Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ спроса на научно-техническую продукцию

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
                                                                             2          

                                                 СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3 

1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ   ХАРАКТЕРИСТИКА  ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ……………………………………………………………………………………….5 1.1. Сущность и классификация общественных благ…………………………………..5
1.2. Рыночные  и нерыночные отношения по  производству общественных благ….....9
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ   ИНТЕРЕСЫ   В   ПРОИЗВОДСТВЕ    ОБЩЕСТВЕННЫХ  БЛАГ……………………………………………………………………………………...14
2.1. Национальные   и   частные   интересы   в    экономических    отношениях    по производству общественных благ………………………………………………………14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..20 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                
 
 
 
 
 
 

                                                                           3  

                                                       ВВЕДЕНИЕ 
 

      Экономика  как  наука  существует  уже  почти  две  с  половиной  тысячи лет, со времен    проявления    трудов   великих    греков – Ксенофонта  и     Аристотеля, посвященных проблемам хозяйства.   Примерно  в это время в ряде регионов мира уже   сложились   достаточно развитые   товарно-денежные   отношения,    поэтому появилась возможность выявления и анализа закономерностей, присущих рыночной экономике.  И уже   с тех самых пор одним из основных вопросов экономической теории признается вопрос о сущности и происхождении ценности   благ и  как следствие , экономических отношениях  между их производством, распределением, обменом и потреблением этих благ.
       Динамика производства общественных благ в современных условиях развития мирового сообщества и России, как значительной   и  неотъемлемой   его  части, приобретает особое   не только экономическое, но   и   политическое,  социальное значение. Усиление всеобщей интеграции, взаимозависимости на всех   уровнях: мировом,    региональном    и   индивидуальном   проявляет   новые   общественные потребности и как следствие проблемы, в разрешении которых определяющая роль отводится сфере производства общественных благ.
     Актуальность    данной    проблемы    состоит   в   том,   что   производство   и распределение общественных благ представляет особую  проблему,   имеющую социальное, политическое  и  экономическое значение.
     Преобразование  российской   экономики существенно изменили механизмы производства  и   распределения    общественных   благ.   Общественный    сектор, основными  результатами  деятельности которого  являются общественные блага, в новых условиях мыслит только как партнер частного сектора,  в значительной мере обеспечивающий и   опосредующий    его   развитие.   В связи с этим государство выступает в двух   ипостасях, -  как «защищающее» и «производящее». Переход к современной    смешанной     экономике,    в    принципе    способен    обеспечить существенное повышение производства  не только частных, но общественных благ.  Производство общественных благ принято рассматривать как функцию от развития   производства частных благ.  Однако создание многих общественных благ  
 

                                                                            4
играет  роль решающей предпосылки успешного функционирования хозяйства и его устойчивого долгосрочного развития.
     В данной работе использовались научные труды таких   авторов   как, Агапова И.И.,   Добрынин А.И., Журавлева Г.П., Кирут А.Я., Майбурд Е.М., Михайлушкин А.И.,  Шимко П.Д.,   материалы и статьи Герасименко В. «Современная рыночная экономика и общественные благ» (материалы к лекциям и семинарам) – Российский экономический  журнал, Пороховский А., Черновец В.Н.   «Переход к рыночным системам  и   воспроизводство»   (проблемы  политической экономики) - Вестник Московского университета. Серия  6, также использована Конституция  РФ и другие источники.
     Целью работы является теоретическое раскрытие специфики экономических отношений в производстве общественных благ
     Объектом  исследования  являются экономические  связи и процессы в сфере производства общественных благ.
     Предметом     исследования     являются     экономические    отношения     в производстве общественных благ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                 5 

     
           Глава 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА      
                                          ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ 
 

                         1.1. Сущность и классификация общественных благ 
 

    Общественные   блага – блага,  выгода   от   пользования  которыми   неразделимо распределена по  всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные   его представители приобретать это благо.
           Замечу,   что    кроме   общественных   существуют   еще   и     общественные «антиблага» - общественные блага, равномерно налагающие издержки на группу людей.     Это      нежелательные     побочные     продукты    производства     или  потребления:    тепличный       эффект,      при     котором   сгорание     полезных   ископаемых   угрожает     глобальной    переменой климата; загрязнение воздуха, воды   и   почвы     отходами    химической    промышленности,   производством энергии или    использованием   автомобилей; кислотные  дожди;   радиоактивные   выбросы из-за испытаний ядерного оружия; истончение озонового слоя.
            Вся      историческая   практика развития рыночной экономики доказала  факт перманентности  существования некоторых воспроизводимых   материальных   и   нематериальных   благ,   которые  либо  не  поставляются    рынком,    либо поставляются    им    в   недостаточном     количестве.     Основная       причина – рыночная  неэффективность  (органические «изъяны», дефекты   рынка).    В   то же время эти блага (товары) являются   общественно   необходимыми, и    более   того,     выполняют    важные    общественные    функции. Такие блага называют общественными, а  обеспечение ими осуществляются посредством особых случаев.
          Общественные блага  оплачиваются  за счет общего налогообложения,  а не покупаются отдельными потребителями на  рынке. Примером   общественного блага служит  система    национальной   обороны,   поскольку   касается   всех    и каждого в равной степени.  
         Благо,    предоставление   которого отдельному    лицу    невозможно     без  представления       остальным и    потребляемое    сообща,      являются     чистым  общественным   благом.   Получение     полезности    от    обеспечения      чистым   
 

            6
общественным     благом      единственным    потребителем     невозможно.      Они   обладают   двумя   важными  свойствами – несоперничеством  и неисключаемостью в потреблении.
         Несоперничество   означает, что прибавление дополнительного потребителя не    снижает   полезности   остальных.   Фонарь   на    улице   светит        двум прогуливающимся под ним индивидам так же ярко, как и трем. Данное свойство, очевидно,    не   будет выполняться для частного блага. Например,  если   два человека     решат выпить   бутылку «кока-колы», то прибавление в компанию третьего снизит их полезность. 
         Условие равного потребления   общественного блага   всеми   индивидами в свою очередь связано с неделимостью блага, а также с наличием внешних эффектов.
       Неделимость   блага    в     потреблении    означает,   что   индивид    не    может   непосредственно выбирать объем потребления блага. Мы   неизбежно пользуемся всем объемом услуг по обороне страны. Ни один человек не имеет возможности     выбрать,     какие    именно     из     развернутых армий    должны защищать его самого, а    какие – соседа, какие самолеты поднимутся  в  воздух на его  защиту, а какие   должны    обеспечить  прикрытие  супруге.  Население    пользуется  всем     объемом  предоставляемого на   данной   территории  чистого общественного    блага.     Речь   идет о неделимости   в  потреблении, а не  в производстве и предоставлении    общественных  благ.   Общество   безусловно может выбрать необходимый уровень   национальной     обороны   (численность войск,   их    материальное    обеспечение,   объем финансирования),   что приводит к разному объему предоставления блага.  
       Неделимость      блага    предполагает   лишь     совместное      предложение общественного блага – весь объем услуг  по национальной   обороне представляет  государство;
все  уличные   фонари   представляются   муниципалитетом и  финансируются  из одной из одного источника – конкуренция между частными владельцами отдельных
фонарей на одной  и той же улице попросту невозможна.
          Наличие    положительных     или    отрицательных    внешних      эффектов – невозможность  отразить в рыночных    ценах  полные общественные затраты,    
 

      7
возникшие в связи с      производством     и   потреблением     товара,    -  одна   из  основных    причин государственного    вмешательства   в  экономику.    Именно   внешние  эффекты являются причиной неисключаемости общественных благ. 
           Под   неисключаемостью в потреблении понимается    невозможность путем    установления  рыночных цен     исключить    отдельные   фирмы   или    отдельных     индивидов из числа  получателей по крайней  мере  части выгод (или части затрат), прямо связанных с производством   и   потреблением   определенного     товара.      Невозможно,   к   примеру,    запретить   пешеходу   пользоваться   светом   горящего   фонаря ,  а  индивиду,  имеющему  радиоприемник, принимать радиопередачи.
       Неисключаемость   может    возникнуть   как  в  результате   невозможности физически исключить   кого-либо  из   пользования данным  благом  (как в случае
пешеходов,   гуляющих   по   освещенной   улице),  так   и  вследствие  чрезвычайно  высоких  затрат на  исключение  в  сравнении  с  возможными  выгодами   продавца. 
В    принципе  можно  снабжать  радиоприемники   специальными   декодерами   для приема  отдельных   программ,  но  потенциальные  выгоды  будут  крайне  невелики в сопоставлении  со  стоимостью  этого  проекта.  Поскольку  рынок  радиопрограмм
высококонкурентен   (одновременно   предлагается   множество   взаимозаменяемых программ), потребители просто настроят свои приемники на  другие  радиостанции.
Отмечу,  что  на  рынке  телепрограмм  потенциальные  выгоды,   напротив,   вполне сопоставимы   с    затратами     на     исключение     и     это    стимулирует    развитие 
коммерческих  каналов  телевидения  (например, сеть «НТВ плюс» в России).  После
того,  как  потребители  преодолели  порог  исключения,  благо  становится  для  них неисключаемым  (можно смотреть коммерческий канал  круглые  сутки   без   какой-
то дополнительной платы).                                                                                                                                                       
        Эту же  ситуацию можн интерпретировать    и    иначе,  как  одновременную покупку   двух   разных  благ:   права приема  телепрограмм     (эта услуга  является    исключаемой,  нужно  заплатить  за  декодер  на  определенный срок)  и собственно времени   просмотра   (в рамках  данного срока время   просмотра неограниченно). Время   просмотра   выступает   в   роли   неисключаемого   блага,   если   только   не  вводится     повременная    оплата   просмотра,    что   вполне   возможно    в    случае  кабельного  телевидения.  
 

         8
          Общественные    блага,    как    и     большинство     других       общественных   товаров, требуют весьма  значительных  затрат  на  производство  и распределение,  которые   поэтому    обычно   не      вписываются       в     критерии      рыночной эффективности.  Тот факт, что частные   рынки не поставляют (или поставляют   слишком мало) общественных    товаров,    служит   основным    мотивом   для    многих    действий   государства.   Сколько   должно     тратить     государство    на производство и   распределение   общественных  благ предмет жарких  бюджетных  баталий парламентариев.    Так,   расходы на    оборону   составляют, не  секрет,  существенную  часть бюджетных расходов, формируемых главным  образом  за  счет    налоговых    поступлений    от     предприятий      и     населения (прямых  и косвенных).   
         Общественное     благо  -  оди    из    случаев    несовершенства    рынка,  когда необходимо   вмешательство государства.  Многие  экономисты  не  соглашались  с тем, что  государственное  вмешательство требуется  только в ситуации  с  чистыми (или близкими к чистым) общественными благами.  Одной из таких попыток стала теория достойных благ, выдвинутая Р. Масгрейвом в конце 1950-х г.г.
           В случае   общественных  благ  вмешательство  государства  необходимо   из-за неспособности   рынка  обеспечить  размещение    ресурсов   в   соответствии   с данными   индивидуальными   предпочтениями, что    предполагает   соблюдение   суверенитета    потребителя.    В   противоположность   этому   достойные    блага  представляют  собой случай,   когда  индивидуальные   предпочтения  не  считаются  более    заданными,    а   сами    являются    объектом    корректировки.    Достойные    блага     удовлетворяют    потребностям,      которые   общество считает    нужным  поддерживать,  и которые   у индивидов   не сформированы   должным   образом,   в  основном  из-за   неполной информативности, а также   из-за  того,  что «мы ленивы и не   любопытны».   Как   следствие,   индивиды    выбирают    меньший   объем потребления   этих   благ,  чем следовало бы.  В качестве   примеров   можно   привести    бесплатное     образование,   школьные   обеды   и   завтраки,  театры   и концертные   залы,     субсидируемое     жилье   для     малообеспеченных     семей.   Противоположный   случай  -  недостойные блага, потребление которых общество  считает нужным  ограничивать.  К ним относятся алкогольные напитки,  табачные  изделия,  наркотики т. п. 

 
        9
     Обоснование     нарушения   суверенитета   потребителя    в    указанных   случаях  требует   поиска  места  для  концепции  достойных  и  недостойных  благ  в   теории благосостояния.   Существует   три   ключевых   аргумента   в   пользу   полного или частичного    отказа    от    нормативного     идеала     следования     индивидуальным  предпочтениям.
         1.  Достойные блага могут обладать   некоторыми   свойствами   общественных благ  (примеры – образование и здравоохранение).
        2.  Считается,    что    при     определенных    условиях  информационная  часть населения   должна   влиять   на решения остальных индивидов      (образование,
здравоохранение,     защита    интересов    меньшинств,    контроль    над     продажей 
наркотиков и  т.п.).    В   случае   образовательных   программ,   например,  качество  выбора может   быть   улучшено   за    счет    делегирования   права   выбора   более информированному     специалисту     в   этой   области   (на  самом  деле  множеству специалистов). Индивидуальные   предпочтения  здесь принимаются во  внимание (при  выборе учебного  заведения, специальности),  но полное соответствие  им (или их  доминирование)  не  является  нормативной  целью. 
         3.   Идеал    суверенитета    потребителя    также    может    нарушаться     из-за агрессивной      рекламы    и   других   способов     воздействия    на   покупателя.     Рациональный  выбор может быть  нарушен  в ситуации риска и неопределенности  или  в результате недооценки  потребителем  отдельных  факторов. В частности,  будущее     потребление  люди      склонны      недооценивать   по  сравнению   с    сегодняшним,    а    ценность  общественных товаров и услуг может быть завышена, или например, занижена, как следствие крайне негативного отношения к уплате налогов.  
         Одна из интерпретаций теории  достойных   благ заключается    в принятии индивидами, как членами какого-либо  сообщества,  определенных ценностей этого сообщества,  даже  если  эти ценности  противоречат  предпочтениям индивида. Эта ситуация    отличается   от   схожего    случая    следования    моде,   когда    индивид  воспринимает  общественные  предпочтения  как  свои собственные.    Сознательное  принятие ценностей сообщества может   выразиться в   изменении потребления частных     благ     (например,    алкоголь)     или  отношения    к    финансированию общественных благ. Частные и общественные блага,  потребление  и  представление  
 

      10
которых  изменилось в соответствии с  ценностями  сообщества,  можно  считать  благами, имеющими особые достоинства, или их противоположностями,  если  речь  идет  о сокращении  потребления.  

  1.2.  Рыночные  и нерыночные  отношения по  производству  общественных   благ 

        Современное     производство     общественных    благ     осуществляется       в   системе взаимодействия  частного  и  общественного  секторов. В таких новых условиях   (в   отличие  от условий социалистического государственного хозяйства)  общественный   сектор  мыслим   только    как    партнер    частного    сектора,   в   значительной   мере обеспечивающий и опосредующий его развитие.
        Механизмы функционирования  общественного сектора, а также  производство    общественных      благ,       встроены       в    финансовую   и     институциональную    системы экономики.  Инструменты финансового   взаимодействия  общественного  сектора  с  частными   предприятиями   и   организациями  -   это  в  первую  очередь  налоги     и       государственные     расходы,      которые      довольно      интенсивно   приспосабливаются     (адаптируются)    к    новым    условиям    функционирования  экономики.  Финансовая  и институциональная системы экономики   не  могут быть  унаследованы  от   планового   хозяйства,  они существенно   трансформируются.
         Формирование новых  институтов в обществе  происходит   противоречиво  и под влиянием        многих     факторов:      исторических,       экономических      и    социально- политических.
         С    формированием    новой институциональной   среды   в   России    связано  множество     проблем,     которые     не     ограничиваются      простым      «сжатием»  государственного  хозяйства.  В  связи  с  этим  меняется,   прежде  всего,  структура и  механизм  расходования  общественных  средств.
         Надо   признать,  что аккумулирование ресурсов в распоряжении  государства сравнительно   легче   обеспечивается   в   плановом   хозяйстве,   чем   в    рыночной экономике.  Это благоприятствует  производству  общественных благ.
        Однако   надо    указать   на   два    обстоятельства,  в   силу    которых     при  значительных  масштабах  производства  общественных   благ в    социалистических    странах эффективность этого  производства  была  все  же  невысокой.
          Рассматривая      долговременные      тенденции      развития   общественного  
 

          11
сектора,      следует   заметить,       на  заре   промышленного    капитализма   его   удельный     вес    в    экономике был относительно  высок, затем он  существенно снизился,   но в зрелом   индустриальном   обществе   вновь  начал расти и достиг беспрецедентных   масштабов. В   ХХ  веке  удельный  вес  общественного  сектора  увеличивался    главным    образом   в  связи    с   тем, что   этот   сектор стал  обслуживать   широкие массы населения.   Значительно   больше  средств,    стало  затрачиваться       на        производство     общественных      благ,      а      также     на  перераспределительные  программы.
     Таким   образом,    главным    фактором    роста   производства   общественных  благ   является    повышение    эффективности   экономики   в   целом   (в   частности  повышение   ВВП   на   душу   населения).   Вместе   с   тем  рост  экономики  любой 
страны      в      значительной     степени    обусловлен    уровнем    развития     науки, 
здравоохранения, образования, т.е. уровнем инвестиций  «в человеческий  капитал».
     Существует     определенная     методология    определения     нерыночного   и рыночного секторов в странах с развитой  рыночной  экономикой.  Это методология Системы     национальных     счетов.     Согласно   СНС,    нерыночными    считаются институциональные   единицы,   которые     производят    продукты     и     услуги    и предоставляют их  потребителям   бесплатно   либо   по   ценам   значительно   ниже рыночных.  К этой  категории отнесены,  например,  некоммерческие   организации (такие, как профсоюзы или церковь), или учреждения,  финансируемые  в  основном  из    государственного    бюджета    (школы   или   больницы),    а    также   за  счет  добровольных   пожертвований,    других  трансфертов,  полученных  от  резидентов  национальной  экономики  или  из-за  границы. Нерыночные  единицы  могут  иметь  и   вполне   рыночные   доходы   от   своей   деятельности,   однако,  цель  получения  рыночных    доходов    не    определяет    тип    экономического    поведения    такого  учреждения. 
       Анализ    и   прогнозирование     развития    взаимосвязи      рыночных    и нерыночных    отношений    по     производству     общественных    благ      требует    специфического      инструментария.       Таким      инструментарием      располагает,      прежде всего,  неоинституциональная  теория:   зависимость    от   предшествующей  траектории  развития;  импорт  институтов; трансакционные  издержки,     связанные    со  спецификацией  и  размыванием  прав  собственности.
  

          12
         Переход   к   современной    смешанной   экономике,    центральное   место    в которой      принадлежит     рынку,     в   принципе,   предполагал     существенное    повышение эффективности  производства  не  только  частных,  но  и  общественных  благ.
          В   системе      взаимодействия      рыночных     и      нерыночных     отношений  эффективность     производства     общественных     благ     зависит:     от      успешно  развивающегося рыночного  сектора;  от  многообразия  форм  взаимодействия  двух  секторов;  от использования   общественным  сектором  эффективных   рыночных  элементов и стимулов.
          Когда речь  идет об общественных  благах,  связанных  с  производством  этих благ,    необходимо     перемещение   ресурсов   из   одних   отраслей   в   другие,  что
достигается  с  помощью  государственных  финансов.  
         Заключение  контрактов с   поставщиками   товаров,  в которых нуждалось государство,  всегда было важной  составной частью экономической  деятельности    в   общественном   секторе.   Например,  мебель, канцелярские  принадлежности и т.п. были лишь отдельными  элементами материальных  затрат,    необходимых     для     обеспечения   общественного      сектора   условиями      его   собственного функционирования.  Теперь    все     более    обычным становится  использование контрактов  для    замещения    общественного   сектора    частным      в     процессе     обслуживания    конечных  потребителей.
          Главным  критерием  эффективности  данной  формы взаимодействия  рынка  и   государства  является    отражение   в    контракте    интересов   потребителей.  В интересы  потребителей  общественных  благ  входят:  оптимальное количество,  качество  общественных  благ  при  минимальных  издержках.                                                     
        В     целом,    наибольшие    достижения     в   использовании       контрактации  наблюдаются   в   тех   областях,   где   наличествуют    выражаемые   требования  к качеству,  где   возможен   контроль   качества   с   высокой   степенью   надежности.  Например:     уборка    мусора,    услуги    пожарной    охраны,    поставка     питания пациентам больницы.   
       Таким  образом,  производство  общественных   благ  определяется  рыночными  и   нерыночными    отношениями   и   механизмами.    Во-первых,    финансирование  общественных    благ    осуществляется    за  счет  налогов,  взимаемых  в  рыночном   
 

         13
секторе.  Во-вторых,  удовлетворение  спр
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.