На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Принципы менеджмента туризма

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА ТУРИЗМА…………………….5
      1. 1. Сущность туризма………………………………………………….5
     1. 2. Принципы менеджмента……..……….............................................9
ГЛАВА 2. МЕНЕДЖМЕНТ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ
САХА (ЯКУТИИ)………………………………………………………………12
      2. 1. Современное состояние туризма в Республике Саха…………….12
      2. 2. Туры в Республике Саха…………………………………………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………28
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….…...32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Туризм  является одним из факторов, влияющих на развитие других областей общественного производства, так как удовлетворение потребностей в отдыхе, которое является важной целью туризма, осуществляется не только туристскими предприятиями, но и предприятиями других отраслей общественного производства.
      В последнее время туризм приобрел значение социального явления. Он перешел  из категории элитного продукта в  категорию продукта, доступного потребителю. На начальном этапе своего развития туризм рассматривался как элемент социально-культурного влияния. В наши дни он считается экономическим и массовым социальным явлением.
      Доходы  от международного туризма составляют около триллиона долларов. После  нефтяной промышленности он стал второй отраслью хозяйства.
      Туризм  принадлежит к сфере услуг  и является одной из крупнейших и  динамичных отраслей экономики.  Высокие  темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии.
      В настоящее время  рынок российского  туризма развивается крайне неравномерно. Объем выездного туризма преобладает  над объемами въездного и внутреннего  туризма.
      Схемой  развития комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2025 года предусматривается, что туристская деятельность станет одним из основных источников производства Валового Регионального Продукта (ВРП). Доля индустрии туризма в структуре ВРП к 2025 году должна составить 10%.
      Целью настоящей курсовой работы является исследование принципов менеджмента туризма в Республике Саха (Якутии).
      Для достижения цели поставлены следующие  задачи:
      - раскрыть сущность туризма;
     - определить принципы менеджмента туризма;
      - изучить современное состояние туризма в Республике Саха;
      - рассмотреть туры в Республике  Саха.
      Актуальность  темы заключается в том, что сфера  туризма является важнейшей и  составной частью экономики любого демократического государства, а в  наших условиях имеет ключевое значение в социально – экономических преобразованиях, направленных на либерализацию экономического развития.
      Недооценка  необходимости использования новых технологий для организации сферы туризма, приведет к утрате возможностей использования этого сектора в приросте богатства и благосостояния нашей страны, укреплении экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА ТУРИЗМА 

1. 1. Сущность туризма 

      Туризм (фр. tourisme, от tour – прогулка, поездка) – явление, с одной стороны, относительно молодое, ставшее массовым только после Второй мировой войны, с другой – имеющее глубокие исторические корни.
      Туризм  в первоначальном смысле понимался  как передвижение и временное пребывание людей вне постоянного места жительства. Однако в процессе исторического развития содержание и смысл данного понятия постоянно претерпевали изменения и дополнения.
      В 1993 г. Статистическая комиссия ООН приняла  определение, одобренное Всемирной туристской организацией (ВТО) и широко используемое в международной практике. В соответствии с ним туризм охватывает деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями.1
      В соответствии с определением, разработанным  Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма, туризм как социально-экономическая система есть совокупность отношений, связей и явлений, возникающих во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.
      В основе системы туризма, по мнению швейцарского исследователя   К. Каспара, лежат  две субсистемы:
      - субъект туризма, т. е. турист  – потребитель туристских услуг со всем многообразием его потребностей и мотивов поведения;
      - объект туризма, состоящий из  трех элементов: туристского региона,  туристского предприятия и туристских  организаций.
      Экономическая эффективность функционирования туризма  во многом определяется его формой, предполагающей соответствующий набор услуг, удовлетворяющих потребности туристов.
      Выделяют  две формы туризма: внутренний и  международный туризм.
      Внутренний  туризм – путешествия внутри своей  страны лиц, постоянно проживающих в пределах границ своего государства, без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.
      На  долю внутреннего туризма в мире приходится 80-90% поездок. Расходы на него в 5-10 раз превышают расходы на международный туризм.
      Международный туризм – это туризм в другую страну с туристскими целями без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.
      В среднем около 65% всех международных  туристских поездок приходится на Европу, около 20% - на Америку и около 15% - на остальные регионы.2
      В последнее время наметилась тенденция  сближения внутреннего и международного туризма. Это обусловлено упрощением туристских формальностей (например, Шенгенское соглашение в объединенной Европе).
      Вид туризма связан со спецификой отражения  финансовых результатов в бюджете страны или ее региона. По данному признаку в формах туризма выделяют два вида туризма: активный и пассивный.
      Приезд  иностранных туристов в страну или  отечественных туристов в данный регион страны является активным туризмом. Активный туризм служит фактором ввоза денег в страну или данный регион.
      Путешествие граждан одной страны в другие государства и выезд туристов из данного региона страны является пассивным туризмом. Пассивный туризм служит фактором вывоза денег в страну или данный регион.3
      Туризм  по наиболее существенным признакам  делится на отдельные разновидности. Таковыми признаками являются: цель путешествия, способ передвижения, интенсивность  туристского потока, продолжительность  путешествия, характер организации путешествия и т.п.
      В зависимости от цели поездки выделяют следующие разновидности туризма: рекреационный, познавательный, оздоровительный, научный, деловой, спортивный отдых, шоп-туры, приключенческий, паломнический, экзотический, экотуризм и т.п.
      Рекреационный туризм характеризуется длительностью путешествия, небольшим количеством городов, входящих в маршрут, широким использованием авиационного транспорта. Познавательный туризм выполняет функции расширения кругозора и интеллекта. Оздоровительный отдых в зависимости от средств воздействия на человека подразделяется на климато-, море-, грязелечение и т.д. Деловой туризм (поездки бизнесменов с деловыми целями) представляет собой наиболее динамичный и доходный вид туризма. Поэтому многие государства стремятся к проведению у себя международных форумов и конференций. Сравнительно новым в международном бизнесе является научный туризм. Образовательные поездки за границу стали одним из установившихся сегментов российского турбизнеса.
      По  способу передвижения туристов различают: пешеходный, авиационный, морской, речной, автотуризм, железнодорожный, велосипедный и смешанный. По интенсивности туристских потоков различают постоянный и сезонный туризм. По продолжительности туристов в путешествии выделяют кратковременный и продолжительный туризм. По характеру организации путешествия выделяют индивидуальный, групповой, организованный и самодеятельный (неорганизованный) и т.п.
      Существуют  факторы, которые определяют развитие туризма и формируют направленность туристских потоков. Благоприятные факторы приводят регион или страну к лидерству в мировом туризме, неблагоприятные - снижают туристский поток. Такие факторы нужно устанавливать как можно более полно для каждого конкретного сегмента рынка.
      Внешние обстоятельства эффективности туризма  включают статистические (неизменные во времени) и динамические факторы.
      В статистическую группу входят природно-климатические, географические, культурно-исторические факторы.
      Привлекательность мест отдыха определяют, в первую очередь, именно эти условия. Не случайно южные регионы с теплым климатом имеют положительное сальдо по статье «туризм», в то время как во всех северных странах, будь то Россия или Скандинавские страны, сальдо – отрицательное. Историко-культурные ресурсы приобретают все большее значение с ростом уровня образования и познавательной потребности людей.
      К динамическим факторам относятся: социальные и демографические изменения, финансовое и экономическое развитие, политическая обстановка в стране и материально-технические  факторы.
      Демографические и социальные изменения ведут к тому, что все больше людей будут иметь время и доход, позволяющие им путешествовать. К этим изменениям относятся следующие показатели:
      - увеличение продолжительности жизни;
      - формирование подвижного стереотипа жизни населения;
      - возрастание доли одиноких пожилых людей;
      - увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска;
      - понижение возраста выхода на пенсию;
      - увеличение дохода на члена семьи;
      - тенденция к вступлению в брак в более позднем возрасте;
      - возрастание числа бездетных пар.
      В экономическом и финансовом развитии наблюдается тенденция увеличения производства услуг по сравнению с производством товаров, следствием чего является увеличение доли потребления услуг (в том числе услуг туризма) в общем потреблении населения. К данному фактору относятся следующие показатели:
      - экономическая ситуация в стране;
      - финансовая стабильность;
      - уровень доходов населения;
      - ускорение НТП в отрасли туризма;
      - цены на товары.
      Политическая  обстановка в стране влияет, по существу, на все динамичные факторы. Активно способствуют расширению международных туристских связей следующие показатели:
      - внутриполитическая стабильность страны;
      - мирные, дружественные отношения между государствами;
      - соглашения по сотрудничеству в сфере экономики, торговли, культуры, туризма на государственном и правительственном уровнях.4  

1. 2. Принципы менеджмента 

     Менеджмент - это форма управления предприятием (организацией) в условиях рыночной экономики с целью достижения наивысшей эффективности экономического и духовного производства. Практическая функция: сосредоточить усилия на улучшении организации и управления современным крупным капиталистическим производством, для чего отыскиваются новые формы организации производства и сбыта продукции. Характерной чертой современного менеджмента является его тесная связь с конкретными эмпирическими исследованиями по организации и управлению.
     Основные  функции: принятие решений и их реализация. Объектами управления в организации являются три компонента: материально-вещественный (продукция, оборудование и т.д.), информация (документы, проекты, программы и т.д.), человеческий (личностный), причем именно с последнего начинается комплексное управление качеством - современная форма менеджмента.
      Процесс управления в сфере туризма должен опираться на ряд особенностей данной отрасли. В соответствии с этим можно выделить ряд общих черт, характерных для управления в сфере туризма:
      - приоритет желаний конечных потребителей при планировании туристской деятельности;
      - непервичность туристской услуги;
      - большое значение маркетинга в туристской отрасли;
      - уникальность туристской услуги.
     Принципы  менеджмента:
    наличие ясной стратегии фирмы и свобода поиска в ее рамках. Отсутствие ясной стратегии приводит к неконцентрированиости средств фирмы, невыполнению ею производственных задач, неадекватному принятию управленческих решений;
    интеграция личных интересов и целей исследований. Отсутствие этого приводит к тому, что достигнутые цели исследований оказываются бесполезными фирме;
    создание определенной системы (формальной и неформальной) сбора специализированной информации, внешних связей, обмена персоналом как внутри, так и между фирмами, активного поиска новых идей. Без этого не реализуется информация как один из факторов производства (наряду с капиталом, трудом и т.д.), предприятие не может занять необходимого места на рынке;
    создание системы мотивации труда, материального стимулирования, зависящего от конечных результатов.
     Особенности туристского менеджмента: 1) специфика  турпродукта, его неотделимость от источника формирования, 2) специфика туристской индустрии, 3) неосязаемость и несохраняемость турпродукта, 3) сложная сегментация потребителей, 4) высокая значимость общественно-политических, экономических факторов внешней среды.5
     Для турфирмы особенно важно стратегическое управление - это такое управление предприятием, которое связано с постановкой целей и задач предприятия, ориентирует его деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и производит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что дает организации возможность выжить в долгосрочном периоде и достичь своих целей.
     Задачи стратегического менеджмента: 1) определение вида коммерческой деятельности, целей и долгосрочных перспектив развития предприятия, 2) превращение общих целей в конкурентные направления работы, 3) разработка и создание стратегии предприятия, 4) реализация, выполнение этой стратегии, 5) оценка результатов деятельности, внесение изменений в стратегический план или в методы его реализации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. МЕНЕДЖМЕНТ ТУРИЗМА
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИИ) 

2. 1. Современное состояние туризма в Республике Саха 

      Президент России Д.А. Медведев6, указал, что в экономике Российской Федерации – «одной из «точек роста», безусловно, является туризм. Наше богатейшее культурно-историческое наследие является поистине грандиозным ресурсом для развития туризма.
      В районах Дальнего Востока и Забайкалья за последние годы туризм развивается весьма динамично: объем реализации туристских услуг с 2001 по 2006 годы увеличился в 3 раза, превысив 2,8 млрд. рублей. Численность занятых в туристской отрасли увеличилась на 1 тыс. человек и достигла 7,3 тыс. человек, количество туристских компаний возросло в 1,4 раза. По объему полученных доходов в регионе лидирует Республика Бурятия с объемом доходов 547,7 млн. рублей или 20% от суммы по региону. Хабаровский  край, Приморский край и Камчатская область занимают 12-15%, Республика Саха (Якутия) – 5% (135 млн. руб.) (рис. 1.).7
      Таким образом, туризм как сфера национальной экономики приобретает на современном  этапе статус одного из стратегических направлений социально-экономического развития России.
      Туристическая отрасль также рассматривается  как одно из наиболее перспективных направлений социального и экономического развития Республики Саха (Якутия). Схемой комплексного развития производительных сил республики до 2020 года предусматривается, что туризм должен занять ведущие позиции в структуре производства валового регионального продукта – «доля отрасли туризма превысит к 2020 году 10% ВРП и составит более 30 млрд. руб. (более 1 млрд. дол. США). В целом в отрасли туризма и путешествий будет создано около 20 тыс. дополнительных рабочих мест8.
      
      Более того, туризм это одно из наиболее важных стратегических направлений развития сферы услуг, малого и среднего бизнеса. Во-первых, потому, что  на рынке туристических  услуг преобладают малые и  средние предприятия, во-вторых, эта  сфера на начальном этапе не требует больших капитальных вложений и материальных затрат, в-третьих, туристическая индустрия одна из самых мощных мультипликаторов экономического развития, вовлекающий с свою сферу много других отраслей и предприятий.
      На  данном направлении ставится весьма масштабная задача – создать в Республике Саха (Якутия) практически новую отрасль, обладающую высокой рентабельностью, конкурентоспособностью среди других отраслей, регионов и сопредельных стран. Важным фактором развития и средоточия интереса является то, что туризм представляет собой отрасль экспортной ориентации («экспорт на месте»). Многолетний опыт стран циркумполярного региона показывает постоянно растущий интерес к северным регионам с их особыми климатическими условиями, дикой нетронутой природной средой, своеобразным образом и опытом жизни.
      Стратегическим  подходом к развитию туризма на территории Республики Саха (Якутия) является стремление системного представления Севера как особой цивилизации в совокупности природно-климатических, социальных, этнических, культурно-исторических региональных особенностей, их взаимовлияния и взаимодействия.
      На  территории Республики Саха (Якутии) туристской деятельностью занимаются 51 предприятие, в том числе 24 туроператора, вошедших в Единый федеральный реестр туроператоров. Из них 8 наиболее активно работают на въездной туризм (НТК «Якутия», «АЛРОСА-Круизы», ОАО «ГАВС», ООО «Турсервисцентр», ООО «Сахатур», ООО «Мир путешествий» и др.).
        В современной экономике Республики  туризм пока не играет существенной роли. Общий объем услуг, предоставленных туристическими организациями, в 2007 году по данным официальной статистики составил 154,5 млн. рублей. В туристической отрасли работает 176 человек.
      Вклад туристической отрасли в Валовый  региональный продукт (ВРП), произведенный на территории республики  - 185 млрд. рублей, в настоящее время также невелик – менее 0,1%. Однако, в расчете на одного работника производство ВРП составляет: в сфере туризма более 340 тыс. рублей,  средний показатель по республике - 411 тыс. рублей. В среднем на каждого работника сферы туризма приходится 878 тыс. рублей выручки, что соответствует российским показателям.9 В 2007 году туристская деятельность на территории республики принесла более 18 млн. рублей прибыли.10
      Об  уровне привлекательности туризма, как сферы приложения труда, можно судить по среднему уровню оплаты труда: в туризме около 11 тыс. рублей в месяц, при среднем по республике – 16 тыс. рублей.11 Привлекательность туризма как сферы бизнеса характеризует средний показатель прибыли, приходящийся на одного работника – более 100 тыс. рублей за год. Аналогичный показатель по сумме всех отраслей материального производства составляет 120 тыс. рублей10 на 1 занятого в данной сфере. Устойчивость этих отраслевых параметров за последние годы и позитивная динамика благоприятных факторов в будущем указывают на то, что туризм представляет собой перспективную область коммерческой деятельности.                      
      За  последние годы в динамике туристических  потоков устойчивую тенденцию роста имеет выездной туризм, который в 2007 году достиг отметки 14,4 тыс. туристов11 (рис. 2.), выехавших за пределы республики.  В целях осуществления управления и выполнения на территории Республики Саха (Якутия) положений Соглашения между Правительством РФ и Правительством КНР о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 года, в 2008 году подписано Соглашение между Федеральным агентством по туризму и Министерством по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) о сотрудничестве в области реализации данного Соглашения. Согласно данному Соглашению, обе стороны могут осуществлять  безвизовые групповые туристические поездки, в рамках установленных правил.  Преобладание выездного туризма, по сути, означает импорт услуг и вывоз ВРП. Для республики в плане поступательного социально-экономического развития приоритет должен отдаваться въездному туризму, иначе говоря, туристская деятельность должна быть ориентирована на ввоз ВРП. В данном случае въездной туризм понимается, как посещение республики туристами из других регионов России и зарубежных стран.  Наряду с этим большое значение имеет и развитие внутреннего туризма, понимая под этим туристические поездки жителей республики в пределах ее территории.
      В 2008 году Якутию посетили 434 иностранных туристов, из них 1/3 часть были представителями стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
 

      Азиатско-Тихоокеанский  регион (АТР) за последние годы показал  рост туристических поездок в 25 %, а Северо-Восточная Азия зафиксировала самый быстрый рост в 30 %. Учитывая, что туристическая активность в ближайшем окружении сопредельных стран растет наиболее высокими темпами, в перспективе туристический поток из этих стран будет наиболее привлекательным для республики.
      Туристические фирмы, занимающиеся въездным туризмом, приобрели опыт проведения туров  на территории республики. За последние  годы в рамках государственной политики поддержки туристской деятельности создан ряд туристических объектов, которые, с одной стороны, создают благоприятную среду и привлекают большое количество туристов, с другой, стимулируют частные туристические компании на инвестиции и развитие собственных баз для туристской деятельности.
      Республика  вызывает все больший интерес  как в среде российских, так и зарубежных любителей туризма, но зачастую он принимает стихийный характер в виде посещений самоорганизованных туристов. Такого вида туризм не поддается контролю ни природоохранных органов, ни служб обеспечения безопасности и спасения.
      Невысокие пока темпы развития туристской деятельности связаны с проблемами, свойственными  северным регионам, где туризм не являлся  традиционной отраслью, многие виды туризма, благоприятные для республики в мировой практике, сформировались как массовые направления лишь на современном этапе туристской деятельности. Кроме того, часть причин обусловлена особенностями посткризисного этапа развития в России.
      К таким проблемам относятся:
    Удаленность региона и сохраняющаяся высокая стоимость транспортного обслуживания туристов воздушным путем.
    Неразвитость материально-технической базы туристской индустрии.
    Неразвитость развития инфраструктуры для осуществления полномасштабной туристской деятельности на наиболее интересных и привлекательных направлениях (транспорт, автодороги, аэродромы и авиаплощадки, речные береговое хозяйство, авиационная техника, автобусы, речные суда, связь, энергообеспечение мест отдыха).
    Отсутствие достаточного количества профессиональных кадров прошедших специализированную подготовку для работы как непосредственно в туристической сфере, так и в сфере обеспечивающих отраслей.
    Неразвитость сопутствующих туризму сфер производства и услуг: гостиничное хозяйство (в республике всего 57 гостиниц, единовременная вместимость которых составляет лишь 2094 человек), производство сувениров и туристической атрибутики, ресторанное хозяйство и общественное питание, качество предоставляемых услуг и сферы развлечений.
      В республике сделаны определенные заделы для развития туристской отрасли  в плане развития гостиничного хозяйства, обустройства объектов и мест, имеющих туристическую привлекательность.
      Стратегия развития туризма нацелена на формирование отрасли, отвечающей требованиям и  понятию - индустрия туризма. Это  означает высокий уровень подготовки туристских продуктов, развитую инфраструктуру: хорошо организованный транспорт, связь, гостиничное хозяйство, организацию качественной системы питания и источников продовольственных ресурсов, хорошую информационную доступность, высокий уровень культуры обслуживания на маршрутах и в местах отдыха, обеспечивающих полную безопасность, полезность и комфортность пребывания в республике.
      Однако, имеющаяся материальная база далеко недостаточна для осуществления туризма в большом масштабе. Например, емкость всех гостиниц республики даже при 100 %-ной загрузке в летний сезон в состоянии принять 10-15 тыс. туристов, максимальная пропускная способность круиза «Ленские столбы» по эксплуатационным возможностям двух круизных теплоходов «Михаил Светлов» и «Демьян Бедный» составляет не более 6000 человек за сезон.12
     В настоящее время только начинает развиваться внутриреспубликанская  система информационного обеспечения  туризма, предложения туристских продуктов, информации широкого круга населения  СМИ и Интернет. В целях формирования спроса и позитивного мнения о туризме в республике за ее пределами и среди местного населения необходимо разработать комплекс мер по созданию системы информационного обеспечения и деятельности республиканских СМИ, предоставления туристическим фирмам возможности для информирования и рекламирования своей деятельности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.