На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Порядок заключения международных договоров

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 03.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение.
Развитие внешнеполитической деятельности государств на современном  этапе способствует становлению  сложной системы международных  отношений. С одной стороны, происходит интенсивный рост системообразующих элементов: образование, окончательное оформление новых государств на постсоветском пространстве, функционирование огромного количества международных организаций межправительственного (межгосударственного) и неправительственного характера. С другой стороны, количественно и качественно изменились связи между элементами системы международных отношений. Количественное изменение системообразующих связей в международной сфере проявляется двояко. Старые, отживающие, тормозящие развитие системы международных отношений формы связи (например, юридическая форма связи - колония-метрополия, протекторат, режим капитуляций, кабальные, неравноправные договоры) постепенно вытесняются. При этом они или совсем отмирают, или, претерпевая изменения, по новому объединяют элементы системы.
Вместе с тем  на современном этапе научно-технического прогресса появились новые формы  международных отношений. Сравнительно недавно по целому ряду вопросов и  проблем субъекты международного права  практически не вступали в сношения друг с другом. Например, вопросы, касающиеся ядерной физики, квантовой механики, онкологии, кибернетики и даже охраны окружающей среды для многих государств были, в правовом смысле, преимущественно "внутренними", национальными, не имеющими отношения к другим государствам и народам. Сегодня эти вопросы  обсуждаются во многих существовавших до этого или специально образованных международных организациях и являются предметом международно-правового  регулирования. Практика показывает, что  наиболее эффективной формой упорядочивания общественных отношений является правовая форма их регулирования. Международные  отношения регулируются международным  правом, которое в настоящее время  является правом договорным. Международный  договор выступает не просто в  качестве основного источника международного права, но одновременно является наиболее действенной, удобной формой упорядочивания международных отношений. Международный  договор более, чем любая правовая форма, способствует стабильности, прочности, становлению и развитию юридических  связей международно-правовой системы.
Длительное время  единственным источником права международных  договоров являлись обычаи. С появлением ООН и созданием в её рамках Комиссии международного права кодификация  права международных договоров  стала одной из главных задач, поставленных перед Комиссией. Комиссия разработала проект статей о праве  международных договоров, и на созванной  под эгидой ООН конференции, состоявшейся в 1968-1969 гг., была принята Венская  конвенция о праве международных  договоров. Она подчёркивает важную роль международных договоров как  средства мирного сотрудничества между  государствами независимо от различий их социально-экономических систем, рассматривает самые различные  вопросы договорного права, такие, как порядок заключения международных  договоров, значение международных  договоров для третьих государств, основания недействительности договоров, право на оговорку, закрепляет такие  новые моменты, как участие в  договоре непризнающих договор государств, право государства на участие в универсальных договорах, порядок разрешения споров, возникающих в связи с применением договоров, функции депозитария и другие важные вопросы международных договоров.
Венская конвенция  ООН о праве международных  договоров 1986 г. в отличие от Венской  конвенции 1969 г., применяемой только между государствами, действует  в договорах между государствами  и международными организациями, а  также между организациями. Она  применяется также к договорам, являющимся учредительными актами международных  организаций, и к любому договору, принятому в рамках международных  организаций. Конвенция регламентирует вопросы, касающиеся этих договоров, о  заключении и вступлении их в силу, о порядке принятия оговорок, применении и толковании указанных договоров.
В РФ в соответствии с п.4. ст.15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров  России являются составной частью её правовой системы. Если международным  договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В Конституции 1993 г. закреплён порядок заключения и осуществления РФ международных  договоров. Конституционные основы договорной деятельности РФ детально регламентированы в ФЗ "О международных  договорах РФ". Этот закон применяется  в отношении международных договоров  независимо от их вида и наименования.
Все это говорит  об огромной важности исследования международной  договорной практики, а также договорной практики РФ. Научная разработка проблем  теории международного договора, внутригосударственного правового регулирования заключения международного договора приобретает  особенно большое значение, не только познавательное, но и практическое.
В настоящей  дипломной работе автор рассматривает  отдельные аспекты соотношения  законодательства РФ и международных  договоров, конвенций, сосредотачивая, в основном внимание на вопросах процедурного характера заключения международных  договоров в международной правовой практике и, в частности, в РФ. Такая  направленность работы позволит глубже уяснить смысл отдельных положений  Венских конвенций о праве  международных договоров 1969 и 1986 годов, касающихся непосредственно вопросов процедуры заключения международных  договоров, и, одновременно, отследить  место и роль отечественного законодательства, в частности ФЗ "О международных  договорах РФ", в системе глобального  правового регулирования международных  отношений.
Общие вопросы  заключения международных договоров.
Стадии заключения международных договоров.
Заключение международных  договоров государствами представляет собой осуществление внешней  стороны государственного суверенитета и относится к числу основных прав государств.
Заключение международного договора - это сложный процесс, состоящий  из ряда последовательных стадий. Его  юридическая сущность в большинстве  случаев состоит, как отмечает Г. И. Тункин, в согласовании "воли государств, результатом которого является соглашение, воплощающееся в нормах договора" .
Юристы нередко  замалчивают существо процесса заключения международных договоров, сводя  его к чисто техническим моментам безотносительно к формированию соглашения. Такую попытку сделал, например, Дж.Фицморис в Комиссии международного права ООН при обсуждении проекта статей по праву договоров .
Французский юрист  П.Ретер, отмечая многозначность термина "заключение", считает, что для начала лучше всего взять самое ограниченное определение: "Международный договор "заключен", когда государства определенно выразили свою волю быть им связанными". Поскольку речь идет о письменных договорах, то это выражение согласия должно происходить в определенной форме, и документы, в которых оно выражается, должны быть составлены специально для этой цели. В более широком смысле "заключение" означает "совокупность процедур с применением "различных документов", посредством которых обосновывается существование международных договоров" .
По мнению проф.Талалаева, заключение международных договоров является подчас долгим процессом вследствие сложности объектов договоров, природы и числа их участников. Он включает в себя целый ряд конкретных стадий, подстадий и юридических действий: составление и принятие текста договора, установление аутентичности текста, подписание договора, ратификация и другие способы выражения согласия на обязательность договора. Среди них такие, как утверждение, принятие, присоединение, обмен документами, образующими договор. В процесс заключения входят также обмен или депонирование ратификационных грамот. Не обязательно, чтобы заключение каждого договора проходило все названные этапы. Это зависит от формы договора и предварительной договоренности сторон. Но всякий международный договор проходит стадии выработки текста и имеет ту или иную форму, в которой выражается согласие государства на обязательность для него договора. Это две основные стадии заключения международного договора, которые со своей стороны подразделяются на более мелкие этапы, или подстадий
Венская конвенция  о праве договоров 1969 г. определила три стадии заключения договоров (ст.9-11). Первая стадия - принятие текста. Текст  принимается по согласию всех участвующих  в его составлении, а для многостороннего  договора - большинством в две трети  участников конференции. Принятие текста не налагает на участников юридических  обязательств. Вторая стадия - установление аутентичности текста, которое осуществляется путем подписания, подписания ad referendum или парафирования текста договора или заключительного акта конференции, содержащего этот текст. Третья стадия - согласие на обязательность договора, которое может быть выражено подписанием, ратификацией, принятием, утверждением или присоединением в зависимости от порядка, предусмотренного в самом договоре. Право на участие распространяется на все перечисленные стадии. Оно существует независимо от признания государства или его правительства другими участниками. Исключение составляет случай, когда ООН объявляет незаконным режим, установленный в стране в нарушение права народов и наций на самоопределение и представляющий собой режим колониального угнетения. Прецедентом является серия решений, принятых в период 1965-1979 гг. Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей ООН относительно расистского режима в Южной Родезии.
Таким образом, заключение международных договоров - процесс становления договорной нормы международного права и  формирования соглашения между государствами, выраженный в ряде последовательных стадий и юридических действий, содержание которых зависит от взаимных интересов, намерений, позиций, законодательства и практики сторон, от существа, предмета, и целей договорённости .
Федеральный закон "О международных договорах  Российской Федерации" в ст.2 определяет заключение международного договора как  выражение согласия Российской Федерации  на обязательность для неё международного договора. То есть в целом под  заключением обычно понимается процесс  принятия международного обязательства, но в законе даётся юридически более  точное понятие, означающее окончательное  принятие договора, т. е. завершающую  стадию его заключения.
Необходимо добавить, что государства заключают международные  договоры в лице своих высших органов  государственной власти и государственного управления. Порядок представительства  государства при заключении договоров, определение соответствующих органов  и их компетенции являются внутренним делом государства и регулируются внутригосударственным правом, прежде всего их конституциями. У международных  организаций это определяется их уставами.
Полномочия и  уполномоченные сторон в международных  договорах.
Рассмотрение  процедуры заключения международных  договоров в литературе обычно начинается с вопроса о выдаче полномочий сторон в международных договорах. И.Синклер и П.Ретер, например, выдачу полномочий относят к первой стадии процесса заключения договоров . Полномочия должны предъявляться в начале переговоров.
В полномочиях  указываются: фамилия, имя и отчество уполномоченного, а также его  должность или ранг в тех случаях, когда это необходимо. Далее указывается  тот круг вопросов, в отношении  которых соответствующее лицо или  делегация правомочны осуществлять те или иные действия (например, вести  только переговоры или подписать  также договор, участвовать в  работе конференций и т.д.). Отдельных  полномочий на парафирование не выдается. Оно охватывается полномочиями на ведение  переговоров.
Наименование  соглашения или договора в полномочиях  должно строго соответствовать тем  названиям актов, которые уже  согласованы между сторонами.
В случае, когда  делегация уполномочена вести переговоры, а соглашение предстоит выработать в ходе переговоров, в полномочиях  указывается: "... На ведение переговоров  и подписание соответствующего соглашения, которое будет выработано в результате этих переговоров".
В случаях когда  подписание соглашения сопровождается оговоркой, она должна быть включена в текст полномочий. Если соответствующая  оговорка была сделана представителем страны при подписании того или иного  международного договора и он продлевается, то при подписании документов о последующем  продлении действия данного международного договора в полномочие представителя  вписывается та же оговорка, которая  была сделана при подписании самого договора.
Согласно Венской  конвенции 1969 года (ст.7) следующие лица не нуждаются в полномочиях и  считаются представляющими свое государство ex officio:
ў главы дипломатических представительств - в целях принятия текста договора между аккредитующим государством и государством, при котором они аккредитованы;
ў представители, уполномоченные государствами представлять их на международной конференции или в международной организации или в одном из ее органов, - в целях принятия текста договора на такой конференции, в такой организации или в таком органе.
ў главы государств, главы правительств и министры иностранных дел - в целях совершения всех актов, относящихся к заключению договора;
Следовательно, последние две категории лиц  должны иметь полномочия на подписание договора.
Положения п. 1 и 2 ст.12 ФЗ "О международных договорах  РФ" полностью соответствуют сложившейся  международной практике: "Президент  Российской Федерации как глава  государства представляет Российскую Федерацию в международных отношениях и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международным  правом ведет переговоры и подписывает  международные договоры Российской Федерации без необходимости  предъявления полномочий. Председатель Правительства Российской Федерации  как глава Правительства и  министр иностранных дел Российской Федерации в силу своих функций  и в соответствии с международным  правом ведут переговоры и подписывают  международные договоры Российской Федерации без необходимости  предъявления полномочий. Федеральный  министр, руководитель иного федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции вправе вести  переговоры и подписывать международные  договоры Российской Федерации межведомственного  характера без предъявления полномочий. Глава дипломатического представительства  Российской Федерации в иностранном  государстве или глава представительства  Российской Федерации при международной  организации вправе вести переговоры в целях принятия текста международного договора между Российской Федерацией и государством пребывания или в  рамках данной международной организации  без предъявления полномочий. "
Таким образом  презюмируется, что глава государства, глава правительства и министр иностранных дел таким правом наделены в силу своего должностного положения и служебных функций. Право федерального министра, руководителя иного федерального органа исполнительной власти вести переговоры и подписывать договоры межведомственного характера без предъявления полномочий вытекает из того, что он несет ответственность за деятельность своего ведомства и может выступать от его имени в силу своего служебного положения.
В отличие от вышеуказанных должностных лиц  глава дипломатического представительства  РФ в иностранном государстве  или глава представительства  РФ при международной организации  без предъявления полномочий могут  только принимать текст договора. На подписание договора посол или  глава представительства должны получить полномочия.
Что касается должностных  лиц, которые обязаны получить полномочия на ведение переговоров и на подписание международных договоров РФ, такие  полномочия предоставляются:
ў в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, - Президентом Российской Федерации, а в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, по вопросам, относящимся к ведению Правительства Российской Федерации, - Правительством Российской Федерации. Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров оформляются от имени Президента Российской Федерации либо от имени Правительства Российской Федерации Министерством иностранных дел Российской Федерации;
ў в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства Российской Федерации, - Правительством Российской Федерации. Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров оформляются от имени Правительства Российской Федерации Министерством иностранных дел Российской Федерации;
ў в отношении договоров межведомственного характера - федеральным министром, руководителем иного федерального органа исполнительной власти.
Термин "полномочия" в комментируемой статье употребляется  в двух значениях. Предоставление полномочии Президентом и Правительством означает, что в решении о проведении переговоров и подписании договора, принимаемом в соответствии со ст.11 Закона, указывается, кому конкретно  поручается вести переговоры и подписывать  договор. В российской практике такое  поручение чаще дается федеральному органу исполнительной власти, от которого исходило предложение о подписании, а не конкретному лицу. В этом случае вести переговоры и подписывать  договор может как федеральный  министр или руководитель иного  федерального органа исполнительной власти, так и один из его заместителей. Это представляется целесообразным, поскольку дает большую гибкость, позволяет, например, не откладывать  намеченное подписание из-за болезни  или отсутствия по иной причине данного  должностного лица. Однако поручение  провести переговоры и подписать  договор может быть дано и конкретному  лицу. Причем уполномоченным может  быть отнюдь не обязательно руководитель министерства или ведомства, но и  другое лицо. Например, если договор  РФ заключается в отношении субъекта Федерации, подписать его может  должностное лицо данного субъекта Федерации. Предоставление полномочий федеральным министром (руководителем  иного федерального органа исполнительной власти) также означает принятие решения  о том, кому поручается ведение переговоров  и подписание договора межведомственного  характера.
Оформление полномочий означает выдачу Министерством иностранных  дел России специального документа, подтверждающего право данного  лица вести переговоры и подписывать  договор, либо, применительно к межведомственным договорам, выдачу такого документа  руководителем ведомства.
Основанием для  выдачи полномочий МИД является решение, принятое Президентом или Правительством в соответствии со ст.11 Закона, в  котором указывается, кому поручено вести переговоры и подписать  договор. Без такого решения МИД  не оформляет полномочия. При этом полномочия могут быть выданы (в  зависимости от содержания решения) только на проведение переговоров или  на проведение переговоров и подписание договора, или же только на подписание договора.
Полномочия, выдаваемые МИД, оформляются на специальном  гербовом бланке. Текст полномочий, отпечатанный типографским способом, гласит: "Министерство иностранных  дел Российской Федерации настоящим  удостоверяет, что Президент Российской Федерации уполномочил... " (если полномочия выдаются от имени Правительства, в  тексте соответственно говорится: "Правительство  Российской Федерации уполномочило... "). Далее впечатываются полностью  фамилия, имя, отчество уполномоченного  лица, его должность и указывается, на какие действия это лицо уполномочено. Если речь идет о подписании договора, приводится полное название. Например, "на подписание Договора между Российской Федерацией и (название государства), об основах отношений". Если договорные документы еще предстоит согласовать, может быть использована формула "на проведение переговоров о... и на подписание соответствующего документа".
Полномочия, выдаваемые МИД, подписываются министром либо одним из его заместителей и директором Правового департамента. На них ставится мастичная печать МИД.
При заключении двусторонних договоров участники  обмениваются полномочиями (обычно подлинниками), а при многосторонних договорах  полномочия сдаются в секретариат  конференции или организации, где  они проверяются, или же создается  специальный комитет по их проверке. Порядок проверки и условия действительности полномочий определяются правилами  процедуры конференции. Комитет  представляет на утверждение конференции  свой доклад, в котором констатируется действительность (или недействительность) полномочий представителей государств. При заключении двусторонних договоров  действительность полномочий может  констатироваться в преамбуле таких  договоров.
Уполномоченные  должны действовать при заключении договора строго на основании и в  пределах свои полномочий. Любой акт  по заключению договора, совершенный  лицом, на то не уполномоченным или  в нарушение полномочий, не порождает  для государства никаких правовых последствий, если только он впоследствии не будет подтвержден компетентным органом этого государства.
Уполномоченный  должен представлять реально существующего  субъекта международного права или  его органы. Советский Союз, а  вслед за ним и РФ никогда не признавал действительными полномочия, выданные органами, которые не представляют данное государство в международных  отношениях (марионеточными правительствами, свергнутыми монархами, президентами и т.п.). Представители свергнутых правительств могут продолжать участие  в переговорах о заключении договора лишь в том случае, если они получают полномочия от нового правительства.
В неотложных случаях  могут выдаваться временные полномочия, направленные клерной телеграммой, при этом в конце телеграммы указывается, что "подлинные полномочия будут представлены дополнительно".
От полномочий нужно отличать инструкции уполномоченным. Инструкции определяют позицию уполномоченных по обсуждаемым вопросам. Это внутренний документ делегации, и обычно до сведения других участников он официально не доводится. Поэтому договор, заключенный в  нарушение инструкций, не теряет своей  юридической действительности и  значения. В ст.47 Венской конвенции  о праве международных договоров  говорится об инструкциях: "Если правомочие представителя на выражение  согласия государства на обязательность для него конкретного договора обусловлено  специальным ограничением, то на несоблюдение представителем такого ограничения  нельзя ссылаться как на основание  недействительности выраженного им согласия, если только другие участвовавшие  в переговорах государства не были уведомлены об ограничении до выражения представителем такого согласия".
Работа над  текстами международных договоров.
Согласование  текста международного договора путём  переговоров.
Выработка согласованного текста международного договора является первой обязательной стадией в процессе заключения соглашения. В эту стадию в качестве подстадий входят также принятие текста международного договора и установление его аутентичности.
Основным методом  подготовки такого текста являются переговоры между договаривающимися государствами. Важную роль здесь играет договорная инициатива государства, хотя она, как  и выдача полномочий, будучи односторонним  актом, не может быть самостоятельной  стадией заключения международного договора.
Современное международное  право устанавливает определенные принципы, которые должны соблюдаться  во время переговоров по заключению международных договоров, чтобы  эти переговоры дали положительные  результаты. К ним относятся: принцип  равноправия сторон. недопустимость дискриминации в приглашении  заинтересованных участников, недопустимость диктата и вмешательства во внутренние дела, гласность.
Если договор  подготавливается в обстановке неравноправия, неуважения суверенитета партнера по переговорам, а тем более оккупации  его территории, то такой договор  и по содержанию будет неизбежно  носить неравноправный характер. Государство, если, конечно, оно не является агрессором, вправе отказаться от переговоров в  таких условиях. Так, правильно поступили  арабские государства, отказавшись  вести переговоры о перемирии  с Израилем в условиях оккупации  им арабских территорий. В связи  с переговорами между правительствами  ГДР и ФРГ в марте 1970 года правительство  ГДР заявило, что "равноправные переговоры могут состояться лишь в том случае, если обе стороны признают друг друга  в качестве суверенных субъектов  международного права ".
Международная практика выработала три основные формы  подготовки согласованного текста международного договора: обычные дипломатические  каналы, международные конференции  и международные организации. Как  правило, текст договора составляется одним из этих способов. Но бывают случаи, когда один и тот же договор  в процессе подготовки проходит все  три формы.
Обычными дипломатическими каналами являются постоянные дипломатические  представительства договаривающихся государств. Через них ведутся  предварительные переговоры, обмен  мнениями по основным пунктам проекта  будущего двустороннего договора (реже многостороннего). Они осуществляются путем нотной переписки и устных бесед с соответствующими памятными  записками и меморандумами. Двусторонние переговоры могут вестись посредством  посылки специальных делегаций (миссий).
Каждая сторона  выставляет свои предложения, свой проект договора. В ходе переговоров они  постепенно, в результате компромиссов, взаимных уступок, согласовываются. Появляется единый согласованный текст международного договора. С проектом договора может  выступить и одна сторона. Тогда  он может быть положен, с согласия других участников, в основу обсуждения. Однако и в этом случае в ходе переговоров идет процесс согласования воль их участников, рождается один согласованный проект договора.
Подготовке проектов важных международных договоров  часто предшествует так называемая предварительная договоренность по принципиальным вопросам. Так, перед  заключением Варшавского Договора между его будущими участниками  в марте 1955 года были проведены консультации. Предварительная договоренность может  фиксироваться в совместных заявлениях и коммюнике о результатах  переговоров. Иногда заключенный договор, как уже говорилось, содержит обязательство  сторон заключить на его основе какой-либо другой договор. Известны случаи, когда  обмен мнениями о содержании важного  договора осуществляется путем обмена письмами между главами правительств или государств.
Второй важной формой подготовки согласованного текста международного договора являются международные  конференции полномочных представителей государств. Особенность этой формы  состоит в том, что ей предшествует предварительная организационная  подготовка, а процесс заключения договора подчинен четким правилам процедуры, принимаемым на конференции.
Несмотря на техническую природу правил процедуры, они имеют важное значение для  успешной работы конференции и для  выработки приемлемого для всех участников текста международного договора. Поэтому в международной практике известно немало случаев, когда вопросы  процедуры международных конференций  оказывались объектом острых политических споров, которые в конечном счёте  влияли на результаты работы международных  конференций.
Исходя из основных принципов международного права, процедура  деятельности конференции должна отвечать следующим требованиям:
ў обеспечивать равенство всех участников на всех стадиях работы конференции (включая равенство при определении круга вопросов, подлежащих обсуждению, а также равный долг всех сторон идти на взаимные уступки и компромиссы);
ў охранять права и достоинства всех государств, принимающих участие в обсуждении вопросов, должным образом учитывать их интересы;
ў гарантировать наиболее демократичные формы обсуждения вопросов;
ў содействовать согласованию точек зрения всех участников конференции на основе полной добровольности;
ў исключать всякую возможность диктата одних государств по отношению к другим.
Конференции лишь тогда могут решить успешно задачу выработки международных договоров, когда строго соблюдены все перечисленные  требования. На международных конференциях, как правило, вырабатываются либо мирные договоры, либо договоры, охватывающие значительное число государств. Такие  международные конференции чаще всего созываются с целью создания международных административных союзов, международных организаций, выработки  конвенций по вопросам права войны  и т.д. Так, например, 21. 04. 1949 в Женеве была созвана дипломатическая конференция, которая выработала и 12. 09. 1949 приняла  Конвенции "Об обращении с военнопленными", "О защите гражданского населения  во время войны".
Современная международная  практика выработала и такую форму  международных конференций, как  совещания на высшем уровне государств и правительств заинтересованных государств. Большое положительное значение непосредственных переговоров руководящих  государственных деятелей было с  убедительностью продемонстрировано во время Тегеранской, Крымской и  Потсдамской конференций СССР, США  и Англии, в ходе которых были заключены важные соглашения, направленные на разгром фашизма и определившие основы послевоенного устройства мира.
Особым видом  международной конференции являются переговоры по заключению договора с  участием третьих государств. Такой  была Ташкентская конференция 1966 года руководителей Индии и Пакистана. В переговорах между ними активное участие принимал Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин, который  во многом содействовал выработке известной  Ташкентской декларации о мирном разрешении индо-пакистанского конфликта .
Все большее  распространение в международной  практике получает разработка текстов  международных договоров в международных  организациях. Проекты договоров, которые  носят особо сложный или специальный  характер, подготавливаются международными органами, в частности органами ООН. В соответствии с уставом, ООН  ставит перед собой цель "быть центром для согласования действий наций" в решении важнейших  международных вопросов. Очевидно, что в достижении этой цели важную роль должны играть усилия ООН по выработке  международных соглашений, которые  путём согласования интересов многих государств были бы направлены на решение  важнейших международных вопросов. В частности, в п. 3. ст.62 Устава говорится: "Совет уполномочивается подготавливать для представления Генеральной  Ассамблее проекты конвенций  по вопросам, входящим в его компетенцию". Для рассмотрения подробнее вопросов Экономический Социальный Совет  вправе созывать международные конференции .
За прошедшие  после создания ООН годы в соответствующих  органах этой организации были выработаны проекты некоторых конвенций. Так, проект договора о принципах деятельности государств в космическом пространстве вначале разрабатывался юридическим  подкомитетом Комитета ООН по космосу, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации  и пакты о правах человека - Комиссией по правам человека, конвенции, кодифицирующие международное право, - Комиссией международного права ООН. В ООН разрабатывались такие важные конвенции, как Конвенции по предупреждению и борьбе с геноцидом и апартеидом, Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, Договор о нераспространении ядерного оружия и др. Некоторые из них предварительно составлялись Секретариатом ООН.
Окончательное согласование текстов указанных  договоров проходило на Генеральной  Ассамблее ООН. Большую работу здесь  проводят главные комитеты Генеральной  Ассамблеи. Получая от вспомогательных  и других органов ООН проект международного договора, Генеральная Ассамблея  решает, если находит заключение договора целесообразным, либо созвать специальную  конференцию государств для принятия текста договора, либо передает проект договора для обсуждения одному из своих главных комитетов. В этом случае соответствующий комитет  обсуждает представленный проект, вносит в него необходимые изменения  и представляет окончательный текст  договора на утверждение Генеральной  Ассамблеи. Так, по решению Генеральной  Ассамблеи ООН в 1961 году была созвана  конференция для обсуждения представленного  Комиссией международного права  проекта статей о дипломатических  сношениях, в 1968 - 1969 годах состоялась конференция для обсуждения представленного  Комиссией международного права  проекта статей по праву международных  договоров, а в 1977 году-конференция ООН по правопреемству государств в отношении международных договоров. В то же время договор о принципах деятельности государств в космическом пространстве, подготовленный Комитетом по использованию космоса в мирных целях, был принят Генеральной Ассамблеей после его обсуждения в Первом комитете (политические вопросы и вопросы безопасности) Генеральной Ассамблеи. Международные пакты о правах человека, подготовленные Комиссией по правам человека, были приняты Генеральной Ассамблеей после их обсуждения в Третьем комитете (социальные и гуманитарные вопросы). Конвенция о специальных миссиях, подготовленная Комиссией международного права, была принята Генеральной Ассамблеей после ее обсуждения в Шестом (юридическом) комитете Генеральной Ассамблеи ООН.
начительную работу по подготовке международных договоров проводят специализированные учреждения ООН. Особенно большое количество конвенций (более 150) подготовлено и принято Международной организацией труда. Среди них конвенции о запрещении принудительного труда, запрещении дискриминации в области труда, о продолжительности рабочего времени и отдыха, охране труда подростков и др. Ряд международных конвенций подготовлен ЮНЕСКО, Всемирной организацией здравоохранения, Международной организацией гражданской авиации и др.
Нужно, однако, отметить, что до сих пор не существует какой-либо унифицированной процедуры разработки международных договоров в рамках ООН или под ее эгидой. Процесс  этот различен и зависит от вида разрабатываемого договора. В настоящее  время в ООН изучается вопрос о методах заключения многосторонних договоров, разрабатываемых в рамках ООН, с тем чтобы были приняты  меры к усовершенствованию и выбору наиболее целесообразных методов их разработки.
Однако роль ООН не следует переоценивать. Некоторые  учёные склонны видеть в деятельности ООН по выработке конвенционных  норм зримые признаки высшего правотворчества, стоящего над государствами. ООН  рассматривается как надгосударственный орган, осуществляющий международное  законодательство. Но на самом деле речь не идёт об ограничениях суверенитета, т. к. ООН лишь оказывает помощь государствам в выработке и заключении международных  соглашений. ООН имеет возможность  это делать в силу тех полномочий, которые она получила от государств - членов ООН. Поэтому участие ООН  в заключении международных соглашений должно рассматриваться как реализация суверенных прав государств в этой области. Подобная реализация прав выгодна  государствам, поскольку ООН облегчает  международное сотрудничество.
Принятие текста международного договора и его формы.
Принятие текста договора является одним из важных этапов стадии разработки согласованного текста международного договора. В  Венской конвенции определение  этого термина отсутствует. По мнению И.Синклера, этот термин, видимо, означает формальный акт, посредством которого "устанавливаются форма и содержание предложенного договора" .
Принятие текста международного договора выражается в  особой процедуре голосования, посредством  которой уполномоченные представители  государств высказывают свое согласие с формулировками текста договора. Форма принятия определяется как  переговорами, так и заранее по соглашению сторон, например, в правилах процедуры международной конференции, на которой разрабатывается и  принимается текст международного договора.
Тексты двусторонних договоров и договоров с небольшим  числом государств принимаются единогласно  всеми участвующими в переговорах  государствами. Так был принят, например, Договор об Антарктике на конференции 1959 года, в которой участвовало 12 государств. В прошлом принцип  единогласия применялся во всех случаях. В настоящее время в связи  с появлением большого числа государств тексты международных договоров  на широких международных конференциях стали приниматься большинством в две трети голосов, если правила  процедуры не предусматривают иного, например, простым большинством (правила  процедуры Белградской конференции  по Дунаю 1948 г., Женевской конференции 1949 г. о защите жертв войны, Сан-Францисской конференции 1951 г. о мирном договоре с Японией) .
Многие конференции  последних лет, в которых участвовали  почти все государства мира, принимали  тексты договоров 2/3 голосов. Так было на Женевской конференции 1958 года по морскому праву, Венских конференциях 1961 , 1963 , 1969 и 1978 годов по дипломатическому и консульскому праву и праву  договоров. Но, во всяком случае, решение  любого большинства не обязательно  для несогласного с ними меньшинства. Учитывая это обстоятельство, государства  в последнее время все чаще прибегают к принципу консенсуса, то есть общему согласию при принятии текста договора без формального  голосования, даже на широких международных  конференциях. Принцип консенсуса применялся на III Конференции по морскому праву  и на таких международных форумах, как Совещание по безопасности и  сотрудничеству в Европе и др. , а  также в некоторых международных  организациях.
На конференциях принятие текста статей договора проходит в свою очередь несколько стадий: в соответствующем комитете, редакционном комитете, а затем на пленарном  заседании конференции. Каждая статья (а иногда ее часть) принимается (голосуется) отдельно и только в конце конференции  принимается договор в целом. Правила процедуры определяют и  форму голосования. Обычно оно производится путем поднятия рук. В важных случаях  применяется так называемое поименное  голосование в алфавитном порядке  участвующих в конференции государств, начиная с государства, определяемого председателем по жребию. Итоги такого голосования и по договору в целом заносятся в протоколы конференции.
Принятие текста договора, составленного в международной  организации, происходит согласно правилам голосования, применяемого в том  ее органе, который принимает договор. Уставы некоторых международных  организаций прямо устанавливают  процедуру принятия разрабатываемых  ими договоров. Так, согласно ст.19 Устава МОТ, конвенции о труде принимаются 2/3 голосов присутствующих на конференции  делегатов.
Аналогичная процедура  принятия текстов международных  конвенций предусмотрена в уставах  ЮНЕСКО (ст.IV), ВОЗ (ст.19), ИМО (ст.3) и др. В уставах других международных организаций ничего не говорится о процедуре принятия текстов разрабатываемых ими международных договоров Так, ни в Уставе ООН, ни в правилах процедуры Генеральной Ассамблеи и других главных органов ООН этот вопрос не предусмотрен. Согласно сложившейся в Генеральной Ассамблее ООН практике, тексты таких договоров принимаются в соответствии с процедурой голосования, предусмотренной для постановлений по важным вопросам, то есть большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании (ст.18 Устава ООН).
Установление  аутентичности текста международного договора и его формы.
После того как  текст договора согласован и принят, становится необходимым каким-то образом  зафиксировать, что данный текст  является окончательным и не подлежит изменениям со стороны уполномоченных. Процедура, посредством которой  принятый текст договора объявляется  окончательным, называется установлением  аутентичности текста. Это особая подстадия в заключении международного договора, ибо всякое правительство, прежде чем взять на себя обязательства по договору, Должно точно знать, каково же окончательное текстуальное его содержание.
Процедура установления аутентичности текста определяется или в самом тексте, или путем  соглашения между договаривающимися  государствами. Раньше эта подстадия заключения международного договора не выделялась отдельно. Причина состояла в том, что установление аутентичности текста во времени совпадало с подписанием договора. Однако по мере появления новых способов заключения международных договоров, в частности в органах и в рамках международных организаций, стало очевидно, что подписание договора выполняет более важную функцию, чем просто установление аутентичности его текста. В то же время появились новые формы установления аутентичности текста договора, не связанные с подписанием его уполномоченными.
В настоящее  время применяются следующие  формы установления аутентичности  текста международных договоров: парафирование, включение текста договора в заключительный акт международной конференции, на ко торой он был принят, включение  текста договора в резолюцию международной  организации и другая согласованная  процедура. Кроме того, если после  принятия текста международного договора имеет место его подписание, в  том числе подписание ad referendum, то в этом случае основная его функция, о которой пойдет речь дальше, сливается с функцией установления аутентичности текста. Иначе говоря, в этом случае заключение договора как бы минует этап установления аутентичности текста.
Парафирование - это установление аутентичности  текста договора инициалами уполномоченных договаривающихся государств в свидетельство  того, что данный согласованный текст  договора является окончательным. Парафирование  может относиться только к отдельным  статьям и применяется обычно при заключении двусторонних договоров. Поскольку оно по существу не является подписанием, так как не выражает согласие государства на обязательность для него международного договора, то специальных полномочий для этой процедуры не требуется. Ее цель более  скромная: быть доказательством окончательного согласования текста международного договора. После него текст не может быть изменен даже по соглашению между  уполномоченными. Парафирование позволяет  избежать возможных споров и недоразумений  относительно окончательных формулировок положений договора. В этом также  заключается его важное значение. Но парафирование не заменяет подписания договора. Случаи, когда парафирование  заменяет подписание, чрезвычайно редки.
В последние  годы все чаще применяются новые  методы установления аутентичности  текстов договоров, прежде всего  многосторонних, к которым, как говорилось, парафирование не применимо. Аутентификация текста здесь нередко принимает  форму резолюции какого-либо органа международной организации или  подписания текста компетентным представителем организации. Например, конвенции, принимаемые  конференцией МОТ, подписываются председателем  и генеральным директором МОТ (ст.19 Устава МОТ). В этом случае подпись  выполняет функцию удостоверения  аутентичности принятого текста (государствами эти конвенции  не подписываются).
На международных  конференциях тексты принятых договоров  часто входят в заключительные акты конференций в качестве приложений, хотя и не всегда. Но в любом случае подписание заключительного акта конференции  не означает согласия с перечисленными в нем договорами, для чего требуется  специальная подпись. Подписание заключительного  акта означает лишь установление аутентичности  принятого конференцией текста международного договора, включенного в этот акт.
Выражение согласия государств на обязательность международного договора.
Способы выражения  согласия.
Представители государств, ведущие переговоры, занимаются только составлением текста договора, принятием его и установлением  аутентичности текста. Все эти  действия относятся только к процессу переговоров в отношении текста договора, который, как говорилось, составляет первую основную стадию его  заключения. Но такие действия, совершенные  на этой стадии, в том числе и  голоса, поданные представителями за принятие текста договора в целом, не могут рассматриваться как выражение  согласия государств на обязательность для них самого договора. Такая  обязательность наступает в результате изъявления соответствующего согласия государств на обязательность для них  международного договора и является второй основной и важнейшей стадией  его заключения. В свою очередь  оно может проходить несколько  этапов или подстадий и выражаться в различных формах. Наиболее распространенными из них являются шесть: подписание договора, обмен документами, образующими договор, ратификация, утверждение, принятие и присоединение. Возможны и другие формы выражения согласия, но они применяются реже (ст.11 Венской конвенции 1969 г.). Завершается эта стадия обменом ратификационными грамотами или другими документами или их депонированием, когда таковое предусмотрено в договоре.
Положение ст.6 ФЗ "О международных договорах  РФ" полностью соответствует сложившейся  международной практике: "Согласие РФ на обязательность для неё международного договора может выражаться путём: подписания договора; обмена документами, образующими  договор; ратификации договора; утверждения  договора; принятия договора; присоединения  к договору; применения любого другого  способа выражения согласия, о  котором условились договаривающиеся стороны. "
Согласие государства  на обязательность для него договора может относиться к части последнего, если это разрешено договором  или если с этим согласны другие договаривающиеся государства. Отдельные  договоры предусматривают такую  возможность. Тогда допустимы частичная  ратификация, утверждение, присоединение  и т.д. Что касается подписания, то некоторые юристы оспаривают возможность  подписания только отдельных частей договора. Венская конвенция 1969 года в ст.17 не делает каких-либо оговорок на этот счет. Кроме того, эта статья предусматривает, что согласие государства  на обязательность для него договора может быть альтернативным, если сам  договор допускает выбор между  альтернативными положениями и  если при выражении согласия ясно указано, к какому из положений это  согласие относится. Возможность альтернативного  согласия встречается в некоторых  конвенциях Международной организации  труда, в Общем акте о мирном разрешении международных споров, но эта практика не получила широкого распространения .
Подписание международного договора. Формы и способы.
Важнейшим способом выражения согласия государства  на обязательность для него международного договора является подписание, которое  до недавнего времени считалось  обязательной стадией его заключения. Однако за последние десятилетия  появились договоры, не проходящие стадию подписания. Например, конвенции, принимаемые МОТ, ратифицируются государствами  без подписания. Тем не менее оно  остается важным этапом заключения договора и, может быть, поэтому датой заключения договоров считается день их подписания.
В настоящее  время обязанность государств воздерживаться после подписания договора от действий, которые лишили бы договор его  объекта и цели, нашла подтверждение  в Венской конвенции о праве  международных договоров (ст.18) и  в договорной практике. В этой связи  можно напомнить о резолюции XXI сессии Генеральной Ассамблеи 1966 года "Об отказе государств от действий, затрудняющих достижение договоренности о нераспространении ядерного оружия", в которой, в частности, говорилось: "Генеральная Ассамблея, принимая во внимание, что, в настоящее время  ведутся международные переговоры (т. е. даже до подписания договора.), имеющие  целью разработку договора о нераспространении  ядерного оружия, и желая создать  благоприятную обстановку для успешного  завершения этих переговоров, настоятельно призывает государства:
1. Впредь до  заключения договора о нераспространении  ядерного оружия воздерживаться  от всяких действий, которые могли  бы затруднить достижение договоренности  о нераспространении ядерного  оружия.
2. Предпринять  все необходимые шаги для скорейшего  заключения договора о нераспространении  ядерного оружия" .
Советский Союз голосовал как за эту резолюцию, так и за упомянутую ст.18 Венской  конвенции, выразив тем самым  свое положительное отношение к  обязанности государств не лишать договор  его объекта и цели еще до вступления в силу, в частности после подписания. Это полностью отвечает интересам  укрепления мира и развития международного сотрудничества.
В тех случаях, когда международный договор  не подлежит ратификации, утверждению, принятию и т.д. , подписание:
ў закрепляет окончательное согласие государства на обязательность для него этого договора;
ў возлагает на государство обязанность воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели (если такое согласие было дано до вступления договора в силу);
ў если же договор уже вступил в силу (или вступает вследствие данного подписания), то с момента его подписания этим государством для него приобретают полную силу все постановления договора.
Подписание международного договора может быть окончательным, или неокончательным, или условным (ad referendum).
Подписание договора ad referendum делается представителем под условием, что оно нуждается в последующем утверждении правительством, или ратификации, или принятии компетентным органом государства. Однако подписание ad referendum является именно подписанием, хотя и не окончательным, и поэтому его нужно отличать от парафирования.
Главные различия между подписанием ad referendum и парафированием заключаются в следующем:
1. в то время  как подписание ad referendum является способом выражения согласия государства на обязательность для него договора, парафирование, как общее правило, ограничивается установлением аутентичности текста договора и не может быть превращено в окончательное подписание простым подтверждением;
2. подтверждение  подписания ad referendum имеет обратную силу, то есть делает государство стороной договора с момента подписания ad referendum; совершенное после парафирования подписание обратной силы не имеет;
3. различия есть  и по форме: ad referendum не совершается постановкой только инициалов, как парафирование, поэтому на подписание ad referendum также требуются полномочия;
4. подписание  ad referendum после его одобрения государством становится окончательным со всеми юридическими последствиями, о которых говорилось выше, в то время как после парафирования необходимо подписание.
От подписания ad referendum нужно отличать полное подписание. Это подписание является юридическим актом, выражающим волю государства как субъекта международного права. Полное подписание означает, с одной стороны, подтверждение подлинности текста, с другой - явно выраженное согласие сторон с содержанием подготовленного и согласованного текста международного договора. Наконец, полное подписание может иметь значение окончательного акта, придающего международному договору обязательную силу. В соответствии с существующей практикой подписание международного договора придаёт ему юридическую силу в следующих случаях:
ў когда в самом договоре содержится такое условие;
ў даже если в договоре отсутствует указанное условие, но форма договора или сопутствующие обстоятельства указывают на намерение сторон придать силу договору с момента его подписания.
Возникает вопрос: как быть в тех случаях, когда  одна сторона в переговорах имеет  полномочие подписать договор с  последующей ратификацией, а другая сторона не считает ратификацию  необходимым условием. При подобной ситуации возможны два решения:
1. включение  в договор общего постановления  о порядке вступления договора  в силу;
2. избрание каждой  стороной процедуры придания  договору обязательной силы по  своему усмотрению.
В связи с  этим один и тот же международный  договор может быть одной стороной только ратифицирован, а другой - только подписан. Важно лишь, чтобы каждая из договаривающихся сторон добросовестно  выполняла свои договорные обязательства.
Полное подписание, помимо придания договору обязательной силы, может иметь иное значение, когда подписанный договор нуждается  в последующем подтверждении - ратификации  верховным органом государства. Такое подтверждение имеет особую юридическую природу, отличную от подписания как окончательного акта, придающего международному договору обязательную силу и накладывающего на субъектов  определённые обязательства. Подписание, предусматривающее последующее  утверждение, не накладывает на участников соглашения договорных обязательств. Оно лишь указывает на желание  сторон принять на себя обязательства  в будущем в том объёме, который  согласован во время переговоров  и подтверждён подписями уполномоченных.
Однако в соответствии с установившейся практикой подобное подписание служит юридической основой  для того, чтобы каждая из сторон выполняла вытекающий из подписания долг, а именно:
ў направляла данный документ соответствующим конституционным властям на рассмотрение и решение вопроса о ратификации и
ў воздерживалась до ратификации от каких-либо действий, направленных на умаление значения достигнутого согласия или на дискредитацию постановлений подписанного договора.
Вместе с тем, значение подписания с последующей  ратификацией заключается также  и в том, что оно создает  необходимые предпосылки для  ратификации и в известной  мере служит рекомендацией принять  и одобрить договор для соответствующих  высших органов договаривающихся государств.
Подписание двусторонних международных договоров осуществляется на основе принципа альтерната (чередования). В экземпляре двустороннего договора, предназначенного для данного договаривающегося  государства, наименование этого государства, подписи его уполномоченных, печати, а также текст договора на языке  данного государства помещаются на первом месте. Для подписей первым местом считается место под текстом  с левой стороны (в тексте на арабском языке - с правой) или же, если подписи  ставятся одна под другой, - верхнее  место. На экземпляре договора, предназначенного для другой стороны, подписи ставятся в обратном порядке.
При подписании многостороннего договора подписи  уполномоченных ставятся одна под другой в порядке русского, английского  или иного алфавита (выбор алфавита делают сами участники). Альтернат является своеобразным выражением принципа суверенного  равенства государств.
Международный договор может подписываться  одновременно в одном месте всеми  государствами, которые приняли  участие в переговорах, но может  быть открыт для подписания до определенного  срока в разное время и даже в разных местах. Так, например, в  соответствии со своей принципиальной линией на уменьшение угрозы ядерной  войны Советский Союз в мае 1978 года подписал дополнительный протокол II к Договору о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке. Форма  разновременного подписания многосторонних договоров становится преобладающей  в современной договорной практике. Многосторонние договоры все чаще в  своих заключительных статьях предусматривают  их открытие для подписания в течение  определенного срока .
Ратификация международных  договоров.
По статистике, примерно две трети договоров, как  правило, проходят стадию ратификации. Этим определяется важность института  ратификации для международного права.
Институт ратификации  в своем историческом развитии претерпел  определенные изменения, которые вызывались конкретными социально-экономическими условиями. В деспотических государствах древности, а также в государствах феодальной эпохи уполномоченные на ведение переговоров о заключении международных договоров выступали  в качестве личных представителей монархов. В силу этих обстоятельств институт ратификации испытывал на себе влияние  личных отношений между руководителем  государства и его представителями. Если уполномоченные лица при заключении договора действовали в пределах предоставленных им полномочий, то это означало, что они полностью  выполняли волю главы государства. В связи с этим в науке международного права того времени утвердился взгляд, что заключенный в рамках предоставленных  полномочий договор подлежит обязательному  одобрению главой государства, или, иначе, ратификации верховным органом. Если же уполномоченные превышали свои права и пренебрегали указаниями главы государства, то последний  получал неоспоримое право отказаться от ратификации и отклонить представленный проект договора.
Таким образом, ратификация изначально выступала  как мера проверки, насколько точно  соблюдены и выполнены полномочия. Если договор был заключён с превышением  полномочий, то глава государства  либо отказывался его одобрить, либо признавал его приемлемым и тем  самым одобрял действия своих  уполномоченных, совершённые по их личной инициативе. В этой связи  в науке международного права, начиная  с Гроция, появился взгляд, обосновывающий нератификацию превышением полномочий).
В условиях современной  правовой государственности ратификация  представляет собой одну из составных  частей механизма сдержек и противовесов - у исполнительной власти сосредоточились  полномочия на заключение международных  договоров, в то время как законодательная  власть получила право контроля за деятельностью исполнительной власти, включая контроль за заключением  международных договоров. Поэтому  институт ратификации стал рассматриваться  как мера контроля законодательной  власти за властью исполнительной.
Ратификация международного договора - это окончательное его  утверждение высшим органом государства (обычно его главой). Она воплощается  в двух различных актах: международном (ратификационной грамоте) и внутригосударственном  нормативном акте (законе, указе  и т.п.), которые соответствуют  двум функциям ратификации: международной  и внутригосударственной.
Ратификация не является обязательной подстадией заключения международного договора. В Комиссии международного права положение ст.12 первоначального проекта статей о праве договоров, где говорится, что "в принципе международный договор нуждается в ратификации", встретило серьезную критику большинства и не вошло в окончательный проект. Не получило оно поддержки, как мы видели, и на Венской конференции по праву договоров. Тем не менее в тех случаях, когда международный договор подлежит ратификации, эта подстадия является очень важной в процессе его заключения. Так как ратификация делается высшими органами государства, она является наиболее авторитетной формой выражения его согласия на обязательность международного договора.
В соответствии со ст.14 Венской конвенции "Согласие государства на обязательность для  него договора выражается ратификацией, если:
ў договор предусматривает, что такое согласие выражается ратификацией;
ў иным образом установлено, что участвующие в переговорах государства договорились о необходимости ратификации;
ў представитель государства подписал договор под условием ратификации;
ў намерение государства подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров".
Необходимость сохранения института ратификации  определяется не только юридическими, но и политическими соображениями. Ратификация дает возможность еще  раз в более спокойной обстановке обдумать содержание международного договора, проконтролировать действия своих  уполномоченных, а также подготовить  общественное мнение. Иногда дополнительный анализ подписанного договора приводит к отказу государства от его ратификации. Отказ от ратификации не считается  нарушением международного права. Так, СССР не ратифицировал Лозаннскую конвенцию 1923 года о режиме черноморских проливов ввиду ее несоответствия интересам  СССР .
Современная международно-правовая теория в принципе склоняется к признанию  права каждого государства на отказ от ратификации заключённого её представителями международного договора. Это нашло свое отражение  в ст.7 Гаванской конвенции от 20. 02. 1928 г. , которая гласит: "Отказ  ратифицировать договор или формулировка оговорки являются проявлением государственного суверенитета и, как таковые, составляют осуществление права, которое не нарушает ни международных норм, ни этикета. В случае отказа таковой  сообщается другим договаривающимся сторонам ". В учебнике международного права  Мартенса указывается: "С точки зрения международного права отказ от ратификации не считается неправомерным актом ".
В литературе, однако, высказываются соображения о  том что отказ от ратификации  в каждом конкретном случае должен иметь какие-то причины. Ф.Мартенс, например считал что отказ от ратификации допустим и даже необходим, когда:
ў представители, участвовавшие в переговорах, превысили свои полномочия;
ў парламент не дал согласия на заключение договора;
ў существенно изменились обстоятельства;
ў подписание трактата было результатом насилия.
Однако, несмотря на встречающуюся необоснованность отказа от ратификации международных  договоров, принцип факультативности принятия договоров верховным органом  является непреложным правилом современного международного права. Таким же правилом следует считать недопустимость взятия обратно ратификационной  грамоты, так как совершение подобных действий подрывает принцип pacta sunt servanda.
Очевидно, что  необоснованные отказы в ратификации  не содействуют развитию международного сотрудничества. Так, например, с момента  принятия Конституции США и до 1946 года было отказано в ратификации  более чем 100 договорам, а в отношении  других 57 она была отложена на неопределенное время. Более 50 лет США не ратифицировали Женевский протокол 1925 года о запрещении применения химического и бактериологического  оружия. В августе 1977 года сенат США  отказался дать согласие на ратификацию  Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, принятой ООН еще в 1948 году. В 1963 году сенат  помешал ратификации конвенции 1952 года о политических правах женщин, конвенции МОТ 1957 года об упразднении  принудительного труда. В числе  нератифицированных США и многими ведущими западными странами - Конвенция 1968 года о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, пакты о правах человека 1966 года, Международная конвенция 1973 года о пресечении преступления апартеида и наказании за него, Международная конвенция 1965 года о ликвидации всех форм расовой дискриминации, торговое соглашение с СССР, подписанное США в 1972 году и др. Можно привести ряд других примеров. За время своего членства в МОТ США ратифицировали только 7 из 149 принятых этой организацией конвенций.
Что касается обязанности  государства ратифицировать международный  договор, то в настоящее время  немногим более половины международных  договоров вступают в силу по их подписании, остальные вступают в  силу с момента их ратификации  или обмена ратификационными грамотами. Это находит свое подтверждение  в международно-правовой теории , которая  отрицает обязательный характер ратификации  для каждого договора. Оппенгейм, например, пишет, что международный  договор вступает в силу с момента  подписания его сторонами . Из этого  общего правила может быть два  исключения:
ў ратификация становится необходимой, когда лица, уполномоченные на заключение договора, превысили свои полномочия;
ў ратификация осуществляется также тогда, когда глава государства сохраняет за собой право принять или отвергнуть заключенный международный договор.
Другие авторы не признавая ратификацию необходимым  условием для придания обязательной силы каждому международному договору, связывают ее применение с важностью  и значением для государств того или иного договора. Таким образом, наиболее важные договоры , в большинстве  случаев, проходят ратификацию. Другие, менее существенные договоры, не сопровождаются такой процедурой .
В целом, ратификации  подлежат международные договоры, при  заключении которых стороны условились о последующей ратификации. Остальные  договоры и соглашения, не подпадающие  под первую и вторую категории, не подлежат ратификации. Международная  практика и законодательство большинства  государств отрицают необходимость  ратификации всех без исключения международных договоров. Фактически международные договоры образуют две  большие группы, одна из которых  включает в себя договоры, приобретающие  обязательный характер с момента  их подписания, а другая - договоры, обязывающая сила которых возникает  только после ратификации. Учитывая это, некоторые ученые сделали даже попытку определить международно-правовые признаки, по которым можно отнести  международно-правовой договор к  одной из двух групп. Например, Оппенгейм  решает вопрос о необходимости ратификации  в зависимости от содержания соглашения. По этому признаку ратификации не подлежат протоколы, обмен нотами, соглашения типа modus vivendi и некоторые другие .
Ратификацию как  международно-правовой акт нужно  отличать от одобрения международного договора парламентом, правительством и т.д. как акта внутригосударственного права, хотя они и взаимно связаны - без парламентского одобрения глава  государства зачастую не имеет права  совершить акт ратификации, а  если он все же его совершает вопреки  конституции, то может встать вопрос о действительности такой ратификации  и международного договора в целом.
Еще в Конституцию  США 1787 года было включено положение, что  президент "имеет право с совета и согласия сената заключать договоры при условии одобрения 2/3 присутствующих сенаторов" (ст.II, разд. 2, п. 2). Во французских конституциях периода буржуазной революции действительность ратификации также была обусловлена согласием парламента .
В различных  государствах процедура ратификации  и парламентского одобрения не одинакова. Различен и перечень договоров, которые  нуждаются для их ратификации  в одобрении парламента Установление всего этого как уже говорилось, является внутренним делом каждого  государства, определяется внутренним его правом. Международное право  не устанавливает, какие договоры по лежат обязательной ратификации  и одобрению.
В большинстве  государств в парламентском одобрении  нуждаются:
ў договоры, требующие изменения законов государства (Австрия, Бирма, Греция, Дания, Италия, Норвегия, Таиланд, Финляндия, Франция, ФРГ и др.);
ў мирные договоры. (Гаити, Иордания, Финляндия, Франция и др.);
ў договоры о принятии финансовых обязательств (Бельгия, Бирма, Гватемала, Греция, Иордания, Ирландия, Италия, Ливан, Нидерланды, Франция и др.);
ў торговые договоры (Бельгия, Греция, Иордания, Ливан, Франция и др.);
ў договоры цессии государственной территории или ее изменения (Дания, Иордания, Исландия, Италия, Таиланд, Франция и др.) и т.п. ;
ў ряд других договоров, например, союзные (Греция, Иордания и др.), договоры о международных организациях (Греция, Франция), об экономическом сотрудничестве (Греция), о международном судебном или арбитражном разбирательстве (Гватемала, Италия), о создании военных баз или о проходе иностранных войск через государственную территорию (Гватемала) и т.д.
В литературе по международному праву встречаются  утверждения, что ратификация не может быть условной. Из западных юристов  такого мнения придерживаются Л. Оппенгейм, Х.Уолдок, Э.Кастрен, С.Цуруока и др. В советской науке такая точка зрения была высказана Ф.И.Кожевниковым и В.М.Шуршаловым. Однако такая позиция не соответствует договорной практике. Эта позиция была подвергнута критике в Комиссии международного права в 1962 году на XIV сессии при обсуждении проекта ст.11 первого доклада Х.Уолдока, где предусматривалась недопустимость условной ратификации . Многие члены комиссии, в том числе А.Фердросс, М.Ясин, М.Бартош, М. Ляхе и др., выступили против, и положение Х.Уолдока о недопустимости условной ратификации было исключено из проекта. На Венской конференции ООН по праву договоров этот вопрос не возникал, и в Венской конвенции о недопустимости условной ратификации ничего не говорится.
В практике государств встречаются два вида условной ратификации:
1. ратификация,  данная под отлагательным условием, что она вступит в силу после  ратификации договора рядом других  государств. Некоторые конвенции  о труде ратифицированы рядом  государств под таким условием: конвенция 1927 года об импортных  и экспортных ограничениях и  запретах, конвенция 1931 года об  унификации дорожных знаков (в  последней это прямо предусматривалось  в ст.10);
2. ратификация  под отменительным условием - более редкая форма условной ратификации. Примером может служить ратификация США Договора об ограничении и сокращении морских вооружений от 22 апреля 1930 г. В ратификационной грамоте США говорилось, что они ратифицируют договор "на условиях, изложенных в решениях сената", а именно при условии, что в нем нет никаких секретных дел, документов или соглашений, которые могли бы изменить содержание договора .
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.