На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Эмпирический анализ субкультуры «ролевиков», на примере группы «историческая реконструкция» г.Челябинска

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Молодёжная субкультура. Теоретико-методологические подходы к её изучению……………………………………………………………………
§1. Молодёжь, как социальная группа и объект социологического исследования……………………………………………………………………
§2. Субкультура. Определение понятия, типологии………………………..
§3. Молодёжная субкультура в социальной структуре  общества………… 

ГЛАВА 2. Эмпирический анализ субкультуры «ролевиков», на примере группы «историческая реконструкция» г.Челябинска………………………
§1. Социокультурные характеристики группы «историческая реконструкция»………………………………………………………………...
§2. Возникновение  ролевой субкультуры………………………..................
§3. Анализ анкетирования…………………………………………………….                                                     
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
ИССПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ  А  (ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)…………………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ  Б  (АНКЕТА)………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ  В  (ТАБДИЦЫ)…………………………………………….. 

ВВЕДЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Молодёжная субкультура. Теоретико - методологические подходы к её изучению.
§1. Понятие  молодёжи как социальной группы и  объект социологического исследования.
    Для того чтобы понять, что из себя представляет субкультура, какую роль она играет в жизни человека, необходимо определить понятие культуры, понять в чём её суть и оценить степень её взаимосвязи с понятием «субкультура».
    Слово «культура» происходит от латинского слова «colere», что означает обрабатывать, возделывать, и именно в таком понимании оно употреблялось до начала XVIII в. Как явление социальной жизни культура впервые привлекла внимание исследователей лишь во второй половине XVIII в. в эпоху Просвещения.
 Европейская традиция становления собственно культурологического знания прослеживается с конца XVIII – начала XIX вв. и прежде всего в Германии. Так, немецкий философ И. Г. Гердер понимал культуру как историческую ступень совершенствования человечества и связывал её со степенью развития наук и просвещения.
 Аналогичных взглядов придерживался и другой немецкий мыслитель – В. фон Гумбольдт, утверждавший, что культура есть господство человека над природой, которое он осуществляет с помощью науки и ремесла.
 Будучи  наследником идей немецкой классической философии и просветительства, К. Маркс в понимании культуры также исходил из идей её прогрессивной динамики. Обоснованное им материалистическое понимание истории выдвигало в качестве глубинного основания культуры материальное производство. Результатом такого производства является материальная культура, которая признаётся «первичной» по отношению к культуре духовной, и обеспечивает накопление и трансляцию прогрессивных ценностей и традиций.
 Среди попыток выработки научного понимания  культуры необходимо выделить теорию английского этнографа Э. Б. Тайлора, которого считают основоположником эволюционной школы – концепции человека и его культуры. Считается что Э. Б. Тайлором было дано первое научное определение культуры: «культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагаются в своём целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества»1. В этом определении культура отождествляется с цивилизацией, и определяется не как целостная система, а как простое перечисление неодинаковых по значению элементов.
 В XVIII – XIX вв. исследователи нередко рассматривали общество и культуру как организм, социальные институты которых уподоблялись органам и частям тела, а социокультурные процессы – физиологическим процессам. К таким воззрениям относится теория О. Шпенглера, основателя современной истории культуры, который утверждал, что культура есть внешнее проявление внутреннего строя души того или иного народа2. Понимая культуру как организм в полном смысле этого слова, он считал, что каждый такой организм проходит свой жизненный цикл от рождения до смерти.
 Особое  место в исследовании культуры занимает психологическая школа, основанная австрийским психоаналитиком З. Фрейдом, который считал, что «всякая культура вынуждена строиться на принуждении и запрете влечений»3. Характерной чертой психологического направления в исследовании культуры является то, что предметом анализа становится личность в культуре, её психологические характеристики, поведенческие стереотипы, взаимодействие с окружающей средой, а также и внутриличностные процессы. Культура по З. Фрейду есть в система норм и запретов, которой присущ психологический конфликт между устремлениями к индивидуальной свободе и сдерживающими эти устремления культурными нормами.
 Представитель современного неоэволюционизма Л. Уайт в своей книге «Эволюция культуры»4 выделил четыре подсистемы культуры: социальную, включающую в себя отношения между людьми, политическую, экономическую системы, системы родства и технологическую, включающую в себя средства существования, орудия производства, средства для защиты и нападения, материалы для постройки жилищ; идеологическую, включающую в себя верования, идеи, знания; поведенческую, охватывающую типы коллективного и индивидуального поведения.  Систему взглядов Л. Уайта можно рассмотреть как концепцию технологического детерминизма, так как культура рассматривается в качестве специфического механизма аккумуляции, передачи, хранения и преобразования энергии общества.
 Таким образом, по мнению Л. Уайта, культура есть способ овладения миром, преобразования и регулирования естественных процессов  при помощи символов.
   По мнению немецкого философа Э. Кассирера, культура – это символическая Вселенная, в которой человек осуществляет свою жизнедеятельность. «Культура начинается с приспособления человека к вещам вовне, но, развиваясь, приводит к росту интравертности»5. Культура – это процесс самоосвобождения человека, в котором он доказывает свою способность создавать собственный идеальный мир. Крупнейший американский социолог Т. Парсонс указывал на триединую природу человека как биологического, социального и культурного существа. Именно культурная компонента, по его словам, и делает человека человеком. Благодаря социокультурной творческой деятельности человек закрепил  своё отделение от природы.
   Таким образом, в ходе совершенствования  способов деятельности, раскрытия  человеком тайн природы, поиска  смысла жизни, творческих порывов, стремления к гармонии человеческих взаимоотношений происходят изменения в самой культуре. Её ценностная основа обновляется, становится более гибкой, формируются новые смыслы и образы. Кроме того, с течением времени происходит дифференциация культуры, в результате возникают её отдельные сферы, требующие новых средств самовыражения, нового духовного и практического опыта. Так появилась живопись, музыка, театр, архитектура. Сегодня мы тоже являемся свидетелями дифференциации культуры: рождаются новые виды искусства – компьютерная графика, голография и др. В этом плане культура выступает в качестве механизма последовательной выработки, закрепления и трансляции ценностей. Как баланс сочетания непрекращающейся модернизации с высокой степенью преемственности.
   Рассмотрев понятия знаменитых учёных, можно сказать, что культура – это убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определенной группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации – усвоения ценностей, верований норм, правил и идеалов предшествующих поколений.
   Таким образом, культура – это явление, присущее жизни человечества, её смысл определяется творческими усилиями человека по созданию «нового мира», «второй природы». Человек создаёт собственную культуру, пытается выделиться из толпы, найти своё место в мире, вводя новшества в культуру и реализуя свои способности и умения.
 Именно  такая культура, где люди собираются в группы по схожим интересам и взглядам на жизнь, к примеру молодёжные объединения, пытающихся противостоять обыденному течению жизни и воплощающих свои фантазии и мысли в действия, в реальность. Так же, например, группы людей, поставленные в невыгодное, неравноправное положение в обществе или временно лишённые свободного доступа к культурному наследию и возможностей для саморазвития, таковы преступные группы и организации типа мафии, они развивают упрощенные формы культуры, заменяющие её нормальные, естественные формы и в той или иной степени противостоящие культуре как целому, называются субкультура.
 Можно сделать вывод, что субкультура  – это культура, создаваемая молодыми людьми для себя, где существует определённый стиль, жаргон и манеры поведения.
   Термин «субкультура» впервые был введён в научный оборот американским социологом Т. Роззаком в 30-е годы XX в. Он рассматривал субкультуру, как контркультурный феномен, противостоящий культурному ядру капиталистического общества. В дальнейшем это понятие давалось разными определениями, но все они базировались на понятии культура. Одно из наиболее известных определений дал американский учёный М. Брейк, определивший субкультуру как нормы, отделённые от общепринятой системы ценностей и способствующие поддержанию и развитию коллективного стиля жизни, также отдельного от традиционного стиля, принятого в данном обществе. Схожее определение разработал американец Н. Смелзер – «субкультурой является любая система норм и ценностей, которая выделяет группу из большого сообщества».
   В конце 60-х гг. XX в., после перевода на русский язык нескольких англоязычных работ, термин «субкультура» впервые появился в отечественной литературе. В первых работах отечественных исследователей говорилось, что субкультура – это признак загнивания общества. Например, отечественный социолог Ю. Н. Давыдов в книге «Эстетика нигилизма» писал, что молодёжную субкультуру «в определённом смысле можно назвать искусственным продуктом, фабрикатом капиталистической индустрии культуры»6. Он рассматривал феномен эстетического нигилизма на примере студенческих «субкультур протеста» 60-х г. и делает вывод о глубоком кризисе современной буржуазной культуры и её мировоззренческих основ.
   В конце ХХ в интересные исследования молодежных субкультур проводили И.Б.Роднянская, З.В. Сикевич, Т.Б. Щепанская, В.Ф.Пирожков, А.Н.Тарасов, Д.Петров, Е.Л.Омельченко и др.
   К примеру, Т.Б. Щепанская проводила исследования среди молодёжи разных субкультур и пришла к выводу, что некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений, то есть в основном субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции от массовой культуры. Л.Коган рассматривал молодёжную субкультуру с точки зрения девиантного поведения и считал, что молодёжная субкультура – первая и последняя из возрастных разновидностей субкультур, где проявляется настоящее творчество и своеобразие, чем она и отличается от субкультуры взрослых. Е.Слуцкий исследовал специфику методов  и процедур социологического исследования проблем молодёжи и сделал вывод, что система образования – важнейший фактор социализации молодёжи. Также проблема досуга и взаимодействия личности и коллектива являются, по его мнению, причинами объединения молодёжи в группы, их отстранённость от внешнего мира. Также исследованиями молодёжных субкультур занимались и отечественные ученые: В. Боровик, В. Добрынина, Л. Коган, В. Култыгин, В. Немировский, Е. Слуцкий, В. Харчева изучали молодежные субкультуры в связи с ценностной и мировоззренческой дифференциацией в молодежной среде, девиантное поведение, внешнюю атрибутику, досуг и неформальные молодежные объединения.
   Во второй половине 80 – х. гг. XX в. понятию «субкультура» также в основном придавали отрицательное значение, объектом исследования были субкультуры преступного мира или мафии, такие как скинхеды  и всяческие хулиганские группировки.
   В настоящее время это понятие, освободившись от негативного оттенка, заняло в отечественной науке полноправное место. Согласно современной точке зрения субкультура – это «особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами»7. Субкультура не претендует на основное место в обществе, она содержит в себе людей с иным поведением, стилем жизни и разным мировоззрением. Она лишь даёт людям возможность найти себя, раскрыться и воплотить в реальность свои мысли, желания.
    В рамках субкультуры нормы,  ценности, представления, а также стереотипы базовой культуры общества интерпретируются в каком-либо конкретном, но необязательно замкнутом сообществе. В результате субкультурные нормы, ценности, представления и стереотипы имеют отличия от аналогичных, принятых в рамках традиционной культуры, поскольку оказываются скорректированными для конкретных сообществ в рамках определённой социокультурной системы. В свою очередь представители той или иной субкультуры разделяют нормы, ценности, а также представления, принятые в рамках их субкультуры, так как и составляют её членов.
    Так же для любой субкультуры существует обязательный набор характерных черт, отсутствие какой – либо из них ставит под вопрос возможность отнесения того или иного социокультурного образования к субкультуре. Таковы например: специфический стиль жизни и поведения; свойственные данной социальной группе своеобразные нормы, ценности, мировосприятие, что иногда приводит представителей данной субкультуры к нонконформизму. Однако одни и те же субкультуры в рамках различных социокультурных базовых систем, например, субкультура преступного мира или молодёжная субкультура будут различаться, хотя являются  носителями  особенностей и характерных черт своей базовой культуры.
    Современные индустриально развитые общества, и общества, переходящие к постиндустриализму, представляют собой также совокупность различных субкультур, каждую из которых любой человек может выбрать для себя. Более того, современный человек зачастую вынужден делать выбор среди субкультур, число которых неуклонно возрастает в силу ускорения темпа жизни и социокультурной динамики.
    Традиционная, официальная или базовая культура общества, не является для конкретного человека вопросом выбора, поскольку если он родился в рамках данной культуры, то впитал её, в процессе социализации. (например, как младенца при крещении не спрашивают, хочет он того или нет, так и при передаче ребёнку базовой культуры его не спрашивают, хочет он принимать её или нет. Он растёт, живёт и действует в данном культурном пространстве. А вот в отношении определённых субкультур он может решать, принимать их или нет). Но поскольку все люди разные, они чаще всего выбирают те субкультуры, которые отвечают их требованиям и нуждам, то есть сплачиваются в группы по схожим интересам.
    Однако право выбора распространяется далеко не на все субкультуры. Если человек по рождению городской житель, то он так и остаётся человеком городской субкультуры. Но при этом право выбора субкультуры или смены её на сельскую у человека всегда будет, хотя на практике редко городские жители приживаются в деревне. Отметим, что каждый человек принадлежит одновременно к нескольким субкультурам – территориальным, профессиональным, организационным и другим, то есть каждый человек причисляет себя к ним, идентифицирует себя с ними. Но при этом каждая субкультура, в отличие от базовой, подвержена более быстрым изменениям и выступает инновационной областью для базовой культуры.
    В рамках нашего исследования  мы приходим к следующему определению: 
    Субкультура – это частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет её носителей.
   Нужно заметить, что в субкультуру могут вступать люди разных возрастов, не зависимо от их рода деятельности и жизненных принципов, но мы остановимся именно на молодёжной субкультуре, численность которой значительно возросла и занимает не мало важную роль в обществе.
    Можно сказать, что хоть некоторые из молодёжных субкультур и могут создавать платформу для развития негативных тенденций в молодёжной среде, например проблема наркотиков, насилия и т. д., то другие скорее имеют позитивное общественное значение, например группа экологов, которая борется за чистоту окружающей среды. И во всех случаях через субкультурные формы для определённой части молодёжи лежит путь к освоению социальности. 
    Все конкретные социальные системы  и соответствующие им культуры  включают в себя различные  подсистемы, или субкультуры, каждая  из которых характеризуется своими  специфическими чертами, образом жизни, мировосприятием и т.д.
    На сегодняшний день наибольшее  внимание исследователи уделяют  именно исследованиям молодёжных  субкультур, поскольку влияние молодёжи  на всё общество увеличилось,  то есть в последнее время всё больше молодёжи объединяются в группы, не желающие быть похожими на всё общество, «толкающие» свои права, новшества, интересы и не желающие следовать повседневным «серым» будням.
§2. Молодёжь как объект социологического анализа.
       На сегодняшний день по сравнению с прошлыми историческими периодами, возрастные рамки понятия «молодёжь» значительно расширились. Один из первых исследователей, изучавших понятие «молодёжь» был американский психолог С. Холл, считающийся в своей стране родоначальником науки о молодёжи. Он понимал юношеский возраст как время «второго рождения»8,  «второе рождение» он рассматривал не как социальное, а как психологическое, как возникновение совершенно новой структуры характера личности. Будучи сторонником социал-дарвинизма, Холл объяснял развитие общества и индивида генетическими факторами, не придавая практически никакого значения воздействиям внешней среды.
   Австрийский психолог Ш. Бюлер избрала биологический ракурс рассмотрения понятия «юность» и «молодёжь» для объяснения специфики юношеского возраста и поведения. Она ввела в психологию понятие «пубертация» (половое созревание). Однако, в результате практически исключалась социальная составляющая  в формировании личности, и все особенности этого периода в жизни человека объяснялись физиологическими процессами, происходящими в организме. Именно они, по мнению Ш. Бюлер, «повинны» в том, что общество негативно относится к действиям молодёжи, а те в свою очередь оказываются в промежуточном положении: с одной стороны, они уже не дети, а с другой – ещё не взрослые. И в силу этого молодёжь везде – и среди детей – и среди взрослых оказываются чужими, что подвигает их к созданию своих групп по интересам.
    Данное положение впоследствии  стало основой теории равных  групп. По сути, эти группы являются ни чем иным, как так называемыми неформальными молодёжными объединениями, или проявлениями молодёжных субкультур. Ведь если молодой человек везде оказывается чужим, то следовательно с такими как он сам ему будет комфортней.
    Параллельно с биологизаторскими взглядами на молодёжь, в которых первостепенную роль играл возрастной фактор. развивались социологические взгляды, для которых важен не определённый возрастной период, а конкретно – историческое общество. Немецкий учёный Г. Гризе утверждал, что «молодёжь – это в первую очередь не возрастная фаза и не продукт природы, каким является пубертация, а социокультурный феномен, который в своих формах проявления подчинён историко – общественным параметрам»9 . Социологические концепции при введении возрастных границ в первую очередь опираются на период, то есть получение образование, вступление в брак, рождение ребёнка и так далее.
    В области изучения молодёжи  примечательно мнение ведущего  теоретика С. Эйзенштадта. В 1956 году он отмечал, что «возраст и возрастные отличия относятся к самым фундаментальным и самым важным аспектам человеческой жизни и определяют судьбу человека. Каждый человек за свою жизнь проходит через различные возрастные ступени»10. При этом ведущую роль играет то обстоятельство, что возрастные ступени не обусловлены биологически, а «определены культурой». Возраст представляет собой «описание возможностей и обязанностей человека на данном отрезке его жизни»11
    Социологические концепции при  введении возрастных границ в  первую очередь опираются на период, необходимый для получения традиционных форм образования, то есть периоды обучения в общеобразовательной средней школе и в вузе. Соответственно формам обучения «школа – ВУЗ» распределяются понятия «подростки» - «молодёжь». Кроме того, к категории «молодёжь» причисляют и индивидов, уже приступивших к трудовой деятельности, но ещё не достигших в ней максимальной степени участия, то есть «максимальной экономической активности»12. Таким образом, в числе постоянных инвариантных признаков молодёжи, кроме возрастной, можно назвать социальную, и ещё не достигнутую в полном объёме экономическую активность.
    Ф. Тенбрук в книге «молодёжь  и общество» писал: «молодёжь,  в сущности, является промежуточной  стадией, переходом, подготовкой  к исполнению ролей взрослых, введением в культуру»13.
    Поскольку, по всеобщему мнению  молодёжи свойственны энергичность, напористость, инициативность, мобильность,  динамичность, предприимчивость, то молодые люди сильны своей энергией и считается, что молодёжь является носителем нового, то есть определённым мировоззрением на жизнь, благодаря которому складываются ценностные ориентации, интересы и устанавливается их положение и роль в обществе. Несмотря на это широко распространенное мнение, немецкий философ и социолог К. Мангейм утверждал: «Молодежь ни агрессивна, ни консервативна по своей природе, она – потенция, готовая к любому начинанию». Сложность положения молодежи в том, что она оказывается «промежуточной стадией» и в биологическом, и в социальном смысле. К. Мангейм отмечал особую роль семьи в социализации молодёжи: «До наступления половой зрелости ребенок живет в семье и его взгляды формируются в соответствии с эмоциональной и интеллектуальной традицией семьи»14
    В средние века основной ячейкой  первичной социализации была семья, к примеру молодые люди в семье ремесленника лишь достигнув 24 лет, и окончив срок ученичества могли уйти из семьи, жениться и завести собственное дело. В новое время раздвинулись условные социально- психологические границы молодости. С одной стороны, процесс акселерации существенно ускорил физическое созревание детей и подростков. С другой стороны сыграло свою роль усложнение трудовой и общественно политической деятельности15.
    Индустриализация привела к разрушению сельских сообществ, для которых были характерны семейное и соседское поддержание патриархального порядка, когда юноши естественным образом включались в мужскую фермерскую работу, а девушки также естественно выходили замуж, рожали детей и вели домашнее хозяйство. В России бум индустриализации пришёлся на 80 – е гг. XX в., именно тогда началось массовое переселение целых деревень в так называемые «спальные» городские районы. «Спальными» районы назывались, потому, что в них практически отсутствовала досуговая инфраструктура; строились вокруг заводов гигантов, которые испытывали острую потребность в рабочей силе, молодёжь подрастала целыми домами, возникали молодёжные группировки, такие как
    На основании выше сказанного, мы приходим к выводу, что молодёжь и формы её действий, поведения, её установки, ценностная система напрямую зависят от социокультурных характеристик общества, в котором в данное время она живёт и которое определяет её поведение и характеристики. Как отмечал П. Сорокин: «не существует личности как социума, то есть как носителя, созидателя и пользователя значениями, ценностями и нормами, без корреспондирующих культуры и общества»16.
    Молодёжь является «социокультурным  продуктом». Во-первых, значительны  различия в уровне сознания  и социальных формах поведения молодёжи, принадлежащей к различным историческим отрезкам. Во-вторых, существуют различия в мировосприятии и социальных формах поведения молодёжи, принадлежащей к различным культурам. В-третьих, трактовка молодёжи как гомогенной, недифференцированной группы – абстракция, которая при рассмотрении социальной действительности оказывается слишком обобщённой и плохо применимой на практике.
    Безусловно, психика юношеского  возраста и социальный статус  молодого человека отражаются  на его ориентациях и формах поведения. Но возрастные особенности сами по себе не являются первопричиной появления принципиально иных тенденций. Молодёжи присущи те же противоречия, что и всему обществу в целом.
    При всей специфичности молодёжь  как социальная группа не существует  вне социальных страт и слоёв, поэтому и молодёжные проблемы производны от широких социальных процессов, затрагивающих и все слои общества. Как продукт этой структуры, молодёжь дифференцирована в соответствии с социальными слоями и стратами. А как социально-демографическая группа в структуре общества, молодёжь в любом случае зависит от экономических, политических и социальных отношений в данном обществе.
    Можно выделить различные слои  молодёжи. Например, городская молодёжь, включающая во-первых, молодёжь малых, крупных и сверхкрупных городов; во-вторых, молодёжь крупных и с другой стороны молодёжь сверхкрупных городов. Подразделяется на работающую и обучающуюся молодёжь, в среде работающей и обучающейся молодёжи выявляются слои в соответствии с выполняемой работой и специализацией при обучении; можно найти и другие критерии подразделения молодёжи.
    Подытоживая обзор значений понятия  «молодёжь», обратимся к высказываниям  двух отечественных авторов. Первое  определение принадлежит В. Т.  Лисовскому: «молодёжь – поколение людей, проходящих стадию социализации, а в более зрелом возрасте, усваивающих образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет»17.
   Таким образом молодёжь – социально-демографическая группа, которая может быть внутренне дифференцирована в соответствии с классовыми и иными признаками, такими как функции деятельности, духовный облик, мировоззрение, интересы, ценностные ориентации, социально психологические свойства молодёжи как социальной группы, обусловлены характером социально экономической системы, общественными отношениями, этапом исторического развития и классовым положением. Молодёжь – наиболее адаптивная и инновационная часть общества, быстро и остро реагирующая на изменение социально экономических и социально политических условий.
   Необходимо отметить важную особенность, что на сегодняшний день для молодёжи первичной ячейкой социализации являются люди одного возраста, со схожими интересами и взглядами на жизнь, а не семья. Молодёжь как феномен и социологическая категория, рождённая индустриальным обществом, характеризуется психологической зрелостью при отсутствии весомого участия в институтах взрослых18, то есть молодые люди стали меньше зависеть от взрослых, они по другому смотрят на жизнь, и всё больше объединяются с собой подобными, для реализации своих интересов.
   На сегодняшний день наибольшее  внимание исследователи уделяют  именно исследованиям молодёжных субкультур, поскольку влияние молодёжи на всё общество увеличилось, это объясняется повышенным интересом молодёжи выделиться из толпы, в какой то мере изменить обыденность и тем самым вступая в общества по интересам. И таких разнообразных молодёжных групп становиться всё больше.
§3. Молодёжные субкультуры. Их особенности в современном  Российском обществе.
3.1. Понятие «молодёжная субкультура».
    Молодёжная субкультура – это своеобразная формой адаптации к нормам, ценностям, образу жизни общества. В её среде зреют попытки внесения изменений в устоявшиеся ценности, морали общества. Иногда она является инициатором создания нового, потому что молодёжная субкультура носит инновационный характер. Разумеется не все инновации «впитываются» базовой культурой, а лишь те, которые продуктивны и соответствуют изменившейся социально-исторической ситуации в обществе в целом.
   Молодёжь создаёт и развивает  собственную культуру – более богатую в некоторых отношениях, чем культура взрослых. В частности создаются жаргонный язык, мода, музыка, особенности общения между членами группы, нравственный климат. Особенности молодёжной субкультуры объясняются, с одной стороны, избытком жизненной энергии, богатством воображения молодёжи, а с другой – отсутствием у неё экономической и социальной самостоятельности19.
   Поскольку традиционные общества развивались постепенно, медленными темпами, опираясь в основном на опыт старших поколений, то молодёжные субкультуры, хоть и существовали, но не оказывали столь большого влияния на всё общество как во второй половине XX в, не проявлялись столь ярко. Ранее культура не делилась так ярковыраженно на «взрослую» и «молодёжную», независимо от возраста все пели одни и те же песни, слушали одну и ту же музыку, танцевали одни и те же танцы. На сегодняшний день у взрослого и молодого поколения появились серьёзные отличия и в ценностных ориентациях, и в моде, и в способах коммуникации, и даже в образе жизни в целом.
   Стремительное ускорение современной жизни общества и обновление становятся ведущими характеристиками жизни современных индустриальных обществ. Научно-технические революции делают их чрезвычайно динамичными системами,  радикально изменяя социальные связи и формы человеческих коммуникаций. В современной культуре присутствует ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Таким образом поиски человеком самого себя, своей индивидуальности и социального статуса осложняются изобилием выбора, сочетающегося с новизной.  
   Феномен молодёжной субкультуры возник в динамичном индустриальном обществе, когда семья частично или полностью утратила свою функцию как инстанция социализации личности, поскольку темпы изменений социальной жизни породили историческое несоответствие старшего поколения изменившемся задачам нового времени. С вступлением в юношеский возраст молодой человек отворачивается от семьи, ищет те социальные связи, которые должны защищать его от пока ещё чуждого общества, находясь между потерянной семьёй и ещё не обретённым обществом, юноша стремится примкнуть к себе подобным. Образующиеся таким образом неформальные группы обеспечивают молодому человеку определённый социальный статус. Платой за это, зачастую, выступает отказ от индивидуальности и полное подчинение нормам, ценностям и интересам групп. Эти неформальные группы продуцируют свою субкультуру, отличающуюся от культуры взрослых. Ей свойственны внутреннее единообразие и внешний протест против общепринятых установлений. Благодаря наличию собственной культуры, эти группы маргинальны по отношению к обществу, а потому содержат элементы социальной дезорганизации, потенциально тяготеют  к отклоняющемуся от общепризнанных норм поведения20.
  Возникновение молодежных субкультур обусловлено целым рядом причин, среди которых известному социологу В.Т.Лисовскому наиболее значимыми представляются следующие:
  1. Молодёжь живёт в общем социальном  и культурном пространстве, и потому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на возникновении молодёжной субкультуры. 
  2. Кризис института семьи и семейного  воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребёнка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей "взрослого" мира не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой — к прагматизму и социальной неадаптированности и к проявлениям противоправного или экстремистского характера.
  3. Коммерциализация средств массовой информации, и всей художественной культуры в целом формирует определённый «образ» субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации — семья и система образования. Просмотр телепередач наряду с общением — наиболее распространённые виды досуговой деятельности. Во многих своих проявлениях молодёжная субкультура повторяет телевизионную субкультуру, которая лепит под себя удобного зрителя21.
  Таким образом, молодежную субкультуру можно назвать искаженным зеркалом взрослого мира вещей, отношений и ценностей:
    Молодые люди, вступая в какую либо субкультуру пытается доказать взрослым и самим себе, что они самостоятельны и в праве сами принимать решения, выбирать и поступать так как им хочется.
    Они в какой то степени противостоят взрослому миру вещей, в котором всё одинаково, однообразно и обыденно. Они создают свой мир, тем самым доказывая свою способность к изменению мировоззрения взрослых, пытаясь внести новшества в общество.
    Различная информация (телевидение, радио, газеты и т.д) влияет на сознание молодёжи не меньше чем семья и система образования, что в значительной степени подвигает молодёжь на мысль о создании своего нового мира.
   Понятие «молодёжная субкультура» обычно употребляется для обозначения частичной культурной подсистемы внутри базовой культуры общества, культивирующей собственную молодёжную систему ценностей, норм и форм поведения. Молодёжь, как наиболее чуткая и восприимчивая социальная группа первой воспринимает новые формы в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями, поскольку данную группу не удовлетворяют существующие общепринятые развлечения и способы провождения времени, потому что все принятые способы провождения досуга однообразны, и поэтому они придумывают свой метод.
   В современном обществе, по сравнению с традиционным, в связи с тем, что молодёжь имеет много свободного времени, меньше обязанностей, и, часто, собственные денежные средства и образуются молодёжные неформальные группы.
    По словам З. Тоффлера «молодёжная субкультура» – это культура, создаваемая молодыми для самих себя. Поэтому молодёжные субкультуры «закрыты» от внешнего мира, эзотеричны. По мнению З. Тоффлера, поиски человеком самого себя, своей индивидуальности и социального статуса теперь осложняются изобилием выбора, сочетающимся с эфемерностью, динамизмом и новизной. Недолговечность и новизна образуют «опасную смесь», поскольку человек, стремящийся к самоидентификации, установлению социальных связей, ведёт поиски в изменчивой среде, то есть все объекты, с которыми он соприкасается и к которым мог бы присоединиться, прибывают в постоянном, ускоряющемся движении22. Исследования американского психолога М. Мид показывают, что с наращиванием темпов социального развития исчезает прежняя стабильность, налаженность в передаче социального опыта, возникают разногласия между старшим поколением, как носителем опыта прошлого и молодёжью.
   Таким образом мы приходим к выводу, что связь взрослого поколения с молодёжью стала слабее, так как их взгляды различаются и молодёжь стремится к новому, к неизведанному, не принимая устои общества.
   Так же в молодёжную субкультуру входит множество неформальных объединений, групп. Молодёжные субкультуры бывают различными по видам деятельности и по составу, и в каждой группе люди имеют схожие интересы . Далее приведём некоторые примеры классификаций молодёжных субкультур.
3.2. Классификация молодёжных субкультур.
    Основания для классификации могут быть различными, однако стоит заметить, что в связи с тем, что любая классификация обладает той или иной степенью условности, социальные движения могут приобретать различные оттенки, быть более или менее экстремистскими, носить политический или экономический характер, охватывать не большие социальные группы или крупные социальные единицы (классы, страты). С. С. Фролов предлагает молодёжные субкультуры могут быть в общем виде классифицированы следующим образом.
По принадлежности:
    ингруппы, к которым молодой человек чувствует свою принадлежность и в которых он идентифицируется с другими членами таим образом, что оценивает себя и членов группы как «мы». Общим для таких молодых людей служит то, что они разделяют определённые чувства и мнения, а также почти единодушны относительно сфер активности и целей жизни;
    аутогруппы, к которым молодой человек не принадлежит и для которых он подбирает символические значения «не мы», «другие». Несмотря на то, что они обладают многими чертами и признаками, свойственными любой молодёжной субкультуре, есть определённые частные черты и признаки, отличные от чувств членов ингрупп.
По взаимоотношениям:
    первичные, в которых каждый член группы видит в другом индивида и личность; молодые люди интересуют друг друга, прежде всего, как личности, у них общие надежды и чувства, и они полностью удовлетворяют свои потребности в общении. Такая группа всегда ориентирована на взаимосвязи её членов;
    вторичные, в которых контакты носят безличный, односторонний и утилитарный характер. Здесь не обязательны дружеские личностные контакты с другими членами.
    Также можно отметить, что первичные группы обычно участвуют в формировании личности, в них происходит социализация. Молодые люди  находят в этих группах интимную среду, симпатии и возможности реализации личностных интересов, удовлетворяя потребность в самореализации и самовыражении. В то время как члены вторичных групп имеют возможность найти эффективный механизм для достижения определённых целей. Этот недостаток часто компенсируется тем, что во вторичных группах практически всегда есть некоторое число первичных групп.
    По  степени общения:
      малые группы, то есть такие, в которых молодые люди имеют личностные контакты каждый с каждым;
      большие группы, то есть такие, в которых нет непосредственного общения молодых людей со всеми членами группы23.
    Различия между малыми и большими  группами заключаются не столько  в размерах, сколько в их социально – психологических характеристиках. Так, если для малых групп не характерно ориентирование на групповые цели и действия, то большим группам, наоборот, присущи рациональные целеориентированные действия. В малых группах роль постоянно действующего фактора социального контроля играет групповое мнение, в больших – контроль осуществляется сверху вниз, и редко используется групповое мнение.
    Малые группы конформны к групповым  нормам, большие – к политике, проводимой активной частью группы.
   Поскольку молодёжная субкультура – феномен многогранный и развивающийся, можно выделить ряд других типологий. Молодёжная субкультура делится на:
    просоциальные, асоциальные молодёжные группы;
    группы принадлежности и референтные;
    большие и малые;
    постоянные и случайные;
    с демократическим и авторитарным подчинением;
    разновозрастные и одновозрастные;
    однополые и разнополые24.
    А. В. Толстых25 типологизирует молодёжные субкультуры по направлениям деятельности групп:
    политические группы - ставят своей целью пропаганду определённых общественно – политических взглядов; не отличаются агрессивным поведением;
    радикалы очень агрессивны; во главе радикалов стоят в основном представители старшего поколения;
    эколого – этические группы;
    группы образа жизни, или собственно неформально – молодёжные объединения (панки, хиппи, готы, эмо);
    нетрадиционно – религиозные группы (буддисты, сатанисты);
    досуговая – идеалистические группы отличаются наличием определённых функций деятельностных стремлений. Характерен  романтизм, отрыв от господствующей культуры;
    фанатские – отдающие предпочтение деятельности какого – либо человека, пытающиеся его копировать, следовать ему;
    спортивные – силовики, экстремалы, атлеты и т.д
    Неформальных объединений в современном обществе  большое множество и в этих группах участвуют люди разных возрастов и абсолютно с разными взглядами, но все они относятся к субкультурам и у каждого есть определённая цель и мотивы по вступлению в определённую группу.
    А. Тарасов26, предлагая свою классификацию молодёжной субкультуры, считает, что есть несколько практически не пересекающихся «молодёжных миров»:
    «золотая молодёжь» в столицах;
    наркоманская субкультура;
    уголовная среда;
    «голубая» тусовка;
    неофашисты и скинхеды;
    «нацболы»;
    футбольные фанаты;
    «попсовики»
    « старая контркультура»;
    сатанисты;
    «новая контркультура» (оппозиционная молодёжная субкультура, соединившая традиции старых хиппи, национал-большевизма и левацкого революционаризма). 
       Таким образом, приведённые варианты классификаций молодёжной субкультуры не смотря на их характер, отражают сущностную основу тех или иных неформальных молодёжных объединений, что делает их использование в нашей работе весьма продуктивным и типы, выделяемые в указанных концепциях служат как бы ступенькам, отделяющее общее от конкретного. Но, поскольку молодёжная субкультура – феномен многогранный и развивающийся, данные типологии отнюдь не исчерпывающие.
       Мы перечисли несколько субкультур, которые несут собой собственные  интересы и отличаются друг от друга разной степенью вовлечённости в группы, то есть  группы, просто вступившие для проведения таким образом своего свободного времени, есть, полностью погружённые в свою деятельность, продвигающие новые идеи, участвующие в движении из за соответствия интересов людей внутри группы со своими. А есть также группы людей, которыми движет как заинтересованность в деле так и прямое доказательство взрослым и обществу в целом своего превосходства над ними, такие группы относят к девиантному поведению.
        Вот к примеру за последние несколько лет в неформальном сообществе произошли серьёзнейшие изменения, выразившиеся в «перетекании» субкультурной молодёжи в нонконформную протестную группу, которая стала консолидированнее и агрессивнее. Мировоззрение этой группы носит в основном экстремистский характер ультраправого и левого толка. В данных молодёжных субкультурах распространено мнение, что социальное устройство страны должно быть изменено. Нонконформизм современных неформалов абсолютно противоположен нонконформизму начала 90 – х. годов XX века. Он деструктивен и представляется следствием маргинализации общества, повсеместной апатии и озлобления.
       Подводя итог всему выше сказанному, отметим, что отличие молодёжных  субкультур друг от друга безусловно существует, но их объединяет тот факт, что они не хотят быть похожими на взрослых, не хотят следовать жизненным стандартам, у каждого человека свои мотивы вступления в ту или иную неформальную группу. Они не хотят быть похожими на взрослых и следовать их жизненным принципам.   Также молодых людей отличает от взрослых возможность «тусоваться». Тусовка – это ситуация взаимодействия, правила поведения в ней, и группа тех, кто в данный момент играет по этим правилам. Она локализована в пространстве и времени – как в физическом, так и в социальном. Также в молодёжных субкультурах вовсе не обязательно разделять то или иное мировоззрение – здесь молодые люди должны разделять внешние формы поведения и символику.
    Способность и возможность же  для молодых людей не быть жёстко прикреплёнными к какой-либо одной определённой молодёжной субкультуре и одновременно принадлежать сразу к нескольким вероятнее всего демонстрирует потребность этих молодых людей «отыграть», «попробовать» как можно большее количество ролей, прежде чем остановиться на какой-либо одной, наиболее свойственной данному молодому человеку.
Глава 2. Эмпирический анализ молодёжной субкультуры на примере «ролевого движения»
§1. Понятие  ролевой игры. Классификация ролевых  игр.
      Понятие «игра»
   Для того, чтобы понять, что такое «ролевая игра», выявить её основные характеристики, подробней рассмотрим термин «игра» и обратимся к теориям знаменитых учёных, которые занимались данным определением, это К. Гросс, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, К. Бюллер, З. Фрейд и другие.
   Проблема игры издавна привлекла  к себе внимание исследователей. Особой известностью пользуется  теория К. Гросса, который усматривает  сущность игры в том, что  она служит подготовкой к дальнейшей  серьёзной деятельности. Он приводит  пример, когда в игре ребёнок, упражняясь, совершенствует свои способности. В этом, по К. Гроссу, основное значение детской игры. У взрослых, по его мнению, к этому присоединяется игра, как дополнение к жизненной действительности и как отдых.
   Эта теория заключается в том,  что она связывает игру с  развитием и ищет смысл её  в той роли, которую она в  развитии выполняет. Игра. По К.  Гроссу это деятельность, в которой  человек набирает знания и  умения, совершенствуя свои способности.
   В теории игры, сформулированной Г. Спенсером, который в свою очередь развил мысль Ф.Шиллера, усматривается источник игры в избытке сил, то есть избыточные силы, не израсходованные в жизни, в труде, находят себе выход в игре27.
   Из теории Г.Спенсера видно,  что игра – всего лишь затрачивание энергии и выплеск эмоций для человека. Она позволяет ему раскрыться, оторваться от реальности, и полностью душой и телом влиться в мир игры.
   Стремясь раскрыть мотивы игры, К.Бюллер выдвинул теорию функционального удовольствия, то есть удовольствия от самого действия, независимо от результата, как основного мотива игры.
   Таким образом, в теории К.Бюллера  подмечены некоторые особенности  игры: в ней важен не практический  результат действия, а сама деятельность, порождаемая удовольствием. По мнению К.Бюллера, деятельность человека регулируется принципом удовольствия и наслаждения. Мотивы человеческой деятельности так же многообразны, та или иная эмоциональная окраска является лишь отражением и производной стороной подлинной реальной мотивации, то есть для игры определяющим фактором является функциональное удовольствие.
   Таким образом, рассмотрев теории  исследователей, можно сделать вывод,  что игра – это воображаемая  реальность, участвуя в которой человек затрачивает силы и энергию, отрываясь от реальности и выплёскивая поток эмоций, получая от этого удовольствие.
   В отечественной литературе дать  свою теорию игры попытался  Л.С.Выготский. он считает определяющим  в игре то, что человек, играя,  создаёт себе мнимую ситуацию  вместо реальной и действует в ней, выполняя определённую роль28. По его мнению, в игре человек развивается и набирается опыта. Различные формы серьёзной деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности детей.
   Из выше сказанного можно сделать вывод, что в игре у человека формируется воображение, которое включает в себя уход от действительности. В игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству, то есть в игре проявляются и формируется все стороны психической жизни личности. В ролях, которые человек, играя, на себя принимает, расширяется, обогащается, углубляется сама личность.
   Играет, как известно, и взрослый  человек (шахматы, различные спортивные игры и другие). Игра и у него исходит из потребностей и интересов и служит развитию определённых способностей или  сторон личности. Но в жизни взрослого человека игра занимает уже иное место и приобретает иные формы. Некоторые мотивы, которые в детстве включены в игру, продолжают у взрослого жить в искусстве.
   Аристотель в своей теории  «функционального удовольствия, реализации  врождённых влечений», делает  акцент на наслаждение, как  об исходном принципе толкования  сущности досуга. Аристотель в  своей теории рассуждает о  природе праздничного состояния, которое отражается в развлечениях, играх, подобно отдыху, сну, еде, и служит духовному, «высокому досугу» и познанию человеком истинного счастья.
   А. Адлер – австрийский психиатр  и психолог объясняет появление  игры и её своеобразие как  реализацию желаний, которые человек не может осуществить в действительности.
   Учитель Адлера, З. Фрейд –  основатель психоанализа, исследовал  идею компенсаторного характера  игры. По Фрейду, бессознательные  влечения реализуются в детских  играх символически. Игры, по исследовательским данным Фрейда, очищают и оздоровляют психику, снимают травматические ситуации, являющиеся причиной многих неврологических заболеваний.
   Полезность игр, согласно теории З.Фрейда заключается в том, чтобы вызвать с помощью удовлетворения подлинный катарсис (очищение). Игры позволяют либидо развернуться и выразиться, высвобождают чувственность, стремящуюся испытать и познать себя29.
   Немецкий психолог К.Бюллер также  определял игру, как деятельность, совершаемую ради получения функционального удовольствия. В теории К.Бюллера внимание обращается на то, что в игре важен не практический результат, а сам процесс игровой деятельности, от которого человек испытывает удовольствие.
   Таким образом можно сделать  вывод, что для человека погружение  в мир игры – это ожидание откровения, ощущение тайны, скрытого, но важного для них смысла жизни.
  Во второй половине XX века в развитии теории игры наметился переход от биологических, индивидуально-психологических подходов к социологическим и культурологическим. Испанский философ и публицист Х.Ортега-и-Гассет, нидерландский историк культуры, философ Й. Хейзинга , швейцарский писатель Г.Гессе и другие деятели связывают игру с общественным разумом, с культурой в целом. С культурой как системой игр. С культурой, организованной "по правилам игры" в виде вечно развивающейся совокупности сюжетов, сценариев, ролей, норм, ценностей, символов, языка культуры и т.п. Г. Гессе, увлечённый идеей создания универсального языка культуры, некой системы символов культуры, единых для всех и позволяющих через эти знаки культуры выражать любую идею, любое содержание религии, философии, музыки, живописи и т.п., пытался дисциплинировать ум художника. Гессе считал, что именно через игру ума можно достигнуть глубины общения и взаимопонимания людей. Известный голландский историк культуры Й. Хейзинга, автор известной книги "Человек играющий", исследуя в ней феномен игры и её воздействие на духовную жизнь человека, считает игру первичным импульсом человеческой истории. Игра даёт жизнь и обуславливает развитие всей культуры, её разнообразных форм и направлений.
   По мнению Й Хейзинга, интенсивность игры не объяснить никаким биологическим анализом. Феномен игры, как он считает, и кроется в этой поразительной интенсивности, в ней сущность, исконное качество игры. 
Не разрядка избыточной энергии, не отдых после напряжения сил, не компенсация несбывшихся желаний, а именно природная сила делает игру игрой с напряжениями, творчеством, радостью и всеми заботами. Выдающийся мыслитель XX столетия выводит игру из мира повседневного, как "внеразумное занятие". Существует расхожее выражение "вначале было слово". Перефразируя его по отношению к ребёнку, мы вправе говорить "вначале была игра", ибо с неё у ребёнка и начинается восприятие и осознание мира. Й. Хейзинга, изучая жизнь и культуру первобытного, античного и средневекового обществ, рассматривает игру как побуждение к самопроявлению: "Игровое состояние как общественный импульс, более старый чем сама культура, издавна заполняло жизнь и заставляло расти формы архаической культуры. Культ перерос в священную игру". Поэзия родилась в игре и стала жить благодаря игровым формам. Музыка и танец были сплошь игрой. Мудрость и знание находили своё выражение в священных состязаниях. Культура, в её первоначальных формах, "играется". Она не происходит из игры, как живой плод, который отделяется от материнского тела; она развивается в игре.

   Таким образом, рассмотрев различные  теории и высказывания учёных, наблюдается тот факт, что игра  не имеет единого понятия, но в нашем исследовании мы будем придерживаться следующего определения.
   Игра – это вид культурной  деятельности, в которой человек  воплощает фантазии в реальность, закрываясь на время от принудительных  правил и норм поведения, не  ожидая от игры конечного результата, а от затраченной энергии, получая удовольствие и эмоциональную разрядку.
   Игра также имеет ряд классификаций  (компьютерные игры, деловые, развлекательные  и т.д), но в нашем исследовании  речь пойдёт о ролевых играх,  участники которых предпочитают перевоплощаться в любимых персонажей, примерять роли,  входить в образ, тем самым уходить от реальности в воображаемый мир.
      Возникновение ролевой игры.
   Существует мнение, что «ролевое движение» зародилось в Древней Греции в период эллинизма. Группа эстетов во главе с Феокритом придумали миф о пастухах – поэтах, которые поют пастушеские песни, гармонично сливаясь с природой. Затем, греческие поэты выделили в нём несколько персонажей, присвоили им песни, которые сами сочинили и тут же в них играли, то есть взрослые люди одевались в пастушескую одежду, выходили на природу и жили там, бродя под звёздами, распевая придуманные ими песни.
   Нужно заметить, что «ролевое  движение» имеет отношение к  исторической реконструкции. Так  что в нашей работе мы рассмотрим краткое описание данного термина.
  Историческая реконструкция — воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников. 
   Термин «историческая реконструкция» может употребляться в двух значениях: 
1. Восстановление внешнего вида и конструкции объекта, теоретическое или практическое, основанное на его сохранившихся фрагментах, остатках, и имеющейся исторической информации о нем, с помощью современных методов исторической науки (в том числе, такого метода, как археологический эксперимент). Аналогично определяются историческая реконструкция процессов, событий и технологий. Также — его результат.

2.Деятельность, направленная на восстановление  различных аспектов исторических событий, объектов и т. д.
   В настоящее время наблюдается два наиболее популярных направления: живая история и турниры. Живая история — научная дисциплина, находящаяся на пересечении таких дисциплин, как «экспериментальная археология» и «музейная педагогика». Живая история — это воссоздание повседневного быта жителей какого-либо места в определенный исторический период, обычно в форме организации «музея живой истории» и проведения «фестиваля живой истории». Данное направление очень популярно и развито в Западной Европе, там существуют десятки «музеев под открытым небом», где живут и трудятся люди в обстановке былых времен. Турниры —  изучение и применение на практике военного искусства определенной эпохи. Многое берется из источников того времени, кое-что додумывается людьми исходя из здравого смысла. В результате получается зрелищное представление, посмотреть которое будет интересно каждому, ведь вблизи все воспринимается особенно остро. Турниры могут разделятся на постановочные, то есть для зрителей; и спортивные, на которых люди хотят объективно оценить свои силы, умения. Наиболее популярные эпохи исторической реконструкции: Раннее Средневековье; Высокое и Позднее Средневековье.
Ролевое движение имеет три периода:
   I. Ранний период (1990 – 1993гг). Датой рождения российского ролевого движения официально считается 1990 г, когда клубами любителей фантастики была проведена первая выездная ролевая игра по «Властелину колец». До этого времени подростковые компании играли в разные игры: в мушкетёров, в звёздные войны, в неуловимых мстителей, но это было не более чем частный досуг. С 1990 этот вид досуга стал массовым.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.