На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Повышение конкурентоспособности предприятия

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 03.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3
1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ:
      МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ 6
      1.1 Сущность и факторы конкурентоспособности организации
      и продукции 6
      1.2 Качество как базовый фактор конкурентоспособности
      продукции 19
2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
      ООО «РОТОНДА» Г. КРАСНОДАРА 26
    2.1 Организационно-правовая характеристика 26
    2.2 Оценка обеспеченности и эффективности использования
         персонала 28
    2.3 Оценка обеспеченности основными и оборотными средствами
         и эффективности их использования 34
      2.4 Оценка финансового состояния организации 42
3 ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ
      ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
      ООО «РОТОНДА» Г. КРАСНОДАРА 59
      3.1 Управление затратами и себестоимостью услуг 59
      3.2 Расширение сферы оказываемых услуг 63
      3.3 Основные направления повышения экономической
      эффективности использования трудовых ресурсов 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
 

ВВЕДЕНИЕ

 
      Среди основных условий преодоления стагнации  отечественного производства и его  подъема следует отметить повышение конкурентоспособности организаций.
      Профессиональное  решение вопросов повышения конкурентоспособности  организаций позволит заложить прочный  фундамент роста конкурентоспособности  национального производственного  сектора на мировом рынке и  будет способствовать приобретению Россией независимой позиции в международном товарообмене.
      Особая  роль в эффективном достижении конкурентных преимуществ отводится качеству продукции, которое представляет собой  конкретное выражение общественной полезности продукции, характеризующей степень ее пригодности для удовлетворения потребности общества при его определенных затратах.
      Одной из главных причин неконкурентоспособности  нашей страны является то, что в  России системно и профессионально  проблемами конкурентоспособности никогда никто не занимался. Россия более 10 лет строит рыночные отношения. Однако ни Государственная Дума, ни Правительство Российской Федерации, ни Российская академия наук, ни Министерство образования Российской Федерации и другие структуры не нашли возможным включить в свои планы работ решение проблемы конкурентоспособности России.
      Впервые на государственном уровне актуальность повышения конкурентоспособности  России прозвучала в Ежегодном послании первого Президента Российской Федерации  Б.Н.Ельцина 30 марта 1999 г. «Россия на рубеже эпох». Здесь только отметим, что «главной идеей нашего вхождения в XXI век должно стать повышение конкурентоспособности России. Все действия Президента, Федерального Собрания, Правительства, каждого министерства и ведомства, каждого политика должны оцениваться не с точки зрения соответствия либеральным или антилиберальным экономическим взглядам, а по единственному критерию: «способствуют ли эти действия укреплению или ослаблению конкурентоспособности России».
      В течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей, регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а - с точностью до наоборот - производство и административно-командный механизм распределения, которые регулировали потребление, формировали потребности и выпуск показателей. В этих условиях проблема конкурентоспособности товара у производителей практически не возникала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рынке.
      С развитием рыночного механизма  эта проблема в нашей стране, естественно, резко обострилась, и ее решение  требовало от всех субъектов рынка  активного поиска путей и методов  повышения конкурентоспособности  производимых и потребляемых товаров. В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого производителя становится повышение конкурентоспособности производимого им товара для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли.
      Целью данной дипломной работы является проведение экономического анализа эффективности  деятельности организации и разработка путей повышения ее конкурентоспособности  в условиях рынка.
      Задачи  дипломной работы:
    изучить теоретические вопросы конкурентоспособности услуг и деятельности организации;
    оценить ресурсный потенциал организации и эффективность его использования;
    проанализировать динамику состава и структуру имущества организации и его финансовых источников;
    оценить ликвидность баланса и финансовой устойчивости объекта исследования;
    оценить рентабельность деятельности объекта исследования;
    рассмотреть пути повышения конкурентоспособности продукции и услуг;
    разработать конкретные предложения по повышению конкурентоспособности объекта исследования.
      Объектом  исследования является конкурентоспособность ООО «Ротонда» г. Краснодар.
      Предметом исследования являются пути повышения  конкурентоспособности предприятия  ООО "Ротонда".
      В работе были использованы следующие  методы исследований: монографический, экономико-статистический, финансового анализа, расчетно-конструктивный, сравнения и др.
      Источниками для получения информации послужили  экономическая и бухгалтерская  отчетность ООО «Ротонда» за 2003-2005 годы, труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов.
 

1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ:

МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ

 
      1.1 Сущность и факторы конкурентоспособности организации и продукции 

      Термин "конкурентоспособность" имеет  целый спектр интерпретаций, что  связано с его многоаспектностью, с множеством субъектов, в котором этот термин может быть отнесен.
      По  общему определению, конкурентоспособность  — это свойство объекта, характеризующееся  степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке; она определяет способность объекта выдерживать конкуренцию с аналогичными объектами на данном рынке. По мнению этого ученого конкурентоспособность - это главный фактор развития общества, представляющий научную и практическую ценность [22, с. 89].
      Исследование  проблемы конкурентоспособности показало, что данное понятие включает две  основные составляющие: конкурентоспособность  продукции и конкурентоспособность  производства. Согласно одной из наиболее разработанных теорий конкуренции М. Портера конкурентоспособность продукции — это способность приносить потребителю дополнительный потребительный эффект сверх оплаченного им в цене товара. Конкурентоспособность продукции проявляется в удовлетворении платежеспособного спроса потребителей с наименьшими затратами их денежных средств, времени и энергии. В основе этой теории лежит понятие потребительной ценности (эффекта от потребления) того или иного товара [14, с. 57].
      Конкуренцию в ее классическом виде характеризуют качественные и количественные измерители. Например, при сбыте традиционных товаров успехом в конкуренции можно считать увеличение объема реализации продукции предприятия за счет вытеснения с рынка своих конкурентов. Поставку на рынок принципиально новых изделий также можно расценить как успех предприятия в конкуренции, если это уменьшает потенциальные возможности сбыта конкурентами.
      Конкурентоспособность товара означает комплекс его потребительских  и стоимостных характеристик, определяющих успех на рынке. Как правило, уровень конкурентоспособности продукции зависит не только от потребительских свойств, но и ее стоимости. Потребительские свойства влияют на потребление товара, характеризуют его полезный эффект. Чем выше эти характеристики, чем ниже стоимость, тем быстрее товар будет реализован.
      Конкурентоспособность товара определяет во многом конкурентоспособность  и самого предприятия, его финансово-экономическое  состояние и репутацию. Но только в том случае, если в структуре  реализованной продукции на долю конкурентоспособного товара приходится наибольшая выручка и значительная часть прибыли. Производство конкурентоспособной продукции может быть ресурсоемким и высокозатратным, что в условиях рынка неизбежно приведет к снижению эффективности, уменьшению прибыли, ухудшению финансового положения предприятия. В этом случае требуется дополнительное финансирование, что в результате понижает конкурентоспособность производителя.
      Уровень конкурентоспособности продукции  зависит от факторов внешнего формирования, качественных и экономических показателей.
      К факторам внешнего формирования относятся  тенденции развития экономики и  рынка, научно-технический прогресс, изменения в структуре потребления, колебания конъюнктуры и, наконец, состав конкурентов. Немаловажное значение здесь имеют также имидж и престиж предприятия, авторитет страны производителя.
      Вторую  группу факторов составляют показатели качества товара, определяемые действующими стандартами, нормами, рекомендациями; сюда же относятся гарантии безопасности, сохранность продукции. При определении качества товара исходят из положений международной организации по стандартизации (ИСО).
      Мировой опыт утверждает, что именно в условиях рыночной экономики и острой конкуренции качество становится основой выживания товаропроизводителей, критерием оценки результативности их хозяйственной деятельности.
      Современная стратегия управления качеством  направлена на удовлетворение интересов  потребителей. Она предполагает достижение качества продукта за счет улучшения всей организационной структуры предприятия, применения новейших технологий. Качество должно быть обеспечено как в производственном цикле, так и в процессе маркетинга, послепродажного обслуживания.
      К третьей группе факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности, относят экономические показатели, формирующие себестоимость и цену товара [19, с. 44].
      Успешность  функционирования любой фирмы зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности  продукции, предлагаемой ею потребителям. Тем самым приходится признать необходимость разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью продукции, основанной на тесной взаимосвязи общепризнанных законов экономики и менеджмента, психологии и социологии, статистики и теории вероятностей, других наук.
      В процессе оценки конкурентоспособности  продукции необходимо следовать  следующим принципам:
    противоположности целей и средств субъектов рынка;
    учета особенностей различных сегментов рынка;
    квазистабильности рыночной конъюнктуры в период проведения исследований;
    преимущественно рационального поведения субъектов рынка.
      Принцип противоположности целей и средств  при управлении конкурентоспособностью продукции означает, что конкурентоспособность  продукции как экономическую  категорию следует рассматривать в двойственном аспекте, т.е. в процессе оценки и управления конкурентоспособностью необходимо учитывать интересы обоих субъектов рыночных отношений (потребителей и производителей), целевые ориентиры которых взаимосвязаны и противоположны: для производителя важны параметры, которые влияют на уровень затрат, а для потребителя — параметры, влияющие на потребительские свойства продукции.
      В связи с этим отношения потребителя  и производителя можно выразить матрицей противоположности целей  и средств в процессе товарно-денежного обмена между субъектами рыночных отношений (таблица 1).
      Таблица 1
Матрица противоположности целей и средств  в процессе
оценки  конкурентоспособности продукции 

Субъекты Факторы конкурентоспособности
 
 
Качество Цена
  1. Качество процесса 3. Затраты, связанные
Производитель производства  продукции с производством  продук-
  (средство) ции (цель)
  2. Качество продукции 4. Затраты, связанные
Потребитель (цель) с потреблением продук-
    ции (средство)
 
      Для потребителя целью совершения покупки продукции является приобретение ее качества — способности удовлетворять конкретные потребности (квадрант 2 матрицы). Стоимость факторов, удовлетворяющих данные потребности, можно представить в виде цены потребления (квадрант 4). Каждый потребитель, выбирая конкретную продукцию, стремится добиться оптимального соотношения между уровнем потребительских свойств и расходами на ее приобретение и использование, т.е. получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат. Для измерения степени удовлетворения потребностей могут быть использованы индексы удовлетворенности потребителей, получившие широкое распространение в странах Западной Европы и США [1].
      С точки зрения производителя полезность продукции определяется затратно-ценовыми факторами. В долгосрочной перспективе целью действий любого производителя является достижение максимальной разницы между ценой реализации продукции и собственными затратами на ее производство (квадрант 3). В связи с этим первостепенной задачей для производителя является формирование в сознании потребителя мнения о высокой степени полезности данной продукции. Качественный уровень процесса производства продукции (квадрант 1), выражающийся через производственно-технологические показатели и воплощенный в качество продукции, обеспечивает удовлетворение потребности производителя и выступает средством достижения цели — получения прибыли.
      Таким образом, для обоих субъектов  рынка продукция представляет собой  совокупность полезных свойств, материализованных  в некую субстанцию, являющуюся средством удовлетворения потребностей, как потребителя, так и производителя.
      Принцип учета особенностей различных сегментов  рынка основывается на богатой практике рыночных отношений, которая показала, что потребители на рынке не выступают  единым, монолитным сообществом. Они по-разному реагируют даже на один и тот же товар с одними и теми же свойствами. При совершении покупки потребитель осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди целого ряда аналогичных, предлагаемых на рынок, и приобретает то из них, которое в наибольшей мере удовлетворяет его потребности. При этом потребитель выясняет степень соответствия параметров продукции собственным потребностям и финансовым возможностям.
      Поскольку потребности каждого отдельного покупателя складываются под воздействием обширного комплекса факторов, оценки одного и того же товара разными потребителями могут не совпадать. Соответственно, неодинаковыми будут и их предпочтения, обусловливающие закономерности потребительского выбора. Следовательно, каждым потребителем уровень конкурентоспособности конкретного вида продукции будет оцениваться сугубо индивидуально. Поэтому неправомерна идея о некой абсолютной конкурентоспособности продукции, не связанной с конкретным рынком.
      Вместе  с тем не следует ставить знак равенства между массовостью продаж и сильной конкурентоспособностью продукции, так как продукция может быть ориентирована на узкие слои более состоятельных потребителей. В каждый конкретный момент времени структура платежеспособного спроса вполне . определенна, что позволяет осуществлять сегментацию потребителей по значимости (важности) отдельных показателей качества и величине их бюджетных ограничений.
      Таким образом, конкурентоспособность продукции  на разных сегментах потребительского рынка является различной. Потребители, сегментированные по указанным критериям, имеют различную структуру установок и по-разному оценивают конкурентные преимущества и недостатки продукции. Для обеспечения ее конкурентоспособности необходимо осуществлять правильную сегментацию потребителей.
      Принцип квазистабильности рыночной конъюнктуры  заключается в том, что конкурентоспособность  продукции — это понятие относительное, четко привязанное не только к  конкретному рыночному сегменту, но и к определенному моменту  времени [3, с. 22]. При неизменности качественных и стоимостных характеристик продукции ее конкурентоспособность может меняться в довольно широком диапазоне за непродолжительные периоды времени.
      Для того чтобы избежать внутренней несогласованности  основных параметров модели оценки конкурентоспособности продукции, необходимо рассматривать такой период времени, в течение которого должны быть неизменны психологические аспекты восприятия полезности товаров субъектами рыночных отношений, производственные возможности производителей и покупательская способность потребителей, рыночные позиции конкурентов и прочие условия. В качестве основных факторов определения длительности периода неизменности рыночной конъюнктуры могут выступать уровень доходов и структура расходов потребителей, мода, привычки; качественные скачки в науке, технике, торговле и других областях знаний; инструменты государственного управления экономикой (тарифы, ГОСТы, квоты, лимиты, налоговые и процентные ставки и т.п.); принципы общественно-политического устройства; элементы конкурентной среды, скорость реакции субъектов рыночных отношений на действия друг друга и (или) конкурентов и т.д. Пороги несравнимости, характеризующие колебания вышеописанных факторов как ничтожные, а состояние рыночной конъюнктуры как статичное, устанавливаются экспертным путем на основе опыта и суждений специалистов в области маркетинга.
      Принцип преимущественно рационального  поведения субъектов рынка основан  на предположении, что поведение  каждого из субъектов рыночных отношений  — будь то потребителя или производителя — можно рассматривать как серию взаимосвязанных рациональных действий с заранее определенной целью. Суть этих действий состоит в том, что субъект выбирает рациональные цели только в соответствии с его естественными и разумными социальными потребностями, тщательно рассчитывает оптимальный путь к удовлетворению потребностей.
      Данная  модель поведения в большей мере реализуется производителями. Любой  предприниматель будет стремиться продавать продукцию по цене как  можно выше себестоимости. Необходимо отметить, что даже те предприятия, которые используют в своей конкурентной борьбе демпинговые цены, прекрасно осознают, что данный инструмент приемлем лишь как один из тактических приемов выдавливания конкурентов с определенного рыночного сегмента, а не как фактор стратегического развития фирмы, долгосрочный инструмент укрепления своей рыночной позиции.
      Каждый  производитель стремится использовать все резервы для получения  максимальной отдачи от имеющихся в  его распоряжении ресурсов. Любые  усилия в сфере повышения качества продукции или снижения себестоимости мотивированы лишь одним — получением дополнительной выгоды, которая может выражаться в усилении конкурентной позиции и (или) повышении доли прибыли предприятия в цене продажи.
      Действия  большинства потребителей продукции также подчинены принципу рациональности. Приверженность рациональному поведению повышается с ростом доли расходов потребителей на удовлетворение данной потребности или с ужесточением контроля над процессом расходования средств. Оба этих фактора характерны для описания поведения потребителей товаров промышленного назначения. Каждый потребитель стремится получить за свои деньги максимум с точки зрения количества и качества продукции. Большую часть потребительского пространства можно охарактеризовать рациональным спросом, т.е. спросом, обусловленным качествами, присущими данному товару.
      Нерациональный  спрос означает, что часть совокупного  спроса обусловлена какими-то другими  факторами, не связанными с качеством  товара. Для любой категории товаров выделяют три составляющие нерационального спроса [18, с. 76]:
    внешние воздействия на ощущаемую полезность товара;
    спекулятивный спрос;
    иррациональный спрос.
      Наиболее  значительная часть нерационального  спроса определяется внешними воздействиями  на полезность товара. Величина ощущаемой  потребителями полезности, извлекаемая  из данного товара, увеличивается  или уменьшается от того, покупают ли другие потребители этот товар, либо товар имеет более высокую цену по сравнению с другими аналогичными товарами. Все последствия воздействия этих факторов на спрос описываются соответствующими эффектами.
      Эффект  присоединения к большинству  подразумевает увеличение спроса на товар из-за того, что его покупают другие члены данной группы потребителей. Если большинство действует рационально, то и действия меньшинства также можно считать рациональными.
      При спекулятивном спросе для потребителя  первоочередной целью становится не удовлетворение потребности в настоящий момент времени, а попытка сохранения или увеличения богатства в будущем. В этом случае необходимо отметить два момента:
    факт потребления продукции и результат от данного факта значительно разнесены во времени, что не согласуется с принципом квазистабильности;
    потребитель, проявляя спекулятивный спрос, выступает в роли предпринимателя, так как целевые ориентиры в его деятельности направлены не на выбор оптимальных ценовых показателей потребляемой продукции в настоящий момент времени, а на увеличение экономической выгоды в будущем. Нередко это соотносится с потерями в настоящий момент.
      Природа иррационального спроса характеризуется  обостренным конфликтом между основными  факторами потребительского поведения (психофизиологическими и социокультурными, инстинктами и удовольствием). Так, потребитель может вести себя иррационально, когда удовольствие и неудобство (или боль) от процесса потребления разнесены во времени. Случаи, когда сначала наступает неудобство при выработке навыков пользования товаром, не дают возможности получать удовольствие от приобретения товара. Выгоды от приобретения товара для потребителя кажутся при этом сомнительными, и он отказывается от него, что вызывает дефицит опыта рационального потребления. И наоборот, цикл «удовольствие-неудобство» позволяет накапливать опыт рационального поведения. Однако большой временной разрыв между фактом потребления и негативными последствиями не дает возможности потребителю сделать выводы об иррациональности своего поведения. В связи с этим одним из условий принятия рационального решения считается введение запретов и других препятствий со стороны государства и общества для защиты потребителей от собственных иррациональных действий, а также предоставление максимально полной информации о качестве соответствующей продукции и состоянии рыночной конъюнктуры. Дефицит информации приводит к тому, что поведение потребителей может становиться рациональным по форме, но не по результатам.
      Таким образом, принцип рациональности поведения рыночных субъектов позволяет применять в процессе моделирования конкурентоспособности продукции законы общей теории ценности, теории полезности и другие законы психологии и социологии.
      Предложенные  принципы являются результатом синтеза  ранее известных законов и концепций и выдвигаются в качестве основных для решения конкретной задачи — оценки конкурентоспособности продукции и определения стратегии и тактики возможных действий в области управления ею с целью наиболее полного удовлетворения интересов потребителей и производителей одновременно [10, с. 93].
      Единого метода оценки уровня конкурентоспособности  еще не существует. Чаще всего используют оценку по издержкам производства: чем они ниже, тем большими преимуществами располагает отрасль в сравнении с конкурентами. Кроме того, применяют методы оценки с учетом конечных результатов взаимодействия товаропроизводителей и покупателей: массы прибыли, ее нормы, уровня продаж, доли на рынке.
      Самостоятельным направлением в оценке конкурентоспособности следует считать методы, базирующиеся, во-первых, на теории равновесия фирмы и отрасли, во-вторых, на теории факторов производства. Под равновесием понимают состояние, когда у товаропроизводителя отсутствуют стимулы для перехода в другое состояние; каждый фактор производства используется с наибольшей отдачей. Возможность увеличить выпуск продукции проявляется в случае неэффективного использования факторов и несбалансированности объемов производства и постоянных издержек. Поэтому критерием конкурентоспособности продукции в подобной ситуации следует считать наличие у предприятия факторов производства, эффективность использования которых выше по сравнению с конкурентами.
      Однако  указанные методы оценки конкурентоспособности  имеют существенные недостатки. Они  заключаются в следующем. Теория равновесия разработана для условий совершенной конкуренции, предполагающей наличие значительного количества фирм в отрасли, возможность свободного доступа других фирм в нее, однородность продукции, прозрачность рынка для покупателей и продавцов, полную мобильность факторов производства.
      Метод базируется на теории, согласно которой  имеются условия, для того чтобы  отрасли пришли к состоянию равновесия. Однако на практике этого не происходит. Вот почему использование данного  метода оценки конкурентоспособности не обеспечивает достоверности результатов.
      Существуют  и другие методы оценки конкурентоспособности, один из которых базируется на условии, что чем устойчивее рыночные позиции  фирмы, тем выше уровень конкурентоспособности  всей отрасли. В основу эффективной конкуренции положены принципы признания уровня конкуренции достаточным для поддержания высокой эффективности деятельности. Этот анализ основан на сопоставлении показателей деятельности конкурирующих фирм. Исследователями выявлено, что при этом используют два основных подхода к определению критерия эффективной конкуренции: структурный и функциональный.
      Структурный подход базируется на оценке учета  данных об уровне монополизации отрасли. При функциональном подходе изучают  показатели эффективности производственно-сбытовой деятельности (отношение чистой прибыли к выручке без НДС и акцизов и другими показателями, характеризующими состояние активов предприятия); состояние производственной сферы деятельности фирм; финансовую устойчивость, платежеспособность, ликвидность.
      Конкурентоспособность оценивают также показателями качества выпускаемой продукции, причем эту  оценку должны дать потребители. Применяют, кроме того, объективную оценку аналогичного товара разных фирм по ряду параметров, отражающих его потребительские свойства. Определяют конкурентоспособность и методом профилей, то есть выявлением различных критериев удовлетворения запросов потребителей конкретной продукции.
      Практическое  применение находят матричные методы оценки уровня конкурентоспособности. Теоретической основой их служит концепция жизненного цикла товара, главным инструментом - матрица, в которой представлены темпы роста емкости рынка и относительная доля товаропроизводителей в нем. Наиболее конкурентоспособными при этом окажутся фирмы, занимающие значительную долю рынка.
      Принято различать конкурентные преимущества двух порядков: первые позволяют занять нестабильное лидирующее положение  на рынке за счет использования дешевых  ресурсов производства, вторые дают устойчивую конкурентоспособность, обусловленную уникальной продукцией, современной технологией производства, работой высококлассных специалистов. Однако преимущества низкого порядка, как правило, неустойчивы и не способны обеспечить стабильное превосходство над конкурентами.
      Наиболее  ценным конкурентным преимуществом  считается хорошая репутация  фирмы. В странах с развитой рыночной экономикой формированию такой репутации  способствуют: ограниченность природных  ресурсов, эффективный менеджмент, применение преимущественно безотходных технологий производства, развитие международной стандартизации и интеграции, высокая эффективность использования ресурсов, действенная реклама, гарантированное качество товаров и услуг, высокая доля государственных инвестиций в науку, образование и т.д.
      Фирмы используют различные стратегии  для получения конкурентных преимуществ. Так, одни из них производят с этой целью широкую номенклатуру продукции  наивысшего мирового уровня качества. Фирмы, выпускающие большой ассортимент  продукции стандартного мирового уровня качества и по стандартной цене, обычно придерживаются стратегии «ориентация на издержки». Производители же набора продукции высшего качества и цены используют стратегию «выборочной специализации». Если фирмы не имеют возможности выпускать широкий набор продукции высшего качества, то они применяют стратегию «упор на издержки».
      Выбор стратегии зависит от возможностей фирмы. При устаревшем оборудовании и несовершенной технологии производства, наличии работников недостаточной  квалификации, но при низких издержках фирмы используют обычно стратегии с минимальными издержками. При больших затратах на сырье и материалы, но наличии высокопроизводительного оборудования, передовых разработок, работников-профессионалов, конкурентоспособность достигается организацией выпуском уникальных товаров или высококачественной продукции, удовлетворяющей потребности покупателей.
      Выделяют  три базовые стратегии конкурентоспособности:
    лидерство в снижении издержек за счет экономии на масштабах производства, применение передовой технологии;
    дифференциация, которая означает стремление к уникальности продукции, удовлетворяющей запросы потребителей;
    фокусирование, смысл которого состоит в выборе сегмента отраслевого рынка и обслуживании его с помощью более эффективной по сравнению с конкурентами стратегии.
      Преимущество  конкурирующей фирмы может быть достигнуто за счет предложения товаров  по сниженным ценам, увеличения объема продаж, предоставления покупателям  дополнительных услуг и гарантий.
      Потребители также могут реально повлиять на конкуренцию, требуя от предприятия снижения цен на его продукцию или выявления товаров и услуг более высокого качества [19].
      В настоящее время в России практически  никто целенаправленно не занимается управлением конкурентоспособностью, как на уровне хозяйствующих субъектов (предприятий), так и на национальном уровне. Вместе с тем некорректно говорить о том, что в результате этого не осуществляется никаких действий по обеспечению конкурентоспособности. Руководители вынуждены задумываться о будущем предприятий, поэтому направляют решения на создание базы для долгосрочного развития предприятия, что и является управлением конкурентоспособностью. Профессиональное управление конкурентоспособностью предполагает последовательный рост уровня управления, темпы которого позволяют хозяйствующему субъекту сохранять прочные позиции на рынке, а также планомерно и эффективно достигать долгосрочных целей предприятия. 

      1.2 Качество продукции как базовый  фактор конкурентоспособности продукции 

      В условиях формирования в России рыночных отношений особая роль в конкурентной борьбе принадлежит такому конкурентному преимуществу предприятия, как качество его продукции.
      В государственных стандартах Российской Федерации качество продукции определяется как «совокупность свойств, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные ее потребности в соответствии с ее назначением». В данном определении отражается основная содержательная часть природы качества - способность удовлетворять потребности. В нем также указывается на то, что способность с помощью специально приданных и других свойств продукции удовлетворить какую-либо не свойственную для нее потребность, возможна, но она уже не будет описывать качество этой продукции.
      В последние десятилетие с развитием  в России свободы внешней торговли и переходом в результате этого к использованию международных принципов определения качества продукции, приобрело распространение определение качества, данное в стандарте Международной организации по стандартизации ИСО 8402-86. Согласно ему, «качество - совокупность свойств и характеристик продукции и услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предлагаемые потребности».
      Подразделяя свойства продукции на полезные (позволяющие  удовлетворить потребителя), вредные (препятствующие наиболее полному удовлетворению потребителя) и бесполезные (нейтральные по отношению к потребностям потребителя), необходимо стремиться к увеличению полезных свойств, минимизации бесполезных и ликвидации вредных ее свойств, то есть к нахождению оптимальных соотношений между ними. Это возможно с помощью нахождения их количественной меры - показателей качества.
      Показатель  качества - количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество. Показатели качества служат как для характеристики физической, экономической или иной природы свойства, так и для измерения этого свойства.
      Показатели  качества подразделяются на единичные (характеризуют одно свойство) и  комплексные (характеризуют сразу  несколько свойств). В связи с этим появляется понятие «интегральное качество» - качество, определяемое совокупностью всех функциональных, эстетических и экономических показателей и выражаемое соотношением между потребительной стоимостью (связанной с полезность продукта для потребителя) и стоимостью продукта труда (ценой продукции). Интегральное качество выражается в следующей формуле:
          Ки=П/(Впризэк), (1) 

    где П - потребительная  стоимость, полезность, сумма функциональных свойств или эффект применения;
      ВПР - затраты на разработку продукции;
      ВИЗ - затраты на изготовление продукции;
      ВЭК - затраты на использование (эксплуатацию) продукции.
      Интегральное  качество по существу выступает как  технико-экономический критерий для  принятия решений в области качества. Этот показатель позволяет учитывать противоречия между позитивными и негативными свойствами качества продукции. Интегральное качество служит базой для определения конкурентоспособности продукции.
      В последние годы качество продукции  признается одним из основных факторов ее конкурентоспособности. Но отождествление понятий «конкурентоспособность продукции» и «качество продукции» не корректно. Первое понятие гораздо шире второго. Более того, необходимо подчеркнуть, что, в отличие от качества, конкурентоспособность товара определяется совокупностью только тех конкурентных свойств, которые представляют интерес для покупателя и обеспечивают удовлетворение его потребностей.
      Конкурентоспособная продукция может иметь индивидуальные отличительные свойства, которые  изучаются в ходе качественного анализа, а так же свойства, присущие всем или ряду аналогов. Последние могут оцениваться через количественные показатели.
      Конкурентоспособность характеризуется тремя группами параметров:
    потребительские (технические): параметры назначения, качества (в том числе с точки зрения потребителя), эргономические, эстетические и др.;
    экономические, т.е. формирующие цену потребителя, куда входит и цена продажи;
    организационные: условия платежа и поставок, послепродажное обслуживание, гарантии и т.д.
      На  практике конкурентоспособность оценивают  чаще всего с помощью товара-образца, который уже пользуется спросом  на рынке и в существенной мере соответствует общественным потребностям.
      Образец, таким образом, выступает в виде материализованных требований, которым должен удовлетворять товар, претендующий на ту или иную часть спроса.
      Методика  расчета конкурентоспособности  товара состоит в следующем. При  оценке конкурентоспособности товара необходимо определить перечень параметров, подлежащих анализу: потребительских, экономических и организационных. Сначала определяются единичные показатели по каждой группе параметров, затем групповые, а в заключении рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности товара.
      Экономические интересы предприятия сосредоточены на повышении прибыльности деятельности, что достигается за счет реализации продукции. Это возможно только, работая над качеством и конкурентоспособностью последней.
      Понятие «качество продукции» используется в термине «система качества продукции», под которым подразумевается совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимая для осуществления общего руководства или управления качеством.
      Управление  качеством в настоящее время  признается учеными как неотъемлемая подсистема общего управления, обеспечивающая выпуск и реализацию предприятием продукции необходимого уровня качества и закладывающая фундамент долгосрочного экономически эффективного хозяйствования.
      Выделяют  пять этапов развития форм и методов  работ по качеству:
      Первый этап - контроль качества изготовленной продукции. На этом этапе организация работ по качеству сведена к надзору, контролю и отбраковке дефектных (бракованных) изделий после их изготовления.
      Второй  этап - управление качеством в ходе изготовления продукции. Применение статистических методов управления качеством позволило сосредоточить усилия не на инспекции и изъятии бракованных изделий, а на предупреждении появления брака путем выявления причин появления дефектов и их устранения. Это привело к значительному повышению эффективности производства при достаточно высоком качестве изделий и услуг.
      Третий  этап - всеобщее управление качеством (всеобщий контроль качества). Начало этого  этапа, характеризующегося системным, комплексным подходом к управлению качеством, относят к 50-м годам, когда специалистами в области качества была выдвинута концепция всеобщего управления качеством (TQC, дословно - «всеобщий контроль качества»). Концепция TQC базировалась на совершенствовании не только производственных процессов, но и системы качества в целом, на непосредственном участии высшего руководства компании в проблемах качества, обучении всех сотрудников сверху до низу основным методам обеспечения качества, на мотивации персонала компании на высококачественный труд.
      На  третьем этапе удалось преодолеть действовавшее на первом и втором этапах противоречие между повышением качества продукции и ростом эффективности производства - применение идей TQC позволило одновременно повышать качество и снижать затраты на ее производство.
      Четвертый этап - всеобщий менеджмент качества. Переход от всеобщего управления качеством (TQC) к всеобщему менеджменту качества (TQM) начался в 70-е годы. Если TQC - это управление качеством с целью выполнения установленных требований, то TQM - это еще и управление целями и самими требованиями, это, по существу, все, что позволяет непрерывно улучшать все направления деятельности организации с целью удовлетворения и предвосхищения ожиданий потребителя.
      Пятый этап - экология качества. В 90-е годы усилилось влияние общества не предприятия, которые стали учитывать интересы общества, в частности заинтересованность общества в том, чтобы не только продукция, но и процессы ее изготовления были экологичны, т.е. не наносили бы ущерб окружающей среде.
      Изучив  опыт компаний-лидеров по качеству, можно выстроить определенный ряд общих черт их менеджмента: непрерывное обучение персонала всех категорий и уровней управления методам обеспечения качества, привлечение и мотивирование работников к труду, направленному на обеспечение качества, высокие темпы внедрения инноваций в производство и управление, оперативные изменения в менеджменте с учетом изменений во внешней среде.
      Результат от управления качеством продукции  может измеряться такими частными показателями, как: удельный вес брака (установленный по стандартам) и его структура по возможности устранения; затраты и эффективность системы предупреждения брака, уровень фактической реализации продукции (по отношению к объему производства) за установленный период, характер отзывов потребителей о продукции. Они рассматриваются в неразрывной связи с эффективностью производства (реализации) продукции.
      Существует  мнение, что отклонение уровня качества продукции на 20% от лучших аналогов вынуждает фирмы продавать такую  продукцию практически в 2 раза дешевле. Однако если прямая связь между качеством продукции и ценой, которую готовы заплатить за нее потребители, в условиях хозяйствования на Западе очевидна, то в России в нее вплетается фактор расслоения общества по уровню доходов и низкой платежеспособности спроса. Так, по данным Госкомстата РФ в 2001г. до 66% россиян имели доходы ниже прожиточного минимума. Особенно остро эта ситуация складывается в регионах, удаленных от промышленных центров и транспортных узлов. Поэтому рыночное влияние на качество продукции в России ограничено, чем можно объяснить и отсутствие маркетинговой основы управления на многих предприятиях.
      Вместе  с тем тенденции изменения  положения в России свидетельствуют  об улучшении положения в сфере  доходов населения, что и предопределяет необходимость работы над уровнем качества продукции.
      Помимо  фактора платежеспособности существенную роль в формировании спроса на товар  играет фактор информированности потребителей о свойствах товара и их влиянии  на уровень удовлетворения потребности. Недостаточная потребительская опытность в условиях растущих альтернатив и слабое информирование со стороны производителей и торгующих организаций о важных для потребителя свойствах товара, а подчас и предоставление ложной информации не позволяет потребителям реально оценить качество продукции и в соответствии с этим принять обоснованное решение о покупке.
 

2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

ООО «РОТОНДА»  Г. КРАСНОДАРА

 
      2.1 Организационно-правовая характеристика 

      ООО «Ротонда» учреждена гражданином  РФ ....................
      Место нахождения фирмы: 350004, РФ, Краснодарский  край, г. Краснодар, Западный административный округ, ул. ...........................
      ООО «Ротонда» осуществляет хозяйственную  деятельность и обладает полной хозяйственной  самостоятельностью. Основным видом деятельности ООО «Ротонда» являются:
    рекламная деятельность;
    рекламно-информационные услуги всех видов по заказам юридических и физических лиц;
    дизайн, промышленная графика, разработка и выполнение интерьеров жилых, рабочих и учебных помещений, а также объектов общественного питания и учреждений культуры;
    редакционно-издательская и полиграфическая деятельность;
    транспортные услуги в соответствии с законодательством;
    посредническая и торгово-закупочная деятельность;
    производство строительных материалов;
    производство товаров народного потребления;
    разработка и изготовление проектно-сметной документации;
    разработка и реализация программного обеспечения;
    другие виды деятельности, не противоречащие действующему законодательству.
      ООО «Ротонда» филиалов и представительств не имеет.
      Стабильными и перспективными клиентами ООО  «Ротонда» стали индивидуальные застройщики и частные организации. Потребители услуг делятся на два основных сегмента: юридические  лица - организации и организации, специализирующиеся на выполнении строительно-монтажных работ и население. Частные лица, как правило, заказывают выполнение проектов жилых домов.
      Общество  создавалось в целях:
    участие в формировании рынка услуг;
    удовлетворение общественных потребностей в его продукции и услугах;
    получение прибыли.
      Аппарат управления организации представляет собой систему взаимосвязанных  органов и работников управления. На предприятии существуют постоянно  действующие отделы и службы, отвечающие за выполнение определенных функций  на производстве. Работники этих подразделений несут ответственность за результаты производственной деятельности.
      В верхней иерархии управленческой структуры  имеются должности: директор, главный  инженер, главный бухгалтер, начальник  проектного отдела, начальник отдела маркетинга и анализа организации.
      В состав отделов управления входят: бухгалтерия, отдел кадров.
      Также имеются отделы: проектный отдел, отдел маркетинга и анализа организации.
      Отдел бухгалтерии состоит из трех специалистов - главного бухгалтера, экономиста и кассира.
      Отдел кадров состоит из менеджера по персоналу  и секретаря. Отдел занимается подбором и адаптацией персонала, оформляет  личные дела сотрудников, занимается планированием  рабочего времени, отпусков и т.д.
      Стратегию фирмы определяет отдел маркетинга и анализа организации, который занимается изучением проблем по изучению спроса и продвижению услуг на рынок и разрабатывает рекомендации для руководства компании на базе изучения рынка, прогнозов в планировании объемов сбыта и управлении товародвижением, а также формирования ценовой политики.
      Основным  производственным отделом организации  является проектный отдел. Специалисты отдела - конструкторы, инженеры, проектировщики - занимаются разработкой проектов, выполнением технической и конструкторской документации, контролем за строительством объектов. Это самый большой отдел организации. В 2003 году в отделе было 7 работников, в 2004 - 14 и в 2005 году-16.
      Качество  менеджмента основных специалистов фирмы находится на достаточно высоком  уровне, обеспечивающем выполнение поставленных стратегических задач. В целом организационная структура достаточно гибкая, постоянно совершенствуется с учетом изменений конъюнктуры и требований рынка.
      Все работники организации имеют  высшее или среднеспециальное образование. 

      2.2 Оценка обеспеченности и эффективности  использования персонала 

      В числе важнейших функций менеджмента  является управление персоналом. От обеспеченности организации трудовыми ресурсами  и эффективности их использования  зависят объем денежных поступлений, эффективность использования оборудования, машин и как результат - объем реализации продукции, ее себестоимость, прибыль.
      В условиях рыночной экономики необходимо разработать и использовать новые  подходы в ориентирах работников организаций. Внутри организации главным звеном управления являются работники, а за его пределами - потребители продукции (услуг). Поэтому должны быть изжиты такие привычки прошлого, как бездумное исполнение, расточительство и т.п. На смену им должны прийти ориентация работающих на потребителя, проявление инициативы, стремление к прибыльной работе, использование социальных норм, основанных на здравом экономическом смысле [11, с. 100].
      В каждой организации должна разрабатываться  и осуществляться кадровая политика, которая будет способствовать созданию здорового и работоспособного коллектива; повышению уровня квалификации работников; созданию трудового коллектива, оптимального по половозрастной структуре, уровню квалификации; созданию высокопрофессионального руководящего звена, способного гибко реагировать на изменяющиеся обстоятельства, чувствовать и внедрять все новое и передовое. Коллектив организации достаточно молодой: 85% - лица в возрасте до 30 лет, в организации работают 20 мужчин и 9 женщин.
      Основными анализируемыми показателями по труду является фонд заработной платы, или расходы на оплату труда, численность работников, производительность труда и средняя заработная плата. Система показателей, характеризующих использование труда и расходы на его оплату, дана в таблице 7 [5, с. 303].
      Анализ  показателей, характеризующих использование  труда, проводится с целью:
    оценки эффективности использования средств на оплату труда;
    оценки влияния роста средней заработной платы на увеличение объема товарооборота и прибыли;
    обоснования расходов на оплату труда;
      - определения потребности в персонале на планируемый период. Порядок анализа следующий:
    Выявляется динамика расходов на оплату труда в соответствии с ростом товарооборота.
    Оценивается изменение уровня расходов на оплату труда и рассчитывается сумма относительной экономии или перерасхода издержек по оплате труда.
    Проводится факторный анализ расходов на оплату труда в абсолютных и относительных величинах.
    Изучается динамика производительности труда и численности персонала, рассчитывается условное высвобождение персонала.
    Проводится факторный анализ производительности труда.
      6. Оценивается качественный состав персонала, разрабатываются предложения по повышению эффективности его использования.
      Показатели  использования труда в ООО  «Ротонда» представлены в таблице 2.
      Таблица 2
Использование труда в ООО «Ротонда» 

        Отклонения
Показатели 2003 г. 2004 г. 2005 г. абсо- относи-
        лютные, тель-
        (+,-) ные, %
Среднесписочная числен-          
ность работников, чел. 12 26 29 17 241,7
в том числе занятых          
в основном производстве 7 14 16 9 228,6
Удельный  вес работников          
основного производства          
в общей численности          
персонала, % 58,3 53,8 55,2 -3,1 -
Отработано  одним работ-          
ником основного производ-          
ства, дней 225 220 223 -2 99,1
Отработано  всеми работни-          
ками  основного производ-          
ства, чел.-ч 12127,5 42900,0 50442,5 +38315 3,1 раза
Средняя продолжитель-          
ность рабочего дня, ч 7,7 7,5 7,8 +0,1 101,30
Производство  продукции          
в плановых ценах, тыс. руб. 772,6 2612,6 5194,5 +4421,9 6,7 раз
Выработка работника          
основного производства,          
тыс. руб.:          
- среднегодовая 110,4 186,6 324,7 +214,3 294,2
- среднедневная 0,49 0,85 1,45 +0,96 295,9
- среднечасовая 0,06 0,11 0,18 +0,12 290,6
 
      Анализируя  таблицу 2 можно сказать, что численность  работников за три года увеличилась  более чем в 2 раза. Удельный вес работников основного производства изменился незначительно. Численность этой категории работников увеличилась, как и в целом численность персонала организации. В 2004 году наблюдалось снижение средней продолжительности рабочего дня, что говорит о неэффективном использовании рабочего времени, в 2005 этот показатель возрос до 7,8 ч. Среднечасовая выработка увеличилась в 2,9 раз, что можно связать с сокращением потерь рабочего времени.
      Показателем эффективности труда является его  производительность, рост которой позволяет существенно снизить затраты на реализацию продукции; при прочих равных условиях увеличить объем реализации продукции, а следовательно, и рост прибыли; проводить политику по увеличению средней заработной платы работникам; более успешно осуществлять реконструкцию и техническое перевооружение предприятия; повысить его конкурентоспособность, обеспечить финансовую устойчивость работы [13, с. 113].
      Показатели  производительности труда нашли  отражение в таблице 3.
      Таблица 3
Производительность  труда персонала ООО «Ротонда»
Показатели 2003 г. 2004 г. 2005 г. Темпы роста, %
 
 
 
 
2004/ 2003
2005/ 2004 2005/ 2003
Объем продажи товаров и реализации услуг, тыс. руб. 772,6 2612,6 5194,5 330,7 203,3 6,7 раз
Среднесписочная чис-ленность персонала, чел. 12 26 29 216,7 111,5 241,7
Фактические затраты труда, чел.-ч 12127,5 42900,0 50442,5 353,7 117,6 4,2 раз
Получено денежной выручки в расчете на: -1 среднесписочного работника, тыс. руб.
-1 чел.-ч,  руб.
 
 
 
64,4 63,7
 
 
 
100,5 60,9
 
 
 
179,2 103,0
 
 
 
152,6 93,6
 
 
 
182,3 172,8
 
 
 
278,2 161,7
 
      Из  данных таблицы 3 следует, что показатели производительности труда возросли, как в расчете на среднесписочного работника, так и на 1 человеко-час. Это объясняется опережающим  ростом объема продаж по сравнению  с ростом численности персонала и затрат труда.
      В частности в отчетном периоде  по сравнению с базисным денежная выручка возросла в 6,7 раз, среднесписочная  численность персонала в 2,4 раза и фактически отработанное время  в 4,2 раза. Отсюда и производительность труда годовая увеличилась в 2,8 раза, а часовая - в 1,6 раза.
      Большое значение для оценки эффективности  использования трудовых ресурсов в  организациях в условиях рыночной экономики  имеет показатель рентабельности персонала, рассчитанный как отношение прибыли к среднегодовой численности персонала [12, с. 132]. Определенный интерес представляет отношение прибыли к расходам на оплату труда. В таблице 4 нашли отражение вышеприведенные показатели.
      Таблица 4
Прибыльность  персонала ООО «Ротонда» 

        Темпы роста, %
Показатели 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2004/ 2005/ 2005/
        2003 2004 2003
Прибыль от продаж,            
тыс. руб. 77,8 201,3 335,0 258,7 166,4 4,3 раз
Среднесписочная            
численность            
персонала, чел. 12 26 29 216,7 111,5 241,7
Фонд  заработной            
платы, тыс. руб. 245,5 854,8 1667,5 3,5 раз 195,1 6,8 раз
Получено  прибыли            
в расчете на:            
- среднегодового            
работника, тыс. руб. 6,5 7,7 11,5 118,5 149,3 176,9
- на 1 руб. расходов            
на  оплату труда, руб. 0,3 0,2 0,2 66,7 100,0 66,7
 
      За  анализируемый период произошло  увеличение прибыли организации  в 4,3 раза. Соответственно и прибыльность персонала имеет тенденцию к  росту.
      В качестве отрицательной тенденции  можно назвать опережение роста  оплаты труда по сравнению с ростом его производительности. Это привело к уменьшению   полученной прибыли в расчете на 1 руб. расходов на оплату труда на 33,3%.
      Система оплаты труда должна быть гибкой, стимулировать  повышение производительности труда, обладать достаточным мотивационным  эффектом. Рост оплаты труда не должен опережать темпов роста производительности, эффективности труда. Гибкость системы оплаты труда заключается в том, что определенная часть заработка ставится в зависимость от общей эффективности работы предприятия.
      Средняя заработная плата увеличилась в 6,8 раз, что связано как с увеличением среднечасовой выработки, так и с повышением уровня оплаты труда. Опережающий рост средней оплаты труда по сравнению с ростом выработки означают увеличение удельных затрат на оплату труда на единицу реализованной продукции и наличие перерасхода по заработной плате. Следовательно, необходимо принять меры по сокращению удельных затрат на оплату труда. В таблице 5 рассмотрим соотношение темпов роста производительности и оплаты труда в исследуемой организации.
      Таблица 5
Темпы роста  производительности и оплаты труда  в ООО «Ротонда» 

Показатели 2003 г. 2005 г.
Получено  денежной выручки в расчете на 1 работника, тыс. руб. 64,4 179,2
Среднегодовая заработная плата 1 работника, тыс. руб. 20,4 57,5
Индекс заработной платы - 2,82
Индекс  производительности труда - 2,78
Коэффициент опережения - 0,97
Сумма перерасхода фонда заработной платы, тыс. руб. - 23,7
 
      Более высокие темпы роста заработной платы по сравнению с ростом производительности труда повлекли за собой перерасход фонда заработной платы на сумму 23,7 тыс. руб. 

      2.3 Оценка обеспеченности основными  и оборотными средствами и  эффективности их использования 

      Особое  значение для успеха предпринимательской  деятельности имеет наличие капитала, который в материально-вещественном воплощении подразделяется на основной и оборотный. Основной, как известно, служит в течение ряда лет, оборотный — полностью потребляется в течение одного цикла производства.
      Основной  капитал в большинстве случаев  отождествляют с основными фондами (основными средствами) организации. Однако понятие основного капитала шире, так как кроме основных фондов, представляющих его значительную часть, в состав основного капитала включается незавершенное строительство и долгосрочные инвестиции.
      Основные  средства представляют собой один из видов производственных ресурсов, от структуры которых в значительной степени зависят результаты деятельности фирмы. В таблице 6 представлены состав и структура основных производственных фондов в ООО «Ротонда».
 

       Таблица 6
Состав  и структура основных производственных фондов
в 000 «Ротонда» 

Виды  средств 2003 г. 200' [г. 200i 5 г.
 
 
тыс. руб. в%к итогу тыс. руб. в%к итогу тыс. руб. в%к итогу
Здания, сооружения, капитальные вложения 9,1 9,6 63,6 14,3 92,4 14,5
Машины, оборудование, приборы, устройства 55,3 58,0 253,3 57,0 362,7 57,0
Транспортные  средства 24,8 26,0 113,8 25,6 170,6 26,8
Прочие  основные средства 6,1 6,4 13,8 3,1 10,6 1,7
Итого из них: активные пассивные 95,3 80,1 15,2 100 84,0 16,0 444,5 367,1 77,4 100 82,6 17,4 636,3 533,2 103,1
100 83,8 16,2
 
      К активным основным производственным фондам относятся машины, оборудование и  приборы, непосредственно используемые при выполнении работ и транспортные средства. Из таблицы 6 видно, что соотношение  между активными и пассивными основными фондами примерно 4:1, что говорит о рациональной структуре основных производственных фондов в ООО «Ротонда».
      В таблице 7 отражено движение основных производственных фондов фирмы.
 

       Таблица 7
      Движение  основных производственных фондов в ООО «Ротонда» 

Основные  производственные фонды 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Приобретенные основные      
фонды, тыс. руб. 39,35 643,56 257,38
в том числе:      
- активные 30,61 492,13 125,53
- пассивные 8,74 151,43 131,85
Выбывшие  основные фонды,      
тыс. руб. 8,74 74,26 443,18
в том числе:      
- активные 8,74 62,46 365,45
- пассивные - 11,8 77,73
Коэффициент обновления 0,25 0,88 0,47
Коэффициент выбытия 0,55 0,10 0,82
 
      Данные, приведенные в таблице 7, говорят  о том, что в организации уделяется  достаточно внимания обновлению основных производственных фондов. Кроме того, в наибольшей степени обновление характерно для активной части. В 2005 году коэффициент выбытия значительно превысил коэффициент обновления, что связано с тем, что в 2004 и 2005 годах произошла замена большей части оборудования. В целом можно отметить высокие показатели коэффициента обновления.
      Техническое состояние основных производственных фондов охарактеризуем, рассчитав коэффициенты износа, годности. Полученные данные занесем  в таблицу 8.
 

       Таблица 8
Техническое состояние основных производственных фондов
в ООО  «Ротонда» 

Показатели 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Сумма износа, тыс. руб. 36,2 191,1 311,8
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. 95,3 444,5 636,3
Остаточная  стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. 59,1 253,4 324,5
Коэффициент износа 0,38 0,43 0,49
Коэффициент годности 0,62 0,57 0,51
 
      Коэффициент износа растет в среднем от 5 до 6 пунктов в год, снижая тем самым  коэффициент годности всех основных производственных фондов. Данный факт говорит о том, что парк основных производственных фондов нуждается в обновлении.
      Обеспеченность  организации основными производственными  фондами характеризует фондовооруженность труда. Оценка эффективности их использования  основана на применении общей для всех видов ресурсов технологии оценки, которая предполагает расчет и анализ показателей отдачи и емкости. Показатели отдачи характеризуют выход готовой продукции на 1 руб. ресурсов.
      Обобщающим  показателем эффективности использования основных фондов является фондоотдача. В стоимости основных фондов учитываются собственные и арендованные средства; не учитываются основные фонды, находящиеся на консервации, а также сданные в аренду другим организациям. Рост фондоотдачи является одним из факторов интенсивного роста объема выпуска продукции.
      Другим  показателем эффективности использования  средств является фондоемкость, которая  определяется отношением средней стоимости  основных средств к объему выпуска  продукции (показатель, обратный фондоотдаче). Изменение фондоемкости показывает прирост или снижение стоимости основных средств на 1 руб. готовой продукций и применяется при определении суммы относительной экономии или перерасхода средств в основных фондах.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.