На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Влияние малого и среднего бизнеса на внешнеэкономическую деятельность страны

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки Украины
Таврический национальный университет
им. В.И. Вернадского 
 

Факультет управления 

Кафедра «Менеджмента предпринимательской  деятельности»
Курсовая  работа 
 

«Влияние  малого и среднего бизнеса на внешнеэкономическую  деятельность страны» 

Выполнил:                                                                                                                                                                   студент II курса 202-В – группы                                                                                                    факультета управления                                                                                                        специальности «менеджмент ВЭД»

Андросов  Александр Сергеевич

 
 
 
 
Научный руководитель
            д.э.н., профессор
Нагорская Муза Николаевна 
 
 

Симферополь, 2009
 

Содержание

 

Введение

     Экономический интерес, энергия и изобретательность  предприимчивых людей активно содействовали  прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых  государств всемерно поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.
     Как показывает опыт развитых стран, малое  и среднее предпринимательство  играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.
     Во  всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому и среднему предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым и средним бизнесом. Для экономики в целом деятельность малых и средних компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого и среднего бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.
     Малый и средний бизнес в большинстве стран пользуется поддержкой государства.     
     Особенно  актуальна проблема внедрения на рынок  малых и средних предприятий  в свете последних изменений  в экономике нашей страны.  В  условиях  экономического кризиса  нельзя  не  вспомнить  о  поддержке  малого и среднего бизнеса экономики страны.
     Появление большого числа фирм  приводит  к  появлению  новых  рабочих  мест, малым и средним предприятием  легче  управлять   в   условиях   нестабильного   курса национальной валюты, и это приносит реальные деньги в  бюджет  не  только центра, но и регионов.
            Под внешнеэкономической деятельностью  понимают совокупность направлений,  форм и методов торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, а также кредитных и валютно-финансовых отношений данной страны с иностранными государствами с целью эффективного использования преимуществ международного разделения труда. Торгово-экономические отношения охватывают торговлю и услуги.
     Управление  внешнеэкономической деятельностью  – это системное влияние на объект – производственные структуры, фирмы, организации, коллективы людей для обеспечения их жизнеспособности, согласованности в работе и достижения конечного результата. Важным элементом управления внешнеэкономической деятельностью есть целеустремленность, которая выступает как предвиденье результатов управленческой деятельности.
     На  предприятиях, которые занимаются экспортом  и импортом товаров, внешнеторговые функции управления строятся в основном в двух формах: как часть внешнепроизводственной структуры – внешнеэкономический отдел и как относительно самостоятельная организация – внешнеторговая фирма.
     В настоящих условиях предприятия  должны не только сохранить свой потенциал, качество и ассортимент товаров  на достигнутом уровне, но и усовершенствовать экспорт и импорт товаров. В настоящее время, когда сбыт и закупки продукции усложняются, предприятия стремятся справляться с этим собственными усилиями. Экономическую политику в сфере экспорта и импорта товаров проводит внешнеэкономический отдел, главная роль в котором принадлежит службе маркетинга.
 

Глава 1. Малый и средний бизнес в современной рыночной экономике

1.1. Понятие малого и среднего бизнеса

     Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях [1, cтр. 513].
     Средний бизнес являются как бы негласным посредником между предприятиями крупного и малого бизнеса.
     При определении мер поддержки субъектам малого и среднего бизнеса на уровне стран ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым и средним. Другие Экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого и среднего бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные [1, cтр.513].
     Во  Франции малыми и средними считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел. для малых, и 1000 для средний, и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. евро (малый), 500 млн. евро (средний). Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования предел численности - 500 чел.
     В Швеции система отнесения предприятий  к малым и средним схожа с французской, но там действуют еще и такие показатели, как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем, характерные для предприятия. [7, стр.32].
    В Соединенных Штатах Америки федеральным законом о малом и среднем бизнесе установлено, что малая фирма - это фирма, имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $, а средняя от 500 до 999 с числом занятых, и величиной активов не больше 7.000.000 $. [10, стр.18].
     Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других - величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.
     В США малыми и средними считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках [10, стр.23].
     В Украине под субъектами малого и среднего предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Украины, субъектов Украины, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней
     Малый бизнес среднесписочное число рабочих до 50 чел, а объем валового дохода за год не превышает сумме 500 тыс. евро по среднегодовому курсу НБУ относительно гривны;
     Средний бизнес среднесписочное число рабочих  от 51 до 1000 чел. включительно, объем  валового дохода от 501 тыс. до 4999 тыс. евро по среднегодовому курсу НБУ относительно гривны.
     Среди субъектов хозяйственной деятельности отдельно выделяют малые (мелкие) предприятия, составляющие основу малого бизнеса. К ним принадлежат субъекты хозяйствования с численностью работников:
     в промышленности и строительстве  — до 200 чел.;
     в других отраслях производственной сферы — до 50 чел.;
     науке и научном обслуживании — до 100 чел.;
     отраслях  непроизводственной сферы — до 25 чел.;
     розничной торговле — до 15 чел.
     Кроме того, с недавних пор официально принято называть микропредприятиями субъекты малого предпринимательства со среднеучетной численностью работников до 10 чел. и объемом выручки от продажи продукции (предоставления услуг) до 250 тыс. грн. в год.

1.2. Значение и задачи малого и среднего бизнеса

     Не  так давно было замечено, что, начиная  с определенного момента, все больше и больше размеры предприятия означают повышение средних общих издержек. Экономисты определили это как отрицательный эффект роста масштабов производства или «эффект масштаба». Положительный эффект масштаба довольно подробно изучен. Отрицательная стороны «эффекта масштаба» вызвана определенными управленческими трудностями, возникающими при попытке эффективно контролировать и координировать деятельность компании, превратившейся в крупномасштабное производство. Еще Питерс и Уотермен отмечали, что, по их наблюдениям, организации с числом занятых более 500 человек становятся плохо управляемыми, неповоротливыми, невосприимчивыми к нововведениям и не реагируют на возникающие проблемы. В результате страдают эффективность и растут средние издержки производства [12, стр.57].
     Данные  рассуждения логически подводят к выводу о том, что положительные  и отрицательные эффекты масштаба являются важнейшими факторами, определяющими  структуру экономики. Это нужно  учитывать экономическими и государственными структурами при формировании концепции управления малым и средним бизнесом. Однако это не говорит о предпочтения крупного или мелкого производства. Их преимущества реализуются лишь в том случае, если правильно выбрана сфера деятельности и созданы условия для успешного функционирования.
     Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств – крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, - складывающаяся под  влиянием многих факторов.
     С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.
     С другой стороны, в последнее время  выявился небывалый рост мелкого  и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется  значительных капиталов, больших объемов  оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров [16, cтр.18].
     Возможность эффективного функционирования малых и средних форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т. д.. Малому и среднему производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.
     В свою очередь развитие мелкого и  среднего производства создает благоприятные  условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых и средних предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
     Большое значение имеет способность малых и средних предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но, прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развёртывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей [18, cтр.13].
     Многие  экономисты отстаивают идею об исключительной роли малого и среднего бизнеса в развертывании НТР. Наиболее значительную активность в области нововведений проявляют венчурные фирмы. Они успешно конкурируют с крупными, добиваясь более быстрых темпов внедрения достижений научно-технического прогресса. Мелкие и средние исследовательские фирмы активно проводят исследования и разработки, проявляют больше желания взять на себя риск, гораздо эффективнее используют исследовательские фонды и оборудование, квалифицированные кадры, тем самым вносят весомый вклад в инновационный процесс, технологическое обновление производства. Мелкие и средние инновационные фирмы с их мобильностью в условиях конкуренции новых товаров, когда рыночным фактором становятся темпы обновления ассортимента выпускаемой продукции, нашли свое место в системе хозяйства. Они занимаются начальными стадиями нововведений, оставляя крупным фирмам капиталоемкие стадии промышленного развертывания новых производств. Достижения научно-технического прогресса позволяют им быстро подключиться к наукоемким отраслям, не располагая при этом большим капиталом [26, cтр.198].
 

Глава 2. Особенности малого и среднего бизнеса

     Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малый и средний бизнес оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых рабочих. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ субъекты малого и среднего предпринимательства в отдельных странах играют ведущую роль. Высокий уровень развития малого и среднего предпринимательства является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики. Малый и средний бизнес в развитых странах мира во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта [8, стр.45].

2.1. зарубежный опыт развития малого бизнеса

     Малые и средние предприятия играют важную роль во всем мире. В последние несколько лет в странах Западной Европы, в США и Японии большое значение приобрел малый и средний бизнес (где он представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий). Основная масса их – это мельчайшие предприятия с числом работающих не более 20 человек. Малые и средние предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах [5, стр.128].
     Малые и средние предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых и средних предприятий в экономике общества. В малом и среднем предпринимательстве кроются большие резервы для развития экономики.
     Например, малые и средние фирмы США производят 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора. На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса [17, cтр.46].
     В последние годы ускорились концентрация и централизация капитала в странах  Европы, например, в стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК Дании и Нидерландов, а также концернах стали, фармацевтики, деревообработки Швеции, в часовой промышленности Швейцарии, в автомобильной промышленности Германии. Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит в том, что разорение многих мелких и средних фирм не привело к исчезновению малого и среднего бизнеса. Он выжил, проявил способность к воспроизводству и вызвал интерес к себе со стороны крупных концернов. Мелкие и средние фирмы отыскивают специализированные ниши, где выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве.
     В Западной Европе примерно половина продукции  обрабатывающей промышленности изготавливается  на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все  свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми апробировать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких и средних фирм занимают новые, таким образом идет их воспроизводство [30, cтр.69].
     Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. Данные по вкладу малых и средних предприятий (МСП) в экономику передовых промышленно развитых стран приведены в табл. 1.
     Таблица 1. - Показатели, характеризующие состояние МСП в разных странах
     Страны      Кол-во МСП      (тыс.)
     Кол-во МСП      на 1000
     жителей
     Занято в МСП (млн.чел)      Доля МСП в общей численности 
занятых (%)
     Доля МСП в ВВП (%)
     Великобритания      2630      46      13.6      49      50-53
     Германия      2290      37      18.5      46      50-52
     Италия      3920      68      16.8      73      57-60
     Франция      1980      35      15.2      54      55-62
     Страны  ЕС      15770      45      68      72      63-67
     США      19300      74.2      70.2      54      50-52
     Япония      6450      49.6      39.5      78      52-55
     Россия      844      5.65      8.3      13      10-11
     Как видно из данной таблицы, вклад малых  и средних предприятий в экономику  трудно переоценить. Несмотря на то, что  количество малых и средних предприятий колеблется от 37 до 74,2 на 1000 жителей, несмотря на это их вклад в ВВП составляет более 50%. В то время как для России характерны как малая численность таких предприятий, так и незначительный их вклад в ВВП. Малые и средние предприятия могут решить и проблему занятости населения. Как видно из таблицы, наименьший процент занятости населения, от общей численности занятых – в Германии и составляет 46%. Для России эта цифра равна 10-11% [22, cтр.91].
     Процесс развертывания малых и средних предприятий тесно связан с отраслевой спецификой и экономическими механизмами, действующими в той или иной стране. По этой причине при оперировании цифровыми показателями и сравнении опыта развитых капиталистических стран с процессом формирования малой и средней экономики в Украине следует помнить о различиях в уровнях развития институциональной и производственной инфраструктур, в отраслевой структуре национального хозяйства, т.е. необходимо учитывать социокультурные особенности используемого опыта.
     Национальные  особенности оказывают значительное влияние на процесс включения  малых и средних фирм в производственные структуры. В западноевропейских источниках выделяется несколько видов такого включения.
     В Германии 2 млн. мелких и средних  фирм производят до 50 % ВВП и обеспечивают 66 % занятости. Эти фирмы не уступают крупным в организации менеджмента, подготовки кадров, нововведениях. Государство поощряет частные банки на расширении возможностей финансирования мелких и средних компаний в целях оказания им поддержки и содействия развитию [30, cтр.67].
     В Италии малые и средние компании, число которых превышает средние показатели по ЕС, образуют основу обновления экономики страны. Они уже доказали свою способность обеспечить высокий уровень конкурентоспособности экспортной продукции.
     Во  Франции малые и средние фирмы  чаще всего встречаются в аграрно-продовольственном секторе, подрядных работах, в издательском деле, авиа- и судостроении.
     В Португалии малые и средние фирмы  производят основную массу промышленной продукции. Уже в 1982 г. компании с  числом занятых менее 10 чел. составляли здесь 70 % всех промышленных компании, а фирмы с числом занятых 500 чел. - лишь 0,4 %.
 

Глава 3. Роль ВЭД для государства и предприятий малого и среднего бизнеса

     В условиях качественно новой ситуации развития хозяйственного комплекса  Украины усиливается актуальность разработки теоретических и методических вопросов формирования новой региональной политики, центральным звеном которой является развития внешнеэкономической деятельности регионов, а также развитие связей между странами среди малого и среднего предпринимательства [21, cтр.5].
     Вне фактора международного сотрудничества и, прежде всего не уровне первичного предпринимательского звена практически  невозможно добиться решения задач  глубокого реформирования воспроизводственного комплекса Украины, вывода страны из затяжного кризиса, рационализации экономики. Становление рыночных отношений на современном этапе требует двоякого видения проблематики внешнеэкономической деятельности. В связи с этим возникает и соответствующее отношение к ней как, с одной стороны, к объекту целенаправленного организационно-экономического воздействия с целью стимулирования предпринимательской активности и налаживания устойчивых саморегулирующихся рыночных связей и механизмов, а с другой - как к ускорителю прогрессивных рыночных связей и механизмов.

3.1. Развитие и формирование  системы ВЭД

     Развитие - это важнейшее задание, которое  стоит перед малым и средним предпринимательством. Сегодня более миллиарда жителей планеты стараются зарабатывать средства для существования своими силами, создавая частные предприятия. То есть пятая часть населения земли живет на средства, которые составляют не менее одного доллара в день. Внешнеэкономическую деятельность необходимо рассматривать в качестве существенного фактора повышения эффективности хозяйственной деятельности как на уровне отдельных предпринимательских структур, так и масштабах страны, который, вместе с тем, не может не соответствовать общему состоянию и особенностям развития всей воспроизводственной сферы. Следовательно, основу рыночной экономики составляет товарное производство малым и средним бизнесом. Полноценное товарное производство на уровне страны невозможно без международного разделения труда и вовлечения каждой страны и каждого участника желающего этого во внешнеэкономическую деятельность, что дает прибыль от реализации страны в тех или иных отраслях производства [18, cтр.12].
     Много проблем возникает и в сфере  формирования системы управления хозяйственной  и внешнеэкономической деятельности. До сих пор не выработана комплексная  система управления социально-экономическими процессами в современной Украине, не выработана научно-обоснованная концепция управления в этот сложный переходный период. Также не определены на достаточно длительные период государственные меры регулирования внешнеэкономической деятельности, на основе которых ее участники (малый и средний бизнес), могли бы планировать и рассчитывать свои действия. Что же качается внешнеэкономических интересов, то они, как правило, реализуются преимущественно политическими действиями правительства на межгосударственном уровне.
     Политика, проводимая тем или иным правительством, может содействовать развитию национальной экономики или стать ее тормозом, или же способствовать развитию одних  ее направлений и препятствовать в других. Вне всяких сомнений внешняя политика любого правительства, и прежде всего, его внешнеэкономическая политика, должна защищать интересы социально - экономического развития собственной страны, а также предприятия, которые стараются развивать и повышать эффективный процесс ВЭД [20, cтр.42].

3.2. Выходы на новые рынки

     В стратегии экономического роста  важное место принадлежит повышению  эффективности внешнеэкономической  политики, которая должна быть направлена на укрепление позиций Украины в  мировой торговле и обеспечивать выход на новые рынки, при помощи не только крупных предприятий и заводов, а также при помощи малых и средних предприятий. Малые и средние предприятия способствуют более ускоренному освоению новых рынков сбыта украинской продукции. Также в их развитие новых рынков способствуют новые товары, которые создаются по не высокой цене, но с высоким качеством. Такие преобразования в сферах деятельности может позволить себе только малый и средний бизнес. Так как они стремятся ускорить амортизационные процессы своей деятельности, и стараются  закупать новое оборудование для более качественного выпуска продукции и выхода его на государственный и мировой рынки [16, cтр.20]. 
     Одним из способов достижения этой цели является диверсификация внешнеэкономической  деятельности, которая может стать механизмом стимулирования дальнейших структурных преобразований в экономике, качественной перестройки всей системы внешних экономических связей.
     Диверсификация  экспорта обуславливает формирование его эффективности и оптимальной  структуры, расширение ассортимента товаров, постепенное увеличение части высокотехнологичной продукции и товаров с высокой степени обработки, а также освоения украинскими производителями и экспортерами новых рынков товаров, технологий, капиталов и услуг. Диверсификация импорта предполагает резкое уменьшение зависимости от импорта важных факторов производства (энергоносителей и стратегических видов сырья) и разнообразие источников поставки этих компонентов, а также создание в Украине импортозамещающих производств на основе новейших передовых технологий [26, cтр.199].
     Диверсификация  внешнеэкономической деятельности позволит ликвидировать чрезвычайную (от 20% до 90%) зависимость экономики Украины от монопольных импортных рынков поставок стратегически важных товарных позиций (энергоносителей, сырьевых и других материальных ресурсов) для жизненно важных отраслей производства, а также ликвидировать безальтернативную ориентацию для тысяч украинских предприятий. Это будет способствовать развитию внешнеторговой инфраструктуры (информационно, законодательной, маркетинговой, организационной, трейдерской, биржевой, выставочной, рекламной и т.п.), разнообразить источники финансирования в условиях конкурентной борьбы на международных рынках.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.