Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Территориальное деление (районирование) страны

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 03.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ГОУ ВПО  ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Экономика» 
 
 
 
 
 

К О Н Т Р О  Л Ь Н А Я    Р А Б О Т  А

по  дисциплине «Региональная  экономика»

                 Тема: Территориальное деление (районирование) страны.

    Вариант № 6

 
 
 
 
Выполнила: студентка 2 курса
Группа  ЗФ - 21, ОЗО
Карпычева Мария  Алексеевна
Проверила: ст. преподаватель
Гаврилова И.В. 
 

Нижневартовск, 2009

 
 
 
 
 
 
 
     Содержание
Введение                  3
    История формирования экономических районов России.         5
    Основы современного экономического районирования и формы территориальной организации хозяйства России.            7
    Основные принципы районирования.             10
    Территориальное деление Российской Федерации.                                11
Заключение                  16
Список используемой литературы               18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Россия, как крупнейшее федеративное государство  мира, имеет самые разнообразные природно-климатические условия. Различные природные регионы страны, обладающие внутренним единством и своеобразными индивидуальными чертами природы, образуют различные системы физико-географических районов. Сами субъекты Федерации (регионы) делятся на административно-территориальные единицы: города, районы регионов и городов, поселки городского типа, сельские администрации и сельские поселения. На территории этих административно-территориальных единиц образуются органы местного самоуправления, а, следовательно, их территориальная основа - это часть территориального устройства страны.
     Кроме того, существуют экологическое, историческое, национальное или этническое, политическое (по степени влияний политических партий) деление или районирование  территории, которые накладывают свой отпечаток на административно-территориальное устройство страны.
     Важная  роль в территориальном устройстве России отводится экономическому районированию. Разница между экономическими районами обусловлена как различиями в  природно-ресурсном потенциале, климате, почвах, так и специализацией промышленности и сельского хозяйства, основанной на территориальном разделении труда.
     Созданные Указом Президента РФ в 2000г. федеральные  округа (всего их 7) фактически являются ведомственным районированием Администрации Президента. Однако как по своим размерам, так и по значению, федеральные округа могут рассматриваться на одном уровне с экономическими районами.
     В данной работе будет рассмотрено  образование, формирование и развитие экономических районов России. Эта тема всегда была и будет актуальна, ведь без изучения региональных особенностей нашей страны, невозможно решение сложных проблем и самих районов, и страны в целом.
      Задачи  этой контрольной работы: во-первых, рассказать об истории формирования экономических районов России, а так же описать  основы современного экономического районирования и формы территориальной организации хозяйства России. В-третьих,  объяснить основные принципы районирования.
        Районирование экономическое — разделение страны на экономические районы, представляющие собой своеобразные в экономическом отношении территориальные части народного хозяйства страны, обладающие общностью экономической жизни, производственной специализацией, значительными внутренними производственными связями.
      Экономические районы в условиях капитализма формируются и развиваются стихийно, и не закрепляются государственными организационными формами, поэтому Экономическое районирование здесь ограничивается познанием сложившихся районов и тенденций их развития. При социализме Экономическое районирование не ограничивается познавательными задачами, а носит конструктивный, перспективный характер, являясь органической частью народнохозяйственного планирования в территориальном разрезе. Так как основу социализма составляет общественная собственность на средства производства и экономика носит плановый характер, то Экономическое районирование тесно связано и с организацией управления хозяйством по территориальному принципу. Отсюда вытекает принцип единства Экономического районирования и административно-территориального деления.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    История формирования экономических  районов России
     Нельзя  понять особенности и проблемы любой  страны, не оценивая ее внутреннее территориальное  разнообразие. Это особенно важно  для России, чрезвычайно контрастной по природе, историческим особенностям, расселению населения, экономике. Виднейшие ученые России (Ломоносов М.В., Арсеньев К.А., Татищев В.Н., Семенов-Тян-Шанский П.П., Менделеев Д.И., Колосовский Н.Н..) применяли метод районирования – деления страны на районы, отличающиеся друг от друга природными, экономическими, историческими особенностями, условиями жизни людей.
     Огромная  территория России еще на первых этапах становления Российского государства  требовала территориального изучения ее особенностей, природно-ресурсного потенциала, создания административных органов для сбора налогов и управления всеми социально-экономическими процессами. Поэтому возникла необходимость деления России на отдельные административные единицы.
     В России, после ликвидации удельных княжеств, существовало деление на воеводства, станы, уезды. Управление ими представляло собой одновременно и «кормление» их правителей. Создание Российского государства в 18 веке потребовало образования однородных административных «единиц» - губерний. Главные их задачи – набор рекрутов в армию, сбор налогов и полицейский досмотр.
     При Петре I в 1708г. страна была разделена  на восемь крупных губерний, губернии же были разделены на уезды. В 1727г. была выделена промежуточная единица между губерниями и уездами – провинция. К каждой губернии приписывались полки, их комплектование осуществлялось за счет населения губерний.
     Петровские  губернии просуществовали почти  семьдесят лет, до 1775г. Их число за это время выросло до двадцати. В 1775г. по указу Екатерины II была проведена новая административная реформа. Произошло разукрупнение губерний, их стало 40, а затем 68. Каждая губерния должна была насчитывать не менее 300-400 тысяч человек, причем количество мужчин призывного возраста от 20 до 30 тысяч человек.
     Такое административное деление оставалось неизменным вплоть до Великой Октябрьской  революции. Южные территории России по существу были колониями России, а по форме считались военными областями, управляемыми генерал-губернаторами. Их называли также, военными округами. Например, Туркестанский военный округ, управляемый генерал-губернатором, Кавказ управлялся Кавказским наместником. В состав дореволюционной России входили Польша и Финляндия на правах самоуправляющихся единиц.    
     После отмены крепостного права в 1861г. оформилась еще одна административная низовая единица – волость.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Основы  современного экономического районирования и  формы территориальной  организации хозяйства  России.
     Экономическое районирование является основой территориального управления народным хозяйством России.
     Система экономических районов – основа построения материальных и других балансов в территориальном разрезе при  разработке целевых и региональных программ. Экономическое районирование служит предпосылкой совершенствования территориального развития экономики и имеет первостепенное значение и для организации регионального управления экономикой.
     Особенно  это важно в настоящее время, когда регионы России получили экономическую  самостоятельность. Экономическое районирование, неразрывно связанное со специализацией районов на определенных видах производства, является одним из факторов повышения производительности общественного труда, рационального и эффективного размещения производительных сил.
     Современный экономический район – это  целостная территориальная часть  народного хозяйства страны, имеющая  свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические  связи. Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями. Образование экономических районов является объективным процессом, выраженным развитием территориального разделения труда.
     Экономический район отражает уровень развития производительных сил и соответствующих ему производственных отношений. В то же время хозяйственный комплекс экономического района представляет собой совокупность предприятий материального производства, внепроизводственной сферы, функционирующих на данной территории. Отдельно стоящее предприятие и отдельная экономическая связь между двумя предприятиями, могут рассматриваться в качестве первичных элементов хозяйственного комплекса. Под влиянием все большего вовлечения района в общественное разделение труда, эти связи постоянно усиливаются.
     Формирование  экономического района представляет собой  скачок в экономическом развитии данной территории, когда накапливаемые  количественные изменения, появление  новых предприятий, совершенствование  экономических  - приводят к коренному качественному изменению ее экономики возникновению единого хозяйственного комплекса.
     Первичные элементы региональных комплексов сформировались уже в докапиталистический период, т.е. в середине прошлого века. Естественной основой территориального разделения труда, явились различия в природных условиях. Но переход количественных изменений в коренные качественные - происходит тогда, когда территориальное разделение труда приобретает всеобщий характер.
     В систему производственных процессов, осуществляющихся в регионе, входят: воспроизводство регионального продукта, капитала, природных ресурсов, движение материальных и финансовых потоков между основными агентами экономики региона: предприятиями, домашними хозяйствами, государственными учреждениями.
     Экономике региона, независимо от его типа, присуща  внутренняя хозяйственная целостность. Главным признакам хозяйственной  целостности региона выступает, прежде всего, потенциальная способность  рынка развиваться за свой счет. Для этого, в свою очередь, необходимы соответствующие ресурсы. Степень развития рынков этих ресурсов характеризуется следующим образом:
     А) рынок потребительских товаров: наличие в торговой сети товаров по ценам «средней потребительской корзины»;
     Б) рынок денежно-кредитных и финансовых ресурсов: инвестиции в хозяйство региона;
     В) рынок трудовых ресурсов: средняя заработная плата по отношению к республиканской; соотношение уровня безработицы со структурными показателями безработицы по отраслям, преобладающим в регионе.
     Главные принципы выделения экономических зон – это уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования.
     В России существуют две экономические  зоны – Западная (европейская часть  России и Урал) и Восточная (Сибирь и Дальний Восток). Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных видов продукции, группы районов в экономических зонах, объединяются в укрупненные районы. В Западной зоне три укрупненных района – Север и Центр европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне два укрупненных района – Сибирь и Дальний Восток. В составе России 11  крупных экономических районов (регионов): Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Статус самоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Основные  принципы районирования 
     Экономический принцип, рассматривающий район, как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу, специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими. Экономическая эффективность специализации района должна оцениваться как с точки зрения установления наиболее целесообразного территориального разделения труда в масштабе всей страны, так и с точки зрения наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района.
     Национальный  принцип, учитывающий национальный состав населения района, его исторически  сложившиеся особенности труда  и быта.
     Административный  принцип, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.
     Эти принципы являются основополагающими  для современной теории и практики экономического районирования России. В современных условиях выделение крупных экономических районов диктуется развитием научно-технического прогресса. Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е. кооперацией производств. К районообразующим факторам современных экономических районов можно отнести наличие крупных месторождений полезных ископаемых, высокую плотность населения и накопленный им трудовой опыт и т.д. 
 

    Территориальное деление Российской Федерации
     Многочисленность  субъектов Российской Федерации, всегда порождала у исследователей желание  сгруппировать статистические данные по более крупным единицам территориального деления страны. Вплоть до недавнего времени роль таких единиц играли 11 экономических районов и выделяемая отдельно Калининградская область. Традиция объединения экономической статистики по экономическим районам унаследована еще с социалистических времен, причем районы тогда рассматривались, как сложившиеся территориально-производственные комплексы с тесными связями входящих в них регионов.
     Несоответствие  экономического районирования реальности сегодняшнего времени отмечалось многими экспертами. На практике тенденция к пересмотру границ появилась при создании ассоциаций экономического взаимодействия. Именно для данных ассоциаций, готовились комплексные программы социально-экономического развития. 
     Указом  Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» были созданы новые единицы территориального деления страны, а именно семь федеральных округов.
     Таблиц  № 1: Состав федеральных округов Российской Федерации2
Федеральные округа Субъекты Федерации
Центральный Белгородская  область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская  область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская  область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, г.Москва
Северо-Западный Республика  Карелия, Республика Коми, Архангельская  область, Вологодская область, Калининградская  область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ
Южный Республика  Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область
Приволжский Республика  Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан (Татарстан), Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область, Коми-Пермяцкий автономный округ
Уральский Курганская  область, Свердловская область, Тюменская  область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ
   
Сибирский Республика  Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-ордынский Бурятский автономный округ, Эвенкийский автономный округ
Дальневосточный Республика  Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский  край, Амурская область, Камчатская область, Магаданская область, Сахалинская  область, Еврейская автономная область, Корякский автономный округ, Чукотский автономный округ
  Продолжение таблицы № 13 

    Одновременно, с созданием новых единиц территориального деления страны институт представителей Президента в регионах, был преобразован в институт полномочных представителей Президента в округах. Округа выполняют исключительную роль промежуточного звена между центральным и региональным уровнями федеральной исполнительной власти. Целью создания административных округов, является оптимизация системы государственного управления. Приоритетными направлениями деятельности Аппарата полномочного представителя Президента РФ в округе и Главного федерального инспектора в любой области по-прежнему остаются контроль за исполнением федеральных законов и программ, координация деятельности территориальных органов федеральной исполнительной власти, обеспечение проведения реформ управления. На сегодняшний день, необходимо организовать работу таким образом, чтобы власть – федеральная, исполнительная, законодательная – дополняли друг друга.
     Подводя итоги роли и значения федеральных округов в преобразовании системы территориального управления, необходимо, прежде всего, отметить, что создание федеральных округов стало реакцией на фактическое распадение России в конце 1990-х годов на ряд «региональных баронств», стремившихся к предельно расширительному толкованию предложенного в Конституции понятия «суверенитета» субъектов. Не случайно, что именно после создания федеральных округов Конституционным судом была дана и жесткая юридическая трактовка сепаратистских поползновений отдельных субъектов:    
       «Конституция Российской Федерации  не допускает какого-либо иного  носителя суверенитета и источника  власти, помимо многонационального  народа России, и, следовательно,  не предполагает какого-либо иного  государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции РФ, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации»4,– предельно четко сформулирована эта позиция, в частности, в определении Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000г. 
     Выводы:
     - Федеральные округа выступают в территориальном строительстве России как элемент унитарности внутри федеративного государства, стягивающий систему территориального  управления и предохраняющий ее от рецидивов «регионального баронства».
      - Создание федеративных округов позволило привести в относительное единство систему территориального управления, не только нормализовав нормативно-правовую базу, но и приведя в действие политические рычаги воздействия на регионы.
     - Тем не менее, проблема оптимизации  территориального управления остается до конца неразрешённой, и это приводит к дальнейшим попыткам унификации политических систем субъектов федерации с общефедеральной политической системой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение
     Современная Россия состоит из двух огромных частей: Западного макрорегиона (Европейская Россия) и Восточного макрорегиона (Азиатская Россия). Они отличаются историческими особенностями освоения территории, особенностями природы, уровнем и проблемами экономического развития, соотношением ресурсов и их использованием, перспективами развития. Территория России была подразделена на 11 экономических районов (8 – в Западном макрорегионе и 3 – в Восточном).
         Однако сетка экономических районов, используемая до сих пор, устарела.
     Во-первых, районы не имеют собственного территориального управления (оно существует лишь на ступеньку ниже – в республиках, областях и краях).
     Во-вторых, многие районы (сибирские, Урал, Поволжье) образованы более 50 лет назад, другие существуют три десятилетия. Но экономика мобильна. В ряде районов за эти годы создана мощная добывающая промышленность, в других она ослаблена за счет истощения ресурсов. Сформировались крупнейшие базы оборонной промышленности, не соответствующие границам этих районов. В целом, по стране, изменился географический рисунок экономики. Многие районы имеют нечеткую специализацию.
     В-третьих, выделенные районы оказались крайне неравноценны как по численности жителей, так и по экологическому потенциалу. Естественно, что они отличаются по размерам территории. Поэтому Центральный район, где проживает более 1/5 населения страны и сосредоточено 1/3 промышленного, 1/2 научного потенциала России, трудно сравнить с Дальним Востоком – огромным по территории (36% площади страны), но слабо заселенным (5% жителей) или с северными районами (4% жителей).
     Другими словами, сетка районов не соответствует  огромным изменениям, происшедшим в  экономике страны. В то же время  осложнены возможности использования  существующих рамок районов и  для рыночной экономики.
     И самое главное, районирование должно способствовать формированию не только эффективной экономики, территориально-производственных комплексов, но и новых рыночных структур (ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов) в определенных территориальных границах.
     Необходимо  не одностороннее экономическое, а комплексное социально-экономическое районирование, учитывающее исторические особенности заселения, географические особенности расселения и условия жизни людей, проблемы и географию городов (от крупнейших до маленьких) и сельских поселений, миграции населения.
     Районирование должно быть эколого-экономическим, т.е. способствовать улучшению экологических  условий, учитывать местные природные  особенности, проблемы дефицита отдельных  ресурсов. Районирование должно способствовать укреплению единства всех частей государственной территории России и обеспечивать управление ими, т.е. решать политические задачи. В то же время, территориальное управление, отсутствующее в экономических районах, присутствует в элементах административно – территориального деления (областях, краях), а также в республиках. Само административно – территориальное деление устарело. Поэтому, необходимо:
      - Проведение нового комплексного  общественного районирования, способствующего  решению не только экономических  задач.
      - Новое административно–территориальное деление – создание единообразных (одного ранга и уровня) субъектов Российской Федерации.
     Современный этап организации территориального управления требует экономического районирования, учитывающего комплексный  характер воздействия всех факторов.
 

       Список литературы
    Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000г.. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» - Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – № 20.
    Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 1994г. № 1140 «О Российской Академии государственной службы» - Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 24.
    «Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ» - Инфра-М., 2001г.
    Кистанов В.В.  «Федеральные округа России: важный шаг в укреплении государства»– М.: Экономика, 2000г.
5.       Колосовский Н.Н. Теория экономического районирования. – М., Мысль, 1969
6.    Маркова Н.  «Регионы России: итоги четырех лет экономических реформ» – Экономист. – 1996г. - N 3.
7.     Матрусов Н.Д  «Региональное прогнозирование и региональное развитие России»  – М., 1995.
8.       Мирошникова В.Н. «Комментарии к Конституции РФ» – М., 2004г.
9.       Чалов В.И. «Территориально-производственный комплекс: проблемы формирования и управления»  - М., 1983г.
10.   «Территориальная структура народного хозяйства СССР в период НТР» - уч. пособие –  М., 1989г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.