На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Использование политической рекламы в избирательном процессе (на примере Избирательной комиссии Хабаровского края)

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 03.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Министерство  образования и науки Российской Федерации

     Государственное образовательное учреждение

     высшего профессионального образования

     «Хабаровская  государственная академия экономики  и права»
     Факультет международных экономических отношений
     Кафедра связей с общественностью 
 
 

       «УТВЕРЖДАЮ»: 
Зав кафедрой «Связи с общественностью»             
________________________/Захарова Т.И./
«_____» _______________________ 2010г.

     ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 
     по  теме: Использование политической рекламы в избирательном процессе (на примере Избирательной комиссии Хабаровского края) 
 

     Студент группы  СО-51                 ______           ________ К.Н.Чуркина
                                                           дата            подпись
     Руководитель кандидат полит.наук, доцент_____  ______Т.И. Захарова
                                                                          дата    подпись
     Нормоконтролёр  ст.преподаватель___  ______    _______ Н.С. Битосова
                                                                    дата       подпись 

     Хабаровск 2010
 

     РЕФЕРАТ 

     Выпускная квалификационная работа «Использование политической рекламы в избирательном процессе (на примере Избирательной комиссии Хабаровского края)» 81 с., 3 разд., 6 рис., 5 табл., 53 источн., 5 прил.
     ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА, ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ. АГИТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ, ФОКУС-ГРУППЫ.
     Объект  исследования – политическая реклама и её использование в избирательном процессе.
     Цель  работы - рассмотреть политическую рекламу как инструмент избирательного процесса.
     В процессе исследования было дано определение понятия политической рекламы, выявлены особенности правового регулирования политической рекламы, рассмотрена Избирательная комиссия Хабаровского края как субъект информирования избирателей, изучена её деятельность по информированию избирателей и предотвращению правонарушений в области политической рекламы.
     Результат исследования – комплекс рекомендаций по совершенствованию информационной работы Избирательной комиссии Хабаровского края в молодёжном секторе.
     Рекомендации внедрения результатов ВКР — результаты исследования предложены для внедрения в учебный процесс кафедре связей с общественностью ХГАЭП при проведении практических занятий по курсу «Консалтинг в связях с общественностью». Часть рекомендаций внедрена в практическую деятельность Избирательной комиссии Хабаровского края.
     Область применения - в учебном процессе, в Избирательной комиссии Хабаровского края, окружных и территориальных избирательных комиссиях.
     Экономическая эффективность работы заключается в том, что применение рекомендаций автора позволит увеличить активность молодых избирателей на 10%.
 


СОДЕРЖАНИЕ 

    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4 

     1  Организация связей с общественностью в государственных учреждениях ……………………………………………………………..8 

     
      Место связей с общественностью в государственной  системе…..…8
      Модели связей с общественностью……………………….…………12
      Цели служб связей с общественностью в государственном управлении………………………………………………………………………….16
      Структура российского государственного рынка коммуникационных услуг………………….………………………………………20
 
     2 Организация деятельности отделения информации, пропаганды и связи с общественностью Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю ………………………………………..28 

     2.1 История создания Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю и анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей его  деятельность …………………………………….…………………………….28
     2.2 Структура Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю……………………………………………………………………………….37
     2.3     Структура, основные функции и задачи отделения информации, пропаганды и связи с общественностью Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю………………...………………………………………………41
     2.4     Организация работы отделения информации, пропаганды и связи с общественностью Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю в чрезвычайных ситуациях……………………..……………………………………50 

     3 Разработка видеоролика как средства повышения эффективности коммуникативной политики отделения информации, пропаганды и связей с общественностью Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю …………….………………………….57 

     3.1     Анализ роли социальной рекламы МЧС России................................57
     3.2 Средства распространения социальной рекламы МЧС…….………61
     3.3     Проектирование видеоролика, посвященного опасности использования пиротехники………………………….……………………………66 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………...…………………………………76 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..81 

     ПРИЛОЖЕНИЯ………………………..…………………...……..86
 

     
     ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность  темы исследования определяется тем, что  регулирование процессов изготовления и размещения политической рекламы определяется не в Федеральном законе «О рекламе», а в выборном законодательстве, в частности в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Этот рамочный закон не содержит понятия «политическая реклама», определяя её как форму предвыборной агитации. Между тем, среди специалистов по политическому PR, политическая реклама рассматривается как составная часть деятельности по связям с общественностью, причём включает в себя все виды продвижения политика, политической организации или регионального лидера. По своей сути политическая реклама потенциально является самым действенным методом психологического воздействия на умонастроения граждан, поскольку в ней в компактной форме аккумулированы и интегрированы все остальные виды воздействий. Наиболее активно все виды политической рекламы используются во время выборов.
     Во-первых, изготовление наружной рекламы требует  сравнительно небольших затрат, но создаёт эффект присутствия партии или кандидата в округе. Если вспомнить период начала 90-х годов, и, характерный для него всплеск рекламы в средствах массовой информации, можно заметить, что для большинства кандидатов именно деньги влияли на исход выборов, а затраты на производство медиарекламы составляли около 70% всех затрат на кампанию.
     Во-вторых, в России появились многочисленные PR-агентства, PR – менеджеры, для которых, в условиях финансового кризиса, проведение выборов, подготовка моделей печатной рекламы, является сферой бизнеса и дополнительного заработка.
     Анализ  проведения выборов в Законодательную  Думу Хабаровского края, которые состоялись 14 марта 2010 года, показывает, что в  политической рекламе кандидатами  и политическими объединениями  допускались случаи нарушения избирательного законодательства при изготовлении и использовании рекламных продуктов. В наружной рекламе использовались агрессивные лозунги, которые легко запоминались и позволяли достигнуть необходимого результата. Среди них доминировали такие, как «Наворовались?! А посидеть не хотите?» «Ворьё должно сидеть» (партия «Справедливая Россия»), «Только ЛДПР или терпи дальше» (партия ЛДПР) и  ряд других. Необходимость анализа использования политической рекламы на региональном уровне и определила выбор темы выпускной квалификационной работы
     Цель исследования: изучить использование политической рекламы в избирательном процессе (на примере работы Избирательной комиссии Хабаровского края).
     Исходя  из цели, автором поставлены следующие  задачи:
    изучить сущность и назначение политической рекламы, определить её виды,
    выявить, особенности правового регулирования политической рекламы,
    рассмотреть порядок формирования, функции Избирательной комиссии Хабаровского края как государственного учреждения, занимающегося подготовкой и проведением выборов,
    изучить деятельность Избирательной комиссии Хабаровского края по информированию избирателей и предотвращению нарушений в области политической рекламы,
    подготовить рекомендации по совершенствованию деятельности ИКХК в сфере информационного взаимодействия с молодежной аудиторией.
     Объектом  исследования является политическая реклама и её использование в избирательном процессе.
     Предмет исследования - деятельность Избирательной  комиссии Хабаровского края по информированию участников избирательного процесса и контролю за использованием политической рекламы.
     Научная разработанность темы в литературе. Изучаемая тема работы проанализирована достаточно основательно. В основном, эти работы затрагивают правовые аспекты регулирования политической рекламы. Среди них можно выделить публикации Большакова С.В. [24], Головина А.Г. [26] и др. Технологическим аспектам изготовления рекламы и её воздействия на общественное мнение граждан выгодно отличаются работы Лебедева-Любимова А.Н., Лисовского С.Г. [35] История становления избирательных комиссий и их роль в организации выборов представлена в монографии Иванченко А.В. Вместе с тем, на региональном уровне вопросы использования политической рекламы отражены недостаточно. Практически отсутствуют исследования, в которых этим вопросам уделяется достаточное внимание.
     Теоретико-методологическую основу исследования составил системный  подход, в котором, политическая реклама  рассматривается как составная  часть экономической, правовой, идеологической, коммуникативной и избирательной  подсистем.
     Теоретическую базу исследования составили: Конституция  РФ [1], ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06. 2002г. [6], ФЗ «О политических партиях» от 11.07.2001г. [3], ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006г. [4], ФЗ «О средствах массовой информации» от 09.02.2009г. [5], ФЗ «О милиции» от 29.12.2009г. [2], Избирательный кодекс Хабаровского края (в ред. Закона Хабаровского края от 26.07.2005 № 284) [7], публикации в литературе, как отечественных, так и зарубежных авторов.
     Эмпирическая  база работы представлена следующими материалами: постановлениями Избирательной  комиссии Хабаровского края и нижестоящих  комиссий, документами текущего архива ИКХК, справками, публикациями в региональных СМИ, экземплярами наружной политической рекламы и др. информацией.
     При подготовке работы автор использовал  следующие методы: метод правового  и сравнительного анализа, метод  наблюдения и общетеоретические  методы (анализ, синтез, индукция, дедукция и др.). При изучении предпочтений молодёжи автором проведены три фокус-группы.
     Практическая  значимость исследования заключается  в том, что автор обобщил представления  об использовании политической рекламы  в избирательном процессе, подготовил предложения в адрес Избирательной комиссии Хабаровского края по повышению активности молодёжи. Отдельные предложения автора могут быть использованы в процессе преподавания курсов «Коммуникационный менеджмент», «Консалтинг в связях с общественностью» и др.   
 
 
 
 
 
 
 

 

     1 Политическая реклама. Правовое регулирование политической рекламы
     1.1 Понятие политической рекламы. Виды политической рекламы
     Маркетинг политических кандидатов превратился  в крупную отрасль деятельности, потребовавшую особой специализации всех занимающихся ею. С перерывом в несколько лет публика постоянно участвует в многочисленных выборных кампаниях по занятию должностей в местных органах, органах штатов и учреждениях общегосударственного масштаба. Политическая кампания включает в себя посещения кандидатом рынка избирателей и использование маркетинговых исследований и коммерческой рекламы для обеспечения максимального уровня “покупки” кандидата избирателями [46, с. 54].
     Интерес к маркетинговым аспектам выборов  был подогрет стремительным ростом политической рекламы, распространением научных методов изучения общественного мнения, компьютерного анализа распределения голосов избирателей и появлением специализированных фирм по руководству избирательными кампаниями [46, с. 55].
     Понятие «политическая реклама» само по себе подразумевает, что эта сфера деятельности находится на стыке разнообразных дисциплин, вбирает в себя знания из политологии, социологии, психологии, рекламы, маркетинга. Кроме того, так как политическая реклама ставит себе целью влиять на массовое сознание, это требует, чтобы в её предмет были включены теория массовой коммуникации, социальная психология и другие науки.
     По  Ф.Котлеру реклама в широком смысле представляет собой неличные формы коммуникации, осуществляемые через посредство платных средств распространения информации, с четко указанным источником финансирования.
     Согласно  Федеральному закону «О рекламе», реклама  – информация, распространенная любым  способом, в любой форме и с  использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке [4]. Под политической же рекламой законодатель понимает предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума. Четкого определения термина «политическая реклама» в законодательстве пока не существует.
     Феофанов  О. рассматривает политическую рекламу в её социологическом контексте, он считает, что политическая реклама – «это любая реклама как система методов психологического воздействия на массовые аудитории с целью управления их политическим поведением, нацеленная на изменение или закрепление тех или иных политических убеждений» [41, с. 31].
     Субъектом политической рекламы является рекламодатель (политическая организация или отдельный деятель.
     Политическая  реклама во многом отличается от рекламы  коммерческой: она нацелена на конкретный результат, жёстко зафиксированный во времени, осуществляется в условиях конфронтации, имеет жёсткие ограничения, в том числе финансовые. Отличаются и объекты рекламирования.
     Объект политической рекламы – участники политического процесса, которым предстоит сделать тот или иной выбор, определить  для себя ту или иную политическую ориентацию. В каждом конкретном случае эти участники составляют конкретную целевую группу.
     Цель  политической рекламы заключается  в том, чтобы побудить людей к  участию в каких-либо политических процессах, в частности, в делегировании  тех или иных полномочий каким-то деятелям: иначе говоря, - побудить людей к тому или иному типу политического поведения, в том числе электорального [44, с. 60].
     В соответствии с приведённым выше определением цели предмет рекламы – это кандидат, партия, их программы, а также политическая акция, движение поддержки, протеста и т.д.
     Исходя  из этого, политическую рекламу можно  определить следующим образом: это  форма политической коммуникации в  условиях выбора, адресное воздействие  на электоральные группы, имеющие  целью преподнести в доступной, эмоциональной, лаконичной, оригинальной, легко запоминающейся форме суть политической платформы определенных политических сил, настроить на поддержку, «сформировать и внедрить в массовое сознание определенное представление об их характере, создать желаемую психологическую установку, предопределяющую направление чувств, симпатий, а затем и действий человека» [35, с. 144].
     С психологической точки зрения политическая реклама – это система политической коммуникации, призванной изменить сознание и поведение людей в соответствии с политическими целями рекламодателя(в широком контексте – политических партий, движений, лидеров). Политической рекламой являются любые целенаправленные выступления политика, общение с избирателями, его имидж, дебаты с оппонентами, конкретные общественно значимые акции. Таким образом, политическая реклама ориентирована прежде всего на подструктуру направленности личности [30, с. 76].
     Политическая  реклама многообразна: помимо политических коммуникаций, это символика, ритуалы, крупномасштабные мероприятия, митинги, плакаты, листовки, видеоклипы, сувенирная продукция с изображением политического лидера или партийной символики и т.д.
     Функции политической рекламы идентичны  функциям рекламы вообще, однако имеют  свою специфику. Так, например, поскольку одной из ее задач является оповещение, ознакомление аудитории с политической акцией, кандидатом, партией, их взглядами и предложениями, то имеет смысл говорить о ее информационной функции.
     Политическая  реклама функционирует не только в период, избирательных кампаний, но и в промежутках между ними.  Она служит, например, подспорьем для привлечения той или иной партией сторонников, вербовки новых членов, донесения до широких масс идеи или принципов новой партии, для побуждения людей к участию в какой-либо политической акции.
     Можно также вести речь о коммуникативной функции политической рекламы, так как она устанавливает контакт между носителями власти или претендентами на места во властных структурах и населением, осуществляет связь между ними, используя доступную для восприятия знаковую систему; она является своего рода проводником идей, ретранслятором образов, символов, мифов.
     Политическая  реклама функционирует в условиях политической конкуренции, она выделяет собственный объект среди других (таким объектом может быть личность или партия, за которыми всегда стоит определенная система взглядов на социальные проблемы и способы их решения, на оптимальные пути устройства жизни в социуме), поэтому допустимо говорить о социально-ориентирующей, идеологической функции политической рекламы [38, с. 98].
     Существует  множество классификаций видов  рекламы. Причина этого в том, что реклама, применяемая политическими деятелями, может быть классифицирована по различным основаниям.
     В соответствии с каналами восприятия рекламного сообщения политическая реклама подразделяется на визуальную, аудиальную и аудиовизуальную рекламу. Как правило, такая реклама имеет ограниченную эффективность в силу своей одномерности с точки зрения каналов восприятия.
     Визуальная  реклама может выполнять практически  все функции – привлекать внимание, информировать, убеждать и побуждать. Публикации в печатных СМИ апеллируют как к рациональной сфере, так и к эмоциям аудитории. Однако однодневная жизнь является сильным ограничителем их эффективности. Существуют и другие виды визуальной политической рекламы: табло «бегущая строка», аэростаты, письма, различные значки, майки и т.д. Как отмечает К. Джонсон-Карти, «в рекламе, которую используют политики, большое значение имеют различные зрительные символы, фотографии и невербальные сигналы. Им доверяют значительно больше, чем просто словам» [42, с. 112].
     Аудиальная  реклама - это, прежде всего, радиопередачи. Их преимуществом является доступность для аудитории. Если у говорящего приятный голос и убедительная речь, его обращение к аудитории может быть эффективным даже при невзрачной внешности. В случае радиорекламы есть больше возможностей использовать актеров без угрозы опознания их в лицо и потери доверия к сообщению [35, с. 55].
     Аудиовизуальная реклама - это телевизионная и кино-реклама. Она является самой эффективной как по каналам доступа к аудитории, так и по массовости охвата. Телевидение является не только наиболее популярным среди СМИ, с его помощью можно добиться различного рода психологических специальных эффектов при восприятии сообщения. Очень важным является и время передачи. Поэтому во время избирательных кампаний проводится жеребьёвка среди кандидатов, чтобы соблюсти принцип равенства. Существует определённая зависимость уровня доверия к рекламному сообщению и доверия к каналу. Поэтому для политиков всегда существует проблема размещения рекламного ролика на канале с наибольшим доверием [48, с. 183].
     Еще одним эффективным аудиовизуальным  средством является так быстро набравший  позиции Интернет. Сегодня каждая уважающая себя партия, партийное или общественное объединение имеют свой сайт, блоги, в которых можно ознакомиться с политической платформой, узнать новости о жизни кандидатов, просмотреть отчёты о проделанной работе.  Даже первые лица страны с удовольствием используют Интернет для своей популяризации, призывая население посетить их личные блоги или страницы.
     Главная цель этих «страниц» - не только информировать  о программах соискателей, о событиях, происходящих в их жизни, но и вербовать  своих сторонников, предлагая вступить в партии и даже зарегистрировать свое вступление в соответствующем сайте [50, с. 100].
     Весьма  эффективной формой политической рекламы  является рассылка от имени кандидата  «персональных» писем потенциальным  избирателям – директ мейл. Расчёт отправителей делается на то, что избиратель вряд ли проигнорирует письмо от кандидата на политический пост, если это письмо адресовано «лично» ему (в письме есть обращение по имени-отчеству, описаны проблемы, волнующие избирателя). На самом деле штаб кандидата готовит несколько вариантов таких писем, адресованных разным социальным группам, в которых учитываются специфические характеристики этих групп. Имя и отчество избирателя берутся у фирм, занимающихся сбором баз данных.
     Разновидностью  политической рекламы является и  так называемая институциональная реклама – реклама партии или движения как социального института, общественно значимая деятельность той или иной организации, осуществляемая в рекламных целях, либо, наконец, просто организуемая рекламистами интерпретация деятельности партии как общественно-значимой структуры. Она может быть учредителем общественного фонда, быть организатором популярного фестиваля, благотворительного концерта, выступить в роли мецената [46, с. 84].
     Существует  и другая классификация рекламы, используемой в политике. Например, Ф. Котлер выделяет виды рекламы в зависимости от её функций. Информативная реклама предназначена для создания первичного интереса к рекламируемому политическому объекту. Это реклама по типу «9 декабря такого-то года состоятся выборы губернатора такой-то области. Основными кандидатами от демократических сил являются X и Z» [46, с. 87].
     Увещевательная  реклама формирует избирательный  спрос. Она доказывает, что Z является более приемлемым для определенной группы избирателей. Сравнительная реклама показывает преимущества одного объекта перед другим: «Кандидат X – гораздо компетентнее, чем Z, и подходит группам населения от 25 лет и старше, ориентированным на экономические реформы» [42, с. 204].
     Напоминающая  реклама заставляет вспомнить о  кандидате или партии.
     Подкрепляющая реклама уверяет в правильности сделанного выбора. Как правило, если речь идет об избирательной кампании, то такая реклама появляется в  последние дни перед голосованием. Часто она бывает в виде выступления  кандидата с прямым призывом голосовать за него. Каждый отдельный политический деятель или политическая партия имеют в своем арсенале целый набор различных видов рекламы [40, с. 59].
     Существует  классификация и по форме рекламного сообщения. При этом политическая реклама  выступает как инструмент политической кампании.
     Наиболее  мощные средства рекламы, применяемой  политиками в порядке снижения эффективности:
    Положительное мнение избирателей о кандидате.
    Публичное заявление редакционной коллегией о поддержке кандидата.
    Благоприятная бесплатная политическая реклама в СМИ.
    Хорошие выступления на различных форумах и политических дебатах.
    Распространение агитационных материалов кандидатом.
    Обращение к избирателям с призывом голосовать за кандидата.
    Распространение агитационных материалов по домам с одновременной агитацией в пользу кандидата.
    Распространение агитационной литературы добровольными помощниками по почтовым ящикам.
    Агитационная кампания, осуществляемая по почте и направленная на определенные группы избирателей.
    Общая агитационная кампания по почте – наилучший способ – иллюстрированный агитационный материал.
    Политическая кампания в небольших округах – радиореклама.
    Проведение политической рекламы на телевидении.
    Подготовка рекламных щитов для установки во дворах домов и рекламных щитов размером 1м х 1м, 1м х 2м.
    Политическая реклама в газетах.
    Агитационные стенды.
    Значки и небольшие сувениры [50, с. 178].
     Как видно, образцы политической рекламы  отличаются разнообразием по виду, форме и содержанию, однако, чтобы  они были эффективными, необходимо соблюдать ряд важных требований, имеющих универсальный или всеобщий характер. Политическая реклама должна обязательно содержать уникальное политическое предложение (УПП), которое является специфическим видом уникального торгового предложения (УТП), основополагающей категории рекламы, внедренного в начале века в теорию и практику рекламы Р.Ривсом [30, с. 66].
     К уникальному политическому предложению  предъявляются шесть основных требований:
    Символичность: УПП должно соответствовать существующим традициям в обществе, имеющим сильное влияние на людей – историческим, религиозным, культурным, значимым символическим образам и пр.
    Концептуальность: в УПП должна присутствовать главная идея, которая способна удовлетворить актуальные общественные потребности избирателей.
    Персональность: в УПП должны быть отражены качества лидера, что обеспечит его узнаваемость и положительное отношение к нему.
    Эксклюзивность: насколько отделено в восприятии избирателей  предлагаемое УПП от других.
    Наличествование: широта воздействия УПП на избирателей.
    Доступность: насколько УПП понимается избирателями и какова его значимость [30, с. 70].
     По  своему содержанию уникальное политическое предложение является сложным образованием, состоящим из лозунгов и призывов, характеристик имиджа политического лидера, изобразительных решений, психологических воздействий, политических мифов, основанных на представлениях политических рекламодателей о своем электорате [25, с. 124].
     Механизм  воздействия политической рекламы  практически идентичен коммерческой. Тем не менее иногда возникают проблемы, связанные с пределами символизации. Любопытно, что создание визуальной рекламы по законам искусства рождает и её восприятие как произведение искусства, т.е. она менее подвержена разложению на свои дидактические, логические основания [40, с. 83].
     Кроме образного визуального ряда, ещё один «кит», на котором стоит политическая реклама – это слово. По причине краткости реклама обречена на броские, запоминающиеся словосочетания-лозунги, максимально концентрирующие в словах цель, суть тех политических изменений, которые составляют существо программы политика [36, с. 90]. Специалистам известны лозунги, под которыми побеждали известные политики; в таких случаях вспоминают «Новый путь» Ф. Рузвельта или лозунг Ф. Миттерана «Спокойная сила», который ему придумал разработчик его предвыборной кампании Жак Сегела.
     Третьей составляющей политической рекламы  является сам образ претендента, неважно, вербальный или визуальный, то есть собственно то, что о нем  говорится.
     Первоначально термин «имидж» использовался в  коммерческой рекламе для дифференциации однородных товаров. С разработкой  новых методов организации избирательных  кампаний в начале 60-х годов 20 века в США это понятие стали  широко применять и для дифференциации общественных лидеров [31, с. 197].
     В.В. Ученова и М.И. Старуш дают следующее  определение имиджа: «Имидж – это  квинтэссенция рекламного творчества. Он интегрирует современные рекламные  технологии, новейшие достижения в  области психологии восприятия, а  также творческую индивидуальность его создателей. Можно сказать, что имидж – это двуликий Янус рекламы, сочетающий реальный объект с теми ожиданиями, которые делают его привлекательным, причем таким образом, чтобы обеспечить его оптимально эффективное восприятие» [39, с. 224].
     Опираясь  на ряд работ, посвященных имиджу, можно обозначить некоторые его  характерные свойства и признаки:
     - имидж упрощён по сравнению с объектом, публичным портретом которого он является; вместе с тем он подчёркивает специфичность и уникальность объекта; имидж можно рассматривать как разновидность свернутого сообщения: значительный объём информации, которую несёт объект через посредство имиджа сводится к ограниченному набору символов;
     - имидж конкретен, но подвижен, изменчив; он все время корректируется, адаптируется к требованиям текущей ситуации;
     - имидж в определённой степени идеализирует рекламируемый объект, либо преувеличивая его выгодные черты, либо наделяя объект дополнительными социальными, идеологическими, психологическими качествами в соответствии с ожиданиями тех, на кого нацелена реклама;
     - будучи привязанным к своему  прообразу, имидж тем не менее живёт по собственным законам в соответствии с психологическими ориентациями обыденного сознания;
     - имидж занимает место между  реальным и желаемым, между восприятием и воображением, искусственно расширяя восприятие данного объекта, но – в заданном направлении, поощряя воображение воспринимающего индивида, его «соучастие» в формировании имиджа [37, с. 131].
     Применительно к политическому имиджу можно добавить, что он представляет собой своего рода цементирующую структуру, поскольку объединяет представления аудитории о рекламируемом объекте и характеристики, отражающие реальные свойства объекта [35, с. 142].
     Следует различать понятия «имидж» и «стереотип». В отличие от имиджа стереотип есть абстрактное, обобщающее, интегрирующее, а не индивидуализирующее отражение объекта или явления, это как бы их «готовая формула». Он может участвовать в создании имиджа – служить автору рекламного обращения в качестве одной из «отправных точек», наряду с другими. Благодаря своей расхожести и схематичности стереотип может облегчать восприятие создаваемого имиджа, но подменять его не может [41, с. 85].
     В политике имидж лидера соединяет  в общественном мнении восприятие его как личности и впечатление от его программных документов, заявлений, решений.
     Главная задача как коммерческой, так и  политической рекламы – создавать  рекламируемому объекту благоприятный  имидж. Либо выдвигая и преувеличивая его позитивные характеристики (абсолютизация), либо наделяя его «дополнительными ценностями» (идеализация), с тем, чтобы создать партии или её представителю соответствующий имидж, а вместе с тем – и позитивную к нему установку [40, с. 103].
     Необходимо  обеспечить три ступени, по которым кандидат в депутаты может подняться к власти. С помощью политической рекламы аудитория потенциальных избирателей должна усвоить следующее:
      «Я его знаю».
      «Он - хороший».
      «Он - годится» [41, с. 94].
     Прежде  всего надо обеспечить информацию, о том, кто является кандидатом. Затем реклама должна стремиться убедить избирателей, что кандидат – добропорядочный, умный и честный человек. И, наконец,  - представить его компетентным специалистом, обладающим необходимым опытом работы в той сфере, куда он избирается. Все это создаёт у избирателя мотивацию для того, чтобы отдать свой голос за предлагаемого кандидата.
     Таким образом, можно сделать вывод, что политическая реклама входит в коммуникативный комплекс политического маркетинга и работает вместе с другими его элементами. При этом все элементы дополняют друг друга.
     Специфика политической рекламы заключается в том, что её задачи достаточно чётко очерчены и касаются определённого предмета – в небольшой срок в рамках заранее разработанной стратегии с максимальной эффективностью повлиять на конкретную целевую аудиторию, адресуя ей конкретный призыв (при этом определить эффективность политической рекламы реальней, чем коммерческой: например, эффективность политической рекламы в избирательной кампании практически прямо пропорциональна количеству полученных голосов).
     К особенностям политической рекламы  следует также отнести характер и тип её коммуникативного воздействия: будучи активным «силовым» воздействием [35, с. 129], политическая реклама относится к категории тактических коммуникаций, она работает на поле, предварительно подготовленном стратегическими коммуникациями (паблик рилейшнз и пропагандой), а именно наполняет конкретным содержанием заданный ими набор ситуаций, как бы аккумулирует стратегические идеи и разработки рекламной кампании, регулирует электоральное поведение. 

     1.2 Особенности правового регулирования  политической рекламы
     Как уже упоминалось ранее, законодатель включает в понятие политической рекламы предвыборную агитацию и  агитацию по вопросам референдума. В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предвыборной агитацией признаются:
    призывы голосовать за федеральный список кандидатов или против него, за кандидата (кандидатов) или против него (них),
    выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования результатов опроса общественного мнения),
    описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен/не будет допущен к распределению депутатских мандатов,
    распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате/кандидатах, избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями,
    распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей,
    деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидата [6].
     Предвыборная  агитация может проводиться:
    на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, причем проводится в форме публичных дебатов, дискуссий, «круглых столов», пресс-конференций, интервью, выступлений, показа телеочерков, видеофильмов о политических партиях, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, зарегистрированном кандидате, в других незапрещенных федеральным законом формах;
    посредством проведения агитационных публичных мероприятий. При проведении агитационных мероприятий от имени политических партии  вправе выступать кандидаты, уполномоченные на то политической партией, а также уполномоченные представители и доверенные лица политической партии.
    посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов,
    иными не запрещёнными законом методами [6].
     Законодатель  оставляет за политической партией, выдвинувшей федеральный список кандидатов, право самостоятельно определять содержание, формы и методы своей  предвыборной агитации и самостоятельно проводить её, а также привлекать к проведению агитации иных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
     В период избирательной кампании участвующими в выборах политическими партиями политическая реклама должна распространяться с соблюдением требований, предъявляемых избирательным законодательством к проведению предвыборной агитации, то есть в режиме распространения соответствующих агитационных материалов [26, с. 268].
     Запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать  и распространять любые агитационные материалы:
    органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
    лицам, замещающим государственные или иные выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организации независимой формы собственности, за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и/или с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения;
    воинским частям, военным учреждениям и организациям;
    благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также участникам и членам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;
    избирательными комиссиями и членам избирательных комиссий с правом решающего голоса;
    иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;
    международным организациям и международным общественным движениям;
    представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности;
    запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах и др., [6].
     В соответствии с п.5 ст.48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счёт средств соответствующих избирательных фондов в установленном законом порядке.
     Распространение названными субъектами через СМИ  в период избирательной кампании материалов рекламы, носящей характер политической, даже если они непосредственно  не связаны с темой проводящихся выборов, может иметь агитационный эффект и, соответственно, может быть классифицировано как предвыборная агитация [32, с. 56].
     Не  редко деятельность политических партий до начала избирательной кампании, даже имеющая признаки предвыборной агитации, является ничем иным, как популяризация соответствующей политической партии. Это явление не имеет ничего общего с предвыборной агитацией. Признание этого факта принципиально важно для обеспечения равенства политических партий в ходе избирательной кампании и соблюдения установленных законом гарантий [43, с. 81].
     Широко  распространена практика размещения политическими  партиями, их структурными подразделениями  на рекламных конструкциях и иных местах материалов, которые не оформлены  как печатные агитационные материалы, но при этом сохраняются на своих местах в период избирательной кампании и в силу своего содержания могут иметь агитационный эффект.
     Зачастую  такие материалы размещаются  до начала избирательной кампании на основании соответствующих договоров, которые политические партии, как правило, заключают на длительный срок (например, на год), включающий в себя и период избирательной кампании. Встречаются попытки представить материалы такого рода в качестве социальной рекламы. Таким образом, любые материалы, в которых присутствует упоминание о политической партии, её региональном отделении, ином зарегистрированном структурном подразделении, в том числе на которых есть эмблемы названных юридических лиц (за исключением случаев упоминания о партии, её структурном подразделении как о спонсоре), не могут рассматриваться как материалы социальной рекламы [29, с. 200].
     Политическая  партия, выдвинувшая кандидатов, список кандидатов, которые зарегистрированы избирательной комиссией не позднее  чем за 10 дней до дня голосования  публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном государственном или муниципальном (соответственно уровню выборов) периодическом печатном издании. а также размещает её в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет». Для такой публикации используется бесплатная печатная площадь, предоставляемая избирательным объединениям, кандидатам, либо такая публикация оплачивается из средств избирательного фонда политической партии, избирательного фонда кандидата, выдвинутого этой политической партией [6].
     Политическая  партия не позднее двух дней после  опубликования своей предвыборной программы представляет в соответствующую  избирательную комиссию копии экземпляра периодического печатного издания  и (или) адрес сайта в сети «Интернет», в которых опубликована предвыборная программа [7].
     Агитационный  период начинается с письменного уведомления  избирательной комиссии о выдвижении кандидата, списка кандидатов и открытия специального избирательного счёта. Прекращается агитация в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Проведение предвыборной агитации по вопросам референдума в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.
     Предвыборная  агитация на каналах организаций  телерадиовещания и в периодических  печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.
     Агитационные  печатные материалы (листовки, плакаты  и другие материалы), ранее размещённые в установленном федеральном законом порядке на зданиях и сооружениях, за исключением зданий, в которых размещены комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии не менее 50 метров от входа в эти здания, сохраняются в день голосования на прежних местах [6].
     В случае проведения повторного голосования агитационный период возобновляется со дня назначения соответствующей комиссией дня повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня повторного голосования.
     Федеральным законом регулируется предвыборная агитация в средствах массовой информации.
     Так, бесплатное эфирное время, а также  платное эфирное время на каналах  государственных и муниципальных  организаций телерадиовещания предоставляется  зарегистрированным кандидатам, избирательным  объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов на равных  условиях (продолжительность эфирного времени, время выхода в эфир и т.д.). Предоставляемое эфирное время должно приходиться на определяемый соответствующей организацией телерадиовещания период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию [6].
     Согласно  Федеральному закону, общий объём эфирного времени, предоставляемого каждой общероссийской государственной организацией телерадиовещания на каждом из каналов составляет не менее 60 минут по рабочим дням, региональные и муниципальные соответствующие организации предоставляют не менее 30 минут по рабочим дням, а если общее время вещания такой организации составляет менее двух часов в день, - не менее одной четверти общего времени вещания. При этом, в случае, если на каждого кандидата, каждое избирательное объединение, придется более 60 минут эфирного времени, общий объём эфирного времени сокращается.
     Не  менее половины общего объёма эфирного времени должно быть предоставлено для проведения совместных дискуссий, «круглых столов» и иных совместных агитационных мероприятий. Данное правило не применяется, если на каждого кандидата приходится менее пяти минут из общего объёма эфирного времени. Законом может быть предусмотрено, что в совместных агитационных мероприятиях зарегистрированные кандидаты могут участвовать только лично.
     Зарегистрированный  кандидат, избирательное объединение  вправе отказаться от участия в совместном агитационном мероприятии. При этом эфирное время, отведённое для проведения совместного агитационного мероприятия, не уменьшается.
     Государственные и муниципальные организации  телерадиовещания обязаны резервировать  эфирное время для проведения предвыборной агитации за плату. Размер и условия оплаты должны быть едиными  для всех зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений [17].
     В приложении А в качестве примера  представлен график распределения  бесплатного эфирного времени для  проведения агитационных материалов кандидатов в депутаты, избирательных объединений, зарегистрировавших общекраевые списки кандидатов в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края пятого созыва.
     Запрещается перекрывать передачу агитационных материалов на каналах организаций  телерадиовещания трансляцией иных теле- и радиопрограмм, иных агитационных материалов.
     Бесплатное  пространство обязаны предоставить кандидатам не только организации телерадиовещания, но и периодические печатные издания. В законодательстве это регулируется следующим образом.
     Редакции  государственных и муниципальных  периодических печатных изданий, распространяемых на территории, на которой проводятся выборы, референдум,  и выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны выделять печатные площади для агитационных материалов, предоставляемых зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, инициативной группой по проведению референдума.
     Общий минимальный объём таких площадей, возможность предоставления печатной площади безвозмездно, соотношение частей печатных площадей, предоставляемых редакциями периодических печатных изданий безвозмездно и за плату, устанавливаются законом [6].
     Редакции  государственных и муниципальных  периодических печатных изданий, о  которых шла речь, обязаны резервировать  печатную площадь для проведения предвыборной агитации за плату, причём размер и условия оплаты должны быть едиными для всех кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума. Бесплатные печатные площади для предвыборной агитации предоставляются на следующих условиях:
    равный объём предоставляемой печатной площади,
    одинаковое место на полосе,
    одинаковый размер шрифта и иные условия [7].
     Общий еженедельный минимальный объём бесплатной печатной площади, предоставляемый для предвыборной агитации, должен составлять соответственно в региональных государственных периодических печатных изданиях не менее десяти процентов, в муниципальных – не менее пяти процентов от общего объёма еженедельной печатной площади соответствующего издания. Общий объём бесплатной печатной площади, декларированный редакцией периодического печатного издания, распределяется между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями путем деления общего объёма выделяемой печатной площади на общее число зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений [7].
     Публикация  агитационных материалов не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с соответствующим кандидатом, избирательным объединением и проч.
     К самим агитационным материалам, размещённым в периодических печатных изданиях законодательство предъявляет строгие требования. В них должна помещаться информация о том, за счёт средств избирательного фонда какого кандидата, избирательного фонда, фонда референдума была произведена оплата соответствующей публикации. Если агитационные материалы были опубликованы безвозмездно, информация об этом должна содержаться в публикации с указанием на то, кто разместил эту публикацию [6].
     В соответствии с п.7 ст.52 Федерального закона, редакции периодических печатных изданий, публикующих агитационные материалы, за исключением учрежденных кандидатами, избирательными объединениями, не вправе отдавать предпочтение какому-либо кандидату, избирательному объединению путём изменения тиража и периодичности выхода периодических печатных изданий [6].
     Как уже было отмечено, политическая реклама не ограничивается публикациями или «круглыми столами» в СМИ. Пожалуй, ни одна избирательная кампания не обходится без встреч с избирателями, публичных выступлений, митингов. Организация и проведение публичных мероприятий также регулируются нормами законодательства [32, с. 141].
     Федеральный закон призывает государственные  органы и органы местного самоуправления оказывать содействие кандидатам и  избирательным объединениям в организации и проведении агитационных публичных мероприятий.
     По  заявке кандидата помещение, пригодное  для проведения агитационных публичных  мероприятий в форме собраний и находящееся в государственной  или муниципальной собственности  безвозмездно предоставляется собственником, владельцем помещения на время, установленное комиссией, для встреч с избирателями [6]. При этом принцип равноправия также имеет силу.
     Кандидаты и избирательные объединения  также вправе арендовать на основе договора здания и помещения, принадлежащие гражданам и организациям независимо от формы собственности для проведения агитационных публичных мероприятий [6].
     Запрещается предвыборная агитация в расположении воинских частей, военных организаций  и учреждений, за исключением случая, когда единственное здание или помещение, пригодное для проведения агитационного публичного мероприятия в форме собрания, находится в расположении воинской части либо в военной организации или учреждении [6]. В этом случае помещение для встреч с избирателями предоставляется кандидатам и избирательным объединениям в установленном законом порядке.
     Для обеспечения прав участников избирательного процесса на предвыборную агитацию Мэром  города по согласованию с избирательными комиссиями определяются места для  размещения печатных агитационных материалов, помещения для проведения предвыборных встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями, открытые площадки для проведения митингов, пикетирования и т.п. Условия использования помещений определяются территориальной избирательной комиссией, которая также осуществляет контроль за проводимой предвыборной агитацией [8].
     Ещё одним инструментом политической рекламы являются печатные, аудиовизуальные и другие агитационные материалы (значки, футболки и т.д.), которые кандидаты вправе беспрепятственно распространять в порядке, установленном законодательством, при условии, что данные агитационные материалы изготовлены на территории Российской Федерации.
     Организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие  работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, обязаны обеспечить равные условия оплаты изготовления этих материалов, а также опубликовать сведения о размере и других условиях оплаты работ или услуг по изготовлению агитационных материалов не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов и в тот же срок представлены в определяемую законом комиссию. Организация, индивидуальный предприниматель, не выполнившие данных требований, не вправе выполнять подобные работы и услуги [6].
     Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный  номер налогоплательщика организации, изготовившей данные материалы, наименование организации, заказавшей их, а также  информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств избирательного фонда, фонда референдума [6].
     Согласно  Федеральному закону «Об основных избирательных  гарантиях и права на участие  в референдуме граждан Российской Федерации», экземпляры печатных и аудиовизуальных агитационных материалов или их копии или фотографии до начала их распространения должны быть представлены кандидатами в соответствующую избирательную комиссию.
     Печатные  агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. За размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности плата не взимается [6].
     Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и  в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии. помещения для голосования и на расстоянии менее 50 метров от входа в них [6].
     В Российской Федерации действуют  следующие избирательные комиссии, комиссии референдума: Центральная  избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные и участковые комиссии.
     Иерархия  избирательных кампаний представлена на рисунке 1.
     
     Рисунок 1 – Иерархия избирательных кампаний
     Комиссии  обеспечивают реализацию и защиту избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов  и референдумов в Российской Федерации [6].
     Комиссии  обязаны в пределах своей компетенции  рассматривать поступившие к  ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения  о нарушении закона, проводить  проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днём голосования – немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (её) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения [6].
     В соответствии с Федеральным законом  «Об основных избирательных гарантиях и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов.
     Избирательные комиссии во взаимодействии с правоохранительными  органами, судами, органами исполнительной власти, осуществляющими функции  по контролю и надзору в сфере  массовых коммуникаций, должны принимать меры по устранению нарушений в сфере изготовления и распространения агитационных материалов в период избирательных кампаний [2].
     Кроме того, избирательные комиссии должны проводить информационную работу по разъяснению порядка надлежащего исполнения участниками избирательного процесса требований, предъявляемых законодательством о выборах и изготовлению, распространению агитационных материалов, проведению предвыборной агитации иными методами, направленную на предупреждение нарушений в данной сфере [6].
     К нарушениям в сфере изготовления печатных агитационных материалов относятся:
    изготовление печатных агитационных материалов без предварительной оплаты за счёт средств соответствующего избирательного фонда,
    изготовление печатных агитационных материалов без указания необходимых реквизитов,
    изготовление печатных агитационных материалов организациями, индивидуальными предпринимателями, не выполнившими требования об опубликовании сведений о размере и других условиях оплаты работ или услуг по изготовлению печатных агитационных материалов в определенный Федеральным законом срок и не представившими такие сведения в тот же срок в соответствующую избирательную комиссию,
    изготовление агитационных материалов, в которых содержатся признаки экстремистской деятельности,
    изготовление печатных агитационных материалов, содержание которых противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности,
    изготовление печатных агитационных материалов, содержащих коммерческую рекламу.
     Также следует учитывать, что основания  для однозначного вывода о том, что  содержание конкретного агитационного  материала противоречит требованиям  законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности, у избирательной комиссии имеются только тогда, когда факт такого нарушения установлен вступившим в законную силу решением суда.
     К нарушениям в сфере распространения  печатных агитационных материалов относятся:
    распространение печатных агитационных материалов, экземпляры или копии которых не были представлены до начала их распространения в соответствующую избирательную комиссию вместе со сведениями о месте нахождении организации, изготовившей и заказавшей эти материалы,
    распространение подложных печатных агитационных материалов (то есть материалов, содержащих вышеуказанные сведения и реквизиты, не соответствующие действительности),
    распространение агитационных материалов, в которых используются изображения и (или) высказывания физических лиц без представления в избирательную комиссию их письменного согласия,
    распространение печатных агитационных материалов в местах, где такое размещение запрещено Федеральным законом,
    распространение печатных агитационных материалов в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах без согласия собственников или владельцев указанных объектов,
    распространение печатных агитационных материалов в период, когда их распространение запрещено законом.
     Наличие в материалах и сообщениях теле- и радиопрограмм, периодических  печатных изданиях призывов со стороны  представителей организации, осуществляющей выпуск СМИ, голосовать за кандидата/кандидатов либо против него/них является основанием для констатации факта наличия специальной агитационной цели у указанных субъектов и составления протоколов об административных правонарушениях [18].
     При наличии в действиях представителей организаций, осуществляющих выпуск СМИ, признаков предвыборной агитации, избирательная комиссия вправе составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях в том случае, если действия, содержащие указанные признаки, совершены неоднократно (не менее чем в двух материалах СМИ) и есть основания полагать, что они были совершены с агитационной целью. Агитационная цель может быть установлена избирательной комиссией либо судом при рассмотрении дела о соответствующем административном правонарушении [6].
     К выявленным на практике нарушениям в сфере информационного обеспечения выборов также относятся:
    умышленное уничтожение печатных агитационных материалов, размещённых в соответствии с законом,
    подкуп избирателей, вручение кандидатами и их доверенными лицами избирателям денежных средств, подарков и иных материальных ценностей, кроме как за выполнение организационной работы,
    проведение льготных распродаж товаров и бесплатное распространение любых товаров, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании и т.д.,
    оплата, рекламы коммерческой и иной не связанной с выборами, деятельности с использованием фамилии или изображения кандидата, а также рекламы с использованием наименования, эмблемы, иной символики избирательного объединения в день голосования и в день, предшествующий дню голосования, в том числе оплаченная за счёт средств соответствующего избирательного фонда [6].
     Кроме того, кандидаты, избирательные объединения, их доверенные лица и уполномоченные представители в период избирательной  кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью.
     Информация о выявленных и пресечённых нарушениях в сфере изготовления и распространения агитационных материалов в период избирательных кампаний должна быть доведена до сведения избирателей через средства массовой информации.
     Таким образом, изучив законодательные акты, регулирующие использование политической рекламы, можно сделать вывод, что политическая реклама, её выпуск и распространение регулируется нормами российского законодательства.
 

     2 Деятельность Избирательной комиссии Хабаровского края по регулированию политической рекламы
     2.1 Избирательная комиссия Хабаровского края, как субъект информирования избирателей
     Избирательная комиссия Хабаровского края (далее  ИКХК) – государственный орган, главной и ведущей задачей которого являются подготовка и проведение выборов, референдумов на территории Хабаровского края. Деятельность комиссии регламентируется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом Хабаровского края, Избирательным кодексом Хабаровского края, краевыми законами, уставами муниципальных образований в части, регулирующей подготовку и проведение выборов [10, с. 4].
     Деятельность  ИКХК включает в себя следующие направления:
    контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
    реализация мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции;
    осуществление мер по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума,
    осуществление мер по организации финансирования подготовки и проведения выборов, референдумов,
    формирование окружных, территориальных избирательных комиссий,
    оказание правовой, методической, организационно-технической помощи нижестоящим комиссиям,
    заслушивание сообщений органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведение выборов, референдумов,
    рассмотрение жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принятие по указанным жалобам (заявлениям) мотивированных решений,
    осуществление иных полномочий в соответствии с Федеральными законами, Уставом, законами Хабаровского края [49, с. 66].
     Комиссия  является юридическим лицом и действует на постоянной основе [6].
     Участвуя  в подготовке и проведении выборов в органы государственной власти и местного самоуправления на территории Хабаровского края, ИКХК руководит деятельностью и осуществляет методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим 23 территориальным и более 830 участковым избирательным комиссиям [7].
     Избирательная комиссия Хабаровского края состоит  из 14 членов с правом решающего голоса. Семь членов комиссии назначены Законодательной  Думой Хабаровского края, семь – губернатором Хабаровского края из числа кандидатур, предложенных политическими партиями, представительными органами местного самоуправления, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и ИКХК предыдущего состава [13, с. 86].
     Настоящий состав Избирательной комиссии Хабаровского края представлен в приложении Б.
     Срок  полномочий ИКХК - четыре года. Деятельность комиссии осуществляется на основе коллегиальности, свободного, открытого и гласного обсуждения и решения вопросов, входящих в её компетенцию [10].
     Решения и иные акты Избирательной комиссии Хабаровского края, принятые в пределах её компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Хабаровского края, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума, а также избирательных комиссий, комиссий референдума [10, с. 5].
     Официальным опубликованием решений ИКХК считается публикация их текстов в газете «Тихоокеанская звезда», «Приамурские ведомости» и журнале «Вестник Избирательной комиссии Хабаровского края».
     Правовое, организационное, информационно-аналитическое, финансовое, документационное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности ИКХК осуществляют работники её аппарата, которые в соответствии с краевым законодательством имеют правовой статус государственных служащих Хабаровского края. Общее руководство работой аппарата осуществляет председатель комиссии В.М. Цырфа. Председатель, заместитель председателя и секретарь ИКХК работают в комиссии на постоянной (штатной) основе.
     Председатель  комиссии организует работу комиссии, осуществляет контроль за реализацией мер по приведению законодательства Хабаровского края в соответствие с Федеральным законом, собирает и ведёт заседания, касающиеся жалоб и обращений о нарушении избирательного законодательства в сфере изготовления и распространения политической рекламы и др.:
     Права, обязанности и ответственность работников аппарата определяются федеральным и краевым законодательством, а также Положением об аппарате комиссии [49].
     Аппарат ИКХК состоит из 3-х отделов. Наглядным образом аппарат Избирательной комиссии Хабаровского края представлен в приложении В.
     Организационно-правовой отдел осуществляет методическое и организационное обеспечение реализации полномочий комиссии по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов и референдумов всех уровней, правовое обеспечение деятельности ИКХК и т.д.
     Отдел финансирования, учета и контроля финансовых средств реализует планирование расходования средств, выданных на проведение избирательных кампаний, референдумов, информационную деятельность, проведение ИКХК конкурсов, деловых игр,  финансовое обеспечение материально-технической базы комиссии и её аппарата и т.д.
     В штат информационного отдела входят 28 специалистов, осуществляющих свою деятельность в городах и районных центрах края по месту расположения комплексов ГАС «Выборы». Информационный отдел обеспечивает:
    организационно-методическое и тактическое руководство при использовании программно-технических средств ГАС «Выборы»,
    информирование членов Избирательной комиссии Хабаровского края и работников её аппарата о состоянии подготовки и проведения выборов,
    техническое и методическое руководство использования территориальных комплексов ГАС «Выборы» и ведение баз данных окружающих избирательных комиссий,
    обобщение статистических данных по итогам выборов и референдумов,
    контент-менеджмент официального сайта ИКХК [17].
     Центр возглавляет руководитель центра –  начальник отдела. Кроме руководителя в штат центра Избирательной комиссии Хабаровского края входит 26 системных  администраторов, осуществляющих свою деятельность в городах и районных центрах края по месту расположения комплексов ГАС «Выборы» [49, с. 84].
     Одной из важнейших составляющих в работе комиссии является деятельность в области  повышения правовой культуры избирателей  и организаторов выборов.
     Работа  по повышению правовой культуры избирателей  и организаторов выборов ведется  по следующим направлениям:
    организационно-методическое обеспечение реализации мероприятий (в частности создание и внедрение учебных программ в области избирательного права и процесса для обучения председателей и секретарей избирательных комиссий разных уровней, членов участковых избирательных комиссий и молодых избирателей, разработка инструкций и методических рекомендаций по подготовке и проведению выборов для муниципальных избирательных комиссий),
    подготовка организаторов выборного процесса (проведение семинаров с участием системных администраторов, членов территориальных и муниципальных избирательных комиссий, представителей администрации муниципальных образований, курсы подготовки и повышения квалификации для разных категорий участников избирательного процесса, в том числе учёба глав муниципальных образований, а также резерва кадров избирательных комиссий, лекции по избирательному праву, практические занятия и деловые игры для студентов-избирателей),
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.