Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Построение и развитие системы социального партнерства бизнеса и власти

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ВВЕДЕНИЕ 
 

     Зарождение  социального партнерства было обусловлено  необходимостью разрешения конфликтов между наемными работниками и  работодателями. Партнерство начало создаваться путем поиска путей  разрешения конфликтов на основе согласования интересов и достижения компромисса между конфликтующими сторонами. Актуальность регулирования социально-трудовых отношений возрастала по мере развития капиталистического товарного производства, когда в качестве субъектов трудовых отношений оформились собственники средств производства и наемные работники, вынужденные продавать свою рабочую силу в целях существования.
     По  мере развития капиталистических отношений  и ужесточения требований к наемным  работникам рабочие начали объединяться и выдвигать требования не только к работодателям, но и к государству. Государство, в свою очередь, вынуждено было издавать соответствующие законы, отражающие интересы не только капитала, но и наемных работников.
     В настоящее время в России по-новому начинает осмысливаться сущность и  потенциал социального партнерства, его роль в повышении эффективности и устойчивости экономического развития. Обусловливается это пересмотром трактовки «социального партнерства» исключительно как механизма регулирования социально-трудовых отношений на предприятиях, расширением масштабов его реализации в рамках региональной и национальной экономики. Кроме того, на развитие социального партнерства влияет институционализация концепции «корпоративной социальной ответственности», основой которой является многоаспектный учет интересов и ожиданий различных групп «заинтересованных» в развитии бизнеса сторон (стейкхолдеров).
     В современном понимании социальное партнерство предстает как оптимально организованная и эффективная модель взаимодействия и согласования интересов  органов государственной власти и бизнеса в целях создания условий для развития общества, основными критериями которого являются улучшение качества жизни населения, инновационный рост и экологическое благополучие.
     Таким образом «социальное партнерство», в том смысле, который в него вкладывают сейчас, относительно молодая категория понятий, которая требует тщательного изучения и осмысления его функций.
     В связи с этим, получение и распространение знаний о социальном партнерстве органов власти и бизнеса становятся все более актуальными,  как с научной, так и с практической точек зрения.
    Объектом  исследования является процесс социального  партнерства власти и бизнеса.
    Предметом исследования выступают экономические, социальные и институциональные отношения, возникающие в процессе социального партнерства органов власти и бизнеса.
     Цель анализа состоит в развитии теоретических положений и разработке практических рекомендаций по построению и развитию системы социального партнерства бизнеса и власти.
     В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
     – выявить выгоды бизнеса и власти от социального партнерства;
     – определить функции региональных властей и регионального бизнеса в реализации социального партнерства;
     – исследовать принципы социального партнерства;
     – определить направления совершенствования взаимодействия органов власти региона и бизнеса.
 

      РАЗДЕЛ 1. ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ 
 

     Содержание  категории «социальное партнерство» определяется как взаимодействие, взаимовыгодное сотрудничество различных социально-экономических институтов, организаций, субъектов хозяйствования с целью оптимизации социально-экономического прогресса общества1.
     Таким образом, социальное партнерство предстает  как способ сотрудничества, форма  органичного взаимодействия многообразных субъектов социально-экономических отношений, которые позволяют им свободно выражать свои интересы в контексте поиска цивилизованных, и главное, эффективных средств их гармонизации2.
     Наиболее  эффективно социальное партнерство  реализуется на мезо- уровне. Связано это с тем, что именно на региональном уровне происходит наиболее эффективный диалог между бизнесом и властью по поводу решения острейших социальных проблем населения. Важнейшей задачей регионального социального развития на сегодняшний день является формирование и развитие института социального партнерства между региональной властью и бизнесом, основанного на их взаимовыгодном сотрудничестве и взаимной ответственности3 (табл. 1 – Приложение 1).
     Основу  социального партнерства составляют принципы заинтересованности и объединения усилий каждой из сторон в поиске путей решения социальных проблем, взаимоприемлемый контроль и учет интересов, отсутствие государственной опеки или вмешательства в дела организации, соблюдение правил взаимодействия, взаимного контроля и ответственности.
       Учитывая большую неоднородность  экономического и социального  развития российских регионов  эффективность социального партнерства  сильно дифференцирована территориально. Многие исследователи сходятся  во мнении, что зрелость и эффективность социального партнерства в регионах зависят от двух основных факторов: экономической грамотности и политической воли региональных органов власти, с одной стороны, и, наличия крупного, и главное, социально ответственного бизнеса, с другой стороны.
     Анализируя  институциональную роль региональных властей, необходимо учитывать, что  региональная администрация одновременно выступает как агент центрального правительства в реализации функций  гаранта по спецификации и защите прав отдельных индивидов, а также осуществляет производство общественных благ и услуг, объемы которого установлены заключенным в обществе социальным контрактом4. С этой точки зрения на региональном уровне она является проводником согласованной в обществе социально-экономической политики, гарантом сохранения единого экономического пространства, основывающегося на принципиальном единстве «правил игры» во всех территориях5. Кроме того, региональная администрация действует как непосредственный агент населения данного региона, реализуя интересы местного развития. В России, отличающейся большой региональной спецификой, на этом уровне происходит доопределение прав, свобод и гарантий в отношении местных ресурсов с учетом условий их воспроизводства и использования. Эта функция региональной администрации традиционно важна для стран, имеющих федеративное устройство, и, прежде всего в аспекте гарантирования конституционных прав и свобод, разрешения возникающих конфликтов, модификации общих «правил игры», а также особенностей производства общественных благ и услуг в регионе (в первую очередь развития человеческого капитала)6.
     Говоря  о роли крупного регионального бизнеса  в реализации социальных функций, можно  выделить 3 группы регионов: с ведущей  ролью крупного бизнеса; со значительной ролью крупного бизнеса; без значительного присутствия крупного бизнеса7.
     Поскольку в краткосрочном периоде инвестиции в социальную сферу представляют собой дополнительные издержки и  соответственно некоторое снижение конкурентоспособности фирмы, социально ответственное поведение могут позволить себе в первую очередь наиболее сильные корпорации с большим запасом устойчивости и серьезными конкурентными преимуществами. Как правило, в регионах с ведущей ролью крупного бизнеса и высокой заработной платой социальные проблемы менее остры. Бедными являются наиболее социально уязвимые группы населения – неполные и многодетные семьи, семьи с безработными членами, пенсионеры. Поэтому их защитой должны заниматься региональные власти, имеющие значительные собственные налоговые доходы для проведения социальной политики. Следовательно, социальное партнерство в таких регионах не должно рассматриваться как основной инструмент.
     Для разработки программ социального партнерства  более важны так называемые срединные  регионы, в которых к бедным относится значительная часть занятого населения. В таких регионах крупные компании и бизнес-группы, как правило, играют значительную, но не доминирующую роль, поэтому политика социального партнерства должна учитывать ресурсы и интересы крупного бизнеса в регионе (особенно в регионах экспансии крупных бизнес-групп). В регионах-аутсайдерах крупный бизнес практически не представлен, поэтому бремя социальной защиты возлагается на плечи государства.
     Компания, занимающая активную социальную позицию, всегда взаимодействует с представителями местной власти, и не только по вопросам, связанным с ее основной деятельностью. При этом власть может не просто поощрять предпринимателей за подобное сотрудничество, но и пытаться принудить к нему. Поэтому в реализации социального партнерства бизнеса и власти существуют и негативные аспекты, проявляющиеся в следующем:
    Добровольно-принудительная благотворительность – так называемое дофинансирование компанией территорий ее пребывания, проявляющееся в формально не регулируемых вложениях бизнеса в территории (на благоустройство, в инфраструктурные проекты, на социальные программы и т.п.), которые организуют и координируют органы власти8. При этом власть предъявляет бизнесу требования по определенному объему дополнительных (сверх налогов) отчислений, а бизнес, в свою очередь, просчитывая выгоды от установления благоприятных для него отношений с властью, идет на соответствующие расходы. Как считает О. Алексеева, отечественным компаниям удается избежать благотворительного рэкета, во-первых, благодаря добровольной передаче части своих благотворительных ресурсов в распоряжение местных властей, во-вторых, все чаще благодаря продвижению своих бывших сотрудников на посты губернатора и мэра.9.
    Торг – проявляется в виде отношений «ты - мне, я - тебе». Прагматичные предприниматели готовы к вложению средств, не ожидая отдачи от объекта инвестиций, а рассчитывая на поддержку государства в решении каких-то проблем, связанных с ведением бизнеса10. Сегодня среди крупных компаний стало модно заключать с региональными властями соглашения о социально-экономическом сотрудничестве. Соглашения по принципу «ты - мне, я - тебе» заключены у большинства нефтегазовых компаний России во многих регионах страны. Например, в апреле 2004 г. губернатор Санкт-Петербурга В. Матвиенко и президент нефтяной компании «Лукойл» В. Алекперов подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в экономической и социальной сферах, согласно которому «Лукойл» должна была в несколько раз увеличить отчисления по уплате акцизов от продажи нефтепродуктов, а также ежегодно выделять около $1 млн. на реализацию социальных программ в Санкт-Петербурге. Взамен городская администрация обещала предоставить компании удобные участки земли под строительство автозаправочных станций11.
     Действительно, по мнению М. Курбатовой и С. Левина, современная модель отношений между  властью и бизнесом характеризуется  тремя относительно обособленными  зонами их взаимодействия: «белой», «черной» и «серой»:
      «белая» зона включает формальную практику: регулирование налоговых отношений, административное и экономическое регулирование бизнеса (регистрация, лицензирование, контроль и принуждение к исполнению установленных норм и т.п.), конкурсы по распределению государственных заказов и т.п.;
      «черная» зона – это неформальные криминальные практики, прежде всего коррупция;
      «серая» зона охватывает неформальные поборы с бизнеса, непосредственно не связанные с коррупцией, а также его неформальный торг с властью по поводу условий своего функционирования12.
     Именно в пределах «серой» зоны и формируются негативные аспекты социально-экономического партнерства власти и бизнеса. Власть пытается действовать в обход существующего законодательства, поэтому строит партнерские отношения на основе реализации своих публичных функций. Бизнес, в свою очередь, с одной стороны, стремится выжить и поэтому участвует в дофинансировании, а, с другой стороны, пытается вынудить властные органы предоставить большие и лучшие условия своего функционирования. При этом обе стороны заинтересованы в выживании на одной территории13.
     Неформальные  требования власти к бизнесу в  виде дополнительных расходов на поддержание  территорий его присутствия могут  закрепляться посредством:
    заключения договоров о сотрудничестве (партнерстве) – по форме данные соглашения представляют собой проявление партнерских отношений, однако, по сути, они фиксируют одностороннюю ответственность крупных компаний и их готовность работать с ситуационными обращениями власти в обмен на сохранение благоприятного климата для компании;
    учреждения фондов для дополнительных отчислений – аккумулируют квазиналоговые платежи бизнеса, не предусмотренные законом. Фонды дополнительных отчислений учреждены во многих территориальных образованиях14. Например, администрация г. Кемерово, потеряв на отмене местных налогов и сборов 156,6 млн. руб., призвала предпринимателей осуществлять регулярные добровольные перечисления на социальное развитие города. В феврале 2004 г. было подписано соглашение о партнерстве в сфере социального развития города, которое предусматривало введение с предприятий платежа в размере 1% фонда заработной платы. В обмен на платежи власти пообещали смягчить административные барьеры, учитывать рекомендации, способствующие развитию промышленных предприятий, разрабатывать программы поддержки местных товаропроизводителей15;
    прямого финансирования бизнесом различных инфраструктурных и социальных проектов – представляет собой «организованное спонсорство» или «спонсорскую помощь». В отличие от квазиналоговых сборов «организованное спонсорство» носит целевой характер, «взносы» делаются предпринимателями преимущественно в натуральной форме.
     Механизм  получения денежных средств при  реализации «спонсорской помощи» выражается в том, что по заранее составленному  списку предпринимателей представители органов власти распределяют между ними запланированные расходы, поступление которых обеспечивается посредством различных неформальных угроз. К уклоняющимся от сотрудничества предпринимателям применяются избирательные санкции: сознательное затягивание сроков принятия решений в пользу бизнеса, установление дополнительных барьеров при решении вопросов, учащение и ужесточение проверок со стороны различных контрольных органов и т.д.16
     Власть  способна мобилизовать различные контрольные  органы с целью избирательного давления на отдельных предпринимателей.
     Как уже было отмечено ранее, еще одним  импульсом к взаимодействию бизнеса  с властью в «серой» зоне является улучшение условий его функционирования. При этом интерес компании к достижению компромисса с властью по дофинансированию территорий имеет двоякий характер. С одной стороны, сказывается его заинтересованность в развитии местной инфраструктуры, в улучшении условий жизни работников и их семей, общественного климата для предпринимательской деятельности и т.п. Все это, в конечном счете, снижает издержки бизнеса на самостоятельное решение данных вопросов и обеспечивает воспроизводство необходимых экономических ресурсов (квалифицированных кадров, приемлемого состояния инфраструктуры и т.д.). С другой – бизнесу необходимо преодолевать определенные преграды, связанные с выживанием, сокращением издержек приобретения ресурсов (доступ к участкам земли, к муниципальному имуществу); с получением информации, различного рода преференций и т.д.17
     Итак, участие компаний в социальной сфере территорий присутствия сопровождается ростом взаимных ожиданий органов власти и бизнеса. С одной стороны, рост ожиданий органов власти от бизнеса может привести к тому, что социальные программы бизнеса могут восприниматься как обязательное, а не добровольное участие компаний в развитии социальной сферы территорий. Подобная позиция приводит к усилению давления на бизнес со стороны органов власти, выраженное в феномене «добровольно-принудительной благотворительности», прямым следствием которой является снижение эффективности социальных программ бизнеса. С другой стороны, у бизнеса, финансирующего социальную сферу, растет недовольство тем, как органы власти расходуют бюджетные средства и управляют социальной сферой. Это вызывает желание бизнеса совместно с органами власти определять приоритеты социальной политики и области, в которой бизнес может принять активное участие18. Поэтому взаимодействие власти и бизнеса может либо поддерживать иждивенчество и бюрократизм власти, либо привносить в социальную сферу недостающие ей принципы эффективного управления.
 

      РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ, БИЗНЕСА И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА 
 

     Мировой опыт развития бизнеса позволяет считать социальное партнерство высшей стадией эволюции предпринимательства, когда компании переходят к политике социального диалога с обществом. Социальное партнерство также считается высшей точкой развития прозрачности коммуникаций бизнеса и общества.
     Стратегия взаимодействия бизнеса и власти должна носить взаимовыгодный характер для всех сторон-участников. В этой связи стратегией социального партнерства следует считать создание на взаимовыгодной основе условий и эффективную реализацию мер властью и бизнесом по развитию человеческого капитала на определенной территории. Стратегия (миссия) социального партнерства служит оплотом формирования системы подцелей, тактических и оперативных целей и задач19.
     Таким образом, под социальным партнерством понимается философия взаимоотношений  и взаимодействия государственно-муниципальной власти и бизнеса, носящая взаимовыгодный и эффективный характер и направленная на развитие человеческого капитала территории.
     Социальное  партнерство как система взаимодействия власти и бизнеса основывается на следующих принципах:
     – Взаимовыгодный характер социального партнерства для участвующих в нем сторон. Реализация этого принципа предусматривает обеспечение эффективности социального партнерства для всех его сторон20.
     – Добровольный характер социального партнерства. Данный принцип опирается на постулат о том, что в системе социального партнерства только добровольные инициативы могут быть эффективны. Однако этот принцип дополняется принципами обязательности, контроля и ответственности сторон за взятые на себя обязательства в рамках социального партнерства21.
     – Содействие государства развитию социального партнерства. Роль государственной власти состоит в создании условий, нормативной и институциональной инфраструктуры, мотивации социального партнерства. При этом основным мотивирующим фактором взаимодействия власти и бизнеса следует считать его взаимовыгодный характер22.
     – Реальный и прагматичный характер социального партнерства. Система социального партнерства в регионе должна включать:
      - подсистему целей социального  партнерства, закрепленных в нормативно-правовых актах (закон «О социальном партнерстве») и базовых концепциях (Стратегия развития области, Стратегия развития социального партнерства);
      - подсистему элементов социального  партнерства, классифицирующую формы  и содержание социального партнерства в регионе;
      - подсистему механизмов социального  партнерства, описывающую основные  методы и инструменты реализации  социального партнерства;
      - закрепление социального партнерства  в стандартах, правилах деятельности  сторон, стратегических и внутренних документах и нормативно-правовых актах;
      - подсистему органов социального  партнерства, обеспечивающую его  реализацию, и нормативно-правовых актов, на которых основана их деятельность;
      - подсистему инструментов мониторинга  эффективности и обратной связи взаимодействия власти и бизнеса, а также информационной открытости социального партнерства.
       – Принцип интеграции социального партнерства в основную деятельность сторон. Основным механизмом реализации взаимодействия следует считать интеграцию его принципов в деятельность органов государственно-муниципальной власти и бизнеса.
     – Принцип разноуровневости социального партнерства. В виду неравнозначности ресурсной базы коммерческих предприятий и некоммерческих организаций социальное партнерство может осуществляться на следующих уровнях: базовый – социальное партнерство в основной деятельности компании, уровень социальных инвестиций, уровень благотворительности23.
     – Принцип информационной открытости социального партнерства, которая является залогом эффективности работы всей системы. Взаимодействие бизнеса и власти должно осуществляться на прозрачной основе для всех его участников, а также средств массовой информации и регионального сообщества. Важнейшей функцией информационной открытости является налаживание каналов обратной связи с населением территории и оценки эффективности социального партнерства24.
     Принципы  развития социального партнерства формируют систему приоритетных направлений совершенствования взаимодействия органов государственной власти региона и бизнеса.
      Совершенствование института соглашений о социальном партнерстве, включая:
      – закрепление базовых понятий, целей и задач социального партнерства;
      – закрепление стратегии и приоритетных направлений развития социального партнерства в регионе;
      – закрепление механизмов реализации социального партнерства;
      – закрепление системы критериев и показателей эффективности социального партнерства, а также систем контроля и ответственности;
      – оптимальное разграничение полномочий сторон в рамках соглашений;
      – закрепление системы обязательств сторон, базирующихся на принципах конкретности, измеримости, реалистичности, согласованности и непротиворечивости, своевременности, а также максимального приближения к интересам территории;
      Расширение практики заключения соглашений, в том числе о реализации конкретных проектов и программ;
      Совершенствование механизмов реализации социального партнерства, обоснование критериев и создание методологической базы расчета показателей эффективности взаимодействия, изучение и обобщение опыта передовых регионов, предприятий и организаций;
      Совершенствование нормативно-правовой и институциональной базы социального партнерства;
      Разработка региональных стандартов, норм и правил социального партнерства и социальной ответственности бизнеса25;
      Поиск резервов привлечения коммерческих предприятий к осуществлению региональных социальных программ, а также инструментов мотивации финансирования проектов26;
      Совершенствование стратегического планирования в сфере социального партнерства;
      Развитие института цивилизованного лоббирования интересов бизнеса в органах государственной власти27;
      Совершенствование инструментария информационной открытости социального партнерства, в том числе налаживание обратной связи с населением региона и мониторинга общественного мнения;
      Совершенствование инструментария финансирования социального партнерства из различных источников, в том числе бюджета области и средств бизнеса.
     Социальное  партнерство направлено на развитие в следующих сферах, которые являются основными в реализации взаимодействия бизнеса и региональной власти.
     1. Социальное партнерство в основной  деятельности бизнеса: качество  и безопасность продукции и  услуг, права потребителей, инвестиции  и инновации, экономическая и финансовая устойчивость, кадровая политика (социальный пакет и социальные стандарты, минимальная и средняя заработная плата и мотивация труда, подготовка кадров и повышение квалификации, охрана труда и безопасность на рабочем месте и др.) и др.28
     2. Совершенствование системы государственного  управления территорией: стратегический  анализ и планирование развития  территории, формирование антикризисных  программ, повышение эффективности  бюджетных расходов, обмен опытом  и консультирование, государственное регулирование и саморегулирование, собственность и др.
     3. Развитие территории присутствия  бизнеса и местных сообществ:  программы развития местных сообществ  и малого бизнеса, развитие  инфраструктуры, социальной сферы,  транспорт, ЖКХ, недвижимость, общественный порядок и безопасность, поддержка благотворительных акций и других разовых мероприятий, формирование гражданского общества и поддержка гражданских инициатив и др.
     4. Этика взаимоотношений и информационная  открытость.
     В целях создания эффективной системы реализации социального партнерства должна быть сформирована следующая многоуровневая институциональная структура.
     1. Институты реализации взаимодействия  власти и бизнеса (институты государственного законодательного и договорного регулирования, частно-государственного партнерства, информационной прозрачности и контроля, реализации социальных проектов и др.)
     2. Методы реализации взаимодействия  власти и бизнеса (соглашения, лоббирование, мотивация, государственный заказ, конкурсные методы, участие в координационных, наблюдательных, экспертных советах и др.)
     3. Механизмы реализации взаимодействия  власти и бизнеса (коллективные переговоры, взаимные консультации, мониторинг законодательства, конкурсы грантов, социальных проектов, корпоративные фонды, программы пожертвований, стипендии и др.)29
     В целях мониторинга эффективности  социального партнерства должна быть сформирована следующая система  показателей:
     Общие – характеризуют развитие области  в целом и, в том числе, сфер непосредственно связанных с  реализаций социального партнерства: включают показатели экономического, социального, экологического и этического развития региона.
     Специальные – характеризуют уровень и  качество развития социального партнерства  в области: включают количественные и качественные индексы социального партнерства.
     Стержневым  координационным механизмом реализации социального партнерства следует считать институт договорного регулирования социального партнерства на основе совмещения и взаимоучета интересов сторон30.
     Координационными  механизмами социального партнерства являются:
     – ведение коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
     – осуществление взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования отношений социального партнерства;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.