На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Конкуренции и особенности данного понятия применительно к российской экономике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                       Введение
  Актуальность изучаемой проблемы сложно переоценить. Конкуренция имеет большое значение в экономической жизни общества. Она способствует развитию производства и повышению его эффективности. Благодаря конкуренции создаются огромное разнообразие товаров и услуг и богатые возможности выбора для потребителей. Конкуренция создает условия по оптимальному использованию достижений научно-технического прогресса в области изготовления новых видов товаров, вызывает необходимость гибко реагировать на изменения в производстве и реализации товаров, нацеливает производителей на повышение качества товаров, обеспечивает свободу выбора и действий продавцов и покупателей. Конкуренция стимулирует деятельность субъектов рыночных отношений. Через конкуренцию товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса.
  Целью данной курсовой работы является рассмотрение теоретических аспектов конкуренции и особенности данного понятия применительно к российской экономике.
Задачи:
      Изучить Сущность конкуренции и условия её возникновения
      Рассмотреть виды конкуренции
      Обозначить  методы ведения конкурентной борьбы на рынке
      Оценить конкурентную среду в России
      Проанализировать государственную политику в отношении развития конкуренции
   Изучением данной проблемы занимались многие ученые, например: Фридрих Энгельс определял конкуренцию как наиболее полное выражение господствующей в современном гражданском обществе войны всех против всех. Карл Маркс полагал, что закон капиталистической конкуренции основывается, прежде всего, на разнице между стоимостью товара и издержками производства. Немецкий социал-демократ Рудольф Гильфердинг (1877-4941) в своем труде "Финансовый капитал" (1910) особое внимание уделял монополиям в банковском деле. Он считал, что банковские монополии подчиняют себе промышленность. Р. Гильфердинг рассматривает понятие "финансовый капитал" – капитал, находящийся в распоряжении банков, но прилагаемый к промышленному производству. Австрийский марксист Карл Каутский (1854-1938) в отличие от Р. Гильфердинга акцентировал внимание на промышленных монополиях. В 1914 г. им была выдвинута теория ультраимпериализма. Капитализм, по его мнению, в будущем может вступить в стадию ультраимпериализма. Монополии, сложившиеся в отдельных странах и отраслях, сольются в единый всемирный картель. Это приведет к устранению конкуренции, замене анархии производства планомерным регулированием хозяйства в мировом масштабе.  Ученый Эдвард Чемберлин (1899-1967) разработал теорию монополистической конкуренции, а английский экономист Джоан Робинсон (1903-1983) разработала теорию несовершенной конкуренции.
   В России проблемы конкурентоспособности   национальной  экономики в настоящее  время продолжают оставаться  достаточно острыми, что подчеркивает  актуальность научных исследований, связанных с рассматриваемой  в данной работе тематикой. 
 
 
 
 

                   

                

                 Глава 1  Конкуренция в рыночной системе
  1.1 Сущность конкуренции и условия ее возникновения
  Слово конкуренция восходит к латинскому concurrentia, означающему столкновение, состязание. В научной литературе существуют различные определения понятия конкуренция. А.И. Добрынин и Л.С. Тарасевич предлагают рассматривать конкуренцию с двух сторон: с одной как экономическую состязательность за достижения лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьбу товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получение наивысшей прибыли, с другой- как элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала(10,с№120).
  А.Ю.  Юданов под рыночной конкуренцией  понимает борьбу за ограниченный  спрос потребителя, ведущуюся  между фирмами на доступных  им частях (сегментах) рынка(3,с№56).
  Существуют и другие определения понятия «конкуренция». В любом случае он подразумевает под собой соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли-продажи) товаров. Такое соперничество в условиях рыночной экономике просто неизбежно, поскольку оно порождается следующими объективными условиями:
      наличием множества полноправных рыночных субъектов;
      полной экономической обособленностью каждого из них;
      зависимостью рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;
      противоборством со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса.
  Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары конкурентная борьба усилилась. Появилась возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда. Так возникало капиталистическое товарное производство, в условиях которого конкуренция получила наибольшее развитие.
  Для того чтобы понять, какую роль играет конкуренция в рыночной экономике, необходимо учитывать, что по своей сущности капиталистическая экономика глубоко индивидуалистична. Основы этого общественного устройства предоставляют индивидууму свободу, почти граничащую с произволом. Дополнением и противовесом этому индивидуализму в учебно-практическом пособии «Конкуренция: теория и практика» А.Ю. Юданов определил именно конкуренцию.
  Приоритет личного интереса способен, например, толкнуть землевладельцев к установлению немыслимых ставок арендной платы, предпринимателей к выпуску некачественной продукции, торговцев к обману покупателей и т.д. В реальной экономике такие эксцессы если и происходят, то сравнительно редко.  Основным препятствием на пути неблагоприятного развития событий служит конкуренция, важнейшей предпосылкой существования которой является расщепление экономической власти. Продавец и покупатель на рынке лишь в порядке исключения могут занимать позицию полного монополиста. В большинстве же случаев аналогичную продукцию предлагает (соответственно, покупает) множество фирм или частных лиц. Возникает возможность выбора, что в свою очередь ограничивает потенциальные экономические злоупотребления. Так, «жульническое» торговое предприятие постепенно растеряет своих клиентов, некачественной продукции потребителя предпочтут изделия добросовестного производителя.
  Таким образом, если личные интересы дают сильнейшую мотивацию участникам хозяйственных процессов (все, что они делают, делается исключительно для себя, к собственной выгоде), то конкуренция направляет их деятельность в благоприятное для общества русло, ведь в ней побеждает тот, кто лучше удовлетворяет интересы потребителей.
  Ключевая роль конкуренции для функционирования рыночной экономики была обобщена еще в XVIII в. Адамом Смитом в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» в его знаменитом принципе «невидимой руки». А. Смит обратил внимание на разницу между субъективными устремлениями бизнесменов и объективными результатами их деятельности. А именно, каждый капиталист стремится только к собственной выгоде. Но обстоятельства всякий раз поворачиваются так, что преследуя собственный интерес, он одновременно реализует и интересы всего общества. Причем часто делает это более эффективно и добросовестно, чем бы специально ставил перед собой только альтруистические цели.
  Словно «невидимая рука» правит миром. Дергая за ниточки марионеток-предпринимателей, она заставляет их действовать в соответствии с неким идеальным планом развития экономики. При этом «ниточками», то есть конкретным механизмом, который вынуждает предпринимателей следовать указаниям «невидимой руки» служит как раз конкуренция.
  Следует отметить, что конкуренция является очень тонким и гибким механизмом. Первое свойство проявляется в том, что от сокращения спроса на товар или услугу фирмы страдают не в равной мере. Наибольшие трудности испытывают неэффективные предприятия, производители некачественной продукции и т.п. Напротив, самые сильные фирмы могут даже в трудное время процветать, поскольку к ним отходят сегменты рынка, ранее контролировавшиеся разорившимися конкурентами.
Гибкость  механизма конкуренции проявляется  в его мгновенной реакции на любые  изменения обстановки.
  Таким образом, в соответствии с принципом «невидимой руки» конкуренция выступает важнейшим механизмом обеспечения эффективности, пропорциональности и динамичности рыночной экономики.
  Можно выделить следующие функции конкуренции, в которых проявляется ее сущность:
      обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получит прибыль;
      стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее выживание производителей;
      дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при своем, третьи разоряются);
      давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;
      ликвидация неконкурентноспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.);
      стимулирование снижения цен и повышения качества товара.
  Подводя итог данному разделу, необходимо отметить, что, несмотря на очевидные положительные стороны, конкуренция несет в себе  ряд отрицательных особенностей. Во все времена глубинные корни конкурентных отношений состояли в необходимости постоянной борьбы за лучшие условия существования. В результате этой борьбы были не только победители, но и побежденные. С конкуренцией связываются такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д. Однако, в любом случае необходимо четко себе представлять, что рыночная экономика без конкуренции не существует. 
  1.2 Виды конкуренции
  В экономической литературе большое внимание уделяется анализу типов и форм конкуренции.
  Во-первых, различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию. Их механизм был достаточно подробно рассмотрен К. Марксом.
  Внутриотраслевая  конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Товары реализуются исходя из общественно необходимых затрат, которые образуют общественную, рыночную стоимость. Внутриотраслевая конкуренция сводит различные индивидуальные стоимости к рыночной стоимости и рыночной цене, обусловливает неравенство индивидуальных норм прибыли предпринимателей различных отраслей производства.
  Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за более выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные факторы, то ее величина в различных отраслях неодинакова. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой нормой. В ходе такого движения капиталов между отраслями производства нормы прибыли выравниваются вследствие конкуренции в единую общую норму прибыли, представляющую собой среднее из этих различных значений норм прибыли. Прибыль, получаемая по средней норме на авансированный капитал, называется средней прибылью. Образование средней прибыли означает перераспределение совокупной прибыли между предпринимателями различных отраслей по принципу: равновеликая прибыль – на равновеликий авансированный капитал, вложенный в эти отрасли.
  Во-вторых, в зависимости от уровня конкуренции различают две ее формы: совершенная и несовершенная.
  Для характеристики уровня конкуренции на том или ином конкретном рынке используются следующие показатели: количество производителей и потребителей на рынке, тип производимой продукции, способность отдельного производителя и потребителя влиять на рыночные цены, барьеры на пути вступления в отрасль, отсутствие или наличие неценовых форм конкурентной борьбы. С учетом этих показателей рынки условно разделяют на две группы – конкурентные (совершенная конкуренция) и неконкурентные (несовершенная конкуренция).
  Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника хозяйственного процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. На конкурентном рынке, или рынке совершенной конкуренции, рыночный механизм и его основные закономерности проявляются в наиболее чистом виде. Совершенная конкуренция предполагает отсутствие власти производителя над рынком. В современной действительности совершенная конкуренция – довольно редкий случай, лишь некоторые из рынков приближаются к ней (например, рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют). С точки зрения теории совершенная конкуренция является простейшей ситуацией и эталоном, образцом для сравнения эффективности реальных хозяйственных процессов.
  Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной. Несовершенная конкуренция означает известную степень господства производителя над рынком. Крайним случаем является ситуация, которая характеризуется наличием единственного производителя и продавца (монополия) на рынке конкретного товара или единственного покупателя (монопсония).
Кроме того, различают функциональную конкуренцию (касается определенного товара) и видовую (по цене и качеству).
  Структура рынков – сложное понятие, имеющее множество аспектов. Одним из них является степень свободы конкуренции – совершенная или несовершенная конкуренция.
  Совершенная конкуренция как тип рыночной структуры (модель рынка) – это соперничество многочисленных фирм-производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты:
      наличие большого числа фирм (множества продавцов), производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производства в производимой продукции должен быть незначителен, так что она не имеет возможности влиять на рыночную цену;
      возможность свободного доступа в различные производственные секреты;
      однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм;
      хорошее знание рынка покупателями и продавцами, т.е. все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары.
  Совершенная, или свободная, конкуренция в экономике развитых стран типична была до середины XIX века. Во второй половине XIX – начале XX века появляются крупные предприятия и их объединения. Эти процессы привели к существенному изменению конкурентной борьбы на рынках. Наряду с совершенной конкуренцией реальностью стала несовершенная конкуренция.
  Несовершенная конкуренция в отличие от свободной, совершенной конкуренции ограничена влиянием монополий и государства. Существуют три модели несовершенной конкуренции – монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.
  Первая модель несовершенной конкуренции – монополия. Ей присущи следующие черты:
      единственный продавец, т.е. одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги;
      нет близких заменителей. Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив;
      диктуемая цена: чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой;
      заблокированное вступление: вступление в отрасль конкурентов в условиях чистой монополии ограничено непреодолимыми барьерами (патенты, монополия на источники сырья, транспортные средства и т.п.).
  Монополия снижает уровень риска в процессе конкуренции. Это обусловлено тем, что, во-первых, она обладает довольно точной информацией о потребителях и конкурентах; во-вторых, ей более доступна реклама; в-третьих, монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает влияние на заказчика в лице государственных учреждений.
  Второй моделью несовершенной конкуренции является монополистическая конкуренция. Ее отличительные признаки:
      существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимная зависимость, и тайный сговор фактически невозможен;
      продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и различающимися условиями их продажи;
      экономическое соперничество влечет за собой и ценовую, и неценовую конкуренцию;
      вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долговременном периоде;
      тип продукта – дифференцированный.
  На практике предприниматель, действующий в условиях монополистической конкуренции, стремится к такой особой комбинации цены, продукта и стимулирующей сбыт политики, которая будет максимизировать его прибыль. Монополистическая конкуренция утверждается там, где эффективными могут быть и небольшие предприятия и особенно там, где много возможностей изменения товара (его модификации, качества, внешнего вида и т.д.).
  Третья модель несовершенной конкуренции – олигополия. Ее признаки, характерные черты:
      наличие нескольких фирм (продавцов); цене и качеству).
      тип продукта – стандартизированный или дифференцированный;
      контроль над ценой: ограниченный взаимной зависимостью, значительный при тайном сговоре;
      наличие существенных препятствий при вступлении в отрасль;
очень типична неценовая конкуренция (особенно при дифференциации продукта).
  Выделяют три разновидности олигополии, представленных в таблице 1.1
Олигополия  как тип рыночной структуры получила большее распространение в отраслях, где эффективнее крупное производство и отсутствуют широкие возможности  дифференциации отраслевого товара.
В зависимости  от типа продукции различают чистую и дифференцированную олигополию. Предприятия  чистой олигополии производят однородный стандартизированный продукт: алюминий, цемент, продукцию химической или  сталелитейной промышленности. Идентичность этих товаров определяет и единую цену на них. Дифференцированные олигополии обычно специализируются на выпуске  товаров потребительского назначения (автомобили, покрышки и камеры, электробытовая техника, сигареты).
В систематизированном  виде характеристика основных типов  конкурентной структуры (моделей) рынков может быть дана в виде таблицы 1.2 

Таблица 1.1 Разновидности олигополии
                                Вид                 Характеристика
    Нескоординированная олигополия когда фирмы не вступают ни в какие контакты друг с другом и не пытаются сознательно найти точку устраивающего всех равновесия
    Картель (сговор) фирм, ориентирующихся на долгое монополистическое равновесие Соответственно  цены и объем производства устанавливаются  на том уровне, который избрала  бы монополия. После достижения поставленных целей участники картеля делят  между собой полученную «монополистическую»  прибыль, которая является более  высокой, чем олигополистическая»;
    картелеподобная структура рынка («игра по правилам») при которой  фирмы сознательно делают свое поведение  понятным и предсказуемым для  конкурентов, чем облегчают достижение в отрасли так называемого  равновесия Курно, под которым понимается такое сочетание объемов выпуска каждой из фирм, при котором ни у одной из них нет стимулов для изменения своего решения.
 
  1.3 Методы ведения конкурентной борьбы на рынке
  Во  всех странах применяются ценовые  методы, которые представляют собой,  как правило, искусственное сбивание  цен на конкретный вид продукции.  При этом широко используется  ценовая дискриминация, которая
  предполагает продажу одинаковых товаров и услуг разным покупателям по разным ценам.
      Ценовая дискриминация возможна при следующих  условиях:
    продавец должен быть монополистом или обладать некоторой степенью монопольной власти;
    продавец должен быть способен выделять покупателей в группы, которые имеют разную способность платить за продукт;
    первоначальный покупатель не может перепродать товар или услугу.
    Таблица 1.2  Характеристика моделей рынков                                                                                                     
Характерные черты                                             модель рынка
  Чистая конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Число фирм Очень большое  число Много Несколько Одна
Типы  продукта Стандартизированный 
Дифференцированный Стандартизированный или дифференцированный Уникальный (не имеет близких заменителей)
Контроль  над ценой Нет Некоторый, но в узких рамках Ограниченный взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре Значительный
Условия вступления в отрасль Очень легкие, без  препятствий Сравнительно  легкие Наличие существенных препятствий Вход в отрасль  блокирован
Неценовая конкуренция Нет Значительный  упор на рекламу, торговые знаки и  марки и т.д. Типична, в особенности – при дифференциации продукта Главным образом  реклама
Примеры Сельское хозяйство, фондовая биржа, валютный рынок Розничная торговля, производство одежды, обуви Производство  стали, автомобилей, бытовой
Производство  стали, автомобилей, бытовой техники Местные предприятия  коммунального хозяйства
  Различают  несколько степеней ценовой дискриминации. 
  Дискриминация  первой степени предполагает  продажу каждой единицы продукции  по цене ее спроса. Здесь стоит  сразу учесть, что ценовая дискриминация  первой степени является абстракцией,  поскольку у монополиста нет  ни возможности точно выявить  предельную сумму, которую покупатель  готов выложить за его товар,  ни возможности принудить его  заплатить эту сумму сполна.
  Практическая  реализация ценовой дискриминации  сводит ее к дискриминации  второй или третьей степени.  Ценовая дискриминация второй  степени означает, что монополист  продает товары по разным ценам,  но при этом каждый, кто покупает  одинаковое количество единиц  товара, платит одну и ту же  цену.
  Ценовая  дискриминация третьей степени  состоит в том, что монополист  продает товары разным людям  по разным ценам, однако каждая  единица продукции, продаваемая  данному индивиду, всегда имеет  одну и ту же цену (например, пониженная плата за проезд  для учащихся, студентов, солдат  и т.п.). Неценовая конкуренция  проводится, главным образом, посредством  совершенствования качества продукции  и условий ее продажи. Повышение  качества может осуществляться  по двум основным направлениям: совершенствование характеристик  товара и улучшение приспособляемости  товара к нуждам потребителя.  Неценовая конкуренция посредством  совершенствования качества продукции  получила название конкуренции  по продукту.
  Данный вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка  путем выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от старой модели, либо представляют ее модернизированный вариант.
  Неценовая конкуренция путем совершенствования сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствование торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара.
  Помимо экономических методов, используются недобросовестные методы, основанные на монопольных преимуществах (например, лишение сбыта, сырых материалов), а также насильственные методы.
  Изучение стратегий конкурентной борьбы, а также ее методов необходимо для практического использования, в том числе для определения путей развития фирмы в конкретных рыночных условиях, ее поведения на рынке. 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ развития конкуренции в  российской экономике
  2.1 Оценка конкурентной среды в России
   Для того, чтобы более глубже понять степень развития конкурентных отношений в российской рыночной экономике, необходимо рассматривать ее в контексте экономики советской, поскольку российская рыночная экономика зародилась из социалистического хозяйства СССР, в связи с чем многие черты сформировавшегося в ней сообщества  компаний уходят корнями в ту эпоху.  Для складывающихся конкурентных отношений в российской экономике советская экономика сыграла очень большую роль, в производственной сфере на характер взаимоотношений предприятий сильное влияние оказал сложившийся в советскую эпоху потенциал.
  В количественном отношении советской экономике была свойственна непропорционально высокая доля крупных предприятий при явно заниженной по сравнению с развитыми рыночными экономиками доле мелких и средних предприятий.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.