производителями, действующими в разных отраслях экономики. В основе межотраслевой конкуренции лежит стремление предпринимателей к получению максимальной прибыли, поиску наиболее выгодной сферы приложения капитала.
      Экономическая теория оценивает уровень конкуренции  на том или ином рынке по семи признакам (рисунок 1) [8].
      
Рисунок 1 - Признаки уровня конкуренции на каком-либо рынке
      Различают несколько типов конкуренции: совершенная, несовершенная, монополистическая конкуренция, монополия, олигополия (таблица 1).
Таблица 1 - Типы конкурентного соперничества
Тип конкуренции Количество  и размер фирм Характер продукции Условия входа  и выхода Доступность информации
Совершенная конкуренция Множество мелких фирм Однородная  продукция Никаких затруднений Равный доступ ко всем видам информации
Монополистическая конкуренция Множество мелких фирм Разнородная продукция Никаких затруднений Некоторые затруднения
Олигополия Число фирм невелико, есть крупные фирмы Разнородная или  однородная продукция Возможны отдельные  препятствия Некоторые ограничения
Монополия Одна фирма Уникальная  продукция Практически непреодолимые барьеры на входе Некоторые ограничения
 
      Совершенная (чистая) конкуренция возникает при следующих условиях:
    существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой фирмы ее приобрести;
    доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;
    вход и выход из отрасли абсолютно свободен;
    нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.
      Конкуренция, которая в той или иной степени  связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка.
      При несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями.
      Между совершенной и несовершенной  конкуренцией лежит тот ее вид, который весьма часто встречается в практике и является как бы смесью двух отмеченных видов, - это так называемая монополистическая конкуренция. Она представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию. Вход на рынок и выход из него обычно не связаны с какими-либо трудностями. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя взаимозаменяемыми.
      Противоположностью  конкуренции служит монополия. В  условиях монополии одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. Барьеры для вступления в отрасль  для других фирм практически непреодолимы.
      Во  избежание вредного воздействия  монополии на рыночную конкуренцию ее деятельность регулируется антимонопольным государственным законодательством.
      В соответствии с Законом РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
      Федеральная антимонопольная служба России должна осуществлять контроль за деятельностью монополий.
      Гораздо чаще в ряде отраслей в странах  с рыночной экономикой складывается так называемая олигополия. Этот вид  конкуренции предполагает существование  на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий, сталь). Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию [9].
      Конечная  цель любого предприятия - достижение определенных результатов в конкурентной борьбе, базирующихся на закономерном итоге систематических и комплексных усилий, зависящих от конкурентоспособности товаров и услуг предприятия, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами - продукцией и услугами других предприятий. Таким образом, конкуренция является движущей силой развития объектов и субъектов рынка [8].
1.2 Конкурентоспособность  объектов рынка
      В современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности.
      Конкурентоспособность - показатель, интересующий как производителя, так и потребителя продукции. Производитель заинтересован в том, чтобы его продукция была продана, для этого она должна быть высокого качества и обладать минимальной ценой, а потребитель заинтересован в приобретении продукции, полностью удовлетворяющей его потребностям с точки зрения качества и цены [8].
      Конкурентоспособность предприятия является относительной характеристикой, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности [4].
      Конкурентоспособность различных предприятий зависит от ряда таких факторов, как:
    конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;
    вид производимого товара;
    емкость рынка (количество ежегодных продаж);
    легкость доступа на рынок;
    однородность рынка;
    конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;
    конкурентоспособность отрасли, региона и страны;
    возможность технических новшеств в отрасли.
      Критерии  конкурентоспособности (КС) предприятия рассмотрены на рисунке 2.
      
Рисунок 2 - Критерии конкурентоспособности предприятия
      Сформулируем  общие принципы, которые дают конкурентные преимущества производителям:
    Нацеленность всех и каждого работника на действие.
    Близость предприятия к клиенту.
    Создание творческой атмосферы на предприятии.
    Рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать.
    Демонстрация важности общих для предприятия ценностей.
    Простота организации, минимум уровней управления.
      Как показывает мировая практика рыночных отношений, взаимосвязанное решение  этих проблем и использование  данных принципов гарантирует повышение  конкурентоспособности предприятия [5].
      Основной целью хозяйствующих субъектов в рыночной экономике является обеспечение конкурентоспособности товаров или оказываемых услуг, так как финансовое благополучие организации следует за конкурентоспособностью выпускаемой продукции.
      Практика  показывает, что этой цели наиболее часто достигают предприятия с более высоким конкурентным потенциалом. Под конкурентным потенциалом предприятия подразумевается как реальная, так и потенциальная способность компании разрабатывать, производить, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные изделия.
      Высокая конкурентоспособность предприятия  обусловливается наличием следующих  трех признаков:
      1) потребители довольны и готовы  купить повторно продукцию этой фирмы;
      2) общество, акционеры, партнеры  не имеют претензий к фирме;
      3) работники гордятся своим участием  в деятельности фирмы. 
      Для того чтобы стать конкурентоспособной  компанией необходимо:
    обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции в целевых сегментах рынка. Под конкурентоспособностью товара подразумевается оцененное потребителем свойство объекта превосходить в определенный момент времени  по качественным и ценовым характеристикам аналоги в конкретном сегменте рынка без ущерба для производителя.
    поднять потенциал конкурентоспособности предприятия. Этот показатель характеризует возможность успешной работы организации в будущем.
      У менеджеров возникает естественный вопрос оценки  ранга своего предприятия  среди конкурентов. Установление своего места в рыночной среде - первый шаг в управлении конкурентоспособностью предприятия [7].
1.3 Конкурентная борьба  на рынке промышленной собственности: определение тактических приемов обхода конкурентов
      Конкурентная  борьба - основной стимул в создании инноваций. Для определения тактических приемов обхода конкурентов в создании и использовании промышленной собственности разделим все действующие на рыке организации на три группы.
      Первая  группа - компании, работающие в сфере рискового бизнеса, специализирующиеся на создании новых секторов товарного рынка. К ним относятся венчурные фирмы, создающие преимущественно новые продукты и технологии. Патенты для этих фирм представляют интеллектуальный товар, который они, как правило, предлагают на свободном рынке компаниям, производящим массовую продукцию и стремящимся к монополизации рынка (они составляют вторую группу предприятий в данной классификации).
      Вторая  группа - компании, использующие при производстве продукции патенты. Это, как правило, предприятия сферы крупного бизнеса с высокотехнологичным оборудованием. Патенты для этих фирм служат защитой выпускаемых товаров. К этой группе также могут быть отнесены компании, тяготеющие к рисковому бизнесу и выпускающие продукцию для избранных потребителей, соответствующую высоким требованиям.
      Третья  группа - торговые компании, специализирующиеся на продаже товаров. Они используют патенты, в основном, в рекламных целях.
      Конкурентная  борьба на рынке промышленной собственности (патентов) наиболее вероятна между  предприятиями крупного бизнеса  или между компаниями, стремящимися создать новые  сектора товарного рынка.
      Для обхода конкурентов необходимо:
      Первый  этап - сформировать базу данных патентных документов. Собирается полная информация о патентах, полученных всеми организациями в изучаемой области науки и техники.
      Полученная база данных патентных документов трансформируется в базу данных научно-технических направлений. Определяются положения конкурентов на рынке патентов, их доминирование в конкретных научно-технических направлениях, а также уровень выполненных ими разработок.
      Второй  этап - проведение прогнозных исследований для определения перспектив развития научно-технических направлений. Проводится структурный анализ перспективных научно-технических направлений; определяются наиболее активные конкуренты и возможные направления их разработок.
      Первый  и второй этапы можно считать  периодом подготовки к конкурентной борьбе.
      Третий  этап - конкурентная борьба. С учетом прогнозных исследований определяются принципы взаимоотношений с конкурентами. Выделяют следующие тактические приемы обхода конкурентов:
      Плавный, эволюционный уход вперед от своих  конкурентов в конкретном научно-техническом  направлении. Такой прием не наносит  существенного ущерба конкурентам  и не гарантирует надежной защиты от внешних патентных воздействий.
      Формирование патентного блока. В основу такого блока закладываются принципиально новые разработки. Формируется он скрытно. Компания, решившая его создать, должна принять все меры по задержке публикаций полученных патентов (в российской действительности это нетрудно). Задержка публикаций позволит ей быстро нарастить мощность патентного блока и получить наилучшие возможности для выпуска новой продукции, защищенной патентами.
      Рекомендуется в патенте документов на получение  одного патента указывать и закреплять за собой сразу десятки и сотни принципиально новых технических решений. В данном случае речь идет о разумном формировании так называемой формулы изобретения.
      Тактика активного подавления научно-технических  разработок конкурентов. Задача состоит  в приоритете подачи заявок на патент по аналогичным разработкам. В таких ситуациях изобретательская активность конкурентов резко снижается [1].
1.4 Методика оценки  конкурентоспособности  предприятия
      Конкуренция - это эффективный и доступный метод экономического контроля, так как стоит обществу минимальных затрат. Такой контроль мотивирует производителя сокращать издержки и цены, увеличивать объем сбыта, конкурировать за заказы и потребителя, повышать качество продукции.
      Для целей управления конкурентоспособностью  необходимо наличие объективного инструмента ее оценки. В настоящее время общепринятой методики оценки конкурентоспособности организаций нет.
      Каждая  компания оценивает  свою конкурентную позицию по своей методике.
      Оценка  конкурентоспособности предприятия  представляет собой сложную многофакторную задачу, которая сводится к выявлению наиболее значимых числовых показателей конкурентоспособности и их интегрированию.
      Большинство методов оценки конкурентоспособности  организаций основаны на применении различных коэффициентов для анализа производственной деятельности, финансового положения, эффективности инвестиций и т.д.
      В настоящей курсовой работе рассматривается интегрированный подход для оценки конкурентоспособности организаций (КСП) с различных точек зрения, что обеспечивает минимизацию влияния субъективизма.
      Подход  реализуется через экспертную оценку на основе следующих концепций:
    Анализ КСП на основе концепции хозяйственной деятельности предприятия
    Анализ КСП на основе концепции "4Р"
    Анализ КСП на основе концепции М. Портера (модель пяти сил конкуренции)
      Для практического применения и простоты анализа КСП по каждой концепции  используется качественная пяти или  десяти балльная шкала, в которой граничные условия задаются наилучшим и наихудшим положением по критериям.
      Формальные  примеры оценок приведены в таблицах 2, 3, 4. 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 2 - Анализ КСП на основе концепции хозяйственной деятельности предприятия
Внутренние  факторы хозяйственной деятельности предприятия Рейтинг, баллы
Предприятие К1 К2 К3
ФИНАНСЫ
Структура баланса 5 4 4 3
Рентабельность  активов 3 3 3 3
Рентабельность  инвестиций 3 2 2 4
Коэффициент реинвестирования 4 3 3 2
ПРОИЗВОДСТВО
Загрузка  оборудования 5 4 4 5
Производственные  мощности 5 2 2 3
Износ физический технологического оборудования 4 3 4 4
Резерв  производственных мощностей 5 2 2 5
УПРАВЛЕНИЕ
Оптимальность организационной структуры 5 2 2 2
Информационные  технологии и обеспечение 3 3 3 3
Правовое  обеспечение 4 4 4 4
МАРКЕТИНГ
Доля  рынка 3 2 3 3
Ассортимент 4 2 2 4
Уровень цен 2 2 2 3
Сервис 3 3 4 3
Диверсификация  поставщиков        
Сбыт  и наличие постоянной клиентуры 4 3 3 4
КАДРЫ
Квалификации  производственного персонала 5 2 4 2
Уровень квалификации сбытового персонала 4 3 2 2
Система управления персоналом 3 3 3 3
ТЕХНОЛОГИИ
Внедрение инноваций в производство 3 4 4 2
Возможность разработки новых продуктов 4 3 3 2
Уровень функционального износа технологии 2 4 2 2
Экологически  чистые технологии 2 3 3 2
Сумма значений рейтингов 85 66 68 70
Нормированный индекс рейтинга КСП, % 65 51 52 54
 
      Таким образом, анализ конкурентоспособности  предприятия на основе концепции хозяйственной деятельности предполагает балльную оценку таких факторов как финансы, производство, управление, маркетинг, кадры и технологии. 
 

Таблица 3 - Анализ КСП на основе концепции "4Р"
Факторы конкурентоспособности предприятия Рейтинг, баллы
Предприятие К1 К2 К3
"1Р" - продукт
Качество 3 2 2 3
Технические параметры 4 2 2 4
Срок  службы, гарантийный срок 2 2 2 3
Безопасность 2 2 2 3
Уровень сервиса 4 2 2 4
"2Р" - цена
Уровень цен 3 2 2 3
Условия оплаты 4 2 2 4
Условия кредита 2 2 2 3
Виды  скидок 2 2 2 3
Процент скидки 3 2 2 3
"3Р" - каналы сбыта
Степень охвата рынка 3 2 2 3
Регионы сбыта 4 2 2 4
Интенсивность каналов сбыта 2 2 2 3
Управление  запасами 2 2 2 3
"4Р" - продвижение на рынке (маркетинговые  коммуникации)
Каналы  рекламы 3 2 2 3
Адресная  работа с промышленным покупателем 4 2 2 4
Бюджет  рекламы 2 2 2 3
Паблик  релейшнз 2 2 2 3
Сумма значений рейтингов 54 38 38 62
Нормированный индекс рейтинга КСП, % 54 38 38 62
 
      Исходя  из данной таблицы, концепция "4Р" - это оценка конкурентоспособности предприятия, основанная на анализе продукта, цены, каналов сбыта и продвижения на рынке [7].
      Анализ  пяти сил Портера - методика анализа предприятий, выработки стратегии бизнеса. Данная методика была разработана профессором Гарвардской бизнес-школы Майклом Портером в 1979 году.
      Пять  сил М. Портера включают в себя:
    Угроза появления продуктов-заменителей
    Угроза появления новых игроков
    Рыночная власть поставщиков
    Рыночная власть потребителей
 
      
    Уровень конкурентной борьбы [11]
      Третий метод анализа конкурентоспособности предполагает оценку элементов модели пяти сил конкуренции М. Портера (Приложение 1).
      Нормированный индекс рейтинга по всем методам является результирующим относительным показателем измерения конкурентоспособности предприятия. Данный показатель рассчитывается как доля от максимально возможного значения суммы рейтингов.
      Существенные  расхождения оценки нормированного индекса рейтинга свидетельствуют  о недостатке информации или несоответствии уровня экспертов решаемой задаче.
      Итоговая  оценка конкурентоспособности определяется либо простым усреднением, либо проводится определение средневзвешенного результата.
      Выбор методики оценки конкурентоспособности данного предприятия определяется наличием количественной и качественной информации. Методы оценки КСП можно оценить по следующим критериям весового анализа: полнота информации, достоверность информации, уровень допущений, учет  показателей КСП предприятия, учет  областей возможных конкурентных преимуществ, система слежения за конкуренцией, уровень исследования конкурентоспособности [7]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ОАО «БРЯНКОНФИ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
      Открытое  акционерное общество "Брянконфи" является юридическим лицом и действует на основании  устава и законодательства Российской Федерации. Общество создано путем преобразования государственного предприятия «Брянская кондитерская фабрика», является  его правопреемником, несет права и обязанности, возникшие у указанного юридического лица до момента его преобразования в акционерное общество.
      Фирменное наименование общества: полное - открытое акционерное общество "БРЯНКОНФИ".
      Место нахождения предприятия: Российская Федерация, 241014, г. Брянск, ул. Вокзальная, д. 116.
      Основным видом деятельности общества является: выработка и реализация кондитерских изделий.
      Общество  является юридическим лицом, правовое положение которого определяется законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе.
      Имущество общества состоит из оплаченного  уставного капитала, полученных доходов, а также иного имущества, приобретенного по всем основаниям, допускаемым правовыми  актами РФ.
      ОАО "Брянконфи" несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Общество не отвечает по обязательствам своих акционеров.
      Уставный капитал общества составляет 1578720 рублей. Он составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами, в том числе из: 13156 штук обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 120 рублей. 

      Органами  управления общества являются:
    общее собрание акционеров;
    совет директоров;
    единоличный исполнительный орган (генеральный директор).
      Высшим  органом управления общества является общее собрание акционеров.
      Решение общего собрания акционеров может быть принято (формы проведения общего собрания акционеров):
    путем совместного присутствия акционеров для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решения по вопросам, поставленным на голосование без предварительного направления (вручения) бюллетеней для голосования до проведения общего собрания акционеров;
    путем совместного присутствия акционеров для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решения по вопросам, поставленным на голосование с предварительным направлением бюллетеней для голосования до проведения общего собрания акционеров;
    путем заочного голосования (без совместного присутствия акционеров для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решения по вопросам, поставленным на голосование).
      Общество  обязано ежегодно проводить годовое  общее собрание акционеров в сроки  не ранее чем через 2 месяца и не позднее чем через 6 месяцев после  окончания финансового года.
      Совет директоров общества осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных федеральными законами и уставом к компетенции общего собрания акционеров.
      Члены совета директоров общества избираются общим собранием акционеров в  количестве  семи человек на срок до следующего годового общего собрания акционеров.
      Руководство текущей деятельностью общества осуществляется генеральным директором. Генеральный директор  подотчетен совету директоров общества и общему собранию акционеров. Генеральный директор избирается  общим собранием акционеров на срок 2 года. 
      В обществе создается резервный фонд в размере 80000 рублей. Размер резервного фонда общества не может быть менее  5 процентов от его уставного капитала.
      Основные  экономические показатели ОАО «Брянконфи» за 2009 г. составили:
    Выручка от продаж (с услугами и НДС) - 1173,8 млн. руб.;
    Средняя списочная численность работающих - 370 чел.;
    Амортизация - 41,7 млн. руб.;
    Финансовое состояние фирмы - нормальное;
    Рентабельность от основной деятельности -  9,9 %.
      Все свободные средства фирма вкладывает в развитие и техническое перевооружение. В соответствии с бизнес-планом на 2007 г. на инвестиционную деятельность было направлено 76,9 млн. руб. [12].
      Таким образом, предприятие работает стабильно и уверенно развивается.
2.2 Анализ внешней  среды предприятия
      Сущность  анализа состояния внешней среды и деятельности предприятия заключается в систематическом изучении и оценке контролируемых и неконтролируемых факторов (объектов и событий), относящихся к предприятию.
      Главной целью анализа ОАО «Брянконфи» является получение необходимой планово-прогнозной информации. Дополнительная цель - выявить сильные и слабые стороны самого предприятия, а также возможности и риски, связанные с его внешней средой. 
      Рассмотрим внешнюю макросреду ОАО «Брянконфи» с помощью PEST-анализа (таблица 4).
Таблица 4 - PEST-анализ внешней среды ОАО «Брянконфи»
Факторы Возможности Угрозы
P 1. Прозрачность законодательной базы для открытых акционерных обществ позволяет действовать в рамках закона и получать прибыль для развития предприятия; 2. Стабилизация современной ситуации в стране, благоприятная для бизнеса, позволяет искать новые рынки сбыта и новых поставщиков;
3. Ужесточение  контроля за качеством продукции  может поднять имидж предприятия  у потребителей;
4. Уменьшение таможенных пошлин на экспортируемую продукцию, что позволяет отправлять продукцию за рубеж.
1. Вступление России во Всемирную торговую организацию впускает в страну иностранных конкурентов; 2. Ужесточение экологического законодательства вынуждает предприятие увеличивать затраты на охрану окружающей среды;
3. Непродуманная налоговая политика в отношении зарубежных конкурентов увеличивает напряженность конкурентной борьбы в кондитерской отрасли.
E 1. Увеличение  уровня безработных позволяет принять на работу высококвалифицированный персонал; 2. Увеличение  темпов роста производства муки уменьшает затраты на сырье;
3. Увеличение  уровня жизни позволяет увеличить  цены на продукцию и прибыль;
4. Уменьшение  налогового бремени увеличивает прибыль предприятия.
1. Увеличение  цен на энергоресурсы увеличивает себестоимость и уменьшает прибыль; 2. Увеличение МРОТ увеличивает затраты на оплату труда персонала;
3. Увеличение инфляции снижает покупательскую способность населения;
4. Уменьшение  доходов населения также уменьшает покупательскую способность населения и уменьшает объем продаж предприятия.
S 1. Рост уровня  урбанизации привлекает новых  клиентов и новые рынки сбыта; 2. Наблюдаемый  рост населения позволяет сформировать  новый пласт покупателей.
1. Изменение  структуры потребления в связи  с увеличением темпа жизни  уменьшает объем продаж дорогостоящей продукции премиум-класса; 2. Рост  уровня смертности уменьшает потребительскую базу предприятия.
T 1. Технический  прогресс развивается в сторону  автоматизации и механизации производства, что позволяет уменьшить затраты на оплату труда рабочего персонала. 1. Медленное  развитие технического прогресса  в области сельского хозяйства  повышает затраты на покупку  сырья; 2. Высокая  стоимость новой современной техники не позволяет своевременно включиться в конкурентную борьбу.
 
      Проанализировав факторы внешней макросреды ОАО «Брянконфи», можно сделать вывод, что в целом наблюдается благоприятная ситуация для его развития, в частности внедрения новых технологий.
      Оценим  значимость для организации внешних  факторов с помощью составления матрицы профиля внешней среды (таблица 5).
Таблица 5 - Матрица профиля внешней среды ОАО «Брянконфи»
Факторы среды Важность для  отрасли Влияние на организацию Направление влияния Степень важности
Политические 2 2 - 2 - 8
Экономические 2 2 - 1 - 4
Социальные 2 2 + 1 + 4
Технологические 3 3 + 1 + 9
Конкурентные 2 3 - 2 - 12
Международные 1 1 - 1 - 1
 
      Матрица профиля внешней среды показала, что наиболее значимыми факторами  для ОАО «Брянконфи» являются технологические и конкурентные, а наименее - международные.
      Направление влияния технологических факторов - положительное, а конкурентных и международных - отрицательное.
      Теперь  рассмотрим мезосреду ОАО «Брянконфи». Она включает совокупность факторов, условий деятельности субъекта бизнеса на локальном рынке. В данном случае речь идет о г. Брянске и Брянской области.
      Рассмотрим  показатели производства кондитерских изделий, индекс потребительских цен на продовольственные товары, средние цены на отдельные виды кондитерской продукции, потребительские расходы на продукты питания в Брянской области в динамике за 2007-2009 гг.
      Среднесуточное  производство кондитерских изделий  на предприятиях Брянской области представлено в динамике за 2007-2009 гг. (рисунок 3).
      
Рисунок 3 - Производство кондитерских изделий в среднем за сутки, 2007-2009 гг.
      Объем суточного производства кондитерской продукции предприятий Брянска и Брянской области в 2009 г. уменьшился незначительно по сравнению с 2007 г.
      Рассмотрим  производство кондитерских изделий  на конец года (рисунок 4).

Рисунок 4 - Производство кондитерских изделий, 2007-2009 гг.
      Производство кондитерских изделий в 2009 г. уменьшилось по сравнению с 2007 г. на 0,9 тыс. тонн.
      Изменение индекса потребительских цен на продовольственные товары за 2007-2009 гг. представлено на рисунке 5.
      

Рисунок 5 - Индекс потребительских цен на продовольственные товары, 2007-2009 гг.
      Индекс  потребительских цен на продовольственные товары в динамике за три года возрос на 7,7 %.
      Также важно рассмотреть изменение  средних цен на кондитерские изделия в г. Брянске (рисунок 6).

Рисунок 6 - Изменение средних цен на отдельные виды кондитерских изделий за 2007-2009 гг., %
      Наиболее увеличилась средняя цена на печенье (на 40 %). Наименее - на пряники (на 28 %).
      В стоимостном выражении данная закономерность представлена в таблице 6.
Таблица 6 - Средняя цена на отдельные виды кондитерских изделий, 2007-2009 гг.
Средняя цена, руб. за кг. 2007 2008 2009
Печенье 45,39 50,89 63,59
Пряники 38,33 44,73 55,04
Карамель 63,5 70,58 81,71
 
      Потребительские расходы иллюстрирует рисунок 7.
      
Рисунок 7 - Потребительские расходы на продукты питания, 2007-2009 гг.
      Потребительские расходы жителей Брянской области на продукты питания постепенно начинают увеличиваться, начиная с 2009 г. [2].
      Анализ  микросреды ОАО «Брянконфи» предполагает изучение потребителей продукции предприятия, его поставщиков и основных конкурентов. 
 

      Потребители
      Существование компании возможно только в том случае, если у нее
есть  свои потребители. От того, как ведут себя потребители (активно, пассивно) зависит успешная деятельность фирмы. Чем больше потребителей, тем больше прибыль. Следовательно, задачей компании является привлечение как можно большего числа клиентов.
      Потребительской базой ОАО «Брянконфи» является население от Санкт-Петербурга и Москвы до Якутии и Прибалтики.
      Портрет потребителя:
      1) возраст: население от детского возраста до пожилого;
      2) пол: практически не оказывает  влияние на потребление продукта. Возможно, в последнее время, в связи с «диетическим бумом» девушки и женщины потребляют меньшее количество продукта, но существенных колебаний нет.
      3) географический признак: основу  потребителей составляет городское  население. 
      4) по доходу: позволить продукцию  компании может любой человек с самым различным уровнем дохода.
      При анализе непосредственного окружения  это звено является наиболее важным для организации. Производство кондитерских изделий ориентировано на потребителей разного уровня достатка, и характеризуется постоянным спросом.
      Поставщики
      Поставщики - это деловые фирмы и отдельные  лица, обеспечивающие компанию и ее конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.
      Для обеспечения производственного  процесса ОАО «Брянконфи» по изготовлению кондитерских изделий требуется поставка сырья, ассортиментный перечень которого составляет более 100 наименований.
      На  сегодня крупнейшие торговые сети России являются партнерами данной компании.
      Основной  поставщик муки для данного предприятия - это местное предприятие ЗАО «Мелькрук». Благодаря близости расстояний предприятий сбоев с поставками сырья не наблюдается [12].
Конкуренты
      Основными конкурентными факторами на рынке  кондитерского производства в настоящее  время являются:
    цена;
    качество продукции;
    ассортиментный перечень.
      При этом для разных групп потребителей превалирующими являются разные факторы.
      Основными конкурентами ОАО «Брянконфи» являются крупнейшие компании России: Nestle, Mars, СладКо, Рошен, Kraft Foods (таблица 7).
Таблица 7 - Конкурентная среда ОАО «Брянконфи», 2004-2005 гг.
Производитель 2004 2005
тонн % тонн %
Объединенные  кондитеры 266 122 13,6 268 107 12,7
Восток  КД 129 445 6,6 138 101 6,6
Nestle 128 669 6,6 102 351 4,9
Mars 80 017 4,1 96 790 4,6
СладКо 100 168 5,1 88 943 4,2
Рошен
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.