На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сравнительная характеристика США и России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание
     Введение
     Глава 1. Услуги и сервисная деятельность.
    Классификация услуг и сервисной деятельности
    Понятие «услуги» и ее основные виды
     Глава 2. Сравнительная характеристика.
    Особенности развития сферы услуг США
    Особенности развития сферы услуг России
    Сравнительная характеристика сфер услуг
     Заключение
     Список  литературы 

     Введение 

     Сфера услуг — часть экономики, которая включает в себя все виды коммерческих услуг. Именно сфера услуг составляет, в экономически развитых странах, основную часть экономики по числу занятых (больше 50 %). Остальными частями экономики принято считать промышленность и сельское хозяйство.
     Сфера услуг является сводной обобщающей категорий, включающей воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами. Ее часто относят к постиндустриальному экономическому укладу.
     Как особый вид экономической деятельности сфера услуг появилась на самых ранних этапах развития человечества. Ее развитие определялось прогрессом материального производства – возможностью для общества содержать людей, которые непосредственно не производят материальных благ. Ранее всего возникает специализация административной деятельности (вожди в первобытном обществе, управленческий аппарат обществ с государственной организацией), производства социальных услуг служителями культа (шаманы и священники) и производства услуг по защите прав собственности (профессиональная армия, судьи). По мере развития общества выделялись все новые и новые сферы услуг. Уже в античном обществе существовал широчайший спектр сервисных видов деятельности, почти полностью совпадающий с современным – транспорт, торговля, наука, здравоохранение, образование, финансы, искусство, шоу-бизнес и т.д. Лишь в 19–20 вв. к ним добавились немногие относительно новые виды – связь, некоторые виды маркетинга, аудит.
     Вплоть  до середины 20 в. сфера услуг считалась относительно второстепенной экономической деятельностью. Хотя она охватывала весьма значительную долю работников , но это были в основном работники с более низким уровнем квалификации (особенно, в сфере торговли – самой большой отрасли сервиса). Именно из-за невысокой роли сферы услуг в экономике с 18 в. до середины 20 в. (а в нашей стране – до конца советской эпохи) считалось, что работа в этой сфере вообще не увеличивает общественное богатство.
     Перелом произошел в эпоху НТР. Не случайно многие обществоведы называют зарождающееся постиндустриальное общество сервисным. Если ранее степень развития сферы услуг зависела от успехов материального производства, то теперь, наоборот, материальное производство зависит от развития сервиса. Изобретение новых, наукоемких товаров невозможно без участия научных работников и подготовки системой образования высококвалифицированных специалистов. Именно отрасли сферы услуг (наука, образование, Интернет-торговля и т.д.) стали главными направлениями научно-технического прогресса.
     Резкий  рост сферы услуг наблюдается  во второй половине 20 в. не только в  развитых, но и в развивающихся  странах. Однако структура сервисной  занятости в странах догоняющего  развития принципиально отличается от ситуации в развитых странах. В странах же «третьего мира» (Азия, Африка, Латинская Америка) наблюдается расширение главным образом традиционных, не наукоемких видов сервисной деятельности (лоточная торговля, работа прачечных и парикмахерских, транспортные перевозки и т.д.) Их развитие связано не с зарождением постиндустриального общества, а с отсутствием в промышленном производстве спроса на малоквалифицированный труд. Значительная часть этой традиционной сферы услуг попадает в неформальный сектор экономики – производство товаров и услуг мелкими производителями без официальной регистрации.
     Спектр  услуг постоянно расширяется  и занимает все большее место  в ВНП государств.
     В зависимости от того, в чем именно проявляются услуги, сферу услуг чаще всего условно подразделяют на два подсектора:
     - производство материальных услуг (транспорт, торговля, жилищно-бытовое обслуживание и прочее.);
     - производство нематериальных услуг (управление, деятельность армии и органов безопасности, образование, здравоохранение, наука, искусство, шоу-бизнес, социальное обслуживание, маркетинг, аудит, кредитование, страхование и т.п.).
     В литературе можно также встретить  деление сферы услуг на три сектора:
     - третичный – инфраструктурный (транспорт, связь, передача электричества и тепла);
     - четвертичный – распределительно-обменный (торговля, страхование, финансы);
     - пятеричный – социально-управленческий (управление, наука, образование, здравоохранение, искусство).
     Актуальность исследования данной темы заключается в ярко выраженном динамизме и в приобретении все большей экономической роли сфер услуг в развитии хозяйства страны.
     Цель  исследования: рассмотреть особенности развития сфер услуг развитой и развивающейся стран, США и Россия, соответственно, и сделать выводы о развитии данных сфер в настоящее время.
     Для начала дадим понятие «услуги» и рассмотрим ее основные виды.
 

     
     Глава 1. Услуги и сервисная  деятельность.
     1. Классификация услуг  и сервисной деятельности
     Важной  теоретической и практической проблемой анализа сервисной деятельности является вопрос о структурировании сферы услуг, а также о классификации услуг и сервисной деятельности. Ниже затронем некоторые аспекты их классификационного деления.
     Разработка  критериев классификации нацеливается на определение и отбор важнейших типологических признаков услуг и сервисной деятельности, которые могут помочь в деле их разбиения на составные единицы (направления, разновидности, группы). Важно, чтобы эти качества были не случайными или малозначимыми, но отображали бы существенные свойства сервиса, позволяя формировать на основе множества реальных услуг важнейшие типологические единицы. Например, такой критерий, как «степень массовости», позволяет подразделять все услуги на два типа: массовые и немассовые. В свою очередь среди немассовых услуг на основе разных критериев можно выделить ряд дополнительных группообразующих единиц (услуги элитарные, эксклюзивные и др.)
     Выработка классификационных критериев приобретает  немаловажное значение, ибо в разных странах ныне действует множество подчас трудно сопоставимых подходов к созданию классификационных схем, что крайне затрудняет анализ сервисной деятельности даже в одной стране. Особенно многочисленными могут быть критерии классификации в научном анализе. Ведь исследователи нередко вырабатывают критерии классификации под решение сугубо теоретических проблем, не всегда учитывая практические требования, облегчающие группировку сервисной деятельности. Практика внутриотраслевых связей сферы услуг, а также государственные и межгосударственные отношения требуют использования общепринятых классификационных подходов и схем, которыми можно было бы сравнительно легко оперировать в процессе хозяйственных связей. Особенно важно договориться о разделении услуг по содержательным и функциональным критериям, т.е. по наиболее значимым признакам сервисной деятельности, связанным с характером труда, с областью применения услуг, с их назначением и т.п. Это непростая задача, так как в современном мире постоянно множатся новые виды сервиса; услуги приобретают все более сложный по своей природе и функциональному назначению характер.
     В факте использования в разных странах мира неодинаковых национальных моделей классификации следует  видеть два аспекта. С одной стороны, эти модели позволяют отобразить различные, порой скрытые, неочевидные характеристики сервисной деятельности, демонстрируя тем самым широкий спектр адаптационных возможностей современного сервиса по отношению к меняющемуся миру. С другой стороны, несопоставимые модели затрудняют сравнительный анализ сферы услуг в международном масштабе. Задача выработки единых критериев и схем классификации услуг пока остается нерешенной проблемой в мире. Чаще всего работа по классификации осуществляется в тех или иных странах на основе сложившихся традиций сбора государственной статистики или решения задач, встающих в конкретной ситуации перед обществом. В качестве примера приведем модель классификации услуг, принятую на Североамериканском континенте, в которой, безусловно, отражена историческая практика развития сервисной деятельности в США и Канаде. Эта модель исходит из содержательно-функциональных критериев и включает в себя следующие крупные области сервисной деятельности, которые можно считать важнейшими ее направлениями:
     ¦ транспорт (железнодорожный, авиационный, грузовой, автотранспорт, пр.);
     ¦ коммуникации (телефон, телеграф, радио  и т.п.);
     ¦ общественно полезные услуги (электро-, водо- и газоснабжение, пр.);
     ¦ массовая деятельность (оптовая и  розничная торговля);
     ¦ финансирование, страхование, в том числе работа с недвижимостью;
     ¦ непосредственно сервис (отели, услуги, имеющие личностный характер, консультации по организации массового предпринимательства, ремонт автомобилей, ремонт различных  предметов, прокат кинофильмов, развлечения и отдых и др.);
     В мировой практике изыскиваются способы  преодоления сложностей, связанных  с разночтением и несопоставимостью  классификационных схем анализа, принятых в разных регионах и странах мира. Так, имеет место обращение к  анализу услуг, которые в развитых странах учитываются статистическими органами, что позволяет использовать сопоставимые статданные относительно этих услуг для сравнительного изучения. Вот эти услуги:
     ¦ деловые услуги;
     ¦ услуги связи;
     ¦ строительные и инжиниринговые услуги;
     ¦ дистрибьютерские услуги;
     ¦ общеобразовательные услуги;
     ¦ финансовые услуги, включая страхование;
     ¦ услуги по охране здоровья и социальные услуги;
     ¦ транспортные услуги;
     ¦ прочие услуги. 

     Таблица 1 - Типы услуг в разных сферах применения
     Типы  услуг      Сфера применения
     Производственные  услуги      Инжиниринг, лизинг, обслуживание (ремонт) оборудования и др.
     Распределительные услуги      Торговля, транспорт, связь
     Профессиональные  услуги      Банки, страховые компании, финансовые, консультационные и другие фирмы
     Потребительские (массовые услуги)      Услуги, связанные с домашним хозяйством и времяпрепровождением
     Общественные  услуги      Телевидение, радио, образование, культура
     Укажем  на использование в межгосударственной практике ряда развитых стран классификации, основанной на двух связанных между собой критериях: тип услуг и сфера их применения. В данном случае типологически сходные услуги группируются определенным образом (табл. 1).
     В целом ряде стран классификация  услуг произведена на основе отраслевого  подхода и связана с исторически сложившейся практикой хозяйствования и вопросами государственного регулирования сферы услуг. В этом случае, так же как и в североамериканской модели, на основе ряда критериев существует перечень однопорядковых или близких по содержанию видов сервисной деятельности. Каждая услуга оказывается представленной в одной типологической группировке. Данный перечень, как правило, завершается группировкой «другие услуги», в которую зачисляют услуги, не вошедшие ни в одну из предыдущих единиц. При этом перечень услуг остается незавершенным, открытым для дальнейшего пополнения.
     Подобная  схема классификации услуг действует  и в российской практике хозяйствования, где на ее основе разработан общероссийский классификатор услуг населению, а также представлены показатели государственной статистики. В этом случае к сфере услуг относят следующие области сервисной деятельности, представляющие собой ее важнейшие типологические направления:
     ¦ торговлю (оптовую и розничную);
     ¦ услуги по обеспечению питания и  проживания (гостиницы, структуры общественного питания);
     ¦ транспорт;
     ¦ связь и информационное обслуживание;
     ¦ услуги по снабжению, заготовкам и хранению материально-технических ресурсов;
     ¦ кредит, финансы и страхование, сделки с недвижимостью;
     ¦ образование, культуру и искусство;
     ¦ науку и научное обслуживание;
     ¦ здравоохранение, включая физическую культуру и спорт;
     ¦ услуги по обслуживанию домашнего хозяйства (ремонт жилья, производственно-бытовые  и коммунальные услуги);
     ¦ услуги личного характера (непроизводственные, бытовые и др.);
     ¦ услуги государственного управления;
     ¦ другие услуги.
     Сравнение российской и североамериканской моделей  классификации услуг показывает, что отечественная модель более  детализирована относительно одних  типов услуг и более слабо  отображает другие типы услуг. В частности, в ней не представлены услуги рыночно-коммерческого типа, которые в этом случае приходится включать в группу «другие услуги».
     Это ее своеобразие получило отражение  в статистическом сборнике «Сфера услуг  в России» (М., 2000). В нем имеются данные относительно всех указанных в общероссийском классификаторе направлений сервисной деятельности в российской экономике за 1998-1999 гг. Наряду с этим в дополнительном разделе «Показатели развития отдельных видов рыночных услуг» представлены подробные статданные о новых услугах, которые еще не выделены в отдельные направления, но по большей части фигурируют в общем виде в группировке «другие услуги». В этом случае в сборнике фигурирует информация о:
     ¦ посреднических услугах в сделках  с недвижимостью;
     ¦ услугах по оценке стоимости имущества;
     ¦ информационно-компьютерных услугах;
     ¦ услугах в области рекламы;
     ¦ деятельности игорных заведений.
     В разных странах действуют аналогичные, но выработанные на собственной практике сервиса группировки услуг, которые по-разному конкретизируются и дополняются. Например, в одних странах в перечень таких группировок включено строительство, газификационные сети, энергетические системы и др., в то время как в других странах эти элементы инфраструктуры отнесены в статистической отчетности к несервисным отраслям.
     Наряду  с общезначимыми группировками, которые действуют в практике государственного учета и статистики, вырабатываются и другие классификационные  направления и группы услуг, удобные  для экономического анализа. В отечественной науке и сервисной деятельности нередко выделяются укрупненные единицы членения услуг и сервисной деятельности по следующим направлениям, связанным с их функциональной сущностью:
     ¦ услуги производственного характера - оказываются экономическим структурам в связи с их производственными нуждами (в том числе охранные, ремонтные, банковские, деловые и др.);
     ¦ торговые услуги (оптовые и розничные);
     ¦ услуги жизнеобеспечения - связаны  с обслуживанием граждан в  рамках семейно-домашних связей, т.е. с  обустройством жилища, ведением домашнего хозяйства, реализацией семейных потребностей, домашним отдыхом;
     ¦ социальные услуги - нацелены на удовлетворение потребностей людей в тех товарах, качествах и функциях, которые  необходимы им как субъектам общественных отношений: транспортные, финансовые, почтовые, рекреационные (поддержание здоровья, организация отдыха в общественно-массовых формах), образовательные, информационные и др.;
     ¦ культурные услуги - связаны с оказанием  услуг познавательно-научного, художественно-эстетического, развлекательного плана.
     Представленный  вариант типологических направлений  сервисной деятельности выступает  одним из наиболее распространенных в отечественной практике анализа  сферы услуг. Особенно часто говорят  о социальных и культурных услугах. В этой связи две последние единицы членения нередко объединяются, образовывая крупный сегмент социокультурных услуг. Социокультурный сервис нацелен на удовлетворение потребностей, связанных с социальными, культурными и духовными запросами людей. В свою очередь каждая в представленном варианте классификации услуг (типологическое направление) может быть разбита на более дробные разновидности и группы. Так, услуги, ориентированные на домашнее хозяйство, подразделяются на коммунальные, связанные с поддержанием чистоты в доме, с ремонтом бытовой техники, с техническим обслуживанием и др. В свою очередь услуги по техническому обслуживанию домашнего жилища могут быть разбиты на услуги электриков, слесарей-сантехников, газовиков и др.
     Рассмотренный вариант классификации выступает достаточно простым в своей очевидности и пригодным для использования в практике сервисной деятельности. Вместе с тем он имеет недостатки. В данном случае укажем на то, что остается неясным, к какому направлению могут быть отнесены некоторые услуги, если они оказываются разным типологическим группам потребителей или реализуются в несходных функциональных обстоятельствах. Например, деловые и банковские услуги могут быть применимы не только к производственным коллективам, но и к частным лицам; рекреационные услуги могут приобретать массовый характер или сугубо семейно-домашний масштаб и т.п.
     В российской практике классификации  услуг весьма широко распространено их деление на материальные и нематериальные. К материальным относят услуги, требующие материальных ресурсов (сырье, запчасти, полуфабрикаты, продукты повседневного спроса и др.), которые позже люди используют, потребляют, изнашивают. Нематериальные услуги задействуют неосязаемые, духовные компоненты человеческой активности - знания, математический аппарат и статистику, художественные образы, духовные ценности. Однако данное деление остается весьма условным, так как тот и другой тип услуг невозможно реализовать без использования как материальных, так и духовных элементов обслуживания.
 

      2. Понятие «услуги» и ее основные виды 

     Понятие «услуги» включает несколько десятков видов деятельности, продукция которых  может быть определена как услуга. В число услуг входят (по классификатору ООН) 160 видов услуг, разделенных  на 12 основных разделов:
     1. Деловые услуги — 46 отраслевых  видов услуг.
     2. Услуги связи — 25 видов.
     3. Строительные и инжиниринговые  услуги — 5 видов.
     4. Дистрибьюторские услуги — 5 видов.
     5. Общеобразовательные услуги —  5 видов.
     6. Услуги по защите окружающей  среды — 4 вида.
     7. Финансовые услуги, включая страхование,  — 17 видов.
     8. Услуги по охране здоровья  и социальные услуги — 4 вида.
     9. Туризм и путешествия — 4 вида.
     10. Услуги в области организации  досуга, культуры и спорта —  5 видов.
     11. Транспортные услуги — 33 вида.
     12. Прочие услуги.
     Услуга - целесообразная деятельность, результат которой выражается в полезном эффекте, способном удовлетворить ту или иную потребность человека, которая изначально может быть объектом спроса и предложения на рынке.
     Отличия услуг от товаров в материальной форме в том, что, во-первых, они невидимы; во-вторых, не поддаются хранению; в-третьих, производство и потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту.
     Этим  обусловливаются особенности международной  торговли услугами по сравнению с международной торговлей товарами.
     Существует  два вида услуг:
     - услуги, которые опосредуются вещно.  Они связаны с потребительскими  товарами (материальные);
     - услуги, не связанные с материальными  продуктами. Их действие направлено  на человека или на условия, в которых он находится, их производство неотделимо от потребления (нематериальные).
     Специфической отраслью услуг является международный  туризм.
     Выделяют  следующие особенности  услуг как предмета торговли:
     - отсутствие овеществленной формы  (некоторые из услуг приобретают материальную форму в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации и т. д.);
     - наличие всех признаков товара (обладают общественной Потребительной  стоимостью);
     - услуги полезны не как вещь, а как деятельность определенного направления;
     - неоднородны или изменчивы по  качеству;
     - производятся и потребляются  одновременно;
     - при экспорте-импорте не проходят  таможенную границу И не подлежат  таможенному оформлению;
     - не все виды пригодны для  вовлечения во внешнеторговые оборот (коммунальные услуги и т.п.);
     - имеют тесную связь с рынком  рабочей силы;
     - ассортимент услуг, предлагаемых  на мировых рынках, меньше их  ассортимента на внутреннем рынке  и меньше номенклатуры товаров,  вовлеченных в международный  товарооборот;
     - имеют специфическую нормативно-правовую  базу своего регулирования как  на национальном, так и на международном  уровне.
     Одной из важнейших закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь  экономического роста и повышения  роли услуг в национальной экономики. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг. По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. В настоящее время роль услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка товарами как повседневного, так и индивидуального спроса, с быстрым ростом научно-технического прогресса, который ведет к нововведениям в жизни общества. Все это невозможно без существования информационных, финансовых, транспортных, страховых и других видов услуг. Также услуги являются неотъемлемым составляющим торговли товарами (особенно технически сложными), т.к. сбыт товара требует все более развитой сети, которая состоит в основном из услуг, оказываемых во время реализации и услуг послепродажного обслуживания.
     В условиях развития рыночных отношений, а также экономических и политических катаклизмов, происходящих в нашей  стране, наблюдаются и существенные изменения в сфере услуг. При  сложившихся кризисных обстоятельствах  в России значительно возрастает объем услуг, специфически присущих рыночной экономике (банковских, финансовых, страховых, риэлтерских, юридических). Увеличился спектр услуг, связанных с управлением и содержанием органов государственной власти, а также правоохранительных органов.
     По  мере интеграции экономики страны в  мировое экономическое пространство происходит развитие импорта и экспорта услуг, появление принципиально  новых технологических основ  функционирования целого ряда услуг, в  том числе информационных.
     Происходит  все большее расширение основ воспроизводства рыночных и нерыночных услуг. При этом рыночные услуги отвоевывают все более значительную для себя долю в общем объеме услуг.
     Сфера услуг имеет ряд специфических  особенностей по сравнению с материальным производством. Во-первых, в отличие от товаров, услуги производятся и потребляются в основном одновременно, не подлежат хранению. Это порождает проблему регулирования спроса и предложения услуг. Во-вторых, услуги часто противопоставляются продукции, хотя и в промышленности увеличивается роль обслуживания, которое может включать ремонт оборудования, послепродажное обслуживание и другие услуги, связанные с продажей товаров. Можно сказать, что во многих случаях в услуге присутствует элемент продукции, точно так же, как при продаже продукции присутствует элемент услуги. Тесное переплетение продажи товаров и предоставления услуг затрудняет выделение и учет услуг. В-третьих, сфера услуг обычно больше защищается государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того во многих странах транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука, образование, здравоохранение, коммунальные услуги традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются и регламентируются государством. Импорт услуг по мнению правительств многих стран, может представлять угрозу национальной безопасности и суверенитету, поэтому он регламентируется более жестко по сравнению с торговлей товарами.
     Возрастание роли и влияния сферы услуг на экономику вызвало необходимость проведения исследований с целью классификации услуг и выявления уровней регулирования сферы услуг.
     В настоящее время сфера услуг  является одной из самых перспективных, быстро развивающихся отраслей экономики. Она охватывает широкое поле деятельности: от торговли и транспорта до финансирования, страхования и посредничества самого разного рода. Гостиницы и рестораны, прачечные и парикмахерские, учебные и спортивные заведения, туристические фирмы, радио- и телестанции, консультационные фирмы, медицинские учреждения, музеи, театры и кинотеатры относятся к сфере услуг. Практически все организации оказывают в той или иной степени услуги.
     Рынок услуг совершенно не похож на другие рынки главным образом по двум причинам:
     - услуга не существует до ее предоставления. Это делает невозможным сравнение и оценку услуг до их получения. Сравнивать можно только ожидаемые выгоды и полученные.
     - услугам присуща высокая степень  неопределенности, что ставит клиента  в невыгодное положение, а продавцам затрудняет продвижение услуг на рынок.
     Услуги  являются второй составной частью счета  текущих операций после товаров.
     Основные  виды международных услуг включают: транспортные услуги, поездки (туристические  услуги), услуги связи, строительные услуги, финансовые услуги, компьютерные и информационные услуги, лизинговые вознаграждения, прочие деловые услуги, услуги физическим лицам и услуги в сфере культуры, отдыха, образования, медицины, государственные услуги и прочие виды услуг не вошедшие в перечисленные.
     Транспортные  услуги охватывают грузовые перевозки товаров, осуществляемые всеми видами транспорта, а также международные перевозки пассажиров. К этим услугам относятся все виды транспортного обслуживания (морским, воздушным и прочими видами транспорта, в том числе транспортировка по суше, внутренним водам, в космическом пространстве и по трубопроводам), осуществляемого резидентами одной страны для резидентов другой страны. Такие услуги включают пассажирские перевозки, грузовые перевозки, аренду транспортных средств вместе с командой, а также связанные с этим общие и вспомогательные услуги.
     Поездки (туризм) как компонент платежного баланса отличаются от других составляющих международной торговли услугами тем, что этот вид деятельности ориентирован на спрос. Туристические услуги включают в себя товары и услуги (в том числе, связанные с образованием и здравоохранением), приобретаемые приезжими нерезидентами (включая туристов) для деловых и личных целей на протяжении срока их пребывания на протяжении срока их пребывания (менее одного года) на территории данной страны. К этой категории относятся: услуги туристических компаний, туристических агентов, экскурсионных бюро; услуги гостиниц и прочих средств размещения туристов; услуги по обеспечению питания туристов; услуги в области медицины и прочие.
     Услуги  связи охватывают две основные категории международных операций в области связи, которые совершаются между резидентами данной страны и экономическими единицами других стран:
     - услуги в области коммуникаций, включающие передачу звуковой информации, изображений и других информационных потоков с помощью телефона, телекса, телеграфа, радиовещания, электронной почты, спутниковой и факсимильной связи и т.д., а также обслуживание коммерческих информационных каналов, проведение конференций с помощью телесвязи и оказание сопутствующих услуг;
     - почтовое обслуживание и служба курьерской связи, куда включается сбор, транспортировка и доставка писем, газет, периодических изданий, посылок и бандеролей, осуществляемые национальной почтовой службой и другими предприятиями почтовой связи; а также услуги почтовых отделений.
     Строительные  услуги включают сооружение строительных объектов и монтаж оборудования, выполняемые работниками предприятия на временной основе за пределами экономической территории, на которой оно находится.
     Страховые услуги включают различные виды страхования, осуществляемого страховыми компаниями данной страны для зарубежных партнеров (и наоборот). К таким услугам относится страхование внешнеторговых грузов (то есть страхование экспортных и импортных товаров во время их транспортировки), страхование жизни, включая пенсии, от несчастных случаев и аварий, медицинское страхование, страхование гражданской ответственности и т.д., а также перестрахование и комиссионные платежи страховым агентам.
     Финансовые услуги включают посреднические и вспомогательные услуги 9за исключением страховых компаний и пенсионных фондов), оказываемых резидентами одной страны резидентам другой страны. К этой категории относятся: комиссионные сборы, связанные с оформлением аккредитивов, кредитных линий, финансового лизинга, операциями с иностранной валютой, предоставлением потребительских и коммерческих кредитов, брокерские операции, размещением ценных бумаг и прочее. Вспомогательные услуги включают контроль за деятельностью финансовых рынков и его регулирование, обеспечение безопасного хранения ценностей, проведение доверительных операций и т. д.
     Компьютерные и информационные услуги охватывают операции, связанные с обработкой данных и информационных сообщений. Это: базы данных - создание, хранение, обработка данных, консалтинг в области вычислительной техники и оборудования, разработка и внедрение программного обеспечения, эксплуатация и ремонт вычислительной техники, услуги информационных агентств, прямая (индивидуальная) подписка на газеты и периодические издания.
     Роялти и лицензионные платежи включают обмен потоками платежей между резидентами и нерезидентами за пользование на законных основаниях не произведенными нефинансовыми активами нематериального характера и правами собственности (такими как патенты, авторские права, торговые знаки, технологические процессы и т.д.) и использование (на основе лицензионных соглашений) произведенных оригиналов и прототипов или опытных образцов.
     Прочие деловые услуги охватывают различные виды международных услуг, не рассмотренные в выше изложенных категориях. Сюда относятся: перепродажа товаров за границей (оптовая, розничная); техническое обслуживание и ремонт товаров (например, автомобилей и т.п.), предметов личного пользования и бытовых товаров; операционный лизинг (аренда) машин, оборудования, транспортных средств, предметов личного пользования, и бытовых товаров и т. д.; юридические, бухгалтерские услуги, консультационные услуги в области управления и услуги по связям с общественностью; реклама, изучение рынка, опросы общественного мнения; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; услуги в области архитектуры, инженерных работ и прочие услуги технического характера; услуги в области сельского хозяйства, добывающей промышленности и переработки на местах; прочие деловые профессиональные и технические услуги.
     Услуги  частным лицам  и услуги в сфере  культуры и отдыха включают:
     а) аудиторские программы и связанные с ними услуги: услуги, связанные с созданием художественных фильмов, радио- и телевизионных программ и записью музыкальных произведений (здесь учитываются платежи или поступления от проката, оплата труда актеров, режиссеров, постановщиков, являющихся резидентами данной экономики, за создание театральных постановок и музыкальных, спортивных или цирковых программ за рубежом, а также платежи за право демонстрации этих постановок и программ на телевидении, радио и т.д.);
     б) прочие услуги в сфере культуры и отдыха: услуги, связанные с работой музеев, библиотек, архивов, по организации спортивных мероприятий, а также услуги, оказываемые преподавателями и медицинскими работниками за рубежом, включая оплату услуг, представляемых заочно.
     Государственные услуги, не отнесенные к другим категориям, включают все остальные внешнеэкономические операции по оказанию услуг системой государственного управления (в том числе международными организациями), которые не вошли ни в одну и предыдущих классификационных групп. Это внешнеторговые операции посольств, консульств, военных представительств и оборонных организаций, осуществляемые с резидентами страны, в которой они находятся, а также с другими странами мира. Сюда включают услуги по всем аспектам управления на государственном уровне; административные услуги учреждений, обеспечивающих услуги в области образования, здравоохранения, культуры и другие социальные услуги, кроме услуг в области социального страхования; административные услуги по повышению эффективности коммерческой деятельности; административные услуги, связанные с иностранными делами; дипломатические и консульские услуги за границей; услуги, связанные с внешнеэкономической помощью, иностранной военной помощью и прочие.
     Ускоренная  динамика производства услуг в большинстве  стран мира определялась, прежде всего, увеличением объемов их промежуточного и конечного потребления. В результате в мировой экономике наблюдался постоянный рост доли сферы услуг в совокупном ВВП, которая в настоящее время составляет более 70% от его общего объема и значительно превышает долю сферы производства товаров. Такое соотношение является характерным как для экономически развитых, так и развивающихся стран, где значения данного показателя составляют соответственно 73 и 65%.
 

      Глава 2. Сравнительная  характеристика.
    Особенности развития сферы услуг США
 
     Перед раскрытием данного вопроса, рассмотрим общую характеристику развитых стран  и их основные признаки.
     Общая характеристика промышленно  развитых стран.
     Промышленно развитые капиталистические страны занимают господствующее положение в мировом хозяйстве. К ним относятся 24 государства, входящих в ОЭСР. Все они, за исключением Японии, являются европейскими или производными от Западной Европы. Их отличает единый в социально-экономическом плане воспроизводственный процесс в рамках национальных хозяйств, интенсивный тип развития экономики, высокий уровень развития производительных сил. В странах этой подсистемы проживает 15,6% населения мира, но она сосредоточивает подавляющую часть экономического и научно-технического потенциала мира. Хозяйственное развитие стран Запада, их внутриэкономическая и внешнеэкономическая политика предопределяют основные направления научно-технических сдвигов и структурной перестройки в мировом хозяйстве, состояние мирового рынка.
     Основные  признаки промышленно  развитых стран.
     Промышленно развитые страны имеют много общего в своем историческом развитии.
     1. В общественно-экономическом плане развитие их хозяйства базируется на капиталистическом способе производства, т.е. на определенном единстве и взаимодействий производительных сил и производственных отношений, определяемых собственностью на средства производства. В данном случае в основе выделения подсистемы лежит концепция общественного строя, который, в конечном счете, определяется отношениями собственности и связанными с ними формами распределения произведенного продукта, его обмена и потребления.
     2. Промышленно развитые страны выделяются среди всех подсистем мирового хозяйства очень высоким уровнем их экономического развития. По производству ВВП на душу населения они почти в пять раз превышают среднемировой уровень. За последние десятилетия разрыв в этих показателях увеличился (1962 г. — 3,6 раза). Данные различия в уровнях экономического развития не являются выражением только особых условий второй половины XX в. Это результат длительного социально-экономического и исторического развития.
     3. Буржуазные революций преобразовали все сферы жизни западных стран. Беспрецедентные изменения произошли в социальной структуре общества. Классовые отношения стали профилировать структуру общества, хотя непрерывно меняющееся экономическое и социальное положение многих групп и прослоек населения смазывает четкую картину классового деления.
     4. В ходе общественно-исторического развития в XVI— XVIII вв. в западных странах сложилось гражданское общество как совокупность форм социальной организации, распространяющихся на все общество и его крупные составные части. Оно представляет собой совокупность самодеятельных организаций, связывающих все общество по горизонтали. Эти организации не сводятся к государству, а нередко и противостоят ему.
     Развитые  капиталистические страны как подсистема мирового хозяйства являются самоорганизующимися, открытыми образованьями, находящимися в состоянии развития и взаимодействия с внешней средой.
     Одной из развитых стран является США. Рассмотрим ее особенности развития в сфере  услуг.
     Экономика США — крупнейшая и одна из наиболее диверсифицированных национальных экономик мира, она также является локомотивом мировой экономики.
     Структура экономики США отличается ярко выраженной постиндустриальностью. Большая часть американского ВВП создается в отраслях сферы услуг, куда относятся, прежде всего, образование, здравоохранение, наука, финансы, торговля, различные профессиональные и личные услуги, транспорт и связь, услуга государственных учреждений. 
Среди развитых стран мира
США практически не имеет конкурентов по своему индустриальному развитию. По доле сферы услуг в структуре производства ВВП США обогнали Нидерланды и Израиль, которые ввиду имеющихся определённых конкурентных преимуществ специализируются на услугах, уступая только Гонконгу (доля сферы услуг — 86 %). Однако Гонконг не является независимым государством, оставаясь всего лишь особым экономическим районом Китая, где доля сферы услуг составляет менее 40 %. Таким образом, США в настоящее время являются наиболее постиндустриальным государством. Отличительной чертой их экономики является ориентация на НТП и передовую технику. Она лидирует в области внедрения результатов НТП в производство, в экспорте лицензий на свои открытия, изобретения и новейшие разработки. Все это зачастую приводит к зависимости других стран от США в области науки и техники.
     В США развит весь спектр отраслей промышленности, начиная с традиционных (горнодобывающая, металлургическая, нефтехимическая), заканчивая самыми современными (аэрокосмическая, микроэлектроника, производство новых материалов и т. д.). Большее значение имеет производство средств телекоммуникаций, транспортных средств, современного промышленного оборудования, потребительских товаров длительного пользования. Самые высокие доходы приносят электронная и электротехническая промышленность.
     Сфера услуг — основная отрасль американской экономики развита практически во всех направлениях. Это традиционные туризм, банковское дело и торговля, образование и медицина. В последнее время приоритет получило развитие консалтинговых, маркетинговых и управленческих услуг, а также новые быстрорастущие информационные технологии. Сфера услуг обеспечивает 80% всего прироста занятости в стране. Одновременно с ростом числа занятых в сфере нематериального производства происходит высвобождение высокооплачиваемых рабочих мест в промышленности по причине повышения производительности труда, автоматизации и механизации рабочих мест
     Большая, чем у США, доля сферы услуг  в структуре производства ВВП  наблюдается только у Нидерландов (78%), Израиле (81%), Гонконге (83%), которые  ввиду имеющихся определенных конкурентных преимуществ специализируются в системе международного разделения труда на услугах. Однако вышеназванные страны не могут составить заметную конкуренцию США на мировом рынке услуг из-за своих небольших размеров.
     Большое значение для экономики имеют транспортные услуги. В США развиты все виды транспорта страна обладает прекрасной транспортной инфраструктурой. В сфере перевозок грузов доминирует железнодорожный транспорт, а в пассажирских перевозках наибольшее значение имеют автомобильный и воздушный транспорт. 

     
    Особенности развития сферы услуг  России
 
     Перед изучением данного вопроса рассмотрим общую характеристику и важнейшие черты экономики развивающихся стран.
     Общая характеристика развивающихся  стран.
     К моменту освобождения экономика  бывших колоний и полуколоний характеризовалась некоторыми общими чертами, наиболее важным из которых являлись:
    многоукладность экономики с преобладанием докапиталистических форма хозяйства;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.