На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Иудейский монотеизм

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ИСТОРИЯ ИУДЕЙСКОГО МОНОТЕИЗМА
Иудейский монотеизм не появился сразу в завершенном  виде. Древнейшие верования  кочевых еврейских  племен включали в  себя культ стихийных  природных сил, культ  животных, магию, фетишизм и т.п. Оказавшись рядом с ближневосточными цивили-зациями, имевшими многовековую политеистическую традицию, древние евреи не избежали их влияния, особенно в том, что было созвучно их собственным домонотеистическим представлениям.
  Все это можно обнаружить в Библии, содержащей разновременный и  разнохарактерный материал. Законодательные  и культовые установления, любовная лирика, поучительные истории, видения, пророчества, фольклор и т.д. в  течение столетий были отобраны, систематизированы  и объединены в  своде, являющемся священным.
  Слово «библия», употреблявшееся  эллинизированными евреями, есть калька с еврейского «хасфарим» (книги) наиболее раннего и распространенного термина. Впоследствии иудейскую Библию стали обозначать словом-аббревиатурой Танах, по первым буквам названий трех основных разделов: Тора (Учение), Небиим (Пророки), Кетубим (Писания).
  Авторство и датировка большинства  книг пока не имеют  бесспорного определения. Установлено, что  древнейшие теIII-II вв. до н.э. Язык большинства книг древнееврейский, бывший разговорным в Палестине до времен вавилонского плена (VI в. до н.э.). Позднее в обиход вошел арамейский язык, несколько фрагментов текста на нем включены в книги Ездры, Иеремии, Даниила.
  Канонизация Торы произошла в  сороковых годах V в. до н.э. Отбор и  упорядочение других разделов продолжались еще на
  53
  протяжении нескольких веков. В конце I в., после гибели Иерусалимского храма, Синедрион (собрание судей) определил состав так называемой масоретской (от древнеевр. масора традиция) иудейской Библии и утвердил редакцию вошедших в нее книг. Но из-за искажений, появившихся при переписке рукописей и продолжавшегося употребления неканонических книг, в VII-IX вв. хранители традиции масореты вновь устанавливали точный библейский текст, расположение книг, количество глав и стихов в каждой книге и во всей Библии. Древнееврейская система письма не фиксировала гласных звуков, поэтому необходимость единообразного чтения Танаха потребовала ввода специальных значков для огласовки.
  В III-II вв. до н.э. в Египте был осуществлен перевод Библии на греческий язык. Предание приписывает его семидесяти двум (по шести от каждого колена) старцам, отчего позднее этот перевод получил название Септуагинта (лат. семьдесят). Древнейшие дошедшие до нас манускрипты Септуагинты датируются IV в. В ней содержатся некоторые книги и фрагменты, не вошедшие в иудейский канон; в христианской традиции они публикуются католическими (как второканонические) и православными (как душеполезные) изданиями Библии.
  На  основе Септуагинты был сделан ранний латинский перевод II-III вв., из которого к настоящему времени сохранились отдельные выдержки. Новый перевод на латынь, учитывавший и особенности масоретского списка, был осуществлен в конце IV начале V вв. бл.Иеронимом. С XII в. этот перевод известен под названием Вульгата (лат. народная). В середине XVI в. на Тридентском соборе католической церкви он был признан богооткровенным.
  Ветхий  Завет христианской Библии основан на Танахе, но отличается от него наименованием и порядком расположения ряда книг, заменой имени Бога (Яхве) именем нарицательным
  54
  (Господь), а также особым  «христианским прочтением»  еврейских текстов. 
  Иудаизм религия Слова, а Библия его вероисповедная основа. Она же оказывается важнейшим источником, раскрывающим становление иудейского монотеизма. Священная история, разворачивающаяся в Библии, представляет события из жизни отдельных людей и народа в целом как знаки активного присутствия Бога в человеческой истории. И то, какой Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 37
Учение (Тора)
Скрижали  Завета
Менора
  Тора  — наиболее авторитетная часть Танаха, запись которой иудейское предание связывает с именем Моисея.
  В синодальных изданиях Русской Библии пять книг, входящих в эту часть, обозначаются согласно христианской традиции — по сюжету или важнейшим особенностям (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие).
  Иудейская Библия сохраняет названия книг Торы по первому значимому слову текста на иврите: Берешит («В начале...»), Веэлле Шемот («И вот имена...»), Вайикра («И воззвал...»), Бамид-бар («В пустыне...»), Элле Хадебарим («Вот слова...»).*
  Главное в Торе — договор бога Яхве с народом, заключение которого является основным элементом развития космического миропорядка.
  * Обращаем внимание, что приведенные в данной лекции цитаты, написание имен и названий из Торы и других текстов Танаха даются не по синодальному изданию, а по русскому переводу принятой в иудаизме редакции Библии (см.: Священные книги Ветхого Завета, переведенные с еврейского языка для употребления евреям. Т.1-2.— Вена, 1877). Это позволяет точнее передать смысл и содержание иудаистической трактовки библейских сюжетов.
  57
  Тора  начинается с рассказов о сотворении мира и человека. При этом важнейшим  для библейской космологии становится предание об Эдемском саде блаженства, где среди прочих деревьев Бог  насадил дерево жизни и дерево познания добра и зла, и где Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 39  

произошло грехопадение первых людей, нарушивших запрет Бога вкушать плоды познания и тем самым преступивших первый договор с Господом.
  К рассказу об изгнанных из рая Адаме и Еве примыкает история их ближайших потомков. Центральное место здесь занимает сюжет о «пастыре овец» Авеле и земледельце Каине (Быт.4:1 -8). В этом же цикле рассказывается о Ламехе, одном из потомков Каина, и его сыновьях — основателе скотоводства Иавале, создателе первых музыкальных инструментов Ювале и первом кузнеце Тувалкаине. Завершается повествование о ближайших потомках первых людей упоминанием об их сыне Сифе, от которого, согласно библейской традиции, происходят все народы. Далее (Быт. 5) перечисляется родословие человечества от Адама, через Сифа, к праведнику Ною, спасаемому Богом от гибели при всемирном потопе.
  Тема  потопа и истребления рода человеческого  известна в мифологиях многих народов  мира. Библейская ее версия подчеркивает, что подобное наказание дано от единого  Бога, а причиной является зло в  помышлениях и делах, которыми люди сопровождают весь свой путь на земле. Кульминацией событий становится установление договора (завета) Бога с Ноем и его  потомством (Быт.9:9-17). Главы о Ное  завершаются рассказом о непочтительном отношении к уснувшему пьяному родителю одного из сыновей — Хама («отца Ханаана»), и проклятии за этот поступок жителей Ханаанской земли, с которыми позднее будут бороться сыны Израиля.
  Родословие  потомства от сыновей Ноя (Быт. 10) показывает распространение народов  по земле после потопа. Приведенный  затем сюжет о «вавилонской башне» и рассеянии народов заканчивает  «всемирно-историческую» линию повествования  Торы.
  Последующее описание более подробного родословия потомков сына Ноя — Сима, направлено к Аврааму, с которого начинается собственно история евреев (и арабов — через Измаила, рожденного Аврааму наложницей Агарью). Предания о родоначальниках Аврааме, Исааке, Иакове раскрывают раннюю историю Израиля через рассказы об их союзе с Богом.
  58
  Аврам — уроженец Ура Халдейского в Южной Месопотамии; то есть его предки были язычниками, жившими за Евфратом. Бог побуждает его покинуть дом отца, сородичей, страну (Быт. 12) и идти в землю, которую он укажет, обещая произвести от Аврама великий народ.
  Повинуясь воле Бога, 75-летний Аврам с женой Сарой и племянником Лотом отправился в Ханаан, где и жил в пустыне главой рода кочевников-скотоводов. Лишь однажды он укрылся на некоторое время от голода в Египте (Быт. 12:10-20). По воз-вращении, после разделения с перешедшим в плодородную Иорданскую окрестность и поселившимся в Содоме Лотом (Быт. 13:1-13), Аврам жил в Ханаане у дубравы Мамре и в среде язычников установил жертвенник Богу. Затем он выступает как герой-воитель, освободивший в походе против четырех восточных царей плененного ими Лота (Быт. 14). Все это время он неоднократно получает благословения и подтверждения милости Бога, договор с которым дополняется новыми подробностями: обещанием многочисленного потомства и земли обетованной во владение. Бог нарекает ему новое имя - Авраам, потому что он будет «отцом множества народов» (Быт. 17:5), заключает с Авраамом «завет вечный» (Быт. 17:7), наследниками которого будут его потомки от Сары (также получившей от Бога новое имя — Сарра). Свидетельством завета установлено обрезание младенцев мужского пола (Быт.17:10-14). Кроме того, Богом предречено рождение наследника завета Исаака.
  В повествовании об Исааке также содержится обетование Бога — исполнить данное Аврааму обещание, в награду за готовность принести в жертву любимого сына (Быт.22). После смерти и погребения Сарры Авраам женил 40-летнего Исаака на своей внучатой племяннице Ревекке.
  Рассказ об Исааке переходит в повествование  о непосредственном предке израильтян Иакове. Уже в утробе матери началось его соперничество с братом-близнецом  Исавом. Продолжившись в дальнейшем, оно вылилось во вражду народов, потомков братьев (идумеев и израильтян). Хитростью и прямым обманом Иаков лишает Исава прав первородства (Быт.25:29-34) и, опасаясь мести, спасается бегством. На пути в Харран, в Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 40
дом своего дяди, Иаков видит вещий сон: по лестнице от земли до неба сходили  и восходили ангелы, а Бог, стоящий  на этой лестнице, обещал ему и его  потомкам страну,
  59
  в которой он находился, умножение рода и возвращение обратно в эту землю. (Быт.28:11-22).
  В результате брака с дочерьми Лавана — Рахилью и Лией — и от двух их служанок Иаков становится отцом 12 сыновей и дочери Дины. После рождения Рахилью первого сына — Иосифа, Иаков решил покинуть Месопотамию и вернуться домой. По пути, в одну из ночей, с Иаковом борется Некто, кто так и не смог одолеть его и просил отпустить (Быт.32:24-29). Иаков получил благословение Бога и новое имя — Израиль; «потому что ты боролся с Богом» (Быт.32:29). Еще одно благословение Иаков получил в Вефиле, при утверждении там единобожия и основании жертвенника Богу (Быт.35:1-15).
  Особое  место в преданиях о патриархах занимает рассказ об Иосифе, любимом «сыне Израиля» (Быт.37; 39-50). Здесь раскрывается избранничество Иосифа среди братьев, Божье благоволение и покровительство ему. История Иосифа, полная драматических сюжетов (зависть и месть братьев, продажа в рабство, домогательства жены фараона, наказание в темнице, толкование снов, возвышение при дворе, примирение с братьями), объясняет, почему предки израильтян оказались в Египте. Смертью Иосифа заканчивается книга Бытия.
  Изложенные  в ней предания о патриархах имеют, по всей видимости, фольклорный характер: политическая история сиро-палестинского  региона, насколько об этом можно  судить по месопотамским и египетским источникам, не нашла отражения на библейских страницах. Авраам, Исаак, Иаков  действуют в вымышленной стране и сами являются персонажами мифологизированной легенды. Вопрос о реальном существовании  этих лиц в настоящее время  не может быть разрешен удовлетворительно.
  В повествовании о 12 сыновьях Иакова объединены легендарно-мифологические и исторические элементы, отразившие процесс формирования племенных  групп израильского народа. Сыновья  Иакова — Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон (от Лии); Иосиф и Вениамин (от Рахили); Дан, Неффалим, Гад и Асир (от наложниц) — эпонимы-родоначальники 12 колен израилевых, вошедших затем в племенной союз. Само число 12 носит сакрально-мифологический характер.
  Важнейшая и большая часть Торы — повествование  об исходе евреев из Египта, их странствии по пустыне, обретении Закона и заключении договора с Богом. Менее чем 50-летнему  пе-
  60
  риоду посвящены четыре книги Пятикнижия. В центре событий — Бог, Моисей и народ. Моисей — основатель религии Яхве, законодатель, религиозный наставник, политический вождь еврейских племен времен Исхода.
  Согласно  Библии, Моисей родился в еврейской  семье колена Левия, но воспитывался дочерью фараона (Исх.2). В юности он был необуздан и скор на расправу. Убив египетского надсмотрщика, Моисей бежал из Египта и нашел спасение в доме миди-амитского жреца, на дочери которого женился. Богоявление в несгорающем терновом кусте («неопалимая купина») резко изменило его жизнь: Бог избрал Моисея на служение и открыл ему свое имя — Яхве («Я есмь Сущий» Исх.3:14).
  Долгое  время тайна звучания имени Бога передавалась устно, по старшей линии  первосвященнического рода. С III в. до н.э. оно было полностью табуировано. В текстах, где оно было записано по законам еврейской письменности согласными буквами, произносится Адонай («Господь» в русском переводе согласно Септуагинте). При огласовке библейского текста, произведенного масоретами, священной тетраграмме YHWH были приданы гласные звуки слова Адонай. На этой основе возникло чтение «Иегова» — имя, не существовавшее в древности. Современной наукой принято иное чтение тетраграммы — Яхве. Обычный эпитет Бога Израиля — Яхве цеваот, т.е. Яхве воинств. Через греческое воспроизведение древнееврейского слова «цеваот» возникло широко распространенное сочетание «господь Саваоф».
  Моисею  предстояло стать предводителем  и освободителем народа. В помощь был назначен брат его — Аарон, который позднее станет первосвященником и родоначальником священнической касты. От лица Бога Моисей и Аарон  потребовали у Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 41
  фараона отпустить сынов Израиля из плена. Но фараон не слушает их, так как  сердце его ожесточено Яхве (Исх.7:3-4), и Египет подвергается наказанию десятью «казнями египетскими» (Исх.7-11 ). Предсказания о начале и конце казней, исключение из них израильтян и ряд других чудесных событий раскрыли могущество Бога Израиля. Через Моисея Бог устанавливает Пасху (Исх.12), знаменующую изведение его народа из земли египетской.
  Ключевой  момент истории Исхода — переправа  через Красное море, расступившееся перед израильтянами и поглотившее  войско фараона, когда «увидели Израильтяне  руку великую,
  61
  которую явил Господь над Египтянами; и  народ убоялся Господа, и поверил  Господу и Моисею, рабу Его» (Исх.14:31).
  Достигнув Синая, евреи расположились станом у подножия горы и простояли там в течение года (Исх. 19 - Чис. 10). До этого они знали о завете, но у Синая Бог явил себя им. Здесь он дал через Моисея 10 заповедей (Исх.20:3-17), первая из которых категорически наставляла: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».
  Первые  каменные скрижали, на которых десятословие было записано перстом Божиим, Моисей разбил в гневе, узнав, что в его отсутствие народ поклонялся золотому тельцу (Исх.31:18; 32:19). Жестоко наказав народ, Господь сказал Моисею: «Вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и Я напишу на скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил» (Исх. 34:1). После обновления завета Моисей получил повеление построить скинию (шатер, бывший переносным святилищем), где должен быть помещен ковчег завета, чтобы Бог мог обитать среди своего народа. Скиния была устроена в соответствии подробному описанию, данному Богом (Исх.25-40).
  У Синая было установлено священство и Аарон был назначен для служения. Весь народ был представлен в священническом служении: в память спасения от смерти в Египте первенцы каждого семейства принадлежали Богу. Богом же были установлены жертвы и даны предписания, как их приносить; жертва всесожжения, полностью поглощавшаяся огнем на жертвеннике; мирная жертва, предназначенная, главным образом, для жертвенной еды; жертва за непроизвольный грех, т.е. не бывший преднамеренным вызовом Богу (за священство и общество — тельца, за правителя — козла, за простого человека — горлицу); хлебное приношение и прочие виды жертв. Через соблюдение назначенных праздников осуществлялось напоминание, что Израиль — Божий народ.
  Отметив годовщину освобождения из Египта, евреи продолжили путь к Ханаану, обетованному Богом. В течение странствий по пустыне верность Богу будет не однажды поколеблена и вновь  восстановлена. Бог являл свое покровительство  народу, ропщущему из-за жажды или  голода (Исх. 15-17; Чис. 11, 20-21). Он оберегал Израиль от уничтожения враждебными племенами. Но он и жестоко наказывал за нарушение запре-
  62
  тов: когда посланные в Ханаан через сорок дней вернулись в стан и народ узнал от них, что на земле, где текут молоко и мед, есть большие укрепленные города, а люди сильные и рослые, то возроптали. Двое из посланных, Халев и Осия (сын Навин, переименованный Моисеем в Иисуса), взывали не восставать против Бога. От немедленного истребления свой народ спас Моисей, воззвав к милости Господней (Чис. 14:19). Однако наказание неотвратимо - в землю обетованную войдут только Халев, Иисус Навин и самые молодые; остальным суждено умереть в пустыне, неся наказание за грехи, день за днем в течение сорока лет (Чис. 14:29-34). За прегрешения ведомого им народа, за то, что не явил среди сынов Израиля святости Бога в полной мере (Втор.32:51), и Моисей сможет лишь увидеть Ханаан с горы Нево перед смертью, но не войти в него. Дело жизни Моисей передал Иисусу Навину.
  Проблеме  достоверности истории исхода из Египта посвящена обширная литература. Мнения — от полного доверия изложенным в Торе фактам, до полного отрицания  историчности предания, не имеющего бесспорных внебиблейских свидетельств. Вполне вероятно, что историческая фольклорная традиция (учитывая фантастические и сказочные подробности и повороты сюжета) удерживает отзвук узловых событий в исто-рии народа. Возможно, что в очень древний период евреи осели в низовьях Нила. В Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 42
  середине XVIII в. до н.э. гиксы — группа кочевых азиатских племен, некоторые вожди которых носили семитские имена — завоевали значительную часть Египта. Не исключено, что проникновение израильтян в Египет могло произойти в рамках гиксосского господства, свергнутого египтянами в середине XVI в. до н.э., когда и начинается для еврейских кочевых племен новая жизнь — принудительная работа на очередных властителей. Недовольные, взбунтовавшиеся племена переместились на Синайский полуостров и после долгого кочевья по пустыне вошли в Палестину.
  Несмотря  на отсутствие неоспоримой реконструкции  древнейшей истории Израиля, можно  с достаточной уверенностью утверждать, что квинтэссенция Торы — обретение  Учения богоизбранным народом — в принципе не может быть связана с фиктивным историческим событием.
  Тема  исхода является материализацией идеи договора («завета» в традиционном переводе). В настоящее время известно,
  63
  что заключение священных союзов было общепринятым обычаем на Древнем Востоке. Договор, заключенный между Богом и  Израилем, сходен по форме с хеттскими  и аккадскими аналогами. Вероятно, древнейшая организация жизни израильтян была «обществом союза», т.е. объединением тех, кто вступил в союз с Богом  как со своим сюзереном: израильтяне  обязались хранить верность лишь своему Богу и не служить никакому другому божеству. Верность Яхве есть выполнение договора, т.е. совокупности законов, этических увещеваний, ритуальных установлений.
  Законодательная часть Торы сформирована несколькими  однотипными сводами правовых установлений: это Декалог из 10 заповедей, повторенный  дважды (Исх.20:1-17; Втор.5:6-21); Книга Договора (Исх.20-23); Кодекс святости (Лев. 17-26); Второзаконие и ряд других. Правовой и культовой  регламентации подвергаются различные, хотя и не все сферы общественной и частной жизни. Здесь постановления о рабах, о повреждениях человека, о кражах и возмещениях, о вдовах и сиротах (Исход); установление жертвенного ритуала, законы чистоты и святости, законы о браке и половых отношениях, правила для священников и их семейств, установления о праздниках (Левит); установление городов-убежищ, запрещение перехода земли рода, перечень обязанностей и прав левитов (Числа). Разумеется, что важнейшим является установление единобожия и запрет идолопоклонства. По сути дела, нормативные акты религиозного законодательства получают сакральный статус Учения.
В драматической  истории исхода раскрываются черты  народа, с которым Бог заключил договор. Этот народ в массе своей  слаб и упрям, своеволен и боязлив. Его богоизбранность в том, что он предназначен Богом для воплощения принципов и цен-ностей, лежащих в основании Торы. Люди, ведомые Яхве и принуждаемые им к исполнению дарованных заповедей, выйдя из египетского рабства, становятся народом, спаянным верой в единого Бога и служением ему. Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель Пророки (Небиим)
Мессия, входящий в Иерусалим (Венецианская Аггада, 1609г.)
  15 различные периоды древнееврейской  истории определяющей считалась  деятельность того или иного  пророка. Под сильным влиянием  пророческого движения заложенные в Учении идеи реализуются в государственной и религиозной сферах. Описание этих процессов содержится во второй части Танаха — Пророках, которая делится на два подраздела: Первые Пророки и Поздние Пророки.
  К Первым Пророкам относятся тексты исторического содержания — книга Иисуса Навина, книга Судей, 1 и 2 книги Самуила, 1 и 2 книги Царей (в христианской Библии книги Самуила и Царей именуются как 1-4 книги Царств). Повторение сюжетов, изложенных в текстах Самуила — Царей, содержится в 1 и 2 книгах Паралипоменон (Хроник), созданных позднее и относимых к разряду Писаний.
  В подраздел Поздних Пророков входят книги, Исайи, Иеремии, Иезекииля, а также двенадцати «малых» (из-за небольшого объема книг) пророков — Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии.
  Пророк (евр. — наби) — избранный Богом человек, передающий богодухновенное слово. Пророчествование было важной
  65
  функцией  определенной категории жречества. На рубеже VII-VI вв. до н.э. происходит обособление пророков от жрецов. Многие пророки действовали при царском дворе, но были и такие, кто не связывал себя с государственными институтами. Существовали сообщества учеников и последователей известного пророка. В этой среде происходило становление пророческой литературы, часть которой фрагментами и целыми книгами сохранена в Танахе.
В книге Иисуса Навина
  В книге Иисуса Навина изложена деятельность помощника и преемника Моисея, ставшего самостоятельным вождем Израиля. Иудейская (и христианская) традиция считает составителем этой книги самого Иисуса Навина из колена Ефремова. Завоевание территории и разделение уделов между коленами Израилевыми — основные деяния Иисуса, успех которых предрешен верностью Закону и поддержкой Яхве.
  Перед переходом через Иордан Господь  сказал Иисусу, что будет прославлять  его перед Израилем, чтобы узнали, «что как Я был с Моисеем, так  буду с тобой» (Нав.3:7), и иссушил  воды реки, остановив их течение, пока все не перешли ее, «как Господь, Бог Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 44
  - ство «Лань», 1998. — 448 с. 43
  ваш, сделал с Чермным морем», показав силу руки Господней и израильтянам, и «всем народам земли» (Нав.4:23-24). По велению Бога, вступившие в землю обетованную вновь обрезаны, они совершили пасху, начали питаться «из произведений земли сей» и манна перестала падать с неба (Нав.5).
  Один  за другим Бог предавал в руки Иисуса города, указывая тактику их захвата (напр., Иерихона — Нав.6) и определяя  их безжалостное уничтожение. Бог ожесточал  сердца заиорданских царей и они войной встречали Израиль, и за это были преданы заклятию и истреблению (Нав. 11:20). Бог принимал и непосредственное участие в преследовании противника, бросая на него с небес большие камни и «больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечом» (Нав.10:11). Господь сражается за Израиль, доколе исполняются его воля и приказания. Нарушение воли Бога приводит к неминуемой трагической расплате. Так, израильтяне потерпели сокрушительное поражение от жителей Гая, потому что некто Ахан из колена Иудина взял «из заклятого» в разрушенном Иерихоне (Нав.7), т.е. Израиль согрешил перед Богом и был наказан. Лишь когда ослушник был обнаружен и умерщвлен вместе с семьей, Господь отдал Иисусу Гай.
  66
  Состарившийся Иисус Навин, выполняя повеление  Бога, поделил по жребию землю в  уделы сынам Израиля. Перед смертью он предупреждал о необходимости точно соблюдать написанное в книге закона Моисея, запретил общаться и вступать в родство с соседними народами и поклоняться их богам. В противном случае эти народы «будут для вас петлею и сетью, и бичом для ребер ваших, и терном для глаз ваших, пока будете ис-треблены с этой доброй земли, которую дал вам Господь, Бог ваш» (Нав.23:13).
  Реальное  завершение исхода может быть отнесено ко второй половине XIII в. до н.э. Археологические раскопки подтверждают насильственное разрушение многих ханаанских городов в этот период. В то же время считается, что древнейшие части книги составлялись лишь около 900 г. до н.э.
Книга Судей 
  Книга Судей описывает продолжение начатого Иисусом Навином завоевания Ханаана. В ранней догосударственной истории Израиля, названной эпохой Судей, еврейские племена еще не имели общей политической власти и управлялись старейшинами, прислушиваясь также к изречениям пророков. В наиболее трудные периоды племена объединялись, подчиняясь избранному или самозванному вождю-судье (шофет).
  В книге приводится горестное сетование  на трудные времена, наставшие со смертью поколения, помнившего дела Господни во дни Иисуса. Сыны Израиля оставили Бога своих отцов и обратились к богам окружавших народов, «и стали поклоняться им, и раздражили Господа» (Суд.2:12). Бог воспылал гневом на Израиль и предал его в руки врагов. Для наставления и из жалости к народу, Господь «воздвигал» судей-спасителей и даже сам «был с судьей», спасая людей от «угнетавших и притеснявших их». Но когда умирал очередной судья, люди «делали хуже отцов своих», уклоняясь к другим богам (Суд.2:10-23).
  Содержание  наступившей эпохи, согласно книге  Судей, составляет повторяющийся несколько  раз цикл: грех нечестия и идолопоклонства  — разграбление имущества и многолетнее  угнетение — осознание того, что  страдания народа есть наказание  за непослушание — раскаяние и  избавление от ига через поставленного  Богом защитника — некоторое  время жизни в благочестии  — новое впадение в грех.
  Некоторые судьи упомянуты коротко: Гофониил воздвигнут спасителем от порабощения месопотамским царем (Суд.3:9-10);
  67
  Аод поставлен спасителем от ига моавитского царя, коварно убив которого, он обезглавил и разбил вражеское войско (Суд.3:15-30); Самгар спас Израиль, побив воловьим рожном 600 филистимлян (Суд.3:31).
  Во  времена судьи и пророчицы  Деворы сыны Израиля были преданы в руки ханаанского царя. Через эту пророчицу Бог призвал спасителем Варака, раскрыл ему план военных действий и помог в их осуществлении. Огромное войско врагов было раз-громлено. Победная песнь Деворы (Суд.5), по общему признанию библеистов, наиболее Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 45
  древний текст Библии, возможно восходящий к XIII в. до н.э. В ней возвышенно и  торжественно прославляется отмщение Израиля: «Так да погибнут все враги Твои, Господи! Любящие же Его да будут как солнце, восходящее во всей силе своей» (Суд.5:31).
  Спасителем  от мадианитян Бог послал Гедеона, младшего сына самого бедного рода колена Манасиина. Первое, что сделал избранник по велению Бога — разрушил жертвенник Ваала, которому поклонялся его отец, и принес всесожжение на вновь построенном жертвеннике Яхве (Суд.6:25-31). Дважды Гедеон спрашивал у Бога подтверждения своей избранности спасителем Израиля и оба раза получал знамения (Суд.6:36-40). Однако, отказавшись от предложенной ему народом царской власти, Гедеон из части пожертвованного золота сделал некий предмет — эфод (Суд.8:24-27), чем проложил новый путь к идолопоклонству, которое вновь расцвело после его смерти.
  Попытку установить царскую власть в родном городе Сихеме предпринял Авимелех, сын Гедеона. Он убил 70 своих братьев и тиранически властвовал три года. Во исполнение проклятия, произнесенного случайно спасшимся младшим из братьев — Иофамом, Авимелех погиб от сброшенного на него обломка жернова (Суд.9).
  За  кратким упоминанием о судьях Фоле (Суд. 10:1 -12) и Иаире (Суд. 10:3-5) следует повествование об Иеффае, сыне блудницы, изгнанном братьями из дома отца. Старейшины просили его стать начальником в период борьбы с аммонитянами, в руки которых Бог отдал Израиль за служение чужим богам, и обещали оставить судьей после победы. Разгромив врага, он выполнил обет, данный Богу: «Тот, кто выйдет из дверей дома моего навстречу мне, когда я буду возвращаться с миром от Аммонитян, тот будет Господу, и я вознесу того на всесожже-
  68
  ние» (Суд. 11:.1). Жертвой стала единственная дочь Иеффая, достойно принявшая свою участь: «...делай со мною то, что произнесли уста твои, когда уже Господь совершил ради тебя отмщение врагам твоим» (Суд. 11:36).
  После смерти Иеффая, сменяя друг друга, судьями Израиля были Есевон, Елон и Авдон (Суд.12:8-15).
  Двенадцатым судьей над Израилем стал богатырь Самсон. Бесплодной жене Маноя явился Ангел Господень и предсказал рождение сына и его предназначение: «бритва не коснется головы его, так как Назорей Божий будет этот младенец от самого чрева, и он начнет спасать Израиль от руки Филистимлян» (Суд. 13:5), которым на сорок лет были преданы в угнетение израильтяне за зло, «творимое пред очами Господа». С детства в Самсоне действовал Дух Божий (Суд. 13:25), укрепляя героя в самые ответственные моменты. Когда израильтяне, желая избежать военного столкновения, вынуждены отдать филистимлянам связанного Самсона — «сошел на него Дух Господень,... и упали узы его с рук его» (Суд. 15:14), после чего он убил тысячу врагов ослиной челюстью.
  Гибельной для Самсона оказалась любовь к филистимлянке Далиле. Подкупленная единоплеменниками, женщина трижды пыталась выведать тайну его великой силы, трижды Самсон обманывал ее, но все же открыл, что он назорей Божий и сила его в волосах (Суд. 16:17). Богатырь был острижен во сне, ослабел, был схвачен и ослеплен. На празднике бога Дагона его привели для забавы собравшимся в храм. И здесь, по молитве Самсона, Бог укрепил его для последнего подвига: сдвинув центральные столбы, он обрушил здание и «было умерших, которых умертвил Самсон при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей» (Суд. 16:30).
  Последние главы книги повествуют об отступничестве от истинного Бога. «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд.21:25).
  Во  времена Судей сосуществуют, оказывая взаимное воздействие, городское классовое  общество ханаанеев и родо-племенное общество древних евреев. Переход к оседлости, занятия ремеслами и земледелием, воздействие более развитой ханаанской культуры, появление начатков городской жизни способствовали созданию предпосылок образования государства. На рубеже П-I-го тыс. до н.э. происходит ослабление и распад
  69
ряда могущественных держав, доминировавших на Ближнем  Востоке. Это также способствовало становлению небольших молодых  государств. Хотя полулегендарный пророк Самуил (иудейская традиция приписывает ему авторство книги Судей и 1-2 книг
ИСТОРИЯ ИУДЕЙСКОГО МОНОТЕИЗМА
  Иудейский монотеизм не появился сразу в завершенном  виде. Древнейшие верования  кочевых еврейских  племен включали в  себя культ стихийных  природных сил, культ  животных, магию, фетишизм и т.п. Оказавшись рядом с ближневосточными цивили-зациями, имевшими многовековую политеистическую традицию, древние евреи не избежали их влияния, особенно в том, что было созвучно их собственным домонотеистическим представлениям.
  Все это можно обнаружить в Библии, содержащей разновременный и  разнохарактерный материал. Законодательные  и культовые установления, любовная лирика, поучительные истории, видения, пророчества, фольклор и т.д. в  течение столетий были отобраны, систематизированы  и объединены в  своде, являющемся священным.
  Слово «библия», употреблявшееся  эллинизированными евреями, есть калька с еврейского «хасфарим» (книги) наиболее раннего и распространенного термина. Впоследствии иудейскую Библию стали обозначать словом-аббревиатурой Танах, по первым буквам названий трех основных разделов: Тора (Учение), Небиим (Пророки), Кетубим (Писания).
  Авторство и датировка большинства  книг пока не имеют  бесспорного определения. Установлено, что  древнейшие теIII-II вв. до н.э. Язык большинства книг древнееврейский, бывший разговорным в Палестине до времен вавилонского плена (VI в. до н.э.). Позднее в обиход вошел арамейский язык, несколько фрагментов текста на нем включены в книги Ездры, Иеремии, Даниила.
  Канонизация Торы произошла в  сороковых годах V в. до н.э. Отбор и  упорядочение других разделов продолжались еще на
  53
  протяжении нескольких веков. В конце I в., после гибели Иерусалимского храма, Синедрион (собрание судей) определил состав так называемой масоретской (от древнеевр. масора традиция) иудейской Библии и утвердил редакцию вошедших в нее книг. Но из-за искажений, появившихся при переписке рукописей и продолжавшегося употребления неканонических книг, в VII-IX вв. хранители традиции масореты вновь устанавливали точный библейский текст, расположение книг, количество глав и стихов в каждой книге и во всей Библии. Древнееврейская система письма не фиксировала гласных звуков, поэтому необходимость единообразного чтения Танаха потребовала ввода специальных значков для огласовки.
  В III-II вв. до н.э. в Египте был осуществлен перевод Библии на греческий язык. Предание приписывает его семидесяти двум (по шести от каждого колена) старцам, отчего позднее этот перевод получил название Септуагинта (лат. семьдесят). Древнейшие дошедшие до нас манускрипты Септуагинты датируются IV в. В ней содержатся некоторые книги и фрагменты, не вошедшие в иудейский канон; в христианской традиции они публикуются католическими (как второканонические) и православными (как душеполезные) изданиями Библии.
  На  основе Септуагинты был сделан ранний латинский перевод II-III вв., из которого к настоящему времени сохранились отдельные выдержки. Новый перевод на латынь, учитывавший и особенности масоретского списка, был осуществлен в конце IV начале V вв. бл.Иеронимом. С XII в. этот перевод известен под названием Вульгата (лат. народная). В середине XVI в. на Тридентском соборе католической церкви он был признан богооткровенным.
  Ветхий  Завет христианской Библии основан на Танахе, но отличается от него наименованием и порядком расположения ряда книг, заменой имени Бога (Яхве) именем нарицательным
  54
  (Господь), а также особым  «христианским прочтением»  еврейских текстов. 
  Иудаизм религия Слова, а Библия его вероисповедная основа. Она же оказывается важнейшим источником, раскрывающим становление иудейского монотеизма. Священная история, разворачивающаяся в Библии, представляет события из жизни отдельных людей и народа в целом как знаки активного присутствия Бога в человеческой истории. И то, какой Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 37
   Учение (Тора)
Скрижали  Завета
Менора
  Тора  — наиболее авторитетная часть Танаха, запись которой иудейское предание связывает с именем Моисея.
  В синодальных изданиях Русской Библии пять книг, входящих в эту часть, обозначаются согласно христианской традиции — по сюжету или важнейшим особенностям (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие).
  Иудейская Библия сохраняет названия книг Торы по первому значимому слову текста на иврите: Берешит («В начале...»), Веэлле Шемот («И вот имена...»), Вайикра («И воззвал...»), Бамид-бар («В пустыне...»), Элле Хадебарим («Вот слова...»).*
  Главное в Торе — договор бога Яхве с народом, заключение которого является основным элементом развития космического миропорядка.
  * Обращаем внимание, что приведенные в данной лекции цитаты, написание имен и названий из Торы и других текстов Танаха даются не по синодальному изданию, а по русскому переводу принятой в иудаизме редакции Библии (см.: Священные книги Ветхого Завета, переведенные с еврейского языка для употребления евреям. Т.1-2.— Вена, 1877). Это позволяет точнее передать смысл и содержание иудаистической трактовки библейских сюжетов.
  57
  Тора  начинается с рассказов о сотворении мира и человека. При этом важнейшим  для библейской космологии становится предание об Эдемском саде блаженства, где среди прочих деревьев Бог  насадил дерево жизни и дерево познания добра и зла, и где Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 39
  произошло грехопадение первых людей, нарушивших запрет Бога вкушать плоды познания и тем самым преступивших первый договор с Господом.
  К рассказу об изгнанных из рая Адаме и Еве примыкает история их ближайших потомков. Центральное место здесь занимает сюжет о «пастыре овец» Авеле и земледельце Каине (Быт.4:1 -8). В этом же цикле рассказывается о Ламехе, одном из потомков Каина, и его сыновьях — основателе скотоводства Иавале, создателе первых музыкальных инструментов Ювале и первом кузнеце Тувалкаине. Завершается повествование о ближайших потомках первых людей упоминанием об их сыне Сифе, от которого, согласно библейской традиции, происходят все народы. Далее (Быт. 5) перечисляется родословие человечества от Адама, через Сифа, к праведнику Ною, спасаемому Богом от гибели при всемирном потопе.
  Тема  потопа и истребления рода человеческого  известна в мифологиях многих народов  мира. Библейская ее версия подчеркивает, что подобное наказание дано от единого  Бога, а причиной является зло в  помышлениях и делах, которыми люди сопровождают весь свой путь на земле. Кульминацией событий становится установление договора (завета) Бога с Ноем и его  потомством (Быт.9:9-17). Главы о Ное  завершаются рассказом о непочтительном отношении к уснувшему пьяному родителю одного из сыновей — Хама («отца Ханаана»), и проклятии за этот поступок жителей Ханаанской земли, с которыми позднее будут бороться сыны Израиля.
  Родословие  потомства от сыновей Ноя (Быт. 10) показывает распространение народов  по земле после потопа. Приведенный  затем сюжет о «вавилонской башне» и рассеянии народов заканчивает  «всемирно-историческую» линию повествования  Торы.
  Последующее описание более подробного родословия потомков сына Ноя — Сима, направлено к Аврааму, с которого начинается собственно история евреев (и арабов — через Измаила, рожденного Аврааму наложницей Агарью). Предания о родоначальниках Аврааме, Исааке, Иакове раскрывают раннюю историю Израиля через рассказы об их союзе с Богом.
  58
  Аврам — уроженец Ура Халдейского в Южной Месопотамии; то есть его предки были язычниками, жившими за Евфратом. Бог побуждает его покинуть дом отца, сородичей, страну (Быт. 12) и идти в землю, которую он укажет, обещая произвести от Аврама великий народ.
  Повинуясь воле Бога, 75-летний Аврам с женой Сарой и племянником Лотом отправился в Ханаан, где и жил в пустыне главой рода кочевников-скотоводов. Лишь однажды он укрылся на некоторое время от голода в Египте (Быт. 12:10-20). По воз-вращении, после разделения с перешедшим в плодородную Иорданскую окрестность и поселившимся в Содоме Лотом (Быт. 13:1-13), Аврам жил в Ханаане у дубравы Мамре и в среде язычников установил жертвенник Богу. Затем он выступает как герой-воитель, освободивший в походе против четырех восточных царей плененного ими Лота (Быт. 14). Все это время он неоднократно получает благословения и подтверждения милости Бога, договор с которым дополняется новыми подробностями: обещанием многочисленного потомства и земли обетованной во владение. Бог нарекает ему новое имя - Авраам, потому что он будет «отцом множества народов» (Быт. 17:5), заключает с Авраамом «завет вечный» (Быт. 17:7), наследниками которого будут его потомки от Сары (также получившей от Бога новое имя — Сарра). Свидетельством завета установлено обрезание младенцев мужского пола (Быт.17:10-14). Кроме того, Богом предречено рождение наследника завета Исаака.
  В повествовании об Исааке также содержится обетование Бога — исполнить данное Аврааму обещание, в награду за готовность принести в жертву любимого сына (Быт.22). После смерти и погребения Сарры Авраам женил 40-летнего Исаака на своей внучатой племяннице Ревекке.
  Рассказ об Исааке переходит в повествование  о непосредственном предке израильтян Иакове. Уже в утробе матери началось его соперничество с братом-близнецом  Исавом. Продолжившись в дальнейшем, оно вылилось во вражду народов, потомков братьев (идумеев и израильтян). Хитростью и прямым обманом Иаков лишает Исава прав первородства (Быт.25:29-34) и, опасаясь мести, спасается бегством. На пути в Харран, в Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 40
  дом своего дяди, Иаков видит вещий  сон: по лестнице от земли до неба сходили  и восходили ангелы, а Бог, стоящий  на этой лестнице, обещал ему и его  потомкам страну,
  59
  в которой он находился, умножение рода и возвращение обратно в эту землю. (Быт.28:11-22).
  В результате брака с дочерьми Лавана — Рахилью и Лией — и от двух их служанок Иаков становится отцом 12 сыновей и дочери Дины. После рождения Рахилью первого сына — Иосифа, Иаков решил покинуть Месопотамию и вернуться домой. По пути, в одну из ночей, с Иаковом борется Некто, кто так и не смог одолеть его и просил отпустить (Быт.32:24-29). Иаков получил благословение Бога и новое имя — Израиль; «потому что ты боролся с Богом» (Быт.32:29). Еще одно благословение Иаков получил в Вефиле, при утверждении там единобожия и основании жертвенника Богу (Быт.35:1-15).
  Особое  место в преданиях о патриархах занимает рассказ об Иосифе, любимом «сыне Израиля» (Быт.37; 39-50). Здесь раскрывается избранничество Иосифа среди братьев, Божье благоволение и покровительство ему. История Иосифа, полная драматических сюжетов (зависть и месть братьев, продажа в рабство, домогательства жены фараона, наказание в темнице, толкование снов, возвышение при дворе, примирение с братьями), объясняет, почему предки израильтян оказались в Египте. Смертью Иосифа заканчивается книга Бытия.
  Изложенные  в ней предания о патриархах имеют, по всей видимости, фольклорный характер: политическая история сиро-палестинского  региона, насколько об этом можно  судить по месопотамским и египетским источникам, не нашла отражения на библейских страницах. Авраам, Исаак, Иаков  действуют в вымышленной стране и сами являются персонажами мифологизированной легенды. Вопрос о реальном существовании  этих лиц в настоящее время  не может быть разрешен удовлетворительно.
  В повествовании о 12 сыновьях Иакова объединены легендарно-мифологические и исторические элементы, отразившие процесс формирования племенных  групп израильского народа. Сыновья  Иакова — Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон (от Лии); Иосиф и Вениамин (от Рахили); Дан, Неффалим, Гад и Асир (от наложниц) — эпонимы-родоначальники 12 колен израилевых, вошедших затем в племенной союз. Само число 12 носит сакрально-мифологический характер.
  Важнейшая и большая часть Торы — повествование  об исходе евреев из Египта, их странствии по пустыне, обретении Закона и заключении договора с Богом. Менее чем 50-летнему  пе-
  60
  риоду посвящены четыре книги Пятикнижия. В центре событий — Бог, Моисей и народ. Моисей — основатель религии Яхве, законодатель, религиозный наставник, политический вождь еврейских племен времен Исхода.
  Согласно  Библии, Моисей родился в еврейской  семье колена Левия, но воспитывался дочерью фараона (Исх.2). В юности он был необуздан и скор на расправу. Убив египетского надсмотрщика, Моисей бежал из Египта и нашел спасение в доме миди-амитского жреца, на дочери которого женился. Богоявление в несгорающем терновом кусте («неопалимая купина») резко изменило его жизнь: Бог избрал Моисея на служение и открыл ему свое имя — Яхве («Я есмь Сущий» Исх.3:14).
  Долгое  время тайна звучания имени Бога передавалась устно, по старшей линии  первосвященнического рода. С III в. до н.э. оно было полностью табуировано. В текстах, где оно было записано по законам еврейской письменности согласными буквами, произносится Адонай («Господь» в русском переводе согласно Септуагинте). При огласовке библейского текста, произведенного масоретами, священной тетраграмме YHWH были приданы гласные звуки слова Адонай. На этой основе возникло чтение «Иегова» — имя, не существовавшее в древности. Современной наукой принято иное чтение тетраграммы — Яхве. Обычный эпитет Бога Израиля — Яхве цеваот, т.е. Яхве воинств. Через греческое воспроизведение древнееврейского слова «цеваот» возникло широко распространенное сочетание «господь Саваоф».
  Моисею  предстояло стать предводителем  и освободителем народа. В помощь был назначен брат его — Аарон, который позднее станет первосвященником и родоначальником священнической касты. От лица Бога Моисей и Аарон  потребовали у Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 41
  фараона отпустить сынов Израиля из плена. Но фараон не слушает их, так как  сердце его ожесточено Яхве (Исх.7:3-4), и Египет подвергается наказанию десятью «казнями египетскими» (Исх.7-11 ). Предсказания о начале и конце казней, исключение из них израильтян и ряд других чудесных событий раскрыли могущество Бога Израиля. Через Моисея Бог устанавливает Пасху (Исх.12), знаменующую изведение его народа из земли египетской.
  Ключевой  момент истории Исхода — переправа  через Красное море, расступившееся перед израильтянами и поглотившее  войско фараона, когда «увидели Израильтяне  руку великую,
  61
  которую явил Господь над Египтянами; и  народ убоялся Господа, и поверил  Господу и Моисею, рабу Его» (Исх.14:31).
  Достигнув Синая, евреи расположились станом у подножия горы и простояли там в течение года (Исх. 19 - Чис. 10). До этого они знали о завете, но у Синая Бог явил себя им. Здесь он дал через Моисея 10 заповедей (Исх.20:3-17), первая из которых категорически наставляла: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».
  Первые  каменные скрижали, на которых десятословие было записано перстом Божиим, Моисей разбил в гневе, узнав, что в его отсутствие народ поклонялся золотому тельцу (Исх.31:18; 32:19). Жестоко наказав народ, Господь сказал Моисею: «Вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и Я напишу на скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил» (Исх. 34:1). После обновления завета Моисей получил повеление построить скинию (шатер, бывший переносным святилищем), где должен быть помещен ковчег завета, чтобы Бог мог обитать среди своего народа. Скиния была устроена в соответствии подробному описанию, данному Богом (Исх.25-40).
  У Синая было установлено священство и Аарон был назначен для служения. Весь народ был представлен в священническом служении: в память спасения от смерти в Египте первенцы каждого семейства принадлежали Богу. Богом же были установлены жертвы и даны предписания, как их приносить; жертва всесожжения, полностью поглощавшаяся огнем на жертвеннике; мирная жертва, предназначенная, главным образом, для жертвенной еды; жертва за непроизвольный грех, т.е. не бывший преднамеренным вызовом Богу (за священство и общество — тельца, за правителя — козла, за простого человека — горлицу); хлебное приношение и прочие виды жертв. Через соблюдение назначенных праздников осуществлялось напоминание, что Израиль — Божий народ.
  Отметив годовщину освобождения из Египта, евреи продолжили путь к Ханаану, обетованному Богом. В течение странствий по пустыне верность Богу будет не однажды поколеблена и вновь  восстановлена. Бог являл свое покровительство  народу, ропщущему из-за жажды или  голода (Исх. 15-17; Чис. 11, 20-21). Он оберегал Израиль от уничтожения враждебными племенами. Но он и жестоко наказывал за нарушение запре-
  62
  тов: когда посланные в Ханаан через сорок дней вернулись в стан и народ узнал от них, что на земле, где текут молоко и мед, есть большие укрепленные города, а люди сильные и рослые, то возроптали. Двое из посланных, Халев и Осия (сын Навин, переименованный Моисеем в Иисуса), взывали не восставать против Бога. От немедленного истребления свой народ спас Моисей, воззвав к милости Господней (Чис. 14:19). Однако наказание неотвратимо - в землю обетованную войдут только Халев, Иисус Навин и самые молодые; остальным суждено умереть в пустыне, неся наказание за грехи, день за днем в течение сорока лет (Чис. 14:29-34). За прегрешения ведомого им народа, за то, что не явил среди сынов Израиля святости Бога в полной мере (Втор.32:51), и Моисей сможет лишь увидеть Ханаан с горы Нево перед смертью, но не войти в него. Дело жизни Моисей передал Иисусу Навину.
  Проблеме  достоверности истории исхода из Египта посвящена обширная литература. Мнения — от полного доверия изложенным в Торе фактам, до полного отрицания  историчности предания, не имеющего бесспорных внебиблейских свидетельств. Вполне вероятно, что историческая фольклорная традиция (учитывая фантастические и сказочные подробности и повороты сюжета) удерживает отзвук узловых событий в исто-рии народа. Возможно, что в очень древний период евреи осели в низовьях Нила. В Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 42
  середине XVIII в. до н.э. гиксы — группа кочевых азиатских племен, некоторые вожди которых носили семитские имена — завоевали значительную часть Египта. Не исключено, что проникновение израильтян в Египет могло произойти в рамках гиксосского господства, свергнутого египтянами в середине XVI в. до н.э., когда и начинается для еврейских кочевых племен новая жизнь — принудительная работа на очередных властителей. Недовольные, взбунтовавшиеся племена переместились на Синайский полуостров и после долгого кочевья по пустыне вошли в Палестину.
  Несмотря  на отсутствие неоспоримой реконструкции  древнейшей истории Израиля, можно  с достаточной уверенностью утверждать, что квинтэссенция Торы — обретение  Учения богоизбранным народом — в принципе не может быть связана с фиктивным историческим событием.
  Тема  исхода является материализацией идеи договора («завета» в традиционном переводе). В настоящее время известно,
  63
  что заключение священных союзов было общепринятым обычаем на Древнем Востоке. Договор, заключенный между Богом и  Израилем, сходен по форме с хеттскими  и аккадскими аналогами. Вероятно, древнейшая организация жизни израильтян была «обществом союза», т.е. объединением тех, кто вступил в союз с Богом  как со своим сюзереном: израильтяне  обязались хранить верность лишь своему Богу и не служить никакому другому божеству. Верность Яхве есть выполнение договора, т.е. совокупности законов, этических увещеваний, ритуальных установлений.
  Законодательная часть Торы сформирована несколькими  однотипными сводами правовых установлений: это Декалог из 10 заповедей, повторенный  дважды (Исх.20:1-17; Втор.5:6-21); Книга Договора (Исх.20-23); Кодекс святости (Лев. 17-26); Второзаконие и ряд других. Правовой и культовой  регламентации подвергаются различные, хотя и не все сферы общественной и частной жизни. Здесь постановления о рабах, о повреждениях человека, о кражах и возмещениях, о вдовах и сиротах (Исход); установление жертвенного ритуала, законы чистоты и святости, законы о браке и половых отношениях, правила для священников и их семейств, установления о праздниках (Левит); установление городов-убежищ, запрещение перехода земли рода, перечень обязанностей и прав левитов (Числа). Разумеется, что важнейшим является установление единобожия и запрет идолопоклонства. По сути дела, нормативные акты религиозного законодательства получают сакральный статус Учения.
  В драматической истории исхода раскрываются черты народа, с которым Бог  заключил договор. Этот народ в массе  своей слаб и упрям, своеволен  и боязлив. Его богоизбранность в том, что он предназначен Богом для воплощения принципов и цен-ностей, лежащих в основании Торы. Люди, ведомые Яхве и принуждаемые им к исполнению дарованных заповедей, выйдя из египетского рабства, становятся народом, спаянным верой в единого Бога и служением ему. Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 43
Пророки (Небиим)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.