На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Оценка конкурентной позиции фирмы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Теорико-методологические подходы к анализу конкурентной позиции фирмы 4
    1.1 Конкуренция: понятие, виды, функции 4
    1.2 SWOT- анализ 8
    1.3 Методика  проведения SWOT-анализа 10
2. Оценка конкурентной позиции ООО «Премиум-Бел» 13
    2.1 ООО «Премиум-Бел», как субъект хозяйствования 13
  2.2 SWOT- анализ для ООО «Премиум-Бел 16
  2.3 Рекомендуемые меры по усилению конкурентной позиции ООО «Премиум-Бел»
19
Заключение 23
Список  использованных источников                                                               24
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
    Выступая  на рынке, фирма обычно сталкивается с соперничеством других фирм, выпускающих  и продающих аналогичные товары. Каждая из них, как правило, стремится  занять лидирующее положение, продать как можно больше товаров, захватить максимально возможную долю рынка. Именно на этой идее базируется маркетинговая стратегия торговой фирмы. Выход товара на рынок всегда связан со вступлением в конкурентную борьбу. В условиях высокой насыщенности и даже перенасыщенности товарных рынков, превышения предложения над спросом каждое предприятие вынуждено вести жёсткую борьбу за предпочтение потребителей. Множество товаров одновременно предлагают одинаковые или различные способы удовлетворения одной и той же потребности покупателя на равных ценовых условиях. В этой ситуации предпочтение потребителя отдаётся такому товару, который на единицу своей стоимости удовлетворяет больше потребностей чем товар конкурентов.
     Интенсивность конкуренции и формы соперничества зависят от типа рынка, степени его насыщенности, числа и мощности конкурирующих фирм, технологических, финансовых, и торгово-организационных возможностей как самой фирмы, так и её конкурентов.
     С переходом Республики Беларусь на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды стало важной задачей государственного регулирования экономики. Всё это способствовало выделению конкуренции в важный фактор маркетинговой среды фирмы, потребность в исследовании и анализе которого объясняется его существенным влиянием на хозяйственную деятельность компании, функционирующей на рынке. В связи с этим проведение исследования конкуренции - неотъемлемая задача службы маркетинга фирмы.
     Актуальность  данной темы состоит в том, что  с каждым годом конкуренция усиливается  и становится всё более жёсткой, поэтому необходимо усиливать конкурентную позицию на рынке.
   Главная задача данной курсовой работы состоит  в том, чтобы определить мероприятия по усилению конкурентной позиции ООО «Премиум-Бел», которая занимается продажей бытовой техники.
   Основные  задачи:
- ознакомиться  с понятием конкуренция;
- выявить  фактических и потенциальных  конкурентов, определить число,  вид и размер конкурирующих  фирм;
- оценить  конкурентное преимущество фирмы.
   Объектом  исследования курсового проекта  является компания ООО «Премиум-Бел».
     Предметом исследования данной курсовой работы является рынок торговых услуг бытовой  техники.
     Целью данной курсовой работы является анализ конкурентной среды торговых фирм бытовой техники.
    Теорико-методологические подходы к анализу конкурентной позиции фирмы
 
     1.1 Конкуренция: понятие, функции и виды конкуренции
     Конкуренция представляет собой механизм соперничества, борьбы рыночных структур за право найти своего покупателя и за возможность продать свой товар на наиболее выгодных условиях и, следовательно, получить максимальную прибыль. Она способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка.
     Конкуренция выполняет в рыночной экономике  важнейшую функцию - она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что? как? и для кого производить?
     Конкуренция играет важную, но не однозначную роль. Она стимулирует развитие экономики  и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция ведет дифференциацию производителей и покупателей, побуждает создание монополий.
     Как экономический закон конкуренция  выражает причинно-следственную связь  между интересами субъектов хозяйствования к соперничеству и результатами в развитии экономики.
     При наличии конкуренции на рынке  производители постоянно стремятся  снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены.
     Основными условиями возникновения конкуренции являются: полная хозяйственная (экономическая) обособленность каждого товаропроизводителя; полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка; противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос.[3, с.56]
     Конкуренция - важнейший элемент рынка, играющий роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в освоении технических новинок и открытий.
     Конкуренция выполняет следующие функции:
    Функция размещения (аллокационная) - направляет ограниченные ресурсы в те отрасли и виды деятельности на продукцию и услуги которых имеется спрос.
    Инновационная функция - стимулирует внедрение достижений науки и техники, выпуск новых видов продукции и услуг, новых технологий, повышение качества продукции и услуг, и т.д.
    Распределительная функция - создает условия для получения доходов и прибыли наиболее успешным предприятиям и приводит к банкротству предприятия, чья продукция и услуги невостребованные.
    Контрольная функция - инструмент (средство), которое препятствует возникновению и существованию устойчивой монопольной власти на рынке.[4, с. 138]
     Конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара. Предположим, что один продавец затратил на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки.
     Таким образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия  производства. Макконнелл отмечает, что  “ в условиях чистой конкуренции  руководствующиеся мотивом прибыли  предприниматели будут производить  каждый товар до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются”. Из этого следует вывод, что в условиях конкуренции ресурсы распределены эффективно.
     По  методам осуществления конкуренцию  можно подразделить на следующие виды: ценовую и неценовую.
     Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли.
     Неценовая конкуренция основана на предложении  товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.
     По  отраслевой принадлежности различают  внутри- и межотраслевую конкуренцию.
     Внутриотраслевая  конкуренция - конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.
     Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного вложения капитала, перераспределения прибыли.[4,с.187]
     Взаимодействие  между продавцами и покупателями происходит на рынке. Решение продавцов  и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться  для разных типов (моделей) рынка.
     По  количеству производителей и покупателей  на рынке, типу продукции, возможности  контролировать цену, использовать методы неценовой конкуренции, легкости вхождения  в отрасль новых фирм можно  выделить рынки чистой конкуренции, монополистической конкуренции олигополии, чистой монополии. Последние характеризуются как рынки несовершенной конкуренции.
     Совершенная (чистая) конкуренция - это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продают  идентичную (стандартизированную) продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.
     Основные  характеристики совершенной (чистой) конкуренции:
  1. на рынке большое количество  покупателей и продавцов, каждый  занимает относительно малую  долю рынка данных товаров;
  2. тождественная, стандартизированная  продукция, товары однородны с  точки зрения потребностей покупателей  и, соответственно, продавцов;
  3. свободный доступ к рынкам  новых продавцов и возможность  такого же свободного выхода  из них, вход и выход из  отраслей абсолютно свободен;
  4. наличие полной и доступной  информации для участников обмена  о ценах и их изменениях, о  продавцах и покупателях; экономические  субъекты должны располагать  одинаковым объемом информации  о рынке.[3, c.63]
     Монополистическая конкуренция - это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.
     Монополистическая конкуренция - самый распространенный тип рынка, наиболее близкий к  совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночную власть) здесь незначительная.
     Основные  характеристики монополистической  конкуренции:
   1. относительно большое число некрупных  (мелких) фирм;
   2. эти фирмы производят разнообразную  продукцию, продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;
   3. сохраняются возможности относительно  легкого вступления в отрасль новых производителей.[3. C.68]
     Проникновение на рынок монополистической конкуренции довольно легкое; достаточно предложить товар со свойствами, которые заинтересуют покупателя.
     Олигополия - это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько  продавцов противостоят множеству покупателей.
     Характерная особенность олигополистического рынка - взаимосвязь фирм: любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость.
     В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Но ценовые методы соперничества обычно менее эффективны. В условиях олигополии неценовые методы конкуренции - от рекламы до экономического шпионажа - оказываются эффективнее, поэтому используются чаще.
     Вступление  в олигополистический рынок ограничено. Нужны значительные капитальные вложения, чтобы создать предприятие, способное противостоять фирмам, уже контролирующим данный рынок.
     Чистая  монополия - это рынок, на котором  один продавец противостоит множеству  покупателей.
     Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой - либо продукции, не имеющей аналогов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы - монополиста.
     Цель  монополии - получение сверхприбыли посредством контроля за ценой и  объемом производства на монополизированном рынке.
     Основные  черты чистой монополии:
  1. единственный продавец - производитель;
  2. товарная дифференциация отсутствует,  отсутствие товаров - заменителей;
  3. продавец осуществляет практически  полный контроль над ценами;
  4. очень трудные условия вхождения  в отрасль новых предприятий.  По сути дела, вход оказывается заблокированным условиями.[3, c.69]
     Понятие чистой монополии обычно является абстрактным.
     Различают несколько типов монополий:
     - естественная монополия. Ею обладают частные собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем составе редкие и свободно невозобновимые элементы производства (редкие металлы, особые земельные участки и т.д.);
     - искусственные монополии. Под этим условным названием понимают объединения, создаваемые ради получения монополистической выгоды. Искусственные монополии выступают в виде различных монополистических отношений.
     Конкуренция - это органичное свойство рынка, его  неотъемлемая черта. Отсутствие ''нормальной'' конкуренции, её разрушительное или, напротив, слабое проявление - чёткий индикатор явного неблагополучия на рынке.
     Что же всё-таки необходимо в нашей стране для нормального функционирования рыночной экономики? В первую очередь - благоприятная конкурентная среда. Формирование конкурентной среды - сложный процесс с точки зрения практики и чёткости определения её содержания в экономической теории. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства. 
 
 
 
 

     1.2 SWOT – анализ
     Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.
     SWOT-анализ - это одна из важнейших диагностических  процедур, используемых консультационными  фирмами мира, сущность которой заключается в определении сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды):
     - Сильные стороны (Strengths) - преимущества организации;
     - Слабые стороны (Weaknesses) - недостатки организации;
     -Возможности (Opportunities) - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
     - Угрозы (Threats) - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.[6, c.36]
     SWOT-анализ - это промежуточное звено между  формулированием миссии предприятия  и определением его целей и задач. Все происходит в такой последовательности:
     1. Вы определили основное направление  развитие предприятия (его миссию):
     2. Затем вы взвешиваете силы предприятия и оцениваете рыночную ситуацию, чтобы понять, сможет ли оно двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);
     3. После этого вы ставите перед своим предприятием цели, учитывая его реальные возможности.[12,c.98]
     SWOT-анализ  помогает ответить на следующие  вопросы:
     - использует ли компания внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в своей стратегии? Если компания не имеет отличительных преимуществ, то какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать;
     - являются ли слабости компании ее уязвимыми местами в конкуренции и/или они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства? Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений;
     - какие благоприятные возможности дают компании реальные шансы на успех при использовании ее квалификации и доступа к ресурсам;
     - какие угрозы должны наиболее беспокоить менеджера и какие стратегические действия он должен предпринять для хорошей защиты?[6, c.42]
     Технология  работы с материалом, полученным в  ходе SWOT-анализа, исключительно проста. Респонденту, после того как он сделал соответствующую запись, задаются уточняющие вопросы типа: "Почему Вы так считаете?" или "Как Вы считаете, чем вызвано (обусловлено) существование той или иной проблемы?". При этом не требуется, сколько-нибудь, серьезной специальной подготовки тех, кто проводит подобный анализ внутри организации. Например, такой подход, как сочетание SWOT-анализа и диагностического интервью - дает достаточно четкое представление о том: "Что представляет организация на самом деле?"
     Это исключительно универсальный метод, который может использоваться для анализа деятельности конкретных подразделений. В ряде случаев его можно использовать для оценки сильных, слабых сторон, возможностей и угроз в кадровой работе, при принятии управленческих решений.
     Кроме того, применение технологии SWOT-анализа маркетинговой службой при оценке основных конкурентов, создает прекрасные предпосылки для разработки тактики конкурентной борьбы и обеспечения конкурентных преимуществ. При этом исключительно важна максимальная степень детализации каждого из квадрантов SWOT-анализа.
     Руководителю  любого уровня в организации методика SWOT-анализа прекрасное подспорье  в практической деятельности, позволяющее  систематизировать проблемные ситуации, лучше осознать структуру ресурсов, на которые следует опираться  в совершенствовании деятельности и развитии организации.
     Применение SWOT-анализа позволяет систематизировать  всю имеющуюся информацию и, видя ясную картину «поля боя», принимать  взвешенные решения, касающиеся развития бизнеса.
     Итак, после проведения SWOT-анализа вы будете более четко представлять себе преимущества и недостатки своего предприятия, а также ситуацию на рынке. Это позволит вам выбрать оптимальный путь развития, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в вашем распоряжении ресурсы, попутно пользуясь предоставленными рынком возможностями.
     Результаты анализа и принятые на его основании решения должны фиксироваться и накапливаться, т.к. накопленный структурированный опыт («база знаний») является основой управления любой компании.
     Правильно и вовремя принятые стратегические решения играют сегодня ключевую роль в успешной деятельности организации. В конечном счете именно они оказывают решающее влияние на конкурентоспособность продукции и предприятия в целом.

     1.3 Методика проведения SWOT-анализа

     В целом, проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы, так называемой «матрицы SWOT-анализа». В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.
     Сильные стороны предприятия - то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.
     Слабые  стороны предприятия - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что предприятию пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит его в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.
     Рыночные  возможности - это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать предприятие.
     Рыночные  угрозы - события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.
     Следует обратить внимание на то, что один и тот же фактор для разных предприятий может быть как угрозой, так и возможностью. Например, для магазина, торгующего дорогими продуктами, рост доходов населения может быть возможностью, так как приведет к увеличению числа покупателей. В то же время, для магазина-дискаунтера тот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлагающим более высокий уровень сервиса.
     SWOT-анализ  должен проводиться при участии  всех важнейших членов данной  организации. Это касается общей  идентификации слабых и сильных сторон, которые внутри организации должны быть хорошо видны. Однако этот анализ должен быть наиболее широким. Сложнее всего определить слабые стороны организации, которые могут проявиться потом, в атаках конкурирующих организаций. Сами члены организации говорят о них весьма неохотно.
     Качество  анализа можно повысить, привлекая  к его проведению лиц, не относящихся  к организации. Правда, они могут  выполнять лишь вспомогательные  функции, поскольку не знают организации  настолько, чтобы самостоятельно различить ее слабые и сильные стороны.
     При проведении SWOT-анализа, а в особенности  анализа шансов и угроз, должны использоваться ранее проведенные исследования общественного мнения. Связь организации  с определенной проблемой, вопросом, приписывание ей компетентности в какой-либо сфере, может быть для нее хорошим шансом. Вместе с тем, с точки зрения организации оценка ее определенных действий как весьма непопулярных может стать значительной угрозой. Исследования общественного мнения могут также подтвердить выводы анализа, касающихся слабых и сильных сторон.
  SWOT-анализ - это анализ бизнеса в контексте  рыночного окружения. В процессе SWOT-анализа аналитик ищет ответы  на следующие вопросы:
  1. Каковы сильные и слабые стороны  фирмы (текущие и прогнозируемые)?
  2. Каково влияние на фирму внешней  среды (текущее и прогнозируемое, позитивное и негативное)?
  3. В какой мере сильные стороны  компании позволяют ей воспользоваться  открывающимися возможностями и  противостоять угрозам?
  4. В какой мере слабые стороны фирмы этого не позволяют.
  5. Какую оценку следует дать  бизнесу в целом и отдельным  бизнес-направлениям фирмы (исходя  из сочетания сил, слабостей,  возможностей и угроз)?
  6. Какие стратегии следует реализовывать  при том или ином сочетании  сил, слабостей, возможностей и угроз?[12, c.107]
  Когда SWOT-анализ уже проведен, встает вопрос об его использовании. Практическое использование данных SWOT означает:
  1. Соотнесение слабых и сильных  сторон организации с выявленными  возможностями и угрозами.
  Для этого полезно задуматься над следующими вопросами:
  - Позволяют ли сильные стороны  получить выгоду благодаря возможностям?
  - Позволят ли сильные стороны избежать угроз?
  - Препятствуют ли слабые стороны использованию возможностей?
  - Препятствуют ли слабые стороны уходу от угроз?
  2. Определение направлений изменений.
     Используя данные SWOT-анализа, полезно выделить те области, где необходимо провести определенные изменения.
     Наиболее  простым способом определения направлений  изменений является анализ слабых сторон с целью превращения их в преимущества с учетом благоприятных и неблагоприятных внешних обстоятельств. При более глубоком исследовании необходимо взвешивать многие «за» и «против» осуществления изменений с учетом различных приоритетов.
     Подводя итоги, выделим основные преимущества и недостатки самого метода SWOT-анализа.
     Сильные стороны:
    Метод применим в самых разнообразных сферах экономики и управления.
    Его можно адаптировать к объекту исследования любого уровня (продукт, предприятие, регион, страна и пр.).
    Свободный выбор анализируемых элементов в зависимости от поставленных целей.
    Может использоваться как для оперативного контроля деятельности организации, так и для стратегического планирования на длительный период.[11, c.53]
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.