Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Процесс рационального принятия решений

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Содержание
Введение 2
1. Сущность управленческого решения 3
2. Моделирование в принятии решений 6
      2.1.Роль моделирования в принятии решений 6
      2.2.Модели принятия решения 7
3. Процесс рационального принятия решений 10
      3.1.Основные методы принятия управленческих решений 10
      3.3.Принятие решения и организация его исполнения 16
      3.4.Контроль за реализацией управленческого решения 18
Заключение 22
Список использованных литературных источников 23 

 

    

Введение

 
    Важнейшим резервом повышения эффективности  всего общественного производства является повышение качества принимаемых  решений, которое достигается путем  совершенствования процесса принятия решений.
    Принятие  решений – составная часть  любой управленческой функции. Необходимость  принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому  понимание природы принятия решений  чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве  управления.
    Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.
    Решение предполагает предварительное осознание  целей и средств действия. Осознание — это процесс, который базируется на информации о цели и средствах действия. Однако это — не простое преобразование информации, а более сложный процесс, предполагающий увязку целей и средств. Если цель задана, то процесс осознания состоит в восприятии и осмыслении того, что задано вместе с установлением взаимосвязей между целью и средствами. Если цель не задана и ее надо определить (или, по крайней мере, уточнить), тогда в осознание включается волевой акт. Количество возможных целей может быть также очень велико, так что не существует точного способа определить или выбрать наилучший вариант. В этом случае решающее значение приобретает волевой выбор. Точно так же волевой момент приобретает решающее значение, когда нет строгого способа однозначно выбрать между конкурирующими альтернативами, даже если их конечное или небольшое число.
 

    
    Сущность  управленческого  решения
 
     Управленческое  решение — это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.
      Принятие решений является основой  управления. Выработка и принятие  решений — это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:
    выработку и постановку цели;
    изучение проблемы на основе получаемой информации;
    выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;
    обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи);
    выбор и формулирование оптимального решения;
    принятие решения;
    конкретизацию решения для его исполнителей.
     
    Процесс принятия решений это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения.
    Наиболее  целостное и наглядное представление  о процессе принятия решений дает схема, отражающая его основные стадии и порядок их следования.
8     Контроль и    оценка результатов
2     Идентификация проблемы
7     Управление реализацией
3     Определение     критериев выбора
6    Согласование решений
 4      Разработка альтернатив
1     Анализ ситуации
5    Выбор наилучшей альтернативы
Следует, однако, отметить, что схема эта является идеализированной моделью, так как  реальные процессы принятия решений, вследствие разнообразия организаций, ситуаций и проблем, требующих решения, как правило, от нее отличаются, т.е. фактически структура процесса принятия управленческого решения во многом определяется ситуацией и решаемой проблемой.
    Технология  менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий  из трех стадий:
    подготовка решения;
    принятие решения;
    реализация решения.
    На  стадии подготовки управленческого  решения проводится экономический  анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку  информации, а также выявляются и  формируются проблемы, требующие  решения.
    На  стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов:
    производится отбор критериев выбора оптимального решения;
    выбор и принятие наилучшего решения.
    На  стадии реализации решения принимаются  меры для конкретизации решения  и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения.
    Каждое  управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью  управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств  и инструментов, которые могли  бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и  обстоятельствах. Управленческие решения  могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и  многовариантного расчета, и интуитивными, которые, хотя и экономят время, но содержат в себе вероятность ошибок и неопределенность. Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий. Руководители, либо ответственные в принятии решения обязаны  постоянно и всесторонне изучать поступающую информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, которые необходимо  согласовывать  на  всех  уровнях  внутрифирменной иерархической пирамиды управления.
    При выборе управленческого решения  к нему предъявляются следующие  требования:
    обоснованность решения;
    оптимальность выбора;
    правомочность решения;
    краткость и ясность;
    конкретность во времени;
    адресность к исполнителям;
    оперативность выполнения.
 

    
    Моделирование в принятии решений
      Роль  моделирования в  принятии решений
 
    Модели  и моделирование играют ключевую роль в процессе принятия решений. Хотя многие модели, которые используются в практике управления, очень сложны, идея моделирования проста. Моделированием называется процесс разработки и применения некоторой модели. В современной литературе дано много определений понятия модели. Обобщая их, можно сказать, что модель — это некоторый образ или аналог реального объекта (процесса или явления).
    Концепция моделирования предполагает не только разработку модели, но также изучение ее свойств с целью получения  информации о реальном объекте. По сравнению  с "оригиналом" модель может иметь совершенно иную природу. Поэтому между реальным объектом и его моделью должно быть установлено определенное соответствие (аналогия), от полноты которого зависит адекватность модели.
    Существуют  три основные причины, объясняющие  использование моделей вместо попыток  "прямого взаимодействия с реальным миром".
    Первая  причина — сложность реальных ситуаций. Многие ситуации и проблемы, возникающие в организациях, чрезвычайно  сложны. Может показаться странным, но возможности человека повышаются, если он изучает реальность с помощью  моделей. Это действительно так, поскольку реальный мир внутри и  вне организации исключительно  сложен, и фактическое число факторов, которые относятся к решаемой проблеме, выходит за пределы человеческих возможностей. Поэтому постичь реальность можно только одним способом —  упростить ее с помощью моделей.
    Вторая  причина — необходимость проведения экспериментов. На практике встречается  много ситуаций, в которых желательно "опробовать" и экспериментально проверить возможные пути решения проблемы. Часто в таких ситуациях требуется принять важное решение, но провести эксперимент в реальной жизни нельзя, поскольку он требует больших затрат ресурсов и, как правило, имеет необратимые последствия. Решение должно быть тщательно обосновано и принято до начала практических действий. В этом случае снова на помощь приходят модели — эксперимент с реальным объектом заменяется экспериментом с его моделью.
    И наконец, третья причина — необходимость  прогнозирования. Важное достоинство  моделей состоит в том, что  они позволяют "заглянуть в будущее", дать прогноз развития ситуации и определить возможные последствия принимаемых решений.
      Модели принятия решения
 
    Модели, используемые в управлении, можно классифицировать по различным признакам. Основными среди них являются целевое назначение модели, зависимость объекта моделирования от времени, принцип моделирования и метод моделирования.
    По  целевому назначению различают описательные и нормативные модели. Описательные модели (познавательные) предназначены для описания свойств или поведения реальных объектов. Описательные модели являются формой представления знаний о действительности. Их развитие направлено на приближение модели к реальности. Например, отчет о деятельности фирмы или психологическая характеристика личности — это описательные модели. В отличие от них нормативные модели (прагматические) предназначены для указания целей деятельности и определенного порядка действий для их достижения. Нормативные модели предписывают нормы и правила поведения, определенные процедуры и конкретные действия. Их развитие направлено на приближение реальности к модели, они играют роль стандарта или образца, под который "подгоняются" как сама деятельность, так и ее результаты. Например, к нормативным моделям относятся законы, уставы организаций, должностные инструкции, бизнес-планы, программы действий, управленческие решения.
    По  признаку зависимости объекта моделирования  от времени различают статические  и динамические модели. Статические модели отражают конкретное состояние реального объекта, которое со временем не меняется. Примером статической модели является описание значений показателей эффективности организации в некоторый момент времени. Динамические модели отражают процесс изменения состояний реального объекта. Они показывают различия между состояниями, последовательность смены состояний и развитие событий с течением времени. Например, описание процесса изменения показателей эффективности за некоторый период времени можно рассматривать как динамическую модель организации.
    По  принципу моделирования различают  аналитические и имитационные модели. Аналитические модели описывают определенные свойства реального объекта с целью количественного или качественного анализа его состояния и поведения. Аналитические модели лишь отображают этот объект в целом как совокупность его основных свойств. Аналитические модели разрабатываются путем сбора информации о реальном объекте и выявления основных закономерностей его функционирования. Имитационные модели, напротив, воспроизводят поведение объекта путем имитации реальных процессов или явлений. Имитационные модели описывают непосредственно процесс функционирования реальных объектов с целью их изучения и получения новой информации. Например, описание результатов проведения деловой игры — это аналитическая модель, а сама деловая игра — это имитационная модель функционирования организации.
    По  методу моделирования различают  материальные и абстрактные модели. Материальные модели предполагают использование некоторого материального предмета, заменяющего в некотором смысле реальный объект. Абстрактные модели основаны на мысленной аналогии между реальным объектом и его моделью. Они не предполагают использование каких-либо материальных предметов, заменяющих собой оригинал, и по способу отражения объектов делятся на две группы — знаковые и интуитивные модели. Знаковые модели (семиотические) строятся с помощью системы знаков или символов, описывающих свойства или поведение объекта. Ведущую роль среди всех форм знаковых моделей играют математические модели, которые строятся с помощью математических символов и выражений, описывающих количественные отношения и связи между объектами реального мира.
    Другим  видом абстрактных моделей являются интуитивные модели, которые представляют собой мысленные конструкции, создаваемые мозгом и сохраняемые в памяти людей (концептуальные структуры) или выражаемые ими на естественном языке (концептуальные модели). Интуитивные модели чаще всего используются в человеческой практике. Они не устанавливают строгих количественных или логических отношений между реальными объектами, а ограничиваются лишь анализом качественных обобщенных понятий, отражающих наиболее общие тенденции развития процессов и явлений.
    Таким образом, в процессе оценивания альтернатив  люди сознательно или неосознанно  используют модели, которые позволяют  предвосхитить развитие событий  и оценить возможные последствия  каждого решения до того, как оно  будет принято и реализовано. 

 

    
    Процесс рационального принятия решений
      Основные  методы принятия управленческих решений
 
    В теории принятия управленческих решений  используются разнообразные методы, среди которых выделяют аналитические, статистические, математического программирования, эвристические, экспертные, ситуационные и ряд других.
    Аналитические методы основаны на работе руководителя или специалиста с набором аналитических зависимостей. Эти зависимости определяют соотношение между условиями выполнения задачи и ее результатами в виде формул, графиков, логических соотношений.
    Хотя  практически каждый руководитель имеет  некоторый набор таких зависимостей (выработанных интуитивно или полученных в результате обучения), многие эффективные  зависимости так и остаются неизвестными ряду руководителей. Большой набор  эффективных зависимостей является ценным ресурсом и обычно объявляется  конфиденциальной информацией конкретной организации.
    Статистические  методы основаны на использовании информации о прошлом удачном опыте ряда организаций для разработки и реализации управленческих решений. Необходимые для статистических методов данные могут быть получены как по результатам реальных действий, так и путем статистического моделирования (т.е. выработанных искусственно).
    Математический  метод (метод математического программирования) позволяет рассчитать лучший вариант управленческого решения по заданным критериям оптимальности. ЛПР вводит в компьютер набор ситуаций, подлежащих изменению, и критерии. На базе математических соотношений соответствующая компьютерная программа позволяет либо разработать новое решение, либо выбрать подходящее из набора альтернативных решений. Метод математического программирования хорошо работает при наличии четко сформулированной цели.
    Решение ряда сложных управленческих проблем  характеризуется тем, что многие из переменных, входящих в проблему, носят качественный, символический  характер, или характер общих соображений, решение этих проблем в большинстве  случаев основано на применении эвристических методов решения.
    Эвристический метод состоит из трех основных частей: первая классифицирует тип проблемы, подлежащей решению, вторая разбивает большую проблему на меньшие проблемы, если большая или основная проблема не может быть решена, и третья направлена на применение соответствующей техники решения проблем.
    При разработке управленческих решений  широкое использование находит  метод сценариев, дающий возможность оценить наиболее вероятный ход развития событий и возможные последствия принимаемых решений.
    Метод сценариев предполагает создание технологий разработки сценариев, обеспечивающих более высокую вероятность выработки  эффективного решения в тех ситуациях, когда это возможно, и более  высокую вероятность сведения ожидаемых  потерь к минимуму в тех ситуациях, когда потери неизбежны.
    С одной стороны, профессионально  разработанные сценарии позволяют  более полно и отчетливо определить перспективы развития ситуации, как  при наличии управляющих воздействий, так и при их отсутствии. С другой стороны, сценарии позволяют своевременно осознать опасности, которые могут  быть следствием неудачных управленческих воздействий или неблагоприятного развития событий.
    Активизирующие  методы имеют несколько вариантов практического использования. К активизирующим методам относятся две группы методов:
    методы психологической активизации;
    методы подключения новых интеллектуальных источников.
    К психологическим методам относятся:
    конференции идей;
    методы мозговой атаки;
    методы вопросов и ответов.
    Методы  подключения новых  интеллектуальных источников основаны на приобщении человека к коллективному мышлению под контролем высококвалифицированного специалиста или искусственного интеллекта. К ним относятся:
    теоретико-игровой метод;
    метод наставничества;
    работа с консультантами.
    Приведем  краткую характеристику некоторых  из этих методов.
    Метод конференции идей основан на стимулировании процесса мышления на уровне сознания. Базовые правила проведения конференции идей состоят в следующем:
    запрещается любая критика;
    ограничивается число участников (4-12 человек);
    формулируется 1-2 независимые друг от друга задачи;
    ограничивается время обсуждения (30-50 минут);
    ведется запись всех без исключения предложений.
    Метод мозговой атаки основан на стимулировании мышления на уровне подсознания. Отличия от метода конференции идей проявляются в сущности метода — решении двух задач:
    генерирования новых идей;
    анализ и оценка предложенных идей.
    Соответственно  формируются две разные группы: группа генераторов идей и группа аналитиков. Группа генераторов идей состоит  из 4-15 человек, но может быть и больше. Полезно включение в состав группы людей с богатым воображением, профессии которых далеки от решаемой проблемы.
    Метод вопросов и ответов основан на предварительном составлении набора вопросов, ответы на которые могут сформировать новый подход к решаемой проблеме. Активизирующие вопросы для данного метода должны быть хорошо продуманы и составлены таким образом, чтобы они позволяли найти новые направления решения по поставленной задаче.
    Теоретико-игровой  метод применяется при большом объеме информации, трудности ее обработки и недостатке времени для решения проблемы. Этот метод основан на создании человеко-машинной системы разработки решений. Использование большого интеллектуального потенциала в виде программного и информационного обеспечения поддержки решений, позволяет назвать эту систему плодотворной. Кроме того, после каждого сеанса игры теоретико-игровой метод позволяет вносить необходимые корректировки в модель системы управления — компьютерную модель организации.
    Поскольку любая формальная модель организации  обедняет ее содержательный аспект и  не в полной мере учитывает особенности  развития, опыт профессионального руководителя служит дополнительным источником корректировки  модели. 
 

      Оценка  альтернатив
 
    После разработки списка всех альтернатив  следует переходить к их оцениванию. Под оцениванием понимается процесс получения оценок, т.е. некоторых значений, которые показывают уровень или "силу" различных свойств альтернатив, предъявляемых для выбора. Каждая альтернатива обладает определенным набором свойств, называемых атрибутами. Эти свойства характеризуют достоинства и недостатки альтернатив либо их общую ценность для ЛПР. Следовательно, чтобы сравнить альтернативы между собой и принять решение, ЛПР должно получить оценки всех или наиболее важных атрибутов.
    Состав  и содержание атрибутов зависят  от природы объектов, выступающих  в роли альтернатив. Если рассматриваемые  объекты представляют собой процессы, допустим способы проведения коммерческих, финансовых или производственных операций, то их свойства описываются с помощью  показателей эффективности. Например, при выборе инвестиционного проекта  руководитель организации может  оценивать эффективность альтернативных вариантов по таким показателям, как срок окупаемости, расчетная  норма прибыли и чистая приведенная  стоимость инвестиций. Если объекты  выбора — это некоторые явления (люди, материалы, объекты недвижимости, технические системы, информация и  т.д.), то их свойства описываются с  помощью набора показателей качества. Например, при покупке автомобиля мы оцениваем его качество по таким  показателям, как мощность, надежность, безопасность, комфортабельность и  другим. Таким образом, в зависимости  от того, какие атрибуты используются для описания альтернатив, результатом  процесса оценивания будет одна или  несколько оценок каждой альтернативы.
    Оценки  альтернатив могут быть частными и общими, объективными и субъективными, прямыми и косвенными, количественными  и качественными. Частные оценки — это значения частных показателей эффективности или качества, характеризующих отдельные свойства альтернатив. Общие оценки — это значения обобщенных показателей или функций полезности, которые характеризуют предпочтительность альтернатив в целом с учетом всех достоинств и недостатков, т.е. частных оценок этих альтернатив. Объективные оценки получают путем измерений, вычислений, проведения экспериментов, т.е. с помощью "объективных" моделей реальных процессов и явлений. Субъективные оценки — это суждения человека или группы людей, которые выносятся с помощью их знаний, опыта, интуиции, умозаключений, т.е. собственной "субъективной" модели сложившейся ситуации. Поэтому на получение субъективных оценок сильно влияют память, мышление, восприятие человека и другие психические процессы. Прямые оценки получают путем непосредственного измерения значений атрибутов с помощью приборов или субъективных суждений человека. В этом случае говорят об использовании первичных измерений для оценивания альтернатив. Косвенные оценки получают с помощью формул, алгоритмов, имитационных моделей, логического вывода, позволяющих определить значения атрибутов на основе известных величин, полученных первичными измерениями. Количественные оценки — это значения атрибутов, выраженные в шкале интервалов, шкале отношений или абсолютной шкале. Другими словами, для получения количественных оценок показателей эффективности или качества используется любая метрическая шкала. Качественные оценки — это значения атрибутов, выраженные в номинальной или порядковой шкале. Качественные оценки обычно представляются на естественном языке или в виде баллов, соответствующих различным уровням того или иного свойства альтернатив.
    В действительности атрибуты описывают  не сами альтернативы как таковые, а  последствия, связанные с их выбором. Поэтому можно сказать, что оценивание альтернатив — это оценивание их последствий. Основная трудность  при этом заключается в том, что  оценки каждого возможного решения  требуется получить до того, как  оно будет принято и реализовано. Например, если принимается решение  о выпуске нового вида продукции, то оценить объем продаж и ожидаемую  прибыль с учетом потребительского спроса и действий конкурентов необходимо заблаговременно, а не после того, как в производство будут вложены  значительные средства. Поэтому возникает  интересное противоречие. Чтобы принять  решение, необходимо оценить все  альтернативы. Однако сделать это  мы можем только после их реализации, а должны гораздо раньше — перед тем, как принять решение. Единственный способ разрешить указанное противоречие — построить модель процесса реализации решений. 

      Принятие  решения и организация  его исполнения
 
    Процесс принятия решения не заканчивается  после выбора альтернативы. Решение  — это результат творческого  мышления человека, модель его будущих  действий. Однако для достижения поставленной цели любое решение должно быть реализовано, поскольку реальная ценность решения  становится очевидной только после  его осуществления. На этапе реализации из интеллектуальной концепции, представленной на бумаге или в сознании руководителя, решение превращается в конкретное действие. Другими словами, реализация решения — это некоторая операция, направленная на достижение цели организации. Причем проведение этой операции может потребовать принятия множества других решений, обеспечивающих выполнение "главного" решения. Например, если принято инвестиционное решение о строительстве нового предприятия, то реализация этого решения, в свою очередь, требует принятия решений о видах выпускаемой продукции, выборе местоположения предприятия, его организационной структуре, поставщиках ресурсов, закупке оборудования, наборе персонала и т.д. Первым шагом на пути реализации любого управленческого решения является его согласование и утверждение.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.