На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


научная работа Организационно-экономический механизм внедрения новых технологий на предприятии

Информация:

Тип работы: научная работа. Добавлен: 03.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………...……………………………….3  

1  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ …………………………………………………..………………………………..4
      Понятие организационно-экономического механизма использования новых технологий …………………………………………………………….…………………….4
      Выбор организационных форм инновационной деятельности .……………….………...5
      Экономические методы использования новых технологий на  предприятии…………11
 
2 АНАЛИЗ СРЕДЫ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО«БРЯНСКСПИРТПРОМ» …………………..……….……………………………………...16
 2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ………………………..…16
 2.2 Анализ рынка ликероводочного производства ………………………………...………….. 18
 2.3 Оценка инновационных возможностей предприятия …………………………...…………31 

3 ФОРМИРОВАНИЕ  ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА  ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА  ПРЕДПРИЯТИИ 
ОАО «БРЯНСКСПИРТПРОМ»  ………………….……………………………...……………….34
3.1 Внедрение  новой технологии на предприятии  при производстве спирта ...………….…...34
3.2 Организационные  мероприятия по внедрению инноваций  на предприятии          
      ОАО«Брянскспиртпром» ………………………………………………………………....…..34
3.3 Экономическая  эффективность мероприятий при  внедрении новой  
          технологии на предприятии ……………………………………………………….……….37 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………...…………40 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………..……..42 

ПРИЛОЖЕНИЕ  …………………………………………………………………………………...44 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
     Учитывая  недостаточные темпы внедрения  инноваций, отсутствие эффективной стратегии развития у ряда предприятий, исследование проблемы организационно-экономического механизма управления инновациями на российских предприятиях в условиях реформирования экономики является достаточно актуальным. Изменение условий работы предприятий ставит перед ними неотложную задачу разработки и реализации долгосрочной стратегии развития, обеспечивающей стабильные результаты и получение высоких доходов.
     Целью данной научной работы является разработка организационного механизма внедрения новой технологии на предприятии.
     Основными задачами выполнения научной работы являются:
     - рассмотрение теоретических аспектов формирования организационно-экономического механизма использования новых технологий;
     - анализ среды функционирования предприятия ОАО «Брянскспиртпром»;
     - формирование организационно-экономического механизма внедрения новой технологии на ОАО «Брянскспиртпром»;
     - расчет экономической эффективности  мероприятий по внедрению новой  технологии.
     Научная значимость данной работы состоит в оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике. Практическая значимость темы состоит в анализе проблем как во временном, так и в пространственном разрезах.
     С одной стороны, тематика исследования получает интерес в научных кругах, в другой стороны, существует недостаточная разработанность и нерешенные вопросы. Это значит, что данная работа помимо учебной, будет иметь теоретическую, так и практическую значимость.
     Объектом  исследования в данной научной работе является предприятие ОАО «Брянскспиртпром».
         Для анализа инновационной деятельности  предприятия необходим анализ-прогноз  будущих факторов успеха в  условиях неопределенности и  обоснование затрат будущего  периода. В отличие от детерминированных  экономических процессов текущего производства процессы внедрения новой техники и технологии с их последующей коммерциализацией имеют стохастический характер. Поэтому анализ влияний на прибыль следует строить на основе методов прогнозирования, методов экспертных оценок, множественного регрессионного анализа, а также ситуационного и имитационного моделирования.
1  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО  МЕХАНИЗМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  НА ПРЕДПРИЯТИИ
     1.1 Понятие организационно-экономического механизма использования новых технологий
     В анализе соотношения продукт - технология существенным является то, что большие  возможности кроются в лучшем приспособлении продукта к технологическим  процессам, а также в лучшей конструкции, преследующей цель достижения более высокого качества и большего разнообразия вариантов продукта.
     Учитывая  недостаточные темпы внедрения  инноваций, отсутствие эффективной  стратегии развития у ряда предприятий, исследование проблемы организационно-экономического механизма управления инновациями на российских предприятиях в условиях реформирования экономики является достаточно актуальным. Изменение условий работы предприятий ставит перед ними неотложную задачу разработки и реализации долгосрочной стратегии развития, обеспечивающей стабильные результаты и получение высоких доходов. Для этого необходимо изучить состояние предприятия, а так же  проанализировать применяемые организационные и экономические меры при использовании новых технологий [3].
     Организационные инновации могут проявляться в двух основных формах:
     - организационные инновации, не  связанные с техническими инновациями,  целью которых является улучшение  деятельности и использования  существующих трудовых ресурсов  и имущества предприятия;
     - организационные инновации, вызванные техническими инновациями и активно с ними взаимодействующие, а также способствующие росту их технической эффективности.
     Организационные инновации направлены на вовлечение резервов, существующих в рабочем  времени людей и машин, в темпе  их работы, а также в материальном факторе. Атрибутом организационных инноваций помимо экономических и социальных аспектов является гуманизация любой человеческой деятельности.
     Рост  производительности труда, достигаемый  в результате усовершенствования организации труда, производства и управления, снижает физические и психические нагрузки на работников.
     Основные  организационные инновации на предприятии  направлены на совершенствование:
     - организационной структуры и  управления,
     - организации трудовых коллективов,
     - организационной системы материальных  элементов,
     - организации протекания процессов.
     Экономические инновации на предприятии можно  определить как положительные изменения  в его финансовой, платежной, бухгалтерской и т.п. сферах деятельности. Эти инновации особенно важны в период перехода предприятий к рыночной экономике.
     Примером  экономической инновации может  быть внедрение новой системы: финансовой, чтобы деньги стимулировали эффективность  хозяйственной деятельности предприятия; оплаты, чтобы система оплаты обеспечивала материальную мотивацию всем группам работников, рост эффективности труда, заставляла систематически повышать самостоятельность и ответственность работников, рационализировала структуру занятости; перспективного планирования, учитывающего условия стратегии предприятия [5].
      1.2 Выбор организационных  форм инновационной  деятельности
     Инновационный процесс охватывает многих участников и многие заинтересованные организации. Он может осуществляться на государственном (федеральном) и межгосударственном уровнях, в региональных и отраслевых сферах, местных (муниципальных) формированиях. Все участники имеют свои цели и учреждают свои оргструктуры для их достижения.
     Реализация  региональных научно-технических и  социальных программ связана с организацией соответствующих объединений научных (университетских), промышленных и финансовых организаций: различного рода научно-промышленных центров.
     В силу рискованности инновационных  проектов возникают адекватные организационные  формы инвесторов в виде «венчурных фондов» и инновационные формы создателей новаций — рисковые инновационные фирмы.
     Федеральные программы особой важности, привлекающие большие ресурсы и рассчитанные на длительный срок, влекут за собой  создание научных и технологических  парков, технополисов [2].
     Развитие  международных научно-технических  и торговых отношений связано  с глобализацией рынка многих продуктов, интернациональным разделением  труда и созданием различных  альянсов и совместных предприятий.
     Руководители  компаний исходят из того, что для  достижения коммерческого успеха необходима достаточно высокая «плотность» потока новаторских идей — изобретений, предложений по улучшению качества, дизайна, снижению себестоимости.
     Повышение роли таких параметров конкуренции, как новизна, цена, качество, надежность, индивидуализация товара, ставит перед большинством сотрудников, а, в конечном счете, перед всем персоналом фирмы задачу постоянного и всеобщего «мозгового штурма».
     Замыкающим  звеном в проведении инновационной  политики, управления «человеческими ресурсами» выступает интеграция усилий персонала в корпорации вовлечение широкого круга работников в решение вопросов повышения эффективности и качества работы. Формируется инновационная организационная культура, которая служит своего рода «зонтиком» перестройки традиционного управления.
       Уже первый взгляд на механизм  управления «человеческими ресурсами», например, в компании подтверждает его инновационную специфику этого механизма. В компании разработаны принципы выявления факторов как блокирующих нововведения, так и поддерживающих и усиливающих новаторскую деятельность.
     Блокирующие факторы:
      недоверие менеджеров к выдвигаемым снизу новым идеям;
      необходимость множества согласований новых идей;
      вмешательство других отделов в оценку новаторских предложений;
      незамедлительная критика и угрозы увольнения в связи с допущением ошибок;
      контроль за каждым шагом новатора;
      кулуарное принятие решений по новаторскому предложению;
      передача нижестоящим руководителям указаний, сопровождаемых угрозами;
      возникновение у вышестоящих руководителей «синдрома всезнающих экспертов».
     Факторы, поддерживающие новаторство:
      предоставление необходимой свободы при разработке новшества, обеспечение новаторов необходимыми ресурсами и оборудованием, поддержка со стороны высшего руководства;
      ведение дискуссий и обмен идеями «без злобы и страха»;
      поддержание эффективных связей с коллегами, другими подразделениями, вузами и внешними научными организациями;
      поддержка стремления работников постоянно учиться и повышать квалификацию;
      поощрение совмещения профессий;
      логичная аргументация необходимости изменений и реорганизаций, постоянная поддержка атмосферы доверия и восприимчивости к переменам.
     Корпоративное руководство признает необходимость  дифференцированного подхода к  новаторам. Теоретически в основу такого подхода положена типизация ролевых функций участников инновационного процесса. В результате выделяются типы работников (или определяется потребность в них), которые:
      инициируют новые идеи, как на стадии НИОКР, так и при создании и реализации новшеств;
      обеспечивают постоянные коммуникации, аккумулируют различные виды научно-технической и рыночной информации и распространяют ее в организации;
      формируют условия для продвижения новых идей, ориентируют участников создания новшеств на конечный результат, выступают лидерами нововведений и обновления организации.
     В инновационной деятельности задействованы  предприниматели и руководители, специалисты разных отраслей знаний, исполнители разных функций. Специфическая  практика выработала ряд столь же специфических типов и ролей новаторов, руководителей и исполнителей [6].
     Выделяются  такие типичные носители ролевых  функций в процессе нововведений как «антрепренеры» и «интрапренеры», «генераторы идей», «информационные  привратники» и т. д.
     «Антрепренер»  — ключевая фигура инновационного управления. Это, как правило, энергичный руководитель, который поддерживает и продвигает новые идеи, возможно, что и свои собственные, не боится повышенного риска и неопределенности, способен к активному поиску нестандартных решений и преодолению трудностей. Для антрепренера характерны и специфические личностные черты: интуиция, преданность идее, инициативность, способность идти на риск и преодолевать бюрократические преграды. Антрепренер ориентирован на решение задач внешнего порядка: создание организации, действующей во внешней среде; координация служб фирмы во внешней деятельности; взаимодействие с субъектами внешней инновационной среды: рыночное продвижение нового продукта; поиск и формулирование потребности в новых разработках и новой продукции. И потому антрепренер занимает такие посты, как руководитель подразделения новой продукции, управляющий проектом. Антрепренеров в организации немного.
     «Интрапренер» —  не менее важная фигура в инновационном управлении. Интрапренеров в организации должно быть существенно больше.
     Это специалист и руководитель, ориентированный  на внутренние инновационные проблемы, на внутреннее инновационное предпринимательство. В его задачи входит организация  многочисленных «мозговых штурмов», первичного поиска новых идей, создание атмосферы вовлеченности сотрудников в инновационный процесс и обеспечение «критической массы» новаторов, чтобы компания могла считаться в целом новаторской. Как правило, это руководитель группы, отличающейся повышенной творческой активностью.
     «Генератор  идей» —  это другой тип новаторского персонала. К его характерным чертам относятся способность вырабатывать в короткие сроки большое число оригинальных предложений, изменять область деятельности и предмет исследования, стремление к решению сложных проблем, независимость в суждениях. «Генераторами идей» могут быть не только ведущие ученые и специалисты, выдвигающие новые предложения, но и инженеры, квалифицированные рабочие, специалисты функциональных служб, выступающие с так называемыми «вторичными» инновациями. Традиционная практика неформального выделения «генераторов идей» может подкрепляться организационными решениями: выдающимся новаторам присваиваются титулы «генераторов идей» с соответствующими стимулами и льготами, их активность влияет на карьерное продвижение.
     «Информационные привратники» находятся в узловых точках коммуникационных сетей, аккумулируют и переносят специализированную информацию, контролируют потоки научно-технических, коммерческих и других сообщений. Они накапливают и распространяют новейшие знания и передовой опыт, «подпитывают» информацией творческий поиск на разных этапах создания новой продукции или проведения организационно-экономических изменений в фирме.
     «Деловые  ангелы» —  лица, выступающие в качестве инвесторов рисковых проектов. Как правило, это пенсионеры или старшие служащие компаний. Использование их в качестве источника финансирования имеет ряд преимуществ. Их кредит значительно дешевле, так как они в отличие от рисковых фондов не имеют накладных расходов.
     Практическая  деятельность руководителей формирует  в основном четыре главных архетипа: «лидер», «администратор», «плановик», «предприниматель». Все они необходимы для успешной инновационной деятельности фирмы.
     «Лидер» играет свою специфическую роль в процессе разработки и реализации проектных инновационных решений. Здесь особенно ценятся стремление к новому, предвидение хода дела, умение общаться с людьми, способность распознать потенциал каждого человека и заинтересовать его в полном использовании этого потенциала. 

     «Администратор» занимается планированием, координацией и контролем реализации инвестиционного проекта. В условиях, когда для успешного функционирования фирмы и инновационного проекта на стадии реализации требуются жесткий контроль и экстраполяционное планирование, акцент в требованиях к руководителю делается на его способность оценивать эффективность работы фирмы, а не на личностные качества.
     «Плановик»  стремится к оптимизации будущей деятельности фирмы, концентрируя основные ресурсы в традиционных областях деятельности фирмы и направляя фирму на достижение поставленных целей.
     «Предприниматель», хотя и ориентирован на будущее, отличается от «плановика» тем, что стремится изменить динамику развития фирмы, а не экстраполировать ее прошлую деятельность. В то время как «плановик» оптимизирует будущее фирмы в области ее сегодняшней деятельности, «предприниматель» ищет новые направления деятельности и возможности расширения номенклатуры продукции фирмы.
     «Вольный  сотрудник» —  статус сотрудника, являющегося новатором. Классический пример дает принятая фирмой IBM программа «Вольный сотрудник». В ней участвует примерно 45 «мечтателей, еретиков, возмутителей спокойствия, чудаков и гениев». Вольный сотрудник получает, в сущности, полную свободу действий на пять лет. У него совсем простая роль — сотрясать систему организации фирмы.
     «Золотые  воротнички»  — это высококвалифицированные ученые и специалисты, обладающие предпринимательским подходом к использованию своих профессиональных знаний. Абсолютное их большинство работает по найму в корпорациях, университетах, консультационных фирмах. Часть специалистов совмещает работу по найму с предпринимательской деятельностью. Это проявляется в организации или внутрифирменных рисковых предприятий, работе по контракту сразу в нескольких фирмах.
     «Научно-технические  привратники  или «информационные звезды» относятся к категории ключевых специалистов лабораторий НИОКР и отличаются от своих коллег ориентацией на внешние информационные источники. Они поддерживают широкие долговременные контакты со специалистами в других организациях.
     Такой сотрудник служит посредником между  коллегами в своей организации  и внешним миром, он эффективно соединяет  свою организацию с научной и  технической деятельностью в  мире в целом.
     «Альтернативный персонал» представляет собой внештатных временных сотрудников. Руководители предприятий давно прибегают к услугам временных работников, используя их в периоды повышенной нагрузки или при нехватке персонала.
     В настоящее время из-за конкуренции, отрицательно сказывающейся на уровне прибыли, приходится сводить к минимуму состав постоянных сотрудников, что делает задачу подбора высококвалифицированных временных работников весьма актуальной. Такие «нестандартные» сотрудники называются не только альтернативным, но и дополнительным или периферийным персоналом.
     В период подъема организация может  взять на работу внештатников. Если впоследствии деловая активность падает, что неизбежно случается в  течение жизненных циклов продукции, организация может провести сокращение штатов за счет временных сотрудников, оставив основной коллектив неизменным. В настоящее время российские руководители широко освоили эту практику [8].
     При этом в корпорациях создается мощная многоканальная система аккумулирования нововведений и их реализации. Главным звеном инновационной политики являются научно-исследовательские подразделения. Характер задач, деловые горизонты и распределение риска инновационных проектов различаются в зависимости от принадлежности научно-исследовательской организации к тому или иному корпоративному уровню (штаб-квартира, сектор, хозяйственное отделение).
     Центральные лаборатории заняты поиском стратегических технических решений на базе фундаментальных  научных исследований. На уровне научных  центров секторов разрабатываются базовые технологии для входящих в них организаций. Если определенные технологии потенциально применимы в разных секторах, то их разработкой занимаются специализированные межсекторные технологические центры. На уровне хозяйственных отделений задачи лабораторий носят преимущественно прикладной характер.
     Соответственно  дифференцируется и распределение  ответственности за кратко-, средне- и долговременные инновационные  проекты. Лаборатории на уровне хозяйственных  отделений занимаются проблемами текущего бизнеса и «смотрят вперед» приблизительно на 3 года. Лаборатории секторов разрабатывают базовые технологии с горизонтом до 10 лет. Центр НИОКР при штаб-квартире сосредоточивает внимание на перспективных качественно новых технологиях, отодвигая горизонт за отметку 10 лет. Конечно, указанные временные рамки не связывают жестко ученых и инженеров в их новаторских поисках. В центрах хозяйственных отделений занимаются долговременными разработками, а на уровне секторов — поисками решений для текущего бизнеса.
     Компания, таким образом, создает глобальную сеть научно-исследовательских организаций, для которых главное — эффективная  связь и отлаженный механизм передачи идей и технологий между научными подразделениями.
     1.3 Экономические методы  использования новых  технологий на предприятии
     Методические  схемы расчетов экономического эффекта  позволяют определить принципиальные положения выбора наилучшего варианта реализации инновационной деятельности. На этапе ТЭО (технико-экономического обоснования) они сводятся к следующему:
     а) из всех потенциально возможных отбираются варианты, каждый из которых удовлетворял бы всем заранее заданным ограничениям: социальным нормативам и стандартам, экологическим требованиям, срокам реализации и прочее.
     В эти варианты обязательно должны включаться наиболее прогрессивные мероприятия, технико-экономические показатели которых соответствуют или превосходят лучшие мировые достижения;
     б) по каждому из выбранных вариантов  определяются (с учетом динамики) затраты, результаты и экономический эффект;
     в) лучшим признается вариант, у которого величина экономического эффекта максимальна, либо (при тех же результатах) минимальны затраты на его достижение.
     Экономический эффект от реализации инновационного проекта должен найти отражение  и быть выделен в плановых и отчетных показателях предприятия (или научной организации). Это сложная и многогранная задача экономического анализа. Поэтому можно наметить только некоторые методические подходы, которые должны конкретизироваться в практической деятельности того или иного предприятия любой формы собственности [7].
     Под экономическим эффектом инновации на всех стадиях ее реализации понимается превышение стоимостной оценки результатов над стоимостной оценкой совокупных затрат всех видов ресурсов за весь срок осуществления инновационного проекта.
     При этом под сроком осуществления инновационного проекта для каждого нововведения подразумевается весь цикл разработки и реализации проекта, включающий время  на проведение НИОКР, опытное освоение, серийное производство, а также период использования результатов.
     При определении экономического эффекта  на стадиях ТЭО, выбора наилучшего варианта инновационного проекта должны соблюдаться  следующие принципы:
    оценка эффективности инновационного проекта осуществляется по условиям использования конечной продукции с учетом всех сопутствующих позитивных и негативных результатов;
    проведение расчетов экономической эффективности осуществляется по всему циклу разработки и реализации инновационного проекта за установленный для проекта период;
    приведение к единому расчетному году применяемых в расчетах экономических нормативов и других установленных показателей, учета экономической неравномерности затрат и результатов, получаемых в различные периоды времени;
    применение в расчетах норматива эффективности капитальных вложений и рыночной стоимости природных и трудовых ресурсов, а также применение сметной стоимости, тарифов и цен, которые отражают качество и эффективность продукции у потребителя.
     Величина  экономического эффекта, определяемая по условиям использования продукции, должна рассчитываться до установления цен на научно-техническую и производственно-техническую продукцию. Она служит основой для установления цен на эту продукцию. Если при использовании продукции предусматривается повышение ее качества, то расчеты производятся по ценам, учитывающим изменение эффективности использования этой продукции у последующих потребителей.
     При расчетах экономического эффекта по условиям производства должна использоваться следующая информационная база:
     1. Действующие тарифы, оптовые, розничные и договорные цены.
     2. Установленные законодательством  нормативы платы за производственные  ресурсы (производственные фонды,  трудовые и природные).
     3. Действующие нормативы отчисления  от прибыли предприятий в государственные и местные бюджеты.
     4. Нормы расчетов и правила расчетов  предприятий с банками за кредиты  или хранение собственных средств  и другие нормативы.
     Методика  определения экономической эффективности  инновационного проекта:
     1) Рассчитывается суммарно по годам расчетного периода экономический эффект: 

                                       Эт = Рт - Зт ,                                         (1) 

     где Эт - экономический эффект инновационного проекта за расчетный период;
     Рт - стоимостная оценка результатов осуществления инновационного проекта за расчетный период; Зт - стоимостная оценка затрат на осуществление инновационного проекта за расчетный период.
     Расчет  экономического эффекта осуществляется с приведением разновременных затрат и результатов к единому для  всех вариантов инновационного проекта к моменту времени - к так называемому расчетному году tp. За расчетный год обычно принимается наиболее ранний из всех вариантов календарный год, который предшествует началу выпуска продукции или использования в производстве новой технологии.
     Приведение  разновременных затрат всех лет периода  жизненного цикла реализации мероприятия  НТП к расчетному году осуществляется путем умножения их величины за каждый год на коэффициент приведения at. (формула 15)
     2) Стоимостная оценка результатов за весь расчетный период проводится по следующей формуле:
     
     где Pt - стоимостная оценка результатов в t году расчетного периода;
     tn - начальный год расчетного периода;
     tk - конечный год расчетного периода.
     При этом за начальный год расчетного периода принимается год начала финансирования работ, включая проведение исследований. За конечный год расчетного периода принимается момент завершения всего жизненного цикла инновационного проекта.
     Стоимостная оценка результатов может определяться разными методами.
      Для новых  предметов труда:
     

     где At - объем применения новых предметов труда в году t;
     Уt - расход предметов труда на единицу продукции, производимой с их использованием в году t;
     Цt - цена единицы продукции, выпускаемой с использованием нового предмета труда в году t.
      Для средств  труда длительного пользования:
     
                                                                

     где Цt - цена единицы продукции (с учетом эффективности ее применения), производимой с помощью новых средств труда в году t;
     Аt - объем применения новых средств труда в году t;
     Вt - производительность средств труда в году t. 

     Общая экономическая эффективность  инновационного проекта:
     Для оценки общей экономической эффективности  инноваций может использоваться система показателей:
     1. Интегральный эффект.
     2. Индекс рентабельности.
     3. Норма рентабельности.
     4. Период окупаемости.
     1. Интегральный эффект Эинт - представляет собой величину разностей результатов и инновационных затрат за расчетный период, приведенных к одному, обычно начальному году, то есть с учетом дисконтирования результатов и затрат.
     Коэффициент дисконтирования всегда меньше единицы, так как в противном случае деньги сегодня стоили бы меньше, чем  деньги завтра.
     При использовании новых технологий на предприятии так же следует учитывать инфляционный фактор.
     Инфляция  как повышение уровня цен в  экономике измеряется либо индексом изменения цен, либо уровнем инфляции. Индекс изменения цен характеризуется  отношением цен, а уровень инфляции - процентом повышения цен [12].
     2. Индекс рентабельности инноваций Jr.
     В качестве показателя рентабельности можно  использовать индекс рентабельности. Он имеет и другие названия: индекс доходности, индекс прибыльности.
     Индекс  рентабельности представляет собой  соотношение приведенных доходов  к приведенным на эту же дату инновационным расходам.
     Расчет  индекса рентабельности ведется  по формуле:
     
     где JR – индекс рентабельности
     Дj – доход в периоде j
     Kt – размер инвестиций в инновации в периоде t.
     Приведенная формула отражает в числителе  величину доходов, приведенных к моменту начала реализации инноваций, а в знаменателе - величину инвестиций в инновации, продисконтированных к моменту начала процесса инвестирования.
     Или иначе можно сказать – здесь  сравниваются две части потока платежей: доходная и инвестиционная.
     Индекс  рентабельности тесно связан с интегральным эффектом, если интегральный эффект Эинт положителен, то индекс рентабельности JR > 1, и наоборот. При JR > 1 инновационный проект считается экономически эффективным. В противном случае JR < 1 – неэффективен.
     3. Норма рентабельности Ер представляет собой ту норму дисконта, при которой величина дисконтированных доходов за определенное число лет становится равной инновационным вложениям. В этом случае доходы и затраты инновационного проекта определяются путем приведения к расчетному моменту времени.
     
          (6)

     Данный  показатель иначе характеризует  уровень доходности конкретного  инновационного решения, выражаемый дисконтной ставкой, по которой будущая стоимость  денежного потока от инноваций приводится к настоящей стоимости инвестиционных средств.
     Показатель  нормы рентабельности имеет другие названия: внутренняя норма доходности, норма возврата инвестиций, внутренняя норма прибыльности (IRR).
     За  рубежом расчет нормы рентабельности часто применяют в качестве первого шага количественного анализа инвестиций. Для дальнейшего анализа отбирают те инновационные проекты, внутренняя норма доходности которых оценивается величиной не ниже 15-20%.
     Норма рентабельности определяется аналитически, как такое пороговое значение рентабельности, которое обеспечивает равенство нулю интегрального эффекта, рассчитанного за экономический срок жизни инноваций [10].
    Период окупаемости То является одним из наиболее распространенных показателей оценки эффективности инвестиций.
         В отличие от используемого в нашей практике показателя «срок окупаемости капитальных вложений», он также базируется не на прибыли, а на денежном потоке с приведением инвестируемых средств в инновации и суммы денежного потока к настоящей стоимости.
     Формула периода окупаемости:
                                           (7)
     Где К – первоначальные инвестиции в  инновации;
     Д – ежегодные денежные доходы (сумма  годовой амортизации и годовой  чистой прибыли).
     2 АНАЛИЗ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ  ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО  «БРЯНСКСПИРТПРОМ»
     2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия
     В состав ОАО "Брянскспиртпром" входят: 7 спиртовых филиалов общей мощностью 4486,5 тыс. дал в год, оснащенных новейшим технологическим оборудованием.
     Производство  спирта осуществляется по классической технологии: подготовка крахмалосодержащего сырья; разваривание; осахаривание разваренной массы; приготовление дрожжей; сбраживание осахаренного сусла; выделение спирта из бражки и его ректификация.
     Спирт этиловый спиртовых заводов ОАО "Брянскспиртпром" используют в качестве сырья для производства ликероводочной продукции крупнейшие российские производители алкоголя - ОАО Московский завод "Кристалл" и многие другие.
     Кроме того, спирты ОАО "Брянскспиртпром" широко применяют в пищевой, медицинской, парфюмерно-косметической промышленности, оборонно-промышленном комплексе.
     На  предприятия существует отдел по развитию и  НИОКР, который занимается разработкой перспективных образцов, обеспечением серийного производства продукции и технологической подготовкой производства, а также отдел по РПС и качеству, главными направлениями которого являются:
     - разработка стандартов предприятия,  контроль выполнения нормативной  документации;
     - осуществление метрологического  контроля подготовки производства  и используемыми приборами, приспособлениями и инструментом;
     - проведение анализа различных  материалов на соответствие их  ТУ или ГОСТу. 
     Специфика ликероводочной промышленности заключается  в том, что она требует серьезных  научных разработок в усовершенствовании технологического процесса по повышению качества выпускаемой продукции и подробного изучения потребностей рынка. Кроме того, на предприятии отслеживаются современные тенденции развития технологий. Наличие финансовой и ресурсной базы для проведения НИОКР позволяет предприятию соответствовать требованиям современного рынка. 
     В рамках проекта замены изношенного  производственного оборудования на предприятии «Брянскспиртпром»  в текущем году будут установлены  и запущены несколько новых видов  разливочных автоматов. Благодаря этому повысится производительность труда и ускорится производственный процесс.
     Рассчитаем  основные показатели оценки производственной базы предприятия (табл.2). 

Таблица 1 - Основные показатели оценки производственной базы предприятия
Наименование показателя Ед. изм. 2007 2008 2009
Коэффициент износа оборудования % 0,6894 0,6986 0,7565
Фондоотдача руб/руб 23274 34501 37684
Фондоёмкость руб/руб 43,0 25,8 24,9
Фондовооруженность тыс. руб/чел  в год 110,5 105,7 120,9
Стоимость основных фондов (остаточная) тыс.руб 21190 20392 25897
Производительность тыс. руб/чел  в мес. 354,7 539,5 756,4
Производственная  мощность (среднегодовая) тыс. руб/год 432567 498654 578332
Рентабельность  продаж руб/руб 87,2 96,3 99,7

     Сырье:

     Все спиртовые заводы ОАО "Брянскспиртпром" работают исключительно на зерновом доброкачественном сырье - ржи и пшенице.
     Одной из основных характеристик зернового  сырья является содержание крахмала. Чем выше эта величина, тем выше эффективность производства. Дефектное сырье на переработку не принимается, что дает возможность поддерживать на требуемом заказчиками уровне качество спирта.

     Контроль  качества, сертификаты  и лицензии:

     Все стадии технологического производства спирта строго контролируются производственно-технологическими лабораториями, оснащенными современной аппаратурой и оборудованием в соответствии с требованиями нормативных документов. Качество готовой продукции определяется методом газовой хромотографии, который позволяет проводить экспресс - анализы спирта и водки по ряду ГОСТов.
          Филиалы:
    Филиал "Юрасовский" 242510,Карачевский р-н, Юрасово,
    ул.Центральная,20
         2) Филиал "Дубровский" 242750, п. Дубровка, ул. Баранова, 25
         3) Филиал "Житнянский" 243424,Почепский р-н,п.Житня, 
             ул.Центральная,20

         4) Филиал "Локотской" 242300, Брасовский р-н, п. Локоть,
              ул.Маркова,109
         5) Филиал "Творишинский"243675,Гордеевский р-н,п.Творишино,
             ул.Центральная
         6) Филиал "Гулёвский" 243112,Клинцовский р-н п. Гулёвка, 
              ул.Заводская,1
         7) Филиал"Жирятинский" 242028,Жирятинский р-н с. Жирятинo,
              ул.Ленина,47 

     2.2 Анализ рынка ликероводочного  производства и оценка инновационных возможностей предприятия 

     Анализ  внешней среды  косвенного воздействия:
     На  любое предприятие влияют внешние  факторы, не зависящие от действий самого предприятия. К таким факторам относятся следующие: социальные, технологические, экономические, политические, экологические факторы. Все эти факторы могут влиять на фирму как положительно, так и отрицательно.
     Социальные  факторы
     Социальные  факторы, влияющие на ликероводочную отрасль, представлены в таблице 2. 

     Таблица 2 - Основные социальные показатели Российской Федерации в динамике
     
Показатели 2007 2008 2009
Общая численность населения, млн.чел 142,09 142,8 142,2
Реальные  располагаемые денежные доходы, млн.руб 6410 8023 9947
Прожиточный минимум в среднем на душу населения, руб. 1976 2246 2376
Номинально  начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника, руб. 6939,5 8554,9 10727,7
Средний размер пенсии, руб. (среднемесячный) 1915 2364 2726
Общая численность безработных, тыс. чел. 5775,2 5208,3 4998,7
Численность официально зарегистрированных безработных, млн. чел. 1920,3 1830,1 1742
 
     В среднесрочной перспективе продолжится  тенденция опережения роста заработной платы по сравнению с ростом экономики в целом. В 2009 году фонд заработной платы по сравнению с 2008 годом возрос в 1,9 раза, в то время как номинальный объем ВВП – в 1,8 раза. В результате заметно увеличилась доля фонда заработной платы в ВВП (с 22,9% в 2008 году до 23,4% в 2009 году), что свидетельствует о повышении роли трудового фактора в формировании первичных доходов экономики.
     Размер  среднемесячной заработной платы за 2009 году в номинальном выражении  возрос в 1,48 раза, с 8554,9 рублей в 2008 году до 10727,7 рублей в 2009 году. Величина прожиточного минимума возросла в 2008 году на 27,8%,  в 2009 году ее рост составил 11,4%.
         Выявим возможности и угрозы для предприятия со стороны социальных факторов (табл. 3).
Таблица 3- Возможности и угрозы предприятия
Возможности Угрозы
1. рост уровня доходов населения 1. низкий жизненный  уровень людей 
2. увеличение начисленной среднемесячной  заработной платы на одного  работника 2. ухудшение  демографической ситуации в стране
3. увеличение занятости населения, предоставление свободных рабочих мест 3. Неблагоприятное  соотношение трудоспособного и  нетрудоспособного населения снижает  платежеспособность населения. 
 
     Технологические и технические  факторы 
     Производство  спиртосодержащей продукции невозможно без освоения современных технологий и оборудования, обмена опытом, тесного сотрудничества со специалистами смежных отраслей, вспомогательных служб. Качество, стоимость и темпы производства, возможность применения принципиально новых технологий, конструкций и материалов во многом определяется наличием современного оборудования, используемого предприятием «Брянскспиртпром». Последние разработки в данной отрасли: ведущие производители разливочных и упаковочных установок  объединились для разработки новой технологии, позволяющей уменьшить численность персонала и увеличить производительность труда. Инвестиции в обновление подвижного состава помогают удержать устойчивые позиции на рынках.
     При этом существует номенклатурный перечень продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации на территории России. Этот документ был создан в 2001 году и устанавливает не только виды продукции подлежащей обязательной сертификации, но также определяет требования государственных стандартов, которым должна соответствовать продукция «Брянскспиртпром». В  номенклатурный перечень включены практически все существующие средства механизации и автоматизации производства. Вместе с тем вызывает недоумение отсутствие в рассматриваемом перечне запасных частей, качество которых в значительной степени определяет уровень надёжности и безопасности  на этапе производства продукции. Отсутствие обязательной сертификации отремонтированных средств механизации хозяйства в сочетании с возможностью использования при ремонте запасных частей, не прошедших сертификацию, приводит к тому, что качество ремонта и отремонтированных машин является не только неуправляемым, но даже непредсказуемым!
     Выявим  возможности и угрозы для предприятия  со стороны технологических факторов (табл. 4). 

     Таблица 4
     Возможности и угрозы предприятия
Возможности Угрозы
1. повышение технического уровня  и надежности существующих машин 1. отсутствие  обязательной сертификации запасных  частей
2. финансирование научных исследований  и проведения опытно-конструкторских  работ 2. Нет достаточных средств для реализации новых идей
 
     Экономические факторы 
     Вопрос  развития в России ликероводочной отрасли  сегодня является важной составляющей государственной экономики. Поэтому перед организаторами данного бизнеса сформированы задачи по улучшению действующих и производству новых видов спиртосодержащей продукции.
     Для характеристики экономических факторов приведем основные экономические показатели Российской Федерации, которые представлены в таблице 5. 
 
 

     Таблица 5 – Основные экономические показатели РФ
Показатели 2007 2008 2009
Валовой внутренний продукт, млрд. руб. 18155 26621 27568
Объем промышленной продукции, млрд. руб. 11657 12254 12654
Инвестиции  в основной капитал, млрд. руб. 3400 3538 3871
Темп  инфляции, % 10,5 10 8
Ставка  ЕСН, % 26 26 26
НДС,% 18 18 18
Экспорт, млрд. долл. США 181,7 241,5 302
Импорт, млрд. долл. США 75,6 98,7 137,5
 
     Определяющим  фактором развития российской экономики  в 2009 году стала высокая динамика внутреннего спроса (9,7%). В результате повышения реального курса рубля и опережающего роста доли услуг повысится вклад отечественных производителей в удовлетворение внутреннего спроса на товары и услуги. Доля импорта в структуре источников покрытия прироста внутреннего спроса снизится с 63,4 % в 2008 году до 56,6% в 2009 году.
     Таблица 6 - Основные экономические показатели Брянской области в динамике
Показатели 2007 2008 2009
Число предприятий и организаций на конец года 19494 19868 20249
Число малых предприятий (на конец года), тыс. 5,6 6,3 6,4
Уровень рентабельности продукции, % 10,1 5,8 9,3
Объем промышленной продукции, млрд. руб. 3,4 3,8 4,3
Инвестиции  в основной капитал, млн. руб. 6994 7464 10972,8
Темп  инфляции, % 11,4 9,6 11,8
 
     По  Брянской области (табл. 6) наблюдается стабильный рост числа предприятий. Инвестиции в основной капитал выросли на 47%. Однако темп инфляции тоже стабильно растёт, за 2009 год инфляция увеличилась на 2,2 %. Характерно, что в 2008 году наметилось снижение рентабельности продукции почти в 2 раза, но в 2009 году эта ситуация была несколько выровнена.
     Выявим  возможности и угрозы для предприятия  со стороны экономических факторов (табл. 7). 

Таблица 7 - Возможности и угрозы предприятия
Возможности Угрозы
1. Стабильный курс рубля и снижение % инфляции 1. Высокие ставки налогообложения
2. Наличие   неосвоенных  рынков  сбыта 2. Рост цен на энергоносители, материалы комплектующие
3. Рост валового внутреннего продукта (ВВП)  3. Увеличение  объема импортируемой продукции
4. Оживление международного бизнеса,  которое может повлечь за собой  инвестиции в экономику РФ  4.Снижение конкурентоспособности  страны.
 
     Политические  и правовые факторы 
     В настоящее время Министерство торговли оказывает  существенное внимание к  насущным проблемам ликероводочной отрасли. По их данным, около 56% реализуемых спиртных напитков не соответствуют нормативным требованиям по целому ряду характеристик: начиная от состава продукции и заканчивая производством и реализацией без регистрации хозяйственной деятельности в государственных органах. Только 34% от общего выпуска спиртных напитков полностью соответствуют нормативам. 
     Вопросы качества  в спиртовом хозяйстве  становятся всё более актуальными  в связи с быстрым ростом предприятий, выпускающих некачественную продукцию. Правительством РФ была приняты различные меры по решению данной проблемы. Для того чтобы решить эту сложную задачу, необходимо объединение усилий органов управления компаний, осуществляющих проверки на предприятиях, проектных и подрядных организаций, научно-исследовательских институтов, профессиональных союзов и организаций.
     Ситуация  в ликероводочной отрасли  Брянской области также не стабильна. Постоянный рост издержек производства приводит к фактическому снижению уровня финансирования.
     В современных рыночных условиях все  организации, осуществляющие рыночную деятельность, обязаны выплачивать  налоги в бюджет. ОАО «Брянскспиртпром»  не является исключением. В соответствии с Налоговым кодексом РФ предприятие  выплачивает следующие налоги:
    В соответствии с главой 21 – Налог на добавленную стоимость (НДС). Этот налог включён в цену всех товаров, производимых заводом.
    В соответствии с главой 24 – Единый социальный налог (ЕСН), так как ОАО «Брянскспиртпром» является организацией, производящей выплаты физическим лицам. Налоговая ставка определяется в соответствии со статьёй 241 данной главы.
    Налог на прибыль организации (глава 25). Налоговая ставка определяется в соответствии со статьёй 284
    Налог с продаж (глава 27). Налоговая ставка устанавливается в соответствии со статьёй 353 не выше 5 %.
    Налог на имущество организации (глава 30).
     Выявим  возможности и угрозы для предприятия  со стороны политических факторов (табл. 8).
     Таблица 8 - Возможности и угрозы предприятия
Возможности Угрозы
1. импортозамещение путем создания спиртной продукции, не производимой в России 1. несовершенство  государственной политики    в области   инвестирования 
2. политическая стабильность в  стране, правовая защищенность отраслевых  предприятий со стороны государства
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.