На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности познавательных процессов детей младшего школьного возраста с синдромом двигательной гиперактивности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Введение 
 

        Темой нашего исследования является особенности познавательных процессов детей младшего школьного возраста с синдромом двигательной гиперактивности.
     Актуальность  проблемы: Несмотря на проработанность темы гиперактивного поведения детей в школе в современной детской практической психологии, существующие методы коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста  имеют недостаточно комплексный характер. Исследование развития  интеллектуальных способностей учащихся с синдромом двигательной гиперактивности позволит нам выявить особенности  познавательных процессов, и даст нам возможность разработать коррекционные методики для работы с этими детьми и дать рекомендации учителям начальных школ, которые помогут  правильно организовать работу в классах с детьми с синдромом двигательной гиперактивности.
     Цель исследования: Выявить особенности познавательных процессов детей младшего школьного возраста с синдромом двигательной гиперактивности.
     Объект исследования: дети младшего школьного возраста с гиперактивным поведением школа №1 пос. Чишмы, 16  человек, 6 – девочек и 10 – мальчиков в возрасте 7 – 8 лет;
     Предмет исследования: интеллектуальный уровень развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
     Задачи:
    выявить и измерить общий объем и уровень относительно простых знаний и, тем самым, направленность и широту познавательных процессов, степень развития основных интеллектуальных функций (памяти и мышления);
    выявить умения строить умозаключения на основе жизненного опыта и с опорой на здравый смысл, в котором взаимодействуют и интеллектуальные и эмоциональные факторы;
    выявить концентрированность произвольного внимания, сообразительность, четкость оперирования числовым материалом;
    выявить и измерить способности к логическому обобщению и степени развития этих способностей;
    определить качество оперативной памяти и активного внимания;
    выявить и измерить перцептивные способности, включенные в зрительное узнавание знакомых объектов, умение дифференцировать существенное от второстепенного в зрительных образах;
    выявить умения организовать отдельные части смыслового сюжета в единое целое;
    выявить аналитико-синтетические способности учащихся;
    обнаружить умение соотносить части и целое.
     Практическая  значимость: Наша работа рассчитана на преподавателей, аспирантов и студентов психологических факультетов, психологов и учителей начальных школ в классах, которых есть дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Родителям у детей, которых поставлен диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью эта работа может помочь дать общее представление об особенностях познавательных процессов и определить уровень развития своего ребёнка.
     Методический  инструментарий:
     Для оценки степени  интеллектуального развития использовался тест Векслера  Он состоит из 12 субтестов вербальной и невербальной групп. Результаты этого теста  дали нам представление:
-  об  объёме и уровне знаний и  способности сохранения их в  долговременной памяти, избирательной  направленности интересов и общей  образованности испытуемого;
- о практичности мышления, суждении испытуемого, касающиеся его житейского и социального опыта;
- об уровне развития абстрактно-логического вербального мышления, связанного с типом и особенностями мышления испытуемого;
- о владении  словарным запасом, культуре речи и мышлении;
- о концентрации  внимания и эмоционального характере; 
- об остроте восприятия и понимания;
- о конструктивном  мышлении;
- об  умении логически мыслить.
     Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды: Брязгунова И.П., Бурлачук Л.Ф., Добсона Дж., Заваденко Н.Н., Кучмы В.Р., Майерса Д., Раттера М., Гаспаровой Е.М.,  Еремеевой В.Д., Захарова А.И., Казакова С.Е., Локаловой Н.П., Мухиной В.С., Обуховой Л.Ф., Рогова Е.И., Фопель К.,  Шевченко Ю.С. и других.
     Структура исследования: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава I. Гиперактивное поведение школьников как предмет
     исследований  в современной  психологии.
     1.1. Феномен гиперактивного поведения ребенка и его причины.
     "Гипер…" - (от греч. Hyper - над, сверху) - составная  часть сложных слов, указывающая  на превышение нормы. Слово  "активный" пришло в русский  язык из латинского "activus" и  означает "действенный, деятельный"[8,57].
     Гиперактивное поведение детей отличается следующими признаками:
    Часто наблюдается беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится;
    Встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте;
    Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо;
    Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге;
    Находится в постоянном движении и ведет себя так, "как будто к нему прикрепили мотор";
    Часто бывает болтливым;
    Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца;
    Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях;
    Часто мешает другим, пристает к окружающим, например, вмешивается в беседы или игры. [6,32]
     Для выявления гиперактивных детей, необходимо составить портрет гиперактивного ребенка.
     Наверное, в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном  месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. Известный американский психолог В. Окленд так характеризуют этих детей: "Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов" [27, 228].
         Чтобы выявить гиперактивного ребенка в классе, необходимо длительно наблюдать за ним, проводить беседы с родителями и педагогами.
        Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.
     Американские  психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности  у ребенка [22,87].
     Критерии  гиперактивности:
     Дефицит активного внимания
    Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание;
    Не слушает, когда к нему обращаются;
    С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его;
    Испытывает трудности в организации;
    Часто теряет вещи;
    Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий;
    Часто бывает забывчивым.
     Двигательная  расторможенность
    Постоянно ерзает;
    Проявляет признаки беспокойств (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо);
    Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве;
    Очень говорлив.
     Импульсивность
    Начинает отвечать, не дослушав вопрос;
    Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает;
    Плохо сосредоточивает внимание;
    Не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза);
    При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты, (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, но одних уроках он успешен, на других - нет).
     Если  в возрасте до 7 лет проявляются  хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог, родители могут предположить, что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.
     Говоря  о гиперактивных детях, большинство исследователей (В.М.Трошин, А.М.Радаев, Ю.С.Шевченко, Л.А.Ясюкова) имеют в виду детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
     История изучения этого заболевания – не длинная, но насыщенная фактами периода, составляющего около 150 лет. Впервые описал чрезвычайно подвижного ребенка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман. Он дал ему прозвище Непоседа Фил.
              Несмотря на то, что изучение невротических отклонений поведения и учебных трудностей занимались многие ученые, долгое время не существовало научного определения таких состояний. Были периоды спада и повышенного внимания к этой проблеме. В 1947 г. педиатры попытались дать четкое клиническое обоснование, так называемым гиперподвижным детям, у которых часто возникали проблемы с учебой. Однако вопрос о терминологии этого состояния остался нерешенным.
             До настоящего времени не было единой точки зрения в отношении названия этого заболевания. Порой авторы вкладывали в один и тот же термин самое различное содержание.
            Немного существует заболеваний, имеющих столь многочисленные названия. Вот лишь некоторые из них: "легкая дисфункция мозга", "гиперкинетический хронический мозговой синдром", "легкое повреждение мозга", "легкая детская энцефалопатия", "гиперкинез", "гиперактивность", "гиперкинетические импульсивные нарушения", "минимальная мозговая дисфункция" и многие другие.
            Переход к массовому школьному обучению заставил внимательно рассмотреть этот вопрос. Были выделены особые категории детей, плохо справляющихся с учебной деятельностью. Традиционные формы воспитания и обучения оказывались здесь неэффективными, поэтому таких учащихся стали именовать исключительными (в негативном аспекте), подчеркивая болезненную природу их ума и характера.
              Французские авторы Ж.Филипп и П.Бонкур в книге "Психологические аномалии среди учащихся" (в переводе на русский язык эта книга вышла в 1911 году) среди "психически ненормальных учеников" наряду с отсталыми, эпилептиками, астениками, истериками, выделяли и так называемых неустойчивых учеников.
            Термин "легкая дисфункция мозга" появился в периодической медицинской печали в 1963 г. после совещания международных экспертов-неврологов, проводившегося в Оксфорде.
     По  крайней мере, 100 клинических проявлений входило в понятие "легкая дисфункция мозга", включая дисграфию (нарушение  письма), дизартрию (нарушение артикуляции речи), дискалькулию (нарушение счета), гиперактивность, недостаточную концентрацию внимания, агрессивность, неуклюжесть, инфантильное поведение и другие.
     Термин "легкая дисфункция мозга" нелегко  вводился в медицинскую среду. Были направлены анкеты 10 зарубежным педиатрам с вопросом: "Что Вы понимаете под термином "Легкая дисфункция мозга"?". Ответы были самыми разными. Подразумевалась и умственная отсталость, и нарушение координации, и другие отклонения вплоть до начальной стадии олигофрении.
            В 1966 г. S.D. Clemens дал следующее определение этого заболевания у детей: "заболевание со средним или близким к среднему интеллектуальному уровнем, с нарушением поведения от легкой до выраженной степени в сочетании с минимальными отклонениями в центральной нервной системе, которые могут характеризоваться различными сочетаниями нарушений речи, памяти, контроля внимания, двигательной функции" [6,15]. По его мнению, индивидуальные различия у детей могут быть результатом генетических отклонений, биохимических нарушений, инсультов в перинатальном периоде, заболеваний или травм в периоды критического развития центральной нервной системы или других органических причин неизвестного происхождения[6, 11].
            Значительно позднее начали изучать эту проблему отечественные врачи. Наш известный педиатр Ю.Ф. Домбровская в выступлении на симпозиуме, посвященном роли психогенного фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней, который состоялся в 1972 г., выделила группу "трудновоспитуемых" детей, которые доставляют больше всего проблем родителям и педагогам [12, 25].
         С годами бессилие педагогических методов коррекция гиперактивности становилось все более очевидным. Ведь явно или неявно эти методы опирались на старое представление об изъянах воспитания как источнике данной проблемы, тогда как ее психопатологическая природа требовала иного подхода. Опыт свидетельствовал, что школьную неуспеваемость гиперактивных детей несправедливо относить на счет их умственной неполноценности, а их недисциплинированность невозможно скорректировать сугубо дисциплинарными методами. Источники гиперактивности следовало искать в нарушениях нервной системы и в соответствии с этим планировать коррекционные мероприятия.
           Исследования в этой области привели ученых к выводу, что в данном случае причиной нарушений поведения выступает дисбаланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Был локализован и "участок ответственности" за данную проблему - ретикулярная формация. Этот отдел центральной нервной системы "отвечает" за человеческую энергию, за двигательную активность и выраженность эмоций, воздействуя на кору больших полушарий и другие вышележащие структуры. Вследствие различных органических нарушений ретикулярная формация может находиться в перевозбужденном состоянии, и поэтому ребенок становится расторможенным.
            Непосредственной причиной нарушения называли минимальную мозговую дисфункцию, то есть множество микроповреждения мозговых структур (возникающих вследствие родовой травмы, асфиксии новорожденных и множества подобных причин). При этом грубые очаговые повреждения мозга отсутствуют. В зависимости от степени поражения ретикулярной формации и нарушений со стороны близлежащих отделом мозга возникают более или менее выраженные проявления двигательной расторможенности. Именно на моторном компоненте этого нарушения и сосредоточили внимание отечественные исследователи, назвав его гипердинамическим синдромом       [16, 4].
              После множества изменений в терминологии заболевания специалисты, наконец, остановились на названии, несколько сложном для понимания читателя, но более точно отражающем его сущность: "синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)". Именно под этим названием данная патология вошла в американскую классификацию заболеваний [6, 11].
               В конце XIX века в книге Ф.Шольца «Недостатки в характере ребенка. Вторая золотая книжка» была выделена и описана группа детей, называемая им «беспокойными, трудными» детьми [34,287].
            По словам автора, подобный ребенок от других отличается тем, что подвижность у него распространяется большей частью на весь организм. Руки и ноги находятся в беспокойном произвольном движении, но данные движения эти дети выполняют не твердо и уверенно, а, напротив, они излишне «мечутся» во все стороны и своей неуклюжестью лишь осложняют дело. Таких детей, пишет автор, можно назвать «трепещущими», а болтливость ничто иное, как перенесение мускулатурного беспокойства на область речи.
                 На наш взгляд, достаточно условное обозначение весьма сложного и противоречивого феномена детского поведения, поэтому и сегодня по-прежнему дискуссионных остаются вопросы: определения понятия «гиперактивность» и его содержание, выделение основных структурных компонентов и связей между ними.
               Из анализа отечественной и зарубежной литературы следует, что гиперактивное поведение уже стало объектом исследования различных специалистов, однако наибольшее число опубликованных работ является исследованиями клинического направления.
                    Однако неясно, говорят ли они о связи  гиперактивности с эмоциональными проявлениями, или же о том, что эмоциональная сфера предоставляет собой один из структурных компонентов гиперактивности.
     В последнее время исследователи, утверждавшие  главной характеристикой гиперактивности  повышенную активность поведения. Подчеркивают важность такого симптома как осложнение вследствие нарушения внимания, тем самым переносим акцент на особенности внимания и настроения ребенка. Гиперактивность как особый вариант поведения выражается в характерных особенностях двигательного развития, и тесно связана с нарушением внимания и эмоциональной сферы. В обобщенном виде эти ведущие симптомы выглядят следующим образом:    
       Особенности моторно-двигательного развития: неловкость движения; нарушения координации и гармоничности двигательных комплексов: ребенок способен производить определенные движения, но не может составить из них гармоничного целого; общая повышенная активность, затруднение в освоении движений; синкинезы- связанность  целенаправленных движений с движениями конечностей тела, языка и т.д.; повышенное мышечное напряжение, повышенный мышечный тонус.
     Особенности внимания и контроля: кратковременная концентрация внимания; слабая концентрация внимания; рассредоточение внимания; ригидность внимания (плохая переключаемость); персеверации (не может оторваться от определенного предмета или способа решения)
       Особенности эмоциональной сферы: возбудимость, апатия, неуверенность, внутреннее напряжение, эмоциональная лабильность, смена настроения, негативизм, чувство страха, агрессивность, манерничанье.
     Одно  из недавних исследований, выполненных  в русле клинического подхода  и посвященных данной проблеме, так  и называются «Гипердинамический синдром у детей младшего школьного возраста» (В.А.Красов 1989) В этой работе картина гиперактивного поведения у детей младшего школьного возраста представлено сочетанием собственно двигательной расторможенности, повышенной отвлекаемости, то есть нарушений внимания и эмоционально-волевых расстройств. Эти нарушения, по данным автора, находятся в различных соотношениях, проявляются не постоянно и имеют не отчетливый ситуационный характер. Особенно сложной для лечебно-коррекционный работы являются случаи гиперактивного поведения с ярко выраженным нарушением эмоционально-волевой сферы [19,20].
              На основании анализа литературы можно сделать следующие выводы:
     1. Наибольшее число опубликованных  работ по изучению гиперактивности  являются исследования клинического направления. Психофизиологической основой гиперактивного поведения в этих работах выступает незрелость, несовершенство, нарушения и расстройства работы мозга (по типу малых мозговых дисфункций).  Однако остаётся неясным как гиперактивность соотноситься я минимальными мозговыми дисфункциями: в одних исследованиях они выступают по отношению друг к другу как следствие и причина, в других изучаются параллельно и независимо друг от друга, в третьих – гиперактивность выступает одним из структурных компонентов самой ММД.
     2. Наличие минимальных мозговых  дисфункций разной степени сложности  не может считаться универсальным  объяснительным фактором, ответственным  за содержание гиперактивности  и её причины; необходима разработка  психолога - педагогического подхода  к изучению данного феномена поведения, его структуры и динамики, конкретных условиях воспитания и обучения ребёнка
     3. В большинстве исследований гиперактивность  рассматривается в виде ряда  симптомов, среди которых чаще  всего встречается разные варианты  сочетанья трёх из них: избытка двигательной активности, нарушение эмоционального поведения и дефицит внимания. Различное соотношение этих (основных) симптомов и ряда дополнительных проявлений позволяют предположить разные варианты гиперактивности, в соответствии с которыми и должна строиться дифференцированная работа.
     4. Изучение гиперактивности в психологической  литературе идёт в направление  уточнение понятие «гиперактивность»  её  основных составляющих. Однако  и сегодня актуальными задачами  остаются: выявления динамики разных форм гиперактивного поведения,   выяснение причин лежащих в основе гиперактивного поведения; поиск психологических путей коррекции сниженных регулятивных возможностей психики у гиперактивным детей. 

     1.2. Причины формирования  и проявления 
     гиперактивного  поведения.
              Авторы психологического словаря  относят к внешним проявлениям  гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную  двигательную активность [31,103]. Чаще гиперактивности сопутствуют проблемы по взаимоотношению с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
              Говоря о гиперактивности, имеют  в виду не выраженную патологию  или криминальное поведение, а  случаи, вполне укладывающиеся в  популяционные распределения нормальных  признаков и, следовательно, в представление о широкой вариативности форм индивидуального поведения и развития. Большинство детей любого возраста, обозначаемых педагогами как "трудный" ученик, воспитанник, родителями - как "трудный" ребенок, а социологами - как несовершеннолетний из "группы риска", принадлежит именно к этой категории.
              У гиперактивных детей отмечаются  некоторые поведенческие особенности:  беспокойство (69,7%), невротические привычки (69,7%). Тики, назойливые движения, двигательная  активность и неловкость и т.д. В школьном обучении дети обнаруживают меньшую эффективность, нарушение чтения, правописания, письменной графики. Они трудно адаптируются к школе, плохо входя в детский коллектив, часто имеют разнообразные проблемы во взаимоотношениях со сверстниками [20, 13].
                 Дети, которые обнаруживают отдельные  симптомы гиперактивного поведения  или все их разнообразие, иногда  просто избегают болезненных  для них ощущений. Ребенку, который  неспособен или не желает выражать  сдерживаемые чувства, естественно, трудно быть спокойным и сосредоточенным, концентрировать внимание, хотя он не имеет при этом перцептивных и неврологических двигательных расстройств. Часто тревожные дети испытывают страх перед тем, что их заставят участвовать в какой-либо деятельности. Они постоянно переходят от одного занятия к другому и выглядят так, как будто они не способны остановиться на чем-нибудь одном или целиком сосредоточить свое внимание на избранном объекте. Такие дети - боязливые, раздражительные, тревожные - могут производить впечатление гиперактивных детей со всеми следствиями, вытекающими их этого ярлыка.
                Матери (66%) отмечают, что их дети  вступают в конфликты во время игр, агрессивны и т.д. [20, 13]. Все это осложняет положение ребенка в коллективе сверстников и не может не сказаться на успешности обучения и формировании соответствующего поведения. Быстрые, импульсивные, эти дети не умеют сдерживать свои желания, организовывать поведение. В любой ситуации доставляет окружающим много хлопот, крайне "неудобны" для воспитателей, учителей и даже родителей. Данный вариант развития ребенка становится весьма распространенным и в дошкольном учреждении, и в школе. Дезадаптирующие особенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмах психики, и, прежде всего самоконтроля как важнейшего условия и необходимого звена в генезисе произвольных форм поведения.
              Все эти синдромы традиционно  относятся к сфере темперамента. Связь темперамента с особенностями  поведения, в том числе с девиантным поведением, давно признана. Наиболее отчетлива она в детском возрасте, когда произвольный контроль не сформирован и главными регуляторами начинают выступать именно особенности темперамента. К ним относятся низкая ритмичность, преобладание негативного настроения, реакции "от" над реакцией "к" - как удаления или приближения к объекту, низкая адаптивность, высокая интенсивность реакции.
            Эти характеристики оказываются  стабильными в детстве и прямо  проектируются на взрослый возраст. Трудный темперамент в детстве снижает приспособляемость в 17-25 лет (соответствующая корреляция равна 0,32), т.е. именно тогда, когда бывший ребенок сам становится родителем, и в частности матерью [20, 14].
               Если принять во внимание, что  негативные настроения и плохая адаптированность в большой степени определяются средой, прежде всего общесемейной, то значение разных воспитательных стратегий (тем более материнских), либо компенсирующих, либо, наоборот, провоцирующих появление нежелательных симптомов, оказывается очевидным.
            Таким образом, оценка отклоняющегося поведения ребенка реально идет по описанию именно поведенческих комплексов-синдромов, в которых присутствуют одни и те же компоненты, относящиеся, как правило, к личностным характеристикам при сохранности интеллектуальной сферы. Ребенок становится "трудным" не потому, что у него снижена интеллектуальная активность, а потому, что нарушается структура темперамента и, следовательно, поведения, причина которого в особенностях его воспитания, взаимоотношения с родителями, и, прежде всего с матерью. Такая постановка вопроса вполне правомерно обусловливает рассмотрение материнского отношения именно в контексте отклоняющегося, и в частности гиперактивного, поведения ребенка.
            Гиперактивный ребенок постоянно находится в движении, независимо от того, чем он занимается: математикой, физкультурой или проводит свободное время. На занятиях физкультурой, например, он в один миг успевает начертить мелом полосу для бросков мяча, построить группу и стать впереди всех для выполнения задания. Однако результативность подобной "брызжущей" активности не всегда имеет высокое качество, а многое начатое просто не доводится до конца. Внешне создается впечатление, что ребенок очень быстро выполняет задание, и, действительно, быстрым и активным является каждый элемент движения, но в целом у него много лишних, побочных, ненужных и даже каких-то навязчивых движений.
             Дефицит внимания, контроля и самоконтроля подтверждается и другими особенностями поведения: перескакиванием с одного дела на другое, недостаточно четкой пространственной координацией движения (заезжает за контуры рисунка, задевает при ходьбе за углы). Тело ребенка как бы не "вписывается" в пространство, задевая предметы, натыкаясь на простенки, дверные проемы. Несмотря на то, что нередко у таких детей "живая" мимика, быстрая речь, подвижные глаза, они часто оказываются как бы вне ситуации: застывают, выключаются, "выпадают" из деятельности и из всей ситуации, т.е. "уходят" из нее, а затем, спустя некоторое время, снова в нее "возвращаются".
     Существуют  различные мнения о причинах возникновения  гиперактивности:
     Наследственность.
     У 10-25 % гиперактивных детей, по данным З .Тржесоглавы (1986) отмечается наследственная предрасположенность к гиперактивности.
     Как правило, у гиперактивных детей  кто-то из родителей был гиперактивным, поэтому одной из причин считают  наследственность. Но до сих пор  не обнаружен какой-то особый ген  гиперактивности. Гиперактивность  больше присуща мальчикам (пять мальчиков на одну девочку).
     Здоровье  матери.
     Гиперактивные дети часто рождаются у матерей, страдающих аллергическими заболеваниями, например сенной лихорадкой, астмой экземой  или мигренью.
     Беременность  и роды.
     Проблемы, связанные с беременностью (стрессы, аллергия), осложненные роды также могут привести к гиперактивности у ребенка.
     Дефицит жирных кислот в организме.
     Исследования  показали, что многие гиперактивные  дети страдают от нехватки основных жирных кислот в организме. Симптомами этого  дефицита является постоянное чувство жажды, сухость кожи, сухие волосы, частое мочеиспускание, случаи аллергических заболеваний в роду (астма и экзема).
     Окружающая  среда.
     Можно предположить, что экологическое  неблагополучие, которое сейчас переживают все страны, вносит определенный вклад в рост количества нервно-психических заболеваний, в том числе и СДВГ.
     Например, диоксины - сверхъядовитые вещества, возникающие  при производстве, обработке и  сжигании хлорированных углеводородов. Они часто применятся в промышленности и домашнем хозяйстве и могут приводить к канцерогенному и психотропному действиям, а также к тяжелым врожденным аномалиям у детей. Загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов, таких, как молибден, кадмий, ведет к расстройству центральной нервной системы. Соединения цинка и хрома играют роль канцерогенов.
     Увеличение  содержания свинца - сильнейшего нейротоксина - в окружающей среде может быть причиной появления поведенческих  нарушений у детей. Известно, что  содержание свинца в атмосфере в  настоящее время в 2000 раз выше, чем до времени начала индустриальной революции [6, 47].
     Дефицит питательных элементов.
     У многих гиперактивных детей в  организме не хватает цинка, магния и витамина В12 [29,15].
     Питание.
     Всевозможные  добавки, пищевые красители, консерванты, шоколад, сахар, молочные продукты, белый хлеб, помидоры, нитраты, апельсины, яйца и другие продукты, при употреблении их в большом количестве, считаются возможной причиной гиперактивности. " Эта гипотеза была популярна в середине 70-х гг. Сообщения доктора B.F.Feingolda [1975] о том, то у 35-50% гиперактивных детей наблюдалось значительное улучшение поведения после исключения из их диеты продуктов, содержащих пищевые добавки, вызвали большой интерес. Но эти данные последующими исследованиями не подтвердились". [6, 46]
     Отношения внутри семьи.
     Исследования, проведенные Брязгуновым И.П., Касатиковой  Е.В. показали, что две трети детей, характеризующихся как гиперактивные - это дети из семей высокого социального  риска. К ним относятся семьи:
    с неблагополучным экономическим положением (один или оба родителя безработные, неудовлетворительные материально-бытовые условия, отсутствие постоянного места жительства);
    с неблагоприятной демографической ситуацией (неполные и многодетные семьи, отсутствие обоих родителей);
    семьи с высоки уровнем психологической напряженности (постоянные ссоры и конфликты между родителями, трудности во взаимоотношениях между родителями и детьми, жесткое обращение с ребенком);
    семьи, ведущие асоциальный образ жизни (родители страдают алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями, ведут аморальный образ жизни, совершают правонарушения).
     В семьях высокого социального риска  детям практически не уделяют  внимания. Педагогическая запущенность способствует отставанию ребенка в  психическом развитии. Такие дети, имея от рождения нормальный уровень интеллекта, на 2-3 году обучения попадают в классы коррекции, потому что родители совсем не занимаются их развитием. У этих детей могут появляться признаки эмоциональной депривации - эмоционального "голода", вследствие недостатка материнской ласки и нормального человеческого общения. Они готовы привязаться к любому человеку, который проявит заботу о них. В подростковом возрасте они часто попадают в асоциальные компании.
     Причиной  гиперактивности ребенка может стать и неудовлетворение ребенка общением с близкими людьми, отсутствием эмоционального контакта во внешне благополучных семьях (Л.С.Алексеева,1997).
     Характерно, что и как гиперактивные дети передают в рисунке своей семьи. Понимая, что такое семья, перечислив всех ее членов, в том числе и себя, они, прежде всего, рисуют предметы: дома, деревья, облака, траву, только потом переходят к изображению людей. А, изобразив членов семьи: папу, маму, тетю, бабушку, очень часто "забывают" найти в этом кругу людей место для себя. На вопрос: "Почему же тебя нет на рисунке?" - ребенок обычно отвечает: "А я на кухне", "А я в детском саду", "А я на улице". То есть через рисунок семьи передается отсутствие теплого, тесного контакта ребенка с близкими взрослыми, чувства других и себя среди этих других, проявятся отдаленность и отдельность от них, и прежде всего от матери [20, 13].
     Вообще  для всех гиперактивных детей  любовь матери (любит? - не любит?), ее проявление в разных ситуациях не просто актуальная, а доминирующая тема среди всех других. Это свидетельствует о том, что присущая малышу потребность в эмоциональном контакте с близким взрослым не удовлетворена. Хорошо, если ребенок "достучится" до взрослого, а взрослый услышит этот "крик" души.
                Можно дополнить картину взаимоотношений гиперактивного ребенка с близким взрослым еще некоторыми особенностями. Так, обследований детей показывает, что во многих семьях гиперактивные дети находятся под неослабным контролем матери, но именно поэтому у них плохо развиваются чувства независимости и самостоятельности. Матери, контролируя, дают больше указаний, но менее ласковы к детям, мало поощряют и хвалят их[20, 56]
                Результатом же этого становится чаще всего неумеренное ужесточение режима воспитания, иногда жалость, апатия от ощущения безысходности или, наоборот, чувство вины за неправильное воспитание. Создается ситуация, когда в процессе воспитания ребенок получает значительно больше негативных, чем позитивных, воздействий. Его часто наказывают, начинают сомневаться в его способностях, постоянно указывают на ошибки, и иногда начинают считать неполноценными [21,92].
     В некоторых случаях дети с гиперактивностью могут провоцировать родителей  к резко агрессивным реакциям, особенно если сами родителя неуравновешенны и неопытны. То есть, с одной стороны, гиперактивность у детей может быть сильно выражена из-за недостаточного или неадекватного воспитания, а с другой стороны, ребенок с гиперактивность сам создает условия, которые становятся причиной трудностей взаимоотношений в семье, вплоть до ее распада.
     Гиперактивные дети имеют огромный дефицит физического  и эмоционального контакта с матерью. В силу своей повышенной активности они как бы сами "уходят", отстраняются от таких контактов с матерью, но на самом деле глубоко нуждаются в них. Из-за отсутствия этих важных контактов чаще всего и возникают нарушения в эмоциональной сфере: тревожность, неуверенность, возбудимость, негативизм. А они, в свою очередь, отражаются на умении ребенка контролировать себя, сдерживаться, быть внимательным, переключаться на другое.
     1.3. Факторы риска для формирования гиперактивного
     поведения у детей.
         Причины и механизмы развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (то есть этиология и патогенез) сложны и остаются недостаточно выявленными, несмотря на большое количество исследований. Для объяснения возможных механизмов его развития предложены нейроморфологические, генетические, биохимические, нейрофизиологические, социально-психологические и  другие концепции. В связи с возможным участием в генези различных факторов в настоящее время этот синдром нередко рассматривает с позиций развёрнутой биопсихосоциальной патологической модели.
     Пренатальные  и перинатальные патологические факторы. Возникновению синдрома дефицита вниманию с гиперактивностью способствуют асфиксия новорождённых, употребление матерью во время беременности алкоголя, некоторых лекарственных препаратов, курение. Между  тем установлено, что отдалённые исходы пре- и перинатальных патологических воздействий в значительной степени опосредуются социально-психологическим факторами. У детей из семей с высоким социально-экономическим статусом последствия пре - перинатальной патологии в основном исчезают к школьному возрасту, тогда как у детей из семей с низким социально-экономическим статусом они продолжают сохраняться.  

     Генетические  факторы.
       Наличие в анамнезе факторов  раннего органического повреждения  центральной нервной системы  удаётся установить не у всех  пациентов с синдромом дефицита  внимания с гиперактивностью. Результаты изучения различных семей также указывает на существование генетического компонента в формировании этого синдрома.  

     Нейробиологические  факторы.
     Согласно  современным представлениям, важную роль в патогенезе синдрома играет дисфункция нейромедиаторных систем мозга. Нейромедиаторы-  общее название биологических веществ, выделяемых нервными окончаниями, которые обусловливают провидение нервных импульсов в синапсах. Медиаторы - это химические посредники нервного возбуждения. В зависимости от вызываемых эффектов различают  возбуждающие и тормозные медиаторы. К числу основных нейромедиаторов относятся дофамин, норадреналин, серотонин.
     По- видимому, как раннее органическое повреждение центральной нервной  системы, так и генетические механизмы  могут вызывать дисфункции нейромедиатрных систем мозга. Гипотезы, рассматривающие нейрохимический дефект в качестве первичного в развитии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, основываются прежде всего на анализе нейрохимических влияний препаратов из группы стимуляторов центральной нервной системы, обладающих выраженным терапевтическим эффектом при этом синдроме. Многочисленные исследования были направлены на поиск первичного биохимического дефекта и изучение обмена дофамина, норадраналина и серотанина. Полученные результаты не позволяют сделать вывод об избирательных нарушениях в какой-либо одной из нейромедиаторных систем при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью. Поэтому предложена гипотеза  о сложном сочетанном вовлечении нескольких нейромедиаторных систем мозга в патогенез этого заболевания.  
     Теории  дисфункции системы  arousal.
     Arousal – это реакция активации, которая приводит к усилению бодроственного состояния сознания и выражается в целом ряде изменений дыхания, кровенаполнения сосудов, кожно-гальванической реакции (которая относится к числу вегетативных компонентов ориентировочного рефлекса), а так же хорошо известные в электрофизиологии явления депрессии альфа-ритма и ряде специальных форм изменений электрической активности мозга. Проявление синдрома нередко объясняются с двух противоположных позиций – избыточного влияния arousal и их недостаточности. Теории избыточных влияния arousal сводятся к тому, что дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью получают чрезмерную стимуляцию, поскольку они не в состоянии избирательно «отфильтровывать» поступающую сенсорную информацию, в результате чего формируются «перераздрожение» коры больших полушарий и нарушения внимания. Согласно теориям функциональной недостаточности активирующих систем мозга, низкий уровень arousal вместе со слабостью тормозящих контролирующих механизмов приводит к тому, что дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью отвлекаются на стимулы, которые игнорируются здоровыми детьми. Ряд исследователей считают ключевой проблемой при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью чрезмерную изменчивость темпа и амплитуды колебания уровня arousal и реактивности. Различные составляющие arousal недостаточно синхронизированы, параметры реакции расширены, а колебания отличаются значительным размахом и непредсказуемостью. В результате дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью не способны к регуляции своей активности (как ее цели, так и  количественной стороны) в ответ на требования ситуации. Обоснование рассматриваемых гипотез затруднено в связи со сложностью экспериментальных подтверждений.         
         Нейрофизиологические изменения  у детей с гиперактивностью  согласуются с гипотезой о  нарушениях со стороны arousal в сторону, как функционального угнетения, так и гиперактивации. 
     Влияние неблагоприятных  факторов внешней  среды.
     Антропогенное загрязнение окружающей человека природной  среды, во многом связано с микроэлементами  из группы тяжелых металлов, может  иметь негативные последствия в  первую очередь для здоровья детей. Выхлопные газы автотранспорта служат одним из основных источников загрязнения окружающей среды свинцом.
     Целенаправленные  исследования показали, что увеличение уровня свинца в крови до 5-10 мкг/дл коррелирует у детей с возникновением проблем со стороны нервно-психического развития и поведения, нарушения внимания двигательной расторможенности, а также к снижению коэффициента интеллекта IQ.
     Остается  невыясненным, формируется ли у детей  вследствие неблагоприятных факторов внешней среды гиперактивность, или речь идет о развитии церебрастенического синдрома в результате хронического токсического взаимодействия.
       Роль пищевых факторов.
     Существуют  теории, согласно которым факторами  риска для формирования гиперактивности  являются воздействия пищевых токсинов или аллергенов. Наиболее широкую известность получила концепция, согласно которой гиперактивность обусловливается церебральным раздражением, вызванный искусственными красителями и естественными пищевыми салицилатами.
     Итак, системы мозга, обеспечивающие функции внимания и моторного контроля, имеют сложную многоуровневую организацию. Разрабатываемые различными исследованиями подходы к изучению этиологии и патогенеза синдрома дефицита внимания с гиперактивностью в большинстве своем затрагивают лишь отдельные аспекты этой сложной проблемы, в частности нейрохимические, регуляции arousal и другие. Тем не менее, на современном этапе можно обозначить две основные группы факторов, детерминирующие развитие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью: 1- раннее повреждение центральной нервной системы, связанное с негативным влиянием на развивающийся мозг различных форм патологии течения беременности и родов; 2- генетические факторы. Что же касается обнаруженных заболеваний нейрохимических, нейроанатомических и нейрорегуляторных нарушений, то они закономерно обуславливаются ранним органическим повреждением центральной нервной системы, наследственностью либо их сопряженным действием.            

     Социально-психологический  фактор

     В качестве самостоятельного фактора  намине анализировалась психолого-педагогическая запущенность, поскольку , с одной стороны, она является закономерным следствием ряда других рассматривавшихся факторов, а с другой – ее оценка достаточно сложна и обычно носит субъективный характер.
     Следует отметить, что в значительной части обследованных семей обстановка была в целом благополучной, родственники детей с синдрома дефицита внимания с гиперактивностью проявили высокую степень заинтересованности в преодолении имевшихся у ребенка проблем. 

     1.4. Лечение и коррекция гиперактивности. 

     После уточнения причин заболевания и  выявления сопутствующих нарушений  ставится диагноз с указанием  преобладающих отклонений – дефицита внимания, гиперактивности/импульсивности или сочетания этих нарушений. На основе диагностических данных выстраивается индивидуальная схема лечения и психолого-педагогической коррекции.
     Взрослые  часто не понимают, что происходит с ребёнком, но его поведение их раздражает. Не зная о наследственной природе гиперактивности, они объясняют  поведение сына (дочери) «неправильным» воспитанием и обвиняют друг друга. Специалисты должны помочь родителям разобраться в поведении ребёнка, объяснить, на что реально можно надеяться и как вести себя с ребёнком. Необходимо использовать всё многообразие методик и выбрать наиболее эффективные при данных нарушениях. Психолог (врач) должен объяснить родителям, что улучшение состояния ребёнка зависит от назначаемого лечения, но в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.
     Медикаментозная терапия.
     При нарушениях поведения (повышенной двигательной активности, агрессии, возбудимости) чаще всего назначают психостимуляторы, реже – антидепрессанты и нейролептики.
           Психостимуляторы  стали применятся для лечения  двигательной расторможенности и нарушений внимания с 1937 г. и до сих пор это самые эффективные препараты при этом заболевании: во всех возрастных группах (дети, подростки, взрослые) улучшение наблюдается в 75% случаев. К этой группе препаратов относятся метилфенидат (коммерческое название риталин), декстроамфетамин (декседрин) и пемолин (цилерт).
           При их приёме у гиперактивных  детей улучшается поведение, когнитивные  и социальные функции: они становятся более внимательными, успешно выполняют  задания в классе, у них повышается успеваемость, улучшаются взаимоотношения с окружающими [Spencer T.J., Biederman J., 1996].
           В нашей стране эти  препараты пока не зарегистрированы и не используются. Других высокоэффективных  медикаментозных препаратов пока не создано. Наши психоневрологи по-прежнему назначают аминалон, сиднокарб и другие нейролептики с гипертормозным действием, не улучшающим состояние этих детей. Кроме того, аминалон оказывает неблагоприятное воздействие на печень. Проведено несколько исследований по изучению влияния церебролизина и других ноотропов на симптомы СДВГ, однако в широкую практику эти препараты пока не внедрены [15,101].
     Однако  нельзя надеяться только на лекарственные  препараты, так как:
    не у всех больных наблюдается ожидаемый эффект;
    психостимуляторы, как и любые лекарства, имеют ряд побочных действий;
    применение одних только лекарств не всегда улучшает поведение ребенка.
     Поведенческая психотерапия
     Среди психолого-педагогических методов  коррекции гиперактивного поведения  главная роль отводится поведенческой  психотерапии.
     Поведенческие программы требуют значительного умения, взрослым приходится прилагать всю свою фантазию и опыт общения с детьми, чтобы во время занятий поддерживать мотивацию постоянно отвлекающегося ребёнка.
     Коррекционные методики будут эффективны лишь при  условии тесного сотрудничества семьи и школы, которое обязательно должно включать обмен информацией между родителями и учителями посредством совместных семинаров, курсов-тренингов и т.д. Успех в лечении будет гарантирован при условии поддержания единых принципов в отношении к ребёнку дома и в школе: система «вознаграждения», помощь и поддержка взрослых, участие в совместной деятельности. Непрерывность лечебной терапии в школе и дома – главный залог успеха.
     Кроме родителей и учителей большую  помощь в организации программы коррекции должны оказывать врачи, психологи, социальные педагоги – те, кто может оказать профессиональную помощь в индивидуальной работе с таким ребёнком.
     Коррекционные программы должны быть ориентированы  на возраст 5 – 8 лет, когда компенсаторные возможности мозга велики и ещё не успел сформироваться патологический стереотип [36,21].
     Необходимо  помнить, что негативные методы воспитания неэффективны у этих детей. Особенности  их нервной системы таковы, что  порог чувствительности к отрицательным  стимулам очень низок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Хотя способы вознаграждения и поощрения ребёнка надо постоянно менять.
     В разговоре с ребёнком и, особенно, при выдаче ему задания, необходимо избегать директивных указаний, желательно повернуть ситуацию таким образом, чтобы ребёнок почувствовал: он сделает полезное дело для всей семьи, ему всецело доверяют, на него надеются. При разговоре с ребёнком необходимо избегать постоянных одёргиваний типа «сиди спокойно» или «не болтай, когда я с тобой разговариваю» и другие неприятные для него вещи.
     Несколько примеров поощрений и вознаграждений: разрешить ребёнку посмотреть телевизор  вечером на полчаса больше положенного  времени, угостить специальным десертом, дать возможность поучаствовать в играх вместе с взрослыми (лото, шахматы), позволить лишний раз сходить на дискотеку, купить ту вещь, о которой он давно мечтал.
       Если ребёнок в течении недели  ведёт себя примерно, в конце  недели он должен получить  дополнительное вознаграждение. Это может быть какая-то поездка вместе с родителями за город, экскурсия в зоопарк, в театр и другие.
     Приведённый вариант поведенческого тренинга является идеальным и не всегда его использование  возможно у нас в настоящее  время. Но родители и учителя могут использовать отдельные элементы этой программы, взяв её основную идею: поощрение ребёнка за выполнение поставленных целей. Причём не имеет значения, в каком виде это будет представлено: материальное вознаграждение или просто ободряющая улыбка, ласковое слово, повышенное внимание к ребёнку, физический контакт (поглаживание).
     При неудовлетворительном поведении рекомендуется  лёгкое наказание, которое должно быть немедленным и неизбежным. Это  может быть просто словесное неодобрение, временная изоляция от других детей, лишение «привилегий».
     Родителям рекомендуется написать список того, чего они ожидают от ребёнка в  плане поведения. Этот список в доступной  манере объясняется ребёнку. После  этого всё написанное неукоснительно соблюдается, и ребёнок поощряется за успех в его выполнении. От физического наказания необходимо воздерживаться.
     Специальное обучение: за и против
     Если  ребенку трудно учиться в обычном  классе, то по решению медико-психолого-педагогической комиссии его переводят в специализированный класс.
     Гиперактивному  ребёнку может помочь обучение в  особых условиях, соответствующих его  способностям. Основные причины плохой успеваемости при данной патологии  – невнимательность и отсутствие должной мотивации и целеустремлённости, иногда в сочетании с парциальными задержками развития школьных навыков. В отличии от обычной «задержки психического развития» они являются временным явлением и при интенсивных занятиях могут успешно нивелироваться. При наличии парциальных задержек рекомендуется класс коррекции, а при нормальном интеллекте – класс для догоняющих [36,21].
     Обязательным  условием обучения гиперактивных детей  в коррекционных классах является создание благоприятных условий  для развития: наполняемость не более 10 человек в классе, обучение по специальным программам, наличие соответствующих учебников и развивающих материалов, индивидуальные занятия с психологом, логопедом и другими специалистами. Класс желательно изолировать от внешних раздражителей, в нем должно быть минимальное количество отвлекающих и стимулирующих предметов (картин, зеркал и т.д.); ученики должны сидеть отдельно друг от друга, учащихся с более выраженной двигательной активностью следует усаживать за предметные столы ближе к учителю, чтобы исключить их влияние на других детей. Продолжительность занятий сокращается до 30–35 минут. В течение дня обязательно проводятся занятия по аутогенной тренировке.
     Однако, организовывать класс исключительно  для гиперактивных детей нецелесообразно, так как в своём развитии они  должны опираться на успевающих учеников. Особенно это касается первоклассников, которые развиваются главным образом путём подражания и следования авторитетам.
     В последнее время в связи с  недостаточным финансированием  организация классов коррекции  нерациональна. Однако надо помнить, что отсутствие вообще какой-либо коррекции может привести к развитию хронической формы заболевания, а значит, к проблемам в жизни этих детей и окружающих.
     Двигательная  активность
     Лечение гиперактивных детей обязательно  должно включать физическую реабилитацию. Это специальные упражнения, направленные на восстановление поведенческих реакций, выработку координированных движений с произвольным расслаблением скелетной и дыхательной мускулатуры.
     Положительный эффект физических упражнений, особенно на сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма, хорошо известен всем врачам.
     Большинство проведённых экспериментов показало, что механизм улучшения самочувствия связан с усиленной продукцией при  длительной мышечной активности особых веществ – эндорфинов, которые благотворно влияют на психическое состояние человека.
     Однако, не все виды физической активности могут быть полезны для гиперактивных  детей. Для них не показаны игры, где сильно выражен эмоциональный  компонент (соревнования, показательные  выступления). Рекомендуются физические упражнения, носящие аэробный характер, в виде длительного, равномерного тренинга лёгкой и средней интенсивности: длительные прогулки, бег «трусцой», плавание, лыжи, езда на велосипеде и другие.
     Особое  предпочтение следует отдавать равномерному длительному бегу, который благоприятно влияет на психическое состояние, снимает напряжённость, улучшает самочувствие.
     Перед тем как ребёнок начнёт заниматься физическими упражнениями, он должен пройти медицинский осмотр с целью  исключения заболеваний, прежде всего, сердечно-сосудистой системы.
     Давая рекомендации по рациональному двигательному  режиму гиперактивным детям, врач должен учитывать не только особенности  данного заболевания, но и росто-весовые  данные детского организма, а также наличие гиподинамии. Известно, что только мышечная активность создаёт предпосылки для нормального развития организма в детском возрасте, а дети с синдромом, вследствие общей задержки развития, часто отстают в росте и массе тела от здоровых сверстников.
     Психотерапия
     Гиперактивность – это заболевание не только ребенка, но и взрослых, прежде всего матери, которая наиболее часто с ним  контактирует.
     Существует  множество психотерапевтических методик, которые могут принести пользу как  матери, так и ребенку. Остановимся на некоторых из них.
     Визуализация  – создает условия для восстановления умственного и физического равновесия;
     Медитация – снижает активность симпатической системы, способствует снижению тревожности и расслаблению. При этом замедляются сердечный ритм и дыхание, снижается потребность в кислороде, меняется картина мозгового напряжения, реакция на стрессовую ситуацию уравновешивается;
     Аутогенная  тренировка – способствует снижению двигательной расторможенности, эмоциональной возбудимости, улучшают координацию в пространстве, двигательный контроль, усиливает концентрацию внимания;
     Семейная  психотерапия –  необходима родителям, которые чувствуют вину за «плохое» воспитание ребенка,  и самому ребенку. Метод метафоры, целью которого являются инициация сознательного или подсознательного транс деривационного поиска, который может помочь человеку в использовании своих личностных ресурсов для такого обогащения внутренней картины мира, что бы суметь справится с проблемой. Иногда применяют туманные метафоры, чтобы люди использовали собственные ресурсы. Так же в качестве метафор могут использоваться истории о других семьях.  
 

     Выводы:
    Психофизиологической основой гиперактивного поведения у ребенка может являться  незрелость, несовершенство, нарушения или расстройства работы мозга (по типу малых мозговых дисфункций). Ведущую роль в формировании таких дисфункций играет патология беременности и/или родов.
    Социально – психологической фактор гиперактивного поведения у ребенка может являться неблагоприятная семейная обстановка: воспитание в неполной семье; частые конфликты; низкий уровень материальной обеспеченности семьи; низкий уровень образования у родителей.
    Проявление гиперактивного поведения ребенка, захватывает несколько сфер, среди которых чаще всего встречается разные варианты сочетания трех симптом: избытка двигательной активности с нарушением координации движения; нарушения эмоционального поведения - быстрая смена настроения; дефицит внимания.
    Для лечения и коррекции гиперактивного поведения применяются: медикаментозная терапия (психостимуляторы); психотерапия (медитация, аутогенная тренировка, семейная психотерапия, поведенческая терапия);    специальное обучение (классы - коррекции).
 
 
     Глава II. Особенности познавательных процессов детей младшего школьного возраста с синдромом двигательной гиперактивности. 

      Особенности развития детей младшего школьного возраста с гипеактивностью
      2.1.1.Особенности моторно-двигательного развития. 

     Ругать  и наказывать нарушителя порядка  практически бесполезно: он бы и  рад вести себя по-другому, но его руки, ноги, все тело двигаются словно бы сами по себе, не оставляя хозяину времени подумать о последствиях. Несмотря на непрерывное движение, он не очень-то ловок, особенно там, где требуются мелкие точные действия: зашнуровать ботинки, помыть чашку или застегнуть пуговицы. Это для него серьезное испытание, а уж написать строчку ровных «палочек»» или одинаковых «крючков» — вообще непосильная задача.
     Подвижность у него распространяется большей  частью на весь организм. Руки  и  ноги находятся в беспокойном произвольном движении, но данные движения эти дети выполняют не твердо и уверенно, а напротив, они излишне «мечутся» во все стороны и своей неуклюжестью лишь осложняют дело. Таких детей называют «трепещущими», а болтливость ничто иное, как перенесение мускулатурного беспокойства на область речи. Что и наблюдается на практике. Этих детей невозможно остановить, если они принялись говорить.
       Движения непоседы обычно неточны  и неловки, но это его нисколько  не огорчает.  Добрую половину  этих пунктов можно смело применять ко всем детям (кто видел ребенка, который не допускал бы ошибок в работе, не отвлекался, не был забывчив и т. д.?), остальные весьма субъективны: что значит «часто теряет вещи» или «испытывает трудности при выполнении»?
     Классик детской психологии, знаменитый швейцарский ученый Жан Пиаже сформулировал, в частности, представление о различных видах интеллекта: все они в той или иной мере присущи каждому человеку, но в разной пропорции. Кроме того, в различные периоды развития ведущими оказываются разные виды интеллекта — в частности, у дошкольников развивается преимущественно так называемый «физический интеллект», оперирующий не знаками и абстракциями, а движением, действием, ощутимыми свойствами конкретных предметов.
     Хочется отдать должное разработчикам новых стандартов образования, что начинает внедряться в систему образования  - это содержательно-деятельностный подход, когда дети в младшем школьном возрасте должны осваивать знания через деятельность, пропустив всё  через свои руки, прощупав и ощутив их.
     Синдрому  присуща двойственность, амбивалентность: двигательная гиперактивность и  одновременно плохая координация движений, недоразвитие мелкой моторики.  Активность таких детей хаотическая, не целенаправленная. Став постарше, они  плохо лепят, плохо рисуют, плохо играют на музыкальных инструментах, отличаются неуклюжестью, движения у них размашистые, неграциозные.
     В самом деле, что можно сделать с такими детьми? Независимо от того, считать ли гиперактивность болезнью или личной особенностью, она безусловно создает немало проблем и самому ребенку, и его одноклассникам, и педагогам, и уж, конечно, родителям. И надежда на то, что к подростковому возрасту она пройдет сама собой или даже выльется в какой-нибудь неожиданный дар, — слабое утешение. Наконец, бывают дети, у которых повышенная двигательная активность проявляется вне всякой связи со школой или детским садом и действительно походит на патологию. Например, двухлетний малыш непрерывно бегает или кувыркается через голову и не может остановиться. Он агрессивен, раздражителен, не может заснуть. Как ему помочь? Оказывается, и в этих случаях не обязательно пичкать ребенка препаратами. Исходя из концепции Пиаже, психологи советуют приобрести «домашний стадион» — тренажерный комплекс, включающий шведскую стенку, канат, кольца, горку. Все расположено рядом, чтобы можно было перебираться с одного снаряда на другой. Вроде бы те же движения, но не бессмысленные: они требуют внимания, собранности, самоконтроля, развивают глазомер, координацию, умение сопоставлять данные разных органов чувств. Как показывает опыт, уже через две недели у ребенка нормализуется сон, он перестает кувыркаться, как заводной, и вообще начинает походить на нормального сверстника. Его неуемная энергия превращается из препятствия развитию личности в средство такого развития.
     В многолетней практике учителей гиперактивные дети не могут сидеть спокойно на уроке, они качаются на стуле и очень часто падают вместе со стулом, вызывая дружный смех детей. Как только прозвенит звонок на перемену, пулей выскакивают в коридор и носятся по всей школе, усиленно избегая учителя, чтобы не останавливал. Никакие увещания и разговоры не помогают. Тетрадки исписывают, грызут ручки и карандаши, одежда к концу учебного дня испачкана, сами взъерошены.  В разговоре с родителями обычно советую водить ребенка в секции спортивные, гулять с детьми на свежем воздухе.
     Неловкость  движения, нарушения координации  и гармоничности двигательных комплексов: ребенок способен производить определенные движения, но не может составить их них гармоничного целого; общая повышенная активность, затруднения в освоении движений; синкинезы – связанность целенаправленных движений с движениями конечностей тела, языка и т.п.; повышенное мышечное напряжение, повышенный мышечный тонус – вот такие проявления характерны для гиперактивных детей.
     Лечение гиперактивных детей обязательно  должно включать физическую реабилитацию. Это специальные упражнения, направленные на восстановление поведенческих реакций, выработку координированных движений с произвольным расслаблением скелетной и дыхательной мускулатуры.
     Положительный эффект физических упражнений, особенно на сердечно-сосудистую и дыхательную  системы организма, хорошо известен всем врачам.
     Большинство проведённых экспериментов показало, что механизм улучшения самочувствия связан с усиленной продукцией при длительной мышечной активности особых веществ - эндорфинов, которые благотворно влияют на психическое состояние человека.
     Однако, не все виды физической активности могут быть полезны для гиперактивных детей. Для них не показаны игры, где сильно выражен эмоциональный компонент (соревнования, показательные выступления). Рекомендуются физические упражнения, носящие аэробный характер, в виде длительного, равномерного тренинга лёгкой и средней интенсивности: длительные прогулки, бег "трусцой", плавание, лыжи, езда на велосипеде и другие.
     Особое  предпочтение следует отдавать равномерному длительному бегу, который благоприятно влияет на психическое состояние, снимает  напряжённость, улучшает самочувствие. [21,85] 

2.1.2. Особенности внимания и контроля. 

     Кратковременная концентрация внимания; слабая концентрация внимания; рассредоточение внимания; ригидность внимания (плохая переключаемость); персеверация (не может оторваться от определенного предмета или способа решения) наблюдается у детей с синдромом дефицита внимания и двигательной гиперактивности.
     Надо  сказать, что само объединение гиперактивности  и дефицита внимания вызывает возражение у многих исследователей: хотя они  действительно чаще всего встречаются вместе, у многих детей хроническая невнимательность может и не сопровождаться гиперактивностью (по оценке некоторых авторов, такие дети могут составлять до 40% всех, кому поставлен диагноз синдром дефицита внимания и двигательной гиперактивности).
     При дефиците внимания неравномерно страдают все характеристики внимания как  психической функции. Так, объем  внимания нарушается незначительно, практически  не страдает и избирательность. Главный  недостаток внимания относится к  его непрерывности, таким образом, основной дефицит – в устойчивости внимания.
     Невнимательным  детям очень трудно поддерживать умственное напряжение во время работы или игры. Им тяжело сосредотачиваться  на одной вещи или следовать заданиям и инструкциям. Эти дети автоматически обращают внимание на то, что им нравится, но у них возникают значительные трудности, когда нужно сконцентрировать внимание на новых или менее привлекательных заданиях. Обычные жалобы по поводу невнимательности связаны с тем, что ребенок не слушает или не хочет слушать, не выполняет инструкцию или задание, не заканчивает работу. Другие жалобы возникают, когда ребенок не организован, не может сосредоточиться, легко отвлекается и быстро теряет интерес к утомительным занятиям. [13,32] 

2.1.3. Особенности эмоциональной сферы. 

     Возбудимость, апатия, неуверенность, внутреннее напряжение, эмоциональная лабильность, смена  настроения, негативизм, чувство страха, агрессивность, манерничанье.
     Импульсивность  постоянно наблюдается у гиперактивных  детей, как в разнообразных поведенческих ситуациях, так и  при выполнении школьных заданий. Она выражается в том, что ребенок действует не подумав. На уроках он с трудом дожидается своей очереди, перебивает других, на вопросы отвечает невпопад, не выслушав до конца. Он может без разрешения встать со своего места в классе, вмешиваться в разговор или работу находящихся рядом людей, во время игры со сверстниками бывает не в состоянии следовать правилам.  Из-за импульсивности гиперактивные дети склонны к травматизации, так как могут попадать в опасные ситуации, не задумываясь о последствиях своих поступков. Однако все они делают импульсивно, без специального умысла.
     Особо сложными являются случаи гиперактивного поведения с ярко выраженным нарушением эмоционально-волевой сферы. Повышенная двигательная активность не контролируемая, включает склонность ребенка быстро отвлекаться, находиться постоянно в беспокойном состоянии и неспособность к двигательной концентрации внимания. У таких детей могут быть проблемы визуального восприятия, заключающиеся в неспособности правильно воспринимать смысл символа и печатного материала, а так же проблемы эмоционального характера.
     Нарушение визуального восприятия и эмоционального нарушения не является специфическими для гиперактивного поведения.
       Для детей с синдромом дефицита внимания и двигательной гиперактивности  характерно нарушение социального взаимодействия в семье и школе, так как они непослушны, малопредсказуемы, вспыльчивы и агрессивны. Вследствие этого у них нередко возникают конфликты с другими детьми и взрослыми. Однако, таких детей отличает активность, общительность – они легко вступают в контакт с незнакомыми людьми, но если общение неинтересно, тут же охладевает внимание, отвлекается.  Он неусидчив и беспокоен, хватается за многие дела, но при снижении интереса быстро отвлекается, меняет игру. Легко возбудим, часто вступает в конфликты, но не злопамятен.
     Всегда  говорят о свободолюбии и независимости  таких детей, что они приходят в мир с чувством достоинства, у них развито самоуважение. Они своевольны, не управляемы, отрицают стереотипы, не терпят, если их принуждают делать что-то, не объясняя необходимости этих действий. Их невозможно подчинить, им невозможно что-либо навязать. Они нетерпимы к фальши. Вот с такими детьми мне часто приходится работать, уметь найти к каждому свой ключик и подход. [13,34]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.