На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Принципы деятельности Организации Объединенных Наций, ее состав и степень влияния на мировую общественность. Обстоятельства подписания Устава Организации Объединенных Наций Беларусью, значение данного шага для государства. Инициативы Беларуси в ООН.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 14.09.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


36
Реферат на тему:
"Республика Беларусь и ООН"
Брест 2009
Организация Объединенных Наций

Организация Объединенных Наций (ООН), международная организация, основанная в 1945, со штаб-квартирой в Нью-Йорке. ООН создана союзными державами-победительницами после окончания Второй мировой войны. Ее задачи определены Уставом ООН: «Поддерживать международный мир и безопасность и для этой цели принимать эффективные коллективные меры по предотвращению и устранению угрозы миру… Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов… для обеспечения сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и всемерно способствовать развитию уважения прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии».
Окончание «холодной войны» и символическое падение Берлинской стены не изменило основополагающие ценности мандата ООН, однако эта историческая веха трансформировала - как на международном, так и на национальном уровнях - модели социальной организации и социальных структур, приведя их в соответствие с динамикой развития международной обстановки. В итоге обострились противоречия, с которыми и прежде сталкивалась ООН (между принципом суверенитета и правом народов на самоопределение, между правами человека и демократией). Утверждение, что основными целями ООН являются мир, прогресс и демократия, предполагает взаимозависимость этих ценностей, из чего вытекает следующий вывод: мир является предпосылкой, а демократия - важнейшим условием устойчивого развития. Спустя полвека после создания ООН и коллапса двуполярного мира глобализация становится фактической реальностью, что требует фундаментального пересмотра концепции государственности, так как ныне суверенитет неотделим от глобального сотрудничества. Действительно, в течение последнего десятилетия в ходе распада полиэтнических государств неоднократно вспыхивали межэтнические конфликты. Их предотвращение стало куда более трудной задачей, так как они все чаще возникают внутри государств, а не между ними. Все труднее для ООН поддерживать должное соотношение между уважением суверенитета государств и правом на вмешательство в их дела - касается ли это гражданских войн либо межплеменных столкновений. Вместе с тем в процессе укрепления глобальной взаимозависимости усиливается тенденция к демократизации и уважению прав человека, так как глобальный либерализм делает прозрачным неравенство рыночного потенциала наций-партнеров. Именно поэтому государственный суверенитет как основополагающее понятие идеологии правления все в большей мере соотносится с понятием законности.
Происхождение, цели, членство и языки

Международные организации, создававшиеся в течение 19 в., в основном решали отдельные задачи, такие, в частности, как налаживание почтовой службы, системы здравоохранения и средств сообщения. Реальные корни Организации Объединенных Наций обнаруживаются в 19 в. в таком дипломатическом образовании, как «Европейский концерт» - первой попытке объединения государств с установкой на достижение политических целей прежде всего дипломатическими, а не военными средствами. «Европейский концерт» внес весомый вклад в формирование концепции международного права, включая правила ведения военных действий, международный арбитраж и вопрос о разоружении. Но лишь после Первой мировой войны была создана многоцелевая организация с четко выраженной ориентацией на обеспечение мира, безопасности и международного сотрудничества - Лига наций.
Несмотря на заявленные великие идеалы, Лига наций, подобно предшествующим межгосударственным союзам, явилась плодом европейской политической мысли и была в основном ориентирована на Европу (и на Запад в целом). Она отражала перспективу развития колониальных держав и их союзников, в значительной степени оставляя на заднем плане интересы необъятных земель и нищего населения стран Африки, Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки, большинство из которых все еще находилось под колониальным гнетом.
В конечном счете Лига наций оказалась неспособной предотвратить развязывание Второй мировой войны и в 1946 формально прекратила свое существование (см. также ЛИГА НАЦИЙ). В годы войны главные союзные державы - США, Великобритания, Советский Союз, Франция и Китай - предприняли шаги на пути к созданию новой международной организации, основанной на платформе их противостояния державам «оси» - Германии, Италии и Японии. Принятая 12 июня 1941, в разгар войны, Межсоюзническая декларация призывала к послевоенному международному сотрудничеству. Атлантическая хартия, подписанная 14 августа 1941 президентом США Ф. Рузвельтом и премьер-министром Великобритании У. Черчиллем, явилась первым признаком намерений Великобритании и США создать сразу после восстановления мира новую международную организацию. Термин «объединенные нации» впервые появился 1 января 1942 в Декларации Объединенных Наций, подписанной 26 представителями государств в Вашингтоне. Московская и Тегеранская конференции в октябре и декабре 1943 заложили фундамент этой новой организации, а конференция в Вашингтоне на вилле Думбартон-Окс (21 августа - 7 октября 1944) явилась первой встречей, специально организованной для обсуждения ее структуры. В Думбартон-Оксе были подготовлены предложения по созданию международной организации, которые одобрили США, Китай, Великобритания и СССР. На Ялтинской конференции в феврале 1945 «Большая пятерка» держав - СССР, Великобритания, США, Франция и Китай - выработала формулу для разрешения споров.
ООН официально учреждена на Конференции по международной организации, состоявшейся 25 апреля - 26 июня 1945 в Сан-Франциско. 26 июня представители 50 стран единогласно приняли Устав Организации Объединенных Наций. Устав вступил в силу 24 октября, после того как большинство представителей подписавших его стран подтвердили свои полномочия ратифицировать данный документ; с тех пор эта дата ежегодно отмечается как День Организации Объединенных Наций. Польша, не представленная на Конференции, подписала Устав позднее и стала 51-м членом первоначального состава ООН.
Создание ООН, как и многие другие дипломатические начинания, явилось отражением взаимопересекающихся, а порой и полярных интересов. Крупные державы при создании новой организации рассчитывали, что смогут сохранить после Второй мировой войны глобальную власть, которую они утвердили с опорой на свою военную мощь как победители. Однако начавшаяся вскоре «холодная война» начала ставить границы полномочиям новой организации.
Устав ООН предполагал превратить эту организацию в «центр для согласования действий наций» на пути достижения международного мира. Ее члены обязались поддерживать ООН в любой предпринимаемой ею акции и воздерживаться от применения силы против других наций, за исключением случаев самозащиты.
Новые члены принимаются в ООН по рекомендации Совета Безопасности, причем не менее двух третей участников Генеральной Ассамблеи должны проголосовать за их вступление. Большинство из 51 государства, первоначально подписавших Устав, составляли западные нации. В 1955 в ООН было принято 16 новых членов, включая несколько «незападных» государств, а в 1960 - еще 17 африканских стран. В результате процессов постепенной деколонизации представительство стран в ООН становилось все более широким и разнообразным. К 1993 в ООН вошло около двух десятков новых государств, появившихся в результате распада Советского Союза и некоторых стран Восточной Европы, и число государств-членов достигло 182. Членство в ООН стало практически всеохватывающим. В настоящее время число государств-членов - 192.
В 1970-1980-е годы официальные лица США, включая президента Р. Рейгана, стали демонстрировать пренебрежение к ООН. Членские взносы США поступали с большими задержками, а позиции этой страны, особенно учитывая рост численности незападных государств, характеризовались растущей изоляцией. США вышли из ЮНЕСКО, выражая недовольство «политизацией» этой образовательной организации ООН. Однако в 1988 американским президентом был избран бывший представитель США в ООН Дж. Буш, который со временем восстановил статус страны как главного участника организации и погасил часть долгов по взносам.
Новая вовлеченность в дела ООН позволила США в 1990 достичь консенсуса между великими державами по резолюции Совета Безопасности, санкционирующей военные действия для восстановления государственности Кувейта, оккупированного Ираком. 16 января 1991 коалиция во главе с США предприняла военные действия против Ирака под эгидой ООН.
Хотя делопроизводство ведется на шести разных языках (английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский), только английский и французский являются официальными языками ООН.
Структура Организации Объединенных Наций

В соответствии с Уставом ООН учреждены шесть основных органов новой всемирной организации: Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея, Секретариат, Экономический и социальный совет, Совет по опеке, Международный суд ООН. Кроме того, Устав допускал, что с согласия Генеральной Ассамблеи могут учреждаться другие самоуправляющиеся организации, выступающих как специализированные агентства ООН; именно этот пункт дал возможность Совету Безопасности создать миротворческие силы.
Пан Ги Мун. Министр иностранных дел и торговли Республики Корея с января 2004. 13 октября 2006 назначен на пост Генерального Секретаря ООН (на срок с 1 января 2007 по 31 декабря 2011).
Работал в южнокорейском посольстве в Индии, а также в постоянной миссии Южной Кореи при ООН в Нью-Йорке, занимал пост главы этой миссии. Находился на дипломатических постах в посольстве Южной Кореи в США, возглавлял американский отдел МИД Южной Кореи. В середине 1990-х был заместителем министра иностранных дел по вопросам политического планирования и связям с международными организациями, а также советником президента Южной Кореи по вопросам национальной безопасности.
Будучи послом в Австрии, в 1999 был назначен главой комиссии по подготовке Договора о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия. В 2001 во время председательства Южной Кореи на 56-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Пан Ги Мун возглавил канцелярию председателя ГА ООН.
В 2004, являясь советником президента Южной Кореи по вопросам внешней политики, был назначен министром иностранных дел своей страны.
Неоднократно вел переговоры с Северной Кореей по проблеме северокорейских ядерных вооружений. В 1992 он был заместителем председателя совместной комиссии Северной и Южной Кореи по ядерному контролю, с помощью которой была принята совместная декларация по превращению Корейского полуострова в безъядерную зону.
Беларусь в ООН

Подписав 50 лет назад Устав Организации Объединенных Наций, Беларусь стала одним из пятидесяти государств - учредителей ООН, первой в истории человечества универсальной организации, призванной на основе широкого и многогранного взаимодействия суверенных наций поддерживать международный мир и безопасность, содействовать экономическому и социальному прогрессу всех народов, развивать уважение прав человека и основных свобод. В отличие от Лиги Наций, созданной на Парижской мирной конференции в 1919 году в сущности для поддержания версальской системы международных отношений, ООН превратилась в крупнейшую международную организацию, объединяющую практически все независимые государства мира, в центре внимания которой находятся насущные проблемы человечества.
Как это начиналось
Большой и сложный путь прошла наша республика, чтобы стать полноправным членом, государством - учредителем ООН. Юридические основы международной правосубъектности Беларуси были созданы в феврале 1944 года после принятия Верховным Советом СССР закона о предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и преобразовании Народного комиссариата иностранных дел из общесоюзного в союзно-республиканский. Союзные республики получили право вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами и заключать с ними соглашения. Для осуществления внешнеполитических функций в Беларуси был образован союзно-республиканский Наркомат иностранных дел.
На Крымской конференции глав союзных держав в феврале 1944 года, где было принято историческое решение об учреждении всеобщей международной организации для поддержания мира и безопасности, было также решено пригласить на учредительную конференцию в Сан-Франциско в качестве первоначальных членов Беларусь и Украину. Представители Беларуси и Украины получили право участвовать в конференции после длительных переговоров в результате признания вклада этих республик в победу во второй мировой войне и принесенных ими жертв.
Правительство БССР 26 апреля 1945 года обратилось к участникам конференции в Сан-Франциско с заявлением, в котором подчеркивались право и долг республики «участвовать во всеобщей организации безопасности» и стремление «обеспечить искреннее и эффективное участие белорусского народа в любой международной деятельности Объединенных Наций, направленной к достижению возвышенных целей - мира и безопасности».
Решение о включении Беларуси в число первоначальных членов ООН было принято 30 апреля 1945 года на пленарном заседании конференции в Сан-Франциско. За него проголосовали все 47 государств, участвовавших на тот момент в работе конференции, а уже 6 мая 1945 года правительственная делегация БССР под руководством наркома иностранных дел К.В. Киселева прибыла в Сан-Франциско и включилась в работу конференции Объединенных Наций, принимала непосредственное участие в подготовке Устава ООН.
Вступление Беларуси в ООН означало фактическое признание нашей страны в качестве субъекта международного права. На протяжении многих лет ее участие в деятельности ООН было, пожалуй, единственным «окном в мир», ценным источником общемирового опыта в различных областях жизни.
Белорусские представители принимали активное участие в деятельности различных органов и учреждений ООН. В 1974-1975 гг. Беларусь была непостоянным членом Совета Безопасности - главного органа ООН, отвечающего за поддержание международного мира и безопасности, и единственного органа ООН, решения которого носят обязательный характер. Она неоднократно переизбиралась в состав Экономического и Социального Совета.
По инициативе Беларуси в ООН были поставлены и получили дальнейшее развитие такие вопросы, как выдача и наказание военных преступников, неприменение срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, принятие принципов международного сотрудничества в сборе и обмене информацией в отношении выявления, ареста, выдачи и наказания военных преступников, международная поддержка научных исследований в области борьбы с раковыми заболеваниями, использование научно-технического прогресса в интересах мира и на благо человечества и многие другие.
В центре внимания делегаций Беларуси на сессиях Генассамблеи ООН неизменно находились вопросы международной безопасности и разоружения. БССР выступала в поддержку запрещения испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой (соответствующий договор был заключен в 1963 г.), добивалась разработки Договора о нераспространении ядерного оружия, который был открыт для подписания в 1968 г., поддерживала другие конкретные меры, направленные на ограничение и предотвращение гонки вооружений. В 1984 году по ее инициативе была принята резолюция о запрещении разработки и производства новых видов оружия массового уничтожения и новых систем такого оружия.
Новый характер международных отношений

В начале 90-х годов характер международных отношений претерпел качественные изменения. Завершилась эпоха «холодной войны». Кстати, официальной датой завершения «холодной войны» можно считать заседание Совета Безопасности, которое состоялось 31 января 1992 года на уровне глав государств и правительств. Мир перестал быть биполярным. Сохраняющиеся традиционные полюсы силы вынуждены были пересматривать точки приложения своих усилий, менять приоритеты. Зарождаются новые центры влияния на региональном и глобальном уровнях. Одновременно возникают новые очаги конфликтов, наблюдается всплеск национальной и религиозной нетерпимости, новая волна международного терроризма и преступности. В своем докладе «Дополнение к повестке дня для мира» Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали так охарактеризовал нынешнее состояние мира: «Окончание «холодной войны» явилось мощным смещением тектонических плит, и последующие толчки ощущаются и поныне. Тем не менее даже при том, что земля под нашими ногами еще не перестала дрожать, мы живем уже в новую эпоху, в которой открываются большие потенциальные возможности как для мира, так и для развития».
В этих изменившихся обстоятельствах значительно возросли ожидания мирового сообщества, связанные с организующей ролью Организации Объединенных Наций, возможности которой в течение долгого времени были ограничены в силу причин, порожденных блоковым противостоянием. Мир заговорил о ренессансе этой универсальной организации, призванной быть форумом для обсуждения и решения наиболее острых проблем современности, органом сотрудничества и принятия решений, инструментом стимулирования многосторонних действий. Романтическое отношение к новому этапу функционирования ООН вскоре уступило место осознанию сложности стоящих перед ней проблем, необходимости новых подходов к их решению.
Новые условия жизнедеятельности ООН совпали с новым качеством участия Беларуси в Организации. После оформления распада СССР в 1991 году юридический статус Беларуси в ООН не изменился. Республика продолжала свое членство в этой организации как государство-основатель. Принципиально изменились, наполнились новым содержанием задачи, которые Беларусь должна решать в ООН, появились новые направления международной деятельности республики, известные области приложения дипломатических усилий заметно расширились, обнаружив новые измерения. Некоторые глобальные проблемы стали внутренними проблемами нашего государства. Республика столкнулась с обилием нерешенных вопросов, которые ранее казались принадлежностью другого мира, отсутствием готовых рецептов для их решения, необходимостью ориентироваться в хитросплетениях международных механизмов и насущной потребностью определения приоритетов в своей внешнеполитической деятельности. Скрываемые в СССР экологические проблемы стали едва ли не самыми насущными для нормального функционирования государства. Вопросы разоружения из абстрактно-теоретических и политизированных стали, пожалуй, наиболее сложными и капиталоемкими. Непросто участвовать в международных поисках алгоритма конверсии, и, вероятно, самое сложное - использование возможностей ООН для решения экономических проблем. Тем не менее, в общих чертах приоритеты Республики Беларусь в ООН определились и деятельность в этом направлении приносит свои результаты.
Международная безопасность и разоружение. Вклад Беларуси в дело поддержания международного мира и безопасности высоко оценен ООН и мировым сообществом. В частности, это касается вывода ядерных вооружений с территории республики. В 1991 году после распада СССР перед Беларусью со всей остротой встали вопросы как правопреемства, так и предотвращения распространения ядерного оружия. Наше государство довольно быстро определило свою позицию по данному вопросу. Оно заявило о своей безъядерности, что было отражено в Декларации о суверенитете, а затем и в Конституции республики. Все последующие решения и практические действия соответствовали принятому подходу. Беларусь досрочно, в конце апреля 1992 года, вывела со своей территории тактическое ядерное оружие, определила график вывода стратегических ядерных вооружений, опережающий установленный Договором о СНВ семилетний период. Таким образом, Республика Беларусь стала лидером движения к безъядерности среди бывших советских республик. 14 апреля 1995 года она подписала Соглашение о гарантиях с МАГАТЭ, которое является важным инструментом укрепления режима нераспространения ядерного оружия. На Конференции по рассмотрению действия и продлению Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), состоявшейся в апреле - мае текущего года в Нью-Йорке, Беларусь добилась бессрочного продления ДНЯО. Как известно, Конференция такое решение приняла.
Генеральный секретарь ООН Бутрос Бутрос Гали, посетивший Минск в апреле 1994 года, в своем послании Председателю Верховного Совета Беларуси с удовлетворением отметил, что «Республика Беларусь служит примером для других государств - членов Организации Объединенных Наций в своем дальновидном решении по ядерному разоружению, которое является позитивным шагом в движении к нашим общим целям глобального нераспространения ядерного оружия».
В развитие своей позиции по нераспространению ядерного оружия Беларусь выступает за заключение Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, разработку конвенции и запрещение производства расщепляющихся материалов для целей оружия, создание зон, свободных от ядерного оружия. Еще в 1990 году с трибуны ООН Беларусь предложила создать такую зону в центре Европы и первой сделала шаг в этом направлении.
Поддержание мира. Коренные изменения политической ситуации в мире после окончания «холодной войны», возникновение новых очагов напряженности обусловили необходимость активизации усилий всего мирового сообщества в области мирного урегулирования конфликтов, превентивной дипломатии и создания системы глобальной безопасности. Одним из приоритетных направлений деятельности ООН а области поддержания международного мира и безопасности на современном этапе являются операции ООН по поддержанию мира (ОПМ), которые представляют собой основную форму миротворчества. Об активизации деятельности ООН на этом направлении свидетельствует тот факт, что в период с 1948 по 1990 г. было проведено 18 операций по поддержанию мира - ровно столько же, сколько ООН их проводит в настоящее время.
Вопрос об участии или неучастии в операциях ООН по поддержанию мира является исключительной прерогативой государства и должен решаться после тщательного анализа всех «за» и «против» при наличии необходимого национального консенсуса. Как известно, Республика Беларусь в ОПМ не участвует. Тем не менее, вопрос о таком участии заслуживает серьезного рассмотрения. Усилия Организации Объединенных Наций в области миротворческой деятельности нуждаются в поощрении и поддержке. Б ряде случаев они увенчивались успехом, как, например, в Камбодже, где благодаря ООН в мае 1993 года состоялись выборы, приведшие к возрожде-нию независимости и суверенитета этого государства, или в Намибии, где ООН содействовала становлению государства. К сожалению, существуют примеры, когда операции по поддержанию мира не достигали поставленных целей, когда подвергалась риску жизнь «голубых касок», как это было в Сомали.
В связи с этим Беларусь выступает за разработку свода правил проведения ОПМ, строгое выполнение задач, закрепленных в мандате миротворческой операции, тщательное планирование всех аспектов операции, в том числе финансовых и временных, до начала ее осуществления.
Международное социально-экономическое сотрудничество и развитие. С учетом нынешней экономической ситуации в республике это направление является одним из важнейших во внешней политике Беларуси.
В 1993 году на 48-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН белорусская делегация поставила вопрос об оказании действенной помощи странам, недавно освободившимся от тоталитарного прошлого, и о ликвидации искусственных барьеров, мешающих развитию торговых связей между Востоком и Западом. Тогда же Беларусь стала соавтором ряда резолюций по экономическим вопросам, среди которых «Интеграция стран с переходной экономикой в мировое хозяйство» и «Предпринимательство и приватизация в интересах экономического роста и устойчивого развития». Обе эти резолюции создают политические условия для расширения международного экономического и научно-технического сотрудничества Беларуси и других государств с переходной экономикой, их полной интеграции в мировую экономику на основе более широкого доступа этих стран к мировым рынкам сбыта.
На 49-й сессии Генассамблеи премьер-министр Беларуси М.Н. Чигирь внес предложение о проведении в 1996 году международной конференции по проблемам стран с переходной экономикой. В настоящее время проводится активная дипломатическая работа по продвижению данного предложения.
В качестве примера того, каким образом Организация Ооъединенных Наций ставит и решает глобальные проблемы и как в этом участвует наша республика, можно привести Конференцию по народонаселению, состоявшуюся в сентябре 1994 года в Каире. Решение о ее проведении было принято на сессии ЭКОСОС в 1989 году. Были определены основные цели и задачи конференции: поиск решений проблем перенаселения, устойчивого человеческого развития, экологии и здравоохранения. В рамках подготовки к конференции в Беларуси был создан Национальный координационный комитет, правительством разработан и принят план мероприятий, направленных на определение наиболее актуальных проблем в этой области и наиболее эффективных путей их разрешения. Эта работа проводилась в тесном контакте с Фондом ООН по народонаселению и Всемирной организацией здравоохранения. Перед белорусской делегацией на этой конференции была поставлена задача привлечь внимание международного сообщества к проблемам республики.
Конференция приняла глобальный план действий в области народонаселения, где нашли свое отражение потребности стран с переходной экономикой в международной технической помощи, определены каналы ее выделения. Для реализации решений конференции был создан Национальный комитет по народонаселению, который приступил к разработке концепции демографической политики Беларуси и определению приоритетных направлений, которые потребуют международного сотрудничества.
Продолжением серии форумов ООН в области человеческого измерения стала встреча на высшем уровне в интересах социального развития, которая состоялась в марте 1995 года в Копенгагене. На встрече обсуждались такие жизненно важные вопросы, как ликвидация нищеты, обеспечение продуктивной занятости населения планеты, социальная интеграция маргинализирозанных слоев общества. По итогам встречи были приняты политическая декларация и Всемирная программа действий в области социального развития.
С трибуны этого форума Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко выдвинул концепцию глобальной программы содействия в рамках системы ООН странам с переходной экономикой, к которым относится и Беларусь. Она включает в себя такие элементы, как создание и совершенствование системы социальной защиты населения в рыночных условиях; формирование современной системы охраны окружающей и производственной среды, безопасности труда, здоровья рабочих; подготовка и переподготовка кадров по методам работы в условиях рыночной экономики; преодоление массовой бедности.
В немалой степени благодаря настойчивости нашей делегации в основные документы саммита вошло положение о необходимости оказания поддержки со стороны мирового сообщества группе стран с переходной экономикой. Следует отметить, что этому стремятся препятствовать многие развивающиеся страны, так как оказание помощи новым независимым государствам может означать отвлечение помощи, которая традиционно оказывалась этим странам.
Одним из наиболее крупных источников оказания многосторонней технической и экономической помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой является Программа развития ООН (ПРООН), которая функционирует под руководством Экономического и Социального Совета. Деятельность ПРООН главным образом направлена на оказание технического содействия в следующих формах: направление экспертов, поставка оборудования для проектов развития и предоставление стипендий для обучения граждан стран - получателей помощи.
В феврале 1992 года в результате настойчивой и последовательной работы белорусских дипломатов Совет управляющих ПРООН предоставил Республике Беларусь статус государства - получателя технической помощи. 15 мая 1992 г. в Женеве было подписано Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Организацией Объединенных Наций об открытии в Минске Отделения ООН. Одновременно был подписан Меморандум о взаимопонимании с Программой развития ООН. 24 сентября 1992 г. в Нью-Йорке было подписано Соглашение между Правительством Республики Беларусь и ПРООН об основах сотрудничества.
В настоящее время Беларуси со стороны ПРООН и спецучреждений ООН (МОТ, ВОЗ, ЮНИДО, ЮНЕСКО, ЕЭК и др.), а также МАГАТЭ оказывается значительная финансовая, методическая и консультативная помощь. В январе 1995 г. Совет управляющих ПРООН утвердил программу для Беларуси, в которой отражены основные направления оказания технической помощи. Среди наиболее крупных проектов, которые осуществляются в нашей республике по линии ООН, можно выделить проекты по реструктуризации промышленного сектора и конверсии военных предприятий, конверсии жилых военных городков в зоны занятости, предпринимательства и энергосбережения, ряд проектов, направленных на минимизацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Чернобыльская проблема. С 1989 года, после снятия запрета на информацию о чернобыльской катастрофе, была проделана значительная работа по привлечению внимания мирового сообщества к проблемам, связанным с аварией на Чернобыльской АЭС, и налаживанию международного сотрудничества в этой области.
На 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1990 году была принята резолюция «Международное сотрудничество в деле смягчения и преодоления последствий аварии на ЧАЭС», получившая название резолюции милосердия и солидарности. Этой резолюцией были заложены организационные основы усилий международного сообщества по чернобыльской проблематике. В связи с необходимостью продолжения усилий по смягчению последствий катастрофы на 46-й сессии Генассамблеи ООН была принята вторая «чернобыльская» резолюция, в соответствии с которой был создан специальный Секретариат ООН по Чернобылю с целью координации и инициирования усилий международного сообщества по оказанию помощи пострадавшим республикам.
Несмотря на попытки ряда государств перевести чернобыльскую проблематику на региональный уровень, а также вывести аспекты чернобыльской проблемы за рамки экономической и финансовой деятельности ООН, проделанная белорусскими представителями работа позволила сохранить чернобыльскую тему в повестке дня сессий Генеральной Ассамблеи ООН. В резолюции «Укрепление международного сотрудничества и координация действий в деле изучения, смягчения и минимизации последствий чернобыльской катастрофы», принятой на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи, отражено признание мировым сообществом, на основании заключений Всемирной организации здравоохранения, крайне негативной тенденции роста различных заболеваний, обусловленных радиационным воздействием. К 47-й сессии Генассамблеи на основании приоритетов, выделенных правительствами потерпевших республик, был подготовлен Сводный план ООН, содержащий 131 чернобыльский проект.
В резолюции, принятой по «чернобыльской» проблеме на 49-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, подтверждаются действующие мандаты ООН в области координации международного сотрудничества в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, роль ее в качестве катализатора этого сотрудничества. ООН предоставлены полномочия содействовать регулярному обмену информацией, сотрудничеству, координации и взаимодополняемости многосторонних и двусторонних усилий в осуществлении программ и конкретных чернобыльских проектов. При этом были продлены на следующие два года мандаты, содержащиеся в предыдущих резолюциях ООН по данному вопросу, поскольку доклад Генеральног и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.