На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Методики изучения внутрисемейных отношений

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Введение 3
Глава 1. Семья как основной институт воспитания 5
1.1. Воспитательный потенциал семьи 5
1.2. Проблемы семейного воспитания 12
    1.2.1. Роль мотивации родителей 12
    1.2.2. Воспитание как реализация определенной системы 14
    1.2.3. Воспитание как формирование определенных качеств 14
    1.3.4. Конфликты неправильных стратегий воспитания 15
    1.3.5. Родительские директивы как проявление ошибок семейного воспитания 16
Глава 2. Функции семьи в формировании личности 21
2.1. Поощрение и наказание как условия формирования нового поведения 21
2.3. Роль подражания в формировании нового поведения 24
2.2. Особенности формирования личности ребёнка младшего школьного возраста 26
Глава 3. Методики изучения внутрисемейных отношений 32
Заключение 38
Литература 41
Приложения 43

     Введение

     С самого рождения человек попадает в  общество. Он растет, развивается и  умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество  различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление  личности, является семья. Отношения  в семье влияют на то, как человек  в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья  дает человеку очень многое, но может  не дать ничего. В различных семьях и различно воспитание, т.е. сколько семей, столько и вариантов воспитания личности. Кроме того, человек может и не стать личностью, если у него нет собственного мнения, собственных убеждений, если он подчиняется всему, чего от него хотят. И в данном случае тоже много зависит от семьи.
     Семья может выступать в качестве как  положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное  воздействие на личность ребенка  состоит в том, что никто, кроме  самых близких для него в семье  людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры — не относится к  ребенку лучше, не любит его так  и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании.
     В связи с особой воспитательной ролью  семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать  положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи  на поведение развивающейся личности. Для этого необходимо четко определить внутрисемейные социально-психологические  факторы, имеющие воспитательное значение.
     Именно  в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных  ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось  конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.
     Проблема  влияния семьи на становление  личности была и остается одной из важнейших проблем психолого-педагогической науки.
     Для младших школьников носителями общественных ценностей и идеалов выступают  отдельные люди - семья, мать, учитель; для подростков в их число входят также и сверстники; наконец, старший  школьник воспринимает идеалы и ценности достаточно обобщенно, может не связывать  их с конкретными носителями (людьми или микросоциальными организациями). Соответственно система воспитания должна строиться с учетом возрастных особенностей [24, с. 48].
     Относительно  процесса воспитания особенно важна  роль родителей – отца и матери. От того, каким образом они соответствуют  этой роли, во многом зависит воспитание ребенка, его личностное становление, потребность в самоутверждении  и многое другое, что только может  зависеть от воспитания, а не является врожденными качествами. Всё вышесказанное  говорит об актуальности избранной  темы: «Семейные отношения и их воспитательное значение».
     Объектом  исследования являются взаимоотношения семьи с ребенком в ходе формирования личности ребёнка.
     Предметом работы выступает рассмотрение функций  и роли семьи в становлении  личности младшего   школьника. 
     Целью данной работы является анализ роли родительских отношений для полнейшего представления особенностей  их влияния  на развитие личностных качеств ребёнка. В данной работе я попытаюсь раскрыть эту тему и выявить, каким образом и насколько семья влияет на развитие личности.
     Работа  состоит из введения, 3-х глав и заключения.
     Список  использованной литературы включает 36 наименований.

     Глава 1. Семья как основной институт воспитания

     1.1. Воспитательный  потенциал семьи

     Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские  годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
     Семья может выступать в качестве как  положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с  тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.
     В связи с особой воспитательной ролью  семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
     Именно  в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребёнка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек.
     Конфликтная ситуация между родителями – различные  подходы к воспитанию детей. Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно удовлетворить основные требования сторон. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. Вторая задача – сделать так, чтобы ребёнок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Воспитание ребёнка состоит из многочисленных форм взаимодействия и рождается в совместной жизни в семье. Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребёнка.
     Ребёнок может приниматься родителями таким, какой он есть (безусловная любовь). Возможно, родители любят его, когда  ребёнок соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя. но если ребёнок не удовлетворяет тем потребностям, то ребёнок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребёнок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества (обусловленная любовь). Ребёнок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков).
     Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте?  Можно ли назвать хорошими тех  родителей, которые пребывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются при столкновении с чем-то новым в поведении ребёнка? И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству.
     Будущие родители задумываются о том, как  лучше сформулировать для самих  себя цели работы по воспитанию своего ребёнка. Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.
     Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека –  все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.
     В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения. Отношения с ребёнком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.
     Например, если родители во всем совершенны, знают  правильный ответ на любой вопрос, то в этом случае они вряд ли смогут осуществить самую главную родительскую задачу – воспитать в ребёнке потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового.
     В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Под  системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка его задач, более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребёнка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.
     Диктат  в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребёнка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.
     Родители  составляют первую общественную среду  ребёнка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребёнка. Любовь каждого ребёнка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.
     Именно  поэтому первой и основной задачей  родителей является создание у ребёнка  уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребёнку в любом возрасте любовно и внимательно. И, тем не менее, подчеркивание необходимости создания у ребёнка уверенности в родительской любви диктуется рядом обстоятельств. Психологами доказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и подростковой наркомании часто стоят не любящие своих детей родители. Главное требование к семейному воспитанию – это требование любви. Только при уверенности ребёнка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.
     Многие  родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к  ним, полагая что, когда ребёнок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Наоборот, эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребёнок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности.
     Глубокий  постоянный психологический контакт  с ребёнком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребёнка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребёнка.
     Когда говорится о взаимопонимании, эмоциональном  контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребёнка и взрослого друг с другом. Главное в установлении диалога – это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в направлении совместных действий. Первостепенное значение имеет сам факт совместной направленности к разрешению проблем. Ребёнок всегда должен понимать, какими целями руководствуется родитель в общении с ним. Ребёнок, даже в самом малом возрасте, должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни, в известном смысле ее создателем и творцом. Когда ребёнок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, наступает подлинный диалог. Ещё важно соблюсти равенство позиций – то есть признание активной роли ребёнка в процессе его воспитания. Человек – всегда активный субъект самовоспитания. Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для родителей постоянно учиться видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей.
     Помимо  диалога для внушения ребёнку  ощущения родительской любви необходимо выполнять еще одно чрезвычайно важное правило. На психологическом языке эта сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребёнка. Под принятием понимается признание права ребёнка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребёнка – значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Родители должны осознавать, что каждая негативная оценка личности ребёнка и присущих ему качеств характера типа: «Вот бестолковый! Сколько раз объяснять, бестолочь!», «Да зачем же я тебя только на свет родила, упрямец, негодник!», каким бы справедливым по сути она ни была, какой бы ситуацией ни вызывалось, наносит серьезный вред контакту с ребёнком, нарушает уверенность в родительской любви. Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно самого ребёнка, а подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок.
     Дистанция, которая стала преобладающей  во взаимоотношениях с ребёнком в  семье, непосредственно зависит  от того, какое место занимает деятельность воспитания во всей сложной, неоднозначной, подчас внутренне противоречивой системе различных мотивов поведения взрослого человека. Поэтому стоит осознать, какое место в родительской собственной мотивационной системе займет деятельность по воспитанию будущего ребёнка.
     Как уже отмечалось, именно на развитие младшего  школьника, на становление  его личностных качеств большое  влияние оказывает роль  семьи. От положения ребенка в семье, от влияния на него членов  семьи, во многом зависит развитие и становление его личностных характеристик. На развитие младшего  школьника особое  влияние оказывает семья, её авторитет часто непререкаем и то, как поведет себя в том или ином случае, тот или иной  семьи зачастую является образцом поведения для ребенка  [2, с. 67]. Важно отметить, что система воспитания в семье должна строится с учетом возрастных особенностей. Она должна также быть ориентированной на «завтрашний день» развития детей, что предполагает включение ребенка, подростка, в систему взаимосвязанных генетически преемственных и сменяющих друг друга ведущих видов деятельности [5, с. 129]. Именно здесь особенно ярко проявляются возможности влияния   семьи в младшем школьном возрасте (возрасте, когда ребёнок ориентируется в своём развитии на членов  семьи) на становление у младшего  школьника личностных качеств, в частности, на становление у них качеств, определяющих будущую личность (решительность, уважение и любовь к труду, стремление к самоутверждению).  Внутри каждого из видов деятельности младшего  школьника, возникают особые образования, каждое из которых вносит свой специфический вклад в формирование мотивационно-потребностной сферы личности. В то же время развитие мотивационно-потребностной сферы происходит не только по пути включенных в нее новых образований, но и через дифференциацию и иерархизацию ранее возникших мотивов деятельности. Наиболее развитой структурой мотивационно-потребностной сферы обладает личность с общественной направленностью мотивов [7, с. 131]. Данная направленность также должна быть создана в ходе семейного воспитания.

     1.2. Проблемы семейного воспитания

     1.2.1. Роль мотивации родителей

     Воспитание  и потребность  в эмоциональном  контакте. У человека как общественного существа имеется своеобразная форма ориентировки – направленность на психический облик другого человека. Потребность «ориентиров» в эмоциональном настрое других людей называется потребностью в эмоциональном контакте. Контакт бывает двусторонним, когда человек чувствует, что сам является предметом заинтересованности.
     Может случиться так, что цель воспитания ребёнка оказывается именно в  удовлетворении потребностей эмоционального контакта. Ребёнок становится центром  потребности, единственным объектом ее удовлетворения. Примеров здесь достаточно: например, родители, по тем или иным причинам испытывающие затруднения в контактах с другими людьми. Чаще всего при таком воспитании возникают большие проблемы. Родители бессознательно ведут борьбу за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и привязанностей ребёнка за пределы семейного круга.
     Воспитание  и потребность  смысла жизни. Большие проблемы возникают в общении с ребёнком, если воспитание стало единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни. Без удовлетворения этой потребности человек не может нормально функционировать, не может мобилизовать все свои способности в максимальной степени. Удовлетворение такой способности связанно с обоснованием для себя смысла своего бытия, с ясным, практически приемлемым и заслуживающим одобрения самого человека направлением его действий.
     Удовлетворением потребности смысла жизни может  стать забота о ребёнке. Мать, отец или бабушка могут считать, что смыслом их существования является уход за физическим состоянием и воспитанием ребёнка. Они не всегда могут это осознавать, полагая, что цель их жизни в другом, однако счастливыми они чувствуют себя только тогда, когда они нужны. Если ребёнок, вырастая, уходит от них, они часто начинают понимать, что «жизнь потеряла всякий смысл». Ярким примером тому служит мама, не желающая выпускать отрока из-под своей опёки. В результате она получает требуемое чувство своей необходимости, а каждое проявление самостоятельности сына преследует с поразительным упорством. Вред такого самопожертвования для ребёнка очевиден.
     Воспитание  и потребность  достижения. У некоторых родителей воспитание ребёнка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребёнка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни...»
     Ребёнок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих ему  задатков, сформированных личностных качеств. Обычно не принимаются во внимание возможности, интересы, способности ребёнка, которые отличны от тех, что связанны с запрограммированными целями. Ребёнок становится перед выбором. Он может втиснуть себя в рамки чуждых ему родительских идеалов только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство удовлетворенности родителей. В этом случае он пойдет ложным путем, не соответствующим его личности и способностям, который часто заканчивается полным фиаско. Но ребёнок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из-за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребёнком и родителями.

     1.2.2. Воспитание как реализация определенной системы

     Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребёнка и  направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Это обычно очень компетентные, эрудированные родители, которые уделяют своим детям немало времени и хлопот. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой в силу разных причин доверившись ей, родители педантично и целеустремленно приступают к ее неустанной реализации.
     Несомненно, у каждой из новомодных воспитательных систем есть свои ценные находки, немало полезного и важного. Главное при этом, чтобы родители не забывали, что не ребёнок для воспитания, а воспитание для ребёнка. Кстати, родители, следующие воспитанию по типу «реализации системы», внутренне похожи, их объединяет одна общая особенность – относительная невнимательность к индивидуальности психического мира своего ребёнка.

     1.2.3. Воспитание как формирование определенных качеств

     Под влиянием прошлого опыта, истории развития личности человека в его сознании могут появляться так называемые сверхценные идеи. Ими могут быть представления о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном, необходимом, помогающем в жизни. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребёнок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверены в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными или смелыми.
     Ярким примером может служить ситуация, когда увлечение спортом приводит к тому, что супруги строят планы  о совместных семейных походах, катании на яхтах, занятиях горными лыжами, не замечая, что в их мечтах о будущем ребёнке им видится мальчик. Но рождается девочка, а воспитание строится по заранее запрограммированному сверхценному образцу: мужской стиль одежды, излишние для девочки спортивные упражнения, насмешливое отношение к играм с куклами и т.п. Все это может привести к отрицательным последствиям в психическом развитии ребёнка: формирование у ребёнка черт противоположного пола, подспудное убеждение его в том, что такой, какой он есть, ребёнок не нужен и т.д.
     Вывод: регулирующие воспитание сверхценные  мотивы родителей ограничивают свободу развития присущих ребёнку задатков, усложняют развитие, нарушая его гармонию, а иногда и искажая его ход.

     1.3.4. Конфликты неправильных стратегий воспитания

     Основные  сложности в общении, конфликты  возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. Остановлюсь на распространенных стилях семейного воспитания, определяющего возникновение конфликтных отношений ребёнка с родителями.
     Авторитарные  родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребёнку. Здесь неизбежна полная потеря контакта.
     Сочетание безразличного родительского отношения  с отсутствием контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.
     Гиперопека  – излишняя забота о ребёнке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, – приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. Трудности возникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребёнок не в состоянии. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования. Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребёнку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность.
     Существует 4 способа поддержки конфликтных  ситуаций:
     1. Уход от проблемы (чисто деловое общение)
     2. Мир любой ценой (для взрослого отношения с ребёнком дороже всего). Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот – поощряет отрицательные формы поведения ребёнка.
     3. Победа любой ценой (взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребёнка. Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.)
     4. Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения.

     1.3.5. Родительские директивы как проявление ошибок семейного воспитания

     Если  ребёнку в детстве родители постоянно  внушали, что он: «тюфяк, разгильдяй, оболтус», то рано или поздно в это начинает верить. Но сначала внутри ребёнка происходит конфликт, потому что он знает, что он не такой плохой, что он старается порадовать своих родителей, а они этого не замечают, стараясь подогнать ребёнка под свои мерки. Из этого конфликта «вытекает» нервное напряжение, с которым ребёнок подчас не может справиться. Возможно два варианта решения ребёнком этой проблемы: либо он приспособиться под непомерные требования взрослых и спрячет свои личностные качества, но будет вынужден искать механизм защиты собственного «Я» доступными для него способами, либо он будет сопротивляться, что породит множество конфликтов с родителями. И то и другое неизбежно приведет к повышенному нервному напряжению, а если родители не сменят свою воспитательную политику, то у ребёнка возникнет нервное расстройство, невроз, который подрастающий человек понесет с собой во взрослую жизнь.
     Нерешённые  психологические проблемы родителей, проецируясь на ребёнка, могут повториться у него в усугублённом виде.
     Детям часто приходится слышать от родителей  фразы типа: «Когда же ты наконец поумнеешь», «Да что ты бьёшься, у тебя всё равно не получится, давай лучше я...», или «Эх ты, моё горе». Всё это и многие другие родительские внушения, программирование принято называть «родительскими директивами». Термин введён Р. и М. Гулдингами в книге «Психотерапия нового решения» и означает скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребёнок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно – собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву. Истинные причины своей вины ребёнок (и даже взрослый) не может осознать без посторонней помощи. Именно директивы ответственны за живущую уже во взрослых людях зависимость от кого-то из родителей, неявно научивших ребёнка вести себя ошибочным, непродуктивным, невротичным образом. Гулдинги вывели целый перечень родительских директив [19, с. 189].
     «Не живи» («Мне не нужна такая плохая девочка», «Поскольку я все свои силы и здоровье отдала, чтобы тебя воспитать, я так и не смогла...») Скрытым смыслом передачи такой директивы является облегчение управления ребёнком посредством возбуждения в нём хронического чувства вины, связанного с фактом самого его присутствия в жизни родителя. Взрослый как бы заставляет ребёнка поверить в его (ребёнка) ответственность за нерешённые задачи взрослого. Известно, что наказание смягчает чувство вины, поэтому такие дети могут искать такие ситуации, где они могут быть наказаны за что-то реальное (типа драки или разбитого окна).
     «Не будь ребёнком» («Пора тебе думать своей головой», «Ну ты же не маленький, чтобы...»). Такая директива достаётся единственным или старшим детям и соединена с подавлением детских, невинных желаний, которые сами связаны со способностью к творчеству, самопроявлению.
     «Не расти» («Ты ещё мала, чтобы краситься», «Мама тебя никогда не бросит», «Не торопись взрослеть»). Чаще всего достаётся младшим или единственным детям. Такую директиву ребёнку дают родители, боящиеся взросления своего ребёнка и наступления того момента, когда он, покинув их семью, оставит их опять лицом к лицу друг с другом, как в начале супружества.
     «Не думай» (выражается в требованиях не умничать, не рассуждать). Например, желая отвлечь ребёнка от травмирующей ситуации, мама отвечает на его вопросы так: «Не думай об этом, забудь», тем самым лишая его возможности решить вставшую перед ним проблему рациональными средствами.
     «Не чувствуй» («Как ты смеешь злиться на учительницу, она же тебе годится в матери», «Не сахарный – не растаешь»). Ребёнок с такой директивой, запрещающей ему проявлять агрессивность по отношению к учительнице, может начать разряжаться на младших или более слабых по отношению к нему детях. Ребёнок, научившийся игнорировать телесные ощущения, легко может утратить чувство физической безопасности и стать склонным к травматизму.
     «Не достигай успеха» («Я сам не смог закончить институт, но отказываю себе во всём, чтобы ты смогла получить образование»). Увы, в основе подобных директив лежит бессознательная зависть родителя к успеху ребёнка.
     «Не будь лидером» («Будь как всё», «Ну и зачем ты высовывался, вышло хуже для тебя»). Родители, дающие ребёнку такую директиву из лучших побуждений, могут быть обеспокоены чувством зависти, которое они, по их глубокому убеждению, обречены вызывать у других людей.
     «Не принадлежи» – её передают детям родители, сами имеющие проблемы в общении и видящие в ребёнке «единственного друга». В общении с ребёнком такие родители могут всячески подчёркивать его исключительность, непохожесть на других (в положительном смысле).
     «Не будь близким». Эта директива по смыслу напоминает предыдущую, но если та проявляется в группе, то эта – в отношениях с одним близким человеком. Родители, передающие эту директиву, внушают тем самым ребёнку, что никому (кроме них) доверять нельзя. Вред этого подспудного указания в бессознательном убеждении, «что любая близость опасна».
     «Не делай» – то есть не делай сам, я буду делать это за тебя. Родители дают её ребёнку, говоря: «Не делай сам, подожди меня». Вырастая, эти дети будут откладывать начало своих действий, попадать в цейтнот, не догадываясь, что действуют по инерции родительской директивы.
     «Не будь самим собой». Выражается в выражениях типа «Почему Вася это может, а ты нет?», «Стремись к идеалу». Бывает также, что родители хотели девочку, а получился мальчик. Скрытый смысл данной директивы – вызвать неудовлетворённость своим нынешним состоянием и пустить его в непрерывную беготню по замкнутому кругу. Будучи постоянно неудовлетворённым и мотивируемым завистью, человек убегает от самого себя.
     «Не чувствуй себя хорошо» («Хоть у него была высокая температура, он написал контрольную на 5»). Ребёнок, получивший такую директиву, приучается, с одной стороны, к мысли, что болезнь привлекает к нему всеобщее внимание, а с другой – к ожиданию, что плохое самочувствие повысит ценность любого его действия.
     Следование  директивам помогает маленькому и зависимому ребёнку приспособиться к требованиям больших и свободных людей (которые решают свои собственные проблемы). Практически воспитывать ребёнка, избегая директив, не очень-то и возможно – для этого требуется как минимум принципиально иной уровень психологической и педагогической грамотности, нежели имеющийся у среднего обывателя, а как максимум – семейная пара, решившая свои личные проблемы и свободная от создания новых.
     А.И. Луньков и В.К. Лосева дают родителям следующие советы:
     а) дать ребёнку возможность увидеть, что вы сами как родитель освобождаетесь от директив;
     б) оставить самому ребёнку право изжить эти указания в рамках более широкой человеческой общности.

     Глава 2. Функции семьи в формировании личности

     2.1. Поощрение и наказание как условия формирования нового поведения

Нельзя  объяснить поведение человека на  основе  внутренних  побуждений,  поведение целиком   определяется   влиянием  внешней   среды.   Человеческое  поведение  так  же, как  и поведение животных, можно сделать,
создать и  осуществлять контроль над ним.
     Главное понятие этой концепции  -  подкрепление, то  есть увеличение  или   уменьшение  вероятности   того,  что   соответствующий   акт  поведения повторится  снова.  Подкрепление  и  награда  -  не  тождественные  понятия.  Подкрепление усиливает поведение.  Награда не обязательно способствует  этому. Подкрепление   бывает   положительным  и  отрицательным.   Положительное подкрепление добавляет  что-то к ситуации: например, крыса,  нажимая на рычаг, получает  пищу;  рабочий,  выполнивший   свою  работу,-  деньги;  ребенок  - одобрение  взрослых. Поведение  может усиливаться путем устранения  чего-то из ситуации - это   отрицательное   подкрепление.  Примеры  отрицательного  подкрепления  находятся  в   повседневной   жизни -  ребенок,  который выполняет надоевшую   ему  работу,  чтобы  избежать  недовольства  родителей; родители,   уступающие  ребенку,  чтобы   избежать   его   агрессии;  шофер, подчиняющийся  скоростным  ограничениям,  чтобы  избежать  штрафа;  человек, принимающий  лекарство, чтобы заглушить головную  боль. С помощью отрицательного  подкрепления также можно управлять  поведением. В современном обществе  многое  в социальном поведении   строится на основе отрицательного  подкрепления. В  более совершенном  обществе  поведение будет строиться  на основе положительного подкрепления.
     Различают  первичное и  условное подкрепление.  Первичные формы
подкрепления  -  это  пища,  вода, сильный холод  или жара и  т.п. Условное подкрепление  - это  первоначально  нейтральный  стимул,  который приобрел подкрепляющую  функцию благодаря сочетанию  с первичными формами подкрепления. В качестве  примера можно привести деньги, связанные со многими первичными потребностями, поэтому они  и  служат подкреплением во многих  ситуациях. Сюда же относятся  знаки  любви,  одобрения,  внимания  со  стороны других людей, имеющие  огромное  влияние  на  человека.  Пример  отрицательного  условного подкрепления - вид сверла у зубного врача.
     Следует различать отрицательное подкрепление и наказание. Отрицательное подкрепление усиливает  поведение, наказание  обычно подавляет его. Наказание  может   осуществляться  путем   лишения   положительного   подкрепления  или осуществления  отрицательного (лишение  детей ранее  обещанного  удовольствия как наказание  за плохое  поведение;  сокращение зарплаты рабочему;  лишение прав шофера за нарушение правила). Однако, меры наказания часто не подавляют  нежелаемого поведения - оштрафованные  водители продолжают превышать скорость; судимые преступники нередко  продолжают свою преступную деятельность. Так, психолог Скиннер  выступает  против наказаний.  Он считает,  что  люди обманывают себя,  думая, что  наказание эффективно. Он уверен,  что наказание  не имеет устойчивого  эффекта; чрезмерно суровое наказание  может прекратить нежелаемое поведение,  но  оно снова  возобновится,  когда наказание  будет  отсрочено, отдалено. Наказание указывает только на то, чего человек не должен делать, но не  раскрывает,  как  следует  поступать.  Наказание может дать  быстрый,  но непродолжительный эффект. Поэтому  наказание быстро  входит  в привычку того, кто наказывает, но не имеет длительного влияния  на провинившегося.
     Скиннер  отдает предпочтение  использованию  положительного подкрепления. Дети будут  охотнее  вести себя правильно,  если  их хорошее поведение   будет   замечаться   и   одобряться   родителями.   Положительное подкрепление, в отличие от наказания, не имеет мгновенного  эффекта, но  оно оказывает более длительное  влияние и практически  не вызывает отрицательных эмоциональных состояний.
     Что же может заменить наказание в  воспитании? Игнорирование нежелаемого  поведения,  ведущее  к  его  угасанию -   нежелательные  действия   не  нужно подкреплять.  Но процесс  угасания длится долго, требует  большого терпения и может  способствовать развитию агрессивного  поведения. Поэтому,  не обращая внимания на плохое поведение, необходимо акцентировать  его  на хорошем и тем самым  закреплять  его   Однако,  следовать  такому  совету,   как  отмечает комментатор Скиннера Р. Най, легче  на словах, чем на деле. И все  же намного полезнее  найти  средства использования положительного подкрепления хорошего  поведения,  чем  ждать,  когда  плохое поведение разовьется,  а затем полагаться  на наказание. Все социальные институты должны  быть организованы таким  образом, чтобы  человек систематически получал  положительное подкрепление за желаемое поведение.  Это исключит   необходимость   широкого   использования   наказания,   так   как обстоятельства будут побуждать  людей вести  себя достойным образом с пользой  для себя и для общества.
     Представитель   третьего   поколения   ученых,  разрабатывающих  теорию социального  научения, Дж. Аронфрид, ставит под сомнение утверждение Скиннера о том, что  успешная социализация ребенка может  обойтись без наказаний, и его  также   не   удовлетворяют  идеи  психоанализа  о  травмирующем  воздействии наказаний на детей  Социализация, по его мнению, не может  опираться только на поощрение.  Общество, подчеркивает  он, передает ребенку  множество  сложных структур социального  поведения  взрослых,  но эти  формы часто расходятся с мотивационными установками  ребенка. Научение  не  могло бы  преодолеть этот разрыв, если бы наказание не было  присуще социализации в такой же мере, как и поощрение. Формы  наказания неравноценны по своему влиянию на социализацию, но механизм их  действия, по мнению Аронфрида, один и тот же.

2.3. Роль подражания  в формировании  нового поведения

     В психологии личности существует теория диадического подхода  к анализу  поведения человека. Здесь основное внимание уделяется феномену научения через подражание.  Многое  в  поведении человека  возникает  на  основе  наблюдения  за поведением другого.
     Для приобретения новых реакций на основе подражания не  обязательно подкрепление действий  наблюдателя  или действий модели;  но подкрепление необходимо  для того,   чтобы  усилить  и  сохранить   поведение,  сформированное  благодаря подражанию. Процедура  визуального научения  (то  есть  тренировка  при  отсутствии  подкрепления  или  наличии косвенного  подкрепления  только  одной   модели)  особенно  эффективна  для усвоения  нового социального  опыта.
     Научение  посредством наблюдения важно потому, что  с  его  помощью  можно  регулировать  и  направлять поведение  ребенка, предоставляя ему возможность  подражать авторитетным образцам.
     Проведено немало лабораторных и полевых исследований, посвященных детской и юношеской  агрессивности.  Детям показывали фильмы,  в которых были представлены   разные   образцы    поведения   взрослого   (агрессивные    и неагрессивные), имевшие различные  последствия (вознаграждение или наказание).
     В фильме показывали, например, как взрослый  агрессивно обращается игрушками.
     После  просмотра  фильма дети оставались одни  играть с игрушками, похожими на те, которые они  видели в фильме. В результате агрессивное  поведение  у детей, смотревших фильм, было больше и проявлялось чаще, чем у  детей, не смотревших фильм Если в фильме агрессивное поведение взрослых получало  вознаграждение, агрессивность в  поведении детей возрастала. У другой группы детей,  которые смотрели  фильм,  где  агрессивное  поведение  взрослых было наказуемо,  она уменьшалась.
     Некоторые   исследователи  отмечают,  что  механизм  подражания недостаточен для объяснения возникновения многих поведенческих актов. Только лишь наблюдая за ездой на велосипеде,  трудно научиться  ездить  самому нужна практика.
     Учитывая  эти возражения, в схему стимул – реакция включены четыре  промежуточных  процесса для  объяснения того, как  подражание  модели приводит к формированию у субъекта нового поведенческого акта.
    Внимание ребенка к действию модели.  Требования  к  модели -  ясность, различимость,   аффективная   насыщенность,   функциональное   значение.  
    Память, сохраняющая информацию о воздействиях модели.
    Двигательные  навыки, позволяющие  воспроизвести  то,  что  наблюдатель воспринимает.
    Мотивация, определяющая желание ребенка выполнить то, что он видит.
     Таким  образом,    признается  роль   когнитивных   процессов  в  становлении  и регуляции поведения  на основе подражания.    У ребенка  в результате наблюдения поведения  модели строятся внутренние  модели внешнего мира.  Испытуемый  наблюдает  образец  поведения  или  узнает о нем, но  не воспроизводит его  до тех пор, пока не возникнут соответствующие  условия. На основе   этих   внутренних    моделей   внешнего   мира   при   определенных обстоятельствах  строится реальное поведение, в котором  проявляются и находят свое выражение  наблюдавшиеся  ранее  свойства  модели.     Влияние  модели  определяется информацией,  которую  она  в  себе  содержит.  Будет   ли   эта  информация плодотворной, зависит от когнитивного развития наблюдателя.
     Благодаря   этой теории,  стало возможным  объяснение следующих фактов:
    замещение вербальной инструкцией зрительно  воспринимаемой демонстрации (здесь, прежде всего, важна информация, а не внешние свойства модели);
    невозможность  формирования  большинства навыков  посредством  имитации (следовательно, у ребенка нет необходимых компонентов поведения);
    меньшие возможности имитации у младенцев  по сравнению  с дошкольниками (причина  - более  слабая  память,  меньшее  число  навыков,  неустойчивое внимание и т.п.);
    крайняя   ограниченность  у   животных   способности   подражать  новым физическим действиям с помощью визуальных наблюдений.

     2.2. Особенности формирования  личности ребёнка  младшего школьного  возраста

     Для того чтобы целостней представить  картину возможностей  влияния   семьи  на воспитание у младшего  школьника  потребности к самоутверждению, проанализируем особенности развития ребенка в младшем школьном возрасте.
     В  младшем школьном возрасте у ребенка  отмечается наибольшее увеличение мозга - от 90 % веса мозга взрослого человека в 5 лет и до 95 % в 10 лет. К 7-8 годам продолжается совершенствование нервной системы. Развиваются новые связи между нервными клетками, усиливается специализация полушарий головного мозга [7, с. 131]. Эти изменения нервной системы закладывают основу для следующего этапа умственного развития ребенка и доказывают тезис, что воспитательное воздействие на младшего  школьника со стороны семьи именно в младшем школьном возрасте оказывает наибольшее  влияние  в процессе формирования у ребёнка личностных качеств, личностных особенностей, востребованных обществом.
     В этом возрасте также происходят значительные качественные и количественные изменения  в костной и мышечной системе  ребёнка. Так что, именно в младшем школьном возрасте как никогда важно стремиться к физическому развитию и совершенствованию организма ребенка [7, с.132]. И в этом процессе роль  влияния   семьи на младшего  школьника велика. Если ребенок видит, что члены его семьи заинтересованы в развитии своих физических качеств, он будет брать пример с родителей и сам тоже проявит стремление к тому, чтобы быть физически развитым.
     Учебная деятельность младшего  школьника   развивается так же постепенно, через  опыт вхождения в нее. Ребенок учится не только знаниям, но и тому, как происходит усвоение этих знаний. Воспитание таких качеств личности как упорство, стремление к достижению поставленной цели у младшего школьника также зависит от позиции семьи, от того, какие принципы вкладываются в общение с ребенком, как пытаются помочь ему в ходе учебной деятельности [12, с. 98].
     Младшему  школьнику свойственно стремиться быть похожим на родителей. Поэтому  мальчик в этом возрасте в своем  развитии, в своих поступках ориентируется  больше на отца, сравнивает себя и его, стремится быть похожим на папу в  поступках и поведении сравнивая  не только себя прошлого и себя нынешнего, но и соотношение качеств себя прошлого с отцом и качеств  себя настоящего с качествами семьи.
       «Не умел – умею», «Не мог  – могу», «Был – стал», - ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений и изменений со стороны ребёнка. Очень важно, чтобы ребенок стал для самого себя одновременно предметом изменения и субъектом, который осуществляет это изменение самого себя [5, с. 67]. При этом изменении достойным ориентиром может стать для ребенка семья. 
     С приходом ребенка в школу изменяется социальная ситуация, но внутренне, психологически ребенок остается еще в дошкольном детстве. Основным видом деятельности для ребенка продолжает оставаться игра. Но именно в семье должны уже ориентировать младшего школьника на воспитание у него качеств, затребованных процессом обучения. Одновременно, понимая, что ребенок все еще интересуется (и будет интересоваться игрой) важно таким образом построить свои занятия с ребенком, чтобы они были ему интересны, развивали у него стремление быть похожим на папу или маму,  в зависимости от ситуации. Для этого родителям важно познакомить ребенка с тем миром, в котором они живут, со своими увлечениями (конечно, если они не носят отрицательных оттенков), что находит свою поддержку в особенностях развития мышления и познавательных интересов ребенка.
     Чем активнее в умственном отношении  ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы  [25, с. 45]. Важно, при этом не отмахиваться от назойливых вопросов ребенка, а терпеливо отвечать на них, осознавая, что таким образом формируется уровень его эрудированности, удовлетворяется стремление к самоутверждению. Именно в этом процессе общения у ребенка вырабатывается его уважение к семье, так много знающей относительно тех проблем, которые интересуют. Во многом с этим уважением связана ориентировка в развитии младшего школьника именно на семью.
     Ребенок, который испытывал трудности  в реальной жизни, воспринимая свою личную ситуацию как безысходную, может  уйти в воображаемый мир [21, с. 65]. Так, когда нет семьи, о которой мечтает ребёнок, и это приносит невыразимую боль, в воображении можно приобрести ту самую,  замечательную, необыкновенную семью, тех прекрасных родителей которым хочется подражать, которые знают так много… и готовы ответить на все вопросы своего ребенка.
     Воображение, каким бы фантастическим оно ни было в своей сюжетной линии, опирается  на нормативы реального социального  пространства. Пережив в своем  воображении добрые или агрессивные  побуждения, ребенок тем самым  может подготовить для себя мотивацию  будущих поступков. Для младшего школьника важно, чтобы эти побуждения не были агрессивными, ориентировались  на формирование процесса самоутверждения, а не на стремление к агрессии [21, с. 66].
     Ребенок в младшем школьном возрасте шаг  за шагом овладевает умением полно  и адекватно воспринимать речь взрослых, читать, слушать радио. Без особых усилий он научается входить в  речевые ситуации и ориентироваться  в ее контексте: улавливать, о чем  идет речь, следить за развертыванием контекста речи, задавать адекватные вопросы и строить диалог. Он начинает сам с интересом расширять  свой лексический запас, активизировать употребление слов и словосочетаний, усваивать типичные грамматические формы и конструкции. Все это - желательные и возможные достижения в речевом и умственном развитии ребенка [13, с. 142]. Здесь важно, чтобы речевой запас членов семьи был большим, чтобы родители, придя с работы, не стремились отдохнуть у телевизора, а искали возможности отдыха в общении со своим сыном, одновременно осуществляя на него воспитательное педагогическое воздействие.
     На  базе овладения языком появляются новые  социальные отношения, которые не только обогащают и изменяют мышление ребенка, но и формируют его личность.
     Страхи  ребенка в младшем школьном возрасте отражают его восприятие окружающего  мира, рамки которого теперь для  него значительно расширяются. Большей  частью страхи связаны с событиями  в школе, семье и группе сверстников  [25, с. 67]. Здесь важно развить уверенность ребенка в том, что «сильный папа» или «мудрая мама» в любом случае будут надежной защитой его, что еще больше поднимет авторитет семьи в глазах младшего школьника.
     Время от времени у детей в этом возрасте появляется типичное для многих школьников нежелание идти в школу, а то и  страх перед нею. Когда происходит такое, у ребенка нетрудно обнаружить широко распространенные внешние симптомы: головные боли, колики в желудке, рвота  и головокружение. Обычно такие дети учатся нормально, а их страхи в большей  мере обусловлены опасениями родителей, боязнью оставить их наедине с горем, бедой и т.д., но вовсе не вероятностью получить плохую оценку [13, с. 64]. Родители, выражая при ребенке свои тревоги, сомнения и колебания, чаще всего сами порождают у детей страх и опосредованно - страх перед школой. Семья должна стать для ребенка оплотом надежности и решающую роль в этом процессе играют именно личностные качества семьи.
     Противоречивые  и неуверенные в себе родители могут создать у ребенка впечатление, что они боятся расставания и  нуждаются в его постоянном присутствии. Их подсознательное стремление вечно  цепляться за ребенка отбивает у  него желание проявлять независимость  и настойчивость. Семья не должна показывать своему ребенку неуверенность, страх.
     В первые школьные годы дети постепенно отдаляются от родителей, хотя все еще  испытывают потребность в руководстве  со стороны взрослых. Отношения с  родителями, структура  семьи  и  взаимоотношения между родителями оказывают важнейшее  влияние  на  школьников, однако расширение контактов с внешней социальной средой приводит к тому, что все более сильное влияние на них оказывают другие взрослые.
     Различные формы обращения взрослых с ребенком и характер тех оценок, которые  они ему дают, своим результатом  имеют развитие у него тех или  других самооценок. В одних случаях  у него развивается убеждение, что  он очень умен, в других - что он некрасив, глуп и т.п. Эти развивающиеся  у детей под прямым действием  взрослых самооценки сказываются на складывании у них критериев оценки других людей [21, с. 98].
     По  мере ослабления связи с родителями ребенок все более начинает ощущать  потребность в поддержке со стороны  товарищей. Кроме того, ему необходимо обеспечить себе эмоциональную безопасность [7, с. 78]. Именно семья должен объяснить ребенку смысл понятий «дружба», «взаимопомощь», по возможности доказав свои слова примерами из собственной жизни.

Глава 3. Методики изучения внутрисемейных отношений

     Одним из важнейших направлений работы практического психолога, педагога, социального работника является работа с семьей (супругами, родителями, семьей и детьми). Ключевой момент в этой работе — получение полной и объективной, информации. В отечественной психологии наиболее полно представлены методики сбора информации о межсупружеских отношениях и менее содержательно — о родительско-детских.
     Под педагогическим изучением межличностных  отношений понимается такое их исследование, которое позволяет сделать выводы о том, насколько успешным может быть обучение и воспитание детей в условиях существования данных отношений между людьми. Конечно, специальных методов именно педагогического исследования человеческих отношений на самом деле не существует, но есть многие виды отношений между участниками воспитательного процесса: детьми, родителями, бабушками, дедушками, братьями, сёстрами, которые можно рассматривать под педагогическим углом зрения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.