На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Целевой подход к описанию сущности бухгалтерского управленческого учета (описание интересов пользователей информации бухгалтерского уп

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение

 
      Актуальность  темы. В условиях рыночной экономики эффективное управление производственной деятельностью предприятия все более зависит от уровня информационного обеспечения его отдельных подразделений и служб.
      Практическим  шагом на пути становления и развития бухгалтерского управленческого учета  было выделение из общей бухгалтерской службы предприятия калькуляционной (управленческой) бухгалтерии. Создание двух самостоятельных бухгалтерий финансовой и калькуляционной связывалось прежде всего с расширением производства, ростом его концентрации, с централизацией капитала, с образованием крупных компаний, а также с необходимостью сохранения их коммерческой тайны. 1
      Появление бухгалтерского управленческого учета  как самостоятельной учебной  дисциплины связано с Американской ассоциацией бухгалтеров, разработавшей  в 1972 г. программу получения диплома по управленческому учету и присвоением выпускникам квалификации бухгалтера-аналитика. Этот год ознаменовал официальное разделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий2.
      В советской экономике не раз предпринимались  настойчивые попытки внедрения внутреннего хозрасчета, самоокупаемости и самофинансирования. Объектом хозрасчета при этом являлись производственные и непроизводственные подразделения предприятия, а объектом хозрасчетного дохода – заработанные ими средства. Такой подход, по существу, служил прообразом одной из концепций бухгалтерского управленческого учета – управления по центрам ответственности.
      Основой управленческого учета является сбор информации об издержках организации  и калькулирование. Отечественной  практикой глубоко проработаны вопросы, связанные с калькулированием. Накоплен богатый теоретический и практический опыт в области нормативного метода учета затрат и калькулирования, так похожего на систему «стандарткост»  в управленческом учете.
      Обращаясь в прошлое нельзя не удивиться, почему же приемы и методы управленческого учета в нашем отечестве не давали должного результата? Ответ кроется в отсутствии в то время собственника, заинтересованного в повышении отдачи от вложенного им капитала путем экономии производственных издержек. Только в условиях рыночных отношений возможна объективная интеграция методов управления в единую систему бухгалтерского управленческого учета.
      В условиях обособления предприятий  с различными формами собственности, включения механизмов свободного ценообразования и самостоятельного планирования, развития других сторон рыночной экономики изменяются целевая ориентация всей системы бухгалтерского учета предприятия и ее современное назначение – формирование информационно-аналитической базы принятия управленческих решений.
      Цель  данной работы – целевой подход к описанию сущности бухгалтерского управленческого учета (описание интересов пользователей информации бухгалтерского управленческого учета). Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
      - рассмотреть основы бухгалтерского  учета, объекты, методы и способы  бухгалтерского учета;
      - выявить основных пользователей  информации бухгалтерского учета;
      - рассмотреть основные принципы бухгалтерского управленческого учета, функции, системы;
      - особенности управленческого учета  на российских предприятиях.

1. Основы бухгалтерского управленческого учета

1.1. Управленческий учет  как элемент системы  бухгалтерского учета, предпосылки появления управленческого учета в РФ

    В современных условиях, когда предприятиям дана самостоятельность в разработке своих производственных программ, планов производственного и социального развития, в определении стратегии в области ценовой политики, существенно возрастает ответственность руководителей за принимаемые ими управленческие решения. Для выработки эффективных и оперативных решений управляющим необходима достоверная информация как о производственном, так и о финансовом положении предприятия. Решением второй части этой задачи и занимается бухгалтерская служба предприятия.
    В самом общем виде бухгалтерский  учет — это информационная система, которая измеряет, обрабатывает и передает финансовые данные. Говоря о такой системе, в первую очередь следует определить, что именно ею измеряется. Бухгалтерский учет связан с измерением влияния (в денежном выражении) хозяйственных операций на капитал конкретных хозяйствующих единиц — организаций. Объектом измерения в бухгалтерском учете являются хозяйственные операции.
    По  определению Американской ассоциации бухгалтеров, бухгалтерский учет — это процесс идентификации информации, исчисления и оценки показателей и предоставления данных пользователям информации для выработки, обоснования и принятия решений. Другими словами, бухгалтерский учет призван обеспечить определенных лиц информацией, необходимой для принятия правильных решений.
    Переход отечественной экономики от административных методов управления к рыночным условиям хозяйствования коренным образом изменил запросы пользователей бухгалтерской информации (табл. 1).
    Пользователи  бухгалтерском информации в условиях административной и рыночной экономики 

Пользователи Внутренние  пользователи Внешние пользователи
Административная экономика Администрация предприятия Налоговые органы, министерства, органы статистики и иные государственные органы
Рыночная  экономика Управленческий  персонал предприятия Акционеры,   кредиторы, поставщики, покупатели, инвесторы, государство
 
    В условиях рыночной экономики значительно  усложнился процесс управления предприятием, которому предоставлена полная хозяйственная и финансовая самостоятельность. Хозяйственная самостоятельность заключается в выборе организационной формы предприятия, вида деятельности, партнеров по бизнесу, в определении рынков сбыта продукции (услуг) и т.д. Финансовая самостоятельность предприятия состоит в его полном самофинансировании, выработке финансовой стратегии, политики ценообразования и др. Следовательно, усложняются и задачи, стоящие перед системой бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет административной системы сегодня не смог бы удовлетворить запросы современного «рыночного» предприятия. В этих условиях неизбежным становится появление управленческого учета как самостоятельной отрасли бухгалтерской деятельности. Весь бухгалтерский учет начинает делиться на финансовый и управленческий. На выходе бухгалтерской информационной системы формируются отчеты для:
    внешних пользователей бухгалтерской информации;
    целей периодического планирования и контроля;
    принятия  решений в нестандартных ситуациях  и выбора политики
    организации. 3
    Прерогативой  финансового учета является составление  отчетов первой группы (внешних отчетов). При этом внешними пользователями бухгалтерской информации могут быть владельцы акций и кредиторы (настоящие и потенциальные), поставщики, покупатели, представители налоговых служб и внебюджетных фондов, служащие предприятия.
    Держатели акций стремятся иметь сведения о стоимости их капиталовложений и о том, какая прибыль извлекается из акций. Наемные работники хотят располагать данными о способности предприятия удовлетворять требованиям повышения заработной платы и воздерживаться от избытка рабочей силы. Кредиторы и владельцы ссудного капитала нуждаются в информации о способности той или иной фирмы выполнить взятые финансовые обязательства. Такие государственные организации, как Госкомстат России и налоговая инспекция, также собирают бухгалтерскую информацию и при этом уделяют внимание детализированным данным о декларируемой прибыли, начисляемых налогах, об объемах капиталовложений, имуществе и т.д.
    Задачей бухгалтерского управленческого  учета является составление отчетов второй и третьей групп, информация которых предназначена для собственников предприятия (организации), где проводится учет, и его управляющих (менеджеров), т.е. для внутренних пользователей бухгалтерской информации. Эти отчеты должны содержать информацию не только об общем финансовом положении предприятия, но и о состоянии дел непосредственно в области производства. Содержание отчетов может меняться в зависимости от их целевого назначения и должности администратора, для которого они предназначены, например: анализ себестоимости изделия — с целью определения себестоимости продукции; сметы — для планирования будущих операций; текущие оперативные отчеты центра ответственности (производственного участка) — для оценки результатов его работы; отчеты о понесенных затратах — для принятия краткосрочных решений; анализ сметы капитальных вложений — для целей долгосрочного планирования и т.д. Менеджеры нуждаются в информации, которая поможет им в принятии решений, контроле и регулировании управленческой деятельности. К такой информации можно отнести, например, продажные цены, затраты на производство, спрос, конкурентоспособность, рентабельность товаров, выпускаемых их предприятием. При составлении отчетов для внешних пользователей в системе финансового учета бухгалтер обязан руководствоваться действующими нормативными документами, однако принципы отчетности, заложенные в них, не всегда способствуют истинному отражению дел на предприятии, что приводит к искажению его реального финансового состояния.
    Данные  бухгалтерского учета и составляемой на их основе бухгалтерской (финансовой) отчетности призваны охарактеризовать результаты деятельности хозяйствующий) субъекта как самостоятельного юридического лица, без учета вклада в эти результаты отдельных структурных подразделений (сегментов бизнеса). Однако подобной информации для целей управления предпринимательской деятельностью не достаточно.4

1.2. Пользователи информации  бухгалтерского учета и их потребности

 
      С  позиции   экономики  учет  обычно  рассматривается  как  процесс   подготовки   информации  о  предприятии,  которая  может  быть  полезной  для  принятия   управленческих   решений  по  распределению  и  эффективному  использованию   имеющихся   ресурсов. Результативная  информация,   применяемая  в  рамках   бухгалтерского   учета,  ориентирована,   прежде  всего,  на  пользователей:
а) внутренние  пользователи:  дирекция,  бухгалтер,  производственные  и  другие   службы  предприятия;
б)  заинтересованные   пользователи:   собственники   предприятия,  владельцы   акций   предприятия;
в)  сторонние  пользователи:   налоговая  инспекция,  банк,  кредиторы5.
      Физические  и  юридические   лица,  желающие   вложить  имеющиеся  у  них ресурсы в тот или иной   бизнес,  могут   выбрать сферу   приложения   своего  капитала,  основываясь,   прежде  всего на  финансовой    отчетности.  Бухгалтерский   учет  существует   именно  потому,  что выполняет свое   предназначение -  поставляет  информацию.  И  чтобы   эта   информация  представляла   интерес   для  пользователей,  она   должна   быть   достоверной,  заслуживающей   доверия,   отвечающей   их   потребностям6.
      Пользователи  информации учета.
      Отдельные лица. Люди используют бухгалтерскую информацию в своих повседневных делах, как управление их банковскими счетами, оценка перспектив работы, инвестирование денег и принятия решения купить или арендовать дом.
      Бизнес. Управляющие компаний используют бухгалтерскую  информацию для планирования целей их организаций и принятия мер для достижения этих целей, а так же для корректировки действий в случае необходимости. Решения, основанные на бухгалтерской информации, могут включать: какое здание и оборудование купить, сколько товара иметь на складе и какое количество денег взять в кредит.
      Инвесторы и кредиторы. Инвесторы предоставляют  деньги, которые необходимы для начала деловых операций. Для того чтобы  принять решения о начале нового проекта потенциальные инвесторы  оценивают, какую разумную прибыль они могут получить от своих инвестиций. Это значит, что необходимо проанализировать финансовые аспекты нового бизнеса. Инвесторы, которые вкладывают деньги, следят  за прогрессом бизнеса, анализируя финансовую документацию и следя за его развитием в деловой прессе, например, бухгалтерская отчетность в таких журналах Wall Street, Business Week, Forbs,Fortune, являются основным источником информации для деловой прессы. До предоставления займа потенциальные кредиторы определяют  возможности фирмы, получающей заем, выплатить его в оговоренное время.
Эта оценка включает рассмотрение будущих операций, которые основываются на бухгалтерской  информации.
      Правительственные регулирующие агентства. Большинство  организаций сталкиваются с регулированием со стороны правительства. Например, комиссия по безопасности и биржевым операциям, являющаяся федеральным агентством требует, чтобы компании предоставляли определенную финансовую информацию своим вкладчикам. Эта комиссия, как и большинство правительственных организаций, строит свою регулярную деятельность  частично на бухгалтерской информации, которую она получает от фирм.
      Налоговые органы. Местные, федеральные и власти штатов взимают налоги с частных  лиц и фирм. Размер налога определяется, исходя из использования бухгалтерской информации. Компании определяют их налоги с продаж, основываясь на бухгалтерском учете, который указывает на размер продаж. Частные лица и компании рассчитывают их подоходный налог на основании учетных данных, показывающих, сколько денег они заработали.
      Некоммерческие  организации. Это такие организации, как церкви, большинство больниц, правительственные учреждения и  колледжи , целью которых не является получение прибыли - они используют бухгалтерскую информацию практически  таким же образом ,как и организации ,целью которых является получение прибыли. Оба эти типа организации оперируют с финансовыми сметами, платежными ведомостями, данными о размере арендных платежей и т.д., что является составляющими бухгалтерского учета.
      Другие  пользователи. Служащие и профсоюзы обосновывают свои требования о зарплате, исходя из бухгалтерской информации, которая показывает доход их нанимателя. Потребители и общество, так же интересуется величиной доходов, которые получают в различных сферах бизнеса. Например, во время нехватки топлива потребители считали, что нефтяные компании зарабатывали до неприличия много. В более позитивном  тоне газеты сообщают  об улучшении картины получения прибыли компаниями в период выхода нации из экономического кризиса. Такие новости,  основанные на бухгалтерской информации, относятся к нашему уровню жизни7.

1.3. Объекты бухгалтерского управленческого учета

 
      Объектами бухгалтерского управленческого учета  являются:
    затраты (текущие и капитальные) предприятия и его отдельных структурных подразделений – центров ответственности;
    результаты хозяйственной деятельности как всего предприятия, так и отдельных центров ответственности (сегментов предприятия);
    внутреннее ценообразование, предполагающее использование трансфертных цен;
    бюджетирование и внутренняя отчетность.
      Формирование  информации о производственных затратах в управленческом учете основано на разработке соответствующей их классификации, анализе поведения затрат, контроле и определении способов их снижения. В управленческом учете в зависимости от целей и задач управления при классификации затрат выделяют различные основания (признаки). При этом основополагающим принципом, на котором строится научно обоснованная классификация затрат, служит принцип разграничения понятий «затраты» и «расходы», различие между которыми касается фактора времени.
      Расходы – стоимость использованных ресурсов, которые полностью израсходованы  или «потрачены» в течение  определенного периода для получения  дохода. Этот период не обязательно  совпадает с моментом действительной оплаты ресурса.
      Затраты – денежная оплата приобретенных  товаров или услуг, которая со временем будет вычтена из прибыли (списана в расходы). В балансе  они отражаются как активы.
      Таким образом, расходы – это часть  затрат, понесенных предприятием в связи с получением дохода.
      Текущая производственная деятельность предприятия  сопровождается затратами различного вида относительной значимости. К  основным элементам производственных затрат относят следующие:
    прямые затраты на материалы – сырье и материалы, используемые в производственном процессе. Физически они включаются в готовый продукт, и процесс их превращения в конечную продукцию можно проследить.
    Прямые затрат на заработную плату – основная заработная плата, дополнительные выплаты и отчисления во внебюджетные фонды от заработной платы основных производственных рабочих, труд которых непосредственно связан с производственным процессом изготовления продукции или оказания услуг.
      К производственной деятельности относят  также производственные накладные расходы, которые включают в себя три вида затрат:
    Косвенные затраты на материалы – затраты на материалы, которые требуются для производственного процесса, но не становятся составной частью готового продукта;
    Косвенные затраты на труд – затраты на содержание персонала, не связанного непосредственно с изготовлением продукции, но услуги которого необходимы для осуществления производственного процесса (мастера, бригадиры, начальники производственных подразделений, контролеры, кладовщики);
    Другие накладные расходы – расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные расходы, в частности, амортизация производственных помещений и оборудования (основных фондов), коммунальные услуги, затраты подразделений, обслуживающих основное производство. 8
      Хозяйственные операции, носящие исключительно  финансовый характер (операции с ценными  бумагами, продажа или покупка  имущества и т.п.), выходят за рамки  предмета управленческого учета.
      В настоящее время в бухгалтерском  учете все доходы должны соотноситься с затратами на их получение, называемыми расходами (принцип соотнесения доходов и расходов). Производственные затраты и накладные общехозяйственные расходы в совокупности составляют полную себестоимость продукции (работ, услуг) (рис. 1).
        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 2. Определение  полной себестоимости продукции
      Предметом бухгалтерского управленческого учета  является производственная деятельность организации и ее отдельных структурных  подразделений (сегментов), называемых центрами ответственности, возглавляемые  руководителями, которые несут ответственность за результаты их работы.
      Основываясь на информации сегментарного учета  и отчетности, администрация предприятия  может принимать различные управленческие решения, например, о целесообразности разукрупнения (децентрализации) бизнеса.
      В управленческом учете анализ полной себестоимости продукции имеет  значение для формирования конкурентоспособной  ценовой политики организации.

1.4. Методы и способы управленческого учета

 
      Методы, используемые в бухгалтерском управленческом учете разнообразны9:
    элементы метода бухгалтерского финансового учета (счета и двойная запись, инвентаризация и документация, балансовое обобщение и отчетность);
    индексный метод (применяемый в статистике);
    приемы экономического анализа (в частности, пофакторный анализ);
    математические методы (корреляции, линейного программирования, наименьших квадратов). Управленческий учет сегодня немыслим без использования ЭВМ.
      Все вышеперечисленные методы интегрируются  в единую систему и используются в целях управления предприятием.
      Исторически предшественником управленческого  учета является производственный учет. Системы производственного учета  ранее развивались по существу как  расчетные, основной целью которых  было определение затрат на производство и выручки на единицу продукции. В настоящее время к производственному учету предъявляются большие требования.
      Производственный  учет сегодня призван следить  за издержками производства, анализировать  причины перерасхода по сравнению  с предыдущими периодами, сметами  или прогнозами, а также выявлять возможные резервы экономики. Он должен четко и детально отражать все процессы, связанные с производством и реализацией продукции на предприятии. Основными разделами современного производственного учета являются:
      учет издержек по видам;
      учет издержек по местам их возникновения;
      учет издержек по носителям.
      Учет  издержек по видам показывает, какие  группы издержек возникли на предприятии  в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) в  отчетном периоде.
      Учет  издержек по местам их возникновения позволяет распределить их между отдельными подразделениями предприятия (центрами ответственности), в которых они были осуществлены.
      Учет  издержек по носителям предполагает определение всех издержек, связанных  с производством единицы какой-либо конкретной продукции или с выполнением определенного заказа.
      Таким образом, только в рамках производственного  учета удается рассчитать себестоимость  единицы продукции, приходящуюся на нее прибыль и уровень рентабельности.
      С течением времени процесс управления предприятия претерпел существенные изменения как с точки зрения постановки задач, так и с точки зрения методов их решения. Производственный учет в современных условиях не является самоцелью. Его информация необходима руководству и менеджерам для принятия оперативных производственных решений. Следовательно, бухгалтерский управленческий учет включает в себя производственный учет (рис.2).
      Производственный  учет является «базой» управленческого  учета. Его «надстроечная» часть (на рисунке она заштрихована) представляет собой бюджетирование, управленческий контроль и управленческий анализ деятельности организации и ее сегментов (структурных подразделений), принятие оперативных управленческих решений, а также составление внутренней отчетности.
      Бюджетирование 

     Управленческий
     контроль 

Управленческий
анализ 

Принятие 
управленческих  решений 

Внутренняя (сегментарная)
отчетность
Рис. 2. Взаимосвязь видов учета

2. Основные принципы  организации управленческого  учета на предприятии

2.1 Принципы управленческого  учета

 
      Управленческий  учет, концентрируя информацию в объеме, необходимом для принятия управленческих решений руководством предприятия различных уровней, строится на соблюдении следующих общесистемных принципов формирования информации:
    Принцип опережения данных для принятия управленческих решений. При этом гораздо важнее правильная оценка предстоящих расходов и доходов, чем констатация упущенных возможностей.
    Принцип ответственности за последствия принятых решений. Если ответственность за результаты хозяйствования на всех уровнях управления отсутствует, вести управленческий учет нет смысла.
    Принцип целостности. Управленческий учет должен быть системным и обеспечивать согласованность данных с показателями финансового учета и отчетности даже тогда, когда он ведется без использования первичной документации, счетов и двойной записи.
    Принцип понятности. Представление данных в виде аналитических таблиц, графиков, удобных и понятных для пользователей.
    Принцип сопоставимости. Условие сравнения, сопоставления экономических величин, показателей, согласно которому они должны быть предварительно приведены к адекватной форме измерения, к сопоставимому виду.
      Информация, формируемая в бухгалтерском  управленческом учете, должна быть полезной пользователям. Для этого  она  должна быть уместной, надежной и сравнимой10.
      Информация  уместна с точки зрения заинтересованных пользователей, если наличие или отсутствие ее оказывает или способно оказать влияние на решения (включая управленческие) этих пользователей, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки. На уместность информации влияют ее содержание и существенность.
      Существенной  признается информация, отсутствие или  неточность которой может повлиять на решения заинтересованных пользователей.  Информация надежна, если она не содержит существенных ошибок. Чтобы быть надежной, информация должна объективно отражать факты хозяйственной деятельности, к которым она фактически или предположительно относится. Факты хозяйственной деятельности должны отражаться в бухгалтерском учете исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования.
      Информация, представляемая заинтересованным пользователям (кроме отчетов специального назначения), должна быть нейтральной, т.е. свободной  от односторонности. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки заинтересованных пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.
      Информация, формируемая в бухгалтерском  учете, должна быть полной (с учетом ее существенности и сопоставимости затрат на сбор и обработку).  Заинтересованные пользователи должны иметь возможность сравнивать информацию об организации за разные периоды времени для того, чтобы определить тенденции в ее финансовом положении и финансовых результатах деятельности. Они должны также иметь возможность сопоставлять информацию о разных организациях, чтобы сравнить их финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения в финансовом положении.
      Выполнение  требования сравнимости обеспечивается тем, что заинтересованные пользователи должны быть информированы об учетной политике, принятой организацией, любых изменениях в такой политике и влиянии этих изменений на финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации. Обеспечение сравнимости не означает унификацию и не предполагает какие-либо препятствия для совершенствования правил бухгалтерского учета и учетных процедур. Организация не должна вести учет какого-то факта хозяйственной деятельности тем же образом, что и раньше, если принятая учетная политика не обеспечивает реализацию таких требований, как уместность и надежность, либо существует лучшая альтернатива.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.