На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развития финансовой системы в Украине

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    РЕФЕРАТ 
     

    Курсовая  работа 33с., 7 табл., 1 рис., 3 приложения, 11 источников  
     

   Цель  курсовой работы на тему «Развития  финансовой системы Украины» - изучение структуры финансовой системы Украины, основных звеньев финансовой системы, актуальности развития финансово-кредитных отношений для Украины.
   При исследовании данного вопроса используется теоретический материал, различные  экономические показатели, статистические данные, схемы, рассматриваются взгляды  на отдельные проблемы авторов современных  научных исследований.
   В ходе выполнения курсовой работы изучена  финансовая система Украины, особенности  кредитно-финансовой политики государства, понятия бюджета, дефицита бюджета, государственного долга. Роль кредитно-финансовой системы в регулировании производства. Произведён анализ экономических показателей за период 2000-2004 годов. Обоснована актуальность развития финансовой системы для Украины, как страны с переходной экономикой. Рассмотрены проблемы дефицита бюджета и государственного долга, возможные пути  решения этих проблем.
   В результате проведенных исследований были сделаны следующие выводы: финансово-кредитная  система государства играет огромную роль в регулировании производства. На сегодняшний день большое влияние  на рыночную экономику имеют государственные финансы. Система налогообложения является инструментом влияния на деловую активность субъектов хозяйствования.
   Таким образом, роль государства и государственных  финансов в экономике Украины  чрезвычайно высока. Финансовая система  требует глубокого и комплексного исследования с целью реконструкции и внедрения передовых достижений в этой области, построенных на мировом опыте. 
 
 

   ФИНАНСЫ, ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА, НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК УКРАИНЫ, КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ, КРЕДИТ, КРЕДИТОВАНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ, СТРАХОВАНИЕ, ИНВЕСТИЦИИ, БЮДЖЕТ, ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение  ……………………………………………………………………………..4
1. Роль  финансово-кредитной системы в  регулировании производства………...6
1.1. Основные  субъекты финансово- кредитных отношений ……………………6
1.2. Кредит  и кредитование…………………………………………………………8
1.3. Кредитная  политика…………………………………………………………….9
    1.4. Меры  финансово-кредитной политики и  их влияние 
           на регулирование производства…………………......................……………..10
    1.5. Система налогообложения…………………………………………………….12
    1.6. Новые  тенденции развития финансово-кредитной  системы Украины…….13
    2. Структура  финансовой системы Украины. Анализ  показателей 
        за 2000-2002 года……..........................................……………………………….16
    3. Бюджет, его дефицит. Государственный  долг…………………………………22
    3.1. Бюджет  и его структура……………………………………………………….22
    3.2. Дефицит  бюджета. Государственный долг…………………………………..24
    3.3 Государственный  бюджет Украины и его денежное  наполнение…………..25
    3.4. Методологические аспекты определения дефицита бюджета и государственного долга………………………………………………………...26
    Выводы……………………………………………………………………………...29
    Перечень  ссылок……………………………………………………………………30
    Приложения…………………………………………………………………………31
 

    ВВЕДЕНИЕ 

   На  заре человеческого общества государства не существовало. Люди совместно владели и распоряжались материальными ресурсами, а добываемые средства существования распределялись по полу и возрасту («уравнительное распределение»). С появлением индивидуального производства, частной собственности и социального расслоения возникает государство.
   Государство – это не только и не столько  наименование территории, где проживают  люди, объединённые языком, культурой, традициями. Государство – это  особая публичная власть, в состав которой входят особые институты: армия, полиция, различные принудительные учреждения, организации, разрабатывающие и принимающие законы, и т. д. Они становятся «государством» благодаря деятельности людей, наделённых определёнными знаниями и опытом. Важнейшая их особенность заключается в том, что они, выполняя властные функции в обществе, не производят привычных благ (одежды, обуви, продуктов питания). Вместе с тем для осуществления своих функций эти люди должны есть, пить, обуваться, одеваться, платить за средства передвижения. Поэтому с возникновением государства появилась необходимость отыскания ресурсов для его содержания. Первоначально это были вещественные подати населения, в дальнейшем, с появлением товарно-денежных отношений, - денежные платежи. Совокупность этих денежных ресурсов (или «денежных фондов», мобилизуемых для содержания государства) и получила название «государственные финансы». Сам термин «финансы» на латыни означает «платёж»,  «доход».
   Актуальность  темы данной работы объясняется большим  влиянием  государственных финансов и финансово-кредитной системы в развитии нашего государства. Современная практика хозяйствования определяет необходимость теоретического обоснования роли и места государственных финансов в системе рыночных отношений. Само собой функционирование финансовой системы государства определяет элемент государственного (административного) вмешательства в рыночные механизмы хозяйствования. Поэтому сегодня возникает вопрос о новом функциональном назначении государственных финансов в рыночной системе.
   Явление государственных финансов является объективно-историческим процессом, что  определяется необходимостью вмешательства  в рыночный механизм саморегулирования  с целью предотвращения и смягчения  тех кризисных явлений, которые  возникают в процессе решения противоречий рыночным механизмом конкуренции и ценообразования. Современная государственная финансовая система имеет возможность влиять на национальный финансово-кредитный рынок и его субъекты. Стараясь заменить рыночный механизм саморегулирования, государство в рыночной экономике, имея значительные финансовые ресурсы, может влиять, а соответственно и корректировать поведение, потребности и интересы отдельных субъектов финансовой системы.
   В финансовой науке вопросы о сущности государственных финансов, их роли в социально-рыночной экономике активно исследовались представителями западной финансовой мысли. В частности Р. Маскгрейв, Н. Сингер определяют государственные финансы как особую форму функционирования государственного сектора экономики. Такой подход даёт возможность признать, что государственная финансовая система через соответствующие институции реализовывает финансовую политику государства, которая сводится не только к отдельной хозяйственной финансовой деятельности, а и, прежде всего, реализует социально- экономические цели определённой группы, пребывающей при власти. 
 

 

1 РОЛЬ ФИНАНСОВО  – КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ  В РЕГУЛИРОВАНИИ  ПРОИЗВОДСТВА 

      Основные  субъекты финансово  – кредитных отношений
 
   Финансы – это система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их  кругооборота.
   По  своей роли в общественном производстве финансы включают в себя следующие  звенья:
    Общегосударственные финансы
    Финансы хозяйствующих субъектов
    Финансы населения
   Каждое  звено выполняет свои задачи и ему соответствует особый финансовый аппарат, но все вместе они составляют единую финансовую систему государства. В то же время финансы государства хозяйствующих субъектов и населения образуют единый финансовый рынок.
   Финансовый  рынок – это сфера появления экономических отношений межу продавцами и покупателями финансовых ресурсов и инвестиционных ценностей, то есть инструментов  образования финансовых ресурсов.
   К финансовым инструментам относятся  кратко -, средне- и долгосрочные кредиты, денежные вклады, ценные бумаги, валютные ценности, драгоценные металлы, страховые продукты.
   Одним из видов денежных отношений, которые  возникают у хозяйствующих субъектов  в процессе их создания и осуществления  производственно – финансовой деятельности являются денежные отношения между предприятиями и различными звеньями финансово – кредитной системы. Эти отношения подразумевают вложение в эти звенья (бюджет, централизованные фонды) различных видов налогов и платежей и получению из них средств на различные цели. Сюда же относятся финансовые отношения предприятий с учреждениями банков, которые возникают в процессе получения и погашения кредитов, осуществления безналичных расчётов, а также отношения с органами имущественного и личного страхования по линии уплаты в них предприятиями страховых взносов и получению от них соответствующих страховых возмещений.
   Кредитно-финансовая политика любой страны имеет свой центральный банк (ЦБ), составляющий её основу. Центральный банк – Национальный банк Украины (НБУ) является банком первого уровня. Он осуществляет регулирование и контроль за кредитно-финансовой системой страны в целом.
   Национальному банку предоставлено многопольное право на выпуск денег в обращение. В то время как Казначейство Министерства финансов Украины не имеет права эмиссии денег и осуществлять финансирование государственных расходов в пределах поступивших доходов в бюджет, а также полученных кредитов. Этим самым обеспечивается кредитная основа совокупного денежного оборота Украины.
   НБУ устанавливает правила и проводит регистрацию коммерческих банков, выдаёт лицензии на ведение валютных операций, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков на территории Украины. Как банк банков он ведёт счета коммерческих банков, осуществляет их расчетно-кассовое обслуживание, предоставляет кредиты коммерческим банкам, устанавливает правила функционирования    межбанковского кредитного рынка в Украине. НБУ организует кассовое выполнение бюджета банковской системы Украины, предоставляет кредиты правительству. На него возложено выполнение операций по размещению государственных ценных бумаг, обслуживание внутреннего государственного долга. Кроме того, на НБУ возложено выполнение операций, связанных с функционированием валютного рынка Украины.
   Коммерческие  банки – это организации, функциями которых является кредитование субъектов предпринимательской деятельности и граждан за счёт привлечения средств предприятий и организаций, населения, а также других кредитных ресурсов, кассовое и расчётное  обслуживание народного хозяйства, выполнения валютных и других банковских операций. [1]
   Рассмотрим  отдельные показатели деятельности коммерческих банков [2]. 

   Таблица 1.1. 

   Отдельные показатели деятельности коммерческих банков Украины  

  2000 2001 2002
Количество  банков – всего 195 189 182
государственных 2 2 2
Акционерные общества 167 162 153
Общества  с ограниченной ответственностью 26 25 26
Количество  банков в которые привлечён иностранный  капитал 31 21 20
Со 100% иностранным капиталом 7 6 7
Количество  банков, которые имеют лицензию Национального банка Украины на осуществление валютных операций 149 149 153
Количество  других финансово-кредитных учреждений, которым дана лицензия на осуществление  валютных операций 1 1 1
 
   Кроме коммерческих банков существуют также  не банковские кредитно-финансовые учреждения. Эти учреждения оказывают разнообразные банковские услуги, но не выполняют одну из важнейших банковских операций – либо не выдают кредита, либо не принимают депозиты. К ним относятся: кредитные союзы; сберегательные фонды; частные пенсионные фонды; трастовые компании; страховые компании по страхованию жизни; лизинговые компании; факторинговые компании. Особыми кредитными учреждениями являются ломбарды – выдают гражданам ссуды обеспеченные (закладом) предметов домашнего потребления и личного пользования.
    
      Кредит и кредитование
 
   Необходимость кредита в товарно-денежном хозяйстве  обуславливается действием хозяйственного  расчёта и характером кругооборота средств хозрасчётных предприятий. А именно, все предприятия и  хозяйственные организации, работающие на условиях хозяйственного расчёта, должны свои расходы по ведению хозяйства покрывать доходами от реализации производимой продукции, услуг. Однако во времени это не всегда совпадает. Объёмы денежных средств, которые имеются в обороте предприятий и требуются для приобретения материальных запасов, не всегда совпадают между собой в каждый данный момент. В то время как у одних предприятий денег недостаёт, у других имеется временный излишек, хранящийся на счету в учреждениях банка. Однако процесс производства и обращения во всех предприятиях должен протекать непрерывно, непрерывным в этой связи должно быть и авансирование денежных средств. Для поддержания непрерывности процесса производства и обращения на предприятиях, у которых недостаёт собственных средств, они прибегают к заимствованию недостающей  их части в учреждениях банка в форме кредитов.
   Кредит  – это заёмный капитал в денежной форме, предоставляемый банками во временное пользование на условиях обеспеченности, возвратности , платности и целевого использования. Кредит укрепляет инвестиционные ресурсы, способствует более эффективному использованию производственного потенциала.
   В общем случае кредитование – это предоставление в долг на определённый срок денежных средств (с условием возврата) или товара и услуг (с возвратом или отсрочки оплаты) с уплатой процента.
   В соответствии с этим различают: коммерческий кредит – кредитование как разновидность расчётов, т.е. расчётов с отсрочкой платежей за поставленные товары; финансовый кредит – кредитование деятельности хозяйствующих субъектов в форме прямой выдачи денежных ссуд. Финансовый кредит – это заёмный капитал банка в денежной форме, который передаётся во временное пользование на условиях обеспеченности, возвратности, срочности, платности и целевого характера использования. [3] 
 

   Объёмы  кредитования банками Украины можно  увидеть в приведенной ниже таблице. [2] 

   Таблица 1.2. 

   Кредитование  банками Украины  

   (остатки  задолженности на конец года; млн. грн.)
  2000 2001 2002
Всего 30138 38704 52172
В национальной валюте 13918 19220 27710
Национальный  банк 10894 10715 10777
В национальной валюте 3588 3595 3602
Коммерческие  банки 19244 27989 41395
В национальной валюте 10330 15625 24108
 
 
      Кредитная политика
 
   Кредитная политика – является составной частью единой денежно – кредитной политики. Государство призвано обеспечить распределение кредитов в пользу частных лиц, предприятий и при необходимости – государства в таком объёме, под такой процент и на такие сроки, которые наиболее соответствуют интересам общества.
   Ведущее место центрального банка  страны в области денежного обращения, эмитента банкнот, так  и кредитора  коммерческих банков позволяет ему  регулировать распределение кредитов с помощью дисконтной политики, которую  он проводит, осуществляя переучёт векселей и операций на денежном рынке. Ограничивая объём и повышая процентные ставки по предоставляемым кредитам, т.е. осуществляя политику «дорогих денег», ЦБ вынуждает коммерческие банки ограничивать объём их операций, в результате которых создаются новые платёжные средства. И наоборот, проводя либеральную политику «дешёвых денег», он позволяет банкам расширять кредитование и тем самым ускорять эмиссию платёжных средств.  

      Меры  финансово – кредитной  политики и их влияние  на регулирование  производства.
 
     К мерам финансово – кредитной  политики относят: изменение учётной  ставки; операции на рынке ценных  бумаг; изменение резервных требований  к коммерческим банкам; ограничение  объёма кредитования; прямое распределение  кредитов.
   Учётная ставка – это норма процента, взимаемого ЦБ за кредит, предоставляемый  коммерческому банку.
   Изменение учётной ставки имеет целью стимулировать  или, наоборот, сдерживать предоставление кредитов, делая их более дешёвыми или дорогими в зависимости от состояния экономики и денежного обращения. Изменяется как официальное учётная ставка, применяемая ЦБ, так и объём его операций на денежном рынке. Так же могут меняться условия банковского кредитования предприятий.
   Понижение учётной ставки стимулирует коммерческие банки брать кредиты у ЦБ. При этом банк понижает процентную ставку по вкладам, иначе привлекать не имеет смысла. Понижение процентной ставки по вкладам делает не выгодным хранение денежных сбережений в банке – их лучше инвестировать в производство. Рост капиталовложений приводит к усилению деловой активности и увеличению объёма производства. Повышение учётной ставки приводит к обратному результату – снижению темпов производства.
   Следует отметить, что изменение учётной  ставки не всегда даёт большой эффект, поскольку удельный вес кредитов, взятых коммерческими банками у ЦБ, как правило, весьма незначителен.
   Более современным способом регулирования  являются так называемые операции на открытом рынке. Инициируя операции на открытом рынке, государство добивается либо уменьшения, либо увеличения предложения денежной массы и, следовательно, либо стимулирует рост производства, либо сдерживает его. ЦБ страны действует на открытом рынке, покупая и продавая ценные бумаги. Появление на рынке государственных ценных бумаг, естественно, привлечёт внимание покупателей – коммерческих банков и населения. Кроме этого привлекательность государственных облигаций для коммерческих банков и населения объясняется ещё действием закона предложения. Решив продать облигации, государство тем самым увеличивает на рынке их предложение, вследствие чего цена на них падает, а доходность растёт! Дело в том, что государство по своим облигациям, независимо от их рыночной цены, будет выплачивать обещанный процент. Следовательно, чем ниже цена облигации, тем выше по ней доход. Получив в обмен на деньги государственные ценные бумаги, коммерческие банки и население передают тем самым в руки государству определённые суммы денег, и таким образом государство изымает их из обращения. В результате, во-первых, происходит сокращение совокупной денежной массы, что является, несомненно, сдерживающим фактором инфляционных процессов, во-вторых, уменьшаются возможности банков кредитовать промышленные компании, что вызывает уменьшение  объёмов производства.
   В условиях другой экономической конъюнктуры, когда, например, в экономике возникает спад производства, вследствие чего коммерческие банки испытывают острую нехватку денежных ресурсов, государство через ЦБ начинает скупать у них ценные бумаги. В результате спрос на них возрастает, рыночная цена увеличивается, а доходность понижается.
   Осуществляя операцию по скупке ценных бумаг, государство  не только увеличивает финансовые возможности  банков, но и совокупную денежную массу  в обращении, стимулируя рост производства.
   Наиболее  мощным средством финансово - кредитной политики является регулирование норм обязательных резервов коммерческих банков. Резервные требования – это доля банковских депозитов (вкладов и других обязательств банка), которые должны находиться в распоряжении ЦБ.
   Ещё одним методом финансово – кредитного регулирования является ограничение объёма кредитования, как ЦБ, так и коммерческими банками.
   Объём кредитной эмиссии НБУ определяется Основами денежно – кредитной  политики, утверждаемыми Верховной  Радой Украины на календарный год.
   Непосредственное  кредитование Национальным банком предприятий  ограничено. Он выдаёт кредиты в  основном тем хозяйствующим субъектам, которые заняты материально –  техническим обеспечением деятельности НБУ. Основной объём кредитования осуществляется коммерческими банками, однако государство в лице НБУ может непосредственно воздействовать на операции коммерческих банков, ограничивая общую сумму предоставляемых ими кредитов в разной форме. При превышении банками установленного лимита кредитования к ним применяются строгие санкции.
   Регулирование кредитной деятельности осуществляется и прямым вмешательством в распределение  кредитов. Государство может предоставлять  целевой льготный государственный  кредит юридическим и физическим лицам, направленный на активизацию инвестиционной деятельности предприятий, что в свою очередь сказывается на темпах производства.
   Государственный кредит предоставляется на капитальные вложения только производственного значения. У предприятий всех форм это затраты на техническое перевооружение, реконструкцию и расширение производства,  на приобретение оборудования, не входящего в сметы строек. Долгосрочный кредит используется также при строительстве новых предприятий и сооружений, имеющих важное народнохозяйственное назначение. Долгосрочный кредит предоставляется предприятиям на указанные цели на принципах возвратности, срочности, платности и обеспеченности.
   Преимущества  при долгосрочном кредитовании имеют  проекты, которые  обеспечивают народнохозяйственную эффективность, решают экономические и социальные проблемы страны, расширяют экспортные возможности, увеличивают производство товаров народного потребления.
   На  основании поданных заявок Министерство экономики по согласованию с Министерством  финансов определяет перечень объектов, которые будут финансироваться за счёт государственного кредита. Министерство финансов определяет перечень коммерческих банков, которые будут осуществлять такое кредитование и заключает с ними договоры. Этим банкам оно перечисляет средства для кредитования, имеющие строго целевое финансирование. Учреждения финансирующих банков заключают с инвесторами кредитные соглашения.
   Долгосрочные  кредиты за счёт централизованных кредитных ресурсов НБУ предоставляются только государственным предприятиям на затраты, связанные с реализацией   целевых программ по конверсии и модернизации производства, внедрению передовых технологий. НБУ заключает с коммерческими банками, кредитующими целевые программы, договор, где определяет размер платы за кредит и маржу.  НБУ открывает коммерческому банку кредитную линию, что должно обеспечить оперативное и эффективное использование централизованных ресурсов для кредитования производственных программ. Коммерческие банки предоставляют заемщикам кредит только на цели, предусмотренные их кредитными заявками и в пределах средств, перечисленных им НБУ для целевого кредитования.
   Кроме того, одной из мер воздействия  финансово-кредитной политики на регулирование  производства является установление нормы  амортизации – отчисления на износ  основных производственных фондов. Регулируя норму амортизации, государство косвенно способствует увеличению или уменьшению денежной массы. Ускоренная амортизация даёт возможность предприятиям быстро возвращать вложенные в вещественные факторы производства денежные средства и использовать их для развития производства. [4] 

      Система налогообложения
 
   Так как денежные отношения между  предприятиями и различными звеньями финансово-кредитной системы включают в себя вложение в эти звенья (бюджет, централизованные фонды и т.д.) различных видов налогов, то следует рассмотреть систему налогообложения и её роль в регулировании производства.
   Система налогообложения используется как  инструмент влияния на бизнес, стимулирует  и ограничивает определённые виды производственной деятельности, обеспечивает поступления в государственный бюджет.
   В мировой практике развития предпринимательства  система налогообложения вместе с бюджетным финансированием  приоритетных направлений экономической  деятельности оказывает наибольшее влияние на финансово-кредитную политику, денежный оборот и хозяйственную деятельность в целом.
   Система налогообложения базируется на таких  принципах:
    Обязательность
    Экономическая целесообразность
    Социальная справедливость
    Объединение интересов государства, предприятий и граждан.
   Реализация  этих принципов обеспечивает поступление  средств в бюджеты соответствующих  уровней и государственных целевых  фондов. Это так называемая оптимальная  точка, в которой объединяются интересы государства и производственного  сектора. Высокие налоговые ставки создают государству и производителям ряд проблем (т.к. они могут подорвать заинтересованность производителя в развитии своего производства).
   Для смягчения налогового давления на производителя  государство применяет различные  методы, которые способствуют росту производства. Так в законодательстве Украины предусмотрены определённые льготы при налогообложении. Например, для малого предпринимательства вместо нескольких налогов предусмотрен переход к единому налогу, то есть, упрощена система налогообложения, учёта и отчётности. [5] 

      Новые тенденции развития финансово – кредитной  системы Украины
 
 
   Можно констатировать сегодня переход  от товарно-денежного хозяйствования к товарно-кредитному, причём основу кредитных отношений сегодня  определяют финансовые активы.
   Украинские  финансисты исследуют отдельно денежный, кредитный и фондовый рынки. Отдельная  зависимость между этими составляющими  экономической системы определяется только через структуру финансового  рынка, в которую входят денежный и кредитный рынки. На сегодняшний день сущность и роль финансово-кредитных отношений базируется на увеличении роли кредита в системе финансовых отношений. Именно необходимость ускорения движения финансовых ресурсов обусловило необходимость применения кредитных механизмов в процессе функционального использования денежных и финансовых средств. Движение финансовых ресурсов через кредитный принцип их использования не только увеличивает скорость их оборота, но и, что самое важное, увеличивает Эффективность функционирования, увеличивая прибыльность. Реализацию этих процессов обеспечивает современная технологическая и информационная база инфраструктуры финансово-кредитного рынка. В практической деятельности не существует границ между денежным, кредитным и финансовым рынками, субъекты, которые на них функционируют, используют денежные и финансовые ресурсы на принципах кредитования, что даёт возможность утверждать – финансовые ресурсы, при условии их функционального использования, являются кредитными ресурсами.
   Сегодня большое значение имеют государственные финансы в рыночной системе. Современная государственная финансовая система имеет возможность влиять на национальный финансово-кредитный рынок и его субъекты. Стараясь заменить рыночный механизм саморегулирования, государство в рыночной экономике, имея значительные финансовые ресурсы, может влиять, а соответственно и корректировать поведение, потребности и интересы отдельных субъектов финансовой системы. Стратегической целью социально-экономической политики для Украины является финансово-кредитная политика инновационного развития, которая должна обеспечить реструктуризацию экономик, технического переоснащения отечественных предприятий, то есть создать условия для их конкурентоспособности на мировом рынке. Именно такой подход обеспечит качественно новые условия интеграции украинских производителей, а отсюда и национальной экономики  в мировое сообщество.
   В эту комплексную программу входят такие направления:
    Разработка теоретико-методологических моделей инновационного развития для Украины, которые базировались на соответствующем мировом опыте, теоретических разработках и особенностях макроэкономической ситуации в Украине;
    Обоснования соответствующей бюджетной политики;
    Реализацию эффективного механизма привлечения иностранных инвестиций в экономику Украины;
   Украина как государство, которое стремится  к статусу государства с рыночной экономикой, должно стараться развивать  систему кредитных отношений  на всех уровнях. Необходимо подчеркнуть, что государство является одним  из сильнейших субъектов рыночных отношений, а потому должно включиться в эти процессы непосредственно. Тем более, что в государстве где рыночная инфраструктура и  финансово-кредитный сектор ещё слабые, роль государства в активизации и поддержке этих процессов чрезвычайно высока.
   На  сегодняшний день социально-экономическая  ситуация в Украине способствует развитию государственного кредита  и привлечения в этот процесс  населения и субъектов хозяйствования. На это указывают такие показатели: 1) стабильность гривны и денежно-кредитного рынка формирует микроклимат доверия субъектов хозяйствования к действиям государства; 2) осуществляется процесс увеличения денежных доходов населения и предпринимательских структур, который определяет возможность формирования спекулятивного спроса на деньги и аккумуляцию их в государственные ценные бумаги; 3)пример стабилизации банковской системы, и увеличение масштабов депозитных счетов коммерческих банков свидетельствуют про возможность образования и функционирования в Украине системы государственных внутренних  займов при условиях надлежащего институционного и правового обеспечения. [6]
   Как указывается в Послании Президента к Верховной Раде Украины, экономический  рост в 2003 году был связан с расширением  внутреннего рынка и началом  интенсивного обновления основных производственных фондов, ощутимым увеличением инвестиционного спроса. В 2003 году доходы нефинансовых корпораций увеличивались с опережением к динамике ВВП, что обусловило ощутимое увеличение прилива инвестиций в основной капитал, 62,8% которых освоено за счёт собственных средств предприятий и организаций.
   С  22,3% в 2002 году до 36, 0% в 2003 году увеличилась  доля  долгосрочных кредитов коммерческих банков. Увеличение инвестиционного  спроса обусловило опережающие темпы  производства (на 35,8% за 2003 год) продукции машиностроения, а также увеличение на 39% импорта механических и электрических машин и оборудования.
   В технологической структуре инвестиций в основной капитал увеличивается  доля расходов на приобретение машин, оборудования, в частности, оборудования для новопостроенных объектов и для реконструкции и технического переоснащения существующих предприятий. В 2003 году удельный вес таких расходов составлял 56,0% от общего объёма (в 1999 – 47,1%)
   В приведённой ниже таблице перечислены  показатели объёмов инвестиций в основной капитал. 

             Таблица 1.3.
   Объёмы  инвестиций в основной капитал 

Года 2000 2001 2002 2003
Инвестиции  в основной капитал млн. грн. 23629 32573 37178 49638
Темпы роста инвестиций в основной капитал, % к предыдущему году 114,4 120,8 108,9 127,7
 
   В последнее время в Украине  сохраняется тенденция к увеличению объёма привлечения прямых иностранных  инвестиций. [7]
 

    2 СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ  СИСТЕМЫ УКРАИНЫ.  АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ  ЗА 2000-2002 гг. 
 

     

     

                                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Рис.2.1. – Схема финансовой системы Украины 

   Имея  ввиду финансовую систему, рассматривается вся совокупность финансовых отношений, как система, в которой выделяются отдельные сферы и звенья финансовых отношений.
    Наиболее  крупными подразделениями финансовой системы являются сферы финансовых отношений. Большинство выделяют 3 сферы:     
    государственные финансы;    
    страхование;     
    финансы предприятий и организаций народного хозяйства;
    Ведущее место в системе финансовых отношений  занимают государственные финансы, т.к. они аккумулируют и перераспределяют большую часть финансовых ресурсов страны. Особо сильное влияние оказывается и на остальные сферы финансовых отношений, а для некоторых отраслей - это основной источник, обеспечивающий их функционирование - отрасли непроизводственной сферы.
    Исходная  сферой системы финансовых отношений  являются финансы предприятий учреждений и организаций, т.к. эта сфера ближе всего расположена к производственным отношениям. Именно здесь создаются первичные финансовые ресурсы, которые затем распределяются по различным каналам финансовой системы. Эти сферы имеют наибольший потенциал воздействия на производство.
    Страхование выделено в отдельную группу в силу специфики страховых отношений, включающих механизм формирования фондов страховых организаций, их использование методами, отличными от применяемых в других сферах финансовых отношений.
    Каждой  сфере финансовых отношений соответствуют  свои денежные фонды, которые формируются и используются с помощью этих финансовых отношений, а также органы, осуществляющие управление финансовыми отношениями. Поэтому финансовая система включает не только совокупность финансовых отношений, но и денежные фонды, и органы управления, отсюда определение:
    Финансовая  система - совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами.
    Внутри  каждой сферы финансовой системы выделяются отдельные звенья. В составе госфинансов обычно выделяют 3 звена:
    бюджетная система;
    государственный кредит;     
    внебюджетные фонды.
    Бюджетная система - самое крупное звено госфинансов, в которой аккумулируется основная часть налоговых поступлений, через нее осуществляется финансирование важнейших направлений государственной политики (расходы, связанные с содержанием государственных органов власти, оборону, экономические и социальные цели). 

    Бюджет  является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.
    Совокупность  всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.
    Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.
    В приведённой ниже таблице рассмотрены  основные статьи доходов и расходов сведённого бюджета Украины за период 2000-2002 годов. [2] 

    Таблица 2.1. 

    Бюджет  Украины в 2000-2002 гг.  

  2000 2001 2002

Доходы

Всего 49117,9 54934,6 61954,3
Налоговые поступления 31317,5 36716,4 45392,5
В том  числе на прибыль предприятий 7698,4 8280,0 9398,3
Налог с граждан 6377,7 8774,9 10823,9
Налог на добавленную стоимость 9441,4 10348,4 13471,2
Акцизный  сбор 2239,7 2654,3 4098,2
Неналоговые поступления 12652,5 16427,1 14696,7
Целевые фонды 5079,2 1111,2 472,0

Расходы

Всего 48148,6 55528,0 60318,9
Промышленность, энергетика, строительство 3409,4 3842,9 2473,3
Сельское, лесное и рыбное хозяйства 885,7 1094,8 1377,6
Транспорт, связь, телекоммуникации, информатика  1891,2 1789,8 1816,7
Жилищно-коммунальное хозяйство 1084,1 1555,2 1407,6
Социально-культурные мероприятия 19060,5 25519,6 33868,7
Охрана  окружающей среды, ядерная безопасность 123,9 117,7 661,6
Национальная  оборона 2294,5 3039,9 3536,4
Государственное управление 3384,8 3738,8 8588,8
Общественный  порядок, безопасность и судебная власть 3014,8 4223,9 5040,4
 
    На  основе данных таблицы  2.1. мы можем  сделать вывод, что бюджет Украины  за период 2000-2002 года значительно вырос, увеличились все статьи доходов, а соответственно и финансирование всех, предусмотренных бюджетом, мероприятий и организаций.
    Государственный кредит - объединяет в себе специфические финансовые отношения, существующие для мобилизации государством дополнительных финансовых ресурсов, а также предоставления средств предприятиям, организациям, другим государствам на условиях срочности, платности, возвратности. В основном государственный кредит - это финансовые отношения, связанные с использованием, мобилизацией дополнительных финансовых ресурсов для бюджетной системы.
    Рассмотрим  государственные кредиты в   экономику Украины за период 2000-2002 годов. 

    Таблица 2.2. 

    Кредиты в экономику Украины за период 2000-2002гг.  

    (млн.  грн.)
  2000 2001 2002
Всего 19574 28373 42035
В % к  предыдущему году 166 145 148
В том  числе в национальной валюте (млн. грн.) 10568
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.