На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблема построения иерархии целей развития национальной экономики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение…………………………………………………………………………...3 

1 Национальная экономика и цели ее развития…………………………………5 

1.1 Роль государственного регулирования экономики в современных
условиях…………………………………………………………………...............5 

       Методология построения целей национальной экономики………………10
 
2 Показатели социально-экономического развития государства…………….15 

2.1 Понятие национального продукта, система национальных счетов………15 

2.2 ВВП, ВНП, их формы и методы измерения………………………………..18 

2.3 Показатели макроэкономического равновесия: индекс цен, занятости, продукта……………………………………………………………………….....22 

3 Особенности формирования белорусской модели национальной экономики………………………………………………………………………………….25 

Заключение……………………………………………………………………….36 

Список использованных источников …………………………………………..38 

Приложения……………………………………………………………………...40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ  
     

        Цель данной курсовой работы рассмотреть методологию построения целей развития национальной экономики государства и определить основные макроэкономические показатели, характеризующие ее. В связи с данной целью основной задачей работы является рассмотрение проблемы, которая стоит перед экономикой любого государства, суть которой заключается в том, что имеются неограниченные потребности населения в различных благах, но при этом ресурсы для их удовлетворения ограничены, ограничены размеры разведанных природных ископаемых, земельных угодий, финансовых ресурсов, ресурсов для труда и др. Задача состоит в оптимизации системы производства, при которой располагаемые ресурсы использовались бы наиболее целесообразно, когда при минимально возможных затратах получается максимально возможный результат.
        Таким образом, предметом данной работы является национальная экономика государства, а объектом – экономические отношения, возникающие между субъектами национальной экономики, то есть между домохозяйствами, предприятиями и государством.
        Актуальность изучения национальной экономики, иерархии ее целей и результатов функционирования отражается через ее сущность. Сущность национальной экономики состоит в том, что она представляет собой сложившуюся систему национального и общественного воспроизводства государства, в которой между собой взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны.
        Влияние на особенности национальной экономики оказывают исторические, культурные традиции, географическое положение государства, его роль в международном разделении труда и т. д. Все это влияет и на построение целей национальной экономики страны. Первоочередность одних целей и второстепенность других определяются в зависимости от ситуации, складывающейся в национальной экономике.
        Например, анализ современного состояния социально-экономического развития Республики Беларусь позволил выявить ключевые проблемы и факторы-ограничения экономического роста:
    Замедление динамики роста национальной экономики вследствие негативного воздействия на экономику Беларуси мирового финансового кризиса;
    Рост отрицательного сальдо внешнеторгового баланса и увеличение внешнего долга;
    Невысокая рентабельность и рост задолженности у большинства предприятий при большой налоговой нагрузке и значительных сверхнормативных запасах многих видов готовой продукции на складах;
    Недостаточный уровень развития инновационной сферы;
    Низкая эффективность отдельных секторов, отраслей экономики;
    Слабая развитость рыночных институтов и рыночной инфраструктуры, малого и среднего предпринимательства – незавершенность правовой базы инновационно-инвестиционной, экономической, в том числе предпринимательской деятельности, исходя из требований рыночной экономики;
    Недостаточное развитие банковской системы, корпоративного рынка ценных бумаг, инвестиционных фондов, финансовых, лизинговых, трастовых, страховых организаций и институтов финансового посредничества, что не позволяет в полной мере обеспечивать функционирование и развитие реального сектора экономики;
    Недостаточная обеспеченность топливно-энергетическими ресурсами и высокая энергоемкость выпускаемой продукции (около 85% энергоресурсов импортируется);
    Высокий уровень износа активной части основных производственных средств, который является одним из сдерживающих факторов-ограничений для выпуска современной конкурентоспособной продукции, востребованной на внутреннем и внешних рынках;
    Неразвитость мотивационных механизмов у предприятий и работников [1, с. 21].
        В связи с этим актуальность решения указанных проблем и преодоление ограничений экономического роста позволит обеспечить устойчивые темпы социально-экономического развития страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
       Таким образом, изучение национальной экономики определенного государства позволяет провести анализ ее экономического развития, места среди других государств по различным социально-экономическим показателям, уровня развитости конкретных отраслей промышленности и т.д.
        В. В. Леонтьев определяет национальную экономику как систему, способную к саморегуляции, состоящую из различных видов деятельности. Изучению национальной экономики посвящен ряд смежных с ней наук и учебных дисциплин: 1) экономика промышленности; 2) экономика строительства; 3) экономика сельского хозяйства; 4) экономическая теория.
        В данной работе используются  следующие методы экономической  теории: агрегирование, систематизация, анализ, синтез, научная абстракция, а также статистические данные.
        Методической базой работы явились труды зарубежных и отечественных экономистов: В.В. Леонтьева, который определяет смежные с национальной экономикой науки; работа Н.И. Базылева, С.П. Гурко используется при рассмотрении государственного регулирования; статья Я.М. Александровича, А.В. Богдановича из Белорусского экономического журнала –  при рассмотрении третьей главы, а также материалы работ Р. Бара, Р. Тинберенга о структурном анализе национальной экономики.
    НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ЦЕЛИ ЕЕ РАЗВИТИЯ
 
 
    1.1 Роль    государственного       регулирования   экономики в      современных условиях 
     

        Государство как рыночный субъект. Государство является основным институтом экономической и политической системы, который организует, направляет и контролирует совместную деятельность людей и их отношения между собой. По отношению к иным субъектам оно обладает определенным статусом, который и позволяет ему занимать особое место среди хозяйственных агентов. Во-первых, государство, обладая высшей и неограниченной властью на своей территории, выступает единственным субъектом рыночной экономики, требования которого обязательны для всех иных агентов. Во-вторых, это монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения. В данном случае речь идет о разработке норм, обеспечивающих стабильное функционирование рыночных структур. В-третьих, это монопольное право на взимание налогов и сборов с населения и предпринимательского сектора. Этот признак позволяет сделать вывод о "нерыночном" происхождении государственного дохода. Как известно, доход будет являться рыночным, если он создается и приумножается за счет участия субъекта в производстве, ведения хозяйства, дохода от средств, вложенных в банки и иные кредитно-финансовые учреждения, акции и другие ценные бумаги, и др. Если же исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий — как перераспределение части дохода домохозяйств и фирм в пользу государства. И, в-четвертых, государство является регулирующим субъектом. Роль государства в рыночной экономике — основная проблема экономической теории, которая порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих модификаций масштабов и инструментов государственного регулирования. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы вмешательства в экономическую систему.
        Место и роль государства во многом определяются его функциями, отражающими основные направления деятельности: правовой; воспроизводственно-технологической; антимонопольной; стабилизационной; прогностической; регулирующей.
        Правовая функция государства представляет собой своеобразный институт общественной жизни, призванный регулировать наиболее важные отношения между субъектами хозяйствования, которые требуют государственной охраны. Речь идет об оформлении статуса экономического агента, установлении норм и правил хозяйствования, формировании организационной структуры управления, регламентации отношений собственности, конкретизации правил создания и ликвидации предприятий и т.п.
        Воспроизводственно-технологическая функция обусловливает нормальный ход воспроизводственного процесса. Она сводится к созданию условий для обеспечения производства необходимыми ресурсами, для образования, обучения и жизни, а также к удовлетворению людей материальными и духовными благами. В качестве самостоятельных здесь заслуживают рассмотрения две подфункции — перераспределения доходов и ресурсов. Особая значимость этих вопросов обусловливается тем, что сам по себе рыночный механизм не в состоянии их разрешить и ввиду этого возникает потребность в их государственном регулировании.
        Как известно, в рамках рыночной экономики справедливыми признаются те доходы, которые получены в результате вложения факторов производства, размеры же доходов определяются эффективностью производственных ресурсов. Т.е. рынок обеспечивает высокую зарплату тем, кто имеет определенные способности в какой-либо сфере деятельности, получил хорошее образование и т.п. Те, кто владеет значительным капиталом или земельными площадями, будут получать больший доход. Однако в обществе всегда существуют люди, которые не обладают талантом, не получили приличного образования, у них нет огромного капитала. Следовательно, их доходы будут намного скромнее. Уровень этот может не обеспечить стандарта благосостояния. Кроме того, в любой экономической системе есть люди, не владеющие ни одним из перечисленных факторов производства (престарелые, дети, инвалиды и т.п.), им нечего продать на рынке факторов производства и, следовательно, они не получают дохода. Необходимо отметить, что занятые в производстве общественных товаров также не получают рыночных доходов, их содержит государство. Т.е. можно сделать вывод, что рынок влечет за собой значительное неравенство в распределении дохода или вообще не гарантирует его получения. Это и создает почву для вмешательства государства в экономическую систему. Осуществляется оно, во-первых, посредством трансфертных платежей; во-вторых, путем корректировки механизма ценообразования. Трансфертные платежи представляют собой движение средств от государства к домашним хозяйствам, не связанное с потоком товаров и услуг. Т.е. это пособия остронуждающимся, иждивенцам и инвалидам, безработным, выплаты пенсионерам и престарелым. Таким образом, посредством трансфертных платежей осуществляется передача доходов правительства тем, кто имеет его в незначительном размере или не имеет вообще. Примером корректировки государством рыночного ценообразования служит установление гарантированных закупочных цен для производителей сельскохозяйственной продукции или законодательство о минимальной заработной плате.
        Проблема перераспределения ресурсов предполагает, с одной стороны, ликвидацию последствий внешних эффектов, с другой — производство общественных товаров. Оба случая нарушают функционирование рыночной экономики, так как сама по себе она производила бы не соответствующее спросу количество товаров либо вообще не осуществляла бы производство общественно необходимых благ.
        Под внешним признается эффект производства или потребления блага, воздействие которого на третьих лиц, не являющихся ни покупателями, ни продавцами, никак не отражается в цене этого блага. Таким образом, проблема заключается в том, что внешний эффект не выражается в денежной форме и, следовательно, рынок не реагирует на него. В результате приходится вмешиваться государству, следствием чего становится переход от рыночного к псевдорыночному равновесию.
        Классическим примером отрицательного внешнего эффекта является загрязнение окружающей среды, вызывающее негативные последствия. В данном случае производители часть своих издержек переносят на население, издержки производства оказываются существенно ниже, т.е. кривая предложения фирмы не включает всех необходимых затрат. В результате равновесный объем производства оказывается больше оптимального, что вызывает чрезмерное потребление ресурсов в данном производстве. Для урегулирования проблемы непропорционального распределения ресурсов в результате наличия отрицательного внешнего эффекта государство может, во-первых, принимать законы, запрещающие или ограничивающие загрязнение. В данном случае нормы права вынуждают производителей нести дополнительные расходы на очистительные сооружения, уничтожение отходов и т.п.
        Во-вторых, оно вводит особые налоги. Как правило, они устанавливаются на уровне размера внешнего эффекта на единицу продукции.
Классическим  примером положительного внешнего эффекта  может служить сфера образования. Вмешательство государства может осуществляться в данном случае посредством стимулирования спроса (реклама); роста и предложения (путем субсидий); превращения предприятия в собственность государства и непосредственного управления.
        Производимые государством общественные товары должны удовлетворять коллективные потребности. Последние не могут быть выражены в денежной форме и, следовательно, не отражаются в спросе. Товар признается общественным, если он удовлетворяет определенным характеристикам:
        1) потребляется коллективно;
        2) его невозможно исключить от потребления;
        3) объемы индивидуального потребления равны между собой и равны совокупному предложению;
        4) производство обеспечивается государством.
        Основная проблема, с которой сталкивается государство, — как перераспределить ресурсы из производства частных благ в производство общественных. Наиболее очевидный способ — сокращение спроса на частные блага, что достигается посредством сокращения покупательной способности домашних хозяйств и фирм. Функцию перераспределения ресурсов выполняет налоговая система. Таким образом, налоги уменьшают спрос на рыночные блага, что вызывает уменьшение спроса на ресурсы, а высвобожденные факторы направляются в производство общественных благ.
        Функция защиты конкуренции в Законе Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренций" определяется как соревнование хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого влиять на общие условия реализации товаров на рынке и стимулируют производство необходимых потребителю товаров. Полной противоположностью является монополия, под которой понимается ситуация, когда количество продавцов на рынке невелико, что позволяет им оказывать влияние на объем производства, а следовательно, и на цену. Согласно кривой спроса на продукцию монополист может манипулировать объемом производства и ценой, что чаще всего приводит к снижению первого и росту второй. В результате ресурсы распределяются таким образом, что удовлетворяют интересы монополистов-производителей, а не цели общества, вызывают нерациональное распределение ресурсов.
        Для предотвращения последствий монополизации государство вмешивается в экономику, тщательно изучая рынки, рассчитывая для них коэффициенты концентрации и выявляя на этой основе конкурентные и монополизированные отрасли. Необходимо отметить, что государство должно придерживаться дифференцированного подхода к монополиям. В одних случаях преследуется цель сохранения в экономике зоны естественной монополии, в других — проведение жесткой антимонопольной политики.
        Основу государственной антимонопольной политики составляет соответствующее законодательство, представляющее собой совокупность правовых норм, призванных защитить и усилить конкуренцию, снизить возможность долгосрочного извлечения экономической прибыли.
        Стабилизационная функция представляет собой деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильности цен. Основная проблема здесь заключается в том, что для увеличения объема производства необходим рост совокупных расходов, обеспечить который рыночная экономика не в состоянии. В результате возможны две неблагоприятные ситуации: безработица и инфляция. Для достижения полной занятости государству следует увеличить совокупные расходы. Это возможно при увеличении собственных совокупных расходов и расходов частного сектора. Для их стимулирования необходимо снижение ставок налогообложения. В случае же инфляционной экономики у правительства возникает диаметрально противоположная цель — уменьшение расходов. Достигается это путем сокращения государственных закупок и увеличения налогов на частный сектор.
        Прогностическая функция определяет приоритетные ориентиры экономического развития, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития экономики; выявления тенденций и направлений движения, формирования механизма рыночного хозяйствования, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы. В ходе реализации указанной функции государство выполняет координирующую роль, что предполагает налаживание гибкой системы взаимодействия центра с экономическими и административно-хозяйственными структурами общества.
        Регулирующая функция — самая обширная и разносторонняя деятельность государства. При этом правительство преследует следующие цели: минимизацию негативных последствий функционирования рыночной экономики; создание правовых, финансовых, социальных основ функционирования рынка; обеспечение социальной защиты населения. Для достижения указанных целей оно использует прямые и косвенные методы, способствует формированию инфраструктуры, поддерживает сбалансированность экономики с помощью кредитно-денежных, ценовых, налоговых инструментов.
        Методы регулирования. Их можно подразделить на экономические и административные. Оба метода тесно взаимосвязаны, так как любой экономический метод несет в себе элемент администрирования, ибо является инструментом государственной власти, а значит, обязателен для исполнения всеми субъектами хозяйствования. Что же касается административных методов, то они носят экономический характер, поскольку сфера их действия — экономическая система. Вместе с тем экономические методы не сужают свободу выбора, представляя субъекту множество альтернатив для выбора лучшего решения. Что же касается административных методов, то они сводят выбор до минимума или вообще устраняют его. Это происходит в системах, которые приобретают черты авторитарности и тотальности. Однако не стоит считать, что в рамках рыночной экономики применение административных методов нерационально. Существуют определенные области, где их использование укрепляет совершенную конкуренцию. Это контроль за исполнением антимонопольного законодательства; регулирование внешних эффектов (закрытие предприятий, сокращение объема производства, введение особых налогов); обеспечение стандартов благосостояния нации (минимум зарплаты, пособия по безработице и т.п.).
        Экономические методы включают в себя бюджетно-налоговые и кредитно-денежные. К первым относят государственные расходы, налоги, льготы, трансфертные платежи, субсидии, т.е. те выплаты, которые осуществляются на базе государственного бюджета. Кредитно-денежные методы регулирования включают эмиссию денежных знаков, регулирование ставки межбанковского процента, операций на открытом рынке, использование нормы обязательных резервов, а также валютного курса. Рассмотрим некоторые из них более подробно. Из трансфертных платежей наиболее распространены дотации и субсидии, они предполагают одностороннее движение денег, не связанное с производством или оплатой товаров и услуг. Основное отличие субсидий от дотаций заключается в том, что субсидирование осуществляется строго под определенные цели, а дотации представляют собой финансовую помощь для покрытия убытков.
       Наиболее распространенным методом являются налоги. А, как известно, инвестиции являются основой для развития национальной экономики и решения социальных проблем. Налоговая система влияет не только на экономические и социальные процессы на макро- и микроуровне, но и на материальное и социальное положение граждан страны. Механизм этого влияния показан на рисунке:


 


 

 


 
 

Рисунок 1 – Механизм влияния налоговой системы на социальные процессы 

        Из него следует, что налоговая система влияет на материальное и социальное положение граждан страны в позитивном и негативном плане.
        Анализ административных методов регулирования экономики позволяет выделить в них две самостоятельные группы: административно-экономические и административно-организационные. Первые включают в себя централизованное планирование, механизм ценообразования, систему госзаказов и т.п. Т.е. по сути эти методы представляют собой попытку наполнения администрирования конкретным экономическим содержанием. Что же касается административно-организационных методов, они включают указы, приказы, распоряжения, предписания и т.п., имеющие обязательный характер и предусматривающие определенные санкции за их невыполнение. Примером могут служить случаи расформирования фирм, уличенных в систематическом использовании методов недобросовестной конкуренции и прошедших судебный процесс по указанному факту.
        Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод, что в странах с рыночной экономикой как административные, так и экономические методы являются неотъемлемой частью экономической системы. Действенность их использования определяется конкретной исторической и хозяйственной ситуацией, а также приоритетными целями развития [2, с. 393 - 401]. 
 

        Методология построения целей национальной экономики
 
 
         Понятно, что устойчивость структуры национальной экономики весьма относительна. Многообразие внешних и внутренних факторов, воздействующих на нее, способствует непрерывной модификации этой структуры. Национальную экономику можно более полно проиллюстрировать через ее цели.
        1. Главной и определяющей целью макроэкономического развития является экономический рост. Чем больше товаров и услуг будет произведено и экономике, тем выше уровень жизни населения. Растущая экономика обладает большей способностью удовлетворять новые потребности. Следствием экономического роста страны становится сглаживание социальных, политических, национальных противоречий. Растущая экономика характеризуется приростом годового национального объема производства, который может использоваться не только для эффективного удовлетворения потребностей, но и для разработки социальных или научно-технических программ. Если растет общественное производство, то в условиях ограниченности ресурсов не приходится решать дилемму: либо повышать уровень потребления, либо бороться с бедностью и загрязнением окружающей среды. Растущее производство позволяет осуществлять и то, и другое. Таким образом, экономический рост облегчает решение проблемы ограниченности ресурсов.
Факторами экономического роста  являются:
    природные ресурсы (необходимо наиболее полное их извлечение и комплексная переработка);
    трудовые ресурсы (повышение уровня образования, улучшение здоровья, совершенствование организации труда);
    основной капитал (оборудование предприятий, транспортные средства и т.п.);
    научно-технический прогресс;
    совокупный спрос.
        2. В любой национальной экономике решается проблема обеспечения высокого уровня занятости. Работа необходима каждому, кто желает этого и способен работать. Труд должен оплачиваться соответственно произведенному продукту. Однако это не означает, что в стране не может быть свободной, не занятой в производстве рабочей силы. Иначе производство работало бы на границе своих возможностей, и не было бы резервов для структурной перестройки народного хозяйства, развития научно-технического прогресса. Кроме того, полная занятость всегда является причиной чрезмерно высокого платежеспособного спроса населения, что порождает рост цен, а соответственно, и инфляцию. В силу этого занятость должна поддерживаться на естественном уровне. Это в среднем 5 — 6% безработных, составляющих добровольную (фрикционную) безработицу, связанную с поиском и ожиданием работы, и структурную безработицу, связанную с изменением технологии производства. Если занятость поддерживается на естественном уровне, это означает, что существует полная занятость.
        3. Экономическая эффективность является третьей целью макроэкономики. Учитывая, что ресурсы любой национальной экономики ограничены, их следует использовать эффективно. Эффективное производство развивается с минимальными затратами, усилиями и потерями. Рост экономической эффективности проявляется в сокращении затрат на единицу продукта или в увеличении продукта на прежнюю величину затрат. Эффективно все то, что в наибольшей мере способствует оптимальным темпам экономического роста. По тому, какую отдачу дают факторы производства (труд, земля, капитал, предпринимательская способность), можно судить о правильности и разумности принимаемых хозяйственных решений. Главным и обобщающим показателем роста экономической эффективности производства в национальной экономике является прирост национального дохода на душу населения. Соизмерение темпов прироста национального дохода позволяет выбрать оптимальные варианты решения экономических проблем. Чтобы добиться эффективности, ситуация в стране должна приближаться к такой, когда любое увеличение выпуска какого-либо продукта будет приводить к сокращению производства другого.
         4. Следующим целевым ориентиром макроэкономического развития является стабильный уровень цен, означающий отсутствие резких скачков в их динамике. Следует иметь в виду, что общий уровень цен — новая категория, отличная от цен на микроуровне. Этот показатель отражает стоимость широкого ряда разнообразных товаров и услуг в разные моменты времени. В экономике должна действовать устойчивая тенденция формирования цен, основывающихся на равновесии спроса и предложения товаров. В условиях острого дефицита, при значительном повышении спроса складывается высокий уровень цен. В этом случае возникает ценовой диктат со стороны поставщиков, снижается покупательная способность денег, развиваются инфляционные процессы. В условиях перепроизводства складывается низкий уровень цен. В результате снижаются стимулы к развитию производства, его обновлению на основе научно-технического прогресса.
        5. Экономическая свобода — и цель, и принцип макроэкономики. Ее определяют три основных вопроса: что, как и для кого производить. Это свобода предпринимательской деятельности и профессии, свобода перелива капиталов и экономической информации, технологических способов ведения производства, передвижения трудовых ресурсов из одной отрасли в другую. Свобода каждого потребителя выбирать и покупать материальные блага и услуги в соответствии со своими вкусами и предпочтениями. Однако экономическая свобода не означает, что у нее нет границ. Предпринимательская деятельность, например, ограничена спросом на те или иные виды продукции и размерами имеющегося капитала. Перелив капиталов ограничивается различными препятствиями вступления в отрасль. Свободу каждого потребителя ограничивают доходы. Поэтому точнее было бы сказать, что целью макроэкономики является расширение границ экономической свободы, естественно, до оптимального уровня.
         6. Справедливое распределение доходов — также важная цель экономики. Люди от природы наделены неодинаковыми способностями. Они растут в разных обстоятельствах и социальном окружении, владеют различным количеством капитала и ресурсов. Эти исходные условия порождают различия в доходах. С течением времени, в зависимости от эффективности бизнеса, приобретенной профессии, оплаты труда и других обстоятельств, доходы еще более дифференцируются. В результате кто-то зарабатывает очень скромные суммы, тогда как другие имеют доходы, во много раз превышающие доходы остального населения. Ситуация абсолютного равенства доходов невозможна — это означало бы «уравниловку». Задача справедливого распределения доходов состоит в том, чтобы ни одна группа населения не пребывала бы в крайней нищете. Реализовать ее можно через разнообразные программы безвозмездных социальных выплат (пособия на детей и профессиональную подготовку, льготное кредитование и дотации на переориентацию производства, эффективное налогообложение). Следует иметь в виду, что распределение доходов имеет тенденцию становиться более справедливым и равномерным по мере развития общего благосостояния страны. Важно избежать при этом как чрезмерной дифференциации в уровне жизни, так и «уравниловки».
         7. Дополняет предыдущую цель экономическая обеспеченность, касающаяся только определенной части населения — нетрудоспособных граждан: хронически больных, инвалидов и т.п. В поддержке этих категорий граждан особую роль играет социальное страхование и государственная помощь. Государство предоставляет этим лицам страховой доход — субсидии, направленные на обеспечение минимального уровня жизни. Они получают и различные виды натуральной помощи — бесплатную медицинскую помощь, талоны на питание и одежду. Источником этих средств являются налоги с заработной платы, прибылей и других доходов трудоспособного населения.
        8. Все более актуальной становится задача поддержания равновесия взаимодействия с окружающей средой. Должное качество жизни нынешнего и будущего поколений может быть обеспечено только в чистой экологической среде. Однако накопление громадных производственных мощностей, погоня за максимальной выгодой любыми средствами подвели человечество к крайней границе давления на природу. В результате возникла опасность экологической катастрофы. Развитие хозяйства теперь подпадает под действие не только законов собственно производства, но и законов сохранения экологического равновесия. В этих условиях возникла необходимость изменения отношения общества к природе на основе новой стратегии НТП и социального развития, выработки новых социальных ценностей и ориентиров для выживания. Производство должно осуществляться на основе ресурсосберегающих, природно-защитных, безотходных технологических систем. Эта цель является важной не только для национальных экономик, но и мирового сообщества в целом.
        9. Увеличение свободного времени как основа гармоничного развития личности. Свободное время — один из обобщающих показателей уровня жизни страны, объема потребностей населения, поскольку в величине и структуре свободного времени отражаются все моменты, связанные с материальным благосостоянием и культурным уровнем людей. Важным является вопрос о целесообразном, рациональном использовании свободного времени. Оно выступает условием роста производства, так как свободная деятельность и развитие — основа для формирования высококвалифицированной рабочей силы.
        10. Поддержание равновесного внешнеторгового баланса. Каждая страна, участвуя в международном разделении труда, экспортирует и импортирует продукцию и услуги. Для равновесия в макроэкономике необходим баланс между экспортом и импортом. Это возможно на основе свободной продажи на внутреннем рынке товаров других стран и отечественных товаров на рынке других стран. Такое равновесие обеспечивает стабильный обменный курс национальной валюты.
        Таким образом, цели национальной экономики определяют государственную экономическую политику, которая должна базироваться на четком выявлении оптимальных приоритетов развития и сочетании перечисленных целей. Методология построения иерархии целей социально-экономического развития зависит от ситуации, складывающейся в национальной экономике. Например, первоочередными могут стать задачи экономического роста, полной занятости, а второстепенными — достижения стабильного уровня цен. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО        РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА 
     

    2.1 Понятие национального продукта и система национальных счетов 
     

        Результатом функционирования национальной экономики являются все товары и услуги, созданные в данной стране за определенный период времени, т. е. национальный продукт (НП). Показатели объема НП, их динамика являются чутким барометром, отражающим состояние "здоровья" экономики, показывающим результативность действий правительства по повышению ее эффективности.
        В разных национальных экономиках, относящихся к разным экономическим системам, существуют разные методы определения объема НП. В странах с рыночной экономикой его объем определяется по системе национальных счетов (СНС) во всех отраслях народного хозяйства. В странах с централизованной планово-регулируемой экономикой принято подсчитывать НП, производимый только в отраслях материальной сферы.
        СНС представляет собой определенный способ упорядочения информации об экономических операциях, совершаемых хозяйственными субъектами в процессе общественного воспроизводства.
        СНС изучает и фиксирует процесс создания, распределения и перераспределения национального продукта и национального дохода стране. Посредством национального счетоводства можно определить макроэкономические показатели состояния экономики за разные промежутки времени, чтобы на основе этой информации определить степень достижения целей национальной экономики, выработать экономическую политику, провести сравнительный анализ потенциалов различных стран. Целью изучения макроэкономических показателей, которые входят и в СНС, является создание конкурентной экономики, основные составляющие которой это:
 


 






       
Рисунок 2 – Составляющие конкурентоспособной  экономики
        Особенностью СНС является ее всеохватывающий характер.
        Во-первых, она учитывает деятельность всех участников производства материальных благ и оказания услуг: органов государственного управления, армии, лиц свободных профессий, наемной прислуги; владение жильем и т.п.
Во-вторых, СНС содержит показатели, которые  в обобщающем виде описывают все экономические операции, все стадии экономического процесса, все активы и пассивы производственного процесса.
        В СНС изучаются операции между субъектами национальной экономики. К экономическим субъектам (агентам) национальной экономики и СНС относят хозяйственные единицы, совершающие экономические операции с материальными или финансовыми активами. Экономические агенты группируются в шесть секторов:
        1) производственные фирмы и предприятия, выпускающие товары и оказывающие услуги (кроме финансовых), или нефинансовые предприятия. В этот сектор входят государственные предприятия, частные компании, кооперативы, акционерные общества и др. фирмы, выпускающие продукцию или оказывающие услуги. Кроме того, сюда включают, самостоятельных работников (частные врачи, юристы и др.), предпринимателей;
        2) финансовые учреждения и организации - коммерческие банки, страховые компании, пенсионные фонды и другие юридические лица, занимающиеся посреднической деятельностью в области финансов между сберегателями и инвесторами, аккумулирующие временно свободные капиталы владельцев домашних хозяйств и юридических лиц и предоставляющие им ссуды;
       3) государственные учреждения, оказывающие услуги, которые не являются объектом купли-продажи. Это такие учреждения, как органы государственного управления;
        4) частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства. Основная особенность их деятельности в том, что она не финансируется и не контролируется государством. К ним относятся различные общественные фонды, партии, профсоюзы, ассоциации, религиозные организации;
        5) домашние хозяйства. К ним относятся собственно домашние хозяйства и коллективы лиц, выполняющие экономические операции для обеспечения своей жизнедеятельности (солдаты, заключенные и др.);
        6) все экономические агенты за границей, осуществляющие операции с субъектами внутри данной страны.
        Операция между субъектами представляет собой экономическое действие по взаимному соглашению между институциональными единицами (субъектами) с целью создания, передачи, обмена, преобразования или ликвидации экономической стоимости. Следует различать операции между институциональными единицами и внутри них.
        В СНС выделяются следующие виды операций между субъектами:
         1) с материальными благами и услугами, охватывающие экономические процессы производства и распределения, материальных благ и услуг. Это операции по производству, импорту, инвестициям и др., отражаемые на счетах производства, потребления и капиталообразования в форме таких показателей, как продукция, потребление, валовые капвложения и др.;
        2) по распределению доходов между секторами (зарплата, дивиденды и);
       3) финансовые операции (операции с ценными бумагами, валютой).
       К операциям внутри институциональных единиц относятся, например, строительство жилого дома, производство автомобиля, выпечка хлеба, выдача банком ссуды.
        СНС представляет собой свободные таблицы, в которых отражаются имеющиеся ресурсы и направления их использования. Каждый ресурс имеет своего продавца и покупателя, поэтому операция записывается 2 раза: первый раз как актив продавца, а второй - как актив покупателя.
        Современная СНС состоит из трех взаимосвязанных блоков. Первый дает возможность сопоставить инвестиции и сбережения и дать количественную оценку созданию, распределению и конечному использованию НД. Второй предназначен для анализа создания и распределения продукта между отраслями, отображаемого в таблицах "затраты - выпуск". Третий блок представляет собой счет потоков фондов и отражает движение финансовых активов в виде покупок и продаж на денежном рынке.
        Основные макроэкономические показатели - совокупный общественный продукт (СОП), валовой общественный продукт, НД.
        Весь продукт, созданный в материальном производстве за определенный период (обычно за год), называется совокупным общественным продуктом. Он создается в первичных производственных звеньях национальной экономики: на предприятиях, стройках, в колхозах и совхозах.
        Выделяют натуральную и стоимостную формы совокупного общественного продукта. В натуральной форме он представляет собой средства производства и предметы потребления. По стоимости совокупный общественный продукт делится на стоимость средств производства, перенесенную на готовый продукт (амортизационные отчисления и материалы), и вновь созданную стоимость, или НД. Стоимостное выражение совокупного общественного продукта может быть рассчитано по формуле: 

                                                  СОП = СП + НД,                                                  

где СП - перенесенная стоимость средств  производства;
НД - национальный доход.
         Совокупный общественный продукт выступает в форме валового общественного и конечного продуктов.
         Валовой общественный продукт представляет собой совокупность продуктов отдельных предприятий, поступающих через экономический оборот в сферу потребления. Поскольку валовой общественный продукт состоит из продукции отдельных предприятий, связанных между собой разделением труда, он неизбежно включает в себя повторный счет. Одна и та же продукция, например сырье, заготовки, комплектующие детали и узлы, и другие изделия, передается другим предприятиям для производства их продукции и поэтому ее стоимость учитывается неоднократно в стоимости валового общественного продукта. Чтобы получить достоверную величину НП, надо избавиться от повторного счета, а для этого нужно подсчитать все материальные затраты в производстве один раз.
        Валовой общественный продукт, очищенный от повторного счета, называется конечным продуктом. Конечный продукт - это часть стоимости валового общественного продукта, используемая на цели потребления населения, восстановление потребленных в течение года средств производства и накопление. По натурально-вещественному составу конечный продукт включает созданные в течение года предметы потребления, средства труда и ту часть предметов труда, которая используется для резервных, страховых и переходящих запасов, а также продукцию на экспорт. 
 

    2.2 Валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт. Их формы и методы измерения 
     

        Для измерения НП в СНС служат различные макроэкономические показатели: ВВП, ВНП, НД, чистый национальный продукт (ЧНП). Например, в США и Японии в качестве основного показателя используют ВНП. Сущность и порядок расчета ВНП достаточно подробно излагаются в переводных американских учебниках по макроэкономике. В других странах, в том числе и в РБ, в соответствии с рекомендациями статистической службы ООН основным показателем является ВВП. Количественные различия между ВВП и ВНП незначительны.
         ВВП - основной макроэкономический показатель, применяемый во всем мире для определения темпов развития производства, характеристики структуры народного хозяйства и многих важных макроэкономических пропорций. Широко используется для международных сопоставлений относительных уровней экономического развития различных стран и регионов мира.
        ВНП - это общая рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране в течение года. Величина ВНП определяется методом конечного использования, который определяет суммирование затрат всех экономических субъектов на приобретение вновь созданных конечных товаров и услуг. Рассчитанная таким образом величина ВНП равна сумме расходов на потребление, инвестирование, государственные закупки и чистый экспорт.
        Различают «потенциальный» и «фактический» ВНП: потенциальный характеризует национальный объем производства, достигаемый в условиях полной занятости; фактический - объем производства, осуществляемый в условиях циклической безработицы.
        ВВП - обобщающий показатель результатов производства товаров и услуг. Он измеряет в ценах конечного покупателя стоимость конечных товаров и услуг,произведенных на территории данной страны за тот или иной период.
        В самом общем виде ВВП представляет собой совокупную стоимость всей произведенной в народном хозяйстве данной страны конечной продукции за год.
        Есть три метода исчисления ВВП: производственный, распределительный, конечного использования.
        Производственный метод состоит в исключении из стоимости всех произведенных товаров и услуг той их части, которая была израсходована в производстве.
        В соответствии с производственным методом исчисления ВВП есть сумма добавленных стоимостей всех производителей товаров и услуг данной страны. Добавленная стоимость - это стоимость, созданная в процессе производства, поэтому в нее не включается стоимость потребленного сырья и материалов. Чтобы определить денежную величину добавленной стоимости, из объема продаж фирмы нужно вычесть стоимость материалов и комплектующих, купленных у поставщиков.
        Таким образом, продукт, созданный на одном предприятии и потребленный на другом, имеет значение только для оценки работы этих предприятий. При суммировании всей добавленной стоимости продукции по всем отраслям народного хозяйства промежуточный продукт исчезает. Остаются только те блага и услуги, которые предназначены для конечного потребления, т. е. конечный продукт.
        Добавленная стоимость отдельной фирмы представляет собой стоимостную оценку работы фирмы. Это вклад работников фирмы в общую величину стоимости НП. Чтобы рассчитать суммарный ВВП, нужно сложить все стоимости, добавленные всеми производителями данной страны.
        ВВП, рассчитанный по производственному методу, кроме суммы добавленных стоимостей включает в себя и чистые косвенные налоги. В СНС это налоги на производство и импорт. Они представляют собой разницу между суммой всех налогов на производство и импорт, уплаченных предприятиями, и субсидиями, полученными ими от государства.
        ВВП должен учитывать всю выпускаемую продукцию, но часть ее не продается на рынках и поэтому с трудом поддается оценке. Это ремонт квартиры ее владельцем, домашняя работа по стирке, уборке, приготовлению пищи, все виды самообслуживания. Существует также "теневая экономика": незаконные доходы от выпуска "левых товаров", самогоноварения, продажи наркотиков и т. п. Объем "теневой экономики" достигает значительных размеров ВВП: от 3 до 25%. Эта часть ВВП подсчитывается приблизительно и образует условно начисленную стоимость.
        Нужно также учитывать, что в ВВП входит стоимость товаров, произведенных только за определенный период. Сделки с уже существующими активами, например домами, не включаются в ВВП, т.к. они не являются результатами текущего производства. Вместе с тем если дом построен в этом году, то его стоимость целиком учитывается в ВВП этого года.
        Расчет ВВП по распределительному методу требует рассмотреть поток доходов владельцев факторов производства.
        Совокупный доход в экономике, получаемый владельцами факторов производства, называется валовым внутренним доходом. Если к валовому внутреннему доходу, представляющему собой сумму первичных доходов, добавить сальдо факторных доходов из-за границы, то получим показатель - валовой национальный доход.
        Различают два вида доходов: трудовой доход и доход на собственность. Основную часть трудовых доходов составляет заработная плата.
        Доходы на собственность, или предпринимательские, включают в себя:
        1) рентные доходы - доходы от передачи прав (на землю, патенты);
        2) прибыль от вложения собственного капитала в свои предприятия;
        3) прибыль корпораций - доход на капитал (оборудование, здания);
        4) чистый процентный доход - выплаты бизнеса и внешнего мира фирмам и хозяйствам данной страны за предоставленные кредиты.
        В анализе движения доходов принято различать следующие фазы: образование доходов, первичное распределение, перераспределение, формирование конечных (располагаемых) доходов, использование располагаемых доходов для финансирования конечного потребления и сбережения.
         Располагаемый доход - это доход, поступающий домашним хозяйствам. Однако валовой национальный доход поступает в распоряжение домашних хозяйств не весь, т.к. его отдельные элементы исключаются из выплат этих хозяйств. Вместе с тем некоторые виды доходов, поступающие домашним хозяйствам, не включаются в валовой национальный доход, но они должны быть добавлены к нему.
        Следует, что валовой располагаемый доход рассчитывается по формуле: 

ВРД = ВНД - доходы корпораций + дивиденды по акциям +
проценты  правительства + непроцентные трансферты - налоги 

         Валовой располагаемый доход тратится на потребительские расходы домашних хозяйств - суммарные затраты домашних хозяйств на товары и услуги. Они составляют до 90% ВРД. Остаток валового располагаемого дохода представляет собой национальные сбережения.
        Сбережения - та часть ВРД, которая идет на накопления. Сбережение осуществляется путем покупки ценных бумаг, приобретения недвижимости или драгоценностей, а также помещения денег на депозит в банке. Доля личных сбережений валового располагаемого дохода называется нормой личных сбережений. В разных странах она различна: в Италии - примерно 22%; Японии - 18 и в США - до 4%.
        ВВП может определяться по методу конечного использования. Как уже отмечалось, ВВП можно рассматривать как сумму конечной продукции. В данном случае ВВП выступает как совокупная стоимость производства конечных товаров и услуг, которую можно определить как сумму покупок этих товаров и услуг или сумму расходов субъектов национальной экономики на конечное потребление.
        Поток расходов включает:
        1) расходы домашних хозяйств, составляющих наибольшую часть расходов в экономике. Эти расходы есть потребление домашних хозяйств;
        2) расходы фирм на товары и услуги. Это расходы двоякого рода. Фирмы закупают физический капитал (оборудование, транспорт, здания), товары для поддержания производственных запасов с целью обеспечения нормального ритма производства. Обе формы представляют собой расходы на инвестирование и обозначаются символом. Различают валовые и чистые инвестиции. Валовые инвестиции (ВИ) - общее количество всех станков, зданий, другого физического капитала, проданного в данном году. Если из валовых инвестиций вычесть ту их часть, которая пошла на замену износившихся зданий и оборудования (амортизационные отчисления - АО), то мы получим чистые инвестиции (ЧИ). Таким образом: 

ЧИ = ВИ – АО 

         3) расходы правительства на покупку товаров (танков, самолетов, и др.) и услуг военных и гражданских служащих.
        4) расходы внешнего мира, или чистый экспорт. Чистый экспорт - это разница между экспортом и импортом данной страны. Если экспорт больше импорта, то чистый экспорт положительный. Если импорт больше экспорта, то чистый экспорт имеет отрицательное значение.
        Кроме ВВП в макроэкономике применяется другой показатель объема национального продукта - валовой национальный продукт. Различия между ВВП и ВНП незначительны.Они заключаются в разном подходе к их расчету.
        При определении ВВП используется так называемый территориальный принцип, в соответствии с которым ВВП создается внутренними для данной страны факторами производства независимо от того, кто ими владеет. ВНП же измеряется по национальному принципу, т. е. по стоимости продукции, произведенной факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны, независимо от территории, где они находятся.
        Таким образом, чтобы получить ВНП, к ВВП нужно добавить разницу между поступлениями от факторов производства (факторными доходами) из-за границы и факторными доходами нерезидентов в данной стране. (Резидентами называются все лица, проживающие на территории данной страны, кроме иностранцев, приезжающих в нее на срок менее года). Например, после расчета ВВП республики за определенный период к нему нужно добавить факторные доходы от белорусских компаний, находящихся в других странах, и вычесть доходы компаний других стран, находящихся на территории РБ. Количественное различие между ВВП и ВНП незначительно и в развитых странах не превышает 2% ВВП. Для Беларуси оно еще меньше, т.к. сальдо заграничного производства представляет незначительную величину по отношению к объему ВВП.
        Стоимостная оценка НП невозможна без учета уровня цен. При текущей оценке НП используются рыночные цены, сложившиеся на момент оценки. Однако часто возникает необходимость сравнения объемов НП, произведенного за разные промежутки времени. В этом случае нельзя применять рыночные цены, т.к. они, особенно в условиях инфляции, могут существенно отличаться в начале и конце временного интервала. Поэтому невозможно сделать вывод, на основе чего произошел рост НП, - увеличения объема производства или увеличения роста цен. Для проведения достоверного макроэкономического анализа используют базовые, а также сопоставимые (неизменные) цены. С этой целью рассчитывают специальные индексы цен - дефляторы ВНП. Номинальными макроэкономическими показателями являются показатели, измеряемые в текущих ценах, реальными - в базовых. Так, номинальный ВВП равен объему конечного производства товаров и услуг, измеренному в ценах текущего года. Реальный ВВП - это то же количество товаров и услуг, измеренное в неизменных ценах базового года. Если мы разделим номинальный ВВП на реальный, то получим дефлятор ВВП. Он позволяет измерить изменение среднего уровня цен по сравнению с базовым годом, т. е. величину инфляции в стране. 
 

    2.3 Показатели макроэкономического равновесия:  индекс цен, занятости, процента 
     

        Экономика может находиться в равновесном или неравновесном состоянии. Формами проявления равновесия являются, например, равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением, между совокупными доходами и совокупными расходами, равновесие между спросом и предложением рабочей силы. Как правило, для национальной экономики характерно макроэкономическое равновесие. В оценке равновесия национальной экономики особое значение имеют уровень цен, уровень занятости и ставка процента.
        Измерение уровня цен необходимо, во-первых, для диагноза состояния экономики страны, а во-вторых, для сопоставления стоимости объемов производства (ВВП), поскольку последний измеряется в денежном выражении. Конъюнктура цен определяется через индекс цен, выражающий относительное изменение среднего уровня цен за определенный период. Это соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых рыночной корзиной для данного временного периода, и совокупной ценой идентичной либо сходной группы товаров и услуг в базовом периоде.
        Индекс цен является показателем, взвешенным на постоянной основе, поскольку состав рыночной корзины фиксируется на уровне года, принятого за базисной. То есть здесь не принимаются во внимание изменения в наборах товаров, входящих в потребительскую корзину, не учитывается и изменение качества этих товаров. Таким образом, индекс потребительских цен (ИПЦ) равен: 

ИПЦ = (цена “рыночная корзина” в данном году :
: цена “рыночной корзины” в базисном году) * 100% 

        Существует несколько видов индекса цен: а) индекс цен потребительских товаров; б) индекс цен товаров промышленного назначения; в) дефлятор макроэкономических показателей, сравнивающий реальные и номинальные величины ВНД, ВВП, ВНП и др.
        Основными индексами цен потребительских товаров являются:
    Индекс Ласпейреса – показывает, во сколько товары базисного периода подорожали/подешевели из-за изменения цен в отчетном периоде:
 
    Ip =    ?p1q0   ,
           ?p0q0 

где ?p1q0 –стоимость продукции, реализованной в базисном периоде по ценам отчетного периода;
?p0q0 – фактическая стоимость продукции в базисном периоде.
    Индекс Пааше – на сколько подешевели или подорожали товары
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.