На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль и место ядерного оружия в системе национальной безопасности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………2
      АНАЛИЗ ВОЕННЫХ АСПЕКТОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УГРОЗ
НАЦИОНАЛЬНОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА…………..………………….……….3
    Национальные интересы и национальная безопасность России…………………………3
    Военные угрозы России в системе глобальных международных отношений…………...4
    Типизация угроз национальной безопасности……………………………………………..5
    Стратегическое сдерживание агрессии в системе обеспечения безопасности страны….9
 
 
 
    РОЛЬ И  МЕСТО ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ  ВОЕННОЙ 
БЕЗОПАСНОСТИ  РОССИИ…………………………………..………………………….………11
1.2.1 Сущность, содержание и принципы ядерного сдерживания……………….……….….…14
    ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЙСТВИЙ РВСН В ИНТЕРЕСАХ РЕАЛИЗАЦИИ ЯДЕРНОГО СДЕРЖИВАНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ЭСКАЛАЦИИ ВОЙН ………………………...……………………………………………………19
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………….23
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………………………24
 

ВВЕДЕНИЕ

 
      Необходимость научного обоснования внешней оборонной  политики государства сегодня является аксиомой. И если ранее для отечественных ученых эти проблемы представляли скорее академический, нежели практический интерес, то ныне, когда речь идет уже не столько о выживании всего человечества, сколько о выживании самой России, вопросы внешнеполитического курса страны, обеспечения национальной безопасности во всех ее аспектах приобрели поистине жизненный характер.
      Что есть безопасность, в чем ее важность? Безопасность - атрибутное свойство системы, характеризующее сохранение ее целостности, устойчивости, относительной самостоятельности и способности к саморазвитию как результата защищенности системы от деструктивных воздействий. Утрата любого из этих признаков ведет к гибели системы, а степень выраженности позволяет судить об уровне обеспечения безопасности.
    Безопасность  социальной системы может рассматриваться:
      во-первых, как состояние защищенности от угроз;
      во-вторых, как комплекс мер по обеспечению;
      в-третьих, как система гарантий внутренних и внешних;
      в-четвертых, как ощущение защищенности.
      Таким образом, категория «безопасность» отражает не только и не столько состояние, сколько процессуальные свойства системы, проявляющиеся в отношениях, связях и взаимодействиях с другими системами.
      Под угрозами понимаются объективно существующие возможности нанесения ущерба системе. Угроза включает в себя источник опасности и его актуальное состояние, а также непосредственные или потенциальные воздействия, реализуемые в определенных условиях. Различают внутренние и внешние угрозы по источнику их возникновения, а также реальные, потенциальные и мнимые в зависимости от вероятности наступления негативных последствий и ее оценки. Кроме того, угрозы могут быть классифицированы по времени - временные, по масштабу - глобальные, региональные, по степени организованности - стихийные или спланированные и т.п.
      Национальная безопасность - это гарантированная защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от широкого спектра внешних и внутренних угроз, различных по своей природе (политических, экономических, военных, информационных, экологических и т.п.). В общем случае она представляет собой процесс и результат комплексного противодействия совокупности угроз, направленной на обеспечение благоприятных условий для прогрессивного развития личности, социальной группы, общества и государства. В военно-политическом плане это способность отстаивать свою независимость в соответствии со своими национальными интересами. Национальная безопасность - понятие многоаспектное: это не только состояние защищенности, это еще и свойство определенной общественной системы, это и результат деятельности и сам процесс деятельности.
     Морфологическая структура национальной безопасности включает в себя геополитическую, (экономическую, политическую, военную, технологическую, социокультурную, информационную, экологическую безопасность. Она имеет внутренний и внешний аспекты, а также пять уровней: индивидуальный, групповой, государственный, национальный, межгосударственный (интернациональный или интегральный). Элементы, аспекты и уровни безопасности взаимосвязаны, образуя систему. Системообразующим элементом может, в зависимости от приоритетов социума, выступать индивидуальная или национальная безопасность.
    Вокруг этого  стержня строится вся система  безопасности.
 

    1.1. АНАЛИЗ ВОЕННЫХ  АСПЕКТОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
       
      1.1.1. Национальные интересы  и национальная  безопасность России
     Национальные  интересы в своей основе отражают «инстинкт самосохранения» народа как культурно-исторической общности, что предполагает поддержание стабильности основополагающих общественных и государственных институтов, обеспечение внутренней и внешней безопасности государства в конкретно-исторических условиях. В частности, в настоящий момент можно предложить следующую трактовку национальных интересов России.
     Главные и постоянные национально-государственные интересы Российской Федерации
     территориальная целостность страны,
     обеспечение суверенитета России,
     обеспечение своей роли и места в мировом  содружестве.
     Интересы  Российской Федерации  во внешнеполитической сфере:
     а) долгосрочные:
     сохранение  общей стабильности в мире, способной  противостоять локальным вооруженным конфликтам;
     ликвидация  очагов напряженности вблизи территории России;
     сохранение  нормальных отношений со всеми государствами  и перевод этих отношений на уровень партнерства;
     укрепление  и развитие миротворческих возможностей ООН, ОБСЕ и других в целях скорейшего политического урегулирования конфликтов, угрожающих перерасти в вооруженное противостояние;
     дальнейшее  углубление процесса разоружения одновременно с поддержкой российских Вооруженных Сил на уровне, необходимом для обеспечения безопасности и выполнения международных обязательств России.
     б) среднесрочные - нормализация и стабилизация как внутреннего положения, так и обстановки в ближайшем окружении - странах СНГ, Югославии, Афганистане, в других регионах, в том числе на Ближнем Востоке и в азиатско-тихоокеанском регионе.
    в) краткосрочные:
     прекращение межнациональных конфликтов в районах, прилегающих к кавказской границе Российской Федерации;
     достижение  договоренности об экономическом пространстве в рамках бывшего СССР и соответственно режиме границ между государствами;
     претворение в жизнь договоренности, касающейся режима обеспечения госграниц по всему периметру бывшего СССР;
      достижение  договоренности между Россией и другими государствами СНГ по вопросам защиты от ядерного нападения, а также укреплению международного режима нераспространения ядерного оружия.
      Основное  содержание национальных интересов  во внутригосударственной политической сфере должно быть направлено на решение важнейшей задачи - укрепление государственной власти в России.
     В связи с этим в настоящее время  важнейшими внутринациональными политическими интересами можно считать:
      повышение эффективности существующих структур административного управления на местах;
      устранение  противоречий между исполнительной и законодательной властью;
      совершенствование правовой основы жизнедеятельности  общества;
      повышение политической культуры в Центре и  на местах;
      нейтрализация попыток к суверенизации регионов.
      Основное содержание национальных интересов в сфере экономики должно быть направлено на решение непосредственной задачи - минимум: нейтрализацию наиболее опасных кризисных явлений в экономике. В связи с этим в настоящее время важнейшими национальными экономическими интересами принято считать:
      недопущение утраты экономической самостоятельности  Российской Федерации;
      недопущение деградации технологического и промышленного  потенциала России;
      недопущение закрепления за Россией топливно - сырьевой специализации в мировой экономике;
      обеспечение конкурентоспособности российских товаров на ряде зарубежных рынков;
      обеспечение доступа России к передовой технологии;
      предотвращение  неконтролируемого вывоза капитала и отдельных стратегически важных сырьевых товаров за пределы России;
      достижение  полноправного участия России в  международных механизмах финансово - экономического и торгового регулирования.
      Способы реализации этих интересов обычно обусловливают  геополитическое положение государства, традиции, культура и социально-психологические ориентации народа, его нравственные ценности, особенности экономического уклада и т.п. Неизбежно меняясь в некоторых своих аспектах вслед за развитием геополитической обстановки и внутреннего положения страны, они остаются относительно постоянной основополагающих ценностей нации. 

1.1.2. Военные угрозы  России в системе  глобальных международных  отношений 

      Россия  в силу своего стратегического положения, территории и ресурсов, интеллектуального потенциала и наличия ядерного оружия, независимо от ее текущего состояния была и будет центром силы мирового значения. В этой связи прогнозировать развитие военно-политической ситуации вокруг России вне контекста мирового процесса развития в целом нельзя.
      В настоящее время на мировом уровне доминирующим фактором является формирование единого порядка в направлении усиления роли международных органов власти в определении развития всех государств мира. Этот процесс объективен и определяется глубокой взаимозависимостью государств мира друг от друга утратой ими, кроме России, соей самодостаточности. Процесс мировой интеграции возглавляется и направляется группой стран во главе с США, которые формируют такую структуру международных отношений, которые обеспечивают им привилегированное положение в мире. Для установления такого порядка эти страны используют все возможные средства, не останавливаясь даже перед нарушением международного права и применением военной силы.
      Соответственно  военно-политическая ситуация вокруг России в целом, в том числе  и возможные военные конфликты, их масштабы и политические цели, будут определяться политикой центров сил, особенности характера военных конфликтов и вооруженной борьбы в них региональными структурами.
     Пока  Россия будет находиться в нынешнем состоянии, следует ожидать, что политика США останется неизменной - они будут способствовать углублению кризиса в России с переводом его из политической и экономической сфер в военную.
     К основным угрозам национальной безопасности в военной сфере относятся:
     возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН;
     технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание  их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения;
     активизация деятельности на территории Российской Федерации иностранных специальных служб и используемых ими организаций;
     затянувшийся  процесс реформирования военной  организации и оборонного промышленного комплекса Российской Федерации, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство нормативной правовой базы.
      В военных штабах США, НАТО не стесняются разрабатывать сценарии возможного развития событий, в результате которых США окажутся в состоянии войны с Россией. Следовательно, гипотетически такая опасность существует.
      Сохраняется опасность региональных и локальных  войн. Причем масштабы, острота таких войн растут, а сами они в связи с возможностью массового применения высокоточного оружия, разрушения АЭС и центров химического производства принимают все более грозные истребительные формы.
      За  последние пять лет на планете  наблюдалось более 70 очагов военной  напряженности. В 25 странах велись войны, в 24 - наблюдался рост военной напряженности, 23 района мира расценивались как зоны потенциальных конфликтов.
     Другая  отличительная тенденция современной  международной (военно-политической) обстановки состоит в резком усилении внутригосударственных военных опасностей, возникновения гражданских войн и разного рода военных столкновений на национальной, религиозной или этнической почве. Такие войны имеют место сегодня во многих регионах мира. Некоторые из них угрожают стабильности военно-политической обстановки непосредственно у границ России.
    Уровень военных  угроз и опасностей не остается постоянным.
      Исходным моментом в оценке уровня военной опасности для России является то, что значение военной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Более того, военно-политическая обстановка не исключает возможности возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающих интересы безопасности Российской Федерации, или возникновения прямой военной угрозы безопасности России. 

      1.1.3 Типизация угроз  национальной безопасности  

      Как было отмечено ранее, национальные, в том числе базовые, интересы могут быть подвержены воздействию разнообразного спектра угроз, которые формируются в результате того или иного развития военно-политической обстановки и могут проявляться в политической, военно-политической и силовой формах. Можно говорить о том, что в современной международной обстановке существуют три типа угроз, нейтрализация которых является в той или иной степени функцией Вооруженных Сил Российской Федерации: внешние, внутренние и трансграничные.
      К основным внешним угрозам следует отнести:
      развертывание группировок сил и средств, имеющих  целью военное нападение на Россию или ее союзников;
      территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политического или силового отторжения от России отдельных территорий;
      осуществление государствами, организациями и движениями программ по созданию оружия массового поражения;
      вмешательство во внутренние дела Российской Федерации  со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;
      демонстрация  военной силы вблизи границ России, проведение учений с провокационными целями;
      наличие вблизи границ Российской Федерации  или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;
      нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;
      наращивание группировок войск, ведущее к  нарушению сложившегося баланса  сил вблизи границ Российской Федерации  или границ ее союзников и прилегающих  к их территории морских водах;
      расширение  военных блоков и союзов в ущерб  военной безопасности Российской Федерации или ее союзников;
      деятельность  международных радикальных группировок, усиление позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;
      ввод  иностранных войск (без согласия Российской Федерации и санкции  Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных Российской Федерации государств;
      вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе Российской Федерации или границах ее союзников;
      действия, препятствующие работе российских систем государственного и военного управления, обеспечению функционирования стратегических ядерных сил, предупреждению о ракетном нападении, противоракетной обороне, контролю космического пространства и обеспечению боевой устойчивости войск;
      действия, затрудняющие доступ России к стратегически  важным транспортным коммуникациям;
      дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах;
      распространение оборудования, технологий и компонентов, используемых для изготовления ядерного и других видов оружия массового поражения, а также технологий двойного назначения, которые могут использоваться для создания ОМП и средств его доставки.
      К основным внутренним угрозам следует отнести:
      попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России;
      планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народнохозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;
      создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;
      незаконное  распространение (оборот) на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;
      широкомасштабная  деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в масштабах субъекта Российской Федерации;
      деятельность  сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений в Российской Федерации.
      К особому понятию трансграничные угрозы относятся политические, военно-политические или силовые угрозы интересам  и безопасности Российской Федерации, которые совмещают в себе черты внутренних и внешних угроз и, будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (по источникам возникновения и стимуляции, возможным участникам и т.д.) являются внешними.
      Значение  трансграничных угроз для безопасности России и для российского военного планирования будет иметь тенденцию к возрастанию. К числу таких угроз можно отнести:
      создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территории других государств вооруженных  формирований и групп с целью их переброски для действий на территории Российской Федерации или территориях ее союзников;
      деятельность  прямо или косвенно поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя Российской Федерации, создание угрозы территориальной целостности России и безопасности ее граждан;
      трансграничная  преступность, включающая контрабандную  и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политической безопасности Российской Федерации или стабильности на территории союзников России;
      ведение враждебных по отношению к Российской Федерации и ее союзникам информационных (информационно-технических, информационно-психологических и т.д.) действий;
      деятельность  международных террористических организаций;
      деятельность  наркобизнеса, создающая угрозу транспортировки  наркотиков на территорию Российской Федерации или использование территории России в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.
      Нейтрализация внешних угроз, а также участие  в нейтрализации внутренних и  трансграничных угроз является задачей Вооруженных Сил Российской Федерации и осуществляется совместно с другими силовыми структурами, а также с соответствующими органами стран-союзников России.
      Действия  по пресечению такого рода угроз осуществляются с учетом положений международного и гуманитарного права, исходя из примата интересов национальной безопасности России и российского законодательства.
      На  сегодняшний день уровень военной  опасности для безопасности России можно расценить как относительно невысокий. Ни одна из существующих конфликтных ситуаций силового плана не создает прямой военной угрозы безопасности Российской Федерации. В то же время, с учетом изменений геополитической обстановки в мире приходится констатировать, что обеспечение безопасности России только за счет политических возможностей (членство в международных организациях, партнерские отношения, возможности влияния) становится невозможным.
      Российское  военное планирование в области строительства и применения Вооруженных Сил Российской Федерации в первой половине XXI века будет определяться также существованием ряда факторов неопределенности.
      Под фактором неопределенности понимается ситуация, конфликт или процесс политического или военно-политического свойства, развитие которого может существенно изменить геополитическую обстановку в приоритетном для интересов России регионе или создать прямую угрозу безопасности Российской Федерации.
      Однако  сам характер факторов неопределенности исключает возможность формулирования однозначного прогноза их развития. Данное обстоятельство превращает факторы неопределенности в особую категорию военного планирования для российских Вооруженных Сил.
      В качестве наиболее значимых факторов неопределенности в российском военном планировании выделяются:
      а) развитие внутренней ситуации в ключевых странах мира:
      На  сегодняшний день основные страны мира действуют в условиях относительной транспарентности внешней политики и военно-политического  планирования. Это  обеспечивается существованием и развитием институтов демократии, парламентаризма и гражданского общества. Транспарентность внешней политики и ее цивилизованный характер обуславливают возможность долгосрочного партнерства России и наиболее развитых государств мира, в том числе и в военно-политической сфере. Изменение ситуации, в частности отказ руководства этих государств от отдельных компонентов демократии и принципа максимальной предсказуемости внешнеполитических решений и соответствия их принципам международного права создаст для России необходимость пересмотра политического характера отношений с этими странами, а в перспективе - и изменения отдельных компонентов военной политики. 

      б) развитие ситуации в странах СНГ:
      Россия  всецело поддерживает процессы демократизации в странах СНГ  и строительства в них гармоничных полиэтнических сообществ, в которых уважаются и защищаются права российских граждан и этнических россиян. В случае возникновения внутренней нестабильности как межэтнического, так и политического характера, а также в случае действий того или иного политического режима по свертыванию демократических преобразований, может возникнуть потребность в коррекции Россией принципов военного планирования. 

      в) ситуация в приграничных с СНГ регионах:
      На  сегодняшний день в большинстве  регионов, сопредельных с территорией  СНГ, складывается благоприятная  для безопасности России обстановка. Однако в случае возникновения масштабной внутренней или межгосударственной напряженности может потребоваться существенное изменение дислокации группировки войск Министерства обороны Российской Федерации и иных силовых структур. Наиболее проблемной остается ситуация в Афганистане и в сопредельных с ним регионах Центральной Азии. Несмотря на отсутствие прямой военной угрозы, Россия продолжает рассматривать данное направление как потенциально опасное. Сохраняется такая угроза, как контрабанда наркотиков из Афганистана через территорию центрально-азиатских стран в Россию. Дестабилизация ситуации в Афганистане и возможность возобновления угрозы исламского экстремизма с данного направления поставят перед Вооруженными Силами Российской Федерации новые военно-политические и силовые задачи и потребуют изменения существующей в настоящее время группировки сил и средств на Южном стратегическом направлении. 

      г) возможность возвращения ядерному оружию свойств реального военного инструмента:
      Отмечены  попытки вернуть  ядерное оружие в  число допустимых военных инструментов за счет реализации «прорывных» научно-технических разработок, превращающих ядерное оружие в относительно «чистое» с точки зрения последствий его применения. С другой стороны, расширение практики применения вооруженных сил без санкции Совета Безопасности ООН может стимулировать большую востребованность оружия массового поражения, включая ядерное, среди региональных держав, стремящихся создать инструмент гарантированного сдерживания возможных враждебных действий со стороны развитых государств. Проведение в ряде стран подобных НИОКР и принятие политических решений об активизации их расширенного использования рассматриваются в Министерстве обороны Российской Федерации как фактор, способный подорвать глобальную и региональную стабильность. Понижение порога применения ядерного оружия потребует от России перестройки системы управления войсками и подходов к сдерживанию угроз различного уровня.
     Даже  беглый анализ существующих угроз национальной безопасности России, с учетом имеющихся факторов неопределенности, показывает степень изменений, произошедших в мире за последнее десятилетие. Очевидно, что, наряду с переменами в области военно-политических форм и методов, существенно модифицировался характер непосредственно военного, боевого противостояния, учет которого необходим при оценке перспектив военного строительства в России. 
 
 
 
 
 
 

     1.1.4 Стратегическое сдерживание  агрессии в системе  обеспечения безопасности  страны 

      Система обеспечения военной безопасности включает большой круг мероприятий, проводимых государством, с целью  создания благоприятных мирных условий для устойчивого, прогрессивного развития страны. Среди них большая роль принадлежит сдерживанию агрессии.
      Сдерживание агрессии не является чем-то новым в  военной теории. Хорошо известно уже  не один век бытующее выражение: «Хочешь  мира, – готовься к войне». Создание сильных боеспособных армий и военных флотов во все времена служило гарантом от военного нападения.
      С точки зрения национальной безопасности сдерживание представляет собой процесс поддержания стабильности, предусматривающий осуществление комплекса мер по обеспечению и сохранению достигнутого равновесия, а также по предотвращению попыток к одностороннему изменению сложившегося положения в свою сторону.
      Понятие сдерживания агрессии не остаётся постоянным и неизменным. Оно развивается в связи с оснащением вооружённых сил новыми средствами ведения войны, изменением геополитических и стратегических условий.
      Уровни  сдерживания строго субординированы: стратегическое сдерживание, силовое (военное) сдерживание, ядерное сдерживание. Наивысшей степенью общности обладает стратегическое сдерживание.
      Стратегическое  сдерживание представляет собой комплекс согласованных политических, экономических, идеологических, научно-технических, военных и иных мер, проводимых последовательно или одновременно и направленных на стабилизацию военно-политической обстановки путем убеждения военно-политического руководства и общественности государства (коалиции государств) потенциального противника (агрессора) в бесперспективности достижения силовыми методами военных и политических целей.
      Стратегическое  сдерживание осуществляется с целью не допустить любого вида агрессии (попыток силового давления) против Российской Федерации и ее союзников, а в случае ее развязывания - прекращения военных действий на возможно ранней стадии ведения войны на приемлемых для Российской Федерации условиях и недопущения их эскалации в военные действия более крупного масштаба путем создания угрозы противнику неотвратимости получения им неприемлемого ущерба.
      При решении задач стратегического  сдерживания органами государственного и военного управления предпринимаются меры и проводятся мероприятия, как невоенного, так и силового характера, а также организуются и проводятся специальные действия.
      К мерам невоенного характера относятся: политические, дипломатические, правовые, экономические, идеологические и другие. Они проводятся постоянно федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации в тесном взаимодействии с международными институтами и усиливаются на этапе зарождения конфликта.
      В этот период принимаются военно-политические решения по предотвращению конфликта, ведутся переговоры по дипломатическим каналам, проводятся мероприятия по укреплению межгосударственных связей, предпринимаются экономические меры, проводятся оперативные мероприятия по укреплению внутриполитической обстановки в стране, усилению государственной границы и охране особо важных объектов.
      Меры  силового (в том числе военного характера) относятся к сфере  силового сдерживания.
      Под силовым сдерживанием предлагается понимать комплекс согласованных мероприятий силового характера, осуществляемых государством в ходе стратегического сдерживания:
      К таким мероприятиям относятся:
      разведывательно-информационные действия;
      демонстрация  военного присутствия и военной  силы;
      действия  по обеспечению безопасности экономической деятельности государства;
      миротворческие  действия;
      действия  по ПВО, охране и защите государственной  границы в воздушном пространстве, на суше и на море.
      Особыми способами сдерживающих действий являются:
      выход (отказ, разрыв) по решению политического руководства страны из международных договорных обязательств;
      демонстративный перевод войск (сил) с мирного  на военное время (приведение их в  высшие степени боевой готовности);
      существенное  наращивание (развертывание) группировок  войск (сил);
      демонстративная подготовка выделенных сил и средств (в том числе оснащенных ядерным  оружием) для нанесения ударов;
      нанесение одиночных ударов (в том числе  ядерных).
      Под специальными действиями понимается организованное применение сил и средств объединений, соединений и частей видов и родов войск Вооруженных Сил, других войск в целях стабилизации военно-политической обстановки, предотвращения возможной агрессии против Российской Федерации и ее союзников, а также предотвращения (локализации) вооруженных конфликтов в мирное и военное время в определенном регионе, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.
      Для сдерживания агрессии против Российской Федерации и ее союзников, а также  разгрома агрессора (нанесения ему  поражения), в том числе в войне с применением ядерного оружия в Вооруженных Силах выделяются стратегические силы сдерживания (ССС). Они подразделяются на стратегические наступательные силы (СНС) и стратегические оборонительные силы (СОС).
      Основу  стратегических наступательных сил, оснащенных ракетными и авиационными комплексами межконтинентальной дальности действия в ядерном и обычном оснащении, составляют стратегические ядерные силы, включающие объединения, соединения и воинские части РВСН, соединения ракетных подводных лодок стратегического назначения ВМФ, соединения и воинские части стратегических бомбардировщиков дальней авиации ВВС.
      Основу  стратегических оборонительных сил составляют боеготовые силы и средства ракетно-космической обороны (системы предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, противоракетной обороны, противокосмической обороны) и противовоздушной обороны.
      Составной частью стратегического (в том числе  военного) сдерживания потенциального противника от развязывания агрессии (эскалации военных действий) против Российской Федерации и ее союзников является ядерное сдерживание.
      Ядерное сдерживание основано на придании национальным ядерным силам способности гарантированно нанести агрессору заданный (достаточный) ущерб и поддержании ядерных сил и обеспечивающих их боевое применение сил (систем) в готовности к действиям в любых условиях обстановки.
      Ядерное сдерживание агрессии осуществляется как на глобальном, так и на региональном уровнях; в соответствии с этим различают глобальное и региональное ядерное сдерживание.
      Глобальное  и региональное ядерное сдерживание - различные составляющие общей системы  сдерживания с опорой на ядерное  оружие, отличающиеся целевой направленностью, формой, масштабами, объектами, а также возможным временем реализации ядерных угроз.
      Стратегические  ядерные силы являются главным средством  сдерживания на глобальном уровне, нестратегические ядерные силы – на региональном.
      Сущностную  основу глобального ядерного сдерживания составляет угроза массированных ядерных ударов возмездия (направлена преимущественно на ценностные объекты агрессора), ущерб от которых должен превышать ту выгоду, которую агрессор ожидает получить в результате проведения собственной политики с использованием военной силы. Стратегия возмездия (лишения агрессора победы) предполагает возможность ее реализации на этапе уже почти состоявшейся победы агрессора на завершающих этапах вооруженной борьбы.
      Сущностная  основа регионального ядерного сдерживания заключается в более реальной угрозе применения ядерного оружия в ограниченных масштабах, направленной преимущественно на военные объекты агрессора. Планируемые в рамках регионального сдерживания ядерные удары могут наноситься на любом этапе вооруженной борьбы.
      Глобальное  и региональное ядерное сдерживание, существенно различаясь между собой, тем не менее, тесно взаимосвязаны.
      Глобальное  сдерживание создает необходимые  предпосылки для активизации  угроз ограниченного применения ядерного оружия в ходе вооруженной  борьбы на театре войны.
      Региональное  ядерное сдерживание обеспечивает дополнительный, более низкий по уровню и тем самым более реальный в практическом отношении рубеж ядерной угрозы. Именно оно выступает, с одной стороны, как дополнительный, страховочный элемент механизма сдерживания, а с другой - как средство эффективного пресечения агрессии.
      Помимо  комплекса военных мер, ядерное  сдерживание обеспечивается совокупностью согласованных и взаимосвязанных мер политико-дипломатического, экономического, информационного, правового и иного характера. 

      1.2 РОЛЬ И МЕСТО ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
      Кардинальные  изменения геополитического и геостратегического положения Российской Федерации в конце XX - начале XXI веков не могли не найти отражения в системе взглядов на применение ее Вооруженных Сил. Наиболее рельефно это проявилось в признании за Вооруженными Силами Российской Федерации функции стратегического сдерживания и, прежде всего, важнейшей его составной части - ядерного сдерживания. Вытекающее из этого расширение области предназначения ядерных сил предъявило новые требования к ним, в том числе и к Ракетным войскам стратегического назначения.
      В современном, постоянно изменяющемся мире, где сила по-прежнему остается важнейшим аргументом в межгосударственных отношениях, ослабленная экономически, богатая сырьем, обладающая огромной территорией с низкой плотностью населения, окруженная перенаселенными регионами Россия не может исключать возможность возникновения намерений руководства какого-либо государства или коалиции государств добиться своих целей военными средствами.
     Анализ  развития военно-политической обстановки в мире показывает, что в настоящее время угроза прямой военной агрессии против Российской Федерации, при условии поддержания российского потенциала ядерного сдерживания на достаточном уровне, остается маловероятной.
     Вместе  с тем, не смотря на тенденцию к  ослаблению военного противостояния ведущих государств мира в области ядерных вооружений, реальным является процесс сокращения только ядерных сил России и США. Остальные ядерные державы совершенствуют свой потенциал, а некоторые из ныне безъядерных государств стремится стать обладателем ядерного оружия и средств его доставки.
     По  оценкам специалистов, в ведущих  державах мира (таких как США, Франция, Великобритания, Китай) ядерное оружие рассматривается как неотъемлемый элемент сдерживания и устрашения. Они обладают огромными арсеналами стратегического ядерного оружия. При мощной финансовой поддержке правительств этих государств, их вооруженные силы продолжают совершенствовать стратегические наступательные вооружения, структуру органов управления ими, а также формы и способы их боевого применения.
     Так, в период с 20 по 26 апреля 2006 г. в США  было проведено учение стратегических сил «Глоубл тандер-2006», которое  по составу участников, содержанию и характеру отрабатываемых задач явилось одним из наиболее крупных мероприятий оперативной и боевой подготовки. В рамках концепции «Глобальный удар» под непосредственным руководством председателя комитета начальников штабов и Главнокомандующего объединенным стратегическим командованием были практически проверены действия многоцелевых атомных подводных лодок из состава резерва ядерных сил по нанесению ударов по объектам «противника» крылатыми ракетами «Томахок» в обычном снаряжении, затем – силами МБР, а вслед за ними – силами ПЛАБР и стратегической авиации. По единому замыслу задействовались новые структуры созданного объединенного стратегического командования и силы НОРАД, широко использовались современные компьютерные технологии.
     Результаты учения еще раз свидетельствуют о стремлении американцев использовать ядерное оружие не только в качестве одного из основных средств стратегического сдерживания, но и для решительного разгрома потенциальных противников. Это же подтверждается опубликованием в январе этого года в журнале «Форин афферс» статьи, в которой утверждается о безраздельном ядерном господстве США в мире и их способности безнаказанно одним ракетно-ядерным ударом уничтожить все СЯС России.
     Последовательно реализуя положения «Стратегии национальной безопасности», Вашингтон стремится обеспечить преимущество в области стратегических систем вооружения и навязать такие меры транспарентности и доверия, которые не только создавали бы условия для максимального надзора за ядерным потенциалом, деятельностью Вооруженных Сил Российской Федерации и военным строительством России, но и давали бы возможность увеличивать отрыв своей военной мощи.
     При анализе складывающейся обстановки было бы крайне опрометчиво не учитывать  планы США по развертыванию глобальной системы противоракетной обороны. Реализуя программу ПРО, США активизируют военно-политическое сотрудничество с рядом стран, в первую очередь с Японией, Великобританией, Данией, Израилем. Также прорабатываются вопросы о размещении разведывательно-ударной компоненты ПРО на территории Восточной Европы (Польши, Чехии, Венгрии, Украины). При этом конкретное место дислокации базы ПРО на территории Польши було определено уже в июле текущего года.
     К 2011 году США планируют развернуть в Польше «ограниченный потенциал» ПРО (до 10 шахтных пусковых установок), который в дальнейшем будет наращиваться.
     Таким образом, уходят в прошлое времена, когда позиционные районы дивизий  РВСН были вне досягаемости противодействующих средств противоракетной обороны  ближнего перехвата. Военное присутствие США, представляющее непосредственную угрозу для СЯС России, все более приближается к границам нашей страны.
     Направления расширения конфликтного пространства, в том числе и в странах  СНГ, дают основания полагать, что  они возникают, в основном, в зоне национальных интересов России.
     Используя стремление Украины по вхождению  в блок НАТО, Вашингтон (по имеющейся информации) планирует привлечь одно из старейших ракетостроительных предприятий КБ «Южное» к разработке отдельных элементов национальной системы ПРО США.
     Кроме того, не следует также забывать и планы Украины по разработке мобильного оперативно-тактического ракетного  комплекса «Гром», способного доставлять боевую нагрузку на дальность до 260 км. Учитывая военные устремления руководства этой страны, становится ясным, куда может быть нацелен данный ракетный комплекс.
     Выступая 10 мая 2006 г. с посланием Федеральному Собранию, Президент России В.В. Путин  заявил, что «говорить о конце  гонки вооружений преждевременно. Ее маховик сегодня раскручивается, и она выходит на новый технологический уровень». И в этих условиях Россия вынуждена укреплять свой оборонный потенциал, реализуя асимметричные, но эффективные «ответные меры не в ущерб задачам развития экономики и социальной сферы».
      Таким образом, для России сохраняется объективная необходимость содержания определенной военной силы, поддержания ее в боеспособном, адекватно боеготовом состоянии и выработки (уточнения) подходов к ее применению. Реалии геостратегического положения Российской Федерации таковы, что возможный в будущем ее противник может иметь, как массовые армии уходящей индустриальной эпохи, так и сильные, технически высоко оснащенные вооруженные силы новой информационной эпохи. При этом современное состояние России обязывает ее искать как симметричные, так и асимметричные меры обеспечения своей военной безопасности.
      Выбор целесообразного облика военной  силы должен опираться на всестороннюю оценку необходимого и возможного для России и осуществляться путем поиска наименее затратного, но достаточно надежного инструмента обеспечения военной безопасности Российской Федерации. При этом необходимо учитывать:
      1. Ядерное оружие - это существующая реальность, определяющая структуру военных угроз для любого государства мира, в том числе и для России. При ее геополитическом положении и сложившемся состоянии экономики снижение опасности возникновения крупномасштабных войн – это величайшее достижение России, имеющей статус ядерной державы.
      2. Сложившееся отношение к ядерному оружию в мире не дает оснований для надежд на безъядерный мир в обозримой перспективе. Ядерное оружие, видимо, может исчезнуть только в двух случаях: либо с исчезновением принципиальных противоречий жизненно важных интересов различных государств, что пока нереально; либо с появлением более эффективного оружия. Такое положение дел дает право России сохранять свой ядерный статус.
      3. Сохранение Россией статуса ядерной державы. Наличие научной и производственной базы, системы подготовки кадров, инфраструктуры, вооружений, техники и богатейшего опыта их эксплуатации, а также дороговизна разоружения делает наименее затратным, необходимым и безальтернативным сохранение Россией статуса ядерной державы и в обозримом будущем.
      Кроме того, ядерное оружие сегодня - это гарантия возможности для России реформировать силы общего назначения в условиях динамично изменяющегося мира.
      Учет  указанных обстоятельств позволяет  сделать вывод о том, что  Россия имеет право и должна сохранять статус ядерной державы.
      Выработка подходов к применению ядерных сил в новых условиях требует глубокого анализа факторов, определяющих изменение роли и места ядерного оружия в обеспечении военной безопасности России. При этом необходимо осмыслить, почему с развалом биполярного мира мы стали сторонниками концепции ядерного сдерживания, которую с 60-х годов не признавали; понять, как эта концепция отражается на системе действий РВСН и ядерных сил в целом в условиях возникновения наиболее реальных в современном мире военных конфликтов. При решении этой задачи представляется необходимым учитывать влияние, прежде всего, следующих факторов:
      во-первых, развал Организации Варшавского  Договора, затем распад СССР, привели  к резкому изменению геополитической  обстановки. Один из полюсов силы биполярного  мира, если не рухнул, то значительно ослабел. Это повлекло резкое ухудшение геополитического и геостратегического положения России, придало динамизм и непредсказуемость развитию межгосударственных отношений;
      во-вторых, сегодня в изменяющемся мире состав противоборствующих сторон на случаи возникновения кризисной ситуации фактически непредсказуем и будет формироваться, как правило, в ходе ее возникновения и развития;
      в-третьих, снижение возможностей сил общего назначения Российской Федерации на фоне роста возможностей потенциальных противников по ведению войны с применением высокоточного оружия, оружия на новых физических принципах в условиях обострения информационного противоборства и внедрения новых компьютерных технологий делает ядерное оружие для России инструментом компенсации ее отставания в силах общего назначения, как от государств (коалиций государств) с массовыми армиями, так и от государств, обладающих современными технологиями и вооружениями.
      Ядерное оружие из оружия сильного становится оружием слабого в военном отношении государства. Следовательно, ядерное оружие должно обрести новые свойства, обеспечивающие сдерживание не только ядерной агрессии, но и крупномасштабной войны с применением обычных средств поражения. А из этого следует, что ядерные силы при сохранении свойств «инструмента возмездия» должны обладать свойствами «инструмента реагирования» военно-политического руководства на изменения военно-политической обстановки.
      Таким образом, при очевидном повышении  роли ядерного оружия в обеспечении  национальной безопасности Российской Федерации происходит расширение спектра военных конфликтов с прямым или косвенным участием ядерных сил, что и определяет место ядерного оружия в обеспечении военной безопасности России.
      Современное представление о роли и месте ядерного оружия в обеспечении военной безопасности Российской Федерации лежит в основе понимания его функций, главными среди которых являются:
      политическая - участие в сдерживании государств (коалиций государств): от намерений разрешения военными средствами возникающих противоречий с Россией и ее союзниками; от развязывания агрессии (если намерения все же возникли); от эскалации агрессии (если ее развязывание сдержать не удалось);
      военная - деэскалация развязанной агрессии и прекращение военных действий или решительный разгром противника.
      Все изложенное с особой остротой ставит ряд проблем, важнейшими из которых  являются две:
      первая - сегодня и в ближайшей перспективе представляется весьма проблематичной возможность создания силами общего назначения условий необходимости применения противником ядерного оружия первым. Гораздо более вероятно возникновение условий необходимости его применения первыми для России;
      вторая - силы общего назначения не смогут даже в долгосрочной перспективе обеспечить успешное ведение крупномасштабной войны. Значит, ядерным силам и РВСН, в частности, надо уметь действовать так, чтобы не допустить перерастание региональной (локальной) войны в крупномасштабную.
      Практическая  потребность разрешения вышеуказанных  проблем обусловливает необходимость поиска новых форм и способов действий как РВСН, так и ядерных сил Российской Федерации в целом. Научной основой этого поиска является интенсивно развивающаяся в настоящее время теория сдерживания. 

      1.2.1 Сущность, содержание и принципы ядерного сдерживания
      Явление, которое с современных позиций  обозначается термином «сдерживание», имеет глубокие исторические корни. Ярким подтверждением этому служит «Трактат о 36 стратагемах», разработанный в Древнем Китае.
      Значительный  вклад в развитие стратагем внес китайский полководец и военный теоретик 6-5 веков до н.э. Сунь-Цзы, который рекомендовал облекать предварительные расчеты в форму стратагем. В своем «Трактате о военном искусстве» он писал: «Лучшее из лучшего заключается в том, чтобы покорить войско противника без боя. Поэтому высшее искусство войны - это разрушить планы противника, затем расстроить его союзы, на следующем месте разгромить его войска.. Правило ведения войны требует не полагаться на то, что противник не придет, а полагаться на нашу готовность встретить его; не полагаться на то, что он не нападет, а полагаться на то, что мы сделаем невозможным его нападение на нас».
      Не  менее кратко и убедительно выражена суть современного понимания силового сдерживания в высказывании Карла  фон Клаузевица (1780-1831 гг.), который утверждал, что «нападение может быть предупреждено очевидным решительным возмездием за него, невероятностью успеха».
      Одним из авторов выработки подходов к  сдерживанию считается итальянский  генерал Джуано Дуэ (1869-1930 гг.), взгляды которого изложены в работе «Господство в воздухе».
      Однако  концепция сдерживания обрела содержание и форму только после Второй мировой  войны, с появлением ядерного оружия и средств его доставки.
      Ядерное оружие с момента его создания служило инструментом политики. Достаточно вспомнить, что первый испытательный взрыв атомной бомбы США был произведен вблизи Аламогордо, штат Нью-Мексико, 16 июля 1945 года, накануне начала работы (17 июля 1945 г.) Потсдамской (Берлинской) конференции, призванной заложить основы послевоенного устройства Европы. О том, что эти события тесно связаны между собой, свидетельствуют два момента: во-первых, сроки проведения конференции по инициативе Президента США Гарри Трумэна переносились дважды; во-вторых, признание руководителя работ по программе ядерного оружия США Р. Оппенгеймера: «На нас оказывалось немыслимое давление, чтобы испытать атомный боезаряд до того, как руководители трех стран соберутся в Потсдаме».
      Таким образом, первые испытания ядерного оружия стали актом устрашения сильного в военном отношении СССР и ограничения его высоких, по мнению Запада, требований по послевоенному устройству мира.
      Последовавшая за тем бомбардировка Хиросимы и  Нагасаки, военная необходимость  которой отсутствовала, стала продолжением выбранного США курса давления на СССР.
      Важнейшей отличительной чертой этого периода  являлась полная безнаказанность ядерной  агрессии для самих США и их союзников. Ядерная монополия США  послужила материальной основой и источником курса на установление англо-американского мирового лидерства, поворотным пунктом к которому послужила речь экс-премьера Великобритании Черчилля в Фултоне (март 1946 года).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.